Зайцев Николай Александрович. Методика раннего и интенсивного обучения (кубики Зайцева и др.)

Кубики Николая Александровича Зайцева – методика, которая стала популярной еще в прошлом столетии. Сегодня ее относят к классическим методикам обучения детей раннего возраста. Ее особенностью является игровая основа для обучения чтению.

Кубики Зайцева в наше время есть в каждом детском саду. Педагоги и воспитатели рекомендуют родителям использовать их и в домашней среде. Собственно говоря, что это за методика такая и как ей пользоваться?

Кубики Зайцева

Методика: суть, принципы, особенности

Сразу отмечу, что методика Зайцева – это не перечень указаний, следуя которым можно добиться желаемого результата, в нашем случае – научить ребенка чтению. Это почти обычные кубики. «Почти», потому что на них изображены буквы, а точнее склады (так сказать, «уменьшенные слоги»). Пример склада можно рассмотреть на слове «утенок», в отличие от слога складов в нем четыре: у, те, но, к. Ну вот, теперь вам стало понятно, о чем идет речь. А теперь поговорим о том, как же пользоваться данным изобретением.

Инструкция

Здесь все элементарно и просто. Дело в том, что достаточно купить кубики и положить их на видное место. Ребенок сам потянется посмотреть, что это за диковина такая. В итоге малыш начнет собирать из кубиков башни, строить паровозики, а постепенно и собирать целые слова.


Играть в кубики и учиться – легко!

Но до этого пока еще рановато. Автор методики предложил родителям вместе с ребенком распевать склады. Да-да, вы наобум начинаете напевать любую мелодию с помощью складов, показывая малышу те кубики, которые используете в песне. Например, когда поете «си», даете в руки ребенку кубик «си». Кроха с радостью начнет повторять за вами «си».

  • Если малышу надоест песенка, можете переключиться на любую другую игру. Дети не любят долго задерживать на чем-то внимание.
  • Ваша задача – играючи (без навязывания) познакомить ребенка с основами чтения.
  • Работать по методике Зайцева нужно последовательно, систематично, но без давления на ребенка.

Пройдет немного времени, и вы нисколько не удивитесь, что малыш сам станет напевать мотив любимой песенки, а потом еще и начнет доставать вас вопросами: а как будет «мама», давай сложим мое имя и т.д.


Как использовать кубики Зайцева

Как видите, кубики Зайцева – это довольно простая и в то же время действенная методика обучения детей чтению. Приобретя ее, вы убьете сразу двух зайцев – научите ребенка читать и подарите ему одну из дорогих сердцу игр своего детства – кубики.

Видео: «Как играть с кубиками Зайцева? »

Как появились кубики Зайцева

Николай Зайцев родился и вырос в семье сельских учителей и в выборе специальности не сомневался: после школы поступил на филологический факультет педагогического университета им. Герцена. На пятом курсе был направлен переводчиком в Индонезию. Там Николай Александрович начал преподавать русский язык как иностранный. Это событие и стало отправной точкой в создании его уникальной системы обучения чтению и письму. Одному из самых трудных языков мира - русскому - нужно было научить в кратчайшие сроки. Учениками были взрослые, уже отвыкшие учиться люди - офицеры. Такая задача казалась непосильной, но Зайцев справился блестяще. Он на ходу изобретал новые методы, придумывал оригинальные таблицы, пытался проникнуть в суть языка, чтобы - по выражению самого Зайцева - "научиться передавать ее другим".

Успех вдохновил молодого педагога на разработку собственной системы преподавания. Системы, которая учитывает психологические особенности восприятия русского языка, избавлена от ненужных условностей и громоздких правил, наглядна. Свой метод обучения русскому языку Зайцев начал тестировать в средних классах школ. Результат теста был удручающим: Николай Александрович столкнулся с тем, что ученики совершенно не понимали родной язык, предпочитали зазубривать правила, а не вникать в них. Дети, конечно, были не виноваты. Ведь они привыкли так учиться.

Тогда Зайцев обратился к дошкольникам, в том числе к самым маленьким - детям от полутора лет. Методики были адаптированы для малышей - обучение сводилось к играм. И тут педагога ожидал успех. Его изобретение - кубики - назвали "звенящим чудом". Дети, с трудом осваивающие грамоту, начинали читать буквально через несколько занятий. Методика так зарекомендовала себя, что ряд школ решился полностью перейти на обучение по Зайцеву.

Нам не нужна азбука

Понаблюдав за детьми, за тем, как они постигают грамоту, Николай Зайцев пришел к следующим выводам.

Распространенное явление: мама купила азбуку, ребенок выучил буквы, а читать не может. Слова у него не клеятся.

"Азбука вредна", - утверждает Николай Александрович. В азбуке на каждую букву дана картинка: А - аист, Б - бегемот и т.д. Малыш запомнит и букву, и картинку, но как потом объяснить ему, что зебра - аист - ящерица - цапля, мелькающие в его сознании, должны образовать слово "заяц". И даже если ребенок учил буквы не по азбуке, что усложняет запоминание названий букв, ему все равно сложно сразу сообразить, что Б и А превращаются в слог БА. Именно поэтому учителя вынуждены идти на разные ухищрения, чтобы показать, как две буквы сливаются в слог.

В русском языке в состав слога может входить от 1 до 10 букв. Встретится в тексте такая фамилия, как Пфельдрт или Мкртчян, - не сразу прочтешь, а ведь слог-то один. Конечно, такие сложные слова малышу читать не нужно, но даже простое, состоящее из одного слога слово "всплеск" вызовет у читающего по слогам ребенка определенные трудности.

3. Человек сначала учится писать, а потом читать.

Ребенку легче идти к чтению через письмо. Как и взрослому при изучении нового языка. При условии, конечно, что под письмом мы понимаем не "шкрябание ручкой в тетради", а превращение звуков в знаки, а под чтением, соответственно, превращение знаков в звуки. Поэтому если вы когда-нибудь пытались научить ребенка узнавать самые родные слова и писали на асфальте или на бумаге "мама", "папа", "бабушка", "дедушка", "Саша", а потом спрашивали: "Где папа? А где бабушка? А где твое имя?", то ребенок не читал, а именно писал. Ваши звуки превращал в вами же написанные знаки.

Альтернатива слогам - склады

Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад.

Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же даже одна буква. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т и т. д. Складовой принцип чтения - основа зайцевского метода обучения детей чтению.

Почему именно склад?

"Все, что мы произносим, это комбинации из пары гласный-согласный, - поясняет Николай Александрович. - За согласным обязательно следует гласный звук. Он может не обозначаться на письме, но он есть". Наши предки чувствовали это и ставили "ять" в конце существительных, оканчивающихся на согласный. Произнесите, например, слово: "о-а-зис", держа руку на горле, и вы почувствуете усилие связок перед "о" и перед "а", или по терминологии Зайцева - "мускульное усилие речевого аппарата". Это самое усилие и есть склад.

Склады на кубиках

Склады малыш видит не в книге, не на карточках, а на кубиках. Это принципиальный момент системы Зайцева.

Почему кубики?

Чтение требует работы аналитического мышления (буквы - абстрактные значки; мозг преобразует их в звуки, из которых синтезирует слова), которое начинает формироваться лишь к школе. Поэтому-то мы и наши родители именно в этом возрасте начинали учиться читать.

Отсутствие аналитического мышления компенсируется у ребенка обостренным восприятием сигналов, которые поставляют ему органы чувств. Поэтому Николай Александрович Зайцев сделал ставку на зрение, слух и тактильные ощущения. Он написал склады на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают, поэтому каждый раз при обращении к ним включаются разные каналы восприятия. Это помогает детям именно почувствовать, а не понять разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

Пользуясь этими кубиками, ребенок составляет слова и начинает их читать. Идея Зайцева проста: что хорошо показать, о том не надо долго рассказывать (лучше один раз увидеть). Детям надо сначала интересно показать предмет изучения, дать в него поиграть, а потом уже подвести определение. Так соблюдается святой закон обучения: от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.

Кубики Зайцева. Какие бывают кубики

Если вы еще не знакомы с «кубиками Зайцева», которые помогли тысячам ребятишек буквально в два счета освоить навык чтения в раннем возрасте, значит вы еще «новичок» в теме . Потому что эти «волшебные» кубики уже давно прославили имя своего создателя…

Методика Зайцева: нестандартный подход работает лучше!

Николай Александрович Зайцев родился в 1939 году. За свою жизнь автор «методики Зайцева» приобрел колоссальный опыт педагогической работы с детьми: работая воспитателем в детском доме, педагогом в исправительной колонии для подростков, учителем в больнице-интернате для умственно отсталых детей. Конечно, Зайцев работал и с обычными детьми: учителем английского языка, а также русского языка и литературы. Опыт колоссальный!

Еще до появления «методики Зайцева», ее автор был уверен, что не будет следовать традиционным методам обучения чтению. Зайцев считал этот подход не просто устаревшим, но даже вредным для психомоторики и здоровья ребенка. Методика Зайцева – это принципиально другое направление в способах обучения чтению (кубики Зайцева), а также обучения грамматики и математики. Основная идея его подхода основывается на предположении, что у любого ребенка с рождения есть естественная потребность к игре.

Пособия, которые используются в методике Зайцева – это, прежде всего, игрушки, увлекательные детские игрушки. И только во вторую очередь - учебные материалы.

Работая над методикой, Зайцев занимался с детьми в младших классах. Он столкнулся с тем, что традиционные методы обучения детей русскому языку чересчур громоздки, перегружены условностями и правилами, страдают отсутствием наглядности. Чтобы выучить родной язык, ученики зачастую вынуждены зазубривать правила, не вникая в содержание. Зайцев посчитал, что менять систему обучения в школе – довольно трудно. Поэтому он обратился к дошкольному образованию, к маленьким ученикам – от полутора лет.

Учитесь, играючи!

Согласно методике Зайцева, обстановка, в которой проходит обучение, должна быть свободной, игровой. Детям не нужно сидеть за маленькими партами, вместо этого они могут расположиться прямо на полу. Это будет способствовать творческому процессу, кроме того, не будет вредить осанке ребенка. Но, несмотря на свободную обстановку, процесс обучения все же не отдых. В своей методике Зайцев утверждает, что в основе любого учебного процесса, даже организованного в виде игры, лежат поиск и выбор.

Занимаясь со «складовыми таблицами» и кубиками Зайцева, ребенок будет постоянно искать ответ или решение. В процессе «игры», ребенок научится читать, выделять слоги из слов, определять ударение в словах, составлять слова в предложения, а также считать и писать. При этом методика Зайцева полностью задействует все детские органы чувств: осязание, слух и зрение.

«Изюминка» методики - кубики Зайцева

Самое знаменитое учебное пособие методики Зайцева – это одноименные кубики. Кубики Зайцева можно использовать для обучения чтению ребенка, начиная с двух лет. Их можно применять как дома, так и в детском саду. Пособие представляет собой разные по размерам и цветам кубики, на которых изображены сразу все склады русского языка. Занятия с кубиками позволяют детям постарше (от 3 лет) очень быстро научится читать, а малышам (от 1 года) помогут начать говорить и, возможно, читать.

Разрабатывая методику, Зайцев пришел к нескольким важным выводам. Эти заключения помогут вам понять, как работают «волшебные кубики»:

  • Во-первых, чтобы ребенок научился читать, он не обязан запоминать названия букв. Вообще, Николай Зайцев всегда был против традиционной азбуки. В азбуке всем буквам соответствует определенный рисунок. На букве «А» нарисован «арбуз», на «Б» - «бегемот» или «батон» и так далее. Занимаясь по азбуке, ребенок, конечно, запоминает буквы и рисунки. Но как он потом сложит зебру, арбуз, ящерицу и цаплю в слово «заяц»? Вот и выходит, что родители и учителя, после того, как ребенок выучил буквы, должны придумывать, как ему показать, что буквы потом должны составить слоги, а потом и слова.
  • Во-вторых, некоторые слова по слогам читать трудно. Иной слог может состоять из четырех, пяти, а то и десяти букв. Взять, к примеру, «всплеск». Одно слово, один слог, и целых семь букв. И таких примеров в русском языке множество. Поэтому вместо слогов в методике Зайцева используются склады – пары из согласной и гласной (также из согласной и твердого или мягкого знака, и из одной буквы). Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3 и так далее.

Начинать знакомить ребенка с русским языком с помощью «кубиков Зайцева» нужно по следующей схеме:

  • 1 Групировка и классификация кубиков.
  • 2 Озвучивание кубиков.
  • 3 Поиск.
  • 4 Чтение слов.

Группировка кубиков – это их распределение по группам в соответствии с выбранными признаками. Такими признаками могут быть:

  • Размер кубика.
  • Цвет кубика.
  • Цвет и звучание кубика.
  • Размер, цвет и звучание кубика.
  • По гласным буквам.

Согласуйте и смешивайте

Начните с простого. Попробуйте отделить все большие кубики от маленьких, объясняя ребенку, чем они отличаются друг от друга, и почему большой кубик нужно положить к большим, а маленький – к маленьким. К двойным кубикам переходите только после того, как ребенок привыкнет и научится группировать по размеру одиночные кубики.

Затем переходите к группировке по цвету. Соберите отдельно все серые кубики, отдельно желтые и так далее. Попросите ребенка показать вам серый кубик, затем показать коричневый. Попросите его подать вам серый, затем коричневый кубик.

На следующем этапе группируйте кубики по цвету и звучанию. Попросите ребенка показать вам серый кубик. Затем потрясите серый кубик. Затем возьмите кубик другого цвета и потрясите его. Кубики звучат по-разному. Попросите принести вам кубик, который звучит так же, как серый.

На этапе озвучивания кубиков, покажите ребенку кубик и произносите нарисованные на нем склады, каждый раз поворачивая соответствующую грань кубика к ребенку. Затем предложите ребенку «озвучить кубики» вместе.

Этап поиска нужен для усвоения и закрепления пройденного материала. Попросите ребенка найти кубик с каким-нибудь складом, например, с «Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ», и принести его вам.

Самое сложное и самое приятное

Наконец, самый сложный этап – Чтение (а точнее, согласно методике Зайцева, «письмочтение»). На этом этапе из складов на разных кубиках нужно складывать слова. Начните с имени ребенка. Сложите, например, слово «Саша» из кубиков со складами «СА» и «ША». Пусть ребенок сам найдет для вас эти кубики.

Напоследок еще один совет. Когда вы купите комплект «кубиков Зайцева», не торопитесь сразу склеивать из заготовок кубики. Если вы хотите сделать ваш «кубико-словарный запас» шире, откопируйте наиболее часто встречающиеся склады (например, кубики со складами «МА», «ПА» и другие с гласной «А»). Позже вы сможете сделать из этих заготовок больше новых слов.

Более подробные инструкции по использованию кубиков вы можете без труда найти в многочисленных публикациях Береславского.

Опираясь на эти убеждения, он направил все свои силы на то, чтобы разработать такой метод, благодаря которому детей можно было бы обучить чтению за достаточно короткий срок. И ему это удалось. Многие родители считают, что методика Зайцева является одной из самых эффективных.

Несмотря на то, что данная методика эффективная и применяется на протяжении 20 лет, Зайцев не перестает ее усовершенствовать. На ее основе он создает новые обучающие игры.

Методика Зайцева для детей базируется на двух основных принципах:

  • Познавая аспекты чтения, должны быть задействованы 5 видов восприятия (мышление, осязание, двигательная, слуховая и зрительная память);
  • Учитель – это наставник, который может создать располагающую игровую атмосферу, способствующую обучению.
  • Которые любят спокойные игры;
  • Которые не отличаются усидчивостью;
  • Имеющих проблемы со зрением или слухом;
  • С диагнозом аутизм;
  • Имеющих отклонения в психическом развитии.

Какую цель она преследует:

  • Пополнить словарь новыми словами;
  • Научить писать грамотно;
  • Сделать речь внятной, избавиться от логопедических проблем;
  • Развить мышление, логику;
  • Обучить самостоятельной работе.

Комплект для методики Зайцева

Набор довольно громоздкий.

В него входит:

  • Собранные кубики, изготовленные из картона в количестве 61 штука;
  • Таблицы из картона, на которых изображены графические знаки, буквы и слоги (6 штук);
  • Таблицы из картона (формат В3) в количестве 4 штук;
  • Диск;
  • Конспект для проведения занятий в виде методического пособия.

Несмотря на большое количество составляющих частей, которые предусматривает «Методика Зайцева – обучение чтению» – таблица, пособие, кубики и прочее, суть ее довольно проста и понятна.

Склад по методике чтения Зайцева

Основана методика известного педагога на складе. Именно им заменены слоги. Под складом в этой методике принято считать сочетание двух букв – согласной и гласной или гласной буквы и твердого знака. Также складом можно назвать одну букву.

Для определения количества складов, из которого состоит слово необходимо подставить под подбородок ладонь и произнести его. Их ровно столько, сколько раз подбородок коснется ладони.

Таблицы, кубы – это совокупность складов. Чтобы ребенок ориентировался и распознавал нужные кубы, они окрашены в разный цвет, а также отличаются по размерам. Кроме того и звучит каждый склад по-разному.

В чем заключается суть методики Зайцева

Согласно этой методике нельзя обучать детей, прибегая к авторитарному стилю. Вместо этого для них нужно стать другом и проводить обучение в форме игры. Занятия не требуют от детей усидчивости. Им разрешено двигаться, танцевать и даже петь, используя для этого кубики.

Познакомимся поближе с кубиками:

  • Склады, которые звучат твердо, изображены на больших кубиках, а звучащие мягко – на маленьких;
  • Они могут быть одиночными и двойными;
  • Если склад звонкий – указывается металл, а если глухой – дерево;
  • Гласные буквы – обозначены золотом;
  • На кубы дерево-железо и дерево-золото нанесен твердый и мягкий знак соответственно;
  • Знаки препинания малыш может найти на кубике, окрашенным в белый цвет.

В продаже можно встретить наборы трех видов:

  • С готовыми к использованию кубиками;
  • С раскладкой, которую нужно собрать самостоятельно;
  • С основой из пластика.

В начале обучения деток следует познакомить с кубами, на которых изображено 200 складов. Познакомившись с ними можно переходить к таблицам. Для того чтобы предотвратить развитие сколиоза, а также проблем со зрением, специалисты рекомендуют выбрать правильную высоту для их фиксации. Для этого малыша следует попросить поднять руку вверх, ею он должен без труда дотянуться до верхнего края таблицы.

Для удобства таблицы можно развесить не вдоль стены, а в угловой части комнаты. Так детям будет проще в них ориентироваться, так как все необходимое находится в поле их зрения.

Склады, которые изображены на кубах, дети должны пропевать. Это способствует тому, что они лучше запоминают материал, он откладывается в памяти. Кроме того, такой подход с раннего детства позволяет привить интерес к пению.

Весь материал для обучения должен быть в свободном доступе. Перед занятием необходимо дать крохе некоторое время для того, чтобы он ознакомился с ним. Затем можно приступать к изучению. Для начала попросите его выбрать из всего количества кубиков тот, который его заинтересовал больше всего. Пропойте ему склады, которые обозначены на его гранях.

Не стоит слишком долго акцентировать внимание на этом упражнении. Очень важно чтобы малыш не потерял интерес. Поэтому пропев склады, попросите его выбрать несколько кубиков – разных размеров и цветов. Это поможет ему понять, что все они разные, как по размеру, цвету, так и по звучанию.

Теперь можно переходить к таблицам. Выберите один из столбиков и пропойте его малышу. Вовсе не обязательно требовать от него того, чтобы и он пел. Он сам должен проявить интерес к этому процессу. Его можно попросить принести кубики, на которых склады соответствуют тем, что вы только что пропели в таблице.

Когда малыш начнет самостоятельно пропевать склады в таблице, он будет постепенно понимать принцип формирования слова. В это же время его можно учить писать, при этом делать все в игровой форме. Ребенку будет интересно, а обучение даст хорошие результаты.

Обязательным условием таких занятий является хорошее настроение деток и их желание. Проводить их рекомендуется ежедневно. Но если вы видите, что ребенок не настроен, его что-то тревожит – от запланированного урока стоит отказаться.

Когда начинать обучать чтению по кубикам Зайцева

Создатель этой методики утверждает, что знакомить малыша с кубиками можно чуть ли не с самого рождения. При этом не стоит ждать, что читать он научится раньше, чем говорить. Вовсе нет. В это время они могут быть использованы в качестве игрушек.

Когда ему исполнится полгода, можно начинать пропевать склады. Ему будет интересно, и совсем скоро он будет делать это вместе с вами.

А вот в 1–1,5 года уже можно знакомить детей со складами. Делать это можно в игровой форме, например, предложить:

  • Сложить свое имя из предложенных кубиков;
  • Заселить зоопарк зверями. В каждой воображаемой клетке должно находиться определенное животное, название которого собрано из предложенных малышу кубиков;
  • Приготовить любимое блюдо. Для этого нужно собрать из кубиков все необходимые ингредиенты.

Чем старше ребенок становится, тем сложнее игры ему следует предлагать.

Преимущества и недостатки методики

К достоинствам методики можно отнести:

  1. Быстрое обучение. Здесь все индивидуально. Если судить из отзывов родителей, то чем старше ребенок, тем быстрее он осваивает чтение. Так, в возрасте 6 лет дети осваивают азы чтения спустя неделю регулярных занятий, в 5 лет – спустя 12 занятий, в 3–4 года на это может уйти до 6 месяцев.
  2. Нет ограничений по возрасту. Это позволяет заниматься с детками первого года жизни или же будущими первоклассниками. Отличия будут только в сложности поставленных заданий.
  3. Положительное влияние на развитие слуха и памяти.
  4. Развитие мелкой моторики рук.
  5. Индивидуальный подход к каждому малышу. Учитываются особенности его развития. Во время обучения его никто ничего делать не заставляет, не торопит и не сравнивает с другими детьми. Все происходит по желанию.
  6. Простота методики. Многие родители с успехом применяют ее для домашних занятий.
  7. Вместе с чтением дети обучаются грамотно писать. Это возможно за счет того, что на кубиках буквы формируют правильные склады, на них отсутствуют те, которых в русском языке нет.
  8. Методика позволяет сохранить зрение – происходит тренировка глазных мышц, буквы имеют правильный размер, они не мелкие, а цвета подобраны так, чтобы не напрягать детские глазки.
  9. Метод разработан так, чтобы снизить вероятность появления конфликтных ситуаций между тремя сторонами – педагогами, детками и их мамами, папами.
  10. Возможность заниматься без взрослых. Достаточно показать детям принцип методики, и они могут заниматься без участия взрослых, изучая в процессе игры новый материал.
  11. Отсутствует необходимость изучать слияние букв в слоги. Вместо этого предлагаются готовые склады. Такой метод учит читать текст быстро, не запинаясь.

Есть у метода и некоторые недостатки, о которых родители должны знать:

  1. Дефектологи и логопеды не очень хорошо относятся к данной методике. Объясняют это тем, что дети заучивают склады, при этом не понимают, как происходит слияние букв. В дальнейшем это приводит к тому, что они не могут разделить слово на слоги или разобрать его по составу.
  2. В школе учат обозначать звуки одним цветом, а по методике Зайцева это предлагается делать иначе. Ребенок путается. Для того чтобы его переучить потребуется время.
  3. Пособие стоит недешево. Если выбор был сделан в пользу раскладок, требующих самостоятельного склеивания, то это потребует больших временных затрат.
  4. Метод является малоэффективным для малышей, у которых больше развито левое полушарие. Образное мышление у них развито не очень хорошо.
  5. Вычленение отдельного звука для некоторых детей может стать настоящей проблемой, которая скажется на письме.
  6. Во время обучения не уделяется внимание творческим способностям деток.

Освоение навыка чтения – это ключевой момент взросления малыша, когда он из несмышлёной крохи превращается в «почти» школьника. Поэтому многие родители стремятся выбрать наиболее эффективную методику, по которой можно научить ребёнка читать. И в этом отношении у кубиков Зайцева практически нет конкурентов.

Суть методики Зайцева

Педагог-новатор Николай Александрович Зайцев несколько лет назад выдвинул теорию о том, что традиционный процесс обучения ребёнка чтению противоречит его естественному речевому развитию. В качестве основы данной гипотезы автор приводит следующее доказательство: начинающие говорить детки произносят звуки не так, как взрослые, у них нет чёткого разграничения между звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими, гласными и согласными. А значит, малыш основывает свой лепет на звучности. Поэтому в качестве единицы обучения чтению Зайцев предложил склад – сочетание двух или нескольких букв, находящихся в созвучии. При этом некоторые склады являются однобуквенными. В процессе занятий ребёнок должен складывать кубики в соответствии с услышанным заданием, а также показывать знакомые склады на таблице, которая входит в пособие Зайцева.

Достоинства и недостатки

Кубики Зайцева - идеальный вариант для деток-левшей, которые с трудом могут анализировать понятия

Разработанная для детей методика впервые была опробована …на иностранцах, которые только начинали изучать русский язык. И результаты были ошеломляющими: уже после первого занятия люди, до этого не изучавшие язык, могли складывать кубики в слова, которые слышали на занятии.

Авторская методика Зайцева позволяет быстро и интересно обучать малышей грамоте. Особенно кубики нравятся тем деткам, которые отдают предпочтение спокойным играм, любят собирать пазлы. При этом 6-летние ребята уже после 4-5 занятий могут читать по словам, а не по слогам, в отличие от традиционного подхода к обучению. Кроме этого, кубики Зайцева помогают:

  • расширить словарный запас;
  • вырабатывать навык грамотного письма;
  • сделать речь ребёнка более отчётливой;
  • исправить ряд логопедических проблем;
  • сформировать логическое мышление;
  • научиться самостоятельно работать.

Методика также даёт хорошие результаты и в работе с глухими, слабовидящими или имеющими отклонения в психическом развитии детьми. Более того, это самый эффективный способ обучения ребят с аутизмом.

О том, как самостоятельно изготовить пособие см. статью «Как сделать кубики Зайцева своими руками?»

Однако пособие Зайцева имеет и ряд недостатков:

  • детям сложно освоить понятие слога после того, как они обучались читать по складам;
  • могут возникнуть проблемы с пониманием вариативности твёрдости и мягкости согласных, так как малыши усвоили только одну версию этой нормы;
  • кубики в наборе довольно дорогостоящие;
  • для освоения методики требуется время не только детям, но и родителям.

Методика обучения

Занятия с кубиками могут быть как индивидуальными, так и групповыми

Пособие Николая Зайцева может использоваться как по оригинальной методике, так и с разнообразными дополнениями, играми, которые вы можете придумать вместе с ребёнком. В любом случае занятия с кубиками затрагивают зрительную, слуховую и тактильную память, так как для освоения различий между складами малыш включает разный канал восприятия.

Подготовка к занятиям

Ребёнок должен быть настроен на занятие, тогда результат не заставит себя ждать

Прежде чем начинать заниматься по кубикам Зайцева, необходимо убедиться в том что:

  • ребёнок настроен на занятие (он не хочет есть, пить, хорошо себя чувствует);
  • вы готовы уделить достаточно времени на работу с кубиками, ничто не будет вас беспокоить;
  • окружающая обстановка не отвлекает малыша от занятия (не работает телевизор, не пришёл друг и нет других отвлекающих нюансов).

Упражнения-игры с кубиками Зайцева

В учебнике, который продаётся в наборе Зайцева, есть много игр для занятий с кубиками

Автор обучающей методики рекомендует одновременное использование и кубиков, и таблиц: сначала ребёнок складывает буквы на кубиках, а затем показывает их на таблице. Хотя некоторые родители предпочитают ограничиваться только кубиками. Среди рекомендованных Зайцевым игровых упражнений можно выделить следующие:

  • «Сложи имя». Вместе с малышом проговорите его имя и сложите слово из кубиков. Постепенно добавляйте имена других членов семьи, названия животных и т.д.
  • «Пение по таблице». Вместе с малышом пропойте глухие-звонкие, твёрдые-мягкие согласные. Чтобы добавить в игру подвижности, предложите крохе вставать на носочки, когда он слышит звонкий склад, и приседать, если услышит глухой. По этому же принципу можно хлопать в ладоши на сочетания с мягким знаком или прыгать на одной ноге, если называете сочетание с твёрдым знаком.
  • «Что ты ешь?». Составьте с ребёнком меню из слов, которые называют продукты.
  • «Весёлый паровозик». Из гласных букв составляем вагоны поезда, а для начала движения просим малыша пропеть каждую букву.
  • «Колобок». Один кубик-колобок бросаем в разные стороны по комнате, малыш должен догнать «беглеца» и назвать склад, который окажется сверху.
  • «Найди пару». Проговариваем склад на кубике и находим его в таблице.
  • «Угадай голос». Вспоминаем, какие звуки произносят животные, и просим малыша найти склады с этими буквами (например, ав, мяу).

Видео: Попевки Зайцева

Видео: Групповые уроки



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!