Журнал аркадия бабченко. На все четыре стороны

На все четыре стороны Разг. Экспрес. Куда угодно, куда хочется (уходить, убираться, прогонять и т. п.). Иди сдай оружие начхозу - сказал он… - и можешь убираться на все четыре стороны (Фадеев. Разгром).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "На все четыре стороны" в других словарях:

    НА ВСЕ ЧЕТЫРЕ СТОРОНЫ - отпускать; уходить и т. п. Куда угодно, куда только захочется; на свободу; с миром. Подразумевается, что кто л. пребывает в подчинении или зависимости от человека, которому это представляется ненужным, необязательным. Имеется в виду, что лицо (X) …

    на все четыре стороны - идти и под. Куда подальше. Подразумевается, что говорящий испытывает нежелание видеть кого л. и общаться с ним. Имеется в виду, что говорящий прогоняет другое лицо (Y). Говорится с неодобрением. Грубо фам. ✦ Иди на все четыре стороны <Пусть Y… … Фразеологический словарь русского языка

    на все четыре стороны - (иноск.) куда глаза глядят, куда хочешь Ср. Я вышел на улицу с твердым намерением идти на все четыре стороны (куда глаза глядят). Салтыков. Дневник провинциала. 2. Ср. Он требовал своего посоха, молил, чтобы отдали ему его свободу, чтоб отпустили … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    На все четыре стороны - На всѣ четыре стороны (иноск.) куда глаза глядятъ, куда хочешь. Ср. Я вышелъ на улицу съ твердымъ намѣреніемъ идти на всѣ четыре стороны (куда глаза глядятъ). Салтыковъ. Дневникъ провинціала. 2. Ср. Онъ требовалъ своего посоха, молилъ, чтобы… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    На все четыре стороны - Разг. Куда хочется, куда угодно (идти, отпускать, прогонять и т. п.). ФСРЯ, 458; БМС 1998, 552 553; ФМ 2002, 479; Ф 1, 219 … Большой словарь русских поговорок

    Разг. Экспрес. Полностью располагать собой; будучи независимым, свободным от каких либо обязанностей, поступать так, как хочется. По вступлении моём в возраст мог бы я идти на все четыре стороны и погибнуть во грехах своих (Гл. Успенский. Очерки… …

    Выжгу да пепел раскину на все четыре стороны. - Выжгу да пепел раскину на все четыре стороны. См. КАРА УГРОЗА …

    Заклинают жнивы на все четыре стороны. - Заклинают жнивы на все четыре стороны. См. МЕСЯЦЕСЛОВ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    иди на все четыре стороны - нареч, кол во синонимов: 19 вон (30) вон отсюда (22) пошел вон (28) … Словарь синонимов

    Грубо прост. Уходи, убирайся. Выражение злобы, пренебрежения к кому либо, желания отделаться, избавиться от кого либо или чего либо. Я вроде ещё не заключённый, далёкая усмешка тронула сухие губы Трубникова. Это я от многих слышал, почти устало… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Книги

  • На все четыре стороны , Елена Арсеньева. Ничего себе - сходила писательница Алена Дмитриева в библиотеку! Ее столкнули с лестницы и обокрали. Утащили... картонную закладку из книги. И это не где-нибудь, а в самом Париже. Жаль, что… Купить за 240 руб
  • На все четыре стороны , Владимир Портнов. Владимир Портнов - автор нескольких поэтических и прозаических сборников "Тебе", "Ладонь", "Однажды" и др. В книгу "На все четыре стороны" вошли одноименная повесть и рассказы "Дремучий",…

На четыре стороны или на четыре ветра?



Моя искренность поразила Пугачева. «Так и быть, - сказал он, ударяя меня по плечу. - Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь».
А. С. Пушкин. Капитанская дочка

Это пушкинское, точнее, пугачевское «Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь» - яркое воплощение в языке народных представлений о воле-волюшке, вольной воле. Воля у нас всегда была сопряжена с неизмеримо широкими пространствами, с чистым полем. И ничего не может быть шире, чем эти фразеологические «четыре стороны», куда отправляются герои русских сказок или персонажи нашей литературы.
Толкование оборота на все четыре стороны в наших словарях делает обычно акцент именно на волю вольную - "куда угодно, куда только захочется". Представление же о пространственности достаточно отражено и во внутренней его форме, где слово сторона весьма прозрачно, и - в глаголах-сопроводителях. Их набор достаточно велик, но тематика четко очерчена пространственностью, поскольку это в массе своей глаголы движения:



«Хозяин остро вглядывался в нее и усмехался: "Ну, ежели тебе не по нраву здесь, можешь идти на все четыре стороны"» (Ф. Гладков. Вольница); «Я вышел на улицу с твердым намерением идти на все четыре стороны [куда глаза глядят]» (М. Салтыков-Щедрин. Дневник провинциала);
«П е р ч и X и н: Оперился птенец - лети на все четыре стороны... никакой ему муштровки от отца с матерью нет...» (М. Горький. Мещане).

«Волевое» начало, заложенное в значении этого оборота, не может, естественно, не отразиться и на глаголах, с которыми он взаимодействует. Оно проявляется в предпочтительности повелительного наклонения или сочетаний таких глаголов с модальными конструкциями (ступай, иди, лети; можешь идти с намерением идти и т. п.), а также в выборе глаголов, где повелительность или модальность выражены и лексически, а не только грамматически. Таков тон убираться, сама экспрессивность которого требует предпочтения именно повелительной формы:

«Его [Азинуса] покормили в последний раз обедом и велели убираться [из бурсы] на все четыре стороны» (Н. Помяловский. Очерки бурсы); «Иди сдай оружие начхозу, - сказал он... - и можешь убираться на все четыре стороны» (А. Фадеев. Разгром); «Даю вам час времени! Получайте расчет и убирайтесь на все четыре стороны» (А. Степанов. Семья Звонаревых).

В некоторых случаях глаголы иди, ступай, убирайся могут либо опускаться, либо заменяться словечком марш в значении повелительной формы глагола, что придает особую выразительность употреблению оборота па все четыре стороны:

«А так и понимай, что больше я тебя держать не стану. Получи расчет и на все четыре стороны - марш!» (М. Горький. Коновалов).

Наиболее тесно с представлением о воле, свободе связан глагол отпускать, который уже полностью выходит за рамки чисто пространственных слов. Он, собственно, и является «волевырази-телем», поскольку обычно предполагает устойчивое словосочетание отпускать на волю. Воля в таких случаях как бы замещен выражением на все четыре стороны:

«Он требовал своего посоха, молил, чтобы отдали ему его свободу, чтобы отпустили его на все четыре стороны» (Ф. Достоевский. Село Степанчиково и его обитатели); «Убивать мы вас [пленных] не собираемся... Пока будем разоружать остальных, вам придется здесь посидеть. Ну а потом, кто пожелает в наш отрад, - милости просим. Остальных отпустим на все четыре стороны» (К. Седых. Даурия); «Ковпак обрадовался не меньше меня. На радостях он даже приказал отпустить австрияка на все четыре стороны» (В. Вершигора. Люди с чистой совестью).

Образ нашего выражения легко вписывается в такие контексты и кажется Прозрачным: во все стороны, в любую из сторон, куда захочется. Однако историки русской фразеологии объясняют его не «пространственно-реалистически», а «сюрреалистически», связывая его с языческой магией. Признавая его исконно русским, H. М. Шанский, В. И. Зимин и А. В. Филиппов пишут: «От древнейших магических охранительных обрядов. Оберегаясь от опасности, кланялись на четыре стороны, четырем ветрам» (КЭФ, 1979, № 5, 84).

Такое объяснение, как видим, предполагает две опорные точки исходного образа: поклонение такой стихии, как ветер, и магическое оберегание от грозящих человеку опасностей. Пространственная же ассоциация, столь ярко отраженная в современных употреблениях оборота, равно как и его «волевая» направленность, при такой интерпретации полностью отсутствует. Мостик между охранительным обрядом и движением куда глаза глядят перекинуть очень трудно.


Но не будем с ходу отмахиваться от столь оригинального объяснения. Не будем уже и потому, что связь ветра и стороны, направления в народном сознании, действительно, существует. Она отражена даже в славянских наименованиях двух важнейших сторон света: юг и север первоначально были именно наименованиями южного и северного ветров, а лишь потом приобрели известное нам общегеографическое значение. Четыре стороны (собственно: четыре стороны света, известные древним) именуются, следовательно, по двум основным ориентирам: восток и запад - по восходу и заходу солнца, а юг и север - по направлениям соответствующих ветров.


Характерно поэтому, что в русских сказках четыре ветра выступают как четыре брата. В одной из них, «Смирный мужик и драчливая жена», бедный мельник, смоловший рожь, возвращался домой, и вдруг налетевший ветер сдунул с чашки горсточку муки. Побитый за такое нерадение своей женой, он идет искать Ветер, чтобы взять у него денежную компенсацию за рассеянную муку. Навстречу ему попадается старушка, которой он поведал свою грустную историю). « - Поди за мною, - сказала ему старуха, - я мать Ветрова, но у меня их четыре сына: первый - Ветер Восточный, второй - Полуденный, третий - Западный, а четвертый - Полуночный. Так скажи же мне теперь, который Ветер раздул муку?» (Афанасьев III, 342-343). Виновником оказался Полуденный, т. е. южный ветер, давший ему взамен муки волшебную коробочку, в которой «все есть вволю»: деньги, хлеб, кушанья, питье, - словом, «что только вздумаешь». Коробочку потом подменили вороватые мужики, и нашему мельнику пришлось силой и смекалкой вновь добывать ее, чтобы угодить своей драчливой жене.


И в этой сказке можно найти какие-то следы поклонения Ветру как стихии: «Мужик, поклонясь Ветру и поблагодарив его за коробочку, пошел домой». В этой фразе, однако, нет ни намека на магический охранительный обряд, ни поклонения сразу всем четырем братьям Ветрам. Зато и здесь отражена прозрачная пространственная ориентация по ветрам как сторонам света.


Не случайно в нашем фольклоре пепел, пыль, прах разносится на четыре стороны именно ветром. Достаточно вспомнить здесь лермонтовскую песню о купце Калашникове:


Мои очи слезные коршун выклюет, Мои кости сирые дождик вымоет, И без похорон горемычный прах На четыре стороны развеется.

Еще более ярким свидетельством пространственной «переклички» ветров и сторон света является устаревший ныне синоним нашего оборота - на все четыре ветра (идти, убираться, прогонять, отпускать):

«Ф е д о р: Ну, куда барину уйти? Расшпоев: Как куда? Да на все четыре ветра» (А. Сухово-Кобылин. Свадьба Кречинс-кого); «Войско Донское царскому величеству подлежит, и я, атаман, со всей старшиною ему подлежим по его указу. А кто хошь - на четыре ветра ступай, хоть с нечистым деритесь» (С. Злобив Степан Разин).

На все четыре стороны и на все четыре ветра, следовательно, некогда были фразеологическими конкурентами. Можно ли говорить о том, что второе, «ветровое», было основой первого, пространственного?


История русского языка, пожалуй, свидетельствует лишь об их давнем параллелизме и даже - давней предпочтительности первое го оборота перед вторым. В материалах по фразеологии XVIII в., собранных М. Ф. Палевской (1980, 326), например, выражения о четырех ветрах нет, а о четырех сторонах представлено во всем семантическом спектре, характерном и для современного языка: «Угар: Не много с тебя возьму, поцелуев с полдесяток, так и Бог с тобой, поди себе на все четыре стороны» (М. Веревкин. Так и должно); «Княгиня моя такая добринькая, что рассудила меня не любить и я на все четыре стороны дал ей чистое благословение» (Н. Эмин. Роза); «Добросердов написав отпускные, отдает: Щастливый путь, теперь уж вы мне не принадлежите, вот вам воля на все четыре стороны, куда изволите» (М. Прокудин-Горский. Судьба деревенская).


Это последнее употребление - «вот вам воля на все четыре стороны» - очень хорошо подтверждает ту семантическую акцентовку на свободном пространстве, которую и сейчас мы ощущаем, употребляя наш оборот.


Об исконности выражения на все четыре стороны свидетельствуют также диалектные источники и данные древнерусского языка. В воронежских диалектах записан оборот Чистая тебе дорожка на четыре стороны (Ройз. Хаз. Сл., 303), аналогичный известному приветствию Скатертью дорожка "счастливого пути". Древнерусское же выражение всіми четырьми коиъци земли находим уже в XI в., в одном из сочинений Илариона: «Не в худе бо и невідомі земли владычьствоваша, нъ въ Русьскі, яже відома и слышима есть всЬми четырьми коньци земли». Как верно замечает В. В. Колесов, Иларион еще не различает ни «области», ни «страны» в переносных значениях этих слов, которые позднее совпали со значением слова земля. Из контекста явствует, что в XI в. оборот всіми четырьми коньци земли не имел прямого отношения к магическим охранительным обрядам и поклонам на все четыре стороны. Предположение авторов «Краткого этимологического словаря русской фразеологии», следовательно, не подтверждается конкретным языковым материалом.


Не подтверждается оно еще и потому, что выражения на все четыре стороны и на все четыре ветра, несмотря на их структурно-семантическую близость, различны по происхождению. Первое известно лишь восточнославянским языкам, причем с лексической заменой слова сторона на слово бок: бел. на усе чатыры [стороны], на усе чатыры бакі укр. на всі чотири сторони, па всі чотири бокі. Из других славянских языков оно встречается в хорватско-сербском: па sve četiri strâne . Здесь важно дополнение svijêta, подтверждающее пространственную ориентацию оборота именно на стороны света, а не на ветры.


Выражение же о четырех ветрах имеет большую языковую «дальнобойность», чем на все четыре стороны. Оно известно как славянским, так и неславянским языкам: укр. на всі чотири вітри, на всі вітри, іди на десять вітрів, пігнав ся на іитири вітри, розігнав на гитири вітри; пол. iść zabierać się na cztery wiatry "идти, убираться на четыре ветра"; нем. in aile vier Windę zerstreuen (букв, "разбросать на все четыре ветра") "рассеять на все четыре стороны, по всему свету", in aile Winde zerstreut sein (букв, "быть рассеяным по всем ветрам") "разъехаться кто куда", aus allen vier Winden (букв, "из всех четырех ветров") "отовсюду, со всех сторон".


Любопытны комментарии источников, включающих в себя выражения о четырех ветрах. И. Франко подчеркивает разные моменты: то, что «четыре ветра» - древнейший символ всех возможных направлений, всего кругозора; что эти выражения характеризуют пустое поле, безлюдное, ненаселенное место, где ветры гуляют свободно; что число ветров может в этих выражениях колебаться - например, Іди на десять вітрів! отражает 10 различных сторон и направлений ветров. Польские и немецкие авторы подчеркивают заимствованный характер соответствующих выражений: они признают его библеизмом (NKPIII, 653; Rôhrich 1977,1152). Действительно, в Книге пророка Захарии (2,6) это выражение встречается: «Эй, эй! бегите из северной страны, говорит Господь: и по четырем ветрам небесным Я рассеял вас, говорит Господь».


Смысл библейского выражения рассеять по четырем ветрам небесным во многом совпадает с известными нам на четыре ветра; на четыре стороны, укр. и бел. па усе чатыры бакі, на всі чотири бдкі. Однако бесспорно и их различие. Во-первых, в библейской фразе ветер понимается почти буквально, как рассеивающая что-либо или кого-либо стихия, а в наших оборотах акцент полностью смещен на направление движения. Во-вторых, глагол рассеять цепко прикреплен к «ветровому» значению, он отражает активную направленность действия на объект. В наших же выражениях, как мы видели по многочисленным контекстам, глаголы характеризуют движущийся субъект, его самостоятельное, «вольное» перемещение в пространстве. Кроме того, русские стороны и украинские или белорусские бокі и бакі никак не укладываются в логику библейской фразы.


Вот почему, оставляя открытым вопрос о происхождении оборота на все четыре ветра (он мог быть совмещением исконного выражения о четырех ветрах и библейской фразы), можно признать исконно русский (resp. восточнославянский) статус оборота па все четыре стороны. Это выражение фольклорное, на что указывают его многочисленные употребления в сказках, где родители, провожая сына «на все четыре стороны», благословляют и наставляют его. О народном колорите свидетельствуют и стилистика употребления оборота, и его числовая символика.



В народном сознании четыре - «полное число»: это и стан колес, и стан подков у лошади, и стан животного. Само слово стан в народной речи имеет и обобщающее значение "туловище, тело в совокупности его членов", и "полное число, т. е. четыре". Символика полноты, завершенности отражается во многих материальных и духовных понятиях: четыре угла дома, четыре стены в избе, четыре страны света, четыре стихии древних, четыре евангелиста и т. п. Отсюда такие пословицы, как Без четырех углов изба не рубится, Четыре стены на четыре стороны, Конь о четырех ногах, да спотыкается, Четыре страны света па четырех морях положены.


Разумеется, символика полноты и совершенства характерна не только для русского или славянского восприятия числа 4. Оно, как считают мифологи, уже в праисторические времена символизировало нечто осязаемое, доступное органам чувств, целостное. Благодаря символике креста (известной отнюдь не одному христианству) это число закрепило ассоциации с полнотой, целостностью, самодостаточностью. «Крещеньем» меридиана с параллелью земля делится на четыре части. Многие народы делят мир на четыре части света, месяцы - на четыре лунные фазы, год - на четыре сезона, материю - на четыре стихии, психические свойства человека - на четыре темперамента. Эта символика пронизывает, естественно, и многие религии. Например, в христианстве можно найти длинную вереницу этого символизма: четыре ангела уничтожения стоят на четырех углах земли, откуда дуют четыре ветра; четыре реки, истекающие из рая и наводняющие и ограничивающие существующий мир; небесный Иерусалим, располагающийся на четырех углах; и т. п. (Chevalier, Gheerbrant 1987, 87-89).


Вот одно из самых ярких по концентрации такой символики место Библии - Книга пророка Иезекиля, написанная около 593 г. до н.э.:



«И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, - таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их - ноги прямые... И руки человеческие были под крыльями их, иа четырех сторонах их... И смотрел я на животных, и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их... Когда они шли, шли на четыре свои стороны; во время шествия не оборачивались. А ободья их - высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз» (Иезекиль I, 5).

Ужасающее зрелище, не правда ли?


Толкователи Библии усматривают в нем символ подвижности и вездесущести бога Яхве, который не привязан лишь к иерусалимскому храму Божию, но присутствует всюду, где находятся в изгнании верующие в него.


Четыре и здесь - абсолютная «полносторонность», всеохватность, вездесущность. Как и наши народные «все четыре стороны». Неслучайно и эти ветхозаветные «четырехколесные» животные «шли на четыре свои стороны» не оборачиваясь.


Текст из Библии показывает, что «четыре свои стороны» Иезекиля и «все четыре стороны» русских сказок связаны единой символической цепочкой. Цепочкой мифологического универсализма.


Наше выражение отражает хотя и бытовое, но вполне естественнонаучное миросозерцание русского народа, делящего, как и другие народы, все окружающее его «световое» пространство на четыре - все четыре! - стороны. При этом некогда доминирующим был ориентир восток - запад, т. е. направление восхода и захода солнца, а привычная сейчас ориентация север - юг была вторичной: не случайно сами слова ориентация, ориентир и т. п. восходят к лат. oriens (род. п. orientis) "восток".


Подобные «пространственные расчетверения» характерны и для фольклора других народов - например, французское выражение aller par quatre chemins "идти по четырем дорогам" возникло на основе древнего обычая франков при освобождении раба ставить его на перекрестке, ведущем на четыре стороны света, и провожать его словами: «Пусть будет свободен и идет, куда желает» (Михельсон 1901-1902 I, 591).


В обобщенном значении четыре стороны - это весь открытый мир, божий свет, вольная ширь, к которой русский народ искони испытывает особое чувство. Оно-то и запечатлелось в выражении на все четыре стороны.

Уже лет семь встречаю то тут, то там. На этот раз у Митрича.
В целом текст - довольно сильная мешанина из фактов и домыслов. Про психов - абсолютно в точку. Их именно примерно два процента и есть. И они действительно - лучшие солдаты. Именно они всю войну и делают. Это правда. Самый безбашенный - всегда самый лучший солдат. С тех пор я и люблю чокнутых.
Про то, что убивать легче не глаза в глаза, а когда вообще не видишь противника - давно известно. Так что про артиллерию - тоже правда. Это вообще почти не воспринимается как убийство людей. Как и минирование и установка растяжек, например.
Про то, что 60 суток - для человеческой психики предел пребывание на войне, выявлено еще в первую мировую. Именно поэтому ротацию и предписывают проводить каждые два месяца. Больше - человек реально сходит с ума. Лино мне кукушку снесло именно на третьем месяце. Когда убило Игоря. Я действительно, на полном серьезе, сошел с ума. У меня было кратковременое психическое расстройство. Со стороны уже себя начал видеть. Через пару дней в себя, правда, все же вернулся.
Что со страху можно в штаны обделаться - да не вопрос. Но вот чтобы 25 процентов… Фиг знает, лично я каждого четвертого обмочившимся не видел. собственно, я, кажется, вообще ни одного обмочившегося не видел. Так что это совсем не такое частое явление.
Что легче стрелять " в сторону" противника вообще, ин дженерал (тут, кстати, вообще никаких проблем, никакие там не 25 процентов, поливают все и кто во что горазд), чем в конкретного человека - тоже известно. Тут уже да, сразу, без вынужденной необходимости - не каждый может. Я вот без крайней необходимости в людей не стрелял. Это правда, да. Предпочитал, чтобы они ушли.
Но только до того момента, пока не стреляли в меня.
Так что про паралич указательного пальца - полная чушь. Все ровно наоборот.
Как только в тебя начинают стрелять, мировоззрение, скажем так, несколько изменяется - в теле такая гибкость и скорость образовываются, особенно в указательном пальце… Херачишь направо и налево, на любое движение, во всех подряд, только успевай магазины менять. Боекомплект уходит за секунду. Дети, старики, бабы - по фигу. Убить ребенка со страха - как два пальца обоссать. Лишь бы самому остаться в живых. Тут не мозг и не подсознание работает - тут только инстинкты работают. Где-то что-то шевельнулось - сразу очередь туда. Не думая и не разглядывая. Это инстинкт. Это выживание. Потом только думаешь. И только потом смотришь - во что стрелял и кто это был.
И сколько я с людьми про эту клюкву не говорил - у всех глаза на лоб лезут от этого "паралича". Каждый, кто попадает под обстрел, действует по одному и тому же алгоритму - сначала мордой в землю (это тоже инстинкт, ничего с ним не поделаешь) на полсекунды-секунду, а потом херачишь из всего что есть во все стороны во все что движется. Не только противника завалишь, своих перестреляешь как два пальца. Потери от "дружественного огня" называется. Только в путь.
И никакого паралича сроду не было. Сначала страх - жуткий, почти паника, рожа белее бумаги, отвисшая трясущаяся губа. Потом жуткий выплеск адреналина, пот градом, жарко, кровь бурлит и кипит пузырями из ушей, бешеные глаза на выкате, заорать и вперед - переворачивать плечом горы! А потом - эйфория. В бою солдат испытывает эйфорию. Это компенсация природы за близость смерти. Отключение мозга и чувств. Посмотрите видео боевых действий - кругом их товарищей валят, а люди ржут, как кони. А потом - жуткая усталость, апатия, депрессняк, вполть до истерики.
Так что все куда как сложнее. Черт его знает, может, у американских солдат указательный палец какой-то особенный, но нигде больше я про этот паралич никогда ни от кого не слышал.

Оригинал взят у mi3ch в война

В 2005 годe телеканал «National Geographic» показал многосерийный документальный фильм о способностях человека убивать человека.
В 1947 году американский генерал Маршалл организовал опрос ветеранов Второй мировой войны из БОЕВЫХ пехотных частей с целью определить поведение солдата и офицера в реальных боевых действиях. Результаты оказались неожиданными. Менее 25% солдат и офицеров боевых пехотных частей армии США во время боя стреляли в сторону противника. И только 2% сознательно целились во врага.

Аналогичная картина была и в ВВС: более 50% сбитых американскими летчиками самолетов противника приходилось на 1% летчиков.
Выяснилось, что в тех видах боев, где противник воспринимается как человек и личность (это пехотные бои, авиационные дуэли истребителей и пр.), - армия неэффективна, и практически весь урон, причиняемый противнику, создается только 2% личного состава, а 98% не способны убивать.

Совсем иная картина там, где военные не видят противника в лицо. Эффективность танков и артиллерии тут на порядок выше, а максимум эффективности у бомбардировочной авиации. Что касается боевых схваток пехоты «лицо в лицо», то их эффективность - самая низкая среди других родов войск. Причина - солдаты не могут убивать.

Поскольку это - серьезнейший вопрос эффективности вооруженных сил, Пентагон подключил к исследованиям группу военных психологов. Выяснились поразительные вещи.

Оказалось, что 25% солдат и офицеров перед каждым боем мочатся или испражняются от страха. В качестве примера «National Geographic» приводит воспоминания ветерана Второй мировой войны. Солдат-ветеран рассказывает, что перед первым боем в Германии обмочился, но его командир показал на себя, тоже обмоченного, и сказал, что это нормальное явление перед каждым боем: «Как только обмочусь, страх пропадает, и могу себя контролировать». Опросы показали, что это - массовое явление в армии, и даже в войне с Ираком около 25% солдат и офицеров США перед каждым боем мочились или испражнялись от страха.


Примерно у 25% солдат и офицеров наступал временный паралич или руки, или указательного пальца. Причем, если он левша и должен стрелять левой рукой - то паралич касался левой руки. То есть, именно той руки и того пальца, которые нужны для стрельбы. После поражения фашистской Германии архивы Рейха показали, что эта же напасть преследовала и немецких солдат. На восточном фронте там была постоянная эпидемия «обморожения» руки или пальца, которыми надо было стрелять. Тоже около 25% состава.

Американские психологи Свенг и Маршан, работавшие по заказу Пентагона, выяснили, что если боевое подразделение ведет непрерывно боевые действия в течение 60 дней, то 98% личного состава сходят с ума. Кем же являются оставшиеся 2%, которые в ходе боевых столкновений и есть главная боевая сила подразделения, ее герои? Психологи четко и аргументировано показывают, что эти 2% - психопаты. У этих 2% и до призыва в армию были серьезные проблемы с психикой.

Суть американских исследований человека в том, что сама биология, сами инстинкты запрещают человеку убивать человека. И это было, вообще-то, известно давно. Например, в Речи Посполитой в XVII веке проводили подобные исследования. Полк солдат на стрельбище поразил в ходе проверки 500 мишеней. А потом в бою через несколько дней вся стрельба сего полка поразила только трех солдат противника.

Человек биологически не может убивать человека. А психопаты, которые в войну составляют 2%, но являются 100% всей ударной силы армии в тесных боях, как сообщают психологи США, в гражданской жизни являются убийцами и, как правило, сидят в тюрьмах.

Ветераны США Второй мировой и Вьетнама, Ирака, и российские ветераны войн в Афганистане и Чечне - все сходятся в одном мнении: если во взводе или в роте оказывался хоть один такой психопат - значит подразделение выживало. Если его не было - подразделение погибало. Такой психопат решал почти всегда боевую задачу всего подразделения. Например, один из ветеранов американской высадки во Франции рассказал, что один-единственный солдат решил весь успех боя: пока все прятались в укрытии на побережье, он забрался к доту фашистов, выпустил в его амбразуру рожок автомата, а потом забросал его гранатами, убив там всех. Затем перебежал ко второму доту, где, боясь смерти, ему - ОДНОМУ! - сдались все тридцать немецких солдат дота. Потом взял в одиночку третий дот…
Ветеран вспоминает: «С виду это нормальный человек, и в общении он кажется вполне нормальным, но те, кто с ним тесно жил, в том числе - я, знают, что это психически больной человек, полный псих».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!