Замкнутый треугольник. Отношения по замкнутому треугольнику

11.06.2015

Субботнее утро. Джесс собирает вещи и срывается на Томми за то, что тот бросил кораблик в бассейн и разлил краску.

Всем привет! С вами dr. Freud, и сегодня мы попытаемся исследовать «Треугольник» Кристофера Смита.

Персонажи фильма «Треугольник»: Джесс, Грэг, Виктор, Салли, Дауни, Хизер

Чтобы распутать клубок загадочных происшествий в этой киноленте, начнем с описания главной героини. Что нам известно о ней? Джесс — мать-одиночка, воспитывающая ребенка с аутизмом. Она с трудом сводит концы с концами и ей приходится работать официанткой в какой-то забегаловке. Во время работы Джесс завязывает знакомство с одним из посетителей (Грегом ), который приглашает в круиз на яхте под названием «Треугольник». Главная героиня соглашается и обещает, что в 8.30 прибудет в залив вместе с сыном.

Субботнее утро. Джесс собирает вещи и срывается на Томми за то, что тот бросил кораблик в бассейн и разлил краску. А тем временем можно заметить, что часы на стене показывают 7.15 .


Она нервничает из-за того, что опаздывает на встречу, и второпях садится за руль в перепачканном платье. В 8:16 происходит авария, в которой обрывается жизнь главной героини и Томми. В конце фильма мы видим, как к перевернутой машине подходят люди, и кто-то укрывает ее мертвое тело все в том же платье с синим пятном.



Все. С этого момента насчитаются мытарства души нашей героини. Она не может обрести покой, потому что отрицает случившуюся автокатастрофу и смерть сына. Не случайно в кадрах появляются чайки. Чайки — это олицетворение тоскующей женщины, символ материнского плача по своим детям. Ключом к пониманию идеи фильма «Треугольник» становится упомянутый миф о Сизифе, обреченном в наказание за попытку обмануть смерть катить в гору тяжелый камень, который, достигнув вершины, сразу же срывался обратно. Джесс, подобно мифическому персонажу, обречена переживать утрату сына до тех пор, пока не смирится с ней.

Предполагаю также, что яхта и лайнер «Эол» — это своеобразные атрибуты чистилища, в котором Джесс должна примириться с трагической реальностью. Это предположение подтверждает и то, что на борту находятся вещи, которые как-то напоминают о ее прошлой жизни и гибели: ключи и медальон с фотографией Томми; совпадение номера дома и каюты, в которой Джесс пишет послание кровью; время их смерти на остановившихся часах корабля; барабан и т.д. Есть ли что-то, что связано с другими героями фильма? Нет.

Ключи, медальон, номер каюты, время смерти


Кадры из фильма «Треугольник». Слева — мальчик с барабаном во время автокатастрофы, справа — барабан на корабле «Эол»

Но какова роль ее спутников? Возможно, их смерть должна стать толчком к осознаванию своей гибели. А Вы как думаете? Напишите свои версии в комментариях.

Возникает также вопрос, какой момент можно считать началом нахождения Джесс в чистилище? Вероятно тот, когда она просыпается на яхте от кошмара. Быть может, сон был явью, ее реальной смертью, но отвергая свою смерть и смерть сына, она воспринимает его как сновидение и быстро забывает. Она продолжает думать, что находится в морском круизе, а Томми — в школе.

Череда «случайностей» на корабле помогает вспомнить случившуюся трагедию, об этом свидетельствует то, что героиня спешит к себе домой, а не в школу. Ею охватывает желание любой ценой вырвать Томми из рук смерти, а вместе с тем появляется чувство вины за то, что порой жестоко с ним обращалась. Джесс старается изменить ход событий и увезти ребенка подальше от рокового места, но смерть снова настигает их в дороге. Как бы главная героиня не пыталась противостоять судьбе, исход предрешен и встреча с Хароном неизбежна. Харон — это проводник в мир мёртвых. Если раньше он являлся умершим в образе угрюмого лодочника, то сейчас он предстал в виде таксиста.


«Уже бессмысленно спасать мальчика. Уже ничто не вернёт его к жизни» — уверяет ее «таксист», но Джесс с этим не согласна и просит снова отвезти ее на пристань, чтобы попытаться спасти себя и Томми. И все начинается заново.

И в качестве заключения приведу миф о Сизифе.

Сизиф, сын бога повелителя всех ветров Эола, был основателем города Коринфа, который в древнейшие времена назывался Эфирой. Никто во всей Греции не мог равняться по коварству, хитрости и изворотливости ума с Сизифом. Сизиф благодаря своей хитрости собрал неисчислимые богатства у себя в Коринфе; далеко распространилась слава о его сокровищах.

Когда пришел к нему бог смерти мрачный Танат, чтобы низвести его в печальное царство Аида, то Сизиф,еще раньше почувствовав приближение бога смерти, коварно обманул бога Таната и заковал его в оковы.Перестали тогда на земле умирать люди. Нигде не совершались большие пышные похороны; перестали приносить и жертвы богам подземного царства. Нарушился на земле порядок, заведенный Зевсом. Тогда громовержец Зевс послал к Сизифу могучего бога войны Ареса. Он освободил Таната из оков, а Танат исторг душу Сизифа и отвел ее в царство теней умерших.

Но и тут сумел помочь себе хитрый Сизиф. Он сказал жене своей, чтобы она не погребала его тела и не приносила жертвы подземным богам. Послушалась мужа жена Сизифа. Аид и Персефона долго ждали похоронных жертв. Все нет их! Наконец, приблизился к трону Аида Сизиф и сказал владыке царства умерших, Аиду:

О, властитель душ умерших, великий Аид, равный могуществом Зевсу, отпусти меня на светлую землю. Я велю жене моей принести тебе богатые жертвы и вернусь обратно в царство теней.

Так обманул Сизиф владыку Аида, и тот отпустил его на землю. Сизиф не вернулся, конечно, в царство Аида. Он остался в пышном дворце своем и весело пировал, радуясь, что один из всех смертных сумел вернуться из мрачного царства теней.

Разгневался Аид, снова послал он Таната за душой Сизифа. Явился Танат во дворец хитрейшего из смертных и застал его за роскошным пиром. Исторг душу Сизифа ненавистный богам и людям бог смерти; навсегда отлетела теперь душа Сизифа в царство теней.

Тяжкое наказание несет Сизиф в загробной жизни за все коварства, за все обманы, которые совершил он на земле. Он осужден вкатывать на высокую, крутую гору громадный камень. Напрягая все силы, трудится Сизиф. Пот градом струится с него от тяжкой работы. Все ближе вершина; еще усилие, и окончен будет труд Сизифа; но вырывается из рук его камень и с шумом катится вниз, подымая облака пыли. Снова принимается Сизиф за работу.

Так вечно катит камень Сизиф и никогда не может достигнуть цели - вершины горы.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции

Благодарю за внимание, а также за указание обратной ссылки при копировании статьи!

Твитнуть

Читайте также

Комментарии

Полностью согласен. Разбор отличный, как и сам фильм

Ответить

Спасибо за разбор фильма! А есть еще фильмы похожие на Треугольник?

Ответить

Хороший фильм, замкнутый круг, но уже всё решено и она ничего не изменит. Всё повторяется, как бы она не старалась!!! Точнее у нее ничего не получается!!! Все медальоны в одном месте, вот и всё!!!

Ответить

Совершенно правильная мысль... Единственное правильное понимания фильма - приговор в действии без права на выбор.

Ответить

Спасибо за замечательный разбор фильма! Заинтересовалась после того, как посмотрела, а затем прочитала ваше мнение о фильме "Враг". Просто в восторге! Относительно "Треугольника", мне кажется, что в чистилище она попадает уже после того, как вышла из такси (по дороге она уснула и, вероятно, восприняла случившееся за сон)

Ответить

Спасибо Вам за комментарий! Возможно. Мне б не мешало освежить фильм в памяти)

Ответить

Спасибо что подсказали насчет чаек и за миф про сизифа, но хотелось бы узнать еще насчет названия, почему треугольник, а не круг например, буду признателен. Могу порекомендовать похожий фильм "Останься" Марка Форстера.

Ответить

Спасибо Вам за комментарий! «Останься» обязательно посмотрю.
Полагаю, что название как-то связано с концепцией фильма. Хотя для меня пока это открытый вопрос. Основной эмоциональный фон главной героини составляют уныние-злость-чувство вины. От сюда и проигрывание таких ролей как: жертва/страдалица (некто пытается убить Джесс, страдает из-за сына-инвалида и неудавшейся личной жизни ) – преследователь (Джесс сама хочет убить компаньонов, зло поступает с сыном ) – избавитель (Джесс хочет спасти компаньонов и сына ). Это так называемый Треугольник Карпмана. Чувства и эмоции затягивают ее в своеобразный «Бермудский треугольник», из которого она не может выскользнуть.

Ответить

Треугольник - это скорее из-за того, что Джесс всегда в трех экземплярах на корабле. Намек на это - ее отражение в тройном зеркале, когда впервые показывают каюту с кровавой надписью

Ответить

Этот фильм про треугольник КАРПМАНА. И даже название - треугольник! Главная героиня находится в треугольнике Карпмана: в нем три вершины - жертва. палач. и спаситель. Вообще в фильме во всем 3 вершины. Три локации: Яхта, корабль, дом. Три воплощения: жертва, спаситель, палач. Три вопроса ставит фильм. Какого тут происходит? За что? Есть ли выход? Яхта называется Треугольник - первая вершина подъема из-за которой все началось. Треугольник - гора на которую закатывают камень. Три основных персонажа. Джесс, сын, Грег, которые запускают цепь событий. Как-то так)))

Ответить

спасибо, вот теперь все полностью сошлось.

Ответить

Вы забыли упомянуть почему Джез проходит эти муки все, она в конце обманула таксиста т.е смерть, и поэтому смерть наказывает её ! И ещё на счёт калье, как бы оно туда попала т.е упало или повисло, если Джез оглянувшись у видела второе колье, несостыковка!! Всем спасибо!

Ответить

Одно непонятно, Джес одновременно находится на корабле 3 штуки, и она падает с корабля 2-мя способами. как бы это объяснить..

Ответить

Трактовка скорее психологическая, как пишет автор статьи, и тут нет прямой логики, а вместо неё череда образов, в любых комбинациях. Но если пытаться рассмотреть историю с логически-научной точки зрения. То история Джес начинается до увиденного нами в фильме, ведь мы показаны и горы трупов, и медальонов. Более загадочна, в этом научно-логическом трактовании, судьба той Джес которая убила пару ножом в номере, она действовала наиболее жестко и бескомпромиссно, стараясь сделать всё как можно быстрее, но и в этом случае она может либо бесконечно убивать вторую себя, становясь причиной своей же смерти ВСЕГДА. Либо убежать с корабля, и попадать в ту же ситуацию, но уже на земле. И в обоих трактовках её единственный выход отпустить их всех.

Ответить

спасибо за разбор! многое стало понятно. но насчет других героев не соглашусь, так как с ними была женщина по имени Хизер. куда она пропала по вашему? почему ее не было с ними? на мой взгляд, они все погибли при шторме, а Хизер выжила. именно поэтому ее нет с ними на корабле. а глав. героиня не могла смириться что оставила сына, поэтому она обречена снова и снова мотаться по кругу. то есть по треугольнику. спасибо.

Ответить

Очень важное уточнение)))) Я сначала долго не мог понять, где точка отсчёта. Где начало фильма? Вы пишите, что Джесс в платье садится в машину, и попадает в аварию. Нет! Всё не так! На самом деле всё проще. Джесс-в-платье изначально является плохой матерью. Добрая Джесс-в-шортах, вернувшись с корабля, убила плохую Джесс. И затем поехала с сыном, не зная о предстоящей аварии. После аварии я долго не мог понять... Откуда взялась Джесс на пристани, если она попала в аварию? Пересмотрев этот момент ещё раз, я заметил детали, которые не замечал ранее. Добрая Джесс-в-шортах положила труп злой Джесс-в-платье в багажник машины. Именно этот труп и находится на месте аварии. А добрая Джесс выжила. И тут же поехала на пристань, чтобы вернуться во времени и спасти сына. Но проснувшись, она забывает события.... Вот и всё. Классическая временная петля.

Ответить

Мне все равно не понятен такой момент: Джесс появляется на пристани в начале фильма и в конце фильма. Эти две точки являются точкой зацикливания или все же нет? Ведь анализируя события между этими двумя точками можно увидеть следующее: На корабле одновременно находятся три Джесс. Каждая Джесс из нечетных групп сталкивает свою предшественницу из предыдущей нечетной группы в воду, и потом ее саму аналогично сталкивает в воду Джесс из следующей нечетной группы. Каждая Джесс из четной группы убивает Джесс из предыдущей четной группы, и затем сама становится убитой Джесс из следующей четной группы.Каждая Джесс из нечетной группы поначалу не понимает что происходит, но наблюдая за всем происходящим постепенно начинает понимать. Каждая Джесс из четной группы уже с самого начала начинает всех убивать, т.е. она попав на корабль уже сразу знает что нужно делать.Т.е. четные и нечетные группы неодинаковы. Т.е. между двумя потерями памяти Джесс попадает на корабль дважды. Получается что цикл выглядит следующим образом: 1. Джесс попадает на яхту и не понимает что с ней было раньше (потеря памяти). 2. События на корабле: Джесс сталкивает в воду другую Джесс, Затем сама оказывается сброшеной в воду. 3. События на суше. 4. Джесс решает вернуться на яхту, теперь она все помнит что с ней было. 5. Джесс снова оказывается на корабле, и сразу приступает к убийствам, убивая другую Джесс, а в конце сама становится убитой.И только теперь ситуация зацикливается. Теперь вопрос: Как она снова теперь попадает на яхту? 5.

Ответить

Точки отсчета нет вообще ибо это треугольник. Но если вам хочется логики - то вероятнее всего точка отсчета началась в момент её рождения))) Ну а если серьезно, то с аварии вероятно. 1 - Джесс не теряет память))) Она об этом прямо говорит в фильме. Это просто её ноша играть роль и страдать. 2 - Три воплощения палач, жертва, спаситель. Именно в этих образах она представлена в фильме. Т. е. на яхте она жертва, на корабле палач, дома спаситель. Но это с учетом мытарства души. Но вершины можно и сдвинуть на время пока она была жива и если продолжить логику. Тогда бы получилось: Дома - палач, яхта - спаситель, корабль - жертва. Джесс знает, что выхода нет)) Это единственное объяснение фильма.

Ответить

вовсе не обязательно, что эти Джес принадлежат каким-то группам, ведь в отличае от действий дома, на корабле она пытается понять что происходит, наблюдает, учится. А вот дома она без раздумий начинает действовать и убивает себя, не пытаясь изменить исход.

Ответить

На самом деле она вернулась на яхту второй раз чтобы опять промотать все события и уже на этот раз попытаться не совершить ошибок, чтобы вернуть сына. Все только к тому, чтобы добраться в конце концов до сына и огородить от смерти в этот раз

Ответить

Все ошибки уже совершены и их не исправить)

Ответить

Прочитал множество разборов, но так и не понял все до конца. Для меня оставалось загадкой, как на корабле появляется "Прошаренная" Джесс, которая убивает ножом в каюте Делони и смертельно ранит его Рыжую подругу. Но когда на листочке все нарисовал, догнал))) И так, все по порядку. Начало всегда с конца. Когда начинается фильм, мы многое не видим за титрами. И воспринимаем фильм как начало истории, он же является концом. Нам показывают полностью за весь фильм, только часть истории Джесс, в которой она не помнит что с ней произошло, Это треугольник в треугольнике, внешний треугольник начнется после фильма, но замкнется на внутреннем треугольнике, в точке где она собирается сесть на яхту. Теперь по порядку.
1. Джесс не помнит что с ней произошло и уверенна что сын в школе, а она просто отправляется в круиз.
2. Попадая на корабль она понимает что попала во временной треугольник (по этому после того как попадает на берег спешит домой, а не в школу).
3. Когда её в первый раз выкидывают с борта, она с мешком на голове, после чего попадает на берег и проделывает всё тоже самое, что мы видим в конце фильма (тоесть фильм заканчивается на том как прошаренная Джесс отправляется всех убивать.
4. Джесс которая ни чего не помнит выкидывает ту самую прошаренную Джесс, но уже без мешка на голове, и в очередной раз оказавшись на берегу, Джесс уже ни чего не помнит, что и замыкает цепь. К сожалению всеравно до конца логически фильм не может быть разложен, так как нет входной точки в эту замкнутую цепь. Это я описал два треугольника,приведу ссылку на визуализацию моих мыслей)


Но на самом деле треугольника три, Второй треугольник не замыкается, а перерастает в третий (Джесс которая скинет себя прошаренную как раз из третьего треугольника) И вот третий треугольник, также как на картинке замкнется с первым. Но чтобы догнать какая Джесс из третьего треугольника, но для этого надо пересматривать фильм третий раз, боюсь я не осилю) Кто додумает, пишите)) Буду рад.

Ответить

Очень интересное рассуждение!

Ответить

Увидев фильм впервые, единственная мысль, что пришла в мою голову "Джесс больна шизофренией". Но спустя три часа моей жизни, я начала сама сходить с ума от постоянного анализа сюжета. Пересматревая фильм второй раз, я старалась быть более наблюдательной. Но как оказалось сейчас, всех важных деталей фильма углядеть мне удалось. Супер!!! Абсолютно разделяю точку зрения автора. У каждого свое видение, но более ясно разложить все события фильма по полочкам удалось и менно Вам! Спасибо. Теперь головоломка в моей голове решена))))

Ответить

Здравствуйте, на счёт этого фильма (о его смысле и непонятно чём в развязке) я думаю что здесь не обошлось без мистики или чего то в этом роде потому что на самом корабле всё происходит по смыслу замкнутого круга. Тоесть всё происходящее представлено зрителю как одно и тоже событие или поочерёдность событий, которые происходят рас за разом, снова и снова (пока главная героиня фильма не попытается спасти "новых" её и её друзей убив "старых".

Ответить

Здравствуйте! Посмотрела я фильм "Треугольник", вначале, я ничего не поняла, пришлось читать коментарии. Вот к какому я мнению пришла, главноя героиня, не плохая мать, она просто очень устала, и хочет отдохнуть с компанией и мужчиной который ей понравился на море. Реальность в том, что та самая главная героиня в платье попадает в аварию вместе с сыном и погибают, вторая в шортах это ее душа, к которой подходит перевозчик, она должна была ехать в ад, одна, сын попал в рай, но она решает обмануть смерть, и все таки хочет поехать на яхте. Здесь вся суть, мне кажется на яхте была ее только душа, они поплыли без нее, но она их завлекла в воронку, Хизер выжила, по этому ее не было с ними, а корабль, это тот который уронил сын в начале, это проекция Аида.

Ответить

Злобная ДЖЕСС наносит ножом смертельные раны бедняжке САЛЛИ, та сумела каким-то образом уползти от неё на палубу и забиться в уголок, где уже лежат ДЕСЯТКА ДВА ТРУПОВ этой же самой САЛЛИ!!! " Добрая " ДЖЕСС находит её там, утешает, накрывает своей вязаной кофточкой, но САЛЛИ опять умирает.... Сколько же раз повторяется этот день сурка в её жизни? Похоже, бесконечно....

Ответить

Фильм,конечно же,мистический,и связан он с очень далёким прошлым,- корабль тридцатых годов. И потом,- буря,разыгравшаяся на море внезапно и своеобразно,говорит о временных разломах, проникновение прошлого в настоящее. Более глубокий смысл скрыт, или предоставлен на фантазии зрителей,да и обилие трупов,гнилая еда,как подтверждение глубокой давности.Петля времени однозначна, и выбраться из неё проблематично,тем более с упёртым нежеланием принимать в жизни так как есть,как всё происходит,так и будет продолжаться.Очень интересно-поучительный фильм.Век живи,- век учись!

Ответить

А мне показалось, что с мешком на голове был сброшен парень. В кедах. Не?

Ответить

Не скажу, что версия неверна, но она какая-то «боковая», что ли. На мой взгляд, авторы ставили своей целью показать не то, почему это случилось с Джесс, а просто КАК это происходит. И они создали идеальную временную петлю, из которой нет выхода. Если разложить все события по полочкам, это довольно очевидно. И тут даже нет особой разницы, происходит ли всё это с живыми людьми, с душой (душами), или в больном воображении Джесс – всё равно петля идеальна и вечна, как вечно занятие Сизифа. Вход в петлю нам не показали – видимо, это и не предусматривалось. Ну и в версии есть неточности. Во-первых, на корабельных часах скорее 8.17, а во-вторых – откуда известно, что авария на дороге произошла именно в этот момент? Я просмотрел этот эпизод очень внимательно – никаких часов не показывают. Кроме того, как-то странно, что от дома до этого места пришлось ехать целый час. Еще одна явная неточность – барабан отнюдь не напоминание о прошлой жизни. Этот барабан – часть оркестра, увидеть его можно еще перед аварией. А оркестр исполняет ту же музыку, что была на корабле на пластинке. Граммофон включался на корабле в момент завершения очередного витка, и на берегу эта музыка, барабан в сочетании с кучей выброшенных на пляж птиц явно указывают также на завершение витка. Про «Харона» (и тем более про Смерть) – это просто голое допущение. Этот человек называет себя “driver” – и так же обозначен в титрах. Некоторые пишут, что Джесс его обманула, пообещав вернуться. Но она его вовсе не обманывала, она имела в виду возвращение после очередного цикла – то есть в тот момент она еще всё помнила (этот факт подтверждается еще и тем, что она на причале просила прощения у Грега – понятно, за что). Кстати, на дороге там дважды подчеркнуто показывают плакат с надписью «Возвращайтесь!».

Ответить

:) именно! Вся идея и заключается в том, что никакого выхода нет. Наказание приведенное в действие. Получите и распишитесь)))

Ответить

Спасибо что пояснили,а то смотрела этот фильм закончился непойми чем,зачем смотрела его? 2 голову ломала. Наконец-то поняла смысл

Ответить

Спасиб,что помогли разобраться в смысле этого фильма. мне не хватало ваших додумок. филм правда классный

Ответить

После просмотра фильма я долго не могла уснуть все рассуждала и пыталась найти разгадку. После прочитанных комментариев что-то прояснилось для меня, не понятно два момента когда в начале фильма герои попадают на корабль главная героиня уже там.Как она туда попала в самый первый раз? И второй момент, таксист перевозчик в ад спросил ее вернется ли она, и она ответила, что да.Я делаю вывод если она ответит, что нет тогда этот треугольник замкнется и все прекратиться?

Ответить

Когда в фильме герои попадают на корабль, там не только уже есть две других Джесс, там еще и целая куча трупов на верхней палубе. Ответить на вопрос о том, как туда попала Джесс "в самый первый раз", если отбросить мистику, можно следующим образом - самого первого раза не было. Любое путешествие во времени - это нарушение причинно-следственной связи (помните, как в фильме "Назад в будущее" доктор Браун боялся разрушения пространственно-временного континуума - это как раз об этом). А здесь не просто путешествие, тут сложная двойная петля. Можно говорить лишь об условном "первом разе", который показан в фильме - Джесс прибывает на корабль, и две ее копии там уже присутствуют. Откуда они взялись - из будущего. А поскольку это петля, то будущее тут одновременно является и прошлым. Это не так просто понять, можно в самом простом виде прочесть об этом в "Звездных дневниках Йона Тихого" у Лема. Что касается перевозчика - это ведь вовсе не факт, что он перевозит на тот свет. Может, это просто вот такой странный таксист. Да, она говорит, что вернется - и, по-моему, имеет в виду возвращение в следующем цикле. Потом она просит прощения у своего друга (зная, что потом его застрелит). Тут важны не слова, а ее решение. Она снова отправляется в плавание, хотя могла бы этого и не делать. Зачем - тут уже можно гадать. Либо чтобы попытаться исправить ситуацию, либо, если надежды на исправление нет, чтобы просто на несколько минут увидеть сына живым.

Ответить

Спасибо за разбор, но я не согласен. Вернее согласен, но лишь частично. Главная героиня - палач, жертва и спаситель. Фильм ставит три вопроса (вы знаете их, после просмотра вы точно зададите их себе): - Что происходит? - Причина? - Есть ли избавление? Только правильно ответив на них полностью понимаешь все действия героини и конечный смысл фильма, а не тот который вам подали на блюде. Ибо это ответ только на первый вопрос, который не объясняет многих нюансов фильма, поэтому действия героини кажутся не логичными и вы начинаете искать смысл, которого там нет, пытаясь объяснить самому себе почему именно так? Вы рассматривали вариант, что выхода вообще нет? Этот вариант звучит часто в комментариях (аля бесконечный день сурка), но без логического осознания, а ведь именно в правильном понимании все дело. Фильм об этом прямо говорит не один и не два раза. Начиная с мифологии и заканчивая финальной фразой Джесс - "я обещаю" (скорее звучит как ирония ибо выбора нет и она знает, что она его уже нарушила). И даже момент со сбитой птицей - как намек. Выбора нет. Обратите внимание на эту сцену. Бросая птицу она понимает это. Эта сцена создана лишь с одной целью, чтоб зритель понял безысходность и на мой взгляд она вызывает именно это ощущение. Ошибочно считать это самобичиванием ИМХО. Тут его нет! Приговор приведенный в исполнение без права выбора, ведь все ошибки уже сделаны и исправить их нет никакой возможности, ей показывают её грехи снова и снова, понимая это Джесс вновь и вновь вкатывает камень на ту самую гору и самое ужасное, что ей об этом говорят. Т. е. она знает свой приговор. Единственное что ей остается - страдать, ибо это единственная надежда искупить вину. Видимо закончить этот ад могут только высшие силы. Понимая это, все становится логичным и даже удивляешься, что столь раздражающие актеры тут весьма в тему. И да память она не теряет на самом деле. Это просто роль. Смотрите внимательно еще раз, там об этом говорится и даже показываются её различные воплощения в разных ролях от жертвы до палача.

Ответить

Дмитрий, как не теряет память? Если бы не теряла память, то не попала бы в аварию в следующий раз.

Ответить

Выход есть: вернуться к перевозчику, то есть, сдержать обещание! Но она его обманывает снова и снова, фактически обманывая саму себя, в отчаянной надежде что-то изменить, думая, как и многие комментаторы здесь, что на этот-то раз должно получиться! Но единственный выход: перестать обманывать... себя и тем самым одновременно наказывать. Надо снять с себя чувство вины, надо простить себя, и тогда наказание прекратится. До тех пор, пока есть чувство вины, есть и наказание в виде самого же этого чувства вины и попытки ее искупить/исправить ситуацию. Вот вам и петля, - хождение хоть по кругу, хоть по треугольнику, не важно! Человек сам делает выбор и сам себя наказывает, ведь даже перевозчик не желает ей такой участи, неоднократно сообщая, что она может в любой момент отказаться от тщетных попыток и просто уехать с ним. Он же говорит, вернее, спрашивает: "Я не буду выключать СЧЕТЧИК?..", а она отвечает: "Не выключайте"... и обман продолжается. А счетчик все считает, считает, считает... сколько раз еще она обманет себя.

Ответить

Выход есть: уехать с перевозчиком. И тогда все! Но она сама выбирает наказание как бессмысленные и бесконечные попытки все исправить.

Ответить

Не совсем поняла, если после аварии на яхте была уже ее душа, то в каком виде, как душа общалась с живыми людьми, как они вообще ее видели.

Ответить

Внесу свою лепту. В сюжете фильма есть нестыковки. Джесс на корабле однозначно находится в трёх генерациях - наблюдатель, спаситель, палач. Это мы отчётливо видим на 1:06:00, в этой точке происходит переход одной джесс из генерации наблюдателя в генерацию спасителя, переход второй джесс из генерации спасителя в генерацию палача и смерть палача. Но разберём отдельные сцены. Сцена в столовой, когда джесс-спаситель хочет застрелить джесс-наблюдателя, поднявшуюся на борт и не может этого сделать. Джесс-наблюдатель убегает, и практически сразу же в театре появляется джесс-палач, которого вроде выкинули за борт. Сцена становления палача приводится на 1:14:00, когда джесс-палач всех приводит в театр с помощью надписи и начинает убивать. До этого момента джесс-наблюдатель ссорится с грегом, и они идут в театр разными путями, грег сталкивается с джесс-палачом, а джесс-наблюдатель вбегает на шум выстрелов в партер. НО! Где в этот момент находится джесс-спаситель, которая в параллельной сюжетной линии вламывается в театр с дробовиком и чуть не сносит башню джесс-палачу?? неясно. Грег всегда умирает одинаково, и на 1:11:50 показывают, что джесс-спаситель, ставшая палачом, куда-то прячет его тело, возможно выкидывает за борт. Тело Дауни похоже всегда попадает за борт, неважно где он был убит - в номере 237 или в театре, а вот с Салли и Виктором ситуация неясна - в одной сюжетной линии салли умирает на верхней палубе, а в другой сюжетной линии - в театре. Куда же девается её тело из театра? джесс также выкидывает его за борт? не слишком ли палевно выкинуть тела троих человек из театра, при том что на борту бродят ещё пять человек??? Такая же ситуация с Виктором - в одной сюжетной линии он умирает в столовой на руках у джесс-наблюдателя, пытаясь её задушить, а в другой - при сцене с двумя джесс в столовой и дробовиком у джесс-спасителя, после чего уползает за борт сам. Интересно также, что в завершающей стадии борьбы, когда все остальные участники убиты, джесс-палач всегда сталкивается с джесс-наблюдателем, которая в борьбе с палачом, становится спасителем... и побеждает палача двумя разными способами - в одной линии палач падает за борт живым, а в другой - крепко избитым, возможно мёртвым. Что происходит с палачом после этих двух сценариев - остаётся загадкой, также как и то, почему джесс-спаситель сталкивается с палачом только в театре, где зашибает ему башку, но не доводит дело до конца и отдаёт свой дробовик Дауни... И где находится джесс-спаситель в момент встречи наблюдателя с палачом? Бегает ищет раненую салли? на кой чёрт спрашивается? непонятно. Но всё-таки больше всего непонятен момент в театре - и ничего не подозревающая джесс-наблюдатель, и джесс-спаситель с дробовиком несутся в театр на звук выстрелов, но почему-то сюжетные линии умудряются разделяться, и никогда три джесс одновременно в театре не оказываются... Вот такие мысли.

Ответить

Интересный фильм, вот только посмотрел. Довольно сложный, но интересный, хотя, в данном жанре и не самый сильный. Для тех, кому понравился, рекомендую фильм Связь (без перевода называется Когеренция, что гораздо ближе к смыслу происходящего в фильме, чем какая-то безликая "связь") В общем, если понравился треугольлник, и хочется еще повыносить себе мозг чем-то интересным, рекомендую к просмотру, он гораздо оригинальнее))

Ответить

Товарищи. Мы все о высоком. Однако очевидно, что при аварии добрая и прошаренная Джесс выжить и остаться без царапин никак не могла. Поэтому,да. Скорее всего тут остатки разума борятся за жизнь и это петля воспоминаний. И все равно мне не понятно. Зачем? Зачем вообще убивать людей на корабле, если исходом является - уплыть в воде...

Ответить

Добавить комментарий

Можете ли вы ответить на вопрос: как я живу? Что, казалось бы, проще! Я вроде бы знаю себя с самого начала и до сегодняшнего момента, но как? Можно, конечно, отмахнуться первым, что приходит в голову, – хорошо или плохо, но говорит ли это что-то конкретное о вас? Можете ли вы составить свой портрет по таким, по сути, ничего не значащим фразам? Ответите ли вы на вопросы: какие особенности характеризуют именно вас? какой вы, когда один? а какой вы в отношениях? не замечали ли вы, что вам порою проще рассказать про соседа, чем про самого себя, что вам легче увидеть жизнь в других, чем заметить ее в себе? Можно, конечно, спросить: зачем? И действительно, зачем? Приведу такой пример. Мы поступаем на новое место работы. Чтобы действительно хорошо ее выполнять нам понадобятся знания о составляющих нашего рабочего процесса. Когда мы еще не знаем нюансов, у нас мало что получается. Мы наталкиваемся на недовольство коллег, да и сами не очень-то счастливы. Но как только мы поймем, что откуда берется и на что влияет, работа становится менее стрессовой и начинает приносить удовольствие, а новые вызовы лишь подхлестывают азарт. Так и с нами самими: мы можем обрести уверенность в себе и окрасить свою жизнь лучами счастья, лишь познакомившись с собой, отвечая на вопрос «как я живу?».

Узнавать себя можно каждый миг и в любых обстоятельствах. В данной статье я предлагаю узнать себя в отношениях в процессе игр, разыгрываемых в треугольнике через роли Преследователя , Спасателя и Жертвы , ответив на вопрос, каков ваш способ быть в отношениях.

Личность проявляется, вступая в отношение с другими личностями.

Бубер М .

Итак, как я веду себя в отношениях?

Мы все вовлечены в отношения, и если приглядеться, мы зачастую используем одну и ту же схему поведения с другими людьми, особенно когда отношения часто натыкаются на преграды в виде недовольства и обоюдных упреков. Что же происходит и как выйти из болезненного взаимодействия?

Треугольник Карпмана . Известный психотерапевт Стивен Карпман, наблюдая за взаимодействием людей, свел отношения в простую для понимания схему в виде треугольника, на вершинах которого расположено по роли – Преследователь , Спасатель и Жертва . Каждая из ролей находится в самообмане. Все три роли считают, что они правы. Спасатель прав, потому что помогает. Преследователь уверен , что мир жесток и с ним надо обходиться взаимно агрессивно и подавляюще. Жертва думает, что сама она ни на что не способна и ничто уже ей не поможет.

В одиночку наши актеры существовать не могут, им всегда нужен кто-то, чтоб отыгрывать свой театр убеждений. Спасателю нужна Жертва, чтоб спасать и принимать за нее решения. Преследователю нужна Жертва , чтоб убеждать ее, какая она никчемная. А Жертве нужны Преследователь и Спасатель, чтоб подтвердить свой статус бессилия: первый напомнит грубым словом, где ее место, а второй помощью подчеркнет бессилие.

Одна из ролей более присуща человеку, чем другие, но в треугольнике роли перетекают одна в другую и избежать игры во всех ролях «узникам» не удается.

Преследователь . Самообман роли: мир жесток, и, чтобы выжить, нужно сражаться. Ставя других на место, Преследователь старается приобрести контроль, но, пользуясь такими методами, мир отвечает ему тем же, и Преследователь попадает в ловушку, тем самым подтверждая свою гипотезу о жестокости мира.

Но не стоит ставить клеймо плохого человека на таких людях. Такие люди перенесли много травм в начале своей жизни, они соприкоснулись с жестокостью и насилием. Такие люди ревниво охраняют свое пространство и находятся в постоянной готовности нанести удар. И если внешне это выглядит как нападение, то внутренне они чувствуют себя в позиции Спасателя и Жертвы . Вначале из роли Спасателя они деспотично заявляют, что нужно делать, затем, сталкиваясь с неприятием, чувствуют себя в роли Жертвы и отражают это нападением из роли Преследователя .

Спасатель . Самообман этой роли заключается в том, что человек думает, что его потребности не имеют никакого значения; что он может найти себя только через помощь другим; что без него другие не смогут справиться; что именно на нем лежит ответственность за других. Такой способ поведения можно легко проследить: обычно в детстве таким людям приходилось брать на себя совсем не детские обязанности. Например, уход за младшими детьми либо за не способными о себе позаботиться взрослыми, особенно когда присутствует алкогольная (либо другая) зависимость. В такой ситуации у ребенка не остается другого выхода, как только заботиться о близких, т.к. эту роль кто-то все же должен выполнять.

Ловушка этой роли в том, что человек, не имея стабильного опыта, начинает помогать всем по инерции и без разбора, а это уже вряд ли похоже на настоящую помощь.

Спасатель порой просто не понимает, что подлинная помощь не заключается в делании чего-либо за другого. Человек, действительно помогающий, не ставит другого в позицию беспомощного и не знает, что для другого будет лучше. Действительно помогающий человек знает, что у каждого есть право пробовать, совершать ошибки и снова пробовать, ведь только так можно по-настоящему научиться жить. Помогающий верит в силу и мудрость другого и за свою помощь не требует ничего взамен.

Спасатель же часто «причиняет добро» не разобравшись, а иногда и не услышав явный призыв о помощи. Как говорится в одной дзенской пословице, не корми человека, который не открыл рот.

Роль Жертвы – это наш раненый внутренний ребенок. Он беспомощен, уязвим и нуждается в помощи и защите. Самообман роли: человек думает, что не может сам позаботиться о себе, что у него ничего в жизни не получится и нужен кто-то другой, кто о нем позаботится и спасет. Часто мучащее чувство такого человека — это тяжелое чувство вины. Он чувствует вину и за то, что сделал, и за то, чего не сделал, за то, кем стал, и за то, кем не смог стать..

Но долго зависеть от другого человека и чувствовать свою никчемность неприятно, и Жертва старается выйти из своей подчиненной роли, что для Спасателя выглядит как преследование. И чтобы восстановить баланс, Спасатель кнутом и пряником, т.е. то Преследователем , то Жертвой восстанавливает исходное положение дел.

К своей слабой позиции Жертва привыкает с детства. Обычно есть либо нетерпеливые взрослые (Преследователи ), которым было удобнее все сделать быстро самим; либо гиперопекающие (Спасатели ), которые все делали за ребенка из хороших побуждений, тем самым лишая ребенка опыта научиться самому делать выбор и брать ответственность на себя.

Чтобы выйти из роли Жертвы, человек должен набраться смелости и бросить вызов своим убеждениям. Он должен ощутить свою силу и выйти в открытую жизнь. Начать делать выбор и признать, что все делают ошибки и в этом нет ничего страшного. Что только он сам может знать, как поступать со своей жизнью, что только он ответствен за свои мысли, чувства и реакции.

Наши актеры не могут существовать в одиночестве и им всегда нужен партнер для удовлетворения привычного сценария - такие отношения называются созависимыми. Созависимые отношения встречаются среди друзей, на работе, но чаще всего драмы разыгрываются дома с близкими.

Одиночество переносится ими не как свобода, а как звенящая, гнетущая пустота. Хотя и в отношениях они не находят долгожданного спокойствия. В силу своего опыта они вынуждены искать и одновременно бояться оценки других. В таком состоянии очень трудно найти удовлетворяющие и доверительные отношения.

В созависимых отношениях вы не найдете открытого общения участников. Из-за всевозможных страхов и просто по неимению опыта созависимые люди обычно не спрашивают мнение партнера. Так автоматически возникают домысливаения, т.е. фантазии на тему «а что он думает», «что он имел в виду, когда сказал…», «что хочет\не хочет», «что ему надо от меня». Из-за скудности информации и не имея четкого послания от другого человек с каждой секундой все дальше и дальше отходит от реального мира в мир собственных фантазий. Фантазии начинают владеть человеком, и, конечно, он в них начинает слепо верить и строить свое поведение исходя из придуманного мира. Так можно то оправдывать своего партнера, при этом делая его слабее, чем он есть на самом деле, и начинать спасать, то наделять агрессивными качествами и начинать защищаться. То же происходит и в обратном порядке. Не умея сказать прямо о своих потребностях, созависимый партнер начинает намекать о своих нуждах, но, как вы понимаете, трудно точно расшифровать, например, многозначительный пристальный взгляд, и тогда мастер намеков начинает обижаться на то, что его не понимают и не дают того, чего он желает.

Неумение сказать о том что же ему надо, накапливается с детства, когда на потребности ребенка окружающие отвечали агрессией либо выстраивали правила так, что несчастное дитя находило только один способ – молча подстроиться. Взрослые могли постоянно указывать и высмеивать неудобные для них качества, чем загоняли настоящее я ребенка глубоко и далеко. Именно поэтому и развивается стратегия скрывания своих чувств, мыслей, своего внутреннего мира.

Так как же разорвать этот порочный круг, а вернее, треугольник?

Конечно, все мы в какой-то мере являемся созависимыми. Человеческая данность — жить между полной зависимостью (например, от еды и от воздуха, как и в отношениях, например, в детстве) и относительной зависимостью, последнюю еще часто называют свободой. Шаг к свободе мы можем сделать только через ответственный и осознанный выбор. Под осознанностью я понимаю: человек отдает себе отчет что и в какой момент он делает, а не делает это по инерции. Лишь честно рассмотрев все варианты выбора, мы можем присвоить авторство этого выбора и выйти из замкнутого круга созависимости.

Выйти из такого театра ролей трудно, особенно если роли стали второй кожей и мы в них играем с незапамятных времен. В первую очередь нужно увидеть, понять и признать, что мы вертимся в замкнутом треугольнике, что в нашем театре жизни мы застряли в старой, уже избитой и надоевшей нам пьесе. Что, несмотря на прибавляющиеся года, а вместе с ними опыт, мы играем одну и ту же роль с двумя вариациями. И самое неприятное заключается в том, что счастья эта пьеса не приносит, а скорее, наоборот, с каждым днем все дальше и дальше уводит нас от спокойствия и наполненности жизни.

Увидев свою роль, вы так же можете понаблюдать, с кем чаще всего вы разыгрываете свои игры и как это происходит и по какому сценарию. И опять - не ищите виноватого. Нужно усвоить, что в созависимости нет четкого виновного лица. В таких отношениях участвуют как минимум двое, соответственно ни обвинять другого, ни брать всю вину на себя не имеет смысла. У каждого участника есть свой вклад в происходящее. Важно увидеть этот вклад и адекватно (не преувеличивая и не преуменьшая) взять на себя свою часть ответственности.

Также человеку могут помочь самообразование, поддержка близких, анализ актуальных ситуаций и осознанное отношение к обстоятельствам. Как говориться в знакомой всем поговорке, семь раз отмерь и один раз отрежь. Пока в вас работает автоматическое восприятие происходящего и такое же автоматическое последующее поведение, действительно лучше семь раз подумать, а что я в данный момент делаю:

  • Не спасаю ли я, когда меня не просят? А если просят, не из роли ли Жертвы с вами говорит ваш знакомый – не может ли человек сам справиться со своими проблемами?
  • Когда я сам прошу помощи – действительно ли я не могу сделать это сам? Не моя ли обычная беспомощность говорит во мне? Точно ли мне нужен сейчас другой? А если нужен – какого спасения себя самого я ищу в нем?
  • Действительно ли человек, на которого я злюсь, ответствен за мои неудачи? Действительно ли он должен делать все, как мне хочется? Знаю ли я, чего хочет другой? Знаю ли я, чего хочу сам?

Что дает работа с психотерапевтом ? Созависимость – это вопрос отношений, и в одиночку справиться с такой трудностью — часто задача трудная. В терапии участвуют два человека – клиент и терапевт. Доверительные и открытые отношения в терапии зачастую и есть основа выхода из созависимости.

Между клиентом и терапевтом проигрывается тот же сценарий, тот же излюбленный треугольник, который клиент разыгрывает в жизни, с разницей в том, что терапевт отвечает совсем другими реакциями на привычный способ клиента строить отношения. Терапия дает безопасное пространство для проработки накопленного за период детства, взросления и текущей жизни эмоционального и поведенческого опыта. Путешествие к травматическому опыту бывает очень болезненным, и присутствие другого человека, который поддержит и поможет прожить еще раз тревожащие события, часто бывает просто необходимым.

Конечно, терапия не нужна всем, кто находит у себя признаки созависимости. В какой-то мере все люди являются созависимыми, и в этом нет ничего ужасного. Нам всем нравится получать тепло и заботу близких. Мы нуждаемся в человеческом общении, когда нам грустно и хочется просто побыть рядом. Да и когда радостно, ведь тоже приятно разделить что-то хорошее с другими. Терапия может прийти на помощь, когда другой становится центром нашей жизни и за чужими потребностями мы уже не видим ни своих нужд, ни своих желаний. В такой ситуации мы теряем ощущение собственной жизни. А что может быть лучше, чем уверенность в себе и ощущение собственной опоры!

Ниже вы можете посмотреть отрывок из фильма «Похороните меня за плинтусом» режиссера С. Снежкина по мотивам одноименной автобиографической повести Павла Санаева.

Преследователя , Спасателя и Жертвы . Особенно это видно в роли бабушки в исполнении Светланы Крючковой. В отрывке видно, как она, «спасая» внука от превратностей жизни, старается вбить ему любовь к учебе, то становясь Преследователем , то превращаясь в настоящую Жертву .

Преследователя ); что своих целей герои стараются достичь манипуляцией и шантажом.

Интересно также подумать над тем, эффективны ли роли в треугольнике, будет ли внук любить учиться…

Итак,
Как Вы живете? Какие Вы в отношениях?

Рената Матвеенко
Психотерапевт, Психолог

Ниже вы можете посмотреть отрывок из фильма «Похороните меня за плинтусом» режиссера С.Снежкина, по мотивам автобиографической повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом».

На примере героев фильма можно ярко увидеть разыгрывание ролей Преследователя , Спасителя и Жертвы . Особенно это видно в роли бабушки в исполнении Светланы Крючковой. В отрывке видно как она, «Спасая» внука от превратностей жизни, старается вбить ему любовь к учебе, то становясь Преследователем, то превращаясь в настоящую Жертву .

Можно видеть, что между героями нет открытых и доверительных отношений, так, например, внук, изначально зная, что дед более мягок (а на фоне бабушки он действительно выглядит мягче), идет с вопросом о своем дне рождения именно к нему (роль Преследователя ). Что своих целей герои стараются достичь манипуляцией и шантажом.

Интересно так же подумать над тем, эффективны ли роли в Треугольнике? Будет ли внук любить учиться?…

Клиентка обратилась с проблемой отсутствия личной жизни. Некоторое время назад она разошлась со своим мужчиной, с которым до этого состояла в отношениях несколько лет. Однажды он ушел к другой женщине и вскоре женился на ней. В ходе беседы клиентка рассказала, что находится в отличных дружеских отношениях со своим бывшим и с его новой женой. Она является частым гостем в их доме, иногда они даже вместе путешествуют. Ее бывший мужчина часто звонит ей или приходит для того чтобы обсудить свои проблемы и текущие дела.

Я видела, что клиентка даже гордится таким положением вещей. Ведь не выгонит же она страждущего помощи и поддержки человека из своего дома и из своей души? И когда он болеет, она приносит ему лекарства и отпаивает его горячим чаем с малиной. А как иначе?

Я предложила посмотреть на эту ситуацию со стороны, используя Метафорические ассоциативные карты.

Описание техники: Клиент выбирает из любой портретной колоды (в данном случае мы использовали "Портреты") взакрытую карты, символизирующие участников ситуации. Терапевт смотрит карты, запоминает, где кто, и отдает их клиенту, чтобы тот разложил карты на столе рубашками вверх. Важно прислушиваться к своим ощущениям: где какая карта "хочет" быть.

У нас получилась вот такая картина. Мальчик - это мужчина, ниже - его жена, а в самом низу - карта клиентки.

К: Вот этот мальчик видно, что избалованный, требует к себе внимания. Эгоистичный. Вечно всем недовольный. Ему важно, чтобы его потребности удовлетворялись, и таким способом, каким он считает нужным. Он здесь находится на самом верху. Мне кажется, он свои интересы ставит на первое место, независимо от мнения других, считает, что только он знает, как правильно и верно. Хм, похоже на правду. Только этот мужчина давно уже не мальчик, но ведет себя порой именно так.

Т: А вот эта девушка (его жена) как себя чувствует?

К: Эта девушка очень уверенная в себе, красивая, ухоженная. Но она тоже эгоистична. В центре ее мира - она сама. Все должно крутиться вокруг нее. Комфортно ли ей? Вполне. Ее все устраивает.

Т: Расскажите об этой женщине, чья карта лежит в самом низу.

К: А эта женщина не уверена в себе. Ей очень важно быть нужной, тем самым поднять свою значимость в их глазах. Она боится, что о ней подумают плохо. И она очень старается быть хорошей, нужной, важной.

Т: У нее это получается?

К: Кажется, нет. Не получается. На нее как на человека как будто никто не обращает внимания. Каждый занят собой. Но зато, когда нужна ее помощь, ее на время замечают. Но важна не она сама, а то, что она делает, функционал. Похоже на домашний обслуживающий персонал. Никто не обращает внимания на горничную, важно, чтобы она выполняла свою работу. Вот если она перестанет быть полезной, тогда ее присутствие или отсутствие будет заметно. А так - она как тень, ни на что не влияет. И этой женщине здесь неуютно, одиноко. Она старается, но все равно не чувствует себя равной им.

Т: Как это вам?

К: Мне очень обидно. Я даже и подумать не могла, что все выглядит именно так. Мне очень больно и обидно...

Т: Давайте рассмотрим, как эти персонажи относятся друг к другу.

К: Мальчик, который символизирует моего бывшего мужчину, относится к своей жене как к дорогой части своего имиджа. Он гордится тем, что рядом с ним такая красивая жена. Она придает ему уверенности что ли. К этой женщине, которая внизу, он относится скорее потребительски. По большому счету он ее не замечает, либо замечает в случае, когда ему что-то требуется. Жена пока всем довольна, она при муже. Ее все устраивает. К этой женщине она не испытывает никаких чувств. Нет ревности или страха, что ее муж может вернуться к ней. Она вообще не рассматривает ее как соперницу. Как будто пустое место...

Т: А давайте проведем небольшой эксперимент: уберем из расклада карту, символизирующую вас. Остались две карты на столе - муж и жена. Посмотрите внимательно, что изменилось?

К: Им стало как-то некомфортно. Теперь карты хочется положить подальше друг от друга.

Т: Хорошо, вернем вашу карту на место. Вы говорили о том, что хотите обрести свою семью. Можем ли мы положить в этот расклад еще одну карту, которая могла бы символизировать вашего будущего мужа?

К: Нет. Она сюда никак не лепится... Еще одной карте нет здесь места...

Т: Вы понимаете, что вы по сути являетесь звеном, связующим отношения вашего бывшего мужчины и его жены? Вы своим присутствием в их жизни, своей помощью закрываете определенные потребности мужчины, которые не может закрыть его жена. Вы исполняете ее обязанности, как помощница по дому, выполняющая черную работу. Например, выслушиваете и жалеете ее мужа. Но что вы получаете взамен?

К: Ничего... Хотя нет, взамен я получаю свое одиночество и кучу психологических проблем, депрессии и панические атаки.

Т: Давайте проведем еще один эксперимент. Уберем со стола эти две карты мужа и жены. Пусть живут где-то там своей жизнью. Оставляем только вашу карту. Что теперь чувствует эта карта?

К: Свободу! Стало даже легче дышать. Она теперь может делать то, что ей хочется. Она может идти туда, куда хочет идти. Она вольна делать все, что ей вздумается, ведь перед ней теперь открыты все двери. Вот только лицо у нее по-прежнему какое-то заискивающее. Мне не нравится эта карта.

Т: Давайте заменим эту карту на другую, которая вам понравится! Выберите в открытую из колоды карту, которая отзовется у вас.

Клиентка заменила свою карту на ту, где была изображена жизнерадостная красивая девушка.

К: Эта девушка довольна собой, она довольна своей жизнью. Она не хочет кому-то что-то доказывать, быть для всех "хорошей" и удобной. Она просто живет в свое удовольствие. При этом она добрая и светлая. Рядом с ней тепло и уютно.

Т: Посмотрите внимательно на стол. Вам хочется сейчас что-то сделать с этим раскладом еще?

К: Да. Сюда просится еще одна карта. Карта мужчины.

Т: Так давайте подберем этой девушке мужчину!

В итоге у нас получился вот такой расклад - подходящие друг другу по ощущениям клиентки мужчина и женщина. Мы обсудили полученный результат и закрепили его.

Надо сказать, что клиентка была ошеломлена результатами расклада. Она своими глазами увидела то, чего долгое время никак не хотела видеть и замечать. И теперь у нее в голове наступила ясность, и уже было понятно, в какую сторону ей двигаться дальше для обретения собственного счастья и семьи.

Используемая колода МАК:

Рубрика "Случаи из практики" создана для иллюстрации работы с метафорическими ассоциативными картами, содержит как реальные случаи, так и смоделированные. В соответствии с этикой психотерапии реальные случаи публикуются с согласия клиента, диалоги и монологи сокращаются до минимума, некоторые обстоятельства реальной ситуации изменяются.

(с) Ирина Федорова

Западнобалканский регион – это чересполосное проживание разделенных народов, соседство разных этно-религиозных групп и поиск собственной идентичности каждой из них через кровавые столкновения с соседями. Оказавшись в центре этого безнадежно запутанного лабиринта, я попыталась нащупать, каким был путь сербского народа к выстраиванию собственной идентичности и в каком виде эта идентичность сформировалась к настоящему моменту.

Откуда есть пошла земля сербская?

Рассматривая археологические артефакты в сербских музеях, я обнаруживала присутствие кельтов, римлян, византийцев, гуннов, готов, аваров на тех территориях, которые ныне населены сербами. Интересно, что на месте современного Белграда до нашей эры существовал римский город Сингидунум, один из виадуков которого стал основанием главной прогулочной улицы сербской столицы. А на территории третьего по величине сербского города Ниш в южной части страны родился византийский император Константин I Великий.

А где место для самих сербов в этом калейдоскопе сменяющих друг друга великих народов? Хотя сербо-хорваты появляются на Западных Балканах уже в VII веке н.э., Сербия как отдельное государство оформляется только в конце XII века. При этом важно, что к этому периоду её соседи – Венгрия, Хорватия и Босния – уже были дифференцируемыми государственными образованиями в течение нескольких веков. Представляется, что Сербия выглядела младшим братом в этой нарождающейся балканской «семье».

Более того, страна оставалась самостоятельной меньше двух столетий. Уже в 1389 году, в день Святого Вита (Видовдан), сербы потерпели поражение от Турции на Косовом поле. Несмотря на то, что это событие открывает период порабощения сербов, оно лежит в основе мифологическо-исторических представлений сербского народа о себе. Получается, выделение сербов из окружающего историко-географического контекста происходит по принципу «проигравшие» и «православные».

Белград… как много в этом звуке…

Дальнейшие перипетии сербского народа можно проследить по истории Белграда, в которой они отразились, как в зеркале. Настоящим откровением стал для меня такой нюанс: Белград на протяжении своего существования контролируется сербами в совокупности не более трехсот лет (с перерывами), тогда как турки и венгры главенствовали в нём соответственно по пятьсот. При этом сербы обладали крайне низким статусом: им был запрещен вход в турецкую крепость вокруг парка Калемегдан, а также в центральную часть Белграда. Могли ли в таких условиях сербы найти себе достойное место, в том числе в психологическом плане? Едва ли.

Этот поиск осложнялся и постоянной близостью к пограничной зоне. Фактически левый берег реки Сава, на котором находятся современные Новый Белград и район Земун, до конца Первой мировой войны принадлежали Венгрии. Непосредственно частью Белграда они стали только в середине 1930-х годов.

И как же в таких условиях происходила национальная консолидация? При том, что сами сербы столетиями не были хозяевами в собственном доме и не имели ни малейшего отношения, например, к строительству своей столицы? И тут снова оживают образы мученичества и православия: в конце XIX века на том месте, где турецкое начальство повелело сжечь мощи святого Саввы, начинается строительство грандиознейшего православного храма.

Кругом враги

Эволюция сербской идентичности в сторону мученичества происходила и под воздействием прямой экзистенциальной угрозы, исходившей и от непосредственных соседей, и от внешних завоевателей. В их среде культивировались идеи по уничтожению сербов или удерживанию их в рабском состоянии.

В романе сербского Нобелевского лауреата по литературе Иво Андрича «Мост на Дрине» описаны чудовищные казни, которым подвергались сербы за неповиновение турецким властям. Людей живьем насаживали на кол, выставляли их отрубленные головы на всеобщее обозрение, скармливали их трупы собакам.

Вообще изощренные акции устрашения были распространенным средством подавления сербских национальных чувств и пригвождения их к состоянию жертвенности. В 1809 году, после одного из сербских восстаний близ города Ниш, турки вмуровали черепа павших сербов в стену и выставили её на главной дороге города.

Челе-Кула в городе Ниш – стена из голов сербов, убитых турками во время первого сербского восстания в начале XIX века.

Фотография: miki mikelis / Flickr

В более поздний период, в конце XIX века, уже в соседней Хорватии начали зреть настроения, которые стали предтечей фашизма. Теория «хорватских прав» Анте Старчевича, в частности, обосновывала претензии хорватов на собственное государство, которое охватывало бы территории Сербии и Боснии, но не включало бы в себя самих сербов. Эта теория легла в основу политики про-фашистского Независимого государства Хорватия 1941–1945 годов, практиковавшего физическое уничтожение, обращение в католичество и выселение сербов – по 200 тысяч человек соответственно. Этим режимом контролировался и концентрационный лагерь Ясеновац, который позднее был назван «самым большим сербским городом под землей».

Большой брат

А были ли в сербской истории примеры, которые могли способствовать усилению противоположной мученичеству тенденции? Да. Так, Сербия стала первым западнобалканским государством, вышедшим из-под власти великих империй. Получается, к окончанию Первой мировой войны – к моменту оформления Королевства сербов, хорватов и словенцев – именно она смогла объединить вокруг себя территории, которые столетиями ощущали дефицит собственной государственности. Такое положение Сербии как «старшего брата» было закреплено и формально: во главе нового государства стоял сербский король.

Однако примерно полтора века «старшинства» не изменили прежний вектор развития сербской идентичности. Единое государство не предложило новых идей, которые были бы сопоставимы по привлекательности с жертвенностью. В связи с этим представляется закономерным, что именно подчёркивание сербским президентом С. Милошевичем идеи ущемлённости сербов в рамках федерации («Югославия является ошибкой, поскольку сербский народ слишком многим пожертвовал в угоду единству, а вместо благодарности других республик он получает только ещё большую враждебность») стало первым аккордом в распаде Югославии.

Князь и грязь

Неужели эти идеи жертвенности так глубоко укоренились и воспроизводятся не только по политическим, но и по психологическим причинам? От этого предположения стынет кровь, но, похоже, сами сербы отводят себе место жертвы. Откуда такое заключение? Лейтмотивом всех действующих исторических экспозиций являются фотографии и сведения о расстрелянных, повешенных, замученных.

Самым характерным проявлением этого сюжета представляется грандиозная фреска в Музее истории Югославии, которая иллюстрирует все сербские страдания, начиная со Средних веков и заканчивая сдачей в плен немецким оккупантам. Причем в этом музее пять из шести залов отведено сценам страданий и расстрелов в ходе Второй мировой войны, но только один, полупустой – победе. Даже прославленное югославское партизанское движение преподносится не с помощью образов волевых и физически крепких людей; они больше напоминают бесформенные привидения, заведомо ожидающие смерти, а не подвига.


Фрагмент фрески в Музее истории Югославии.

Фотография: Наталья Коновалова / Politica Externa

Второй полюс этого же явления – возвеличивание лидеров-освободителей. К ним относятся и князь Милош Обренович, лидер сербских восстаний; и князь Михаил III Обренович, принявший ключи от Белграда из рук наместника султана; и, конечно, Иосип Броз Тито. Что касается последнего, нельзя не обратить внимание на огромное количество его наград, на приписывание ему всех возможных талантов и заслуг. И, наконец, на миф, будто на нём одном зиждилась Югославия, чью свободу он единолично отвоевал и чьё благосостояние построил своими руками.

Это явление можно было бы с облегчением назвать примитивной пропагандой, если бы не одно обстоятельство. Утрированное наделение фигуры лидера-спасателя всеми мыслимыми и немыслимыми достоинствами, соседствующее с ощущением жертвенности у народа, отражает застревание в коридоре «жертва-агрессор-спасатель». Это свидетельствует о наличии тяжелой психологической травмы в национальном масштабе.

В этой же парадигме находятся и печально известные националистические лидеры («агрессоры») Дража Михайлович, предводитель сербских четников в ходе Второй мировой, и Ратко Младич, генерал вооруженных сил боснийских сербов в 1990-х. Сувенирная атрибутика с их портретами в изобилии представлена на главной прогулочной улице Белграда; книги о них встречаются даже в самых крошечных киосках и т.п. Другими словами, атмосфера насыщена заряженными образами, которые предстают «мстителями» за угнетение сербов и оправдывают агрессию предыдущими страданиями.

Агнец на заклании

Самое парадоксальное, что другой ключевой элемент сербской идентичности - православие – является только дополнительным кирпичиком, на котором стоит национальный жертвенный алтарь. Так, в православной церкви в Вышеграде (Республика Сербская) рядом с иконами размещены стенды, которые клеймят Независимое государство Хорватия за те страдания, которым оно подвергало сербов. Кроме того, именно рядом с другой вышеградской православной церковью расположено кладбище, где покоятся павшие в 1992–1995 годах сербские военные. Довершает картину наблюдаемая в Видовдан, 28 июня, экзальтация сербов по поводу убийства эрц-герцога Франца Фердинанда именно в этот знаковый день.

Местом, где все эти сильнейшие образы – культ власти, подавленное состояние народа и православная вера – соединились, для меня стала резиденция Тито (ныне мавзолей Тито в Музее истории Югославии). Поразительно, но с балкона резиденции социалистического вождя открывается совершенная перспектива на собор Святого Саввы. Причем эти две точки визуально находятся на одном уровне, располагаясь на двух самых высоких холмах старого Белграда. Будто бы речь идёт о равнозначности этих двух центров, которые, как киты, поддерживают собой доминирующий национальный комплекс.

Соединение таких явлений, как погружение в образ жертвы и самоидентификация по религиозному принципу, определило характер югославских этнических конфликтов 1990-х. Так, образовавшиеся после распада единой федерации сербские энтитеты оправдывали агрессию против других этно-религиозных групп теми страданиями, которые были причинены сербскому народу в прошлом.

Самым печальным примером является переиздание в 1992 году прежде запрещенной книги «Кровавые руки ислама». В ней перечислялись преступления хорватов и мусульман против сербов, которые были совершены в районе Сребреницы в ходе Второй мировой войны. Это усилило страх сербов перед мусульманским населением и в немалой степени подготовило почву для трагедии в Сребренице 11 июня 1995 года, когда более 8 тысяч боснийских мусульман мужского пола подверглись этнической чистке.

«Трёхглавый орёл» и обезглавленные здания

Пиковой точкой сербского травматического треугольника стало появление на национальной арене «трёхглавого орла» – Слободана Милошевича. Его фигура стала своеобразным контейнером, который содержал все три образа: спасателя, агрессора, жертвы. Неудивительно, что для его описания одновременно используются такие определения, как национальный герой, балканский мясник и сербский мученик.

Так, в конце 1980-х он оказал политическую поддержку косовским сербам, обвинявшим албанцев в геноциде, в результате чего заработал имидж героя-защитника. Однако уже из-за «расправы» с бандформированиями косовских албанцев в конце 1990-х, а также поощрения сербских подразделений в конфликтах с хорватами и боснийцами Милошевич снискал славу кровавого диктатора и агрессора.

В жертву Милошевича превратили обстоятельства как его выдачи Международному трибуналу по бывшей Югославии (МТБЮ), так и его смерти в заключении. Например, премьер-министр Сербии Зоран Джинджич до последнего уверял, что Милошевич сначала предстанет перед судом внутри страны и лишь затем перед Гаагским трибуналом. Однако в обмен на донорскую помощь международных кредиторов бывший президент был тайно передан в руки МТБЮ. Впоследствии Милошевич скончался в тюрьме якобы от сердечного приступа – в его крови обнаружено вещество, способствующее повышению давления.

Но несмотря на то (а, может быть, наоборот, как раз по этой причине), что С. Милошевич в психологическом плане представляет собой вершину сербского национального айсберга, он относится к числу тех, «о ком нельзя говорить». Упоминаний о нём мне не довелось ни увидеть, ни услышать.

Зато убедительнее всяких слов – отношение сербов к своеобразному символу эпохи Милошевича, то есть зданиям Генерального штаба и Министерства обороны, разрушенным в ходе бомбардировок Белграда силами НАТО. Показательно, что в середине 2000-х они были официально признаны памятниками истории. И сейчас эти рваные раны на теле столицы «дороги как память» многим горожанам, отчего мероприятия по их восстановлению откладываются.

Получается, вытеснение из национального контекста образа Слободана Милошевича компенсируется той гиперценностью, которая приписывается искалеченным зданиям-близнецам – символу жертвенности в камне и стекле.

Подобно этим зданиям, которые не могут ни обрести целостности, ни прекратить своё существование, сербский народ не в состоянии достичь устойчивости и определенности. Пока психологический треугольник, одной из вершин которого является жертвенность, остаётся замкнутым, о здоровой национальной идентичности не может идти речи. Это беда, которая влечёт за собой сразу несколько других – подверженность любого рода манипуляциям, способность вспыхивать от малейшей искры.

Быть может, замыкание другой геометрической фигуры – пограничной линии – способно снизить остроту этой проблемы. Ведь только с ощущением постоянства собственного места и собственной ценности возможно развязать этот вековой гордиев узел.

Отрезок – ломаная – замкнутая ломаная – треугольник – неравенство треугольника – периметр – равносторонний треугольник – снежинка Кох – параллелограмм как фигура из двух треугольников – определение и свойства параллелограмма – построение параллелограмма.

Задание 1

Дан отрезок, отметьте на нем 4 точки и «перегните» его по этим точкам. Получилась пятизвенная ломаная. Соедините крайние точки: ломаная замкнулась .

Если звенья ломаной не пересекают друг друга, то получается многоугольник .

Задание 2

Начертите замкнутую ломаную так, чтобы a) получился многоугольник, б) многоугольник не получился.

Постройте выпуклый и невыпуклый многоугольники, закрасьте их внутреннюю и внешнюю области. Переместите вершину невыпуклого многоугольника так, чтобы получился выпуклый.

Задание 3

Представьте, что в планшет вбиты 9 гвоздиков и у вас есть резиновый шнур, который можно растягивать на планшете, закрепляя за гвоздики.

  1. Соедините два гвоздика шнуром. Сколько разных решений может получиться («разные решения» - отрезки разной длины)?
  2. Протяните шнур так, чтобы он проходил через три гвоздика, образуя незамкнутую линию. Сколько разных линий можно получить?
  3. Пусть резиновый шнур замкнут (связан в кольцо). Растяните это кольцо на планшете так, чтобы шнур проходил ровно через 4 гвоздика. Найдите 10 разных решений.
    Подсказка: гвоздики могут лежать не только в вершинах, но и на сторонах многоугольников. При этом могут получиться и треугольники, и четырехугольники.
  4. Выполните предыдущее задание для пяти гвоздиков. Сколько разных многоугольников получилось?

Задание 4

Разделите отрезок AB точками C и D на 3 части. Составьте разные ломаные из этих частей. Удалось ли получить замкнутую трехзвеннную ломаную? Проведите эксперимент, меняя положение точек C и D на отрезке AB .

Задание 5

Сумма длин всех сторон многоугольника называется его периметром .

Изобразите несколько многоугольников, у которых периметр одинаковый, а форма различна.
Подсказка: можно сначала выбрать отрезок, а затем, расставляя на нем различным образом точки, строить замкнутые ломаные: длина отрезка при этом и будет периметром.

Задание 6

Нарисуйте следующие многоугольники и найдите их периметры.

Задание 7

Через каждую вершину треугольника проведите прямую, которая делит его периметр пополам.
Подсказка: вспомните, как из отрезка получали треугольник.

Задание 8

Если все стороны треугольника равны, то треугольник называется равносторонним .

Задание 9

Задание 10

Задание 11. Снежинка Коха

Дан равносторонний треугольник. Поделите каждую его сторону на три равные части и постройте на средних третях сторон как на сторонах меньшие правильные треугольники. Образуется замкнутая ломаная из 12 отрезков – шестиугольная звезда. Повторите построение на каждом из отрезков и продолжите его столько раз, сколько сможете. Вы получите снежинку Коха , которая впервые была описана шведским математиком Хельге фон Кохом еще в 1905 году.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!