Занятие в доу добро и зло. Становление понятий добра и зла у детей старшего дошкольного возраста

Внеурочное занятие "Злой плачет от зависти, а добрый от радости" для младших классов

Ляпина Виктория Олеговна, студентка Социально-педагогического колледжа г.о. Самара
Описание: Данная разработка может быть использована учителями начальных классов и воспитателями для проведения внеклассного мероприятия.
Цель: Знакомство учащихся с основными определениями понятий “добро” и “зло”.
Задачи:
расширить представления учащихся о понятиях “добро” и “зло” с позиции нравственного смысла;
прививать нравственные качества личности и этические нормы поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия;
воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки;
формировать потребность совершать добрые дела;
формировать умение рассуждать на тему с привлечением личного опыта;
развивать творческие способности учащихся.
развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.

Ход занятия


Учитель
Добрый день ребята! Наше занятие я сегодня хочу начать со стихотворения. Послушайте его и подумайте какова тема нашего занятия?
Чтец 1
Однажды с добром встретилось зло,
Встречался со злом кто, тому не везло.
С добром кто встречался, тот вечно был счастлив,
Умен, остроумен и просто удачлив.
И думало зло, что добру точно так же,
Ходить по Земле унижаться и даже
Не делать добра никогда никому,
Но тут вдруг добро прошептало ему:
«Ведь знаешь, что я не такое как ты,
Я жду веселья, а ты ждешь беды.
Я процветаю от детского смеха,
А бить, убивать, это разве потеха?
Откуда взялось ты вообще на Земле?»
А зло, пошатнувшись, сказало: «А мне,
Наплевать, что с другими случится,
Я буду от горя людей веселиться,
Я буду молиться, чтоб кого-то убили,
Потом посижу, посмеюсь на могиле.
А так, как нас больше - я буду плеваться
На всех, кто захочет с тобою остаться!»
Добро от такого шатнулось немного:
«Как можно быть злым и ссылаться на Бога,
Просить у него чьей-то смерти, ведь Он
Творец этой жизни – Примите Поклон».
«А мне наплевать на Него не боюсь я,
Его добрых чар, потому что мне грустно,
Когда кто-то делает только добро.
Пойду я» - «Иди, но запомни одно –
Нас больше и этим все решено!!!»
Учитель:
Догадались? Правильно. Сегодня мы поговорим о добре и зле.
А какие бы вы дали определения добру и злу? Я предлагаю сейчас каждой
паре подумать над этим и вместе дать эти определения.
Работа в парах.
(Дети дают определения).


Игра «Продолжи фразу»
А теперь послушав всех ребят, давайте вместе продолжим фразу:
Добро- это…
Зло- это…
Учитель
В словаре Даля имеется слово «добро». Определение имеет следующий вид: В духовном значении добро можно определить как благо. Это, в свою очередь, означает нечто полезное и честное, чего требует человеческий долг.
Для человека естественно желать добра и красоты. Каждый человек остро чувствует необходимость в чем-то хорошем, что может принести ему счастье. Желать чего-то доброго - это врожденная потребность человеческой природы, которая является постоянной и стабильной.

Зло – это понятие, противоположное добру. Оно довольно обширное и включает в себя множество более мелких «составляющих». Зло имеет свои «идеалы», к коим относятся насилие, ненависть, разрушение, гнев, ограничение свободы против воли человека, терроризм, зависть, страх, ложь, гнев и др. Если рассматривать зло не так обширно или абстрактно, то его обозначение можно сформулировать, как нанесение живым существам страданий любыми способами (как физических, так и моральных).


Послущайте притчу:
Притча «О плохом и хорошем»
О плохом и хорошем Шли как-то по пустыне два друга. Устали от долгого пути, поспорили и один сгоряча дал пощечину другому. Товарищ перетерпел боль и ничего не сказал в ответ обидчику. Лишь написал на песке: «Сегодня получил от друга пощечину». Прошло еще несколько дней, и они оказались у
оазиса. Стали купаться, и получивший пощечину едва не утонул. Первый товарищ вовремя пришел на помощь. Тогда второй высек надпись на камне гласившую, что лучший друг спас его от смерти. Увидев это, товарищ попросил объяснить его свои поступки. И второй ответил: «Об обиде я сделал надпись на песке, чтобы ветер быстрее стер ее. А о спасении – высек на камне, чтобы никогда не забывать о случившемся.
Как вы думаете, почему человеку очень хочется помнить о добре и быстрее забыть о зле?
(Ответы детей)
Чтец1:
Доброта
Если друг твой в словесном споре

Мог обиду тебе нанести,
Это горько, но это не горе,
Ты потом ему все же прости.
И, коль дружба у вас крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не дай ей зазря разбиться.
Если ты с любимою в ссоре,
А тоска по ней горяча,
Это тоже еще не горе,
Не спеши, не руби сплеча.
Пусть не ты явился причиной
Той размолвки и резких слов,
Встань над ссорою, будь мужчиной!
Это все же твоя любовь!
В жизни всякое может случиться.
И коль ваша любовь крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не должен ей дать разбиться.
И, чтоб после себя не корить
В том, что сделал кому-то больно,
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.
Но в одном лишь не отступай:
На разрыв иди, на разлуку,
Только подлости не прощай
И предательства не прощай
Никому: ни любимой, ни другу!
(Асадов Эдуард)
Учитель:
Быть добрым, значит быть терпеливым, отзывчивым, чутким, внимательным и заботливым по отношению к окружающим людям, да и миру в целом.
Прежде, чем ответить на вопрос легко ли быть добрым, можно задаться противоположным вопросом: а легко ли быть злым?
Да точно также нелегко и непросто, как и быть добрым. Ведь творить добро значит, в какой-то степени постоянно находиться между хорошим и плохим, в поисках золотой середины. И то и другое тяжело дается, если ты не расположен к этому, не умеешь этого и не пытаешься этому учиться. И хорошо бы не уметь и не учиться, не брать пример и не подавать самому пример озлобленности другим. А всем сердцем хотеть учиться доброте. Это и легко и сложно одновременно, потому что все мы живые люди и не можем круглосуточно быть добрыми для всех и каждого. На это просто не хватит жизни, тем более что она весьма и весьма коротка.
Значит все же добрым быть легко именно тогда, когда перестаешь думать только о себе самом. И начинаешь думать о других и о матушке природе живой и очень терпеливой, но если ее не беречь, то и ее доброте придет конец. Ведь добро сохраняется и преумножается там, где его ценят и берегут, передавая другим.
Учитель
Существует такая поговорка: Злой плачет от зависти, а добрый от радости". Как вы ее понимаете?
Предлагаю составить синквейн "Добро" и "Зло"
(Команды по желанию составляют по одному определению синквейн)

1.Добро.
Чистое, искреннее.
Возвышает, наделяет, побеждает.
Добро всегда побеждает зло.
Любовь.

2. Добро.
Нравственное, бескорыстное.
Существует, помогает, воодушевляет.
Сделав добро - забудь, получив - помни.
Польза.

3. Зло
Коварное, беспощадное
Убивает, портит, загрязняет
На нём далеко не уедешь!
Одиночество
Учитель
Каждая команда представит свой вариант и объяснит.
(выступление команд)
Чтец2:
Добрых людей, как всегда, не хватает…
Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые - щедро больным помогают,
Добрые - дарят тепло и уют,
Добрые - в ногу со слабым шагают
И никакого спа-си-бо не ждут.
(Генрих Акулов)
Чтец 3:
Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу
Не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
А. Дементьев
Игра « Разноцветные капельки»


- На столе у вас лежат капельки, выберите любую и напишите на ней качество или событие, которое, по-вашему, самое злое.
- Давайте закрепим их на доске.
(Дети свои капельки закрепляют на доске)
- Получился дождь зла.
- Может ли добро победить зло?
(Ответы детей)
- Как сделать, чтобы добро победило зло?
(Ответы детей)
- Выберите снова капельку и напишите на ней добрые качества и поступки, которыми можно исправить и уничтожить зло. (Дети выполняют задание)
- Закрепляем сверху на капельках зла капельку с добрыми поступками и уничтожаем их.
(Дети по очереди закрепляют свои капельки)


Учитель:
В сказке всегда добро побеждает зло. У нас с вами получилось так же.
Но не всегда в жизни все происходит так просто. Судить человека надо по его делам. Можно много раз говорить о том, что жалко стариков, а самим никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, всегда говорить о том, что нужно заботиться о природе, при этом проходя мимо урны для мусора и бросать его где попало. Все зависит только от самого человека.
Игра: «Ручей доброты»
-Сейчас я вам раздам голубые полоски бумаги – это будут маленькие ручейки.
-Что вы можете сделать для окружающих? (напишите на полосках о своих добрых делах)
Из полосок собираем ручей.
-Маленькие ручейки слились в большую реку доброты. Возле доброй реки растут и цветы, и травы, и деревья, к реке тянутся и люди, и птицы, и животные.


Учитель
Сейчас я вас познакомлю с притчей «Осколки доброты".
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие - то предметы и перекладывала их в сумку. Подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя он узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.


-Почему старушка подбирала стекла? О каком качестве человека говорит такой поступок?
-Если бы люди узнали, чем на самом деле занималась старушка, что бы они сделали?
Чтец 1:
В этот необычный день добрее
Станет каждый в мире человек.
Пусть же обнимает мир скорее
Теплоты душевной чистый снег!
Потекут слова любви, заботы,
Словно в марте из берёзы сок,
И шепнёт на ушко Богу что-то
Ласковый, смешливый этот вот стишок.
И тотчас - польётся с неба свет,
Объявляя злобе горькой:«Нет!»
Учитель:
Доброта - это качество, излишек которого никогда и никому не повредит. Быть добрым - это значит относиться к окружающим с пониманием, уважать других людей и считаться с их мнением. Добрый человек - это сильный человек, он всегда поможет другим людям. С таким человеком приятно общаться, дружить. Добрые люди как бы притягивают к себе других людей. В жизни любому человеку, где бы он ни находился, всегда предоставлена возможность делать людям добро: помочь соседке донести сумку или пропустить в очереди женщину с ребенком; уступить место в транспорте или сходить в аптеку за лекарством для соседа; да и просто улыбнуться.
Добрым людям легче жить в обществе, потому что у них больше друзей и знакомых. Им легче найти общий язык с кем-то, решить не только свои важные проблемы, но и чужие. У доброго человека большое сердце. Его хватает на всех. Оно, как и океан, никогда не замерзнет. Но иногда сердце начинает болеть. Делая человеку что-то хорошее, мы чаще всего ожидаем такого же отношения к себе. Но жизнь устроена по-другому. Нередко доброе отношение к себе человек воспринимает как должное, а сам ведет себя так, как ему хочется. Страшно, когда некоторые люди пользуются добротой других для достижения своих целей. Они знают, что добрый человек не сможет отказать и даже может пожертвовать собой. Иногда из-за желания помочь, обеспокоенности проблемами других человек может сам пострадать. Но несмотря ни на что мы должны всегда стремиться быть добрыми. Народная мудрость гласит: «Получив добро, помни, а сделав - забудь». Тот, кто делает добро другому, делает добро и себе: сознание содеянного добра уже само по себе является достойной наградой.
Быть добрым намного приятнее, чем быть злым. Быть добрым человеком, находясь с добрыми людьми, легко, но быть добрым всегда и со всеми сложнее, хотя это необходимо. Без доброты, сочувствия, сопереживания, милосердия мир существовать не может. Доброе отношение к людям может изменить нашу жизнь. Доброта ассоциируется с легкостью и с лучиками солнца, которые согревают самого человека и других людей. Радуйтесь жизни! Дарите свое тепло и улыбки окружающим: родным и незнакомым людям, счастливым и одиноким, удачным и потерявшим надежду. Не пропускайте случая, чтобы сделать добро, и помните слова А. П. Чехова: «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро».
Учитель:
И подвести итог нашего занятия хочется строчками А.Лесных
Чтец 3
Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело-
Тем живём на земле.
  • Карпова Ирина Игоревна , студент
  • Арзамасский филиал Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им.Н.И.Лобачевского
  • Чалкова Галина Валерьевна , студент
  • Нижегородский университет им. Н.И. Лобачевского
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДОБРЕ И ЗЛЕ
  • СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ
  • СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
  • СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ
  • ОПРОС
  • ОБЩЕНИЕ

Статья посвящена формированию представлений старших дошкольников о добре и зле как условие социальной адаптации. Особое внимание уделено важности формирования данных понятий у детей подготовительной группы. В статье подчеркивается, что общение дошкольников в этом возрасте имеет социальную направленность, но система ценностей у детей еще не совсем сформирована.

  • Изучение показателей физического развития школьников и студентов
  • Характеристика физического развития учащихся коррекционной школы
  • Игрофикация внеучебных мероприятий как метод формирования навыков эффективного финансового поведения студентов
  • Интерактивные технологии на уроках английского языка как средство стимулирования познавательной мотивации учащихся средней школы
  • Хоровое пение как один из ведущих видов учебной музыкальной деятельности школьников

Каждый день человек сталкивается понятиями добра и зла, оказывается в ситуации выбора, совершает добрые или злые поступки. Мы думаем, что понимаем, когда человек поступает хорошо, а когда он поступает плохо. Система ценностей - понятие, обозначающее комплекс сформировавшихся у человека представлений о значении в их жизни вещей и явлений, встречаемых в природе и обществе («социальных установок») . Люди опираются на систему ценностей при сравнении и выборе решений.

С древнейших времен до современного этапа развития общества понимание добра и зла постоянно исследовалось и менялось. Тем не менее точных, общепринятых определений понятий добра и зла на данный момент не существует. Проблему добра и зла можно рассматривать в самых разных областях, таких как, этика, философия, религия, фольклор, но мы остановимся на теме формирования представлений о добре и зле у детей дошкольного возраста в современных условиях социально-экономического развития общества. Формирование этих представлений у дошкольников мы рассматриваем как одно из условий успешной социальной адаптации . Ребенок, имеющий некую систему ценностей, понимает, что такое хорошо, что такое плохо, ориентируется в своем поведении на это знание, может оценить свои поступки, сверстников, старается регулировать свое поведение.

Понятия о добре и зле стихийно формируются у детей с самого детства. Ведь добро начинается тогда, когда на свет появляется ребенок. В дальнейшем на формирование представлений о добром и злом в сознании ребенка большое влияние оказывает социальный фактор – семья, детский сад, школа, вуз. В семье закладываются первоначальные основы личности. В.А. Сухомлинский утверждает, что «дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени» .

В настоящее время проблема формирования представлений о добре и зле у детей дошкольного возраста стала наиболее актуальной и значимой, в связи с требованиями предъявляемыми Законом РФ «Об образовании» и ФГОСами ДО к воспитанию личности.

Проблема понимания, соотношения и изучения понятий добра и зла интересовала людей с давнего времени. Проблемой изучения занимались многие учёные, такие как Аристипп, Эпикур, Бентам, Вольтер, Аристотель, Дьюи, Пирс, Милль, Айер, Расстел, Стивенсон, Кант, Шестов, Бердяев, Хайдеггер, Бубер, Сартр, Марсель, Камю, Фрейд, Фромм, Хорни и многие другие. Все они внесли большой вклад в понимание данной проблемы.

В своей работе мы бы хотели изучить формирование представлений о добре и зле у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий социальной адаптации. Основным методом в нашей работе стал устный опрос - один из самых распространенных методов получения информации.

Учитывая специфику наших испытуемых – детей дошкольного возраста, мы придерживались следующих правил:

  • при составлении опроса важно, чтобы вопросы были просты, понятны и в тоже время не содержащие подсказок и указаний на конкретный тип ответа;
  • прежде чем начать опрос, нужно дать ребенку приспособиться к новой обстановке и расположить ребенка к себе приветливой мимикой и добрыми словами;
  • во время опроса не должно быть посторонних, исследователь должен быть один на один с отвечающим;
  • разговор с ребенком следует вести неофициально и доверительно. Желательно в начале опроса предлагать лёгкие вопросы, затем трудные;
  • если ребенок испытывает затруднения, то его необходимо подбодрить. Нельзя его торопить, ругать за плохие ответы или их отсутствие. Проявлять недовольство;
  • после каждого вопроса необходимо похвалить ребенка за его ответ;
  • интервью должно длиться 5-15 минут,не дольше, так как после этого времени у детей снижается интерес и устойчивость внимания;
  • при опросе детей, необходимо убедиться в правильном понимании ребенком адресованных ему вопросов и только после этого интерпретировать и обсуждать даваемые им ответы;
  • после окончания опроса диагност должен дать положительную оценку деятельности ребенка. (Молодец! Отлично! Хорошо, постарался!)

В нашем исследовании участвовали 17 детей из подготовительной группы. В ходе устного индивидуального опроса детям задавали следующие вопросы:

  • Что такое добро. Что такое зло?
  • Какого человека мы называем добрым, какого злым?
  • Ты считаешь себя злым или добрым? Почему?

Обратимся к анализу результатов.

На вопрос 1 дети ответили следующим образом: (см.Приложение №1)

  • 24% сказали что, добро – никого не обижать, не жадничать, делиться, дарить подарки;
  • 43% понимают добро как помощь родителям, хорошее поведение, совершение добрых поступков;
  • 33% детей понимают добро, как дружбу,игру с другими, веселье;

Зло дети понимают как противоположность понятия добра.

Анализируя ответы детей на первый вопрос, можно прийти к выводу, что для детей изучаемые понятия имеют социальную направленность. 57% опрошенных детей считают, что добро и зло – понятия определяемые общением с окружающими людьми и социально приемлемым поведением. 43% детей характеризуют данные понятия общением с близкими взрослыми. Исходя из ответов детей, можно убедиться, что данные понятия для детей старшего дошкольного возраста в первую очередь социально ориентированы.

Приложение №1 Зло – наоборот

На второй вопрос дети ответили что добрый/злой человек это тот кто: (см.Приложение №2)

  • 31% детей ответили, что добрый/злой человек это тот кто помогает другим, играет с ними, любит окружающих, никого не обманывает /вредит окружающей его природе, смеется над другими, обижает других;
  • 23% детей ответили, что добрый/злой человек это тот кто со всеми дружит, всегда придет на помощь, честный и добрый, со всеми делиться /жадничает, дерется, смеется над другими, всем мешает;
  • 15% под добрым и злым человеком понимают героев родного края - Илью Муромца /Соловья Разбойника;
  • 7% сказали добрый/злой человек это тот кто делиться игрушками конфетками /кидает фантики на улице, обижает других;
  • 24% сказали добрый/злой человек это тот кто ни с кем не дерется, помогает маме и папе /дерется, обижает других, жадничает, не помогает.

Приложение №2

Ответы на второй вопрос так же носят социальный характер. Большинство опрошенных наделяют доброго человека коммуникативными качествами, героизмом и щедростью; злого - насмешливостью, грубостью и неуважением к окружающим. Остальные дети подчеркивают важность общения с родителями. Сформированность представлений о добром или злом человеке – необходимое условие социальной адаптации детей, так как малыш должен научиться разбираться в людях и находить с ними общий язык.

На последний вопрос дети ответили, что они считают себя добрыми, и объясняли это тем что: (см.Приложение №3)

  • они помогают маме и папе (50%ответов);
  • они честные, делятся игрушками, никого не обижают, не жадничают(33%ответов);
  • они тихие и послушные (8% ответов);
  • они хорошие и их всегда хвалят(9%ответов);

Приложение №3

При ответе на третий вопрос 100% опрошенных нами детей назвали себя добрыми. Из диаграммы видно, что на первый план выходят семейные ценности (50% всех опрошенных ответили, что они добрые потому что помогают маме и папе), а общение со сверстниками и личностные особенности детей (честность, послушность и примерное поведение, щедрость и др.) отходят на второй. Примечательно, что дети без особых затруднений высказали свое понимание добра и зла, они с радостью шли на контакт с нами, смогли отнести себя к одной из предложенных категорий.

Таким образом, проанализировав результаты всех ответов детей по составленным нами вопросам, можно прийти к выводу, что общение дошкольников на этом этапе развития имеет социальную направленность, но система ценностей у детей еще не сформировалась. Мы выяснили, что на первый план для дошкольников выступают отношения со сверстниками, а отношения с родителями постепенно отходят на второй план. У старших дошкольников еще не устоявшаяся система представлений о добре и зле. В дальнейшем с помощью бесед, личного опыта и специализированной литературы педагог поможет ребенку сформировать полноценное развитие системы понятий добра и зла и системы социальных ценностей, которые в будущем помогут ему адаптироваться в социуме.

Список литературы

  1. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1985.-272 с, ил.
  2. Немов Р.С. Психология Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. - 2-е изд. - М.: Просвещение,1995.- 496с.
  3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. –– Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.
  4. Интернет ресурс: https://ru.wikipedia.org/

С давних времен людям дано право выбирать между «плохим» и «хорошим», добром и злом. Что же такое «хорошо» и что такое «плохо», где проходит граница между этими понятиями? Эти вопросы интересуют каждого человека с самого раннего детства.

Родителям важно сформировать понятия о добре и зле наряду с развитием интеллекта и творческих способностей крохи. Именно в раннем детстве малышу проще всего не только научиться считать, читать, играть на музыкальных инструментах, но и раз и навсегда определить для себя систему нравственных ценностей. Позднее уже сложно будет исправить сложившиеся представления ребёнка о «плохом» и «хорошем». Уже годовалые малыши начинают задумываться о собственной личности и о других людях. Именно в этом возрасте они пробуют грани дозволенного, что можно, а что нельзя, за что похвалят, а за что поругают.

С раннего возраста формируйте правильные представления ребёнка о добре и зле. Например, не умиляйтесь, когда кроха дергает кота за хвост. Лучше сразу спокойно, но категорично выкажите свое отношение к ситуации: «Кошке больно, нехорошо её обижать. Давай лучше с ней поиграем!».

Маленький непоседа может шалить, испытывая ваше терпение. Прежде всего, Вам необходимо сохранять спокойствие, и ни в коем случае не называть ребёнка плохим или злым. Этим можно запрограммировать малыша на негативную черту характера. Вместо этого скажите крохе, что знаете, что он очень добрый и хороший. И Вам непонятно, почему малыш себя так ведёт, ведь добрые и хорошие дети так не делают. Ребёнок не пожелает обмануть Ваше доверие и будет стремиться быть хорошим.

Кстати, обязательно выражайте свою радость при совершении малышом добрых дел, поощряйте его.

Самые яркие представления о хорошем и плохом формируются нашими собственными поступками. Вы можете сколько угодно говорить ребёнку о необходимости быть щедрым или ласковым, но если будете жадничать или грубить, малыш Вам не поверит. Слова должны подтверждаться реальными действиями. Не лгите крохе, если учите быть правдивым, не кричите на него, если учите быть терпеливым и т.п. Ребёнку в дальнейшем придется непросто, если Вы будете вселять в его душу противоречия. Очень важно чтобы к началу посещения садика малыш научился чётко прокладывать грань между добром и злом.

Иван-царевич и Серый волк

Победа добра над злом должна быть в представлении крохи однозначной. Жаль, что современная действительность с её новыми мультфильмами, книгами, передачами размывает границу между плохим и хорошим. «Положительные» герои часто злы и безжалостны, но детишки восхищаются их кровожадными поступками. Нам всё равно не оградить малышей от телевидения и литературы, поэтому необходимо успеть заложить в них истинную систему ценностей - с раннего возраста знакомить с добрыми сказками, фильмами, спектаклями, где Добро раз и навсегда расправляется со Злом.

В русских сказках главным героем часто является Иван (Царевич, Дурак и т.д.) – бесстрашный и добрый герой, который победит всех врагов. Его спутницей выступает красивая, добрая и умная женщина – Василиса Премудрая, Елена Прекрасная и др. Зло чаще всего олицетворяют Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч. Из наших народных сказок ребёнок сделает правильные выводы, какие поступки плохие, а какие хорошие.

Характер малыша можно формировать с помощью сказок. Воспитание доброты, воли, мышления, борьба с капризами происходят в ненавязчивой форме, но глубоко западают в душу крохи. Вы рассказываете ему сказку о нём самом же, в сюжете которой ребёнок совершает хорошие поступки. В результате Ваш сын или дочь захотят подражать своему сказочному образу в жизни. И тогда малышу не нужно будет объяснять, что такое хорошо, а что такое плохо – он сможет рассказать Вам об этом сам!

Предлагаем рассказать Вашему крохе притчу о добре и зле:

«Однажды один старый мудрый индеец - вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

Почему бывают плохие люди? - спрашивал его любознательный внук.

Плохих людей не бывает, - ответил вождь. - В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй - тёмный. Понимаешь?

Понятно, - сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: - Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Классный час для 3-4 класса с презентацией. Добро и зло

Сценарий классного часа для обучающихся 3 - 4 классов «Добро и зло»

Суртаева Татьяна Александровна, учитель начальных классов МОУ «Тондошенская ООШ» «Верх-Бийская ООШ», Республика Алтай Турочакский район с. Верх-Бийск
Данный классный час будет полезен учителям начальных классов, он предназначен для детей 3 – 4 классов.
Тема классного часа: «Добро и зло»
Цель: Формирование у учащихся представления о добре и зле, доброте, хороших и плохих поступках.
Задачи:
1. Раскрыть понятия: доброта, добро и зло.
2. Формировать нравственные категории и оценочные суждения.
3. Воспитывать чувства товарищества, взаимоподдержки и сострадания, воспитывать культуру общения.
4. Учить распознавать героев и персонажей художественных произведений, у которых есть такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивость, учить совершать благие дела.
Оборудование: презентация (смена слайдов и изображений по клику), словарь русского языка С.И.Ожегова.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Добрый день и добрый час!
Как я рада видеть Вас!
Вы друг к другу повернитесь,
Очень мило улыбнитесь.
Ведь улыбка, без сомнения,
Поднимает настроение!
Не придётся нам писать,
И не станем мы считать,
Мы сегодня на уроке
Будем с Вами рассуждать.
2.Вступительная беседа.
- Ребята, посмотрите на экран. (2 слайд)

-Что объединяет картинки? (предположения детей)
- Можете ли вы предположить, какая тема нашего занятия? (ответы детей)
- Я вам дам ещё одну подсказку. (3 слайд)


- Посмотрите на экран. Знакомые герои? Какая общая тема объединяет картинки из сказок? (ответы детей)
- Ребята, тема классного часа «Добро и зло» (слайд 4)


3. Беседа по теме занятия.
- Ребята, какие сказки вы можете вспомнить, где встречается тема добра и зла? (ответы детей) Вспомните, пожалуйста, героев, которые имеют положительные качества. А каких героев мы можем назвать отрицательными? (заранее можно подготовить иллюстрации самых популярных героев)
- Ребята, добро и зло – это особые слова. Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Кто может из вас постараться ответить на вопрос: что такое добро? (дети высказывают свои предположения)
- Я принесла с собой словарь русского языка С.И.Ожегова. В этом словаре мы попробуем отыскать ответ на наш первый вопрос: что такое добро? (слайд 5)


- Обратите внимание, что слово «Добро» имеет два значения. (обсуждение с детьми)
- И второй вопрос, на который мы постараемся ответить, а что такое зло? (своё мнение высказывают дети)
- Уточним в словаре, не ошиблись ли вы в своих ответах. (слайд 6)


- Ребята, посмотрите на следующий слайд. (слайд 7)


- Как вы считаете, какое отношение к нашей теме имеют эти животные? (дети высказывают свои предположения)
4. Просмотр притчи «Два волка"
- А сейчас я предлагаю посмотреть одну притчу, которая называется «Два волка». (при просмотре притчи учитель читает текст сам или хорошо читающий учащийся (слайд 8 видео)


5. Обсуждение и анализ притчи.
- Как вы поняли смысл этой притчи? (рассуждения детей)
- Как можно объяснить слова старика: «Побеждает тот волк, которого ты кормишь »?
- Каждый человек способен вскормить в себе доброго или злого волка. Каждый решает сам, какой волк ближе. Я хотела бы всем пожелать, чтобы вы совершали только добрые поступки, говорили только добрые слова.
- А чем отличаются слова добро и доброта? (ответы детей)
- Если бы сейчас я предложила вам нарисовать картинку под названием «Добро», то что бы вы на ней изобразили? (ответы детей)
- А я хочу показать вам вот такую добрую картинку (слайд 9). И прочитать маленький стишок:Хочешь, чтоб тебя любили? Делай людям ты добро. Очень скоро убедишься - поступаешь ты умно!


- Ребята, знаете ли вы пословицы и поговорки о добре, зле, доброте? (работа с детьми. Детям можно предложить пословицы на экране, а можно раздать на листочках и разобрать смысл нескольких пословиц и поговорок). (слайд 10)


6. Работа с пословицами и поговорками.
- У каждого из вас доброе сердечко, я это точно знаю. Посмотрите, сколько таких сердечек в нашем классе – целый сад! И я так этому рада! (слайд 11)


- Я очень надеюсь, что в нашем садике будут всегда красивые цветы, крепкие корни и множество плодов. Обещаете стараться?
7. Обобщение полученного материала.
- Ребята, мы с вами сегодня на занятии много обсуждали, высказывали свои мнения. Какие советы теперь вы можете дать своим младшим братишкам и сестрёнкам, а может даже и старшим? (ответы детей) Я предлагаю вам сформулировать несколько полезных советов, которые мы будем хранить в своей памяти. (можно предложить детям нарисовать плакат) (слайд 12 с песней)


- Какой герой мультфильмов всегда призывает жить дружно? Конечно, Леопольд. И сейчас я предлагаю вам послушать его песенку «Песенка о доброте».
8. Подведение итогов.
- Ребята, вспомните, как же заканчиваются наши любимые сказки?
-Добро побеждает зло! И я вам желаю, чтобы в вашей жизни было так же! (слайд 13)


- И в завершении нашего занятия я хочу вам прочитать небольшое стихотворение (слайд 14 а).


Как хорошо, что доброта
живёт на свете вместе с нами.
Без доброты ты - сирота,
Без доброты ты - серый камень!
-Я надеюсь, что наше занятие прошло не зря и вы очень многое возьмёте с собой в вашу жизнь!
9. Домашнее задание.
- Я прошу вас дома сочинить свою маленькую сказку о добре, зле, доброте.
(слайд 14 б). Спасибо за внимание!

Презентация на тему: Сценарий классного часа для учащихся 3-4 классов "Добро и зло"

Алёна Роговая
Беседа «О добре и зле» с детьми старшей группы

Цель : Приобщение детей к общепринятым нормам взаимодействия между людьми.

Задачи :

развивать чувство удовлетворения за добрые дела ;

направить детей совершать добрые поступки бескорыстно, умение прийти на помощь;

воспитывать чувство сострадания, понимания и взаимопомощи друг к другу.

Ход беседы

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Встаньте в «Круг радости» , послушайте стихотворение :

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться : «Доброе утро

Доброе утро – солнцу и птицам!

Доброе утро - улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым , доверчивым!

Пусть доброе утро – длится до вечера!

О чем мы будем говорить сегодня?

Дети : О добре .

Воспитатель : А как вы думаете, что такое добро ? Что значит творить добро ?

Рассуждения детей.

Воспитатель : Для чего нужны доброе сердце и добрая душа ?

Дети : Чтоб помогать тем, кто попал в беду.

Воспитатель : А какое сердце у злого человека?

Ответы детей.

Воспитатель : Злой помогает людям?

Ответы детей.

Воспитатель : Ребята, сегодня мы отправимся к дереву Доброты . Это Дерево наполняет мир добром , напоминает о том, что нужно творить добро . Но с ним произошла беда. Оно завяло и перестало цвести из-за плохих, злых поступков людей. Если мы не оживим Дерево, как вы думаете, что произойдёт. Что может победить? (победит зло) .

Воспитатель : Чтобы добраться до Дерева , нам надо преодолеть препятствия.

Первое препятствие - болото.

Игра «Перейди болото» .

Правило объяснить : перейти болото можно по кочкам. Вот вам дощечки-кочки.

Раздаю всем по три дощечки (картонки, одному не хватает.

Воспитатель : Что делать?

Воспитатель : Мы поделились кочками, это какое дело?

Дети : Доброе .

Воспитатель : Доброе дело радость приносит.

Вместе с детьми повторяем пословицу .

Воспитатель : Какие слова говорят тому, кто с тобой делится?

Дети : Вежливые, добрые слова .

Воспитатель : Давайте поблагодарим тех, кто сейчас совершил доброе дело – поделился кочкой.

Дети благодарят друга.

Следующее препятствие :

Воспитатель : Вам нужно объяснить «Что такое хорошо, что такое плохо?» (картинки-слайды, на которых изображены плохие и хорошие поступки) .

Ответы детей.

Следующее препятствие : «Герои сказок» .

Воспитатель : Сейчас вам нужно вспомнить сказочных героев?

На столе лежат картинки героев сказок.

Воспитатель : Про каких героев вы можете сказать, что они добрые ?

Дети : Золушка, Красная Шапочка, Айболит, «Заюшкина избушка» (Петух выгнал Лису, «Муха – Цокотуха» (комарик) .

Дети объясняют какие поступки совершили эти герои.

Воспитатель : А только ли добрыми бывают сказочные герои?

Ответы детей

Воспитатель : Назовите злых сказочных героев?

Дети : Злая мачеха, Волк, Бармалей, Лиса, Паук. Объясняют, какие поступки совершили герои.

Воспитатель : Разложите героев по поступкам, а помогут смайлики.

Дети раскладывают в коробки, на которых изображены смайлы с добрым и злым выражением .

Воспитатель : Добро побеждает зло , люди не зря говорят : Доброта спасет мир .

Вместе с детьми повторяем пословицы : Добро побеждает зло , Доброта спасет мир .

Воспитатель : Вот мы и добрались до дерева Доброты . (на магнитной доске висит ватман – на нем нарисовано сухое печальное дерево). Дерево печальное, грустное, обиженное, некрасивое, сухое. Оживить его могут ваши добрые поступки , добрые дела . Какие добрые дела можете вы совершать?

Ответы детей : помогать маме, не капризничать, не драться, не обзываться, кормить птиц, ухаживать за малышами и т. п.

Воспитатель : Давайте расскажем о своих добрых делах . Если вы совершаете добрые дела , значит у вас доброе сердце . Расскажите о своем добром деле , иприкрепите на дерево сердечко.

Раздаю детям сердца, вырезанные из бумаги.

Дети высказываются, прикрепляют на дерево Доброты сердце на магнит или двусторонний скотч.

Воспитатель : Вы согрели дерево Доброты теплотой своих сердец. Ведь это доброе дело ! А сейчас присядьте на корточки, закройте глаза.

Включаю песню Кота Леопольда «Если добрый ты » .

В это время меняю дерево с сердцами на цветущее красивое дерево.

Воспитатель : Открывайте глаза, посмотрите, что произошло с деревом. Мы своими добрыми делами оживили дерево, оно расцвело и напоминает людям, что нужно творить добрые дела .

Вывод : Хорошо ли творить добро ?

Ответы детей

Воспитатель : Добрый человек добро сеет .

Вместе с детьми повторяем все пословицы о добре .

Мы сегодня с вами говорили, что нужно совершать только хорошие и добрые поступки . Давайте построим пирамиду Доброты . Я вытяну свою ладонь, а вы все кладите свои ладони на мои. Посмотрите, какая высокая получилась пирамида Доброты . Давайте вспомним добрые дела , которые мы совершили сегодня и подбросим высоко-высоко, чтобы они разлетелись далеко и мир стал добрее .

Публикации по теме:

Практическая беседа с детьми старшей группы «Компьютерные файлы и папки» Практическая беседа с детьми старшей группы на тему: «Компьютерные файлы и папки Задачи: Обучающие: - Закрепить понятия «Файл», «Папка»,.

Беседа с детьми старшей группы по теме «Моя семья». МДБОУ «Детский сад № 43» Воспитатель Харламова Н. В. Цель: Формировать у детей позитивное.

Беседа с детьми 2 младшей группы «Мамочка, мамуля» Беседа «Мамочка, мамуля» Цель: -воспитывать уважение, доброе отношение и любовь к своей маме. Задачи: - развивать внимание, речь, мелкую.

Беседа с детьми средней группы «Если добрый ты» Ц е л ь: воспитание положительных черт характера, побуждение к добрым делам и поступкам. З а д а ч и: осмысление и понимание слов “доброта,.

Беседа с детьми старшей группы «Права ребёнка» Задачи: Познакомить детей с их правами. Воспитывать уважение к членам семьи. Материал: Бумага, карандаши, маска медвежонка, медведицы, лепестки.

Беседа с детьми старшей группы «Щелкунчик и мышиный король» Ольга Ермошина Беседа с детьми старшей группы " Щелкунчик и мышиный король" Цель: Ввести детей в атмосферу сказки Гофмана; подготовить.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!