Занятие по развитию сенсомоторного восприятия для детей с умственной отсталостью "Цветные полянки с сюрпризом" план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему. Коррекционные занятия для детей с легкой умственной отсталостью План конспек

ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат для

детей «Теремок» г. Абакан, учитель – дефектолог.

Использование коррекционно – развивающих упражнений на занятиях с детьми умеренной и тяжелой умственной отсталостью, проживающих в ДДИ.

Вопрос о работе с умственно отсталыми детьми всегда был одним из основных и главных в истории коррекционной педагогики. В последнее время формируется общественное мнение относительно детей-инвалидов как людей, имеющих равные права и возможности с другими людьми для развития, но нуждающихся в определённой опеке, индивидуальной психолого-медико- педагогической и социальной помощию \

Главной задачей обучения и воспитания детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, находящихся в детских домах-интернатах является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений.

Современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что включение ребёнка с нарушением интеллекта в процессе обучения возможно и необходимо при обеспечении определённых условий для раскрытия потенциальных возможностей психического, физического, эмоционального и социального развития.

Коррекционное занятие - основная форма организации учебно-коррекционной работы в учреждении.

Коррекционно - развивающее занятие - это наиболее традиционная форма общения взрослого и ребенка, в ходе которого решаются различные задачи по формированию способов познания мира ребенка и коррекции его недостатков.

Направления работы на коррекционном занятии определяются с учетом квалификационных характеристик детей с особенностями в развитии

При организации коррекционно-развивающих занятий рекомендуется помнить, что:

    Любое коррекционно-развивающее занятие должно представлять собой комплекс, включающий не только задания на развитие и коррекцию познавательных и эмоционально-волевых процессов, речи, но и упражнения для профилактики нарушений зрения, элементы дыхательной и координационной гимнастики, упражнения на расслабление, развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков.

    Для повышения эффективности занятий необходимо использование игровых методов и приемов работы, включающих соревновательный элемент, возможно введение системы штрафов и поощрений. Этот принцип является хорошим средством воспитания организованности, собранности действий и ответственности за результат своей или командной работы. Поощрением может служить «звездочка», а штрафом - «ворона» («ловил ворон», то есть был невнимательным, часто отвлекался ит.д.), которые получает ребенок.

Занятия должны быть построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Чередование подвижных и малоподвижных заданий и упражнений, проведение физкультминуток. Чередование письменных и устных форм работы. Это условие является обязательным при работе с умственно отсталыми детьми, так как это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Использование упражнений на проверку внимания. Этот прием проводится с целью организации внимания и установления обратной связи с учащимися. Это могут быть вопросы типа: «кто меня слышал - покажите большой палец»; или использование контрольных карточек: «внимание!», «тишина!», на которых изображены различные символы, обозначающие данные требования; или употреблении различных вспомогательных средств, привлекающих внимание, например колокольчик, или появление какой-либо игрушки, после чего учащиеся должны замереть на месте, минуты молчания.

Определив тему и цели занятия, педагог моделирует формы общения, отбирает методы и приемы, определяет формат содержание занятия.

Что важно не упустить на этом этапе планирования занятия?

Большое место на занятиях отводится коррекционно-воспитательным упражнениям, воспитывающим устойчивость внимания, наблюдательность, умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти определенное количество движений. Используются такие приемы, как показ, сопровождение словесным объяснением, показ без инструкции, словесное объяснение без показа.

Во - первых, отобрать, придумать коррекционные упражнения, которые решали поставленную коррекционную задачу и определить их место в структуре занятия.

Лучше всего это делать на « Организационном. моменте» так как тогда дети сразу настраиваются на « нужную волну» и создается определенный эмоциональный контакт. \

Всегда возникает вопрос: «Как придумывать эти коррекционные упражнения и отчего они зависят?»

Зависят они то того, какие анализаторы ребенка у вас будут задействованы максимально, то есть через какой канал « потечет» информация: зрительный, слуховой, двигательный и др. Бесспорно,что они будут задействованы в занятии, но какой - то из них будет работать больше всех, вот его и надо « прочищать» , то есть корригировать.

Другими словами, корригируется доминантный (на данном занятии) анализатор.

Например:

1. Занятие по лепке « Мишка» .

Основные действия будут связаны с руками, поэтому коррекционная цель занятие « Коррекция мелкой моторики рук на основе упражнений в скоординиронных движения пальцев рук»

Упражнение - переложить из одного блюдечка в другое несколько предметов(3-5 фасолин,гороха, и т.д.)).

2.Домашние животные. Тема занятия « Кошка и собака».

Цель: коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в соотнесении.

Упражнение на развитие зрительного восприятия. \

Детям предлагается выделить и показать среди стоящих на столе игрушек, заданную игрушку. Предлагаемая инструкция: покажи собаку карандашом. Покажи рукой кошку.

Дети рассматривают плоскостные изображения животных на доске, узнают и выделяют заданных животных. По инструкции подкладывают к игрушке собаки и кошки изображение с доски.

3. Тема: "Растения зимой: хвойные растения»

Цель: коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении

Упражнение по коррекции зрительного восприятия: назвать предметы, изображенные на доске.

Учитель рисует на доске контуры растений, которые наложены друг на друга. Ученики смотрят 10 секунд на этот рисунок. Затем учитель закрывает изображение, и дети должны назвать предметы, которые они увидели. Упражнение повторяется 2-3 раза.

Литература: 1.Коррекционно – воспитательная работа с детьми при глубоких нарушениях развития / под. ред. Д.А.Самонова.- М., 1986г./ 2. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова Н.А.. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии: Международный ун –т семьи и ребенка им. Р.Валленберга.-СПБ.: Образование, 1995 .- 80с.

Конспект комплексного занятия НОД в 1 классе для детей с умеренной степенью умственной отсталости по темам: цвета (предметно-практическая деятельность, конструирование, ручной труд) и понятие о количестве (счет).

Пимонова Елена Владиславовна, учитель-дефектолог КОУ ВО «Борисоглебская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».
Описание материала: Предлагаю конспект коррекционного комплексного занятия в 1 классе непосредственной образовательной деятельности для детей с умеренной степенью умственной отсталости по темам: цвета (предметно-практическая деятельность, конструирование, ручной труд) и понятие о количестве (счет). Конспект составлен в соответствии со специальными государственными стандартами (СФГОС), вступающими в силу с 01.09.2016 года.
Предлагаемый мной материал будет интересен педагогам, работающим с детьми, имеющими диагноз F- 70, F-71, а также воспитателям дошкольных учреждений. Материал занятия направлен на продолжение формирования представления о понятии «столько же», пространственных представлений, а также развитию умения самостоятельно называть цвета (красный, синий, желтый), дифференцировать их, уметь соотносить зрительный и звуковой образ предмета.
Предполагается, что на занятии присутствуют герой мультфильма «Паровозик из Ромашково»: Паровозик; Домовенок, а также лесные жители Белка и Заяц.
Цель: продолжить формировать представления о понятии «столько же», пространственных представлениях; продолжить развивать умение дифференцировать цвета.
Общеучебные и воспитательные задачи:
- закрепление знаний о понятии «столько же» и пространственных представлениях;
- развитие умения самостоятельно называть цвета (красный, синий, желтый);
- познакомить с названием и внешним видов полевых и луговых цветов;
- развитие умения общаться;
-воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Коррекционные задачи:
- развитие целенаправленных действий с предметами;
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие речи, мышления;
- развивать у детей слухового и зрительного восприятия, внимания;
- развитие аналитико-синтетической сферы.
Форма занятия: коллективная.
Оборудование: макет Паровозика; Домовенок; игрушка Белочки, игрушка Зайчика, предметные картинки полевых цветов: колокольчика, одуванчика и мака по количеству детей; предметные картинки насекомых: пчелы, бабочки (синего цвета), божьей коровки по количеству детей; три одинаковых картонных коробки.
Звучит стук колес под ритмичную не громкую музыку и звучит гудок паровоза.

Учитель: Ребята, я слышу гудок паровоза, а вы слышите?
Дети: Да.

Учитель: Смотрите-ка, Паровозик приехал один и привез нам письмо.
Из вагона Паровозика учитель достает письмо.
Учитель: Давайте узнаем, что написано в письме. Я буду вам читать, а вы внимательно слушайте. И так.
«Ребята, на нашу лесную полянку налетел озорной Ветерок и унес в разные стороны всех жучков и бабочек с цветов. Помогите нам их вернуть обратно на лесную полянку. Ждем с нетерпением Белка и Заяц».
Учитель: Ну, что ребята, поможем лесным жителям вернуть обратно на полянку жучков и бабочек?
Дети: Да.
Учитель: Ну, тогда садимся поудобнее и Паровозик нас в миг домчит до места.
Звучит стук колес Паровозика

Заранее раскладываются на ковре цветы синего (колокольчики), красного (маки) и желтого (одуванчики) цветов. Количество полевых цветов каждого цвета соответствует количеству детей, присутствующих на занятии. На одном краю ковра (по углам и в центре) расставляются коробки, в первой бабочки (они синего цвета), во второй – пчелки (желтого цвета), в третьей - божьи коровки (красного цвета). Количество насекомых каждого вида соответствует количеству детей.
Дети становятся с педагогом в центр ковра, на котором разложены цветы
.




Учитель: Ребята, ну вот мы и на лесной полянке. Здесь нас встречают Заяц и Белка.



Учитель: Посмотрите, озорной Ветерок распугал всех бабочек, пчелок и божьих коровок, поэтому они попрятались по разным уголкам. Нам нужно всех вернуть на свои цветы. Надо посадить на каждый синий цветок – синюю бабочку, на красный цветок – красную божью коровку, на желтый – желтую пчелу. Но вот беда, мы не знаем, где их искать. Что же делать? Смотрите-ка, Зайчик и Белка передают нам еще одно письмо, от кого же оно?
Учитель берет письмо и читает.


Учитель: Да это Ветерок нам оставил послание! Слушайте внимательно. «Дороге ребята! Я веселился, играл на лесной полянке, и не заметил как все бабочки и жуки испугались и попрятались по коробкам. Помогите их вернуть на полянку. Я знаю, что синие бабочки спрятались в левом углу полянки».
Учитель: Давайте найдем, где это?
Дети должны указать на коробку в левом углу ковра или делают это совместно с учителем. В игре принимают участие не говорящие дети, а так же дети с проблемами в передвижении, по мере сил и возможностей.
Учитель: Хорошо, давайте проверим.
Дети достают из коробки синие бабочки. Педагог напоминает им, что они должны их рассадить на сине цветы.


Учитель: Молодцы! Вы справились с этим заданием отлично. На синих цветах сидят синие бабочки. Может кто-то знает, как называются эти синие цветы?
Если дети затрудняются назвать цветок, то учитель сам говорит, что это колокольчик, который растет на лесных полянках и на лугах .
Физминутка
Учитель: А теперь я вам предлагаю немного отдохнуть. Приготовились.
Спал цветок и вдруг проснулся (руки на пояс)
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться вправо, влево)
Взвился вверх и полетел (бег)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
Учитель: А теперь продолжим читать письмо Ветерка: «Красные божьи коровки спрятались в правом углу полянки». Давайте найдем, где это?
Дети должны указать на коробку в правом углу ковра.
Учитель: Хорошо, давайте проверим.
Дети достают из коробки божьих коровок. Педагог напоминает им, что они должны их рассадить на красные цветы.


Учитель: Молодцы! И с этим заданием вы справились отлично. На красных цветах сидят красные божьи коровки. Может кто-то знает, как называются эти красные цветы?
Если дети затрудняются назвать цветок, то учитель сам говорит, что это мак, который растет на лесных полянках и на лугах.
Учитель: А теперь продолжим читать письмо Ветерка: «Желтые пчелки спрятались в середине полянки». Давайте найдем, где это?
Дети должны указать коробку, которая стоит посередине полянки.
Учитель: Хорошо, давайте проверим.
Дети достают из коробки пчелок. Педагог напоминает им, что они должны их рассадить на желтые цветы.


Учитель: Молодцы! И с этим заданием вы справились отлично. На желтых цветах сидят желтые пчелки. Может кто-то знает, как называются эти желтые цветы?
Если дети затрудняются назвать цветок, то учитель сам говорит, что это одуванчик, который растет на лесных полянках и на лугах.
Когда насекомые рассажены на цветы детям предлагается посмотреть на свои руки, которые помогали им в работе.
Учитель: Ребята, посмотрите на свои ручки, они были вашими помощниками, теперь они должны отдохнуть.
Физминутка.
Педагог декламирует стих, сопровождая движениями пальцев.
- Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни
Хочешь эдак, хочешь так –
Не обидятся никак.
Руки вперед, пальцы выпрямить и разжать, ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха.
Учитель: Молодцы! Посмотрите на нашу красивую полянку и скажите, сколько у нас синих цветов и сколько бабочек?
Дети: Синих цветов столько же сколько синих бабочек.
Аналогичные вопросы задаются про красные цветы и желтые.
Учитель: Здорово! Всех жителей лесной полянки мы вернули, выяснили, что синих цветов столько же сколько синих бабочек, красных цветов столько же сколько божьих коровок, а желтых – столько же сколько пчелок. Ну, вот и все! Пожелаем лесным жителям удачи, а нам пора домой. Садимся по местам, и возвращаемся в класс!
Звучит звук колес Паровозика .
Учитель: Вот мы и дома! Теперь пришло время попрощаться с Паровозиком, помашем ему рукой и будем ждать его в гости снова.
Дети провожают паровозик.
Учитель: Смотрите-ка, Домовенок уже ждет нас. Скорее давайте расскажем ему о наших приключениях.


Коррекционно – развивающая программа
для учащихся младшего школьного возраста
общеобразовательного учреждения
(с задержкой психического развития)
Пояснительная записка
Младший школьный возраст – наиболее ответственный этап школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

Программа рассчитана на учебный год и представляет серию регулярно проходящих встреч.
Продолжительность одного занятия в подгруппе учащихся 20 минут. Частота занятий - 1 раз в неделю.
ПРОГРАММА ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ:
1 ЭТАП: Диагностический. Определение первичного уровня развития.
В диагностический этап входят обследования, в ходе которого собираются сведения о каждом (см. Карту психологического обследования). Полученная информация помогает наметить направления коррекционно-развивающей работы. На основе данной информации составляется характеристика на каждого ребенка, которая определяет направление коррекционной работы.
2 ЭТАП: Коррекционный:
Задания направлены на развитие основных психических функций (внимания, памяти, мыслительных операций, восприятия), развитие устной речи, коррекцию и развитие мелкой моторики.
+ к концу первого полугодия проводится промежуточная диагностика
3 ЭТАП: Диагностический
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов.
Программа рассчитана на 34 занятия
ЦЕЛЬ: На основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе.
Задачи учебного курса состоят в коррекции следующих психических процессов:
Внимание;
Память;
Умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал;
Пространственное представление и воображение;
Способность предвидеть результаты своих действий;
Способность выполнять элементарные поделки
Коррекция мелкой моторики руки.
Учить выделять главное в тексте.
Название раздела, тематика занятий Количество
часов
1-2 Входная диагностика 2
Развитие внимания 7
3-4 Найди отличия 2
5 Найди пару 1
6 Найди нелепицы 1
7 Найди вырезанные рисунки и раскрась их 1
8 Дорисуй то, что не успел художник 1
9 Лабиринт 1
Развитие мышления 7
10 Раскрась и подсчитай 1
11 Какие цифры спрятаны 1
12 Дидактическая игра «Собираем ёлочку» 1
13 Зашифрованные слова 1
14 Упражнение «Составь рассказ» 1
15 Что сначала, что потом 1
16 Расшифруй поговорку 1
17-18 Промежуточная диагностика 2
Развитие памяти 5
19 Запомни рисунок и нарисуй его по памяти 1
20 Запомни пары картинок 1
21 Запомни ряд слов 1
22 Запомни рисунок и раскрась то, что изменилось 1
23 Учим стихотворение 1
Развитие мелкой моторики 6
24 Раскрась картинку 1
25 Графический диктант по образцу 1
26 Упражнение "нарисуй одной рукой" 1
27-28 Дорисуй, чтоб получилась картинка 2
29 Дорисуй, что не хватает 1
Развитие пространственного восприятия 3
30 Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов) 1
31 Пространственная ориентировка на поверхности парты 1
32 Подсчитай, из скольки кубиков состоит фигура 1
33-34 Итоговая диагностика 2
Занятие 1

Слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, Цветок, кастрюля, воробей.Зрительная: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, орех, сковорода, утка, молния.Моторно-слуховая: Поезд, вишня, тетрадь, осень, люстра, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.
Анализ результатов



ТекстСтары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

Методика изучения восприятия
Прочитай предложение и запиши получившуюся фразу (слова): ЗимоЙМЕдвеДЬвПадаЕт вспЯч кУ.

Занятие 2

Установить последовательность в деформированных текстах.
Ребенку предлагают текст с нарушенной логикой изложения. Прочитав текст, он должен воспроизвести текст в нужном порядке.
Примерные тексты
Конфетка
Маша выбрала в вазочке конфетку. С удовольствием съела ее. Потом развернула конфетный фантик и достала конфетку.
Утром
Саша встал, умылся, почистил зубы, позавтракал. Потом он пошел в детский сад. Саша проснулся.

«Найди лишнее»
Вычеркните лишнее
Гусь, утка, курица, петух, рыба.Морковь, огурец, картофель, конфеты, капуста.Ложка, хлеб, тарелка, вилка, нож.Солнце, луна, ветер, звезда, планета.Тюльпан, гвоздика, ромашка, арбуз, роза.Катя, пальто, юбка, кофта, платье.Кукла, мячик, карандаш, мишка, машинка.Волк, овца, коза, собака, лошадь.Грузовик, самолет, троллейбус, поезд, велосипед.Весна, лето, осень, мороз, зима.

Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним словом, например:Брюки, платье... - одежда. Придумай название к каждой паре»:a) Метла, лопата...б) Окунь, карась... в) Лето, зима... г) Огурец, помидор... д) Сирень, шиповник. е) Шкаф, диван... ж) День, ночь... з) Слон, муравей... и) Июнь, июль... к) Дерево, цветок...Занятие 3-4
Найди отличия

Занятие 5
Найди пару
Подберите пару:
сыр слабый
свет свежий
салат сырой
салфетка спелыесосиски солёныйсельдь солнечныйсливы способныйстудент смелый
сестра счастливыйслесарь сухой
сорочка строгий
Занятие 6
Найди нелепицы

Занятие 7
Найди вырезанные рисунки и раскрась их

Занятие 8
Дорисуй то, что не успел художник

Занятие 9
Лабиринт

Занятие 10
Раскрась и подсчитай

Занятие 11
Какие цифры спрятаны
раскрась каждую цифру разным цветом
Занятие 12
Дидактическая игра «Собираем ёлочку»

Занятие 13
Зашифрованные слова
Задание: из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово:
––АВТОМОБИЛЬ, ТОРМОЗ.––КОЛОС, РОТА, ВАЗА.––МОЛОКО, НЕРЕСТ, ТАРАКАН.––КОРА, ЛОТО, БОКСЁР.––БАРАН, РАНА, БАНЩИК
Задание: из каждого слова взять вторые слоги, составить новое слово:
––СОЛОВЕЙ, КОТОРОСЛЬ.––ЗМЕЯ, РАМА.––ПУГОВИЦА, МОЛОТОК, ЛАВА.––УКОР, БУЗИНА, ТИНА.––ПОВОРОТ, ПОРОША, КАНАВА
Задание: из каждого слова взять последний слог, составить новое слово:
––МЕБЕЛЬ, РУЖЬЁ–– СОЛОМКА, ПОРА, МЕЛЬ.– ЛИСА, БЕЛЬМО, БУКЛЕТ.– ПУЛОВЕР, ПАЛЬТО, БИЛЕТ.– МОЛОКО, РЕЛЕ, ЛАССО.– СМОЛА, СЛЕЗА, БЕРЕТ
Занятие 14
Упражнение «СОСТАВЬ РАССКАЗ».
Прочитай части рассказа. Составь из этих частей рассказ. Последовательность обозначь цифрами. Подбери название рассказа.
Ребята наловили рыбу и приготовили уху. Небо было усыпано звездами, а из леса до нас доносилась соловьиная трель. Там было тепло и уютно. Однажды мы пошли в поход. Уха была очень вкусная. Ночью мы спали в палатках. Вечером на опушке леса мы сделали привал. Поставили палатку и, разожгли костер.
Занятие 15
Что сначала, что потом

Занятие 16
Расшифруй поговорку.
Используя шифр, необходимо расшифровать поговорку. Какие поговорки и пословицы об учебе ты ещё знаешь?

Занятие 17
Промежуточная диагностика
Изучение ведущего типа памяти
Слух:. дирижабль, лапа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листокЗрительная: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак.Моторно-слуховая: муравей, бревно, дом, ребёнок, палец, тигр, блоха, таракан, звезда, цветокАнализ результатов
Нормальным объемом непосредственной памяти следует считать запоминание 5-9 слов. Если в каком-либо опыте испытуемый запомнил 10 слов, значит он использовал какую-то систему средств о которой желательно узнать из самоотчета и наблюдений.
Методика изучения уровня внимания
Инструкция к тесту «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой». Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее). Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.
ТекстЭто было давно, ле сорок назад. Осенью явозвращался с рыбылки и увидел птцу. Она услышала меня, притаиласьвтраве и бросилас бехать, неуклюже заваливаясь набок. Я взял птицу и, слепой от погони, в охотначьей страсти, захлестнул её сырм удилищем.
Обработка и интерпретация результатов теста
Подсчитывается количество пропущенных ошибок: 0-2 – высший уровень внимания, 3-4 – средний уровень внимания, более 5 – низкий уровень внимания.
Методика изучения восприятия
Прочитай предложение и запиши получившуюся фразу (слова):зАЙк убРоСИлаХоз яЙкапоДд ОждЁМоСтАЛсяЗ аЙкА.
Методика изучения воображения

Занятие 18
Промежуточная диагностика
Методика исследования логического мышления
Продолжи предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркни его.
1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица)
2. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень)
3. В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев)
4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март)
5. Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда)
6.Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник)
7. Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София)
Исследование способностей исключение лишнего
«Найди лишнее»
Вычеркните лишнее
апельсин, капуста, яблоко, лимон;
гусь, осел, курица, индюк;
стеклянный, деревянный, хрупкий
вторник, зима, среда, четверг;
трамвай, метро, троллейбус, самосвал;
море, морщины, морской, моряк.
Исследование способностей обобщения
Назови каждую группу слов одним словом:
Вера, Надежда, Любовь, Елена - …
а, б, в, с, н - …
стол, диван, кресло, стул - …
понедельник, воскресенье, среда, четверг - …
январь, март, май, июль - …
Москва, Баку, Кишинев, Минск - …
чашка, блюдце, стакан, кастрюля - …
морковь, свекла, лук, картофель - …
Занятие 19
Запомни рисунок и нарисуй его по памяти
Занятие 20
Запомни пары картинок

Занятие 21
Запомни ряд слов
Мяч, Кухня, Дождь, Груша, Самовар, Цветок, Карандаш, Воздух, Рыба
Занятие 22
Запомни рисунок и раскрась то, что изменилось

Занятие 23
Учим стихотворение
Ежик
Ежик топал-топал в гору.
Дело двигалось нескоро.
Притомился, рассердился,
Сел на кочку, удивился:
«До чего ж коротки лапки!
Словно пуговки на шапке.
Не дают подняться вверх,
Чтобы стать быстрее всех!»
Еж вздохнул, потом пригнулся,
И в колючий шар свернулся,
В легкий мячик обратился
Вниз с пригорка покатился,
Он ведь шел так долго вверх,
Чтобы стать быстрее всех.
Занятие 24
Раскрась картинку

Занятие 25
Графический диктант по образцу
1 клетка вверх, 6 клеток вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 3 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 4 клетки вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 2 клетки влево,1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево,1 клетка вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево,2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 1 клетка влево.

Занятие 26
Упражнение "НАРИСУЙ ОДНОЙ РУКОЙ"
Инструкция: Нарисуй точно такую же картинку.

Занятие 27
Дорисуй, чтоб получилась картинка

Занятие 28
Аппликация из рваной бумаги

Занятие 29
Дорисуй, что не хватает

Занятие 30
Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов)
Игра «Укрась ёлку». У каждого ребёнка на листе нарисована ёлка, но все шарики на ней белые. Дети раскрашивают шарики по инструкции воспитателя.

Занятие 31
Пространственная ориентировка на поверхности парты
Геометрический диктант. Например: положи в левый верхний угол 1 синий квадрат, в верхний правый угол 2 красных треугольника, в середину листа 3 голубых круга, в левый нижний угол 1 зелёный прямоугольник, в правый нижний угол жёлтую звёздочку.
Занятие 32
Подсчитай, из скольки кубиков состоит фигура

Занятие 33
Итоговая диагностика
Изучение ведущего типа памяти
Слух: машина, ваза, береза, книга, цветок, машина, голубь, ракета, капуста, мирЗрительная: карандаш, солнце, самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, книга, рукаМоторно-слуховая: снег, аптека, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, утка, домАнализ результатов
Нормальным объемом непосредственной памяти следует считать запоминание 5-9 слов. Если в каком-либо опыте испытуемый запомнил 10 слов, значит он использовал какую-то систему средств о которой желательно узнать из самоотчета и наблюдений.
Методика изучения уровня внимания
Инструкция к тесту «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой». Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее). Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.
Текст
Юра жил в большой и дружной семе. Все в этой семье рабютали. Только один Юра не работал. Ему всего пятьлет было.
Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймале и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.
Сварила бабука уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:
- От того наша ух вкусная, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирная да наваристая, что ершище жирнее сома.
А Юра хоть и маленкий был, а понимал, что взрослые шутят. Велик линавар от крохотного ершишки? Но он всё равно радвался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была иего маленькая рбка.
Обработка и интерпретация результатов теста
Подсчитывается количество пропущенных ошибок: 0-2 – высший уровень внимания, 3-4 – средний уровень внимания, более 5 – низкий уровень внимания.
Методика изучения восприятия
Прочитай предложение и запиши получившуюся фразу (слова):
Методика изучения воображения
На что похож предмет. Дорисуй

Занятие 34
Итоговая диагностика
Методика исследования логического мышления
Инструкция: «Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение».а) У сапога есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).б) В теплых краях обитает... (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень),в) В году... (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.г) Месяц зимы... (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).д) Самая большая птица... (ворона, страус, сокол, воробей, орел, сова).в) Розы - это... (фрукты, овощи, цветы, дерево).ж) Сова всегда спит... (ночью, утром, днем, вечером),з) Вода всегда... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная). и) У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень). к) Город России... (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).
Исследование способностей исключение лишнего
«Найди лишнее»
Вычеркните лишнее
Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. Река, озеро, море, мост, болото. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк. Число, деление, вычитание, сложение, умножение. понедельник, январь, воскресенье, среда, четверг
Исследование способностей обобщения
Каким общим словом можно назвать следующие слова:
хлеб, масло, каша, молоко
тарелка, ваза, чашка
собака, кошка, корова, курица
автобус, самолет, поезд, корабль, машина
мухомор, подосиновик, белый
помидор, капуста, морковь
носки, шорты, кофта, джинсы

Методика проведения коррекционного занятия с умственно-отсталыми детьми (ИН) в условиях коррекционной школы-интернат.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Умственно отсталые дети способны к развитию, хотя оно осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас резкими отклонениями, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу.

Цель воспитательной работы — социализация воспитанников. Главная (общая) задача - максимальная коррекция недостатков.

Содержание коррекционно-воспитательной работы заключается в следующем:

1. Коррекция основных психических процессов (мышление, речь, восприятие, память, внимание, воображение) в процессе воспитания происходит в первую очередь, через коррекционные занятия, а потом уже через другие виды деятельности (творческая, трудовая и т.д.), которые направлены на исправление дефектов развития, социальную адаптацию в условиях современного общества.

2. Коррекция и развитие коммуникативных навыков учащихся: формирование адекватной самооценки своих возможностей, навыков межличностного общения.

3. Развитие и оптимизация межполушарного взаимодействия, произвольности, повышение регулирующей роли интеллекта в поведении воспитанников и самоконтроля.

Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова утверждают, что КОРРЕКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ связана с закреплением позитивных качеств личности и коллектива, преодолением негативных явлений. Конкретные результаты развития и саморазвития коллектива и личности представляются как определённые новообразования в детском коллективе и отражают сформированность качеств личности, ее способностей, потребностей, мотивов, убеждений, чувств, овладение определенными знаниями, умениями, навыками.

Исходя из вышеизложенного, разработана структура коррекционного занятия, которая оптимальна для условий коррекционной школы - интернат и позволяет максимально эффективно выстроить занятие, без переутомления воспитанника.

СТРУКТУРА КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ

Направление: «______________ »

Тема:

Цель: существительное

Задачи: глагол

Коррекционно - образовательная.

Коррекционно - развивающая.

Коррекционно - воспитательная.

Планируемый результат:

Оформление.

Словарные слова.

Оборудование.

Ход занятия.

Ритуал начала занятия (психологический настрой на занятие направлен на организацию детей, подравнивание эмоционального состояния для того, чтобы они смогли работать в группе, на сосредоточение внимания на личности воспитателя.)

Введение в тему (упражнения для включения детей в занятие или вызвать интерес детей к материалу данного занятия).

Коррекционно-развивающий блок (работа по основной теме). Проводится в соответствии с поставленными целью и задачами коррекционно-педагогической работы и предполагает получение, отработку, формирование определенных знаний, умений и навыков, развитие определенных психических функций и т.п. Основная часть включает задания, упражнения, игры, содержание которых направлено на реализацию программного содержания, т.е. поставленных задач. Количество заданий, упражнений и игр зависит от сложности, возраста детей, их возможности, длительности занятия и др.

Физ. минутки.

Итог занятия (является обобщающей частью занятия). Предполагает формулирование выводов по проведенному занятию, контроль (самоконтроль), оценку (самооценку) участников занятия. В связи с этим, в заключительной части, предусматриваются вопросы задания, направленные на обобщение материала.

Ритуал окончания занятия (окончание занятия). Это завершение деятельности, но не общения. Поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие закончено, с другой стороны, показать, что дети готовы к общению в группе. Ритуал может быть одним и тем же, а может быть тематическим.

Рефлексия (самоанализ деятельности и её результатов).

Необходимо ответственно подойти к формулированию цели и задач. Понятно, что цель - это основа, отражающая содержание всего коррекционного занятия. Цель формулируется как существительное и предполагает такое начало:

Знакомство…

Продолжение знакомства…

Ознакомление…

Привитие…

Формирование умения, навыка….

Закрепление…

Не менее ответственно необходимо отнестись к формулированию задач, поскольку они раскрывают цель и отражают содержание определенных блоков коррекционного занятия. Задачи формулируются как глагол.

Отдельно коррекционную задачу можно не выделять. Задачи уже являются коррекционными, поскольку на протяжении всего занятия происходит коррекция тех или иных недостатков (дефектов).

При формулировании задач важно хорошо понимать, что необходимо развивать, воспитывать, формировать и т.д. Например, ни в коем случае нельзя ставить задачей - коррекция познавательных процессов, или речи, памяти, мышления, внимания и т.д.

Почему? ( вопрос к аудитории).

В течение времени коррекционного занятия (20-30 минут) невозможно охватить развитие и коррекцию всех психических процессов. Такое фактически невозможно.

Например, воспитатель должен хорошо знать, что такое мышление, особенности мышления умственно - отсталого ребенка, что именно на конкретном занятии (цикле занятий) ему необходимо корригировать и развивать.

Вопрос к аудитории - виды мышления, наиболее нарушенный и сохранный вид мышления.

Напоминаю, мышление неразрывно связано с языком, оно осуществляется в речевой форме. Речь является средством мышления, орудием общения между людьми, способом передачи мыслей, чувств от одного человека к другому. Наиболее нарушенным является словесно-логическое мышление, а наиболее сохранным — наглядно-действенное.

Так, например, необходимо заложить полноценную основу наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. В процессе развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления создаются условия для становления воссоздающего воображения (у ребенка появляется возможность мысленно воспроизвести наглядную ситуацию на основе слова).

Такой подход относится ко всем остальным психическим процессам.

Предлагаю вашему вниманию примерный перечень коррекционных задач.

МЫШЛЕНИЕ.

1. Развивать кругозор и наблюдательность.

2. Развивать умение обобщать объекты, выделять в них главное.

3. Развивать гибкость и быстроту мышления.

4. Развивать логическое мышление, умение мыслить последовательно, и замечать непоследовательность в суждениях.

5. Обучать узнаванию объекта на основе описания отдельных признаков.

6. Научить детей находить причину событий.

7. Развивать умение устанавливать закономерности.

8. Развивать умение мыслить последовательно.

9. Развивать умение сравнивать…

10. Стимулировать словесную регуляцию и наглядно-образное мышление при выполнении физических упражнений.

РЕЧЬ.

1. Развитие инициативной речи.

2. Развитие связной речи, как средства общения.

3. Развитие связной речи.

4. Развитие умения четко проговаривать каждое слово.

5. Проводить работу по очищению словаря от искажённых, просторечных и жаргонных слов.

6. Обогащать словарный запас и развивать практическое умение пользоваться им.

7. Научить слушать и понимать вопросы, самому задавать вопросы.

8. Научить детей правильно задавать вопросы.

9. Формировать умение воспроизводить по памяти подробности виденного.

10.Формировать умение конструировать предложения со словами прочитанного текста.

ВНИМАНИЕ

Содействовать развитию концентрации, распределению и устойчивости внимания.

Способствовать развитию активного внимания.

Способствовать развитию слухового внимания (проверка умения слушать и выполнять указания взрослого).

Формировать навык самоконтроля в процессе планирования деятельности.

Формировать навык самоконтроля, умения выполнять задания по образцу.

Развитие произвольного внимания в процессе игры.

Формировать навык у детей поэтапной проверке работы…

Воспитание и формирование у детей таких качеств личности как, настойчивость, самостоятельность, дисциплинированность ….

ВОСПРИЯТИЕ

Развивать наблюдательность, избирательность и целостность зрительного и слухового восприятия.

Способствовать осознанию детьми своих эмоций, чувств.

Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей.

Формировать умение понимать эмоции других людей.

Воспитывать чувство эмпатии и содействовать созданию эмоционально-положительного фона общения в детском коллективе.

Научить ребенка воспринимать себя как личность, осознавать собственные возможности.

Сформировать у детей умение сочувствовать другим.

Сформировать умение конструктивно реагировать на разочарование и неудачи, самостоятельно принимать решения.

Сформировать у детей умение ориентироваться в общественной жизни и уметь общаться с другими детьми.

Обогащать чувственный познавательный опыт (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи).

ПАМЯТЬ.

Научить пользоваться сравнением в процессе запоминания…

Формировать умение находить сходство и различие между объектами.

Развивать умение сознательно и целенаправленно запоминать существенные сведения и факты (выделение существенного).

Формировать умение расчленять материал на отдельные смысловые части, осмысливать каждую из них и устанавливать между ними логические связи и отношения.

Развивать интерес и положительное отношение к материалу в процессе усвоения и запоминания.

Побуждать к самостоятельной и активной работе.

Формировать целенаправленную деятельность в процессе выполнения практического и игрового задания.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!