Целью методической деятельности является. Методическая работа

Основные дидактические единицы . Понятие, особенно- сти, основные направления профессионально-педагогической деятельности. Виды профессионально-педагогической дея-тельности: преподавание, воспитательная и методическая ра- бота, производственно-технологическая, исследовательская, организационно-управленческая, культурно-просветительская деятельность. Методическая деятельность педагога профессио- нальной школы в структуре профессионально-педагогической деятельности: особенности, структура, направления, виды. Me-тодические умения. Уровни и формы осуществления методиче- ской деятельности в профессиональной школе.

1. Методическая деятельность в полной мере не ис- следовалась и не описывалась как самостоятельный вид про- фессиональной деятельности педагога . В педагогической литературе существуют три точки зрения на методическую дея- тельность.

Согласно первой точке зрения, методическая деятельность сводится к методической работе, связанной с самообразовани- ем педагога, работой с дидактическими средствами, повышени- ем квалификации в предметной области .

Вторая – заключается в том, что к методической относят деятельность, связанную с обучением конкретному предме- ту . В этом случае авторы не рассматривают специфику в методической и обучающей деятельности педагога, а термин «методическая деятельность», «обучающая деятельность» ис- пользуются как синонимы. |

Исследователи, которые придерживаются третьей точки зрения, методическую деятельность представляют как совокуп- ность относительно самостоятельных умений с четко выражен- ной спецификой в структуре профессионально-педагогической деятельности .

Под методической деятельностью следует понимать само- стоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обу- чающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин .



2. Педагоги-практики осознают специфику и важность методической деятельности. По значимости она занимает у них третье место вслед за преподаванием предмета и вос- питанием. Мы рассматриваем методическую деятельность как самостоятельный вид профессионально-педагогической деятельности. При всем многообразии методик обучения, их дифференциации, разноплановости содержания обуче- ния различным предметам в самых разных образовательных системах существуют общие теоретические основы выпол- нения, единая структура этого вида профессиональной дея- тельности педагога, общие основные процедуры выполнения методических разработок.

Цель методической деятельности – обслуживание практи-ки обучения .

Функции методической деятельности :

– аналитическая;

– проектировочная, связанная с перспективным планиро-ванием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;

– конструктивная, включающая систему действий, свя- занных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), пред- ставление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащихся в процессе формирова- ния новых знаний и профессиональных умений и навыков;

– нормативная, способствующая выполнению образова- тельных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учеб- ного заведения;

– исследовательская.

3. Методическую деятельность педагога нельзя наблюдать непосредственно. Анализу, наблюдению поддается обучающая деятельность педагога. Методическая деятельность, приемы и способы ее осуществления – это сложный мыслительный про- цесс. Для того чтобы разделить педагогический процесс и его обеспечение: методическое, материально-техническое или орга-низационное, – необходимо определить отличия в их предмете деятельности .

4. Объектом методической деятельности педагога профес- сиональной школы является процесс формирования профес-сиональных знаний, умений и навыков .

Предмет методической деятельности составляют различные приемы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета . Эта деятельность про- является опосредованно через методические продукты (резуль- таты), созданные в ходе методического проектирования и кон- струирования.

5. Субъектами методической деятельности являются педагог или коллектив педагогов . Опыт педагога-новатора ассоци- ируется с конкретным методическим приемом, который скон- струирован и удачно включен в собственную методическую систему. Высшими формами представления методического творчества в практике обучения являются его обобщение в раз- личных публикациях, открытие собственных школ-семинаров преподавателей, защита научной работы но результатам иссле- дования собственной научно-методической системы. I

6. Продуктами (результатами) методической деятельности являются: методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; ал- горитмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, мето- ды обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д. . Про- дуктами методической деятельности пользуются учащиеся на учебных занятиях.

7. Методические умения могут быть сформированы на опре- деленных уровнях :

Первый уровень сформированности методического уме- ния характеризуется осознанием цели использования того или иного методического приема, осмыслением его операционного состава и выполнением по образцу, предложенному в методи- ческих рекомендациях. На этом уровне формируются методи- ческие умения в процессе изучения учебного предмета «Мето- дика профессионального обучения». ||

Второй уровень – применение отдельных методических приемов или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного учебного заведения. Методические умения этого уровня приобретаются будущими педагогами профессиональной школы на педагогической практике.

Третий уровень характеризуется переносом отдельных ме- тодических приемов, их комплексов и видов методической деятельности на новые предметные области. Перенос осущест- вляется на основе осознания целей и использования сформиро- ванной ориентировочной основы методической деятельности и методического творчества.

Задание 8. Перечислите виды профессионально-педагогическом деятельности педагога профессиональной школы, дайте им крат кую характеристику. Какое место среди этих видов занимает ме-тодическая деятельность? (Ответ можно представить схемати-чески)

Задание 9. . Решите предложенные ниже задачи. Во время ре- шения задач подумайте, какой педагог завоевывает расположения обучающихся в первую очередь? Почему? Ответ обоснуйте.

Задача 1 . В профессиональное училище пришел специалист высокой квалификации, отлично знающий свой предмет, автор нескольких изобретений и учебных пособий, но на учебном заня- тии обучающиеся работают неохотно, много пропускают, шумят. Почему сложилась данная ситуация? Как ее можно разрешить?

Задача 2 . В профессиональном училище работает мастер,который хорошо владеет ремеслом и быстро обучает ему сту- дентов на оборудовании. Когда в училище проходила аттеста- ция, мастер ее не прошел, его собираются уволить. Почему? Что нужно сделать мастеру, чтобы предотвратить увольнение?

Задача 3 . Молодой преподаватель профессионального учили-ща пользуется большим уважением среди обучающихся, так какон очень креативный (участвует вместе со студентами в меропри- ятиях, олимпиадах и конкурсах), отзывчивый (помогает студен- там решить их проблемы, затруднения), добрый. Однако во времяконтрольного среза обучающиеся показали результат ниже сред- него. Почему? Что необходимо предпринять преподавателю?

Задание 10. Распределите методические умения педагога про- фессионального обучения, представленные в информационном фраг- менте ниже, по группам. Заполните табл. 3.

Методическая работа в школе – составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.

Методическая работа это постоянная и индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки, а также профессионального мастерства.

Методическая работа выступает необходимой организационной основой для формирования инновационной направленности инновационной среды.

Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии принципов индивидуализации и дифференциации.

Управление методической работой в школе может протекать эффективно, если ее задачи, содержание ясно представляют себе учителя.

Задачи методической работы в школе можно сформулировать следующим образом:

1.формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы.

2.повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей.

3.организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в образовательных государственных стандартах.

4.организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов.

5.обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания.

6.оказание научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе.

7.оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования.

8.повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры.

Цель методической работы, функции.

Группа Функции
1 группа функций - формирование индивидуальной, творческой, авторской, высокоэффективной системы, педагогической деятельности

Обогащение знаний педагогов;

Развитие мировоззрения, ценностных ориентаций, убеждений;

Развитие мотивов творческой деятельности;

Развитие устойчивых нравственных качеств личностей;

Развитие современного стиля педагогического мышления;

Развитие педагогической техники;

Развитие умений эмоционально-волевой саморегуляции.

2 группа функций – функции по отношению к педагогическому коллективу

Сплочение педколлектива как коллектива единомышленников;

Выработка единой позиции, общих ценностей, традиций;

Организацию диагностики реальных учебных возможностей учащихся;

Контроль и анализ качества знаний, умений и навыков, воспитанности и развития школьников;

Выявление, обобщение, распространение внутришкольного педагогического опыта;

Стимулирование группового творчества и инициативы членов педагогического коллектива;

Приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе, к целенаправленному созданию нового опыта своей школы.

3 группа функций – обеспечивает посредничество между школой и широкими системами.

Творчество осмысления социального заказа, новых нормативных актов и документов, доведение их смысла до сознания каждого педагога;

Внедрение достижений передового и педагогического, и новаторского педагогического опыта;

Внедрение и использование достижений психолого-педагогической науки, других научных дисциплин;

Распространение за рамки школы лучшего опыта, созданного внутри данного коллектива.



Способствует формированию личной педагогической системы, индивидуального стиля педагогической деятельности, позволяет разрешать проблемы по отношению к конкретной личности учителя, его профессиональному росту, способствует утверждению педагогических ценностей.

Организация методической работы может существенно различаться в зависимости от типа школы, ее местоположения (городская или сельская), количества в ней учащихся и учителей.

Итоги аттестации учителей являются важной основой для определения стратегии и практики научно-методической работы в школе.

Организация методической работы

Формы организации методической работы.

Методическая работа – целостная, взаимосвязанная система мер, направленных на повышение квалификации учителей, необходимых для данных конкретных условий той или иной деятельности.

Разнообразие форм методической работы определяется сложностью и многообразием стоящих перед ней целей, разнообразных конкретных условий, в которых находится школа.

Коллективная форма методической работы.

1.Семинары и практикумы: (один раз в полугодие, связь с ИУУ):

Взаимосвязь теории и практики (практические упражнения с учителями);

Обеспечить обстановку творчества неформального общения;

Организовать дискуссию, диспут;

Коллективное решение специальных учебно-педагогических задач;

Приобщение к научно-исследовательской работе.

2.Научно-практическая конференция и педчтения.

Это сфера проведения итогов работы коллектива школы, отдельных педагогов над актуальными проблемами;

Используется демонстрация наглядных пособий, фотографий, слайдов, ученических работ и др.;

Очень краткое выступление;

Сообщение, доклад, обсуждение, полемика, дискуссия.

3.Читательские и зрительские конференции.

Обсуждение художественных произведений, публикаций, литературы, педагогический крик статей с помощью вызвать интерес;

На зрительские конференции проводятся коллективное обсуждение просмотренных кинофильмов, спектаклей, телевизионных передач, программ, посвященных школе;

Иногда такое обсуждение может проводиться на заседании методкомиссии неформальных общений учителей.

4.Школа передового опыта группы наставников.

Знакомство с уроками и внеклассными мероприятиями своего наставника, с планом его работы и др. методическими документами;

Приглашение наставника на свои уроки;

Совместно с ним планирование урока, классных часов, получение консультации.

5.Индивидуальное наставничество, консультации, собеседования.

Обсуждение обучения самоанализа собственной деятельности;

Совместное обдумывание планов, проведение и анализ;

Иметь программу выращивания творческого учителя.

6.Методические выставки, бюллетени, стенгазеты.

В этих формах находит отражение единая методическая тема, в бюллетенях дается материал о ценных методических приемах, находках с насыщенных уроков.

7.Методический уголок и кабинет в школе.

Помещают текущую методическую работу; в кабинете собирают материал, наглядные средства, оформляют стенды, выставляют с целью активного обучения методической работе учителей.

8.Ролевые игры, мозговые атаки, творческие микрогруппы, обучающий семинар на основе открытых уроков и внеурочных мероприятий.

В форме ролевой игры может быть проведен урок или фрагмент урока. Работа в микрогруппах – 3-6 человек, объединяются на основе личной дружбы, психологической совместимости, интереса к проблемам. Цель – желание освоить какую-либо педагогическую идею, методику.

Неформальные группы учителей – это может быть микрогруппа, которая стремится:

Освоить концепцию, теорию, методику, идею;

Каждый член группы изучает самостоятельную новую разработку или часть ее;

Излагает своим коллегам – они ее дополняют, спорят, углубляют, обмениваются мнениями;

Реализация изучаемой идеи в своей практике;

Потом эта идея осваивается и группа распадается.

Мозговая атака. Цель – овладеть конкретной методической идеей. Максимально концентрировать внимание участников по избранной проблеме. Короткие сроки ее решения. Активное участие всех педагогов.

9.Окрытые уроки и внеурочные мероприятия.

(обязательно и показ нового).

Учитель рассказывает о проекте урока;

Знакомит с творческой лабораторией;

Проводит открытый урок;

Самоанализ урока (реализация намеченного). Что удалось, почему;

Задаются уточняющие вопросы;

Высказывания присутствующих.

10.Педагогические советы (теоретические сообщения, опыт работы учителей, творческие отчеты).

11.Методические объединения. Организация взаимоконтроля и взаимопосещения. Выпуск рукописных журналов. Выступление учителей с обменом опыта на педсовете, методсовете. Оформление стендов. Из опыта «Эффективность урока».

II. Направленность работы методического объединения.

Изучение вопросов теории преподавания предмета, овладение его научной методологией;

Ознакомление с новыми программами и учебниками, уяснение их особенностей и требований;

Изучение новых сложных программных тем с использованием дополнительного материала;

Углубленное изучение методики преподавания данного предмета;

Опережающее рассмотрение вопросов методики наиболее сложных разделов программ с демонстрацией открытых уроков;

Изучение положений дидактики теории воспитания, практического применения;

Изучение возрастных и педагогической психологии, психологических особенностей детей разных возрастных групп;

Информация о новых книгах по предмету, статьях, методических рекомендациях, статьях в педагогической печати по содержанию и методике учебно-воспитательной работе по предмету;

Изучение состояния знаний, умений, навыков;

Внеклассная и внешкольная работа с учащимися по предмету.

III. Работа над единой методической темой (проблемой).

Требования к теме:

1.Актуальность темы для данного коллектива.

2.Соответствие уровню педагогического развития коллектива.

3.Созвучие современных педагогических идей.

4.Выбор темы должен проводиться коллективно, с учетом мнения наиболее авторитетных членов коллектива.

5.Желательна связь единой методической темы с имеющимися передовыми педагогическими опытами, с конкретными научно-педагогическими исследованиями, проводимыми отдельными лицами или целым коллективом.

6.Методическая тема должна охватывать как учебную, так и воспитательную работу.

7.Выбранная тема не должна быть слишком мелкой, частной.

8.Тема может быть распределена по годам.

Единая методическая тема должна организовывать все формы методической работы. В основе оптимизации любой деятельности лежат три методических принципа:

1.Системности

2.Конкретности.

3.Меры (гармонии).

Начать выбор оптимального содержания методической работы:

1.с изучением процесса результатов деятельности учителей и постановки (выбора) задач (в ЗБР) коллектива.

2.формулировка комплексной задачи, обязательное выделение доминирующей в данный момент задачи.

3.ориентировка на опытно-экспериментальную работу.

4.выявление того, что слабее развито, чего более не хватает, то, что ликвидирует доминирующие причины затруднений и неумений учителей.

IV. Программа изучения личности и профессиональных умений учителя.

Следует учитывать следующие показатели:

1.Систематичность работы по повышению профессиональных знаний и умений. Участие в методической работе.

2.Уровень общей культуры. Расширение культурного кругозора.

3.Нравственный климат.

4.Умение конструировать оптимальный вариант деятельности:

Как учитель;

Как классный руководитель;

5.Умение реализовать намеченный план:

Как учитель;

Как классного руководителя;

6.Умение активно оценить результат деятельности:

Как учитель;

Как классный руководитель;

7.Педагогическая наблюдательность, системность психолого-педагогического изучения личности школьника.

8.Сформированность творческой деятельности. Овладение педагогической техникой.

9.Взаимодействие с родителями и общественностью.

10.Общая оценка результатов работы:

Как классного руководителя;

V. Основные элементы исследовательской деятельности.

1.Выделение интересующей педагога проблемы, установление ее актуальности, научной новизны, практической значимости.

2.Выбор темы исследования.

3.Определение объекта и предмета исследования.

4.Продумывание ведущей идеи и замысла.

5.Формирование гипотезы исследования.

6.Постановка цели и рабочих задачи.

7.Выбор методов исследования и т.д.

VI. Этапы работы по самосовершенствованию.

1.Анализ новых требований к школе, деятельности и личности учителя.

2.Анализ своих достижений и затруднений, уровня своих возможностей.

3.Принятия принципиального решения о необходимости специальной работы над собой.

4.Целеполагание, постановка конкретных целей и задач, профессионального самосовершенствования.

5.Выбор средств реализации этих задач, а также последовательности и срок их применения с использованием работы планирования.

6.Осуществление плана, программы самоизменения – центральный этап работы над собой.

7.Самоконтроль над ходом реализации программ, творческого роста.

8.Корректировка хода работы над собой, сопоставление их с намеченными целями, оценки достигнутого и принятие решения о дальнейшем совершенствовании.

Критерии оценки опыта (показатели).

1.Высокая эффективность.

2.Устойчивость результатов. Определенная деятельность финансирования данного опыта.

3.Сбалансированность и коллективность результатов.

4.Рациональность затрат времени, усилий, средств.

5.Соответствие реальными возможностями основной массы учителей, материальной базы.

1.Общекультурная подготовка учителя, расширение его кругозора, развитие интеллекта.

2.Методическая, мировоззренческая подготовка.

3.Частнопредметная подготовка.

4.Дидактическая подготовка.

5.Психолого-физическая подготовка.

6.Этическая и правовая подготовка.

7.Воспитательная подготовка.

8.Управленческая подготовка

9.Техническая подготовка.

Например, суть дидактической подготовки учителя – в рамках внутришкольной методической работы каждый учитель за то или иное время изучает как минимум восемь ведущих дидактических концепций, теорий, являющихся призванными во всем мире достижениями педагогов-психологов. Это:

1.Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин).

2.Развивающее обучение (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

4.Проблемного обучения (М.Н. Махмутов, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин).

5.Программированного обучения (Т.А. Ильина, Н.Ф. Талызина).

6.Развитие познавательного интереса (Г.И, Щукина).

7.Оптимизация обучения (Ю.К. Бабанский)

8.Активизация учебной деятельности учащихся (Т.И. Шамова, И.Ф. Харламов).

Знания этих теорий (все они снабжены технологиями) позволяет учителям научно обосновать и развить любые свои авторские методики.

Формы методической работы

1.Работа над единой методической темой.

2.Предметные методические объединения.

3.Творческие объединения.

4.Микрогруппы учителей.

5.Теоретические, научно-практические конференции и педагогическое чтение.

6.Психолого-педагогические семинары.

7.Педагогические фестивали (открытые уроки, воспитательные мероприятия).

8.Читательские и зрительские конференции.

9.Школы передового опыта.

10.Групповое наставничество.

11.Шефство.

12.Создание в школе методических уголков и методических кабинетов, организация их деятельности.

13.Открытые уроки с их самоанализом и анализом.

14.Формы активных занятий.

15.Индивидуальное наставничество.

16.Колективное и индивидуальное самообразование.

Прежде чем рассматривать сущность методической деятельности педагога, покажем его основные характеристика как субъекта управления целостным педагогическим процессом. По мнению исследователей, главное в характеристике педагога - его компетентность в своей области деятельности. Под ней подразумевается осведомленность специалиста об условиях и технологиях решения возникающих профессиональных проблем, а также умение реализовать свои знания на практике.
Компетентность педагога профессионального обучения включает умения, связанные с: четкой постановкой цели; решением в ходе занятий задач воспитания, обучения и развития в их диалектической взаимосвязи и единстве; привлечением внимания обучающихся к изучаемой различного вида содержательной учебной информации; учетом возраста, индивидуально-типологических особенностей обучающихся и уровня их интеллектуального развития; обеспечением индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения; построением своих взаимоотношений при решении педагогических задач на гуманной основе; сочетанием теории и практики в процессе преподавания; грамотным использованием в педагогической деятельности инноваций педагогической науки и практики; владением речью (темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность); критической оценкой результатов преподавания и учения; разнообразием своих занятий и избеганием шаблонности в их организации; целенаправленным применением современных педагогических технологий и средств информатизации образования.
Методическая деятельность в образовательных учреждениях - часть системы непрерывного профессионального образования педагогов. В педагогической литературе существует три точки зрения на методическую деятельность педагога.
1. Постоянное самообразование педагога, повышение уровня дидактической и методической подготовленности к координированию учебно-воспитательной работой, освоение наиболее рациональных методов и приемов воспитания и обучения студентов, обмен и передача накопленного педагогического опыта.
2. Повышение теоретического и практического уровня педагога в конкретной области знаний. В этом случае не усматривается специфика методической и обучающей деятельности по учебной дисциплине, а термины «методическая деятельность» и «обучающая деятельность» используются как синонимы.
3. Активное участие в семинарах, круглых столах, конференциях, проведении научных исследований и других, посвященных актуальным вопросам развития профессионального образования.
Таким образом, исходя из вышесказанного, методическая деятельность педагога - самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по дальнейшему совершенствованию своего педагогического потенциала, моделированию, проектированию, конструированию, прогнозированию и внедрению педагогически полезного дидактического обеспечения процесса обучения в образовательную практику, позволяющего осуществлять координацию обучающей и учебной деятельности по отдельной дисциплине или циклу дисциплин. Она по значимости занимает третье место вслед за преподаванием учебной дисциплины и воспитанием. При всем многообразии методик обучения, их дифференциации, разноплановости содержания обучения различным учебным дисциплинам в разных образовательных системах существуют общие теоретические основы выполнения, общая структура этого вида профессиональной деятельности педагога, основных процедур выполнения методических разработок.
Методическая деятельность педагога осуществляется в течение учебного года и органично соединяется с повседневной педагогической практикой. Основные направления, содержание и формы методической деятельности определяет ученый совет образовательного учреждения. Координационный центр и рабочий орган ученого совета - методический совет по той или иной области знаний.
Объектом методической деятельности педагога является формирование компетентных специалистов различного профиля. Предметом методической деятельности являются разнообразные методы и способы реализации и рефлексии процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретной учебной дисциплины. Эта деятельность проявляется опосредованно через педагогические продукты, созданные в ходе проектирования и конструирования.
Цель методической деятельности педагога - обеспечение и управление процессом воспитания, обучения и развития обучающихся.
К функциям методической деятельности педагога можно отнести следующие: аналитическая; проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания образования, управление обучающей деятельностью; конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбор, конструирование СУИ и выбор форм ее представления, ведущих к целенаправленному интеллектуально-эмоциональному взаимодействию педагога и обучающихся в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков); нормативная, связанная с определением и разработкой дидактического обеспечения, способствующего выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления целостного педагогического процесса в данном учебном заведении; исследовательская. Из вышеизложенного следует, что методическая деятельность, приемы и способы ее осуществления представляет сложный мыслительный процесс.
К субъектам методической деятельности относятся педагог, обучающийся или коллектив педагогов. Высшими формами представления методического мастерства в практике обучения являются его обобщение в различных публикациях, открытие собственных школ-семинаров педагогов, защита научной работы по результатам исследования собственной научно-методической системы.

Методическая работа - это основной вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями и воспитателями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.

Методическая работа направлена на создание условий для развития личностных и профессиональных качеств педагогов. Опирается на принципы научности, личностно-деятельностный, дифференцированного подхода, принцип системности.

Достигается через научные семинары, курсовую подготовку, практическую деятельность, самообразование, аттестацию педагогов, участие в профессиональных конкурсах, мониторинг, анализ и самоанализ деятельности, планирование методической работы. Приводит к росту профессионального мастерства педагогов, повышению качества образования учащихся.

Зависит от:

Информационных, кадровых, материально-технических ресурсов;

Построения методической работы, её содержания, структуры и форм на диагностической основе;

Определения критериев эффективности методической работы: результативность, стимулирующая роль методической работы;

Усиления научно-теоретического, экспериментального направлений в содержании методической работы;

Изучения мотивов профессиональной творческой деятельности и учет их в организации методической работы;

Индивидуализации в работе с учителями;

Придания работе методических объединений целевого характера по совершенствованию профессионального практического уровня учителя;

Применения наряду с традиционными инновационных форм работы.

Работа методического объединения (МО) в школе.

Методическое объединение является структурным подразделением школы, способствующим совершенствованию методического обеспечения образовательных программ, росту профессионального мастерства педагогов. Оно создается для организации взаимопомощи в целях обеспечения современного уровня преподавания и повышения качества обучения подрастающего поколения, совершенствования учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении в целом.

Методическое объединение организуется при наличии в школе не менее трех учителей, работающих по одному предмету или по одной образовательной области (гуманитарный, естественно-математический, физико-математический, естественно-географический и др.). В состав методического объединения могут входить учителя смежных дисциплин.

Количество МО и их численность определяется, исходя из необходимости комплексного решения поставленных перед ОУ задач, и утверждается приказом директора ОУ.


Методические объединения создаются или ликвидируются директором ОУ по представлению заместителя директора по методической работе. Методические объединения подчиняются заместителю директора по учебно-воспитательной работе.

Контроль за деятельностью МО осуществляется директором школы, его заместителями по методической и учебно-воспитательной работе в соответствии с планами методической работы школы и внутришкольного контроля, утверждаемыми директором ОУ.

Возглавляет работу МО председатель, назначаемый директором из числа наиболее опытных педагогов по согласованию с членами МО; работа организуется на основе планирования.

В течение учебного года проводится не менее 4 заседаний методического объединения учителей, то есть один раз в четверть; один практический семинар с организацией тематических открытых уроков, внеклассных мероприятий. О времени и месте проведения заседания МО председатель обязан поставить в известность заместителя директора, отвечающего за методическую работу в школе. Заседания оформляются в виде журнала протоколов. По каждому из обсуждаемых вопросов принимаются рекомендации, которые фиксируются в протоколе.

Основными компонентами организации работы методического объединения являются: характеристика кадрового состава; составление продуманного плана работы исходя из задач, стоящих перед школой в данный период, и анализа деятельности за истекший период; практическая реализация плана работы силами педагогов, входящих в методическое объединение, всесторонняя взаимопомощь.

Характеристика кадрового состава включает вопросы, связанные с профессиональным уровнем педагога, его образованием, повышением квалификации, аттестацией, педагогическим стажем, нагрузкой, ученой степенью, званиями, наградами, индивидуальным планом самообразовательной работы и другими аспектами деятельности. Знание профессиональных качеств учителей, их творческого потенциала поможет грамотно спланировать работу методического объединения.

План работы составляется председателем МО в соответствии с планом работы школы, отражающим методическую тему, принятую к разработке педагогическим коллективом, учитывающим индивидуальные планы профессионального самообразования учителей на основе анализа работы за прошедший год. План рассматривается на заседании МО, согласовывается с заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе и утверждается директором школы.

Планирование работы МО необходимо начать с всестороннего анализа деятельности за истекший период.

Анализ работы подразумевает изучение следующих вопросов: во-первых, диагностика уровня обученности и качества знаний по результатам срезовых работ, итогов полугодия и учебного года в сравнении с предыдущим периодом; во-вторых, деятельность учителей по совершенствованию профессионального мастерства — результативность профессиональной деятельности, результативность повышения квалификации и самообразования, участие в опытно-экспериментальной и научно-методической работе; в-третьих, обоснованность выбора того или иного варианта учебно-методического обеспечения преподавания предметов в основной и старшей школе; в-четвертых, состояние воспитательной работы в урочное и внеурочное время.

В плане работы следует выделить основные приоритеты, такие как повышение качества обучения, повышение качества преподавания, совершенствование воспитательного процесса , направленного на развитие личности ребенка.

Строить работу методического объединения необходимо в рамках общей педагогической проблемы, над которой работает коллектив учителей школы в данный период. В ходе обсуждения общешкольной темы на заседании методического объединения желательно конкретизировать ее в работе учителей различных циклов в целом и каждого педагога в отдельности. После определения темы, над которой работают учителя данного цикла, нужно наметить форму ее практического выхода : выступление на семинаре, представление опыта работы с практическим показом на открытом уроке, доклад на научно-практической конференции и т.д.

Для обеспечения современного уровня методической работы в образовательном учреждении важно организовать работу по ознакомлению учителей с нормативными документами, новинками методической и специальной литературы, монографиями.

На заседаниях методического объединения могут рассматриваться вопросы, связанные с составлением рекомендаций, памяток, алгоритмов для изучения наиболее трудных тем программы, вопросы по формированию, изучению и распространению передового педагогического опыта.

Для того чтобы бесценный педагогический опыт не пропал, необходимо к нему бережно относиться и грамотно оформлять в виде методических «копилок», отчетов, публикаций. Возможна организация выставки конспектов уроков, творческих работ, рефератов, наглядных пособий, лучших тетрадей. Методическое объединение составляет план-график взаимных посещений уроков с целью совершенствования педагогического мастерства. Большое значение в работе методического объединения имеет квалифицированная помощь, наставничество в работе с молодыми специалистами.

Методический кабинет является структурным подразделением научно-методической службы школы.

Задачей деятельности кабинета является создание условий для совершенствования профессионального мастерства учителя, роста его творческого потенциала, направленного на формирование и развитие учащихся.

Документация методического кабинета:

Положение о методическом кабинете;

План развития кабинета;

План работы кабинета в каникулярное время.

Методический кабинет является структурным подразделением научно-методической службы школы.

Задачей деятельности кабинета является создание условий для совершенствования профессионального мастерства учителя, роста его творческого потенциала, направленного на формирование и развитие учащихся. Организация деятельности методического кабинета лицея осуществляется заведующим кабинетом и его заместителем, назначаемым директором школы. План работы методического кабинета утверждается ежегодно методическим советом школы. Отчет о проделанной работе заслушивается на заседании методического совета в конце учебного года.

Каждый учитель лицея может использовать в работе материалы фондов кабинета.

Функции методического кабинета:

1. Формирует банк передового педагогического опыта школы.

2. Осуществляет помощь учителям для научной организации труда, создает условия для оптимального доступа к любой необходимой информации.

3. Обеспечивает оперативную помощь в работе учителя и учащихся.

4. Проводит диагностику производственных проблем, планирует создание оптимальных условий для организации учебно-воспитательного процесса в лицее.

5. Организует анализ использования основных фондов кабинета.

6. Регулирует своевременный оборот основных фондов кабинета и их использование.

Аттестация педагогических работников — процедура, проводимая с целью определения соответствия уровня квалификации педагогического работника квалификационным требованиям

Основными принципами аттестации являются открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к аттестуемому педагогическому работнику; системность и целостность экспертных оценок.

Аттестация проводится не реже одного раза в пять лет после истечения срока предыдущей аттестации.

Основанием для проведения аттестации педагогического работника являются:

1) истечение срока предыдущей аттестации;

2) заявление педагогического работника об очередном повышении квалификационной категории;

3) заявление педагогического работника о досрочной аттестации с целью повышения категории;

4) решение педагогического совета, утвержденное приказом руководителя организации образования, о досрочной аттестации педагогического работника.

Аттестация педагогических работников осуществляется аттестационной комиссией.

Первый этап аттестации - тестирование.

Тестирование проводится в пунктах проведения единого национального тестирования.

Число тестовых вопросов для педагогических работников составляет 100:

1) знание законодательства Республики Казахстан — 20 вопросов;

2) основ педагогики и психологии — 20 вопросов;

3) основы предметных знаний — 40 вопросов;

4) методики преподавания и технологий обучения — 20 вопросов. Время тестирования составляет 150 минут.

При получении не менее 60% правильных ответов по каждому тесту результат считается положительным, при получении ниже 60 % — отрицательным.

В случае получения отрицательного результата по тестированию или в случае отсутствия на тестировании по уважительным причинам педагогический работник, продолжая педагогическую деятельность в текущем учебном году, проходит повторное тестирование не менее через шесть месяцев.

Педагогический работник, который по уважительным причинам не прошел тестирование, может проинформировать об этом аттестационную комиссию до окончания проведения тестирования с подтверждением соответствующих документов.

Уважительными причинами являются:

1) потеря трудоспособности на длительное время;

2) нахождения в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком;

3) нахождения в командировке, на работе по специальности за рубежом;

4) возобновление работы в должности, по которой присвоена квалификационная категория, независимо от причин ее прекращения.

Лица, достигшие пенсионного возраста, но продолжающие трудовую деятельность, проходят квалификационное тестирование на общих основаниях. От дальнейших этапов аттестации данные работники освобождаются при условии, что получены положительные результаты тестирования.

Второй этап аттестации педагогических работников на вторую, первую, высшую квалификационные категории в организации образования представляет собой аналитическое обобщение итогов педагогической деятельности аттестуемого и включает в себя:

1) анализ на основе предоставленных материалов;

2) определение уровня методического мастерства и коммуникативной культуры педагогических работников;

3) мониторинг и сравнительный анализ успеваемости и достижений обучающихся за последние 3 года;

4) составление итогового заключения аттестационной комиссии организаций.

Организация работы над проблемной темой.

Было время, когда школу, практику обучения и воспитания во многом противопоставляли науке, научному поиску. Наука, дескать, непрерывно ищет, борется против всякого застоя и окостенения, ей присуще творческое начало, а школа берет только устойчивое, бесспорное, отстоявшееся. На сегодняшнем этапе развития школы каждый учитель, настоящий и будущий, непременно сталкивается с необходимостью осуществлять педагогически грамотно научное исследование, непосредственно связанное с его профессиональной деятельностью.

Работе над проблемной темой предшествует длительный этап ее теоретического осмысления. Для того чтобы работа над проблемной темой носила действительно научный, исследовательский характер, а не была бы формальной, необходимо соблюдение ряда требований. Предлагаем памятку по работе над проблемной темой.

Ι этап. Выбор темы исследования.

При выборе темы исследования необходимо ответить на ряд вопросов:

1. Уяснить, в чем главная проблема, ее практический и общественный смысл.

2. Обдумать и обсудить с коллегами, является ли данная проблемная тема достаточной значимой в теоретическом и (или) практическом смысле, чтобы затратить усилия на работу над ней, нет ли уже готовых аналогов решения этой проблемы, не является ли она частью другой, более общей (какой именно, есть ли решение этой общей проблемы?).

3. В зависимости от предыдущего ответа, обдумать: Ваша работа будет носить теоретико-прикладной или практически-прикладной характер, а затем решить, располагаете ли Вы достаточными ресурсами (знаниями, источниками дополнительной информации, базой проведения исследования) для осуществления работы над проблемной темой в приемлемые сроки.

Формулировка темы исследования должна обязательно содержать проблему и указывать на конкретные действия (деятельность) в области исследования.

Не рекомендуется формулировать тему в виде назывного предложения. Например: «Агрессия подростков» или «Проблемное обучение». Возникает вопрос: «А зачем это нужно? Что будет исследователь конкретно изучать?», т.е. круг вопросов, подлежащих рассмотрению, может быть очень широк и неконкретен.

Название темы лучше начинать с отлагательного существительного («Выявление…», «Установление…», «Подготовка…», «Организация…», «Конструирование…», «Коррекция…» и т.д.), которое конкретизирует область исследования.

II этап. Написание «Введения».

Введение содержит:

а) обоснование актуальности Вашей темы исследования, которое включает:

Социальную актуальность, т.е. необходимо доказать, почему то, чем Вы будете заниматься, нужно обществу. При обосновании социальной актуальности можно сослаться на правительственные, нормативные документы, что позволит Вам более уверено говорить о значимости темы;

Психолого-педагогическую актуальность, которая предполагает краткий (мы подчеркиваем, - краткий ) обзор литературы по исследуемой проблеме с ее анализом. Необходимо проанализировать, что наработано в философской, психологической, педагогической, методической и др. литературе, что Вас устраивает, и что не удовлетворяет сегодняшним условиям;

Практическую актуальность, т.е. что не удается на практике, даже если есть теоретическое решение проблемы.

Таким образом, Вы выявите противоречие между должным и сущим, т.е. между тем, что надо и тем, что есть.

III этап. Определение логической структуры психолого-педагогического исследования и его научного аппарата.

Для четкого определения границ проблемной темы, уяснения того, чем Вы будете заниматься, необходимо определить: а) проблему; б) цель вашей работы; в) объект и предмет исследования; г) гипотезу; д) задачи.

Зачастую педагоги-практики не придают значения выделенным компонентам, считая их необязательными. Тем не менее, именно их выделение позволяет уточнить содержание деятельности, определить направление поиска, исключить лишнее и ненужное, сузить границы поиска в работе над проблемной темой, сосредоточить внимание на главном и существенном.

Проблема исследования - нечто неизвестное в науке (что очень существенно) и отражает противоречия процесса познания на его исторически определенном этапе. Сущность проблемы - противоречие между должным и сущим. Например, противоречие межу реальным и необходимым уровнем нравственно эстетической культуры школьников. Именно поиск путей разрешения соответствия между реальной и необходимой нравственно-эстетической культуры школьников составляет проблему исследования, т.е. проблема логически вытекает из противоречия.

Имеется немало фактов, когда исследователь считает тему актуальной и берется за ее решение, просто не зная, что есть уже разработанные рекомендации, наработанные материалы, выводы, и тогда работа сводится к внедрению рекомендаций психолого-педагогических наук. Выделение проблемы позволит Вам еще раз уточнить проблемную тему.

Объект исследования - это то педагогическое явление, процесс изучения сущности, свойств, отношений которого станет главным в Вашей работе.

Для простоты сказанного можно дать следующий совет: в проблемной теме необходимо выделить ключевое слово или ключевое словосочетание, которое и будет объектом. Иначе говоря, каждый из работающих над проблемной темой должен будет определить, что в самой теме представляет интерес для исследования.

Например, проблемная тема «Условия эффективного развития нравственной культуры школьников». Ключевое словосочетание - «нравственная культура», т.е. нас будет интересовать этот феномен, его свойства, составляющие, связи между ними.

Предмет исследования - это конкретные элементы, связи, отношения объекта, которые подлежат исследованию в работе над проблемной темой. Т.е. предмет исследования либо совпадает с объектом, либо уже его.

Попытаемся изобразить это в виде схемы.

Рисунок 6 - Элементы, связи, отношения объекта

Если изучаемый объект А состоит из взаимосвязанных элементов 1, 2, 3, то мы можем более детально изучить либо один из элементов, либо два, либо все три, либо связи и отношения между ними, либо условия оптимального функционирования системы А, и т.д.

Например, если объектом проблемной темы является содержание нравственно-эстетической культуры, то объектом может служить:

Процесс овладения учащихся этим содержанием;

Условия, необходимые для эффективного усвоения содержания;

Технология формирования нравственных компетенций школьников;

Организация взаимодействия учащихся по усвоению содержания и т.д.

Таким образом, объект и предмет исследования четко определяют границы работы над проблемной темой.

После определения объекта предмета проблемной темы необходимо сформулировать гипотезу будущей деятельности.

Гипотеза - это предположение, в котором заключается модель предстоящей работы, система мер, технология, за счет которых ожидается повысить эффективность педагогического процесса. Структура гипотезы выглядит следующим образом: «Если будут выполнены следующие условия (идет перечисление условий)…, то эффективность (результативность) педагогического процесса будет значительно выше существующей» (можно указать конкретно, в каких структурных новообразованиях личности (-ей), коллективов должны произойти положительные изменения).

Следующий шаг: формулирование задач (не более 3-4).

Среди них выделите следующие:

а) какова сущность изучаемого явления, его признаки, показатели, уровни проявления;

б) как определить уровень проявления изучаемого явления;

в) как организовать опытно-педагогическую работу по проверке основной идеи, заложенной в гипотезе.

Проиллюстрируем сказанное конкретными примерами: Проблемная тема «Развитие творческого потенциала личности учащегося ».

Противоречие между необходимостью общества в творческих личностях и уровнем развития творческого потенциала у выпускников школ.

Проблема: поиск путей развития творческого потенциала учащихся.

Цель: определить сущность и содержание творческого потенциала личности школьника и проверить на практике эффективность применения системы работы по его развитию.

Объект: содержание творческого потенциала личности школьников.

Предмет: процесс развития творческого потенциала личности школьников.

Гипотеза: если работа по развитию творческого потенциала личности школьника будет строиться адекватно его структуре и содержанию, то процесс взаимодействия человека с объективной реальностью будет осуществляться с учетом потребностей и способностей каждой из систем взаимодействия, что обеспечит более комфортное существование человека в мире.

Задачи:

Определить сущность, содержание и структуру творческого потенциала личности;

Выявить критерии, показатели, уровни развития творческого потенциала личности школьника;

Разработать и апробировать систему работы по развитию творческого потенциала школьников.

Примечание. Мы не настаиваем, что именно такие задачи будут присущи любому исследованию. Определение задач зависит от темы и цели исследования.

IV этап работы над проблемной темой:

Выделение основной идеи, на которой основывается исследование;

Указание документы, постановления государства, Правительства, философских, педагогических учений, которые послужат основой исследования;

Описание научной новизны и теоретической значимости исследования (что нового в области теории предполагается разработать, обосновать, выявить и т.д.).

Указание практической значимости работы (что будет создано, кем и где может быть использовано);

Планирование этапов работы над темой (теоретическое изучение и анализ состояния проблемы, разработка программ диагностики состояния исследуемого явления, составление программ опытно экспериментальной работы, ее реализация и др.);

Описание методов, соответствующих каждому из этапов.

V этап. Составление первичного представления об исследуемом явлении.

Первичное представление об исследуемом явлении можно получить двумя путями:

1) изучением соответствующей литературы и проведением ее анализа с учетом темы исследования;

2) построение «дерева» понятий.

План.
1. Понятие и сущность научно – методической деятельности преподавателя.
2. Функции и виды методической деятельности педагога.
3. Содержание научно – методической деятельности преподавателя педколледжа.

Литература:
1. Ерошина, В.И. Методическая деятельность педагога // Профессионал. – 2004. - № 3. – С. 21 – 24.
2. Семушина, Л. Г. Содержание и технологии обучения в ССУЗе / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. – М. : Владос, 2002. – 298 с.
3. Эрганова, Н. Е. Методика профессионального обучения / Н. Е. Эрганова. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 162 с.

1.Понятие и сущность научно - методической деятельности преподавателя.
Педагогическая деятельность преподавателя многогранна, сложна, трудоемка, в ней нет неизменных элементов. Все это требует постоянного поиска наиболее важного содержания, целесообразных форм, методов и средств обучения, эффективных путей сотрудничества с обучающимися в процессе обучения.
Составной частью совершенствования педагогического мастерства преподавателя является его научно – методическая работа.
Методическая работа – это одна из обязанностей преподавателя ССУЗа и направлена на разработку и совершенствование методики преподавания дисциплины.
Научно – методическая работа – это научное исследование, цель которого получение собственных, т.е. авторских выводов и результатов в области преподавания конкретной образовательной дисциплины и в рамках избранной темы (Е. Ю. Тепишкина).
Методическая деятельность в полной мере не исследовалась и не описывалась как самостоятельный вид профессиональной деятельности преподавателя. В педагогической литературе существуют три точки зрения на методическую деятельность.
Согласно первой точке зрения, методическая деятельность сводится к методической работе, связанной с самообразованием педагога, работой с дидактическими средствами, повышением квалификации в предметной области. Вторая – заключается в том, что к методической относят деятельность, связанную с обучением конкретному предмету. В этом случае авторы не рассматривают специфику в методической и обучающей деятельности педагога, а термины «методическая деятельность», «обучающая деятельность» используются как синонимы.
Исследователи, которые придерживаются третьей точки зрения, методическую деятельность представляют как совокупность относительно самостоятельных умений с четко выраженной спецификой в структуре профессионально-педагогической деятельности.
Педагоги-практики осознают специфику и важность методической деятельности. По значимости она занимает у них третье место вслед за преподаванием предмета и воспитанием. Мы рассматриваем методическую деятельность как самостоятельный вид профессионально-педагогической деятельности. При всем многообразии методик обучения, их дифференциации, разноплановости содержания обучения различным предметам в самых разных образовательных системах существуют общие теоретические основы выполнения, единая структура этого вида профессиональной деятельности педагога, общие основные процедуры выполнения методических разработок.
Главная цель научно – методической работы:
повышение профессиональной квалификации и научно – методического уровня педагогов;
обеспечение целостного педагогического процесса научно – обоснованными методическими материалами (программами, планами, учебными пособиями, дидактическими материалами и т. д.).
Цель методической деятельности – обслуживание практики обучения.
Методическую деятельность педагога нельзя наблюдать непосредственно. Анализу, наблюдению поддается обучающая деятельность педагога. Методическая деятельность, приемы и способы ее осуществления – это сложный мыслительный процесс. Для того чтобы разделить педагогический процесс и его обеспечение: методическое, материально-техническое или организационное, - необходимо определить отличия в их предмете деятельности.
Объектом методической деятельности педагога профессиональной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений и навыков.
Предмет методической деятельности составляют различные приемы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета. Эта деятельность проявляется опосредованно через методические продукты (результаты), созданные в ходе методического проектирования и конструирования.
Субъектами методической деятельности являются педагог или коллектив педагогов. Опыт педагога-новатора ассоциируется с конкретным методическим приемом, который сконструирован и удачно включен в собственную методическую систему. Высшими формами представления методического творчества в практике обучения являются его обобщение в различных публикациях, открытие собственных школ-семинаров преподавателей, защита научной работы по результатам исследования собственной научно-методической системы.
Продуктами (результатами) методической деятельности являются: методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы и т.д. Продуктами методической деятельности пользуются учащиеся на уроках.
Таким образом, под методической деятельностью следует понимать самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.

2.Функции и виды методической деятельности педагога.
Основными функциями методической деятельности преподавателя выступают:
аналитическая, связанная с анализом существующих методических разработок, материалов, опыта коллег;
проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;
конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков;
нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;
исследовательская – поиск новых форм и методов работы.
Виды методической деятельности.
В основу определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности.
Вид методической деятельности – это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование. К видам методической деятельности, выполняемым педагогами профессиональной школы, относятся:
-анализ учебно-программной документации, методических комплексов;
-методический анализ учебного материала;
-планирование системы уроков теоретического и практического обучения;
-моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;
-конструирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и практических умений;
-разработку методики обучения по предмету;
-разработку видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков;
-управление и оценку деятельности учащихся на уроке;
-рефлексию собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.
Названные виды методической деятельности, конечно, не охватывают всего многообразия методической практики профессионально-педагогических кадров. В процессе методической подготовки студенты овладевают теми видами, которые обеспечивают подготовку педагога к занятиям.

3.Содержание научно – методической деятельности преподавателя педагогического колледжа.
В качестве компонентов, составляющих содержание научно – методической деятельности преподавателя, можно выделить следующие:
-анализ профессиональной деятельности специалистов, выявление основных трудовых функций и профессиональных компетенций – разработка модели специалиста разработка модели профессиональной подготовки (учебных планов, программ и др.);
-разработка учебно – методического обеспечения преподаваемых дисциплин;
-совершенствование форм и методов обучения;
-индивидуализация обучения (индивидуальные задания и работы, индивидуализация заданий в коллективных формах работы, обучение по индивидуальным учебным планам);
-разработка заданий для самостоятельной работы студентов (обучающих программ, задач, упражнений, деловых игр и др.);
-разработка дидактических материалов для учебных занятий;
-методические разработки, как обобщение накопленного опыта по отдельной проблеме организации учебно – воспитательного процесса (методические рекомендации, методические пособия, учебные пособия, учебники;
-более сложный этап – методическая работа с элементами научного исследования: научные проекты, диссертации, участие в грантах, конкурсах, выставках.
О результатах своей научно – методической работы преподаватель докладывает на заседаниях предметно – цикловых комиссий, конференциях, заседаниях кафедры, педагогических чтениях, в периодической печати.
В колледже действует целостная методическая служба – это система взаимосвязанных мер, направленных на развитие творческого потенциала педагогических работников, их профессионального мастерства, в конечном счете – на повышение качества профессионального образования (В. И. Ерошина).
Можно выделить основные направления методической службы:
педагогическое: оказание практической помощи педагогам в совершенствовании методического мастерства, повышение квалификации, консультативная помощь преподавателям в научно – методическом обеспечении образовательных стандартов.
Управленческое: создание педагогического коллектива, способного к инновационным преобразованиям учебно – воспитательного процесса в условиях реализации государственного образовательного стандарта.
Научное: организация опытно – экспериментальной работы по апробации новых идей, концепций, программ развития образовательного учреждения.
Технологическое: анализ на диагностической основе педагогической деятельности, описание педагогического труда, осмысление перехода на новые педагогические технологии.
Главным органом методической службы являются предметно – цикловые комиссии. Предметно – цикловая комиссия – это общеколледжное объединение преподавателей определенного предмета или близких между собой предметов (например, общественных дисциплин, педагогики и психологии и др.).
Каждую предметно – цикловую комиссию возглавляет председатель, внутри них работают ведущие специалисты по отдельным дисциплинам. Вне предметно – цикловых комиссий существуют самостоятельные творческие группы и методические объединения (например, методическое объединение классных руководителей). Базовым компонентом предметно – цикловых комиссий являются преподаватели колледжа – исполнители научно – методической работы, которые работают в предметно – цикловых комиссиях, творческих группах и др. под руководством своих председателей или индивидуальных научных руководителей и консультантов.
В систему научно – методической деятельности колледжа включаются методический кабинет, библиотека, информационно – техническая служба, которая обеспечивает тиражирование авторских дидактических материалов, создание электронных презентаций обобщенного опыта, видеосъемку и др.
Вся научно – методическая работа проводится в строгом соответствии с годовым планом колледжа, курируется директором колледжа. Оперативное руководство осуществляет заместитель директора по научно – методической работе.
Научно – методическая система педагогического колледжа включает также внешнюю кооперацию:
-научные учреждения и вузы;
-различные органы и учреждения образования;
-органы и учреждения печати.
Также можно выделить основные формы методической работы:
-коллективные: педагогический совет, методический совет, методические объединения, методические комиссии, педагогические мастерские, экспериментальные лаборатории, предметно – цикловые комиссии.
-Индивидуальные: самообразование, курсы повышения квалификации (как минимум раз в пять лет) – краткосрочные – 72 часа, тематические и проблемные семинары – 72-100 часов, длительные – более 100 часов; индивидуальная работа педагога над повышением профессионального мастерства.
Таким образом, результатом научно – методической деятельности преподавателя является методический профессионализм – это мера и способ творческой саморегуляции личности в разнообразных видах общения и деятельности, направленных на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий.
4. Методические умения преподавателя.
Освоение методической деятельности проходит через формирование методических умений. Умение – это свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний. В соответствии с предметной сложностью и спецификой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать по нескольким группам. Приведем одну из возможных классификаций.
Первая группа методических умений связана с овладением дидактико-методическими основами профессиональной школы. Она включает:
1. Умение проводить анализ учебно-программной документации по обучению специалиста.
2. Умение подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы.
3. Умение выполнять логико-дидактический анализ содержания учебного материала, учебника.
4. Умение проводить методический анализ локального отрезка учебной информации.
5. Умение разрабатывать различные формы предъявления учебного материала: блок-схемы, алгоритмы решения технических задач, опорные конспекты и т.д.
6. Умение располагать учебный материал на доске, оформлять решение технических задач.
7. Умение разрабатывать комплексные методические приемы теоретического и практического обучения.
8. Умение разрабатывать различные формы определения уровня сформированности знаний и умений учащихся.
9. Умение разрабатывать различные формы учебной и учебно-практической деятельности учащихся.
10. Умение проводить анализ уроков теоретического производственного обучения.
Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения учебного материала. В нее входят:
1. Умение планировать систему уроков по изучаемой схеме на основе методического анализа.
2. Умение планировать учебную и учебно-производственную работу учащихся по профессиональной деятельности.
3. Умение конструировать учебные и практические задачи и отбирать соответствующие учебные действия и практические операции.
4. Умение организовывать деятельность учащихся на уроке и управлять ею.
5. Умение применять методы теоретического и производственного обучения.
6. Умение анализировать методические разработки.
Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения и предполагает:
1. Умение применять методические рекомендации, методики и технологии обучения на практике.
2. Умение создавать вариативную методику обучения в зависимости от целей и реальных условий обучения.
3. Умение создавать собственную методическую систему обучения и представлять ее в методических рекомендациях.
Методические умения могут быть сформированы на определенных уровнях.
Первый уровень сформированности методических умений характеризуется осознанием цели выполнения того или иного методического приема, осмыслением его операционного состава и выполнением по образцу, предложенному в методических рекомендациях. На этом уровне формируются методические умения в процессе изучения предмета «Методика профессионального обучения».
Второй уровень – применение отдельных методических приемов или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного учебного заведения. Методические умения этого уровня приобретаются будущими педагогами профессиональной школы на педагогической практике.
Третий уровень характеризуется переносом отдельных методических приемов, их комплексов и видов методической деятельности на новые предметные области. Перенос чаще всего осуществляется на основе осознания целей и использования сформированной ориентировочной основы методической деятельности и методического творчества. Нетрудно заметить, что этот уровень представляет методическая деятельность педагога-практика.
Таким образом, научно – методическая деятельность является неотъемлемой частью профессиональной деятельности преподавателя педагогического колледжа и направлена на совершенствование методики преподавания читаемой дисциплины.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!