Человек с головой быка: биография и образ мифического существа. Минотавр — чудовище из критского лабиринта

Изображения богов с зооморфными и антропогенными признаками – головами зверей и человеческими телами – встречаются у разных народов.

Совместной австрало-американской экспедицией, изучавшей наскальные рисунки первобытных людей, в Австралии и Южной Африке было обнаружено более пяти тысяч изображений каменного века, среди которых встречаются наброски полулюдей-полуживотных – с туловищем льва и головой человека или с головой быка и человеческим торсом. Рисунки неведомых созданий, обнаруженные экспедицией, сделаны не менее 32 тысяч лет назад. Антрополог из Кембриджа Кристофер Чиппендейл и историк из Сиднея Пол Такон, изучавшие древние петроглифы, пришли к выводу, что первобытные художники рисовали загадочных существ «с натуры», то есть изображали то, что видели собственными глазами. Примечательно, что доисторические австралийцы и африканцы, обитавшие на разных континентах, украшали свои пещеры рисунками одних и тех же существ.

В Австралии ученые нашли изображения кентавров, хотя достоверно известно, что лошади на этом отдаленном материке не водились. Как удалось австралийским аборигенам изобразить коня с торсом человека, неизвестно. Остается предположить, что в незапамятные времена на нашей планете гибриды людей и животных действительно существовали.

Вероятно, все эти загадочные существа – результат генетических экспериментов пришельцев. Более того, создаваемые в «пробирке» гибриды были разумными. Например, бог Тот считался у египтян ученым:

Сын бога Крона и Филиры кентавр Хирон, обученный Аполлоном и Артемидой охоте, врачеванию, музыке и прорицательству, был учителем героев греческих мифов – Ахилла, Асклепия, Кастора, Полидевка, Ясона.

Кентавры в греческой мифологии – существа с телом коня и человеческим торсом (встречаются также изображения гибридов с торсом мужчины и телом быка, осла, овцы или козла).

Согласно греческим преданиям, кентавры обитали в горах Фессалии и Аркадии и были, за исключением Хирона и Фола, существами дикими и буйными. Одно из самых известных деяний кентавров – попытка похитить Гипподамию, невесту царя лапифов Пирифоя. В сражении с лапифами они были разбиты. Легенды рассказывают, что люди-кони пришли в Грецию с гор, но из-за непомерной тяги к спиртному были изгнаны из Эллады людьми.

На великолепно сохранившейся фреске индейцев майя, обнаруженной в одном из храмов города Бонампак в мексиканском штате Чьяпас, можно увидеть странных богов со жвалами вместо рта и крокодильими мордами. Подобные изображения встречаются у ольмеков, тольтеков, ацтеков.

До сотворения человека гибриды человекозверя или животные, наделенные разумом, были своего рода обслуживающим персоналом богов и выполняли некоторые хозяйственные функции. В Египте около селения Дейр-эль-Медине был открыт поселок строителей фиванского некрополя. Среди них были писцы и художники, расписывавшие стены гробниц. Древние египетские мастера оставили черновые наброски и эскизы рисунков, выполненные на глиняных обломках или плитках известняка, впоследствии названных известным французским египтологом Гастоном Масперо «остраконами». При раскопках было обнаружено около 5 тысяч рисунков, изображающих сцены из жизни египтян. Многие из них ставят ученых в тупик. Например, в египетском папирусе, хранящемся в Британском музее, изображены шакалы, которые охраняют козлят. Оба «пастуха» идут на задних лапах, несут за спинами корзинки. Шествие замыкает шакал, играющий на флейте. Впереди всей группы выступает на задних лапах кот и погоняет хворостинкой гусей. На другом рисунке изображен даже «шахматный турнир» между львом и газелью: они сидят в креслах перед доской; лев оскалился, словно что-то говорит, делая ход; газель «всплеснула руками» и выпустила фигуру.

Франсуа Шампольон, который первым расшифровал и прочитал египетские иероглифы, считал, что такие рисунки – своеобразная политическая сатира. Но нет никаких данных о существовании этого литературного жанра у древних египтян.

Некоторые статуэтки изображают загадочных животных, которые повелевают людьми или диктуют что-то писцам.

Люди с собачьей головой изображались и на старых православных иконах – Святой Христофор

О людях с собачьими или шакальими головами как о реальных существах писали Плиний, Павел Диакон, Марко Поло, Адам Бременский. Анубис, в верованиях древних египтян первоначально бог смерти, покровитель мертвых, а также некрополей, погребальных обрядов и бальзамирования, обычно изображался в облике волка, шакала или человека с головой шакала. Бог мудрости Тот изображался как человек с головой ибиса или павиана, богиня Сохмет – как женщина с головой львицы, и т. д. Убийство священного животного наказывалось у египтян смертью. Священных животных и птиц после смерти бальзамировали и хоронили на особых кладбищах.

В начале 1960-х годов при строительстве автомобильной дороги в Крыму бульдозер вывернул на поверхность земли каменный «ящик». Рабочие вскрыли крышку саркофага: в нем оказался человеческий скелет с головой барана, причем костяк был цельным, голова составляла единое целое со скелетом. Дорожный мастер вызвал археологов, экспедиция которых работала неподалеку. Те, взглянув на кости, решили, что дорожники подшутили над ними, и тут же уехали. Убедившись, что находка не представляет какой-либо исторической ценности, рабочие сровняли саркофаг с землей.

Археологи иногда находят древние захоронения, в которых перемешаны кости животных и человека, а также скелеты разных зверей, причем часто в могиле отсутствует человеческая голова или имеется неполный комплект костей животных. Считается, что это останки жертвенных даров. Но вполне возможно – это гибриды, созданные пришельцами.

Необычные артефакты обнаруживаются в самых разных районах мира. Недалеко от Глауберга в 1997 году было открыто поселение кельтов V века до н. э. Там, в разграбленном в Средние века кургане, немецкие археологи нашли статую кельтского вождя высотой 1,8 метра. Воин изображен в кольчуге, со щитом римского образца. А голову вождя украшают огромные «заячьи» уши.

Любопытно, что изображения людей с длинными ушами встречаются довольно часто, причем в районах, значительно удаленных друг от друга. Подобные рисунки имеются на скале у реки Иордан, на погребальном ящике, найденном в Горном Алтае. Огромные уши венчают головы «каменных баб» в Красноярском крае и Хакасии, а также китайские статуэтки демонов.

Мифы о человекообразных животных сохранились у многих народов. В греческой мифологии Минотавр, чудовище с человеческим телом и головою быка, был рожден Пасифаей, женой царя Миноса, от быка, посланного Посейдоном на Крит для заклания. Минос отказался принести быка в жертву, тогда Посейдон внушил Пасифае противоестественную страсть к животному. Плод их связи, Минотавр, был заточен в подземный лабиринт, построенный Дедалом. Ежегодно ему приносили в жертву семь юношей и девушек, посылаемых афинянами в качестве подати Миносу и как искупление за убийство сына Миноса в Аттике. Страшное чудовище пожирало несчастных. Афинский царевич Тесей добровольно отправился на Крит в числе предназначенных на съедение Минотавром, убил чудовище и с помощью нити влюбленной в него царской дочери Ариадны выбрался из лабиринта.

Особенно часто изображения, рельефы и статуи быков с человеческими головами встречаются у ассирийцев и персов.

Пришельцы проводили эксперименты по гибридизации самых разных животных. Историк Эвсебий, основываясь на более древних источниках, так описывает монстров, которых создавали боги в незапамятные времена:

Человеческие существа с козлиными бедрами и рогами на голове; другие – наполовину люди, наполовину лошади (кентавры); быки с человеческими головами; похожие на собак создания с рыбьими хвостами; лошади с собачьими головами и другие существа, похожие на драконов.

В 1850 году знаменитый французский археолог Огюст Марриет обнаружил в районе пирамиды Саккара огромные сводчатые склепы (так называемые крипты), в которых сохранились сотни саркофагов, высеченных из цельных кусков гранита. Их размеры удивили ученых: длина – 3,85 метра, ширина – 2,25 метра, высота – 2,5 метра, толщина стенок – 0,42 метра, толщина крышки 0,43 метра; общий вес «гроба» и крышки составлял около 1 тонны.

Внутри саркофагов находились измельченные останки животных, перемешанные с вязкой жидкостью, похожей на смолу. В некоторых захоронениях были найдены маленькие статуэтки с изображениями древних богов. Изучив фрагменты тел, Марриет пришел к выводу, что это гибриды самых разнообразных животных. Древние египтяне верили в жизнь после смерти и были убеждены, что живое существо может возродиться, только если его тело будет забальзамировано и сохранит свой внешний облик. Они боялись созданных богами существ и, чтобы воспрепятствовать воскрешению монстров в новой жизни, расчленили их тела на мелкие куски, поместили в гробы, залили смолой, а сверху закрыли массивными крышками.

При раскопках в пустыне Гоби бельгийский ученый Фридрих Мейснер обнаружил человеческий череп с рогами. Вначале он предположил, что рога каким-то образом врезаны в череп, то есть проведена их трансплантация, но исследования патологоанатомов показали, что это естественные образования: они сформировались и росли при жизни этого существа.

Несколько человеческих черепов с рогами, подобно этому:были обнаружены в могильном холме в Графстве Бредфорд, Штат Пенсильвания, в 1880-ых. За исключением костистых выростов, расположенных приблизительно два дюйма выше бровей, люди, которым скелеты принадлежали, были анатомически нормальны, хотя были семи футов роста. Было оценено, что тела были захоронены примерно в 1200 г. от Р.Х. Кости были посланы Музею Исследования Американцев в Филадельфии, где благополучно сгинули, чтобы никогда больше не появиться.

Аналогичные черепа были найдены израильской археологической экспедицией под руководством профессора Хаима Расмона при раскопках развалин Субейта. В самых нижних культурных слоях, относящихся к бронзовому веку, археологи обнаружили человеческие скелеты, черепа которых венчали рога. Они держались в черепах настолько прочно, что специалисты не могли прийти к однозначному выводу, выросли рога естественным путем или были каким-то образом «вживлены». Изображения и рельефы людей с рогами встречаются и в других регионах мира, например, в Перу.

Доктор биологических наук П. Мариковский, изучая наскальные рисунки каменного века в западных отрогах Джунгарского Алатау на территории Междуречья, обнаружил изображения явных мутантов: горных козлов с двумя головами; козлов с длинными хвостами, как у волков; неизвестных животных с прямыми, как палки, рогами; лошадей с горбами, как у верблюда; лошадей с длинными рогами; верблюдов с рогами; кентавров.

Наскальные рисунки, рельефы, скульптуры, изображающие гибридных животных, можно увидеть в разных уголках земного шара у различных народов. Особенно распространены изображения сфинкса – существа с человеческой головой и туловищем какого-либо животного (льва, змеи, собаки и др.), иногда с крыльями орла. Египтяне изображали три вида сфинксов: с головой человека и телом льва, с головой барана и с головой сокола. Древние греки создавали образы полудев-полульвиц.

Возможно, пришельцы проводили генетические эксперименты по созданию гуманоидов, а также различных гибридов людей и животных в Средние века. В летописях монголов сохранились любопытные свидетельства о необычных детях:

У хагана по имени Сарва, который был сыном Кушала, хагана индийской Магады, младший из пяти сыновей родился с волосами бирюзового цвета, руки и ноги его были плоскими; глаза его закрывались снизу вверх…

Так как Дува Сохор имел единственный глаз посредине лба, то он мог видеть на расстоянии трех кочевок.

О появлении на свет различных уродцев сообщали средневековые ученые: А Паре, У. Альдрованди, Ликосфен. Имеются сведения о рождении детей с головой кошки, собаки, а также с телом рептилии.

В настоящее время в СМИ приводятся многочисленные сведения о рождении детей-уродцев с жабрами, с кошачьими, вертикально расположенными зрачками, циклопов с одним глазом во лбу, с перепонками между пальцами рук и ног, с зеленой или синей кожей. В марте 2000 года появилось сообщение о том, что в Индии, в одной из больниц города Поллачи (штат Тамил-Над), родилась «русалка» – девочка с рыбьим хвостом вместо ног. Прожила она очень недолго, ее тело было передано в одно из медицинских учреждений для изучения. В марте 2001 года информационное агентство «Ананова» сообщило, что в Индии, неподалеку от Параппанангади, у обычной овечки родился странный детеныш. У необычного ягненка на теле не было шерсти, а нос, глаза, рот, язык и зубы были похожи на человеческие, причем вся его мордочка в целом напоминала лицо лысого мужчины в темных солнцезащитных очках. Мутант (или гибрид?) прожил всего несколько часов после рождения. Возможно, все эти уродцы – отголоски проводимых пришельцами в далеком прошлом опытов над людьми. Не исключен и другой вариант – генетические эксперименты на нашей планете продолжаются.

No related links found



«Но, по словам Филохора, критяне отвергают это предание и говорят, что Лабиринт был обыкновенной тюрьмой, где заключенным не делали ничего дурного и только караулили их, чтобы они не убежали, и что Минос устраивал гимнические состязания в память об Андрогее, а победителю давал в награду афинских подростков, до поры содержавшихся под стражею в Лабиринте. На первых состязаниях победил военачальник по имени Тавр, пользовавшийся тогда у Миноса величайшим доверием, человек грубого и дикого нрава, обходившийся с подростками высокомерно и жестоко. Аристотель в „Государственном устройстве Боттии“ также совершенно ясно дает понять, что не верит, будто Минос лишал подростков жизни: они, полагает философ, успевали состариться на Крите, неся рабскую службу. »

Согласно историку Демону, полководец Тавр завязал в гавани бой с Тесеем и был убит . Плутарх приводит сведения от разных историков, из которых можно почерпнуть, что у царя Миноса был такой военачальник Тавр, погибший в войне с афинянами, а все остальные подробности, видимо продукт мифотворчества, как считали ученые поздней античности.

По Павсанию, его настоящее имя было Астерий («звёздный») - сын Миноса, побежденный Тесеем .

На вазах его тело усеяно звездами либо испещрено глазами, на монете из Кносса изображался в маске быка .

В микенских текстах упомянута богиня da-pu 2 -ri-to-jo po-ti-ni-ja (Laburinthoio Potnia , «владычица Лабиринта») .

Толкования

По одной из гипотез, миф о Минотавре заимствован из Финикии , где Молох изображался также с бычьей головой и требовал человеческих жертв. Убийство Минотавра знаменует уничтожение его культа.

По мнению ряда современных историков , история Минотавра является зашифрованным повествованием о столкновении индоевропейских культур с культурами автохтонных «народов моря » (почитавших быка), победителем в котором оказались индоевропейцы.

В романе Мэри Рено «Тесей» жертвоприношение Минотавру трактовано с сугубо реалистической точки зрения - с ее точки зрения, жертв заставляли участвовать в жертвоприношении - «бычьей пляске» (протокорриде), изображения которой можно увидеть на критских фресках.

См. также

Напишите отзыв о статье "Минотавр"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Минотавр

Наташе было 16 лет, и был 1809 год, тот самый, до которого она четыре года тому назад по пальцам считала с Борисом после того, как она с ним поцеловалась. С тех пор она ни разу не видала Бориса. Перед Соней и с матерью, когда разговор заходил о Борисе, она совершенно свободно говорила, как о деле решенном, что всё, что было прежде, – было ребячество, про которое не стоило и говорить, и которое давно было забыто. Но в самой тайной глубине ее души, вопрос о том, было ли обязательство к Борису шуткой или важным, связывающим обещанием, мучил ее.
С самых тех пор, как Борис в 1805 году из Москвы уехал в армию, он не видался с Ростовыми. Несколько раз он бывал в Москве, проезжал недалеко от Отрадного, но ни разу не был у Ростовых.
Наташе приходило иногда к голову, что он не хотел видеть ее, и эти догадки ее подтверждались тем грустным тоном, которым говаривали о нем старшие:
– В нынешнем веке не помнят старых друзей, – говорила графиня вслед за упоминанием о Борисе.
Анна Михайловна, в последнее время реже бывавшая у Ростовых, тоже держала себя как то особенно достойно, и всякий раз восторженно и благодарно говорила о достоинствах своего сына и о блестящей карьере, на которой он находился. Когда Ростовы приехали в Петербург, Борис приехал к ним с визитом.
Он ехал к ним не без волнения. Воспоминание о Наташе было самым поэтическим воспоминанием Бориса. Но вместе с тем он ехал с твердым намерением ясно дать почувствовать и ей, и родным ее, что детские отношения между ним и Наташей не могут быть обязательством ни для нее, ни для него. У него было блестящее положение в обществе, благодаря интимности с графиней Безуховой, блестящее положение на службе, благодаря покровительству важного лица, доверием которого он вполне пользовался, и у него были зарождающиеся планы женитьбы на одной из самых богатых невест Петербурга, которые очень легко могли осуществиться. Когда Борис вошел в гостиную Ростовых, Наташа была в своей комнате. Узнав о его приезде, она раскрасневшись почти вбежала в гостиную, сияя более чем ласковой улыбкой.
Борис помнил ту Наташу в коротеньком платье, с черными, блестящими из под локон глазами и с отчаянным, детским смехом, которую он знал 4 года тому назад, и потому, когда вошла совсем другая Наташа, он смутился, и лицо его выразило восторженное удивление. Это выражение его лица обрадовало Наташу.
– Что, узнаешь свою маленькую приятельницу шалунью? – сказала графиня. Борис поцеловал руку Наташи и сказал, что он удивлен происшедшей в ней переменой.
– Как вы похорошели!
«Еще бы!», отвечали смеющиеся глаза Наташи.
– А папа постарел? – спросила она. Наташа села и, не вступая в разговор Бориса с графиней, молча рассматривала своего детского жениха до малейших подробностей. Он чувствовал на себе тяжесть этого упорного, ласкового взгляда и изредка взглядывал на нее.
Мундир, шпоры, галстук, прическа Бориса, всё это было самое модное и сomme il faut [вполне порядочно]. Это сейчас заметила Наташа. Он сидел немножко боком на кресле подле графини, поправляя правой рукой чистейшую, облитую перчатку на левой, говорил с особенным, утонченным поджатием губ об увеселениях высшего петербургского света и с кроткой насмешливостью вспоминал о прежних московских временах и московских знакомых. Не нечаянно, как это чувствовала Наташа, он упомянул, называя высшую аристократию, о бале посланника, на котором он был, о приглашениях к NN и к SS.
Наташа сидела всё время молча, исподлобья глядя на него. Взгляд этот всё больше и больше, и беспокоил, и смущал Бориса. Он чаще оглядывался на Наташу и прерывался в рассказах. Он просидел не больше 10 минут и встал, раскланиваясь. Всё те же любопытные, вызывающие и несколько насмешливые глаза смотрели на него. После первого своего посещения, Борис сказал себе, что Наташа для него точно так же привлекательна, как и прежде, но что он не должен отдаваться этому чувству, потому что женитьба на ней – девушке почти без состояния, – была бы гибелью его карьеры, а возобновление прежних отношений без цели женитьбы было бы неблагородным поступком. Борис решил сам с собою избегать встреч с Наташей, нo, несмотря на это решение, приехал через несколько дней и стал ездить часто и целые дни проводить у Ростовых. Ему представлялось, что ему необходимо было объясниться с Наташей, сказать ей, что всё старое должно быть забыто, что, несмотря на всё… она не может быть его женой, что у него нет состояния, и ее никогда не отдадут за него. Но ему всё не удавалось и неловко было приступить к этому объяснению. С каждым днем он более и более запутывался. Наташа, по замечанию матери и Сони, казалась по старому влюбленной в Бориса. Она пела ему его любимые песни, показывала ему свой альбом, заставляла его писать в него, не позволяла поминать ему о старом, давая понимать, как прекрасно было новое; и каждый день он уезжал в тумане, не сказав того, что намерен был сказать, сам не зная, что он делал и для чего он приезжал, и чем это кончится. Борис перестал бывать у Элен, ежедневно получал укоризненные записки от нее и всё таки целые дни проводил у Ростовых.

Однажды вечером, когда старая графиня, вздыхая и крехтя, в ночном чепце и кофточке, без накладных буклей, и с одним бедным пучком волос, выступавшим из под белого, коленкорового чепчика, клала на коврике земные поклоны вечерней молитвы, ее дверь скрипнула, и в туфлях на босу ногу, тоже в кофточке и в папильотках, вбежала Наташа. Графиня оглянулась и нахмурилась. Она дочитывала свою последнюю молитву: «Неужели мне одр сей гроб будет?» Молитвенное настроение ее было уничтожено. Наташа, красная, оживленная, увидав мать на молитве, вдруг остановилась на своем бегу, присела и невольно высунула язык, грозясь самой себе. Заметив, что мать продолжала молитву, она на цыпочках подбежала к кровати, быстро скользнув одной маленькой ножкой о другую, скинула туфли и прыгнула на тот одр, за который графиня боялась, как бы он не был ее гробом. Одр этот был высокий, перинный, с пятью всё уменьшающимися подушками. Наташа вскочила, утонула в перине, перевалилась к стенке и начала возиться под одеялом, укладываясь, подгибая коленки к подбородку, брыкая ногами и чуть слышно смеясь, то закрываясь с головой, то взглядывая на мать. Графиня кончила молитву и с строгим лицом подошла к постели; но, увидав, что Наташа закрыта с головой, улыбнулась своей доброй, слабой улыбкой.
– Ну, ну, ну, – сказала мать.
– Мама, можно поговорить, да? – сказала Hаташa. – Ну, в душку один раз, ну еще, и будет. – И она обхватила шею матери и поцеловала ее под подбородок. В обращении своем с матерью Наташа выказывала внешнюю грубость манеры, но так была чутка и ловка, что как бы она ни обхватила руками мать, она всегда умела это сделать так, чтобы матери не было ни больно, ни неприятно, ни неловко.

Миф о Минотавре с головой быка, живущем в лабиринте и пожирающем людей, и об отважном Тесее, победившем чудовище и вышедшим невредимым из лабиринта с помощью нити Ариадны.

Значение имени Минотавр

В греческой мифологии Минотавр был чудовищем с телом человека, головой и хвостом быка. Минотавр был плодом любви критской царицы Пасифаи, женой царя Миноса, и быком, посланным самим Посейдоном. В связи с жутким видом Минотавра, царь Минос приказал мастеру Дедалу и его сыну Икару построить огромный лабиринт, в котором чудовище будет скрываться от людей. Минотавр жил в лабиринте, а афиняне, в качестве выкупа за убитого сына Миноса, должны были ежегодно присылать юношей и девушек на съедение чудовищу. Афинскому герою Тесею удалось убить его.

Слово Минотавр состоит из древнегреческого имени «Минос» и существительного «бык». Таким образом оно означает «бык Миноса». Настоящее имя Минотавра было Астерий, от древнегреческого «Астерион», что означает созвездие быка Телец.

Царь Минос и бык из моря

Царь Минос был одним из трёх сыновей от союза бога Зевса и Европы. Зевс принимал разные облики: змея, быка, орла, лебедя. Когда он был в облике быка, он соблазнил Европу. Астерион, царь Крита, взял Европу в жёны вместе с сыновьями Зевса и воспитывал мальчиков, как своих. Когда Астерион умер, он не успел завещать, кому из сыновей царствовать на троне: Миносу, Сарпедону или Радаманту. Имя Минос фактически означает царя, и ему суждено было стать королём Крита. Но восхождение Миноса к власти было трудным, так как ему нужно было опередить соперников братьев. Минос утверждал, что его избрали боги, чтобы править, и он имеет их поддержку. Он хвастался, что может доказать это, и молился богам. В один прекрасный день Минос молился и пообещал, что принесёт в жертву быка. Посейдон послал ему из моря великолепного быка, что подтвердило претензии Миноса на царствование. Уже никто не осмеливался бросить вызов благосклонности богов, и особенно, могучего Посейдона, управляющего всеми морями. Минос изгнал своих братьев с Крита и занял престол. Три брата вновь объединились в загробной жизни, став судьями в аду. Их задачей стало судить умерших и определять их размещение в аду на основании заслуг при жизни.

Царь Минос не выполнил обещание принести в жертву богам быка, посланного Посейдоном, а пожертвовал обычного быка. Величественного быка он оставил у себя. За высокомерие Посейдон наказал его тем, что привил жене царя Миноса Пасифае страсть к быку, вышедшему из моря. По другой версии, Посейдон, возмущенный спесью и неуважением Миноса, пошёл к Афродите, и та прокляла Пасифаю, наградив её страстью к быку.

Пасифая и рождение Минотавра

Царица Крита Пасифая, страдающая от страсти к быку, обратилась за помощью к мастеру Дедалу и его сыну Икару. Дедал построил для неё деревянную корову, которую обтянул шкурой реальной коровы, и прикрепил к ней колёса. Царица Пасифая забралась внутрь деревянной коровы и её отвезли на луг, где пасся бык. Там она соединилась с быком, и от этого союза родился Минотавр, человек с головой и хвостом быка. Царица назвала его Астерий (от созвездия быка Телец). Когда мальчик стал подрастать, на его голове выросли рога и лицо превратилось в бычью морду. Увидев это, Минос понял, что наказан богами через участь жены, но оставил Пасифаю, а Дедала и Икара за их помощь царице сделал рабами. Когда Астерий вырос, Пасифая была уже не в состоянии прокормить его, ему нужен был другой источник пищи, так как он был ни мужчина и ни зверь. Он начал есть людей. По совету оракула, царь Минос должен был скрыть его от людей. Он приказал Дедалу и Икару построить огромный лабиринт, поселил в него сына и назвал Минотавром.

Смерть Андрогея и дань афинян

В то время, когда строился лабиринт, Минос узнал, что их с Пасифаей сын, Андрогей был убит афинянами. Минос обвинил афинян в смерти своего единственного сына и уничтожении его семейной линии. Он начал преследовать их, пока они не согласились за смерть сына платить дань. Минос потребовал, чтобы афиняне в качестве дани ежегодно присылали семь девушек и семь юношей, которых будут отправлять в лабиринт на съедение Минотавру. В некоторых источниках говорится, что отбирались самые красивые мужчины и только девственные девушки. Убийство Андрогея наслало жестокую чуму на Афины. После консультации с Дельфийским оракулом, афинянский король Эгей узнал, что, только отправляя дань Миносу на Крит, можно спасти Афины. Тогда афиняне согласились.

Смерть Минотавра

Сын царя Эгея, Тесей, добровольно напросился в третью партию дани. Он уверял отца и все Афины, что убьёт Минотавра. Юноша пообещал, что на пути домой поднимет белые паруса, если станет победителем, а если чудовище убьёт его, то экипаж вернётся под чёрными парусами. Когда Тесей прибыл на Крит, он сразу обратил на себя внимание сводной сестры Минотавра Ариадны, дочери царя Миноса и Федры. Ариадна влюбилась в Тесея и помчалась к Дедалу, чтобы он сказал ей, как можно выбраться из лабиринта. Следуя инструкции Дедала, она вручила Тесею клубок из длинной нити, прежде чем он вошёл в лабиринт. Тесей привязал конец нити Ариадны ко входной двери и пошёл в лабиринт. Он нашёл Минотавра в дальнем углу и в битве победил его. По одним версиям, убил кулаком, по другим, мечом Эгея. Благодаря дару Ариадны, Тесей и остальные жертвы смогли выбраться из лабиринта. Тесей просто следовал за нитью Ариадны, пока не вышел к двери. Опасаясь гнева Миноса, Тесей вместе с другими афинянами, Ариадной и Федрой быстро отплыл в Афины.

Путь домой

Тесей по пути домой оставил Ариадну на острове Наксос. Бог Дионис заставил Тесея отказаться от Ариадны, так как она понравилась ему. В результате Ариадна стала женой Диониса, а Тесей отплыл домой, и, опечаленный, забыл изменить паруса на белый цвет. Отец Тесея, царь Эгей, увидев издали чёрные паруса, убил себя от горя, прыгнув со скалы в море. Тесей стал новым афинским царём, а именем отца назвал Эгейское море.

Изображения мифа в искусстве

Миф о Тесее и Минотавре нашёл широкое отражение в изображениях на древней керамике. Большинство сцен показывают бой Тесея с Минотавром. Сам миф воплощал собой борьбу между человеческим и нечеловеческим, естественным и неестественным. Существуют критские монеты, на обратной стороне которых изображено строительство лабиринта. Миф о лабиринте и Минотавре свидетельствует о почитании быков на Крите и об архитектурной сложности критских дворцов.

Мифологические существа народов мира [Магические свойства и возможности взаимодействия] Конвей Динна Дж.

11. Мистические быки и полубыки-полулюди

В древней культуре и живописи часто можно видеть образы полулюдей-полубыков. Наиболее известным из них является Минотавр. Некоторые из этих существ в большей степени напоминали людей, у других было больше черт быка. Эти образы символизируют желание человека контролировать свои животные эмоции и инстинкты.

Минотавр

Минотавр, живший на острове Крит, является одним из видов человека-быка. Согласно легенде, это существо появилось на свет в результате союза критской царицы Пасифаи и минойского священного быка. Имя Минотавра происходит от tauros , что означает «священный бык», и имени Минос, имеющего значение «посвященный Луне».

В древности на Крите существовала традиция приносить в жертву богу морей Посейдону великолепного белого быка. Царь Минос (Лунный царь), однако, пожелал оставить быка себе, а вместо него в качестве жертвоприношения выбрал другого. Этот обман поверг Посейдона в ярость, и месть бога морей не заставила себя ждать – он внушил жене царя Пасифае пылкую страсть к белому быку. Чтобы удовлетворить свое желание, царица приказала ремесленнику Дедалу изготовить корову, внутри которой она затем спряталась и вступила в связь с животным.

Когда Пасифая забеременела, у царя Миноса не возникло ни малейшего подозрения, но как только родился ребенок с головой быка, Минос сразу же понял, что был наказан Посейдоном. Он не посмел убить странное существо из страха навлечь на себя еще большее божественное возмездие.

Минотавр оказался жестоким существом; когда он вырос, он стал требовать, чтобы его кормили человеческим мясом. В конечном счете, Миносу пришлось построить знаменитый подземный лабиринт, в котором он заточил Минотавра. Он учредил знаменитые ежегодные танцы быков, на которые должны были съезжаться молодые люди со всех концов его империи. Танцорам, которым удавалось перехитрить Минотавра, жаловалась роль акробата, вскакивающего на спину быку и исполнявшего акробатические танцы для толп зрителей. Те же, кому не удавалось обмануть Минотавра, умирали у него на руках в лабиринте. В конце концов, Минотавра убил греческий герой Персей.

Минотавр

Во время определенных праздников священные греческие наездники быков исполняли перед толпами критян особые танцы и акробатические номера с настоящим священным быком. Позже их отчаянные движения вошли в классическую школу современных боев с быками. Этот танец со священным быком посвящался Посейдону, критскому царю Миносу и легендарному Минотавру. Наездники быков иногда носили маски быка в честь Минотавра, однако во время исполнения священного танца они никогда их не надевали.

Минотавр олицетворяет животные страсти людей, которые необходимо уравновешивать духовным осмыслением, иначе они могут вырваться из-под контроля.

: преобладание в людях животных аспектов.

Магические свойства : символизирует сверхъестественную силу; защиту. Защищают людей без мести, с помощью духовной силы.

Другие быки с человеческими головами

Изображения людей с бычьими головами впервые появились в третьем тысячелетии до о. э. в империях Среднего Востока. На цилиндрических печатях той эры четко изображен мужчина с рогатой головой быка. Иногда этих людей-быков изображали в схватке с героями. На протяжении старовавилонского и касситского периодов этих Людей-быков изображали не только в процессе битве, но и в качестве слуг бога Солнца Шамаша. Во время новоассирийского периода Людей-быков изображали держащими в руках или поддерживающими крылатый диск – символ Шамаша. От шумерского слова gud-alim произошло название kusarikki, которым обозначали человека с бычьей головой, а также быка с человеческой головой.

Индийский бог Яма также иногда появлялся с головой быка. Повелитель Смерти Яма был владыкой подземного царства, судьей умерших и богом правды и добродетели. Его женой была его сестра-близнец Ями. Индийцы утверждают, что Яма судит дхарму (земной долг) людей. Его также называли Питрипати (отец отцов), Сраддахева (бог похорон), Самана (уравниватель) и Дандадхара (бьющий или наказывающий). Его всегда сопровождали пятнистые сторожевые псы с четырьмя глазами. Индусы полагают, что сейчас Яма живет в столице своего царства Ямапуре.

Дионис в своей ранней критской ипостаси Загревса имел человеческое тело и голову быка. Его называли «Божественным быком» и считали сыном Зевса. В этой ипостаси Диониса вполне можно считать еще одним вариантом Минотавра. Согласно легенде, считалось, что на Земле Загревс принимает облик человека с головой быка, которому поклонялись в форме священного быка, а в царстве мертвых он перерождается в змея.

В древних армянских мифах есть упоминание о царстве Урарту, располагавшемся вокруг озера Ван (которое в настоящее время находится на территории Турции). Одним из впечатляющих наследий этой культуры является статуэтка из бронзового сплава, изображающая крылатого быка с человеческой головой и туловищем, происхождение которой датируется 750 годом до о. э.

Психологические характеристики : положительные – понимание подземного царства и мертвых без погружения в фаталистические мысли. Отрицательные – беспричинный страх смерти и мертвых.

Магические свойства : быки с человеческой головой – см . Минотавр. Яма символизирует истину, земной долг, суд, судьбу, смерть и наказание.

Крылатый бык

Среди ассирийских и шумеро-семитских скульптур можно и по сей день видеть массивную фигуру крылатого быка. Ассирийцы называли это существо шеду, или шедим. Они вырезали его образ в камне, чтобы он охранял ворота и двери их храмов и дворцов. У крылатого быка была человеческая голова с короной и тело быка с крыльями.

Такая скульптура, создание которой относят к VIII веку до о. э., была найдена во дворце Саргона II в Хорасбаде. Этот страж дворца изображен с пятью ногами и в головном уборе с рогами. Хотя облик шеду внушал ужас, их считали благородными существами и обычно изображали парами.

Шеду обладают огромной силой. У этих магических существ, как и у многих других, описанных в этой книге, был свой особый язык, однако они очень умны и могут понимать язык любого народа мира. Но, несмотря на эту способность, шеду предпочитают общаться с людьми посредством телепатии или прямого умственного контакта. Они обладают всеми сверхъестественными способностями и используют их только во благо. Несмотря на то что эти существа впервые появились на Среднем Востоке, им нравится путешествовать по всему миру, борясь со злом и помогая людям, которые остро в этом нуждаются, и магам, просящим их поддержки в добрых чарах.

Ассирийские шеду, или крылатые быки с их божественными крыльями, человеческими головами и телами животного, олицетворяют людей. Пять ног статуи шеду символизируют пять элементов – Землю, Воздух, Огонь, Воду и Дух.

Шеду являются превосходными наставниками в поисках древнего оккультного знания, которое обычно находят во время астральных путешествий. Они будут помогать только людям, имеющим высокие идеалы и цели. Любая грубость, приказания или нарушение моральных норм заставляют их немедленно разорвать любые договоренности и избегать дальнейших контактов.

Психологические характеристики : маг, постигший важность пяти элементов и научившийся использовать их в равновесии. Человек, не имеющий отношения к магии, уравновесивший все стороны и обязательства жизни.

Магические свойства : очень могущественный; помогает только в добрых чарах. Оказывает помощь в магии, языках, телепатии, всех сверхъестественных способностях, борьбе со злом.

Из книги Пифагор. Том I [Жизнь как Учение] автора Бязырев Георгий

МИСТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ ЕГИПТА Мальчишки, чудо прозевавшие, Идут на речку сны ловить,Приносят мне звезду упавшуюИ умоляют - оживить!Дорогие мои читатели, чтобы поскорее ввести вас в ту мистическую атмосферу тайной Школы, которую лицезрел Пифагор во всем ее блеске и

Из книги Сокровища и реликвии потерянных цивилизаций автора Воронин Александр Александрович

Бронзовые быки Баал-Хаммона и Фаларида В Западном Средиземноморье в период с VIII по V в. до н. э. на Сицилии стали возникать раннегреческие тирании. С самого первого появления греков в этом регионе началось масштабное расширение территорий полисов, обусловленное

Из книги Командующее Я автора Шах Идрис

Из книги Маги и целители 21 века автора Лиственная Елена Вячеславовна

7. Мистические ученики Думаю, что братья Ваховски не читали Кастанеду. Несомненно, что они его читали! А самое парадоксальное: читали, не читали – а «Матрица» и «Активная Сторона Бесконечности» – две стороны одной медали или одинаковые стороны двух медалей, повернутых

Из книги ДМТ - Молекула духа автора Страссман Рик

16. Мистические состояния Одним из наиболее значительных факторов, побудивших меня заняться исследованием психоделиков, было сходство опыта, получаемого под воздействием психоделиков, и мистического опыта. Спустя много лет, в рамках проекта по ДМТ в Нью-Мехико, я

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 16 автора Степанова Наталья Ивановна

Чтобы быки не завесились Говорят на соль и бросают ее вслед особо буйным быкам. Наговаривают так: Кротость царя Давида, кротость царя Соломона, Его смиренность, сойдите на (кличка быка), Сойдите и усмирите. Как народившийся ягненок кроток, Так бы и ты (кличка) был кроток и

Из книги Найди себя по знаку рождения автора Кваша Григорий

БЫКИ И АНТИЛОПЫ Правомерно ли сравнивать людей данного знака с зоологическим аналогом, а именно с быками и коровами? Думаю, что такое сравнение вполне допустимо. К примеру, Иван Бунин сказал о поэте Максимилиане Волошине, родившемся в год Быка: «Было в его облике что-то

Из книги Верные приметы-подсказки на всякий жизненный случай автора Зданович Леонид И.

ТОЛЬКО О ЖЕНЩИНАХ. ВОЛЕВЫЕ БЫКИ Женщины-Быки могут выглядеть и слабыми, и нерешительными, но внутри у них - стальная воля. Впрочем, шила в мешке не утаишь, и в большинстве случаев при встрече с даже растерянной на вид женщиной-Быком быстро понимаешь, что перед тобой скала.

Из книги 300 защитных заговоров на успех и удачу автора Степанова Наталья Ивановна

Мистические зеркала Примитивный человек, веря в постоянное присутствие симпатической магии, не проводит четкой разделяющей линии между образом чего-то и реальным чем-то. Поэтому образ человека содержит в себе часть его жизненной сущности, даже отражение в зеркале.

Из книги 100 великих мистических тайн автора Бернацкий Анатолий

Чтобы быки не взбесились Говорят на соль и бросают ее вслед особо буйным быкам. Наговаривают так:Кротость царя Давида,Кротость царя Соломона,Его смиренность, сойдите на (кличка быка),Сойдите и усмирите.Как народившийся ягненок кроток,Так бы и ты (кличка) был кроток и

Из книги Иудаизм. Древнейшая мировая религия автора Ланж Николас де

Мистические совпадения Скорее всего, одним из феноменов иных миров являются и случаи невероятных совпадений, которых в истории зафиксировано немало. Многие из них поистине фантастические. Причем среди этих совпадений есть как комические, так и трагические. Но в любом

Из книги Мифологические существа народов мира [Магические свойства и возможности взаимодействия] автора Конвей Динна Дж.

Мистические подходы Говоря о «еврейской мистике», мы имеем в виду не столько личный поиск богообщения, сколько стремление к знанию о божественном, которое развивалось в определенных течениях иудаизма и оставило после себя письменные памятники. Первым современным

Из книги Классические рецепты магии автора Гордеев Сергей Васильевич

9. Полулюди-полуптицы В мифологии нередко встречается образ птицы с человеческими чертами. Некоторые из этих существ считались великодушными по отношению к людям, другие – опасными, и их предпочитали избегать.Гаруда Гаруда – одно из наиболее пленительных и ярких

Из книги Тайные силы растений автора Сизов Александр

2. Основные мистические термины Наша Вселенная более необычна, чем мы можем представить. Мы живем рядом с тайнами, которых не видим из-за повседневной занятости текущими делами. Тайны окружающего мира настолько велики, что для их описания требуются особые понятия или

Из книги Фаза. Взламывая иллюзию реальности автора Радуга Михаил

Мистические процессы Думаю, что среди читателей есть немало людей, которые экспериментировали с разного рода благовониями, энтеогенами или просто принимали в пищу те или иные виды растений с познавательной целью. Таким людям не нужно пояснять, что правильно

Из книги автора

Эзотерические и мистические объяснения Хотя общий тон данного учебного пособия выдержан в прагматичной и достаточно материалистичной манере, главный смысл фазы заключается в объединении людей на основе практики, а не теорий. Первое бесспорно, второе всегда и всеми

Минос скрывал его в построенном Дедалом Кноссийском лабиринте, куда ему бросались на пожирание преступники, а также присылаемые из Афин каждые девять лет (т.е. раз в восемь лет) 7 девушек и 7 юношей (либо каждый год 7 детей). Тесей был (по Диодору) из второй группы (по Плутарху, из третьей). По некоторым источникам, пленникам выкалывали глаза. По истолкованию, пленники умирали сами, блуждая и не находя выхода. Тесей, явившись на Крит в числе 14 жертв, убил Минотавра ударами кулака и при помощи Ариадны (единоутробной сестры Минотавра - дочери Миноса и Пасифаи), давшей ему клубок ниток, вышел из лабиринта.

На троне в Амиклах Тесей изображен ведущим Минотавра связанным и живым.

В своей хронике Евсевий со ссылкой на Филохора излагает другую версию про Минотавра. Минотавр был учителем критского царя Миноса по имени Тавр и жестоким человеком. Минос учредил состязание, предлагая афинских мальчиков в качестве приза. В состязании Тавр побеждал всех соперников, пока не был побежден в борьбе десятым царем Афин Тесеем, на основании чего афинян освободили от уплаты дани мальчиками, как говорили сами жители Кносса. Евсевий отнёс победу Тесея на 1230-е гг. до н. э.

Сражение Тесея с Минотавром на древнегреческой вазе середины VI в. до н. э.

Плутарх в жизнеописании Тесея использует тот же источник, автора III в. до н. э. Филохора:

«Но, по словам Филохора, критяне отвергают это предание и говорят, что Лабиринт был обыкновенной тюрьмой, где заключенным не делали ничего дурного и только караулили их, чтобы они не убежали, и что Минос устраивал гимнические состязания в память об Андрогее, а победителю давал в награду афинских подростков, до поры содержавшихся под стражею в Лабиринте. На первых состязаниях победил военачальник по имени Тавр, пользовавшийся тогда у Миноса величайшим доверием, человек грубого и дикого нрава, обходившийся с подростками высокомерно и жестоко. Аристотель в "Государственном устройстве Боттии" также совершенно ясно дает понять, что не верит, будто Минос лишал подростков жизни: они, полагает философ, успевали состариться на Крите, неся рабскую службу.»

Согласно историку Демону, полководец Тавр завязал в гавани бой с Тесеем и был убит. Плутарх приводит сведения от разных историков, из которых можно почерпнуть, что у царя Миноса был такой военачальник Тавр, погибший в войне с афинянами, а все остальные подробности, видимо продукт мифотворчества, как считали ученые поздней античности.

По Павсанию, его настоящее имя было Астерий («звёздный») - сын Миноса, побежденный Тесеем.

На вазах его тело усеяно звездами, либо испещрено глазами, на монете из Кносса изображался в маске быка.

В микенских текстах упомянута богиня da-pu2-ri-to-jo po-ti-ni-ja (Laburinthoio Potnia, «владычица Лабиринфа»).

Толкования

По одной из гипотез, миф о Минотавре заимствован из Финикии, где Молох изображался также с бычьей головой и требовал человеческих жертв. Убийство Минотавра знаменует уничтожение его культа.

По мнению ряда современных историков, история Минотавра является зашифрованным повествованием о столкновении индоевропейских культур с культурами автохтонных «народов моря» (почитавших быка), победителем в котором оказались индоевропейцы.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!