Жизнь зачем ты мне дана. Анализ стихотворения пушкина дар напрасный дар случайный

«Дар напрасный, дар случайный…» Александр Пушкин

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью
Ум сомненьем взволновал?

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Анализ стихотворения Пушкина «Дар напрасный, дар случайный…»

Стихотворение «Дар напрасный, дар случайный…» Пушкин написал двадцать шестого мая 1828-го – в не самое лучшее для себя время. Казалось бы, остались в прошлом ссылки на юг и в Михайловское, декабристское восстание и последовавшие за ним трагические события. В мае 1829-го Пушкин получил долгожданное разрешение поселиться в Петербурге. Вот только столица ему довольно быстро наскучила. Ее шум и суета оказались чужды Александру Сергеевичу. Нельзя тот период назвать и творческим подъемом. Из-под пера Пушкина зачастую выходили лишь изящные безделушки. Особняком стоят два стихотворения – «Воспоминания» и «Дар напрасный, дар случайный…». Во втором произведении перед читателями предстает лирический герой, охваченный отчаянием. Глубокое чувство разочарованности в жизни охватило его. Он пытается отыскать смысл существования, ответить на вечные философские вопросы. Вывод получается неутешительным, что отражено в финальном четверостишии – цели нет, сердце пусто, ум празден. Стихотворение носит богоборческий характер. По мнению лирического героя, именно Господь его «воззвал из ничтожества», «взволновал ум сомненьем». Творца он винит во всех произошедших бедах.

На мысли, высказанные в рассматриваемом тексте, Пушкин получил ответ. В качестве автора выступил митрополит Московский и Коломенский Филарет. Он написал стихотворение «Не напрасно, не случайно…». В нем один из главных людей в русской православной церкви говорил о том, что жизнь не просто так дается Богом, что человек сам вызывает зло из темных бездн, сам наполняет «душу страстью» и волнует «ум сомненьем». Сочинение митрополита – ненавязчивый, невраждебный, максимально тактичный призыв к Александру Сергеевичу пересмотреть свои философские и религиозные взгляды, изменить жизненную позицию. Через два года Пушкин посвятил митрополиту стихотворение «В часы забав иль праздной скуки…». По словам лирического героя, Филарет способен «силой кроткой и любовной» смирять буйные мечты. Примечателен финал:
Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт.

Александр Сергеевич понял, что хотел сказать митрополит стихотворением «Не напрасно, не случайно…» и по достоинству оценил его точку зрения. Поэт увидел в Филарете не просто служителя церкви, пусть и высокопоставленного, но настоящего посланника Господа на земле.

Под стихотворением «Дар напрасный, дар случайный...» стоит дата 26 мая 1828 года. Это день, когда Пушкину исполнилось 29 лет. 1828 год – тяжёлый период в жизни Пушкина. В июне этого же года начинает работу комиссия, которая должна была вынести вердикт о «Гавриилиаде» (1821). Сам Пушкин давно отказался от своих юношеских взглядов и искал гармонии в отношениях с Богом. Возможно, именно стихотворение «Дар...» и последующий ответ на него митрополита Филарета стали переломными в мировоззрении Пушкина.

Литературное направление, жанр

Лирический герой стихотворения романтик. Он презирает напрасную и случайную жизнь, ничуть ею не дорожит. Он наполнен страстями и сомнениями, его существование бесцельно. Можно только предполагать, к чему приведёт романтического героя тоска и поиск ярких впечатлений.

И всё-таки это не стихотворение поэта-романтика, упивающегося тоской, томлением, страстями. Это философское рассуждение о смысле жизни, наиболее близкое по жанру к элегии. Реализм прочитывается в вопросах стихотворения. Если они риторические – это плач романтика. А если они не риторические – то это вопросы опомнившегося человека, который перешёл уже рубеж молодости и вступает в пору зрелости. Это вопросы кризисного возраста, позволяющие, найдя на них ответы, продолжить жизненный путь.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из трёх строф. Первая и вторая – это вопросы о смысле жизни: зачем она дана, зачем она будет оборвана (на казнь осуждена), кто дал её лирическому герою и почему она так несовершенна (со страстями и сомненьями). Третья строфа – своеобразный горький вывод: жизнь лирического героя бесцельна. После двоеточия разъясняется, что это значит: пустое (без любви) сердце и праздный (бездеятельный) ум. Такое состояние лирического героя делает жизнь однообразной и унылой, тоскливой.

Тема стихотворения – рассуждения человека о смысле жизни.

Основная мысль: человек должен найти цель и смысл жизни, иначе она будет несчастной, полной уныния и разочарований.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным хореем. Первое ударение в каждой строчке падает на ключевое слово, почти всегда односложное: дар, жизнь, кто, ум, душу, цели, сердце. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

Тропы и образы

Жизнь в произведении метафорически называется даром, подарком. Но эпитеты обесценивают этот подарок в глазах лирического героя: дар напрасный , случайный . Этот образ бесполезной жизни и дальше углубляется с помощью эпитетов: отнимает жизнь тайная судьба, а даёт жизнь враждебная власть. Таинственность и враждебность – это характеристики некой высшей силы, в руках которой судьба и власть. Слово Бог не произносится лирическим героем. Да он и не уверен, что это Бог, ведь враждебная сила душу наполнила страстью, а ум взволновала сомненьем. В третьей строфе описаны последствия пороков лирического героя. Душевные страсти привели к сердечной пустоте, а сомнения ума к праздности. Герой погружается в бездну уныния, которое вызывается пустой жизнью, метафорически названной «однозвучным жизни шумом».

Ответ митрополита Филарета

Стихотворение положило начало поэтической переписке Пушкина с митрополитом Филаретом, которому была небезразлична судьба русского гения.

В стихотворении Филарета нет ни одного вопроса. Оно написано верующим человеком, не сомневающимся в своей цели и предназначении. Воспользовавшись каркасом стихотворения Пушкина, митрополит дал ответы на все вопросы.

Жизнь – не напрасный и не случайный дар, данный нам Богом, по Его тайной воле, и им же отнимаемый. Всё плохое в жизни человека исходит от него самого:

Сам я своенравной властью
Зло из тёмных бездн воззвал,
Душу сам наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Митрополит минимально меняет две последние пушкинские строки, изменив мне на сам . Последняя строфа – это не вывод, как у Пушкина, это выход, молитва: «Вспомнись мне, Забытый мною». Это просьба сотворить в молящемся «сердце чисто, правый ум». Филарет просто меняет эпитеты Пушкина, почти дословно цитируя православную молитву: «Сердце чистое сотвори во мне, Господь, и Дух правый обнови во утробе моей».

Пушкин ответил митрополиту новым стихотворением «В часы забав иль праздной скуки», из которого понятно, что он принял духовное наставничество митрополита. Уныние и тоска в его поэзии сменились светлыми мотивами.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Митрополит ответил на эти стихи так:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум!

Пушкин, в свою очередь, посвятил Филарету «Стансы»:

В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт.

Первоначальный текст последней строфы, измененный по требованию цензора, был таков:

Твоим огнем душа согрета
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.

[Однажды митрополит Филарет служил в Успенском соборе. Пушкин зашел туда и, скрестив по обычаю руки, простоял всю длинную проповедь. После обедни возвращается домой.
- Где ты был так долго? - спрашивает жена.
- В Успенском.
- Кого там видел?
- Ах, оставь, - отвечает он и, положив голову на руки, зарыдал.
- Что с тобой? - встревожилась жена.
- Ничего, дай мне скорее бумаги и чернил.

(Из бесед старца Варсонофия с духовными детьми)]

Диалог поэта и митрополита противоречив, но одно несомненно: в эти годы Пушкин начинает ощущать себя новым , а в его творчестве все явственней звучит идея испытания.

Сложность отношений Пушкина и православной Церкви не то же, что отношения Пушкина и христианства («…Важнее не католицизм, а идея Христа» - из его письма к П.Чаадаеву). Но и взаимодействие с православием шло у него все время. Без констатации этого факта не понять светлого преображения Пушкина на пороге смерти.

П.Флоренский: «Если есть «Троица» Рублева, значит, есть Бог». По аналогии можно сказать, что, если есть Пушкин, значит, есть тайна русской человечности. Пушкинист В.Непомнящий называет его «удерживающим теперь» для России (образ из послания апостола Павла: «…Ибо тайна беззакония уже в действии , только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь»). При этом Пушкин так же не успел понять чего-то важного, как и Россия до сих пор не разгадала свою тайну. Но тайну эту он проявил всей своей судьбой! Пока у России есть Пушкин – не совершится беззаконие в действии. Пушкин удерживает наш национальный бытийный хребет. Статус его творчества для России – не онтологический, а нуменозный (номен – знак, указующий на что-то, в чем непосредственно участвуют сокрытые силы и энергии мирового процесса).



Главные акценты творчества Пушкина – женоцентричны (доверие жене, оправдание души). Это сопряжено и с чувством России. Любовь предполагает поступок – в этом последняя суть дуэли (не дать казнить душу свою – и своей страны). Это, по сути, религиозный выбор.

[Спасающая любовь должна быть зрячей. Самая опасная любовь – та, которая сопряжена со слепотой (угрозы романтизма).]

Чтобы понять Пушкина, каждый должен подставить грудь под рассекающий меч его поэзии.

Пушкин всегда финален, везде у него ощутима предельная концентрация поэтической идеи, последняя завершенность. Он провоцирует на странную рентгеноскопию в цельном теле культуры. Всегда ли прав поэт? Пушкин сам удивлялся парадоксальности своего дара (Пророк – и Вальсингам из «Пира во время чумы», воплощение «упоения бездной»).

Тайна поэзии имеет отношение к тайне утраченного космоцентризма. Поэтический дар – дар синергийный. Есть в топосе поэта нечто, способное к восходящему движению, к взаимодействию с трансцендентными энергиями. [В пушкинском «Борисе Годунове» идея сердца соприкасается с идеей совести.] Поэсис – «материнский язык человеческого рода».

Главной бытийной энергией остается энергия эроса. Все поэты – жертвы искривленной эротики в общеонтологическом смысле. Вместо нереализованной гомеровской истины (рай, фюсис, космос) – разломанное, расщепленное мироздание. Тем не менее, поэтическое начало все еще живо.

Эрос – то, что задает движение в направлении от начала к цели (от желудя – к дубу). В античном космосе курос всегда идет к коре, нога у него всегда четко выставлена влево, он знает, куда двигаться. И это не интеллектуальное, а сердечное действо – квантовый импульс движения.

Самые опасные вещи – общие. Мы обречены на ошибку, если будем опираться на самоочевидность. Пушкиноведение в своем беспокойстве показало, что все ошибаются. Пушкин часто оказывается инструментализированным для собственного спокойствия, за него легко спрятаться («Пушкин прекрасен, и точка»). Так формируется бухгалтерия суждений. Пушкин, в том числе, становится индульгенцией для собственной недисциплинированности.

[Трагедия гениев – в их почти общей нереализованности (не успели всего). Даже Чехов не успел посадить семена вишневого сада.

Религия – то, что связывает нас с Богом, отринутым в трансцендентное.

Поэсис – сущее воплощается в слове. Язык – самое ответственное, что даровано нам эволюцией. Он сопрягает нас со смыслом, создает реальность. Однако интуиции нуждаются в ответственном отношении.]

Тайна русской человечности сопряжена с высотами и низинами Пушкина. Его, как и Россию, надо решать. Проживать – для собственного изменения.Иное – предательство Пушкина. Сегодня, в почти повсеместном ощущении конца (истории, культуры, науки, искусства) у нас просто не осталось времени предполагать, празднично, а не сущностно подходить к той же литературе. Нам необходима зрячесть, внятность . Кульминационный вопрос любой возможности – где наша совесть? Жизнь пронизана реальностью каждого из нас. В нас аккумулирован мир. Цивилизация должна стать образованной.

Да, есть «красивая» поэзия Пушкина – но есть и правда того же Пушкина, и наша ответственность за него.

Беседы на подобные темы должны иметь серьезное герменевтическое основание, недопустим просто разговор – слишком много открытых вопросов. В том числе, нужно говорить о том, как поэтическое с его особой идейно-чувственной геометрией, отличной от всех остальных (религиозной, научной), оказывается сопряженным с пушкинской драмой. Заступая за тайну Пушкина, мы начинаем вглядываться в тайну поэтического бытия и сознания.

Здесь вырисовываются два характерных вектора:

1. Мотив пилигримства, странничества – один из основных в России;

2. Мотив Иова-пророка, испытуемого не только духовными соблазнами, но и, подобно Фаусту, соблазнами взыскующего зла.

В свой перевод «Чудный сон мне Бог послал…» Пушкин включает поэтический парафраз молитвы Иоанна Дамаскина: «…Устроя мне вещь». В данном контексте (в старорусском звучании) вещь – это то, что вещает. О вещей специфике его творчества говорили многие. В т.ч. И.А.Ильин пишет, что Пушкин был дан, чтобы создать солнечный центр нашей истории («Пророческое призвание Пушкина»).

В.С.Непомнящий, как уже говорилось выше, придал Пушкину онтологический статус «удерживающего теперь». Пушкин – центр русского духовного архетипа, отдельного от западного. Запад – наш вечный партнер по диалогу (пасхальный архетип против рождественского). Ключевым для понимания различия является образ креста. Для западной культуры крест – символ страждущего естества (предмет – особые отношения с действительностью ). Для восточного (пасхального) мировоззрения крест – символ человеческой вины перед скорбящим Богом, нами распинаемым, но и побеждающим, и нас возвышающим над скорбью естества (особые отношения с идеалом ). Пушкин в этом – оберегающий особую сущностную специфику русской бытийной архетипики.

Сегодня тайна поэтического утрачивается, искусство становится предметом потребления, а не формой познания бытия. Для Аристотеля оно – «попытка подражания прекрасной природе» (т.о., он тоже, по сути, пост-классичен, тайна архаики утрачена уже тогда). По мнению М.Хайдеггера, истина, ставшая абсолютной утаенностью для остальных форм сознания, сохраняется в поэсисе. Это близко к «переживанию», его экзистенциальному аспекту. Суть – в той степени, в какой истина проникает в нас, насколько мы реагируем на нее бессознательным. Так рождается особый вид определенности. Человек, раздираемый плюрализмом и соблазнами, выпрямляется и корректируется, когда поэзия находит читателя. В однополярности (только автор) она мертва, в диалоге же дает возможность избавиться от фикциональности, симулятивности.

Поэты часто оказываются беспомощны в плане владения своим даром. Бесконтрольность гения, его шокированность собственными прозрениями – лейтмотив судьбы Пушкина («что бы ни сказал – все гениально!»). Творцы – заложники тайны общей судьбы. Феномен гениальности – чувственное подключение к высшей реальности, ощущение связанности всех друг с другом. У поэсиса как особого типа общественного сознания – свои законы (временно-пространственное обустройство, образы, в которые воплощаются идеи и т.д.). Поэт всегда встроен в особую симфонию мироздания, он прозревает голографию бытия, где всё имеет значение, во всем – знаки откровения, сам же он обречен видеть. Подобное чувственно-душевное подключение ко все большей утаенности часто сопрягается с соблазнами и опасностями (может как духовно возвысить, так и убить).

Судьба Пушкина переполнена знаками. Он открывается для России после 1812 года – в момент, когда вся страна живет в этике возвышенного. Здесь – истоки феномена декабристов (для которых поэт с его неистовым стремлением к свободе, звучавшим в стихах, был своеобразной программой) и гения самого Пушкина.

Пушкин – поэтическая точка бифуркации в совершенно особый период русской истории. В этом его ответственность – и, возможно, вечный упрек за трагическое «а если бы?..» («…А мне приснился сон, что Пушкин был спасен»). В самом начале самого трудного для человечества времени успел создать свои энциклопедии бытия Шекспир. Гете тоже оставил архетипический свод предостережений для современного человека (фаустовского). Подобную каталогизацию проводил и Пушкин – отсюда его открытость для гениев иных наций, для тайн истории многих народов. По сути, все его творчество – это поэзия «на случай» (собственной жизни и иных культур). И это естественно: прежде, чем сказать новое, нужно разобраться с тем, что мы уже имеем, осознать его (сегодняшняя проблематика).

Так же бытийно важно для нас счастье и несчастье семейной жизни Пушкина («Черт меня дернул грезить о счастье»). Поэзия всегда сводится к тайне отражения судьбы любви (которая касается и всех остальных сфер сознания). Действительность может быть нереальной. Реальность – только то, что сущностно живо, то, что мы любим. Действительность – функция от векторности любви. Что предпочтительно – форма или содержание? (поэтическое предостережение культу телесности).

И в Пушкине – отражение тайны любви (со всем опытом предшествующей культуры). Он рано открывает «грот Афродиты». Пушкин хорошо знал Священное Писание – отсюда множественность евангельских аллюзий в его творчестве (в т.ч. тайна блудницы), при этом – эротомания, феноменальная влюбчивость. «Познал многое» – отсюда широкая и точная диагностика эротической гравитации. В зените любви к графине Елизавете Воронцовой Пушкин оставляет несколько стихотворений-тайнописей, заложником смысла которых становится сам.

«Прозерпина» – самая трудная тайна античного мифа, символ украденной души. [В русской народной образности олицетворением души является Василиса (имманентная премудрость, инстинкт совести), ее похищает змей, а спасет Иван, добывающий душу из логова телесности.] В греческом мифе Гадес-Аид уносит Прозерпину на черных конях (метафорика воли). Для Пушкина ее знак стал апокалиптическим, в этой образности он почувствовал свое место. Тогда же рождается мотив Клеопатры – символ ядовитой гремучести и власти безудержного эроса. Тайна любви оказывается связанной с тайной смерти. Сам Пушкин становится жертвой изломанной эротической векторности – отсюда его безблагостное, надрывное состояние накануне Черной речки. Предчувствие его звучит уже в лицейском стихотворении «Безверие». Хора демонизма обнаруживается в «Сценах из «Фауста» («Мне скучно, бес»). Фауст, зачумленный безблагодатностью, топит корабль бытия. Между тем, Карамзину Пушкин посвящает свое упование на спасительную идею совести – драму «Борис Годунов».

Последний период его жизни – диссонанс между поэтическим Пушкиным (проявляются тайна и парадокс гения) и публицистическо-прозаическим. В нем никак не могут согласоваться рождающееся христианское сознание – и мятущееся поэтическое. В стихах Пушкина – «жизнь как чума», публицистика же его – ровно-просветленная. Говоря об этом, мы снова подходим к вопросу макимума поэтической способности.

Последняя потаенность поэзии – в тайне общей судьбы. Об этом – знаменитая речь Ф.М.Достоевского при открытии памятника Пушкину. Специфика братства людей – миссия русского сердца. Вмещение в душу чужих гениев как родных – открытие Пушкина. Живи он дольше – меньше стало бы раздоров? «…Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем».

КонфеткА Ученик (232), закрыт 4 года назад

ГАЛИНА Высший разум (746930) 4 года назад

Написано это стихотворение 26 мая 1828 года, в день рождения поэта по
старому стилю.
В жанровом отношении сближается с философской элегией.
Содержание стихотворения отражает состояние мучительной раздвоенности
лирического героя в поисках высшего смысла жизни.
Не случайно его размышление о смысле жизни, его гнетет страшная мысль о
том, что его существование, возможно, бесцельно.
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Ст-е передаёт сложившееся в христианской традиции представление о
двуединой материально-духовной природе человеческой сущности,
вечном противобостве этих начал в человеке.
Поэтому мы видим, что, как бы то ни было, герой воспринимает жизнь как дар,
с этого слова начинается все стихотворение. Первая строка доказывает
необходимость перемен, переосмысления, преображения. Герой явно осознает ценность дара, но не находит в нем истинный смысл; страшное сомнение властвует
над ним; ему неясно: дар ли это напрасный, то есть данный ему с какой-то целью, но безрезультатно; или это случайность, бессмыслица, ошибка? В первой строке заданы два как бы взаимоисключающих вопроса: «Зачем ты мне дана? » и «Зачем судьбою тайной на казнь осуждена? » Эти вопросы и мучения подтверждают волнение в душе героя, желание его найти свой образ, изменить что-либо. Он не согласен с возможностью жить, но и с осужденностью своей он тоже не согласен.

В душе просыпается жажда познания божьей тайны, тайны жизни, идеи, заключенной в дарованном Богом праве жить. «Жизнь, зачем ты мне дана? » Стоит перенести акцент на слово «мне». Таким образом, крайняя степень заинтересованности предстает перед читателем. В желании добиться знака свыше, ответа, даже присутствует некоторое отчаяние, при чтении вслух первой строфы создается впечатление, что вопросы брошены в никуда, в воздух, но именно в воздухе герой хочет найти ответ, он обращается ко всему живому и самим небесам.
Вторая строфа более конкретна, в ней как будто расшифровывается непонимание, высказанное ранее:
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?

Вопрос скорее состоит не в том, «Кто…». а «для чего? » Ведь герою известно, от кого человек получает этот священный дар, но вот для чего, сможет ли он найти ему применение? Какое-то странное чувство одолевает героя, неведомая буря властвует в его душе. «Враждебной властью» - мотив враждебности появляется во второй строфе, значит, существует два мира, враждующих между собой. Благодаря аллитерации, во втором четверостишии возникает образ власти – божьей власти, какой-то духовной силы, голоса, который может ворваться, взволновать, воззвать, как будто что-то тянет героя наверх из «ничтожества». выше к переосмыслению, перевоплощению, а затем, возможно, и к преображению.
Цель не ясна, смысл не найден, но душа наполнена страстью, в ней теперь спрятан огонь, ум взволнован сомнением.
На данном этапе герой стоит на месте, жизнь для него – томление, она сухая и однообразная, душит его и сковывает. «Для чего? » - этим вопросом задается он,
его ум празден, но не потерян, сердце пусто, но вот-вот наполнится кипящей волной духовной мысли, как это уже было в «Пророке».

Реакцией на это стихотворение стал стихотворный же ответ Пушкину митрополита Филарета, содержащий в себе возражение поэту. Он говорит о том, что жизнь дана Богом отнюдь не напрасно или случайно, и не без его же воли осуждена на казнь.
После прочтения послания митрополита, Пушкин в 1830 году пишет стихотворение «В часы забав иль праздной скуки…». как бы выводя в нем своего героя на путь обретения цели и смысла жизни.

Главная  >  Wiki-учебник  >  Литература  > 7 класс  > Пушкин «Дар напрасный, дар случайный»: размышления о предназначении

Анализ стихотворения Пушкина «Дар напрасный, дар случайный»

Лирика самого знаменитого поэта России довольно своеобразна несмотря на свое философское значение, она почти всегда несет в себе исключительно личностный характер. Лирика Пушкина автобиографичная, и в этом ее уникальность и оригинальность, так как при этом она являет собой олицетворение образа человека того времени: его проблем, его рассуждений и переживаний.

В своих стихотворениях Александр Сергеевич невероятным образом переплетает мотивы своей жизни и проблемы поколения. И все же фундамент его творчества, как основы всей русской классической литературы, это вечные вопросы бытия главные ценности в жизни человека и смысл его существования.

Анализ стихотворения «Дар напрасный, дар случайный…»

Стихотворение Пушкина «Дар напрасный, дар случайный…» пронизано глубинными душевными переживаниями поэта. Он обращается к самой судьбе, к самой основе жизни с извечным вопросом для чего дана человеку жизнь?

Для чего человек рождается, почему оказывается в определенных условиях и обстоятельствах, почему ему дана именно такая судьба. Очевидно, что поэта остро волнует этот вопрос, душераздирающими словами он говорит о жизни, как о даре, но дар этот для него пока напрасный и случайный…

В этом небольшом стихотворении нам раскрывается душевная организация Александра Пушкина, его неустанное стремление к самосовершенствованию, к желанию познать самого себя и окончательно понять. Он желает постичь жизненную мудрость, поэтому он с пылом вопрошает о предназначении человека и о том, как его можно понять или узнать.

Лирике Пушкина присуща настоящая душевная жажда: он жаждет жить и любить, он жаждет познать все, что ему уготовано судьбой, но все же постоянно оказывается на распутье как и внутреннем, так и внешнем.

Тема судьбы и предназначения человека в лирике поэта

Ведь известно, что Александр Сергеевич был уникальным человеком, и как каждый истинный поэт, он увидел не только глазами, но и душой, и желал, чтобы и другие люди смогли увидеть то же, что и он сам. Поэтому помимо простого человеческого предназначения, он говорит и о особом предназначении поэта.

Тему стихотворения «Дар напрасный, дар случайный…» Пушкин продолжает в своем известном произведении «Пророк», где тема жизненного предназначения и судьбы уже более существенно раскрывается. А в «Даре напрасном, даре случайном…» он философски рассуждает о ценности жизни и о ее судьбоносном течении.

И в его лирике чувствуется отчаянная тоска, и даже душевная боль, которую Пушкин не может держать в себе ему необходимо воплотить ее в стихотворении. Мы видим, с какой настойчивостью поэт вопрошает у судьбы о причине своего опустошения и сердечных мучений.

И одновременно он жаждет узнать, почему же ему дана именно такая жизнь, почему он проходит через столько испытаний. Многое заключено и в начальных строчках стихотворения, которые являются названием… Дар случайный, дар напрасный…

Ведь если человек не знает зачем ему подарена жизнь, отчего у него такая судьба, этот дар может стать действительно напрасным, бесполезным для душевного становления человека.

«Дар напрасный, дар случайный…» А.Пушкин

«Дар напрасный, дар случайный…» Александр Пушкин

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью
Ум сомненьем взволновал?

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Анализ стихотворения Пушкина «Дар напрасный, дар случайный…»

Стихотворение «Дар напрасный, дар случайный…» Пушкин написал двадцать шестого мая 1828-го – в не самое лучшее для себя время. Казалось бы, остались в прошлом ссылки на юг и в Михайловское, декабристское восстание и последовавшие за ним трагические события. В мае 1829-го Пушкин получил долгожданное разрешение поселиться в Петербурге. Вот только столица ему довольно быстро наскучила. Ее шум и суета оказались чужды Александру Сергеевичу. Нельзя тот период назвать и творческим подъемом. Из-под пера Пушкина зачастую выходили лишь изящные безделушки. Особняком стоят два стихотворения – «Воспоминания» и «Дар напрасный, дар случайный…». Во втором произведении перед читателями предстает лирический герой, охваченный отчаянием. Глубокое чувство разочарованности в жизни охватило его. Он пытается отыскать смысл существования, ответить на вечные философские вопросы. Вывод получается неутешительным, что отражено в финальном четверостишии – цели нет, сердце пусто, ум празден. Стихотворение носит богоборческий характер. По мнению лирического героя, именно Господь его «воззвал из ничтожества», «взволновал ум сомненьем». Творца он винит во всех произошедших бедах.

На мысли, высказанные в рассматриваемом тексте, Пушкин получил ответ. В качестве автора выступил митрополит Московский и Коломенский Филарет. Он написал стихотворение «Не напрасно, не случайно…». В нем один из главных людей в русской православной церкви говорил о том, что жизнь не просто так дается Богом, что человек сам вызывает зло из темных бездн, сам наполняет «душу страстью» и волнует «ум сомненьем». Сочинение митрополита – ненавязчивый, невраждебный, максимально тактичный призыв к Александру Сергеевичу пересмотреть свои философские и религиозные взгляды, изменить жизненную позицию. Через два года Пушкин посвятил митрополиту стихотворение «В часы забав иль праздной скуки…». По словам лирического героя, Филарет способен «силой кроткой и любовной» смирять буйные мечты. Примечателен финал:
Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт.

Александр Сергеевич понял, что хотел сказать митрополит стихотворением «Не напрасно, не случайно…» и по достоинству оценил его точку зрения. Поэт увидел в Филарете не просто служителя церкви, пусть и высокопоставленного, но настоящего посланника Господа на земле.

«Дар напрасный, дар случайный. », анализ стихотворения Пушкина

История создания

Под стихотворением «Дар напрасный, дар случайный. » стоит дата 26 мая 1828 года. Это день, когда Пушкину исполнилось 29 лет. 1828 год – тяжёлый период в жизни Пушкина. В июне этого же года начинает работу комиссия, которая должна была вынести вердикт о «Гавриилиаде» (1821). Сам Пушкин давно отказался от своих юношеских взглядов и искал гармонии в отношениях с Богом. Возможно, именно стихотворение «Дар. » и последующий ответ на него митрополита Филарета стали переломными в мировоззрении Пушкина.

Литературное направление, жанр

Лирический герой стихотворения романтик. Он презирает напрасную и случайную жизнь, ничуть ею не дорожит. Он наполнен страстями и сомнениями, его существование бесцельно. Можно только предполагать, к чему приведёт романтического героя тоска и поиск ярких впечатлений.

И всё-таки это не стихотворение поэта-романтика, упивающегося тоской, томлением, страстями. Это философское рассуждение о смысле жизни, наиболее близкое по жанру к элегии. Реализм прочитывается в вопросах стихотворения. Если они риторические – это плач романтика. А если они не риторические – то это вопросы опомнившегося человека, который перешёл уже рубеж молодости и вступает в пору зрелости. Это вопросы кризисного возраста, позволяющие, найдя на них ответы, продолжить жизненный путь.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из трёх строф. Первая и вторая – это вопросы о смысле жизни: зачем она дана, зачем она будет оборвана (на казнь осуждена), кто дал её лирическому герою и почему она так несовершенна (со страстями и сомненьями). Третья строфа – своеобразный горький вывод: жизнь лирического героя бесцельна. После двоеточия разъясняется, что это значит: пустое (без любви) сердце и праздный (бездеятельный) ум. Такое состояние лирического героя делает жизнь однообразной и унылой, тоскливой.

Тема стихотворения – рассуждения человека о смысле жизни.

Основная мысль: человек должен найти цель и смысл жизни, иначе она будет несчастной, полной уныния и разочарований.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным хореем. Первое ударение в каждой строчке падает на ключевое слово, почти всегда односложное: дар, жизнь, кто, ум, душу, цели, сердце. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

Тропы и образы

Жизнь в произведении метафорически называется даром, подарком. Но эпитеты обесценивают этот подарок в глазах лирического героя: дар напрасный . случайный . Этот образ бесполезной жизни и дальше углубляется с помощью эпитетов: отнимает жизнь тайная судьба, а даёт жизнь враждебная власть. Таинственность и враждебность – это характеристики некой высшей силы, в руках которой судьба и власть. Слово Бог не произносится лирическим героем. Да он и не уверен, что это Бог, ведь враждебная сила душу наполнила страстью, а ум взволновала сомненьем. В третьей строфе описаны последствия пороков лирического героя. Душевные страсти привели к сердечной пустоте, а сомнения ума к праздности. Герой погружается в бездну уныния, которое вызывается пустой жизнью, метафорически названной «однозвучным жизни шумом».

Ответ митрополита Филарета

Стихотворение положило начало поэтической переписке Пушкина с митрополитом Филаретом, которому была небезразлична судьба русского гения.

В стихотворении Филарета нет ни одного вопроса. Оно написано верующим человеком, не сомневающимся в своей цели и предназначении. Воспользовавшись каркасом стихотворения Пушкина, митрополит дал ответы на все вопросы.

Жизнь – не напрасный и не случайный дар, данный нам Богом, по Его тайной воле, и им же отнимаемый. Всё плохое в жизни человека исходит от него самого:

Сам я своенравной властью
Зло из тёмных бездн воззвал,
Душу сам наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Митрополит минимально меняет две последние пушкинские строки, изменив мне на сам . Последняя строфа – это не вывод, как у Пушкина, это выход, молитва: «Вспомнись мне, Забытый мною». Это просьба сотворить в молящемся «сердце чисто, правый ум». Филарет просто меняет эпитеты Пушкина, почти дословно цитируя православную молитву: «Сердце чистое сотвори во мне, Господь, и Дух правый обнови во утробе моей».

Пушкин ответил митрополиту новым стихотворением «В часы забав иль праздной скуки», из которого понятно, что он принял духовное наставничество митрополита. Уныние и тоска в его поэзии сменились светлыми мотивами.

О стихотворении Пушкина Дар напрасный, дар случайн

"Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум".

Читаешь это стихотворение Пушкина и невольно начинаешь ему сопереживать, настолько сильно он отразил в нем свое душевное состояние. Что же послужило причиной такого депрессивного состояния поэта, и почему он решил, что жизнь его «на казнь осуждена»?
Стихотворение это Пушкин написал 26 мая 1828 года в день своего рождения. Что же такое могло случится с Пушкиным в то время, заставившего его написать эти, пронизанные тоской и унынием стихи?

Перебирая жизнь поэта, можно прийти к выводу, что причиной такого состояния поэта послужила его богохульная поэма «Гавриилиада». Поэма была написана в 1821 году в Кишиневе и, конечно же, предназначалась только узкому кругу друзей и ни в коем случае не для распространения. Но, как говорится, нет ничего тайного, что не стало бы явным.

Списки поэмы размножались и к 1825 году получили широкую известность. В 1828 году поэма дошла до высшего иерарха православной церкви петербургского митрополита Серафима. Тот познакомил с поэмой царя, последний приказал выяснить автора поэмы. По расследованию этого дела была назначена специальная комиссия под председательством графа П.А.Толстого.

Поэт был вызван на допрос. Пушкин был серьезно напуган и решил отрицать свое авторство. В объяснительной записке он написал: «В первый раз видел я Гавриилиаду в Лицее в 15-м или 16-м году и переписал ее; не помню, куда дел ее – но с тех пор не видал ее».

Царь приказал еще раз допросить поэта, но и на этот раз Пушкин продолжал отрицать свое авторство: «Рукопись ходила между офицерами Гусарского полку, - писал он в свое оправдание, - но от кого из них именно я достал оную, я никак не упомню. Мой же список сжег я вероятно в 20-м году. Осмелюсь прибавить, что ни в одном из моих сочинений, даже из тех, в коих я наиболее раскаиваюсь, нет следов духа безверия или кощунства над религией. Тем прискорбнее для меня мнение, приписывающее мне произведение столь жалкое и постыдное».

Пушкин отпирался как мог. Он знал, что оскорбление церкви карается, в лучшем случае, ссылкою в отдаленные места Сибири и предчувствовал это. Это его состояние в то время отразилось еще в одном его стихотворении «Предчувствие»:

"Снова тучи надо мною
Собралися в тишине;
Рок завистливый бедою
Угрожает снова мне.
Сохраню ль к судьбе презренье?
Понесу ль навстречу ей
Непреклонность и терпенье
Гордой юности моей?

Бурной жизнью утомленный,
Равнодушно бури жду:
Может быть, еще спасенный,
Снова пристань я найду.
Но, предчувствуя разлуку,
Неизбежный, грозный час,
Сжать твою, мой ангел, руку
Я спешу в последний раз".

В душе он, может, надеялся, что пронесет, но не пронесло. Царь потребовал от комиссии продолжать розыски автора Гавриилиады. Он написал:
«Г.Толстому призвать Пушкина к себе и сказать ему моим именем, что, зная лично Пушкина, я его слову верю. Но желаю, чтоб он помог правительству открыть, кто мог сочинить подобную мерзость и обидеть Пушкина, выпуская оную под его именем».

Хитер же был царь! Знал, что Пушкин может наврать комиссии, но императору не посмеет. Так и получилось. Пушкин принял решение: написать царю личное письмо и признать в нем свое авторство «Гавриилиады». Будь что будет. В протоколе уже третьего по счету допроса Пушкина говорилось: «. по довольном молчании и размышлении спрашивал (Пушкин.- НИК): позволено ли будет ему написать прямо государю императору, и, получив на сие удовлетворительный ответ, тут же написал его величеству письмо, и, запечатав оное, вручил графу Толстому. Комиссия положила, не раскрывая письма сего, представить оное его величеству». Вот текст письма Пушкина царю:
«Будучи вопрошаем Правительством, я не почитал себя обязанным признаться в шалости, столь же постыдной, как и преступной. - Но теперь, вопрошаемый прямо от лица моего Государя, объявляю, что Гаврилиада сочинена мною в 1817 году. Повергая себя милосердию и великодушию царскому есмь Вашего Императорского Величества верноподданный Александр Пушкин. 2 октября 1828. С. Петербург».

Почему Пушкин написал царю, что сочинил «Гаврилиаду» в 1817 году, а не в 1821, как это было на самом деле? Вероятнее всего, он рассчитывал, что ему будет скидка на молодость. Все же с семнадцатилетнего юнца меньше спрос, чем с уже созревшего двадцатидвухлетнего мужчины.

Выдающийся филолог и пушкинист Б.Томашевский отрицает принадлежность этого письма Пушкину, но скорее всего, Пушкин, действительно, признал авторство, т.к. следствие было сразу прекращено резолюцией Николая I: «Мне дело подробно известно и совершенно кончено».

Видимо, царь Николай-1 по достоинству оценил чистосердечное признание Пушкина, простил его и дело о «Гавриилиаде» приказал прекратить. Слава Пушкина гремела уже по всей России, и поэтому сослать Пушкина в Сибирь царь не решился. Но под надзором поэт был до конца жизни.

Друг Пушкина Вяземский говорил, что в позднейшие годы жизни Пушкин не терпел даже упоминания Гаврилиады в его присутствии, настолько это ему было неприятно. "Многое желал бы я уничтожить, - писал он, - как недостойное даже и моего дарования, каково бы оно ни было. Иное тяготеет, как упрек на совести моей. "

Вот в этом, вероятнее всего, была причина упаднического настроения Пушкина, которое выразилось в стихотворении «Дар напрасный, дар случайный».
Позже стихотворение это попало в руки митрополита московского Филарета. Филарет был весьма умен, образован, хорошо разбирался в поэзии и литературе, сам писал стихи. В доказательство, приведу одно из его стихотворений:
"Когда креста нести нет мочи,
Когда тоски не побороть,
Мы к небесам возводим очи,
Творя молитву дни и ночи,
Чтобы помиловал Господь.
Но если вслед за огорченьем
Нам улыбнется счастье вновь,
Благодарим ли с умиленьем,
От всей души, всем помышленьем
Мы Божью милость и любовь!"

Филарет, прочитав стих Пушкина, откликнулся на него своим. Он пишет, как бы за Пушкина:
"Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, Забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светлый ум".

Пушкина не оставил равнодушным этот неожиданно обращенный к нему голос знаменитого и уважаемого народом святителя. Он пишет митрополиту послание, в котором звучит неподдельное чувство благодарности и умиления:

"В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт".

Первоначальный текст последней строфы, измененный по требованию цензора, был таков:

Твоим огнем душа согрета
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.

Вот такова история стихотворения Пушкина «Дар напрасный. »

«Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная», - говорил Пушкин.
Следовать за мыслями великого Пушкина не только занимательно, но и полезно. «Читая только одни произведения Пушкина, - говорил Белинский, - можно превосходным образом воспитать в себе человека».

А.С. Пушкин, "Руслан и Людмила"

Юра, что с тобой приключилось?
Экзаменовать меня решил, колдуна Черномора вспомнил, на Андропова телегу катишь. С женой что ли поругался?)

Ясень пень, что слова написаны про Черномору, но кто такой этот самый Черномор, что или кого он представляет на планете?

Импотент был твой Черномор. Очень хотелось ему Людмилу. но не мог. Все у него было, все он мог, а вот этого не мог.

Во-во, зришь в корень. Так и в глобальной политике. Мировые управители из Закулисы тайной всей планетой желают править самовластно, но мозговитости им стало недоставать. Так что, У России есть шанс сделать процесс управления народами справедливым и всё совершать по совести, то бишь, не нарушая Промысла Божия.

Но я хочу продолжить незавершённый разговор о Пушкине и его поэме "Руслан и Людмила".

Сорок седьмой номер “Аргументов и фактов” за 1991 год (тираж около 25 млн. экз.) вышел с “сенсационным” заявлением на первой странице:
“Пушкин - российский пророк”

В краткой заметке под заголовком “Только для читателей АиФ” сообщается:
«Нас ожидает мировая сенсация. Таганрогская газета “Миг” приступила к публикации “философических таблиц” - математических моделей развития человечества, по утверждению местных специалистов, принадлежащих перу великого Пушкина. Публикация материала подготовлена на основе архива, который Пушкин передал на хранение своему приятелю - наказному атаману Войска Донского Д.Кутейникову в 1829 году, завещав открыть их 27 января 1979 года. По разным причинам этого не было сделано до настоящего времени.

По оценкам хранителя архива, потомка рода Кутейниковых, И.Рыбкина, модель Космоса Пушкина не только не уступает буддийской, арабской и христианской, но даже превосходит их.

Весь свой архив - “Златую цепь” - Пушкин продублировал, “закодировав” в художественные произведения смысл научных работ. Так, после передачи архива Кутейникову он написал чудо-пролог к поэме “Руслан и Людмила”, который по сути и есть завещание великого поэта. Здесь каждое слово - иносказательно».
Мы не знакомы с таганрогским архивом, хотя и не сомневаемся в том, что через пушкинскую символику, народы России, в частности, и Человечество в целом соприкасаются с новым знанием, способным изменить всё общество. Разгерметизация этого Знания уже идёт в соответствии с «законом времени» и многое, из предсказанного поэтом, сбывается.

Второе столетие интерес к творческому наследию А.С.Пушкина не ослабевает и каждый читатель, встречаясь с тем или иным произведением поэта, пытается понять причину их особой притягательности. Другими словами, все ищут в них скрытого смысла. Почему? Да потому что зачастую он не очевиден на уровне, так называемого, сюжета; он закрыт определённой системой символов, то ли разработанной самим Пушкиным, то ли данной ему Свыше. Именно это обстоятельство вызывало неприкрытое раздражение у многих современников поэта и даже возбуждало по отношению к нему открытую неприязнь. Со временем в России и за рубежом выросла целая армия профессиональных “пушкинистов”, постаравшихся скрыть эту сторону творчества нашего поэта.

Чтобы разобраться в особенностях пушкинской символики, нам придётся вернуться в Древнюю Грецию, в VI век до н. э. и при этом ответить на вопрос: почему Эзоп, фригийский раб, в своих иносказательно-нравоучительных историях пользовался персонажами из мира животных? Вероятнее всего мы имеем здесь дело с очень древней традицией, истоки которой возможно следует искать в «тотемизме» или как теперь принято говорить - в «устойчивых стереотипах восприятия окружающей действительности».

«Традиционная басенная символика способствует уяснению, вернее узнаванию “характеров” персонажей-зверей читателем. Ещё В. Тре­диа­ков­ский заметил, что баснописец изображает “чувствительное подобие тихости и простоты в Агнце; верности и дружбы во Псе; напротив того, наглости, хищения, жестокости в Волке, во Льве, в Тигре. Сей есть немой язык, который все народы разумеют”».

Если же рассматривать басню, как один из самых древних литературных жанров, то невольно возникает вопрос, почему никто из профессионалов “пушкинистов” не обратил внимания на одно странное обстоятельство: пробуя свой талант во всех литературных жанрах (рассказ, повесть, роман, поэма, пьеса, эпиграмма), Пушкин не написал ни одной басни? Или написал, но как-то иначе т.е. так, что «басен» А.С.Пушкина в качестве басен не признали?

Чтобы правильно ответить на этот вопрос всегда следует помнить, что Пушкин никогда никого не копировал; он был новатором, но не столько самих литературных жанров, сколько их содержания. Новизна же содержания, в отличие от новизны формы, не так бросается в глаза; чтобы её оценить требуется умение видеть «общий ход вещей». Она почти неуловима, но каждый по-своему её воспринимает благодаря системе символов, формируемой автором в творческом процессе.

Искусство вообще символично. Но одни художники через свою систему символов (возможно даже этого не осознавая) «поднимают человека с колен», другие - опускают, иногда даже на четвереньки. Чтобы понять, о чём идёт речь, необходимо сделать небольшой экскурс в область человеческой психики, особенно в те её области, которые принято считать “само собой разумеющимися”, или, другими словами, о которых не принято говорить в кругах профессиональных психологов.

На это произведение написано 13 рецензий . здесь отображается последняя, остальные - в полном списке .

Послушайте стихотворение Пушкина Дар напрасный дар случайный

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Дар напрасный дар случайный



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!