Загадки истории - Распутин: жизнь и смерть. Об оклеветанной анне вырубовой

В 1907 году Руднев был награждён японским орденом Восходящего солнца - в знак признания героизма русских моряков, став одним из первых русских (и вообще европейцев), получившим этот орден.

Биография

Семья

Всеволод Фёдорович Руднев родился 19 (31) августа 1855 года в семье дворян Тульской губернии. Местом его рождения стал город-крепость Динамюнде (ныне Даугавгрива, микрорайон города Риги в Латвии), в котором его отец служил командиром Рижской брандвахты.

Его предки с 1616 года владели небольшим имением у деревни Яцкой Ясенецкого стана Венёвского уезда (ныне Новомосковский район Тульской области). Предком Всеволода Фёдоровича был рядовой матрос Семён Руднев, отличившийся в бою под Азовом и за храбрость получивший по указу Петра Первого офицерский чин.

Отец Всеволода Фёдоровича Фёдор Николаевич Руднев был героем русско-турецкой войны 1828-1829 годов, участвовал в сражениях на Черном, Средиземном и Адриатическом морях, в блокаде Дарданелл и Константинополя. В 1857 году он вышел в отставку с чином капитана 1-го ранга и жил на пенсию с семьей в деревне Яцкой Тульской губернии, в небольшом флигеле.

Мать Всеволода Фёдоровича, Александра Петровна, после смерти мужа в 1864 году переехала с детьми в город Любань Петербургской губернии, где определила сына в местную гимназию.

Учёба и служба

15 сентября 1872 года, успешно выдержав экзамены, В. Ф. Руднев поступил в Петербурге в Морское училище, единственное в то время учебное заведение в России, готовившее офицеров Военно-Морского Флота. По распоряжению управляющего морским министерством Всеволод Руднев в честь боевых заслуг его отца, покойного капитана 1-го ранга Ф. Н. Руднева был принят на казенное обеспечение.

С 1 мая 1873 года В. Ф. Руднев зачисляется на действительную службу. В 1873-1875 годов в летние месяцы ходит в учебные плавания по Балтийскому морю. 1 мая 1876 года его производят в старшие унтер-офицеры. Блестяще выдержав выпускные экзамены и получив Нахимовскую премию, В. Ф. Руднев 1 мая 1876 года был произведен в гардемарины. Молодой моряк получает назначение на учебный фрегат "Петропавловск", и с 18 мая 1876 года по 25 августа 1877 года находится в заграничном учебном плавании. Это был первый дальний поход, во время которого приходилось выполнять обязанности рядового матроса, нести офицерскую вахту, на практике осваивать морское дело.

Командир "Петропавловска" в итоге дает гардемарину отличную аттестацию, и 30 августа 1877 года Всеволод Фёдорович Руднев получает первый офицерский чин мичмана, а в сентябре назначается на годичные курсы во флотскую стрелковую роту, куда направлялись лучшие молодые офицеры.

16 апреля 1880 года приказом главного командира Кронштадтского порта мичман Всеволод Фёдорович Руднев отправляется в новое заграничное плавание. Он назначается на крейсер "Африка", направлявшийся на Дальний Восток, а затем совершивший кругосветное плавание.

6 октября 1880 года Всеволод Фёдорович становится командиром 7-й роты экипажа крейсера, а затем назначается старшим артиллерийским офицером корабля, с производством 1 января 1882 года в лейтенанты. По возвращении из плавания ему была объявлена благодарность и вручен орден. Об этом поучительном и трудном плавании Всеволод Фёдорович рассказал в дальнейшем в своей книге "Кругосветное путешествие крейсера "Африка" в 1880-1883 гг." (Спб., 1909).

В 1884 и 1885 годах В. Ф. Руднев находится в плаваниях по Балтийскому морю, в 1886 году - в заграничном плавании, а в 1887 году - снова на Балтике. В 1888 году Российский флот получил первый паровой военный транспорт «Пётр Великий». Привести его из Франции, где он был построен для России, в Кронштадт было поручено Рудневу.

В этом же году Всеволод Фёдорович Руднев женится на Марии Николаевне Шван, дочери героя обороны Севастополя капитана 1-го ранга Н. К. Швана.

С 1 августа 1889 года он снова отправляется в заграничное плавание на крейсере "Адмирал Корнилов", в январе 1890 года участвует в маневрах Тихоокеанского флота, становится старшим офицером корабля и 4 декабря 1890 года возвращается в Кронштадт. В 1891 году В. Ф. Руднев командует миноносцем "Котлин", портовым пароходом "Работник", а затем назначается старшим офицером броненосца "Гап-гут".

28 марта 1893 года В. Ф. Руднев получает чин капитана 2-го ранга, а в декабре назначается старшим офицером эскадренного броненосца "Император Николай I", который шёл на соединение с отрядом русских кораблей в Грецию. На броненосце "Император Николай I" держал свой флаг контр-адмирал С. О. Макаров, командовавший Средиземноморской эскадрой. После года пребывания в водах Греции броненосец уходит в кругосветное плавание (с 1 января по 9 декабря 1895 года). По завершении кругосветного плавания В. Ф. Руднев прибывает в Кронштадт, где назначается командиром броненосца береговой обороны "Адмирал Грейг", а позже - миноносца "Выборг".

В декабре 1897 года В. Ф. Руднев назначается командиром канонерской лодки "Гремящий", которая 1 марта 1898 года уходит в кругосветное плавание, длившееся по 15 мая 1899 года. Это было первое самостоятельное кругосветное плавание Руднева на сравнительно небольшом корабле, и он провел его успешно. 31 августа 1899 года В. Ф. Руднев назначается командиром броненосца береговой обороны "Чародейка". В начале июня 1900 года он принял в городе Эльбипге (Германия) построенный для России эскадренный миноносец "Скат" и, несмотря на плохую погоду и неисправность компаса, благополучно привел его в Кронштадт.

В 1900 году В. Ф. Руднев становится старшим помощником командира порта в Порт - Артуре, где размещалась база 1-й Тихоокеанской эскадры, составлявшей основные силы Русского флота на Дальнем Востоке. И хотя назначение не пришлось Рудневу по душе, он энергично включился в работу. При его участии в Порт-Артуре был перестроен и расширен сухой док, проводились дноуглубительные работы на внутреннем рейде, порт был полностью электрифицирован, укреплялась береговая оборона. В декабре 1901 года В. Ф. Руднев был произведен в капитаны 1-го ранга.

Весной 1902 года во время холерной эпидемии Руднев, как член городской санитарной комиссии и санитарный попечитель участка морского ведомства, принимает энергичные меры, в результате которых эпидемия была быстро ликвидирована. С июля 1902 года Руднев по совместительству исполняет обязанности помощника директора лоции и маяков Желтого моря и активно участвует в гидрографических исследованиях, в результате которых были внесены поправки в лоцию и карты.

Командир крейсера "Варяг"

В декабре 1902 года приказом по морскому министерству В. Ф. Руднев был назначен командиром крейсера "Варяг" . К этому времени он приобрел большой опыт морской службы, проходил ее в общей сложности на семнадцати кораблях, из которых командовал девятью, бывал в кругосветных плаваниях и дальних походах.

крейсер "Варяг" по тем временам считался одним из лучших кораблей русского флота. Вместе с тем крейсер "Варяг" имел ряд серьезных недостатков. По существу, это был экспериментальный корабль с рядом непроверенных технических новшеств. Построенный на американском заводе фирмы "В. Крамп и К°" в Филадельфии по заказу русского адмиралтейства, он в 1899 году был спущен на воду, в 1901 году вошел в строй русского флота и прибыл в Кронштадт.

25 февраля 1902 года "Варяг" вошел в состав Порт-Артурской эскадры. В. Ф. Руднев вступил в командование крейсером 1 марта 1903 года.

В декабре 1903 г. крейсер «Варяг» по приказу царского наместника на Дальнем Востоке генерал-адмирала Е. И. Алексеева был направлен из базы русского флота в Порт-Артуре в нейтральный корейский порт Чемульпо для охраны русской дипломатической миссии в столице Кореи Сеуле и выполнения обязанностей старшего стационера на рейде. В подчинение В. Ф. Руднева также поступил другой русский корабль – канонерская лодка «Кореец».

Последний бой "Варяга"

26 января 1904 года японская эскадра из шести крейсеров и восьми миноносцев подошла к заливу Чемульпо и остановилась на внешнем рейде. На внутреннем рейде в это время находились русские корабли - крейсер "Варяг", мореходная канонерская лодка "Кореец" и товарно-пассажирский пароход "Сунгари", а также иностранные военные корабли - английский крейсер Talbot, французский Pascal, итальянский Elba и американская канонерская лодка Vicksburg.

Рано утром 27 января (9 февраля) 1904 года, в первый день Русско-японской войны 1904-1905 годов, Крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», были блокированы японской эскадрой на нейтральном рейде в порту Чемульпо.

Контр-адмирал Уриу направил командирам находившихся в Чемульпо военных кораблей нейтральных стран послания с просьбой покинуть рейд в связи с возможными действиями против «Варяга» и «Корейца». В. Ф. Руднев принимает решение прорываться из залива. Он объявил экипажу, что Япония начала военные действия против России: "Безусловно, - сказал он, - мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никакого вопроса о сдаче не может быть. Мы не сдадим ни кораблей, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте свои обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю..." В ответ прогремело дружное троекратное "Ура!", все заняли свои боевые места.

В неравном бою на рейде Чемульпо с превосходящими силами врага командир «Варяга» действовал решительно, личным примером воодушевлял экипаж крейсера. Под ураганным огнем противника матросы и офицеры, проявляя чудеса храбрости, вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробоины, тушили пожары. В. Ф. Руднев, раненный в голову и контуженный, продолжал руководить боем.

Русским морякам удалось потопить японский миноносец и повредить три крейсера. «Варяг», получив ряд пробоин, возвратился к якорной стоянке в Чемульпо чтобы сделать необходимый ремонт и снова идти на прорыв. Но оценив подавляющее превосходство противника и полученные крейсером повреждения В. Ф. Руднев отдает приказ затопить «Варяг» и взорвать «Кореец», чтобы они не достались врагу. Командир "Варяга" В. Ф. Руднев последним покинул борт своего корабля.

Моряки «Варяга» и «Корейца» несколькими эшелонами вернулись на родину через нейтральные порты. Дома им устроили достойную встречу. Командир корабля и офицеры были награждены орденом св. Георгия 4-й степени, нижние чины - Георгиевскими крестами IV степени. Капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев, помимо ордена, получил чин флигель-адъютанта.

Окончание службы и последние годы жизни

10 июня 1904 года В. Ф. Руднев был назначен командиром 14-го флотского экипажа и строившегося в Петербурге эскадренного броненосца "Андрей Первозванный".

В ноябре 1905 года Руднев отказался принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа. Последствием этого было увольнение его в отставку с производством в контр-адмиралы.

В 1907 году японский император Муцухито в знак признания героизма русских моряков направил В. Ф. Рудневу орден Восходящего солнца II степени. Руднев, хотя и принял орден, никогда его не надевал.

Последние годы Всеволод Фёдорович жил в Тульской губернии в своей усадьбе в деревне Мышенки Алексинского уезда (сейчас Заокский район).

7 (20) июля 1913 года В. Ф. Руднев умер (в возрасте 57 лет). Похоронен возле церкви Казанской Богоматери соседнего села Савино Заокского района Тульской области.

Дальнейшая судьба семьи Руднева

Рудневы воспитали троих сыновей - Николая, Георгия и Пантелеймона. В 1916 году Мария Николаевна, вдова Всеволода Фёдоровича, продала имение и переехала в Тулу вместе с двумя младшими детьми. В 1917 году к ним в Тулу приехал жить и старший сын с женой. Позже они переехали к родственникам в Севастополь. Когда гражданская война стала подходить к концу, Мария Николаевна с сыновьями эмигрировала в Югославию. Позже они переехали во Францию.

После окончания Второй мировой войны в 1958 году старший сын Николай Всеволодович вернулся с семьёй на родину, где и прожил до самой смерти в 1963 году. Средний сын Георгий эмигрировал в Венесуэлу. Младший остался жить во Франции.

Николай Всеволодович передал в областной краеведческий музей значительную часть личных вещей своего отца, которые затем были переданы в музей В. Ф. Руднева в селе Савино.

Руднев и филателия

Всеволод Фёдорович Руднев был крупным филателистом. Он занялся филателией ещё в 1870-е годы в Петербурге. Отправляясь в 1880 году в кругосветное путешествие на крейсере «Африка», он использовал любую возможность для приобретения марок. В. Ф. Руднев собрал значительную коллекцию, содержавшую немало редкостей, в том числе «Голубой Маврикий». К сожалению, дальнейшая судьба его коллекции не известна. По одной версии, она погибла в 1904 году, когда был затоплен «Варяг», по другой - часть её была завещана Севастопольскому военно-морскому музею. Есть факты, что сын адмирала Н. В. Руднев, сам филателист, унаследовал коллекцию отца.

В Советском Союзе и России выходили следующие филателистические материалы памяти знаменитого контр-адмирала и боевого корабля, которым он командовал:

25 марта 1958 года в СССР была выпущена почтовая марка (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 2135), посвящённая В. Ф. Рудневу (художник - И. Дубасов).

22 ноября 1972 года в СССР вышла серия почтовых марок, посвящённая истории отечественного флота. На марку номиналом в 3 копейки художником В. Завьяловым помещено изображение крейсера «Варяг» (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 4182).

7 февраля 2002 года в России был выпущен художественный маркированный конверт из серии «Флот России» с изображением крейсера «Варяг».

Память о Всеволоде Фёдоровиче Рудневе и крейсере «Варяг»

Через 50 лет после подвига у Чемульпо оставшиеся в живых моряки «Варяга» были созваны распоряжением правительства Советского Союза в Москве на торжества по этому случаю. Н. Г. Кузнецов, главком, адмирал флота, вручил пятнадцати героям медали «За отвагу». Позднее ещё 139 ветеранов с «Варяга» и «Корейца» правительство наградило орденами и медалями.

30 сентября 1956 года в Туле был открыт памятник командиру легендарного крейсера «Варяг» В. Ф. Рудневу.

9 февраля 2000 года в деревне Русятино Заокского района Тульской области был открыт музей контр-адмирала В. Ф. Руднева, созданный научными сотрудниками Тульского областного краеведческого музея при содействии Центрального военно-морского музея, а также офицеров облвоенкомата.

К 100-летию подвига крейсера «Варяг» 9 февраля 2004 года в селе Савино в специально построенном здании был открыт новый музей В. Ф. Руднева, филиал ГУК ТО «Объединение „Тульский областной историко-архитектурный и литературный музеи“».

23 февраля 2012 г. Указом губернатора Тульской области от 23 февраля 2012 года № 12 Рудневу Всеволоду Федоровичу за выдающиеся заслуги перед страной, героизм и самоотверженность присвоено почетное звание «Почетный гражданин Тульской области» (посмертно).

В Москве есть улица Адмирала Руднева.

В Липецке есть переулок Руднева.

В Новомосковске Тульской области на ул. Комсомольская есть памятник Рудневу. В День Военно-Морского Флота возлагаются цветы.

Во Владивостоке есть улица Руднева.

В Хабаровске есть улица Руднева.

В Японском море в заливе Петра Великого есть бухта Руднева и одноимённый посёлок на её берегу.

Образ в искусстве и медиа (книги, кино, сериалы, музыка, игры и т.п.)

Подвиг экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» вдохновил создателей нескольких песен. Но известность получили только две. Первая - «Варяг» («Плещут холодные волны…»; музыка Ф. Богородского, стихи Я. Репнинского). Вторая - самая популярная - «Врагу не сдаётся наш гордый „Варяг“» («Наверх, вы, товарищи, все по местам…»; музыка А. С. Турищева, стихи Рудольфа Грейнца в переводе с немецкого Евгении Студенской).

В 1946 году в СССР был снят фильм «Крейсер „Варяг“».

Литература и источники

Труды В. Ф. Руднева

Руднев В. Ф. Бой «Варяга» у Чемульпо 27-го января 1904 года. - СПб.: тип. Т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1907. - 24 с + 2 вкл. л. ил. То же: Репр. воспр. изд. 1907 г. - Тула: Гриф и К, 2003. - 24 с. (Воспоминания написаны от третьего лица и подкрепляются выдержками из различных боевых донесений.)

Руднев В. Ф. Кругосветное плавание крейсера «Африка» в 1880-1883 годах. - СПб.: тип. Т-ва п.ф. «Электро-тип. Н. Я. Стойковой», 1909 [на обл. 1912]. - 169 с.

Словари и энциклопедии

Руднев Всеволод Фёдорович // Сов. ист. энцикл. - М, 1969. - Т.12. - Стб. 243-244.

Руднев Всеволод Фёдорович // БСЭ.- 3-е изд. - М., 1977. - Т.22. - С. 349-350.

Руднев Всеволод Фёдорович // Сов. военная энцикл. - М., 1979. - Т.7. - С. 156.

Руднев Всеволод Фёдорович // Тульский биогр. слов. - Тула, 1996. - Т.2. - С. 145-146. - Библиогр. в конце ст.

Другие источники

Боть В. И. Командир легендарного крейсера: Всеволод Федорович Руднев (1855-1913) // Гордость земли Тульской. - Тула, 1982. - Т. 1. - С. 221-228.

Боть В. И. Наш земляк В. Ф. Руднев // Под сенью Муз. - 1995. - № 8. - С. 3.

Боть В. И. Героический подвиг крейсера «Варяг» // Тульские епархиальные ведомости. - 2004. - № 1. - С. 2.

Надеждин С. Командир легендарного крейсера // Заокский вестник - 2000. - 18, 21, 25 июля; 4, 8, 15, 18, 22 авг.

Руднев Н. В. Командир легендарного крейсера: [Ист.-биогр. очерк о жизни и деятельности контр-адмирала В. Ф. Руднева, командира крейсера «Варяг»]. - Тула: Кн. изд-во, 1960. - 247 с.: ил.

Чернов Ю. И. Капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев и бой крейсера «Варяг» 27 января 1904 г. // Щит Отечества: Сб. материалов межрегион. военно-ист. конф. «Вооруженные силы России и Тула». - Тула, 1996. - С. 23-26. - Библиогр. в примеч.

Чернов Ю. И. В. Ф. Руднев и подвиг крейсера «Варяг»: (по воспомин. участника боя Д. Я. Белоусова) // Военно-морские силы России и Тульский край: Сб. материалов науч. конф. - Тула, 1997. - С. 37-43.

Шикман А. П. Руднев Всеволод Фёдорович // Деятели отечественной истории:Биогр. слов.-справ. / А. П. Шикман - М, 1997. - Кн. 2. - С. 231-232.

Иванов В. В. К 100-летию Русско-японской войны 1904-1905 гг. Боевые награды российских героев войны 1904-1905 гг.

Публикации, посвящённые увековечиванию памяти «Варяга»

100 лет подвигу «Варяга»: Сенсационные находки подводной экспедиции телеканала «Россия» // Военно-ист. журн.- 2004. - № 4. - С. 44.

Бессмертный «Варяг» / Подгот. С. Макин // Наука и религия. - 2004. - № 3. - С. 26-30: ил.

Большаков В. Не сдается наш гордый «Варяг» // Тул. известия. - 2001. - 3 февр. (О поисковой работе по восстановлению истории рода Рудневых; о В. Ф. Рудневе, о памятнике ему в д. Яцкой Новомосковского р-на, где находилось родовое имение Рудневых.)

Уклеин В. Н. У могилы легендарного командора // От Тулы до Поленова: О зодчестве и зодчих / В. Н. Уклеин. - Тула, 1981. - С.78-80.

Библиография

130 лет со дня рождения (1855-1913) В. Ф. Руднева // Тульский край. Памятные даты на 1985 год: Указ. лит. - Тула, 1985. - С. 22. - Библиогр.: 7 назв.

Боть В. И. 135 лет со дня рождения (1855) В. Ф. Руднева // Тульский край. Памятные даты на 1990 год: Указ. лит. - Тула, 1989. - Библиогр.: с. 33-34.

Боть В. И. 100 лет (1904) героическому подвигу крейсера «Варяг» // Тульский край. Памятные даты на 2004 год. - Тула, 2003. - С.73-78. - Библиогр.: 34 назв.

Попович В. А. Кипящее море под нами: К 100 летию героической гибели крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». // Советская Россия. - 2004. - 15 янв. - С. 12-15

В. Ф. Руднев - контр-адмирал, командир легендарного крейсера «Варяг»: (К 110-летию со дня рождения) // Календарь знаменательных и памятных дат по Тульской области на 1965 год. - Тула, 1965. - С.48-49, фото. - Библиогр.: 7 назв.

Есть у нас такая национальная забава. Периодически перекрашивать исторических персонажей то в чёрный, то в белый цвет. Обычно это происходит с некоторым опозданием вслед за качнувшимся в стране политическим маятником. Только что прошедший на телевидении сериал о Григории Распутине в очередной раз это подтвердил.

Помните «Агонию» Элема Климова 1974 года? Тот Распутин с Петренко в главной роли был выкрашен в чёрный цвет. Хотя, надо отдать должное Климову, он и не скрывал, что это фильм-гротеск, фильм-фарс. Нынешний Распутин в исполнении Машкова — белый. Но гротеском тут и не пахнет. В старом фильме главным фоном были разнузданные оргии выдающегося проходимца, в новом — милосердие и чудотворчество «святого старца». Точно не считал, но по количеству чудес герой сериала, похоже, превзошёл все новозаветные чудеса вместе взятые. А чтобы не возникло неуместных параллелей, скажем, с Кашпировским, каждое чудо сопровождается появлением на экране солнечного света с небес.

Алексей Петренко в роли Григория Распутина. Фото: Кадр из фильма

Это, конечно, лишь субъективная оценка рядового зрителя, я не кинокритик. Что же до святости Григория Ефимовича, с этим тем более пусть разбирается РПЦ. Впрочем, похоже, уже разобрались. Как сказано в одном из документов Архиерейского собора: «Как могло в нём соединиться несоединимое — поистине сатанинское буйство и молитва? Очевидно, противоборство этих двух начал происходило в его душе годами, но в итоге тёмное всё же одолело». Поэтому и будем говорить исключительно об истории и источниках, которые легли в основу сценария.

Как поясняют сами авторы сериала, они опирались на воспоминания следователя Руднева (в фильме он, правда, сменил национальность и фамилию, став обрусевшим немцем Свиттеном ). Действительно, товарищ прокурора Екатеринославского окружного суда Владимир Михайлович Руднев делом Распутина по поручению Временного правительства занимался. Верно и то, что он пришёл совсем не к тем выводам, на которые рассчитывали заказчики. Временному правительству нужен был «чёрный» Распутин: развратник, сектант («хлыст»), мошенник, а главное, немецкий агент влияния, пробравшийся в царскую семью. А Руднев, покопавшись в истории Распутина, пришёл к выводу, что он — «белый».

Правда, авторы сценария, если не ошибаюсь, читали не протоколы допросов (они остались на территории уже подконтрольной большевикам), а лишь воспоминания самого Руднева. А это не одно и то же. Пусть даже подлинность его записки и засвидетельствовали чины Добровольческой армии в Екатеринодаре в марте 1919 года.

Использовали авторы фильма и мемуары фрейлины императрицы Анны Вырубовой , очень близкого к Распутину человека. Причём, как особо подчёркивают авторы, они работали с воспоминаниями подлинными, а не фальшивыми, на которые десятилетиями ссылались многие, писавшие о Распутине. И это правда. Не понятно только, откуда такая убеждённость, что подлинные воспоминания Вырубовой обязательно содержат подлинные факты. Если Руднев — следователь, то страстная поклонница Распутина — Анна Вырубова — его адвокат. Собственно, в этом и заключается главная слабость большинства известных нам фильмов и книг о Распутине. Присяжному заседателю, то есть зрителю или читателю, всё время кого-нибудь не хватает: то прокурора, то адвоката. Между тем работа следствия всегда нуждается в тщательной проверке.

Вот и Руднев не есть истина в последней инстанции. Читаем: «Когда же вошла г. Вырубова, то меня сразу поразило особое выражение её глаз: выражение это было полно неземной кротости». Согласитесь, язык не следователя, а скорее, поэта-романтика. Руднев категорически отвергает всякую причастность Вырубовой к политической интриге в силу её простодушия, «вследствие чисто женского отношения ко всем тем политическим событиям, о которых мне приходилось с ней беседовать».

Но Вырубову допрашивал не один Руднев. И протоколы свидетельствуют, что она не раз весьма хитроумно пыталась уйти от неприятных вопросов, а то и попросту лгала. А перед арестом предусмотрительно сожгла письма и записки, связанные с Распутиным и царской семьёй. То есть отнюдь не была простушкой. Она старалась выглядеть такой, а это совсем другое дело. И попался на этот спектакль не только Руднев. Цитирую Александра Блока , читавшего её показания: «Она врёт по-детски». Предположим даже, что «по-детски», но ведь врёт!

И подобных нестыковок между запиской Руднева и другими свидетельствами слишком много. Любой непредвзятый судья в подобных обстоятельствах направляет дело на доследование. Хотя, разумеется, авторы фильма не судьи и имеют полное право на свою версию. Главное, чтобы зритель не забывал: это лишь версия. К тому же и время для объективного «доследования» давно упущено. Восстановить полную правду о Распутине не удастся никому. Слишком много противоречивых свидетельств, которые невозможно уже проверить, слишком много слухов. Даже документы при желании можно интерпретировать и так, и эдак. А уж слухи…

Конечно же, среди врагов Распутина было немало интриганов, политиканов, тех, кому он лично навредил, да и просто завистников. Но были и другие: умные и порядочные люди, привыкшие полагаться не на светские или уличные сплетни, а на проверенную информацию. К тому же противники «старца» отнюдь не являются единым целым: здесь и Столыпин, и английское посольство, и Пуришкевич, и православное духовенство. Многие, очень многие были уверены, что Распутин — зло.

Тот, кто мог, пытался образумить императора, но тщетно. Если даже на какое-то время Николай II и отдалял Распутина, то затем быстро приближал «старца» снова. В 1911 году Пётр Столыпин представил государю убедительные, с его точки зрения, доказательства вреда, который наносит Распутин России. Однако в ответ услышал: «Быть может, всё, что вы мне говорите, — правда. Но я прошу вас никогда больше мне о Распутине не говорить. Я всё равно сделать ничего не могу». Было даже коллективное письмо императору от царской родни, подписанное среди прочих и его матерью. И это не сработало. Объяснение на поверхности: Распутин помогал больному наследнику. А это для царской семьи было важнее всего.

Считать, что все противники Распутина не правы, а правы лишь Руднев и Вырубова, по меньшей мере, наивно. Обвинение в причастности Распутина к хлыстам толком не было ни доказано, ни снято. Пьяные оргии «старца» неоднократно фиксировались полицией. Руднев, правда, выносит за скобки участие в них дам из высшего света, но сам факт загулов вынужден подтвердить и он: «Амурные похождения Распутина не выходят из рамок ночных оргий с девицами лёгкого поведения и шансонетными певицами, а также иногда и с некоторыми из его просительниц». Лоббирование Распутиным интересов в том числе и откровенных прохиндеев отрицать тоже бессмысленно. И здесь Руднев выносит за скобки политику, но не отрицает, что на этом сомнительном протекционизме «старец» зарабатывал немалые деньги. Которые (и это тоже правда) тратил не только на поездки в кабаки к цыганам, но и на благотворительность. Верно и то, что Распутин предупреждал царя об опасности войны. Однако причём здесь чудеса? То же предсказывали магнат Блох, полицейский Дурново и марксист Ленин — люди далеко не святые. Вот и разбирайся тут, каким был Распутин: чёрным, белым или в полосочку.

Наконец, Распутин пал жертвой не только своих поступков, но и обстоятельств. Они разные: исторические, политические, да и просто житейские. Отмечу лишь одно из них. Я уже писал, что главным в жизни для Николая II была семья. А для Александры Фёдоровны мир вообще часто сужался до проблем «маленького» — наследника престола. К тому же тот факт, что гемофилию он получил в наследство от матери, накладывал на отношение императрицы к сыну особый эмоционально-болезненный отпечаток. А в результате вышло, что для Николая Александровича и Александры Фёдоровны семья и в первую очередь сын оказались важнее России. Осудить легко, но сначала предлагаю прикинуть, какой выбор сделали бы вы сами. Правда, у лидера нации особые обязательства перед страной. И если он с этим грузом не справляется, значит, плохой лидер.

Как бы то ни было, многие русские люди этот выбор — в пользу семьи и во вред России — остро ощущали. И не прощали. Если к полукровке Александре Фёдоровне, в чьих жилах текла не только немецкая кровь, но и кровь Марии Стюарт , во время войны накрепко приклеился ярлык «германской пособницы», то как было избежать ненависти далеко не безгрешному Распутину, обласканному царской семьёй? Вот и выходит: в том, что судьбы «старца» и семьи Николая II оказались трагически переплетены, нет никакой мистики. Скорее, есть закономерность.

На сегодня Распутин — бренд, причём это не столько торговая марка, сколько клеймо: есть водка и пиво «Распутин», есть сигареты, есть эротический мужской журнал и клуб, ресторан. Всё это следы, оставленные «чёрным» Распутиным. Появится ли теперь бренд «белого» Распутина (с рекламным лицом харизматичного Машкова), увидим.

Года четыре назад Эдуард Володарский дал мне почитать первый вариант «Распутина». И у нас с продюсером «Марс Медиа» Рубеном Дишдишяном состоялся разговор, во время которого я сказал: «Начинать такое кино без актера невозможно. Если вам удастся вытащить из Америки Володю Машкова, тогда можно пробовать».

Пока на закрытии Московского международного кинофестиваля показывали французскую картину «Распутин » с Жераром Депардье , в Санкт-Петербурге продолжались съемки российской телеистории с таким же названием. В роли Григория Распутина вместо Депардье предстает Владимир Машков , в режиссерском кресле находится любитель исторического материала Андрей Малюков , сценарий числится за Эдуардом Володарским и Ильей Тилькиным , продюсер - Рубен Дишдишян .

На протяжении восьми серий следователь Генрих Николаевич Свиттен (Андрей Смоляков) ведет допросы свидетелей по делу убийства Распутина. У тех, кто был знаком с этим «малограмотным сибирским мужиком с темным прошлым», сумевшим подчинить своему влиянию двор и царскую семью (Ингеборга Дапкунайте и Валерий Дегтярь), есть собственные версии относительно его удивительной «карьеры». Одни старца называют волшебником и целителем, другие - шпионом, третьи - любовником императрицы. Наконец, Свиттена поражают воспоминания главного фигуранта дела - Феликса Юсупова (Владимир Кошевой), который утверждает, что старик обладал «сверхъестественной силой, какую можно встретить лишь раз в сотню лет».

Снимают российского «Распутина» с размахом и пиететом. На площадке дежурит исторический консультант Павел Корнаков, который отслеживает все, начиная с правильности костюма и заканчивая точностью в соблюдении этикета. В основе сценария лежат достоверные воспоминания современников Распутина, в том числе реальный отчет следователя Руднева, ставшего прототипом героя Свиттена. Съемочной площадкой пока выступает Санкт-Петербург. В «Распутине» можно будет увидеть канал Грибоедова, Дворцовую площадь, Стрелку Васильевского острова и интерьеры знаменитых дворцов. Затем кинематографисты переедут в Новгород и там будут снимать эпизоды сибирской жизни Распутина. После перерыва в несколько месяцев, в январе 2014-го, процесс завершится досъемкой зимней натуры. На телевизионных экранах «Распутин» появится не раньше осени будущего года.

В эксклюзивном интервью режиссер Андрей Малюков рассказал, почему кинематографистов так привлекает личность Распутина, каким «великий старец» предстанет в его картине и как долго искали актера на главную роль.

Как вы думаете, почему в последнее время настолько возрос интерес к персоне Григория Распутина? Сначала французы сняли фильм с Жераром Депардье, теперь вы с Владимиром Машковым, а на подходе американцы с Леонардо ДиКаприо .

Мы не знаем, существовали или нет Калиостро, граф Дракула. Кто-то говорит, что да, кто-то утверждает, что все это вымысел. А Григорий Распутин - реальная историческая фигура. При этом вроде было о нем известно все: и где родился, и сколько лет было, и как прожил, и как убили. Но в то же время ничего не известно. Доказать какой-то постулат, мол, это было именно так, невозможно. Поэтому многое приходится принимать на веру. Знаете сколько о Распутине написано? Тонны! Всего не перечитать! Что любопытно, каждый пишет про какого-то другого человека. Сличить, идентифицировать невозможно. Он загадка, и поэтому к нему такой интерес. Сейчас спроси кого-нибудь за пределами нашей страны: «„Кто такой Распутин?“ Да как же! Вон ресторан! Вон магазин!» Очень популярная фигура. И, кстати, этот интерес появился не сейчас. Про него много уже снято, а будет еще больше.

В свое время «Агония» меня потрясла. После нее сильное послевкусие. Это мощнейший, страстный, яростный фильм, потрясающая актерская работа Алексея Петренко. Но Элем делал картину в совершенно конкретную историческую эпоху и не мог ее снять иначе. А как это раскрывается? Все, что сопряжено с императором и его окружением, нельзя хвалить ни при каких условиях. И Климов пытался через Распутина компенсировать недосказанность в отношении императора. Кстати, впоследствии Алексей Петренко всенародно покаялся за то, что так сыграл эту роль. В своем фильме я постараюсь по страсти не особенно проигрывать «Агонии», но в то же время быть объективным. Очень важно, с какими руками, глазами и сердцем берешься за эту тему. Важно не потерять все, что дает материал, но и не пережать в какую-то определенную сторону.

С каким сердцем беретесь вы?

Прошу прощения, что сам себе здесь противоречу, но мне интересно посмотреть на Распутина с точки зрения правды. Ведь получилось так, что при жизни про него чего только не насочиняли! И произошло это по одной простой причине: высказать всероссийскому императору все, что хотелось, было невозможно, это преследовалось уголовно. Поэтому накопившееся, всю эту черноту и грязь, выливали на Распутина, потому что на него можно. Когда же начинаешь перебирать, как бусинки, факты, выясняется, что ничего из придуманного о «великом старце» и в помине не было.

В российской истории фигура со знаком плюс - это Ломоносов. Пришел парнем откуда-то с севера и достиг неимоверных высот. Но он не занимался политикой, поэтому его не трогали. А вот с Григорием Ефимовичем иначе. Он тоже пришел из Сибири, из села Покровского, из тех нефтяных мест, откуда произрастает сегодняшнее богатство нашей казны. И он тоже не хотел заниматься политикой, просто его поступки приписывались к политике. Да, у него существовало много двойников - людей, выдававших себя за Распутина. И они что-то там такое натворили. Но про самого Распутина ничего подобного не известно. И если отшелушить и оставить в чистом остатке то, что он реально сделал, выясняется, что это был человек, искренне болевший за Российскую империю, за царя, за царицу, категорически выступавший против войны, считая, что в России всего достаточно, что это великая, могучая и огромная страна. Вот его посыл. А тем, кому хотелось войны, тем, кто ненавидел Россию, не любил императора и императрицу, он казался исчадием ада. А по сухому остатку это был человек с большим знаком плюс. И с такой трагической судьбой…

В российской истории фигура со знаком плюс - это Ломоносов

Значит ли это, что в своей картине вы хотите развенчать все мифы, существующие о Распутине?

Мифов было безумное количество, и каждый из них опирался на свою доказательную базу. Чтобы развенчать все их, потребуется много времени, наших восьми серий не хватит. Да и мы перед собой не ставим такую задачу. Наша история распадается на две параллельные линии - на Распутина и следователя Свиттена, которому Керенский поручает разобраться в убийстве старца и найти доказательства всех его «грехов». Но за время расследования этого уголовного преступления Свиттен от ярой ненависти к Григорию Ефимовичу приходит к тому, что требует от Керенского привлечь убийц к суду. Ему не удается найти ничего такого, что он мог бы положить в обвинение Распутину.

Следователь Свиттен - вымышленный персонаж?

Да, мы его придумали целиком и полностью. Точнее, его придумал Эдик Володарский, а когда его не стало, нам пришлось доводить сценарий до конца. Но надо сказать, что у Свиттена есть прототип, реальная историческая персона.

Какими документами при подготовке сценария вы пользовались? Может быть, удалось найти какие-то уникальные источники?

Документов много, и они все известны. И есть историки, которые этим занимаются, и мы с ними общаемся. На нашей площадке постоянно находится исторический консультант. Также есть человек, который консультирует нас с точки зрения православия. И это очень важно, поскольку к фигуре Распутина у церкви, точнее, у ее иерархов, непростое отношение. Среди отдельных священнослужителей, с которыми мне доводилось общаться, он вызывает большую, глубокую и искреннюю симпатию. Но это в народе, а на официальном уроне все иначе. Может быть, благодаря нашему фильму как-то удастся эту ситуацию изменить.

Изменилось ли ваше отношение к персоне Распутина за время работы над фильмом?

состоялся разговор, во время которого я сказал: «Начинать такое кино без актера невозможно. Если вам удастся вытащить из Америки Володю Машкова , тогда можно пробовать» . Я все время в работе, знаю нашу актерскую братию и понимаю, что не так много людей, которые могли бы такое сыграть. И про Машкова сразу подумал.

Володя сегодняшний и тогдашний - это два разных Машкова

Продюсеру удалось Володю вытащить в Москву, и мы снова встретились в кабинете у Рубена. Машков заинтересовался ролью, а сейчас просто горит ей. Я на него иногда с осторожностью смотрю. Он шутит: «Во мне подселенец» . Энергия, которая из него исходит, велика, и, к счастью, она передается в кадр. «Распутин» - уже третья моя картина с Володей, мы друг друга знаем и, надеюсь, чувствуем. Помню, я был уже маститым режиссером, когда пришел в институт и увидел его в студенческой работе. И должен сказать, что с тех пор он сильно развился и продвинулся вперед. Володя сегодняшний и тогдашний - это два разных Машкова. Он постигает профессию до конца, вычерпывает до донышка. Не могу поклясться, что у нас с ним бесконфликтная жизнь. Бывает, что спорим, ссоримся, орем друг на друга. Но потом, оторвавшись, продолжаем работать гармонично.

Впрочем, у нас все актеры в «Распутине» превосходные: Катя Климова , которая играет Вырубову (Анна Вырубова была фрейлиной и ближайшей подругой Александры Федоровны и горячей почитательницей Распутина - Прим. КиноПоиска ), Ингеборга Дапкунайте - царица Александра Федоровна. Катя тоже снимается во всех моих картинах, я ее как талисманчик с собой таскаю. Про Ингеборгу думал, рассчитывал, надеялся - и случилось. В «Распутине» главной проблемой как раз оказалось желание свести всех наших замечательных актеров на одной площадке. Но нам удалось и это.

В начале XX века Анна Танеева-Вырубова, как и , оказалась в самом центре масонской клеветнической кампании по дискредитации русской монархии, Царицы Александры Федоровны и Царя Николая II. А после революции 1917 года ненавистниками Царской власти был окончательно сформирован клеветнической миф о «прогнившей монархии», «распутстве Распутина» и его «корыстолюбивой и любвеобильной подруге» Вырубовой, которой якобы владела еще и страсть к власти.
Однако на сегодня документально известно, что специальными комиссиями было проведено несколько официальных медицинских освидетельствований Танеевой-Вырубовой, которые констатировали одно и то же: Анна Александровна девственница. И уже при ее жизни стало ясно, что утверждение об её интимных связях с Распутиным – клевета.

Что же касается корыстолюбия и мнимых миллионов, накопленных Вырубовой, то надо сказать следующее. Сбежав от советской власти в Финляндию, она получала отказ в выдаче финского гражданства из-за отсутствия достаточных средств к существованию. А получив гражданство, жила в Финляндии весьма скромно, почти нищенствовала. Не было у нее никаких накопленных миллионов, полученных якобы за свои ходатайства о тех или иных людях перед Царём Николаем II. А значит, не было у нее и движимого корыстью влияния на Царицу Александру Федоровну.

Вот как характеризовал Анну Александровну товарищ Обер-прокурора Святого Синода князь Н.Д. Жевахов: ««Войдя в лоно Православия, Императрица прониклась не только буквою, но и духом его, и, будучи верующей протестанткой, привыкшей относится к религии с уважением, выполняла её требования не так, как окружающие её люди, любившие только «поговорить о Боге», но не признававшие за собою никаких обязательств, налагаемых религией. Исключение составляла только Анна Александровна Вырубова, несчастно сложившаяся личная жизнь которой рано познакомила её с теми нечеловеческими страданиями, какие заставили её искать помощи только у Бога».

Отметим, что Жевахов здесь говорит о страданиях, которые претерпевала Танеева-Вырубова, после страшной железнодорожной катастрофы. Эта катастрофа практически убила ее и только молитвы старца Григория Распутина воскресили Анну Александровну к жизни. Старец Григорий свершил тогда чудо, которое потрясло всех очевидцев. Однако Вырубова навсегда осталась инвалидкой и была вынуждена претерпевать сильные боли.

«Жизнь А. А. Вырубовой, — пишет далее князь Жевахов, — была поистине жизнью мученицы, и нужно знать хотя бы одну страницу этой жизни, чтобы понять психологию её глубокой веры в Бога и то, почему только в общении с Богом А. А. Вырубова находила смысл и содержание своей глубоко несчастной жизни. И когда я слышу осуждения А. А. Вырубовой со стороны тех, кто, не зная её, повторяет гнусную клевету, созданную даже не личными её врагами, а врагами России и христианства, лучшей представительницей которого была А. А. Вырубова, то я удивляюсь не столько человеческой злобе, сколько человеческому недомыслию…

Императрица ознакомилась с духовным обликом А. А. Вырубовой, когда узнала, с каким мужеством она переносила свои страдания, скрывая их даже от родителей. Когда увидела её одинокую борьбу с человеческой злобой и пороком, то между Нею и А. А. Вырубовой возникла та духовная связь, которая становилась тем больше, чем больше А. А. Вырубова выделялась на общем фоне самодовольной, чопорной, ни во что не верующей знати. Бесконечно добрая, детски доверчивая, чистая, не знающая ни хитрости, ни лукавства, поражающая своей чрезвычайной искренностью, кротостью и смирением, нигде и ни в чём не подозревающая умысла, считающая себя обязанной идти навстречу каждой просьбе, А. А. Вырубова, подобно Императрице, делила своё время между Церковью и подвигами любви к ближнему, далёкая от мысли, что может сделаться жертвою обмана и злобы дурных людей».

По сути, князь Жевахов рассказал нам о жизни праведницы, Божией угодницы.

В свое время Следователь Николай Руднев, возглавлял один из отделов учреждённой Временным правительством Керенского чрезвычайной комиссии. Отдел назывался «Обследование деятельности тёмных сил» и расследовал, кроме прочих, дела Григория Распутина и Анны Вырубовой. Руднев честно и непредвзято вел расследование и пришел к выводу, что материалы против Распутина были клеветой. А по поводу Анны Вырубовой он написал следующее:

«Много наслышавшись об исключительном влиянии Вырубовой при Дворе и об отношениях её с Распутиным, сведения о которых помещались в нашей прессе и циркулировали в обществе, я шёл на допрос к Вырубовой в Петропавловскую крепость, откровенно говоря, настроенный к ней враждебно. Это недружелюбное чувство не оставляло меня и в канцелярии Петропавловской крепости, вплоть до появления Вырубовой под конвоем двух солдат. Когда же вошла г-жа Вырубова, меня сразу поразило особое выражение её глаз: выражение это было полно неземной кротости. Это первое благоприятное впечатление в дальнейших беседах моих с нею вполне подтвердилось.

Мои предположения о нравственных качествах г-жи Вырубовой, вынесенные из продолжительных бесед с нею в Петропавловской крепости, в арестантском помещении и, наконец, в Зимнем дворце, куда она являлась по моим вызовам, вполне подтверждались проявлением ею чисто христианского всепрощения в отношении тех, от кого ей много пришлось пережить в стенах Петропавловской крепости. И здесь необходимо отметить, что об этих издевательствах над г-жой Вырубовой со стороны крепостной стражи я узнал не от неё, а от г-жи Танеевой. Только лишь после этого г-жа Вырубова подтвердила всё, сказанное матерью, с удивительным спокойствием и незлобивостью заявив: «Они не виноваты, не ведают бо, что творят». По правде сказать, эти печальные эпизоды издевательства над личностью Вырубовой тюремной стражи, выражавшиеся в форме ПЛЕВАНИЯ В ЛИЦО, СНИМАНИЯ С НЕЁ ОДЕЖДЫ И БЕЛЬЯ, СОПРОВОЖДАЕМОЕ БИТЬЁМ ПО ЛИЦУ И ПО ДРУГИМ ЧАСТЯМ ТЕЛА БОЛЬНОЙ, ЕДВА ПЕРЕДВИГАВШЕЙСЯ НА КОСТЫЛЯХ ЖЕНЩИНЫ, И УГРОЗЫ ЛИШИТЬ ЖИЗНИ «НАЛОЖНИЦУ ГОСУДАРЯ И ГРИГОРИЯ» побудили следственную комиссию перевести г-жу Вырубову в арестное помещение при бывшем Губернском жандармском управлении».

Здесь мы видим настоящий христианский подвиг мученицы Анны. Подвиг, повторяющий подвиг Самого Христа.

Однако до сих пор об Анне Танеевой – Вырубовой судят по якобы ее книге воспоминаний «Фрейлина Её Величества Анна Вырубова». Однако, хотя там действительно большей частью присутствует текст оригинала, редакторская правка привела к его сокращению наполовину! Мало того, в него включены вымышленные абзацы, которые Анна Александровна никогда не писала. Так по иезуитски изощренно продолжается дело по дискредитации праведной мученицы. Издатели всеми силами постарались иказить нравственный облик Вырубовой, создать у читателя впечатление о ней, как человеке недалёкого ума. Особенно нацелен на это помещенный в книге подложный дневник «Дневник Анны Вырубовой». По сути это продолжение дьявольской работы по дискредитации как самой Анны Александровны, так и Григория Распутина и святой Царской семьи. Написали эту гнусную фальшивку известный советский писатель А.Н. Толстой и историк П. Е. Щёголев, бывший член Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. Увы, увы и увы – тексты книги «Фрейлина Её Величества Анна Вырубова» и помещенного в ней фальшивого дневника до сих пор перепечатываются в различных солидных изданиях и выдаются за оригиналы.

Однако архивные документальные свидетельства о Вырубовой-Танеевой создают истинный образ праведницы. Основываясь на них, современный историк Олег Платонов пишет: «Образцом самой строгой жизни была одна из ближайших почитательниц Распутина, подруга Царицы Анна Вырубова. Свою жизнь она посвятила служению царской семье и Распутину. Личной жизни у неё не было. Здоровая, красивая женщина полностью подчинялась самым строгим монастырским требованиям. По сути дела, она превратила свою жизнь в монастырское служение, а в это время клеветники в левой печати публиковали самые гнусные подробности о её якобы развратной интимной жизни. Как велико было разочарование этих пошляков, когда медицинская комиссия Временного правительства установила, что Вырубова никогда не была в интимных отношениях ни с одним мужчиной. А ведь ей приписывали … десятки любовных связей, в том числе и с Царём. И с Распутиным. После счастливого бегства из России, где ей угрожала неминуемая смерть, Вырубова постриглась в монахини, соблюдая самый строгий устав и ведя одинокую жизнь. Монахиней она умерла в Финляндии в 1964 году».

Погребена была подвижница на Ильинском кладбище г. Хельсинки. Прихожане хельсинской Покровской церкви считают ее праведницей и говорят: «Приходите на православное Ильинское кладбище к её могилке, постойте и помолитесь. И вы почувствуете, как легко молиться здесь, как тихо и умиротворенно становится на душе».

У нас в России, монахиню Анну (Танееву-Вырубову) так же считают за пераведную мученицу. Некоторые священники даже благословляют при всякой нужде молитвенно обращаться к ней за помощью.

Воззовем и мы в простоте сердца – Господи, Иисусе Христе, молитвами Царственных мучеников, мученика Григория и мученицы Анны, спаси и помилуй нас грешных.

Было ясно, что он собирается кому-то отомстить. Подобное поведение я уже замечал у него раньше. Злобно он все повторял: «Я с ним справлюсь, я ему докажу». Он находился в каком-то особенном состоянии и был погружен совсем в себя. Такое состояние продолжалось целый день. Вечером он отправился в сопровождении агента охранной полиции в баню и вернулся домой в 10 часов. Он имел очень утомленный вид и молчал. Мне было знакомо это состояние, и я не беспокоил его разговорами и даже распорядился, чтобы в этот вечер никого не принимать. Молча, ни на кого не смотря, Распутин прошел в свою рабочую комнату, написал что-то на записке, сложил ее и направился в свою спальню. Здесь он засунул записку под подушку и лег. Как я уже говорил, и раньше приходилось наблюдать у Распутина такого рода, напоминающее колдовство, поведение. Так как он в таких случаях не желал, чтобы его беспокоили, то я не тревожил его в спальне. Распутин сейчас же уснул и спал без перерыва всю ночь. Однажды я спросил Распутина, какие это записки он кладет себе под подушку. Он ответил, что он записывает на записках свои желания, которые во время его сна исполняются. Это он мне говорил совсем серьезно: по-видимому, он верил в чудотворное действие записок и эта вера действительно очень заразительна. Распутин рассказывал, что в то время, когда он еще не умел писать, ему приходилось свои пожелания отмечать путем надрезов на палке, и таким образом он предотвратил много несчастий. После того как он научился писать, он уже не нуждался в палке, но прибегал к запискам. На другой день он еще спал, когда я к нему пришел. Он вышел только спустя некоторое время, и я сразу заметил, что его вид был совсем другим, чем за день перед тем. Он был оживлен, благожелателен и любезен. В его руках находилась лежавшая ночью под его подушкой записка. Эту записку он растер своими пальцами, и, когда она превратилась в мелкие кусочки, он бросил ее. При этом он сказал мне с любезной улыбкой: «Симанович, ты можешь радоваться, моя сила победила». «Я тебя не понимаю»,- ответил я. «Ну, так ты увидишь, что случится через 5 или 6 дней. Я поеду к папе и расскажу ему всю правду». «И твоя правда должна победить папу?» - спросил я. «Моя власть и правда будут царю известны через три дня,- ответил гордо Распутин.- Я должен ему только предсказать будущее». Он просил меня соединить его по телефону с Царским Селом. Соединение было дано немедленно, так как телефонная станция имела распоряжение Распутина соединять с царем всегда немедленно. Такое же распоряжение было отдано телеграфному ведомству, так что телеграммы Распутина всегда передавались первыми. «Чем занят папа?» - спросил Распутин. «Он занят со своими министрами»,- последовал ответ. «Доложи ему, что у меня имеется божественное послание для него». Распутина соединили с царем. «Могу ли я приехать?» - «Пожалуйста. Я тоже хочу с тобой поговорить». Распутин поехал в Царское Село и был немедленно принят. Как он мне потом рассказывал, разыгралась следующая сцена. Распутин обнял царя и прижал трижды свою щеку к его, как он привык делать с людьми, которые были ему симпатичны и приятны. Потом он рассказал царю, что ночью он имел божественное явление. Это явление передало ему, что царь получит после трех дней телеграмму от верховного главнокомандующего, в которой будет сказано, что армия обеспечена продовольствием только на три дня. Распутин сел за стол, наполнил два стакана мадерой и велел царю пить из его стакана, между тем как он сам пил из царского. Потом он смешал остатки вина из обоих стаканов в стакан царя и велел ему выпить это вино. Когда царь этими мистическими приготовлениями был достаточно подготовлен, Распутин объявил, чтобы он не верил телеграмме великого князя, которая придет через три дня. Армия имеет достаточно продовольствия, Николай Николаевич желает только вызвать панику и беспорядки в армии и на родине, затем под предлогом недостатка в продовольствии начать наступление и наконец занять Петербург, заставить царя отказаться от престола. Николай был ошеломлен, так как он верил предсказаниям Распутина. «Что мне делать?» - спросил он опасливо. «Он хочет меня сослать в Сибирь, но я его отправлю на Кавказ»,- ответил Распутин. Царь понял намек. Можно представить себе его потрясение, когда через три дня от верховного главнокомандующего пришла телеграмма, которая сообщала, что армия снабжена хлебом только на три дня».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!