Что такое аюрведа? Аюрведа - что это такое? Традиционная система индийской медицины.

История аюрведы

Источники

Ведические источники

Первые упоминания о медицине и целебных свойствах растений встречаются в Ведах , больше всего в последней из четырёх Атхарваведе . Атхарваведа - первый индийский текст, связанный с медициной . Он определяет в качестве причин болезни живых агентов: например, ятудханья, крими и дурнама. Атхарваны отыскивают их и убивают с помощью лекарств, чтобы победить болезнь. Этот подход к болезни неожиданно продвинут по сравнению с тригуморальной теорией, разработанной в пураническом периоде. Остатки оригинальных атхарванических мыслей всё ещё оставались в пураническом периоде, как мы можем видеть в медицинском трактате Сушруты («Гаруда-пурана », карма канда). Здесь, следуя атхарванской теории, пуранический текст считает микробов причиной проказы . В той же главе Сушрута также расширяет роль гельминтов в вызове заболеваний. Эти два высказывания могут быть прослежены назад вплоть до Атхарваведа-самхиты. Один из гимнов описывает заболевание проказой и рекомендует применять для лечения раджани аушадхи \. Из описания аушадхи как растения с чёрными стеблями и тёмными пятнами можно сделать вывод, что имеется в виду, скорее всего, лишайник со свойствами антибиотика . Таким образом, Атхарваведа может считаться первым текстом, содержащим записи об использовании антибиотиков. Кроме того, в Атхарваведе подробно описаны кости человеческого скелета

Буддистские источники

Первые сведения об отдельных научных трудах по медицине относятся к 1500 г. На сегодняшний день большое количество текстов и сведений об их авторах не сохранились: часть из них были уничтожены во времена правления моголов . Однако о значительном количестве медицинских текстов можно судить по рукописям и книгам, сохранившимся в многотомном своде буддийских сочинений тибетского канона .

Самыми важными источниками аюрведического знания считаются девять трактатов: :

  • Аштанга-хридая-самхита (написана Шримад Вагбхатой в IV в. н. э.)
  • Шарнгадхара-самхита,
  • Мадхава-нидана-самхита,
  • Бхава-пракаша-самхита,
  • Харита-самхита,
  • Кашьяпа-самхита,
  • Бхела-самхита.

Первые три из списка является квинтэссенцией всех когда-либо созданных аюрведических трудов и именуются «Брихат-трайю». Существует также обширная комментаторская литература, к наиболее важным трудам которой относятся работы Дридхабалы, Чакрапанадатты, Нагарджуны, Арунадатты, Хемадри и других авторов, принадлежавших к древнейшим медицинским династиям. Окончательное формирование аювердического канона относится к г. н. э.

Легенда о происхождении аюрведы

По легенде, Аюрведа была частью откровения святых мудрецов, которые обрели всеобъемлющее знание о Вселенной около семи тысяч лет назад. В Ведах указывается, что Брахма поведал тайны медицины Дакше, одному из богов-демиургов . Дакша в свою очередь передал знание божественным близнецам Ашвинам , которые стали «великими врачевателями» и позже изложили его Индре . Индра передал свои знания ученикам, в том числе Бхарадваджае , одному из семи индийских мудрецов .

Легендарный прародитель аюрведы

Легендарным прародителем аюрведы считается Дханвантари , аватар Вишну , упомянутый в Бхагавата-пуране и в Ведах. Индуистский культ Дханвантари связан с молитвами о здоровье. Ему приписывают обладание знаниями в области хирургии, лечения травами, антисептических свойств куркумы , способности соли залечивать раны .

Медицина в буддийский период

Золотой век Аюрведы совпадает с расцветом в Индии буддизма (327 г. до н. э. - 750 г. н. э.). В этот период индийцы накопили существенные знания о строении человеческого тела, различая 7 перепонок, 500 мускулов, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей (сюда входят зубы и хрящи), которые подразделяются на плоские, круглые и длинные, 107 суставов, 40 главных сосудов и 700 их разветвлений (для крови, слизи и воздуха), 24 нерва, 9 органов чувств и 3 субстанции (вата - ветер, сочетание первоэлементов воздуха и пространства; питта - желчь, сочетание первоэлементов огня и воды; капха - слизь, сочетание первоэлементов земли и воды). Некоторые зоны тела (ладонь, подошвы, паховые области и т. д.) выделялись как «особо важные» (марман). О многогранности знаний индийских врачевателей того времени свидетельствуют слова Сушруты:

«Врачеватель, знакомый с целебными свойствами кореньев и трав - человек; знакомый со свойствами ножа и огня -демон; знающий силу молитв - пророк; знакомый же со свойствами ртути - бог!»

К VII в. до н. э. на севере современной Индии пользовались известностью две медицинские школы:

  • В Таксиле на западе, столице Гандхары ; специализация - терапия
  • В Каши на востоке страны; специализация - хирургия

В Таксиле обучался Пунарвасу Атрея (или Кришна Атрея), в одном из своих трактатов уподобивший 5 органов восприятия - 5 основным стихиям (панча махабхута ) . Различное качество предметов объяснялось различной комбинацией мельчайших частиц ану («атомов»). Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды (носителями которых в организме считались прана , желчь и слизь). Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь - как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий (влияние времен года, климата, неудобоваримой пищи, нездоровой воды и т. п.). Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, голоса и т. п.

У Кришны Атрея было шесть учеников: Агнивеша, Бхела, Джатукарна, Парашара, Харита и Кшарапани. Каждый из них составил свой трактат, лучшим из которых был признан трактат Агнивеши. Агнивеши, создав новое учение, начал странствовать передавая свои знания людям. Люди называли его странствующим лекарем - «Чаракой». Его деятельность дала начало медицинской системе Чараки или Чараны, школе странствующих врачей. Вероятно, именно к ней принадлежал странствующий по северо-западной Индии в I в. до н.э. лекарь Чарака, которого считали воплощением Агнивеши. Чарака также был родом из Таксилы. Школа, основанная Чаракой, изучала терапию и различные методы лечения заболеваний. (в трактате «Чарака-самхита»).

В IV в. до н. э. в «университете» в Таксиле получил образование знаменитый врач Дживака, лечивший магадхского царя Бимбисару , Будду, и возможный автор Чжуд Ши , а также Сушрута, ученик Девадаса Дханвантари . Его медицинские умения описаны в позднее написанном медицинском трактате «Бходжа прабандха», - жизнеописании царя Бходжи (1010-1056 г.).

В III в. до н. э. император династии Мауриев Ашока сделал Таксилу главным буддийским центром учености.

В V в. до н. э. Сушрута, получивший образование в Таксиле, основал новую школу хирургии в Каши. . Сушрута разделял все болезни на естественные, связанные с природой, и сверхъестественные, посылаемые богами (например, проказа , венерические и др.). Он также описал неизвестное в то время древним грекам сахарное мочеизнурение, которое распознавалось им по вкусу мочи.

Аюрведа в Средние века

Аюрведу практикуют примерно триста пятьдесят тысяч зарегистрированных врачей. Индийская традиционная медицина изучается в Индии под общим руководством Центрального Совета по Исследованию Древнеиндийской медицины и Siddha (CCRAS), который включает национальную сеть научно-исследовательских институтов. Правительство Индии учредило два исследовательских центра для работы в области аюрведы. Более 150 научных объединений и центров, как правило, при медицинских колледжах исследуют современными методами различные аспекты древнего учения. В городе Джамнагар, штат Гуджарат, основан университет, где готовят специалистов и исследователей в области аюрведы. Есть несколько фармацевтических предприятий, которые производят лекарства аюрведы и юнани под контролем правительства. В Индии и Шри-Ланке врачи Аюрведы, учатся в течение 5,5 лет и сдают государственный экзамен. Это полная учебная программа (B.A.M.S., сокращение для бакалавра of Ayurvedic Medicine and Surgery, курс Ayurvedacharya) и преподается во многих индийских и нескольких шри-ланкийских университетах. Она включает четыре с половиной года учёбы и год практики в больнице.

Помимо Индии аюрведа пользуется в Непале и Шри-Ланке. Роберт Свобода первым из людей запада закончил колледж Аюрведы (в ) и получил лицензию на аюрведическую практику в Индии.

Проблемы безопасности были подняты по Аюрведе, с двух исследований США нахождение около 20 % аюрведических процедур испытания, содержащихся токсичных уровней тяжелых металлов, таких как свинец, ртуть и мышьяк. Другие проблемы включают в себя использование трав, которые содержат токсичные соединения и отсутствие контроля качества в аюрведических средств.

Ветви аюрведы

Согласно классификации, введенной Чаракой, аюрведа разделяется на восемь ветвей :

  • Внутренняя медицина - Kayachikitsa
  • Хирургия - Shalya Tantra

Школа медицины была основана Сушрутой, который считал эту ветвь медицины «первой и лучшей из всех медицинских наук». Ещё не имея представлений об антисептике и асептике, индийские врачеватели, следуя ведическим представлениям, соблюдали чистоту во время операций. Хирургические инструменты изготовлялись опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить в глубокой древности. В процессе операции использовались пинцеты, зеркала, зонды, катетеры, шприцы, скарификаторы, костные щипцы, иглы, пилы. Вместо современного скальпеля применялись ланцеты с обоюдоострым лезвием. Кровотечение останавливалось с помощью золы и холода, давящей повязки и горячей воды. В качестве перевязочного материала служили полоски кожи, древесной коры. Бинты из льняной, шелковой и шерстяной ткани пропитывались растопленным жиром. Врачеватели производили ампутации конечностей, вскрытие брюшной полости. Хирурги дробили камни в почках, лечили грыжу, а также восстанавливали носы, уши и губы. Способ ринопластики, подробно описанный в трактате Сушруты, вошёл в историю под названием «индийского метода». Кожный лоскут для формирования будущего носа вырезался на сосудистой ножке из кожи лба или щеки.

  • Уши, глаза, нос и горло - Shalakya Tantra

Хрусталик считался органом, сохраняющим «вечный огонь». Помутнение его влекло за собой затухание внутреннего пламени. Поэтому восстановление жизненной силы больного зависело от мастерства хирурга, в том числе в ходе операции по удалению катаракты.

  • Педиатрия - Kaumarabhritya Tantra

Уже в Классический период родовспоможение выделилось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку), кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца) и поворот плода на ножку.

Философия аюрведы

Аюрведа - не только медицинская, но и философская система , в основе которой лежат шад-даршана, шесть философий астика (признающих авторитет Вед), а именно:

Аюрведа ориентирована на достижение каждым человеком гармонии, «непрерывного счастья» и рассматривает человека как часть Вселенной, состоящего с ней в теснейшей мистической взаимосвязи. Согласно «Чарака Самхита», «сама жизнь» определена как «комбинация тела, органов восприятия, ума и души, фактора, ответственного за предотвращение распада и смерти, который сохраняет тело в течение долгого времени, и ведёт процессы возрождения»

Согласно этим представлениям, Древнеиндийская медицина вырабатывает меры, чтобы защитить «ayus», который включает здоровое проживание, наряду с терапевтическими мерами, которые касаются физической, умственной, социальной и духовной гармонии. Древнеиндийская медицина одна из немногих традиционных систем медицины, которая имеет сложную систему хирургии - «salya-chikitsa».

Система трёх дош

Согласно философии буддизма материя состоит из пяти основных «грубых элементов» :

«Грубые элементы» являются единственной физической составляющей индивидуума, в отличие от остальных четырёх «тонких» («умственных») первоэлементов (нама). В различных комбинациях эти элементы составляют различные ткани человеческого тела - дхату. Элементы группируются в три основные фундаментальные жизненные силы, - доши- которые регулируют все функции организма. Человек здоров, когда доши находятся в сбалансированном состоянии.

  • Вата (эфир и воздух) - принцип импульса, необходимый, чтобы мобилизовать функцию нервной системы.
  • Питта (огонь и вода) - принцип энергии, который использует желчь, чтобы направить вываривание и следовательно метаболизм в венозную систему.
  • Капха (вода и земля) - принцип жидкости тела, который имеет отношение со слизистыми субстанциями, смазывание и источник питательных веществ для артериальной системы.

Также дхату и доши должны для своей жизнедеятельности получать пищу, воду и прочее. Если качество и количество пищи и других потребляемых человеком веществ ниже необходимого уровня, то равновесие нарушается. Равновесие также может быть нарушено и психическими факторами, и сезонными изменениями. В определенных пределах организм сам обладает способностью справляться с этими нарушениями. Но если они превышают возможности организма, человек заболевает. Заболевание может сказаться на любом органе, однако причина может корениться отнюдь не в пораженном органе, ибо болезнетворное начало может продвигаться по любому из каналов организма. Поэтому при осмотре больного врач стремится установить первопричину заболевания, исследовать гомеостаз (устойчивость) целостной системы и систематизировать её нарушения.

В аюрведических текстах описаны разные виды микроорганизмов и их болезнетворные свойства. Однако аюрведа рассматривает микроорганизмы не как первопричину заболевания, а лишь как вторичный фактор. Первопричиной заболевания всегда является нарушение равновесия элементов в организме. Если организм находится в состоянии равновесия, то никакие микробы, даже самые опасные, не в состоянии вызвать болезни. Вот почему при лечении инфекционных заболеваний врач стремится восстановить нарушенное равновесие: уничтожение микробов происходит посредством повышения сопротивляемости организма.

Лотос - один из саттвических элементов

От соотношения дош зависит психосоматическая конституция (изначальная природа) человека данная ему от рождения - Пракрити . Пракрити - это фундаментальное понятие философской системы индуизма самкхьи , означающее Изначальную природу , беспричинную первопричину Вселенной . Пракрити независима и активна, состоит из трёх гун :

  • саттва - основа разума, характеризуется тонкостью, легкостью, светом и радостью;
  • раджас - основа энергии, характеризуется активностью, возбуждением и страданием;
  • тамас - основа инерции, характеризуется грубостью, апатией, аморфностью и тьмой.

Пракрити не меняется на протяжении всей жизни, и может быть диагностирована посредством осмотра и опроса пациента. Пракрити даёт знание о склонности к определённым заболеваниям. Человек, знающий свою Пракрити имеет ключ к своему здоровью, знает свои слабые и сильные места и всегда может предупредить болезнь, приняв профилактические меры (панчакарма, пост, питание и режим в соответствии с Пракрити). Соотношение элементов человеческого тела в данный момент называется - Викрити.

Насчитывается семь основных типов Пракрити и Викрити: вата, питта, капха, вата-питта, вата-капха, питта-капха, вата-питта-капха. Всё это влияет на выбор методов лечения и восстановление баланса трех дош.

Доши упоминаются ещё в «Риг-веде», где Индра отождествляется с Вата, Агни с Питтой, а Сома с Капхой.

Управление болезнью

В древнеиндийской медицине существует два способа лечения болезни: шамана и шодхана. Первая означает облегчение, палиативный метод. Методы Shamana смягчают болезнь и её признаки. Shodhana означает устранение, и её методы стремятся к устранению основной причины болезни (то есть доши). Если болезнь может рецидивировать после Шаманы, то после Шодханы это исключено. Принципы фармакологии аюрведы отличаются от других систем медицины. Большинство лекарств изготавливается из трав.

Лекарства

Лечение направлялось на уравновешивание нарушенного соотношения жидкостей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых - лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т. п.), и в-третьих - хирургическими методами лечения, в чём древние индийцы достигли высокого уровня.

При лечении аюрведическими методами используется три вида медикаментов: вещества растительного и животного происхождения, а также минералы, включая драгоценные и полудрагоценные камни и металлы (в том числе золото, серебро, свинец, ртуть, олово и пр.) . Поскольку большинство металлов в естественном виде токсичны, они подвергаются специальной обработке (минералы кипятятся с соками или растительными отварами - этот процесс называется очищением (щодхана); металлы подвергаются кальцинированию (марана) и толкутся в кальцированный порошок (бхасма). А ртуть проходит 18 этапов приготовления .

Вещества растительного происхождения, использующиеся в аюрведе, произрастают на индийском субконтиненте или Гималаях. Так например, Дерево Ним считается «божественным деревом». Лекарства, сделанные из него, обладают иммуноповышающими, глистогонными, противогрибковыми, противобактериальными, противовирусными, антидиабетическими и успокоительными свойствами .

Туласи широко используется в Аюрведе

Аюрведа дает различные предписания для разных отрезков дня (дина чарья), ночи (ратри чарья), для времен года (риту чарья).

Американская медицинская ассоциация считает, что пациенты, проходящие лечение препаратами аюрведической медицины, рискуют своим здоровьем - в препаратах обнаружены токсичные тяжёлые металлы (свинец, ртуть, мышьяк) в недопустимо высоких концентрациях . Ряд клинических испытаний показал отсутствие эффекта в лечении препаратами аюрведы, отличного от эффекта плацебо .

Использование психотропных препаратов

Влияние вкуса

Древнеиндийская медицина считает, что вкусы продуктов или трав имеют определенные физиологические эффекты и применяются в системе диагностики и лечения. Те вкусы, которые образуются после вываривания (Vipaka), более сильны.

  • Сладкий (Madhura) - Сладкие продукты кормят, охлаждают, увлажняют, смазывают, и увеличивают вес
  • Кислый (Amla) - Кислые теплые продукты, смазывают, и увеличивают вес
  • Соленый (Lavan) - Соленые теплые продукты, стимулируют, смягчают, смазывают, и увеличивают вес
  • Горький (Katu) - Горькие продукты, прохладные, сухие, очистительные и уменьшают вес
  • Острый (Tikta) - Острые продукты, теплые, сухие, стимулируют, и уменьшают вес
  • Вяжущий (Kasaya) - Вяжущие продукты, прохладные, сухие, уменьшают неподвижность.

Очистка тела и массаж

Важную роль в лечении болезней играет диета. Свойства продуктов питания и напитков подробно описаны в аюрведических текстах, и врачи всегда дают диетические рекомендации при назначении курса лечения. Считается, что одним из важнейших свойств пищи являются её вкусовые качества, которых насчитывается шесть: сладкое, кислое, соленое, острое, горькое и вяжущее, а также их многообразные сочетания. Каждое из вкусовых ощущений вызывает определенный физиологический аффект: сладкое способствует образованию крови, тканей и жира в организме; кислое содействует пищеварению, горькое улучшает аппетит и т. д.

Для очистки тела от дисбаланса дош применяют пять различных процедур, или методов очистки, которые указаны в текстах древнеиндийской медицины и предписаны для небольшого количества болезней, а также для периодической сезонной чистки. Эти пять процедур более известны как панчакарма («панча-карма» - «пять действий»). Курс панчакармы обычно включает краткосрочное диетическое питание , массаж , применение трав. Может включать слабительные, ванны, приемы повышения потоотделения, клизмы, содержащие лекарственные вещества, чистку носовых пазух, кровопускание.

Панчакарма как терапия очистки является, возможно, самым недооцененным из всех методов древнеиндийской медицины. Из-за невежества её часто воспринимают как другую систему массажа. Так, массаж с применением масел является одним из методов, применяемых в древнеиндийской медицине. На санскрите массаж с применением масел - абхйанга, что переводится на русский язык как «умащение». Человек может выполнять некоторые виды массажа самостоятельно. Массажисты выполняют эту терапию для управления болезнями, вызванными Вата-дошей. Как часть лечения лекарствами, массаж с маслами затрагивает всё тело, то есть является целостной, холистической процедурой. Терапия массажа может успокоить боль, расслабить жесткие мускулы и уменьшить опухоль, которая сопровождает артрит. Защитники утверждают, что укоренившиеся в суставах и тканях токсины с помощью массажа выпускаются в выделительные системы для устранения их естественным путем. Панчакарма может применяться и как терапия омоложения. В различных регионах имеются отличия в процедурах, технике исполнения, составах применяемых масел. Практика этой терапии должна всегда выполняться компетентными специалистами.

Критика

Критики ссылаются на нехватку строгих научных исследований, клинических испытаний методов аюрведы . Так, Национальный центр Дополнительной и нетрадиционной медицины заявляет, что «большинство клинических испытаний было незначительно, испытывало недостаток в соответствующих группах контроля, или имело другие проблемы в оценке значимости результатов». Так же следует отметить, что наличие ряда исследований сомнительной достоверности дискредитирует методику в целом и снижает доверие к корректно проведенным исследованиям.

Ряд клинических испытаний показал отсутствие эффектов у лекарственных препаратов, используемых в аюрведической медицине, отличных от эффекта плацебо , а также серьёзную опасность некоторых препаратов, содержащих недопустимо высокие дозы тяжёлых металлов.

В Индии научное исследование древнеиндийской медицины в значительной степени предпринято утвержденным законом органом Центрального правительства, Центрального совета по исследованию в аюрведе и медицине сиддха (CCRAS), через национальную сеть научно-исследовательских институтов. Большое количество неправительственных организаций также проводят работу по исследованию различных аспектов древнеиндийской медицины.

См. также

  • Расаяна

Примечания

  1. Грицак Е. Популярная история медицины. Справочник
  2. Georg Feuerstein, Subhash Kak, David Frawley. In Search of the Cradle of Civilization, - Quest Books, 2001, С. 212;ISBN 0-8356-0741-0 , 9780835607414
  3. История Древнего мира т.3. Упадок древних обществ: в 3-ех т., Издание второе/Ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой - М.:Издательство «Наука», 1983.
  4. David Frawley. Gods, Sages and Kings: Vedic Secrets of Ancient Civilization, - Lotus Press, 2000, С. 332; ISBN 0-910261-37-7 , 9780910261371
  5. АЮРВЕДА
  6. Сорокина Т. С. История медицины в двух томах
  7. Fjordman. A History of Medicine - part 3//Euronews, 25.10.2008
  8. Большой Энциклопедический словарь
  9. Шримад-Бхагаватам. (Перевод и комментарии А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады) Песнь 9. Освобождение. Глава 3. Женитьба Суканйи и Чьяваны Муни
  10. Dhanavantari - the god of Ayurveda
  11. Марчукова С. М. Медицина в зеркале истории
  12. Gaṅgā Rām Garg. Encyclopaedia of the Hindu World, том 4, - Concept Publishing Company, 1992, С. 792 ISBN 81-7022-373-3 , 9788170223733
  13. Gaṅgā Rām Garg. Encyclopaedia of the Hindu World, том 1, - Concept Publishing Company, 1992, С. 224 ISBN 81-7022-373-3 , 9788170223733
  14. Энциклопедия китайской медицины: Целительные силы природы. Великие целители мира, - Olma Media Group, 2002, С. 19; ISBN 5-7654-1882-1 , 9785765418826
  15. Вайдья Бхагван Дэш. Древнеиндийские системы медицины
  16. David Frawley. Gods, Sages and Kings: Vedic Secrets of Ancient Civilization, - Lotus Press, 2000; ISBN 0-910261-37-7 , 9780910261371

Один из древних литературных источников, Чарака Самхита, где собраны тексты об Аюрведе, гласит: «Аюрведа - это знание о подходящих и неподходящих, благоприятных и неблагоприятных условиях жизни, о факторах, способствующих и препятствующих долголетию, а также о том, с какой меркой следует подходить к жизни вообще».

В основе Аюрведы лежит принцип гармонии и взаимосвязи Человека с Природой. Именно на этом построены все аюрведические методы оздоровления. Акцент в Аюрведе делается на сохранении здоровья и профилактике заболеваний с использованием натуральных средств.

Аюрведическая терапия включает в себя различные омолаживающие и восстанавливающие процедуры, которые можно проводить самостоятельно или в специлизированных центрах. Традиционно, в практике аюрведы широко используются такие средства, как:

Различные массажи, выполняемые стопами и руками с применением лечебных травяных масел или порошков, а также самомассаж;

Траволечение;

Ароматерапия;

Прогревания тела (прием внутрь пряных трав, баня, травяные обвертывания, втирание в кожу теплых масел);

Цвето - и звукотерапия

Лечение камнями и металлами

Все эти процедуры в сочетании со специальной аюрведической диетой и правильным образом жизни предупреждают процессы старения, способствуя долголетию и укреплению иммунной системы.

Но поскольку Аюрведа - это наука о жизни, она не ограничиватся лишь набором лечебных и косметических продедур, а охватывает все сферы жизни человека. Поэтому большое значение в практике Аюрведы придается таким критериям здорового образа жизни, как:

Правильное питание,

Режим дня,

Медитация,

Йогические упражнения

Закаливание.

Аюрведа учит, что человек — это микрокосмос, Вселенная. Человек - дитя космических сил внешнего окружения, макрокосмоса. Его индивидуальное существование неотделимо от общего космического проявления. В холистическом смысле, взгляды Аюрведы на здоровье и «болезнь» принимают во внимание присущую человеку связь между индивидуальным и космическим духом, индивидуальным и космическим сознанием, энергией и материей.

Согласно учению Аюрведы, человеку присущи четыре биологических и духовных устремления: религиозное, к финансовому преуспеванию, воспроизведению и свободе. Хорошее здоровье необходимо для осуществления этих запросов.

Аюрведа помогает здоровому поддержать здоровье, а больному восстановить его. Это - медико-метафизическая наука оздоровления жизни, мать искусства врачевания. Практиковать Аюрведу - значит содействовать благополучию, здоровью и творческому росту.

Практическое знание самооздоровления может быть постигнуто каждым через изучение истин Аюрведы. Можно существенно увеличить срок жизни и избавиться от страданий путем надлежащего сбаланси-рования всех энергий в теле. Способность индивидуума к самооздоровлению - основная концепция аюрведической науки.


Основные принципы Аюрведы


Аюрведа признает глубокую связь между процессами в природе и в организме, разделяя их на проявленные и не проявленные. Аюрведа рассматривает человека как совокупность трех составляющих – индивидуальная душа, или атма; «тонкое», ментальное или астральное тело (линга-шарира) и физическое тело (стхула-шарира). Душа имеет вечную, духовную природу, потому никогда не умирает. В «Бхагавад-гите», основной философской книге учения Вед, говорится, что душу невозможно уничтожить, сжечь или испепелить. Неотъемлемое свойство души – сознание, и именно оно определяет физические тела – и линга-шарира и стхула-шарира.

Именно от уровня сознания формируется тонкое тело – наш неизменный спутник во всех воплощениях. Все наши мысли, желания, мотивации, поступки, привычки составляют так называемые «самскары» – «привязанности», то, что в свою очередь определяет физическое тело.

Таким образом, Аюрведа считает, что истинная причина болезней находится в нашем уме, кроется в «дефектах» сознания.

Поэтому Аюрведа – это образ жизни и правильного мышления, гармоничное существование человека с природой.


В Аюрведе болезнь классифицируется по шести стадиям развития:


Психофизиологическая

Энерго-информационная (эфирная)

Нейрoэндокринная (дисбаланс трех дош)

Эндотоксическая

Симптоматическая (проявленная)

Терминальная (необратимая).


Считается, что первые три стадии легко излечимыми, четвертая – излечимая, пятая – трудно излечимая, а шестая – неизлечимая.

К сожалению, современная аллопатическая медицина чаще всего начинает лечить болезнь лишь на пятой или на шестой стадии, к тому стараясь устранить симптомы болезни, а не ее настоящую причину.

Первая стадия болезни – психофизиологическая – связана с умом, с проблемами «тонкого» тела. «Неправильные», злые, агрессивные мысли могут привести к заболеванию на этой стадии, которое проявляется в преобладании в сознании низших гун, качеств материальной природы.

Различают три гунны материальной природы:

Саттва - гуна благости, гармоночного восприятия мира, принятие своей судьбы, терпения и смирения. Именно саттвичное, благостное мышление дает человеку защиту от болезней и преждевременной старости.

Раджас - гуна страсти, активное, деятельное, побуждающее начало. Преобладая в сознании человека, она «затуманивает» сознание и способствует проявлению многочисленных пороков, которые считаются в Аюрведе корнями большинства болезней.

Тамас – гуна неведения, заблуждения. Если сознание человека погружено в невежество, это вызывает «сон разума», апатию, лень, безразличие, глупость, что ведет к разрушению личности.


Гуны динамичны, постоянно смешиваются и соответствуют нашим мыслям. Их сочетание между собой создает всевозможные комбинации оттенков нашей психики. Неуравновешенность гун может вызывать большие психологические напряжения, создавать проблемы, разрушительно сказываясь на психоэмоциональном состоянии человека.

Таким образом, если гунна раджаcа или тамаcа начинают преобладать в нашем сознании, Аюрведа считает это первой стадией болезни.


Аюрведа основана на ведической философии, которая говорит о санатане-дхарме (основном долге человека), как о йоге, развитии своей связи с Богом. Различные виды духовных практик являются, согласно Аюрведе, являются наилучшей «терапией» для ума, позволяющей избавиться от разрушительного влияния раджаса и тамаса.

На второй стадии болезни, дефекты и «пороки» ума разрушительно сказываются на «тонком», эфирном теле, а негативная реакция психики вносит дисбаланс в наши энергетические каналы – нади и энергетические центры – чакры, вызывая сбои в работе органов и систем организма.

Для корректировки эфирного тела аюрведическая медицина предлагает методы ароматерапии, минералотерапии и пранатерапии, а также очень эффективные в данном случае аюрведические массажи – Марма-терапию и Абхьянгу.

Если болезнь не устраняется на психофизиологической и эфирной стадиях, то она переходит на третью стадию – нейроэндокринную – стадию разбалансировки трех дош. Дисбаланс вата-доши вызывает разбалансировку работы центров головного и спинного мозга, а дисбаланс пита и капха дош нарушает гормональное равновесие.


Аюрведа подробно описывают ранние признаки третьей стадии болезни в зависимости от разбалансировки той или иной доши. Эндокринные нарушения могут быть выявлены пульсовой диагностикой. Чтобы привести в равновесие вату, питту и капху, чаще всего достаточно правильно подобрать диету и распорядок жизни. В некоторых случаях необходимо добавить в рацион соответствующие пищевые добавки, минералы, специи, травы. Третья стадия болезни характеризуется образованием и накоплением амы, «шлаков». Нарушение гормонального равновесия вызывает разбалансировку в работе пищеварительных и клеточных ферментов. Образующиеся в этом случае «шлаки» поступают или аккумулируются в тканях. Каждый орган имеет свою систему выделения, поэтому ама обычно накапливается в «ослабленных» органах.


Аюрведа говорит, что наше тело является нашим учителем – если какой-то орган заболевает, то это указывает на определенные дефекты нашего сознания. Например, излишняя гордость приводит к болезням печени, эгоизм поражает сердце, лицемерие и неумение любить выводит из равновесия мочеполовую систему.


Накопление амы в организме вызывает общую слабость, повышенную утомляемость, раздражительность, сонливость, ухудшение памяти, появление налета на языке, запаха изо рта, потерю аппетита, метеоризм, появление гнойничковых высыпаний на коже и так далее.


По мере развития заболевания признаки интоксикации нарастают, и болезнь переходит на четвертую стадию. На этой стадии болезни Аюрведа применяет методы шодханы, очищение от амы. Рекомендуется очищение желудочно-кишечного тракта, крови, почек, дыхательной системы и кожи. Для этого используются травы, энтеросорбенты и лечебные масла.


Пятая стадия болезни (симптоматическая) связана с активизацией механизмов саморегуляции организма. В это время органы или ткани пытаются освободиться от амы. Эта стадия сопровождается появлением специфических симптомов, например, болью в области почек, повышением температуры, появлением кашля или тошнотой. Любая болезнь имеет свой индивидуальный ритм, проявляющийся периодами обострения и ремиссии.


Лечение болезни на пятой стадии включает иглоукалывание, остеопатию, гомеопатию, фитотерапию, аюрведические массаж, в том числе точечные, гирудотерапия, бальнеотерапия, лечебная и дыхательная гимнастика, диетотерапия и другие.

На шестой стадии болезни защитные механизмы органа утрачивают свою силу, а ткани претерпевают необратимые изменения. Происходит постепенное разрушение и гибель данной системы организма. И здесь уже зачастую требуется хирургическое вмешательство. Терапевтические методы позволяют лишь облегчить страдания больного и «затянуть» болезнь.

Аюрведа как течение в нетрадиционной медицине возникло в Древней Индии и тесно связано с ведами. Веды - это универсальная наука о жизни, целая философская система. В то время как Аюрведа - метод профилактики и лечения различных заболеваний, установления гармоничных отношений между человеком и миром, человеком и обществом, это система регуляции организма (стремление организма к восстановлению поврежденной части), система питания. Аюрведа: наука о жизни - что это такое?

Сегодня ведическая медицина Аюрведа вызывает все больший интерес. Попытаемся разобраться, что такое Аюрведа?

Аюрведа: наука о жизни

Ведическая медицина Аюрведа не рассматривает лечение человека как лечение конкретного физического тела, заболевания в его проявлении. Аюрведа считает, что если заболевание появилось на материальном уровне, то устранение симптомов - это лишь первый шаг оздоровления, лечить надо всего человека, а именно тело, душу, поведение, регулировать эмоциональный и ментальный (интеллектуального развития) уровни. Человек является единством всего вышеперечисленного.

Западная культура отличается от восточной прежде всего тем, что своей неумолимой любовью к анализу раздела на части все на свете. Восточный же человек, напротив, стремится к единству.

Аюрведа (от слова «веда» - «знание») - наука о продлении жизни или искусство жизни, одна из наиболее универсальных систем, созданных на Востоке. Становление науки аюрведа произошло в Индии приблизительно 5 тысяч лет назад и сложилось на стыке религии, философии, медицины и естественных наук, которые были неразрывно связаны между собой, сегодня можно говорить что это не просто учение - это лечение аюрведа.

Основой Аюрведы служат древнеиндийские трактаты - Веды, написанные на санскрите. Значительное место в них отводится медицинской тематике: приводится более тысячи названий лекарственных растений, встречается множество медицинских терминов, упоминается несколько интересных методик, которые использовались в древнейшие времена, однако не потеряли своего значения даже в наше время.

В науке аюрведа много текстов, посвященных сохранению и укреплению здоровья человека. Древние целители считали, что основа хорошего самочувствия - абсолютная гармония, приблизиться к которой помогают лечебные травы, массаж, специально подобранное для каждого человека питание и другие методы. Нарушение гармонии приводит к заболеваниям души и тела, неразрывно связанных друг с другом.

Наука аюрведа опирается на многие методики: лечение маслами и мумие, фито- и ароматерапию, вегетарианство и натуропатию, акупунктуру, массаж, уринотерапию и пр.

Основные принципы ведической медицины Аюрведы

Ведическая медицина Аюрведа как система оздоровления человека имеет пять уровней.

Многие авторы грубо ошибаются, сводя Аюрведу лишь к системе питания и лечению тела, так как это лишь первый и начальный уровень, он не касается разумного начала в человеке, а лечение тела - это (каким бы чудодейственным ни было лекарство) лишь временный результат. Лечить человека нужно по всем направлениям.

Первый уровень ведической медицины Аюрведы - это лечение тела всевозможными травами, массажем, специальной системой питания и упражнений.

Второй уровень Аюрведы - это уровень очищения, профилактики заболеваний тела и психики, а также создания и укоренения в человеке всевозможных полезных привычек.

Третий уровень ведической медицины посвящен характеру человека, его отношениям со всем окружающим.

Четвертый - это переходный уровень Аюрведы. Дойдя до него, многие останавливаются: возникают некоторые сложности, с которыми люди не всегда могут справиться в силу недостатка силы -воли, целеустремленности, уверенности в правильности принятого решения.

На четвертом этапе Аюрведы необходим духовный наставник, здесь начинается непосредственно теоретическая, если можно так сказать, религиозная часть. Это уровень аскезы, на нем люди читают мантры, различные молитвы, поют гимны, всячески расширяют сознание.

Пятый уровень ведической медицины представляет духовную практику: изучается медитация, и познаются высшие законы жизни.

Ведическая медицина Аюрверда направлена на соединение тела и души человека, развитие его гармоничных отношений с обществом и природой.

Доши аюрведы

Согласно Аюрведе, природой управляют три основные силы, которые называются доши. Каждая из них имеет свое название: Вата (ветер), Питта (желчь) и Капха (флегма). В зависимости от содержания элементов люди также разделяются на три группы.

Вата - конституция «людей ветра». Представители этого типа отождествляются с воздушной стихией, преобладанием энергии воздуха и эфира. Главная их отличительная черта - худощавость, высокий рост, сухая кожа. Поведение людей конституции «ветра» зачастую непредсказуемо, и в любой момент у них может измениться настроение. Однако эти люди обожают все новое и часто удивляют окружающих, изменяя самих себя. Люди данного типа - сангвиники или меланхолики, они эмоциональны, романтичны и зачастую наивны. Они не обладают выдающимися способностями, но благодаря усидчивости нередко достигают хороших результатов.

Вата в науке аюрведы

Вата - самая сильная энергия человеческого организма, несущая ответственность за наиболее важные жизненные процессы: кровообращение, дыхание, умственную деятельность и мышечную активность. Представители конституции «ветра» обычно не отличаются крепким здоровьем, и во многом оно зависит от образа жизни. Слабыми местами людей типа Вата являются кости, суставы, а также органы зрения и слуха. Они чаще страдают бессонницей, хроническими заболеваниями желудка, имеют проблемы с пищеварением, нервной и сердечно-сосудистой системой.

Питта в науке аюрведы

Питта - конституция «людей желчи». Представителей данного типа отождествляют со стихией огня и воды. К этому типу относятся люди, обладающие хорошей фигурой и красивой осанкой. Они смелы, напористы, у них развито чувство юмора, стремление к славе и достижению цели. В любви они отдаются партнеру целиком, но и от него требуют того же.

Люди конституции «желчи», как правило, холерики - они эмоциональны, вспыльчивы, неуравновешенны, но отходчивы. Люди склада «желчи» склонны к скоропалительным решениям, которые не всегда верны. Это натуры увлекающиеся, но они быстро разочаровываются, даже если цель достигнута и дает позитивные результаты.

Люди данного типа не обладают крепким здоровьем. Чтобы продлить жизнь, им следует опасаться простуд и переохлаждений, нужно правильно питаться и соблюдать личную гигиену. Слабыми местами людей конституции «желчи» являются печень, почки, желудок и желчный пузырь. Они страдают многими болезнями кожи, разнообразными аллергиями, гипертонией или гипотонией, заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

Капха в науке аюрведы

Капха - люди конституции «слизи». Представителей данного типа отождествляют со стихией земли и воды. Они обычно невысокого роста, коренастые, плотного телосложения, сильные, но по натуре добрые. Как правило, довольны жизнью, спокойны, рассудительны, невозмутимы, хотя и медлительны - это флегматики или сангвиники. В жизни и в окружающих больше всего ценят стабильность и надежность, долго запоминают, однако ничего не забывают.

У людей данного типа высокий иммунитет, они не подвержены вирусным и прочим инфекциям, от природы наделены крепким здоровьем, среди них много долгожителей. В то же время они часто страдают от заболеваний сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной систем, определенную опасность для них представляют некоторые виды онкологических заболеваний. Их слабыми местами являются сердце и голова. Людям типа Капха надо тщательно следить за рационом питания, распорядком дня, для них крайне важен нормальный сон и отдых.

Восточные целители утверждают: люди с преобладанием одной из дош встречаются редко. Чтобы человек был здоровым и сильным, красивым и уверенным в себе, необходимо гармоничное сочетание всех трех дош. Однако идеальных людей фактически нет, поскольку сочетание дош неравномерно и в любом из нас преобладают одна или две. Это соотношение определяет индивидуальность человека - его характер, способности, темперамент, внешность и, конечно, здоровье.

Три типа питания в Аюрведе

Древняя наука Аюрведа утверждает, что для здоровой жизни питаться нужно так, чтобы все три доши оставались в равновесии. У человека по Аюрведе может быть три типа природной конституции: Вата, Питта и Капха. В зависимости от того, к какому типу вы относитесь, нужно составлять план питания, и тогда ваш организм будет пребывать в состоянии гармонии. Тема нашего разговора сегодня - питание в Аюрведе.

Вата-конституция - можно употреблять сладкую, соленую пищу, тяжелую и жирную, смело добавлять различные пряности, однако избегать острого и горького.

Питта-конституция - рекомендуется употребление холодных блюд, напитков, различных салатов, холодного молока, сладких фруктов. Предпочтение следует отдать блюдам с горьким и сладким вкусом. Горячих, а также легких блюд следует избегать.

Капха-конституция - подойдет легкая, теплая и сухая пища, терпкая на вкус, острая. Употреблять поменьше соли, холодных, тяжелых блюд, отказаться от жирной пищи.

Питание по Аюрведе: общие принципы

Вообще, в питании по Аюрведе большое значение придается вкусу (например, острая пища согревает, стимулирует обмен веществ, сладкая помогает работе поджелудочной железы, горькая очищает печень, соленая усиливает аппетит).

Каким должно быть Аюрведа - питание? Аюрведа дает некоторые рекомендации по поводу приема пищи. Вот некоторые из них.

Есть следует только в том случае, если вы очень голодны.

Если у вас возникает мысль о том, что следует бы перекусить, надо задать себе вопрос и ответить честно: «Действительно ли я испытываю голод?» Если вы не голодны, не нужно перегружать организм: съеденная в этот момент пища принесет только вред.

Необходимо для здоровой жизни прислушаться к своему организму, определить, к каким блюдам он испытывает особое расположение, и смело вводить их в свой рацион.

Питание в Аюрведе - это гармоническое взаимодействие души и тела, поэтому огромное значение придает внутреннему голосу, утверждая, что интеллект может ошибаться, в то время как голос исходит из сердца, из самого существа человека.

Очень полезно для здоровой жизни пить горячую воду. Рекомендуется пить только очищенную воду, предварительно вскипятив ее. Принимать по несколько глотков через 1 ч и перед едой. Горячая вода очищает организм от шлаков и омолаживает его.

Согласно науке о питании по Аюрведе, желательно избегать употребления мяса, заменив его рыбой или птицей.

Миллионы лет своего удивительного творчества Природа потратила на создание Человека. Она по-матерински опекала и оберегала Его, давая все самое ценное для Его счастливой жизни. Наша Голубая Планета с ее первозданными лесами, горами, реками и озерами была прекрасной колыбелью для человека. Целебные травы и ягоды, корни и плоды поддерживали Его телесное и духовное здоровье.

Мудрецы древности в своих научных трудах описали законы человеческого Бытия, предвосхитив многие открытия на тысячелетия вперед. Они создали Аюрведу - первую и самую важную для нас с вами "науку о естественной жизни". Аюрведические методы оздоровления, основанные на принципах целостности и гармонии между Человеком и Природой, проверялись и совершенствовались веками. Мы очень рады пригласить Вас в страну этого удивительного Знания.

Что такое Аюрведа?!

Слово Аюрведа в переводе с санскрита означает "наука жизни и долголетия". Но Аюрведа - это не только наука, Аюрведа - это также и философия. В древние времена эти понятия были нераздельны. Все знания рассматривались как часть единого знания о счастье, здоровье и развитии человека.

Философия - это любовь к истине. Наука - открытие истины посредством эксперимента. В Аюрведе все это сливается воедино. Аюрведа представляет собой науку об Истине и о том, как эта Истина проявляется в жизни.

Аюрведа - это искусство повседневной жизни в гармонии с природой и ее законами. Она включает в себя систематизированное знание и практическую мудрость, которые ведут к здоровью и исцелению. Цели и задачи Аюрведы состоят в том, чтобы сохранять и поддерживать здоровье здорового человека и излечивать больного. При этом и поддержание хорошего здоровья и исцеление достигаются с помощью естественных средств.

Аюрведа - это наука, охватывающая все стороны жизни и соотносящая жизнь каждого человека с жизнью Вселенной. Согласно Аюрведе каждый из нас является одновременно творением космических энергий и в то же время уникальной личностью. Каждому присуща индивидуальная конституция, которая создается в момент зачатия универсальными энергиями эфира, воздуха, огня, воды и земли. Она формирует нового человека с определенным набором качеств. На современном языке мы называем этот "рабочий чертеж" человека наследственным генетическим кодом, тогда как Аюрведа с древнейших времен называла его пракрити, или индивидуальной конституцией, которая не изменяется на протяжении всей жизни. Это наш уникальный энергетический узор, индивидуальное сочетание физических, умственных и эмоциональных характеристик. Аюрведа как искусство исцеления основана на знании индивидуальной конституции человека и помогает ему выстроить образ жизни наиболее подходящий с точки зрения восстановления и поддержания здоровья.

В работе над созиданием здоровья Аюрведа принимает в расчет все уровни жизни - тело, ум, сознание (дух) - и их связь друг с другом. Для самоисцеления Аюрведа дает рекомендации по питанию, образу жизни, физическим упражнениям, отдыху и расслаблению, медитации, дыхательным упражнениям и лекарственным травам, а также предлагает процедуры очищения и омоложения. Кроме того, Аюрведа предлагает многочисленные вспомогательные методы, такие как лечение звуком цветом, запахом. Аюрведа - это нечто большее, чем искусство исцеления. Аюрведа имеет дело со всем, что вносит радость в нашу жизнь.

Если мы хотим оставаться здоровыми, то при любых изменениях условий жизни нам требуется постоянная поднастройка для сохранения равновесия. В основном эта поднастройка происходит автоматически, благодаря удивительной мудрости с которой создавались наши тела, однако многое зависит и от нас, от нашего выбора тех или иных действий. Поддержание здоровья требует постоянного осознавания своего состояния и его корректировки. Самоисцеление с позиции Аюрведы - это гармоничное сознательное существование во всей полноте настоящего момента. Аюрведа не является пассивной формой терапии, она предлагает каждому из нас принять на себя ответственность за свою повседневную жизнь. Аюрведа - это не столько медицинская система, сколько образ жизни, путь к пониманию того, как сотрудничать с Природой и жить в гармонии с Ней. Понятие здоровья означает в Аюрведе гармонию, и воистину нет предела гармонии, которой может достигнуть человек, искренне стремящийся к ней.

Аюрведа, являясь частью обширных знаний о человеке и Вселенной, основывается на том, что у нашей жизни есть цель. Исцеление, цельность, цель - все эти слова, имея один корень, имеют глубинную связь между собой. Аюрведа помогает каждому из нас найти свой собственный неповторимый путь, прожить свою жизнь в полную силу и, исполнив свое уникальное предназначение, вернуть Природе долг за дарованную нам жизнь.

Научиться понимать свое тело, прислушиваться к нему, правильно питаться тебе поможет аюрведа . Придерживаясь принципов аюрведы, ты не только усовершенствуешь свое тело, но и достигнешь внутренней гармонии.

Аюрведа пришла к нам из Индии и учит тому, что у каждого человека достаточно энергии, чтобы сделать себя здоровым. Этот постулат каждому открывает двери в здоровый образ жизни, ключом к которому являются изучение и понимание тела и его потребностей.

Если ты решила начать питаться по аюрведе, прежде всего тебе необходимо узнать принципы, на которых строится индийская диета.

Популярное

1. Ешь, когда голодна

Тебе нужно принимать пищу именно тогда, когда чувствуешь голод, а не ждать, когда наступит время традиционного завтрака или обеда. Больше прислушивайся к своему организму, чтобы понять его индивидуальные биологические ритмы. Ведь организм знает лучше, когда ему следует поесть. Но это отнюдь не означает, что по любому зову организма нужно бежать к холодильнику. Переедание совершенно не приветствуется.

Есть одно-единственное ограничение по времени — для завтрака. Первый раз в день, согласно аюрведе, рекомендуется есть до девяти утра.

2. Питайся« живой» пищей

Готовь исключительно из свежих продуктов. Только натуральные фрукты и овощи и желательно в сыром виде. Ведь при любой обработке продукты теряют значительную часть живительной энергии и аромата.

3. Придерживайся принципов сочетаемости продуктов

В древней Индии хорошо знали, что сочетание продуктов в пределах одного приема пищи заметно влияет на то, насколько хорошо или плохо переваривается пища. Согласно аюрведе, нужно употреблять фрукты, крахмал, белки и жиры отдельно, в разное время дня.

Вот несколько примеров того, какие продукты лучше не употреблять вместе:

  • ешь молоко или йогурт отдельно от кислых фруктов или цитрусовых;
  • фрукты ешь отдельно от картофеля и других крахмалосодержащих продуктов(фруктоза переваривается достаточно быстро, а крахмал — нет);
  • дыню лучше лучше не сочетать с другими продуктами;
  • не употребляй молоко вместе с другими белковыми продуктами(белки обладают согревающим свойством, а молоко охлаждающим).

4. Включай в рацион питания все 6 вкусов

Ты, конечно, знаешь все разновидности вкуса: сладкий, соленый, острый, кислый, вяжущий и горький. Так вот, нужно позволить своему организму насладиться всей палитрой вкусов. Он будет тебе за это очень благодарен.

Для питания по аюрведе также очень важны различные пряности. Они содержат в себе много ценных веществ, полезных для организма. Но перебарщивать не стоит, иначе можно легко испортить не только блюдо, но и желудок.

5. Ешь только в хорошем настроении

От твоего настроя при приготовлении и приеме пище зависит ее правильное усвоение и твое хорошее настроение на весь день. Пища впитывает энергетику твоих мыслей, поэтому во время еды думай только о хороших вещах. А если на данный момент ты совсем не можешь отогнать от себя посторонние мысли, лучше перенести прием пищи на некоторое время: сейчас она точно не пойдет тебе на благо.

6. Не спеши во время еды

Выдели себе достаточное количество времени на прием пищи, не торопи свой организм. И это пойдет тебе только на пользу. Ведь даже из здоровой пищи, которую ты проглотишь в один момент, организм не извлечет всех питательных веществ. Поэтому постарайся сосредоточиться на самом процессе и на вкусовых качествах блюда.

7. Отдыхай от еды

Раз в неделю устраивай себе разгрузочный день — придерживайся любой диеты. Поначалу будет нелегко привыкнуть к ограничениям, но со временем у тебя появится чувство легкости и ты поймешь всю прелесть этого принципа.

8. Побудь немного вегетарианкой

Индийская диета, согласно аюрведе, строится прежде всего на принципах вегетарианства, поэтому о мясе придется на время забыть. Основу диеты составляют фрукты и овощи: фрукты в чистом виде и в салатах с заправкой из йогурта и овощные супы. Рекомендованы крупы и рис, соя, орехи, семечки, а также обезжиренные молочные продукты, такие как йогурт, творог и простокваша. Пить индийская диета советует всевозможные компоты, соки и чай с лимоном без сахара.

Индивидуальный подход в диете

Самое важное правило в кулинарии аюрведы — все диеты строго индивидуальны.

Диета составляется с учетом времени суток и сезона. Но для начала тебе нужно правильно определить свой конституциональный тип. Кстати, в чистом виде эти типы практически не встречаются: в том или ином сочетании в нас соединены все три доши — вата(ветер), питта(огонь), капха(слизь). Но тот или иной тип преобладает над остальными в большей степени.

Вата(эфир + воздух) заключает в себе идею движения, питта(огонь + вода) отвечает за энергетический обмен, капха(земля + вода) символизирует прочность и устойчивость.

Если доши идеально сбалансированы, значит, человек здоров. Преобладание одной доши над другой указывает на болезнь, излечить которую можно путем правильной диеты.

Вата(ветер)

У тебя худощавое, тонкокостное телосложение. Ты быстро говоришь, двигаешься, схватываешь все на лету, но так же быстро все и забываешь. У тебя могут быть вьющиеся волосы, сухая тонкая кожа, тонкие ногти и ресницы.

Ты тяжело переносишь холод, прохладную пищу и напитки со льдом. Твоя особенность — быстрый обмен веществ.

Если ты нашла в себе преобладающие черты ваты, то, согласно аюрведе, твой рацион питания должен состоять из гречки, риса, мяса, молочных продуктов, орехов. А от сырых овощей, соевых продуктов, кислых яблок лучше отказаться. Из специй отдай предпочтение кардамону и мускатному ореху.

Питта(огонь)

У тебя нормостеническое телосложение. Ты обладаешь взрывным характером, часто гневаешься и краснеешь. Скорее всего, у тебя тонкие светлые или рыжие волосы. Пищеварение очень интенсивное. Твое тело почти усыпано родинками. Кожа розовая, склонная к покраснениям и перегреву. Тебе некомфортно в жаркую погоду. Плохо переносишь жажду и голод.

Для твоего организма очень полезны бобовые, сельдерей, спаржа, цветная капуста, молочные продукты. А в качестве специй наиболее подходящие — кориандр, корица, мята и укроп. Необходимо исключить из рациона красное мясо, орехи, имбирь и шафран.

Капха(слизь)

Ты относишься к типу людей, предрасположенных к полноте. Причиной этого может быть неправильное питание или замедленный обмен веществ. Ты можешь очень быстро набирать вес, от которого потом достаточно сложно избавиться.

У тебя ширококостное телосложение, ты медлительна и любишь подольше поспать. Положительными сторонами твоего характера являются уравновешенность, миролюбие, уверенность в себе.

Также отличительной чертой данного типа служат густые блестящие волосы, большие глаза, чистая, плотная кожа, густые ресницы и довольно широкие плечи.

Ты прекрасно себя чувствуешь в любую погоду и при любых условиях. Ты спокойна, тебя достаточно трудно расшевелить и разозлить.

Обменные процессы в организме сильно замедленны.

Если ты заметила в себе какие-либо черты капхи, то тебе нежелательно употреблять любые сладости, исключение может составить небольшое количество меда. А также рекомендуется ограничить употребление в пищу белого риса, говядины и курицы.

Определи свой ДОША-ТИП

Вата

  • Строение тела: Высокий или низкий рост, худощавое телосложение.
  • Вес: Небольшой вес, с трудом набираешь килограммы.
  • Кожа: Сухая, тусклая.
  • Волосы: Жесткие, вьющиеся.
  • Выносливость: Плохая.
  • Характер: Энергичный, творческий.
  • Реакция на стрессовые ситуации: Склонна к тревоге и переживаниям.

Питта

  • Строение тела: Крепкое телосложение. Мышцы в тонусе.
  • Вес: Умеренный, но набрать или скинуть килограммы — не проблема.
  • Кожа: Теплая, влажная, склонная к появлению сыпи и потливости.
  • Волосы: Тонкие.
  • Выносливость: Средняя.
  • Характер: Амбициозная, организованная, смелая и волевая. Реакция на стрессовые ситуации Склонна к раздражению и злости.

Капха

  • Строение тела: Пышные формы, склонность к полноте.
  • Вес: Быстро набирашь, сбрасываешь с трудом.
  • Кожа: Плотная, жирная и холодная.
  • Волосы: Толстые, длинные, блестящие, прямые или волнистые.
  • Выносливость: Хорошая.
  • Характер: Спокойная, добрая, великодушная, последовательная и медлительная.
  • Рекция на стрессовые ситуации Быстро устаешь, неэнергичная. Тяжело довести до слез.

Главные принципы питания:

  • Основной прием пищи должен приходиться на полдень.
  • Есть необходимо в спокойной, тихой атмосфере, ни на что не отвлекаясь(не смотреть телевизор, не читать).
  • Не ешь в повышенном эмоциональном состоянии(возбуждение, злость, беспокойство, печаль).
  • Перерыв между приемами пищи должен быть не менее трех часов.
  • Медленно и тщательно пережевывай пищу.
  • Съедай ¾ порции от желаемого.
  • Не ешь холодную пищу.
  • Не пей много жидкости во время еды, особенно холодной; желательно запивать пищу горячим аюрведическим кипятком(то есть водой, кипевшей 15−20 минут).
  • Не употребляй молоко с другими продуктами, особенно с теми, которые обладают кислым или соленым вкусом. Его можно пить только кипяченым и горячим(можно с сахаром), желательно со специями(с перцем, кардамоном).
  • Используй специи для лучшего переваривания и усвоения пищи.
  • Забудь о промышленном сыре(из-за сычужного фермента), йогурте(из-за желатина), мороженом.
  • Учитывай при питании свои индивидуальные физиологические особенности, время года, погоду.
  • Не ешь кислую и соленую пищу перед сном(не следует пить даже кефир).

Ежедневная диета должна включать:

  • 40−50% хорошо приготовленного риса(басмати) или зерновых(пшеница, ячмень)
  • 15−30% хорошо проваренных бобовых(дал, мунг-дал, маш, чечевица, горох, фасоль)
  • 2−5% овощных супов
  • ½ ч. л. пикулей — солений и т. п.

Пример аюрведического обеда:

В грамотно приготовленный аювердический обед входят 6 этапов приема пищи. Считается, что такой порядок помогает восстановить баланс сил в организме. Правило здесь простое — продукты, на переваривание которых требуется больше времени, съедаются первыми.

  1. Мучное или тяжелое сладкое — например, торт, пирог или хлеб с маслом.
  2. Сырые овощи: салаты со сметаной или оливковым маслом, лимонным соком и специями.
  3. Бобовые: чечевица, фасоль или горох.
  4. Вареные, тушеные или жаренные на топленом масле овощи.
  5. Рис или другая крупа с чатни(соусом), специями и маслом.
  6. Свежие фрукты или сок, компот, чай из специй.
  7. Совершенно необязательно съедать все это изобилие в один присест. Схема может быть разбита на целый день, и тогда на завтрак мы получим привычный бутерброд с домашним сыром, салат и гороховый суп — на обед, овощи с рисом — файф-о-клок и фрукты на ужин. Можно придумать и другие комбинации.

Екатерина Козейкина
Фото Camerapress/Fotodom



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!