1 специфика педагогической деятельности. Характеристика педагогической деятельности

Педагогическая деятельность имеет множество принципов и особенностей, о которых каждый педагог должен помнить и придерживаться. Мы попробуем рассмотреть не только общую характеристику педагогической деятельности, но и узнать о ее особенностях, способах построения, способах работы с детьми. Ведь даже дипломированный педагог не всегда может точно знать каждое правило и понятие.

Характеристика

Итак, начать, пожалуй, стоит с характеристики профессиональной педагогической деятельности учителя. Она заключается в том, что педагогическая деятельность - это, в первую очередь, воздействие педагога на ученика, которое является целенаправленным и мотивированным. Педагог должен стремиться развить всестороннюю личность, подготовить ребенка к выходу во взрослую жизнь. В основу такой деятельности заложены основы воспитания. Педагогическая деятельность может быть реализована только в условиях учебного заведения, а реализаторами ее выступают исключительно подготовленные педагоги, которые прошли все необходимые ступени обучения и овладения этой профессией.

Характеристика цели педагогической деятельности заключается в том, что необходимо создать все необходимые условия для нормального развития ребенка, чтобы он мог полностью реализовать себя как объект и как субъект воспитания. Можно легко определить, реализовалась ли поставленная цель. Для этого просто сопоставляются те качества личности, с которыми ребенок пришел в школу и те, с которыми он образовательное учреждение покидает. Такова основная характеристика педагогической деятельности.

Предмет и средства

В качестве предмета этой деятельности выступает сама организация процесса взаимодействия между учителем и его учениками. Это взаимодействие имеет следующую направленность: ученики должны полностью освоить социокультурный опыт и принять его как основу и условие развития.

Характеристика субъекта педагогической деятельности очень просто, в его роли выступает учитель. Если говорить более подробно, то это тот человек, который выполняет определенный вид педагогической деятельности.

Есть в педагогической деятельности и определенные мотивы, которые принято делить на внешние и внутренние. Внешние включают в себя стремление к профессиональному и личностному росту, а вот внутренние - это гуманистическая и просоцильная направленность, а также доминирование.

К средствам педагогической деятельности относятся: знания не только теории, но и практики, на основе которых педагог может обучать и воспитывать детей. Также сюда включена литература не только учебная, но и методическая, различные наглядные материалы. На этом можно закончить характеристику содержания педагогической деятельности и перейти к практическим аспектам.

Ценностные характеристики

Издавна известно, что педагоги относятся к классу интеллигенции. И, конечно, каждый из нас понимает, что именно от работы учителя зависит, каким будет наше будущее поколение, на что будет направлена его деятельность. Именно в связи с этим каждый педагог должен брать во внимание ценностные характеристики педагогической деятельности. Итак, к ним относят:

  1. Отношение педагога к периоду детства. Здесь главный акцент делается на то, насколько педагог полно понимает особенности взаимоотношений между детьми и взрослыми, понимает ли он те ценности, которые сейчас стоят перед детьми, понимает ли саму сущность этого периода.
  2. Гуманистическая Только из названия становится ясно, что педагог должен проявлять свою гуманистическую позицию. Его профессиональная деятельность должна быть ориентирована на культурные ценности всего человечества, на построение правильного диалога с учениками, на организацию творческого и главное рефлексивного отношения к трудовой деятельности. В качестве некоего приложения к этой ценности можно выделить принципы педагогической деятельности, озвученные Ш. Амонашвили, о том, что педагог должен любить детей и очеловечивать ту среду, в которой эти дети находятся. Ведь это нужно для того, чтобы душа ребенка находилась в комфорте и равновесии.
  3. Высокие нравственные качества педагога. Эти качества можно легко заметить, немного понаблюдав за стилем поведения учителя, его манерой общения с детьми, его способностью разрешать различные ситуации, которые встречаются в педагогической деятельности.

Таковы ценностные характеристики педагогической деятельности. Если педагог не будет брать во внимание эти моменты, то его работа вряд ли будет успешной.

Стили педагогической деятельности

Итак, теперь стоит обратить внимание на характеристику стилей педагогической деятельности, которых современная наука насчитывает всего три.

  1. Авторитарный стиль. Здесь ученики выступают лишь как объекты воздействия. При организации процесса обучения таким выступает в роли некоего диктатора. Поскольку он дает определенные задания и ждет от учеников их бесприкословного выполнения. Он всегда жестко контролирует учебную деятельность и при этом не всегда бывает достаточно корректен. И нет смысла спрашивать у такого педагога, почему он отдает какие-либо приказы или же так жестко контролирует действия своих учеников. Ответа на этот вопрос не последует, поскольку такой педагог не считает нужным объясняться со своими детьми. Если немного копнуть вглубь психологической характеристики педагогической деятельности такого вида, то можно заметить, что чаще всего такой учитель не любит свою работу, обладает весьма жестким и волевым характером, отличается эмоциональной холодностью. Современные педагоги не приветствуют такой стиль обучения, поскольку полностью отсутствует контакт с детьми, у них заметно снижается познавательная деятельность, пропадает желание учиться. От авторитарного стиля в первую очередь страдают ученики. Некоторые дети пытаются протестовать против такого обучения, идут на конфликт с учителем, но вместо того, чтобы получить объяснения, наталкиваются на негативную реакцию учителя.
  2. Демократический стиль. Если педагог выбрал демократический стиль педагогической деятельности, то он, безусловно, очень любит детей, ему нравится вступать с ними в контакт, таким образом он проявляет свой высокий профессионализм. Главное стремление такого педагога заключается в том, чтобы наладить контакт с ребятами, он хочет общаться с ними на равных. Его цель - это теплая и спокойная обстановка на уроках, полное взаимопонимание между аудиторией и педагогом. Такой стиль педагогической деятельности не предусматривает отсутствие контроля за детьми, как может показаться. Контроль существует, но несколько скрытый. Педагог хочет научить детей самостоятельности, он желает увидеть их инициативу, научить отстаивать свое собственное мнение. Дети быстро идут на контакт с таким учителем, они прислушиваются к его советам, предлагают свои варианты решения тех или иных проблем, у них просыпается желание принимать участие в учебной деятельности.
  3. Педагогов, которые выбирают такой стиль педагогической деятельности называют непрофессионалами и недисциплинированными. Такие учителя не имеют уверенности в себе, часто колеблются на уроках. Они предоставляют детей самим себе, не контролируют их деятельность. Любой ученический коллектив такая манера поведения учителя безусловно радует, но только первое время. Ведь дети крайне нуждаются в наставнике, их нужно контролировать, давать задания, помогать с их выполнением.

Итак, характеристика стилей педагогической деятельности дает нам полное понимание того, каким образом могут выстраиваться отношения между учениками и педагогом и к чему приведет то или иное поведение последнего. Прежде чем идти на урок к детям, нужно точно определиться со своими предпочтениями в преподавании.

Психолого-педагогическая деятельность

В данной теме необходимо также обратить внимание на характеристику психолого-педагогической деятельности, поскольку она немного отличается от уже рассмотренной нами педагогической.

Психолого-педагогическая деятельность - это деятельность педагога, которая направлена на то, чтобы субъекты образовательного процесса развивались в личностном, интеллектуальном и эмоциональном направлениях. И все это должно служить основой для начала саморазвития и самообразования этих самых субъектов.

Педагог-психолог в школе должен направить свою деятельность на социализацию личности ребенка, иными словами, он должен подготовить детей ко взрослой жизни.

Данное направление имеет свои механизмы реализации:

  • Педагог должен приводить детям реальные и придуманные им социальные ситуации и вместе с ними искать пути их разрешения.
  • Проводится диагностика того, готовы ли дети вступать в социальные отношения.
  • Педагог должен стимулировать детей к тому, чтобы они стремились к самопознанию, могли легко определить собственную позицию в обществе, адекватно оценивали свое поведение и могли искать пути выхода из различных ситуаций.
  • Педагог должен помогать ребятам анализировать различные социальные проблемы, проектировать свое поведения в тех случаях, когда они будут попадать в сложные жизненные ситуации.
  • Педагог создает для каждого своего ученика развитое информационное поле.
  • Любая детская инициатива в школе поддерживается, на первый план выходит ученическое самоуправление.

Вот такая простая характеристика психолого-педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность учителя

Отдельно в педагогической деятельности хотелось бы выделить виды деятельности школьного учителя. Всего выделяют восемь видов, каждый из которых имеет сои особенности. Сущность каждого из имеющихся видов мы рассмотрим далее. Описание этих видов также можно назвать характеристикой педагогической деятельности учителя, который работает в школе.

Диагностическая деятельность

Диагностическая деятельность заключается в том, что учитель должен изучить все возможности учащихся, понять, насколько высок их уровень развития и насколько хорошо они воспитаны. Ведь выполнить качественно педагогическую работу просто невозможно, если ты не знаешь психологических и физических возможностей детей, с которыми приходится работать. Важными моментами также является нравственная и умственная воспитанность детей, их взаимоотношения с семьей и общая атмосфера в родительском доме. Учитель может правильно воспитать своего ученика только в том случае, если он изучил его абсолютно со всех сторон. Что правильно осуществлять диагностическую деятельность учитель должен овладеть всеми методами, с помощью которых можно точно установить уровень воспитанности учащегося. Учитель должен знать не только все об учебной деятельности детей, но и интересоваться их интересами вне школы, изучать их склонности к тому или другому виду деятельности.

Ориентационно-прогностическая

Каждый этап воспитательной деятельности требует от учителя определять ее направления, точно устанавливать цел и задачи, уметь делать прогнозы на результаты деятельности. Это значит, что педагог должен точно знать, чего он хочет добиться и какими способами он это сделает. Сюда же включаются и ожидаемые изменения в личности учащихся. Ведь именно на это направлена педагогическая деятельность учителя.

Педагог должен заранее планировать свою воспитательную работу и направлять ее на то, чтобы у детей повышался интерес к учению. Также он должен озвучить конкретные цели и задачи, которые ставятся перед детьми. Педагог должен стремиться сплотить коллектив, научить детей работать вместе, сообща, ставить перед собой общие цели и вместе достигать их. Педагог должен направить свою деятельность на стимуляцию познавательных интересов у детей. Для этого в свою речь следует добавлять больше эмоций, интересных моментов.

Ориентационно-прогностическую деятельность нельзя прерывать, учитель должен действовать в этом направлении постоянно.

Конструктивно-проектировочная деятельность

Она очень связана с ориентационно-прогностической деятельностью. Эту связь легко увидеть. Ведь, когда учитель начинает планировать налаживание связей в коллективе, параллельно с этим он должен конструировать задачи, поставленные перед ним, разрабатывать содержание воспитательной работы, которая будет проводиться с данным коллективом. Здесь учителю крайне пригодятся знания из области педагогики и психологии, а точнее те моменты, которые непосредственно касаются способов и методов организации воспитательного коллектива. А также нужно иметь знания о существующих формах и методах организации воспитания. Но это еще не все, что должен уметь учитель. Ведь здесь также важно суметь правильно распланировать воспитательную работу и учебную деятельность, а также заняться саморазвитием. Поскольку в этом вопросе крайне пригодится умение творчески мыслить.

Организаторская деятельность

Когда учитель уже точно знает, какую работу он будет проводить со своими учениками, наметил себе цель и определил задачи этой работы, нужно вовлечь в эту деятельность самих детей, пробудить у них интерес к знаниям. Здесь не удастся обойтись без следующего ряда умений:

  • Если педагог всерьез взялся за обучение и воспитание учащихся, то он должен быстро и верно определять задачи этих процессов.
  • Педагогу важно развить инициативу со стороны самих учащихся.
  • Он должен уметь правильно распределять задачи и поручения в коллективе. Для этого нужно хорошо знать коллектив, с которым придется работать, чтобы здраво оценить возможности каждого участника педагогического процесса.
  • Если учитель организовывает какую-либо деятельность, то он просто обязан быть руководителем всех процессов, внимательно следить за ходом действий учеников.
  • Ученики не смогут работать без вдохновения и именно поэтому задача учителя стать этим самым вдохновителем. Учитель должен контролировать весь процесс, но настолько аккуратно, чтобы со стороны это было едва заметно.

Информационно-объяснительная деятельность

Эта деятельность имеет довольно большое значение в современном педагогическом процессе, поскольку сейчас практически все связано с информационными технологиями. Здесь учитель снова будет выступать в качестве организатора учебно-воспитательного процесса. Именно в нем дети должны видеть основной источник, из которого они почерпнут научную, нравственно-эстетическую и мировоззренческую информацию. Именно поэтому недостаточно будет просто подготовить к уроку, нужно разбираться в каждой теме и быть готовым ответить на любой вопрос ученика. Нужно полностью отдаваться предмету, который ты преподаешь. Ведь, наверное, ни для кого не будет новостью, что ход урока напрямую зависит от того, насколько сумел учитель овладеть материалом, который он преподает. Может ли он приводить качественные примеры, легко переходить от одной темы к другой, приводить конкретные факты из истории этого предмета.

Итак, мы видим, что учитель должен быть максимально эрудированным. Он должен знать обо всех новшествах в рамках своего предмета и постоянно сообщать о них своим ученикам. А также важным моментом является уровень его овладения практическими знаниями. Поскольку именно от него зависит то, насколько хорошо ученики смогут овладевать знаниями, умениями и навыками.

Коммуникативно-стимулирующая деятельность

Это та деятельность, которая напрямую связана с влиянием учителя на учеников в момент обучения. Здесь педагог должен обладать высоким личным обаянием и нравственной культурой. Он должен уметь не только установить дружеские отношения с учениками, но и грамотно их поддерживать на протяжении всего учебного процесса. Не стоит ожидать от детей высокой познавательной активности, если при этом, учитель будет пассивен. Ведь он должен на собственном примере показать необходимость проявления своих трудовых, творческих и познавательных навыков. Только так можно заставить детей работать и не просто заставить, а пробудить в них желание. Дети все чувствуют, а значит, они должны чувствовать от своего педагога уважение. Тогда они тоже будут уважать его. Они должны чувствовать его любовь, чтобы взамен отдавать свою. Во время педагогической деятельности педагог должен интересовать жизнью детей, брать во внимание их желания и потребности, узнавать об их проблемах и вместе пытаться их решить. И, конечно, каждому учителю важно завоевать доверие ребят и уважение. А это возможно только при правильно организованно и главное содержательной работе.

Педагог, который на своих уроках проявляет такие черты характера как сухость и черствость, если при разговоре с детьми он не проявляет никаких эмоций, а просто использует казенный тон, то такая деятельность точно не увенчается успехом. Таких учителей дети обычно боятся, они не желают выходить с ними на контакт, мало интересуются предметом, который этот учитель преподносит.

Аналитико-оценочная деятельность

Сущность характеристики педагогической деятельности такого вида заключается в ее названии. Здесь педагог осуществляет сам педагогический процесс и одновременно с этим делает анализ хода обучения и воспитания. На основе этого анализа он может выявить положительные стороны, а также недостатки, которые позже он должен исправить. Педагог должен четко обозначить для себя цель и задачи процесса обучения и постоянно сравнивать их с теми результатами, которых удалось достичь. Также здесь важно проводить сравнительный анализ между своими достижениями в работе и достижениями своих коллег.

Здесь четко можно просмотреть обратную связь своей работы. Иными словами, происходит постоянное сравнение между тем, что сделать хотелось и тем, что сделать удалось. А на основе полученных результатов педагог уже может вносить некоторые коррективы, отмечать для себя допущенные ошибки и своевременно исправлять их.

Исследовательско-творческая деятельность

Характеристику практической педагогической деятельности учителя хотелось бы закончить именно на этом виде деятельности. Если учитель хоть немного заинтересован своей работой, то элементы такой деятельности обязательно присутствуют в его практике. Такая деятельность имеет две стороны и если рассматривать первую, то она имеет следующий смысл: любая деятельность педагога должна иметь хоть немного, но творческий характер. А с другой стороны, педагог должен уметь творчески развивать все новое, что приходит в науку и уметь правильно это преподносить. Ведь согласитесь, если не проявлять никакого творчества в своей педагогической деятельности, то дети просто перестанут воспринимать материал. Никому не интересно просто слушать сухой текст и непрерывно заучивать теорию. Намного интереснее узнавать что-то новое и смотреть на это с разных сторон, принимать участие в практических работах.

Заключение

В этой статье были представлены все педагогической деятельности, которые максимально полно раскрывают весь процесс обучения.

Педагогическая деятельность представлена в современной педагогической литературе в качестве особого вида общественно-полезной деятельности взрослых людей, которая заключается в сознательной подготовке подрастающего поколения к жизни, реализующая экономические, политические, нравственные, эстетические цели.

Педагогическая деятельность имеет древние исторические корни, аккумулирует многовековой опыт поколений. Педагог, по сущности, представляет собой связующее звено между поколениями, является носителем человеческого, общественного, исторического опыта, во многом обуславливает общественно-культурную целостность народа, цивилизации и в целом преемственность поколений.

Задачи педагогической деятельности

Задачи педагогической деятельности, изменяясь на протяжении столетий с развитием общества, всегда охватывают сферу образования, воспитания, обучения. Передовыми мыслителями разных времён отмечается социальная значимость педагогической деятельности.

Основной специфической особенностью педагогической деятельности является её использование практически всеми людьми при выполнении различных социальных ролей: родителя и родственника, старшего товарища, друга, руководителя, должностного лица, но данная педагогическая деятельность – непрофессиональная.

Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется специалистом, имеющим специальное, профессионально-педагогическое образование; она реализуется в определенных педагогических системах, представляет собой основной источник существования и соответственно оплачивается.

Основные компоненты и содержание педагогической деятельности

Основными составляющими компонентами педагогической деятельности, которые одинаково важны и представляют собой динамические взаимосвязи, являются:

  • производство знаний, то есть проведение исследований, поиск нового, осуществление разработок, проведение экспертизы и т.д.;
  • передача знаний в организованном образовательно-воспитательном процессе;
  • распространение знаний (разработка и издание учебников, учебных пособий, написание научных статей);
  • воспитание учащихся, формирование и развитие их личности.

Основным содержанием педагогической профессии является наличие и использование специальных, предметных знаний, а также разнонаправленные взаимоотношения с людьми (учениками, родителями, коллегами). Отметим требования двойной подготовки специалиста педагогической профессии – наличие специальных, предметных знаний, а также необходимость психолого-педагогической подготовки.

Особенность педагогической профессии выражается в её гуманистической, коллективной и творческой направленности.

Три характера педагогической деятельности

Особенностью педагогической профессии является также то, что она, по своей сути, имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

  1. Гуманистический характер педагогической профессии имеет направленность на воспитание человека, который формируется и развивается как личность, им осваиваются достижения человечества, и тем самым обеспечивается продолжение человеческого рода, происходит непрерывная преемственность поколений.
  2. Коллективный характер педагогической профессии предполагает воздействие на обучающегося не только отдельного педагога, но и всего педагогического коллектива образовательного учреждения, а также семьи и других источников, обеспечивающих групповое, коллективное воздействие.
  3. Творческий характер педагогической деятельности является наиболее важной специфической особенностью, отражается в степени использования педагогом своих возможностей в достижении поставленных целей.

Формирование творческого потенциала личности педагога обусловлено накопленным им социальным опытом, психолого-педагогическими и предметными знаниями, новыми идеями, умениями и навыками, позволяющими в нахождении и использовании оригинальных решений, новаторских форм и методов.

Педагогическая деятельность отличается трудностью, уникальностью и неповторимостью, представлена системой и последовательностью педагогически целесообразных действий, направленных на решение педагогических задач в определенный срок и с соблюдением принципов и правил.

Цели педагогической деятельности

Осуществление педагогической деятельности предваряется осознанием цели, которая задает импульс деятельности. Определяя цель как предполагаемый результат деятельности, под педагогической целью понимается предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми соотносятся все компоненты педагогического процесса.

Определение целей педагогической деятельности обладает большим теоретическим и практическим значением, которое выражается в следующем.

  • Чёткая постановка целей оказывает влияние на разработку педагогических теорий, цель педагогической деятельности влияет на осознание того, формированию каких качеств человека необходимо отдать предпочтение, сказывается на сущности педагогического процесса.
  • Формулирование целей педагогической деятельности непосредственным образом влияет на осуществление практической работы педагога. Важным профессиональным качеством педагога является проектирование личности воспитанников, что требует знания, какой она должна быть и какие качества необходимо сформировать.

Цели педагогической деятельности опираются на идейные и ценностные установки общества, что порождает традиционные подходы к образованию и воспитанию, ориентированные на эффективность, максимальное использование новых поколений в интересах государства.

В современном обществе интенсивно совершенствуется производство, повышается его технический уровень, что сказывается на предъявлении высоких требований к уровню подготовленности подрастающего поколения. Информатизация общества, внедрение информационных технологий, наличие динамичных процессов в социальной сфере жизни общества привело к формулированию цели педагогической деятельности, в которой в качестве идеала современного образования и воспитания выступает разносторонняя и гармонично развитая личность. Данная представляет собой потребность развития личности, общества, государства.

В содержание понятия «разностороннее и гармоничное развитие личности» вкладывается необходимость обеспечения умственного и физического развития, духовно-нравственного и художественного развития, выявления склонностей и задатков, развития способностей; приобщения к современным достижениям науки и техники; воспитания гуманизма, любви к Родине, гражданственности, патриотизма, коллективизма.

Вывод

Таким образом, главной целью педагогической деятельности в современных условиях является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества и государства.

Современной педагогической наукой выделены традиционные основные виды педагогической деятельности – преподавание и воспитательная работа.

Воспитательная работа направлена на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. Преподавание - вид педагогической деятельности, направленный на обеспечение познавательной деятельности школьников. Деление педагогической деятельности на виды достаточно условно, так как в процессе преподавания решаются частично воспитательные задачи, а при организации воспитательной работы решаются не только воспитательные, но и развивающие, а также образовательные задачи. Такое понимание видов педагогической деятельности помогает в раскрытии смысла тезиса о единстве обучения и воспитания. Вместе с тем для более глубокого осознания сущности обучения и воспитания данные процессы в педагогической науке рассматриваются изолированно. В реальной педагогической практике целостный педагогический процесс подразумевает полное слияние «воспитывающего обучения» и «обучающего воспитания».

Педагогическая деятельность имеет свой предмет, которым является организация учебной деятельности обучающихся, которая направлена на освоение предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.

Средства педагогической деятельности

В литературе представлены основные средства педагогической деятельности:

  • научные (теоретические и эмпирические) знания, которые способствуют формированию понятийно-терминологического аппарата учащихся;
  • носители информации, знаний - тексты учебников или знание, воспроизводимое при осуществлении систематических наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.) организованном преподавателем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности;
  • вспомогательные средства - технические, компьютерные, графические и др.

Основными способами передачи социального опыта в педагогической деятельности является использование объяснения, показа (иллюстрации), совместной работы, непосредственной практической деятельности учащихся и т.д.

Определение

Продукт педагогической деятельности - формируемый у обучаемого индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт этой деятельности оценивается на экзаменах, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий. Результат педагогической деятельности как выполнения ее основной цели выражен в интеллектуальном и личностном совершенствовании, становлении их как личности, как субъектов учебной деятельности.

Итак, нами была рассмотрена специфика педагогической деятельности, которая заключается в наличии специальных профессиональных знаний, гуманистичности, коллективности, наличии творчества. Основной целью педагогической деятельности является формирование разносторонней и гармонично развитой личности. Виды педагогической деятельности – преподавание и воспитательная работа; подчеркнём наличие взаимосвязи между видами педагогической деятельности. Средствами педагогической деятельности являются: научные знания, носители информации, знаний, вспомогательные средства.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Особенности преподавательской деятельности

Преподавательская деятельность - это особый вид социальной (профессиональной) деятельности, которая направлена на реализацию целей образования.

Преподавательская деятельность - это, в первую очередь, общение, и поэтому будущий преподаватель обязательно должен обладать коммуникативными качествами. С точки зрения психологии такой тип людей относятся к экстравертам, но это не означает, что интроверт не может быть преподавателем. Ведь преподавание - деловое общение, подобного уровня может достичь абсолютно каждый человек, который считает своим долгом донести свои мысли до других. Порой замкнутый в повседневной жизни человек может лучше разъяснить что - либо, нежели коммуникативный человек. преподавательский обучение учебный воспитание

Энгельгардт Е. А. (директор Петербургского педагогического института, а затем второй директор Царскосельского лицея), на вопрос, почему он считает преподавательскую деятельность самой продуктивной для социума , ответил: "Потому, что всякая другая деятельность, как бы она ни была усердна, остается деятельностью единичною, между тем как педагог, воспитав и образовав хотя только десять юношей, этим удесятерил свою деятельность на пользу обществу. Я полагаю, что нет полезнее и выше призвания педагога, посвятившего себя всецело на образование отличных граждан для своего Отечества".

Научная педагогическая деятельность - это вид педагогической деятельности, целью которой является получение новых знаний о педагогических отношениях взрослых и детей и формах их развития. Научная педагогическая деятельность состоит из двух видов: теоретической и экспериментальной .

Традиционно основными видами педагогической деятельности , осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются обучение и воспитание. Обучение, осуществляемое в рамках любой организационной формы, имеет обычно жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения.

Важнейшим критерием эффективности обучения является достижение учебной цели. Воспитательная работа, также осуществляемая в рамках любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, поскольку она недостижима в ограниченные временными рамками организационной формы сроки. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. Важнейшим критерием эффективного решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности. Также трудно в развивающейся личности выделить результат деятельности именно педагога-воспитателя.

Особенности профессиональной педагогической деятельности :

1. Управляющая деятельность педагога, т.е. деятельность по организации образовательной деятельности обучающегося (обучающихся).

2. Педагог является важнейшим источником социализации обучающегося. В самом широком смысле педагог является примером Человека.

3. Педагог должен постоянно учиться сам. Третья особенность педагогической деятельности - постоянное саморазвитие. Педагог «и начальник, и актер, и ученик».

Структура педагогической деятельности :

Конструктивная деятельность - конструктивно-содержательная (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативная (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальная (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса);

Организаторская деятельность - выполнение системы действий, направленных на активное включение студентов в различные виды деятельности, организацию совместной деятельности, самоорганизацию собственной деятельности преподавателя в вузе;

Коммуникативная деятельность - установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами, родителями, представителями общественности;

Гностический компонент - система знаний и умений преподавателя, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность;

Контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент.

Литература

1. Писарев В.Е., Писарева Т.Е., Теория педагогики - Воронеж: Издательство «Кварта», 2009. С.612

2. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. С 14-16.

3. Равкин З.И. Педагогика Царскосельского Лицея Пушкинской поры(1811 - 1817гг.): Историко - педагогический очерк. - М., 1999.

4. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.

5. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопр. психологии. 1987. № 5.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Пути решения конкретизированных задач обучения и воспитания. Структура педагогической деятельности: мотивация, цели, задачи, средства, продукт и результат. Характеристика целеполагающих и организационно-структурных функций педагогической деятельности.

    реферат , добавлен 26.10.2011

    Особенности и виды педагогической деятельности, требования к личности педагога. Объект, предмет и функции педагогики. Воспитание как организованная деятельность по достижению целей образования. Роль обучения в развитии личности и её социализации.

    учебное пособие , добавлен 19.11.2013

    Сущность педагогической деятельности. Сравнительная характеристика профессионально-педагогической и общественно-педагогической деятельности. Возникновение и развитие педагогической профессии. Структура профессионально-педагогической деятельности.

    контрольная работа , добавлен 25.06.2012

    Сущность и значение педагогической культуры. Характеристика профессиональной деятельности. Организация исследования по формированию педагогической культуры как основы профессиональной деятельности. Активные способы обучения студента реальным условиям.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2014

    Факторы, воздействующие на стиль педагогической деятельности. Индивидуальный и эмоционально-импровизационный стили педагогической деятельности, их характерные особенности. Рассуждающе-методический стиль и его ориентация на процесс и результаты обучения.

    презентация , добавлен 16.03.2015

    Выделение основных элементов педагогической компетентности. Описание нормативного, преобразующего и творческого уровней качества преподавательской деятельности. Особенности специального, социального и личностного видов профессиональной квалификации.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2011

    Тематика, типы, сложности и результаты проведенных уроков по предмету "Русский язык и литература". Цели и реализация воспитательной работы с учениками. Анализ собственного стиля педагогической деятельности, применяемые методы, приемы и средства обучения.

    практическая работа , добавлен 14.05.2009

    Изучение профессиональной педагогической деятельности преподавателей школы №18 и Кубанского Государственного Технологического Университета. Составление плана-конспекта проведения семинарского занятия по дисциплинам "Правоведение" и "Обществознание".

    отчет по практике , добавлен 16.02.2015

    Основные понятия и виды педагогической деятельности. Специфика деятельности учителя технологии в процессе обучения технологии. Понятие анализа и самоанализа педагогической деятельности. Пример разработки урока "Технология точения на токарном станке".

    дипломная работа , добавлен 24.06.2010

    Структура спортивно-педагогической деятельности. Определение и планирование задач физического воспитания с профессиональной направленностью. Творчество в деятельности учителя физкультуры. Применение разнообразных подходов к методике обучения.

Введение

1.

2.

.

Заключение

Литература

Введение

Педагогическая деятельность - одна из сложнейших областей человеческого труда. Успешное выполнение педагогической деятельности требует, чтобы каждый учитель, глубоко овладел: 1) своим предметом; 2) теорией познания и педагогическими науками; 3) умением вскрывать связи и отношения между отдельными понятиями; 4) умением органически связывать полученные учащимися знания по разным предметам в единую систему научных взглядов; 5) умением использовать различные средства массовых коммуникаций (художественную литературу, радио, кино, телевидение и т. д.) для развития познавательной деятельности школьника, его общественной активности и самостоятельности.

Современное научно-психологическое исследование любого субъекта педагогической деятельности предусматривает психологический анализ его профессиональной компетентности. Этот термин совмещает в себе три основных стороны феномена педагогического труда: педагогическую деятельность, педагогическое общение и проявления личности педагога, которые считаются отдельными процессуальными показателями (или блоками) такой компетентности.

Результативность педагогического труда учителя, воспитателя или преподавателя оценивается по тем качественным позитивным изменениям в психическом развитии учеников, воспитанников или студентов, которые состоялись под воздействием педагога. Здесь учитывается личностное и интеллектуальное развитие объекта приложения педагогических усилий, его становления как личности и субъекта учебной деятельности.

В результативных показателях профессиональной компетентности принято различать два блока:

обученность и обучаемость;

воспитанность и воспитуемость.

Педагогический труд - это один из самых сложных видов человеческой деятельности. Эффективное осуществление его требует наличия определенных психологических качеств, а также операция широкими и разносторонними профессиональными знаниями и умениями, на основе которых педагог производит собственно практическое решение. Как и любой другой деятельности, такой деятельности присущи: мотивированность, целеполагание и предметность (психологическая структура деятельности: мотив, цель, предмет, средства, способы, продукт и результат), а ее специфическим признаком является производительность.

1.Эффективность педагогической деятельности

Для научно обоснованного управления учебно-воспитательным процессом учителю необходимо не только хорошо знать ту науку, которую он преподает, ее современное состояние, ее связь с другими пауками, с жизнью, с практикой, но и уметь передавать свои знания детям. Без этого нельзя стать хорошим педагогом.

Каждый школьный предмет, каждая область научных знаний имеет свои особенности, свои трудности, свой основной метод познания. В связи с этим для каждой школьной дисциплины должна быть глубоко продуманная методика преподавания. Знание методики преподавания помогает учителю обеспечить глубокое понимание и прочное усвоение учащимися основ науки, связей между явлениями природы и окружающей жизнью, умелое применение полученных знаний на практике и использование усвоенных знаний для развития и формирования личности школьника.

Эффективность обучения и воспитания учащихся зависит прежде всего от внутреннего единства знаний, целенаправленных умственных действий и правильно сформированных отношений ребенка к окружающей действительности, к людям, к делу и к самому себе как субъекту деятельности. А если это так, то совершенно очевидно, что в своей педагогической деятельности учитель не может ограничиться только функцией сообщения знаний учащимся. Он обязательно должен уметь руководить умственной деятельностью учащихся, корректировать и направлять ее. Только в этом случае учитель в состоянии обеспечить всестороннее развитие и воспитание ребенка как личности.

Эффективность управления умственной деятельностью учащихся в процессе обучения зависит не только от упорядочения источника информации (содержания знаний, сообщаемых учащимся), но и от упорядочения самой системы умственных действий детей. Эта система должна обеспечить решение конкретных задач. Только при этих условиях каждый школьник может активно функционировать как сознательный и самостоятельно мыслящий субъект учебной деятельности.

Вот почему учитель должен овладеть не только соответствующими знаниями, но и умениями и навыками преподнесения этих знаний. Он должен уметь мобилизовать внимание учащихся, развивать их мышление и формировать у них общественнозначимые ценностные ориентации .

Успешное педагогическое общение является основой эффективной профессиональной деятельности учителя. Общение с воспитанниками в педагогических целях играет важную роль в социализации ученика, в его личностном развитии. Однако даже опытные учителя сталкиваются с трудностями общения, которые осложняют педагогическую работу, часто вызывают острое чувство неудовлетворенности, а порой и сомнения в своей профессиональной состоятельности.

Современному учителю очень трудно идти в ногу со временем. Стремительно изменяются условия обучения, по некоторым школьным предметам имеется от 5 до 14 учебников разных авторов. Ученическая среда характеризуется дифференциацией: один полюс образуют дети, которые знают, чего хотят в своей жизни и как этого можно достичь, а на другом полюсе - дети, которые живут одним днем: ничего не хотят и ни к чему не стремятся. Общение с учащимися усложняется как объективными так и субъективными факторами, что вынуждает учителя вновь и вновь возвращаться к размышлениям о сложных сторонах общения. Какова же психологическая сторона педагогического общения?

Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции ненаправленное на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива. Педагогическое общение - многоплановый процесс организации; установления и развития коммуникации, взаимопониманиями взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Профессионально-педагогическое общение - это система приемов и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач педагогической деятельности и организующих, направляющих социально-психологическое взаимодействие педагога и воспитуемых.

В педагогическом общении реализуются коммуникативная (обмен информацией между общающимися), интерактивная (организация взаимодействия) и перцептивная (восприятие друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания) стороны. Акцентирование выделенных характеристик позволяет говорить, что педагогическое общение должно быть не тяжелым долгом, а естественным и даже радостным процессом взаимодействия .

Достаточно большое значение для эффективности учебного сотрудничества имеет характер его организации, в частности внешняя регламентация деятельности участников (через распределение ролей или задание способов совместной работы). При этом назначение ведущего, призванного регулировать ход обсуждения в триаде, может стать фактором самоорганизации совместной работы участников учебного сотрудничества. Говоря о способах сотрудничества, важно отметить, что существенное значение имеет не только сама форма сотрудничества, но и способ организации совместного решения задачи .

педагогическая деятельность конфликт саморегуляция

2.Конфликты и педагогическая деятельность

Очень часто люди спрашивают, можно ли прожить жизнь без конфликтов. И очень огорчаются, услышав, что это нереально. Однако одни часто ссорятся с окружающими и слывут конфликтными людьми, а другие - нет. Зависит это от многих факторов, прежде всего личностных, но также и от того, что понимать под конфликтом.

Наиболее широкое определение конфликта - это нарушение общения между людьми. В то же время все конфликты делят на две группы: внутриличностные и межличностные.

Внутриличностный конфликт - это противоборство разных тенденций в самой личности, например, конфликт между «хочу» и «надо», или конфликт между двумя «хочу», или конфликт самоорганизации, самосовершенствования, конфликт самооценки и оценки окружающих и т. д.

Внутренний конфликт всегда так или иначе связан с внешними обстоятельствами. Возникнув под их воздействием, он сказывается в поведении человека, в его поступках, эмоциональном состоянии. Эти конфликты чаще всего появляются в подростковом возрасте, а затем в течение жизни человека могут возникать в любых значимых ситуациях, при жизненных переменах. Например, лучший ученик школы оказывается одним из многих в институте, общительный, коммуникабельный человек не может найти общего языка с коллегами, лучшая студентка не может справиться с работой, с практикой и т. д.

Далеко не все способны самостоятельно разрешить свой конфликт. Большинству людей нужен внимательный и добрый друг, а некоторым - специалист.

Итак, для внутриличиостного конфликта характерно противоречие между наиболее существенными тенденциями личности. При этом обязательно страдает самооценка. Для благоприятного разрешения конфликта необходимо следующее:

Человеку нужно осознать (или помочь ему осознать), какие из его тенденций вступили в противоречие.

Для него должно быть убедительно, что именно эта тенденция нуждается в коррекции. При этом необходимо, чтобы он сам пришел к этому выводу.

Необходимо вернуть человеку эмоциональное благополучие.

Восстановить самооценку и утвердить ее на иной основе.

Самооценку следует сделать более рациональной (рассудочной).

Следует при этом избегать межличностных конфликтов.

Изменять уровень притязаний, развивать самопонимание человека.

Межличностные конфликты - это конфликты между людьми, и возникают они во всех сферах, где люди вступают в контакт друг с другом. В школе это могут быть конфликты между учителем и учеником, учителем и учителем, учителем и родителем (лями). учениками, родителями и детьми (если требуется помощь и вмешательство учителя).

Педагогические конфликты делят на три группы:

Мотивационные конфликты. Они возникают между учителями и учащимися по причине слабой учебной мотивации последних или, проще говоря, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Конфликты этой группы разрастаются и в конечном итоге между учителями и учениками возникает взаимная неприязнь, противостояние, даже борьба. По существу, мотивационные конфликты возникают потому, что и нашей школе учителя и школьники разобщены, противопоставлены, имеют разные цели и разную направленность.

.Конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе. Имеется в виду четыре конфликтных периода, через которые проходятученики в процессе обучения в школе.

Й период - 1-й класс, адаптация к школе.

Й период - 5-й класс, переход в среднюю школу, адаптация к новому образу жизни.

Й период - окончание школы. Готов к дальнейшей жизни или нет.

.Конфликты взаимодействий. Эти конфликты происходят по причинам не объективного характера, а личностных особенностей конфликтующих.

Наиболее распространенными среди учащихся являются конфликты лидерства, в которых отражается борьба 2 - 3 лидеров и их группировок за свое первенство в классе. Могут конфликтовать группа мальчиков и группа девочек, могут 3 - 4 человека конфликтовать с классом и т. д.

Конфликты во взаимодействиях «учитель - ученик», помимо мотивационных, могут выступать как конфликты нраственно-этического характера, когда учителя или ученики поступают нетактично, некорректно.

Конфликты между учителями могут возникать по различным причинам: начиная с проблем школьного расписания и кончая столкновениями интимно-личного порядка.

Во взаимодействиях «учитель - администрация» возникают конфликты, вызванные проблемами власти и подчинения.

Любой конфликт имеет определенную структуру, сферу и динамику.

Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиции участников, их взаимодействий и объекта конфликта .

Можно выделить такие потенциально конфликтогенные педагогические ситуации:

конфликты деятельности, которые возникают из-за невыполнения учеником учебных заданий, успеваемость, внеучебная деятельность;

конфликты поведения, которые возникают через нарушение учеником правил поведения в школе и вне ее;

конфликты отношений, которые возникают в сфере эмоционально - личностных отношений учеников и учителей и общения в процессе педагогической деятельности.

Особенности педагогических конфликтов:

профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное решение ситуации;

участники конфликтов имеют разный социальный статус, и этим определяется их разное поведение в конфликте;

разница возраста и жизненного опыта порождает разную меру ответственности за ошибки при их решении;

через разное понимание участниками событий и их причин учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику - справиться со своими эмоциями;

присутствие других учеников при конфликте делает их не только свидетелями, но и участниками; конфликт приобретает воспитательное содержание;

профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в разрешении конфликта и на первое место поставить интересы ученика;

любая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты;

конфликт в педагогической деятельности легче предотвратить, чем успешно его разрешить .

На 1-й стадии развитие конфликта можно блокировать, например, заняться практической деятельностью, спортом.

На 2-й стадии подавить конфликт уже не удается: страсти бушуют, участники возбуждены, демонстрируют «силовые приемы». Это надо пережить.

Но вот конфликтная ситуация реализовалась, конфликтующие исчерпали свои силы и энергию, наступает 3-я стадия. Возникает чувство виноватости, сожаления, раскаяния. Только теперь можно и нужно проводить воспитательные беседы, выявлять и устранять причины конфликтов .

3.Саморегуляция педагогической деятельности

Существуют различные способы, помогающие понять другого человека.етод интроспекции - человек ставит себя на место другого, а затем воспроизводит мысли и чувства, которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации. Но возникает опасность собственные мысли и чувства принять за мысли и чувства другого. Необходима постоянная корректировка на основе знаний об этом человеке.

Метод эмпатии - вчувствование во внутренние переживания другого человека. Хорош для эмоциональных людей, «художников» с интуитивным мышлением, умеющих к тому же доверять своим эмоциям, а не только критиковать их.

Метод логического анализа - для рационалистов, опирающихся на мышление. Они анализируют ситуацию, свое представление о партнере общения, его поведение.

Во втором случае человек старается сохранить внутреннее спокойствие и стабильность, стремится не попадать в атмосферу напряженности, которую несет с собой конфликт. Опыт показывает, что если один из взаимодействующих людей обретает и сохраняет сдержанность, равновесие и отстраненность, то другой участник лишается возможности начать конфликт или дальше взаимодействовать в «конфликтном режиме». Американские психологи предлагают множество остроумных способов сохранения внутреннего спокойствия. Вот некоторые из них:

если вы попали под «удар» противоположной стороны, то, чтобы не слышать реплик нападающего, нужно думать о чем-то своем, декламировать стихи, перемножать многозначные числа, вспоминать анекдоты или рецепты;

можно представить себе, что вы одеты в некий защитный костюм, от которого все слова отскакивают, как мячики, либо стекают, как струйки дождя;

можно представлять свое внутреннее раздражение, которое выходит из вас в виде какого-нибудь облачка или привидения;

можно попытаться представить своего оппонента в смешном виде, например в каком-нибудь маскарадном костюме;

можно, наконец, представить, что все слова, которые «летят» в вас, попадают в него самого и разукрашивают его самым невероятным образом.

В любом случае для сохранения внутреннего спокойствия хороши все средства, и, которые способно ваше воображение, благо, эти средства никому не видны .

Для саморегуляции можно использовать следующие методы самовоспитания и психокоррекции:

В случае неадекватной самооценки - метод самокритики, самоочищения, из методов психокоррекции - интроспекция, идентификация, расширение способов самовыражения.

При личной тревожности, сверхконтроле - педагогический анализ деятельности, самоконтроль, социальная рефлексия, эмпатийное слушание, моделирование поведения, анализ уроков коллег, рефлексия собственного поведения на разных этапах урока, упражнения на снятие напряженности.

При возникновении проблемы дисбаланса культурного и социального развития хорошо использовать самокритику, самообучение, релаксацию, децентрацию.

При эмоциональной холодности, формализме по отношению к ребенку, недостаточно развитой коммуникативной компетентности учителя, авторитарности целесообразно анализировать педагогические ситуации, проводить упражнения на овладение элементами педагогической коммуникации и системы общения в конкретной педагогической ситуации, развитие позитивного восприятия детей, овладение техникой интонации, мимики.

В случае недостаточной профессиональной компетентности в отдельных аспектах деятельности, неумения организовывать свое время, плохо развитых отдельных педагогических способностях - соблюдение распорядка дня, планирование, тренировка рефлексивного поведения, развитие педагогической интуиции, навыков импровизации, самодиагностика личностно - профессиональных недостатков, социально - психологический тренинг .

Решение проблемы самосовершенствования учитель должен начинать с изменения отношения к себе, внимательного отношения к своим личностным потребностям, развития позитивного мышления, своего интеллекта, умения управлять своими эмоциями.

Заключение

Педагогическая деятельность - это система взаимоотношений и взаимодействий учителя с учащимися и между собой, а также структурирование учителем учебного процесса на основе развития его профессионально важных личностных качеств.

Деятельность учителя - это очень сложный и многогранный по психологическому содержанию труд, требующий от личности высокой идейности, глубоких и разносторонних знаний, высокой общей культуры, устойчивых интересов в области преподавания науки, четко выраженной профессионально-педагогической направленности, любви к детям, знания законов детства, теории и практики обучения и воспитания.

В процессе выполнения педагогической деятельности учитель не только проявляет свои физические и духовные силы, но и формирует их, и чем выше сознание общественной и личной значимости избранной учителем специальности, тем шире возможности для всестороннего развития и формирования его личности. Огромное значение для формирования личности учителя имеют складывающиеся в процессе его деятельности межличностные отношения в педагогическом коллективе.

Высокая активность личности учителя, его педагогическое мастерство во многом зависят от его социальной и профессиональной ориентации, от уровня развития его гражданских и политических качеств, ответственности за свое поведение и действия и, наконец, от степени включенности его в творческую деятельность педагогического коллектива школы по воспитанию подрастающего поколения.

Глубокое осознание своей социальной роли, своего общественного долга и идейного единства с коллективом товарищей по труду создает благоприятные внутренние условия для всестороннего развития и формирования черт личности учителя: целеустремленности, дисциплинированности, организованности, настойчивости и деловитости. Эти качества помогают учителю проявлять волевые усилия при достижении цели, и особенно тогда, когда на его пути встречаются трудности.

Литература

1. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1973. - 288 с.

Демидова И. Ф. Педагогическая психология. - М.: Академический проект, Трикста, 2006. - 224 с.

Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2001. - 384 с.

Кутішенко В. П. Вікова та педагогічна психологія. - К.: Центр навчальної літератури, 2005. - 128 с.

Педагогическая психология. - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. - 400 с.

Под педагогической деятельностью мы понимаем осо­бый вид социальной деятельности взрослых, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных че­ловечеством культуры и опыта, на создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению опреде­ленных социальных ролей в обществе.

Для удобства рассмотрения сущности педагогической деятельности воспользуемся системным подходам и пред­ставим деятельность педагога как разновидность педаго­гической системы.

Профессиональная педагогическая деятельность осуще­ствляется в специально организованных обществом обра­зовательных учреждениях: дошкольных заведениях, шко­лах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, учреждениях повышения квалификации и переподготовки.

Педагогическая деятельность имеет те же характерис­тики, что и любой другой вид человеческой деятельности, а именно: целеположенность, мотивированность, предмет­ность.

Сущность педагогической деятельности можно рас­крыть, анализируя ее строение, которое А.Н. Леонтьев представлял как единство цели, мотивов, действий (опе­раций), результата, причем ее системообразующей харак­теристикой он считал цель.

Следует заметить, что эту деятельность профессиональ­но осуществляют только педагоги, а родители, производ­ственные коллективы, общественные организации, сред­ства массовой информации, являлись вольными или не­вольными участниками образовательно-воспитательного процесса, осуществляют общепедагогическую деятельность.

Деятельность педагога по общественным функциям, по требованиям к профессионально значимым личностным качествам, по сложности психологического напряжения близка к деятельности писателя, артиста, ученого. Специ­фика педагогической деятельности состоит, прежде всего, в том, что объектом и продуктом ее является личность человека.

Педагогическая деятельность как специфическое явление характеризуется особыми функциями и состоит из таких ком­понентов: а) цель деятельности; б) предмет деятельности; в) средства деятельности. Но в таком общем виде назван­ные компоненты присущи любому виду деятельности.

В таком случае в чем же специфика деятельности педа­гогической?

Во-первых , в целевой установке, общественной значи­мости педагогической деятельности, в ходе которой в зна­чительной мере осуществляется социальная преемствен­ность поколений, включение подрастающего поколения в существующую систему социальных связей, реализующую природные возможности человека в овладении определен­ным социальным опытом.

Во-вторых , в предмете педагогической деятельности, под которым, согласно И.А. Зимней, понимается организация педагогом учебной, внеклассной или внешкольной дея­тельности обучающихся, воспитанников, направленной на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия их личностного становления и разви­тия. В ходе педагогической деятельности осуществляется взаимодействие между человеком, овладевшим общей и профессиональной культурой (педагог), и человеком с его уникальной совокупностью индивидуальных качеств, ов­ладевающим ею (обучающийся, воспитанник).

Такая специфика предмета педагогической деятельно­сти усложняет его сущность, поскольку воспитанник - такой объект, который уже является продуктом воздей­ствия целого ряда факторов (семья, друзья, средства мас­совой информации и пр.).

Многие из этих факторов (например, средства массовой информации) действуют стихийно, многопланово, в раз­личных направлениях. И самый важный из них, обладаю­щий наибольшей убедительностью, наглядностью, - это реальная жизнь во всех ее проявлениях. Педагогическая деятельность и предполагает корректировку всех этих воз­действий, исходящих как от общества, так и от личности самого воспитанника.

В-третьих , в педагогических средствах, выступающих составной частью учебно-воспитательного процесса и обес­печивающих его функционирование и достижение постав­ленных целей. Педагогические средства, с одной сторо­ны, представляют собой материальные объекты и пред­меты духовной культуры, предназначенные для организа­ции и осуществления педагогического процесса (рисунки, фото-, кино- и видеоматериалы, технические средства и пр.). С другой стороны, педагогическим средством являет­ся разнообразная деятельность, в которую включаются вос­питанники: труд, игра, учение, общение, познание.

В педагогической деятельности, как и в других видах деятельности, различают ее субъект и объект (предмет). Однако учащийся или воспитанник выступает в этой дея­тельности не только объектом, но и субъектом, поскольку педагогический процесс лишь тогда будет продуктив­ным, когда он заключает в себе элементы его самовоспитания и самообучения. Более того, процесс обучения и воспитания преобразует не только учащегося, но и педа­гога, воздействуя на него как на личность, развивая в нем одни качества личности и подавляя другие. Педагогика - чисто человеческая форма деятельности, рожденная по­требностями общественной жизни, потребностями разви­тия человеческой культуры, которая может быть сохране­на и развита, если общество сумеет передать ее новым поколениям. Педагогический процесс в этом плане - не­пременное условие существования человеческой истории, ее поступательного развития, без которого материальная и духовная культура не могла бы ни существовать, ни быть использованной.

Цель педагогического процесса определяет не только его организацию, но и методы обучения и воспитания, всю систему отношений в нем. Изменения исторических форм педагогической деятельности в конечном итоге обус­ловливаются потребностями общества в определенных ти­пах человеческой личности, что диктует цели и задачи вос­питания, его методы и средства, направляет деятельность учителя, хотя внешне может показаться, что учитель сам выбирает, чему он будет учить и как. Специфичен и ре­зультат педагогического деятельности - человек, овладев­ший определенной суммой общественной культуры. Одна­ко если в материальном производстве, которое направлено на природу, с получением продукта труда процесс этим и завершается, то продукт педагогической деятельности - че­ловек - способен к дальнейшему саморазвитию, и воздей­ствие педагога на этого человека не угасает, а иногда про­должает влиять на него всю жизнь. Важнейшей особен­ностью педагогической деятельности является то, что она с начала и до конца является процессом межличностного взаимодействия людей, следовательно, закономерно со­держит в себе нравственные начала.

Деятельность педагога всегда высоко ценилась в обще­стве. Важность выполняемого им дела, авторитет всегда определяли почтительное отношение к учительской про­фессии. Еще древнегреческий философ Платон говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, - граждане будут толь­ко несколько хуже одеты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей. Жив­ший в XVII веке великий славянский педагог Ян Амос Коменский, который по праву считается основоположни­ком научной педагогики, писал, что учителям «вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем». Он утверждал, что учителя - это ро­дители духовного развития учащихся; ближайшей заботой учителей является увлечение учеников благим примером.

Особо следует сказать о специфике педагогической дея­тельности учителя сельской школы. В настоящее время сельская школа является чаще всего единственным интел­лектуально-культурным центром села, и поэтому в пря­мой зависимости от ее деятельности находится решение многих вопросов сельской жизни. В этих условиях стру­ктурно-содержательная реструктуризация деятельности сельской школы необходима как для устойчивого разви­тия системы образования, так и для реформирования аг­рарного сектора страны.

Общеобразовательные учреждения, расположенные в сельской местности, составляют 69,8% (45 тысяч) от чис­ленности всех общеобразовательных учреждений России, в них обучается 30,6% (5,9 млн. человек) учащихся и ра­ботает 40,7% учителей (685 тыс. человек); на долю на­чальных общеобразовательных учреждений приходится 31%, общеобразовательных учреждений основного общего об­разования - 25%, общеобразовательных учреждений сред­него (полного) общего образования - 44 %.

При этом усиливается тенденция сокращения числен­ности общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности. За последние десять лет их количе­ство сократилось примерно на две тысячи.

Согласно Закону «Об образовании» (ст. 19) стандарт об­разования должен выдерживаться как для сельских, так и для городских школ. В то же время содержание и организация учебно-воспитательного процесса в сельской школе в значительной степени определяются комплексом объек­тивных и субъективных факторов, обусловливающих спе­цифику ее функционирования и перспектив развития спе­цифику профессиональной деятельности сельского учителя.

К объективным факторам, способствующим повыше­нию эффективности учебно-воспитательного процесса в сельской школе, относится прежде всего сельскохозяй­ственное окружение и близость к природе, которые созда­ют благоприятные условия для связи обучения и воспита­ния учащихся с конкретными видами сельскохозяйствен­ного производства и жизнью сельских тружеников. Непос­редственное общение сельских школьников с природой служит важным средством приобретения ими более осоз­нанных естественнонаучных знаний, формирования у них экологической культуры, бережного отношения к окружа­ющему миру. Наличие в сельской местности личных под­собных хозяйств, приусадебных участков, а также учебно-опытных участков при школах способствует предупрежде­нию трудовой инфантильности. С малых лет сельские дети вовлекаются, как правило, в посильную трудовую деятель­ность в семье и школе, что способствует их физическому развитию и двигательной активности.

Специфика сельской школы определяется не только сово­купностью объективных факторов, которые предоставляют лишь потенциальные возможности улучшения учебно-воспитательной работы с сельскими школьниками и успеш­ное осуществление которых во многом зависит от разумного использования их в конкретных условиях.

Данная специфика определяется также и преимуще­ствами осуществления педагогической деятельности на селе, а именно:

♦ более характерным, заметным проявлением лучших тра­диций народной педагогики, некогда стройной системы воспитания сельского жителя; (в городах, особенно круп­ных, такие традиции практически не используются в силу смешанного национального состава жителей, отрыва от исторических корней);

♦ достаточно четким представлением учителей о детях, ус­ловиях их жизни и быта, отношениях в семье, среди сверстников и т.п.;

♦ близостью к традициям, большей, чем в городе, силой общественного мнения, авторитетом педагогов, осо­бенно тех, кто работает на селе многие годы и воспи­тал не одно поколение сельских жителей; принадлежностью большинства родителей к одному трудовому коллективу, их проживанием на территории небольшого поселка, села, деревни, постоянным об­щением с коллегами вне школы;

♦ оптимальными условиями для подготовки учащихся к жизни на селе, сельскохозяйственному производству, проявления самостоятельности детей в решении хозяй­ственных и жизненных проблем (рис 5).

Исторически сложившиеся особенности сельского рас­селения, огромные пространственные контрасты, соци­ально-экономические различия регионов России опреде­лили такую особенность сельской школы, как ее мало­численность (5604 школы с количеством обучающихся до 10 человек), что создает проблемы, требующие незамед­лительного и кардинального решения.

К данным проблемам относятся следующие.

1. Устаревшая материально-техническая база . В настоя­щее время более 15 тыс. сельских школ требуют капи­тального ремонта, около трех тысяч находятся в ава­рийном состоянии.

2. Слабое кадровое и финансовое обеспечение . Недостаточ­ная укомплектованность общеобразовательных учреж­дений, расположенных в сельской местности, кадра­ми, недостаточный уровень квалификации учителей (высшее профессиональное образование имеют 70% учителей, среднее профессиональное"- 23,2%) снижа­ют качество образования. Сокращение объема и источ­ников финансирования сельской школы ведет к даль­нейшему ухудшению материально-технической базы, качества образования, при этом удельные затраты бюд­жета на одного обучающегося в сельских общеобразо­вательных учреждениях остаются более высокими, чем затраты на одного обучающегося в городских общеоб­разовательных учреждениях.

3. Отсутствие или недостаточное развитие современных коммуникаций и транспортных средств для подвоза обучающихся к школе негативно влияет на организа­цию образовательного процесса.

4. Низкое качество образования. Сельские дети имеют из­начально неравные возможности в получении образо­вания по сравнению с городскими, неравный доступ к различным образовательным услугам. Общеобразова­тельные учреждения, расположенные в сельской мест­ности, не могут дать обучающимся качественное обра­зование, что снижает конкурентоспособность сельских школьников при поступлении в образовательные уч­реждения среднего профессионального и высшего профессионального образования.

5. Малокомплектность и малочисленность большинства сель­ских школ. В большинстве из них нет параллельных клас­сов, а во многих начальных школах существуют классы-комплекты. Поскольку в соответствии с Законом Рос­сийской Федерации «О социальном развитии села» на селе начальные школы могут открываться даже при на­личии одного ученика, количество таких школ по стра­не весьма значительно. В отличие от городских школ, микрорайон обслуживания сельской школой намного обширнее, для средних школ он может составлять де­сятки квадратных километров. Все это требует от педа­гогических коллективов дополнительных и подчас весь­ма значительных затрат сил и времени для обеспечения своевременного посещения детьми учебных и внеуроч­ных занятий. Это касается, прежде всего, организации ре­гулярного подвоза школьников к образовательному уч­реждению, а при наличии интерната - установления и поддержания в нем условий жизни, сводящих к мини­муму негативное влияние отрыва детей от семьи, осу­ществления мер педагогического воздействия на школь­ников в период их пребывания вне школы.

6. Обучение в сельских школах позволяет реально осу­ществлять индивидуальный подход к ученику. В то же время в малочисленном классе зачастую отмечаются по­вышенное чувство тревожности, психологические, эмо­циональные, а иногда и интеллектуальные перегрузки уча­щихся, что связано с постоянным контролем и оцен­кой их знаний.

7. К проблемам малочисленной сельской школы можно отнести также отсутствие особой эмоциональной пси­хологической атмосферы, свойственной учебной работе боль­шого коллектива учеников. В таких школах зачастую огра­ниченно деловое, информационное и эмоциональное общение детей, практически отсутствует состязательность учеников в овладении знаниями. Трудности возникают так­же с формированием коллективистских нравственных ка­честв личности учащихся, организаторских, коммуника­тивных способностей, нередко отсутствуют лидеры.

8. Особые условия функционирования сельской школы связаны не только с малым числом учащихся, но и со спецификой педагогической деятельности сельского учителя.

Прежде всего, необходимо отметить существенные раз­личия в содержании и характере учебных поручений сель­ских и городских учителей. В городских школах с не­сколькими параллельными классами вся учебная на­грузка учителя, как правило, состоит из учебных заня­тий по одному предмету; учителей, преподающих 2-3 предмета, там единицы. В то же время более половины учителей малокомплектных сельских школ, кроме сво­ей специальности, ведут занятия по нескольким дру­гим дисциплинам, по которым зачастую не имеют спе­циальной подготовки. Большинство учителей сельских школ имеют учебную нагрузку, намного превышающую установленные нормы. Больших затрат времени требует от сельского педагога подготовка к занятиям в вечер­них (сменных) общеобразовательных учреждениях, которые в условиях сельской местности обычно функ­ционируют на базе дневных школ. Конечно, преподавание учителем нескольких предме­тов имеет и некоторые положительные моменты. В ча­стности, это позволяет шире использовать межпред­метные связи, внедрять интегративные курсы, обеспе­чивать более целенаправленное влияние на развитие личности школьника. С другой стороны, нельзя не ви­деть многих отрицательных последствий многопредметности. Вот некоторые из них:

♦ дефицит педагогических кадров приводит к тому, что в ряде случаев учителя ведут предметы не по своей специальности;

♦ вследствие многопредметности в течение учебного года учитель работает с одним классом последова­тельно на нескольких уроках, что в случае не сло­жившихся взаимоотношений между учителем и уча­щимися может привести к педагогическому кон­фликту. Преподавание учителем нескольких пред­метов ведет порой к искаженному представлению о способностях и возможностях ученика к обучению, что необоснованно переносится с одного предмета на другой, при этом зачастую формируется отрица­тельное представление о ребенке;

♦ как правило, сельские школы, в которых работает боль­шинство учителей-многопредметников, расположены в отдаленных населенных пунктах, сообщение с кото­рыми затруднено. В результате учителя находятся прак­тически в вынужденной изоляции, что мало способ­ствует росту их профессионализма.

9. В условиях сельской школы значительно сложнее об­стоят дела с повышением квалификации учителей, обме­ном опытом учебно-воспитательной работы. Учитель­ские коллективы - сельских школ в среднем насчитыва­ют 12-15 человек (городские 35-40). Поскольку в таких школах, как правило, учителя-предметники представ­лены в единственном числе, то организовать внутришкольные методические объединения невозможно.

В силу этого повышается роль самообразования в фор­мировании педагогического профессионализма сельс­кого учителя. Однако сельским педагогам сложнее под­держивать связь с различными методическими служба­ми, библиотеками. Данные различных обследований по­казывают, что у сельских учителей значительно больше времени уходит на организацию внеклассной работы и классное руководство. Недостаточное количество вне­школьных детских учреждений на селе приводит к тому, что вся внеучебная деятельность учащихся проводится под руководством и силами самих учителей.

Исключительно велика роль сельского педагога в куль­турной жизни села. Именно сельское учительство пред­ставляет собой основную часть сельской интеллигенции, главную культурную силу деревни. Большой удельный вес учителей среди сельской интеллигенции и более низкий образовательный уровень жителей села обусловливают и специфические особенности культурно-просветительной и воспитательной работы сельского учительства среди на­селения. Учителей на селе можно встретить среди депута­тов органов местного самоуправления, они часто выдви­гаются в исполнительные органы власти, выступают орга­низаторами культурно-массовых мероприятий.

Для решения перечисленных проблем нужен комплексный подход, в котором необходимо учесть особый социально-культурный статус сельской школы, национальные и демог­рафические особенности российских регионов, накопленный позитивный опыт и традиции сельского образования.

Таким образом, по своему составу, условиям жизни и работы сельское учительство значительно отличается от учителей городских школ, что необходимо учитывать бу­дущим педагогам в процессе общепедагогической подго­товки в стенах высших и средних педагогических учебных заведений.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!