Альберт шпеер - воспоминания. «Добрый нацист» Альберт Шпеер

Альберт Шпеер - придворный архитектор адольфа гитлера.

У многих королей и царей средневековья были придворные архитекторы, строившие дворцы по вкусу своих хозяев. От них ничем не отличаются и диктаторы ХХ ст. - Гитлер, Сталин, Саддам Хусейн и другие, которые также имели "карманных зодчих". На вершине "архитектурного гигантизма" возвышается фигура Альберта Шпеера, работавшего под мудрым руководством Гитлера. Так вышло, что Шпеер малоизвестен в широких кругах современного зодчества.

Этот архитектор не производил впечатления делового человека. Адъютанты фюрера за глаза называли Шпеера «несчастной любовью шефа». Как творческий человек, с которым Гитлер любил обсуждать свои юношеские архитектурные фантазии, Шпеер получил от фюрера право входить в его кабинет без доклада. Он всячески подчеркивал свой образ "нестяжательного гения", которого интересуют только рисунки и барельефы. Гитлер на это «купился» и попал под влияние незаурядного авантюриста. В детстве Альберт не проявлял особых склонностей к творчеству. Лучшие оценки он имел по весьма точному предмету - математике, и намеревался посвятить себя именно этой науке. Пойти в архитекторы Шпеера заставил отец - владелец крупной в Германии строительной компании. После защиты диплома Альберт открыл собственное проектное депо и заручился папиным обещанием передать ему десяток-второй обеспеченных клиентов. Однако последние не спешили сотрудничать с новичком.

В течение нескольких лет Шпеер жил на скудные доходы от перепланировки квартир. Затем его и еще нескольких однокашников пригласили в Афганистан в качестве придворных архитекторов Амануллы II. Султан-реформатор хотел превратить свое королевство в прекраснейшую и богатую страну Азии. Проект султанского дворца в стиле «1001 ночи» высотой 202 м, который Шпеер разработал еще на втором курсе, ввергнул азиата в языческий трепет. Но Шпееру так и не удалось поехать в Афганистан и заработать большие деньги. Случилось непредвиденное: Амануллу сбросили с трона младшие братья. Честолюбивые планы 24-летнего архитектора рухнули. Шпеер остался работать в художественной Академии простым ассистентом кафедры.

Студенты быстро обнаружили слабое место преподавателя в скучные лекции можно сорвать, вызвав Шпеера на спор о судьбах немецкой нации. Студенты-нацисты, вооруженные аргументами в стиле Геббельса, в дискуссиях разбивали преподавателя в пух и прах. В результате будущему архитектору пришлось отойти от активной деятельности в Академии и стать постоянным участником нацистских митингов, а спустя пару месяцев и членом НСДАП. Партия назначила его председателем автоклуба.

В то время Шпеер получил свой первый заказ перепланировать бесплатно виллу, где заседали нацисты. А через год близкий друг Шпеера Карл Хенке поручил ему перестроить здание берлинского горкома НСДАП. И вот с этого момента Альберт уже не сидел без работы: занимался не только архитектурой, но и разработкой стиля проведения нацистских митингов и собраний. Кстати, жутковатая эстетика третьего рейха была рождена фантазией именно молодого Шпеера.

Однажды за Альбертом пришли трое адъютантов из личной охраны фюрера и погрузили в просторный «Мерседес» растерянного зодчего. Оказалось, что накануне фюрер назвал здание рейхсканцелярии, которое являлось его штаб-квартирой, «конторой мыловаренного завода». Рихард Троост, личный архитектор Гитлера, оказался в опале, и помощник фюрера Гесс порекомендовал Гитлеру зодчего, которого считал своим человеком.

Пока Шпеер вел работы по перестройке рейхсканцелярии, Гитлер неоднократно заезжал к нему на стройплощадку. Забывая о госделах, фюрер часами бродил по будущим залам своей резиденции в компании моложавого архитектора и высказывал ему свои замечания. Заметим, что Шпеер быстро разобрался в архитектурных предпочтениях Гитлера. Диктатору Германии, как и Сталину, нравились помпезность и пышность. Когда же работа была завершена, то Гитлер пригласил Шпеера пообедать в узком кругу своих друзей. Чтобы архитектор не чувствовал себя неловко в компании нацистов, Гитлер одолжил ему на время свой пиджак. Во время обеда один из присутствующих удивился: «Мой фюрер, на господине архитекторе Ваш пиджак» На что диктатор ласкаво ответил: «Так ведь и зодчий тоже мой».

Плодовитый архитектор

Со временем Шпеер приобрел не только известность, но и стал очень близким человеком к Гитлеру. Фюрер делился своими мыслями об изменении архитектурного облика центра Берлина и просил Шпеера учесть его замечания. В папке, предоставленной вождем нацистов, архитектор обнаружил десятки эскизов уродливых зданий, скульптур и триумфальных арок. Гитлер задумал «разрезать» Берлин на две части с самым широким в мире проспектом и самыми большими в мире админзданиями. В самом центре улицы должен был возвышаться увенчанный стеклянным куполом Дом собраний нации высотой 400 м. А над ним парить 50-метровый германский орел, сжимающий в руках позолоченный земной шар. Шпеер посчитал в общих чертах стоимость проекта: вышло около 40 млрд. марок (!). Он дал указание своим сотрудникам бросить все работы и начать готовить этот проект, который должен появиться на Великолепной улице. Так обозначил ее Гитлер. На горизонте замаячил огромнейший куш, который мог бы получить Шпеер от Гитлера как «финансовый подарок».

Конечно, бюджет рейха не мог выдержать такого строительства. Архитектор внес несколько предложений по финансированию. В частности, он рекомендовал Гитлеру разбросать расходы по министерствам и ведомствам, которые впоследствии выкупят здания на Великолепной улице, а также начать продажу крупным концернам будущих главных офисов. Кроме того, фюрера восхитила идея архитектора строить здание из сверхпрочных материалов "на века". Идея придворного архитектора имела под собой благодатную почву. Например, вождь «трудового фронта» Роберт Лей пытался даже оплатить полную стоимость квартала, спроектированного в 30 м от Дома собраний, чтобы разместить там Дом моды своей жены.

В первые же месяцы работы Фонда поступило 400 млн. марок, а уже к началу 1939 г. более 1,2 млрд. марок. Шпеер и Гитлер незадолго до начала Второй мировой войны заложили несколько десятков символических «первых кирпичей». Альберт полагал, что реализация проекта завершится не раньше 70-80 гг. XX ст., хотя Гитлер требовал от зодчего построить квартал к 1952 г.

Когда началась война, Шпеер выступил с инициативой заморозить реконструкцию Берлина и передать собранные средства в Фонд обороны. Гитлер на это не согласился.

Шпеер выдумывал все что угодно, лишь бы не строить. Он утверждал, что огромнейший купол над зданием Дом собраний станет прекрасным ориентиром для английских бомбардировщиков. В декабре 1941 г. после поражения вермахта под Москвой, Шпееру все-таки удалось свернуть строительство.

Что фашистские что коммунистические правительства в первой половине ХХ века создавали монументальную архитектуру в основном для запугивания своего народа и демонстрации преимуществ режима.

Монументальность архитектуры фашистской Германии в первую очередь стремилась подчеркнуть всю мощь арийской расы.


О каком-то особом стиле говорить не приходится, т.к. большинство идей Альбертом Шпеером было заимствовано у Римской империи.



Планы реконструкции Берлина позволяют предположить, что он виделся Гитлеру именно "столицей мира", не больше не меньше.






Большинство из огромных проектов были прерваны с началом войны в 1939 году и страна обратила внимание на более насущные вопросы. Некоторые постройки, правда, были завершены. В их числе и олимпийский стадион на 110 тысяч мест. Германия получила летние Олимпийские игры 1936 в 1931 году, всего за пять лет до их начала, и как только Гитлер пришел к власти, он был полон решимости использовать мероприятие для пропагандистских целей.



Проект Нюрнбергского стадиона рассчитывался на 400 тысяч и если бы он был достроен, то оставался бы самым большим в мире до сих пор.

Берлинский олимпийский стадион пережил войну относительно невредимым и частично был использован в качестве штаб-квартиры британской оккупационных сил. Стадион был в свое время рассмотрен в качестве кандидата на снос, но в конечном итоге был полностью отремонтирован и задействован на финале Кубка мира в 2006 году.

Здание рейхсканцелярии было построено в 1938 году всего за девять месяцев, а гитлер получил там личный 400-метровый кабинет.



Невероятно длинные, богато украшенные коридоры были разработаны, чтобы "грузить" иностранных деятелей и политиков, когда они шли к Гитлеру. Шпееру было сказано, что расходы - несущественны и 4000 негастарбайтеров, работавших в круглосуточно, сваяли этот шедевр окончательной стоимостью в девяносто миллионов рейхсмарок, что эквивалентно болле миллиарда долларов в современной валюте


Под зданием был тот самый бункер, где Адольф встретил свои последние дни (или не встретил, но это уже другая история).

Штаб-квартира люфтваффе Германа Геринга долгое время была самым большим офисным зданием мира.


Во время "холодной войны", здание было использовано правительством Восточной Германии, а сегодня там находится минфин Германии. Надо отметить, что социалистические картинки в его интерьерах смотрятся очень естественно.

Zeppelinfield Арена была одной из первых Шпеерских проектов для партии, построенных в 1934 году и была сделана наподобие Алтаря Пергамона. Использовалась она для огромных нацистских митингов и церемоний, способных вовлечь в действо 240 000 человек.





Нюрнбергский Kongresshalle, хоть он не был завершен, является крупнейшим сохранившимся монументальным зданием из нацистского периода. Он был разработан Францем Людвигом Руффом и должен было быть вмещать 50 000 мест.

Остров Рюген задумывался как нацистский курорт, но не успели, не успели...

По плану он мог принять более 20 000 отдыхающих одновременно.

На международной выставке 1937 года павильоны советский и нацистский располагались напротив друг друга...
На лекции по истории советской архитектуры нам рассказывали, как за день до открытия выставки Альберт Шпеер "совершенно случайно" проник в советский павильон, на тот момент еще не увенчанный статуей рабочего и колхозницы, "случайно" нашел там чертежи и специально донес Гитлеру. После чего во время открытия выставки, ввиду нарочито-ироничного расположения германского и павильона СССР друг напротив друга, Шпеер позиционировал мощь имерского монуметализма третьего рейха как символическое противостояние на пути "устремленной ввысь" патриотической статуе Мухиной. Как известно, главный фасад немецеого павильона, обращенный к марсову полю был образован пилястрами, значащими римскую цифру 3 (Третий Рейх) и увенчан орлом.

О миллиардах марок забыли

После того как удалось убедить Гитлера в целесообразности заморозить проект, Шпееру оставалось одно: грамотно пристроить уже полученные 1,5 млрд. марок. Этому способствовало и новое назначение архитектора. По совместительству он стал министром вооружения. Вместе с Герингом он провернули одно хорошенькое дельце: ликвидировали Фонд строительства квартала, а деньги поделили между собой. При этом Гитлеру ничего не досталось: ему просто не сообщили о том, что Фонд канул в Лету.

В 1941-45 гг. Шпеер не занимался зодчеством. После завершения Второй мировой войны придворного архитектора Гитлера осудили на 21 год. После выхода из тюрьмы зодчий писал мемуары, получая неплохую добавку к своей скромной пенсии.

Д аже став известным архитектором, Шпеер-младший оставался сыном «того самого» Шпеера. Когда совпали не только имена, но и профессии, сравнений с родителем не избежать. К тому же, и дед, и прадед в семье Шпеер также были архитекторами - такая вот преемственность поколений.

Однако кажется, Шпеер выбрал профессию архитектора не по семейной традиции, а, скорее, вопреки ей, в абсолютной уверенности, что это - то, чем он хочет заниматься всю жизнь. И понимая, что одним из главных испытаний станут бесконечные сравнения с отцом.

После Нюрнбергского процесса Шпеер-старший попал в тюрьму Шпандау. Оттуда он писал , что сын Альберт хотел стать архитектором еще в школе. Так и произошло.

Когда в 60-х молодой Шпеер открыл архитектурное бюро во Франкфурте, его отец все еще сидел в тюрьме. Компания занимала квартиру, и чтобы убедить иностранных партнеров, приходилось звать друзей и изображать большой офис.

Шпеер придумал себе подпись - такую, которая сильно отличается от подписи отца. От старшего Шпеера он никогда не отрекался, говоря, что он военный преступник, но все-таки отец.

В 70-х бюро Шпеера-сынв стало международным - он работает в странах Африки и Азии, проектирует в родном Франкфурте-Майне. Казахстан, Непал, Ливия, Китай, Ганновер, Мюнхен, Франкфурт… Один из последних проектов - объекты к чемпионату мира в Катаре.

Как повлияла жизнь отца на сына - сказать трудно. Но их архитектурная судьба была разной. Снос зданий, чтобы построить новый Берлин, бараки для рабочих, перестройка стадиона Цеппелинфельд - у Шпеера-отца. Экологичные города, много «воздуха» - у сына.

Был ли виноват Шпеер-отец в преступлениях нацистской Германии? Тут мнения историков расходятся. Не знать о них он не мог, однако и биограф Шпеера, и многие другие считают, что во всем виновато слепое доверие Гитлеру и загруженность работой. Он не был ни политиком, ни военным. Однако именно Шпеера Гитлер назначил министром вооружений - и именно это сыграло далеко не в его пользу на Нюрнбергском процессе.

По воспоминаниям, на суде он молчал, не прося ни о помиловании, ни о казни. Его приговорили к двадцати годам тюрьмы - из Шпандау он вышел только в 1966 году. Все прошения о помиловании, которые подавала семья, были отклонены.

В тюрьме личный архитектор Гитлера писал книгу воспоминаний, где представлял себя интеллектуалом, который не хотел знать о преступном режиме и просто исполнял свой долг. В 1981 году Шпеера-старшего не стало.

Спустя 36 лет умер и его сын, который даже после смерти на 83-м году остался «младшим». Это, впрочем, никак не умаляет его талант.

"Если бы у Гитлера могли быть друзья,

я стал бы его другом. Я обязан ему восторгами и славой

моей юности, равно как ужасом и виной позднейших лет".

Альберт Шпеер, Нюрнберг

Альберт Шпеер, 19 марта 1905, Мангейм - 1 сентября 1981, Лондон

Личному архитектору Гитлера, ему - одному из немногих в мире, - выпала возможность реализовать свои идеи на десятки лет вперед. В фюрере Шпеер, по его собственным словам, встретил своего Мефистофеля, покоряющего не менее, чем гетевский.

Ему было всего двадцать восемь, когда фюрер издал указ, согласно которому Шпееру предоставлялись неограниченные полномочия. В его распоряжении - любые денежные средства, он не подчиняется никакому ведомству; здание академии искусств на Паризерплац освобождено под его нужды.

Возможность создавать проекты и воплощать их в жизнь потрясала.

Когда при проекте стадиона на 400 тыс. человек Шпеер обратил внимание Гитлера на то, что гигантская арена не соответствует предписанным олимпийскими требованиями размерам, фюрер, не меняя интонации, словно речь шла о чем-то вполне естественном и не заслуживающим обсуждения, сказал: "Не играет роли. Следующие Олимпийские игры пройдут в Токио. Но уж после этого они во все времена будут проходить только в Германии, на этом стадионе. И тогда мы будем решать, каких размеров должна быть спортивная арена".

Для нацистских собраний Шпеер создавал своего рода монументальные декорации с обилием флагштоков и особыми световым
и эффектами. Один из проектов был, возможно, первым произведением световой архитектуры. 130 зенитных прожекторов создавали колон ны света, на высоте шести-восьми километров сливающиеся в сияющий небосвод. Английский посол заметил, что "одновременно и торжественно, и красиво, словно находишься внутри ледяного собора".

Шпеер был настоящий трудоголик: проектировал государственные учреждения, стадионы, дворцы, монументы, занимался реконструкцией Берлина.

При некоторой плакатности, все проекты - общей, ясно сформулированной стилистики. Усиленный классицизм со сверхразмерами и сверхмасштабностью.

Один колосс против другого - такое впечатление создавалось на Всемирной парижской выставке1937 года, где коварство французской администрации проявилось в умышленном размещении площадок немецкого и русского павильонов точно друг против друга. "По чистому случаю, заблудившись, я попал в помещение, где увидел сохраняющийся в тайне проект советского павильона , - пишет Шпеер. - С высокого цоколя прямо на немецкий павильон триумфально надвигалась десятиметровая скульптурная группа. Я бы стро сделал новый набросок нашего павильона в виде массивнейшего куба, расчлененного на тяжелые прямоугольные колонны, о которые, казалось, должен был разбиться вражеский порыв. За это сооружение я получил золотую медаль, но мой советский коллега - тоже ".

Когда Шпеер согласился построить новую рейхканцелярию за год, он знал, что пускается в авантюру. Чтоб уложиться в срок, о н руководил этой постройкой поистине имперского размаха в несколько рабочих смен, местами выполняя строительство по черновым наброскам. Через девять месяцев Гитлер приехал из Мюнхена за несколько дней до назначенной даты, ожидая застать обычную суету - поспешну ю уборку, мытье стекол, вывоз мусора. Вместо этого он смог пройти по убранным коврами помещениям и сразу же сесть за стол в своем 4 0 0-метровом кабинете.

Чтоб попасть в зал приемов, делегаты должны были проделать более чем двухсотметровый путь по парадной анфиладе с мраморным полом. "Это как раз то, что нужно" - сказал Гитлер. - "Эти уже от пути от входа кое-что почувствуют от силы и величия Германского Рейха! Пусть они, как и подобает дипломатам, движутся по скользкому полу".

Талант организатора, серьезное отношение к работе и нешаблонные решения Шпеера видимо запомнились Гитлеру, поск ольку четырьмя годами позднее архитектор неожиданно для себя был назначен министром вооружения. Не подлежит сомнению проницательность Гитлера. Потому что этот, казалось бы, непрофессионал, случайный человек своими импровизационными методами, организацией серийного производства, сокращением бюрократии произвел значительный рывок военной промышленности.

Он не был политиком и военным, и рассматривал свой новый пост как вынужденную меру, своего рода воинскую повинность. Но, по мнению специалистов, Шпеер как исключительный организатор поддерживал высокий уровень военного производства даже в тяжелых экономических условиях, позволив Германии продержаться дольше как минимум на год. Некоторое время он считался вторым наиболее значимым человеком в Третьем Рейхе.

Общепризнано, что он был наиболее способным и порядочным человеком из окружения фюрера. В конце войны он открыто саботировал нероновские приказы Гитлера об уничтожении городов и инфраструктуры и был осведомлен о заговоре против фюрера.

После войны Шпеер был обвинен в использовании рабского труда и арестован в числе других сотоварищей по партии. Шпеер утверждал, что ничего не знал о геноциде евреев до самого конца войны. Неизвестно, в какой мере он был искренен.

В одном из 100 неизданных писем Шпеера, выставленных на продажу в Лондоне аукционным домом Bonham"s, есть такие строчки: "Не может быть никаких сомнений. Я был против, когда 6 октября 1943 года Гиммлер объявил о том, что будут убиты все евреи". Чтоб быть против плана, прежде всего, нужно о нем знать.

Но его поведение во время Нюрнбергского процесса внушает уважение. Он не старался уйти от ответов или как-то оправдать себя. Без громких фраз был единственным, кто признал свои ошибки, сказав, что нижестоящие инстанции обязаны исполнять поступающие сверху приказы; но даже в этом случае это не избавляет их от ответственности.

Следующие 20 лет он провел в тюрьме Шпандау. Он не стал обращаться к странам-победительницам с просьбой о пересмотре приговора. "Любое наказание все равно казалось мне ничтожно малым по сравнению с теми бедами и горестями, которым мы были причиной" - написал он в своих мемуарах.

Каждый лидер имеет свои человеческие слабости. Если это влечение к мистике, то фаворитом может стать «чудотворец». А детские мечты босса о большом спорте приводят в «серые кардиналы» тренера по теннису. Адольф Гитлер на полях гимназических конспектов самозабвенно рисовал архитектурные эскизы. Когда он стал фюрером, архитектор Альберт Шпеер был вознесен на самый верх исключительно потому, что понимал вкусы вождя. Шпеер получил пост министра вооружений и полтора миллиарда марок.

На папином BMW – к успеху

Этот архитектор ни на кого в окружении Гитлера не производил впечатления делового человека. Адъютанты фюрера за глаза называли Шпеера «несчастной любовью шефа». Как творческий человек, с которым Гитлер мог обсуждать свои юношеские архитектурные фантазии, Шпеер получил право входить в кабинет фюрера без доклада. Он всячески подчеркивал свой образ «нестяжательного гения», которого интересуют только рисунки и барельефы. Гитлер на это купился и подпал под влияние незаурядного авантюриста. А между тем ему стоило бы навести справки о прошлом этой «творческой личности». В детстве Альберт не проявлял особых склонностей к творчеству. Лучшие оценки он имел по весьма точному предмету – математике и посвятить себя собирался именно этой науке. В архитекторы Шпеера заставил пойти отец, владелец крупной строительной компании. После защиты диплома Альберт открыл собственное проектное бюро и заручился папиным обещанием передать ему десяток-другой обеспеченных клиентов. Однако богатые клиенты не спешили передавать заказы новичку.

Альберт пару лет жил на крохотные доходы от перепланировки квартир. Затем его и еще несколько однокашников пригласили в Афганистан в качестве придворных архитекторов властителя Амануллы Второго. Султан-реформатор хотел превратить Афганистан в прекраснейшую страну Азии. Проект султанского дворца в стиле «1001 ночи» высотой 202 м, который Шпеер разработал еще на втором курсе, вверг азиата в языческий трепет. Но уехать в Афганистан Шпееру не удалось – Амануллу некстати сбросили с трона младшие братья. Честолюбивые планы 24-летнего архитектора рухнули. Шпеер остался работать в художественной академии простым ассистентом кафедры. Но ощущение близости к власти за время подготовки к работе на султана он успел полюбить. Его студенты быстро обнаружили слабое место преподавателя – скучную лекцию можно было сорвать, вызвав его на демагогический спор о судьбах немецкой нации. Студенты-нацисты, вооруженные аргументами в стиле Геббельса, в этих спорах разбивали вялого либерала Шпеера в пух и прах. В результате он стал постоянным участников нацистских митингов, а спустя пару месяцев и членом НСДАП.

Партия стремилась использовать каждого активиста с максимальной пользой. Альберта назначили председателем автоклуба – в берлинском пригороде Ванзее он был единственным автовладельцем. Отец подарил ему старенький BMW на 25-летие. После очередной партийной сходки одним из пассажиров Шпеера оказался розовощекий Карл Ханке, в недалеком будущем статс-секретарь Геббельса, а тогда председатель местного «обкома» НСДАП. В кресле BMW функционер ругал своего бессовестного зама, который за бешеные деньги арендовал под партийное бюро виллу с протекающими потолками. Дипломированный архитектор Шпеер вызвался в порядке партийной солидарности бесплатно перепланировать и обустроить виллу. Да к тому же согласился подписать откровенно завышенную смету. Пособничество чиновнику в мелком воровстве стало трамплином, который вознес архитектора в высшие эшелоны власти. Его новый друг Карл Ханке спустя два месяца, даже не успев обжить шикарное здание «обкома», был переведен в Берлин на должность обергауляйтера (вице-премьера городского правительства). Первым заданием, которое он получил от столичного гауляйтера, было найти талантливого архитектора – члена НСДАП, способного в кратчайшие сроки и без гонорара перестроить здание берлинского горкома.

Партийное строительство

С тех пор Шпеер ни дня не сидел без работы. Он занимался не только архитектурой, но и разработкой стиля нацистских митингов и собраний. Жутковатая эстетика Третьего рейха была рождена именно фантазией молодого Шпеера. Именно он, например, придумал проводить ежегодные собрания партийных лидеров по ночам при свете факелов – чтобы замаскировать животы функционеров, раздобревших на хлебных должностях.

Большую часть заказов архитектор получил благодаря Ханке, который продолжал стремительно взбираться по карьерной лестнице и тащил Шпеера за собой. Высшие чиновники рейха придавали огромное значение интерьеру своих жилищ и кабинетов. Ханке использовал Шпеера в качестве взятки: рекомендовал его нужным людям как отличного и недорогого специалиста. Всего за полгода Шпеер приобрел популярность среди нацистской номенклатуры. Он оформлял квартиры Геринга и Гесса, не говоря уже об их многочисленных подчиненных. Однажды за Альбертом пришли трое молчаливых адъютантов из личной охраны фюрера и погрузили растерянного архитектора в просторный Mercedes. Оказалось, что накануне фюрер назвал здание рейхсканцелярии, которое являлось его штаб-квартирой, «конторой мыловаренного завода». Статс-архитектор Рихард Троост попал в опалу. Личный помощник фюрера Гесс порекомендовал Гитлеру зодчего, которого считал своим человеком. Пока Шпеер вел работы по перестройке рейхсканцелярии, Гитлер неоднократно заезжал к нему на стройплощадку. Забывая о государственных делах, фюрер часами бродил по будущим залам своей резиденции в компании молодого архитектора. Если язвительному профессору Троосту он никогда не решался высказывать свои замечания, то в лице Шпеера он нашел приятного собеседника. Шпеер быстро разобрался в архитектурных предпочтениях Гитлера, благо в этом не было ничего сложного. Диктатору, вышедшему из бедной бюргерской семьи, нравились помпезность и пышность. Когда работа была завершена, Гитлер пригласил архитектора пообедать в узком кругу. Чтобы Шпееру не пришлось выйти к столу в рабочей одежде, фюрер предложил ему костюм из собственного гардероба. Во время обеда один из присутствующих удивился: «Мой фюрер, на господине архитекторе ваш пиджак?» Диктатор ласково ответил: «Так ведь господин архитектор тоже мой!»

Ремонт-шоу

Шпеер перенес свое бюро на Беренштрассе, поближе к штаб-квартире фюрера, и нанял два десятка бессемейных архитекторов, которые могли в случае необходимости работать круглосуточно. Теперь он обслуживал верхушку рейха, и срочность исполнения заказов значительно возросла.

Благодарностью новому протеже служило безграничное доверие фюрера в вопросах архитектуры. Однажды, когда их разговор о реконструкции центра Берлина затянулся глубоко за полночь, фюрер вдруг достал из сейфа какие-то бумаги. Он смущенно сообщил, что в них изложены его представления о том, как должен выглядеть центр столицы. Он… просто просит г-на Шпеера учесть его пожелания. В папке Шпеер обнаружил десятки эскизов гигантских уродливых зданий, скульптур и триумфальных арок. Проект без ложной скромности был озаглавлен «Die Schone Strasse» («Великолепная улица»). Гитлер придумал разрезать Берлин на две части самым широким в мире проспектом с самыми большими в мире административными зданиями. В самом центре на улице будет возвышаться увенчанный стеклянным куполом дом собраний нации высотой 400 м. Над ним еще будет парить 50-метровый германский орел, сжимающий в лапах позолоченный земной шар. Шпеер в общих чертах подсчитал стоимость этого проекта – вышло около 40 млрд марок. Он дал указание ошалевшим сотрудникам бросить все другие работы и начать готовить сметы по Великолепной улице. Отказ от строительства «мечты Гитлера» в лучшем случае означал концлагерь. Шпеер стал заложником собственного успеха.

Выгодный патриотизм

Такого строительства бюджет рейха выдержать не мог. Архитектор внес серию «рацпредложений» по финансированию проекта. В частности, он предложил Гитлеру разверстать расходы по строительству по бюджетам организаций и ведомств, которые впоследствии займут здания на Великолепной улице, а также заранее начать продажу крупным концернам их будущих головных офисов. Кроме того, фюрера восхитила идея архитектора строить здания из сверхпрочных материалов, чтобы даже спустя века их руины выглядели не менее живописно, чем развалины Древнего Рима. Эта затея имела и практический смысл: с концернов можно было снять более крупные взносы.

Едва информация о строительстве Великолепной улицы дошла до чиновников и менеджеров крупнейших предприятий, как маленькое бюро Шпеера стало напоминать высокосветский салон и переполненный трамвай одновременно. Представители политической и финансовой элиты наперегонки бросились к нему, чтобы успеть внести взнос за здание, находящееся как можно ближе к будущей резиденции Гитлера. Вождь «трудового фронта» Роберт Лей пытался оплатить полную стоимость целого квартала, спроектированного в 30 м от дома народных собраний, чтобы разместить в нем дом моды своей жены. В первые же месяцы в фонд Шпеера поступило 400 млн марок, а к началу сентября 1939 года – больше 1,2 млрд. Шпеер и Гитлер торжественно заложили несколько десятков символических «первых кирпичей». Никто из инвесторов не сомневался в надежности своих вложений. Возможный форс-мажор в виде приближающейся войны никем всерьез не воспринимался: она казалась чем-то смешным и легким – вроде недавнего аншлюса Австрии, армия которой даже не решилась сопротивляться вермахту. Зато Альберт Шпеер осознавал, что в лучшем случае реализация проекта завершится не раньше, чем большая часть инвесторов покинут этот мир: в 70-80-х годах ХХ века. Практически все начальные взносы к 1939 году были внесены в фонд, а ежегодные поступления обещали составить 200-250 млн марок. Архитектор наотрез отказался занять предложенное ему кресло заместителя министра пропаганды по вопросам архитектуры – доктор Геббельс был одним из самых крупных вкладчиков фонда и наверняка заинтересовался бы финансовыми потоками. Шпеер удовлетворился созданной под него должностью генерального инспектора по вопросам строительства и отчитывался исключительно перед фюрером. Гитлера интересовало только то, как будут выглядеть здания, которые он в юности мечтательно рисовал на бумаге. Финансовая сторона его мало заботила, и он довольствовался обещаниями Шпеера закончить работу в 1952 году.

Шпеер продолжал управлять строительством без надежды когда-либо его завершить. Он рассчитывал на то, что приближающаяся война будет достаточно жестокой и кровопролитной, чтобы убедить фюрера прекратить строительство. И тогда никто не попросит архитектора отчитаться за уже освоенные средства. В первые же дни войны с Советским Союзом Шпеер выступил с инициативой заморозить реконструкцию Берлина и «передать средства фонда на нужды обороны». Гитлер на это не согласился. Инвесторы через рейхсмаршала авиации Геринга также намекнули Шпееру, что не одобряют его «горячего патриотизма» и не хотят, чтобы их деньги исчезли где-то в России. Шпеер судорожно выдумывал все новые и новые причины, чтобы прекратить строительство. Он, например, утверждал, что купол дома народных собраний станет прекрасным ориентиром для английских бомбардировщиков. В ответ Геринг, в душу которого уже закрались определенные подозрения, просто заверил фюрера, что ни один вражеский самолет не проникнет в воздушное пространство над Берлином. Наконец в декабре 1941 года Шпееру удалось частично свернуть строительство. Он выступил с докладом о том, что неудачи вермахта под Москвой в первую очередь обусловлены слабостью военно-инженерных частей немецкой армии. Советские солдаты, утверждал он, отступая, взрывают за собой все транспортные узлы и магистрали. Шпеер напомнил Гитлеру о «печальном опыте Наполеона Бонапарта, которого русские заманили в глубь страны и там разбили». Гитлер немедленно распорядился сформировать военно-строительные отряды из 60 000 подведомственных Шпееру рабочих и отправить их в Россию чинить железные дороги и восстанавливать мосты. Шпеер по его собственной просьбе был назначен руководителем военно-инженерной службы в звании полковника. Ни Геринг, ни другие заинтересованные лица не смогли противодействовать этому. Архитектор улетел на Украину.

Молодой реформатор

Теперь Альберту Шпееру оставалось реализовать вторую часть своего плана – грамотно пристроить уже собранные на строительство 1,5 млрд марок. Этому способствовало его новое назначение. Гитлер пожаловал архитектору, вдруг ставшему активным сторонником увеличения военных расходов, пост министра вооружения. На эту должность претендовал сам Геринг, у которого был «под колпаком» прежний министр Фриц Тодт. Наблюдатели предсказывали войну между влиятельным министром авиации и высоко взлетевшим архитектором. Но Альберт Шпеер сумел предотвратить эту схватку. Он отправился на виллу Геринга, некогда им самим перестроенную и обставленную. Вначале Геринг просто не пускал его на порог, но Шпеер все же добился аудиенции. Более того, он смог убедить Геринга, что все это сиюминутный каприз Гитлера, что в экономике и уж тем более в вопросах вооружения он, Шпеер, ничего не понимает. Шпеер сыграл перед Герингом растерянного художника, который сам не знает, что делать на своем неожиданном посту. По другой версии, во время этого разговора Шпеер открыл Герингу истинное состояние дел фонда «Великолепной улицы» и предложил поделить 1,5 млрд марок на двоих, а остальным вкладчикам объявить, что деньги ушли на войну. Действительно, уже в конце 1942 года Шпеер при поддержке Геринга фонд ликвидировал. Гитлеру об этом даже не сообщили. Да ему уже было не до архитектурных прожектов: на Берлин сыпались английские бомбы, армия отступала, японцы не исполняли союзнических обязательств. Ликвидировав фонд, Шпеер укоротил языки концернам, являвшимся его вкладчиками. А заодно перехватил у Геринга кураторство над крупными военными концернами. Для этого ему пришлось сломать систему взаимоотношений «естественных монополий» с министерствами через так называемые круги друзей.

Подобные организации начали возникать вокруг рейхсфюреров, помощников и секретарей Гитлера, после того как вождь отказался напрямую общаться с концернами. Официально был зарегистрирован лишь «круг друзей рейхсфюрера СС Гиммлера», в который входили крупнейшие предприятия пищевой, химической и машиностроительной промышленностей. Ежегодно взносы «друзей» в ведомство составляли около 1 млн марок и являлись по сути платой за «крышу» СС. Экономического интереса для промышленников СС практически не представляла – исключение составляли только пищевики, которые через «круг друзей» лоббировали сбыт низкокачественной продукции для питания заключенных в подведомственных СС концлагерях. Да еще химический концерн Farbenindustrie, использовавший военнопленных из Освенцима для строительства нового завода. Свой «круг» был и у Геринга. Его министерство, как и министерство вооружений, «кормилось» при ассоциации немецких промышленников – самой влиятельной лоббистской структуры рейха, объединявшей военные предприятия. Объем военных заказов, как это было заведено у Геринга, зависел исключительно от суммы «отката». Небольшой сталелитейный завод, руководство которого хорошо заплатило Герингу, мог получить заказ, превышавший его производственные возможности. А гигантские заводы Mannesmann месяцами простаивали из-за несговорчивости их хозяина Вильяма Цагена. Такая система загоняла военную промышленность страны в гроб. Спустя три недели после назначения на министерскую должность Шпеер решил эту систему сломать. Карт-бланш на реформу он получил от самого фюрера. Шпеер созвал 50 крупных членов ассоциации немецких промышленников на совещание в рейхсканцелярию. Он предложил промышленникам новую схему, согласно которой за каждым предприятием закреплялся постоянный объем производства определенных типов военной продукции. Промышленники так обрадовались этой идее, освобождавшей их от необходимости постоянно торговаться с Герингом, что «забыли» поинтересоваться судьбой полутора миллиардов марок, вложенных в строительство центра Берлина. Дальнейшую судьбу этих денег так никто никогда и не узнал, хотя вопрос о них всплывал на Нюрнбергском процессе. После окончания Второй мировой войны Шпеер оказался там на скамье подсудимых. Он снова попытался разыграть образ аполитичного художника, рассказывая трибуналу о том, что в 1944 году собирался устроить покушение на Гитлера, так как тот не прекращал заведомо проигранную войну. Но это не помогло Шпееру: перед трибуналом выступили со свидетельскими показаниями обманутые вкладчики фонда «Великолепной улицы». Бывший министр вооружения и личный архитектор фюрера был осужден на 21 год заключения в тюрьме Шпандау. После освобождения он поселился в доме отца и до конца жизни писал мемуары. Публикуя отдельные их части, он получал неплохую прибавку к своей скромной пенсии. текст Павел Жаворонков

Государственный деятель Германии, архитектор, рейхсминистр вооружений и военной промышленности (1943-1945). № в НСДАП - 474 481.


Родился в Мангейме в семье архитектора Альберта Шпеера. В 1923 году по желанию отца начал изучать архитектуру в Карлсруэ. В 1924 году перевелся в Высшую техническую школу в Мюнхене. В 1925 году продолжил учебу в Берлине. В 1927 году окончил Высшее техническое училище в Берлине-Шарлоттенбурге, получив диплом архитектора. С 1928 года работал ассистентом в Берлинском университете.

Между двумя войнами

В 1930 году впервые услышал речь Гитлера, которая произвела на него неизгладимое впечатление.

Как владелец автомобиля, вступил в 1930 году в Национал-социалистический автомобильный корпус (нем. NSKK), организованный по военному образцу (иметь армию Германии после Первой мировой войны запрещалось). Сразу стал руководителем Ванзейской секции, так как и жил в Ванзее. Был единственным автовладельцем в этой секции, остальные только надеялись получить авто после переворота.

В январе 1931 года Шпеер вступил в НСДАП и СА. В Мангейме открыл собственное архитектурное бюро. В 1932 году получил первые партийные заказы на незначительную перестройку некоторых объектов НСДАП. В марте 1933 года по заданию Геббельса перестроил здание министерства пропаганды. Шпеер познакомился с Гитлером, который, обратив внимание на его организационный талант, назначил его техническим ассистентом своего любимого архитектора Пауля Людвига Трооста и поручил перестройку рейхсканцелярии. Шпеер очень быстро вошёл в ближний круг фюрера.

В 1933 году он участвовал в оформлении первомайской демонстрации НСДАП в Темпельхофе и партийного съезда НСДАП в Нюрнберге. Он использовал красные полотнища и фигуру орла, которую предложил сделать с размахом крыльев в 30 метров. Грандиозное шествие на открытии съезда запечатлела Лени Рифеншталь в своей документально-постановочной ленте «Победа веры». В том же 1933 году Шпееру была поручена реконструкция штаб-квартиры НСДАП в Мюнхене.

В январе 1934 года после смерти Пауля Людвига Трооста стал личным архитектором Гитлера, автором проектов новой рейхсканцелярии и территории съездов НСДАП в Нюрнберге.

«Шпеер, пожалуй, был единственным человеком, к которому Гитлер испытывал какие-то чувства, кого слушал и с кем иногда даже беседовал» (Траудль Юнге).

Вторая мировая война

В 1937 году Шпеер был назначен генеральным инспектором имперской столицы по строительству, в задачу которого входила перестройка Берлина. В 1938-1939 годах Шпеер разработал генеральный план его реконструкции. По замыслу Гитлера Берлин должен был стать столицей нового мира в монументальном архитектурном стиле.

В 1938 году Альберт Шпеер назначен прусским государственным советником, награждён золотым знаком НСДАП. С августа 1941 года Шпеер - депутат Рейхстага от западного избирательного округа Берлина. 9 февраля 1942 года назначен рейхсминистром вооружений и боеприпасов (после гибели Фрица Тодта). В этом качестве успешно руководил всей военной промышленностью рейха и её переориентацией на тотальную войну. Шпееру удалось добиться значительного роста производства за счёт изменения структуры организаций, взяв за образец собственное конструкторское бюро. 2 марта 1943 года министерство было преобразовано в Имперское министерство вооружения и военной промышленности.

В 1945 году в последние недели Второй мировой войны Шпеер игнорировал приказ Гитлера об уничтожении промышленных предприятий рейха и даже якобы хотел его убить. Был арестован союзниками 23 мая 1945 года и помещён в военную тюрьму в Нюрнберге. Во время Нюрнбергского процесса против главных военных преступников был одним из немногих обвиняемых, которые признали свою вину.

После войны

1 октября 1946 года Международный военный трибунал в Нюрнберге признал Шпеера виновным в совершении военных преступлений и преступлений против человечности и приговорил его к 20 годам тюремного заключения. В вину ему было поставлено использование труда заключённых концлагерей.

Вместе с шестью другими осуждёнными его поместили в бывшую военную тюрьму Шпандау на территории Западного Берлина. Тюрьма в Шпандау находилась под контролем представителей четырёх стран-союзниц. Многочисленные прошения о помиловании со стороны семьи и политиков были отклонены из-за непреклонной позиции Советского Союза. 30 сентября 1966 года Шпеер вышел из тюрьмы, отсидев весь срок заключения.

В 1969 году Альберт Шпеер опубликовал написанные ещё в тюрьме мемуары, которые пользовались большим успехом. В 1975 году вышла его книга «Дневники из Шпандау». В 1981 году издал исследование «Государство рабов», в котором подробно рассказал о планах СС как аппарата насилия создать единый концерн и захватить в свои руки всю военную промышленность, пользуясь рабским трудом. В эпиграфе к книге Шпеер привёл слова Гитлера о главе СС: «Гиммлер станет когда-нибудь самым крупным предпринимателем!..».

Фильмы об Альберте Шпеере

В 2005 году в Германии демонстрировались трёхсерийный художественно-документальный телевизионный фильм Генриха Брелёра «Шпеер и он» (нем. Speer und er), посвящённый взаимоотношениям Шпеера и Гитлера, и документальный фильм Артёма Деменка «Столица мира Германия» (нем. Welthauptstadt Germania) о генеральном плане реконструкции Берлина.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!