Знакомство с буквой ш в детском саду. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква Ш, ш

Данный конспект занятия по подготовке к обучению грамоте является одним из конспектов рабочей программы «От звука к букве», составленной мною, учителем-логопедом Сажаевой Н. К. Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте включает в себя 72 занятия и рассчитана на старший дошкольный возраст. За методическую основу был взят «Логопедический букварь» Н. С. Жуковой. Более пяти лет я занимаюсь с детьми, используя это методическое пособие.

Задачи:

1. Продолжать учить ориентироваться в пространственно-временных категориях «неделя», «время года»;

2. Продолжать формировать умение называть предмет по родо-видовым признакам («одежда»);

3. Продолжать учить приёмам словоизменения, а именно: единственное и множественное число существительных, в том числе отработка множественного числа родительного падежа существительных; уменьшительно-ласкательные суффиксы;

4. Продолжать знакомить детей с понятиями «звук», «гласный звук», «согласный звук», учить называть характерные признаки гласных и согласных звуков, учить различать их между собой;

5. Продолжать формировать умение называть обобщающее понятие;

6. Дать представление о понятии «буква», продолжать учить различать понятия «звук» и «буква»;

7. Дать представление графического изображения буквы Ш, ш;

8. Продолжать формировать умение соотносить изучаемую букву со знакомыми предметами;

9. Продолжать формировать умение выделять на слух заданный звук в различных позициях: начало, середина, конец слова;

10. Продолжать формировать умение придумывать слова на заданный звук и определять местоположение звука в слове;

11. Продолжать формировать умение работать с кассой букв и слогов;

12. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук с помощью пальчиковых упражнений;

13. Продолжать развивать общую моторику с помощью физических разминок.

Оборудование: предметные картинки ШАПКА, ШАРФ, ШАР, МЫШЬ; «Волшебный мешочек», касса букв, карточки для обозначения звуков, карточки для выкладывания слоговой структуры слова, магнитная доска.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Приветствие. Уточнение дня недели. Проговаривание всех дней недели в прямом и обратном порядке. Рассказ «Дни недели» (хоровое проговаривание).

«Я знаю семь дней недели: это понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воскресенье. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница – это рабочие дни, а суббота и воскресенье – выходные».

Назвать текущее время года и перечислить осенние месяцы.

2. Проверка домашнего задания

  • «Назовите гласные звуки из пройденных» («А, У, О»). «Почему они гласные?» («При их произнесении воздух в ротовой полости проходит свободно. Состоят из голоса. Образуют слог»).
  • «Назовите согласные звуки из пройденных» («М, С, Х, Р»). «Почему они согласные?» («При их произнесении воздух в ротовой полости встречает преграду. Состоят из голоса и шума»).
  • Чтение страницы букваря «Р» (это предыдушая тема занятия).

3. Объявление темы занятия.

Картинки из «Волшебного мешочка»: ШАПКА, ШАРФ, ШАР, МЫШЬ.

(Слова проговариваются и картинки вывешиваются на магнитную доску).

«Назовите слово, которое обозначает головной убор» («Это шапка»).

«Назовите слово, которое обозначает предмет одежды, надеваемый на шею для удерживания тепла» («Это шарф»).

«Назовите слово, которое обозначает предмет круглой формы, наполненный воздухом» («Это шар»).

«Назовите слово, которое обозначает мелкого грызуна» («Это мышь»).

  • Игра «Классификация»

«Какие картинки можно положить вместе и почему?» («Можно положить вместе шарф и шапку, потому что они – одежда»).

  • Игра «Один-много» («Шапка – шапки»…).
  • Игра «Назови ласково» («Шапка – шапочка»…).
  • Игра «Назови огромный» («Шапка – шапище»…).
  • Игра «Кого/чего не стало»: дети закрывают глаза, а логопед прячет картинку («Не стало шапки»…).

Звук выделяется из звучащей речи. «Какой звук слышится во всех этих словах?» («Звук [Ш]»). «Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком [Ш]».

4. Анализ классификационных признаков.

Звук [Ш] гласный или согласный и почему?» («Звук [Ш] согласный, потому что воздух встречает преграду в ротовой полости»).

«Звук [Ш] звонкий или глухой и почему?» («Звук [Ш] глухой, потому что горлышко не поёт – голосовые связки не работают». Проверить тактильно-вибрационным контролем).

«Звук [Ш[ твёрдый или мягкий и почему?» («Звук [Ш[ твёрдый, потому что язык прямой»).

«Звук [Ш[ твёрдый глухой согласный, обозначаем квадратом синего цвета» (Логопед предъявляет квадрат синего цвета).

5. Развитие фонематического слуха и восприятия.

«Поднимите руку, если услышите звук [Ш]:

в звуковом ряду: а, ш, р, ж, о, м, ш, л, с, ш, р, щ …;

из слогового ряда: ша, аш, са, жа, шу, ща, ач, ши, шо, сы, то, со, ку, шу …;

из слов: сок, шар, корка, шуба, самовар, шапка, Жучка, мышь, жёлудь …».

«Определи место звука в слове» (начало, середина, конец слова): ШАПКА, ШАРФ, МЫШЬ, ШАР.

«Придумайте свои слова с изучаемым звуком и определите место звука в слове» (начало, середина, конец слова).

6. Соотнесение звука с буквой.

Предъявляется карточка с печатной буквой (большой и маленькой). «Звук [Ш] обозначается в русском языке буквой «Ш» (ша)».

Звуки мы слышим и говорим, буквы мы видим и пишем.

7. Анализ образа буквы.

«Большая и маленькая буква «Ш» пишутся одинаково». «Из каких элементов состоит наша буква?». «Проводим три прямые линии сверху вниз на одинаковом расстоянии друг от друга. Внизу проведём одну линию, только слева направо, она соединяет все три линии вместе. Получилась буква «Ш» (логопед сопровождает написание буквы показом на доске).

Физминутка

Шарик

— Надуваем быстро шарик,

(Пальцы собраны в щепотку около рта и постепенно «расширяются»)

— Он становится большой.

(Руки через верх в сторону, описывают круг)

— Шарик лопнул,

— Воздух вышел,

(Наклон вниз, присесть)

— Стал он тонкий и худой.

(Встать, прижав руки к туловищу)

Мышка

— Это мама – мышка.

(Погладить голову)

— Она красивая как все мышки.

(Погладить лицо)

— У неё большие ушки,

(Погладить ушки)

— У неё большие глазки,
(Погладить область вокруг глаз)

— У неё мягкие щёчки,

(Погладить щёчки)

— У неё острый носик,

(Погладить нос)

— У неё зубастый ротик.

(погладить губы)

8. Соотнесение образа буквы со знакомыми предметами.

— Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл. (Г. Виеру)

— На что похожа Ш?

На зубья этого ковша. (В. Степанов)

— Ах, табуретка хороша!

Перевернул – и буква Ш!

«На какие предметы похожа буква «Ш» (ответы детей).

«На какие буквы русского языка похожа буква «Ш» (ответы детей).

«На какие цифры похожа буква «Ш» (ответы детей).

9. Работа с букварём.

(Страницы 29-30). Чтение речевого материала сначала логопедом, затем – детьми.

Пальчиковая гимнастика

Зимняя одежда

— Мама свяжет дочке

(«Вяжем на спицах»)

— Шарфик

(Провести ладонью по шее и отвести руку за плечо – «перекидывает шарф»)

— И носочки,

(Показать на ноги)

— Шапочку и варежки,

(Показать на голову и кисти)

— Чтоб не мёрзнуть Варюшке.

(Погрозить – покачать указательным пальцем влево-вправо).

(О. Крупенчук)

10. Работа с кассой букв и слогов.

Выложить в кассе букв и слогов:

— большую/заглавную «Ш»;

— маленькую/строчную «ш»;

— АШ – ША – ШАР – ШАРЫ

— ша – Маша

— УШ – ШУ – ШУМ – ШУМЫ

— Шу – Шура

— ОШ – ШО

Слогов столько, сколько гласных.

«Сколько слогов в словах: шар, шары, Маща, шум, шумы, Шура?». Выкладываемые слова сопровождать карточками для обозначения звуков.

11. Подведение итога.

«Какой звук учили?» (коллективный ответ детей).

«Какой буквой обозначали?»

12. Домашнее задание.

Чтение страницы букваря (стр. 29-30). Выкладывать заглавную и строчную букву Ш, ш . Придумать слова изучаемым звуком. Придумать имена для мальчиков и для девочек, в которых есть изучаемый звук. Подумать, на что похожа буква Ш и получить сертификат к аттестации ?

Логопедическое занятие в старшей группе. Звук и буква Ш.

Описание: Данное занятие проводилось в старшей логопедической группе. При составлении занятия упор делался на развитие у детей фонетико-фонематической стороны речи. Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ.

Цель: Знакомство детей старшего дошкольного возраста со звуком "Ш".

Задачи:
1. Научить детей характеризовать звук "Ш" по акустическим и артикуляционным признакам.
2. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей.
3. Развивать фонематические процессы.
4. Упражнять в анализе слов и предложений.
5. Воспитывать у детей самоконтроль за вновь поставленными звуками.

Ход занятия

1. Организационный момент
Ребята, давайте поприветствуем друг друга с помощью песенки.

Логоритмическое приветствие "Здравствуйте ладошки"

2. Объявление темы занятия.
Логопед выставляет на доску картинку Змейки
Кто это? Как шипит змея? (ш-ш-ш) С этим звуком мы сегодня и познакомимся.

3. Акустико-артикуляционный образ звука.
Произнесение изолированного звука Ш с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. Наблюдение за положением артикуляции в зеркале: губы вытянуты вперед, широкий язык поднят к альвеолам и создает преграду для воздушной струи, которая проходит по середине языка, голосовые связки не вибрируют (горлышко молчит).
Звук Ш - согласный, глухой, всегда твердый, обозначаем фишкой синего цвета.

4. Связь звука и буквы.
Рассматривание буквы Ш.

Буква Ш, как гребешок.
Куклу причеши, дружок!
Три зубца рядочком ставим
И внизу соединяем.

5. Развитие фонематического слуха.
Логопед называет правильно и неправильно звучащие слова. Дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат правильное слово.

Мапка, тапка, шапка, капка.
Балыши, малыши, кавыши, табыши.
Майба, кайба, тайба, шайба.
Тахматы, шахматы, бахматы, кахматы.

6. Физминутка.
Выполнение движений по тексту стихотворения.

Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг к другу повернулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.

7. Закрепление звука в слогах.
Звуковой анализ слогов АШ, ША. Логопед выкладывает схемы слогов на доске, а дети говорят, какая из схем к какому слогу подходит.

8. Закрепление звука в словах.
Логопед вывешивает на доске картинки, в названии которых есть звук Ш. Дети должны разложить эти картинки на 3 группы: звук Ш в начале слова, в середине слова и в конце слова.
После этого слова делятся на слоги.
Затем логопед вместе с детьми проводит подробный звуковой анализ слова "шаль" с выкладываением графической схемы.

9. Закрепление звука в предложениях.
Работа над деформированной фразой. Детям предлагается из слов составить предложения.

На, каша, стоит, столе.
Шоферы, у кепка, кожаная.

10. Закрепление звука в тексте.
Выделение слов со звуком Ш из текста.

Скачет зверушка -
Не рот, а ловушка.
Попадут лягушке
И комар и мушка.

11. Итог занятия.
Какой звук издает змея? Какой это звук? Назовите слова со звуком Ш в начале, в середине, в конце слова.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Познакомить с артикуляционным укладом произношения звука [Ш].

2. Научить правильно произносить звук [Ш].

3. Познакомить с образом буквы Ш.

4. Развивать тактильные ощущения.

5. Развивать мелкую моторику – пальчиковая гимнастика.

6. Учить ребёнка определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитическо-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления.

7. Закреплять умение согласовывать числительные с существительными в родительном падеже.

8. Повторить гласные звуки [А][О][У][Ы][И][Э].

9. Учить различать звуки [С] и [Ш].

10. Учить преобразовывать слова.

Оборудование: предметные картинки, картинки разрезного лото, цветные карточки, картинки с изображением букв Ш, А, О, У, И, Ы, Э; листы с заданиями для индивидуальной работы, простые карандаши, карандаши синего и красного цвета, фишки для поощрений.

Ход занятия:

1. Организационный момент – отгадывание загадок.

Сижу верхом,

Не ведаю, на ком.

Здесь войско выстроилось в ряд:

Слоны, и кони, и ладьи,

И пешки - чинно все стоят!

Скорей игру мне назови!

(шахматы)

Он стоит в углу у стенки

Ох, огромный он на вид!

Но он вовсе не наказан,

Мама вещи в нём хранит.

Бывает горький и молочный,

Во рту он тает быстро очень,

Отведать каждый его рад,

Что же это? ………. (шоколад).

2. Знакомство со звуком [ Ш ] .

Вспоминаем слова-отгадки, определяем и называем первый звук в словах-отгадках.

Уточняем артикуляцию звука [Ш]:

губы округлены и слегка вытянуты вперёд;

широкий язычок наверху, образует «чашечку»;

тёплая воздушная струя идёт по центру язычка;

горлышко «молчит».

Произносим звук [Ш], сравниваем его с шипением змеи, с шумом проколотого воздушного шара и т.д.

Даём характеристику звука [Ш]: согласный, всегда твёрдый, глухой.

Придумываем слова со звуком [Ш] (поощрение фишками).

Хлопаем на слова со звуком [Ш].

3. Знакомство с буквой Ш.

Рассматриваем и называем картинки на доске.

Определяем с какого звука начинаются эти слова ([Ш]).

Вспоминаем, как обозначаются звуки на бумаге (на письме) – буквами .

Рассматриваем изображение буквы Ш на доске.

Обводим букву Ш пальцем по контуру на бумаге (приложение 1).

Рисуем букву Ш пальцем на спине соседа.

Пальчиковая гимнастика: «строим» букву Ш из пальцев рук.

Буква Ш из пальцев: большой палец и мизинец правой руки соединить, а указательный, средний и безымянный пальцы по-очереди поднять вверх. То же сделать на левой руке, а затем и на обеих.

4. Звуко-слоговой анализ слов

Называем картинки: уши, шмель, карандаш (см. приложение 2).

Игра «Один – много». Ухо – уши, шмель – шмели, карандаш – карандаши и т.д.

Согласовываем названия картинок с числительными 1-2-5-9. Проговариваем вслух (хором или индивидуально).

Определяем количество слогов в каждом слове (проговаривая слово вслух и хлопая на каждый слог), отмечаем на схеме дугами.

Выделяем звук [Ш] в каждом слове, обозначаем на схеме (в прямоугольнике под картинкой): в нужном месте (начало, середина или конец слова) нужным цветом (синим).

Выделяем гласные звуки в слове «уши».

Обозначаем их на схеме (в нужном месте нужным цветом - красным).

Вспоминаем все гласные звуки русского языка.

Проговариваем обратные слоги с гласными звуками и звуком [Ш] - АШ, ОШ, УШ, ЫШ, ИШ, ЭШ (со зрительной опорой на доску).

5. Дифференциация звуков [С] и [Ш].

Вспоминаем артикуляцию звука [С] и сравниваем её с артикуляцией звука [Ш]. Логопед обращает внимание детей на положение языка при артикуляции звуков [С] и [Ш].

Игра на внимание «назови правильно звук».

В основу игры берётся разное положение языка (нижнее и верхнее соответственно) при артикуляции звуков [С] и [Ш]:

Положение кулака с оттопыренным большим пальцем, поднятым вверх, обозначает звук [Ш]; кулак с оттопыренным большим пальцем, опущенным вниз, обозначает звук [С]. Логопед показывает эти положения по-очереди много раз подряд, постепенно увеличивая темп и меняя периодичность чередования. Задача детей правильно называть звук вслух на каждое положение.

Игра «Закончи предложение правильно»:

Положили в плошку … КАШКУ,

Надевал пожарный … КАСКУ.

Сочинял писатель … БАШНЮ,

Рисовал художник … БАСНЮ.

Сладко спит в берлоге … МИСКА,

На столе с салатом … МИШКА.

В поле землю я … ПАСУ,

На лугах коров … ПАШУ.

Преобразовываем слова (заменить в слове звук [Ш] на звук [С] – какое слово получится?)

ШАЙКА - САЙКА

ШУТКИ - СУТКИ

ШТИЛЬ - СТИЛЬ

ШТУКИ - СТУКИ

ШТЫК - СТЫК

ВАШ – ВАС

НАШ – НАС

МЫШЬ – МЫС

6. Итог.

В конце занятия логопед загадывает загадку:

Гусь этим звуком всех пугает,

Его произносит змея,

Проколотый шар с ним летает,

Звук этот скажите, друзья!

Дети называют звук [Ш] и его основные характеристики: согласный, всегда твёрдый, глухой звук.

Приложение 2.

Тема: Знакомство со всегда твёрдым согласным звуком [Ш] и буквой Ш. Освоение звукового анализа слов. Слоговой анализ слов. Работа со схемами звукового состава слов. Согласование числительных с существительными в родительном падеже. Слухо-произносительная дифференциация звуков [Ш] и [С].

Домашнее задание

1. Назвать картинку (шут).

2. Определить на слух , есть ли в слове звук [Ш]. Определить его место в слове. Отметить нужным цветом на схеме звукового состава слова.

3. На слух определить, какой гласный звук «спрятался» в слове. Назвать его. Отметить нужным цветом в нужном месте на схеме.

4. Определить количество слогов в слове (прохлопать). Отметить дугой под схемой (внизу). Сопоставить с количеством гласных звуков.

Приложение 1.


Список использованных источников:

1. З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям» – загадки, пальчиковые упражнения.

2. Ирина Лопухина «Логопедия: упражнения для развития речи» - подборка упражнений по дифференциации звуков [Ш] и [С].

3. Интернет-сайт «ped-kopilka.ru» – загадки.

4. Интернет – сайт «office.microsoft.com» - картинки.

Людмила Полюхова
Конспект занятия «Знакомство со звуком [Ш]»

Знакомство со звуком [Ш] (открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе)

Цель : Закрепление правильного произношения звука «Ш» , знакомство с буквой «Ш» .

Задачи :

Образовательные : - учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука [ш] ; - упражнять детей в образовании относительных прилагательных.

Развивающие : - развивать навыки звукового анализа слова , упражнять в определении позиции звука в слове ; закреплять умения делить слова на слоги; составлять предложения с заданным словом и «записывать» его графически; - развивать интонационную выразительность речи.

Воспитательная : - воспитывать у детей самоконтроль за речью, целеустремлённость, умение слушать друг друга.

Оборудование : копилка бонусов, мяч, пазлы (змея, Маша, манка, картинки : шарф, шляпа, шуба – одежда; хлопушка, неваляшка, пушка – игрушки; ландыш, камыш – растения; мультимедийное оборудование.

I. Организационный момент :

(Под музыку дети заходят в зал и произвольно располагаются рядом с педагогом, здороваются с гостями).

В круг скорее становитесь, крепче за руки беритесь (дети встают в круг) .

Собрались все дети в круг Я твой друг, и ты мой друг Крепко за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся. И играем и поем, Дружно в группе мы живем (установка на НОД)

Игра «Волшебные звуки »

Ребята, а вы знаете, что пропевание некоторых звуков помогает улучшить здоровье? Если у вас начинается насморк, превратитесь в самолет – сделайте глубокий вдох, на выдохе долго и негромко произнесите звук [В] . Если у вас болит горло – превращаемся в комара и на выдохе произносим звук [З] . При кашле поможет превращение в жука с длительным произнесением звука [Ж] .

(Дети выполняют упражнения, стоя, глаза должны быть закрыты, а тело расслаблено).

Запомните эти упражнения и выполняйте, и волшебные звуки всегда придут к вам на помощь. Ребята, кто помнит артикуляционную сказку «У бабушки с дедушкой» ?

Артикуляционная гимнастика

Толстые внуки приехали в гости (дети надули щечки) С ними худые – лишь кожа да гости (втянули щеки, не открывая рот) Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (широкая улыбка) Поцеловать они всех потянулись (имитация поцелуя) Утром проснулись – в улыбочку губы (широкая улыбка) Чистили мы свои верхние зубы (язычок двигается между верхней губой и зубами) Вправо и влево, внутри и снаружи С нижними зубками тоже мы дружим (соответственные движения языка) - Посмотрите, какую красивую коробку я нашла! Тут еще и письмо!

«Здравствуйте, ребята. Я знаю, что вы скоро пойдете в школу. Думаю, вы многому уже научились. Это я и хочу проверить. Дарю вам копилку бонусов. Если правильно выполните все задания и соберете 6 бонусов, тогда вы и узнаете - кто я».

Ребята, вы хотите узнать от кого это письмо? Тогда первое задание. Мы будем передавать мяч, а я задавать вопрос, и вы должны отвечать на вопросы словами, начинающимися на один звук .

Их надувают на праздник (шары) . - Его делают из мяса и жарят на углях (шашлык) . - Головной убор (шапка) . - Там учатся дети (школа) . - В нем хранят одежду (шкаф) . - Коробочка, в которой хранят кольца, браслеты, бусы (шкатулка) . - Зимой его повязывают на шею (шарф) . - Их завязывают на ботинках (шнурки) . - Какие вы молодцы! Вот ваш бонус (часть пазла) . (На экране появляются картинки-отгадки) .

II. Сообщение темы и цели занятия :

Давайте еще раз повторим отгадки. Как вы думаете, о каком звуке мы с вами будем сегодня говорить? (о звуке «Ш» ). Как вы догадались? Как вы думаете, кто поет эту песенку? Сложите пазлы (змея) . Изобразите рукой движения змеи. Змея ползет и шипит : “шшшшшшш”. (Делаем волнообразные движения руками в стороны и вперед. Сначала правой, потом левой рукой и обеими руками сразу и шипим : “шшшшшшшш”). А теперь змейки поползли в свои норки. (Дети садятся на стулья) .

III. Характеристика звука «Ш» .

Спойте ещё раз песенку змеи. - Как расположены губы, когда мы произносим этот звук ? (губки округлены и слегка вытянуты вперед) . - На что похож язычок? (широкий язычок образует “чашечку”) . - Где он расположен? (за верхними зубками) . - Произнесем звук “ш” . Какой он - гласный или согласный? (согласный) Почему? (при произношении нам помешал язычок) . - Теплая воздушная струя идет по центру язычка. Почувствуйте её. - Голосок спит или звенит? («спит» ). Значит он звонкий или глухой? (глухой) . - Этот звук твердый или мягкий ? (твердый) . - Запомните, звук «ш» всегда твердый! (На экране появляются символы звука «Ш» ).

IV. Знакомство с буквой : - А на письме этот звук обозначается буквой «Ш» .

Буква Ш с тремя шипами - Не хватай ее руками (рисуем в воздухе) .

На что похожа эта буква? (Ковш экскаватора, гребешок, вилы, буква Е) . Давайте нарисуем букву «Ш» (дети подходят к столу и рисуют на манке) . – А теперь нарисуем у себя на ладошке. Ну, а сейчас давайте встанем в пары и «нарисуем» на спине друг друга эту букву (потом дети меняются местами) . - Как эту букву можно изобразить с помощью пальцев или своего тела? (догадки детей) . - Ребята, посмотрите, на столе лежат картинки. Вам нужно их разложить на группы : первая группа – звук «Ш» живёт в начале слова, вторая группа – звук «Ш» в середине слова и третья группа – звук «Ш» в конце слова. (Дети раскладывают картинки по группам.) – Скажите, что находится в первой группе картинок, общее название (одежда, во второй - (игрушки, в третьей - (растения) . - Молодцы! Вы заслужили бонус!

V. Физминутка : Мы шли, шли, шли. Ежа нашли. Наклонились, подняли – И дальше пошли. (Повторяя за воспитателем слова, дети выполняют движения, о которых говорится в стихотворении + гимнастика для глаз, а затем садятся на стулья).

VI. «Раздели слово на слоги»

Посмотрите, ребята, какие интересные картинки! Назовите, что изображено на экране. (Дети называют - шоколад, машина, шашки, мышь) . – Ребята, из чего состоит наша речь? (из предложений) . – А предложения? (из слов) - Ребята, а из чего состоят слова? (из слогов) - Как узнать, сколько слогов в слове? (при помощи хлопков или сколько в слове гласных, столько и слогов) . Правильно, а сейчас с помощью хлопков определите, сколько *слогов в слове «шоколад» (3, сколько гласных звуков ? (3) . *сколько в слове «машина» слогов (3, сколько гласных звуков ? (тоже 3) *сколько в слове «шашки» слогов (2, сколько гласных звуков ? (тоже 2) *сколько в слове «мышь» слогов (1, сколько гласных звуков ? (тоже 1) - Молодцы! Вы заслужили бонус! - А сейчас я предлагаю вам выложить с помощью прямоугольников схему слова «шашки» . И сделать звуковой анализ этого слова , но сначала поставим ударение в этом слове.

Шашки – 2 слога, 5 букв, 5 звуков . [ш]- согласный, твёрдый, глухой [а] – гласный, ударный [ш] - согласный, твёрдый, глухой [к] – согласный, мягкий, глухой [и] – гласный, безударный Молодцы! - Составьте, пожалуйста, разные предложения с этим словом. Запишите схему своего предложения на доске. Кто желает? - Молодцы! Вы заслужили бонус!

VII. Упражнение в правильном произношении звука (показ картинки малыша) .

Какой красивый малыш! Ша – ша – ша – прокатим малыша? Ответьте мне. . А теперь вы у меня спросите, а я отвечу. - А как произнести эту чистоговорку радостно? (Ша – ша – ша – прокатим малыша) Шу-шу-шу – подарки малышу (произнести с разной интонацией) - Молодцы! (бонус) - Хотите заработать еще бонус? Давайте поиграем в игру «Скажи какой» . - Носки из шерсти какие? (Дети отвечают полным предложением «Носки из шерсти шерстяные» ) - Платье из шелка какое? - Халат из плюша какой? - Сок из груш какой? - Варенье из вишни какое? - Конфеты из шоколада какие? - Умники! (бонус)

VII. Итог :

Теперь мы можем узнать, кто написал нам письмо? Давайте соберем пазлы вместе (выкладывают изображение Маши) . Ребята, именно Маша отправила нам это письмо? Что вам понравилось делать сегодня? Какое задание было самым интересным? Сложным? Что нового вы узнали? Какое у вас настроение? - И мне понравилось с вами играть и задания выполнять. Вы у меня умнички! - Ребята, я для вас приготовила сюрприз (открывает красивую шкатулку) посмотрите - смайлики, они разные радостные, задумчивые, грустные. Если вам сегодня было легко на занятии , справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного. - А для гостей другая шкатулка в ней тоже смайлики, если вам было интересно-радостные смайлики, если скучно, не интересно - грустный.

воспитательные:

Материал:

  • диск « Песенки Складушки»;
  • магнитофон;
  • простой карандаш;

Ход занятия

Лопушок

Лопушок : А теперь занимайте места. (

Воспитатель:

.

Лопушок

Дети: Это Арлекин.

Лопушок

Дети: А-а-а.

Лопушок

Дети:

Лопушок

Дети:

Лопушок

Дети:

Лопушок

Что еще? (Дети продолжают).

Лопушок

Дети: окно, облако, обруч и т.д.

Лопушок

Дети: Улитка, улыбка, утка и.д.

Лопушок

Дети: Экскаватор, этаж.

Лопушок

(Дети выходят из-за столов.) Физминутка.

Чтоб спина могла прогнуться

Надо очень потянуться.

Руки вверх, руки вниз,

Не спеши, не торопись!

Руки в боки, руки шире

На пенек мы сесть решили.

Нет пенька, ну, ничего!

Мы придумаем его!

Лопушок : Продолжаем представление. (Дети садятся за столы).

Лопушок (Дети слушают песенку).

Дети: Звук «ш».

Воспитатель:

Дети: согласный.

Воспитатель:

Дети: Синим.

Воспитатель:

Дети: Он глухой.

Воспитатель: Твердый или мягкий это звук?

Дети: Твердый.

Воспитатель:

Ш, с, ш, з, т, д, ш.

Лопушок

Маша кашу наварила,

Маша кашей угостила:

Мишку, кошку,

Петушка Алешку,

Лопушок

Воспитатель:

Дети: Ша.

Лопушок

Дети: Шу.

Лопушок

Дети: Шо.

Лопушок

Дети: Шэ.

Лопушок (Дети встают) .

Ша -ша - ша - на столе стоит лапша.

Шу - шу - шу - мы поели всю лапшу.

Ши - ши - ши - мы теперь сидим в тиши.

Шо - шо - шо - в цирке хорошо.

Лопушок

Лопушок : Что у вас получилось?

Дети: буква Ш.

Лопушок

(Дети называют слова).

Лопушок

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме: «Знакомство со звуком [ш] и буквой Ш». »

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37 город Новочеркасск

Конспект

занятия по развитию речи

в подготовительной к школе группе по теме:

«Знакомство со звуком [ш] и буквой Ш».

Подготовила:

Кокоревич Р. Н., воспитатель.

Цель: ознакомление детей со звуком « ш » и буквой Ш.

Задачи:

образовательные

    формировать у детей представлений о звуке и букве Ш, его характеристике;

развивающие

    развивать фонематический слух, внимание, координацию речи и движения, мелкую моторику рук;

    упражнять детей в составлении и чтении слогов;

воспитательные:

    воспитывать доброжелательность и самостоятельность.

Материал:

    игра В.Воскобовича «Складушки»;

    диск « Песенки Складушки»;

    магнитофон;

    приложение к коврографу «Ларчик» «Забавные буквы»;

    карточки с заданием на составление слогов;

    простой карандаш;

    плоскостное изображение сказочного персонажа «Лопушок»

    комплект «Разноцветные веревочки».

Ход занятия

Лопушок встречает детей в дверях фиолетовой комнаты.

Лопушок : Здравствуйте, ребята! Я очень рад видеть вас в сказочном лесу. У нас сегодня цирковое представление и я приглашаю вас в цирк. Входным билетом на это необычное представление будет исполнение гласной песенки. Давайте все вместе ее споем.

(Дети, стоя вокруг Лопушка, исполняют гласную песенку).

Лопушок : А теперь занимайте места. (Дети проходят и садятся за столы).

Воспитатель: Под звуки марша, под свет синих прожекторов на арену друг за другом выходят артисты-акробаты и выстраиваются в ряд.

(Лопушок представляет каждого артиста) .

Лопушок : Ребята, вы узнали этого артиста-акробата? Кто это?

Дети: Это Арлекин.

Лопушок : Какая любимая песенка Арлекина? Помогайте Арлекину петь.

Дети: А-а-а.

Лопушок : А этого акробата вы узнали? Поможем ему спеть его любимую песенку.

Дети: Это Орлекин и его любимая песенка О-о-о.

Лопушок : Следующий акробат. Кто же это? И какая его любимая песенка?

Дети: Это Урлекин и его песенка У-у-у.

Лопушок : А вот и следующий артист-акробат. Споем с ним его песенку.

Дети: Это Эрлекин и его песенка Э-э-э.

Лопушок : Зазвучали фанфары и вот перед каждым артистом появились волшебные сундучки.

Открывает свой сундучок Арлекин и на зрителей посыпались: ананасы, апельсины.

Что еще? (Дети продолжают).

Лопушок : Что может появиться из сундучка Орлекина?

Дети: окно, облако, обруч и т.д.

Лопушок : Открывает свой сундучок Урлекин. Что же появилось из его сундучка?

Дети: Улитка, улыбка, утка и.д.

Лопушок : Внимание, внимание! А теперь открывает свой сундучок Эрлекин и из него на зрителей посыпались разные предметы. Что же появилось из его сундучка?

Дети: Экскаватор, этаж.

Лопушок : Аплодисменты нашим артистам. А сейчас антракт.

(Дети выходят из-за столов.) Физминутка.

Чтоб спина могла прогнуться

Надо очень потянуться.

Руки вверх, руки вниз,

Не спеши, не торопись!

Руки в боки, руки шире

На пенек мы сесть решили.

Нет пенька, ну, ничего!

Мы придумаем его!

Лопушок : Продолжаем представление. (Дети садятся за столы).

Лопушок : Во втором отделении на арену выходит новый артист. А узнать его поможет песенка «Складушка». Подумайте, какой звук встречается в ней чаще других? (Дети слушают песенку).

Дети: Звук «ш».

Воспитатель: Давайте произнесем звук «ш» все вместе. Когда мы его произносим, язык стоит «чашечкой» за верхними зубами, зубы сближены, а губы

округлены. Значит, во рту есть преграда для его произношения. Как вы думаете звук «ш» - гласный или согласный?

Дети: согласный.

Воспитатель: Каким цветом мы будем его обозначать?

Дети: Синим.

Воспитатель: Приложите руку к горлышку и произнесите этот звук. Определите: звонкий он или глухой?

Дети: Он глухой.

Воспитатель: Твердый или мягкий это звук?

Дети: Твердый.

Воспитатель: Верно. Это согласный твердый глухой звук. И этот звук никогда не бывает мягким.

А сейчас давайте поиграем в игру « Кто внимательный»? Вы будете поднимать синий кружок, как только услышите звук «ш».

(Из набора дети выбирают синий кружок).

Ш, с, ш, з, т, д, ш.

Ша, са, шу, за, ты, дэ, ту, шо.

Санки, шарик, коса, шишка, стоять, широкий.

Лопушок : Вы были внимательными и справились с заданием. Антракт.

Пальчиковая гимнастика « Каша».

Маша кашу наварила,

Маша кашей угостила:

Мишку, кошку,

Петушка Алешку,

Серого зайчишку и маленькую мышку.

Лопушок : Занимайте свои места. Представление продолжается.

Внимание! В третьем отделении вы увидите необычное музыкальное представление. (На коврографе выставляется буква Ш).

Артист Ш вместе с акробатами исполнит веселые песенки.

Воспитатель: У вас лежат карточки, на которых нарисована таблица. С ее помощью мы услышим эти песенки. Возьмите в руки карандаши и начинаем сочинять.

Первым артист Ш исполнит песню с Арлекином. Проводим дорожку от буквы Ш к букве А. Что у вас получилось?

Дети: Ша.

Лопушок : А теперь песенка звука Ш и У. Что получилось?

Дети: Шу.

Лопушок : Следующая песенка артиста Ш и Орлекина. Что получилось?

Дети: Шо.

Лопушок : А это песенка звука Ш и Э. Что получилось?

Дети: Шэ.

Лопушок : В нашем представлении могут принимать участие и зрители. Давайте произнесем и протопаем чистоговорки. (Дети встают) .

Ша –ша - ша – на столе стоит лапша.

Шу – шу – шу – мы поели всю лапшу.

Ши – ши – ши – мы теперь сидим в тиши.

Шо – шо – шо – в цирке хорошо.

Лопушок : Наше представление подходит к концу. Пусть на память у вас останутся портреты нашего нового артиста Ш. Эти портреты вы сделаете своими руками. (На ковролине с помощью разноцветных выкладывают букву Ш).

Лопушок : Что у вас получилось?

Дети: буква Ш.

Лопушок : А теперь придумайте к своей букве слово, в котором есть звук «ш».

(Дети называют слова).

Лопушок : Представление закончилось. До встречи, друзья!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!