Архитектура Римской Монархии. Архитектура Древнего Рима: периоды

Рим

Рим - «вечный город», столица Италии, красивейший город Европы. Он построен на реке Тибр, является также административным центром области Лацио и провинции Рим. Это один из самых старых городов мира, который являлся столицей великой Римской империи. Вечным городом его стали называть еще в античные времена. Первым так охарактеризовал город поэт из Рима Альбий Тибулл, живших в первом веке до нашей эры. После падения римской империи представление о вечности города остались. Рим также часто называют городом на семи холмах. Строился город на холме Палатин, потом были заселены Квиринал и Капитолий. Позже были застроены последние четыре: Эсквилин, Авентин, Целий и Виминал.

История Рима

Сегодня неизвестно, когда люди впервые заселили территорию Рима. Считается, что до 1000 года до нашей эры никто там не жил. По данным археологических исследований, постоянные поселения в районе местоположения Рима появились в конце 7 века до нашей эры. Согласно распространенному преданию, город был основан братьями Ремом и Ромулом 21 апреля 753 года до нашей эры. Такая точная дата стала известна благодаря древнеримскому историку Марку Теренцию Варрону, до него же назывались разные даты основания Рима от 758 до 728 годов до нашей эры. Первым царем города стал Ромул, всего же было семь царей. В царскую эпоху в городе строились первые храмы, самыми известными из которых являются Храм Януса и Храм Весты. Первая перепись населения города показала цифру в 80 тысяч граждан.

Долгое время Рим оставался маленьким поселением в центре Аппенинского полуострова. Но он занимал выгодное географическое положение и вел активную, даже агрессивную политику со множеством полезных нововведений, что позволило ему занять лидирующие позиции во всем регионе. После Пунических войн с Карфагеном, которые стали своеобразным испытанием на право называться великим городом, Рим покорил многие страны Средиземноморья, Ближнего Востока и Западной Европы. При императоре Адриане, жившем во втором веке нашей эры, Римская империя достигла пика своего расцвета: внутри государствам огромным военным и экономическим могуществом царил мир. В то время в столице империи проживало более миллиона человек.

Постоянные нападения славянских и германских народов, сепаратистские настроения внутри государства привели к упадку империи. В Средние века Рим окончательно потерял свое влияние, был полуразрушен, хотя оставался резиденцией римских пап. Статус столицы город обрел вновь только в 19 веке, после объединения Италии.

Архитектура Рима

Сначала город был огорожен Сервиевой стеной, которую, по преданию, построил царь Сервий Туллий. Эта стена была скорее сакральной, чем физической границей Рима. Постепенно были проложены дороги в итальянские колонии Рима и другие, более отдаленные провинции.

Долина между холмами Квиринал и Палатин стала центральной площадью города, которую называли Форум. Многие важные улицы брали свое начало от этой площади, например, известная via sacra поднимается от Форума к главной достопримечательности Рима - храму Юпитера Капитолийского. В Древнем Риме было построено множество храмов, что говорит о религиозности жителей.

Характерные черты

Римляне научились строить из камня арки, простые своды и купола для перекрытия зданий, они также начали использовать для скрепления камней известковый раствор. Это был огромный шаг вперёд в строительной технике. Теперь можно было строить более разнообразные по планировке сооружения и перекрывать большие внутренние помещения. Например, круглое внутреннее помещение римского пантеона - храма всех богов - имело 40 метров в поперечнике. Оно было перекрыто гигантским куполом, который потом на протяжении столетий был образцом для архитекторов и строителей.

Римляне переняли греческие колонны. Они предпочитали коринфский стиль, как самый пышный. В римских постройках, однако, колонны стали утрачивать своё первоначальное назначение быть опорой для какой - либо части постройки. Они превратились в украшение, поскольку арки и своды держались и без них. Очень часто использовались полуколонны и прямоугольные в разрезе пилястры.

Типы сооружений

Самые замечательные памятники римской архитектуры относятся к первым столетиям нашей эры. В это время Рим больше не был республикой; страной правили императоры. Каждый властитель считал делом чести строить нарядные площади, обнесённые колоннадами, и общественные здания. Император Август, живший на рубеже прошлой и нашей эры, хвалился, что застал столицу кирпичной, а оставляет её мраморной. Многочисленные развалины, сохранившиеся до наших дней, дают представление о смелости и размахе строительных начинаний той поры. В честь полководцев - победителей воздвигали триумфальные арки. Особым великолепием отличались здания, предназначенные для развлечений. Уже в античные времена Рим был городом с миллионным населением.

Самый большой римский цирк Колизей вмещал 48000 зрителей. Это был амфитеатр - так и теперь строят стадионы.

Если национальному духу древних греков эллинистической эпохи свойственны созерцательная философия, глубокое ощущение прекрасного в простом, понимание гармоничности человека и природы, то древние итальянцы были людьми трезвого практицизма, талантливыми инженерами, находчивыми строителями, закаленными воинами.

Чтобы понять в целом характер римской архитектуры, причины появлении гигантских парадных площадей, крупных зрелищных зданий и мемориальных ансамблей, необходимо разобраться в социально - экономической жизни Древнего Рима. Развитие торговли, успешные войны и приток рабов благоприятствуют подъему экономики, дальнейшему обогащению родовой знати (патрициев), выдвижению богачей из среды простонародья (плебеев) и формированию новой римской знати - нобилей. Усиливается имущественное неравенство; свободные общинники вытесняются с земель и устремляются в город, где занимаются ремеслом, мелкой торговлей, становятся профессиональными военными.

Войны превращаются в одно из главных средств наживы римской знати. Полководцы - победители были кумирами римлян, им воздавались высокие почести. В ознаменование побед устраивались многодневные празднества с торжественными парадами войск, раздачами хлеба и денег, грандиозными представлениями, боями гладиаторов.

В соответствии с образом жизни складывалась и архитектура Рима - сложная система общественных сооружений, храмов, площадей, вмещавших десятки тысяч людей.

С III в. в культурной жизни Рима начинается перелом. Рим постепенно начинает включаться в орбиту эллинистической культуры. Во второй половине III в. Ливий Андроник переводит «Одиссею» на латинский язык и кладет начало латинской трагедии и комедии, созданным им по эллинским образцам. В это же время протекает деятельность Невия и несколько позднее - Энния и Плавта, которые создали римскую национальную литературу, самым широким образом использовав художественное наследие Эллады.

Аналогичные явления происходили, видимо, и в зодчестве этого времени. Во всяком случае относящийся к III в. до н. э. найденный в гробнице Сципионов на Via Appia большой саркофаг из серого пелерина, на котором написана длинная эпитафия Л. Корнелию Сципиону Барбату, украшен чисто эллинской архитектурной орнаментикой. Над профилированной базой находится широкое гладкое поле, подобное дорийскому архитраву; выше - дорийский триглифный фриз, в котором метопы украшены розеттами; поднимающийся под фризом карниз украшен ионийским дантикулом. Такого рода сочетание элементов дорийского и ионийского ордеров мы уже встречали в архитектуре Южной Италии эллинистического времени: в антаблементе храма III -II в. в Посейдонии (Пестуме ).

В течение II в. в Риме появляется ряд сооружений, аналогичных по типу постройкам эллинистических городов. Около 159 г. ценсор Сципион Насика окружает храм Юпитера Капитолийского колоннадами; строятся особые рыночные помещения, служившие для торговли и судопроизводства, базилики (около 185 г.- Basilica Porcia , в 179 г.- Basilica Aemilia ).

С началом второй половины II в. до н. э. связана деятельность Гермогена из Саламина , по-видимому, впервые применившего в Риме мрамор при постройке храмов Юпитера Статора и Юноны Регины .

От этого же времени мы располагаем свидетельствами Полибия о том плане, которого всегда строго и неуклонно придерживались римские войска при разбивке лагеря. За отсутствием места, мы не можем дать подробного описания его и ограничимся лишь указанием, что все система распланировки строилась по прямым, пересекавшимся под прямыми углами, линиям. Широкие прямые улицы, расположенные равномерной сетью, делили лагерь на правильные участки, каждый из которых занимал особый отряд. В общем план римского лагеря очень напоминает распланировку эллинистического города (ср. с Приеной или Александрией). Следует, впрочем, отметить, что с такой же «правильной» распланировкой города мы встречаемся довольно рано в Этрурии, например в городе V в., находившемся под Marzabotto, около Болоньи.

Мы уже говорили о сооруженных из известняка древнейших жилых домах Помпеи, относящихся ко времени не позднее III в. Ко II в. и самому началу I в. до н. э. относятся сооруженные из туфа памятники следующего строительного периода Помпеи, на которых можно четко проследить эллинизацию италийского дома. Примером последней может служить один из больших и сложных по плану домов, именуемый обычно Casa del Fauno . Он имеет два расположенных один недалеко от другого входа, каждый из которых ведет в особый атрий. Один из этих атриев - старого (тускуланского) типа с балочным перекрытием, опирающимся на стены, другой - нового типа (тетрастильный), в котором потолок помимо стен опирается еще на четыре колонны, стоящие около углов имплювия. Оба атрия окружены со всех сторон небольшими комнатами. За атриями, в следующей части дома, находился обрамленный небольшими помещениями большой открытый перистиль прямоугольной формы. Края крыши этого перистиля поддерживали 28 (7x9) колонн ионийского ордера, несших дорийский антаблемент; наконец, за этим перистилем находился второй перистиль, больших размеров, обрамленный двухъярусной колоннадой (13x11 колонн). Нижние колонны были дорийского, верхние - ионийского ордера. Во втором перистиле был помещен сад.

Стены дома были покрыты штукатуркой и украшены росписью так называемого первого помпейского стиля. Этот стиль обычно именуют инкрустационным ввиду того, что он имитирует облицовку стены разноцветными породами мрамора.

Во II в. Греция стала римской провинцией. Это открыло самые широкие возможности проникновению в Рим эллинской культуры. Бесчисленное количество художественных ценностей вывозилось победителями в качестве трофеев. Множество образованных греков, обычно в качестве рабов, появилось в Риме.

Храмы II в. явно свидетельствуют о постепенно нараставшей эллинизации. Сооруженный в начале II в. небольшой храм в Габиях , около 24 м длиной и около 18 м шириной, еще имеет свойственную италийским храмам глухую заднюю стену; вытянутая целла с трех сторон обрамлена колоннами, количество которых с фасада - шесть, с боков - по семи; но уже заметно сокращается глубина переднего портика. Колонны храма сохранились лишь в нижних частях, и, судя по каннелюрам стволов и профилировке баз, могли быть ионийского или коринфского ордера.

Значительно больше эллинизован построенный во II в. храм Аполлона в Помпеях , представлявший собой коринфский периптер, по коротким сторонам которого стояло по шести, а по длинным - по десяти колонн. Небольшая целла храма была сильно отодвинута от переднего фасада, но, вместе с тем, между задней стеной целлы и задним фасадом было оставлено некоторое пространство. Храм стоял на высоком подии; с фасадной стороны к нему вела не очень широкая лестница.

Глава «Искусство Римской империи 1 в. н. э.». Раздел «Искусство Древнего Рима». Всеобщая история искусств. Том I. Искусство Древнего мира. Автор: Н.Н. Бритова; под общей редакцией А.Д. Чегодаева (Москва, Государственное издательство «Искусство», 1956)

К концу 1 в. до н.э. Римское государство стало крупнейшей рабовладельческой державой. Его обширные размеры вызвали необходимость в сложном государственном аппарате для управления огромным хозяйством захваченных территорий. Необходимость централизации управления шла вразрез со старыми республиканскими формами общинного управления города-государства. В результате длительной борьбы между сословиями, сопровождавшейся глубокими социальными потрясениями эпохи гражданских войн, сложилась новая политическая форма власти - военная диктатура императора. Время от конца 1 в. до н.э. до падения Рима (5 в. н.э.) носит название периода империи. Причем время от конца 1 в. до н.э. до конца 3 в. н.э. называется периодом принципата (от слова принцепс - то есть первый среди сенаторов и граждан). Несмотря на фактически сложившуюся монархическую форму власти, официально считалось, что власть в римском государстве разделена между принцепсом (то есть императором) и сенатом. Такая форма правления была данью республиканским традициям.

Последние десятилетия 1 в. до. н.э. и начало 1 в. н.э. - время расцвета римской культуры и искусства. Литература этого времени представлена творениями величайших римских поэтов Вергилия, Горация и Овидия, историческая наука - работами Тита Ливия; в этот же исторический период работал знаменитый теоретик архитектуры Витрувий. Следует, однако, отметить, что если для римской литературы время Августа было периодом высших творческих достижений, то наиболее выдающиеся памятники изобразительного искусства были созданы в более позднее время - главным образом во второй половине 1 - первой половине 2 в. н.э.

Социальная направленность римского искусства периода империи выражалась в первую очередь в прославлении императора как носителя идеи величия Римского государства. Для искусства времени Августа (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) характерны поиски нового стиля, новых средств художественной выразительности, необходимых для воплощения общественных идей, выдвинутых эпохой империи. В это время римские художники особенно настоятельно обращаются к греческому искусству, причем своими образцами они выбирают произведения классической Эпохи - 5 - 4 вв. до н.э. Это накладывает особый отпечаток на памятники архитектуры и скульптуры августовского времени, соединяющие черты торжественной репрезентативности со строгой сдержанностью форм.

Ведущим искусством по прежнему остается архитектура. Строительство приобретает грандиозные масштабы. Усиленно сооружаются дороги, водопроводы, мосты. В Риме строится форум Августа, отстраиваются целые кварталы.

Одним из замечательных сооружений начала эпохи империи был форум Августа. В отличие от республиканского форума и форума Цезаря, которые были местом собраний и торговли и застраивались табернами (лавками), входившими в архитектурные комплексы этих форумов, форум Августа носил исключительно торжественный, государственный характер. Весь комплекс форума представлял собой симметрично построенную, замкнутую, изолированную композицию. Это продолговатая площадь, окруженная очень высокой рустованной стеной из туфа и травертина (высота ее 36 м), образующей в дальнем конце форума два симметрично расположенных закругления. Вдоль всей площади, примыкая к внутренней стороне стены, шли портики. Форум замыкался великолепным храмом Марса Ультора (Мстителя). Огромные размеры храма (высота колонн портика - почти 18 м), пышный и торжественный коринфский ордер, необычайная тщательность и красота отделки и скульптурного оформления дают основание считать его одним из лучших памятников храмовой архитектуры первой половины 1 в. н.э. В постройке его принимали участие греческие мастера.

Ко времени Августа относится самый известный образец римского храма в форме псевдопериптера - так называемый «Квадратный дом» в Ниме (южная Франция). Законченный строительством в первые годы нашей эры, храм превосходно сохранился до нашего времени. Он поставлен на высоком подиуме, фасад подчеркнут глубоким портиком и ведущей к нему лестницей. Ордер храма - коринфский. В отличие от рассматривавшегося выше храма Фортуны Вирилис целла храма в Ниме более вытянута и по пропорциям близка к золотому сечению. Пропорции храма и орнаментация фриза отличаются изяществом, но формы несколько суховаты и холодны, что вообще свойственно стилю августовской архитектуры.

Весьма распространенными памятниками архитектуры Древнего Рима были триумфальные сооружения - арки, колонны, ростры (ораторские трибуны). Они воздвигались также в завоеванных областях в память исторических событий и военных побед и утверждали идею мощи римского оружия и римского государства. Из многочисленных триумфальных ворот и арок августовского времени до нас дошли лишь немногие. Наиболее интересны арки в Римини (27 г. до н.э.) и в Сузе (северо-западная Италия, 8 г. до н.э.). Это однопролетные арки строгих простых очертаний, увенчанные аттиком (Аттик - стена, надстроенная над карнизом, венчающим сооружение, предназначенная для рельефа или надписи. Будучи архитектурной формой чисто римского происхождения, аттик применялся главным образом в триумфальных арках.), с посвятительной надписью.

Среди гражданских построек августовского времени выделяется законченный в 13 г. до н.э. театр Марцелла, вмещавший несколько тысяч человек. Сохранились остатки радиально расположенных стен, поддерживавших полукруглый зрительный зал, а также часть фасада театра, представляющая собой двухъярусную аркаду. Возможно, что был и третий ярус, не сохранившийся до нашего времени. Столбы и арки сочетаются с приставными полуколоннами и антаблементами тосканского ордера в первом и ионического ордера - во втором ярусе. Таким образом, в театре Марцелла мы впервые встречаемся с чрезвычайно характерной для римского зодчества многоярусной аркадой, образующей с ордером органическое целое. Эта архитектурная система найдет свое самое совершенное выражение в Колизее.

К 13 - 9 гг. до н.э. относится Алтарь Мира, сооруженный в Риме на Марсовом поле. Это прямоугольное сооружение (11,6 X 10,55 м, высотой в 6 м) представляет собой обнесенную стенами площадку, в центре которой на ступенях поставлен алтарь. Стены снаружи и внутри покрыты рельефным орнаментом. В верхней части наружных продольных стен помещен фриз с изображением торжественной процессии, направляющейся к алтарю. В числе участников шествия - Август, члены его семьи, его приближенные, сенаторы и жрецы, изображенные с портретным сходством. На торцовой стене - аллегория благоденствия государства в правление Августа: богиня земли Теллус, ветры - Ауры, тучные стада. Композиция рельефов Алтаря Мира строится не на простой последовательности отдельных сцен, как в рельефе жертвоприношения на алтаре Гнея Домиция Агенобарба, а расчленена на отдельные сцены, сюжетно и ритмически связанные между собой. В пластическом отношении рельефы отличаются строгостью и ясностью. Растительный орнамент, покрывающий всю стену ниже фриза, замечателен мастерским сочетанием декоративных качеств с реалистической трактовкой листьев и побегов аканфа. Динамичный, легкий и изящный растительный орнамент широко использовался в римском декоративном искусстве 1 в. н.э.

В портрете времени Августа наряду с официальным придворным портретом, имевшим преобладающее значение, сохраняется и реалистическая линия портрета.

Примером официального портрета является статуя императора Августа из Прима Порта (близ Рима), относящаяся к 1 в. н.э. Август изображен в виде полководца, в панцире, с жезлом в левой руке; подняв правую руку, он обращается с речью к войску. Поза Августа проста и величава. Черты лица - широкий спокойный лоб, маленький рот, острый подбородок, слегка торчащие уши и небольшие зоркие глаза, передавая сходство, трактуются все же несколько идеализированно, так что облик приобретает облагороженный характер. В постановке фигуры, в обобщенной трактовке форм сказывается изучение произведений греческих скульпторов 5 - 4 вв. до н.э. Однако черты репрезентативности, присущие статуе Августа, и граничащая с холодностью строгость пластической формы - специфически римские качества. К статуе из Прима Порта по идее и стилевым особенностям близка найденная в Кумах и ныне находящаяся в Эрмитаже статуя Августа, представленного в виде Юпитера, восседающего на троне. Подобная идеализация и торжественная парадность образа, не свойственная прежде римскому портрету, представляет характерную черту официального портрета эпохи империи. Трактованные в более интимном плане портрет юного Августа, портрет жены Августа Ливии и другие памятники также отличаются чертами обобщенности и идеализации.

Несколько особняком стоит портретная статуя Августа в тоге (Лувр), выполненная в духе республиканских статуй тогатусов. Это произведение в значительной мере лишено холодности стиля придворного портрета - здесь больше чувства, мягче и живописнее трактовка формы.

Однако реалистические тенденции римского портрета гораздо отчетливее проявились в портрете сподвижника Августа - полководца и государственного деятеля Агриппы, в образе которого художник сумел передать большую силу воли, твердость и решительность. Портретная статуя Германика, полководца и политического деятеля (умершего в 19 г. н. р.), окруженного ореолом славы, дает величавый образ этого человека, изображенного обнаженным, как греческий герой. К этому же ряду примыкает портрет молодого человека из Национального музея в Риме и другие памятники.

Если в период правления Августа в Римском государстве поддерживалась видимость спокойствия и благоденствия, то при последующих императорах общественные противоречия начали обостряться, усилился произвол императора, участились конфликты императоров с сенатом, нарастало недовольство в низших слоях населения метрополии и в римских провинциях.

В строительной деятельности преемников Августа нередко сказывались личные вкусы или капризы императоров. В особенности этим отличался император Нерон, построивший так называемый «Золотой дом» - огромный дворцовый комплекс в центре Рима. В основе плана «Золотого дома» лежал увеличенный план загородной виллы. Широкое применение бетонных сводов обеспечивало перекрытие огромных залов без опорных столбов. Убранство «Золотого дома» было необычайно пышно: он был отделан золотом, перламутром и драгоценными камнями. «Столовые имели потолки с обшивкой из слоновой кости, которая вращалась, дабы можно было сыпать сверху цветы, а сквозь трубки брызгать благовониями». (Светоний, Жизнеописание двенадцати цезарей (Нерон, 31), 1933.).После падения Нерона дворец был разрушен, а развалины его впоследствии были засыпаны мусором и использованы в качестве субструкций для терм Траяна.

Новый подъём архитектура переживает в период правления династии Флавиев (69 - 96). Одной из вершин римской архитектуры является амфитеатр Флавиев, или Колизей (75 - 82 гг. н.э.). Это огромное сооружение, вмещавшее около 50000 зрителей, предназначалось для гладиаторских боев и травли зверей. Размеры арены позволяли выпускать до 3000 пар гладиаторов одновременно. Характер зрелищ был крайне грубый и развивал в зрителях низкие и кровожадные инстинкты. Устройство игр было средством завоевания популярности и отвлечения римского населения от его реальных интересов; к этому средству прибегали императоры, полководцы, политические деятели.

В плане Колизей представляет собой эллипс (длина 188 м). В центре его находилась эллиптическая арена, отделенная высокой стеной от мест для зрителей. Вокруг арены, постепенно повышаясь, располагались разделенные широкими проходами места для зрителей, образующие четыре яруса. Места нижнего яруса были предназначены для императора и его окружения, сенаторов и т. п., затем последовательно шли ярусы для всадников и римских граждан, места последнего яруса занимали вольноотпущенники. В греческих театрах подобного размещения зрителей по социальным признакам не было; оно характерно именно для Рима. Места для зрителей были расположены на проходивших под ними мощных сводчатых галереях, одновременно служивших укрытием для зрителей во время дождя. Система галерей и множество входов способствовали быстрому заполнению и освобождению здания. Для защиты зрителей от солнца над всем амфитеатром на высоких мачтах, укрепленных на стене четвертого яруса, натягивался тент (веларий). Внутреннее убранство Колизея изобиловало мраморными облицовками и стуковыми украшениями; в пролетах арок второго и третьего этажа, вероятно, помещались статуи. Колоссальное сооружение амфитеатра покоится на глубоких подвальных помещениях, использовавшихся в служебных целях: здесь были помещения для пребывания гладиаторов, для раненых и убитых участников игр, клетки для зверей.

«Фасад» Колизея представляет собой грандиозную трехъярусную аркаду; в качестве четвертого яруса над ней высится мощная каменная стена, расчлененная пилястрами коринфского ордера. В Колизее нашла свое наиболее совершенное выражение характерная для римского зодчества система объединения в одно органическое целое многоярусной аркады, составляющей своего рода каркасную конструкцию здания, и элементов ордера - полуколонн, примыкающих к арочным столбам и несущих антаблемент, назначение которого - отделять один ярус аркады от другого. Римский архитектор в данном случае применяет ордер не только как средство пропорционального членения фасада огромного по протяженности сооружения (длина Колизея по окружности свыше 520 л, высота - 48,5 м), но и как средство для выявления тектонических закономерностей, лежащих в основе архитектурного образа. Полуколонны и антаблементы образно выявляют конструктивное значение многоярусной аркады: примыкающая к арочному столбу полуколонна более красноречиво, нежели сам столб, выражает его опорное значение; в свою очередь антаблемент как бы усиливает несущую способность арки. Ширина арочных проемов и столбов в Колизее одинакова во всех трех ярусах, однако благодаря тому, что полуколонны нижнего яруса выполнены в формах строгого тосканского ордера, полуколонны среднего яруса - в формах более легкого по пропорциям ионического ордера, а полуколонны верхнего яруса - в формах нарядного коринфского ордера, создается необходимое для тектонической логики архитектурного сооружения впечатление постепенного убывания тяжести и облегчения верхней части здания. Помимо этого, элементы ордера повышают пластическую выразительность наружной «стены» Колизея.

Следует иметь в виду, что арки нижнего яруса (число их равно 80) служили входами в здание; от наружных арок по радиальным направлениям шли сводчатые галереи, служившие опорами для рядов скамей амфитеатра; таким образом, композиционное построение величественного фасада наглядно передавало конструктивные особенности сооружения. Колизей в этом отношении дает замечательный пример органического единства конструкции здания и его архитектурного решения. Грандиозная многоярусная аркада нигде на своем огромном протяжении не нарушалась какими-либо иными формами, ни разу не прерывался ее строгий ритм; ни одна сторона постройки не выделена в качестве главного фасада - характер сооружения исчерпывающе раскрывался с любой из сторон; в этом смысле здание Колизея, подобно греческому периптеру, отличается замечательным композиционным единством и цельностью.

Колизей построен из туфа; наружные стены сложены из более твердого травертина. Кроме того, для конструкции сводов и стен широко использовались кирпич и бетон. Кладка выполнена с большим мастерством.

Другим выдающимся произведением времени Флавиев была триумфальная арка Тита, воздвигнутая в 81 г. в ознаменование взятия Иерусалима. Эта арка справедливо рассматривается как один из лучших образцов римской классической архитектуры императорского времени. Мощная по формам однопролетная арка (ширина пролета 5,33м) украшена колоннами с композитными капителями (по четыре колонны с каждой стороны). Колонны несут раскрепованный (то есть образующий выступы над капителями) антаблемент, над ним - высокий, строгий аттик с посвятительной надписью. Все сооружение (15,4 м в высоту) было задумано как своеобразный постамент для статуи императора Тита на квадриге (статуя не сохранилась). Арка Тита отличается от арок эпохи Августа большей монументальностью и пластическим богатством. Контрасты освещенных и затененных, выступающих и углубленных частей входят в художественный замысел памятника. Торжественному величию арки соответствуют и композитные капители колонн, примененные здесь, по-видимому, впервые. Композитная капитель, самая богатая и нарядная, представляет собой дальнейшее развитие ионической и коринфской капителей.

Свод внутри арки кассетирован и декорирован розетками. На стенах внутри арки - рельефы с изображением Тита и его войск, вступающих в Рим после победоносного окончания Иудейской войны. В рельефах развертываются сцены, исполненные движения, с фигурами, идущими не вдоль фона, как раньше, а из глубины, по диагонали, в разные стороны, так что фон рельефа воспринимается как реальное пространство. Сильная выпуклость фигур, сложность ракурсов, боковое освещение способствуют живости изображения. В рельефах арки Тита раскрывается новое понимание этого вида скульптуры: в отличие от рельефов Алтаря Мира августовского времени рельефы арки Тита не только не утверждают плоскость стены, но даже разрывают ее, однако, поскольку архитектура арки отличается повышенной живописностью, рельефы объединяются с ней в единое образное целое.

Вторая половина 1 в. н.э., в частности период династии Флавиев, - время высоких достижений в римском портретном искусстве. Лучшие произведения этого периода соединяют в себе беспощадную правдивость в передаче натуры с более многосторонней, нежели в республиканском портрете, образной характеристикой и развитым художественным обобщением. Если мастера идеализирующего портрета времени Августа обращались к греческому искусству 4 в. до н.э. (главным образом к кругу Леохара), то портретисты второй половины 1 в. опирались на достижения реалистических направлений эллинистического искусства.

В одном из лучших памятников римской портретной скульптуры - портрете императора Вителлия (Лувр) - с огромной яркостью воплощен исполненный важности и самодовольства облик этого императора, славившегося своим обжорством. Глубок по характеристике портрет основателя династии Флавиев Веспасиана (Лувр), наглядно передающий известные нам по литературным источникам черты личности императора: практический ум, упорство, граничащий с цинизмом юмор. Еще более остро и резко дана портретная характеристика в найденном в Помпеях бронзовом бюсте банкира Цецилия Юкунда - душевная черствость и циничная расчетливость банкира показаны здесь с предельной наглядностью.

Портрет римлянки в модной высокой прическе из завитых локонов (Капитолийский музей) более тонок по характеристике; в нем нет резких акцентов, однако и здесь художник сохраняет всю меру реалистической правдивости: за благородной внешностью знатной римской дамы угадываются главные черты ее характера - эгоизм, душевная холодность. Этот портрет отличается большой технической изощренностью в обработке мрамора, что особенно отчетливо видно в тонкой фактуре лица и в сложной обработке прически. Тонкостью характеристики и мягкостью скульптурной моделировки выделяется портрет юноши из Британского музея (Лондон).

Статуя императора Нервы может служить примером парадного монументального портрета второй половины 1 в. н.э. Император восседает на троне в позе Юпитера Громовержца. Поднятая рука, выдвинутая вперед и отставленная в сторону нога по системе перекрестного равновесия создают впечатление свободного, широкого движения в пространстве. Тяжелые и глубокие складки одежды усиливают впечатление объемности благодаря контрасту света и тени. Лицо Нервы портретно, это лицо старого, пресыщенного и усталого человека. Контраст между старческой головой и могучим телом объясняется чисто римским стремлением сочетать героизацию образа с индивидуальной трактовкой портрета.

Портреты времени Августа очень схожи по образной характеристике; в них передано главным образом чувство спокойного самообладания; они как бы замкнуты в себе - эмоциональная характеристика в них дана настолько сдержанно, что нередко образ кажется внутренне бесстрастным. Нередко также в этих портретах Элементы односторонне понятой типизации идут в ущерб раскрытию индивидуальных черт характера модели. Напротив, мастера второй половины 1 в. н.э. и, в частности, флавиевского времени, стремящиеся к индивидуализации портретного образа, к более конкретной эмоциональной характеристике, оживляют лица портретируемых мимикой, подчеркивая, например, самодовольно-скептическую складку губ Вителлия, усмешку Веспасиана, гримасу Цецилия Юкунда. В августовских портретах моделировка лиц дается крупными обобщенными плоскостями, в портретах флавиевского времени преобладает сильная, энергичная лепка, образующая светотеневые контрасты. В построении лица во флавиевских портретах подчеркиваются элементы асимметрии; моделировка отличается особой телесностью, ощутимостью. Для августовских скульптурных портретов характерно спокойное композиционное построение с преобладанием основной фронтальной точки зрения; движение в них выражено лишь настолько, насколько оно необходимо для устранения впечатления скованности и неподвижности (в этом отношении мастера августовского времени следовали композиционным принципам греческого скульптурного портрета 5 - 4 вв. до н.э.). Отсюда характерное для августовских портретов впечатление сдержанной строгости. Построение флавиевских портретов носит более динамический характер: в них применяются повороты и наклоны, усложняющие и обогащающие пластическое решение и требующие обхода портретного бюста для восприятия его с различных точек. Благодаря указанным приемам портреты времени Флавиев в большей мере, нежели августовские портреты, производят впечатление реальной жизненности.

В 79 г. при извержении Везувия погибли города Помпеи, Геркуланум и Стабии. Внезапность этой катастрофы способствовала сохранению под слоем пепла и лавы всего, что не было сразу уничтожено огнем. Раскопки Геркуланума и Помпеи, ведущиеся с 18 в., дали богатейший материал для изучения римской культуры и искусства.

Помпеи - небольшой провинциальный город, существовавший несколько столетий. В основном город сложился в период республики. Его планировка свободна. В Помпеях имеется форум, переделанный в императорскую эпоху, большая прямоугольная площадь с храмом Юпитера типа этрусского храма с глубоким портиком и лестницей перед входом, храмом Аполлона, храмом городских ларов и базиликой; тут же располагался овощной рынок с бассейном для рыб и множество лавок; кроме того, в городе было два театра, амфитеатр, термы, школа гладиаторов. В отдельных частях города улицы образуют довольно правильную сетку кварталов. Мостовые, выложенные из плит застывшей лавы, покрывают улицы; по краям проложены тротуары для пешеходов. Интересно, что на перекрестках на мостовой имелся ряд выступающих плит, по которым пешеходы могли бы проходить в дождь, не замочив ног. Эти камни расположены так, чтобы повозки могли проезжать, не касаясь их. Вдоль улиц шли водосточные каналы, закрытые сверху плитами. Существовала развитая система водопровода, фонтаны, из которых брали воду, а также большие цистерны для высоко ценившейся дождевой воды. Как во всех античных городах, улицы в Помпеях были очень оживленными. Бойко шла торговля на рыночной площади и в многочисленных лавках. Стенные росписи в одном из домов рисуют сцены городской жизни: мастерскую медника, башмачника, торговлю материями, уголок рыночной площади, где торговали горячей пищей и сластями. На стенах улиц встречаются карикатуры и надписи, сделанные мальчишками - поклонниками актеров и гладиаторов.

Сохранившийся в доме Терентия Неона живописный портрет, вероятно, его родителей, рисует облик жителей Помпеи - простое крестьянское лицо мужчины с недоверчивым взглядом больших глаз и такое же простое, живое и умное лицо жены.

Превосходно характеризуют владельцев выложенные на полу домов богатых вольноотпущенников надписи: «Привет тебе, прибыль» или «Прибыль - радость».

Город, покинутый жителями, не успевшими ничего захватить, хранит в своих недрах бесчисленное количество бытовых предметов: посуды, мебели, украшений. Характерно, что даже такие вещи, как печки, ведра, столы, скамьи, были художественно украшены. Две руки, которыми заканчивается ручка переносной печки, как бы греются. Другая ручка представляет борющихся гладиаторов.

Следует отметить, что римское прикладное искусство достигло очень высокого развития. Резные, чеканные золотые и серебряные чаши, роскошные сосуды из стекла, оправленного в золото, прекрасные ткани украшали удобные и красивые дома богатых римлян. О замечательных художественных качествах изделий прикладного искусства свидетельствуют относящиеся к 1 в. н.э. серебряные сосуды, найденные в Гильдесгейме и Боскореале, - блюда, кубки, кратеры с рельефными фигурными изображениями и растительным орнаментом, поразительные по красоте и совершенству работы.

Жилые дома Помпеи республиканского периода, с атриумом и перистилем, в период империи перестраивались, расширялись, наполнялись новыми предметами. Чтобы было теплее, перистили начали застеклять.

Неотъемлемой частью декорации богатого римского дома были мозаичные полы - от простых полов, в которых узор выкладывался белой галькой на цементно-щебеночной основе, до тончайших мозаик со сложными многофигурными композициями (например, известная мозаика, изображающая битву Александра Македонского с персидским царем Дарием). Имеются мозаики с рисунками кубов в перспективе, мозаики, иллюзорно воспроизводящие очистки фруктов на гладком полу, мозаичные изображения уток, кошек, рыб и др.

Жизнь римской городской бедноты, ремесленников в самом Риме протекала на узких улицах ремесленных кварталов; бедняки ютились в высоких домах (инсулах), густо населенных, построенных наспех. Жизнь в этих кварталах мастерски описана в сатирах Ювенала. Некоторые жилые здания достигали пяти этажей. Подобные дома были обнаружены при раскопках в Риме и в Остии, гавани Рима (2 в.).

Попрежнему большую роль в римском искусстве 1 в. н.э. играла живопись. В этот период развиваются третий и четвертый стили живописи.

Третий помпейский стиль (конец 1 в. до н.э. - начало 1 в. н.э.) полностью соответствует несколько холодному и парадному стилю Августа. Росписи подчеркивают плоскость стены, украшенной лишь тончайшими орнаментальными мотивами, среди которых преобладают очень тонкие, нарядные колонны, более всего похожие на металлические канделябры, отчего третий стиль называют канделябрным. Помимо этой легкой архитектурной декорации в центре стены помещались небольшие картины мифологического содержания. Лучшие образцы росписей третьего стиля сохранились в «Доме столетней годовщины» и в Доме Лукреция Фронтина. Египетские мотивы, встречающиеся в орнаментике третьего стиля, объясняются оживлением интереса к Египту в связи с его включением в состав Римского государства. В орнаментальную декорацию с большим мастерством вводятся натюрморты, небольшие пейзажи и бытовые сцены. Очень характерны гирлянды из листьев и цветов, написанные на белом фоне.

Наряду с этим в стенных росписях широко применяется фреска, по существу не связанная со стеной и нарушающая ее плоскость (особенно в росписях четвертого стиля).

Третий стиль помпейской живописи, давший совершенные решения декорации стен, был предметом подражания в европейском искусстве 18 и начала 19 в.

Относящиеся ко второй половине 1 в. росписи четвертого стиля свидетельствуют о новых вкусах. Орнаментальная часть росписей приобретает характер фантастических архитектурных композиций, а картины, расположенные на центральных частях стен, имеют пространственный и динамический характер. Гамма красок пестра. Сюжеты по преимуществу мифологические. Множество неравномерно освещенных фигур, изображенных в бурном движении, усиливает впечатление пространственности. Живопись разрывает плоскость стены, расширяет пределы комнаты.

Особенно высокого мастерства достигают росписи дома Веттиев в пПомпеях, в частности фризы с изображением амуров, занятых различными ремеслами. Фигурки амуров написаны на тёмно-красном фоне быстрыми широкими мазками. Чрезвычайно декоративны летящие фигуры, изображенные на ярко-красном фоне.

Наряду с монументальной стенной живописью в эллинистическо-римский период существовала также и станковая, главным образом портретная, живопись. К сожалению, памятников римской портретной живописи в Италии почти не сохранилось, но мы можем в некоторой мере иметь представление о них по большой группе портретов, найденных в Египте (см. ниже).

Трехвековая эволюция римской живописи (от 2 в. до н.э. по 1 в. н.э.) свидетельствует о том, что римские художники продолжали и развивали отдельные принципы греческой живописи периода классики и эллинизма. Такие живописные проблемы, как изображение предметов, передача движения, вопросы композиции, света, цвета, перспективы, решались в римской живописи на уровне более развитом; имелись попытки передачи пространства, раскрытия человеческого характера в портрете, появились новые жанры: пейзаж, натюрморт, бытовые и культовые сцены.


Все дороги ведут в Рим. И не только в прямом, но и в переносном значении. Побывав в этом городе, можно совершить удивительное путешествие во времени. представлена уникальными памятниками разных эпох :

1. Античность (Колизей, Пантеон, римский форум, триумфальные арки Тита и Септимия Севера, колонны Марка Аврелия и Траяна, термы Каракаллы и другие).

2. Средневековье (базилика Святой Марии у Небесного Алтаря на Капитолии, фасад храма Святого Климента, лестница Пилата, базилика Святой Марии над Минервой, интерьер собора Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме).

3. Возрождение (Сикстинская капелла, собор Святого Петра).

4. Маньеризм (церковь Иль-Джезу, то есть «церковь святого имени Иисуса»).

5. Барокко (базилика Святой Агнессы, церковь Святого Карла у четырёх фонтанов, храм Сант Иво алла Сапиенца, базилика Сант Андреа делла Валле, церковь Сант Андреа аль Квиринале и другие).

6. Рококо (церковь Святой Марии Магдалены).

7. Классицизм (фасад базилики Святого Павла за городскими стенами, фасад Латеранской базилики).

8. Неоклассицизм (вилла Торлония).

9. Модерн (вокзал Термини, Национальный музей искусств XXI века).

Даже пирамида имеется, можно и в Египет не ездить. Построил её Гай Цестий как мавзолей для себя любимого в 30 году до н.э. Высота пирамиды около 40 метров. До сих пор стоит возле ворот Сан Паоло.

Некоторые здания совмещают в себе разные стили. Например, мавзолей Адриана. Император начал строить его в 135 году. Он был похож на этрусский тумулус: на квадратном основании стоял цилиндр. В средние века, благодаря постоянным достройкам, мавзолей превратился в неприступную крепость и стал называться замком Святого Ангела (Сант-Анджело). Поклонники Дэна Брауна помнят его по фильму «Ангелы и демоны».

Но больше всего архитектура Рима знаменита своими античными постройками. Древние зодчие не только смогли воздвигнуть необычайно красивые здания, но и применили при этом интересные инженерные изобретения. Эти постройки стали своеобразными визитками вечного города.

Колизей


Менее известно другое название этого сооружения – амфитеатр Флавиев. Начал грандиозное строительство римский император Тит Флавий Веспасиан, а завершили его сыновья: Тит и Домициан. Благодарные сограждане увековечили имя славного рода в названии амфитеатра. Колизеем он стал позже, в VIII веке нашей эры. По некоторым данным, из-за того, что имел громадные размеры. Из других источников известно, что рядом с ним находилась огромная статуя Нерона (Колосс), с которой и связывают происхождение этого слова.

Величие и красота

Амфитеатр


Это был настоящий символ несокрушимой императорской власти. Открытие состоялось в 80 году. Амфитеатр вмещал до 50 тысяч зрителей и являлся самым большим зданием подобного рода в период античности. Он имел форму эллипса с диаметром 188 метров (длинная ось) и 156 метров (поперечная). Высота составляла 52 метра (аналогична современному семнадцатиэтажному зданию).

Колизей поражал современников своей красотой. В четырехъярусном сооружении использовалась древнегреческая система ордеров. Самые мощные дорические колонны находились внизу. Второй ярус был оформлен более изящным ионическим ордером, а третий – праздничным коринфским.

Новые изобретения

Система арок Колизея


Для придания данной конструкции прочности и устойчивости, римским архитекторам пришлось воспользоваться системой арок. Это инженерное изобретение было известно ещё строителям Древнего Востока за две тысячи лет до нашей эры. Но широкое применение оно получило в архитектуре Древнего Рима. Благодаря целой «симфонии арок» массивное здание Колизея кажется необычайно лёгким. Такая структура напоминает пчелиные соты. Вследствие уменьшения веса и объёма материалов, появилась возможность строить более высокие сооружения.

Также достижению этой цели способствовало применение современных строительных материалов: кирпичей и бетона! Римляне изготавливали смесь, которую называли «опус цеменисимус». В её состав входили вода, известь и вулканический пепел. Добавляли туда песок и гальку и получали бетон. Строители выкладывали из кирпичей две неширокие параллельные стены. Пространство между ними заливали приготовленным раствором.

Изобретение более лёгких и прочных материалов произвело революцию в строительстве. Возникли разнообразные новшества, которыми необычайно богата архитектура Рима.

Пантеон


Таким «ноу-хау» стал купол. Возможность полусферического перекрытия большого пространства появилась благодаря бетону. Самым древним, сохранившимся до наших дней, считается купол Пантеона. Его размеры поражают даже сегодня: диаметр – 43 метра, высота над стенами – 22 метра!

Храм всех богов

Купол Пантеона


Возведён он в 126 году. В то время правил император Адриан. Сам храм был построен ещё в 27 году до н.э. по указу Агриппы, но через два столетия сгорел. Адриан полностью перестроил здание. Он захотел создать грандиозное сооружение. Человек, находящийся в нём, должен был ощущать, что стоит в центре Вселенной. Ведь «Пантеон» означает «храм всех богов».

Внешний вид здания серый и не очень привлекательный. Его конструкция проста: стены образуют цилиндр, который сверху покрыт полусферой. Но внутреннее убранство ошеломляет. Впечатление непостижимости и грандиозности усиливается благодаря огромному отверстию в центре купола. Это «око Пантеона», единственный источник света в храме. Его диаметр – 9 метров. Окулюс устроен таким образом, что в полдень образуется вертикальный столб света, который практически осязаем и воспринимается как нечто мистическое.

Секреты мастеров

Архитектура Пантеона


Это первое в истории здание, в котором купол сооружен без единой подпоры. Легенда гласит, что никто не мог понять, как осуществить подобный замысел. Поэтому Адриан приказал внутреннее пространство между возведёнными стенами засыпать землёй, смешанной с золотыми монетами. На образовавшуюся горку укладывали бетон будущего купола. После этого император сказал, что каждый, кто найдёт золотую монету, может забрать её себе. Очень скоро храм внутри был пустым и чистым.

Неизвестно, как всё происходило на самом деле, но секрет долго оставался нераскрытым. Архитекторы эпохи Ренессанса неделями измеряли купол Пантеона, пытаясь понять алгоритм его возведения. Современные исследователи говорят, что римские зодчие использовали бетон разной плотности. Внизу купол содержит более тяжёлые вещества, а по мере его возвышения увеличивается доля пемзы. Она делает смесь более лёгкой.

Пантеон – единственное творение античное архитектуры, которое сохранилось до наших дней без существенных повреждений. Произошло это из-за того, что он никогда не закрывался, оставался действующим храмом – сначала языческим, а с 609 года христианским. Больше тысячи лет Пантеон оставался выдающимся инженерным достижением. Превзойти творение античных строителей смог великий мастер эпохи Возрождения, создавший купол, под которым «могли бы укрыться все христианские народы». Сегодня архитектура Рима немыслима без этого чуда.

Собор Святого Петра

Собор Святого Петра


Настоящая жемчужина среди всех католических храмов возведёна на месте Цирка Нерона. В языческом амфитеатре римляне издевались над христианами. В нём смертью мученика умер на кресте апостол Пётр в 67 году. Императором, прекратившим гонения, был Константин. Он приказал на этом месте построить первый храм христиан – базилику Святого Петра. В её стенах происходили коронации понтификов. Здесь Карл Великий в начале IX века получил титул императора Священной Римской империи. Храм функционировал больше тысячи лет, постепенно разрушаясь и приходя в упадок.

Возрождение величия

Собор Святого Петра изнутри


В начале XVI века, по приказу папы Юлия II, вместо обветшавшей базилики началось возведение нового собора. Понтифик хотел, чтобы здание своим величием превзошло все христианские строения. Работа началась в 1506 году, а полностью завершилась через 120 лет. Результат превысил все ожидания. Сегодня собор Святого Петра и площадь, которая к нему прилегает, могут вместить до 460 тысяч прихожан!

В строительстве принимали участие разные мастера: Донато Браманте, Бальдассаре Перуцци, Рафаэль Санти, Антонио да Сангалло. Каждый из них предлагал свои варианты сооружения. Основополагающим стало архитектурное решение Микеланджело Буонарроти. Оно было ориентировано на центральный купол. Но великий мастер не успел воплотить свой замысел до конца. При его жизни возвели лишь тамбур купола. Завершил начатый проект Джакомо делла Порта.

Символ власти

Собор Святого Петра и его купол


Купол собора – самый высокий в мире. Он поднимается на 138 метров! Его барабан имеет шестнадцать рёбер. Впечатление невесомости создают большие окна, обрамлённые спаренными колоннами. Грандиозность и массивность купола сочетается с одухотворённостью и порывом вверх. Это самая высокая точка Рима.

В начале XVII века с восточной стороны собора Карло Мадерна пристроил трёхнефную базилику. В западной части храма возник монументальный фасад. Теперь купол можно увидеть лишь издали, со стороны улицы, ведущей на площадь перед собором. Фасад поражает своей грандиозностью: 45 на 115 метров. «Встречают» входящих апостолы Пётр и Павел. Перед базиликой установлены их статуи. Величие храма подчёркивается наличием пяти порталов. (Традиционно строят три).

Сегодня собор Святого Петра – центр католицизма. Всего в Риме четыре папских базилик, но это здание – наиболее внушительное. Благодаря его куполу, который воспринимается как символ власти, архитектура Рима стала образцом для подражания. Можно вспомнить знаменитый американский Капитолий в Вашингтоне.

Несколько интересных фактов

Архитектура Рима настолько богата разнообразием, что невозможно рассказать обо всём подробно. Поэтому коротко о самом интересном.

Две наиболее известные античные колонны, установленные в честь Марка Аврелия и Траяна, «потеряли» статуи своих императоров. Теперь на вершине одной из них находится бронзовая фигура апостола Павла, а на второй – апостола Петра.

Во времена Римской империи в городе было 11 водопроводов (акведуков). Два из них работают и поныне. От римского форума берёт своё начало древняя Аппиева дорога. Она проложена в четвёртом веке до нашей эры. Но и сегодня некоторые её участки пригодны к эксплуатации. Вот как люди строили!

Замок Святого Ангела был не только мавзолеем, но резиденцией пап, хранилищем, и даже тюрьмой. Шесть лет в заточении там провёл Джордано Бруно. Толстые стены не оставляли узникам шансов на побег. Бенвенуто Челлини, знаменитый ювелир и скульптор, был единственным человеком, который смог это сделать.

Базилика Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме (Сан Джованни ин Латерано) – наиболее ранняя из четырёх папских базилик. Она получила название «Basilica maior» («Глава церквей города и мира»). Это кафедральный храм Рима, по статусу он важнее всех существующих католических соборов.

Сикстинская капелла, шедевр Ренессанса, используется для проведения конклавов. На них избирают очередного папу римского.

Единственной базиликой готического стиля из сохранившихся зданий в Риме считается храм Святой Марии над Минервой. В нём происходили заседания комиссий, разбиравших дела «еретиков». Тут заставили отречься от своих взглядов Галилея.

Церковь Санта Марии Магдалены называли «сахарной», потому что внешне она напоминала торт. Стиль рококо, в котором построен храм, не был распространён в Риме. Он считался мистическим, непригодным для христианской постройки.

Самая высокая в Риме колокольня (75 метров) поднимается над одной из папских базилик – церковью Святой Марии Маджоре.

Список интересных фактов огромен. Но никакие рассказы не заменят реальность. Вечный город подарит массу впечатлений тем, кто захочет побродить по его улицам. За несколько часов путешественник познакомится с настоящей архитектурной энциклопедией. Каждое здание – это шедевр. Архитектура Рима позволит насладиться гармонией и совершенством воплощённых художественных замыслов.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!