Живи и помни чем заканчивается повесть. Основные действующие лица

Случилось так, что в последний военный год в далёкое село на Ангаре тайком с войны возвращается местный житель Андрей Гуськов. Дезертир не думает, что в отчем доме его встретят с распростёртыми объятиями, но в понимание жены верит и не обманывается. Его супруга Настена хотя и боится себе в этом признаться, но чутьём понимает, что муж вернулся, есть тому несколько примет. Любит ли она его? Вышла замуж Настена не по любви, четыре года её замужества не были такими уж счастливыми, но она очень предана своему мужику, поскольку, рано оставшись без родителей, она впервые в жизни обрела в его доме защиту и надежность. «Сговорились они быстро: Настену подстегнуло и то, что надоело ей жить у тётки в работницах гнуть спину на чужую семью…»

Настена кинулась в замужество как в воду — без лишних раздумий: все равно придётся выходить, без этого мало кто обходится — чего же тянуть? И что ждёт её в новой семье и чужой деревне, представляла плохо. А получилось так, что из работниц она попала в работницы, только двор другой, хозяйство покрупней да спрос построже. «Может, отношение к ней в новой семье было бы получше, если бы она родила ребёнка, но детей нет».

Бездетность и заставляла Настену терпеть все. С детства слышала она, что полая без ребятишек баба — уже и не баба, а только полбабы. Так к началу войны ничего из усилий Настены и Андрея не выходит. Виноватой Настена считает себя. «Лишь однажды, когда Андрей, попрекая её, сказал что-то уж совсем невыносимое, она с обиды ответила, что неизвестно ещё, кто из них причина — она или он, других мужиков она не пробовала. Он избил её до полусмерти». А когда Андрея забирают на войну, Настена даже немножко рада, что она остается одна без ребятишек, не так, как в других семьях. Письма с фронта от Андрея приходят регулярно, потом из госпиталя, куда он попадает по ранению тоже, может, и в отпуск скоро приедет; и вдруг долго вестей нет, только однажды заходят в избу председатель сельсовета и милиционер и просят показать переписку. «Больше ничего он о себе не сообщал?» — «Нет… А че такое с им? Где он?» — «Вот и мы хотим выяснить, где он».

Когда в семейной бане Гуськовых исчезает топор, одна лишь Настена думает, а не вернулся ли муж: «Кому чужому придет в голову заглядывать под половицу?» И на всякий случай она оставляет в бане хлеб, а однажды даже топит баню и встречает в ней того, кого ожидает увидеть. Возвращение супруга становится её тайной и воспринимается ею как крест. «Верила Настена, что в судьбе Андрея с тех пор, как он ушел из дома, каким-то краем есть и её участие, верила и боялась, что жила она, наверно, для одной себя, вот и дождалась: на, Настена, бери, да никому не показывай».

С готовностью она приходит мужу на помощь, готова лгать и красть для него, готова принять на себя вину за преступление, в котором не виновата. В замужестве приходится принимать и плохое, и хорошее: «Мы с тобой сходились на совместную жизнь. Когда все хорошо, легко быть вместе, когда плохо — вот для чего люди сходятся».

В душе Настены поселяется задор и кураж — до конца выполнить свой женский долг, она самоотверженно помогает мужу, особенно когда понимает, что носит под сердцем его ребёнка. Встречи с мужем в зимовье за рекой, долгие скорбные разговоры о безвыходности их положения, тяжелая работа дома, поселившаяся неискренность в отношениях с сельчанами — Настена на все готова, понимая неотвратимость своей судьбы. И хотя любовь к мужу для нее больше долг, она тянет свою жизненную лямку с недюжинной мужской силой.

Андрей не убийца, не предатель, а всего-навсего дезертир, сбежавший из госпиталя, откуда его, толком не подлечив, собирались отправить на фронт. Настроившись на отпуск после четырехлетнего отсутствия дома, он не может отказаться от мысли о возвращении. Как человек деревенский, не городской и не военный, он уже в госпитале оказывается в ситуации, из которой одно спасение — побег. Так у него все сложилось, могло сложиться иначе, будь он потверже на ногах, но реальность такова, что в миру, в селе его, в стране его ему прощения не будет. Осознав это, он хочет тянуть до последнего, не думая о родителях, жене и тем более о будущем ребенке. Глубоко личное, что связывает Настену с Андреем, вступает в противоречие с их жизненным укладом. Настена не может поднять глаза на тех женщин, что получают похоронки, не может радоваться, как радовалась бы прежде при возвращении с войны соседских мужиков. На деревенском празднике по поводу победы она вспоминает об Андрее с неожиданной злостью: «Из-за него, из-за него не имеет она права, как все, порадоваться победе». Беглый муж поставил перед Настеной трудный и неразрешимый вопрос: с кем ей быть? Она осуждает Андрея, особенно сейчас, когда кончается война и когда кажется, что и он бы остался жив и невредим, как все, кто выжил, но, осуждая его временами до злости, до ненависти и отчаяния, она в отчаянии же и отступает: да ведь она жена ему. А раз так, надо или полностью отказаться от него, петухом вскочив на забор: я не я и вина не моя, или идти вместе с ним до конца. Хоть на плаху. Недаром сказано: кому на ком жениться, тот в того и родится. Заметив беременность Настены, бывшие её подруги начинают над ней посмеиваться, а свекровь и вовсе выгоняет из дома. «Непросто было без конца выдерживать на себе хваткие и судные взгляды людей — любопытные, подозрительные, злые». Вынужденная скрывать свои чувства, сдерживать их, Настена все больше выматывается, бесстрашие её превращается в риск, в чувства, растрачиваемые понапрасну. Они-то и подталкивают её к самоубийству, влекут в воды Ангары, мерцающей, как из жуткой и красивой сказки реки: «Устала она. Знал бы кто, как она устала и как хочется отдохнуть».

Случилось так, что в последний военный год в далёкое село на Ангаре тайком с войны возвращается местный житель Андрей Гуськов. Дезертир не думает, что в отчем доме его встретят с распростёртыми объятиями, но в понимание жены верит и не обманывается. Его супруга Настена хотя и боится себе в этом признаться, но чутьём понимает, что муж вернулся, есть тому несколько примет. Любит ли она его? Вышла замуж Настена не по любви, четыре года её замужества не были такими уж счастливыми, но она очень предана своему мужику, поскольку, рано оставшись без родителей, она впервые в жизни обрела в его доме защиту и надёжность. «Сговорились они быстро: Настену подстегнуло и то, что надоело ей жить у тётки в работницах гнуть спину на чужую семью...»

Настена кинулась в замужество как в воду - без лишних раздумий: все равно придётся выходить, без этого мало кто обходится - чего же тянуть? И что ждёт её в новой семье и чужой деревне, представляла плохо. А получилось так, что из работниц она попала в работницы, только двор другой, хозяйство покрупней да спрос построже. «Может, отношение к ней в новой семье было бы получше, если бы она родила ребёнка, но детей нет».

Бездетность и заставляла Настену терпеть все. С детства слышала она, что полая без ребятишек баба - уже и не баба, а только полбабы. Так к началу войны ничего из усилий Настены и Андрея не выходит. Виноватой Настена считает себя. «Лишь однажды, когда Андрей, попрекая её, сказал что-то уж совсем невыносимое, она с обиды ответила, что неизвестно ещё, кто из них причина - она или он, других мужиков она не пробовала. Он избил её до полусмерти». А когда Андрея забирают на войну, Настена даже немножко рада, что она остаётся одна без ребятишек, не так, как в других семьях. Письма с фронта от Андрея приходят регулярно, потом из госпиталя, куда он попадает по ранению тоже, может, и в отпуск скоро приедет; и вдруг долго вестей нет, только однажды заходят в избу председатель сельсовета и милиционер и просят показать переписку. «Больше ничего он о себе не сообщал?» - «Нет... А че такое с им? Где он?» - «Вот и мы хотим выяснить, где он».

Когда в семейной бане Гуськовых исчезает топор, одна лишь Настена думает, а не вернулся ли муж: «Кому чужому придёт в голову заглядывать под половицу?» И на всякий случай она оставляет в бане хлеб, а однажды даже топит баню и встречает в ней того, кого ожидает увидеть. Возвращение супруга становится её тайной и воспринимается ею как крест. «Верила Настена, что в судьбе Андрея с тех пор, как он ушёл из дома, каким-то краем есть и её участие, верила и боялась, что жила она, наверно, для одной себя, вот и дождалась: на, Настена, бери, да никому не показывай».

С готовностью она приходит мужу на помощь, готова лгать и красть для него, готова принять на себя вину за преступление, в котором не виновата. В замужестве приходится принимать и плохое, и хорошее: «Мы с тобой сходились на совместную жизнь. Когда все хорошо, легко быть вместе, когда плохо - вот для чего люди сходятся».

В душе Настены поселяется задор и кураж - до конца выполнить свой женский долг, она самоотверженно помогает мужу, особенно когда понимает, что носит под сердцем его ребёнка. Встречи с мужем в зимовье за рекой, долгие скорбные разговоры о безвыходности их положения, тяжёлая работа дома, поселившаяся неискренность в отношениях с сельчанами - Настена на все готова, понимая неотвратимость своей судьбы. И хотя любовь к мужу для неё больше долг, она тянет свою жизненную лямку с недюжинной мужской силой.

Андрей не убийца, не предатель, а всего-навсего дезертир, сбежавший из госпиталя, откуда его, толком не подлечив, собирались отправить на фронт. Настроившись на отпуск после четырёхлетнего отсутствия дома, он не может отказаться от мысли о возвращении. Как человек деревенский, не городской и не военный, он уже в госпитале оказывается в ситуации, из которой одно спасение - побег. Так у него все сложилось, могло сложиться иначе, будь он потвёрже на ногах, но реальность такова, что в миру, в селе его, в стране его ему прощения не будет. Осознав это, он хочет тянуть до последнего, не думая о родителях, жене и тем более о будущем ребёнке. Глубоко личное, что связывает Настену с Андреем, вступает в противоречие с их жизненным укладом. Настена не может поднять глаза на тех женщин, что получают похоронки, не может радоваться, как радовалась бы прежде при возвращении с войны соседских мужиков. На деревенском празднике по поводу победы она вспоминает об Андрее с неожиданной злостью: «Из-за него, из-за него не имеет она права, как все, порадоваться победе». Беглый муж поставил перед Настеной трудный и неразрешимый вопрос: с кем ей быть? Она осуждает Андрея, особенно сейчас, когда кончается война и когда кажется, что и он бы остался жив и невредим, как все, кто выжил, но, осуждая его временами до злости, до ненависти и отчаяния, она в отчаянии же и отступает: да ведь она жена ему. А раз так, надо или полностью отказаться от него, петухом вскочив на забор: я не я и вина не моя, или идти вместе с ним до конца. Хоть на плаху. Недаром сказано: кому на ком жениться, тот в того и родится.

Заметив беременность Настены, бывшие её подруги начинают над ней посмеиваться, а свекровь и вовсе выгоняет из дома. «Непросто было без конца выдерживать на себе хваткие и судные взгляды людей - любопытные, подозрительные, злые». Вынужденная скрывать свои чувства, сдерживать их, Настена все больше выматывается, бесстрашие её превращается в риск, в чувства, растрачиваемые понапрасну. Они-то и подталкивают её к самоубийству, влекут в воды Ангары, мерцающей, как из жуткой и красивой сказки реки: «Устала она. Знал бы кто, как она устала и как хочется отдохнуть».

Андрей Гуськов бежит из фронта и скрывается. Только жена знает о его побеге и поддерживает всеми способами своего мужа. Настена Ожидает ребенка, терпит жестокое отношение и повседневный тяжелый труд. Свекровь выставляет ее, когда замечает ее беременности. Война кончена, но бедная женщина с мужем терпит все лишения и трудности его побега. Настена не может отказаться от мужа и кончает жизнь самоубийством.

Главная мысл рассказа Живи и помни

Даже самому сильному человеку иногда не хватает сил пережить неудачи и трудности судьбы, особенно если никто не поддерживает и не ценит за стойкость и выносливость.

Андрей Гуськов вернулся с войны в свое родное село на Ангаре, не сообщив об этом никому из близких. Он конечно не представлял себе, как примут родные его возврат, однако всегда верил и доверял своей женушке. Настена – жена Андрея, выходила за него совершенно не по сильному и всепоглощающему чувству. Бедной девушке необходима была защита и кров. Она долгие годы трудилась для своей тетки, а взамен ничего доброго не получала. Муж и жена прожили вместе 4 года, которые были не особо счастливыми или незабываемы. Он жена всегда слушалась мужа и для нее не существовали на свете иные мужики. Может по этой лишь причине Настена чувствовала присутствие Андрея неподалеку.

Жизнь бедной Настены не изменилась в лучшую сторону после замужества. Поменялись только обстоятельства, а труд и отношение к ней стали только похуже бывшего. Причина недоброго отношения к ней в какой-то степени кроилась в отсутствии деток у пары. Конечно же в этом винили только невестку. И муж все бранил ее за не сбывающуюся надежду семьи. Только однажды ужасно оскорблённая и несчастная Настена осмелилась сказать, что причина может и не в ней, только от этих слов ей совсем не посчастливилось. Муж просто избил ее.

Из фронта Андрей постоянно писал семье, сообщал свое положение и местонахождение. Писал он даже из госпиталя, когда был не в очень здоровом состоянии. Вдруг от него престали письма получать. Жена сразу начала думать о его приходе. В один день муж является ей. Бедняге Настене теперь уже нужно скрывать мужа, поить и кормить его, брать на себя вину за его преступления. Такова учесть бедной женщины. Она тихо выполняет все, поскольку верит в свой брак и необходимость поддерживать супруга в любом положении. Она мужественно выполняет вес, что в ее силах и даже больше, особенно, когда узнает о своей беременности.

Как оказывается, Андрей Гуськов бежит не потому, что совершил тяжкое преступление или убил кого-либо. Он всего-то сбежал из госпиталя. Там его еще очень слабого хотели обратно на пекло войны отправить.

Иногда бывали времена, когда Настена винила своего мужа и ненавидела его из-за побега. Его побег не давал ей искренне радоваться концу войны, спокойно жить и смотреть в лица знакомым. Беременность стала совсем скоро заметной. Этот факт никем, разумеется, не был радостно принят. Все обвиняют беднягу, свекровь выставляет из единственного крова.

Настена женщина сильная, но всему есть предел. Быть посмешищем для каждого, выносить все тяжести судьбы и не быть кем-либо оцененной как следует – все это довели бедную до окончательного решения. Настена пошла на самоубийство. Она утопилась в реке и нашла свой покой только там.

Картинка или рисунок Живи и помни

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Карл Маркс Капитал

    Карл Маркс считается основоположником коммунизма и главным идеологом этой концепции. Основные мысли касательно перехода общества к коммунизму излагаются в Капитале, который состоит из трех томов и детально рассматривает

  • Краткое содержание Солоухин Черные доски

    Солоухин Владимир Алексеевич (1924-1997) - Самый ярчайший представитель деревенской прозы, автор множества стихов, поэзий. Обладатель таких орденов как Трудового Красного Знамени, Дружбы народов и нескольких других. Ну и просто хороший мужик.

  • Краткое содержание Брэдбери Ветер

    Аллин – это человек, который весьма необычен, так как вовсе не реалист, а скорее наоборот. Так как он верит в чудеса, верит в то, что на самом деле существует что-то большее, чем просто люди и жизнь на земле.

  • Краткое содержание Дамское счастье Золя

    Похоронив отца, Дениза Бодю остается без материальной поддержки. Надеясь найти опору в дяде, торговце тканями господине Бодю, Дениза и ее братья Пепо и Жан отправляются в Париж. Но дядя сам с трудом сводит концы с концами.

Повесть «Живи и помни» Распутина была впервые опубликована в 1974 году. Произведение написано в рамках традиций деревенской прозы – направления в русской литературе 1950 – 1980-х годов. Центральной темой повести является тема дезертирства во время Великой Отечественной войны. Распутин рассказывает о судьбе русской женщины Настены, которая скрывала сбежавшего из армии мужа, разделив с ним весь трагизм последствий этого проступка.

Главные герои

Настена – женщина 30-ти лет, жена Андрея, «длинная, тощая» , «с застывшей болью на лице» .

Андрей Гуськов – муж Настены, дезертир; заставил жену врать, что она ничего не знает о его месте пребывания.

Другие персонажи

Федор Михеич – отец Андрея, свекор Настены.

Семеновна – мать Андрея, свекровь Настены.

Надька – подруга Настены, у которой было трое детей и погиб муж.

Глава 1

«Зима на сорок пятый, последний военный». В бане Гуськовых пропал плотницкий топор Михеича, лежавший под половицей, и старые лыжи. Настена почти сразу поняла, что вор – ее муж.

Женщина отнесла в баню хлеб, и вскоре его кто-то забрал. Растопив через несколько дней баню, Настена решила подождать, и вскоре туда действительно пришел Андрей.

Глава 2

Семья Гуськовых жила в деревне Атамановка, находившейся у реки Ангары. Настена была сиротой. После смерти матери девушка устроилась работать в колхоз, где и познакомилась с Андреем Гуськовым. Они быстро поженились и переехали в Атамановку. Девушка «кинулась в замужество, как в воду, – без лишних раздумий» . У свекрови, Семеновны, «характер выказался несладкий» , но с годами женщина ворчала на невестку все меньше. Свекровь болела, поэтому Настена «почти одна везла на себе хозяйство» .

За четыре года семейной жизни у Андрея и Настены не было детей. Как-то мужчина начал сильно попрекать жену за бездетность. Настена ответила, что еще не ясно, кто из них причина, и Андрей избил ее до полусмерти.

Началась война, Гуськова взяли в первые же дни. «Андрей долго воевал удачно» , но был ранен, попал в госпиталь. Находясь в госпитале, прислал письмо, что скоро приедет в отпуск. Однако поздней осенью пришла весточка, что его сразу после госпиталя отправят обратно на фронт.

Перед рождеством в Атамановку приехали председатель сельсовета и участковый милиционер: они искали пропавшего Андрея.

Глава 3

Пришедший в баню Андрей строго запретил Настене рассказывать, что она с ним виделась, пригрозив, что в случае чего убьет – ему терять нечего. Андрей распорядился, чтобы женщина принесла ему ружье и патроны, но так, чтобы никто не заметил.

Глава 4.

Находясь в госпитале в Новосибирске, Гуськов был уверен, что скоро попадет домой. Однако новость, что после выписки нужно ехать сразу в часть, его оглушила. В последний момент Гуськов решил заехать домой. Но дорога заняла намного больше времени, чем он думал. Решив пересидеть в Иркутске, Андрей поселился у Тани – «чистенькой, гладенькой немой женщины» . Через месяц он сбежал от нее и, скрываясь, добрался до Атамановки.

Глава 5

Андрей скрывался в Андреевском нижнем зимовье. Чтобы свекры не догадались о возвращении сына, Настена придумывала всяческие отговорки о том, куда подевались из дому вещи: «вот и научилась ты, Настена, врать, научилась воровать» .

Главы 6 – 7

Настена приехала к Андрею в зимовье. Он рассказал, что решил поехать не на фронт, а домой, потому что «невмоготу стало. Дышать нечем было – до того захотелось увидеть вас» . Андрей отдал Настене часы, которые он забрал у немецкого офицера.

Возвращаясь домой, женщина думала, что «убежать от судьбы она не может» , теперь придется «жить наособь, под секретом» .

Глава 8

К зимовью начал прибегать волк и выть по ночам. Как-то Гуськов приоткрыл двери зимовья и, «передразнивая, ответил» животному. «Ответил и поразился: так близко его голос сошелся с волчьим».

Глава 9

В середине марта в Атамановку вернулся первый фронтовик – Максим Вологжин. Настена пошла праздновать со всеми односельчанами, но «затаившись, молчала» , она поняла, что не имеет права «ни говорить, ни плакать, ни пить вместе со всеми» .

Глава 10

В сильную метель, чтобы никто не заметил, Настена снова пошла к Андрею. Муж угощал ее рыбой, которую якобы поймал, но на самом деле украл у рыбаков. Женщина рассказала о том, что забеременела. Андрей был очень рад, но не понимал ее страха: Настена боялась, что скажут люди, когда заметят ее беременность.

Глава 11

«Война надолго задержала Настенино счастье, но Настена и в войну верила, что оно будет».

Глава 12

Через три дня после встречи с Настеной Андрей пошел в Атамановку. Затаившись в ельнике, мужчина наблюдал за своим домом: как вышел из хомутарки Михеич, как вывел кобылу. Проходя мимо Андрея, отец посмотрел на него, но не узнал сына и пошел дальше.

Глава 13

Возвращаясь назад, Андрей думал о том, что без Настены ему жизни нет: «Настена тебе дышать дает, и, может быть, далеко-далеко вперед, даже после твоей смерти» .

  • Страницы:

Глава 14

В апреле Михеич заметил пропажу ружья Андрея. Настена соврала, что обменяла его на немецкие часы. Михеич заподозрил, что Настена знает, где Андрей, и пытался ее расспросить, но девушка ничего не сказала.

Глава 15

Река таяла, и Андрей уже не мог приходить к бане за едой. Вскоре он перебрался в верхнее зимовье.

Глава 16

Закончилась война. Настена думала о том, «что это не ее день, не ее победа, что она к победе никакого отношения не имеет» .

Глава 17

Настене казалось «что теперь, раз кончилась война, вот-вот должно что-то решиться в его [Андрея] судьбе, а значит, и в ее судьбе тоже» . Они не виделись несколько недель. За это время у Настены появился живот.

Глава 18

Настена наконец смогла выбраться к Андрею. «Лицо его сильно заострилось и высохло» , «глаза застыли и смотрели из глубины с пристальной мукой».

Настена, спросила, что теперь с ними будет. Андрей ответил, что ей нужно рожать: «умри, но роди: в этом вся наша жизнь» , «я знаю: тебе придется ходить по раскаленным углям… вытерпи» .

Глава 19

Через несколько дней Настена снова приплыла к Андрею. Женщина попыталась заговорить о том, что им стоит выйти к людям. Андрей был непреклонен, говорил, что она «надумала от него избавиться» – дезертиров расстреливали.

Глава 20

Семеновна заметила, что Настена беременная и выгнала ее из дома. Женщина ушла к своей подруге Надьке. Подруге Настена соврала, что ребенок от заезжавшего к ним в деревню мужика.

Поздно вечером Нестену позвал Михеич. Старик пытался уговорить женщину: «Он здесь, Настена. Не отказывайся, я знаю. Никому не говори, откройся мне одному». Но женщина, держа данное мужу слово, так ничего и не рассказала.

Глава 21

Настена перестала скрывать свою беременность. В деревне появился слух, что у нее ребенок «от родного мужика».

Настену охватил страх и она этой же ночью решила навестить Андрея. Отплыв от берега, она услышала, что кто-то следует за ней. Женщина тут же вернулась назад, но случайно причалила к кладбищу утопленников. Испуганная Настена вернулась домой.

Глава 22

Весь следующий день Настена «совсем потерялась» , «в душе засела пустая, противная тяжесть» . Михеич рассказал, что «мужики что-то задумали» и попросил предупредить Андрея. Вечером в деревню приехал милиционер.

Ночью Настена снова поплыла к Андрею. Неожиданно услышала позади себя голоса догоняющих ее односельчан. «Устала она. Знал бы кто, как она устала и как хочется отдохнуть! Не бояться, не стыдиться, не ждать со страхом завтрашнего дня, на веки вечные сделаться вольной, не помня ни себя, ни других, не помня ни капли из того, что пришлось испытать».

Настена встала на лодке и бросилась в реку. «После похорон собрались бабы у Надьки на немудреные поминки и всплакнули: жалко было Настену».

Заключение

В повести «Живи и помни» автор изображает нравственное величие Настены, которая ради спасения мужа выбрала для себя заведомо трагический путь. Ее самоубийство является очищением от всех тех грехов, которые ей пришлось взять на себя ради временного спасения мужа. Андрей изображается совершенно другим – к концу повести он теряет свою нравственность, все больше походит на дикого зверя. Гибель жены и не родившегося ребенка – наказание за то, что мужчина переступил через моральные законы, пошел на дезертирство, кражи, обман.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 619.

Повесть была удостоена ряда премий, в том числе Государственной премии СССР ; по ней поставлены спектакли и опера, снят художественный фильм.

Впервые повесть опубликована в журнале «Наш современник » (1974, №№10-11), до этого отрывки из повести печатались в газете «Восточно-Сибирская правда » (от 23.11.1973) и в газете «Советская молодёжь » (от 07.06.1974) . В 1975 году повесть дважды вышла отдельной книгой в издательстве «Современник » и с тех пор десятки раз переиздавалась. Повесть переведена ряд иностранных языков, в том числе болгарский, немецкий, венгерский, польский, финский, чешский, испанский, норвежский, английский, китайский, языки народов СССР .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Гуськовы живут в глухой сибирской деревне Атамановке на Ангаре . Сын Андрей берёт в жёны сироту Настёну, с которой до войны успевает прожить четыре года. Детей у них нет. В 1941 году Андрея и ещё нескольких парней из деревни забирают на фронт. Он служит до лета 1944 года, когда его тяжело ранят и направляют в госпиталь в Новосибирск . Уверенный, что после выздоровления его если не комиссуют, то дадут отпуск на несколько дней, Андрей потрясён и разочарован, когда осенью его снова направляют на фронт. Чтобы хотя бы на день побывать у родных, он из госпиталя едет в Иркутск , однако через несколько дней понимает, что всё равно не успеет, и что он уже совершил дезертирство. Прячась от всех, он постепенно пробирается в родные места. Между тем, его пропажа обнаружена и в Атамановку уже приезжали из военкомата узнавать, не было ли известий от Андрея.

    В крещенские морозы января 1945 года Андрей тайно добирается до Атамановки, где крадёт в бане топор и лыжи. Настёна постепенно догадывается о том, кто может быть вором, и вскоре ночью встречает Андрея в бане. Он просит её никому не рассказывать о том, что она его видела. Андрей понимает, что его жизнь зашла в тупик, выхода из которого он не видит, и не хочет, чтобы когда-либо стало известно о его дезертирстве. Время от времени Настёна навещает мужа, укрывшегося в отдалённой зимовке посреди тайги, и приносит ему необходимые вещи. В марте Настёна понимает, что беременна. Андрей рад, что от него останется ребёнок, однако и он, и Настёна понимают, что ей придётся выдать ребёнка за незаконнорожденного.

    Весной отец Гуськова обнаруживает пропажу ружья, однако Настёна пытается убедить его, что обменяла ружьё на трофейные немецкие часы (которые ей в действительности дал Андрей), чтобы продать их и сдать деньги по государственному займу . Андрей, страдая от одиночества, подходит к деревне, чтобы последний раз посмотреть на неё, и достаточно близко видит своего отца, хотя тот не замечает сына. С таянием снега Андрей перебирается на более дальнее зимовье.

    Заканчивается война. Настёна время от времени, под предлогом того, что ей нужна лодка для хозяйственных нужд, перебирается на другой берег Ангары повидать Андрея, который по-прежнему полон решимости покончить с собой, но больше не показываться другим людям. Наконец, свекровь замечает, что Настёна беременна и выгоняет её из дому. Настёна уходит жить к подруге Надьке, вдове с тремя детьми. Свёкор догадывается, что отцом ребёнка может быть Андрей и просит Настёну признаться, но она не делает этого, чтобы не нарушить данное Андрею обещание. Между тем, её усталость от необходимости жить, скрывая от всех правду, становится невыносимой. В деревне начинают подозревают, что Андрей может скрываться поблизости, и за Настёной начинают следить. Ночью, желая предупредить Андрея, Настёна видит, что за ней плывут односельчане, и топится в Ангаре.

    Основные действующие лица

    • Настёна - около 30 лет, сирота из-под Иркутска
    • Андрей Гуськов - муж Настёны, около 30 лет, уроженец Атамановки, единственный сын своих родителей
    • Михеич (Фёдор Михайлович) - отец Андрея, конюх
    • Семёновна - мать Андрея
    • Надька - подруга и соседка Настёны, мать троих детей, вдова погибшего на фронте
    • Нестор - председатель колхоза, инвалид
    • Иннокентий Иванович - пожилой житель села, счетовод колхоза
    • дед Матвей - односельчанин Гуськовых, бакенщик, брат Иннокентия Ивановича
    • Максим Вологжин - односельчанин Гуськовых, вернувшийся с фронта
    • Лиза Вологжина - его жена
    • Василиса Рогова («Василиса Премудрая») - односельчанка Гуськовых
    • Уполномоченный из Карды, приезжавший оформлять в Атамановке подписку на государственный заём

    Отзывы

    Сразу после публикации высоко оценил повесть Виктор Астафьев , который в письме Валентину Курбатову отозвался о новом произведении Распутина так:

    Астафьев также высказал опасение по поводу того, что официальная критика вряд ли воспримет повесть с восторгом:

    Действительно, после публикации повести часто отмечалось, что она носит новаторский характер прежде всего с точки зрения выбора темы - одним из главных героев является дезертир. Александр Солженицын в своей речи при вручении Распутину Премии Солженицына 4 мая 2000 года начал свой обзор его творчества именно с повести «Живи и помни»:

    Солженицын также отметил, что помимо основных персонажей, в повести «малыми средствами выставлен нам ещё десяток характеров - и вся заброшенная сибирская деревня, где скудный вдовий праздник окончания войны - щемит, посильнее батальных сцен у других авторов» .

    Во время ссылки в Магаданскую область повесть прочитал Василь Стус , который отметил в письме жене и сыну от 24.10.1977: «На Великдень сидел дома и читал “Живи и помни” Валентина Распутина. Это - прекрасный роман. Это - отрада моему угнетенному сердцу» .

    Некоторые критики расценивают повесть как лучшую в творчестве писателя: так, Сергей Беляков в отзыве о последней повести Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана » говорит о том, что эта повесть «художественно уступает только “Живи и помни” - недостижимой его вершине» .

    Награды

    Экранизации и постановки

    Опера

    Композитор Кирилл Волков создал по повести одноимённую оперу



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!