Жизнь — это праздник, но смерть — не за горами. Проблемы жизни и смерти и отношение к смерти

Христианское понимание жизни, смерти и бессмертия исходит из ветхозаветного положения: «День смерти лучше дня рождения» (Экклезиаст) и новозаветной проповеди Христа: «… я имею ключи от ада и смерти». Богочеловеческая сущность христианства проявляется в том, что бессмертие личности как целостного существа мыслимо только через воскресение. Путь к нему открыт искупительной жертвой Христа через крест и воскресение. Это сфера тайны и чуда, ибо человек выводится из сферы действия природно-космических сил и стихий, и становится как личность лицом к лицу с Богом, который тоже есть личность. Целью жизни человека является обожение, движение к жизни вечной. Без осознания этого, земная жизнь превращается в сон, пустую и праздную мечту, мыльный пузырь. В сущности, она есть приготовление к вечной жизни, которая не за горами для каждого. Поэтому и сказано в Евангелии: «Будьте готовы: ибо, в который час не думаете, придет Сын Человеческий». Чтобы жизнь не превратилась, по словам М.Ю.Лермонтова, «в пустую и глупую шутку», необходимо всегда помнить о смертном часе. Это не трагедия, а переход в иной мир, где уже обитают мириады душ, добрых и злых, и где каждая новая входит на радость или муки. По образному выражению одного из православных иерархов: «Умирающий человек - заходящее светило, заря которого уже блещет над другим миром». Смерть разрушает не тело, а тленность его и поэтому она не конец, а начало жизни вечной.

Евангелист Лука так определил суть христианского подхода к жизни и смерти: «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Ибо у него сме живы». Христианство категорически осуждает самоубийство, так как человек не принадлежит сам себе, его жизнь и смерть «в воле Божьей».

Ислам о вопросах жизни и смерти

На вопрос человека: «Разве, когда я умру, я буду изведен живым?», Аллах дает ответ: «Разве не вспомнит человек, что мы сотворили его раньше, а был он ничем?». В отличие от христианства, земная жизнь а исламе расценивается высоко. Ислам исходит из факта сотворенности человека по воле всемогущего Аллаха, который прежде всего милосерден. Тем не менее, в последний день все будет уничтожено, а умершие воскреснут и предстанут перед Аллахом для окончательного суда. Вера в загробную жизнь является необходимой, поскольку в этом случае человек будет оценивать свои действия и поступки с точки зрения личностного интереса в смысле вечной перспективы.

Разрушение всей Вселенной в день справедливого суда предполагает творение нового совершенного мира. О каждом человеке будет представлена «запись» деяний и мыслей, даже самых тайных и вынесен соответствующий приговор. Таким образом, восторжествует принцип верховенства законов морали и разума над физическими закономерностями. Морально чистый человек не может находиться в униженном положении, как это имеет место в реальном мире. Ислам категорически запрещает самоубийство.

Описание рая и ада в Коране полны ярких подробностей, дабы праведники могли полностью удовлетвориться, а грешники получить по заслугам. Спрашивать Аллаха о смертном часе нельзя, так как знание об этом только у него, а «что тебе надо знать, - может быть, час уже близок».

Отношение к жизни и смерти в буддизме

Отношение к смерти и бессмертию в буддизме значительно отличается от христианского и мусульманского. Сам Будда отказывается отвечать на вопросы: бессмертен ли познавший истину или смертен он?, а также: может ли познавший быть смертным или бессмертным одновременно? В сущности, признается лишь один вид «дивного бессмертия» - нирвана, как воплощение ртансендентного Сверхбытия, Абсолютного Начала, не имеющего атрибутов.

Поскольку личность понимается как сумма драхм, находящихся в постоянном потоке перевоплощения, то отсюда следует нелепость, бессмысленность цепи природных рождений. «Драхммапада» утверждает, что «рождение вновь и вновь - горестно». Выходом является путь обретения нирваны, прорыв цепи бесконечных перерождений и достижения просветления, блаженного «острова», находящегося в глубине сердца человека, где «ничем не владеют» и «ничего не жаждут». Известный символ нирваны - угашение вечно трепещущего огня жизни - хорошо выражает сущность буддийского понимания смерти и бессмертия. Как говорил Будда: «Один день жизни человека, видевшего бессмертную стезю, лучше столетнего существования человека, не видевшего высшей жизни».

Спокойное и умиротворенное отношение к жизни, смерти и бессмертию, стремление к просветлению и освобождению от зла характерно и для других восточных религий и культов. В этой связи меняется отношение к самоубийству: оно считается не столь греховным, сколько бессмысленным, ибо не освобождает человека от круга рождений и смертей (сансара), а только приводит к рождению в более близком воплощении. Нужно преодолеть такую привязанность к своей личности, ибо, по словам Будды, «природа личности есть непрерывная смерть». Один из самых мудрых поэтов ХХ в. У.Уитмен выразил так эту идею - нужно жить «спокойно улыбаясь Смерти». Избавление при жизни от источников страдания, «омраченных действий и скверн» (эгоизма, злобы, гордости, ложных взглядов и т.д.) и власти своего «я» - лучший путь обретения бессмертия.

Проблемы жизни и смерти и отношение к смерти

в различные исторические эпохи и в различных религиях

Введение.

1. Измерения проблемы жизни, смерти и бессмертия.

2. Отношение к смерти, проблемы жизни, смерти и бессмертия

в религиях мира.

Заключение.

Список используемой литературы.

Введение.

Жизнь и смерть - вечные темы духовной культуры человечества во всех ее подразделениях. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Эти мысли приходят в голову детям и совсем юным людям, о чем говорят стихи и проза, драмы и трагедии, письма и дневники. Только раннее детство или старческий маразм избавляют человека от необходимости решения этих проблем.

По сути дела, речь идет о триаде: жизнь - смерть - бессмертие , поскольку все духовные системы человечества исходили из идеи противоречивого единства этих феноменов. Наибольшее внимание здесь уделялось смерти и обретению бессмертия в жизни иной, а сама человеческая жизнь трактовалась как миг, отпущенный человеку для того, чтобы он мог достойно подготовиться к смерти и бессмертию.

За небольшими исключениями у всех времен и народов высказывались о жизни достаточно негативно, Жизнь - страдание (Будда: Шопенгауэр и др.); жизнь сон (Платон, Паскаль); жизнь - бездна зла (Древний Египет); " Жизнь - борьба и странствие по чужбине" (Марк Аврелий); "Жизнь - это повесть глупца, рассказанная идиотом, полна шума и ярости, но лишенная смысла" (Шекспир); "Вся человеческая жизнь глубоко погружена в неправду" (Ницше) и т.п.

Об этом же говорят пословицы и поговорки разных народов типа "Жизнь - копейка". Ортега-и-Гассет определил человека не как тело и не как дух, а как специфически человеческую драму. Действительно, в этом смысле жизнь каждого человека драматична и трагична: как бы удачно не складывалась жизнь, как бы она не была длительна - конец ее неизбежен. Греческий мудрец Эпикур сказал так: "Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения. Когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем".

Смерть и потенциальное бессмертие - самая сильная приманка для философского ума, ибо все наши жизненные дела должны, так или иначе, соизмеряться с вечным. Человек обречен на размышления о жизни и смерти и в этом его отличие от животного, которое смертно, но не знает об этом. Смерть вообще - расплата за усложнение биологической системы. Одноклеточные практически бессмертны и амеба в этом смысле счастливое существо.

Когда организм становится многоклеточным, в него как бы встраивается механизм самоуничтожения на определенном этапе развития, связанный с геномом.

Столетиями лучшие умы человечества пытаются хотя бы теоретически опровергнуть этот тезис, доказать, а затем и воплотить в жизнь реальное бессмертие. Однако идеалом такого бессмертия является не существование амебы и не ангельская жизнь в лучшем мире. С этой точки зрения человек должен жить вечно, находясь в постоянном расцвете сил. Человек не может смириться с тем, что именно ему придется уйти из этого великолепного мира, где кипит жизнь. Быть вечным зрителем этой грандиозной картины Вселенной, не испытывать "насыщения днями" как библейские пророки - может ли быть что-то более заманчивым?

Но, размышляя об этом, начинаешь понимать, что смерть - пожалуй, единственное, перед чем все равны: бедные и богатые, грязные и чистые, любимые и нелюбимые. Хотя и в древности, и в наши дни постоянно делались и делаются попытки убедить мир, что есть люди, побывавшие "там" и вернувшиеся назад, но здравый рассудок отказывается этому верить. Требуется вера, необходимо чудо, какое совершил евангельский Христос, "смертию смерть поправ". Замечено, что мудрость человека часто выражается в спокойном отношении к жизни и смерти. Как сказал Махатма Ганди: "Мы не знаем, что лучше - жить или умереть. Поэтому нам не следует ни чрезмерно восхищаться жизнью, ни трепетать при мысли о смерти. Мы должны одинаково относиться к ним обоим. Это идеальный вариант". А еще задолго до этого в "Бхагавадгите" сказано: "Воистину, смерть предназначена для рожденного, а рождение неизбежно для умершего. О неизбежном - не скорби".

Вместе с тем, немало великих людей осознавали эту проблему в трагических тонах. Выдающийся отечественный биолог И.И. Мечников, размышлявший о возможности "воспитания инстинкта естественной смерти", писал о Л.Н.Толстом: "Когда Толстой, терзаемый невозможностью решить эту задачу и преследуемый страхом смерти, спросил себя, не может ли семейная любовь успокоить его душу, он тотчас увидел, что это - напрасная надежда. К чему, спрашивал он себя, воспитывать детей, которые вскоре очутятся в таком же критическом состоянии, как и их отец? Зачем мне любить их, растить и блюсти их? Для того же отчаяния, которое во мне, или для тупоумия? Любя их, я не могу скрывать от них истины, - всякий шаг ведет их к познанию этой истины. А истина - смерть".

1. Измерения проблемы жизни, смерти и бессмертия.

1. 1. Первое измерение проблемы жизни, смерти и бессмертия - биологическое, ибо эти состояния являют по сути дела различные стороны одного феномена. Давно уже была высказана гипотеза панспермии, постоянного наличия жизни и смерти во Вселенной, постоянного их воспроизводства в подходящих условиях. Известно определение Ф. Энгельса: "Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел", акцентирует космический аспект жизни.

Рождаются, живут и умирают звезды, туманности, планеты, кометы и другие космические тела, и в этом смысле не исчезает никто и ничто. Данный аспект наиболее разработан в восточной философии и мистических учениях, исходящих из принципиальной невозможности только разумом понять смысл этого вселенского кругооборота. Материалистические концепции строятся на феномене самопорождения жизни и самопричинения, когда, по словам Ф. Энгельса, " с железной необходимостью" порождается жизнь и мыслящий дух в одном месте Вселенной, если в другом он исчезает.

Осознание единства жизни человека и человечества со всем живым на планете, с ее биосферой, равно как и потенциально возможными формами жизни во Вселенной имеет огромное мировоззренческое значение.

Это идея святости жизни, права на жизнь для любого живого существа уже в силу самого факта рождения принадлежит к числу вечных идеалов человечества. В пределе, вся Вселенная и Земля рассматриваются как живые существа, а вмешательство в еще плохо познанные законы их жизни черевато экологическим кризисом. Человек предстает как малая частица этой живой Вселенной, микрокосмос, вобравший в себя все богатство макрокосмоса. Чувство " благоговения перед жизнью", ощущение своей причастности к удивительному миру живого в той или иной степени присуще любой мировоззренческой системе. Даже, если биологическая, телесная жизнь считается неподлинной, транзитной формой человеческого существования, то и в этих случаях (например, в христианстве) человеческая плоть может и должна обрести иное, цветущее состояние.

1.2. Второе измерение проблемы жизни, смерти и бессмертия связано с уяснением специфики человеческой жизни и ее отличия от жизни всего живого. Уж более тридцати веков мудрецы, пророки и философы разных стран и народов пытаются найти этот водораздел. Чаще всего полагают, что все дело в осознании факта предстоящей смерти: мы знаем, что умрем и лихорадочно ищем путь к бессмертию. Все остальное живое тихо и мирно завершает свой путь, успев воспроизвести новую жизнь или послужить удобрением почвы для другой жизни. Человек же обречен на мучительные пожизненные раздумья о смысле жизни или ее бессмысленности, изводит этим себя, а часто и других, и вынужден топить эти проклятые вопросы в вине или наркотиках. Отчасти это верно, но возникает вопрос: как быть с фактом смерти новорожденного ребенка, который не успел еще ничего понять, или умственно отсталого человека, который не в состоянии ничего понимать? Считать ли началом жизни человека момент зачатия (который невозможно точно определить в большинстве случаев) или момент рождения.

Известно, что умирающий Л.Н.Толстой, обращаясь к окружающим, сказал,

чтобы они обратили свои взоры на миллионы других людей, а не глядели на одного

льва. Безвестная, и никого не трогающая кроме матери смерть, смерть маленького существа от голода где-нибудь в Африке и пышные похороны всемирно известных лидеров перед лицом вечности не имеют различий. В этом смысле глубоко прав английский поэт Д.Донн, сказавший, что смерть каждого человека умаляет все человечество и поэтому "никогда не спрашивай, по кому звонит колокол, он звонит по тебе".

Очевидно, что специфика жизни, смерти и бессмертия человека прямо связаны с разумом и его проявлениями, с успехами и достижениями человека в течение жизни, с оценкой его современниками и потомками. Смерть многих гениев в молодом возрасте, бесспорно, трагична, но при этом нет оснований считать, что их последующая жизнь, если бы она состоялась, дала бы миру нечто еще более гениальное. Здесь действует какая-то не вполне ясная, но эмпирически очевидная закономерность, выражаемая христианским тезисом: "Бог прибирает в первую очередь лучших".

В этом смысле жизнь и смерть не охватывается категориями рационального познания, не укладывается в рамки жесткой детерминистической модели мира и человека. Рассуждать об этих понятиях хладнокровно можно до определенного предела. Он обусловлен личной заинтересованностью каждого человека и его способностью к интуитивному постижению предельных оснований человеческого бытия. В этом отношении каждый подобен пловцу, прыгнувшему в волны среди открытого моря. Надеяться надо только на себя, несмотря на человеческую солидарность, веру в Бога, Высший разум и т.д. Уникальность человека, неповторяемость личности проявляется здесь в высочайшей степени. Генетики подсчитали, что вероятность появления на свет именно этого человека от данных родителей составляет один шанс на сто триллионов случаев. Если уж это свершилось, то какое же поражающее воображение многообразие человеческих смыслов бытия предстает перед человеком, когда он задумывается о жизни и смерти?

"Пока мы не определили свое отношение к факту собственной кончины, страх смерти неизбежно сопровождает и окрашивает все, что мы делаем. Если же, наоборот, есть «память смерти», именно эта память может открыть для нас смысл и важность каждого момента жизни. Например, когда близкий человек умирает, мое слово может стать последним для него, и с этим словом он перейдет в иной мир".

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви

XII. Проблемы биоэтики

ХII.8. Практика изъятия человеческих органов, пригодных для трансплантации, а также развитие реанимации порождают проблему правильной констатации момента смерти. Ранее критерием ее наступления считалась необратимая остановка дыхания и кровообращения.

Однако благодаря совершенствованию реанимационных технологий эти жизненно важные функции могут искусственно поддерживаться в течение длительного времени. Акт смерти превращается таким образом в процесс умирания, зависимый от решения врача, что налагает на современную медицину качественно новую ответственность.
В Священном Писании смерть представляется как разлучение души от тела (Пс.145:4; Лк.12:20). Таким образом, можно говорить о продолжении жизни до тех пор, пока осуществляется деятельность организма как целого. Продление жизни искусственными средствами, при котором фактически действуют лишь отдельные органы, не может рассматриваться как обязательная и во всех случаях желательная задача медицины. Оттягивание смертного часа порой только продлевает мучения больного, лишая человека права на достойную, «непостыдную и мирную » кончину, которую православные христиане испрашивают у Господа за богослужением. Когда активная терапия становится невозможной, ее место должна занять паллиативная помощь (обезболивание, уход, социальная и психологическая поддержка), а также пастырское попечение. Все это имеет целью обеспечить подлинно человеческое завершение жизни, согретое милосердием и любовью.
Православное понимание непостыдной кончины включает подготовку к смертному исходу, который рассматривается как духовно значимый этап жизни человека. Больной, окруженный христианской заботой, в последние дни земного бытия способен пережить благодатное изменение, связанное с новым осмыслением пройденного пути и покаянным предстоянием перед вечностью. А для родственников умирающего и медицинских работников терпеливый уход за больным становится возможностью служения Самому Господу, по слову Спасителя: «Так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне » (Мф.25:40). Сокрытие от пациента информации о тяжелом состоянии под предлогом сохранения его душевного комфорта нередко лишает умирающего возможности сознательного приуготовления к кончине и духовного утешения, обретаемого через участие в Таинствах Церкви, а также омрачает недоверием его отношения с близкими и врачами.
Предсмертные физические страдания не всегда эффективно устраняются применением обезболивающих средств. Зная это, Церковь в таких случаях обращает к Богу молитву: «Разреши раба Твоего нестерпимыя сея болезни и содержащия его горькия немощи и упокой его, идеже праведных Дуси » (Требник. Молитва о долгостраждущем). Один Господь является Владыкой жизни и смерти (1 Цар.2:6). «В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти » (Иов.12:10). Поэтому Церковь, оставаясь верной соблюдению заповеди Божией «не убивай » (Исх.20:13), не может признать нравственно приемлемыми распространенные ныне в светском обществе попытки легализации так называемой эвтаназии, то есть намеренного умерщвления безнадежно больных (в том числе по их желанию). Просьба больного об ускорении смерти подчас обусловлена состоянием депрессии, лишающим его возможности правильно оценивать свое положение. Признание законности эвтаназии привело бы к умалению достоинства и извращению профессионального долга врача, призванного к сохранению, а не к пресечению жизни. «Право на смерть» легко может обернуться угрозой для жизни пациентов, на лечение которых недостает денежных средств.
Таким образом, эвтаназия является формой убийства или самоубийства, в зависимости от того, принимает ли в ней участие пациент. В последнем случае к эвтаназии применимы соответствующие канонические правила, согласно которым намеренное самоубийство, как и оказание помощи в его совершении, расцениваются как тяжкий грех. Умышленный самоубийца, который «соделал сие от обиды человеческой или по иному какому случаю от малодушия», не удостаивается христианского погребения и литургического поминовения (Тимофея Алекс. прав. 14). Если самоубийца бессознательно лишил себя жизни «вне ума», то есть в припадке душевной болезни, церковная молитва о нем дозволяется по исследовании дела правящим архиереем. Вместе с тем необходимо помнить, что вину самоубийцы нередко разделяют окружающие его люди, оказавшиеся неспособными к действенному состраданию и проявлению милосердия. Вместе с апостолом Павлом Церковь призывает: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов » (Гал.6:2).

К актуальному, к великому сожалению, вопросу современной биоэтики относится вопрос отношения врача, родственников и пациента К ЖИЗНИ И СМЕРТИ . И студенты, и молодые врачи, и врачи со стажем дают неоднозначный ответ на этот вопрос. Между тем, это тот вопрос, в решении которого выявляется суть современной медицины. Христианин знает, что для каждого специалиста он будет личным путем в жизнь вечную или в погибель. Поэтому важно вначале выяснить: "Какова позиция Русской Православной Церкви по этому вопросу?" .

"Ещё совсем недавно казавшаяся абсолютным нонсенсом в контексте европейской христианской традиции эвтаназия, становится на Западе всё более и более распространенным явлением. Растёт также и число стран, где «медицинское убийство » в том числе и эвтаназии для детей" .

К концу 2017 года: «Сейчас вопрос ставится следующим образом: даже не те, кто страдает от неизлечимых болезней, а просто пожилые люди, которые чувствуют тоску и утрату смысла жизни, должны иметь право на эвтаназию. В случае, если человек, будучи даже здоровым, просто не ощущает себя достаточно психологически комфортно. И эта идея продвигается ».

Активный борец с эвтаназией - известный в США и далеко за их пределами специалист в области биоэтики и прав человека, юрист, консервативный публицист, автор ряда книг и блоггер Уэсли Дж. Смит . Его самая знаменитая книга – «Культура смерти: нападение на медицинскую этику в Америке » («Culture of Death: The Assault on Medical Ethics in America»). Является последовательным противником эвтаназии, абортов, суррогатного материнства, клонирования, так называемой «наукократии», радикальной идеологии защиты окружающей среды и доминирующих сегодня взглядов на медицинскую этику.

В 2007 году У. Смит принял Православие и стал прихожанином Православной Церкви в Америке. Часто выступает по американскому радио и телевидению.

Вот что он пишет: "По сути же за научным определением «эвтаназия», «медицинская услуга», «суицид» скрывается тяжкий, непростительный грех самоубийства. Многие думают, что эвтаназия и «самоубийство при врачебном содействии » применимы исключительно к неизлечимо больным людям, страдания которых может остановить только смерть. Однако само утверждение, что «больше ничего нельзя сделать», уже неверно: за последние несколько десятилетий паллиативная помощь совершила огромный скачок вперед.

Между тем эвтаназия на практике применяется не только по отношению к умирающим больным.

Громкое судебное дело, открывшее дорогу голландским врачам для умерщвления психически больных пациентов, было связано с именем психиатра Шабо , который помог совершить самоубийство Хилли Боссер – женщине средних лет, потерявшей двух детей (одного из-за суицида, а другого – из-за болезни) и ничего не желавшей, кроме как «быть похороненной между ними». Приняв Хилли как пациентку, доктор Шабо даже не пытался ее лечить. После четырех приемов в течение пяти недель он вместо лечения просто помог ей свести счеты с жизнью. Верховный суд Нидерландов оправдал действия психиатра тем, что страдание есть страдание – будь то физическое или душевное, так что убийство Хилли – «допустимая медицинская практика» .

В последние годы голландские профессиональные журналы стали призывать психиатров страны более активно применять эвтаназию . Так, статья, опубликованная в выходящем на голландском языке «Нидерландском журнале психиатрии» в 2011 году, открыто рекомендует «содействие в самоубийстве» в качестве лечения психических заболеваний. «Смерть при врачебном содействии сегодня приемлема для психически больных пациентов, так как таким образом получают избавление и пациенты, и сама психиатрия». Эвтаназия и «смерть при врачебном содействии» названы «избавлением» в профессиональном журнале психиатрии! По всей очевидности, психиатры прислушались к призыву активнее участвовать в убийстве пациентов посредством эвтаназии. В 2012 году 14 пациентов с тяжелыми психическими заболеваниями получили «легкую смерть» от рук своих врачей-психиатров в Голландии. В 2013 году число таких больных увеличилось втрое и достигло 42 человек.

Нидерландские врачи совершают и детоубийства, умерщвляя смертельно больных новорожденных младенцев и новорожденных с патологией . Согласно исследованию, опубликованному английским еженедельным журналом для медицинских работников под названием «Ланцет», на сегодняшний день около 8% от общего числа умирающих новорожденных детей убиваются врачами . Был даже опубликован бюрократический протокол с указаниями, как выбирать младенцев для совершения эвтаназии.

Если Нидерланды «скатились со скользкого склона», то Бельгия «прыгнула с утеса вниз головой» . Эта страна узаконила эвтаназию в 2002 году. Первым случаем после ее легализации было убийство пациента с рассеянным склерозом, что являлось нарушением закона. Но оказалось, ничего страшного: законы, скорее, служат гарантиями, а не ограничивают «медицинские убийства». С 2002 года Бельгия прошла огромный путь легализации и совершения всё более и более радикальных видов эвтаназии.

Не это ли логические последствия принятия идеи, что убийство является допустимым ответом на страдания человека? Вот только несколько примеров. По меньшей мере три пары пожилых супругов, не желавших жить в одиночестве после смерти одного из них, получили вместе «легкую смерть» путем эвтаназии. Они боялись вдовства и поэтому выбрали смерть.

Первая пара ушла в мир иной в 2011 году. Оба супруга не были тяжело больны, и «процедура» была совершена при их осознанном согласии. Еще одна из упомянутых нами пар была вполне здоровой, но престарелые люди просто «боялись будущего». Причем эвтаназию совершил врач по рекомендации их собственного сына, который в интервью британской газете «Дейли Мейл» заявил, что смерть его родителей была «самым лучшим решением», поскольку заботиться о них было бы «невозможно». Практически каждое общество воспринимает как трагедию, когда пожилые женатые пары идут на эвтаназию. Но в Бельгии, похоже, это считается законным решением проблем, связанных с уходом за немощными стариками.

В любом нравственно здоровом обществе «врачи смерти» сразу бы лишились своей лицензии/сертификата и были бы судимы за человекоубийство, но, очевидно, Бельгия уже не попадает в эту категорию.

Анна Дж., страдавшая суицидальными наклонностями и анорексией, публично обвинила психиатра в том, что он принуждал ее стать своей сексуальной рабыней. Врач признал свою вину, но не понес наказания, и тогда Анна обратилась к другому психиатру за эвтаназией. Она ушла из жизни в возрасте 44 лет. Натан Верхельст, перенесший операцию по смене пола, став мужчиной, был крайне разочарован результатом операции и от отчаяния решил прибегнуть к эвтаназии. Психиатры Бельгии, как и Нидерландов, используют эвтаназию и для «лечения» пациентов с суицидальными наклонностями, вызванными психическими заболеваниями. Совсем недавно они официально одобрили просьбу об эвтаназии физически здоровой 24-летней Лауры , страдающей хронической депрессией и тягой к суициду.

В 2014 году Бельгия узаконила детскую эвтаназию с момента рождения . Бельгийские врачи тем временем преуспевают в изъятии органов у психически больных пациентов и пациентов с некоторыми инвалидностями, которым делается эвтаназия. У большинства этих больных были нервно-мышечные заболевания или психические отклонения, но зато «хорошего качества органы ». По иронии, один из пациентов страдал психическим заболеванием, при котором хронически наносил себе увечья. Смерть, изъятие и дальнейшая трансплантация органов умерших пациентов – и обо всем этом одобрительно пишет международный медицинский журнал!
Не могу представить себе ничего более опасного, чем говорить инвалиду, психически нездоровому, отчаявшемуся человеку, что от его смерти будет больше пользы, чем от его жизни. Вот что бывает, когда общество принимает такую ядовитую идею.

В Швейцарии клиники «узаконенного самоубийства» тоже с готовностью обслуживают пациентов с психическими расстройствами, депрессиями и инвалидов. Зафиксированы случаи «парных эвтаназий» пожилых супругов, боявшихся овдоветь и остаться одинокими. В прошлом году уже немолодая итальянка приехала в Швейцарию, чтобы ей сделали эвтаназию, потому что она «впала в депрессию, так как стала некрасивой». Причем родственники узнали об этом, только когда клиника прислала им по почте прах женщины.

В 2016 году, «благодаря» своему Верховному суду Канада , скорее всего, пополнит печальный список государств, в которых разрешено применять эвтаназию по отношению к психически больным, умирающим и инвалидам. Согласно недавнему решению канадского суда, любой пациент, которому поставлен диагноз неизлечимого заболевания (причем сюда относятся и те случаи «неизлечимости», когда сам больной отказывается от лечения), имеет право на эвтаназию. Суд с гордостью счел, что психологическая боль является оправданием эвтаназии .

Когда я рассказываю все эти истории, привожу различные примеры, мне часто говорят: «Ну, в Америке это точно никогда не случится ». Но это уже случилось! Некоторые из пациентов, а точнее – жертв Джека Кеворкяна (известного американского врача (1928–2011) и популяризатора эвтаназии, прозванного «доктор Смерть ».) страдали не от телесных недугов, а от психических расстройств. Одна из его пациенток – Марджори Уонц – была госпитализирована в психиатрическое отделение: она злоупотребляла снотворным препаратом «Хальцион», вызывающим суицидальные желания, и жаловалась на боли в области таза. Вскрытие показало, что у нее не было физических заболеваний. Хорошо известен случай 1996 года, когда 39-летняя Ребекка Беджер обратилась к доктору Кеворкяну, чтобы он помог ей свести счеты с жизнью, поскольку верила, что у нее рассеянный склероз. И тут вскрытие показало, что Беджер была физически абсолютно здорова. Позднее оказалось, что женщина лечилась от алкоголизма, страдала от депрессии и злоупотребляла болеутоляющими средствами. И эти два случая – не единственные.

Несмотря на смерть этих и других людей по его вине, авторитет Кеворкяна был и остается очень высоким, а в 2010 году вышел хвалебный фильм о его жизни, главную роль в котором сыграл знаменитый актер Аль Пачино.

Какие можно сделать выводы по поводу эвтаназии на основании приведенных мной фактов?

Во-первых, как только эвтаназия и «самоубийство при врачебном содействии» становятся легальными, они не остаются надолго лишь ограниченной инициативой . Это не паникерство, не алармистское предположение, а вывод, сделанный на основании знания о том, что произошло за это время в Нидерландах, Бельгии и Швейцарии. Несомненно, что стоит эвтаназии получить широкую поддержку – со стороны общественности, медицинского сообщества, – то, казалось бы, строгие нормативы, направленные на предотвращение злоупотреблений, становятся малозначительными препятствиями, которые можно легко обойти или проигнорировать.

Во-вторых, легализация эвтаназии изменяет общество . Не только расширяется категория людей, «имеющих право» на эвтаназию, но и остальная часть общества перестает считать такую смерть чем-то значащим. Эта потеря чувствительности, если можно так выразиться, в свою очередь, влияет на восприятие людьми морального достоинства тяжелобольных, инвалидов и стариков и, возможно, даже самих себя.

В-третьих, эвтаназия полностью извращает медицинскую этику и подрывает роль врачей, которые из упорных борцов за нашу жизнь превращаются в «поставщиков смерти» .

В-четвертых, если человеку не посчастливилось оказаться в «касте приговоренных к умерщвлению» (то есть он попадает в категорию людей, к которым применяется эвтаназия), то его человеческое достоинство очень легко умалить до биологического материала, который можно использовать «на благо общества ».

Это суровые слова, но не будем впадать в отчаяние. У нас есть противоядие против культуры смерти – и оно называется любовь. Все мы стареем, заболеваем, слабеем, становимся нетрудоспособными. Жизнь может оказаться очень тяжелой.
Эвтаназия поднимает фундаментальный вопрос : сохранит ли наша цивилизация моральную способность оказывать заботу и давать любовь тем, кто переживает тяжелый период в жизни, или мы откажемся от них и обречем на смертельную инъекцию и ядовитую пилюлю?
Этот вопрос очень важен, и от ответа на него, как мне верится, зависит наше нравственное будущее".

Уэсли Смит
Перевел с английского Дмитрий Лапа

"Смертные грехи суть следующие: ересь, раскол, отступничество от веры христианской, богохульство, волшебство и колдовство, человекоубийство и самоубийство, блуд, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, пьянство, святотатство, грабеж, воровство и всякая жестокая бесчеловечная обида. Из смертных грехов только для одного самоубийства нет покаяния; прочие же смертные грехи, по великой, неизреченной милости Божией к падшему человечеству, врачуются покаянием ."

Свт. Игнатий Брянчанинов

Альтернативой эвтаназии является ЛЮБОВЬ в виде проявления сострадания, физической помощи (в т.ч. обезболивания и уходе), душевной и молитвенной поддержке страдальцу

В иконных лавках храмов города Барнаула вы сможете приобрести замечательную книгу "РАЗЛУКИ НЕ БУДЕТ " Фредерики де Грааф (духовная дочь митрополита Антония Сурожского), которая передает практический опыт работы с умирающими больными. Эта книга уже помогла многим людям. Приводим интервью автора с выдержками из книги и главы из книги

Встреча с Фредерикой де Грааф, на которой поднимаются и решаются очень непростые вопросы:

ЧТО ТАКОЕ КРИЗИС,

СОСТРАДАНИЕ И СТРАДАНИЕ,

ВОЗМОЖНА ЛИ ПОМОЩЬ,

О ДЕПРЕССИИ,

О НАДЕЖДЕ И ТЕРПЕНИИ,

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ САМОГО БОЛЬНОГО,

О ПОДДЕРЖКЕ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В ИНОЙ МИР,

О НАШИХ СТРАХАХ и многие другие

Фредерика де Грааф: "Как личность врача влияет на состояние пациента?"

«Разлуки не будет. Жизнь и смерть глазами христианского психолога»

Встреча в Российском православном университете

Нюта Федермессер: "О заповедях хосписа и вообще всех медицинских учреждений"

АНАЛОГИЧНЫЙ ОПЫТ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПСИХОЛОГА,

РАБОТАЮЩЕГО В ХОСПИСЕ

Нюта Федермессер: «Как стареть в России?»

НО В РЕАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКЕ "ЦИВИЛИЗОВАННЫХ СТРАН" ПРОИСХОДИТ СОВСЕМ ДРУГОЕ!
МЕДИЦИНСКАЯ БИОЭТИКА УТВЕРЖДАЕТ:

Предлагаем еще одну переводную статью известного американского ученого, противостоящего экспансии эвтаназии в мире

практика отечественной медицины

в г. Барнауле имеются следующие возможности по оказанию паллиативной помощи (стационарной и на дому)

Епархиальное сестричество имени святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы создано в Алтайском крае. В него вступили около 60 женщин и трое мужчин, средний возраст которых составляет 45 лет, сообщили в Барнаульской и Алтайской епархии Русской Православной Церкви.

В основу епархиального сестричества лег четырехлетний опыт приходской работы Михайло-Архангельской общины Барнаула при краевой психиатрической больнице. Под руководством опытного духовника, иеромонаха Паисия, братья и сестры милосердия оказывали помощь пациентам больницы. Для подготовки братьев и сестер милосердия на базе Барнаульского православного духовного училища открыты соответствующие курсы.

«Кандидаты в сестричество милосердия избирались из числа постоянных прихожан храмов Барнаула. Многие из них имеют высшее медицинское и педагогическое образование, большой опыт работы в медико-социальных учреждениях, а главное - искреннее стремление безвозмездно потрудиться во благо ближнего и Церкви», - отметили в епархии.

В планы епархиального сестричества входит оказание посильной помощи людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. В перспективе, вслед за Барнаулом, в других городах и районах края будут созданы приходские сестричества милосердия. Они призваны стать помощниками настоятелей храмов в организации взаимодействия Церкви и медико-социальных государственных и общественных учреждений.

Пермский «актуальный художник» Алексей Илькаев внёс коррективу в городской пейзаж: в установленной на городской набережной фанерной инсталляции - надписи СЧАСТЬЕ НЕ ЗА ГОРАМИ заменил первое слово на гораздо более реалистичное СМЕРТЬ. Перестановочка и смена акцента встревожила местных чиновников, получился скандал. В разгар расследования художник Илькаев признал свою вину в содеянном, написав покаянное письмо. Чуть ли не в полицию с повинной пришёл. И вот мне интересно: это очередной художественный жест аукциониста-концептуалиста или всё взаправду? Если последнее, то до какой же степени уродства дошла культурная инквизиция в некогда прогрессивном городе Пермь?? Ведь это точно как при Сталине, когда поэты, писатели и художники, иные из них великие, писали униженные раскаяния и прошения, сознаваясь в политической близорукости, мелкобуржуазности и недостаточной пролетарской восторженности… Судя по всему, СМЕРТЬ в Перми снова заменят на СЧАСТЬЕ. Чтоб никто не сомневался. А вот потом я советовал бы тёмной ночью всю эту конструкцию на фиг подпалить, как это делал Пётр Павленский.

В Петербурге, тем временем, кинорежиссёр Алексей Красовский (не путать с однофамильцем Антоном, по-мужски возлюбившим Путина) вознамерился снять фильм «Поаздник» - «чёрную» комедию, действие которой происходит под Новый Год в блокадном Ленинграде. Едва это стало известно, как образовалась «группа ненависти», в-основном состоящая из вездессущих депутатов, назвавшая сам замысел картины кощунством и издевательством и потребовавшая закрыть фильм. Я понимаю, что страдающие от недержания скреп в кино мало смыслят, поэтому напоминаю совсем недавний и очень знаменитый прецедент: ленту «Жизнь прекрасна»(1997) итальянского актёра и режиссёра Роберто Бениньи, получившую все возможные главные призы, от Канн до Оскара, и ставшую абсолютной классикой. Это тоже комедия, и даже не чёрная, о холокосте и лагере смерти с газовыми камерами. Тема, согласитесь, не менее страшная, чем ленинградская блокада. Тем не менее, ни итальянский парламент с правительством, ни даже всесильная и всемирная еврейская «закулиса» не наложили вето на фильм. Полагаю, это никому даже в голову не приходило.

Среди тех, кто особенно рьяно набросился на отщепенцев-киношников обнаружился депутат Думы по имени Сергей Боярский. Фамилия редкая, решил проверить - и увы! Сын. 1980 года рождения. Закручинился я… Это как же так: папа - мушкетёр, дочь Лиза - прелестная девушка и хорошая актриса, а на сыне природа отдохнула: из боярского гнезда выпал демагог и молодое ископаемое типа охранитель. И карьера соответствующая. Вот тебе и «Динозаврики»... Неужели вы, Миша, ребёнку в детстве-отрочестве Битлз слушать не давали?!

Отношение к жизни и смерти

Отношение к смерти в карма-йоге выражается такой метафорой:

Неудержимо приближение смерти, словно прилив океана. Одни, слепцы, не замечая опасности, собирают на берегу ракушки и крабов, всё более углубляясь в пустыню моря, сами идут навстречу приливу; вторые движутся параллельно линии прилива, ходят по краю, гордясь своей смелостью, боясь, однако, даже повернуть голову в его сторону, заткнув уши и закрыв глаза; третьи спасаются бегством, оставляя на пути всё лишнее, но борьба чересчур неравна, стихия всё равно настигнет бегущего; четвёртые, мудрецы, спокойно вглядываются в надвигающуюся волну, не приближая, но и не отдаляя её: просто стоят на берегу, вглядываясь в неотвратимость.

Свами Анандакапила Сарасвати говорит:

«Карма-йога позволит вам полностью изменить своё отношение к жизни и смерти. Вы станете более духовны и бессмертны, когда ваша работа станет вашей жизнью. Что такое работа, если не жизнь? И что такое жизнь, если не работа? Мы работаем и живём. Если мы живём, мы работаем. Так или иначе все работают. Даже бродяга работает, переходя от одного мусорного бака к другому.

Если наша работа не даёт нам жизни, если наша работа для нас – смерть, то это значит, что жизнь – это смерть. Поэтому вопрос не в том, есть ли жизнь после смерти, – вопрос в том, есть ли жизнь после рождения, потому что после рождения есть работа. Если мы выполняем свою работу не как служение людям или Верховной Личности, эта работа не даст нам настоящей жизни. Если наша работа не преследует этой высшей цели, она будет просто подобна смерти. Это означает, что вся наша жизнь будет мёртвой.

Лучше отказаться от смерти – от мира кармических реакций – и начать духовную жизнь, обрести вечное счастье и вечную работу в служении.

Тем, кто хочет умереть, стать ничем, чтобы больше никогда не нужно было работать, не нравится идея служения, потому что для них работа – это смерть. Такие люди очень несчастливы. Им нужно отказаться от всех философий самоуничтожения, от всех материалистических философий и выйти на уровень карма-йоги. Только так можно обрести настоящую жизнь и настоящее счастье».

Из книги Жизнь. Любовь. Смех. автора Раджниш Бхагван Шри

ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ - Бхагван, важно ли иметь какое-либо отношение к жизни? Лучший способ упустить жизнь - это иметь к ней определенное отношение. Отношение возникает в уме, а жизнь существует вне ума. Отношения - это наши выдумки, наши предрассудки, наши фантазии. Жизнь не

Из книги Оранжевая книга - (Техники) автора Раджниш Бхагван Шри

МЕДИТАЦИЯ ЖИЗНИ И СМЕРТИ Ночью, перед тем, как уснете, выполните эту 15-минутную медитацию. Это - медитация смерти. Ложитесь и расслабтесь. Чувствуйте, будто умираете и что не можете двигать телом, потому, что мертвы. Создайте ощущение, что вы исчезаете из тела. Занимайтесь

Из книги По ту сторону смерти автора Ледбитер Чарлз Уэбстер

НАШЕ ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ При обсуждении различных ложных народных или религиозных представлений о смерти я, естественно, часто ссылался на точку зрения теософов. Мы, теософы, можем рассматривать смерть только как имеющую гораздо меньшее значение для души человека, чем

Из книги Солнечный ветер автора Тихоплав Виталий Юрьевич

О жизни и смерти С точки зрения авторов книги, « жизнь – это взаимообусловленная совокупность бесконечно разнообразных форм движения материи, энергии, информации, реализуемая во Вселенной под управлением и контролем сознания при помощи времени и пространства как

Из книги Темная и светлая сторона реальности автора Зорин Петр Григорьевич

О жизни и смерти Жизнь каждого человека подчинена какой-либо доминирующей идее, отходящей, словно ветвь, от основного ствола Главной Доминанты - жизни и смерти. Но мы живем так, как будто бессмертны. В то же время мы с первого дня своего рождения постоянно умираем. Смерть

Из книги Жизнь после жизни автора Моуди Рэймонд

НОВОЕ ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ Как и следовало ожидать, этот опыт оказывает глубокое влияние на отношение переживших его людей к физической смерти, особенно тех из них, которые не думали, что есть что-либо после смерти. В той или иной форме все эти люди высказывали одну и ту же

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

Из книги Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги автора Рерих Елена Ивановна

Кармическая обусловленность отдельных обстоятельств жизни и отношение к ним 19.07.37 «Осторожно обойдем осмоленные узлы судьбы и покроем течение кармы льдом понимания». Вам непонятно значение этих слов, но мне кажется оно таким ясным. Наша улучшенная сущность при встречах

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

[Отношение к смерти. Экстатическое состояние при переходе в мир иной] Конечно, меня очень радуют высказываемые Вами мысли и Ваше спокойное отношение при созерцании возможности, неизбежной для всех, смены физической оболочки. Поразительно наблюдать, как люди, уже лишенные

Из книги О заблуждениях и истине автора де Сен-Мартен Луи Клод

О праве жизни и смерти Когда же, совлеченный сего славного состояния, повержен был в состояние натуры, от которого произошло состояние общежительства, и скоро потом и состояние повреждения; тогда стал он быть в новом союзе вещей, где угрожали ему, и он должен был

Из книги Лечение. Как использовать молитвы, заговоры и народную медицину автора Багирова Галина

На грани жизни и смерти Галина не должна была выходить замуж, потому что разрешения сверху не было. Ей голос тогда сказал: «За все платить будешь», и она заплатила – операциями, муж умер. Женщина посвятила себя людям. Был период, когда она в день принимала от 60 до 100 человек.

Из книги Тайны мирового разума и ясновидение автора Мизун Юрий Гаврилович

От смерти к жизни

Из книги Философия мага автора Похабов Алексей

Ловушка Смерти и Танец Смерти в движении твоей жизни (Размышления после просмотра фильма «Схватка»)Когда ты начинаешь чувствовать смерть, то неизбежно начинаешь меняться. Странным образом, она начинает забирать все, что тяготит твое сознание. В Магии это

Из книги Криптограммы Востока (сборник) автора Рерих Елена Ивановна

Кармическая обусловленность отдельных обстоятельств жизни и отношение к ним «Осторожно обойдем осмоленные узлы судьбы и покроем течение кармы льдом понимания». Вам непонятно значение этих слов, но мне кажется оно таким ясным. Наша улучшенная сущность при встречах

Из книги Дальше, чем истина… автора Андреева Елена

Отношение к жизни и состояние здоровья. Немного о разных системах организма Инна, по матрице, данной тебе от рождения, у тебя есть склонность к фанатизму. То есть, если ты в какую-то идею веришь, ты воздвигаешь ее на пьедестал и боготворишь ее. Это не плохо. Это надо просто

Из книги Каббала. Высший мир. Начало пути автора Лайтман Михаэль

Отношение каббалы к жизни и смерти Вопрос: Смерть – это осознанный процесс? В подсознании нам это известно…Почему в подсознании? Если спросить каббалиста о смерти, он ответит, что смерть ощущается в нем как необходимая и неотъемлемая часть преобразований, через



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!