Занятие постановка звука ль. Эффективный и простой способ постановки звука

Постановка звука [л]

Положение органов артикуляционного аппарата
при правильном произнесении звука [л]

При произношении звука [л] губы принимают положение последующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами 2—4 мм. Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов (но может занимать и более нижнее положение). Между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель для прохода воздушной струи. Корневая часть языка поднята и оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность.

Создание слухового образа звука

Игровые приемы

— Послушай, как звучит сирена пожарной машины. Милицейская машина подает такой сигнал.

Произносится многократно звук [л].

Формирование зрительного образа звука (л]

Показ артикуляции звука. Показ артикуляционного профиля. Уточнение положения губ, зубов и языка. Описание положения органов артикуляции.

Формирование ощущения положения органов артикуляции

Формирование кинестетического образа звука

Предложить ребенку поднести ладонь ко рту логопеда и ощутить теплую воздушную струю сбоку рта. Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Пальцы правой руки плотно сжать и придать им форму «ковшика» — это наш язычок. Слегка согнуть пальцы левой руки (это как будто наш ротик), затем прикоснуться пальцами правой руки (это как будто наш язычок) к месту соединения пальцев с правой ладонью. Обратить внимание на зазор между ладонями. Эти щелочки с обеих сторон нужны для выхода воздушной струи.

Использование игрушек (обезьянка или какая-либо другая).

— Посмотри, как обезьянка поднимает язычок за верхние зубы.

Постановка звука [л] по М.Е. Хватцеву (1959)

Широко открыть рот. Установить суженный кончик языка («жало») к шейкам верхних зубов, тянуть звук [а] громко и нараспев. Одновременно на фоне [а] поднимается и опускается кончик языка, касаясь верхних резцов, а затем верхней десны по несколько раз на один выдох.

Постановка звука [л] по Р.Е. Левиной (1965)

1. Зажать кончик языка между зубами и, не меняя положения языка, протяжно произнести звук [а] или [ы]. Логопед артикулирует перед зеркалом без голоса. При этом положении речевых органов может получиться протяжный звук [л].

2. То же упражнение полезно проделать сначала шепотом с усиленным выдохом, обращая внимание на струю воздуха, выходящую по бокам рта. В случае затруднения предложить ребенку зажать зубами широко просунутый между ними язык и выдыхать воздух таким образом, чтобы раздувались щеки. Добившись цели, следует включить голос. Сначала слышится звук [л] с примесью шума, который в ходе дальнейшей работы постепенно исчезает.

3. Полученная правильная артикуляция звука [л] закрепляется в слогах с гласным [а], сначала в закрытом слоге (ал ), затем между гласными (алла ) и, наконец, в открытом слоге (ла ). Далее включаются слоги с гласными [ы], [о], [у] (алы, ало, алу, лы, ло, лу и т. д.).

4. В случае затруднения в образовании боковых щелей следует использовать зонд или круглую пластмассовую палочку, которые укладываются поперек языка. Ребенку предлагается поднять кончик языка к верхним зубам и произносить звук [ы]. Таким образом может получиться протяжный звук [л]. При этом выдыхаемый воздух устремляется в проходы между боковыми краями языка и верхними коренными зубами, образуемые с помощью зонда или палочки.

Постановка звука [л] по О.В. Правдиной (1973)

1. Тянуть звук [а] и в это время выдвигать язык между зубами, а затем прикусить его посередине.

2. При смягчении звука [л] дать возможность почувствовать напряжение в области плечевого пояса и шеи. Для этого нужно нагнуть голову вперед и в этом положении тянуть звук [л] на возможно низком тоне.

Постановка звука [л] по А.Д. Филипповой, Н.Д. Шуравиной (1967)

1. Ребенку предлагается просунуть кончик языка между зубами, слегка прикусив его. Затем протяжно произнести гласные звуки [у] или [ы]. В результате получается звук, близкий к правильному звучанию звука [л]. Затем к этому звуку присоединятся гласные: л-а, л-ы и т. д.

2. При мягком произношении звука [л] можно использовать следующий прием: поставить большой палец между подбородком и гортанью (в подбородочную ямочку), произвести легкий нажим и произнести звук [л].

3. Соединить пальцы в замок и надавливать ими на подбородок.

4. Если [л] произносится с участием губ, то движение губ следует задерживать пальцами.

Постановка звука [л] по А.И. Богомоловой (1979)

Губы округлить (придать овальную форму). Зубы разомкнуть на расстоянии 1,5 пальцев. Язык установить в положении «чашечки», не меняя положения, ввести его в рот и загнутым кончиком прикоснуться к альвеолам.

Постановка звука [л] по Л.С. Волковой (1989)

Образец произнесения показывает логопед. Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом [ы] произносится кратко с напряжением органов артикуляции. После того как ребенок усвоит нужное произнесение, логопед просит произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент слышится сочетание ла. При выполнении задания следить за тем, чтобы кончик языка оставался между зубами. Следует привлечь слуховое внимание к тому звуку, который получился в момент его постановки.

Закрепление слухового образа звука [л] в изолированном звучании

Игровые задания: «Гудок парохода», «Сирена милицейской машины», «Гул самолета».

Ещё по данной теме:

Логопеды считают, что звук [Л] – один из последних звуков, который учиться выговаривать дошкольник. На постановку этого звука ребенку иногда уходит целый год, поэтому заняться корректировкой согласного [Л] нужно сразу, как только замечено искажение в речи ребенка.

Чтобы убедиться, что требуются логопедические занятия, нужно сначала проверить, насколько правильно или неправильно ребенок произносит звук, степень искаженности произношения.

Правильное произношение [Л] и мягкого [Л’] характеризуется:

Проверяется произношение следующими упражнениями:


Вариантов неправильного произношения мягкого [Л’] и твердого [Л] несколько:

  • двугубное произношение: [Л] заменяется ребенком на [У] или другую гласную букву (вместо лошадка слышится «уашадка», вместо лопатка – «ыпатка»);
  • в глаголах часто слышится сочетание [УВА] (пила – «пиува»);
  • носовое произношение характеризуется – неправильным подъемом языка, при этом поток воздуха уходит в нос (локоть — «нгокоть»);
  • замена звука «Л» другими — «Ф», «В», «Д» (локоть – «фокоть», лошадка – «дошадка»);
  • межзубное произношение – кончик языка попадает в пространство между зубами, получается свистящий (луна – сссуна»);
  • трудный звук просто пропускается (лук — «ук», луна — «уна»);
  • если малыш выговаривает «Р», то он может подставлять ее вместо «Л» (луна – «руна»).

Причины отсутствия правильного «Л»

Факторами, которые провоцируют неправильное произношение звука [Л] могут быть следующие моменты:

  • неправильное речевое дыхание;
  • проблема в речевом слухе;
  • плохое развитие артикуляционного аппарата, слабость мышц языка;
  • индивидуальное строение уздечки.

Неправильное речевое дыхание можно охарактеризовать следующим образом:

  • у ребенка небольшой объем легких;
  • ослабленная дыхательная мускулатура (малыш не может говорить громко);
  • выдыхаемый воздух выходит рывками или весь сразу (в результате чего ребенок не может выговорить окончание предложения);
  • неправильное, неумелое распределение выдыхаемого воздуха (я с братиком иг… – вдох – раю);
  • торопливое произношение – захлёбывание.

Постановка звука [Л] ребенку поэтапно начинается с дыхательной гимнастики.

Следует научить ребенка удерживать игрушку: малышу, лежащему на ковре, предлагается вдохнуть – задержать дыхание (удержать мяч) – выдохнуть.


  • предлагается пропеть гласный звук (о, а, ы, у, е), затем к нему добавляется согласный [Л] — (ла, ло, лу, лы, ле);
  • подражание различным звукам.

Плохое развитие слуха можно устранить следующими путями:

  • созданием слухового образа звука

Поможет прослушивание звучания механизмов и природных явлений. Родителю трудно правильно имитировать разные звуки, поэтому можно открыть сайт «Звук пожарной машины» и предложить ребенку прослушать звук мотоцикла, поезда, машины, двигателя, сирены, разбитого стекла, песенку дождя, ультразвук. Ребенок со временем начнет повторять данные звуки.

  • многократное произношение слов со звуком [Л]

ле – лед, ледокол, ледоход; ло: лопата, Лондон, лопух; ла: ласточка, лавка, ладонь; лы: лыжи, лыжня, вилы; лу: лужи, луга, лужайка.

  • плохое развитие артикуляционного аппарата,

О слабом развитии артикуляционного аппарата делает вывод логопед, который в игровой форме показывает дошкольнику, как произносится звук. Задания будут следующими:

  • соединить пальцы «ковшиком», которые имитируют язычок;
  • пальцы второй руки также сжимаются, напоминая рот;
  • предлагается сжимать и разжимать кулак – поднимается язычок, открывается и закрывается ротик;
  • подуть в кулачки, понаблюдать, как будет колыхаться подставленная узкая полоска бумажки
  • индивидуальное строение уздечки

Иногда «смазанность» речи возникает вследствие индивидуального строения уздечки. Мышечная связка под языком короткая, что ограничивает подъем языка вверх. правильно выговаривать звуки ребенок не может. В таком случае логопед подбирает комплекс артикуляционной гимнастики, заключающийся в растягивании подъязычной связки.

Одно из упражнений, направленных по подъему языка вверх – «Качели»:

  • положить язык за зубы, удерживая его в таком положении несколько минут,
  • поднять его вверх к верхним зубам и зафиксировать его;
  • «качать» язычок, постепенно убыстряя темп.

Можно предложить дошкольнику произносить быстро слоги с звуком [Л], в которые входят различные гласные.

Неплохой эффект дает упражнение «Как «болбочет» индюк»:

  • положить язык на губу и водить им (он не должен отрываться);
  • говорить «бл-бл», постепенно убыстряя темп.

Артикуляционная гимнастика

Постановка звука [Л] ребенку поэтапно подразумевает проведение артикуляционной гимнастики:

  • Упражнения для разминки
  1. Простейшими заданием для разминки является «цоканье» языком, как цокают копыта лошадки. В результате разминается язык, поднимаясь к верхнему небу.
  2. Задание «Парус» способствует укреплению мышц языка. Язык поднят и стоит ровно, как парус. так он удерживается сначала 10 секунд, постепенно время стойки увеличивается еще на десять секунд. Минимальное время для выполнения упражнения – 40 секунд.
  • Упражнения постановки от звука [Ы]

В игре «Пароход» ребенок улыбается, язык у зубов. Малыш прикусывает язычок, чтобы он лежал спокойно и говорит «ы-ы-ы», который переходит в «л-л-л». Можно попробовать выполнить постановку от разных гласных [А], [У], [Ы].

  • Упражнения постановки от звука [Л´]

[Л´] произносить легче, чем твердый [Л]. Такое смягчение допустимо, ведь ребенок избегает сильного напряжения в мышцах губ. Если этот процесс долго не проходит, то можно применит маленькую хитрость: предложить малышу при произношении слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ стараться дотронуться языком до верхней губы.

  • Упражнения постановки от звука [А]

Данный вариант выполняется в несколько периодов, но заострять внимание ребенка на поэтапном становлении трудного звука не стоит: дошкольник должен улыбнуться и, покусывая широкий язычок произнести звук [А] как можно протяжнее. Должно получиться «ал – ал». Далее нужно отрабатывать произношение «ала – ала» и только потом «ла –ла».

  • Упражнения постановки от звука от [В]

Необходимо научить ребенка тормозить движение нижней губы. Он должен ее опустить и задержать так 5 секунд, а затем поднять в верхним. Если ребенок не может выполнить задание под губу подставляется указательный палец, который поднимает и опускает нижнюю губу. При этом можно проговорить стихотворение: «Я на лавочке ловил мотыльков и бабочек. Все ловил, ловил, ловил. Раз – два – отпустил».

Постановка звука [ЛЬ]

Произношение мягкого звука — [Л’] немного отличается от произношения твёрдого [Л]. Поднимается не корень языка, а его средняя часть. С альвеолами соприкасается большая часть спинки языка.

Если язык ребенка плохо двигается, то помочь могут простейшие артикуляционные упражнения для губ:


Необходимо выполнять и упражнения для языка:

  • Я катаю орешек (перекатывать язык, упирая его в правую и левую щеку).
  • Паровоз гудит – долго тянуть звук [Ы] через раздвинутые губы тихо, громко, шепотом.

В комплекс последующих речевых упражнений входят следующие:

1) ребенок несколько раз четко и отрывисто произносит ЛЬ – Ль – Ль;

2) задания на произнесение слогов ля - ля, ле - ле, ли - ли (при произношении прикусывается язык, затем отпускается);

3) произнесение слогов с изменением ритма: 1 раз – 2 раза – 3 раза и наоборот:


4) к слогам подбираются слова и проговариваются по несколько раз:

  • ли – ли — ли - ливень — ле-ле-ле - лев;
  • ля – ля — ля - лягушка — ле-ле-ле - летопись;
  • лю – лю — лю — Люба — ле, ле-ле – лето;
  • лё – лё – лё — лед — ле, ле-ле – лента;

5) повтори слова в разном порядке: лебедь – лист – лев – лифт.

6) вспомни имена, которые начинаются с ЛЬ;

7) измени предложение:

  • У Леночки лента. – Это Леночкина лента.
  • У Лёни лейка. – Это Лёнина лейка.

8) Произнеси слова с обратными слогами:

  • аль – шаль, медаль;
  • ель – кисель, ельник;
  • оль – соль, моль;
  • яль – рояль, пяльцы;
  • уль – бульвар, бульдог.

Автоматизация звука [Л] в слогах

Постановка звука [Л] ребенку проводится поэтапно. Одним из важных этапов является упражнения по его автоматизации. Следует учитывать, что процесс этот длительный, поэтому звуковые игры нужно выполнять систематически до 5 минут в день.

Можно выбрать следующие упражнения:

1) песенка звука [Л]:

ребенок поет слоги, начинающиеся с «Л», подставляя различные гласные: «ла – ла — ла – ля – ля — ля»;

2) произношение [Л] в слогах:

  • можно просто произносить те же слоги, кончик языка следует прикусить;
  • произношение обратных слогов: «ал – ал; ил – ил; ол – ол»;
  • произношение интервокальных слогов: «ала – или – улу – оло –ылы»;
  • автоматизация [Л] в прямых и обратных слогах, подбираются слоги с несколькими согласными: «кло – гла – пля – фли – хлу – злю – слё — шла — бли — кле — агл – окл – алс — ухл – ашл – ибл – екл»;

3) автоматизация звука [Л] в разных позициях (ребенку будет интересней, если он станет называть слова по картинкам):


Попросите произнести поэтапно ребенка каждую картинку. Это поможет выработать правильную постановку звука Л

[ло]пух – В[ол]-га; [ла]ма – [ал]маз, [лу]к – [ю]ла, [лы]жи – вози[ли]; [ёл]ка – [чё]лка;

4) отработка произношения [Л] в конце слова:

возили – возил, писала — писал, качнуло – качнул.

Постепенно можно усложнять задания, переходить к упражнениям со словосочетаниями, с предложениями, состоящими из 3, 4 и более слов:

  • белое облако, шёлковое одеяло, голубые флоксы;
  • Ася грызла яблоко. Лукерья чистила луковицу.
  • Клава хлопала в ладошки. Влад мечтает быть пилотом.
  • У Володи в руках пластинка.
  • Клава взяла в руки иголку.

Количество слов в предложениях постепенно увеличивается.

Постановке произношения помогут чистоговорки, которые можно придумывать самому:


Необходимо заучивать с дошкольником пословицы и поговорки:

  • Зимой холодно, зверям голодно.
  • Соловей маленький, а голосок сладенький.

Мимическая гимнастика

Мимическая гимнастика – основа правильного произношения фонем. При систематических упражнениях ребенок тренирует весь артикуляционный аппарат, участвующий в произношении звуков. Логопедами разработано множество упражнений для этой цели. Неплохо, если взрослый подготовит к занятиям дидактический материал.

Показывая картинки, взрослый произносит, малыш повторяет за ним:


Можно усадить ребенка перед зеркалом и попросить его закрывать и открывать глаза: «Спи глазик, спи! Спите оба глаза. Пришло утро. Пора просыпаться». Дошкольнику показываются пиктограммы, на которых он видит смеющихся, плачущих людей. Ребенок пытается изобразить на лице тоже состояние. Интересны нестандартные упражнения с небольшим шариком, в который продет шнур.

С шариком можно выполнять следующие действия:

  • толкать языком;
  • ловить ртом без помощи рук,
  • брать в губы и выталкивать с силой;
  • перекатывать во рту, как бурундук орешки;
  • держа шарик во рту, рассказывать скороговорки.

Подходят для мимической гимнастики и упражнения с ложкой:

  • маленькую ложку, зажатую в кулак, толкать языком, стараясь поворачивать ее в разные стороны;
  • попеременно толкать вогнутую и выпуклую части ложки сквозь пальцы;
  • легонько похлопывать ложкой по языку.
  • прижать ложку к губам, сложенным трубочкой, и обвести ею овал губ;
  • зажав в руках по ложке, совершать ими круговые движения по щекам; улыбнувшись проделать то же самое;
  • набрать в язык, как в ложку, небольшое количество жидкости и двигать им в разные стороны так, чтобы вода не разливалась.

Дыхательная гимнастика. Постановка звука [Л] на вдохе

Постановка звука [Л] ребенку поэтапно проводится на вдохе, поэтому перед началом упражнений по развитию речи, нужно в течение нескольких минут проводить дыхательную гимнастику:

  • короткий вдох – одна секунда;
  • плавный длинный выдох – 3-5 секунд.

Можно предложить ребенку выполнить следующие упражнения, но обязательно с соблюдением правила вдох — выдох:


Постановка [Л] с механической помощью

Постановку звука [Л] трудно выполнить ребенку, проводить ее нужно поэтапно.

В таком случае могут помочь следующие задания:


Закрепляем произношение

Закрепить произношения звука [Л] могут помочь следующие упражнения:

  • Подобрать около 30 предложений, состоящих из трех –четырех слов. В каждом слове обязательно должен встречаться звук [Л]. Взрослый вместе с дошкольником произносит предложения, постепенно убыстряя темп:
  1. Лола вымыла полы.
  2. Всадник сидел на лошади с седлом.
  3. Лось стоял и вдруг упал.
  4. Павел сидел на стуле.
  5. Большая луна на небо всплыла.
  6. Лучше будем мы молчать, и работу подгонять.
  7. Буратино угостил Мальвину спелым яблоком.
  8. Лиса Алиса всех перехитрила.
  9. Волк охотился за булкой.
  10. Лиса – хитрая, волка – глупый, медведь – сильный.
  11. Леня вымыл бокалы.
  12. Муслим разговаривал с Люсей.
  13. Любе пришла посылка.
  14. Мальвина сидела на балконе и смотрела на луну.
  15. Сегодня полнолуние.
  16. Затмение Луны таинственно.
  17. Я взял альбом и пошел рисовать.

  • Малышу предлагается закончить фразу:
  1. У кота не красные сапожки, а мягкие (лапки).
  2. Сестренка рисует узор (нет, не красками, а лаком).
  3. Дети сели кушать кашу, не хватает (ложек).
  4. Лыжник встал (на лыжи).
  5. Подковали копыта (лошадке).
  6. Быстро бегают (нет, не козы, а газели).
  7. В доме светло, горит (лампа).
  8. Дождик прошел. Дети бегают (по лужам).
  • Неплохой эффект дает проговаривание чистоговорок:
  • ла-ла-ла: лампочка, лазурь, лай;
  • ло-ло-ло: Лола, волк, Володя:
  • ле-ле-ле: село, весло, лето;
  • лы-лы-лы: лыжи, лыжня, лыжник;
  • лу-лу-лу: луг, луна, луноход.
  • После того, как ребенок научился быстро произносить чистоговорки и скороговорки, можно переходить к изучению стихотворений для детей:

Десять маленьких бельчат

Вышли маму все встречать.

У дупла они сидели

И на солнышко глядели.

Упражнения для улучшения речевого слуха

Для развития речевого слуха логопеды используют следующие игры:

  • «Метели, метели, что вы напели?»

В этой игре дети говорят слова или предложения с разной силой голоса. Вариант игры – «дует ветер»

  • «Говори громко! Говори тихо!»

Ребенку показываются игрушки, если маленькие, он говорит тихо, большие – громко.

  • «Отгадай, кто говорит!»

Можно провести инсценирование сказки «Три медведя», в которой медведи говорят разными голосами (низким, высоким, обычный).

Воспитатель произносит разные звуки, ребенок должен угадать, где звучит сигнал – далеко или близко.

  • «Не пропусти!»

Взрослы показывает ребенку картинки, которые называет с ошибками. Играющий должен заметить ошибку и хлопнуть в ладоши. Во втором варианте игры в случае неправильного произношения малыш поднимает красный кружок.

  • лиса — риса, лето — вето, Лунтик — Фунтик, ролики — Толик, весла – тесла;
  • Лиса – тиса, киса, фиса, диса, Лиза.
  • «Слушай внимательно и выбирай».

Взрослый показывает картинку и называет ряд слов, среди которых нужно выбрать одно:

  • лук, люк, угол, уголь;
  • лист – флис, кис-кис.
  • «Что это?»

Воспитатель называет общее понятие. ребенок — слово, в котором есть звук [Л]:

  • фрукты: апельсины, ананасы;
  • животные – лиса, лось;
  • обувь – туфли;
  • деревья – слива.

Чтобы осуществить поэтапную постановку звука [Л] нужны систематические тренировки с простыми и сложными, музыкальными и простыми упражнениями, которые приучат ребенка к правильной артикуляции.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео о постановке звука Л

Артикуляционная гимнастика для звуков Л, Ль:

Постановка звука «Л» в логопедии - это один из этапов последовательной работы над его произношением. Как правило, к шести годам этот звук уже находится в числе освоенных и выговариваемых ребенком букв алфавита. Если к этому возрасту его произношение оставляет желать лучшего, целесообразно, чтобы процесс постановки происходил поэтапно у логопеда.

Как научить ребенка говорить букву «Л», как научиться выговаривать ее взрослому человеку, что собой представляет автоматизация звука «Л» рассказывает наша статья.

Правильная артикуляция звука «Л»

Чтобы «Л» звучал без искажений, органы речи должны находиться в следующей позиции:

  • Зубы не сжаты, между ними - небольшое расстояние.
  • Кончик языка - в тонусе, касается десен у верхних резцов, в середине и по бокам язык опущен, а у основания слегка приподнят.
  • Воздушная струя проходит между языком и щеками с обеих сторон.
  • Голосовые связки создают звучание голоса.

А теперь посмотрите на артикуляционный профиль звука «Л» и проверьте себя, ответив на вопросы:

Уклад речевых органов мягкого «Ль» отличается положением языка - его средняя часть ближе к верхнему небу.

Как произносится буква «Л», если есть речевые нарушения?

Виды искаженного произношения «Л»

Дефект речи с буквой «Л» называется ламбдацизмом. Он бывает 4 видов:

  1. Двугубный. Губы вытянуты в трубочку и получается «У» (листок - уисток, лопата - уапата).
  2. Носовой. Язык у основания соприкасается с мягким небом, воздух поступает в нос, создавая звук «НГ» (лапа - нгапа, лук - нгук).
  3. Межзубный. Такое положение языка придает звучанию шепелявость.
  4. Отсутствие «Л». Создается эффект проглатывания звука (лето - ето, лодка - одка).

Когда «Л» заменяется другими звуками, например, ребенок вместо «Л» говорит «В», то это - параламбдацизм.

Здесь тоже есть несколько вариантов замены:

  • на «Г» (ложка - гожка, положить - погожить);
  • на «В» (вилка - вивка, луна - вуна);
  • на «Й» (лыжи - йыжи, лампа - йампа);
  • на «Д» (колбаса - кадбаса, колобок - кодобок);
  • на «Ль» (мало - маля, клоп - клеп).

Вам интересно, как называется дефект, когда не выговариваешь «Л»? Это картавость. А людей, произносящих нечисто «Л», дразнят картавыми.

Причиной неправильного произношения «Л» могут быть слабые мышцы языка, который в артикуляции этого звука играет основную роль. Это также может быть неправильное анатомическое строение уздечки языка, которая не дает дотянуться до основания верхних зубов. А при неправильном фонематическом восприятии, если оно имеет место, воспроизвести «Л», как и любой другой звук, проблематично.

Как выглядит алгоритм работы со звуком «Л»?

Чтобы научиться правильно произносить букву «Л», надо последовательно пройти все этапы работы над ее звукопроизношением, не торопясь и не перескакивая с одной ступеньки на другую.

Только закрепив навык на одном этапе, можно переходить к следующему. Это значительно сократит время и даст устойчивый ожидаемый результат.

Как поставить звук «Л» у взрослого? Процесс коррекции ничем не отличается от того, что предусмотрено в логопедии для детей дошкольного возраста и школьников. Другой может быть форма - без игровых элементов, если это очень серьезный взрослый.

А теперь рассмотрим подробно, какие упражнения выполняются на индивидуальных и групповых занятиях каждой стадии коррекционного процесса.

Подготовительный этап

Ребенку объясняют, как выговаривать букву «Л», показывают, как она должна звучать. Для развития фонематического восприятия называют слова и просят определить ее на слух.

Затем выполняют дыхательную гимнастику для формирования целенаправленной воздушной струи.

Например, игра в настольный футбол с поролоновым мячиком или упражнение «Бегемотик», как на картинке.

На этом этапе должное внимание уделяется артикуляционной разминке.

Этап постановки звука

Для постановки звука «Л» применяют несколько способов:

Постановка звука «Л» по подражанию

На логопедическом занятии ребенку перед зеркалом демонстрируют, как расположить язычок, губы; каким образом через такую конструкцию проходит воздух; обращают его внимание на легкую вибрацию щек. Малыш повторяет за взрослым. Если возникают трудности, на помощь приходят игровые приемы с элементами звукоподражания, например, вой полицейской сирены «Лллл».

При этом способе постановки широко используют иллюстрированный материал, чтобы создать визуальный образ звука. Чтобы поставить звук и сформировать его кинестетический образ, малышу предлагают ощутить теплую воздушную струю на своей ладошке при звукопроизношении.

Постановка звука «Л» механическим способом

Этим методом постановки звука предусмотрено применение вспомогательных средств.

С помощью пальцев рук, а также шпателя, зонда, безопасных предметов домашнего обихода, если вы практикуете этот способ постановки в домашних условиях, речевые органы фиксируются в правильном положении.

Например, если положить поперек языка деревянную палочку, то создается необходимое пространство между боковыми сторонами языка и верхним рядом зубов для правильного направления воздушной струи.

При двугубном дефекте, когда губки самопроизвольно вытягиваются в трубочку, их придерживают пальцами в положении улыбки.

Постановка «Л» от других звуков

«Л» в твердом звучании можно успешно поставить через «Ы» следующим образом:

  1. Кончик языка прикусывается и протяжно тянется «Ы». При такой артикуляции должен зазвучать желаемый «Л».
  2. То же самое можно проделать несколько иначе. Язык до середины лежит между зубами, и воздух выдыхается так, чтобы двигались щеки. Сначала нужно проделать это беззвучно, а потом подключить голос. Услышится шумный «Л», который постепенно станет чистым.
  3. При отчетливом звучании язык перемещается за верхние зубы.

Постановку «Л» выполняют также от мягкого «Ль»: большой палец помещают в ямку под подбородком, слегка нажимают, рефлекторно получается твердый «Л». Такого же эффекта можно добиться, если тыльной стороной ладони подпереть подбородок снизу во время произнесения мягкого «Ль».

Для снятия излишнего напряжения во время постановки звука можно помассировать лицевые мышцы подушечками пальцев. А также пофыркать, как лошадка; пошлепать губами, как рыбка; изобразить усталость, выдохнув «уфф».

Артикуляционная гимнастика для звука «Л»

Комплекс артикуляционной гимнастики включает в себя веселые подражательные игры для язычка.

Благодаря им увеличивается его двигательная активность («Индюк»), отрабатывается нужное расположение («Парус»), повышается тонус («Качели»), улучшается эластичность подъязычной связки («Лошадка», «Гармошка»).

А вот и упражнения!

Автоматизация «Л»

Когда звук удалось поставить, его нужно вводить в свою повседневную речь.

Поэтому на этапе автоматизации происходит его закрепление сначала в изолированном звучании, затем в слогах и словах, потом в словосочетаниях и предложениях.

Каким образом? С помощью игровых упражнений, повторения слов, разучивания стихов, скороговорок, чистоговорок, загадок.

Картотека заданий для автоматизации «Л»

Научи самолетик правильно говорить букву «Л», повторяя слоги:

А сейчас - автоматизация звука «Л» в словах: назови предметы и подумай, где спрятался звук «Л», в начале слова, середине или, может быть, в конце?

Вот еще слова с «Л» для автоматизации звука - упражняйся:

Повтори словосочетания со звуком «Л» и попробуй составить из них предложения:

Давай поиграем! Это игровая дорожка, называй слова и двигайся сверху вниз к нашему «Л»:

А эта веселая улитка ждет тебя, чтобы ты отгадал все слова и добрался до «Л»:

Автоматизация звука «Л» в стихах - развлекательное занятие для дошкольников и взрослых.

Выучи стишок про букву «Л» и расскажи друзьям:

Повторяя чистоговорки на звук «Л», ты еще лучше научишься его произносить:

Подумай хорошенько и отгадай загадку про букву «Л» с первого, ну, или со второго, раза:

А вот задание потруднее. Попробуй выговорить и не запнуться:

Речевой материал для автоматизации «Л» в связной речи:

Для автоматизации звука «Л» составь рассказы на темы:

  • «Как мама мыла посуду», используя слова ложка, вилка, тарелка, кастрюля.
  • «В лесу» со словами лиса, ель, белка, волнушка, волк.

Этап дифференциации звука «Л»

На этапе дифференциации, когда проблемный звук получилось поставить и закрепить, его учат отличать от близких по звучанию. Что это значит? Видеть различия в артикуляции, в восприятии на слух, выявлять местоположение в составе слова.

Звук «Л» дифференцируют попарно с «Р», «В», «Ль» в изолированном произношении, а также в слогах, словах и предложениях.

Речевой материал по дифференциации звуков «Л» и «Р»

Как звучит «Л» и «Р» по отдельности?

Повтори слоги, где есть буквы «Л» и «Р»:

Назови слова и помоги обезьянке разложить продукты по разным коробкам:

Составь предложения:

Вставь правильно буквы в слова и прочти стихотворение:

Дифференциация звуков «Л» и «В»

Произнеси сначала «Л», а потом - «В». Повтори слоги с этими звуками:

Назови слова и сгруппируй их в трех колонках:

Прослушай или прочти предложения, постарайся произносить отчетливо буквы «Л» и «В»:

Повтори скороговорки:

Дифференциация звуков «Л» и «Ль»

Произнеси «Л» и «Ль», определи на слух их различие в звучании. Прочитай слоги с этими звуками:

Назови слова на картинке с твердым «Л» и мягким «Ль»:

Пословицы и чистоговорки помогут тебе сделать произношение четким:

Дисциплина и мотивация - гарантированный результат

В работе над звукопроизношением для успешного результата необходима дисциплина.

  • Чтобы не пропускать занятия, а заниматься систематически.
  • Чтобы настойчиво трудиться и выполнять задания поэтапно.
  • Чтобы следить за своим произношением в свободное от уроков время.

А еще важна мотивация. Научиться выговаривать непослушные звуки, чтобы общение приносило радость.

Поддержите своего малыша, уделяя время, проявляя терпение, побуждая к маленьким победам. Результатом станет не только правильная речь, но и лидерские качества характера.

Ведь вы этого хотите?

Поникаева Н.И., учитель-логопед МБДОУ «ЦРР д/с -«Солнышко» РМ, г.Ковылкино.

Предисловие

Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, предупреждая и исправляя различные нарушения, в том числе и звукопроизношение.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для исправления дефектов речевого развития. Особую важность приобретают проблемы своевременного выявления детей, имеющих отклонения в речевом развитии, коррекции этих нарушений и тем самым выравнивания речевого развития детей-логопатов до возрастной нормы.

Необходимо организовать специальные занятия по восполнению пробелов в развитии звуковой стороны речи, то есть по формированию правильного произношения звуков и развитию полноценных фонематических процессов путем дифференцированного и индивидуального подхода при обучении в рамках работы во время занятий и частично в свободное время.

На индивидуальных занятиях ведется работа по развитию артикуляционной моторики, постановка звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка.

Данный материал предназначен для работы с детьми, имеющими фонетические и фонетико-фонематические дефекты речи, и представляет методические разработки логопедических занятий по постановке и автоматизации звука [Л].

Нами была разработана система автоматизации звука [Л], так как это наиболее частая речевая патология. В работе мы предлагаем выдержки из системы коррекционных занятий.

Материал, предложенный в пособии, занимателен, доступен и рекомендуется как специалистам, так и родителям.

Постановка звука [Л]

Цель. Постановка звука [Л].

1.Коррекционно – обучающие:

Поставить звук [Л] методом постепенного создания артикуляционного уклада;

3. Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, вежливость, культуру поведения.

Оборудование. Зеркало, картинки для артикуляционной гимнастики, игрушки: мышка, пароход.

Ход занятия

1. Организационный момент

Сегодня мы с тобой научимся произносить один очень красивый, волшебный звук, это произойдет чуть позже, а сейчас ответь, ты любишь сказки? Ты хочешь, чтобы я рассказала тебе сказку о веселом язычке? Тогда смотри и слушай.

2. Подготовка к постановке звука [Л]

Жил-был на свете Язычок. Познакомься с ним. Он жил в своем домике. А ты знаешь, как называется домик у язычка? (Рот) Он был очень любопытный и часто выглядывал в окошко. Открыл окошко, закрыл, опять открыл, выглянул, посмотрел направо, затем посмотрел налево не идет ли кто? Посмотрел вверх, светит ли солнышко? Посмотрел вниз – нет ли луж?

Побежал Язычок на кухню, а там мама месит тесто. “Давай я тебе помогу” - сказал Язычок. Упражнение “Месим тесто”.

Замесили тесто, испекли блины. Упражнение “Блинчик”

Язычок поблагодарил маму за вкусный завтрак и побежал гулять. Во дворе возле дома стоит высокий забор. Упражнение “Забор”

Захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх-вниз! Упражнение “Качели”. Весело качаться с Язычком на качелях!

Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался Индюк. Упражнение “Индюк”

Испугался Язычок и убежал домой. Вдруг кто-то постучался. Кто там? Это я твой друг, мышонок. Давай играть. Догоняй меня. Упражнение “Поймай мышку”.

Поиграли в догонялки, а теперь давай в другую игру “Повтори за мной”.

Логопед просит воспроизвести ритмический рисунок.

Мышонок убежал к себе в норку. А язычку стало скучно и он отправился на полянку.

Затем он взял свою любимую игрушку пароход и стал с ней играть.

3.Развитие дыхания.

Упражнение “Пароходы”. (Развитие плавного длительного выдоха.) - А сейчас мы превратимся в пароходы. Мы отправляемся в путь. Дадим прощальный гудок. Улыбнись, набери носом воздух, и подуй на широкий кончик языка - ффф, щеки не раздувать.

4. Постановка звука [Л]

Губы в улыбку, зубы заборчиком, широкий кончик языка упирается в верхние зубы, произноси громко звук [Ы]. Получился новый звук, произнеси еще раз и послушай сам себя. Ты сегодня научился произносить новый звук. Скажи его еще раз.

5. Физминутка

Раз - присядка, два - прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть. (движение бедрами в стороны)

6. Задание на логику Игра “Четвертый лишний” (работа по картинкам).

Пароход, лодка, самолет, парусник.

Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.

Самолет, вертолет, велосипед, воздушный шар (как вид транспорта).

7. Развитие мелкой моторики пальцев рук

Задание: обведи по точкам и раскрась.

Что у тебя получилось? Пароход.

Как гудит пароход? (Л-Л-Л). Повторение артикуляции.

8. Итог занятия

Наша сказка подошла к концу.

Она тебе понравилась?

Что тебе запомнилось?

Какой звук ты сегодня учился произносить?

Постановка звука [Л]

Цель. Постановка звука [Л].

1.Коррекционно – обучающие:

Уточнить артикуляцию звука [Л], поставить данный звук и закрепить артикуляцию в изолированном произношении;

Учить точно и полно отвечать на вопросы;

2. Коррекционно – развивающие:

Развитие логического мышления, внимания, памяти;

Развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;

3. Воспитательные:

Оборудование. Зеркало, фотографии с артикуляционными упражнениями, изображение Лунтика, картинки в стихах о весёлом Язычке, сигнальные карточки, буква Л, памятка артикуляционного уклада звука [Л].

Ход занятия

1. Организационный момент

Сегодня к нам в гости на занятие пришёл герой из мультфильма.

Итак, у нас в гостях Лунтик (логопед вывешивает картинку на доску). Покажи мне букву с которой начинается имя Лунтик (выбирает из предложенных букв букву Л (логопед вывешивает букву рядом с картинкой Лунтика).

Правильно, это буква Л. Буква Л обозначает звук [Л] , который напоминает гул летящего самолёта Л-Л-Л.

2. Сообщение темы

Сегодня мы будем учиться произносить звук [Л] . Заодно и Лунтика научим произносить данный звук. Для этого необходимо, чтобы губы и язычок хорошо работали. За каждое правильно выполненное задание Лунтик будет вручать разные фигурки, которые ты должна будешь по порядку складывать на этот картон.

3. Артикуляционная гимнастика

А сейчас мы с тобой вспомним сказку о Весёлом Язычке и покажем её Лунтику перед зеркалом (на каждое упражнение логопед показывает картинку и фотографию с артикуляционным упражнением).

1. Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нём хозяин Язычок.

Он удобно в доме лёг.

2. Двери-губы гибкие.

Могут стать улыбкою.

Могут в трубочку собраться,

После снова улыбаться.

3. На качелях оказался.

Вверх взлетал и вниз спускался.

4. Надоели превращенья:

Лижет Язычок варенье.

5. А теперь наш Язычок

Моет нёбо-потолок.

Молодец, ты отлично выполнил упражнения. За эту работу Лунтик даёт тебе фигурку.

А сейчас Язычок будет управлять самолетом, он будет кем? Машинистом? Водителем? Летчиком? Да.

Давай вместе полетим на самолете?

Игра “Самолет летит”. Повторение артикуляции.

А теперь давай ещё раз посмотрим в зеркало и запомним, как работают губы и язык при правильном произношении звука [Л]. На память Лунтик дарит тебе памятку.

Губы улыбаются;

Кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочкам;

Средняя часть спинки языка опускается;

Бока языка опускаются;

Воздушная струя проходит по бокам языка.

Лунтику очень понравилась сказка о Весёлом Язычке, давай выполним следующее задание.

4. Развитие мелкой моторики

Давай букву Л выложим из фисташек на пластилиновой картонке.

За эту работу Лунтик опять вручает тебе фигурку.

5. Физминутка

В небе плавает луна. (Плавные покачивания)

В облака она зашла.

1.2.3.4.5. (Хлопки.)

Можем мы луну достать. (Руки вверх.)

6.7.8.9.10 – (Хлопки над головой.)

И пониже перевесить. (Руки вниз.)

10.9.8.7. – (Ходьба на месте.)

Чтоб луна светила детям.

(За физминутку ребёнок получает фигурку).

6. Развитие фонематического восприятия

А теперь Лунтик будет тебе показывать разные картинки, а ты должен хлопнуть, если в названии картинки будет звук [Л].

Картинки: лук – хлопок, бабочка, шапка, луна – хлопок, стол – хлопок, белка – хлопок, кукла – хлопок, шкаф, стул – хлопок, ручка.

Молодец, за эту работу ты ещё получаешь фигурку.

Картинки, на которые хлопнул ребёнок, логопед кладёт перед ним.

7. Развитие языкового анализа и синтеза

Сейчас Лунтик даст тебе сигнальные карточки, надо будет поднять соответствующую каточку, если звук [Л], стоит в начале, середине, и в конце слова.

(Лук, луна – звук стоит вначале слова.

Белка, кукла – звук стоит в середине слова.

Стол, стул – звук стоит в конце слова).

Ты и это задание выполнил правильно, поэтому получаешь фигурку от Лунтика. Давай посмотрим, что же за картинка у нас получилась? Это фотография Лунтика. Скажи мне, с какой буквы начинается его имя? Где стоит звук [Л]?

8. Итог занятия

Наше занятие подошло к концу. Какой звук мы научились произносить?

А теперь Лунтик хочет с тобой попрощаться. На этом наше занятие окончено, до свидания!

Автоматизация звука [Л] в обратных слогах

Цель. Автоматизация звука [Л] в обратных слогах.

1.Коррекционно – обучающие:

Автоматизация звука в обратных слогах;

2. Коррекционно – развивающие:

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

Развитие логического мышления, внимания, памяти;

Развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;

3. Воспитательные:

Воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости.

Ход занятия

1. Организационный момент

Давай сядем удобно, выпрямим спину, ноги поставим ровно на пол, приготовились?

2.Сообщение темы

Сегодня мы будем гудеть как пароход (картинка “пароход”), но сначала сделаем зарядку для языка.

3. Артикуляционная гимнастика

3.Упражнение “Иголочка”. Широко открыть рот, улыбнуться. Вытянуть вперёд острый язычок.

4. Упражнение “Накажем непослушный язычок”.Улыбнуться пошлепать языком, между губами - “пя-пя-пя…”

5. “Почистим верхние зубки”. Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

4. Развитие дыхания

Упражнение "Ветер и ветерок".

Используем возможности жестов в дыхательной деятельности. Ребенок имитирует руками порывы ветра и сопровождает их звуками “ у-у-у”.

Покажи как дует сильный ветер (“У-У-У”).

Покажи как дует слабый ветер (“у-у-у”).

3. Упражнение “Пароход”

Послушай сначала, как гудит мой пароход. Посмотри, я улыбнулась, приоткрыла рот, а язык подняла и поставила его на бугорки за верхними зубами.

На что похож мой язык? Да, на парус.

Давайте, погудим вместе. Алллл, Алллл, …

Как хорошо мы гудим, а пароход может петь песни.

4. Развитие мелкой моторики

Встанем, повторяй за мной. Поочередно прижимаем пальцы к большому пальцу - ал, ол, ул, ыл). Сначала правой рукой, затем левой, двумя руками вместе.

5. Развитие фонематического восприятия. Игра “Поймай звук”

А на какой звук похожа песенка парохода?

На [Л], у нас получился звук [Л]!

Давайте поиграем с этим звуком.

Слушай меня внимательно, если услышишь звук [Л], хлопните в ладоши.

л д ж л в у п р л т м л

ла па ри ил ит ин ен ел ул ув

лапа, доска, самосвал, пила, стол, стог, факел, крыло, книга, Золушка.

6. Физминутка

А сейчас мы отдохнём

И опять играть начнём.

1. Руки в стороны ---- наклоны в стороны ---- повороты вправо – влево ---- наклон вниз ---- подняться, потянуться на цыпочках ---- опустились.

7. Произношение звука [Л] в слогах

Прочитай слоги.

8. Произношение звука [Л] в слоговых рядах

Произнеси слоги.

Ал - ал - ал ал - ол - ул - ыл

Ол - ол - ол ол - ул - ыл - ал

Ул - ул - ул ул - ыл - ал - ол

Ыл - ыл - ыл ыл - ал - ол - ул

Ил - ил - ил ел - ел - ел

9. Упражнение на развитие внимания

Ребенку предлагается на рассмотрение две картинки. Он должен найти отличия.

Посмотри на картинки и найди отличия.

10. Итог занятия

А какой же звук мы сегодня учились произносить?

На следующем занятии мы продолжим играть с этим звуком.

Автоматизация звука [Л] в обратных слогах и словах

Цель. Автоматизация звука [Л] в обратных слогах и словах.

1.Коррекционно – обучающие:

Учить детей точно и полно отвечать на вопросы;

Формировать лексико-грамматический строй;

Автоматизация звука в обратных слогах, словах;

2. Коррекционно – развивающие:

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

Развитие логического мышления, внимания, памяти;

Развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;

3. Воспитательные:

Воспитывать интерес к занятию через использование занимательных упражнений; активность, усидчивость, стремление к преодолению дефекта.

Оборудование. Зеркало, профиль артикуляции звука [Л], картинки с изображением артикуляционных упражнений, картинка “пароход”, игрушки: слоненок и волченок, предметные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент

Давай сядем удобно, выпрямим спину, ноги поставим ровно на пол, приготовились?

2. Сообщение темы

Сегодня мы будем произносить звук [Л] в слогах и словах. Для этого необходимо, чтобы губы и язычок хорошо работали. Сделаем зарядку для языка.

3. Артикуляционная гимнастика

1.Упражнение “Лягушка”. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

2.Упражнение “Лопаточка”. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3.Упражнение “Почистим верхние зубки”. Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

4. Упражнение “Катушка”. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывается" вперёд и убирается вглубь рта.

5. Упражнение “Индюк”. Быстро двигать языком по губе – “бл – бл – бл…”

4. Произношение звука [Л]

Однажды Слоненок захотел побывать в гостях у Волчонка. Он поспешил на пароход. “Пароход гудит”. (Произношение звука [Л] низким голосом.) Слоненок опаздывает. (Выразить огорчение.) Успел к отходу парохода. (Выразить радость.)

5. Развитие дыхания

Упражнение “По реке плывет кораблик”.

В тазик с водой поместить бумажный кораблик.

Переправь Слоненка на противоположную сторону, дуй на кораблик.

6. Произношение звука [Л] в слогах

Психогимнастика. Игровое задание “Волчонок знакомится со Слоненком”.

Ыл-ыл-ыл. (робко) Ул-ул-ул. (опечалено)

Ал-ал-ал. (смущенно) Ал-ол-ил-ул. (уверенно)

Ил-ил-ил. (весело) Ул-ал-ол-ил! (радостно)

Ол-ол-ол. (огорченно) Ыл-ул-ул-ыл. (сердито)

7. Физминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклоняйся, ну-ка, ну-ка.

Выпрямляйся, потянись,

А теперь назад прогнись.

Поднимай-ка руки, плечи,

Чтоб работать было легче.

8. Произношение звука [Л] в слогах и словах

Ал - ал - ал бал – вал – мал – зал

Ол - ол - ол бол – вол – мол – зол

Ул - ул - ул бул – вул – мул – зул

Ыл - ыл - ыл был – выл – мыл – зыл

Ил - ил - ил бил – вил –мил – зил

Ел - ел - ел бел – вел – мел – зел

Ял - ял - ял бял – вял – мял – зял

9. Развитие фонематического восприятия

Покажем Слоненку и Волчонку, как мы умеем слушать звуки и обозначать их кружочками.

Определение позиции звука [Л] в слогах ал, ол. Обозначение слогов ал, ол, цветовыми символами.

Повтори слоги ыл-ол-ал. Послушай еще раз: ыл-ол. Какой слог исчез из слогового ряда?

Какой слог лишний в слоговом ряду ал-ол-ул-ив?

“Какого слога не хватает?” Вок...(зал), пе...(нал), хо...(дил), во...(зил).

10. Отработка произношения слов (перед зеркалом)

Произнеси слова.

Павел, стол, пенал, забыл, пол

11. Итог занятия

Вспомни положение языка при произнесении звука [Л].

Автоматизация звука [Л] в прямых слогах и словах

Цель. Автоматизация звука [Л] в прямых слогах и словах.

1.Коррекционно – обучающие:

Учить детей точно и полно отвечать на вопросы;

Формировать лексико-грамматический строй;

Автоматизация звука в прямых слогах и словах;

2. Коррекционно – развивающие:

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

Развитие логического мышления, внимания, памяти;

Развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;

3. Воспитательные:

Формирование положительной установки на участие в занятии;

Оборудование. Зеркало, профиль артикуляции звука [Л], картинки с изображением артикуляционных упражнений, картинка “пароход”, предметные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент

Психологический настрой.

(Проговаривание стихотворения с закрытыми глазами, взявшись за руки вместе с логопедом).

Мы спокойны, мы спокойны

Говорим всегда красиво, чётко и неторопливо.

Вспоминаем обязательно, что учили на занятии.

2. Сообщение темы

Сегодня мы будем произносить звук [Л] в слогах и словах.

3. Артикуляционная гимнастика

1.Упражнение “Заборчик”. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

2.Упражнение “Качели”. Широко открой рот, улыбнись. Напряжённым языком тянись к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам.

3.Упражнение “Катушка”. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык “выкатывается” вперёд и убирается вглубь рта.

4. “Маляр”. Широко открой рот, улыбнись. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба и обратно.

5. Упражнение “Вкусное варенье”. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

4. Развитие дыхания

Упражнение “Дождь и дождик”

При выполнении упражнения используем рисование. Ребенку даются лист бумаги и карандаш. Сверху вниз проводятся длинные и короткие полосы, проведение их сопровождается произнесением длинного “каап-каап” (дождь) и короткого “кап-кап” (дождик)

5. Упражнение “Пароход”

Покажи как гудит большой пароход: Л-Л-Л (многократное произнесение).

6. Произношение звука [Л] в слогах и словах

Ла – ла –ла – лама ло – ло – ло – лось

Ла – ла – ла - лампа ло – ло – ло – лошадь

Ла – ла – ла - пила ло – ло – ло – лото

Ла – ла – ла – школа ло – ло – ло – мыло

Лы – лы – лы - лыко лу – лу – лу – луна

Лы - лы – лы - полы лу – лу – лу – лупа

Лы – лы – лы – столы лу – лу – лу – тулуп

Лы – лы – лы – скалы лу – лу – лу - шалун

7. Задание “Развиваем память”

Повтори, не ошибись! Пила, юла, зола, смола. Какое слово появилось? Пила, пчела, юла, зола, смола.

8. Физминутка

Раз, два – стоит ракета. (Руки вверх, ладони углом.)

3.4 - самолёт. (Руки в стороны.)

1.2- хлопок в ладоши,

А потом на каждый счёт. (Руки на пояс.)

Опускайся быстро вниз,

На посадку ты садись.

9. Фонематический анализ и синтез слов

Классификация слов по расположению звука [Л] в слове.

Посмотри на картинки и назови слова, в которых звук [Л], находится в

начале, середине и в конце слова:

10. Игра “ Будь внимательным”

Собери звуки [п"], [л], [и], [а] в слово.

Собери слоги па-ла, па-лам в слово.

Внимательно послушай. Собери звуки которые я назову в слово.

11. Итог занятия

Какой звук мы произносили на занятии?

Что мы делали сегодня на занятии?

Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях

Цель. Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях.

1.Коррекционно – обучающие:

Учить детей точно и полно отвечать на вопросы;

Формировать лексико-грамматический строй;

Автоматизация звука в слогах, словах и предложениях;

2. Коррекционно – развивающие:

Развитие логического мышления, внимания, памяти;

Развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;

3. Воспитательные:

Воспитывать интерес к занятию через использование занимательных упражнений; активность, усидчивость.

Оборудование. Зеркало, профиль артикуляции звука [Л], картинки с изображением артикуляционных упражнений, картинка “самолет”, флажок, предметные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент

Назови профессию человека, который летает на самолете?

2.Сообщение темы

Сегодня мы будем произносить звук [Л] в слогах, словах и предложениях.

3. Артикуляционная гимнастика

А теперь давай расскажем про наш весёлый язычок.

Жил весёлый язычок (губы в улыбке)

Запирался на крючок (язык загнуть вверх)

Хоть один он проживал, никогда не унывал.

Утром рано просыпался,

За зарядку принимался.

Поднялся вверх, опустился вниз (“Качели”)

И еще раз повтори.

Спинку он свою загнул (прикоснуться к верхней губе)

А затем он начал бег

Тут совсем не до утех (по нёбу вперед-назад водить языком).

Притомился язычок,

Даже заколол бочок (лёг отдохнуть “Лопаточка”)

Умываться он пошел,

Щетку в ванной он нашел,

Зубы чистил (“Почистим зубы”)

Губы мыл (гладить губы из стороны в сторону)

Рот полоскал (имитация полоскания ротовой полости),

А умылся – засверкал.

4. Упражнение на дыхание и на развитие общей моторики

Вышел язычок на улицу, а там ветер

Ветер дует нам в лицо, (дуть, махи руками в лицо – сильная струя)

Закачалось деревцо (наклоны туловища вправо- влево)

Ветер тише, тише, тише (дуть махи руками в лицо – слабая струя)

Деревце все выше, выше (потянуться, руки вверх).

5. Изолированное произнесение звука [Л] Упражнение на развитие силы голоса (по карточке).

И в небе увидел язычок самолет. Самолет летит от одного облака к другому.

Давай вспомним, как правильно нужно гудеть:

Кончик языка вверх, за зубы упирается, губы улыбаются.

По бокам от языка воздух пробирается.

[Л] получится певучий, плавный, ласковый и звучный.

Самолет приближается – (сначала тихо гудим, потом громче) л-л-л-Л-Л-Л.

Самолет удаляется – (сначала громко гудим, потом тихо) Л-Л-Л-л-л-л.

(одновременно указательным пальцем проводить по облакам на карточке)

Какой звук сейчас мы произносили? Давай вспомним, какой он:

Гласный или согласный (согласный, потому что воздух встречает преграду на своем пути – зубы и язык).

Глухой или звонкий (звонкий, потому что говорим его голосом).

6. Произношение звука [Л]в слогах и словах

Ла –ла –ла - ла ал –ал –ал - ал

Ло –ло –ло - ло ул –ул –ул - ул

Лу –лу - лу- лу ол - ол - ол - ол

Ала-ала-ала-ала

Оло-оло-оло-оло (прошагать слоги пальцами по столу).

7. Физминутка

Руки в стороны – в полет (Бег на носочках по кругу, расставив руки в

Отправляем самолет. стороны).

Правое крыло вперед, (Поворот через правое плечо).

Левое крыло вперед, (Поворот через левое плечо).

Полетел наш самолет. (Бег по кругу, расставив руки в стороны).

9. Развитие фонематического слуха

Стол, кровать, мыло, нога, шкаф, школа, полка, подушка, ракета, слон, ласточка, диван, сумка, лампа, лошадь, рука, рубашка, плащ.

10. Звук [Л] в предложениях (Упражнение на согласование местоимения с существительным).

Выставляются игрушки и предметы.

Нужно выбрать только те игрушки и предметы, в которых есть звук “л”. (Лампа, лошадка, велосипед, стол, слон, белочка).

Нужно сказать: Я нашла твою…

11. Произношение предложений

12. Итог занятия

Понравилось тебе занятие?

Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях

Цель. Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях.

1.Коррекционно – обучающие:

Учить детей точно и полно отвечать на вопросы;

Формировать лексико-грамматический строй;

Автоматизация звука в словах и предложениях;

2. Коррекционно – развивающие:

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

Развитие логического мышления, внимания, памяти;

Развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;

3. Воспитательные:

Ход занятия

1. Оргмомент

Сегодня, когда ты шел в детский сад замерз? На улице было холодно или жарко?

Покажи, как ты замерз – (съежится, напрячься). Отогрелся в саду – (расслабился).

2. Сообщение темы занятия

Сегодня мы продолжаем учиться правильно и четко произносить звук [Л] в словах и предложениях.

Спой песенку пароходика: Л-Л-Л сначала тихо, потом громко.

3. Артикуляционная гимнастика

Для начала настроим язычок на работу.

1. Упражнение “Заборчик”. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

2. Упражнение “Лопаточка”. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3.Упражнение “Качели”. Широко открой рот, улыбнись. Напряжённым языком тянись к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам.

4.Упражнение “Катушка”. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык “выкатывается” вперёд и убирается вглубь рта.

5.Упражнение “Почистим верхние зубки”. Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

6. Упражнение “Индюк”. Быстро двигать языком по губе – “бл – бл – бл…”

4. Пальчиковая гимнастика

Наши пальцы сжались тесно.

Что такое? Интересно!

Видно, им прохладно стало,

Их укроем одеялом.

(Ребенок сжимает левую руку в кулачок, а правой обхватывает его и сильно сжимает; затем меняет руки. Далее ребенок опускает руки и слегка трясет ими).

5. Произношение звука [Л] в слогах и словах

Четко, не торопясь повтори слоги и слова.

Ла-ла-ла – лак ла-ла-ла – лавка

Ло-ло-ло – лоб ло-ло-ло – лодка

Лы-лы-лы – лыжи лу-лу-лу – лупа

6. Повтори слова

Лужок Лото Лыко Ладонь

Луна Лопух Лыжи Лава

Луга Локоть Лысина Ласты

7. Физминутка

За тучку солнышко зашло, (Съежится, обнимая себя за

Стало зябко и свежо. плечи.)

Солнце вышло из-за тучки, (Расправить плечи, расслабиться.)

Мы теперь расслабим ручки.

К нам весна шагает (Идти по кругу.)

Быстрыми шагами, (Ускорять шаги.)

И сугробы тают (Идти, высоко поднимая ноги.)

Под её ногами.

8. Прямой счет от 1 до 10 со словами

Лампа, голубь.

Посчитай от 1 до 10 со словом лампа: одна лампа, две…

9. Произношение предложений

Слушай внимательно и повтори предложения.

10. Звуко-слоговой анализ слова с графической записью

Составь схему слова стол .

Определи сколько слогов в слове?

Найти место звука [Л] в слове.

11. Заучивание стихотворения

Сейчас мы будем учить стихотворение про звук [Л].

Долго я звук Л учил

И словечки заучил:

Лапа, лапы, лапочки,
Лампа, лампы, лампочки,

Палка, палки, палочки,

Галка, галки, галочки.

12. Итог занятия

С каким звуком мы сегодня работали?

Чем занимались на занятии?

Понравилось тебе занятие?

Автоматизация звука [Л] в связной речи

Цель. Автоматизация звука [Л] в связной речи.

1.Коррекционно – обучающие:

Учить детей точно и полно отвечать на вопросы;

Формировать лексико-грамматический строй;

Автоматизация звука в связной речи;

2. Коррекционно – развивающие:

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

Развитие логического мышления, внимания, памяти;

Развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;

3. Воспитательные:

Формирование положительной установки на участие в занятии;

Оборудование. Зеркало, профиль артикуляции звука [Л], картинки с изображением артикуляционных упражнений, картинка “пароход”, предметные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент

Разгадай загадку.

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Значит, к нам пришла …(весна).

2. Сообщение темы занятия

Звукознайка и Словознайка долгое время наблюдали как ты учился красиво говорить, правильно строить предложения и сегодня они приглашают тебя в гости. Они приготовили игры и упражнения.

3. Артикуляционная гимнастика

1.Упражнение “Лягушка”. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

2.Упражнение “Лопаточка”. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3. Упражнение “Часики”. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.

4.Упражнение “Змейка”. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать вглубь рта.

5. Упражнение “Качели”. Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам.

4. Развитие мелкой моторики

Дождик и солнце.

Слушай гром, слушай гром (руки приставить к ушам)

Но не бойся, но не бойся (пальчиком показать)

На лицо, на лицо.

Каплет дождик, каплет дождик (пальцами постукать по лицу и голове)

Вот и солнце, вот и солнце (растопырить пальцы, руки ладонями вперёд)

Светит так, светит так!

Будет сухо, будет сухо (трясти, кистями рук как бы стряхиваем воду)

Славно как! славно как! (хлопаем в ладоши)

5. Развитие фонематического восприятия

Слушай внимательно, если услышишь звук [Л], подними флажок.

Ма, на, ла, за, ра, лу, жу, лы, мы, ры, ло, зо, лу, кра, кла, про, пла,плу.

6. Произношение чистоговорки

Словознайка и Звукознайка любят играть с пальчиками и чётко проговаривать чистоговорки.

Лы – лы – лы – забивали мы голы,

Лу – лу – лу – возле окон на полу,

Ла – ла – ла – не заметили стекла,

Лу – лу – лу – мы не били по стеклу,

Ла – ла – ла – только нет в окне стекла.

7. Физминутка

Солнышко, солнышко, (Идти по кругу, руки подняты вверх).

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (Бег по кругу).

Прилетели сто грачей, (“Лететь” по кругу).

А сугробы тают, тают, (Медленно приседать).

А цветочки подрастают. (Поднятся на цыпочках, руки тянутся вверх).

8. Произношение стихотворений

Слушай внимательно и повтори стихотворение.

9. Фонематический анализ и синтез Слова: лак, лань, лом.

Обозначь звуки кружочками. Сколько звуков в слове лак ?

10. Стихи о весне (выразительное чтение)

Тает снег, сосульки плачут,

Ручейки бегут звеня,

Ветер теплый – это значит,

Что уже пришла весна?

Как ты думаешь, без чего не может быть весны?

Что хорошего, в таком явление как дождь?

А что плохого?

12. Итог занятия

С каким звуком мы сегодня работали?

Понравилось тебе занятие?

Сюрпризный момент:

Словознайка и Звукознайка дарят кораблик (игра с корабликом на воде).

Аннотация методического пособия……………………………………………2

Предисловие……………………………………………………………………..3

Конспекты индивидуальных занятий………………………………………….4

Звук [Л]. Постановка звука [Л]…………………………………………………4

Постановка звука [Л]……………………………………………………………7

Автоматизация звука [Л] в обратных слогах………………………………….11

Автоматизация звука [Л] в обратных слогах и слогах………………………..15

Автоматизация звука [Л] в прямых слогах и словах………………………….18

Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях………………….22

Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях…………………………..26

Автоматизация звука [Л] в связной речи………………………………………30

1. Коноваленко В.В., Коноваленко С. В. Планы индивидуально-подгрупповых занытий по постановке и автоматизации звуков (160 занятий). М.,1998.

2. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000.

3. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. (старшая группа детского сада). – М. – 1993.

4. Чернякова В. Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет: Сборник упражнений. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

5. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. –

М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 216с.

6. Громова О.Е. Говорю правильно Л – Л`. М., 2011.

7. Ткаченко Т. А. Логопедическая энциклопедия. М., 2008

8. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет: блочно-тематическое планирование / авт.-сост. Э. Ф. Курмаева. – Волгоград: Учитель. 2012. – 191с.

Наталия Поникаева
Конспект логопедического занятия «Постановка звука [Л]»

Звук [Л]

Постановка звука [Л]№1

Цель. Постановка звука [Л] .

1. Коррекционно – обучающие :

- поставить звук [Л] методом постепенного создания артикуляционного уклада;

:

3. Воспитательные :

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, вежливость, культуру поведения.

Оборудование. Зеркало, картинки для артикуляционной гимнастики, игрушки : мышка, пароход.

Ход занятия

1. Организационный момент

Сегодня мы с тобой научимся произносить один очень красивый, волшебный звук , это произойдет чуть позже, а сейчас ответь, ты любишь сказки? Ты хочешь, чтобы я рассказала тебе сказку о веселом язычке? Тогда смотри и слушай.

2. Подготовка к постановке звука [Л]

Жил-был на свете Язычок. Познакомься с ним. Он жил в своем домике. А ты знаешь, как называется домик у язычка? (Рот) Он был очень любопытный и часто выглядывал в окошко. Открыл окошко, закрыл, опять открыл, выглянул, посмотрел направо, затем посмотрел налево не идет ли кто? Посмотрел вверх, светит ли солнышко? Посмотрел вниз – нет ли луж?

Побежал Язычок на кухню, а там мама месит тесто. «Давай я тебе помогу» - сказал Язычок. Упражнение «Месим тесто» .

Замесили тесто, испекли блины. Упражнение «Блинчик»

Язычок поблагодарил маму за вкусный завтрак и побежал гулять. Во дворе возле дома стоит высокий забор. Упражнение «Забор»

Захотелось Язычку на качелях покачаться : вверх-вниз! Упражнение «Качели» . Весело качаться с Язычком на качелях!

Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался Индюк. Упражнение «Индюк»

Испугался Язычок и убежал домой. Вдруг кто-то постучался . Кто там? Это я твой друг, мышонок. Давай играть. Догоняй меня. Упражнение «Поймай мышку» .

Поиграли в догонялки, а теперь давай в другую игру «Повтори за мной» .

Логопед просит воспроизвести ритмический рисунок.

Мышонок убежал к себе в норку. А язычку стало скучно и он отправился на полянку.

Затем он взял свою любимую игрушку пароход и стал с ней играть.

3. Развитие дыхания.

Упражнение «Пароходы» . (Развитие плавного длительного выдоха.) - А сейчас мы превратимся в пароходы. Мы отправляемся в путь. Дадим прощальный гудок. Улыбнись, набери носом воздух, и подуй на широкий кончик языка - ффф, щеки не раздувать.

4. Постановка звука [Л]

Губы в улыбку, зубы заборчиком, широкий кончик языка упирается в верхние зубы, произноси громко звук [Ы] . Получился новый звук , произнеси еще раз и послушай сам себя. Ты сегодня научился произносить новый звук . Скажи его еще раз.

5. Физминутка

Раз - присядка, два - прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть. (движение бедрами в стороны)

6. Задание на логику Игра «Четвертый лишний» (работа по картинкам) .

Пароход, лодка, самолет, парусник.

Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.

Самолет, вертолет, велосипед, воздушный шар (как вид транспорта) .

7. Развитие мелкой моторики пальцев рук

Задание : обведи по точкам и раскрась.

Что у тебя получилось? Пароход.

Как гудит пароход? (Л-Л-Л) . Повторение артикуляции.

8. Итог занятия

Наша сказка подошла к концу.

Она тебе понравилась?

Что тебе запомнилось?

Какой звук ты сегодня учился произносить?

Постановка звука [Л]№2

Цель. Постановка звука [Л] .

1. Коррекционно – обучающие :

Уточнить артикуляцию звука [Л] , поставить данный звук и закрепить артикуляцию в изолированном произношении;

Учить точно и полно отвечать на вопросы;

2. Коррекционно – развивающие :

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

Развитие логического мышления, внимания, памяти;

Развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;

3. Воспитательные :

Воспитывать интерес к занятию через использование занимательных упражнений; активность, усидчивость, стремление к преодолению дефекта.

Оборудование. Зеркало, фотографии с артикуляционными упражнениями, изображение Лунтика, картинки в стихах о весёлом Язычке, сигнальные карточки, буква Л, памятка артикуляционного уклада звука [Л] .

Ход занятия

1. Организационный момент

Сегодня к нам в гости на занятие пришёл герой из мультфильма.

Итак, у нас в гостях Лунтик (логопед вывешивает картинку на доску) . Покажи мне букву с которой начинается имя Лунтик (выбирает из предложенных букв букву Л (логопед вывешивает букву рядом с картинкой Лунтика) .

Правильно, это буква Л. Буква Л обозначает звук [Л] , который напоминает гул летящего самолёта Л-Л-Л.

2. Сообщение темы

Сегодня мы будем учиться произносить звук [Л] . Заодно и Лунтика научим произносить данный звук . Для этого необходимо, чтобы губы и язычок хорошо работали. За каждое правильно выполненное задание Лунтик будет вручать разные фигурки, которые ты должна будешь по порядку складывать на этот картон.

3. Артикуляционная гимнастика

А сейчас мы с тобой вспомним сказку о Весёлом Язычке и покажем её Лунтику перед зеркалом (на каждое упражнение логопед показывает картинку и фотографию с артикуляционным упражнением).

1. Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нём хозяин Язычок.

Он удобно в доме лёг.

2. Двери-губы гибкие.

Могут стать улыбкою.

Могут в трубочку собраться,

После снова улыбаться.

3. На качелях оказался.

Вверх взлетал и вниз спускался.

4. Надоели превращенья :

Лижет Язычок варенье.

5. А теперь наш Язычок

Моет нёбо-потолок.

Молодец, ты отлично выполнил упражнения. За эту работу Лунтик даёт тебе фигурку.

А сейчас Язычок будет управлять самолетом, он будет кем? Машинистом? Водителем? Летчиком? Да.

Давай вместе полетим на самолете?

Игра «Самолет летит» . Повторение артикуляции.

А теперь давай ещё раз посмотрим в зеркало и запомним, как работают губы и язык при правильном произношении звука [Л] . На память Лунтик дарит тебе памятку.

Губы улыбаются;

Кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочкам;

Средняя часть спинки языка опускается;

Бока языка опускаются;

Воздушная струя проходит по бокам языка.

Лунтику очень понравилась сказка о Весёлом Язычке, давай выполним следующее задание.

4. Развитие мелкой моторики

Давай букву Л выложим из фисташек на пластилиновой картонке.

За эту работу Лунтик опять вручает тебе фигурку.

5. Физминутка

В небе плавает луна. (Плавные покачивания)

В облака она зашла.

1.2.3.4.5. (Хлопки.)

Можем мы луну достать. (Руки вверх.)

6.7.8.9.10 – (Хлопки над головой.)

И пониже перевесить. (Руки вниз.)

10.9.8.7. – (Ходьба на месте.)

Чтоб луна светила детям.

(За физминутку ребёнок получает фигурку) .

6. Развитие фонематического восприятия

А теперь Лунтик будет тебе показывать разные картинки, а ты должен хлопнуть, если в названии картинки будет звук [Л] .

Картинки : лук – хлопок, бабочка, шапка, луна – хлопок, стол – хлопок, белка – хлопок, кукла – хлопок, шкаф, стул – хлопок, ручка.

Молодец, за эту работу ты ещё получаешь фигурку.

Картинки, на которые хлопнул ребёнок, логопед кладёт перед ним .

7. Развитие языкового анализа и синтеза

Сейчас Лунтик даст тебе сигнальные карточки, надо будет поднять соответствующую каточку, если звук [Л] , стоит в начале, середине, и в конце слова.

(Лук, луна – звук стоит вначале слова .

Белка, кукла – звук стоит в середине слова.

Стол, стул – звук стоит в конце слова ).

Ты и это задание выполнил правильно, поэтому получаешь фигурку от Лунтика. Давай посмотрим, что же за картинка у нас получилась? Это фотография Лунтика. Скажи мне, с какой буквы начинается его имя? Где стоит звук [Л] ?

8. Итог занятия

Наше занятие подошло к концу . Какой звук мы научились произносить?

А теперь Лунтик хочет с тобой попрощаться. На этом наше занятие окончено , до свидания!

Интернет-источник :

Сайт : detsad-kitty.ru



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!