Чувства для чего они нужны. Могут ли эмоции быть опасными для здоровья? Зачем же нам нужны эти эмоции? Почему мы не можем так просто их контролировать

На протяжении всей своей истории человечество воспевало и культивировало самые разные качества – ум, физическую силу, красоту и смелость. А вот с эмоциональностью, наоборот, постоянно боролись и «вырабатывали» всё новые и новые способы сдерживания и подавления своих чувств. Но это «сражение» было заведомо проиграно: эмоции были, есть и останутся с нами навсегда. Потому что они имеют огромное биологическое значения для организма человека. Чувствовать и переживать несмотря ни на что – вот девиз homo sapiens.

Фото © RAWinterest

Как же работают эмоции?

Эмоции – очень специфический и вместе с тем универсальный для всех млекопитающих механизм, с помощью которого мы можем понять ценность того или иного объекта, явления или события. Не испытывай мы удовольствия, давно бы вымерли с голоду и не стали бы продолжать свой род. Эмоции и только эмоции помогают нам понимать друг друга (а вовсе не слова, как может показаться на первый взгляд), сочувствовать близким, поддерживать друзей.

Тем не менее иногда мы встречаем людей, которые нас категорически не воспринимают и отказывают в сочувствии и поддержке. Конечно, может быть и так, что мы просто их чем-то не устраиваем. Но есть люди, которым вообще очень тяжело быть рядом с другими, выдерживать чьё-то присутствие. Они предпочитают одиночество любой, самой тёплой компании.

Нет ничего приятнее для ребёнка, чем слышать родительскую похвалу. Однако поощрять детей надо правильно. Многие родители хвалят малыша за каждую мелочь. Итог – беспомощность, зачастую пренебрежительное отношение к родителям. Похвала – дело серьёзное, утверждают учёные.
Поощряйте ребёнка за действительно значимые успехи, а не пустяки.
Не переусердствуйте в выражении восторга – это отнимет у малыша стимул добиваться дальнейших успехов.
Не стоит чрезмерно хвалить ребёнка в присутствии братьев и сестёр, надеясь, что те будут брать с него пример. В действительности это может привести к конкуренции и соперничеству.

Значит ли это, что им не нужны эмоции? Ни в коем случае! Просто такие личности черпают свои радости и печали из совершенно других источников. Это могут быть книги, музыка, коллекция значков или машинок, гербарий, компьютерные игры. Многие из них осознают, что общение с окружающими необходимо, пытаются вступать в какие-то взаимодействия, но испытывают при этом большой дискомфорт.

Да и вы наверняка сталкивались с такими персонажами: они, как правило, выглядят эгоистичными, не спешат откликнуться на чужую беду и могут устроить скандал из-за пустяка. Что и говорить, этим людям очень сложно жить в обществе, потому что с ними практически невозможно наладить полноценные человеческие отношения. А ведь взаимное непонимание – это не только социальные трудности, но и потенциальная опасность. Если ты неправильно распознал намерения другого, то начинаешь там, где это вовсе не нужно. А если тебя неправильно поняли, можно столкнуться с немотивированной с твоей точки зрения агрессией.

Один, совсем один…

У людей, которые не могут найти взаимопонимание с окружающими, как правило, отмечается не оптимальное состояние нервной системы. В первую очередь тех её структур, которые связаны с восприятием, оценкой и регуляцией эмоций. Эти структуры, часть из которых объединена в так называемую лимбическую систему, нужно своевременно запустить.

Такой запуск происходит в первые два месяца жизни ребёнка – прежде всего, благодаря эмоциональной активности близких. Родители должны брать малыша на руки не только для того, чтобы накормить или переодеть, но чтобы обнять и приласкать. Разговаривайте со своим грудничком, улыбайтесь ему и смотрите в его глазки, и через какое-то время он начинает сам проявлять активность при появлении членов семьи – будет дрыгать ножками и ручками, издавать призывные звуки, радоваться встрече. Так возникает « ». В течение первых месяцев жизни ребёнок учится отличать своих от чужих, женщин от мужчин и распознавать разные эмоциональные проявления. Это необходимо для того, чтобы в будущем он мог «чувствовать» других людей. Если систему не запустить, глубокие эмоциональные нарушения останутся на всю жизнь, и интуитивное понимание другого человека уже никогда не сформируется.

Яркий пример подобного рода нарушений получил название «госпитализм». Это патология развития, которая возникает из-за ограничения или полного отсутствия эмоциональных контактов (типичный случай – длительное пребывание ребёнка в больнице без родителей, в приюте, в яслях на пятидневке). Госпитализм характеризуется задержкой физического и умственного развития, а после возвращения в социум – трудностями адаптации к социальному окружению и нарушениями эмоциональной сферы. Детёныши обезьян, которых отлучали от матерей и пересаживали на искусственную «маму», во взрослом возрасте демонстрировали черты аутичного поведения, оказывались внизу социальной лестницы и были не способны установить партнёрские отношения для продолжения рода.

Конечно, социальный фактор в возникновении эмоциональных нарушений не является единственным. Специалисты говорят о влиянии наследственности, а также травм и заболеваний головного мозга, приводящих к повреждению лимбической системы.

За гранью чувств

Дети и взрослые, страдающие от этих нарушений, могут испытывать существенные трудности распознавания социальных знаков – эмоциональных выражений лица, поз, жестов, интонаций.

Для них очень характерны проблемы идентификации негативных эмоций. Если такому взрослому или ребёнку показать злое лицо и спросить, какое настроение у этого персонажа, они могут ответить, что человек, например, просто задумался. В обычной жизни эти люди не чувствуют той границы, за которую нельзя переступать, и доводят ситуацию до конфликта.

Прививать детям хорошие привычки и приучать к дисциплине – необходимость для родителей. Но контролировать современных детей становится все труднее. Родителям помогут рекомендации специалистов в области детской психологии.
Вознаграждение. Поощрения за успехи в дисциплине (например, месяц без замечаний в школе) – мощный стимул для ребёнка.
Базовые правила. Составьте чёткий список правил, а также объясните, что невыполнение этих правил ведёт к наказанию.
Чёткий распорядок дня приучает ребёнка к ответственности, не оставляет времени для лени и шалостей.

По ходу жизни они, как правило, находят некоторое взаимопонимание с кем-то из близких, но этого всё равно недостаточно для полноценного общения. Взрослые и дети с нарушениями работы лимбической системы не могут соотнести свою реакцию на то или иное событие с тем впечатлением, которое она произведёт на остальных. Поведение окружающих им не ясно, они не могут оценить ситуацию с позиций другого человека. В результате постоянной негативной обратной связи, которую дают таким людям окружающие, формируются различные защитные формы поведения, одной из которых является уход от социальных взаимодействий. Дополнительную лепту в выбор одиночества вносит повышенная чувствительность к звукам и прикосновениям, отмечающаяся у некоторых представителей этой социальной группы, плохая переносимость шума и прямого телесного контакта.

Лучшее «лекарство»

Можно ли развить эмоциональную сферу человека, сделать её более чувствительной к оттенкам переживаний других людей и устойчивой к внешним интенсивным воздействиям? Можно, но, в зависимости от возраста, способы будут разные.

Если речь идёт о младенце, то, как мы уже говорили, здесь главное – положительное внимание в период активного развития «эмоциональных» структур мозга, то есть в течение первого года жизни. Это – отличная профилактика расстройств эмоционального развития. Чтобы не нарушить возникшую привязанность и не подорвать у ребёнка доверие к миру, важно не оставлять его без родительского тепла хотя бы до двух лет. В этот период пребывание в яслях или в детском саду скорее навредит, чем принесёт пользу.

Если мы говорим о малыше и младшего школьного возраста, у которого возникли очевидные трудности в контактах с другими взрослыми и детьми, то важно постараться понять, что мешает развитию. Для этого советуем пройти медицинское обследование, проверить работу мозга с помощью электроэнцефалографии, выяснить, нет ли проблем с кровообращением и не повышено ли у ребёнка внутричерепное давление. Если проблемы есть, нужно своевременно получить помощь врача-невролога.

Помимо этого необходимо вплотную заняться развитием эмоциональности, и тут может помочь профессиональный психолог. Прежде всего, важно научить ребёнка различать видимые эмоции. Попробуйте разобрать с ним фотографии разных людей, попытайтесь найти и описать черты, общие для каждой из эмоций. Можно изображать переживания на своём лице и просить малыша угадать, что вы хотите сообщить.

Затем помогите ребёнку разобраться в себе. Дайте ему адекватную обратную связь, сообщайте, как вы поняли то, что с ним происходит, будьте его «зеркалом». Если он злится, скажите: «Ты, я вижу, злишься», если радуется, поддержите его: «Хорошо, что тебе весело». Не менее важно «сообщать» малышу о том, что испытываете вы, когда он ведёт себя тем или иным образом.

Кроме того, обязательно научите маленького человека социально приемлемым способам выражения своих отрицательных эмоций. Наконец, таким детям часто помогает чёткая система правил, опираясь на которую, они могут взаимодействовать с другими людьми.

Если малыш научится при встрече здороваться, задавать стандартные вопросы («Как тебя зовут?»), то это облегчит его контакт с окружающими. А вот подростки и взрослые, у которых уже накопилась длинная история социальных проблем, – самый сложный вариант. В первую очередь, из-за сопротивления. Здесь может помочь психотерапия. Благодаря работе с психологом они становятся более чувствительными к своему состоянию, лучше осознают происходящее и берут под контроль свои эмоциональные реакции.

Вытеснение чувств обычно касается неприятных переживаний человека. Традиционно чувствами - изгнанниками становятся гнев, страх, печаль. Люди не хотят чувствовать эти эмоции и защитный психический механизм приходит на помощь:

- Человек в опасности может не чувствовать страха

- Переживший тяжелую утрату говорит: «нет, мне не грустно, я чувствую себя нормально»

- Тот чьи интересы грубо задеты может «совсем не злиться».

Ситуация способствует негативным эмоциям, но…этих переживаний нет!

Что это - индивидуальная особенность? «Атрофия гнева», «врожденная слабость печали», «недоразвитие страха»? Или такое отключение естественных чувств – особый уровень личностной зрелости (как многие втайне надеются)?

Как бы ни объяснял себе человек «отсутствие присутствия» у себя неприятных переживаний, он, как правило, воспринимает это как благо. Ведь неприятные эмоции переживать НЕПРИЯТНО!

Но в отсутствии негативных эмоций у человека обычно нет и следа личностной зрелости. И тем более это не врожденная особенность. Все дело в защитном механизме, который включает наша психика, сталкиваясь с сильными негативными эмоциями. Этот защитный механизм можно назвать вытеснением или отрицанием чувств. У человека есть какая - то эмоция она переживается на уровне тела. Но человек эту эмоцию не осознает, она остается в тени его восприятия. Другие люди часто видят эту эмоцию даже лучше самого человека. Так, кто-то утверждающий, что «совершенно спокоен» может на уровне языка тела передавать вам совершенно другие сигналы. Люди эти сигналы считывают, понимают, что это вот «совершенно спокоен» скоро свалится им на голову лавиной гнева. Да и находиться с этим «совершенно спокойным» человеком напряженно и небезопасно.

Но бывает, что и окружающие не распознают эмоций, и сам человек их не понимает. Например, ваш ребенок перед экзаменом, весь заледенев, утверждает, что ничего не боится. И родители могут верить и радоваться, что такой у них храбрый ребенок.

Часто к вытеснению чувств приводят особенности воспитания человека. Окружающие способствуют тому, что часть эмоций человек сначала перестает показывать, а потом и осознавать.

Все это не результат злого умысла, а происходит под влиянием самых невинных мотивов. Никто не хочет воспитать психологического инвалида и отнять у своего ребенка возможность полноценно чувствовать. Но взрослые, тем не менее, своим влиянием способствуют блокированию части эмоций ребенка. Родители могут словами и делами искренне и ловко поощрять позитивные эмоции ребенка - радость оптимизм, игривость, понимание ситуации («мне нравится, когда ты такой веселый»). Но точно также они могут неосознанно или намеренно блокировать выражение страха, печали или гнева.

Так, например, загрустившему ребенку говорят: «А где наш любимый солнечный зайчик?».

Или мальчику, который испугался, могут сказать: «Ты же ничего не боишься!».

В ответ на враждебность в отношении сестры скажут: «Ну ты не можешь злиться, ведь ты у нас такой хороший мальчик и любишь сестренку!».

Обратите внимание, что во всех приведенных примерах запрет на переживание истинных чувств (а это был именно он!) дается очень мягко! Ребенка никто не обижает, на него не орут «не смей, только попробуй».

Именно мягкое воздействие может быть причиной того, что родительская директива «Не чувствуй!» (подробнее об этой директиве вы можете узнать из вебинара "Осторожно, слова!" ) входит в психику ребенка как нож в масло. Грубое давление скорее вызвало бы противодействие, могло бы заставить ребенка сопротивляться влиянию и возможно сохранить свои чувства в целостности. Конечно, это не призыв грубо обращаться с ребенком, чтобы он мог в войне с вами отстаивать свою целостность! Но, здесь я хочу выделить, что опасный посыл «Не чувствуй!» может иметь и очень мягкую, можно сказать любовную форму выражения. И тогда его трудно отвергнуть. Ко мне регулярно обращаются родители очень хороших детей , у которых по таинственным причинам начинают проявляться невротические склонности.

Это могут быть разные сорта навязчивостей, сильные эмоциональные срывы, неожиданные страхи или психосоматические заболевания. И часто причина этих явлений как раз в отвержении темной стороны, так называемой Тени ребенка. Э та Тень как раз и состоит из непарадных качеств и эмоций, которые неудобны, не нравятся окружающим.

Замечательный мультфильм о человеческих эмоциях – «Головоломка»! Мультфильм может рассказать, как происходит вытеснение эмоций, и к чему это приводит.

Вначале мы видим преимущественно внутренний мир девочки Райли. Элементы внешнего мира есть, но они представлены зрителю фрагментарно, как картинки – триггеры к соответствующим эмоциям. Мы видим, что у Райли замечательные родители и прекрасная жизнь.

Радость – эмоция, живущая внутри головы Райли, держит оборону и старается не подпускать Печаль к пульту управления настроением девочки. Позже мы сможем наблюдать и то, почему это происходит, какие внешние события стали основой для такого рода эмоциональной дискриминации.

Мы видим оптимистичную картинку – Радость вовсю старается, чтобы Райли была счастлива. И это здорово! Она оттесняет Печаль , велит ей не высовываться, не мешать управлять настроением Райли, не трогать воспоминания, чтобы они не имели и следов печали. Идеальный вариант? До поры до времени это так, Райли маленькая и жизнь ее благополучна.

Но семья переезжает в другой город, девочка оказывается в непривычной обстановке, вдалеке от друзей.

Как прогнали Печаль

Настрой самой Райли и установка ее родителей, как мы позже убедимся, диктует ей – прогони Печаль , она мешает нам радоваться (а ведь радоваться нужно всегда, не так ли?).

Психический защитный механизм в мультфильме отлично представлен, так же как и внешние события, которые запускают этот механизм. Райли в «постели»- спальном мешке в пустом грязном доме, в чужом городе после долгой дороги. Завтра первый день в новой школе. Негативные эмоции переполняют ее. И вот разговор с мамой перед сном. Отличный момент, чтобы признать, принять, пережить эти эмоции и двинуться дальше. Но, в ответ на грустные жалобы Райли мама говорит ей: «ты же у нас молодец, оптимист, давай улыбаться, ведь папе сейчас так тяжело». Таким образом мама транслирует идею – здесь нет места для негатива, давай сюда свою радость, улыбку и озорной нрав. И во внутреннем мире Райли (который мы, зрители наблюдаем) происходит изгнание Печали , ее все время стараются оттереть от пульта управления.

Вся обстановка, события, все способствует появлению на сцене Печали, но ее не пускают, дискриминируют и не дают места. Может быть поэтому она никак не может удержаться в том маленьком кружочке который ей отвели? Она все время стремится выйти, вмешаться в дело, затрагивает воспоминания. И в итоге прорывается такими «неожиданными» слезами в присутствии ребят в первый школьный день.

На уроке Райли "неожиданно" плачет, Печаль внезапно прорывается к ней во время рассказа о веселой жизни в ее родном штате. Кто знает, такого конфуза могло бы не произойти, если бы Райли могла полноценно выразить свою печаль близким. Она бы сохранила контакт с Печалью, знала бы ее, и она не воздействовала бы на нее так неожиданно и сильно. Вытесненные эмоции часто прорываются в жизнь неожиданными срывами, слезами «неизвестно почему», приступами паники, ночными кошмарами, навязчивостями или психосоматическими заболеваниями. Это своеобразная месть эмоций, которым не дали законного места в жизни.

Заботилась ли мама Райли о себе, когда блокировала проявление настоящих чувств девочки? Возможно, но лишь в самой малой степени. Она просто хотела чтобы ее дочь была счастливой и всегда улыбалась.

У Райли произошло так называемое «эмоциональное затопление» - эмоции так сильны, что она плачет при ребятах. После этого происходит еще более глубокое подавление печали, но вместе с ней исчезает и радость.

Люди, вытесняющие отрицательные эмоции лишаются возможности глубоко переживать и позитивную часть эмоционального спектра. У них есть такие эмоции, как радость, интерес, вдохновение, энтузиазм, но они как будто стерты и приглушены. Иногда такой человек считает себя вообще мало эмоциональным, а иногда на фоне подавления отрицательных переживаний чувствует нечто вроде общей апатии. Блокировка конечном в итоге касается всех чувств и человек становится обесточенным.

Взрослые люди не так часто испытывают эмоции в их первозданном виде, обычно вы испытываете смесь из разных эмоций. Обратите внимание, как в мультфильме иллюстрируется этот момент: пульты управления, за которыми «работают» эмоции мамы и папы Райли гораздо больше и сложнее. А эмоции девочки в основном толкутся у одной главной кнопки. И только после всех событий, повзрослевший и усложнившийся мозг Райли обретает сложный пульт управления, где одновременно могут проявлять себя разные эмоции. Так образуются более сложные и многогранные переживания человека, которые называют чувствами.

Эмоции это составляющие части чувств, чувства же более сложны и могут содержать в себе сразу несколько эмоций. Так чувство любви легко вмешает в себя страх, может иметь элементы печали, жалости или гнева.

Разница между чувствами взрослого и ребенка небольшая, но она все же есть. Сравните разочарование маленького ребенка, сломавшего любимую игрушку и разочарования ученого, осознавшего, что его многолетние опыты не привели к желаемому результату. По силе и характеру это схожие явления, но по количеству нюансов переживания второе гораздо богаче.

Опасные шаги без чувств

Следуя за Райли, мы видим ее в компании оставшихся чувств: Страха, Гнева, Отвращения. В результате их влияния Райли решает бежать из дома. Что могло бы ей помешать? Например, Печаль, которая показала бы ей, как грустно покидать самых близких. Но Печаль изгнана и не может влиять на девочку.

Одна из важнейших функций отрицательных эмоций - удерживать нас от того, что приносит боль. Если вы не чувствуете боли, будь то боль от расставания, страха или от нарушения своих границ, то вы не будете избегать тех неприятных ситуаций в которых она возникает.

Надо сказать, что человек, вытеснивший неприятные эмоции не чувствует себя хорошо. Скорее он не понимает, почему же ему так плохо! Он не может верно интерпретировать свое состояние, связать его с конкретными событиями и таким образом ограничить в своем опыте.

Так, женщина, с который резко и унизительно обращается любимый мужчина, заблокировав переживания гнева и отчаяния, может чувствовать себя хронически плохо, но на любовника совсем не злиться, считая, что «приняла ситуацию». Она искренне не связывает свое подавленное состояние с теми эмоциями в отношении него, которые постоянно блокирует.

Вспомним Райли, окончательно утратившую связь с Печалью и Радостью. Ей плохо, но понять и выразить своего состояния она не может, так как эмоции, эта сложная сигнальная система ее организма, блокированы. Вместо этого она «изображает Радость» перед своими родителями. Как мы помним, общий посыл родителей Райли был: радуйся, все хорошо или будет хорошо. Поэтому Райли знает, что на вопрос как дела в школе надо отвечать радостно. Радости нет и в помине, поэтому под Радость поочередно маскируются Гнев, Страх и Брезгливость . Выглядит очень показательно! Наверняка, каждый из нас встречался с такими проявлениями «радости», «дружелюбия» или «спокойствия». Когда близкий с каменным лицом говорит вам, что «все нормально», его Гнев изображает спокойствие. А иногда знакомая сообщает, что вы великолепно выглядите, но вы видите на ее лице далеко не радость и восхищение. Даже приветственный тост можно произнести так, что многих передернет!

Есть то, что мы выражаем. И то с помощью чего мы это выражаем. «Что» выражать, как правило, не в нашей власти, это наши истинные переживания. Если вы обижены, то вы будете выражать обиду, что бы вы не говорили, не делали. Вы можете говорить что-то дружелюбное, но вы будете выражать обиду. Если вы злы, то что бы вы не делали, вы выразите злобу. Отсюда, кстати, все недоразумения из области – «а что такого я сказал?!!». Дело в том, что люди реагируют на вашу истинную эмоцию, а не на то, какие слова вы произнесли. Вы говорите одно, а показываете другое. Под заботой маскируете равнодушие, под наигранным дружелюбием агрессию.

Но, вернемся к нашей истории. В результате решения бежать из дома Райли оказывается в автобусе, который идет в ее родной штат. И не чувствует уже вообще ничего. Пульт управления в ее голове погас, эмоции безуспешно пытаются его реанимировать. Райли дезориентирована, не может реалистично оценить нелепость и потенциальную опасность ситуации.

Когда я не чувствую, я не могу ясно мыслить.

Стендаль

Может разум помог бы Райли? Это маловероятно, мозг не справляется с жизненными задачами без чувств, так же как и чувства без разума. К тому же мозг человека устроен довольно хитро, большей частью он обслуживает и объясняет решения, принятые на эмоциональном уровне. Так Райли, находясь под влиянием Гнева очень хорошо объясняет себе, почему ей нужно украсть деньги и бежать из дома. Это может выглядеть, как решение «от ума» (пусть и неверное), но на самом деле ход рассуждений запущен, конечно, чувством гнева.

В критический момент сюжета, когда Райли, лишенная контакта с чувствами готова отправится неизвестно куда, к пульту управления пробивается Печаль. Она проделала долгий путь из глубин бессознательного и доказала свою необходимость.

Возвращение Печали

Интересно, кстати, Печаль доказывала свою необходимость! Дело происходит в голове у Райли, но на примере взаимодействия героев мы можем видеть роль негативных эмоций в человеческом общении. Один из героев, очаровательный Бинго Бонго грустит, слезы-конфеты падают из его глаз. Радость пытается проявить себя, щекочет и развлекает его. Но, Бинго Бонго плачет все сильнее. Тут Печаль садится рядом и говорит слова, которые резонируют с настроением Бинго Бонго. Печаль (на то она и печаль!) смогла подключиться к грустным переживаниям Бинго Бонго, и он почувствовал поддержку. Так часто бывает общении людей: чтобы утешить кого – то не обязательно (а часто и вовсе не нужно) его веселить. Вместо этого можно соприкоснуться с его печалью, и это даст человеку тепло. На языке психологии это называется эмпатией – способность понять эмоции других людей, соприкоснуться с ними.

Но для того, чтобы иметь возможность понимать других, нужно иметь точное представление о своих личных эмоциях . И быть способным чувствовать весь спектр эмоций и приятные, и неприятные. Радость как ни старалась не смогла развеять печаль Бинго Бонго, слишком непохожа она на его внутреннее состояние. А Печаль поняла его страдания, но и помогла их уменьшить, так как полноценное переживание чувств действительно уменьшает их интенсивность. Слезы Бинго Бонго прекращаются и он готов двинуться дальше.

В решающий момент именно Печаль реанимирует пульт управления, возвращает Райли чувства и девочка идет туда, где ей нужно оказаться – к родителям.

Тут у многих приверженцев курса на «все окей» возникают крупные возражения. Если вы один их них, то вы уверены, что негативные эмоции только впусти в жизнь, и они затопят все и вы будете в них плавать бесконечно.

Такое убеждение очень субъективно и, как правило, основано на личном опыте наблюдения за депрессивными и пессимистичными людьми. Тогда человек думает: «зачем мне этот негатив, чтобы я ходил и все время ныл»? Как и любой личный опыт, такое убеждение ограничено и ненадежно. Психологически здоровый человек переживает весь спектр чувств, не застревая надолго ни на каком из них.

В мультфильме Райли плачет в объятиях родителей и тут же чувствует радость. Это вполне естественно, так как она плачет все-таки в объятиях самых близких. И она переживает сложное смешанное чувство, включающее в себя и радость, и печаль одновременно. И это совсем не похоже на изгнание Печали в начале мультфильма. Человек не может пребывать в абсолютном позитиве, он устроен гораздо сложнее.

«Кнопка управления» в голове у Райли приобретает сложный смешанный цвет, также меняются и усложняются цвета ее воспоминаний, теперь они включают в себя элементы разных чувств, Райли становится более сложной личностью. Восстанавливаются, утерянные ранее части ее личности: Озорство, Дружба, Семья. Но и они восстанавливаются на более сложном уровне, например, на острове Дружбы на радость Гневу появляется площадка для дружеских споров. У мультфильма, разумеется, хороший конец, чувства вернулись и заняли почетное место за усложнившимся пультом управления.

Задачи негативных чувств

Подводя итоги, давайте резюмируем, зачем же людям нужны негативные чувства.

  • Чувства - это связь с реальностью, индикаторы. Вытесняя чувства или не осознавая их силу, мы не можем делать правильные выборы.

Так, убеждая себя в том, что вам вовсе не так обидны унизительные реплики начальника, вы, очевидно, не пошевелитесь подыскать себе более достойное место. А блокируя осознание проблем в собственном браке и свои неприятные эмоции, по этому поводу вы вряд ли будете что-то предпринимать для улучшения ситуации.

Чтобы начать искать выход, нужно признать правду. А соприкосновение с тем, что на самом деле вы чувствуете – это и есть правда.

Поведение человека инертно, а эмоции (особенно негативные) могут служить топливом для изменений.

  • Чувства – это резонаторы для общения с людьми. Если вы упорно не видите и не хотите признавать свои эмоции, то вам будет очень трудно иметь дело с этими эмоциями у других. Частая история в браке: один супруг в избытке обладает какой – то чертой, которой нет у другого. Он может быть тревожен, гневлив или излишне импульсивен. Второй же не признает в себе этих качеств (они как раз и есть эмоции - изгнанники) и осуждает партнера за несдержанность. Оба при этом чувствуют себя неважно и взаимно друг друга обвиняют. Выходом из этой ситуации может стать постепенное присвоение и изучение внутри самого себя тех эмоций, которыми в избытке одарен ваш партнер, но которые так несвойственны вам. Если вам кажется, что партнер не в меру раздражителен, а вы образец спокойствия, то нелишне было бы задать себе вопрос – а как я прячу от себя свое раздражение?

Подавление эмоций опасно и чисто физиологически, так как эмоция имеет свое телесное воплощение. Хроническое и стойкое переживание одних и тех же эмоций влияет на здоровье. А переживание эмоций вне собственного осознания влияет вдвойне, так как:

Вы не решаете ситуацию, которая провоцирует эмоцию;

Вы скрываете внешние проявления эмоции и не даете людям правильной обратной связи, поэтому они лишены возможности изменить свое поведение по отношению к вам.

Эмоции - это настоящая сила природы, полностью заблокировать ее не удается, и она все-таки найдет свое воплощение в внезапных эмоциональных вспышках, навязчивом поведении, часто в болезнях тела. Вегето-сосудистая дистония, проблемы с кишечником, головные боли, ночные кошмары могут быть признаками того, что пришло время уделить внимание эмоциям-изгнанникам. Энергия эмоций ищет выход и часто находит его через телесные симптомы.

Все, сказанное выше не означает, что здоровым было бы никак не контролировать свои эмоциональные проявления. Эмоциональная несдержанность такое же зло, как и эмоциональное подавление. Однако, контроль над эмоциями не означает ни простого подавления экспрессии чувств, ни тем более стирания этих чувства из осознания.

Контроль эмоциональной сферы больше походит на поиск формы выражения чувств и способа использования их энергии.

© Филоненко Елизавета

Я задумалась вдруг - зачем человеку чувства! Почему мы проживаем так много разных чувств и эмоций? Наверное, для того, чтоб мы поняли всю прелесть жизни)))

Мы скорей всего сюда и приходим для этого - ПРОЧУВСТВОВАТЬ жизнь. Получается проживать - это прочувствовать. Не просуществовать просто как физическая субстанция, как биомасса, а познать радость жизни. Радость я имею в виду как радость ощущений, радость познания самого себя, своего тела, своих
возможностей, своих осознаний. Кстати, вот тут наверное и кроется смысл фразы «жить как дети» - дети познают себя, свое тело, свои возможности, свой мир с интересом и с радостью познания. И им легче жить, какое-то время, пока взрослые не перекроют им этот интерес. А перекрывают тем, что заставляют их поступать
так принято, как «ПОЛОЖЕНО». И мы учимся свои чувства сдерживать. Вспоминаю, когда была маленькая, очень любила кататься на санках с разгону падая на них животом. Вот так разгонишься, упадешь на санки и летишь! Здорово! Я могла так кататься часами! Радость от скорости, свободы! А мама мне сказала почему-то (до сих пор не знаю, почему?!) что так кататься не следует. Пришлось сдержать свою радость. Зато появилось другое чувство. Это чувство неприятное. А высказать маме не могу. Быть недовольной мамой нельзя! Это я усвоила еще будучи эмбрионом.))) Потом таких ситуаций было много! И в детстве и во взрослой жизни. Нельзя обижаться и злиться на маму и папу, на бабушку, на воспитателя, на учителя, на соседку, на подружку (это вообще не прилично!). Нельзя громко смеяться, громко радоваться, нельзя впадать в истерику, нельзя плакать, нельзя говорить, что думаешь, мужчинам вообще ничего нельзя (они же не бабы!). Надо быть хорошей, приличной, порядочной девочкой, девушкой, женщиной, женой, мамой, сотрудницей. Вот так и живу, не проявляя свои чувства, хоть позитивные хоть негативные. Зажатые, замятые чувства, непрожитые, непознанные до конца сидят во мне. И копятся, копятся, копятся… У меня такой образ - кастрюля скороварка.
Чувства варятся, вскипают и вот-вот вылетят наружу. Но скороварка плотно закрыта! Есть только небольшой клапан. Я как клапан часто использую своих близких. Сливаю на них часть, понижаю давление. Муж такой-сякой, не повезло мне! Дети не послушные и неблагодарные! Еще здорово слить это на государство,
на страну, вообще на жизнь. Это не истинные чувства, это просто пена от их кипения. Истинное чувство так и осталось не прожито! Измазали друг друга этой грязной пеной и дальше живем. А чувства копятся. И накапливаются. И мы говорим: «Всё! Сыта по горло такой жизнью!» Действительно, все это накопилось встало у
горла невысказанным криком и перекрыло горловую чакру! Как известно, горловая чакра это чакра творчества. И творчество жизни не идет!!! Хоть в какой медитации сиди, хоть ты чего делай! Не идет! Желания не исполняются, песня не поется! Перекрыт поток энергии!

Я буквально 3 или 4 недели назад была уверена, что у меня все встало на свои места. Я была в таком ровном состоянии духа, что это замечали окружающие и радовались за меня! Но это было затишье перед бурей!
Произошли некие события, неважно какие, важно, что они совершили свою проверочную работу. Эти события вывели меня из этого благодушного состояния! Заставили меня вновь окунуться в себя смело увидеть свою темную сторону, так называемую темную. Свои обиды, злость, зависимость, страх. Еще год назад Мастер
мне посоветовал сходить в лес и как следует повыть на Луну. Не сходила. Из-за того что я не выразила, не высказала свои чувства они продолжали на меня действовать и действовать! У меня крокодил не ловится, не растет кокос, потому что мама мне говорила, что я ничего не умею, что другим родителям повезло с
талантливыми детьми, а ей нет, что я лентяйка и пр. Как я могу начать что-то делать, если внутри «Нет смысла начинать, все равно не получится!» Пришлось сейчас срочно принимать меры. Я решила написать маме письмо и высказать свои обиды и претензии. Ну почти высказала… Внутри сидел контролер и твердил: «Ты с
ума сошла! Твоя мама замечательный добрый человек, в чем ты ее обвиняешь?!! Да и ты же продвинутый эзотерик, ты знаешь, это ваш с ней контракт!» Получилось только чуть приоткрыть крышку скороварки. Ночью приснился сон. Мне бывает снятся сны, в которых я совершаю преступление, уголовное. И потом пытаюсь
замести следы. Представить так, что вовсе не причем. Утром после такого сна состояние неприятное. Мозг воспринимает сон буквально, мне кажется, что я наверное, действительно такая скрытая преступница! Но моя подруга (Вселенная изобильна!) посетила семинар по снам и рассказала, как понимать эти кошмары. Я
воспользовалась этой практикой. И пожалуйста: сон мне говорит, что я должна действовать, проявлять себя, иначе я под давлением накопленных непрожитых чувств начинаю действовать импульсивно, что приводит к бооооольшим неприятностям. Мне Ангелы уже просто кричат! Сегодня утром почувствовала - всё, пора! Промедление смерти подобно! Еще одна подруга, помню, советовала мокрым полотенцем отлупить табуретку. Пожалела табуретку, сломаю. Взяла ремень и отлупила диван! Спасибо тебе, диванчик, принял удар на себя!
Сначала было рыдание и жалость к себе, потом злость на весь мир и опять рыдания. Потом сухая злость. А потом появилось какое-то новое чувство… Вроде даже удовольствие от того, что делаю…

Сейчас, когда я вскрыла этот нарыв, я могу признаться себе - я тихо ненавидела свою маму. Внешне все было благопристойно. Порядочная семья, замечательная жена и мать, хорошие, ухоженные дети. Но внутри….

У любви есть 4 составляющих - позволение, прощение, принятие и благодарность. Я люблю себя - значит я позволяю себе быть всякой, проживать все чувства. Именно проживать до конца. А не прятать. И я позволяю другим это.

Я прощаю себя за эти чувства и прощаю других. Но делаю это без усилий, не из положения «сверху» - я духовный человек, и потому прощаю. Я прощаю, т. е. делаю это простым, проще. Это ПРОСТО жизнь и она без чувств не бывает.

Я принимаю себя, свои чувства и принимаю других и их чувства. Принимаю честно. Я доверяю себе и миру.

Я благодарю себя за проживание этих чувств и благодарю других за честное проживание их чувств. Благодарю за принятие меня и доверие мне, за возможность доверять!

И когда эти четыре составляющих есть, когда пройдешь эти четыре шага, то вот ПОТОК! Любовь течет сквозь тебя, согревая тебя, наполняя силой Духа, Верой в себя, окрыляя тебя, наполняя твои крылья воздухом свободы.

Жить = чувствовать. Живем и чувствуем! Любим, радуемся, сердимся, грустим, снова радуемся! ЖИВЕМ!

"Миром правят эмоции. Вся судьба цивилизации находится во власти человеческих чувств.

Люди в своих действиях руководствуются не столько разумом, сколько порывами души".

Наполеон Хилл.

Как Вы думаете, сколько эмоций способен испытывать человек?

Психологи выделяют несколько базовых эмоций: радость, гнев, печаль, удивление, отвращение, стыд, вина. И у каждой эмоции есть своя шкала оттенков.

Например, разная степень страха имеет своё название: испуг-страх-ужас-паника. То же самое относится и к другим эмоциям.

Вот такая богатая у нас палитра для того, чтобы нарисовать свою собственную жизнь!

Причём тут эмоции, спросите Вы?

Да ведь именно эмоции и являются теми красками, которые создают полотно наших дней. Именно они в конечном счёте определяют, как Вы будете оценивать прошедшие годы, бросив взгляд назад. То, что не было эмоционально окрашено, быстро забывается. Помним мы лишь то, что является значимым, а, следовательно — вызывает сильные эмоции!

Эмоции такая же неотъемлемая часть жизни, как дыхание. Они позволяют нам:

  • Адаптироваться к окружающему миру и выживать;
  • устанавливать контакт с другими живыми существами;
  • регулировать поведение;
  • определять настроение и настрой.

Эмоции позволяют нам переживать реальность.

Можно сказать, что мы всегда смотрим на мир через увеличительное стекло эмоций.

Если у нас приятные эмоции, то нам кажется, что мир добрый и прекрасный, а все люди вокруг — исключительно замечательные и дружелюбные.

Если мы смотрим через увеличительное стекло в плохом настроении, то нам кажется, что всё вокруг мрачное и враждебное, а окружающее пространство — на редкость неприятное местечко во Вселенной…

Известный профессор психологии Кэрол Изард считает, что " …именно эмоции определяют образ жизни и задают программы познания и поведения" .

Что же такое эмоции?

Эмоции — это оценочная реакция человека на определённые (возможные или существующие) ситуации. Эмоции направлены на сохранение жизни и связаны с нашими потребностями.

Можно сказать, что эмоции — это почтальоны, по меткому выражению Д. Аксенова. Они приносят нам важную информацию о том, в чём мы на самом деле нуждаемся больше всего на свете. Таким образом, наши эмоциональные реакции всегда показывают наши потребности.

Как и всё в природе, эмоции имеют двойственный характер.

С одной стороны, они помогают нам взаимодействовать с другими людьми, с другой стороны — могут и навредить. Видимо, поэтому некоторые эмоции принято считать негативными.

Хотя правда в том, что "вредных" эмоций не существует. Просто у каждой эмоции есть своя собственная функция и своя "полезность".

Возьмём, например, такую эмоцию как страх. Чем она может быть нам полезна?

Страх — одна из самых сильных эмоций, вызывающая значительный выброс гормонов в кровь. Её задача — быстрая реакция на опасность.

Кстати, в результате исследований обнаружили, что люди больше всего боятся испытывать страх. Психологи связывают этот эффект страха перед страхом с потерей контроля над телом и над ситуацией. Как только контроль возвращается, или мы понимаем, что можем влиять на ситуацию, страх проходит.

Когда человека охватывает страх, кровь устремляется к большим скелетным мышцам, в частности, к мышцам ног, помогая быстрее убегать от опасности. Человек при этом бледнеет, что происходит в результате оттока крови от головы.

Появляется ощущение, что кровь "стынет в жилах". В этот момент цепенеет тело, а внимание сосредоточивается на непосредственной угрозе, чтобы быстрее определить, как действовать для спасения жизни.

Со школьных лет мы знаем 2 реакции на опасность: беги и нападай .

Страх активирует реакцию "беги". Но не всегда.

В зависимости от силы испытываемого страха человек может оцепенеть, замереть. Эволюционно самый сильный страх вызывали смертельно опасные хищники, от которых спастись бегством было невозможно. Один выход в этой ситуации — притвориться мёртвым, сделать так, чтобы хищник принял тебя за камень или дерево и прошёл мимо.

Такой "страх оцепенения" возникает в самых критических ситуациях, он сопровождается максимальным выбросом гормонов в кровь и кратковременно парализует мышцы. Наши мыслительные процессы замедляются, давление и температура снижаются.

Иногда говорят: "Страх мозг отключил" . Это означает, что в состоянии страха думать невозможно. Мы не можем думать, анализировать ситуацию, не можем принимать решения.

Дерево. Камень. Спасение.

Это можно сравнить с заполнением стакана водой.

Если воды на дне стакана немного, то песок лежит ровным слоем где-то на дне и никак не мешает течь потоку мыслей. И мысли бурлят, текут, проплывают в нашей голове непрерывно.

Но стоит только песку взбаламутиться и подняться со дна, как прозрачность становится нулевой. Мы не видим дна в стакане — сплошная муть.

То же самое и с эмоциями.

Но если посмотреть глубже в суть проблемы, то становится понятно, что дело не в том, что эмоции наносят вред, а в том, что мы не можем с ними совладать, не понимаем их и не можем остановить свои слова или действия . Собственно, вред, о котором мы все говорим — это последствия необдуманных действий и слов…

На самом же деле эмоции снабжают нас информацией о реальности, они наше зеркало, они дают справедливые оценки и позволяют нам реагировать на ту или иную ситуацию.

Эмоции в прямом смысле управляют всей нашей жизнью.

Эмоции создают движение энергии.

Наполеон Хилл ещё в начале прошлого века предложил вот такую расшифровку:

Е — Motion = Energy Motion

"Эмоции позволяют нам проживать реальность, чувствовать, желать и быть.

Мы подобны потоку, который находится в непрерывном движении". (Д. Гоулман)

Именно эмоции лежат в основе нашего настроения и настроя. А они, в свою очередь, влияют на решения, которые мы принимаем, и на эффективность наших действий.

Настроение — это длительная эмоциональная доминанта. Часто настроение включает в себя целое семейство "родственных" эмоций и продолжается от нескольких часов до дней.

И если сменяющие друг друга за несколько секунд эмоции мы не всегда идентифицируем, то настроение, как правило, заметить успеваем.

"Мне грустно", "сегодня такой приятный день", "у меня радостное настроение".

Это — настроение.

А на что влияет наше настроение?

    Настроение определяет степень работоспособности.

    Позитивное настроение вызывает подъём и возбуждение, у нас появляется бодрость и готовность действовать.

    Настроение определяет степень нашей эффективности.

    Под влиянием грусти и "расстроенных чувств" всё буквально валится из рук. Берёшься помыть посуду — обязательно чашку разобьёшь, делаешь отчёт для начальника — обязательно пару ошибок пропустишь. Можно сказать, что в плохом настроении мы притягиваем к себе неприятности. Мы даже иногда говорим: "Утром не с той ноги встал — и весь день насмарку" . Но дело, конечно же, не в ногах! Просто мы вовремя не осознали свои эмоции и никак не повлияли на них. Хотя могли бы…

    Настроение определяет способность к творчеству. Этот фактор влияния очень важен для людей творческих профессий. Попробуйте написать статью в состоянии апатии! Зато подлинные шедевры в любом виде творчества выйдут из-под Ваших рук в состоянии приподнятого настроения.

    Настроение определяет качество взаимодействия с другими людьми. Чем чаще мы пребываем в хорошем настроении, тем легче нам устанавливать контакты с другими людьми. В хорошем настроении мы более открыты, способны к доверию и со-переживанию. Мы можем со-чувствовать. Такие понятия как эмпатия и социальное взаимодействие становятся нам доступны на практике.

    Настроение определяет способность к счастью. В позитивном настроении мы более склонны видеть свои достоинства, принимать себя и других людей такими, какие они есть. Нам легче достигать внутренней гармонии и целостности. И, конечно же, нам легче поддерживать сильную веру в себя. Именно вера в себя, как корни могучего дерева, удерживает нас в различных жизненных ситуациях и помогает пережить горе и радости.

"…Определённое настроение изменяет и ограничивает наш образ мыслей.

Оно делает нас уязвимыми там, где в нормальном состоянии мы сильны…". (Д. Гоулман)

Наша система образования не предусматривает курса по управлению настроением.

Но каждый может самостоятельно научиться осознавать свои эмоции, понимать их язык и "дружить" с ними.

Как только Вы будете понимать, какую информацию несут Ваши эмоции, как Вы можете превращать одну эмоцию в другую, усиливать или ослаблять свои переживания или создавать "настроение по заказу", качество жизни значительно улучшится.

Ведь именно эмоции — то самое волшебное стекло, которое, как в калейдоскопе, из множества разноцветных кусочков мира создаёт волшебный орнамент Вашей жизни…

В статье использованы материалы книги Полины Рэй "Рецепт жизни — добавляем счастье по вкусу".

- обобщающее название для целого ряда психиче- ских явлений. В повседневной жизни мы говорим о чувстве голода, жажде, боли; приятном и неприятном; усталости, бо-лезни и здоровье; радости и печали, любви и ненависти; ужа-се, стыде, страхе, восторге, сострадании; отчаянии и блажен- стве и т.д. Чувства охватывают, таким образом, множество явлений, отличающихся по своей длительности и силе, уров- ню, характеру и содержанию - от кратковременного до про- должительного, от поверхностной эмоции до глубокого и устойчивого чувства. Все чувства делятся на аффекты, эмоции, собственно чувства, настроения и стрессовые состояния.

Аффекты - это особые состояния человека. Они захватыва- ют его целиком, подчиняют себе все его мысли и движения. Они всегда привязаны к конкретной ситуации, проходит ситу-ация, исчезает и аффект. Он очень силен, но непродолжителен. Аффекты могут быть как положительными, так и отрицатель- ными. Положительный аффект связан с духовной близостью, привязанностью, любовью и восприимчивостью, когда члены семьи проявляют взаимную заинтересованность и отзывчи- вость. Об отрицательном аффекте мы говорим, когда в семье царят холодность, враждебность и отторжение в отношениях людей. В таких семьях нет места привязанности, эмоциональ- ной поддержке, сопереживанию и пониманию. Аффекты, как правило, препятствуют разумности поведения.

Самыми распространенными эмоциями являются «уход в себя» и чувство одиночества. Мы часто скрываем свои чувства от других, становясь еще более одинокими, и происходит это тогда, когда чувства необходимо наиболее активно выражать.

Если вы испытываете чувства паники, страха, угрозу или давление, необходимо дать выход своим чувствам. Подавлен-ные чувства и загнанные глубоко внутрь эмоции сказываются на вашем физическом и психическом здоровье. Как часто мы сидим с улыбкой на лице, когда внутри все кипит? Чтобы ос- таваться здоровым и полным энергии, необходимо поддержи

вать положительные эмоции и не позволять отрицательным взять верх. Для того чтобы достичь этого, свои чувства необ- ходимо выражать.

Хотя термины «эмоции» и «чувства» часто используют как синонимы (во многих случаях это оправдывает себя), тем не менее их нужно различать. Эмоции - это низший, а чувст- ва - высший тип психических реакций. Высший вид эмоций не случайно называют чувствами (интеллектуальными, эсте- тическими, нравственными). Мы испытываем страх, и страх - это эмоция. То есть раздражение нервной системы. Страх примитивен. Чувства связаны с переживанием и сопе- реживанием. Вы сочувствуете попавшему в беду человеку. В этом проявляется ваше нравственное начало. Чувства - это отношения к конкретным событиям или людям (возможно, воображаемым).

Они могут стать чертой характера. Например, о завистнике говорят как об особом типе человека. Правда, и трус - тоже оп- ределенный тип людей. Он всего или многого боится. Значит, страх тоже может стать чертой характера? Страх, как временное состояние, испытывают все люди, даже самые храбрые. На вой- не, говорят, страх помогает сохранить бойцу жизнь. Но нельзя дрожать постоянно, сделать страх чертой характера и постоян- ным чувством, через него воспринимать окружающий мир.

С помощью чувств мы не только сообщаем окружающим о своем настроении или состоянии, но и пытаемся повлиять на них. Дети плачут, улыбаются, жалуются, надеясь повлиять на родителей, убедить их в чем-то, привлечь внимание и вызвать ответные действия. Когда мы улыбаемся, говорим «пожалуй- ста» или «спасибо», то надеемся смягчить собеседника, вы- звать его расположение, задобрить.

Разнообразие мира чувств называют душевным богатст- вом. Отзывчивость, сострадание, сопереживание, чистосер- дечность и многое другое, покоящееся на эмоциях и пережи-ваниях, относится к человеческой душе.

Возникновение стресса у подростков может произойти по разным причинам: распад семьи, неудачи в школе, привод в милицию, попадание в зависимость от наркотиков или алко-голя, ссоры с другом или переезд на новое местожительство. Большинство молодых людей либо сами сталкиваются с од- ной или несколькими проблемами, либо имеют близких дру- зей, которым приходится такое пережить. Приведем список различных жизненных событий, которые, как правило, вызы- вают стресс. Они расположены в порядке убывания силы их воздействия на подростков: смерть члена семьи, развод или разъезд родителей, проблемы в школе, с милицией, с родите- лями и друзьями, со здоровьем, попадание в зависимость от наркотиков, потеря работы, разрыв с другом или подругой, болезнь близкого человека, потеря любимого животного...

Подведем итоги

Дополнением к психологическому портрету являются индивидуальные способности , интеллект , а также чувства и эмоции личности . Чувствительность , эмоци- ональность и возможность управлять этими качества-ми своей личности зависят от характера человека .



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!