Закон перехода количественных изменений в качественные примеры. Закон перехода количества в качество: основные положения закона, особенности, примеры

Диалектика - учение о наиболее общих законах развития и формах связи в природе и обществе, а также основанный на сиём учении метод познания. Основные законы диалектики выражают закономерности развития мира, а также познания. Законы диалектики полагаются всеобщими, то есть их действия проявляются во всех объектах и процессах. Иначе говоря, диалектика претендует на некую универсальность.

Закон единства и борьбы противоположностей

Закон единства и борьбы противоположностей говорит вот что: каждый объект имеет противоположные стороны, свойства, тенденции, они, взаимно дополняя и взаимно отрицая друг друга, составляют противоречие, которое и служит причиной развития объекта. Ярким примером того может служить политическая сфера жизни общества, где в качестве противоложностей выступают правящие силы и разнообразная оппозиция. Одной из функций оппозиции является указание на недостатки нынешнего курса. Если бы была гарантия того, что никто не сможет ни критиковать, ни тем более сместить правяшую силу, то у неё было бы меньше стимула стараться вести хоть сколько-нибудь приличную линию. Основные фазы развития противоречия следующие. 1. Гармония - противоположности не мешают единству системы, раскрывая многообразие её свойств. 2. Дисгармония - одна из противоположностей пытается усилиться за счёт другой. 3. Конфликт - борьба между противоположностями достигает предела, под вопросом существование целого - системы. 4. Разрешение противоречия: возможно несколько вариантов: 4.1. Уничтожение одной из противоположностей с её последующим восстановлением.

4.2. Раскол системы либо взаимоуничтожение противоположностей, и то, и другое - гибель целого.

4.3. Временное возвращение к гармонии.

4.4. Снятие противоречия - эволюционный скачок, при котором старое противоречие теряет своё значение, то есть этот вариант - развитие через борьбу противоположностей. Пример на политической сфере. Этапы 1-3 - недовольные существующим положением пытаются усилить свои позиции, от стабильной обстановки переходим к обострению политической борьбы, революционной ситуации или положению, близкому к ней. Дальше вот какие варианты. 4.1. Оппозицию разогнали, активистов арестовали, но позже оппозиционное движение опять начнёт набирать оборот.

4.2. Гражданская война.

4.3. Некоторые уступки оппозиции, в результате которых обстановка временно стабилизируется. 4.4. Прогрессивные реформы.

Закон перехода количества в качество

Закон перехода количественных изменений в качественные гласит: изменение качества объекта происходит тогда, когда изменение его количественных характеристик переходит некоторую границу. Яркий пример - изменение агрегатных состояний веществ, а границы здесь - температуры плавления, кипения. Данный закон диалектики говорит о квазиустойчивости систем: есть интервалы, на которых системы устойчивы, и точки между этими интервалами, на которых системы неустойчивы. Диалектика считает, что существует интервал, в пределах которого сохраняется заданное качество, несмотря на изменение количественных характеристик. При переходе границ происходит скачок - переход от одного качественного состояния к другому. Яркий пример - как злятся некоторые люди: сначала вроде как терпят, а затем, когда негатив накапливается, бушуют, даже сломать что-нибудь могут. Ну или по меньшей мере виртуозно выругаются матом.


Вопрос: Законы диалектики.

Познание мира убеждает нас в том, что в мире всюду имеется некоторая правильность, порядок – планеты движутся по своим путям, осень сменяется зимой, молодой становится старым и т.д. Закон выражает связь между предметами, элементами внутри предмета, между свойствами предметов и в рамках данного предмета. Но не всякая связь есть закон. Связь может быть необходимой и случайной. Закон – это необходимые, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения вещей, указывающий на определенный порядок, последовательность, тенденцию развития явлений.Законы могут быть действующими в ограниченной области (закон естественного отбора) и более общими (закон сохранения энергии).Одни законы выражают строгую количественную зависимость между явлениями и фиксируются в науке математическими формулами, другие не поддаются математическому описанию, например, закон естественного отбора. Но и те и другие законы выражают обьективную необходимую связь явлений.

Гегель сформулировал три основных диалектических закона: закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания.

Закон перехода количественных изменений в качественные.

Исходным понятием для количественного и качественного анализа выступает понятие «свойство» Это способность вещи проявлять свою сущность при взаимодействии с другими вещами.

Качество – это тождество предмета самому себе. Единство свойств образует качественную определенность предмета. Качество – совокупность наиболее существенных сторон, свойств предмета, отличающих этот предмет от других. Качество выражает устойчивость предмета, и как только предмет теряет свое качество, он перестает существовать как данный предмет..

Причиной качественных различий может быть разное количество энергии или движения. Например, из химии известно, что прибавление или убавление одного атома приводит к качественному изменению природы вещества - ОН –гидроксильная кислота, Н2О – вода, Н2О2 – перекись водорода. Возьмем пример из биологии. Во время редукционного деления клеток организма человека имеет место нерасхождение хромосом, и в клетках индивидуумов вместо трех хромосом оказываются две хромосомы, а это обуславливает отклонение в развитии человека: полное слабоумие, врожденный порок сердца, характерные дефекты лица (болезнь Дауна).

Но при этом получается, что при выяснении качества предмета мы даем ему его количественную характеристику. Количество – это изменчивость бытия в рамках его качества, т.е. количество характеризует степень развития свойств предмета, скорость его развития, объем, интенсивность. Если качество выражает устойчивость предмета, то количество выражает его подвижность и изменчивость.

В древнегреческой философии обсуждалось несколько парадоксальных ситуаций.

1.Если на столе лежит несколько зерен, то с какого зернышка нужно говорить о том, что на столе лежит куча зерна?

2.Если мы выстроим мужчин по убывающей – сначала с богатой шевелюрой на голове, а потом все более плешивых, то с какого мужчины или с какого количества волос на голове, можно говорить, что этот мужчина уже лысый?

3. Лошадиный хвост. Сколько волосков в этом хвосте позволяет говорить о том, что лошадь, хотя и с куцым хвостом, но все же не бесхвостая?

При решении этих проблем мы сталкиваемся с понятием «мера».

Мера – это философская категория, обозначающая тот предел, ту границу, в рамках которой количественные изменения не меняют качества. Мера – это количественный интервал определенного качества. Как только происходит нарушение меры, предмет перестает быть самим собой. Сравните, например: легкомыслие – проступок – преступление.

Существуют разные понимания меры .

1. Аристотель, например, считает, что понятие меры аналогично понятию середины. (Например, щедрость – это середина между расточительностью и скупостью).

2. Мера непосредственного бытия, которая фиксируется на уровне живого созерцания. Например, мы наблюдаем воду в жидком состоянии. Если терпеливо следить за нагревающейся водой, то мы сможем наблюдать ее полное превращение в парообразное состояние.

3. Структурная мера – здесь имеются в виду законы структурных связей, лежащих в основе химических элементов. Структурная мера связана с теоретическим уровнем познания.

4. Безмерность – это та же мера, но деформированная в количественном отношении. Результатом безмерности выступает однобокое патологическое развитие. Например, безмерная жадность к деньгам, ожирение вследствие непомерного обжорства, экстенсивно развитая экономика и т.д.

При изучении количественных и качественных изменений мы сталкиваемся с таким понятием как скачок . Это взаимопереход количественных и качественных изменений, связанных с нарушением старого и рождением нового.

Существует классификация скачков:

1.Скачки различаются по формам движения материи (скачки в природе, скачки в обществе).

2.Скачки различаются по времени протекания – скачки разовые в виде взрывов и скачки постепенные (например, качественные изменения видов растений и животных).

3. Скачки различаются по количеству систем или подсистем, участвующих в скачке – одинарные скачки (например, промышленная революция в Англии в 18 веке) и интегральные скачки (например, современная научно-техническая революция).

4.Скачки различаются по отношению к сущности предмета – существуют коренные и некоренные скачки.

5.Скачки различаются по направлению в развитии -прогрессивные, регрессивные и нейтральные скачки.

6.Скачки различаются по содержанию - скачки внутри предмета и скачки-превращения одного предмета в другой.

Количественные и качественные изменения находятся между собой в постоянном взаимопереходе и взаимовлиянии.

Количество до известной степени изменяется, оставляя качество нетронутым. Количество обладает большей пластичностью, чем качество.

В свою очередь, качество определяет характер и направление количественных изменений, определяет скорость количественных изменений.

Таким образом, действие закона перехода количественных изменений в качественные можно сформулировать следующим образом:

Накопление незаметных на первый взгляд количественных изменений в определенный для каждого процесса момент приводит к существенным качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому. Этот закон имеет место во всех процессах развития природы, общества и человеческого мышления.

Можно привести примеры действия этого закона:

Если снаряду на высоте 2 км сообщить скорость в 1000, 2000 или 7000 м/ сек, то он упадет обратно. Но при увеличении скорости снаряда до 7911м/сек, его полет превратится в космический.

Владелец денег превращается в капиталиста, когда сумма денег, авансируемая им на производство, достигает величины, позволяющей ему освободиться от личного участия в процессе производства и прибегнуть к найму рабочей силы.

Общее понятие законов диалектики.

Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими являются законы диалектики.

Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:

1. охватывают все сферы окружающей действительности;

2. раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Выделяются три базовых закона диалектики:

1. единства и борьбы противоположностей;

2. переход количества в качество;

3. отрицания отрицания;

Закон единства и борьбы противоположностей.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).

Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия – «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета – движению. Примеры: существует идея, тождественна самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие- то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы – изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также выделить различные виды борьбы:

1. борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

2. борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражателями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

3. антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

1. содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

2. солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном в одном направлении);

3. нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);

мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

Закон перехода количественных изменений в качественные.

Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.

Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).

Мера – единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».

Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей (в силу нарушения структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания – вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если телу придавать все большую и большую скорость – 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с («узловой» скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменяется сама система координат смены качества =- мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

1. резко, одномоментно;

2. незаметно, эволюционно.

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества – меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратиться в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.


Похожая информация.


Переход количества в качество

Основа закона - взаимосвязь двух свойств - качества и количества .

Для описания, любое явление можно "расщепить" на качественную и количественную определенности .

Качество выделяет вещь от других, а количество связывает .

Несмотря на существенные различия, количество и качество едины, поскольку они представляют собой стороны одного и того же предмета.

При нарушении меры количественные изменения влекут за собой качественное преобразование. Таким образом, развитие выступает как единство двух стадий - непрерывности и скачка .

  • непрерывность в развитии - стадия медленных количественных накоплений, она не затрагивает качества и выступает как процесс увеличения или уменьшения существующего.
  • скачок - стадия коренных качественных изменений предмета, момент или период превращения старого качества в новое. Эти изменения протекают сравнительно быстро даже тогда, когда принимают форму постепенного перехода.

Выделяют следующие виды скачков :

  • по масштабу качественных изменений: внутрисистемные (частные) и межсистемные (коренные);
  • по направленности происходящих изменений: прогрессивные (ведущие к возникновению более высокого качества) и регрессивные (ведущие к снижению уровня структурной организации объекта);
  • по характеру обусловливающих противоречий: спонтанные (разрешение внутренних противоречий) и индуцированные (в результате воздействия внешних факторов).

В термодинамике неравновесных процессов (И.Пригожин , Бельгия) центральным является представление о бифуркациях. Скачки происходят в точках бифуркаций - критических состояниях системы, при которых система становится неустойчивой относительно флуктуаций и возникает неопределенность: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности. Примером неустойчивого состояния, ведущего к бифуркации, является положение в стране во время революции. Так как направление скачка определяется флуктуациями, будущее в принципе не предсказуемо, в то же время любой человек, вообще говоря, может определить ход истории. Скачки в точках бифуркации приводят как к прогрессу, так и к регрессу.

В теории катастроф (Р.Том, Франция; В. И. Арнольд, Россия), внимание сосредоточено на таком важном аспекте, как возможность возникновения скачков (катастроф) в качестве внезапного ответа на небольшие, плавные изменения внешних условий. Она применялась к исследованию сокращений сердца, в оптике, эмбриологии, лингвистике, экспериментальной психологии, экономике, гидродинамике, геологии и теории элементарных частиц. На основе теории катастроф проводится исследование устойчивости кораблей, моделирование деятельности мозга и психических расстройств, восстаний заключённых в тюрьмах, поведения биржевых игроков, влияния алкоголя на водителей транспортных средств.

Два описанных направления вместе с другими (Г.Хакен, Германия; С. П. Курдюмов и Е. Н. Князева, Россия) принято рассматривать как новое междисциплинарное научное направление, называемое синергетикой . Предложены различные схемы взаимоотношений между диалектикой и синергетикой, в том числе представления о синергетике как составной части диалектики или о перерастании диалектики в синергетику.

Примеры

  • Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия
  • Таблица Менделеева : добавление 1 электрона для химического элемента приводит к качественному изменению химических и физических свойств

Примеры меры и скачка

Примечания

См. также

  • Гераклит Эфесский : «Из Единого все происходит и из всего - Единое»

Ссылки

  • Еще немного о законе перехода количества в качество, В.В. Митрофанов

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Переход количества в качество" в других словарях:

    Один из осн. законов материалистич. диалектики, согласно которому изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количеств. изменений достигает определ. предела. Этот закон вскрывает наиболее общий механизм развития.… … Философская энциклопедия

    Переход процесс перемещения из одного положения либо состояния к другому; а также место, пригодное или предназначенное для такого перемещения: Содержание 1 В строительстве 2 Перемещение 3 В физике … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Качество. Качество философская категория, выражающая совокупность существенных признаков, особенностей и свойств, которые отличают один предмет или явление от других и придают ему… … Википедия

    КАЧЕСТВО и КОЛИЧЕСТВО - традиционные философские категории из числа десяти предикаментов, список которых восходит к Категориям и Топике Аристотеля. Качество, или какое, по Аристотелю, может рассматриваться в четырех разных смыслах: 1) устойчивые или преходящие… … Современный философский словарь - КАЧЕСТВО, а, ср. 1. Совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определённость (спец.). Категории качества и количества. Переход в новое к. 2. То или иное свойство, признак … Толковый словарь Ожегова

    Один из основных законов материалистической диалектики, согласно которому изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определённого предела. Этот закон вскрывает наиболее общий механизм …

    Философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. К. отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое… … Большая советская энциклопедия


22.05.2018 16:25

Качество ― философская категория, выражающая совокупность существенных признаков, особенностей и свойств, которые отличают один предмет или явление от других и придают ему определенность. Качество предмета или явления, как правило, не сводится к отдельным его свойствам. Оно связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Поэтому понятие качества связывается с бытием предмета. Предмет не может, оставаясь самим собой, потерять свое качество. А если теряет свое качество, то как предмет перестает существовать. Часы, если у них прогнил механизм, перестают существовать, ибо не могут показывать время. Они превращаются в лом. Качество отвечает на вопрос какое? , а количество на вопрос сколько?

Количество ― философская категория, отображающая общее в качественно однородных вещах и явлениях. Чтобы выявить в них это общее, необходимо, во-первых, установить их однородность, т.е. показать, в каком именно отношении они эквивалентны между собой, во-вторых, выделить то свойство или отношение, по которому рассматриваемые вещи сравниваются, и абстрагироваться от других их свойств.

Возьмем, например, то же понятие часы . Когда мы хотим узнать, сколько часов имеется на свете, то должны в класс часов ввести те предметы, которые являются измерительными приборами, показывающими время, и абстрагироваться от таких несущественных признаков как форма, величина, материал, из которого они сделаны. И тогда количество часов будет состоять из механических, электрических, солнечных, песочных и пр. Все это часы, ибо они являются измерительными приборами, показывающими время. Поскольку количественная сторона мира стала предметом исследования математики, то в дальнейшем философские представления о количестве связывались именно с результатами изучения тех видов или форм количества, которые существовали в математике. Друзья логики, вы наверное уже заметили, как трудно дать определение такой категории, как количество. Приходится ее сопоставлять с категорией качества. Количество является величиной и его можно измерить. Но качество можно только описать.

Предметом закона перехода количественных изменении в качественные является переход от незначительных и скрытых, постепенных количественных изменений к изменениям коренным, открытым ― качественным, где качественные изменения наступают не случайно, а закономерно, вследствие накопления незаметных и постепенных количественных изменений. Однако не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому, через ломку линейного закона изменения и перехода к нелинейным законам и формам изменения. Закон перехода количественных изменений в новое качество - момент закона развития.

Основой закона является взаимосвязь двух свойств - качества и количества.

И здесь нам придется ввести еще одну категорию - меры . Когда что-то появилось, оно начинает развиваться, увеличиваться в своем качестве, а потом придет время, когда количество перерастет свою меру и перейдет в другое качество. Кстати, и закон деградации тоже подчиняется закону перехода количественных изменений в качественные. Те же часы, если за ними не следить, рано или поздно начнут изнашиваться и перейдут, казалось бы, внезапно в другое качество. Это уже будет утиль. Ведь и болезнь не возникает внезапно. Просто мы не замечаем незначительных и скрытых, постепенных количественных изменений. И нам кажется, что мы внезапно заболели. Да и эротическая любовь внезапно не возникает. Просто мы не замечаем незначительных и скрытых, постепенных количественных изменений.

Мера ― это то количество, при котором данное качество остается самим собой. Когда нарушится мера, то скачкообразно данное качество перейдет в другое качество. Например, мерой жидкого состояния воды является температура от 0 до 100°С. Если мера нарушена, то при дальнейшем нагревании вода превращается в пар, а если охлаждение будет продолжаться ниже нуля, то вода превратится в лед. Период постепенных количественных накоплений ― это эволюционный путь развития. А переход количественных изменений в качественные происходит скачком, быстро. Например, бутон несколько дней постепенно увеличивается в своих размерах, и вдруг довольно быстро раскрывается и превращается в цветок.

Переход количественных изменений в качественные является революционным этапом в развитии. Еще раз хочу сказать, что это всеобщий закон природы, он действует в живой и неживой природе, социальных явлениях и исключений не знает. Необходимы достаточные количественные изменения, чтобы старое качество превратилось в новое. И оно произойдет само собой. Конечно, кое-что можно предпринять. В примере с цветком растение можно удобрить, прикрыть пленкой, и превращение бутона в цветок может пойти быстрее. Но нельзя механически раскрывать бутон.

Насильственная попытка преждевременного перевода недостаточно накопленного количества в новое качество называется переворотом . Поэтому революции почти бескровны, а перевороты кровавы. Февральскую революцию 1917 года считали с самого начала революцией, а Октябрьскую революцию вначале называли переворотом.

Действие этого закона можно проследить повсеместно. Когда женщина беременеет, у нее вначале плод имеет размеры одной клетки, потом идут количественные накопления, клетка превращается в развитый плод. Наконец, наступает революция - роды, и плод становится новорожденным. А это уже совсем другое качество.

Какую пользу приносит знание и использование этого закона? Огромную. Те, кто ведет себя, как материалисты (спортсмены, музыканты, отличники учебы, писатели и пр.), систематически и много тренируются, репетируют, повторяют, что-то пишут. Понимают, что если не будет этих многократных повторений, то не будет и качественных квалификационных скачков. Дети могут до бесконечности слушать одну и ту же сказку, делать одно и то же дело, играть в одни и те же игры. Ведь для того, чтобы сдать экзамен, нужно повторить материал два-три раза, ну пять раз. А для того, чтобы все это превратить в навык, нужно повторять 10 тысяч раз одно и то же.

Ко мне за помощью часто обращаются невротические личности, которые, хотя и слышали об этом законе и даже объявляют себя приверженцами этого закона, но в реальной жизни ведут себя как субъективные идеалисты. Они очаровываются каким-то делом и начинают им заниматься. На первых порах наблюдаются даже некоторые успехи. Проходит какое-то время, и репетиции, тренировки, повторения продолжаются, но успехов нет. Результаты не растут, и они, не достигнув в этом деле прочных навыков и высоких результатов, разочаровываются в нем, им это все надоедает. Они берутся за что-нибудь другое. Вначале что-то начинает получаться, но достигать вершин трудно. Они разочаровываются, бросают и это дело. Законов философии они не знают, так как если бы знали закон перехода количественных отношений в качественные, то продолжали бы заниматься одним и тем же делом. И рано или поздно, но достигли бы вершин мастерства. Про таких людей Эрик Берн говорил, что они находятся в сценарии Сизифа. Тот тоже до вершины камень не дотягивал.

И когда такой человек, перепробовав и бросив бухгалтерию, юриспруденцию, медицину, торговлю, менеджмент, портняжное дело, заявляет мне, что хотел бы быть дизайнером, писателем, актером и пр., то я ему рекомендую заняться тем, что ему больше всего нравится, и уже это дело не бросать до тех пор, пока не станет в нем профессионалом экстра-класса.

Не хочу сказать, что это легко. Наоборот, это очень трудно. Сужу по себе. Ибо сам был в таком сценарии. Будучи в институте, я посещал массу кружков, и везде были успехи, делал хорошие доклады на студенческой научной конференции. А вот и список кружков: анатомический, акушерско-гинекологический, хирургический, инфекционный. Откуда-то сам уходил, где, как я думал, обстоятельства не позволили дело довести до конца. Так, например, занятия хирургией прервал мой призыв в армию на кадровую службу, где я стал фактически администратором с небольшим количеством медицинской работы, клинической и санитарно-гигиенической. И там у меня получалось. Стал даже заместителем начальника госпиталя с хорошей перспективой стать начальником. Ну и доводи дело до конца. Так нет, я добился того, что из армии меня через шесть лет уволили. Когда же я проникся философскими идеями, и в мою душу запал первый закон философии - переход количественных изменений в качественные, мне захотелось бросить и третью, незаконченную диссертацию. Как всегда, я довольно быстро набрал необходимый материал, в голове пробегали светлые мысли, но на бумагу ничего не ложилось. И я тогда сказал сам себе, что лучше умереть, чем не завершить начатое. С большими муками я продолжал писать диссертацию. Но со временем писать становилось все легче и легче. Работу я закончил. Теперь нужно было еще и защитить ее. Два ученых совета отвергли мою работу. Лишь в третьем удалось успешно защититься. Кстати, именно в этой диссертации были заложены все идеи, которые я потом разворачивал в своих книгах. Пишу об этом спокойно, ибо для себя нашел нечто положительное в этой ситуации. Конечно же, повысилась моя самооценка. Ведь обычно защищаются с первого раза и в молодом возрасте. А я защитился с третьего раза и сразу стал известным в своем круге. То, что я достиг первого успеха в 51 год, до сих пор мне помогает. Тем более, что я добился и всех остальных регалий еще позже. И до сих пор я продвигаюсь вверх. Я из «поздних». Поскольку на тренингах меня у присутствует молодежь, то утверждение «мне уже поздно» не проходит. А многих моя биография и поздние успехи вдохновляют. С тех пор я стараюсь завершить начатое.

Вот и некоторые из своих книг я вынашивал по несколько лет. Много раз проговаривал их содержание на семинарах, а когда начинал писать, то не мог написать и слова. Так, например, первые две страницы книги «Религия и прикладная философия» я писал 3 месяца. Я было хотел и вовсе отказаться от идеи написать эту книгу, однако, незавершенный замысел не давал мне спокойно заниматься другими делами.

Развитие бесконечно. Однако нельзя все время заниматься одним и тем же делом, ибо когда-нибудь придется бросить и то дело, которым ты сейчас занимаешься. Всё имеет предел. Например, сейчас я пишу книгу. Я делаю это с увлечением и почти что легко. Но я знаю, что когда-нибудь и с ней придется расстаться и начать делать что-то другое. Если этого не сделать, то можно безнадежно отстать от постоянно развивающегося мира.

Я вспоминаю, с каким увлечением я занимался психиатрией, но и она мне вдруг надоела. Однако у меня уже была высшая психиатрическая категория к тому времени. Я помню, как снова расширился мир, когда я начал заниматься педагогической деятельностью. Я стал преподавать психиатрию, да еще и на факультете усовершенствования врачей. И вновь все изменилось для меня в этом мире. Другие люди, другие задачи, другие обстоятельства. Меня опять увлекла психиатрия. Когда и она через какое-то время стала надоедать, я увлекся психотерапией, которая является частью психиатрии. Не думаю, что у меня снизилась квалификация психиатра. Скорее, возросла. Ведь мне нужно на начальных этапах развития заболевания определить, психоз это или невроз, ибо большинство методов психотерапии для больных психозами не подходят, а иногда и противопоказаны. И опять изменилось все мое окружение, а психотерапевтические приемы оказались полезными и для здоровых людей. Потом и психотерапией надоело заниматься. Я стал писать книги и проводить семинары по всей России и за рубежом. Но сейчас мне и от этого придется отказаться и заняться чем-нибудь другим, хотя все идет более чем успешно. Но нельзя же делать все время одно и то же. Сейчас я стараюсь подготовить учеников, которые бы превзошли меня. И у меня это получается. Но те места, откуда я ухожу, пустыми не останутся - их займут мои ученики.

Конечно, этим путем многие идут и неосознанно. Но когда осознаешь путь, идешь быстрее. Итак, я хотел бы подвести итог по изложению первого закона философии. Вы познакомились с категориями количество, качество, мера, эволюционный этап развития, революция, переворот. Если будете подчиняться этому закону, то вы не станете торопиться в пути, будете усердными, знать меру, будете сами меняться не только в количественном отношении, но и в качественном, т.е. будете развиваться бесконечно, переходя от одного предела к другому.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!