Задания на букву п т. Дифференциация в устной и письменной речи

Шипилова Е.Н., учитель-логопед, МОУ «Каплинская СОШ», Старооскольский р-н Белгородской обл.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
Учить различать п, т в слогах, словах, предложениях, тексте.
Отрабатывать механические навыки движения руки.
Развивать умение согласовывать слова, анализировать предложения, умение образовывать новое слово от исходного.
Развивать зрительный гнозис, мнезис, пространственное представление.
Развивать графические навыки, речь, внимание, мышление, лексику.
Воспитывать бережное отношение к природе, чувство прекрасного, доброту, отзывчивость.
ОБОРУДОВАНИЕ
Индивидуальные зеркала; «чудесный мешочек»; нарисованное облако; цветочная поляна; краски; свечка для написания слов на цветах; пособие на дифференциацию букв п, т; карточки со слогами и буквами; бумажные ленты с названиями сказочных героев; картинки с изображением цветов; предложения на ватмане; индивидуальные перфокарты и карточки с рядами букв; ассоциативные картинки (на какие предметы похожи буквы).
* * *
Организационный момент
Логопед. Здравствуйте, дети. Каждый из вас должен достать из «чудесного мешочка» картинку и назвать сказочного героя, изображенного на ней.
Дети называют, логопед вывешивает бумажные ленты с выделенными буквами п, т:
Доктор Айболит
Гадкий Утенок
Кот в сапогах
Золотая Рыбка
Глупый Мышонок
Золотой Петушок
Спящая Красавица
Красная Шапочка

Посмотрите внимательно и скажите, какие буквы выделены?
Дети. Буквы п, т.
Логопед. Вам надо научиться различать эти буквы на письме в слогах, словах, предложениях. Кто из вас угадает, как зовут сказочного героя, которого я держу?
Дети. Незнайка.
Логопед. Кто написал книгу о Незнайке?
Дети. Н. Носов.
Логопед. Как зовут друзей Незнайки?
Дети. Знайка, Торопыжка, … .
Логопед. Я хочу вас поближе познакомить с Торопыжкой.
Анализ букв
Логопед. Из-за своей торопливости у него не хватало терпения дописывать букве т третью ножку и получалось у т только две ножки. Пишет Торопыжка: «Я хочу конфету». А получалось: «Я хочу конфепу». Все смеялись над ним. Пошел тогда малыш к Знайке и рассказал про свою беду. А Знайка спрашивает: «Какую букву ты напишешь в начале слова “три”?» «Т», – отвечает Торопыжка. «Так вот запомни, – говорит Знайка, – что у буквы т – три ножки. Слово “три” поможет тебе не ошибиться и не путать букву т с буквой п, у которой только пара ножек. Помни об этом и перестань торопиться!»
Среди вас тоже есть ученики, которые путают п и т. Поэтому сегодня выполним ряд заданий, помогающих различать эти буквы. Посмотрите на них и назовите основное отличие.
Дети. Буква т состоит из трех элементов, а п – из двух.
Логопед. Чем они похожи?
Дети. При написании повторяется первый элемент.
Логопед. На какие предметы похожи п, т? (Показывает ассоциативные картинки.)
Дети отвечают.
Пропишите пальчиком на столе, а потом в воздухе буквы п, т.
Дети выполняют.
А теперь я продиктую цифры, которые нужно записать в тетрадь. Вспомните, сколько элементов у букв т и п? Под каждой записанной цифрой подпишите ту букву, которая имеет данное число элементов.
Дети выполняют.
Следующее задание выполним с картонными карточками. На них написан ряд букв. Снимите кальку и наложите контур на нужную букву.
Дети выполняют.
Давайте вспомним, сколько ножек у п и т. На картинках найдите эти буквы и запишите из названий цветов только буквы п, т.
Дети выполняют графический диктант.
Артикуляционная
гимнастика
Логопед. В индивидуальных зеркалах вы увидите, как произносятся звуки [п], [т]. Где находится язык при произнесении звука [т]?
Дети. За верхними зубами.
Логопед. А какая помеха встречается при произнесении звука [п]?
Дети. Губы.
Логопед. Правильно. Нам встречается преграда в виде зубов и губ. Мы не можем пропеть их голосом, значит оба звука будут согласными. Если мы приложим к горлышку руку, то сможем определить звонкие они или глухие.
Мозговая гимнастика
Логопед. Ребята, а какой из наших «дежурных» звуков встречается в названии этого цветка? (Показывает картинку – одуванчик.) Наших звуков здесь нет. Но этот цветок поможет выполнить упражнение на дыхание: сделайте глубокий вдох и сдуйте пушинки.
Дети выполняют 5 раз.
Мы так сильно дули, что поднялся ветер и похолодало. Давайте наденем «Шапочки»: сверху вниз – надели, снизу вверх – сняли.
Дети заворачивают ушки 5-
7 раз.
Шапочку сняли. Голова устала, опустите ее на грудь, поверните влево-вправо.
Дети выполняют упражнение «Часики» 5-7 раз.
Поднимите правую руку и потрите шею, затем левую руку и потрите затылок.
Работа со слогом
Логопед. Пока мы проводили разминку, друзья Незнайки решили пригласить всех в свой город. Там очень много цветов, поэтому они назвали свой город …
Дети. Цветочным.
Логопед. Малыши этого города очень любят цветы.
А кому из вас нравятся цветы? Кто знает, как ухаживать за ними?
Дети. Нужно поливать, пропалывать, подвязывать высокие кусты, чтобы не поломались, удобрять землю.
Логопед. Молодцы, правильно. Кто расскажет, как надо относиться к цветам, растущим в поле, лесу, на лугу?
Дети. Не топтать, не рвать большие букеты.
Логопед. Как называются цветы, растущие в лесу, на лугу, в поле?
Дети. Лесные, луговые, полевые.
Логопед. Надо бережно относиться к цветам и ко всем растениям вообще, чтобы во-круг нас было красиво, чисто; от этого зависят наше настроение и здоровье. Поэтому малыши в цветочном городе такие добрые и отзывчивые. Я хочу для жителей цветочного города совершить маленькое чудо. Вот перед вами раскинулась цветочная поляна (показывает карточки), но некоторые цветы на ней бесцветны. Давайте превратим их в яркие и красивые.
Один ребенок раскрашивает цветок в правом верхнем углу.
Как ты думаешь, как он называется?
Ребенок. Василек.
Логопед. Каким цветом ты его раскрасил?
Ребенок. Синим.
Логопед. Посмотрите, и правда произошло чудо – на цветке появилась надпись. Что это за слово?
Дети. Слог.
Логопед. Этот цветок подсказывает нам, что надо выполнить несколько заданий со слогом. Я заметила, что Незнайка прячет слоги, которые надо вставить в эти кармашки. (На кармашках написаны буквы п, т.)
Выполним следующее задание с перфокартами. Внизу под слогами подпишите количество элементов, составляющих буквы п, т, т.е. цифры 2 и 3. Проверьте их, вытащив листочки из перфокарт. Если мои и ваши цифры совпадут, то все выполнено правильно.
Дети выполняют.
Вы отлично справились с заданием, поэтому можно раскрасить следующий цветок – тюльпан. Где он находится?
Ребенок. В левом нижнем углу.
Логопед. Что написано на тюльпане?
Ребенок. Слово.
Работа со словом
Логопед. Этот цветочек указывает на задания, которые надо выполнить со словами. Первое написано на доске. Там, вместо двух палочек вставим букву.., а вместо трех – … Прочитайте слова, запишите их.
Дети выполняют.
Следующее задание выполните самостоятельно. Подберите п, т и подставьте в данные слова, записав их. Давайте проверим.
Дети выполняют.
Правильно, молодцы. А теперь поможем распуститься самому большому цветку – желтой ромашке. Где она находится?
Дети. В нижнем правом углу.
Логопед. А какое слово появилось?
Дети. Словосочетание.
Работа со словосочетанием
Логопед. Что такое словосочетание?
Дети отвечают.
Составьте его, подставляя нужную букву. От правильности выбора зависит смысл словосочетания.
Тяжелая пустая
(п-т)ачка (п-т)ара
старая танцевальная
А теперь под диктовку запишите словосочетание, подчеркните п, т.
Капитан флота.
Топтал траву.
Отпустил погулять.
Плетеные лапти.
Дети выполняют.
Следующий ребенок раскрасит цветок, который находится в ряду колокольчиков. Где этот ряд? В какой цвет красят колокольчики? Где находится нераскрашенный цветок?
Дети. Посередине.
Логопед. Какое слово появилось?
Дети. Предложение.
Работа с предложением
Логопед. Прочитайте предложение и подставьте слово, подходящее по смыслу.

Теплоход приходит в (порт – торт).
Мало (толка – полка) от лентяя.

Как понять эту пословицу? Не зря говорят: «Труд кормит, а лень портит». Запишите эту пословицу в тетрадь, подчеркните п, т.
Дети выполняют.
А теперь ваша задача прочитать предложения, которые написаны в столбик. Нужно подчеркнуть на доске все буквы п и т.
Следующий цветок находится в нижнем ряду. Он растет в тропиках. Какое слово появилось?
Дети. Текст.
Работа с текстом
Логопед. Из текста выпишите слова в три столбика: п; т; п, т.
Сплошной стеной стоит лес. Застыли стройные пальмы. На ветках сидят пестрые попугаи. Прячутся в траве пауки. Прыгают по веткам обезьяны.
Следующий текст запишите графически, выписав только «дежурные» буквы.
По лопухам, по крапиве, по всякой зеленой траве рассыпались белые лепестки: отцветает черемуха. Зато расцвела бузина и под нею внизу земляника. Некоторые бутоны ландышей тоже раскрылись. Подросший овес зелеными солдатиками стоит по черному полю.
Упражнения на релаксацию
Логопед. Дети, вы проделали большую работу, поэтому сейчас мы отдохнем, представив себе, что лежим на цветочной поляне и смотрим в небо. (Вывешивает белое облако.)
Будто я лежу на травке,
На зеленой, мягкой травке.
Греет солнышко сейчас,
Руки теплые у нас.
Дышится легко, ровно,
глубоко.
Итог занятия
Логопед. Сегодня вы изучали буквы п, т, их отличия и сходство. Спасибо вам за помощь. Урок закончен. До свидания.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выполнила учитель-логопед МБОУ ЦПК Каримова Наталья Викторовна Дифференциация букв П-Т

Попугай в ажурной клетке Песню пел своей соседке. Повторил мой голосочек, Посмеялись мы разочек. Тигр- это та же кошка, Только дикая немножко. Те же уши, тот же хвост, Только чуть повыше рост. Какой звук повторяется в начале каждой строки?

Пиши правильно

Пиши правильно

Буква П Буква Т Дифференциация букв П-Т

Различай количество элементов

Губы Зубы Язык Голосовые связки П Пь Смыкаются Смыкаются сильнее Разомкнуты Лежит внизу Не работают Т Ть Разомкнуты Разомкнуты Язык за верхними зубами, работает кончик. Язык напряжен. Не работают Положение органов артикуляции

ПА- ТА- ПА ПО-ПУ- ТУ ТИ- ПИ- ТИ ИТ- ИП- УТ ЫТ- АТ- ОТ ЕП-ОП-АП Прочитайте слоговые таблицы

2а-3а 3у-2у-3у и2-и3 2и-3и 2е-3е-2е а3-а2 2у-3у 3ы-2а-3у о3-о2-ы3 Расшифруйте и запишите слоги

III ворог сиро II салю III II авлин зака III II ира III ла II ка с III анок III анец II о III III ол II а гало II жел III ок II ла III ок II о III олок кру II па с III епи III ор III Игра «Разведчики»

Вел.. нец.. лец кру.. ..кси.. мара.. ракан ПА ТА..рус..мятник.. поротник.. релка.. буретка.. ня.. ша Вставьте слоги «ПА» или «ТА» и прочитайте слова

Т П П Т Определи место звука в слове

П Т Т Т Определи место звука в слове

ПТ Т П Определи место звука в слове

Оло -но -ос-ель Ка- ок -е-ух Са-ог -ас -ила -ос- авил -о- емнел Вставьте буквы П или Т

Дерево трячет корни в земле, Искры паятся в зеленой золе, В желуде стелом стряпан дубок, В понкой скорлутке стряпан желпок. Что перепутал Зайчишка?

На крапиве, как на плитке, Вскипятили чай улитки. Заходи чайку напиться, Кто крапивы не боится. Физкультминутка

ПБРЮОГДЧЮГТБОРДВГДЫБЮЙР ДЗЕЯЖДЗЩЕЗЛИЕЛДЛЖКЕЖ Зачеркните все буквы, которые встречаются в строке 3 раза, и соедини оставшиеся.

получилось Почтовый ящик Молодец! Проверь себя

Над столом висит (толка, полка). Гадкий Утенок (стал, спал) прекрасной птицей. Теплоход приходит в (торт, порт). Вите подарили (порт, торт). Мало (толка, полка) от лентяев. Спиши предложения, выбрав из скобок слова по смыслу

Помоги медведям достроить мостики

Пот Степь Ступал Тряпки Теплица Замени п на т

Топ Спеть Спутал Прятки Петлица Проверь себя

молоток – молопок Стички – спички Капушка – катушка Капля – катля Тотугай - попугай Найди правильно написанное слово

Молодцы! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект + презентация логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии. Дифференциация букв П и Т; 4 класс

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7473987","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"...

Желамская О.В.
учитель-логопед, г.Псков, МБОУ

Тема: Дифференциация букв п – т.

Образовательные:

Автоматизировать графомоторный навык написания букв п – т в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Дифференцировать буквы п-т на письме.

Коррекционные:

Отрабатывать пространственно-временные представления.

Развивать зрительный гнозис и мнезис.

Развивать фонематический анализ и синтез.

Развивать внимание, мышление, память.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать навык самоконтроля.

Пополнять активный словарь.

Переводить слова из пассивного словарного запаса в активный словарь.

Воспитательные:

Воспитывать положительную учебную мотивацию, желание посещать логопедические занятия.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, раздаточные

карточки с заданиями, разрезные элементы букв, цветные

карандаши, ручка, простой карандаш, зеркала, тетради,

цветные карточки с буквами, карточки для звуко-буквенного

анализа слов, салфетки, клей, солнышки, тучки.

Ход занятия.

I Организационный момент.

1. Дети рассаживаются на свои места согласно карточкам на столах (первая буква его имени).

2. Артикуляционная гимнастика. («Внуки»)

II Основная часть.

1. Сообщение темы и цели занятия.

Прочитайте про себя стихотворения, затем вслух. Какая буква повторяется в начале каждой строчки. (слайд 1)

Сегодня на занятии мы будем говорить о буквах п-т и их написании.

2. Артикуляционный уклад.

Произнесите звуки п-т ещё раз, что вы заметили? (Звук [п] – “взрываются ” губы. Звук [т] – язык упирается в зубы).

Какими буквами эти звуки обозначаются на письме? Посмотрите как они пишутся (слайд 2,3).

3. Графический образ букв.

Из каких элементов состоят эти буквы, сколько элементов?

Сконструируйте из элементов буквы нашего занятия.

4. Работа в тетради.

Откройте тетради, запишите число. Пропишите целую строчку чередование букв п-т. Слайд 4.

5. Чтение слогов.

Прочитайте слоги (обычные, зашифрованные) Слайд 5,6.

6. Работа в тетради.

Я предлагаю вам сыграть в очень интересную игру, называется она разведчики. Я зашифровала слова с буквами нашего урока, попробуйте, догадаться какие слова я записала. Игра «Разведчики». (Задание на карточках)

IIIворог сироII салюIII

IIавлин закаIII IIираIII

лаIIка сIIIанок IIIанец

IIоIII IIIолIIа галоII

желIIIок IIлаIIIок IIоIIIолок

круIIпа IIIеIIлица IIоIIIоII

Физкультминутка.

7. Работа с карточками.

Соедини схемы слов и картинки. Слайд7.

п п т т т п т т п т

8. Дифференциация П-Т в словах. Работа со слайдом8.

Вставьте слог ПА или ТА, прочтите получившиеся слова.

Физкультминутка для глаз.

9. Составление слов. (слайд 9)

«Белые кораблики»

10. Дифференциация П-Т в предложениях. (Работа с карточками.)

Прочитайте предложения. Подчеркните подходящие по смыслу слова.

* Над столом висит (толка, полка).

* Гадкий Утёнок (спал, стал) прекрасным лебедем.

* Мультипаром переправил пассажиров в (торт, порт).

* Папа принёс детям вкусный (порт, торт).

Назовите слова, значение которых вам было не понятно. (Даётся толкование непонятных слов.)

11. Работа с деформированным предложением.

Составьте из данных слов предложения, запишите их в тетрадь.

1. крова3ь, НикиIIIа, уIIIром, за2равляе3.

2. IIрочиIIIал, Ан3он, 2овес3ь.

3. Сёс3ры, IIIаня, и, Ка3я.

III Заключительная часть.

1. Итог занятия.

О каких буквах говорили сегодня на занятии?

Сколько элементов и буквы П? Покажите на пальчиках.

Сколько элементов у буквы Т? Покажите.

2. Рефлексия.

У вас на столах лежат солнышки и капельки. Кому было сегодня всё понятно, и легко вложите в тетрадь солнышко, у кого были какие-то затруднения, вложите капельку.

3. Оценка деятельности детей.

Зинаида Приведенцева
Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]. Коррекция акустической дисграфии»

Цели :

1. Коррекционно-образовательные :

Различение звуков [б – п] на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях;

Уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными;

Закрепление навыков звукового анализа и синтеза ;

Профилактика буквенных замен;

2. Коррекционно-развивающие :

Развитие координации речи с движением;

Развитие внимания, памяти, воображения и мышления;

Развитие мелкой моторики;

Развитие фонематического восприятия.

3. Коррекционно-воспитательные :

Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Развитие дисциплинированности, закрепление уважительного отношения к сверстнику, совершенствование умения выслушивать сверстника.

Задача : дифференциация звуков [б - п] на слух , в произношении в слогах, словах и предложениях.

Оборудование : предметные картинки (бочка - почка, тетради, ручки, карандаши, таблички с цифрами (1,2, массажные коврики, ребусы, индивидуальные карточки для работы.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Психогимнастика.

Логопед : - Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие .

Артикуляционная гимнастика : «Окошко» - «Оскал» - «Трубочка» - «Улыбочка» .

Логопед : - Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? А время года? Почему вы так решили? Давайте запишем сегодняшнее число в тетради.

Но прежде чем приступить к выполнению нашего письменного задания выполним пальчиковую гимнастику «Полянка»

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки.

И катались по траве,

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,

Но напрыгались, устали.

Мимо змеи проползали,

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха мать.

Дети прыгают, всеми пальцами по коврику.

Прокатывают ладони от оснований к кончикам пальцев.

Допрыгивают и ложатся ладонями на коврик.

Ползут ладонями, как змеи.

Гладят коврик ладонями поочередно.

Шла медведица спросонок,

А за нею медвежонок.

А потом пришли детишки,

Принесли в портфелях книжки. Переступают ребром ладони как косолапый мишка.

Идут вторыми и третьим пальцами. Сжимают и разжимают кулачки.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия .

Логопед : - Ребята отгадайте, пожалуйста, мои загадки.

Смастерили из досок

И надели поясок.

И хранит посуда эта

С грядки собранное лето.

(бочка)

На ветках -

Плотный комочек.

В нём дремлет

Зеленый листочек.

(почка)

Ребята, вы догадались что это? Правильно это бочка и почка!

Какими звуками отличаются эти слова?

Какие это звуки ? (согласные, твердые, парные по глухости – звонкости.) .

Давайте, сравним произношение звука [б] и звука [п] , в чем сходство и различие при произношении этих звуков (контроль артикуляции изолированных звуков ) .

Б – согласный (воздушная струя не выходит свободно, встречает преграду в виде губ, твердый, звонкий (тактильно-вибрационный контроль, губной.

Б’ - согласный, мягкий, звонкий, губной.

П – согласный (воздушная струя не выходит свободно, встречает преграду в виде губ, твердый, глухой (рука на горлышке-горлышко не дрожит, губной (активно участвуют губы) .

П’ - согласный, глухой, мягкий, губной.

Логопед : Сегодня на занятии мы будем различать звуки Б- Б’ , П- П’, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

2. Развитие фонематического восприятия.

Логопед : Отгадайте загадки и запишите из отгадок только тот слог, в котором слышится звук занятия .

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

А он взял и улетел.

(Бабочка)

На малину налетели,

Поклевать ее хотели

А увидели урода -

И скорее с огорода.

(Пугало)

Посадили зернышко,

Вырастили солнышко.

(Подсолнух) Что на сковороду налью

И вчетверо сверну?

(Блины)

3. Развитие логического мышления.

Логопед : Отгадайте ребусы и запишите отгаданные слова, укажите наличие звуков занятия . (Бабочка, порт, бак) .

4. Дифференциация звуков Б - Б’ , П - П’ в словах.

Логопед : «Подружите» слова с буквами Б - П.

ЗА__ОР __О__ЕЛКА

О__ЛАВОК ХЛО__ОК

5. Физминутка.

Шёл по берегу петух

Подскользнулся, в речку – бух!

Будет знать петух, что впредь

Надо под ноги смотреть.

Шаги с раскачиванием в стороны, руки за спиной.

Круговое движение руками, присесть.

Ритмичный подъём, погрозить пальцем.

Наклон вперед.

6. Самостоятельная работа.

Логопед : Вставьте пропущенные буквы Б или П в словах.

1. …ок, …ол, су, зу…ы, …лины, за…ор, …елка, та…очки, …ольшой, …удка, ка…ли, хло…ок, …латок, …лузка, …альто, …антик, то…ор, о…ои.

2. …а…очка, …о…лавок, …о…елка, …о…ольше, …о…утный, …о…еда, …о…оище, …о…итый, …о…ороть, …оку…ка.

Ответы :

1. Бок, пол, суп, зубы, блины, забор, белка, тапочки, большой, будка, капли, хлопок, платок, блузка, пальто, бантик, топор, обои.

2. Бабочка, поплавок, побелка, побольше, попутный, победа, побоище, побитый, побороть, покупка.

7. Игры со звуками [б – п] .

«Поймайте звук [п] или звук [б] »

Логопед : - Ребята вы должны хлопнуть в ладоши один раз если услышите звук [п] и два раза если услышите звук [б] . Слушайте внимательно!

Лампа, полка, бумага, палец, багаж, альбом, толпа, собака, балет, балет, лопата, шуба, палка, бочка, почка, парус, капкан, барабан, плакат, платок, будильник, забота, сапоги, посуда, работа, пилот, боец, пирог, брошка, пуговица.

«Цифровой ряд»

Битва, балалайка, бобры, бомба, буран, барбарис, броня, барабанщик.

Теперь посчитайте звук [п] в словах и поднимите соответствующую цифру.

Папа, прапорщик, пила, панама, пупсик, попытка, капкан, тапочки.

«Путаница»

Логопед : - Запишите в три столбика : в первый – только со звуком [п] , во второй - только со звуком [б] , а в третий – со звуками [б – п] . Подчеркните П одной чертой, Б – двумя чертами.

Пломба, пират, проба, лампа, письмо, колбаса, облака, поляна, порог, баран, палуба, пароход, баржа, забор, автобус, собор, полка, брак, пакет, пробор, прибор, беседа, просьба, просить, благодарить, будить, пробуждаться, плакать, заплатка, бежать, побежать, победа, беда, пакет, блузка, пальто, платок, букашка, поблагодарить.

«Слоговая мозаика»

Логопед : - Сейчас я раздам вам карточки, в них пропущены слоги «ПА» или «БА» . Вам необходимо правильно вставить эти слоги и записать получившиеся слова.

Ры…., тру…., тро…., Лю…., ….ран, ….латка, ….лец, ло….та, при….вил, за…ва, …гаж, ….нан, ….рта, ….лата, ры….лка.

«ПО» - «БО»

…ты, …ка, …жар, …лото, …ле, ….вар, …лёт, …шёл, …нёс, …гас, ра…та, са…ги, …лел, за…та, …бер, за…ры.

8. Работа с предложениями.

Логопед : Закончите предложения, вставив нужные слова по смыслу.

палка- балка

Старушка опирается на … .

Крыша опирается на … .

бочка - почка

Капусту вытащили из … .

Листья появились из … .

забор - запор

Вокруг дома сделали новый … .

У калитки хороший … .

забыть - запить

Ссору надо … .

Лекарство надо …. .

блещут - плещут

В синем небе звезды … .

В синем море волны …. .

Логопед : Внимательно прочитайте предложения. Найдите в них ошибки.

1. Черепаха ползла по песку.

2. У малыша появился первый зуп.

3. Боря сам постирал свою рупашку.

4. У Полины красивая юпка.

9. Работа с текстом.

Логопед : Спишите. Подчеркните буквы П-Б.

Наш дом большой и красивый. На первом этаже дома магазин. В магазине продают одежду, обувь. У подъезда дома растут тополя и берёзы. Вокруг дома ребята посадили много цветов. Из окон дома видна большая площадь. Мы очень любим наш дом.

III. Подведение итогов.

Какие звуки мы сегодня повторяли?

Чем они похожи? Чем различаются?

Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за занятие .

Окт 15

Цель: Дифференциация рукописных букв п – т на письме.

Задачи:

Образовательные:

Учить различать звуки [П-Т], буквы п – т на письме.

Научить конструировать и реконструировать буквы п, т.

Закреплять знания учащихся об ударении, закреплять навык постановки ударения.

Коррекционные:

Развитие временных отношений, зрительно-пространственных восприятия, представлений и ориентировки.

Развитие зрительного гнозиса и мнезиса.

Развитие конструктивной деятельности.

Развитие языкового, фонематического анализа и синтеза.

Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности.

Развивать орфографическую зоркость.

Развитие умения составлять словосочетания.

Развивать диафрагмальное дыхание.

Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мыслительных процессов.

Развитие аналитическо-синтетической деятельности.

Развитие общей и мелкой моторики рук.

Развитие мышечных ощущений, воображения и чувств.

Тренировка в направлении и задержании внимания на собственных ощущениях.

Воспитательные:

Развитие навыка самоконтроля и самостоятельности.

Воспитание умения слушать и слышать друг друга.

Воспитание вежливого отношения к товарищу.

Оборудование: шнурочки для конструирования; предметные картинки; цифровая линейка; карточки с буквами п – т; слоговые таблицы.

Конспект логопедического занятия с использованием компьютерной презентации .

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Здравствуйте. Мне очень приятно видеть вас сегодня на нашем занятии.

Сядет тот, кто правильно прочитает то, что записано на его карточке.

II. Основная часть.

Сегодня мы будем выполнять много разных и интересных заданий и упражнений. Главная наша задача – научиться определять сходства и различия рукописных букв п и т .

1. Зрительный анализ букв т и п . Определение их сходства и различия.

Посмотрите и скажите: сколько «ног» у буквы т ? у буквы п ?

Чем похожи эти буквы? (Одинаковые элементы)

Чем различаются? (Написанием одного элемента – 1 палочки)

2. Конструирование букв п и т .

(У каждого ученика на парте лежит конверт с элементами букв п и т вперемежку).

Инструкция: Сконструируйте из элементов букву, услышав соответствующий звук в словах: туман, пила, парус, тарелка. (На партах учеников – т, п, п, т)

3. Дифференциация букв п – т в слогах.

  • Чтение слоговой таблицы.

  • Игра «Волшебный ластик».

Однажды в гости к буквам пришел волшебный ластик и стёр в буквах п и т перекладины. Посмотрите, что получилось. Прочитайте слоги, опираясь на количество ножек букв.

Восстановите перекладины в слогах и запишите все слоги.

В тетради у детей: пу, та, пат, пу, ты, пя, пот, та, тет, пё

Какое слово спряталось в слогах? (пот.)

4. Дифференциация букв п – т в словах.

  • Сравнение слов по написанию и смыслу.

В начале урока для того, чтобы сесть, вы читали своё слово на карточке. Вспомните, кто какое слово читал. (Ответы детей: тачка, пачка, точка, почка, пушка)

Давайте посмотрим, как может измениться смысл слова, если не дописать одну палочку у буквы “т ”.

На доске карточка “тачка” .

Объясните значение слова. (Учитель убирает один элемент у слова “тачка” )

Какое слово получилось? (“Пачка”) .

Объясните значение слова.

Точно также сравниваются слова “точка”, “почка”.

Вывод: Вот видите, ребята, как важно не допускать ошибки при написании буквы п и т .

Запись слов в тетрадь.

Образец: тачка – пачка, точка – почка

  • Игра «Шпионы».

- Прочитайте слова, используя ключ шифра.

Запишите слова в тетрадь.

В тетради у детей: Желток, павлин, творог, крупа, сироп, закат, сапог, станок, платок, толпа, пират, потолок, торт, аптека, портфель.

  • Классификация слов по наличию букв п – т.

Назовите картинку. Определите, какой звук произносится, и какую букву п или т нужно писать.

Запишите слова в два столбика.

  • Определение места букв п – т в слове.

- Определите место букв п и т в словах с помощью цифровой линейки.

У каждого ученика индивидуальные цифровые линейки и карточки с прописными буквами п-т.

Предметные картинки: топор, лопата, петух, тапки, лапти.

5. Дифференциация букв п – т в предложениях.

  • Формирование навыка понимания прочитанного.

Прочитайте предложения, выбрав из скобок подходящие по смыслу слова.

Над столом висит (толка, полка).

Гадкий Утёнок (спал, стал) лебедем.

Теплоход приходит в (торт, порт).

Мише подарили (порт, торт).

От лентяев мало (полка, толка).

  • Работа с деформированными предложениями.

Составь из слов предложения. Запиши предложения, вставляя буквы п или т .

Наташи, у, #ё#лые, #а#ки.

#одме#ае#, Таня, #ол.
ка#ок, иду#, на, де#и.
ку#ил, па#а, #ор#.

III . Итог занятия.

Вспомните слова, которые вы слышали на уроке. Назовите слова, в которых есть одновременно звук [п ] и [т ].

Чему учились сегодня на занятии?

Как различать при написании буквы п и т?



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!