Что нужно знать к впр по физике. ВПР по физике: разбираем задания с учителем

Для подготовки к ВПР 2019 подойдут варианты 2018 года.

ВПР по физике 11 класс варианты с ответами 2018 г.

Данная проверочная работа не является обязательной и проводится в 2018 году по решению школы.

Проверочная работа по физике включает в себя 18 заданий, на ее выполнение отводится 1 час 30 минут (90 минут). Участникам ВПР по физике разрешено пользоваться калькулятором.

Работа проверяет усвоение всех разделов курса физики базового уровня: механики, молекулярной физики, электродинамики, квантовой физики и элементов астрофизики.

Выполняя задания ВПР, одиннадцатиклассники должны продемонстрировать понимание основных понятий, явлений, величин и законов, изученных в курсе физики, умение применять полученные знания для описания устройства и принципов действия различных технических объектов или распознания изученных явлений и процессов в окружающем мире. Также в рамках ВПР проверяется умение работать с текстовой информацией физического содержания.

Здесь проверяются следующие умения: группировать изученные понятия; находить определения физических величин или понятий; узнавать физическое явление по его описанию и выделять существенные свойства в описании физического явления; анализировать изменение физических величин в различных процессах; работать с физическими моделями; использовать физические законы для объяснения явлений и процессов; строить графики зависимости физических величин, характеризующие процесс по его описанию, и применять законы и формулы для расчёта величин.

В начале работы предлагается девять заданий, которые проверяют понимание выпускниками основных понятий, явлений, величин и законов, изученных в курсе физики.

Следующая группа из трёх заданий проверяет сформированность у выпускников методологических умений. Первое задание строится на основе фотографии измерительного прибора и оценивает снятие показаний с учётом заданной погрешности измерений. Второе задание проверяет умение анализировать данные опытов, представленные в виде графиков или таблиц. В третьем задании из данной группы предлагается по заданной гипотезе самостоятельно спланировать несложное исследование и описать его проведение.

Далее предлагается группа из трёх заданий, проверяющих умение применять полученные знания для описания устройства и принципов действия различных технических объектов. Первое задание предлагает выпускникам определить физическое явление, лежащие в основе принципа действия указанного прибора (или технического объекта).

Далее следуют два контекстных задания. В них предлагается описание какого-либо устройства или фрагмент из инструкции по использованию устройства. На основании имеющихся сведений выпускникам необходимо выделить явление (процесс), лежащее(-ий) в основе работы устройства, и продемонстрировать понимание основных характеристик устройства или правил его безопасного использования.

Последняя группа из трёх заданий проверяет умения работать с текстовой информацией физического содержания. Как правило, предлагаемые тексты содержат различные виды графической информации (таблицы, схематичные рисунки, графики). Задания в группе выстраиваются, исходя из проверки различных умений по работе с текстом: от вопросов на выделение и понимание информации, представленной в тексте в явном виде, до заданий на применение информации из текста и имеющихся знаний.

Авторы: Лебедева Алевтина Сергеевна Учитель физики, стаж работы 27 лет.
Почетная грамота Министерства образования Московской области (2013 год),
Благодарность Главы Воскресенского муниципального района (2015 год),
Грамота Президента Ассоциации учителей математики и физики Московской области (2015 год).

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Среднее общее образование

Линия УМК Пурышевой. Физика (10-11) (БУ)

Линия УМК Г. Я. Мякишева, М.А. Петровой. Физика (10-11) (Б)

Линия УМК Г. Я. Мякишева. Физика (10-11) (У)

Всероссийская проверочная работа включает в себя 18 заданий. На выполнение работы по физике отводится 1 час 30 мин (90 минут). При выполнении заданий разрешается использовать калькулятор. В работу включены группы заданий, проверяющие умения, являющиеся составной частью требований к уровню подготовки выпускников. При разработке содержания проверочной работы учитывается необходимость оценки усвоения элементов содержания из всех разделов курса физики базового уровня: механики, молекулярной физики, электродинамики, квантовой физики и элементов астрофизики. В таблице приведено распределение заданий по разделам курса. Часть заданий в работе имеют комплексный характер и включают в себя элементы содержания из разных разделов, задания 15–18 строятся на основе текстовой информации, которая может также относиться сразу к нескольким разделам курса физики. В таблице 1 приведено распределение заданий по основным содержательным разделам курса физики.

Таблица 1. Распределение заданий по основным содержательным разделам курса физики

ВПР разрабатывается исходя из необходимости проверки требований к уровню подготовки выпускников. В таблице 2 приведено распределение заданий по основным умениям и способам действий.

Таблица 2. Распределение заданий по видам умений и способам действий

Основные умения и способы действий

Количество заданий

Знать/понимать смысл физических понятий, величин, законов. Описывать и объяснять физические явления и свойства тел

Объяснять устройство и принцип действия технических объектов, приводить примеры практического использования физических знаний

Отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, проводить опыты по исследованию изученных явлений и процессов

Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Задания 2, 4–7, 9–11, 13–17 считаются выполненными, если записанный учеником ответ совпадает с верным ответом. Выполнение каждого из заданий 4–7, 9–11, 14, 16 и 17 оценивается 1 баллом. Выполнение каждого из заданий 2, 13 и 15 оценивается 2 баллами, если верно указаны оба элемента ответа; 1 баллом, если допущена ошибка в указании одного из приведенных вариантов ответов. Выполнение каждого из заданий с развернутым ответом 1, 3, 8, 12 и 18 оценивается с учетом правильности и полноты ответа. К каждому заданию с развернутым ответом приводится инструкция, в которой указывается, за что выставляется каждый балл – от нуля до максимального балла.

Задание 1

Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы встречались в курсе физики: Конвекция, градус Цельсия, Ом, Фотоэффект, Дисперсия света, сантиметр

Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.

Название группы понятий

Перечень понятий

Решение

В задании требуется разделить понятия на две группы по выбранному признаку, записать в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.

Уметь выбирать из предложенных явлений только физические. Помнить перечень физических величин и их единиц измерения.

Тело движется вдоль оси ОХ . На рисунке представлен график зависимости проекции скорости тела на ось ОХ от времени t .

Используя рисунок, выберите из предложенного перечня два

  1. В момент времени t 1 тело находилось в состоянии покоя.
  2. t 2 < t < t 3 тело двигалось равномерно
  3. На протяжении интервала времени t 3 < t < t 5 координата тела не изменялась.
  4. В момент времени t t 2
  5. В момент времени t 4 модуль ускорения тела меньше, чем в момент времени t 1

Решение

Выполняя это задание важно правильно читать график зависимости проекции скорости от времени. Определить характер движения тела на отдельных участках. Установить, где тело покоилось или двигалось равномерно. Выбрать участок, где скорость тела изменялась. Из предложенных утверждений разумно исключить те, которые не подходят. В итоге останавливаемся на верных утверждениях. Это утверждение 1: В момент времени t 1 тело находилось в состоянии покоя, так проекция скорости равна 0. Утверждение 4: В момент времени t 5 координата тела была больше, чем в момент времени t 2 , когда v x = 0. Проекция скорости тела была больше по своему значению. Записав уравнение зависимости координаты тела от времени, видим, что x (t ) = v x t + x 0 , x 0 – начальная координата тела.

Трудные вопросы ЕГЭ по физике: Методика решения задач по механическим и электромагнитным колебаниям

Тело всплывает со дна стакана с водой (см. рисунок). Изобразите на данном рисунке силы, действующие на тело, и направление ее ускорения.


Решение

Внимательно читаем задание. Обращаем внимание на то, что происходит с пробкой в стакане. Пробка всплывает со дна стакана с водой, причем с ускорением. Указываем силы, действующие на пробку. Это сила тяжести т, действующая со стороны Земли, сила Архимеда а , действующая со стороны жидкости, и сила сопротивления жидкости с. Важно понимать, что сумма модулей векторов силы тяжести и силы сопротивления жидкости меньше модуля Архимедовой силы. Значит, результирующая сила направлена вверх, по второму закону Ньютона, вектор ускорения имеет такое же направление. Вектор ускорения направлен по направлению силы Архимеда а


Задание 4

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова: уменьшается; увеличивается; не изменяется. Слова в тексте могут повторяться.

Фигурист, стоя на льду, ловит букет, который подлетел к нему горизонтально. В результате скорость букета _______________, скорость фигуриста ________________, импульс системы тел фигурист – букет ___________.

Решение

В задании требуется вспомнить понятие импульса тела и закон сохранения импульса. До взаимодействия, импульс фигуриста был равен нулю, так он покоился относительно Земли. Импульс букета максимальный. После взаимодействия, фигурист и букет начинают двигаться вместе с общей скоростью. Следовательно, скорость букета уменьшается , скорость фигуриста увеличивается . В целом импульс системы фигурист-букет – не изменяется.

Методическая помощь учителю физики

Четыре металлических бруска положили вплотную друг к другу, как показано на рисунке. Стрелки указывают направление теплопередачи от бруска к бруску. Температуры брусков в данный момент 100 °С, 80 °С, 60 °С, 40 °С. Температуру 60 °С имеет брусок.


Решение

Изменение внутренней энергии и передача ее от одного тела к другому происходит в процессе взаимодействия тел. В нашем случае изменение внутренней энергии происходит вследствие соударения хаотически движущихся молекул соприкасающихся тел. Теплопередача между брусками происходит от тел с большей внутренней энергией, к брускам у которых внутренняя энергия меньше. Процесс происходит до тех пор, пока те наступит тепловое равновесие.

Температуру 60° С имеет брусок В.

На рисунке представлена PV -диаграмма процессов в идеальном газе. Масса газа постоянна. Какому участку соответствует Изохорное нагревание.


Решение

Для того, чтобы правильно выбрать участок графика, соответствующий изохорному нагреванию, необходимо вспомнить изопроцессы. Задачу упрощает то, что графики даны в осях PV . Изохорное нагревание, процесс, когда объем идеального газа не изменяется, а с ростом температуры растет давление. Напомним – это закон Шарля. Следовательно, это участок ОА . Исключаем участок ОС , где объем тоже не изменяется, но давление уменьшается, что соответствует охлаждению газа.

Металлический шарик 1, укрепленный на длинной изолирующей ручке и имеющий заряд +q , приводят поочередно в соприкосновение с двумя такими же шариками 2 и 3, расположенными на изолирующих подставках и имеющими, соответственно, заряды –q и +q .


Какой заряд останется на шарике №3.

Решение

После взаимодействия первого шарика с таким же по размерам вторым шариком заряд этих шариков станет равным нулю. Так как по модулю эти заряды одинаковы. После соприкосновения шарика первого с третьим, произойдет перераспределение заряда. Заряд поделится поровну. Будет по q /2 на каждом.

Ответ: q /2.

Задание 8

Определить какое количество теплоты выделится в нагревательной спирали за 10 мин, при протекании электрического тока 2 А. Сопротивление спирали 15 Ом.

Решение

Первым делом переведем единицы измерения в систему СИ. Время t = 600 c, Дальше отмечаем, что при прохождении тока I = 2 A по спирали с сопротивлением R = 15 Ом, за время 600 с выделяется количество теплоты Q = I 2 Rt (закон Джоуля – Ленца). Подставим числовые значения в формулу: Q = (2 A)2 15 Oм · 600 с = 36000 Дж

Ответ: 36000 Дж.

Задание 9

Расположите виды электромагнитных волн, излучаемых Солнцем, в порядке уменьшения их длин волн. Рентгеновское излучение, инфракрасное излучение, ультрафиолетовое излучение

Решение

Знакомство со шкалой электромагнитных волн предполагает, что выпускник должен четко представлять в какой последовательности расположено электромагнитное излучение. Знать связь длины волны с частотой излучения

где v – частота излучения, c – скорость распространения электромагнитного излучения. Помнить, что скорость распространения электромагнитных волн в вакууме одинакова и равна 300 000 км/с. Начинается шкала с длинных волн меньшей частоты, это инфракрасное излучение, следующее излучение с большей частотой соответственно – ультрафиолетовое излучение и более высокочастотное из предложенных - это рентгеновское излучение. Понимая, что частота увеличивается, а длина волны уменьшается, записываем в нужной последовательности.

Ответ: Инфракрасное излучение, ультрафиолетовое излучение, рентгеновское излучение.

Используя фрагмент Периодической системы химических элементов, представленный на рисунке, определите, изотоп какого элемента образуется в результате электронного бета-распада висмута

Решение

β – распад в атомном ядре происходит в результате превращения нейтрона в протон с испусканием электрона. В результате этого распада число протонов в ядре увеличивается на единицу, и электрический заряд увеличивается на единицу, а массовое число ядра остается неизменным. Таким образом, реакция превращения элемента следующая:

в общем виде. Для нашего случая имеем:

Зарядовое число 84 соответствует полонию.

Ответ: В результате электронного бета распада висмута образуется полоний.

О совершенствовании методики преподавания физики в России: от XVIII до XXI века

Задание 11

А) Цена деления и предел измерения прибора равны соответственно:

  1. 50 А,2А;
  2. 2 мА, 50мА;
  3. 10 А, 50 А;
  4. 50 мА, 10 мА.



Б) Запишите результат электрического напряжения, учитывая, что погрешность измерения равна половине цены деления.

  1. (2,4 ± 0,1) В
  2. (2,8 ± 0,1) В
  3. (4,4 ± 0,2) В
  4. (4,8 ± 0,2) В

Решение


Задание проверяет умение записывать показания измерительных приборов с учетом заданной погрешности измерения и умение правильно пользоваться любым измерительным прибором (мензурка, термометр, динамометр, вольтметр, амперметр) в быту. Кроме этого акцентирует внимание на запись результата с учетом значащих цифр. Определяем название прибора. Это миллиАмперметр. Прибор для измерения силы тока. Единицы измерения мА. Предел измерения – это максимальное значение шкалы, 50 мА. Цена деления 2 мА.

Ответ: 2 мА, 50 мА.

Если требуется по рисунку записать показания измерительного прибора с учетом погрешности, то алгоритм выполнения следующий:


Определяем, что измерительным прибором является вольтметр. Вольтметр имеет две шкалы измерения. Обращаем внимание, какая пара клемм задействована у прибора, и следовательно работаем по верхней шкале. Предел измерения – 6 В; Цена деления с = 0,2 В; погрешность измерения по условию задачи равна половине цены деления. ∆U = 0,1 В.

Показания измерительного прибора с учетом погрешности: (4,8 ± 0,1) В.

  • Лист бумаги;
  • Лазерная указка;
  • Транспортир;

В ответе:

  1. Опишите порядок действий при проведении исследования.


Решение

Вам необходимо исследовать, как меняется угол преломления света в зависимости от вещества, в котором наблюдается явление преломления света. Имеется следующее оборудование (см. рисунок):

  • Лист бумаги;
  • Лазерная указка;
  • Полукруглые пластинки из стекла, полистирола и горного хрусталя;
  • Транспортир;

В ответе:

  1. Опишите экспериментальную установку.
  2. Опишите порядок действий


В опыте используется установка, изображенная на рисунке. Угол падения и угол преломления измеряются при помощи транспортира. Необходимо провести два или три опыта, в которых луч лазерной указки направляют на пластинки из разных материалов: стекло, полистирол, горный хрусталь. Угол падения луча на плоскую грань пластинки оставляют неизменным, а угол преломления измеряют. Полученные значения углов преломления сравниваются.

ВПР в вопросах и ответах

Задание 13

Установите соответствие между примерами проявления физических явлений и физическими явлениями. Для каждого примера из первого столбца подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

Решение

Установим соответствие между примерами проявления физических явлений и физическими явлениями. Для каждого примера из первого столбца подберем соответствующие названия физического явления из второго столбца.

Под действием электрического поля заряженной эбонитовой палочки стрелка незаряженного электрометра отклоняется, когда палочку подносят к нему. Вследствие электризации проводника через влияние. Намагничивание вещества в магнитном поле проявляется в случае, когда железные опилки притягиваются к куску магнитной руды.

Ответ:

Прочитайте текст и выполните задания 14 и 15

Электрофильтры

На промышленных предприятиях широко используется электрическая очистка газов от твердых примесей. Действие электрофильтра основано на применении коронного разряда. Можно проделать следующий опыт: сосуд, наполненный дымом, внезапно делается прозрачным, если в него внести острые металлические электроды, разноименно заряженные от электрической машины.

На рисунке представлена схема простейшего электрофильтра: внутри стеклянной трубки содержатся два электрода (металлический цилиндр и натянутая по его оси тонкая металлическая проволока). Электроды подсоединены к электрической машине. Если продувать через трубку струю дыма или пыли и привести в действие машину, то при некотором напряжении, достаточном для зажигания коронного разряда, выходящая струя воздуха становится чистой и прозрачной.

Объясняется это тем, что при зажигании коронного разряда воздух внутри трубки сильно ионизируется. Ионы газа прилипают к частицам пыли и тем самым заряжают их. Заряженные частицы под действием электрического поля движутся к электродам и оседают на них


Задание 14

Какой процесс наблюдается в газе, находящемся в сильном электрическом поле?

Решение

Внимательно читаем предложенный текст. Выделяем процессы, которые описываются в условии. Речь идет о коронном разряде внутри стеклянной трубки. Воздух ионизируется. Ионы газа прилипают к частицам пыли и тем самым заряжают их. Заряженные частицы под действием электрического поля движутся к электродам и оседают на них.

Ответ: Коронный разряд, ионизация.

Задание 15

Выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

  1. Между двумя электродами фильтра возникает искровой разряд.
  2. В качестве тонкой проволоки в фильтре можно использовать шелковую нить.
  3. Согласно подключению электродов, изображенному на рисунке, отрицательно заряженные частицы будут оседать на стенках цилиндра.
  4. При малых напряжениях очистка воздуха в электрофильтре будет происходить медленно.
  5. Коронный разряд можно наблюдать на острие проводника, помещенного в сильное электрическое поле.

Решение

Для ответа воспользуемся текстом про электрофильтры. Исключаем из предложенного перечня неверные утверждения, используя описание электрической очистки воздуха. Смотрим на рисунок и обращаем внимание на подключение электродов. Нить подключена к отрицательному полюсу, стенки цилиндра к положительному полюсу источника. Заряженные частицы будут оседать на стенках цилиндра. Верное утверждение 3. Коронный разряд можно наблюдать на острие проводника, помещенного в сильное электрическое поле.

Прочитайте текст и выполните Задания 16–18

При исследовании больших глубин используют такие подводные аппараты, как батискафы и батисферы. Батисфера представляет собой глубоководный аппарат в форме шара, который на стальном тросе опускают в воду с борта корабля.


Несколько прототипов современных батисфер появились в Европе в XVI–XIX вв. Одним из них является водолазный колокол, конструкцию которого предложил в 1716 г. английский астроном Эдмонд Галлей (см. рисунок). В деревянном колоколе, открытом у основания, размещалось до пяти человек, частично погружённых в воду. Воздух они получали из двух поочерёдно опускаемых с поверхности бочонков, откуда воздух поступал в колокол по кожаному рукаву. Надев кожаный шлем, водолаз мог проводить наблюдения и за пределами колокола, получая из него воздух через дополнительный шланг. Отработанный воздух выпускался через кран, находящийся в верхней части колокола.

Главный недостаток колокола Галлея заключается в том, что его нельзя использовать на большой глубине. По мере погружения колокола плотность воздуха в нём увеличивается настолько, что им становится невозможно дышать. Более того, при длительном пребывании водолаза в зоне повышенного давления происходит насыщение крови и тканей организма газами воздуха, главным образом азотом, что может привести к так называемой кессонной болезни при подъеме водолаза с глубины к поверхности воды.

Профилактика кессонной болезни требует соблюдения норм рабочего времени и правильной организации декомпрессии (выхода из зоны повышенного давления).

Время пребывания водолазов на глубине регламентируется специальными правилами безопасности водолазных работ (см. таблицу).

Задание 16

Как изменяется по мере погружения колокола давление воздуха в нем?

Задание 17

Как изменяется допустимое время работы водолаза при увеличении глубины погружения?

Задание 16–17. Решение

Прочитали внимательно текст и рассмотрели рисунок водолазного колокола, конструкцию которого предложил английский астроном Э.Галлей. Познакомились с таблицей, в которой время пребывания водолазов на глубине регламентируется специальными правилами безопасности водолазных работ.

Давление (дополнительно к атмосферному), атм.

Допустимое время пребывания в рабочей зоне

Из таблицы видно, что чем больше давление (чем больше глубина погружения), тем меньшее время водолаз может на ней находиться.

Задание 16. Ответ: Давление воздуха увеличивается

Задание 17. Ответ: Допустимое время работы уменьшается

Задание 18

Допустима ли работа водолаза на глубине 30 м в течение 2,5 ч? Ответ поясните.

Решение

Работа водолаза на глубине 30 метров в течение 2,5 часов допустима. Так как на глубине 30 метров гидростатическое давление составляет примерно 3 · 10 5 Па или 3 атм атмосферы) дополнительно к атмосферному давлению. Допустимое время пребывания водолаза при таком давлении составляет 2 часа 48 минут, что больше требуемых 2,5 часов.

В пособии представлены 20 вариантов проверочных работ по физике для учащихся 7-х классов. Каждая проверочная работа содержит 10 заданий, которые охватывают все основные темы курса физики в 7-х классах общеобразовательных организаций. Ко всем заданиям даны ответы и подробная система оценивания их выполнения. Практикум необходим учащимся 7-х классов, учителям и методистам, использующим типовые задания для подготовки к Всероcсийской проверочной работе.
Проверочная работа включает в себя 10 заданий, на выполнение которых отводится 1 урок (45 минут). Оформляйте ответы в тексте работы согласно инструкциям к заданиям. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом верный.
При выполнении работы разрешается использовать калькулятор.

ВПР. Физика. 7 класс. Практикум. Иванова В.В.

Описание учебника

ВАРИАНТ 1
Заполните правый столбец таблицы, вписав слова вода, время, диффу
зия, камень в соответствии со словами в левом столбике.

Ответ:
Цена деления_
Показание прибора_
Скорость движения автомобиля 60 км/ч. Какой путь он проедет за 10 мин? Запишите формулу и сделайте расчёты.
Ответ:
Ёмкость бензобака мотоцикла 16 литров, плотность бензина 710 кг/м3. Найдите массу бензина, заполняющего бензобак. Запишите формулу и сделайте расчёты. 1 л = 0,001 м3.
Ответ:

НАЗВАНИЕ СИЛЫ А) Сила упругости Б) Сила трения
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1) Сила, с которой Земля притягивает к себе тела
2) Возникает при движении одного тела по поверхности другого
3) Действует на опору или растягивает подвес
4) Возникает при деформации тела Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:

1) Давление измеряется в паскалях.
2) Атмосферное давление измеряется динамометром.
3) Давление жидкости на дно и стенки сосуда обратно пропорционально плотности жидкости и высоте столба жидкости.
4) Гидравлический пресс - это машина, которая даёт выигрыш в силе.
5) В сообщающихся сосудах уровень жидкости всегда одинаков.
Ответ:
Архимедова сила, действующая на тело, погружённое в жидкость, оказалась меньше силы тяжести. Что произойдёт с телом?
Ответ:_
На рисунке изображён падающий мяч. Изобразите на данном рисунке силу тяжести, действующую на мяч.
Груз удерживают в равновесии с помощью блока, изображённого на рисунке, действуя силой F = 8 Н. Чему равен вес груза?
Ответ:
Спортсмен бросает мяч массой 0,45 кг (см. рис.). Чему равна кинетическая энергия мяча? 10 м/с

Ответ:
ВАРИАНТ 2
Заполните правый столбец таблицы, вписав слова и словосочетания сила, стекло, спуск парашютиста, шкаф в соответствии со словами в левом столбике.
Физическое тело
Вещество
Физическая величина
Физическое явление
Внимательно рассмотрите рисунок. Запишите цену деления и показание прибора.
Ответ:
Цена деления_
Показание прибора_
С какой скоростью двигался мотоцикл, если за 20 минут он проехал 15 километров? Ответ выразите в км/ч. Запишите формулу и сделайте расчёты.
Ответ:
В стакан можно налить 200 граммов воды. Найдите вместимость этого стакана, если плотность воды 1 г/см3. Запишите формулу и сделайте расчёты.
Ответ:
Установите соответствие между названием силы и её определением.
НАЗВАНИЕ СИЛЫ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
А) Вес тела 1) Возникает при движении одного тела по
Б) Сила тяжести поверхности другого

3) Возникает при деформации тела
4) Сила, с которой Земля притягивает к себе тела
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
Выберите из предложенного перечня два верных утверждения и запишите номера, под которыми они указаны.
Давление твёрдого тела - это физическая величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.
Давление жидкости на дно и стенки сосуда прямо пропорционально плотности жидкости и обратно пропорционально высоте столба жидкости.
Примером сообщающихся сосудов являются шлюзы. Атмосферное давление увеличивается с высотой.
Гидравлический пресс представляет собой твёрдое тело, которое может вращаться вокруг точки опоры.
Ответ:
Воздушный шарик наполнили гелием. Архимедова сила, действующая на шарик, оказалась больше силы тяжести. Что произойдёт с шариком?
Ответ:
На рисунке изображён брусок, скользящий по поверхности стола. Изобразите на данном рисунке силу тяжести, действующую на брусок.
На рисунке изображён рычаг. Сила Fx = 20 Н, сила F2 = 40 силы 1г = 4 дм. Найдите длину плеча силы 12. Масса рычага жимо мала. Запишите формулу и сделайте расчёты.
Ответ:
Яблоко массой 150 г висит на ветке яблони (см. рис.). Чему равна потенциальная энергия яблока?
Запишите формулы и сделайте расчёты. Ответ выразите в джоулях.
Ответ:
X
ВАРИАНТ 3
Заполните правый столбец таблицы, вписав слова и словосочетания воздух, движение скейтборда, объём, брусок в соответствии со словами в левом столбике.
Физическое тело
Вещество
Физическая величина
Физическое явление
Внимательно рассмотрите рисунок. Запишите цену деления и показание прибора.
Ответ:
Цена деления_
Показание прибора_
Скорость движения автобуса 50 км/ч. Какой путь он проедет за 90 мин? Запишите формулу и сделайте расчёты.
Ответ:
Серебряное кольцо имеет массу 5,25 г и объём 0,5 см3. Найдите плотность серебра в г/см3. Запишите формулу и сделайте расчёты.
Ответ:
1 5 1 Установите соответствие между названием силы и её определением.
НАЗВАНИЕ СИЛЫ А) Сила упругости Б) Сила тяжести
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1) Возникает при деформации тела
2) Действует на опору или растягивает подвес
3) Сила, с которой Земля притягивает к себе тела
4) Возникает при движении одного тела по поверхности другого
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:
Выберите из предложенного перечня два верных утверждения и запишите номера, под которыми они указаны.
1) Давление, производимое на деревянный брусок положенной сверху гирей, передаётся по всем направлениям без изменения.
2) Атмосферное давление измеряется мензуркой.
3) В сообщающихся сосудах высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью.
4) Согласно закону Паскаля давление, производимое на жидкость или газ, передаётся с увеличением величины давления в каждую точку жидкости или газа.
5) Действие гидравлического пресса основано на законе Паскаля.
Ответ:
Игрушечный кораблик плавает в бассейне. На него положили небольшой груз. Что произойдёт с корабликом?

ВПР. Физика. 7 класс. Практикум.

ВПР. Физика. 11 класс

Всероссийская проверочная работа по ФИЗИКЕ

ОПИСАНИЕ

ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ

ПО ФИЗИКЕ

11 класс

подготовлено Федеральным государственным бюджетным научным учреждением

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» 1. Назначение всероссийской проверочной работы

Всероссийская проверочная работа (ВПР) предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс физики на базовом уровне.

2. Документы, определяющие содержание ВПР

Содержание всероссийской проверочной работы по физике определяется на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (ФК ГОС) среднего (полного) общего образования по физике, базовый уровень (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

3. Подходы к отбору содержания и разработке структуры ВПР

На основании ФК ГОС по физике базового уровня разработан кодификатор, определяющий перечень элементов содержания и перечень способов деятельности, выносимых на итоговую проверку (см. Приложение).

Структура проверочной работы отражает необходимость проверки всех основных требований к уровню подготовки выпускников по курсу физики базового уровня. В работу включены группы заданий, проверяющие умения, являющиеся составной частью требований к уровню подготовки выпускников. Отбор содержания курса физики для ВПР осуществляется с учетом общекультурной и мировоззренческой значимости элементов содержания и их роли в общеобразовательной подготовке выпускников.

В начале работы предлагается 10 заданий, которые проверяют понимание основных понятий, явлений, величин и законов, изученных в курсе физики. Эта группа заданий проверяет умения различать изученный понятийный аппарат и применять величины и законы для описания и объяснения явлений и процессов. Здесь 3 задания построены на содержании механики; 2 задания – на содержании молекулярной физики; 3 задания – на содержании электродинамики и 1 задание – на материале квантовой физики.

Следующая группа из двух заданий проверяет сформированность методологических умений. Первое задание строится на основе фотографии измерительного прибора и оценивает снятие показаний с учетом заданной погрешности измерений. Во втором задании предлагается по заданной гипотезе самостоятельно спланировать несложное исследование и описать его проведение.

Далее предлагается группа из трех заданий, проверяющих умение применять полученные знания для описания устройства и принципов действия различных технических объектов или распознавать изученные явления и процессы в окружающем мире. Первое задание имеет комплексный характер и предлагает учащимся либо определить физическое явление, которое проявляется в различных процессах из окружающей жизни, либо определить физическое явление, лежащее в основе принципа действия указанного прибора (или технического объекта). Далее идут два контекстных задания. Здесь предлагается описание какого-либо устройства (как правило, это устройства, с которыми учащиеся встречаются в повседневной жизни). На основании имеющихся сведений учащимся необходимо выделить явление или процесс, лежащий в основе работы устройства и продемонстрировать понимание основных характеристик устройства или правил его безопасного использования.

Последняя группа из трех заданий проверяет умения работать с текстовой информацией физического содержания. Как правило, предлагаемые тексты содержат различные виды графической информации (таблицы, схематичные рисунки, графики). Задания в группе подобраны, исходя из проверки различных умений по работе с текстом: от вопросов на выделение

и понимание информации, представленной в тексте в явном виде, до заданий на применение информации из текста и имеющегося запаса знаний.

4. Структура и содержание всероссийской проверочной работы

Каждый вариант ВПР содержит 18 заданий, различающихся формами и уровнями сложности. В работу включено 13 заданий, ответы к которым представлены в виде последовательности цифр, символов, букв, слова или нескольких слов. В работе содержится 5 заданий с развернутым ответом, которые различаются объемом полного верного ответа – от нескольких слов (например, при заполнении таблицы) до трех-четырех предложений (например, при описании плана проведения опыта).

При разработке содержания проверочной работы учитывается необходимость оценки усвоения элементов содержания из всех разделов курса физики базового уровня: механики, молекулярной физики, электродинамики, квантовой физики и элементов астрофизики. В таблице приведено распределение заданий по разделам курса. Часть заданий в работе имеют комплексный характер и включают в себя элементы содержания из разных разделов, задания 15–18 строятся на основе текстовой информации, которая может также относиться сразу к нескольким разделам курса физики. В таблице 1 приведено распределение заданий по основным содержательным разделам курса физики.

Таблица 1. Распределение заданий по основным содержательным разделам курса физики

Раздел курса физики

Количество заданий

Механика

Молекулярная физика

Электродинамика

Квантовая физика

ВПР разрабатывается исходя из необходимости проверки требований к уровню подготовки выпускников, указанных в разделе 2 кодификатора. В таблице 2 приведено распределение заданий по основным умениям и способам действий.

Таблица 2. Распределение заданий по видам умений и способам действий

Основные умения и способы действий

Количество заданий

Знать/понимать смысл физических понятий, величин, законов. Описывать и объяснять физические явления и свойства тел

Объяснять устройство и принцип действия технических объектов, приводить примеры практического использования физических знаний

Отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, проводить опыты по

исследованию изученных явлений и процессов

Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях

Таблица 3. Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный балл

Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 26

Повышенный

5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Задания 2, 4–7, 9–11, 13–17 считаются выполненными, если записанный учеником ответ совпадает с верным ответом.

Выполнение каждого из заданий 4–7, 9–11, 14, 16 и 17 оценивается 1 баллом.

Выполнение каждого из заданий 2, 13 и 15 оценивается 2 баллами, если верно указаны оба элемента ответа; 1 баллом, если допущена ошибка в указании одного приведены варианты ответов, которые можно считать верными, и критерии оценивания.

Выполнение каждого из заданий с развернутым ответом 1, 3, 8, 12 и 18 оценивается с учетом правильности и полноты ответа. К каждому заданию с развернутым ответом приводится инструкция, в которой указывается, за что выставляется каждый балл – от нуля до максимального балла.

6. Время выполнения работы

На выполнение всей работы отводится 1,5 часа (90 минут).

7. Условия выполнения работы

Ответы на задания всероссийской проверочной работы записываются в тексте работы в отведенных для этого местах. В инструкции к варианту описаны правила записи ответов к заданиям.

8. Дополнительные материалы и оборудование

При проведении ВПР по физике используется непрограммируемый калькулятор (на каждого ученика).

9. Обобщенный план варианта ВПР по ФИЗИКЕ

Коды ЭС (элементов содержания) представлены в соответствии с разделом 1, а коды требований – в соответствии с разделом 2 кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных организаций для проведения всероссийской проверочной работы по ФИЗИКЕ (см. Приложение).

Уровни сложности заданий: Б – базовый (примерный уровень выполнения – 60–90%); П – повышенный (40–60%).

Проверяемые умения/элементы содержания

Коды требований

Уровень сложности задания

Максимальный

балл за выполнение задания

Задания 1–9. Понимание смысла понятий, величин, законов. Объяснение явлений

Группировка понятий (физические явления, физические величины, единицы измерения величин, измерительные приборы)

Интерпретация данных, представленных в виде графика / Кинематика

Понимание смысла законов и

принципов / Динамика

Определение изменения величин в физических процессах / Законы сохранения в механике

Описание процессов при помощи физических величин / Молекулярная физика

Распознавание характеристик изученных объектов и процессов / Молекулярная физика

Применение законов и формул для объяснения явлений / Электростатика

Применение формулы для расчета физической величины / Постоянный ток, магнитное поле

Распознавание характеристик изученных объектов и процессов / Электромагнитная индукция, электромагнитные волны

Использование моделей при решении задач / Квантовая физика

Задания 11 и 12. Методы научного познания: наблюдения и опыты

Определение показания приборов/ Мензурка, динамометр, барометр, амперметр, вольтметр

Планирование исследования по заданной гипотезе

Задания 13–15. Устройство и принцип действия технических объектов, физические явления в окружающей жизни

Распознавание примеров использования физических явлений и процессов в технике и проявления их в окружающей жизни

Определение физических явлений и процессов, лежащих в основе принципа действия технического устройства (прибора)

Объяснение характера использования технического устройства (прибора), в том числе и правил его безопасного использования

Задания 16–18. Работа с текстом физического содержания

Выделение информации, представленной в явном виде, сопоставление информации из разных частей текста, в таблицах или графиках

Выводы и интерпретация информации

Применение информации из текста и имеющихся знаний

Всего заданий – 18 ; из них по уровню сложности: Б – 14 ; П – 4 .

Максимальный балл за работу – 26 баллов .

Общее время выполнения работы – 90 мин .

В Приложении приведен кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных организаций для проведения всероссийской проверочной работы по физике.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Кодификатор

Элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных организаций для проведения всероссийской проверочной работы по ФИЗИКЕ

Кодификатор элементов содержания по физике и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных организацийсоставлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по физике, базовый уровень (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых заданиями всероссийской проверочной работе по физике

руемого эле-

ФИЗИКА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Научные методы познания окружающего мира

Роль эксперимента и теории в процессе познания природы

МЕХАНИКА

Механическое движение и его виды. Равномерное прямолинейное движение

Прямолинейное равноускоренное движение. Свободное падение

Законы динамики: первый закон Ньютона, принцип суперпозиции сил, второй закон Ньютона, третий закон Ньютона

Всемирное тяготение, закон всемирного тяготения

Законы сохранения в механике: закон изменения и сохранения импульса

Законы сохранения в механике: кинетическая энергия, потенциальная энергия тела в однородном поле тяжести, закон изменения и сохранения механической энергии

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства

Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества

Давление газа

Уравнение состояния идеального газа

Строение и свойства жидкостей и твердых тел

Первый закон термодинамики

Тепловые двигатели и охрана окружающей среды

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда

Электрическое поле

Электрический ток

Магнитное поле тока

Явление электромагнитной индукции

Электромагнитные волны. Волновые свойства света

Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА И ЭЛЕМЕНТЫ АСТРОФИЗИКИ

Фотоэффект. Фотон

Квантовые постулаты Бора

Планетарная модель атома. Нуклонная модель ядра

Ядерные реакции. Ядерная энергетика

Солнечная система

Звезды и источники их энергии

Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Галактика

Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которых проверяется заданиями всероссийской проверочной работы по физике

Код требования

Требования к уровню подготовки выпускников

Знать/понимать:

смысл физических понятий

смысл физических величин

смысл физических законов

Уметь:

описывать и объяснять физические явления и свойства тел

объяснять устройство и принцип действия технических объектов, приводить примеры практического использования физических знаний

отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных

проводить опыты по исследованию изученных явлений и процессов

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научнопопулярных статьях

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, рационального природопользования и охраны окружающей среды

ФИЗИКА

11 КЛАСС

Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы

При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь в виду, что задания, включённые в образец, не отражают всех умений и вопросов содержания, которые будут проверяться в рамках всероссийской проверочной работы. Полный перечень элементов содержания и умений, которые могут проверяться в работе, приведены в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для разработки всероссийской проверочной работы по физике. Назначение образца проверочной работы заключается в том, чтобы дать представление о структуре всероссийской проверочной работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

ФИЗИКА

11 КЛАСС

ОБРАЗЕЦ

Инструкция по выполнению работы

Проверочная работа включает в себя 18 заданий. На выполнение работы по физике отводится 1 час 30 минут (90 минут).

Оформляйте ответы в тексте работы согласно инструкциям к заданиям. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

При выполнении работы разрешается использовать калькулятор.

При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться Вам при выполнении работы.

Десятичные приставки

Наименование

Обозначение

Множитель

Наименование

Обозначение

Множитель

Константы

ускорение свободного падения на Земле

g = 10 м/с 2

гравитационная постоянная

G = 6,7·10 –11 Н·м 2 /кг 2

универсальная газовая постоянная

R = 8,31 Дж/(моль·К)

скорость света в вакууме

с = 3·10 8 м/с

коэффициент пропорциональности в законе Кулона

k = 9·10 9 Н·м 2 /Кл 2

модуль заряда электрона

(элементарный электрический заряд)

e = 1,6·10 –19 Кл

постоянная Планка

h = 6,6·10 –34 Дж·с

Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы сталкивались в курсе физики. объем, диффузия, сила тока, магнитная индукция, кипение, преломление света

Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.

Название группы понятий

Перечень понятий

Автомобиль движется по прямой улице. На графике представлена зависимость его скорости от времени.

Выберите два утверждения, которые верно описывают движение автомобиля, и запишите номера, под которыми они указаны.

    Первые 10 мин. автомобиль движется равномерно, а следующие 10 мин. стоит на месте.

    Первые 10 мин. автомобиль движется равноускоренно, а следующие 10 мин. – равномерно.

    Максимальная скорость автомобиля за весь период наблюдения составляет 72 км/ч.

    Через 30 мин. автомобиль остановился, а затем поехал в другую сторону.

    Максимальный модуль ускорения автомобиля за весь период наблюдения равен 3 м/с 2 .

Человек пытается передвинуть пианино вдоль стены. Изобразите на данном рисунке силы, которые действуют на пианино, и направление его ускорения, если инструмент удалось сдвинуть с места.

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова: уменьшается увеличивается не изменяется Слова в ответе могут повторяться.

С крыши дома оторвалась сосулька. По мере её падения кинетическая энергия сосульки

_____________________, её потенциальная энергия относительно поверхности Земли ____________________. Если пренебречь сопротивлением воздуха, то можно говорить о том, что полная механическая энергия сосульки ______________________.

Четыре металлических бруска (А, B, C и D) положили вплотную друг к другу, как показано на рисунке. Стрелки указывают направление теплопередачи от бруска к бруску. Температуры брусков в данный момент составляют 100 С, 80 С, 60 С, 40 С. Какой из брусков имеет температуру 60 С?

Ответ: брусок ______________

В герметично закрытый пакет из-под сока вставлена изогнутая трубочка для коктейля (см. рисунок), внутри которой находится небольшой столбик сока. Если обхватить пакет руками и нагревать его, не оказывая на него давления, столбик сока начинает двигаться вправо к открытому концу трубочки. Выберите все утверждения, которые верно характеризуют процесс, происходящий с воздухом в пакете, и запишите номера выбранных утверждений.

    Воздух в пакете расширяется.

    Воздух в пакете сжимается.

    Температура воздуха понижается.

    Температура воздуха повышается.

    Давление воздуха в пакете остается неизменным. 6) Давление воздуха в пакете повышается.

Ответ: _____________

На рисунке изображены два одинаковых электрометра, шары которых имеют заряды противоположных знаков. Каковы будут показания обоих электрометров, если их шары соединить тонкой медной проволокой?

А Б

Показания электрометра А: _____

Показания электрометра Б: _____

В паспорте электрического фена написано, что мощность его двигателя составляет 1,2 кВт при напряжении в сети 220 В. Определите силу тока, протекающего по электрической цепи фена при включении его в розетку.

Запишите формулы и сделайте расчёты.

Ответ: _________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Расположите виды электромагнитных волн, излучаемых Солнцем, в порядке возрастания их частоты. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.

    рентгеновское излучение

    инфракрасное излучение

    видимое излучение

Ответ: ____ → ____ → _____

На рисунке изображён фрагмент Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Изотоп урана испытывает α-распад, при котором образуются ядро гелия

2 He и ядро другого элемента. Определите, какой элемент образуется при α-распаде изотопа

232,038 Торий

Протактиний

Нептуний

Плутоний

Америций

Ответ: _____________________

С помощью барометра проводились измерения атмосферного давления. Верхняя шкала барометра проградуирована в мм рт. ст., а нижняя шкала – в кПа (см. рисунок). Погрешность измерения давления равна цене деления шкалы барометра.


Запишите в ответ показания барометра в мм рт. ст. с учётом погрешности измерений.

Ответ: ____________________________________

Вам необходимо исследовать, как зависит период колебаний пружинного маятника от массы груза. Имеется следующее оборудование:

    секундомер электронный;

    набор из трёх пружин разной жесткости;

    набор из пяти грузов по 100 г;  штатив с муфтой и лапкой.

Опишите порядок проведения исследования.

В ответе:

    Зарисуйте или опишите экспериментальную установку.

    Опишите порядок действий при проведении исследования.

Ответ: __________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Установите соответствие между примерами и физическими явлениями, которые эти примеры иллюстрируют. Для каждого примера проявления физических явлений из первого столбца подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.


Б) При чистке одежды волосяной щеткой к ней прилипают ворсинки.

ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

    электризация тела при трении

    электризация тела через влияние

    намагничивание вещества в магнитном поле

    взаимодействие постоянного магнита с магнитным полем Земли

© 2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 23



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!