Заниженная самооценка что делать. Заниженная самооценка: переменная величина, которую можно изменить

Как мы относимся к себе, так к нам относятся и другие. Заниженная самооценка – синдром, который может привести к серьезным проблемам как в карьере, так и в личной жизни.

Перфекционизм

Перфекционизм может быть как проявлением заниженной самооценки, так и ее причиной. Перфекционист, стремящийся к несуществующему совершенству или просто к высоким стандартам редко получает удовлетворение от своей работы и поэтому более восприимчив к критике. Он стремится соответствовать тому идеальному образу, который сам для себя создал, и, не достигая его, испытывает чувство разочарования в себе, вплоть до презрения.

Речь

Человек с заниженной самооценкой постоянно использует в своей речи определенные слова. Во-первых, это негативные фразы, выражающие отрицание: «невозможно, не уверен, не готов, не обладаю соответствующими знаниями; да, но…».

Во-вторых, постоянные извинения. И в-третьих, фразы, принижающие ценность поступков и труда человека. Наверняка вам знакомы отговорки: «мне просто повезло», «большую часть работы сделали мои коллеги, а я им просто помогал» и так далее. Люди с заниженной самооценкой плохо воспринимают комплементы и благодарность, стремясь сразу поспорить с похвалой и доказать обратное. Почему? Все дело в комплексе вины. Не важно за что. Возможно, работа сделана на их взгляд недостаточно хорошо или они приложили мало усилий, исполняя просьбу,даже если выполнили ее. Чувство вины – следующий признак, по которому можно определить человека, который не мнит о себе слишком много.

Чувство вины

Чувство вины, как и перфекционизм может быть причиной заниженной самооценки. Как говорит психолог Дарлин Лансер, в случае если человек чувствует себя глубоко виноватым и долгое время не может себе этого простить, он будет постоянно упрекать себя за это, напоминать про свой "груз на сердце" и постоянно стыдиться за свои поступки. В конечном итоге, он потеряет самоуважение и вместе с этим самооценку.

Зависимость может быть и обратной. Человек с заниженной самооценкой страдает от постоянной самокритики и не способен адекватно воспринимать ошибки прошлого. Отсюда и невротическое чувство вины у неуверенных в себе людей

Депрессия

Согласно исследованию доктора психологических наук, Ларс Мадслен - причиной зачастившей депрессии или постоянного плохого настроения тоже может быть неуверенность в себе. По ее словам, самооценка – ключ как к развитию, так и излечению от депрессии, которая считается серьезной психологической проблемой.

Оправдания

Людям с низкой самооценкой свойственно оправдывать других, даже если их действия противоречат всем нормам поведения. Обычно они аргументируют это тем, что у каждого свои обстоятельства, что всех можно понять. Психологи объясняют подобную позицию попыткой избежать критики в свой адрес, с которой вполне можно столкнуться, осуждая других.

Отсутствие инициативы

Что действительно мешает людям с заниженной самооценкой в профессиональной сфере, так это отсутствие инициативы. Такой человек, получивший определенные полномочия, при любой возможности передаст их в чужие руки. Неудивительно, ведь он не уверен, что справится со своей задачей, даже если он «ас» в своей сфере. В споре с собеседником он тоже едва ли сможет отстоять свою позицию, предпочтя согласиться с оппонентом.

Нерешимость

Ответственность за свои решения такие люди нести не готовы. Они вообще предпочитают ничего не решать. Вдруг они допустят ошибку, и решение окажется неверным. В таком случае, избежать критики не удастся. Самое страшное для неуверенных себе людей – критика близких: родных, друзей, которых они бояться потерять. Ведь именно такой, по их мнению, будет плата за неправильное решение.

Самооценка человека влияет на его жизнь. Кажется, что от оценки самого себя можно не отталкиваться. Однако именно то, как человек себя воспринимает и во что верит, будет зависеть его благосостояние и счастье. Заниженная самооценка со всеми своими признаками никогда не дает счастья. Причины ее возникновения самые разнообразные. Однако именно их устранение позволяет избавиться от низкой самооценки.

По-другому заниженную самооценку можно назвать так: «чувство собственного ничтожества» и «комплекс жертвы». Человек по каким-то объективным или необъективным причинам отрицательно себя воспринимает. Он себя не любит, не уважает, не ценит. Что касается личного потенциала, то человеку кажется, что он у него вовсе отсутствует.

Может ли человек с низкой самооценкой достичь каких-то высот? Нет. Даже имея какие-то цели, он скорее будет превращать их в мечты и желания, нежели прилагать усилия, чтобы их реализовать. Человек, который относится к себе как к ничтожеству, ничего не способному достичь и сделать, не сможет прыгнуть выше головы. Он будет думать, что другие люди более счастливые и удачливые, нежели он. Хотя разница будет заключаться лишь в том, что окружающие пытаются прыгнуть выше проявленных возможностей, а человек с низкой самооценкой будет делать выводы, ничего не предприняв и не сделав.

Заниженная самооценка находится на первом месте по распространенности. Вокруг каждого живет множество «жертв» и «ничтожеств». Нередко эти люди лишь притворяются таковыми, а на самом деле обладают завышенной самооценкой. Однако позиция жертвы помогает им достигать желаемого. Если есть достижения, значит, речь не идет о низкой самооценке. В этом и заключается разница:

  • При завышенной самооценке человек достигает желаемого, даже если проявляет качества личности с низким самомнением.
  • При заниженной самооценке человек никогда не достигает целей, постоянно страдает и ничему не радуется.

Что такое заниженная самооценка?

Что же такое заниженная самооценка? Это оценивание человеком самого себя с позиции «я ничтожество», «я ничего не могу», «у меня ничего не получится» и т. д. Это отрицательное отношение к самому себе по сравнению с другими людьми, что выражается в формуле «Я-, Другие+».

Окружающие кажутся более успешными, умными, красивыми и достойными, нежели человек думает сам о себе. Заниженная самооценка берет свое начало с детства, когда воспитанием человека занимаются родители, а проявиться она может в любом возрасте. Сопутствующими качествами, которые развиваются в человеке с заниженной самооценкой, являются:

  1. Неуверенность в себе и личном потенциале.
  2. Конфузливость.
  3. Боязнь получения отказа.
  4. Трусость.
  5. Боязнь не быть принятым в обществе.
  6. Нерешительность.
  7. Отсутствие веры в собственную привлекательность.
  8. Застенчивость.
  9. Чрезмерная обидчивость.
  10. Боязнь показаться смешным.
  11. Неумение защитить себя и свою честь.
  12. Неуважение и нелюбовь к себе.

Говорить о том, что человек с низкой самооценкой будет достигать успехов, не приходится. Вот почему люди с данным качеством мечтают о том, чтобы повысить самооценку. Говорят, что лучше обладать завышенной самооценкой, нежели заниженной. Конечно, ни одна из крайностей не дает счастья человеку, однако в завышенной самооценке есть одно преимущество перед заниженной – высокомерный человек достигает успехов хоть в чем-то, в то время как человек, считающий себя ничтожеством, никакого счастья не достигает.

Заниженная самооценка является наиболее распространенной. Это кроется в тех причинах, которые ее формируют, а также в моральных устоях общества, которые пропагандируются.

Общей чертой завышенной и заниженной самооценок является то, что человек не смотрит на себя реально. Особенностью заниженной самооценки является то, что человек отмечает в себе преимущественно недостатки, в то время как за другими людьми видит исключительно достоинства.

Человек не оценивается себя адекватно, когда он видит свои достоинства и недостатки. При низкой самооценке он замечает лишь свои недостатки, зачастую их преувеличивая и акцентируя на них внимание. Что же касается достоинств, то они, по мнению человека, возможно, имеются, однако настолько незначительные, что на них не следует обращать внимание.

Успехов невозможно достичь, отмечая за собой лишь недостатки. Вот почему человек с заниженной самооценкой ничего не достигает. Более того, он настолько зациклен на собственных изъянах и слабых сторонах, что культивирует в себе. Он делает все, чтобы они еще больше проявились.

Причины заниженной самооценки

Главными причинами заниженной самооценки являются:

  1. Родительское оценивание человека в возрасте, когда он был маленьким.
  2. Согласие с мнением окружающих людей как единственной истиной.
  3. Заострение внимания на собственных неудачах.
  4. Высокий уровень притязаний.

Свое зарождение низкая самооценка берет еще с детства, когда ребенок не способен оценивать себя адекватно, поэтому опирается на мнение своих родителей. Значимые для него люди являются Богами, чьему мнению он полностью доверяет. Если родители постоянно критикуют, сравнивают ребенка с другими детьми, указывают на его недостатки, не проявляют любви, говорят о том, в чем он плох, то непременно развивается низкая самооценка. Ребенок начинает считать, что постоянная критика в его адрес и нахождение в нем недостатков – это норма.

Заниженную самооценку нередко родители формируют, когда возводят других людей в идеал, которому нужно соответствовать ребенку. Малыш должен вести себя так или быть таким, как некие люди, на которых указывают родители. Поскольку даже взрослому человеку трудно быть не собой, другой личностью, возникает конфликт между желаемым и действительным. Ребенок начинает себя критиковать за собственную неспособность быть другим, не собой.

Заострение внимания на внешних дефектах или болезненности ребенка также может привести к понижению самооценки. Если родители приучают ребенка оценивать себя с позиции того, насколько он красив, имеет много игрушек, здоров, силен и т. д., то любое несоответствие идеалам будет понижать самооценку ребенка.

Все люди сталкиваются в любом возрасте с критикой окружающих. Если воспринимать ее на веру, как истину и неопровержимую аксиому, то непременно самооценка будет низкой. Окружающим людям привычнее критиковать, нежели восхищаться друг другом. Поэтому нередко самооценка человека будет зависеть от мнения окружающих и чаще всего быть заниженной.

В развитии заниженной самооценки немалую роль играет то, на чем акцентирует внимание человек. У всех случаются неудачи и проблемы. Однако у тех, кто заостряет на этом внимание, погружается в пучину отчаянья и депрессии из-за возникшей неудачи, формируется заниженная самооценка.

Более того, к ней приводит еще завышенность требований по отношению к себе. Когда человек хочет достичь высоких результатов за кратчайшие сроки, он непременно сталкивается с трудностями и сложностями, которые в итоге он не способен решить и устранить. Очередная неудача приводит к разочарованию в самом себе, потому что были поставлены слишком высокие требования, непосильные обычному человеку.

Признаки заниженной самооценки

Людей с низкой самооценкой достаточно легко выявить. Они проявляют определенные признаки заниженной самооценки, которыми являются:

  • Негативное отношение к себе: отсутствие любви, уважения, самоценности и пр.
  • Выбор, окружение себя и установление отношений с людьми, которые будут относиться к человеку соответственно его личной самооценки: не любить его, критиковать, унижать и пр.
  • Постоянные жалобы на обстоятельства, жизнь, невозможность что-либо изменить.
  • Обзывание себя слабаком, невезучим и т. д.
  • Вызывание жалости у окружающих.
  • Зависимое поведение от отношения окружающих людей. Его можно ранить, обидеть, испортить настроение и пр.
  • Замечание в других недостатков, которыми сам обладает.
  • Обвинение окружающих в собственных бедах с целью переложить на них ответственность.
  • Стремление быть слабым и больным, чтобы получать от людей то внимание и заботу, которую он не получает, будучи здоровым.
  • Неухоженный внешний вид. Поза и жесты являются нерешительными, замкнутыми, закрытыми.
  • Постоянное нахождение в себе недостатков.
  • Отношение к посторонней критике как к доказательству собственной неполноценности, оскорблению, душевной ране.
  • Отсутствие друзей.
  • Фамильярное, хвастливое, показательное поведение с целью скрыть негативное отношение к себе.
  • Неспособность принять решение.
  • Неспособность выполнить новое действие, поскольку возникает страх перед совершением ошибки.

Как избавиться от заниженной самооценки?

Завышенная и заниженная самооценки являются крайностями, в которые люди впадают. При столкновении с неудачей завышенная самооценка мгновенно падает, а при достижении успеха человек вдруг начинает чувствовать себя всемогущим. Это указывает на нестабильность самооценки, которая не позволит полноценно жить человеку. Как избавиться от заниженной самооценки?

Можно обратиться за помощью психолога на сайте сайт, а можно самостоятельно справиться с рассматриваемой проблемой. Психологи дают такие советы:

  1. Начните отмечать свои достоинства. Побольше акцентируйте внимание на них. Чтобы не перейти к завышенной самооценке, следует видеть свои достоинства и недостатки, нормально относясь к обеим сторонам своей личности.
  2. Радовать себя. Начните наконец-то жить в свое удовольствие. Не следует отказываться от своих обязанностей и работы, однако и не нужно отказываться от тех увлечений, которые вам приносят счастье.
  3. Полюбите себя. Любовь заключается в принятии себя со всеми сильными и слабыми сторонами. Вы – обычный человек, который может обладать изъянами наряду с достоинствами.
  4. Следить за своей внешностью. Не обязательно делать из себя топ-модель или ложиться под скальпель хирурга. Достаточно просто оценить свою естественную, природную внешность и сделать ее привлекательной.
  5. Тренируйте силу воли, что можно сделать через занятие спортом, самоконтроль и пр.
  6. Смените мышление на позитивный лад. Поменьше погружайтесь в плохие мысли. Они могут у вас возникать, но позвольте и хорошим думам заполонять вашу голову.

Итог

Заниженная самооценка не намного лучше завышенной. Человек постоянно живет в собственных иллюзиях, которые мешают ему адекватно видеть себя и оценивать поведение окружающих. Нередко другие люди этим пользуются, что приводит к печальному итогу, когда человек вновь сталкивается с разочарованиями. Чтобы этого не случилось, необходимо видеть себя в реальном свете и оценивать свой потенциал объективно, принимая все свои достоинства и недостатки наравне.

Самооценка - это представление человека о различных аспектах своей личности в соотношении с аналогичными качествами других людей. Она затрагивает многие стороны психики и существенным образом определяет место, поведение и деятельность индивида в повседневности. Заниженный уровень самооценки - достаточно распространенная проблема, значительно ухудшающая качество жизни человека.

Причины заниженной самооценки

Несмотря на то, что самооценка - это комплекс личных представлений индивида о различных качествах его личности, она напрямую связана с поведением окружающих. В подавляющем большинстве случаев такие установки формируются на этапе первичной социализации, иными словами, в процессе взаимоотношения ребенка с момента своего рождения с родителями, другими близкими людьми, сверстниками, воспитателями в дошкольных образовательных учреждениях, учителями в школе и т. п.

Различные составляющие самооценки формируются в результате систематических или однократных замечаний окружающих людей. При этом такие высказывания по тем или иным причинам должны иметь значение для индивида. Последнее связано с тем, что неактуальные сообщения в большинстве своем игнорируются. Актуализация актов коммуникации в данном случае может быть достигнуто двумя способами, применяемыми как одновременно, так и по отдельности:

  • критическое замечание получено от человека (людей), имеющего высокий авторитет у индивида - кто-то из близких родственников, друзей, одноклассников, учителей и пр.;
  • замечание по содержанию и (или) форме пересеклось с определенными личными переживаниями индивида.

Следует помнить, что критические замечания - это в некоторой степени условная формулировка, поскольку в реальности на самооценку могут повлиять как непосредственно вербальные высказывания, так и сообщения, передаваемые мимикой, жестами, или полное игнорирование окружающими определенных сторон личности или деятельности индивида.

Существуют три состояния самооценки:

  • заниженная;
  • нормальная;
  • завышенная.

Приемлемое состояние возникает, когда оценки окружающих в целом соответствуют реальным качествам индивида, его способностям и достижениям.

Заниженная самооценка у ребенка может сформироваться, когда:

  • ребенка значительную часть времени игнорируют. Как результат, он сам перестает воспринимать себя как равноправного субъекта коммуникаций и как человека, чьи личные качества соответствуют минимально допустимому уровню. Возможны другие несколько отличающиеся по своей форме сценарии. К примеру, родители не учитывают мнение ребенка при выборе способа проведения его досуга, хобби, спортивной секции и пр.;
  • ребенку предоставляют явно неадекватные критерии «хороший-плохой». Оценка любому действию или качеству всегда дается в определенных условных границах, где обозначается идеал, к которому нужно стремиться, и крайне негативная модель, которой нужно всеми силами избегать. Проблемы с самооценкой могут возникнуть тогда, когда позитивный (негативный) образ таковым по своей сути не является, обладает качествами, соответствовать (избегать) которым в детском возрасте невозможно. Например, в качестве идеала может преподноситься выдуманный персонаж или сильно искаженный массовой культурой образ реального выдающегося человека;
  • личным качествам или поступкам ребенка дается неадекватная оценка. Идеальных людей не существует. Детям в силу почти полного отсутствия жизненного опыта, только начавшим свое формирование интеллектуальным, творческим, физическим способностям, свойственно ошибаться, не всегда правильно понимать и выполнять задания. Часто родители занижают самооценку ребенку, когда требуют от него труднодостижимых спортивных или творческих результатов, особенно если такого рода деятельность не интересна малышу. Затем в случае неудачи неоправданно жестко его наказывают.

Заниженная самооценка может сформироваться как в отношении всех, так и отдельных личных качеств, как то:

  • физиологических - голоса, состояния внешности, например, ребенка могут критиковать за ожирение или, наоборот, худобу;
  • интеллектуальные, творческие, спортивные способности.

На практике проблема заниженной самооценки очень часто возникает из-за:

  • систематического абьюза (сексуального, эмоционального или психического насилия, отсутствия заботы со стороны взрослых в отношении ребенка). В этом случае может наблюдаться как преступное поведение - побои, изнасилования, оскорбления, так и менее интенсивная агрессия. К примеру, ребенка наказывают или сильно ругают за малейшие провинности. В большинстве случаев абьюз проявляется со стороны родителей, но аналогичное поведение могут демонстрировать любые взрослые, с которыми контактирует ребенок - кто-то из дальних родственников или из числа соседей, преподаватель детского сада или творческого кружка, учитель в школе, тренер в детской спортивной секции и пр.;
  • игнорирования достижений ребенка взрослыми, при этом ему регулярно приводятся в качестве положительных примеров образцы поведения другого человека. Фактически подобные сообщения звучат (воспринимаются) как: «Жаль, что ты не добился(-ась, никогда не сможешь добиться) подобного». Крайне важно здесь то, что реальные качества (достижения) самого ребенка могут быть ничуть не менее значимыми или даже превосходить предъявляемый идеал. Как вариант, взрослые не предпринимают никаких усилий, чтобы помочь малышу развиваться в перспективных направлениях, например, не дают ему заниматься спортом при наличии подходящих физических данных;
  • конфликтов со сверстниками. Дети только начинают усваивать нормы жизни в обществе и учиться контролировать собственное поведение, поэтому они нередко проявляют к окружающим крайние формы агрессии, особенно если аналогичные действия или эмоции проявляет кто-то еще из числа сверстников. Объектом нападок, как правило, становится ребенок, отличающийся от них своей внешностью или поведением - имеющий физический или психический дефект, материальное положение семьи которого противоположно окружающему большинству (малыш из полной материально обеспеченной семьи в окружении социально неблагополучных детей и, наоборот, - крайне бедный в окружении богатых) и др. Поскольку ребенок примерно половину всего своего времени проводит в школе, одноклассники имеют на него не меньшее (или даже большее) влияние, чем родители. Отчасти это связано и с тем, что для детей крайне важно положительное отношение сверстников.

У детей заниженная самооценка формируется легче, чем у взрослых. Это связано с тем, что в зрелом возрасте представления человека о самом себе, своих достижениях и качествах прочно закреплены и усвоены, а их слом и замена другими подчас возможны только в результате психотравмирущей ситуации или продолжительного психического насилия.

Чем опасна заниженная самооценка?

Заниженная самооценка, как и любое другое состояние психики, отличающееся от нормы, ухудшает качество жизни пациента. Необоснованно негативное восприятие личных качеств и достижений становится причиной следующих форм поведения или психоэмоциональных реакций:

  • сознательный отказ от определенного рода занятий. Человек с заниженной самооценкой ошибочно полагает, что никогда не сможет добиться положительных результатов. При этом теряется взаимосвязь, присущая подавляющему большинству видов деятельности, - «упорный труд-достижение успеха». На практике человек может отказаться от поступления в учебное заведение, трудоустройства, начала творческой или спортивной карьеры и др.;
  • отказ от коммуникации с другими людьми. Человек убежден, что не достоин общения с окружающими (в особенности с представителями противоположного пола) и любая попытка коммуникации заранее обречена на провал;
  • постоянная чрезмерная самокритика и неудовлетворение собой. Удовлетворения от позитивных результатов не возникает из-за предубеждения, что с задачей можно было справиться еще лучше;
  • повышенная чувствительность к критическим замечаниям со стороны других людей. При этом не имеет значения, насколько обоснованы подобные действия или высказывания. Сторонняя критика может спровоцировать неадекватную реакцию, в том числе явную физическую или вербальную агрессию;
  • негативное восприятие окружающей действительности. Ни одно происходящее событие или явление не вызывает у человека позитивных эмоций;
  • отказ от равноправия в отношениях с другими людьми. Из-за боязни потерять партнера или друзей человек полностью отказывается от личных интересов в пользу интересов других, к примеру, не высказывает недовольство по поводу определенных форм досуга или обращения с ним;
  • враждебное отношение к окружающим, которое играет роль защиты от подчас мнимой агрессии;
  • пристрастное отношение к качествам или достижениям других людей;
  • постоянное чувство вины даже неудачи, случившиеся в далеком детстве, в том числе мнимые;
  • временные трудности или неудачи воспринимаются как постоянные;
  • перфекционизм, единственным приемлемым результатом становится полный идеал и совершенство.

Перечисленные реакции и формы поведения имеют крайнюю степень. В реальности они зачастую проявляются не столь ярко и редко когда у одного человека наблюдаются каждая из них.

Приведенные реакции и поведение имеют явно деструктивный характер, поэтому могут привести к разрушению социальных связей, личностной или профессиональной деградации. Характерно, что такие результаты еще сильнее занижают самооценку, поэтому при негативном сценарии возможно разрушение многих устойчивых свойств личности.

Помимо этого заниженная самооценка нередко приводит к:

  • сильному психоэмоциональному истощению, поскольку выполнение обычных повседневных действий требует чрезмерных усилий, которые возрастают еще и по причине крайне острых реакций на критику, неудачи и временные трудности;
  • развитию психических или невротических расстройств;
  • развитию заболеваний самой разной природы;
  • частому недомоганию, бессонницы, приступам мигрени, головокружения .

Заниженная самооценка: признаки

В ряде случаев для индивида не очевидна его заниженная самооценка. Окружающие также не всегда способны понять, в чем именно кроется причина того или иного поведения человека, поскольку он может вести себя агрессивно и высокомерно. Таким образом, единственным достоверным способом определения самооценки является комплексное психологическое обследование, которое включает в себя:

  • исследование образа жизни пациента, беседу с его близкими. Эти методы имеют большое значение в тех случаях, когда заниженная самооценка является симптомом психического или невротического расстройства;
  • применение опросников самоотношения. Часть из них имеет комплексный характер, другие исследуют только определенные аспекты восприятия индивидом собственного Я;
  • свободную беседу с пациентом, в ходе которой он должен дать ряд четких ответов на вопросы, характеризующие различные аспекты восприятия собственного Я. Например, насколько счастливым человеком он себя считает, какие люди по его мнению счастливы и почему и пр. Набор вопросов и последующая интерпретация полученных на них ответов имеет возрастную корреляцию.

В целом заниженную самооценку можно распознать по следующим признакам и критериям:

  • отношение к индивиду окружающих его людей. Уровень самооценки задает соответствующую модель поведения, которая, в свою очередь, определяет характер взаимоотношений с другими людьми;
  • неопрятный внешний вид;
  • человек часто испытывает жалость к самому себе. Такая оценка объясняется тем, что индивид воспринимает себя лишь как объект событий и явлений. Его состояние не определяется собственными поступками;
  • человек регулярно жалуется на происходящие события. В связи с чем его жизнь воспринимается как череда неудач;
  • человек обвиняет других в своих неудачах и его текущем состоянии;
  • фиксация на прошлых неудачах;
  • неадекватная реакция на критику. Критические замечания провоцируют агрессию или, наоборот, полную апатию;
  • отказ от самостоятельного принятия решений или попытки полного доминирования над окружающими.

Как повысить заниженную самооценку?

Постоянное чувство страха, вины, обиды, неспособность адекватно выстроить собственное поведение крайне осложняют жизнь людям, у которых занижена самооценка. Что делать в этом случае, не всегда очевидно, а универсальных решений проблемы не существует.

Как правило, только психолог или психиатр может помочь исправить нарушения самоотношения. Предварительно проводится обследование, позволяющее определить текущее состояние пациента, в частности, является ли заниженная самооценка симптомом психического или невротического расстройства. По возможности устанавливаются примерные причины проблемы. Дальнейшие действия может быть разным:

  • устраняются внешние факторы, ставшие причиной заниженной самооценки. В подавляющем большинстве случаев это относится к пациентам-детям. Если проблема обусловлена абьюзом, требуется вмешательство контролирующих и правоохранительных органов. При конфликтах со сверстниками, хорошие результаты часто показывает смена учебного заведения на такое, в котором состав учащихся будет близок к личности ребенка;
  • назначается курс приема препаратов. Во многих случаях показаны седативные средства. При невротических и психических расстройствах препараты подбираются в зависимости от текущей клинической картины;
  • назначается физиотерапия, в частности, лечебная гимнастика. Метод помогает нормализовать процессы возбуждения и торможения нервной системы. Выполнение упражнений постепенно повышает самооценку, а групповые занятия формируют навыки коммуникации;
  • проводятся сеансы когнитивно-поведенческой терапии. Существует огромное число прикладных методик, основанных на этом направлении психиатрии. Подавляющее большинство специалистов сходится во мнении о высочайшей эффективности такого подхода при устранении психологических проблем, а также лечении психических и невротических расстройств.


В своей практике я постоянно сталкиваюсь с вопросом, которые мне задают клиенты: "Почему так ко мне относятся люди, что не так с моей самооценкой?" Для начала давайте разберёмся, что такое самооценка в принципе. Это оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. Самооценка бывает:

  • заниженная – недооценивание собственных сил;
  • завышенная – переоценивание собственных сил;
  • нормальная – адекватное оценивание себя, собственных сил в определённых жизненных ситуациях, в постановке своих целей и задач, адекватном восприятии мира, в общении с людьми.

Каковы признаки заниженной самооценки?

  1. Отношение окружающих как показатель. Как человек относится к себе, так и другие относятся к нему. Если он себя не любит, не уважает и не ценит, то сталкивается с таким же отношением к себе людей.
  2. Неспособность управлять собственной жизнью. Человек считает, что не справится с чем-то, не может принять решение, колеблется, думает, что от него ничего не зависит в этой жизни, а зависит от обстоятельств, других людей, государства. Сомневаясь в своих возможностях и силах, он либо ничего не делает вообще, либо перекладывает ответственность за выбор на других.
  3. Склонность к обвинению окружающих или самобичеванию. Такие люди не умеют брать ответственность на себя за свою жизнь. Когда им выгодно, они занимаются самобичеванием, чтобы их пожалели. А если хотят не жалости, а самооправдания, то обвиняют во всем окружающих.
  4. Стремление быть хорошим, угодить, понравиться, подстроиться под другого человека в ущерб себе и своим личным желаниям.
  5. Частые претензии к другим. Некоторым людям с заниженной самооценкой свойственно жаловаться на других, постоянно обвинять их, снимая тем самым ответственность за неудачи с самих себя. Ведь недаром говорят, что лучшая защита – это нападение.
  6. Акцентирование внимания на своих недостатках, а не достоинствах. В частности Чрезмерная критичность к своему внешнему виду. Признаком заниженной самооценки является придирчивость к своей внешности, постоянное недовольство своей фигурой, цветом глаз, ростом и телом в принципе.
  7. Перманентная нервозность, беспочвенная агрессия. И наоборот – апатия и депрессивные состояния от потери себя, смысла жизни, случившейся неудачи, критики со стороны, несданного экзамена (собеседования) и пр.
  8. Одиночество или наоборот – страх одиночества. Ссоры в отношениях, чрезмерная ревность, как результат мысли: "Такого как я нельзя полюбить".
  9. Развитие пагубных пристрастий, зависимостей как способ временного ухода от реальности.
  10. Сильная зависимость от мнения других людей. Неумение отказывать. Болезненная реакция на критику. Отсутствие/подавление собственных желаний.
  11. Замкнутость, закрытость от людей. Чувство жалости к себе. Неумение принимать комплименты. Постоянное состояние жертвы. Как говорится, жертва всегда найдёт себе палача.
  12. Обостренное чувство вины. Критические ситуации он примеряет на себя, не разделяя своей вины и роли сложившихся обстоятельств. Любую разборку принимает по отношению к себе как к виновнику ситуации, ведь это будет "лучшим" подтверждением его неполноценности.


Как проявляется завышенная самооценка?

  1. Высокомерие. Человек ставит себя выше других: "Я лучше, чем они". Постоянное соперничество как способ это доказать, "выпячивание" напоказ своих достоинств.
  2. Закрытость как одно из проявлений высокомерия и отражения мысли, что остальные стоят ниже его по статусу, интеллекту и прочим качествам.
  3. Уверенность в собственной правоте и постоянное доказывание этого как "соль" жизни. Последнее слово всегда должно оставаться за ним. Стремление контролировать ситуацию, играть доминирующую роль. Всё должно делаться так, как он считает нужным, окружающие должны плясать под его "дудку".
  4. Постановка завышенных целей. Если они не достигаются, наступает фрустрация. Человек страдает, впадает в депрессию, апатию, гнобит себя.
  5. Неумение признавать свои ошибки, извиняться, просить прощение, проигрывать. Страх оценки. Болезненная реакция на критику.
  6. Боязнь совершить ошибку, показаться слабым, беззащитным, неуверенным в себе.
  7. Неумение просить помощи как отражение страха показаться беззащитным. Если просит помощи, это больше похоже на требование, приказ.
  8. Акцентуация только на себе. Ставит собственные интересы и увлечения на первое место.
  9. Желание учить жизни окружающих, "тыкать" их в совершенные ими ошибки и показывать, как надо на примере самого себя. Самоутверждение за счет других. Хвастливость. Излишняя фамильярность. Заносчивость.
  10. Преобладание в речи местоимения "я". В разговорах больше говорит, чем случаешь. Перебивает собеседников.


По каким причинам могут происходить сбои в самооценке?

Детские травмы , причинами которых может стать любое значимое для ребёнка событие, а источников существует огромное количество.

Эдипов период . Возраст от 3 до 6-7 лет. На бессознательном уровне ребёнок отыгрывает партнёрские отношения со своим родителем противоположного пола. И то, как ведёт себя родитель, отразится на самооценке ребёнка и его выстраивании сценария взаимоотношений с противоположным полом в будущем.

Подростковый период . Возраст 13 до 17-18 лет. Подросток ищет себя, примеряя на себя маски и роли, выстраивая свой жизненный путь. Он пытается себя найти, задавая вопрос: "Кто я?"

Определённые отношения к детям от значимых взрослых (недополучение ласки, любви, внимания), в результате которых дети могут начать чувствовать себя ненужными, неважными, нелюбимыми, непризнанными и т.д.

Некоторые паттерны поведения родителей , которые впоследствии переходит к детям и становится уже их поведением в жизни. Например, низкая самооценка у самих родителей, когда эти же проекции накладываются и на ребенка.

Единственный ребёнок в семье , когда все внимание сосредоточено на нем, все только для него, когда имеет место неадекватная оценка родителями его способностей. Отсюда идёт завышенная самооценка, когда ребёнок не может адекватно оценить свои силы и способности. Он начинает считать, что весь мир только для него, все ему должны, происходит акцентуация только на себе, взращивание эгоизма.

Низкая оценка родителями и родными ребенка , его способностей и действий. Ребёнок пока сам не способен оценивать себя и составляет мнение о себе по оценке значимых для него людей (родителей, бабушек, дедушек, теть, дядь и т.д.). В результате происходит выстраивание у ребёнка низкой самооценки.

Постоянная критика ребёнка приводит к низкой самооценке, низкому самоуважению и закрытости. При отсутствии одобрения творческих начинаний, восхищения ими, ребёнок чувствует непризнанность своих способностей. Если же за этим следует постоянная критика и ругань, то он отказывается что-либо творить, создавать, а значит, развиваться.

Чрезмерная требовательность к ребёнку может взрастить как завышенную, так и заниженную самооценку. Нередко родители хотят видеть ребёнка таким, каким хотели бы видеть себя. Они накладывают на него свою судьбу, выстраивая на нем проекции своих целей, которые не получилось достичь самим. Но за этим родители перестают видеть ребёнка как личность, начиная видеть лишь свои проекции, грубо говоря, себя самих, идеальных себя. Ребёнок уверен: "Чтобы родители меня любили, я должен быть таким, каким они хотят меня видеть". Он забывает о себе настоящем и может либо успешно, либо безуспешно соответствовать родительским требованиям.

Сравнение с другими хорошими детьми понижает самооценку. И наоборот, стремление угодить родителям завышает самооценку в погоне и соперничестве с другими. Тогда другие дети не друзья, а соперники, и я должен/на быть лучше других.

Гиперопека , чрезмерное взятие ответственности за ребёнка в принятии решений за него, вплоть до того, с кем дружить, что надевать, когда и что делать. В результате в ребёнке перестаёт взращиваться Я, он не знает, чего хочет, не знает, кто он, не понимает своих потребностей, способностей, желаний. Тем самым родители взращивают в нем несамостоятельность и, как следствие, низкую самооценку (вплоть до потери смысла жизни).

Желание быть таким, как родитель, которое может быть как естественным, так и вынужденным, когда ребенку постоянно повторяют: "Твои родители столько всего достигли, ты должен быть таким, как они, ты не имеешь права упасть в грязь лицом". Появляется страх оступиться, совершить ошибку, оказаться не идеальным, в результате чего самооценка может оказаться заниженной, а инициатива – убитой напрочь.

Выше я привела одни из распространенных причин, по которым возникают проблемы с самооценкой. Стоит добавить, что грань между двумя "полюсами" самооценки может быть достаточно тонкой. Например, переоценка себя может являться компенсаторно-защитной функцией недооценки своих сил и возможностей.

Как вы уже могли понять, большинство проблем во взрослой жизни проистекают из детства. Поведение ребенка, отношение его к себе и отношение к нему со стороны окружающих сверстников и взрослых выстраивают определенные стратегии в жизни. Детское поведение переносится во взрослую жизнь со всеми своими защитными механизмами.

В конечном итоге выстраиваются целые жизненные сценарии взрослой жизни. И это происходит настолько органично и незаметно для нас самих, что мы не всегда понимаем, почему с нами происходят те или иные ситуации, почему люди с нами так себя ведут. Мы чувствуем себя ненужными, неважными, нелюбимыми, чувствуем, что нас не ценят, нам от этого обидно и больно, мы страдаем. Это все проявляется в отношениях с близкими и родными людьми, коллегами и начальством, противоположным полом, социумом в целом.

Логично, что и низкая, и завышенная самооценка – не есть норма. Такие состояния не могут сделать вас по-настоящему счастливым человеком. Поэтому со сложившейся ситуацией необходимо что-то делать. Если вы сами чувствуете, что пора что-то менять, что хотели бы, чтобы что-то в вашей жизни стало по-другому, значит, пришло время.

Как работать с заниженной самооценкой?

  1. Составьте список своих качеств, сильных сторон, достоинств, которые вам нравятся в себе или которые нравятся вашим близким. Если не знаете, спросите у них об этом. Таким способом вы начнете видеть в себе позитивные аспекты личности, тем самым начнете взращивать самооценку.
  2. Составьте список тех вещей, которые вам приносят удовольствие. По возможности, начинайте их исполнять для себя. Тем самым вы будете взращивать любовь и заботу к себе.
  3. Составьте список своих желаний и целей и двигайтесь в этом направлении.Занятия спортом придают тонус, поднимают настроение, позволяют проявить качественную заботу о своем теле, которым вы так недовольны. Одновременно происходит выброс негативных эмоций, которые были накоплены и не имели возможности для выхода. Ну и, конечно, у вас останется объективно меньше времени и сил на самобичевание.
  4. Дневник достижений вам тоже может поднять самооценку. Если каждый раз вы будете записывать в него свои большие и самые маленькие победы.
  5. Составьте список качеств, которые бы вы хотели развить в себе. Развивайте их помощью разных техник и медитаций, коих сейчас предостаточно и в интернете, и в оффлайне.
  6. Больше общайтесь с теми, кем вы восхищаетесь, кто вас понимают, от общения с кем "вырастают крылья". Параллельно минимизируйте до возможного уровня контакты с теми, кто критикует, унижает и т.п.


Схема работы с завышенной самооценкой

  1. Для начала нужно понять, что каждый человек уникален по своему, каждый имеет право на свою точку зрения.
  2. Научитесь не только слушать, но и слышать людей. Ведь что-то тоже является важным для них, у них есть свои желания и мечты.
  3. Заботясь о других, делайте это исходя из их потребностей, а не из того как, вы считаете правильным. Например, вы пришли в кафе, ваш собеседник хочет кофе, а вы считаете, что полезней будет чай. Не навязывайте ему свои вкусы и мнения.
  4. Разрешите себе допускать ошибки и промахи. Это дает реальную почву для самосовершенствования и ценный опыт, с которым люди становятся мудрее и сильнее.
  5. Перестаньте спорить с другими и доказывать свою правоту. Возможно, вы пока не знаете, но очень во многих ситуациях каждый может быть прав по-своему.
  6. Не впадайте в депрессию, если не смогли достичь желаемого результата. Лучше проанализируйте ситуацию на предмет того, почему так случилось, что вы сделали не так, в чем причина неудачи.
  7. Научитесь адекватной самокритичности (себя, своих поступков, решений).
  8. Перестаньте соперничать с другими по любому поводу. Порой это смотрится чрезвычайно глупо.
  9. Как можно меньше выпячивайте свои достоинства, тем самым занижая других. Объективные достоинства человека не нуждаются в яркой демонстрации – они видятся по поступкам.
Есть один закон, который очень помогает мне в жизни и в работе с клиентами:

Быть. Делать. Иметь

Что это значит?

"Иметь" – это цель, желание, мечта. Это тот результат, который вы хотите видеть в своей жизни.

"Делать" – это стратегии, задачи, поведение, поступки. Это те действия, которые приводят к желаемому результату.

"Быть" – ваше ощущение самого себя. Кто вы внутри себя, по-настоящему, а не для других? Кем вы себя чувствуете.

В своей практике я люблю работать с "бытием человека", с тем, что происходит внутри него самого. Тогда "делать" и "иметь" придут сами собой, органично сложившись в ту картинку, которую человек желает видеть, в ту жизнь, которая его удовлетворяет и позволяет ощущать себя счастливым. Куда эффективней работа с причиной, а не со следствием. Устранение корня проблемы, того, что создаёт и привлекает подобные проблемы, а не облегчение текущего состояния, позволяет действительно исправить ситуацию.

К тому же, не всегда и не всеми проблема осознается, она может глубоко сидеть в бессознательном. Работа таким способом необходима для того, чтобы возвращать человека к нему самому, к его уникальным ценностям и ресурсам, его силе, его собственному жизненному пути и пониманию этого пути. Без этого невозможна самореализация в социуме и в семье. По этой причине я считаю оптимальным путем взаимодействия человека с собой терапию "бытие", а не "действие". Это не только эффективный, но и самый безопасный, наикротчайший путь.

Вам было предоставлено два варианта: "делать" и "быть", и каждый вправе сам выбирать, каким путем идти. Найдите путь к себе. Не то, что вам диктует социум, а к себе самому – уникальному, настоящему, целостному. Как вы это будете делать, я не знаю. Но я уверена, что найдёте, каким способом это будет лучше именно в вашем случае. Я нашла это в личной терапии и успешно применяю в определённых терапевтических методиках быстрого изменения и трансформации личности. Благодаря этому я нашла себя, свой путь, своё призвание.

Удачи вам в ваших начинаниях!

С уважением, психолог-консультант
Дражевская Ирина

Заниженная самооценка может проявиться в любом возрасте, но задатки ее формируются родителями в детстве. В современном социуме она является часто встречаемой проблемой и характеризуется неадекватным видением личностью самой себя. Данная проблема может серьезно подпортить жизнь индивиду. К основным «спутникам» заниженной самооценки относят конфузливость, боязнь быть непринятым или получить отказ, нерешительность, неуверенность в личном потенциале и собственной привлекательности, ревность, трусость, застенчивость, чрезмерную обидчивость, опасение показаться смешным. Люди с заниженной самооценкой могут так никогда и не стать победителями. Они заведомо в социуме занимают невыгодное положение.

Причины заниженной самооценки

К основным причинам возникновения заниженной самооценки относят оценку и влияние родителей в детском возрасте, принятие оценочных мнений окружающих людей как объективную реальность, придание значимости какому-нибудь делу, в котором вы одержали поражение, завышенный уровень притязаний.

Самооценка личности, как многое другое, начинает свое формирование с раннего детства. В данном периоде малыш пока не может самостоятельно оценивать свои поступки и действия, поэтому мнение о себе он составляет посредством внушения ближайшего окружения, в основном при помощи родительских реакций на все его действия и поступки. Не уделяя детям любви, внимания и ласки родители в них зарождают заниженную самооценку. Постоянная критика в адрес малышей, чрезмерная требовательность к ним обязательно отражается на всей их дальнейшей жизни. Беспрерывная критика от значимых для детей фигур приводит к весьма низкой степени самоуважения. Ребенок привыкает к постоянной критике и воспринимает ее как норму. Поэтому подрастая, он уже не будет требовать к себе лучшего отношения.

Еще одной причиной заниженной самооценки, которая берет свое начало из детства, является использование в воспитании родителями «тарани долженствований». Чрезмерное использование данного метода воспитания может вызывать у детей чувство огромной ответственности, впоследствии которое приводит к эмоциональной скованности. Часто взрослые говорят: «Твой отец уважаемый человек, поэтому ты должен себя вести как он». В подсознании малыша формируется эталонная модель, воплощая которую, он станет хорошим и идеальным, однако т.к. она не осуществляется, появляется несоответствие между идеалом и имеющейся реальностью.

Детские заболевания или внешние дефекты также могут внести негативный вклад в развитие самооценки. Больной ребенок или ребенок с недостатками внешности ощущает себя не таким как окружающие. Если в детском возрасте над его дефектами насмехались сверстники, непрестанно напоминая ему об их существовании, то у такого ребенка обязательно будет низкая самооценка.

Вне зависимости хорошего или плохого выполнения задания всегда находятся люди, которые будут критиковать. Если человек будет принимать все без исключения высказывания окружающих на веру, то обязательно это отразится на его самооценке.

Люди с заниженной самооценкой личности характеризуются устойчивым приданием большой значимости некоторым событиям или считают себя заведомо проигравшими в сравнении с другими. Это рушит их уверенность в себе и личном потенциале, ведет к утрате чувства личного достоинства, что, в конечном итоге, приводит к заниженной самооценке.

Часто индивиды по незнанию определяют для себя с целью достижения, настолько завышенные цели и очень короткий период времени для осуществления, что их реализация является практически нереальной. После того, как они не достигают этих целей, у них значительно ухудшается самооценка. перестает верить в личный потенциал, разочаровывается в собственных силах и прекращает совершать любые попытки для воплощения в жизнь своей мечты.

Признаки заниженной самооценки

Основным признаком, по которому можно сделать вывод о наличии у индивида низкого уровня самооценки является отношение к его личности окружающих. Ведь окружающие интуитивно воспринимают личность в соответствии с ее самооценкой. Поэтому, если человек относится к себе с уважением и принимает свою личность, то его обязательно будут принимать и уважать окружающий социум. Если же человек не любит себя, то и не следует ждать любви от окружающих людей. Ведь когда индивид сам принижает себя в собственных глазах, тогда и другим довольно трудно относиться к нему и думать о нем по-другому.

Кроме этого, индивидуум с низким самооцениванием будет неосознанно выбирать для себя таких же партнеров по взаимодействию, которые лишний раз будут только такую самооценку подтверждать. Такое поведение идет от того, что каждая личность стремится непроизвольно удостоверить свою самооценку. Такая тенденция для личностей с внутренней неуверенностью, нерешительностью и заниженным самооцениванием является естественной.

Проблема заниженной самооценки часто сопровождается привычкой постоянно жаловаться на жизнь, обстоятельства, свою беспомощность, невозможность ничего изменить в сложившихся условиях, влечением мысленно называть себя невезучим, плохим, несовершенным и т.д.

Ощущение чувства жалости к себе происходит от неспособности управлять собственной жизнью. Люди осознанно отдаются на милость окружающих или обстоятельств. Их то и дело толкают в ту или другую сторону. Они позволяют другим расстраивать себя, ранить, ругать, критиковать и злить, поскольку имеют зависимый характер и любят внимание, хотят всем быть хорошими. Часто многие индивиды радуются тому, что они болеют. Ведь в слабости заключается сила – окружающие начинают уделять им до такой степени желанное внимание и всегда готовы услужить.

Люди склонны обвинять окружающих и жаловаться на них, потому что отказываются взять ответственность за все происходящее с ними на себя. Ведь намного проще переложить вину на окружающих людей или неудачные обстоятельства, чем осознать, что проблема заключается в нем самом. Индивид, который имеет привычку жаловаться окружающим и винить их в собственных неудачах, ощущает себя неполноценной личностью и старается закрепить свое положение, унижая других. Довольно часто индивиды вменяют в вину другим то, что не любят в себе или в чем обвиняют себя. Они рвутся осуждать в окружающих индивидах именно те недостатки и слабости, которые есть в них самих.

Проблема заниженной самооценки также заключается в акцентировании своего внимания на собственных недостатках. Люди с заниженной самооценкой обычно выглядят следующим образом: понуренная голова, грустная мимика, уголки рта опущены книзу, скованность движений и т.д. Человек с адекватной самооценкой выглядит более расслабленным физически.

Манера одеваться также свидетельствует об адекватности самооценки. Прическа, одежда, макияж и ухоженность является своеобразной самопрезентацией личности.

Индивиды с низким уровнем самооценки характеризуются неадекватными реакциями на критику. Любые замечания и высказывания они принимают на свой счет. Нужно понимать, что абсолютно все люди могут совершать ошибки. Обсуждение и разбор ошибок будет конструктивным, если разговор ведется с адекватной личностью. Индивид с низким уровнем самооценки воспринимает разбор ошибок как личное оскорбление, своеобразное свидетельство собственной неполноценности, душевную травму.

Заниженная самооценка мешает такому человеку отделить свою личность от проблемы, себя от ситуации. Личности, надевающие фальшивые маски, думают, что они хуже окружающих. Стремясь противостоять этому ощущению, они часто бывают фамильярными, хвастливыми, они излишне громко говорят, показательно смеются или пытаются сразить своим материальным благополучием. Такие люди не хотят демонстрировать окружающему обществу подлинное отношение к себе. Искусственные маски предназначаются для прикрытия собственной неуверенности, являются попыткой компенсировать дефицит собственного достоинства.

Люди с заниженной самооценкой, как правило, характеризуются отсутствием близких друзей. Ощущая неприязнь к собственной личности, они делаются или «одиночками», которые живут отдельно от социума, или придерживаются противоположной манеры поведения и превращаются в агрессивных, напористых, излишне критичных, требовательных людей. Ни одна из перечисленных моделей поведения не содействует дружеским отношениям.

Заниженная самооценка довольно часто может сопровождаться боязнью совершить ошибку. Постоянно сомневаясь в возможности осуществить то, что от него ждут другие, индивид обычно не делает вообще ничего или может отложить выполнение действий на более длительный срок. Человек отказывается принимать решение, так как считает, что не сможет сделать верный выбор. Результатом заниженной самооценки одного партнера или обоих супругов одновременно может быть развод. В основном распадаются такие союзы, в которых один из партнеров испытывает устойчивую потребность доминировать над супругом, контролировать его или безраздельно им владеть.

Как избавиться от заниженной самооценки

Возникновение неадекватного оценивания самого себя является, на самом деле симбиозом из , чувства вины, обид, стыда, которые чаще всего людьми не осознается.

Завышенная и заниженная самооценка считаются двумя сторонами одной медали непринятия своей личности. Ведь в случае малейшего неуспеха завышенный уровень самооценки мгновенно трансформируется в заниженный, а в случае успешности – заниженная степень самооценки стремительно переходит в завышенную, таким образом она никогда не бывает адекватной. Поэтому завышенная и заниженная самооценка могут сосуществовать в одной личности.

Как бороться с заниженной самооценкой? Изначально следует обнаружить причины ее возникновения и переосмыслить их.

Работа с заниженной самооценкой начинается с осознания собственных преимуществ и изъянов, удостоверения в том, что вы обладаете замечательными качествами и сильными сторонами, которые достойны уважения и высокой оценки. Можно сыграть с самим собой в довольно простую игру, которая заключается в ежедневном свершении трех вещей, которые доставляют вам радость. Нужно начать жить для себя, поэтому следует строить простейшие планы и выполнять их, жить с хорошим настроением, позитивным настроем, чаще улыбаться и регулярно хвалить себя.

Занижена самооценка, что делать? Для начала нужно полюбить себя со всеми изъянами, ошибками, дефектами и недостатками. Следует постараться понять, что вы, как и любой другой человек, сотканы не только из недостатков, но еще имеете массу достоинств и преимуществ.

Нужно научиться следить за собой, за своей походкой, манерой поведения и др. Если вы заметили, что шагаете по улице, смотря себе под ноги, то переведите взгляд вперед, нацепите на лицо улыбку, вспомните приятные моменты жизни и смело идите навстречу мечте.

Как бороться с заниженной самооценкой? Очень просто! Нужно всего лишь начать ценить себя. А для этого дайте себе возможность заниматься тем, к чему у вас лежит душа, начните больше читать. Может нужно сменить работу? Если нет такой возможности, то найдите себе любимое хобби.

Работа с заниженной самооценкой заключается в самоконтроле и тренировки силы воли. Активный отдых, физические упражнения, ежедневные тренировки, контрастный душ – идеально укрепляют тело и дух.

Как избавиться от заниженной самооценки? Ответ на этот вопрос лежит в хорошем отношении к окружающим и любви к ближнему. Старайтесь помогать людям, не избегайте просьб о помощи, если можете помочь. Это придаст вам значимости в собственных глазах.

Измените свои взгляды на окружающий мир и социум. Избавляйтесь от постоянных удручающих мыслей о надобности повышения уровня самооценки. Такие мысли не приведут к хорошему результату. Самое главное правило на пути к адекватному самооцениванию – это вера в самого себя, личный потенциал и собственные силы.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!