Дальние пределы человеческой психики маслоу абрахам харольд. Маслоу абрахам гарольд дальние пределы человеческой психики абрамова

Маслоу Абрахам Харольд (1908 - 1970) - американский психолог, один из основателей гуманистической психологии. Создал иерархическую модель мотивации - , основанную на постулате ее врожденности и универсальности, в которой вы

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Маслоу Абрахам Харольд Мастера психологии 2017
    871 бумажная книга
    Маслоу Абрахам Харольд Абрахам Гарольд Маслоу - психолог, известный разработкой новой теории в области человеческой мотивации и личности - теории самоактуализации, основатель гуманистической психологии. "Дальние пределы… - Питер, Мастера психологии 2018
    621 бумажная книга
    Маслоу, Абрахам Г. Абрахам Гарольд Маслоу - психолог, известный разработкой новой теории в области человеческой мотивации и личности - теории самоактуализации, основатель гуманистической психологии. "Дальние пределы… - Питер, (формат: 240.00mm x 175.00mm x 23.00mm, 448 стр.) мастера психологии 2018
    699 бумажная книга
    Маслоу А. Абрахам Гарольд Маслоу - психолог, известный разработкой новой теории в области человеческой мотивации и личности - теории самоактуализации, основатель гуманистической психологии. "Дальние пределы… - Питер СПб, (формат: Твердая бумажная, 448 стр.) 2018
    697 бумажная книга
    Маслоу Абрахам Харольд Абрахам Гарольд Маслоу - психолог, известный разработкой новой теории в области человеческой мотивации и личности - теории самоактуализации, основатель гуманистической психологии. `Дальние пределы… - Питер, (формат: Твердая бумажная, 448 стр.) 2017
    485 бумажная книга
    Абрахам Маслоу Абрахам Гарольд Маслоу - психолог, известный разработкой новой теории в области человеческой мотивации и личности - теории самоактуализации, основатель гуманистической психологии - (формат: 70х100/16 (~170х240 мм), 448 стр.) Мастера психологии 2016
    525 бумажная книга
    Абрахам Гарольд Маслоу - психолог, известный разработкой новой теории в области человеческой мотивации и личности - теории самоактуализации, основатель гуманистической - (формат: 70х100/16 (~170х240 мм), 448 стр.)
    540 бумажная книга
    Том Батлер-Боудон Книга «Дальние пределы человеческой психики» в формате 10-минутного чтения: обзоры лучших книг, только самое важное и полезное. Абрахам Маслоу – родоначальник гуманистической психологии, не желающей… - Эксмо, (формат: 70х100/16 (~170х240 мм), 448 стр.) 10-минутное чтение аудиокнига можно скачать
    49.9 аудиокнига

    См. также в других словарях:

      Деперсонализация - опыт лиминальности как метафизический опыт свободы. Человек является носителем свободы духовного начала, не врожденного генетически, добытийного и сверхбытийного, открывающегося в небытие. Именно эта открытость небытию и отличает человека от… … Проективный философский словарь

      Менегетти, Антонио - Антонио Менегетти Antonio Meneghetti Дата рождения: 9 марта 1936(1936 03 09) (76 лет) Место рождения: Авеццано (провинция Аквила), Италия Страна … Википедия

      Личностный рост в общении - (англ. personality growth into the communication) процесс и результат самоизменения человека в ситуации О. с др. людьми и достижения им зрелых полноценных отношений в форме диалога. Позитивное саморазвитие в пространстве межличностных отношений… … Психология общения. Энциклопедический словарь

      МАСЛОУ Абрахам - (Maslow, Abraham Harold) (1908 1970), американский психолог, выдвинул теорию мотивации, вступившую в противоречие с рядом основных положений традиционной психологии. Маслоу родился в Бруклине (Нью Йорк) 1 апреля 1908, окончил Сити колледж Нью… … Энциклопедия Кольера

      Менегетти - Менегетти, Антонио Менегетти, Антонио Дата рождения: 9 марта 1936(1936 03 09) (74 года) Место рождения: Авеццано (провинция Аквила), Италия Научная сфера … Википедия

      Менегетти Антонио - Менегетти, Антонио Дата рождения: 9 марта 1936 Место рождения: Авеццано (провинция Аквила), Италия Научная сфера: Онтопсихология Известен как: итальянский психолог, философ, художник, основатель онтопсихологической школы Антонио Менегетти (… Википедия

      ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ - [англ. consumer behaviour] относительно новая, претендующая на самостоятельность ветвь маркетинговых знаний, ключевая сфера маркетинговых исследований, характеризующая специфику поведения различных (как правило, целевых) групп потребителей,… … Маркетинг. Большой толковый словарь

      ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЬНЫЕ - ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЬНЫЕ. При ярко выраженных, вполне развившихся псих, болезнях имеется целый ряд особенностей, отличающих П. б. от всех других б ных и ведущих к особому отношению к ним в правовом отношении, к особому уходу за ними, своеобразному… … Большая медицинская энциклопедия

    Маслоу Абрахам Гарольд.

    Дальние пределы человеческой психики

    / Перев. с англ. А. М. Татлы-

    Abraham Harold Maslow

    Абрахам Гарольд Маслоу

    ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ

    Санкт-Петербург

    За помогць в осуществлении издания данной книги

    издательство <Евразия> благодарит

    Кипрушкина

    Вадима Альбертовича

    Маслоу Абрахам Гарольд.

    Дальние пределы человеческой психики / Перев. с англ. А. М. Татлы-

    баевой. Научи, ред., вступ. статья и коммент. Н. Н. Акулиной. -СПб.: Евразия,

    ISBN 5-8071-0018-2

    Данная книга представляет собой второе, исправленное издание итогово-

    го труда А.Г. Маслоу, посвященного созданной им теории самоактуализации. В

    основании данной теории лежит различие между низшими (несовершенными) и

    высшими (растущими) потребностями.

    Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся историей

    и теорией психологии, науками о человеке.

    ISBN 5-8071-0018-2

    c Татлыбаева А. М., перевод с англ., 1997

    c Лосев П. П., оформление, 1999

    c Издательство <Евразия>, 1999

    На путях вочеловечивания человека

    Часть I. ЗДОРОВЬЕ И ПАТОЛОГИЯ

    1.0 гуманистической биологии

    2. Неврозы как ошибка личностного развития

    3. О самоактуализации и о том, что выходит

    за ее пределы

    Часть П. КРЕАТИВНОСТЬ

    4. Креативность и готовность к ней

    5. Холистичный подход к творчеству

    6. Эмоциональные преграды креативности

    7. Потребность в креативных людях

    Часть Ш. ЦЕННОСТИ

    8. Слияние действительного и ценностного

    9. Заметки по психологии Бытия

    10. Документы симпозиума по проблеме

    человеческих ценностей

    Часть IV. ОБРАЗОВАНИЕ

    11. Познающий и познаваемое

    12. Обучение и высшие переживания

    13. Цель и значение гуманистического образования

    Часть V. ОБЩЕСТВО

    14. Синергизм в обществе и в человеке 211

    15. Вопросы для нормативного социального психолога 224

    16. Синанон и Евпсихея 238

    17. О евпсихичном управлении 249

    18.0 низших жало бах, высших жалобах и мета-жалобах 251

    Часть VI. ВЫСШЕЕ ПОСТИЖЕНИЕ

    19. Заметки о наивном познании 263

    20. Дальнейшие заметки о познании 271

    Часть VII. ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ И

    ПСИХОЛОГИЯ БЫТИЯ

    21. Различные значения трансценденции 281

    22. Теория Зет 292

    Часть VIII. МЕТАМОТИВАЦИЯ

    23. Теория метамотивации: биологические корни

    высших ценностей 313

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    Приложение А: Комментарии к работе

    Values, and Peak-Experiences> 357

    Приложение В: Некоторые аналогии между

    сексуально-доминантным поведением низших

    приматов и фантазиями пациентов

    при психотерапии (А. Г. Маслоу,

    X. Рэнд, С, Ньюмен) 365

    Приложение С: Подростковая и юношеская

    делинквентность в двух разных культурах

    (А. Г. Маслоу, Р. Диас-Гуэро) 383

    Приложение D: Критерии для отнесения потребностей

    в разряд инстинктоподобных 393

    Приложение Е: Абрахам Г. Маслоу:

    Библиография 405

    Примечания 416

    Библиография 424

    вочеловечивания

    человека

    Абрахам Гарольд Маслоу родился в 1908 г. в Нью-Йорке, США. Годичный

    курс аспирантуры в городском колледже Нью-Йорка и Корнельском

    университете стимулировал интерес Маслоу к психологии. В 1928 г. он

    перевелся в Висконсинский университет, где специализировался по

    психологии. Оказавшие на Маслоу наибольшее влияние преподаватели были

    бихевиористы: Кларк Халл, Норман Камерон, Уильям Шелдон и Гарри

    Харлоу. Его диссертационное исследование по доминантноеT и

    сексуальности у приматов было сделано под руководством Харлоу.

    После двухгодичной работы ассистентом у Торндайка в Колумбийском

    колледже Маслоу занял место преподавателя в Бруклинском колледже и

    оставил его только в 1951 г.

    За годы, проведенные в Колумбийском и Бруклинском колледжах, Маслоу

    общался с большим количеством ученых, преимущественно связанных с

    Колумбийским университетом и Новой Школой Социальных Исследований. Он

    познакомился с Фроммом, Коффкой, Вертхаймером, Хорни, с Салливаном,

    Бенедикт, Хоркхеймером, Кардинером, Адлером, Гольдштейном, Анш-

    бахером и попал под влияние их идей.

    В конце 30-х гг. Маслоу проводил антропологические исследования в

    индейской резервации и написал раздел межкультурной психологии в книгу

    Росса Стагнера <Психология личности>. В середине 40-х гг. Маслоу

    контактировал с Альфредом Кинси, известным сексологом, который

    проводил медицинские исследования в Висконсине и планировал изучить

    сексуальное поведение женщин в Бруклинском колледже. Но потенциальное

    сотрудничество двух ученых было расстроено. Однако открытый Маслоу

    способ исследования был использован Кинси позже.

    Наиболее важный вклад в психологическую мысль Маслоу внес двумя своими

    На путях вочеловечиванпя человека

    зации> и <Теория человеческой мотивации>. Данная тема была им детально

    разработана в книге <Мотивация и личность> (1954).

    – А мимо дома шел охотник, который услышал страшные-престрашные звуки...

    Глазки Антонины поблескивали из-под одеяла.

    – И заглянул он в домик, и увидел волка.

    – Испугался?

    – Это был храбрый охотник. Он застрелил волка и вспорол ему живот, а из живота выпрыгнула Красная Шапочка, цела-целехонька... – Ирочка закрыла книжку. – И стали они с охотником жить-поживать и добра наживать. Спи давай.

    – А у тебя красная шапка есть? – Антонина сунула большой палец в рот. – Дядя Никита охотник?

    – Еще какой.

    – А волк где?

    – Нету волка. Уже нету.

    Портреты надо будет убрать, и веревку эту дурацкую выкинуть, наконец. Хватит уже сказок, жить пора.

    Примечания

    1

    Сокращенный вариант отчета французского нотариуса Рош-Этьен Марэна о вскрытии Жеводанского Зверя.

    2

    В частности, в войне за Австрийское наследство и Семилетней войне.

    3

    Белые камизары – молодые дворяне-католики.

    4

    Черные камизары – гугеноты.

    5

    Бичевание – воспитательная мера, применявшаяся в качестве способа умерщвления плоти, широко распространенная среди некоторых орденов.

    6

    Скандинавская легенда о волке Фенрире.

    7

    О связях графа свидетельствует следующий факт: 11 февраля 1773 он попал в тюрьму Консьержери за долги. Последовали судебные разбирательства в парламенте, результатом которых стало значительное уменьшение суммы долга (до 25 000 фунтов вместо заявленного кредиторами миллиона). Граф был оправдан и освобожден, а несправедливые кредиторы попали за решетку.

    8

    В 1774 году де Моранжа покидает Францию, поселяясь в Меце, где женится на женщине, которая уже находилась замужем. Он возвращается в Париж с незаконной супругой, снова попадает в тюрьму и снова выходит, чтобы в конечном итоге поселиться в замке Сент-Альбан, единственном, что осталось от огромного поместья.

    9

    Род де Моранжа обрывается в 1888 году со смертью последнего представителя рода Кристофа-Теодора. Впрочем, замок Сент-Альбан был продан еще в 1821 году.

    10

    16 августа 1773 года папа Климент XIV подписывает буллу "Dominus ac Redemptor noster", ставшую смертным приговором не только ордену, но и самому папе – 22 сентября 1774 года после долгой агонии он умирает, предположительно будучи отравлен "aqueta". Тело разлагалось столь быстро, что против всех обычаев было похоронено без бальзамирования и в обход многих обрядов.

    11

    7 августа 1814 года папа Пий VII издает буллу "Sollicitudo omnium ecclesiarum", восстанавливающую "Общество Иисуса" со всеми его прежними правами.

    Текущая страница: 1 (всего у книги 29 страниц)

    Маслоу Абрахам Гарольд.

    Дальние пределы человеческой психики

    / Перев. с англ. А. М. Татлы-

    Abraham Harold Maslow

    Абрахам Гарольд Маслоу

    ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ

    Санкт-Петербург

    За помогць в осуществлении издания данной книги

    издательство благодарит

    Кипрушкина

    Вадима Альбертовича

    Маслоу Абрахам Гарольд.

    Дальние пределы человеческой психики / Перев. с англ. А. М. Татлы-

    баевой. Научи, ред., вступ. статья и коммент. Н. Н. Акулиной. -СПб.: Евразия,

    ISBN 5-8071-0018-2

    Данная книга представляет собой второе, исправленное издание итогово-

    го труда А.Г. Маслоу, посвященного созданной им теории самоактуализации. В

    основании данной теории лежит различие между низшими (несовершенными) и

    высшими (растущими) потребностями.

    Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся историей

    и теорией психологии, науками о человеке.

    ISBN 5-8071-0018-2

    c Татлыбаева А. М., перевод с англ., 1997

    c Лосев П. П., оформление, 1999

    c Издательство, 1999

    Часть I. ЗДОРОВЬЕ И ПАТОЛОГИЯ

    1.0 гуманистической биологии

    2. Неврозы как ошибка личностного развития

    3. О самоактуализации и о том, что выходит

    за ее пределы

    Часть П. КРЕАТИВНОСТЬ

    4. Креативность и готовность к ней

    5. Холистичный подход к творчеству

    6. Эмоциональные преграды креативности

    7. Потребность в креативных людях

    Часть Ш. ЦЕННОСТИ

    8. Слияние действительного и ценностного

    9. Заметки по психологии Бытия

    10. Документы симпозиума по проблеме

    человеческих ценностей

    Часть IV. ОБРАЗОВАНИЕ

    11. Познающий и познаваемое

    12. Обучение и высшие переживания

    13. Цель и значение гуманистического образования

    Часть V. ОБЩЕСТВО

    14. Синергизм в обществе и в человеке 211

    15. Вопросы для нормативного социального психолога 224

    16. Синанон и Евпсихея 238

    17. О евпсихичном управлении 249

    18.0 низших жало бах, высших жалобах и мета-жалобах 251

    Часть VI. ВЫСШЕЕ ПОСТИЖЕНИЕ

    19. Заметки о наивном познании 263

    20. Дальнейшие заметки о познании 271

    Часть VII. ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ И

    ПСИХОЛОГИЯ БЫТИЯ

    21. Различные значения трансценденции 281

    22. Теория Зет 292

    Часть VIII. МЕТАМОТИВАЦИЯ

    23. Теория метамотивации: биологические корни

    высших ценностей 313

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    Приложение А: Комментарии к работе

    Values, and Peak-Experiences> 357

    Приложение В: Некоторые аналогии между

    сексуально-доминантным поведением низших

    приматов и фантазиями пациентов

    при психотерапии (А. Г. Маслоу,

    X. Рэнд, С, Ньюмен) 365

    Приложение С: Подростковая и юношеская

    делинквентность в двух разных культурах

    (А. Г. Маслоу, Р. Диас-Гуэро) 383

    Приложение D: Критерии для отнесения потребностей

    в разряд инстинктоподобных 393

    Приложение Е: Абрахам Г. Маслоу:

    Библиография 405

    Примечания 416

    Библиография 424

    вочеловечивания

    человека

    Абрахам Гарольд Маслоу родился в 1908 г. в Нью-Йорке, США. Годичный

    курс аспирантуры в городском колледже Нью-Йорка и Корнельском

    университете стимулировал интерес Маслоу к психологии. В 1928 г. он

    перевелся в Висконсинский университет, где специализировался по

    психологии. Оказавшие на Маслоу наибольшее влияние преподаватели были

    бихевиористы: Кларк Халл, Норман Камерон, Уильям Шелдон и Гарри

    Харлоу. Его диссертационное исследование по доминантноеT и

    сексуальности у приматов было сделано под руководством Харлоу.

    После двухгодичной работы ассистентом у Торндайка в Колумбийском

    колледже Маслоу занял место преподавателя в Бруклинском колледже и

    оставил его только в 1951 г.

    За годы, проведенные в Колумбийском и Бруклинском колледжах, Маслоу

    общался с большим количеством ученых, преимущественно связанных с

    Колумбийским университетом и Новой Школой Социальных Исследований. Он

    познакомился с Фроммом, Коффкой, Вертхаймером, Хорни, с Салливаном,

    Бенедикт, Хоркхеймером, Кардинером, Адлером, Гольдштейном, Анш-

    бахером и попал под влияние их идей.

    В конце 30-х гг. Маслоу проводил антропологические исследования в

    индейской резервации и написал раздел межкультурной психологии в книгу

    Росса Стагнера. В середине 40-х гг. Маслоу

    контактировал с Альфредом Кинси, известным сексологом, который

    проводил медицинские исследования в Висконсине и планировал изучить

    сексуальное поведение женщин в Бруклинском колледже. Но потенциальное

    сотрудничество двух ученых было расстроено. Однако открытый Маслоу

    способ исследования был использован Кинси позже.

    Наиболее важный вклад в психологическую мысль Маслоу внес двумя своими

    На путях вочеловечиванпя человека

    зации> и. Данная тема была им детально

    разработана в книге (1954).

    Абрахам Гарольд Маслоу – гениальный мыслитель, занимающийся вопросами

    абнормальной психологии, человеческой мотивации и личности, известный

    как основатель гуманистической психологии, как создатель теории

    самоактуализации.

    Его теория, сфокусированная на различии между низшими (несовершенными)

    и высшими (растущими) потребностями не случайна. В то время в мировой

    психологии господствовало два крупных течения: бихевиоризм, который

    критиковался за механистичность подхода к психологии человека по

    аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого

    поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и психоанализ,

    который считался наилучшей системой анализа для психопатологии и

    возможной при этом психотерапии, но недостаточной для объяснения

    человеческого мышления и поведения в целом, так как, по мнению Маслоу,

    Не менее значительное влияние на мышление Маслоу оказали труды

    гештальт-психологов Макса Вертхаймера и Курта Гольдштейна, которому он

    посвятил свою книгу. В предисловии Маслоу писал:

    психология, то я бы сказал, что это – интеграция Гольдштейна (и

    гештальт-психологии) с Фрейдом (и различными психодинамическими

    психологиями), под эгидой научного духа моих учителей в Висконсинском

    университете>.

    Именно Курту Гольдштейну Маслоу обязан своей теорией, у него он и

    позаимствовал сам термин. Курт Гольдштейн впервые ввел в науку понятие

    самоактуализации, но, будучи нейрофизиологом, понимал под этим

    определенное напряжение,

    упорядоченную деятельность> организма. Гольдштейн утверждает, что

    нормальный организм может временно отложить еду, сон, секс и так

    Маслоу, самоакгуализация не означает конца проблемам, напротив, рост

    часто может принести определенную долю страдания. Гольдштейн писал,

    что способности организма определяют его потребности, например,

    наличие мышц требует движения и т. п.

    Самоактуализацию Маслоу свободно определяет как

    талантов, способностей, возможностей и тому подобное>, как процесс

    самореализации человеческих потенций.

    самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому

    что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято.

    Средний человек – это некое человеческое существо, с заглушенными и

    подавленными способностями и талантами>.

    Поначалу исследования Маслоу относительно самоактуализации были

    вызваны его желанием более полно понять двух его наиболее вдохновляю-

    т/а путях ^очеловечивания человека

    щих учителей -Рут Бенедикт, которая первоначально использовала термин

    для обозначения степени межличностной кооперации и

    гармонии в обществе, и Макса Вертхаймера, работа которого о

    продуктивном мышлении была близка собственным исследованиям Маслоу о

    познании и творчестве. Хотя это были очень не похожие друг на друга

    люди, и занимались они исследованиями в разных областях, Маслоу

    чувствовал, что им присущ некоторый уровень личного свершения как в

    профессиональной, так и в личной жизни, который он редко наблюдал у

    других. Маслоу видел в них не только блестящих ученых, но и глубоко

    совершенных, творческих людей. Он стал заносить результаты своих

    наблюдений в тетрадь, чтобы понять, что же делает их столь особенными.

    Это было его первым шагом в исследовании проблемы самоакгуализации,

    которое впоследствии длилось всю оставшуюся жизнь.

    – одна из лучших работ

    Абрахама Маслоу, его итоговый труд, книга о психическом здоровье,

    творчестве, ценностях, образовании, обществе, трансценденции и

    метамотивации.

    Для того, чтобы исследовать пределы человеческих возможностей,

    необходимо изучать лучших из индивидуумов; по мнению Маслоу, так,

    лучших атлетов и бегунов, и было бы бессмысленным делать "среднюю

    выборку" из

    населения города>.

    Абрахам Гарольд Маслоу был психологом-теоретиком. Он не проводил

    крупных и тщательных экспериментальных исследований, по его словам,

    ему на это просто не хватало времени. Он больше проводил

    исследования>, но не для публикаций, а для подтверждения собственной

    гипотезы.

    Для своего первого исследования Маслоу выбирал людей, не имеющих

    существенных личностных проблем, не подверженных неврозу и, главное,

    наилучшим образом использовавших свои таланты и способности. Его

    выборка состояла из восемнадцати человек, девять из которых были

    современниками Абрахама Маслоу, и девять – историческими личностями:

    Абрахам Линкольн, Альберт Эйнштейн, Элеонора Рузвельт, Джейн Адаме,

    Олдос Хаксли, Барух Спиноза и др.

    По словам Маслоу, самоактуализировавшиеся люди, которых он изучал, не

    были совершенны и не лишены были возможности совершать крупные ошибки.

    Кроме того, им были свойственны многие проблемы обычных средних людей:

    тревожность, чувство вины, внутренние конфликты и т. д.

    Самоактуализация, по Маслоу, это не отсутствие проблем, а

    преходящих и нереальных проблем к проблемам реальным>.

    Книга Маслоу – кульминация его

    размышлений о самоактуализации. В ней Маслоу описывает пути, которыми

    индивидуум может самоактуализироваться:

    На путях вочеловечивтия человека

    – самоактуализация – это

    полной концентрацией и полным впитыванием>;

    – принятие ответственности за свои действия;

    Актуализироваться-значит существовать реально, физически, а не только

    потенциально;

    – актуализироваться – развить способности,

    выбора в пище, музыке, профессии, браке;

    – самоактуализация – это не, это длительный процесс, подобный

    буддийскому пути просветления;

    Самоактуализация-испытание. – это

    переходные моменты самоактуализации, вершина наших переживаний,

    которые возникают при сильном чувстве любви, исключительной красоты,

    произведений искусства...

    моментов человеческой жизни>.

    В результате изучения самоактуализации Маслоу выявил, что некоторые из

    самоактуализирующихся индивидуумов стремились испытать много

    В то время как другие испытывали их крайне редко

    или же вообще не испытывали. Он разделил людей самоактуализирующихся

    на психически здоровых, продуктивных с незначительным опытом

    и вообще без такового, и на людей, для которых опыт

    являлся важным и центральным.

    В главе Маслоу описывает свыше

    двадцати способов опыта трансценденции. Это Трансценденция времени,

    культуры, прошлого, внутреннего Эго, базовых потребностей, любви,

    чужого мнения, собственной слабости, собственной воли, дихотомии,

    мистического опыта, Трансценденция порока и др. Маслоу утверждает, что

    трансцендирующие личности склонны отождествлять себя со своими

    способностями, профессией. Например, .

    Многие люди, которым доступны мистические переживания, не являются

    психически здоровыми и не отличаются продуктивностью, что Маслоу

    считал существенными свойствами самоактуализации, далее отмечая, что

    он встречал столь же много трансцендирующих людей среди бизнесменов,

    учителей, политиков, как и среди тех, кто считается ближе к этому -

    музыкантов, поэтов, священников и т. д.

    До Маслоу существовало множество самых различных по природе теорий

    мотивации. Однако они не отличались необходимой законченностью. Маслоу

    внес определенную ясность в данную проблему. Он предпринял попытку

    иерархизации мотивов. Согласно его иерархии, основу составляют

    физиологические потребности (пища, сон и т. д.). Далее идут уровни

    более высоких потребностей: потребность в безопасности, любви и

    уважении. Высший уровень занимают метапотребности – потребность в

    совершенстве, справедливости, красоте, правде. По мере удовлетворения

    низших потребно-

    На путях вочеловечивания человека

    стей сразу же появляются другие – высшие потребности, и начинают

    доминировать в организме. Когда и они удовлетворяются, выходят на

    сцену новые потребности, еще более высокого уровня, и так далее. В

    основе метамотивации лежат потребности и ценности роста. Именно такая

    мотивация, по Маслоу, присуща в большей степени самоактуализирующимся

    личностям, у которых, по его мнению, удовлетворены более низкие

    мотивы. Каждому уровню метамотивации соответствуют определенные уровни

    жалоб. Жалобы, касающиеся отсутствия техники безопасности, произвола

    начальства, ненормированности рабочего дня и т. п. – это жалобы уровня

    фундаментальных потребностей. Уровни высших жалоб лежат в сферах

    признания и самоуважения: на этих"уровнях важны проблемы гордости,

    автономности, самоуважения, уважения со стороны окружающих, актуальны

    чувства собственной значимости, поощрения, похвалы, доверия от

    окружающих. Жалобы высшего уровня касаются того, что наносит ущерб

    самооценке человека.

    Мета-жалобы касаются фрустрации мета-потребностей. К ним относятся

    потребность в совершенстве, справедливости, красоте, правде и т. д.

    возбужденно жалуются на то, что розы в парке недостаточно ухожены, это

    само по себе замечательно, потому что указывает на высоту уровня жизни

    жалующихся>.

    В книге Маслоу вводит новое

    понятие – , которое следует понимать

    как, и развивает

    теорию психически здорового общества, общества, которое

    благоприятствует наиболее полному развитию и реализации человеческих

    возможностей. Маслоу полагал, что общество должно состоять из

    психически здоровых, самоактуализированных

    индивидуумов. Однако, их не может создать даже идеальное общество. По

    словам Маслоу,

    дают возможность, благоприятствуют, побуждают стать реальным и

    актуальным>.

    Маслоу описывает психически здоровое общество в противоположность

    что рабочие и руководство имеют совершенно противоположные,

    несовместимые цели: рабочие хотят заработать как можно больше с

    минимальными усилиями, и поэтому за ними надо хорошо смотреть.

    Демократическое управление предполагает, что рабочие хотят быть

    творческими и продуктивными, что они нуждаются в поддержке и

    одобрении; люди же подозрительные, враждебно настроенные, может быть,

    использовать свободу. Теория психически здорового общества применима

    лишь к тем, кто может принять на себя ответственность и пользоваться

    самоуправлением. Поэтому психически здоровое общество должно состоять

    из самоактуализированных людей.

    На путях вочеловечивания человека

    В главе (термин впервые был использован Рут Бенедикт и

    обозначает объединенное действие) Маслоу пишет о синергии в

    индивидуумах, когда успех других является основой полного

    удовлетворения для индивидуума, а помощь предлагается свободно и как

    должное. Таким образом, отождествление себя с другими способствует

    высокой индивидуальной синергии.

    Синергия может существовать внутри индивидуума. В перспективе человек

    должен делать то, что ему надо делать, потому что он желает делать

    В своем труде Маслоу

    затрагивает проблемы образования. Он справедливо считает, что обучение

    танцам, искусству или другим физическим средствам выражения – важный

    момент традиционного образования: физически и чувственно

    ориентированные учебные предметы требуют активного участия

    обучающихся. По Маслоу, любовь, уважение, чувство безопасности, -

    фундаментальные потребности, одинаково важные для всех,

    сожалению, в большинстве учебников по психологии даже не упоминается

    слово "любовь">.

    Маслоу вводит новое понятие, .

    Ключевым является. Этот тип сознания имеет нечто

    общее с, но это другой тип переживания. Здесь автор

    воспользовался образом. По Маслоу,

    означает

    смысле просветления или пробуждения, или дзэн, в легкости чудесного...

    это значит принимать остроту и точность красоты вещей, но не делать из

    этого большого шума...> Но в основе,

    лежат, по мнению Маслоу, только позитивные эмоции.

    например, под воздействием страха.

    Теория самоактуализации Маслоу – это теория роста, последовательного

    удовлетворения высших потребностей. Индивидуум не может начать путь к

    самоактуализации, если не удовлетворены его низшие потребности: в

    безопасности, любви, уважении.

    Самоактуализация предполагает развитие способностей до максимально

    возможного, самоактуализирующихся личностей привлекают трудные,

    запутанные проблемы, которые требуют максимума творческих усилий.

    Защитные механизмы Абрахам Маслоу рассматривает как препятствия

    личностному росту, и сам добавляет еще два типа защит: десакрализацию

    Волевой компонент Маслоу конкретно не рассматривает; согласно Маслоу,

    хочет сделать. Стать второсортным врачом – не путь для

    самоактуализации. Человек хочет быть первоклассным, или настолько

    хорошим врачом, насколько это для него возможно>. Маслоу считает, что

    На путях вочеловечившия человека

    психически здоровый индивидуум свободен от внутренних конфликтов, а

    воля нужна для того, чтобы развить свои способности и таланты.

    Абрахам Маслоу по праву считается лучшим специалистом в области

    человеческой потенциальности. Его заслуга колоссальна, он основал

    новое "ап^ение в современной психологии, предметом изучения которого

    яв^тсТ^остныйч^ловеквеговысшихпроявлениях.^

    -^изация личности, ее высшие ценности и смыслы, -б-^^^^^^ свобода,

    ответственность, автономия, психическое здоровье, трансценден

    ция и т. п.

    АкулинаН.Н.

    Здоровье и патология

    О гуманистической биологии*

    Мои занятия психологией заставляли меня размышлять о многом, и

    некоторые из этих размышлений не вписывались в рамки традиционной

    психологии – по крайней мере в рамки той психологии, которой когда-то

    обучался я.

    Заинтересовавшись проблемами психологии в тридцатых годах, очень скоро

    я обнаружил, что их невозможно решить, подчиняясь структуре

    психологической науки, сложившейся к тому времени (бихевиористской,

    позитивистской, безоценочной, механоморфической

    психологии). И тогда, вполне естественно, у меня возникли сомнения в

    правильности самой структуры, и сомнения эти подтолкнули меня начать

    поиск иных подходов к решению стоящих перед психологией проблем. Со

    временем результаты моих исследований сложились в философскую

    концепцию, которая вмещает в себя не только психологию, но и науку как

    таковую, а также религию, производство, управление, а отныне и

    биологию. По существу, я бы назвал ее мировоззрением (Weltanschauung).

    Сегодняшняя психология не едина, она расколота на множество течений.

    Если попытаться хоть как-то упорядочить текущее положение

    психологической науки, то можно сказать, что существуют по меньшей

    мере три психологии и, соответственно, три разобщенных группы ученых.

    Первая из них – это бихевиористы1, объективисты, позитивисты,

    механицисты. Вторая

    * Это выдержки из заметок, написанных мною в марте-апреле 1968 года по

    просьбе директора Salk Institute of Biological Studies, в надежде, что

    они помогут отказаться от безопеночной концепции биологии и принять на

    вооружение гуманистическую философию биологии. В этих заметках я

    оставил в стороне вопросы явно пограничного в биологии и посвятил себя

    тому, что, по моему мнению, до этого не рассматривалось, или не было

    замечено, или было неверно истолковано – с моей, психологической,

    точки зрения.

    Здоровье и патология

    включает в себя дружную поросль, взращенную на психоанализе2 Фрейда.

    Третья группа – это психологи гуманистического направления3, или, как

    ее еще называют, объединившая в себе ученых, которые не

    смогли принять взгляды первых двух групп. Именно об этом, третьем

    направлении в психологии, я собираюсь говорить. Я истолковываю эту

    третью психологию как науку, впитавшую в себя достижения двух других

    психологии, и потому буду пользоваться такими терминами, как

    и (значит). Эти термины

    помогут нам избежать поверхностных противопоставлений, таких, как

    Я – фрейдист, и я же бихевиорист, и я же

    гуманист, и если уж на то пошло, то вся моя деятельность направлена на

    развитие четвертой психологии – психологии трансцендентного.

    Здесь я говорю только от себя лично. Даже среди психологов

    гуманистического направления есть такие, которые скорее склонны

    записать бихевиористов и психоаналитиков в стан своих противников, чем

    допустить, что те имеют равное с ними право занимать свою веточку на

    цветущем дереве науки. Мне думается, подобного рода психологи впадают

    в антинаучный, а может даже и иррациональный экстаз по поводу роли

    И поскольку я, в свою очередь, рассматриваю

    лишь как начальный этап познания (этап необходимый, но

    недостаточный) и поскольку я считаю, что нашей конечной целью должно

    стать распространение знания гораздо более общего и всеобъемлющего,

    чем нынешняя психология, -то мне лучше говорить только от своего

    Это мой выбор и моя миссия – размышлять свободно, выстраивать теории,

    играть с догадками и предположениями – словом, пытаться проникнуть в

    будущее. Это скорее пионерская деятельность, работа первопроходца -

    выдвинуть смелую гипотезу и отправиться на поиск новых, еще

    неизведанных земель, нежели разработка, посев и уход, ирригационные и

    мелиорационные мероприятия кропотливого труда экспериментаторов.

    Разумеется, последние составляют хребет науки, но мне все же кажется,

    скрупулезной работе с фактами.

    Первопроходец, творец, исследователь, как правило, действует в

    одиночку. Терзаемый страхами и сомнениями, склонный к самооправданиям,

    он тем не менее бросает вызов людскому невежеству, гордыне, порой даже

    паранойе4. Он обязан быть отважным, должен не бояться выглядеть

    смешным, должен не бояться ошибок и постоянно помнить о том, что он и

    есть, как говорил Полани (126), в своем роде игрок, который при полном

    отсут. ствии фактов рискует выдвигать самые смелые предположения, а

    потом в течение нескольких лет пытается найти им подтверждения. Если

    он не безумец, то он не может до конца верить собственным

    предположениям и должен прекрасно отдавать себе отчет в том, что он

    ставит на то, в чем не уверен. Вот так же и я представляю здесь свои

    догадки и предположения.

    О гуманистической биологии

    Я полагаю, нам не избежать обсуждения вопроса об оценочной биологии,

    даже если тем самым мы поставим под сомнение всю историю и философию

    западной науки. Я убежден, что безоценочная, нейтральная модель науки,

    унаследованная биологией из физики, химии и астрономии, где она была

    не только желательна, но и необходима, чтобы не позволять церкви

    вмешиваться в научные изыскания – эта модель совершенно непригодна для

    научного познания живого. И еще более очевидно, что эта безоценочная

    философия науки не годится для изучения такого сложного биологического

    вида, каким является человек. Здесь такие понятия, как ценности5,

    стремления, цели, намерения приобретают первостепенное значение:

    только оперируя ими, можно приблизиться к постижению законов

    жизнедеятельности человека, а следовательно и к решению классических

    задач науки – предсказанию и управлению.

    Мне хорошо известно о тех жарких дебатах, которые ведутся в рамках

    эволюционной теории и в которых муссируются такие слова, как

    направления, цели, телеология, витализм. Дебаты эти, на мой взгляд,

    запутанны и непродуктивны. Я хочу перенести обсуждение этих проблем в

    сферу психологии, где их можно представить более выпукло и где можно

    найти более прямые пути к их решению.

    В рамках эволюционной теории все еще возможны споры об автогенезе в

    эволюции, о том, не вызваны ли движение и направление развития

    исключительно стечением обстоятельств, чистой случайностью. Мне же

    подобные рассуждения представляются чрезмерной роскошью, они просто

    невозможны, когда мы имеем дело с живыми людьми. Ведь никто не

    возьмется утверждать, что тот или иной человек стал хорошим врачом

    случайно – никто не воспримет подобное заявление всерьез. Именно

    поэтому я отметаю всякие рассуждения о механическом детерминизме6 и не

    считаю нужным выдвигать какие-либо аргументы в пользу своего решения.

    Хорошие люди и статистика

    Я осмеливаюсь заявить, что для изучения возможностей человеческой

    природы нужно отобрать из популяции ее самые здоровые, самые лучшие

    экземпляры, такие, которые превосходили бы остальных по многим

    показателям. Приведу несколько наглядных доводов в пользу этого

    утверждения.

    В своих исследованиях я сталкивался с тем, что люди с высокой степенью

    само актуализации7 – самые здоровые в психологическом смысле люди -

    имеют очень высокие показатели развитости когнитивных и перцептивных

    способностей8. Их над остальными людьми может

    обнаруживаться даже на сенсорном уровне; меня ничуть не удивило бы,

    если, к примеру, какой-нибудь эксперимент обнаружил бы у них

    способность различать тончайшие оттенки цвета. Один, когда-то начатый

    мною и не завершенный эксперимент может послужить моделью для

    подобного рода проб с

    Здоровье и патология

    Мой замысел состоял в том, чтобы

    протестировать всех первокурсников Брандэйского университета,

    используя лучшие методики того времени, а именно, -психиатрическое

    интервью9, проективные тесты, тесты достижений10, – и разбить их на

    несколько групп. В первую из них вошли бы два процента самых здоровых

    в психологическом смысле студентов, во вторую -два процента

    средне-здоровых, и, наконец, в третью – два процента наименее здоровых

    представителей популяции. Эти три группы затем мы планировали

    досконально исследовать при помощи батареи тестов, выявляющих

    сенсорные, перцептивные и когнитивные характеристики человека, чтобы

    проверить базировавшееся на клинических наблюдениях предположение о

    том, что люди с более высокими показателями психологического здоровья

    более точно и верно отражают реальность. Я не сомневался в том, что

    это предположение подтвердится. Затем мы предполагали наблюдать за

    этими людьми, и не только на протяжении четырех лет их обучения в

    университете, когда мы могли бы сопоставлять полученные данные с их

    успеваемостью и достижениями в различных сферах университетской жизни.

    Я надеялся, что нам удастся начать лонгитюдное исследование". Идея

    заключалась в том, чтобы, наблюдая за этими людьми на протяжении всей

    их жизни, получить неопровержимые доказательства нашей гипотезы о

    человеческом здоровье. Некоторые оценочные критерии были очевидны,

    такие, как, например, долголетие, устойчивость к психосоматическим

    заболеваниям, инфекциям и т. п. Но мы также надеялись, что в ходе

    исследования выя-" вятся другие характеристики, о которых мы и не

    предполагали. По сути то исследование должно было повторить

    калифорнийское исследование Льюиса Термана, который около сорока лет

    назад отобрал детей с высокими показателями IQ12 и затем наблюдал за

    ними на протяжении нескольких десятилетий, чем продолжает заниматься и

    сейчас. Его открытие состояло в том, что люди, в детстве отобранные в

    экспериментальную группу13 только по признаку интеллекта, теперь уже

    взрослые, превосходят своих сверстников из контрольной группы по всем

    проверенным им параметрам. Из этого Льюис делает следующий вывод: все

    лучшее в человеке, все те качества, которые только можно пожелать ему,

    положительно коррелируют14 друг с другом.

    Значение такого рода исследований состоит прежде всего в том, что они

    кардинально меняют наш взгаяд на статистику и особенно на тот ее

    раздел, который ведает подбором материала для эксперимента. Мне

    хочется без обиняков назвать ее.

    Если задаться вопросом, каковы возможности человека как биологического

    вида15, то вопрос этот следует отнести скорее к небольшой избранной

    группе людей, нежели ко всей популяции в целом. На мой взгляд, главная

    причина провала теорий гедонистического и этического толка заключена в

    том, что философы смешивали патологическое стремление к наслаждению со

    здоровым и даже не обозначили грань между нормой и патологией, между

    биологически здоровым и нездоровым индивидуумами.

    О гуманистической биологии

    Для того, чтобы узнать, насколько высоким может быть человек,

    совершенно очевидно, что нужно отобрать самых высоких людей и изучить

    их. Для того, чтобы узнать, как быстро может бегать человек, не нужно

    выводить среднюю арифметическую скорость всего человечества в целом, -

    нужно просто взять олимпийских чемпионов по бегу и посмотреть,

    насколько хорошо это делают они. Если же мы хотим познать возможности

    духовного и личностного роста человека, его морального развития, то и

    здесь, я уверен, мы узнаем больше, изучая самых праведных, самых

    добропорядочных представителей людского рода.

    В целом, я полагаю, будет справедливо сказать, что история

    человечества – это череда свидетельств того, как общество ни во что не



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!