Здоровьесберегающая деятельность в школе. Отчет по здоровьесбережению Анализ работы по здоровьесбережению в школе

В соответствии с планом работы в 2013-2014 учебном году в школе проводилась комплексная экспертиза системы работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Исследование проводилось с целью выявления эффективности работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. В исследовании приняли участие: директор школы, заместители директора, психолог, медицинский работник, учителя физкультуры, классные руководители, обучающиеся 4б, 8а, 10в классов в количестве 78 человек.

Все полученные в ходе опросов и анкетирования данные или значения, автоматически обрабатывались на основе программы Microsoft Excel и вносились в сводную таблицу. В таблице №1 представлены сводные результаты по исследуемым показателям.

Таблица №1.

Исследуемые показатели

Полученные результаты

Оценка здоровьесберегающего потенциала ОУ

Высокий здоровьесберегающий потенциал

Оценка здороровьесберегающей деятельности ОУ

Средний уровень здоровьесберегающей деятельности

Оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности ОУ (количественная оценка)

Средняя эффективность здоровьесберегающей деятельности

Качественная оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности ОУ

ОУ организует здоровьесберегающую деятельность, в которой отсутствуют системность и последовательность

Медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья

Организация медицинской профилактики и наблюдения за состоянием здоровья детей в школе проводится эффективно

Организация физкультурно-оздоровительной работы в ОУ

Организация физкультурно-оздоровительной работы в школе не вызывает особой тревоги

Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

Организация просветительско-воспитательной работы с учащимися в школе не вызывает особой тревоги

Система работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся получила следующее экспертное заключение: «Условия обучения учащихся соответствуют среднему уровню, типичному для большинства школ Республики Коми. Вместе с тем высокий здоровьесберегающий потенциал педагогическим коллективом школы в полной мере не используется. Активизация здоровьесберегающей деятельности позволит вывести систему здоровьесбережения школы на более высокий уровень».

Дополнительно к исследованию были собраны и обработаны данные по изменению функционального состояния и текущей заболеваемости учащихся трёх классов. Так же, были изучены результаты анкетирования по выявлению напряжённости у учащихся начальных классов в период адаптации и по выявлению напряжённости у учащихся средних и старших классов. (Приложение №3).

Экспертное заключение и все полученные во время исследования данные были обсуждены на Педагогическом совете школы в октябре 2009 года. Педагогическим советом было принято решение: активизировать здоровьесберегающую деятельность в школе и вывести её на более высокий уровень.

Перед педагогическим коллективом школы была поставлена цель: создать такие условия обучения, в которых учащийся ведёт здоровый образ жизни, каждому обучающемуся даётся реальная возможность получить полноценное образование, адекватное его способностям, склонностям, возможностям, потребностям и интересам.

Основными задачами на пути достижения указанной выше цели являются формирование и оптимизация:

  • 1. Уровня образовательной нагрузки каждого учащегося.
  • 2. Системы оздоровительных и профилактических мероприятий.
  • 3. Системы физкультурно-спортивных мероприятий.
  • 4. Системы внеклассных и внеурочных мероприятий.
  • 5. Системы психологической помощи учащимся.
  • 6. Благоприятного морально-психологического климата в ученических и педагогическом коллективах.

Все проанализированные нами факторы, оказывающие прямое влияние на здоровье обучающихся, разделили на три группы:

  • 1. Эндогенные факторы, то есть неизбежные (генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные и экологические условия) - с ними необходимо считаться, нет способов их изменить.
  • 2. Корректируемые (интенсификация и нерациональная организация учебного процесса) - действие которых можно в некоторых случаях, корректировать.
  • 3. Устранимые (школьные факторы риска) - негативное влияние которых можно снизить, нейтрализовать, исключить.

Все факторы, относящиеся к корректируемым и устранимым, учитывались нами при организации образовательного процесса, именно на них были направлены наибольшие усилия педагогических работников.

Для создания здоровьесберегающей среды каждый из субъектов здоровьесберегающей деятельности должен выполнять свои функции, воздействуя на устранимые факторы. Естественно, возможности и характер воздействия субъектов различен и только их совместная деятельность может обеспечить реальный успех системы здоровьесберегающих мероприятий.

В педагогическом коллективе школы созрело понимание, что для обеспечения здоровья учащихся в условиях общеобразовательного учреждения, педагогу необходимо:

  • · иметь представление о здоровьесберегающих технологиях,
  • · понимать, от каких факторов необходимо оберегать учащихся,
  • · как грамотно спланировать и организовать свою работу в сотрудничестве с коллегами и родителями,
  • · как объективно и точно оценить происходящие в здоровье учащихся изменения.

Однажды по лесу шёл мудрец. Он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже давно, сильно устал, а результат был очень невелик.
“Что ты делаешь?” – спросил мудрец.
“Не видишь, я работаю!” – сердито ответил лесоруб.
“Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее”, – посоветовал мудрец.
“Не мешай, мне некогда, мне работать надо”, – ответил упрямый лесоруб.

Ситуация, представленная в данной метафоре, хорошо знакома всем, кто работает в школе учителем. Зачастую, проводя до тысячи уроков за один только учебный год, сталкиваемся с проблемой лесоруба.
Причины такого положения дел в противоречиях современной системы образования.

Это противоречия между:

  • целями, стоящими перед системой образования, направленными на развитие личности и конечным результатом, акцентированным на знания, умения и навыки;
  • направленность на сохранение здоровья участников образовательного процесса и его интенсификация;
  • высокими требованиями, предъявляемыми государством к педагогу, и низким статусом учителя в обществе;
  • необходимостью развития мотивации достижений у школьников и оценочной деятельностью, ориентированной на фиксацию неудач;
  • организацией методической работы в школе, направленной на рост специально – предметной компетентности, и необходимостью повышения психолого-педагогической компетентности;
  • слабостью дидактико-технического оснащения и современными требованиями к качеству образования;
  • достаточно жесткой организацией учебного процесса и психофизиологическими ресурсами учащихся.

Как разрешить данную проблему?

На данный момент видится только одно: какие бы методы учитель не применял и сколько бы не принуждал к учению, результата добиться можно только решая проблему комплексно, через развитие и сохранение здоровья всех участников образовательного процесса.

В практике существует множество определений понятия "здоровье". Мы в своей деятельности руководствуемся определением данного понятия, предложенным ВОЗ: " Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов".

Соматический компонент включает в себя генотип, обмен веществ, уровень физического развития, тип конституции, функционирование систем организма.
Индивидуально-психический компонент включает в себя эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы личности, доминантность полушария, темперамент и другие свойства психики.
Социально-личностный компонент включает в себя социально обусловленные свойства психики человека, обеспечивающие выполнение различных социальных ролей, социальную адаптацию (целевые установки, актуальные потребности, уровень и степень притязаний.
Духовно-нравственный компонент ученые не обозначают как личностный, так как духовное состояние человека выходит за рамки личности.

Проблематизируя смыслы, связанные со здоровьем ребенка, здоровьесберегающим обучением, мы считаем, что школа не должна брать на себя медицинские функции и обязанности.
Среди показателей психического здоровья выделяют основные и дополнительные.

Основные показатели:

  • Чувство тревоги, безотчетного страха.
  • Чувство раздражения, гнева и враждебности.
  • Состояние депрессии.
  • Чувство вины.

Эти показатели можно взять за основу психического здоровья школьников, педагогов и родителей. Чтобы сохранить психическое здоровье человека (ребенка или взрослого), необходимо научить его самооценке и самонаблюдению, тогда справиться с ситуацией будет гораздо проще.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ

Цель: создание единого здоровьесберегающего пространства, обеспечивающее развитие личности с учетом физиологических и интеллектуальных особенностей, удовлетворение потребностей и возможностей.

Задачи:

  • создать каждому ученику необходимые и достаточные условия личностного развития;
  • предоставить учащимся многообразные знания и виды деятельности для опробывания своих сил и возможностей, проявления интересов и склонностей;
  • перейти от пассивных форм обучения к деятельному с вовлечением учащихся в самостоятельную познавательную деятельность;
  • формировать физически здоровую толерантную личность, способную свободно адаптироваться в современном мире.

Поэтому необходима комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса.
Мониторинг является важнейшим инструментом проверки оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для основных путей устранения недостатков учебного процесса в школе.

Задачи мониторинга:

  • Описание здоровьесберегающей деятельности.
  • Анализ реальной ситуации в области состояния здоровья учащихся и факторов, которые позитивно и негативно влияют на здоровье.
  • Оценка эффективности использования здоровьесберегающих педагогических технологий.
  • Создание и распространение эффективных моделей здоровья.
  • Оценка адаптационных возможностей детского организма и физического состояния.


С целью отслеживания влияния процесса обучения на качество образования мониторинг должен осуществляться по следующим показателям:

1. Мониторинг здоровья учащихся и его влияния на успеваемость:

1) состояние здоровья школьников;
2) пропуски уроков по болезни;
3) уровень тревожности;
4) охват горячим питанием;
5) занятия в спортивных секциях;
6) уровень адаптации и мотивации учащихся;
7) результаты обученности.

2. Мониторинг здоровья педагогов и его влияние на результаты деятельности:

1) состояние здоровья педагогов;
2) применение новых технологий;
3) диагностика затруднений;
4) уровень невротизации.

Принципы здоровьесберегающей деятельности:

1. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся
2. Принцип ненанесения вреда
3. Принцип триединого представления о здоровье физическом, нравственном, психическом
4. Принцип приоритетного применения активных методов обучения и воспитания
5. Принцип соответствия содержания и организации процесса обучения и воспитания возрастным особенностям учащихся
6. Принцип отсроченного результата
7. Принцип активной обратной связи

Гипотеза: повышение результатов обученности, сохранение здоровья обучающихся, сформированность навыков ЗОЖ будут возможны при выполнении следующих условий:

  • образовательный процесс в школе организован с учетом возрастных и психологических особенностей личности,
  • предоставлены возможности для развития и самореализации,
  • включает в себя наряду с педагогической медико-профилактическую деятельность,
  • охватывает деятельностью всех участников образовательного процесса и представителей заинтересованных ведомств,
  • УВП организован с учетом рационального распределения рабочего времени.

Программа работы по сохранению здоровья состоит из пяти блоков-направлений.

1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры:

  • Создание комплексных условий для развития ребенка и сохранение его здоровья

Достаточно благоприятная социальная среда позволяет детям посещать во вторую половину дня секции волейбола, футбола, плавания, тренажерный зал спортивного комплекса. Большой популярностью у наших детей пользуются танцевальные кружки, кружки вокала и хорового пения при Доме культуры. Тесная связь со спортивным комплексом и Домом культуры позволяет не только решить проблему занятости детей, но и бороться с недостатком двигательной активности.

  • Состояние и содержание здания и помещений в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами
  • Организация качественного горячего питания

Школьная столовая обеспечивает всех учащихся полноценным горячим питанием в соответствии с режимом работы школы. Организация двухсменного качественного горячего питания (завтрак, обед) не только благоприятно влияет на состояние здоровья учащихся, но и позволяет без ущерба для здоровья школьников проводить различные виды деятельности во вторую половину дня (посещение ГПД, занятия в кружках, секциях, клубах по интересам).

Динамика охвата горячим питанием (за три года):

  • Организация вспомогательных служб:

– психолого-логопедическая служба

Уровень психического здоровья определяется уровнем тревожности. Для диагностики и анализа уровня тревожности применен «Тест школьной тревожности Филлипса».
Результаты диагностики показали, что к 16-летнему возрасту проблемная нагруженность ослабевает, исключение составляет лишь область будущего. Наибольшую нагруженность проблемами имеют подростки в возрасте 12–13 лет. При благоприятных условиях и социальной поддержке со стороны окружения эти дети будут испытывать социальный комфорт. У учащихся начальной школы среди факторов тревожности преобладает страх ситуации проверки знаний и несоответствие ожиданиям окружающих. Наименее ярко выражены переживания социального стресса, что говорит о благоприятном эмоциональном климате.

– социально-правовая служба

Среди причин, негативно влияющих на здоровье подрастающего поколения, специалисты выделяют социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить должный уход за детьми. В нашей шкале данная проблема не является остро стоящей, так как на территории поселка находится Сахалинская ГРЭС, стабильно работающее предприятие, на котором работает большинство родителей наших учащихся.

Изменения социальной карты школы за три года:

общественный совет «Здоровье»

  • Оснащение медицинского кабинета

2. Рациональная организация учебного процесса.

Реализация этого блока создает условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса, предотвращая при этом чрезмерное функциональное напряжение и переутомление:

  • Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся
  • Использование при составлении расписание новой шкалы трудности учебных предметов, позволяющей строить расписание уроков с учетом каждой возрастной группы
  • Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе (проблемное обучение, дифференцированное обучение, проектное обучение, развивающее обучение, модульное обучение, игровые технологии)

В начальной школе :

  • Безотметочное обучение, при котором фиксация результатов обучение в первых классах ведется в Листах индивидуальных достижений учащихся, что позволяет создать систему портфолио.
  • Подвижный способ обучения со сменой динамических поз.

В средней и основной школе :

  • Переход к предпрофильной подготовке и профильному обучению как средству, позволяющему учитывать склонности и интересы учащихся, снижающему уровень тревожности

Предпрофильная подготовка в 9 классах должна осуществляться на основе запросов учащихся с учетом кадрового потенциала школы. Проведенная в ходе работы диагностика позволит определить интересы и склонности учащихся, послужит базой для перехода к профильному обучению, как средству, позволяющему учитывать склонности и интересы учащихся, снижающему уровень тревожности.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в школе можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья:

Медико-гигиенические технологии:

  • Контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.
  • Проведение прививок.
  • Наличие в школе медицинского кабинета для оказания каждодневной помощи и школьникам и педагогам, проведение занятий лечебной физкультурой, организация ароматерапии, массажа.

Физкультурно-оздоровительные технологии:

  • Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости.

Экологические здоровьесберегающие технологии:

  • Создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей.
  • Обустройство пришкольной территории.
  • Аэрофитомодуль: зеленые растения в классах.

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности

  • Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ.

Здоровьесберегающие образовательные технологии

  • Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Компенсаторно-нейтрализующие

  • Проведение физкультминуток и физкультпауз, позволяющее в какой-то мере нейтрализовать неблагоприятное воздействие статичности уроков.
  • Эмоциональные разрядки, «минутки покоя», позволяющие частично нейтрализовать стрессогенные воздействия.
  • Витаминизация пищевого рациона, позволяющая восполнить недостаток витаминов, особенно в весенний период.

Стимулирующие

Эти приемы позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния.

  • Физические нагрузки.
  • Обучение психологическим приемам борьбы с унынием, плохим настроением.

Информационно-обучающие

Они обеспечивают учащимся необходимый уровень грамотности для эффективной заботы о здоровье – своем и своих близких.

  • Проведение тематических классных часов.
  • Лекции медицинского персонала школы в Дни здоровья.
  • Оформление тематических стендов на тему здоровья.

Таким образом, систему образования можно считать здоровьесберегающей, если она на каждом этапе созревания обеспечивает удовлетворение возрастных и психологических потребностей участников образовательного процесса.

  • Включение в учебный план модульных программ, обучающих нормам ЗОЖ (комплексная программа "Здоровье в общеобразовательной школе" рук. А.В.Ляхович; комплексно-целевая программа "Здоровье"; «Культура здоровья» авт. Л.Иванушкина)
  • Изменение календарного плана.

Изменение календарного плана по результатам исследований позволяют:

  • снизить острую заболеваемость
  • сохранить более высокие адаптационные возможности в конце учебного года
  • снизить количество случаев повышенной и высокой невротизации
  • повысить учебную успеваемость

Школа работает в одну учебную смену по календарному плану, состоящему из шести учебных периодов. Длительность одного периода от 5 до 6 учебных недель.
Промежуточная аттестация во 2 – 9 классах проходит три раза в год: после четных учебных периодов.
Результаты анкетирования родителей и учащихся показали, что большинство участников образовательного процесса удовлетворены переходом к новому календарному плану.
Результатом перехода к данному календарному плану явилось снижение заболеваемости детей в школе, и как результат – повышение результатов обучения.
Создание здоровьесберегающей среды в школе позволит каждому ребенку получать полноценное образование с учетом его склонностей и возможностей.
В сравнении с 2005-06 учебным годом снизилось количество уроков, пропущенных по болезни.

3. Организация физкультурно-оздоровительной работы

Реализация этого блока предполагает работу по рациональной организации двигательного режима школьников, способствует нормальному физическому развитию и повышает адаптивные возможности детского организма.

Работа в режиме учебного дня предполагает следующие мероприятия:

  • Комплекс утренней гимнастики
  • Подвижные игры на перемене, благодаря которым можно снять статическую нагрузку и корректировать личностные качества детей
  • Физкультминутки и динамические паузы на уроке, позволяющие поддержать работоспособность школьников, снять утомление с конкретных физиологических систем
  • Комплекс упражнений для профилактики близорукости и снятия зрительного утомления

Внеклассная работа:

  • Уроки здоровья
  • Спортивные соревнования
  • Занятия в спортивных секциях
  • Занятия в системе ДО
  • Занятия танцами и пением
  • Туристический кружок

Учащиеся имеют возможность посещать спортивные секции в школе и спортивном комплексе.

Охват учащихся спортивными секциями

4. Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья

  • Профилактика заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача.
  • Мониторинг состояния здоровья учащихся с обсуждением на педсоветах, доступность данных сведений для каждого педагога.
  • Создание системы комплексной педагогической, психологической, социальной помощи детям со школьными проблемами.
  • Ритмико-коррекционные упражнения для детей "группы риска".
  • « Музыкотерапия» для детей с заболеваниями органов дыхания и школьными проблемами.

Работа по профилактике и динамическому наблюдению за состоянием здоровья учащихся включает комплекс мероприятий, позволяющих вести наблюдение за состоянием здоровья учащихся и принимать необходимые меры по профилактике:

  • комплексный медицинский осмотр учащихся 1–5, 9–11 классов;
  • паспортизация классов с целью сбора информации и отслеживания заболеваемости.

Близорукость и другие нарушения зрения занимают особое место в вопросах охраны здоровья школьников. Возникновению близорукости, наряду с наследственной предрасположенностью, способствуют и такие факторы, как несоблюдение гигиенических норм естественного и искусственного освещения рабочих мест, несоответствие размера школьной мебели росту учащихся. Все это приводит к увеличению зрительной нагрузки.
Все вышеперечисленное негативно влияет на органы зрения. Удельный вес детей с нарушениями зрения более 30%.

Критериями оценки состояния здоровья обучающихся являются показатели физического состояния учащихся, уровни общей и острой заболеваемости.

Состояние здоровья учащихся

5. Просветительско-воспитательная работа

Данный блок реализует систему мероприятий, направленных на формирование у учащихся понятий о ценности здоровья и ЗОЖ, профилактику вредных привычек. Работа проводится по следующим направлениям:

  • Самопознание: в этой части программы обращается внимание на состояние общего душевного комфорта, воспитывается система ценностных установок.
  • Я и другие: данный раздел предполагает работу по социальной адаптации учащихся, обучение способам поведения в обществе.
  • Здоровый образ жизни: данный раздел предполагает работу по изучению состояния здоровья, профилактику вредных привычек.

Второе направление работы – просвещение родителей и педагогов по вопросам здоровья детей:

– консультации специалистов;
– работа родительского лектория.

Ожидаемые результаты:

  • Сохранение и по возможности укрепление здоровья школьников через овладение навыками ЗОЖ
  • Улучшение санитарно-гигиенических условий в школе
  • Позитивная динамика результатов обученности за счет сокращения количества уроков, пропущенных по болезни;
  • Повышение адаптационных возможностей детского организма и стабилизация уровня обученности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую;
  • Повышение уровня психологической комфортности в системе "ученик – учитель"
  • Создание волонтерского движения в школе, обучение их основным способам общения, партнерских взаимоотношений.
  • Улучшение взаимоотношений семьи и школы, повышение ответственности родителей за здоровье ребенка;
  • Создание единого здоровьесберегающего пространства "детский сад – школа – спортивный комплекс – учреждения культуры".

Термин «здоровьесбережение» стал в современной педагогической литературе общепринятым и даже модным.

Понятие «школьные болезни» было введен немецким врачом Р.Вирховым в 1870 г. уже тогда для «устранения главнейших причин школьных болезней» предлагалось использовать в образовательных учреждениях игры, танцы, гимнастику и все виды изобразительного искусства. Тем самым на место «пассивно-воспринимающего обучения» должно было прийти обучение «наблюдательно-изобразительное». «Словесная школа» заменялась «школой действия».

Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены еще в 1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие обучающихся. Причем, несмотря на многочисленные попытки модернизировать школу на разных этапах истории нашего государства основы этой концепции практически не менялись, а, значит, поставленные задачи по сохранению здоровья подрастающего поколения не были выполнены.

В отечественной практике сохранения здоровья детского коллектива одним из первых примеров (если не самым первым) можно считать опыт работы Павлышской средней школы под руководством ее директора, выдающегося советского педагога А.В. Сухомлинского.

Вплоть до 1980-х гг. здоровьесбережение в образовательных учреждениях строилось на основе «трехкомпонентной» модели:

В учебном курсе внимание обучающихся акцентировалось на принципах здоровья и изменении поведения с ориентацией на здоровье.

Школьная медицинская служба осуществляла профилактику, раннюю диагностику и устранение возникающих проблем со здоровьем у детей.

Здоровая среда в процессе обучения связывалась с гигиенической и позитивной психологической атмосферой, с безопасностью и рациональным питанием детей.

Нашей основной задачей является не только формирование у обучающихся системы знаний учебных дисциплин, но и содействие социализации выпускников средней общеобразовательной школы в сложных и динамично меняющихся условиях современной действительности. Личностно-ориентированная педагогика направлена на развитие у каждого обучающегося качеств, необходимых для его успешной самореализации. Проблемная экология, социальная напряженность, размывание нравственных ценностей части социума усложняют традиционные задачи школы. Несмотря на то, что здоровье подрастающего поколения всегда было в центре внимания школы и общественности, сегодня как никогда здоровьесбережение становится актуальным.

Цель: Развивать потребность к здоровому образу жизни, формировать положительную мотивацию у детей к сохранению своего здоровья и пропагандировать здоровый образа жизни.

Задачи:

Сохранение состояния здоровья обучающихся в период пребывания в школе;

Достижение оптимально- допустимого уровня здоровья обучающихся;

Создание условий для формирования здорового образа жизни.

Основные мероприятия по решению задач:

Физкультурно-оздоровительная работа.

Педагогический коллектив школы уделяет большое внимание укреплению и сохранению здоровья обучающихся, строго следит за соблюдением норм СанПинов, обеспечивает режим проветривания учебных классов, следит за двигательной активностью детей, уделяют внимание детям с ослабленным здоровьем. В системе работы школы проводятся: Дни Здоровья, недели профилактики, соревнования по различным видам спорта. Кроме регулярных уроков физической культуры обучающихся школы могут развиваться физически на занятиях в спортивных секциях. Школьники активно участвуют в спортивной жизни микрорайона, района и области.

Реализация программы «Школьное молоко».

Для сохранения состояния здоровья обучающихся в период пребывания в школе действует программа «Школьное молоко».

Воспитательная работа с обучающимися и родителями, направлена на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. В течение всего учебного года в школе проходят различные мероприятия:

Конкурсы плакатов и рисунков "Мы за здоровый образ жизни, посвященный Международному дню пострадавших от СПИДа»"(7 – 10 классы);

Конкурс статей "Я не курю – и мне это нравится" (8 – 9 классы);

Конкурс бюллетеней «Курение и заболеваемость» (6 – 7 классы);

Конкурсы поделок: «Школьное молоко» (1 – 5 классы);

«Золото осени» (1 – 10 классы);

«Эксклюзивная елочка» (1 – 10 классы);

Фотоконкурс «учитель, учитель, учитель» (9 – 10 классы);

Фотовыставка «Спорт глазами друзей» (1 – 10 классы);

Помимо спортивных секций ребята занимаются:

Вышивка крестом,

Бисероплетение

Краеведение

Русские шашки

Компьютерный мир

Занятость в кружках из года в год увеличивается. Лучшие детские работы отправляются на районные и городские выставки.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения, особенно для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому важной проблемой является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.

Методами приобщения к здоровому образу жизни являются исследования путейповышения резервов здоровья человека, которые включают в себя поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здоровье. Это выражается на уроках ОБЖ, оздоровительных физкультминутках.

Занятия по темам:

- «Безопасность при пожаре», 2 – 5 классы

- «Не курил бы с детства дядя, был бы весел и здоров», 3 – 5 классы

Интеллектуальная игра «ЗОЖ», 3–6 классы

Методические разработки, творческие работы обучающихся активно используются учителями при проведении классных часов и других мероприятий, целью которых является формирование у детей привычки к здоровому образу жизни.

В этом учебном году для обучающихся проводились:

Конкурс рисунков «Я за здоровый образ жизни» (2 – 7 классы);

Интеллектуальная игра «Здоровый образ жизни и мы» (5 – 7 классы);

Игровая программа о здоровом питании «Сохраняй здоровье смолоду» (1 – 5 классы);

«Режим дня школьника» (1 – 7 классы);

Игровая программа «Слабое звено» (1 – 5 классы).

Для учителей предметников и классных руководителей были проведены круглые столы на темы:

«Профилактика гриппа»;

«Профилактика зрения»;

«Профилактика сколиоза»

Для родителей: выходы в классы на родительские собрания с темой «Мифы и реальность об алкоголе».

В целях профилактики основ безопасности жизнедеятельности был создан кабинет ОБЖ. В этом кабинете проводятся уроки ОБЖ, занятия и мероприятия по основам безопасности жизнедеятельности.

Профилактика и динамические наблюдения за состоянием здоровья.

Определяя это направление работы, мы исходим их того, что школа – не медицинское учреждение и подменять собой функции врачей не может и не имеет права. Однако необходимо установить тесное взаимодействие с медицинскими работниками школы, исключить ситуацию, когда школьная медицинская служба – сама по себе, учителя - сами по себе. Каждый учитель, работающий с детьми, должен быть хорошо информирован о состоянии здоровья обучающихся, и использовать эту информацию при организации индивидуальной и деффиренцированной работы с обучающимися. Для этого, обучающиеся, их родители, медицинский работник школы участвуют в проведении мониторинга, в ходе которого выявляются:

Общее состояние здоровье, наличие хронических заболеваний;

Текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);

Режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями.

Характеристика системы психолого – социального сопровождения.

Морально-психологическая ситуация жизни ребенка как в школе (при взаимодействии с учителями и сверстниками), так и дома – это работа не была бы возможна без школьной психологической службы. Систематически проводятся индивидуальные занятия обучающихся с психологом и групповые тренинги с обучающимися и их родителями. В школе работает психолог и социальный педагог. Они проводят занятия в клубе «Семь-Я» с обучающимися среднего звена (категория трудных детей с девиантным поведением).

Современная социально-экономическая ситуация создает условия для попадания детей и подростков в «зону риска». Количество детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации не сокращается. Как правило, эти дети безнадзорны в семье, представлены самим себе. Их увлекает полная свобода действий, безнаказанность. Социальному педагогу необходимо знать причины, механизмы возникновения такого поведения подростка и обеспечивать условия для процесса социальной реабилитации, а именно:

Создать педагогически целесообразную среду, учитывающую особенности развития ребенка;

Способствовать становлению ребенка как субъекта социальной жизни, адекватно воспринимающего возможности, нормы, ценности среды.

В целях профилактики ПАВ, правонарушений, сохранения и укрепления здоровья, обучающихся в школе были проведены следующие мероприятия:

Участие в акции «Здоровое поколение» (8,9,10 классы) презентация стенда, посвященного Международному дню памяти погибших от СПИДа;

Презентация стенда, посвященная Международному дню отказа от курения;

Проведение видеоуроков «Территория безопасности» (7-10 классы);

Конкурс статей «Я не курю и мне это нравится» (8, 9 классы);

Конкурс бюллетеней «Курение и заболеваемость» (6, 7 классы);

Выставка в библиотеке «Нет наркотикам»;

Ознакомление педагогов с методическими материалами интернет-сайта ФСКН РФ;

Подготовлены памятки классным руководителям 5-10 классов «Осторожно – наркотики!» для проведения классных часов и родительских собраний.

Устойчивыми видами работы по профилактике правонарушений и безнадзорности являются:

Посещение обучающихся на дому, рейды в семьи, составление актов обследования условий жизни семьи;

Индивидуальные беседы с обучающимися и родителями;

Ежедневный контроль посещаемости, оперативное выявление причин пропусков уроков.

В летний период все желающие, обучающиеся начальной и средней школы могли, поправить здоровье и отдохнуть в оздоровительных лагерях Азовского и Черного морей. Ребят здесь ждала интересная культурная и экскурсионная программы. Особенно популярны спортивные соревнования, веселые старты и подвижные игры.

АНАЛИЗ РАБОТЫ

ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ШКОЛЕ №1

ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД

Цель: провести анализ деятельности школы №1 в учебном году.
С 2008 года школа реализует программу «Здоровье».

В качестве обобщенных целей здоровьесберегающей деятельности школы были поставлены следующие:
- создание в школе организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся, воспитанников;
- обеспечение системы полноценного сбалансированного питания детей;
- развитие организационного, программного и материально-технического обеспечения дополнительного образования обучающихся, воспитанников в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга.
Задачи:
- улучшение материально-технических, организационно-педагогических, санитарно-гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся, воспитанников (поставка нового оборудования, четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы);
- улучшение системы полноценного сбалансированного питания детей с учетом особенностей состояния их здоровья (поставка нового оборудования в столовую, дополнительный штат работников столовой);
- усиление контроля за медицинским обслуживанием учащихся;
- обеспечение более широкого спектра услуг дополнительного образования обучающихся в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга.

Основные направления в работе:

- профилактика и оздоровление – физкультминутки во время учебного процесса для активации работы головного мозга и релаксации органов зрения, обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики, питание, физкультурно-оздоровительная работа;

- образовательный процесс – использование здоровьесберегающих образовательных технологий, рациональное расписание;

- информационно-консультативная работа – классные часы , родительские собрания, внеклассные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни: спортивные соревнования.

В течение учебного года школа принимала участие в областном конкурсе «Школа здорового образа жизни».

Наша школа имеет современную материальную, учебно-методическую и кадровую базу; со дня открытия созданы условия для проведения мероприятий по оздоровлению и сохранению здоровья учащихся и работников школы.
Многие учебные классы школы оснащены самым современным оборудованием: компьютерами, видеомагнитофонами , телевизорами, музыкальными центрами, мультимедийными проекторами.
Все компьютеры в школе имеют высокоскоростной доступ во всемирную сеть Internet посредством оптоволоконного соединения.
В учебных кабинетах много зелени, позволяющей поддерживать естественный микроклимат внутри классных комнат.

Недалеко от школы расположена парковая зона для активного отдыха и спортивный стадион. Искусственные препятствия на дороге «лежачие полицейские», корректирующие движение автотранспорта на подъездах к территории школы, реализуют задачу сохранности жизни и здоровья школьников.
В новом здании помимо традиционных учебных кабинетов, лабораторий и помещений, оборудованы медицинский кабинет, процедурный кабинет, актовый зал, два спортивных зала.

На территории школы оборудованы игровая площадка для детей начальной школы, баскетбольная и волейбольная площадки, тир, министадион, автогородок

Все педагоги школы – это высококвалифицированные специалисты, имеющие высшее образование и стаж работы от 15 лет.
Школа по условиям обучения соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Сюда относятся все реальные условия учебного процесса: освещение, размеры учебной мебели, вентиляция учебных помещений, полиграфические параметры учебников и т. д. – все, что подлежит гигиеническому нормированию.
Кроме того, все сотрудники школы прослушали лекции санитарного врача по новым «Санитарно – эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02»», и сдали санминимум по итогам обучения.
Для всех детей занятия организованы в одну смену. Уроки школы имеют продолжительность 40 минут. Для питания учащихся отведены перемены по 20 минут, все остальные перемены 15-минутные, что позволяет учащимся восстановить умственные и физические способности до начала следующего урока.
В школе введено двухразовое (бесплатный завтрак и платный обед) питание для всех учащихся с 1 по 4 классы , остальные учащиеся имеют возможность питаться в течение учебной смены 1-2 раза (горячее питание) . В школе функционирует сырьевая столовая, обеспечивающая учащихся полными завтраками. Для проведения полноценных завтраков и обедов в школе созданы 20-минутные перемены. Основная масса питающихся завтракает после 2 и 3 уроков, обедает после 4 и 5 уроков.

В школе наряду с организованным питанием для всех учащихся работает буфет . В нем постоянно присутствует не только выпечка школьной столовой, но и салаты, соки.

Школа является экспериментальной площадкой по организации профильного обучения. С сентября 2008 года входит в число школ, работающих над реализацией областного проекта «Создание межведомственной системы медико-психолого-педагогического сопровождения детей в образовательных учреждениях с использованием автоматизированных технологий». Заведена электронная база данных на учащихся 1,5,10-х классов. Данная программа позволяет вести мониторинг изменений здоровья школьников, выдаёт рекомендации родителям. Правда, большой проблемой для ОУ по-прежнему остаётся отсутствие постоянного медицинского работника, который должен работать с данной базой данных: заносить результаты мед. осмотра, анкетные данные на ученика и. т.п., поэтому данная работа возложена на плечи классных руководителей . Благодаря участию в данной программе в учебном году все учащиеся и педагоги (кто пожелал) прошли углублённый медицинский осмотр специалистами областной клинической больницы.

Сводная таблица заболеваний учащихся МОУ СОШ №1 на основании углублённого медицинского осмотра:

заболевания

1-11 классы

всего

% от общего количества

впервые

% от общего количества

1

Болезни органов дыхания

18

3,2

-

Болезни органов пищеварения - 1

Болезни глаз - 69

Болезни костно-мышечной системы - 97

Болезни нервной системы - 13

Болезни мочевыводящей системы

Болезни эндокринной системы - 7

Болезни крови

Болезни сердечнососудистой системы - 10

Болезни кожи - 2

Болезни лор-органов - 20

Травмы и отравления

итого

В течение учебного года медицинскими специалистами были проведены мероприятия: подбор медицинских карт по спискам классов, проведение антропометрии учащихся 1-х,5-,9-Х классов с записью в медицинские карты, проведение плановых прививок, осмотр на педикулез учащихся начальной школы после каникул в начале четвертей, проверка остроты зрения с записью в медицинскую карту (1-е,5-е,10-е классы).
Профилактика заболеваний носоглотки проводится с использованием дыхательной и звукоречевой гимнастики на уроках английского языка со второго класса.
Очень важно, что, наряду с профилактическими медицинскими мероприятиями, в школе есть возможность осуществлять и психологическое сопровождение ребенка.
Состояние психического здоровья наиболее чутко реагирует на учебные перегрузки, нерациональную организацию учебного процесса и другие школьные факторы риска.

Со дня своего основания школа успешно реализует здоровьесберегающие технологии.
В учебно-воспитательной работе решается задача гигиенического нормирования учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания. На уроках и во внеурочной работе применяется здоровьесберегающие технологии, в основе которых общеклассное взаимодействие и микрогрупповая работа. Сюда включены следующие аспекты работы:
· Школьная работа в рамках экспериментальной площадки;
· Применение новых педагогических технологий;
· Оптимизация двигательного режима и режима дня школьников.
В школе большое внимание уделяется способности выпускника в дальнейшей, взрослой жизни адаптироваться к окружающей действительности.
Создавая условия для реализации возможностей определения интересов выпускников школы в профессиональном плане, в учебный план введены профильные предметы.

Изучение данных предметов способствует приобретению учащимися качественных знаний и навыков для обучения на следующей после окончания школы образовательной ступени.
В учебном процессе поиск наиболее оптимальных путей предъявления информации и ее усвоение становится весьма актуальной задачей. В реализации межпредметных связей кроется один из факторов повышения эффективности учебного процесса.
В нашей школе разрабатываются разные педагогические технологии, сберегающие здоровье: игровые методики и развивающие уроки в начальной школе, проектная деятельность и уроки, использующие возможности персонального компьютера в учебном процессе.

Большую работу по охране здоровья и привитию интереса к спорту и здоровому образу жизни проводят учителя физкультуры и

В течение учебного года учащиеся школы показали отличные спортивные результаты:

Спортивные достижения

Участие школы (школьников) в соревнованиях.

Название конкурса

Уровень

2009-10 уч. г.

Участие детей. 2009-10 уч. г.

Результат

соревнования по баскетболу (девочки)

Знатоки олимпизма

Команда – 1 место

Макин Ев, Ищенко, Куракина А.

Товарищеская встреча по волейболу между школьниками и администрацией г. Приволжска, декабрь

Лыжные гонки, февраль

2м - Вагина А

1м-Бантюкова Ал

соревнования по баскетболу (мальчики)

соревнования по волейболу

(девочки)

(12 человек)

соревнования по волейболу

(мальчики)

(12 человек)

соревнования по баскетболу – Финал области на первенство Ивановской области

Областные зональные

Команда 12 человек

соревнования по плаванию «Весёлый дельфин»

1 место (команда)

Межрегиональный турнир по баскетболу (девочки) «Грани»

межрегиональный

2 место (12 человек)

Областные зональные соревнования «Президентские соревнования»

4 место команда 18 человек (уч-ся 7б)

Чемпионат Ивановской области по л\а

3м. Макин Ев.

2м. Кастрюлин Н.

Первенство области по л\а

1,2 место - Кастрюлин Н.,

3 место 0 Макин Ев.

Зональные соревнования по волейболу (девочки и мальчики)

Матчевая встреча городов центра России

всероссийский

2 м.- Макин Ев.

«Легкоатлетический кросс» - район, сентябрь, команда

Район, сентябрь

1м. Кастрюлин Н.

Мурычева Л.

Макин Ев.

Былинин А.

Попова К.

Кудрящов Ал.

Королёва Ан.

Мараракина Н.

Таланов Ал.

Крупин Ол.

Поршнев Ив.

Петухова А.

Черёмухина Д.

Районные соревнования по л\а

1м-Макин Ев, Савельева И, Таланов Ал.

2м.-Стрижов Н., Чучелкин И.

3м-Невольникова М.

Межрегиональный фестиваль «Грани»:

Турнир по л\а

межрегиональный

Зональные соревнования по баскетболу среди девочек

12 человек

Районные соревнования по баскетболу все возрасты

По 12 человек

Школьные соревнования по настольному теннису среди учащихся 5-7 классов

1м-Макин Ев.

2м-Тихомиров В.

3м-Васильев Ар.

(всего уч -12 человек)

Команда 12 человек

Педагоги провели также «Весёлые старты» в начальной школе, спортивные соревнования в параллелях в рамках месячника «Спорт против наркотиков» и недели физкультуры и спорта. Ведут активную пропагандистскую работу по здоровому образу жизни.
Одним из факторов, позволяющих приблизить школьную среду к естественной среде обитания ребенка, является оптимизация двигательного режима ученика.
Гимнастика на уроке позволяет снимать состояние усталости на уроке, ослабить психологическую напряженность, вызванную интенсивностью занятия и просто дать ребенку возможность подвигаться.
Динамические паузы в течение учебного дня и физкультурные минутки обязательно включают в себя упражнения для снятия напряжения глаз и профилактики ухудшения зрения.
Уроки физического воспитания проходят по расписанию. Для создания оптимальных условий обучения и развития детей в школе уроки физкультуры во всех классах проводятся двумя педагогами, что позволяет сделать физическую нагрузку направленной на оздоровление учащихся. При благоприятных погодных условиях уроки физкультуры и некоторых других предметов проводятся на природе.

В школе в ряде классов (с5- по8) введён третий урок физкультуры.

Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования:
· Организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
· Реализация системы просветительской работы с учениками по формированию у учащихся культуры отношения к своему здоровью;
· Система школьного самоуправления;
· Развитие системы внеурочной занятости детей.
Проблему здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении невозможно отделить от организации физкультурно-оздоровительной работы с учащимися. В школе во второй половине дня для детей проходят занятия, включающие в себя подвижные игры на свежем воздухе, общеразвивающие упражнения, спортивные эстафеты, соревнования.
В школе регулярно проходят общешкольные Дни Здоровья с привлечением всех детей, преподавателей и родителей.
В нашей школе сложилась система просветительской работы с учениками, включающая в себя проведение уроков здоровья, тематических бесед, часов интересного общения, практических занятий, конкурсов рисунков и агитационных плакатов. Классным руководителям в этом помогают психолог, медицинские специалисты.
В учебных кабинетах силами учащихся оформляются Уголки культуры здоровья, отражающие здоровьесберегающую деятельность классных коллективов . В течение года было проведено анкетирование учащихся 9-11 классов о вредных привычках, позволившее выявить реальную наркогенную ситуацию в старших классах и дать рекомендации по антинаркотической профилактике школьников классным руководителям и педагогам предметникам.
Определенная работа ведется учителями по охране жизни и здоровья обучающихся основам безопасности жизнедеятельности . Лекции, классные часы, беседы, тренировочные эвакуации на случай чрезвычайных ситуаций формируют у детей желание заботиться о своем здоровье.

Во второй половине дня для детей организованы занятия по интересам. Ученики посещают школьные спортивные секции и кружки, участвуют в спортивно-оздоровительных мероприятиях школы, в организации экскурсий, походов и прогулок.
В летнее время в школе в лагере дневного пребывания «Солнышко» отдыхают до 40% учащихся начального и среднего звена, были организованы туристические смены, эколого-оздоровительный отряд.
Реализация интеграции базового и дополнительного образования учитывает приоритетный характер подхода к школе, как здоровьесберегающему ресурсу.
В нашей школе вопрос организации учебного процесса, режима дня, учебной и внеучебной нагрузки решен следующим образом:
- единое расписание;
- соединение базового и дополнительного образования;
- творческое развитие учащихся в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности ;
- программа « Здоровье» как средство и результат интеграции образовательного и оздоровительного процессов;
- формирование образовательного и воспитательного пространства;
- организация совместной работы с родителями;
- создание образовательного пространства школы как пространства выбора для учащихся;
- проектно-исследовательская деятельность в начальной школе и среднем и старшем звене;
- организация отдыха и досуга детей;
- разнообразие и качество работы кружков, секций, студий в системе дополнительного образования;
- создание максимально комфортных условий в школе.
В комплексе строится оздоровительно-профилактическая работа со всеми учащимися. В школе проводятся общеоздоровительные мероприятия, нацеленные на повышение резистентности организма детей и подростков. Ведется строгий контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм в условиях школы. Большое внимание уделяется обеспечению рационального и полноценного питания учащихся.
В процессе оздоровительно-профилактической работы решаются следующие вопросы:
- диагностика психофизиологического здоровья школьников;

- обеспечение медицинских услуг в школе;

- профилактика и коррекция физического и психического здоровья учащихся.

В начале учебного года с самых первых дней совместно с педагогами отслеживается адаптация детей к школьным занятиям и в целом к школе, так как именно от этого зависит психическое здоровье детей.

Психолог школы проводит адаптационные занятия для детей первого класса с целью создания социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к школьному обучению.
В соответствии с мероприятиями программы с детьми, испытывающими психологические трудности, проводятся тренинговые занятия. В результате совместной, кропотливой работы психолога, учителей и родителей первоклассники за короткий срок – два месяца адаптируются к школе.
У школьников 2-11 классов в системе дополнительного образования также предусмотрены занятия с психологом. На занятиях часто используются приемы релаксации и аутотренинга.
Без внимания не остаются учащиеся подросткового и старшего школьного возраста. Психологом проводятся тренинги, на которых часто используются приемы релаксации и аутотренинга.
Учащиеся 9-11-х классов проходят тесты на профориентацию. Им даются рекомендации по выбору профессии.
Проводится большая работа с родителями. Ориентация психолога направлена не только на учащегося, но и на его семью. Это позволяет более качественно и комплексно решать проблемы психологической помощи детям и подросткам.
Цель работы педагога-психолога помочь родителям грамотно и эффективно строить свои взаимоотношения с детьми. Способствовать тому, чтобы родители были активными союзниками в разрешении школьных психологических трудностей. Психолог выступает практически на каждом родительском собрании.
Одним из наиболее важных участков работы школьного психолога является совместная работа с учителем. Практика показывает, что существенное число внутришкольных конфликтов изначально порождается тем, что педагоги недостаточно углубляются в проблемы детей и их эмоциональное состояние. Результаты анкетирования учащихся и их родителей помогают психологам так построить систему работы, чтобы избежать конфликтных ситуаций и вовремя скорректировать взаимоотношения участников учебно-воспитательного процесса.
В течение года в школе было проведено: анкетирование учащихся и родителей по выявлению отношения к работе школы, анкетирование сотрудников школы по выявлению характера межличностных отношений в коллективе, анкетирование учащихся по вопросам здоровьесбережения, анкетирование родителей учащихся первых классов по вопросам школьной адаптации.
Сотрудничество психолога и педагога предусматривает ежегодное возрастное обследование школьников: адаптация к школе, переход в среднее звено, пубертатный период, адаптация к социуму и профориентация.
В течение года в школе было проведено: анкетирование родителей учащихся первых классов по вопросам школьной адаптации, исследование личностной тревожности и анкетирование «Волевые привычки» учащихся 5-х классов, анализ дозировки домашних заданий по данным педагогов и учащихся 2-11 классов с последующими рекомендациями педагогам-предметникам по соблюдению санитарно-гигиенических норм выполнения домашних заданий учащимися.
Кроме запланированных обследований проводятся индивидуальные и групповые обследования по заявкам администрации школы, учителей, классных руководителей. Так, в школе было проведено исследование познавательных процессов 8 «А» класса, изучение социально-психологического климата в 7 «А» классе, исследование межличностных отношений учащихся 5 «А» класса, анкетирование родителей 5-х классов по выявлению уровня сформированности волевых привычек школьников. Данные результатов исследования обсуждаются на родительских собраниях, где даются рекомендации родителям, классным руководителям и педагогам-предметникам.
Основой целостной деятельности нашей школы являются согласованные действия психолога и педагогического коллектива в школе. Психолог в комплексе с учителями-предметниками и классными руководителями работает над созданием положительного социально-психологического климата в школе.

Итак, в процессе оздоровительной работы школы в течение учебного года решены следующие вопросы:
- создание оптимальных условий для обучения школьников, соотношения учебной и внеучебной нагрузки и соблюдения режима дня;
- организация школьного питания;
- привлечение учащихся к системе дополнительных занятий;
- проведение оздоровительных профилактических мероприятий;
- профилактика и коррекция эмоциональной сферы, психического здоровья учащихся.
Кроме того, в течение учебного года школа принимала активное участие во внешкольных и внутришкольных мероприятиях по здоровьесбережению детей в образовательном процессе.
- На следующий учебный год с целью повышения эффективности обеспечения педагогического коллектива и родителей информацией о состоянии здоровья учащихся планируется:
· продолжить мониторинг состояния здоровья детей;
· По результатам мониторинга обеспечить индивидуальную оптимизацию для школьников педагогических технологий и нагрузок;
· Продолжить работу по созданию компьютерной базы данных по отслеживанию здоровья школьников в образовательном процессе в течение учебного года;
· Расширить спектр оздоровительных услуг и медицинских процедур на базе сотрудничества с Детской городской поликлиникой;
· Систематически доводить до сведения родителей информацию о психофизиологическом состоянии здоровья учащихся;
· Выстроить систему психолого-логопедо-медико-педагогической работы по результатам мониторинга состояния здоровья детей;
· Поддерживать систему полноценного сбалансированного питания детей с учетом особенностей состояния их здоровья;

Для повышения результативности работы школы в рамках программы « Здоровье» следует продолжить реализацию поставленных целей и задач здоровьсберегающей деятельности.

Конец формы

В уч. г. следует уделять больше внимания просветительской работе по пропаганде здорового образа жизни, организовать работу по открытию школьного «Центра здоровья»; активизировать работу ученического самоуправления, классных самоуправлений для повышения доли участия школьников в формировании своего здоровья, создать творческие группы на уровне классных коллективов с выходом на общешкольный, продолжить информационно-консультативную работу для родителей с привлечением врачей-специалистов.

Зам. директора по ВР

Отчет по здоровьесбережению в 1 классе "А"

учитель Захарова Т.А.

2012-2013 учебный год.

В настоящее время состояние Российского государства, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью. Особо актуальным становится вопрос состояния здоровья детей.

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок поступил в школу. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья школьников будет зависеть от правильной организации учебного процесса.

Целью работы в 1 классе в 2012-2013 учебном году было создание такой среды обучающей, воспитывающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности.

В течение года была разработана модель здоровьесберегающего обучения и воспитания, критерии урока здоровьесберегающей направленности.

В основе этой модели «тренирующая» и «сохраняющая» здоровье ребенка среда. «Тренирующая среда» -это деятельностный подход, активные формы и методы обучения: поисковые, творческие, проблемные. Это и самостоятельный поиск информации, выдвижение гипотез, способов решения задач, разработка проектов, творческих заданий, игра, общение, использование образцов, идей, ролей. Без всего этого нет, и не будет творчества, интереса и хорошего самочувствия.

«Сохраняющая здоровье ребенка среда » психологический комфорт, эмоциональная активность, санитарно-гигиенические требования.

Главное в школе - это урок, поэтому его организации уделялось большое внимание.

Рациональная организация урока: разнообразные виды деятельности (4-7), частота их чередования (7-10 мин), плотность урока не менее 60% и не более 75-80%, смена позы, физкультминутки, эмоциональные разрядки, активные методы и формы обучения.

Результат -- снижение утомляемости.

В течение года проводились оздоровительные физкультурные мероприятия во внеклассной и внеурочной работе: классные часы, беседы, творческие работы учащихся, занятия в спортивных секциях, дни здоровья, экскурсии, спортивные часы, активные перемены.

Результат -- формирование у учащихся важных гигиенических умений, навыков, полезных привычек; обучение школьников доступным физкультурным знаниям, умениям навыкам, способствующих укреплению здоровья.

НАПРАВЛЕНИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

  • Индекс здоровья учащихся (% школьников, не болевших в течение года-- 9,4%)
  • Группы здоровья: первая группа здоровья - 18,5%,

Вторая группа здоровья - 66,4%

Третья группа здоровья - 14,8%

  • Характер хронических заболеваний

опорно-двигательная система - 57,7%

сердечно -сосудистая -8,6%

органы дыхания - 18,4%

нарушение зрения - 12,5%

дефекты речи - 34,4%

нервная система - 28,1%

мочевыделительная система - 3,1%

  • Часто болеющие дети (более двух раз за год: 28,1%)
  • Занятость в спортивных секциях - 59,4%
  • Охваченность горячим питанием - 100%

Вывод: специально проводимые мероприятия по здоровьесбережению дают положительный результат.

Задачи на новый 2013 - 2014 учебный год.

Воспитывать сознательное и ответственное отношение к своему здоровью.

Формировать культуру здоровья, как части общей культуры человека.

Работать над понятием, что здоровье - важнейший залог успеха в жизни.

Реализацию задач проводить согласно здоровьесбрегающим технологиям учебно-воспитательного процесса.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!