Датско-норвежская операция.

Пока правительства и штабы Англии и Франции жили в призрачном мире «странной войны», в Германии завершались последние приготовления к кампании на Западе. Численность действующей армии к марту 1940 г. возросла до 3300 тыс. человек против 2760 тыс. в начале войны. Общие потери вооруженных сил до марта были незначительны - около 23 тыс. убитых. Еще в декабре 1939 г. было начато изучение возможности вторгнуться в Норвегию и Данию, 7 марта 1940 г. был отдан приказ о внезапном захвате этих двух стран. Цель операции заключалась в том, чтобы расширить исходные позиции для борьбы против Англии и обезопасить доставку шведской железной руды в Германию. Она планировалась с учетом возможностей немецкой «пятой колонны», имевшейся в Дании и Норвегии. План предусматривал внезапное и одновременное нападение на ключевые пункты этих стран 9 апреля. Поскольку до некоторых пунктов на севере Норвегии, в первую очередь Нарвика, морским путем нужно было добираться неделю, группы замаскированных германских кораблей со снаряжением и вооружением покинули свои порты уже в ночь с 2 на 3 апреля. Не осталась без внимания и психологическая подготовка: 5 апреля германский посланник в Осло пригласил видных норвежцев, в том числе членов правительства, на демонстрацию документального фильма о захвате Польши. Последние кадры были посвящены варварской бомбардировке Варшавы. Надпись гласила: «За это они могут благодарить своих английских и французских друзей». Гости разошлись в глубоком унынии. На рассвете 9 апреля план захвата Дании и Норвегии начал осуществляться. В порты этих стран внезапно вошли германские корабли, а на аэродромах стали приземляться самолеты с воздушно-десантными войсками. В Копенгагене, где никто не ждал нападения, германские солдаты уже в первый же час после вторжения беспрепятственно хозяйничали в городе. Они разоружили датских солдат, схватили и арестовали начальника генерального штаба и министра внутренних дел, а также английского торгового атташе, подвернувшегося под руку на улице. Датскому правительству был предъявлен «меморандум»: отдать приказ о капитуляции. На размышление давался один час. Германский посланник ожидал у королевского дворца с часами в руках. В 6.30 утра правительство капитулировало.

9 апреля германские корабли вошли в порты Осло, Кристиансанна, Ставангера, Бергена, Тронхейма и Нарвика. Вторжение осуществлялось силами семи дивизий, им противостояла норвежская армия, строившаяся по милиционной системе и насчитывавшая не более 15 тыс. человек. Через 48 часов после начала операции все основные порты Норвегии были в руках гитлекровских войск, которые начали продвижение в глубь страны. Норвежское правительство, бежав из Осло, призвало страну к войне против Германии. Однако сопротивление вторжению организовывалось наспех, с неизбежными промахами. Все это еще более увеличивало и без того превосходящую мощь врага. Вечером 9 апреля по радио выступил Квислинг, глава норвежской национал-социалистической партии. Он объявил себя премьер-министром, отменил распоряжение правительства о проведении всеобщей мобилизации и призвал сотрудничать с немцами. Отныне предателей, ставших на службу Германии в оккупированных странах Европы, стали называть «квислингами».

Внезапное нападение на Данию и Норвегию явилось ударом грома средь ясного неба. Особенно непостижимым представлялся захват немцами Нарвика - под носом британского флота! В правительственных ведомствах Лондона и Парижа просто отказывались верить собственным ушам. Чемберлен «уточнил» в выступлении в палате общин: «Как мне кажется», немцы захватили не Нарвик, а Ларвик - небольшой порт у входа в Осло - фьорд. В Париже Рейно со своими ближайшими помощниками тщетно искали на побережье Норвегии какой-нибудь другой Нарвик. Тем временем законное норвежское правительство обратилось к Англии и Франции за помощью. Английские войска должны были действовать по директиве, отданной за месяц до этих событий при подготовке помощи Финляндии, с тем только отличием, что теперь им предписывалось не переходить шведской границы.

15 апреля был высажен английский десант у Нарвика, 16-18 апреля последовали высадки в Центральной Норвегии, в Ондальснесе и Намсусе (южнее и севернее Тронхейма). От занятия Тронхейма вскоре пришлось отказаться: господство немцев в воздухе свело на нет британское превосходство на море. Флот не решился подойти к берегу под угрозой удара с воздуха. Наступление на Тронхейм вскоре захлебнулось, и пришлось 2- 3 мая эвакуировать высаженные в Центральной Норвегии войска. К горечи поражения примешивалось осознание того, что англичанам не удалось наладить контакта с норвежцами. Последние обвиняли англичан в недостаточно эффективной Помощи, первое считали, Что норвежская армия оказывает недостаточно сильное сопротивление. Борьба в районе Нарвика затянулась, здесь действовали английские, французские и польские войска. 28 мая они даже овладели развалинами Нарвика. Но это была призрачная победа, общая обстановка на фронтах требовала немедленно развязаться с кампанией на севере Норвегии. К 8 июня все высадившиеся у Нарвика войска были эвакуированы, а 10 июня капитулировала норвежская армия. При эвакуации английский флот понес тяжелые потери, был потоплен авианосец «Глориэс» и два сопровождавших его эсминца. Они унесли на дно 1515 жизней, что превысило все немецкие потери в Норвегии - 1317 человек убитыми.

Немецкая операция по захвату Дании и Норвегии, осуществленная весной 1940 г., является одной из самых интересных кампаний Второй мировой войны. Захват Норвегии был блестяще осуществленной комбинированной десантной операцией, фактически не имевшей аналогов в прошлом. Она была основана на тесном взаимодействии трех родов вооруженных сил: авиации, военно-морского флота и сухопутных войск.

Прежде всего, необходимо остановиться на причинах, побуждавших Германию к захвату Норвегии. Сразу после начала войны Норвегия объявила нейтралитет. В принципе, такая ситуация вполне устраивала Германию. После установления морской блокады Третий рейх лишился значительной доли импорта, в первую очередь, стратегического сырья. Немаловажную роль в составе последнего играла железная руда. После пресечения "заморского" ввоза у Германии остался только один ее поставщик - прогермански настроенная нейтральная Швеция. Летом руда перевозилась по Балтийскому морю, а зимой - через норвежский порт Нарвик вдоль побережья Норвегии. Благодаря нейтралитету территориальных вод немецкие торговые суда могли совершать переход в Германию, не опасаясь нападения со стороны британского флота.

Проблема заключалась в том, что гарантий соблюдения нейтралитета Норвегии со стороны союзников не было. Так, У. Черчилль, в то время морской министр, уже в 1939 г. поднял вопрос о создании военных баз в Норвегии с целью пресечения импорта руды из Швеции и установления еще более тесной блокады Германии. Предложения об оккупации Норвегии высказывались и французским командованием, которое хотело тем самым оттянуть немецкие войска с Западного фронта. Естественно, что подобные сообщения из Англии не могли не обеспокоить немецких военных. Хотя главнокомандующий военно-морским флотом гросс-адмирал Редер в беседе с Гитлером доказывал необходимость соблюдения нейтралитета Норвегии, в Главном штaбe флота начали прорабатываться варианты противодействия англичанам.

Опасения немцев подтвердились в ноябре 1940 г. Воспользовавшись как предлогом начавшейся советско-финской войной, союзное командование решило перебросить 4 дивизии в Северную Норвегию для оказания помощи Финляндии. На самом деле, данные силы предназначались для захвата порта Нарвик и предприятий по добыче железной руды, расположенных на севере Швеции. Но согласования среди союзников затянулись, а 12 марта Финляндия заключила мир с Советским Союзом.

Окончательно вынудил Германию начать подготовку к вторжению так называемый "инцидент с "Альтмарком". Немецкий танкер-снабженец "Альтмарк", на борту которого содержались британские пленные с потопленных судов, находился в норвежских водах. 15 апреля 1940 г., несмотря на противодействие норвежцев, он был атакован англичанами, которые захватили танкер и освободили пленных.

После этого всем стало ясно: союзники не намерены соблюдать норвежский нейтралитет. Результатом явилось то, что 21 апреля 1940 г. Гитлер приказал начать подготовку операции "Везерюбунг" ("Учения на Везере") по захвату Норвегии.

Операция "Везерюбунг" разрабатывалась штабом XXI-й армейской группы во главе с генералом Н. фон Фалькенхорстом, которому подчинялись все войска, задействованные в операции. Участие в планировании принимало и Главное командование вермахта (ОКВ). Оперативный план предусматривал внезапный захват стратегических пунктов Норвегии силами шести дивизий вермахта при поддержке флота и авиации. После этого следовало, перебросив тяжелую технику, захватить коммуникации внутри страны, привести норвежскую армию к капитуляции и приготовиться к отражению возможного англо-французского десанта. Главная трудность заключалась в большой удаленности северной части Норвегии от германских баз. Фактически единственным путем для доставки войск был морской, и поэтому основная тяжесть операции легла на флот. Было сформировано 6 групп, предназначавшихся для захвата портов Нарвик, Tpoнxeйм, Берген, Христиансанд, Арендаль, Эгерсунд и Осло. В их составе находились 1 броненосец, 2 тяжелых и 4 легких крейсера, 14 эсминцев, 8 миноносцев, 14 торпедных катеров и большое количество вспомогательных судов, на борту которых располагались войска, предназначенные для захвата портов.

В море развертывалось 2 линейных корабля и 35 подлодок для прикрытия операции. Основные же войска должны были доставить 23 транспорта в составе трех эскадр. В первом эшелоне вторжения было около 30 тыс. человек, всего же в ходе операции немцы перебросили в Норвегию около 200 тыс. солдат. С воздуха операцию обеспечивало 800 боевых и 200 транспортных самолетов Х авиакорпуса Люфтваффе. Оперативное руководство было возложено на штаб XXI-й группы, стратегическое осуществлялось ОКВ.

Приказ о начале операции "Везерюбунг" был отдан 1 марта 1940 г. Одновременно с немцами к действиям в Норвегии готовились и союзники. На начало апреля была назначена операция по минированию норвежских вод. Для нее из состава Флота Метрополии были выделены 1 линкор, 5 крейсеров и 14 эсминцев. Английский флот вышел в море 5 апреля 1940 г. Практически в то же время, 5-7 апреля, свои базы покинули и немцы. При этом союзники проводили постановки мин, даже не догадываясь о присутствии врага в море. Лишь 3 апреля, после ряда столкновений с немецким флотом, англичане поняли, что немцы проводят крупную операцию, но не смогли определить ее цель.

В ночь с 8 на 9 апреля 1940 г. немецкие группы начали захват портов. Группы I, II и VI без сопротивления захватили Нарвик, Тронхейм и Эгерсунд. Между тем на юге Норвегии немцы столкнулись с серьезными проблемами. Группа III в порту Берген попала под огонь береговых батарей, в результате чего серьезные повреждения получили легкий крейсер Кенигсберг и учебное судно "Бремзе". К военно-морской базе Кристиансанд группа IV, возглавляемая легким крейсером Карлсруэ , смогла прорваться только после того, как высаженный десант захватил береговые батареи. С самым ожесточенным сопротивлением столкнулась группа V в Осло. Огнем береговых батарей был потоплен тяжелый крейсер Блюхер . Немцы захватили и военно-морскую базу Хортен, южнее Осло. Сразу же после оккупации норвежских портов немецкое командование приказало своим кораблям немедленно покинуть Норвегию и вернуться в базы. Вечером 9 апреля большинство кораблей вышли в море. В результате в ночь с 9 на 10 апреля британскими подлодками был потоплен крейсер Карлсруэ и тяжело поврежден Дойчланд . Оставшийся в Бергене Кенигсберг утром 10 апреля потопила английская авиация.

В целом операция развивалась успешно, но в этот момент серьезно осложнилась обстановка в порту Нарвик. Дело в том, что англичане, узнав о немецких десантах в Норвегию, направили сюда сильное соединение во главе с линейным крейсером Риноун . 9 апреля пять британских эсминцев атаковали немецкие эсминцы. В ходе боя были потоплены 2 немецких и 2 английских корабля, погибли в бою и оба командира соединений. Из-за недостатка топлива немецкие эсминцы не смогли покинуть Нарвик, и 14 апреля они были снова атакованы английским линкором Уорспайт и 9 эсминцами. В ходе боя все немецкие корабли были потоплены. Гибель эсминцев в Нарвике не отразилась на судьбе кампании - Норвегия была занята немецкими войсками.

Союзники начали действовать слишком поздно. 14 мая были высажены англо-французские войска во фьордах Намсус и Ондальснес, севернее и южнее Тронхейма, для взятия немецких войск в "клещи". Но успешная оборона немцев и постоянные бомбардировки немецкой авиации привели к тому, что союзники не смогли выполнить свою задачу, и с 30 апреля по 5 мая были эвакуированы.

Одновременно развернулась и борьба за Нарвик. Первые воинские части союзников высадились там уже 14 апреля. В дальнейшем они были усилены и начали теснить противника. Лишь своевременная переброска подкреплений позволила немцам перейти в контрнаступление 12 мая. 24 мая командование союзников отдало приказ об эвакуации из Северной Норвегии, которая была произведена с 4 по 8 июня. В ходе операции британский флот понес тяжелую потерю: 9 июня был потоплен авианосец Глориес (см. Операция "Аlphabet"). Это поставило точку в Норвежской кампании.

Главным результатом Норвежской операции стало то, что немцы смогли обезопасить себя от тесной морской блокады и создать выгодный плацдарм в Арктике.

Немецкая операция по захвату Норвегии и Дании во время Второй мировой войны в апреле-июне 1940 года носила название «Везерюбунг» или «Учения на Везере». Норвегия оказывала стойкое сопротивление: десятки судов были потоплены, более сотни самолётов подбиты. А вот Дания капитулировала с минимальными потерями. Yu_dzin рассказывает о двух месяцах противостояния.


Операция «Везерюбунг» являлась двойной и включала в себя «Везерюбунг-Зюйд» - захват Дании, и «Везерюбунг-Норд» - оккупацию Норвегии. Также распространены названия «Учения на Везере» и «Везерские маневры».
31 мая 1939 года Дания и Германия заключают пакт о ненападении. Аналогичное предложение Германия адресует Норвегии и Швеции, однако они отказываются, полагая себя в безопасности под защитой проливов. Некоторое время немцы пытались принудить Норвегию заключить договор дипломатическими методами, однако успехов не добились. Надо отметить, что это стремление диктовалось в первую очередь исходя из стратегически важного положения Норвегии - тот, кто владел ее портами, владел и востоком Северного моря.

В конце концов, Рейх пошел на обострение ситуации, и с октября по декабрь 1939-го последовали захват американского торгового судна, а несколько зафрахтованных англичанами транспортов было потоплено. В январе 1940го британский министр иностранных дел объявляет, что данные инциденты вынуждают Великобританию распространить на норвежские территориальные воды ведение войны. Были разработаны планы по захвату Норвежских портов, включая Нарвик - это бы дало союзникам ряд преимуществ: во-первых, как уже упоминалось, это бы упрочило их контроль над Северным морем. Во-вторых - позволило бы отправлять помощь Финляндии, которая в это время отбивалась от Советского Союза. Третья причина выглядит странной, непонятной и курьезной - французам приспичило открыть Германии второй фронт вместо потерянной Польши - в январе 1940го к ним в прямом смысле этого слова прилетел немецкий план «Гельб»: сбившийся с курса штабной офицер на самолете по ошибке залетел на бельгийскую территорию. Так в руки союзников попали оперативные планы немецкого командования, наглядно показавшие Франции, что та со своей странной войной перехитрила сама себя. Была и четвертая причина - в виде Шведских шахт, которые исправно поставляли руду в Германию и которые бы могли быть взяты под контроль в результате дальнейших действий союзников.

На Норвегию оказывается мощное дипломатическое давление, англичане не чураются и провокаций, и откровенного шантажа. Тем временем, по указанию Гитлера начинается разработка планов десантной операции. Военное командование относится к нему крайне скептически, однако несколько столкновений в Северном море, в которых косвенно фигурировала и Норвегия, заставили оппонентов Гитлера пойти на попятную. Ставка делалась на стремительные высадки и захват ключевых городов, в идеальном варианте - вообще без единого выстрела.


9 апреля 1940 года в бухту Нарвика вошли германские эсминцы. Уже в 8:10 с эсминцев передали в штаб, что Нарвикский порт захвачен высадившимися горнострелками. В ночь на 9 апреля началась высадка в Тронхейме. И, хотя вовремя не подошедший танкер с горючим затянул операцию до 11 апреля, ситуации это не поменяло, а полковник Вейс легко нашел общий язык с местными властями, совершенно не горевшими желанием оказывать ему и его полку сопротивление. Занять Берген удалось после артиллерийского огня со стороны норвежцев, которым удалось повредить немецкий корабль «Карл Петерс». Впрочем, ведшая огонь батарея была захвачена, а к полудню 9 апреля город был в руках немцев. Без стрельбы не обошлось и в Ставангере, который атаковал не только морской десант, но и пикирующие бомбардировщики и парашютисты. Самой значительной немецкой потерей здесь стал теплоход «Рода». К 17:00 был захвачен Кристиансанн, на фоне остальных портовых городов оказавший немцам просто-таки невероятно упорное сопротивление. Заодно береговые батареи норвежцев потопили торговый немецкий пароход, сумевший оказаться в ненужное время в ненужном месте. Наиболее тяжелые потери немцы понесли во время десанта в Осло - сложный план, предусматривавший строгое взаимодействие морских и воздушных десантов, по всей видимости, оказался слишком уж сложным, из-за чего, в частности, был потерян тяжелый крейсер «Блюхер» и катер-тральщик. Возникли сложности и с воздушными десантами, многие из которых были сорваны интенсивным зенитным огнем. Героическая оборона Осло была окончена к 10 апреля.

Ошалевшие от таких новостей англичане бросились вылавливать у норвежских берегов немецкие корабли. До 14 апреля они задавали немецким посудинам славную трепку, после чего высадились в городе Харстад, соединились с норвежской 6-й дивизией и начали наступление на Нарвик. 14 апреля Союзники высадились также в Намсусе, а 17 апреля - в Ондальснесе. Наступательные действия, однако, оказались результативными лишь в районе Нарвика, бои вокруг которого полыхали остаток апреля и почти весь май. 28 мая Нарвик был занят, а немцы отступили к Вест-фьорду. Впрочем, союзное командование сочло положение войск слишком тяжелым и к 8 июня подразделения эвакуировались, прихватив с собой норвежского короля и правительство. 16 июня была занята вся Норвегия. Немцы понесли значительные потери: Конечно, на фоне мясорубок второй мировой цифра в пять тысяч убитых, раненых и пропавших без вести не выглядит сколько-то впечатляющей. Потери Люфтваффе составили 127 боевых самолетов. По настоящему серьезные потери понес морской флот - в неполный список потерь Кригсмарине входят 10 эсминцев, три легких крейсера, «карманный» линкор «Лютцов», тяжелые крейсеры «Блюхер» и «Адмирал Хиппер», 8 подводных лодок, 11 транспортов. Кроме того, я не указываю различные «учебные артиллерийские суда» и тому подобное.

Между тем, еще 9 апреля в 5:20 с парохода «Ганзейский город Данциг» в Копенгагене высадился 308-й полк. Немецкие солдаты на велосипедах добрались до резиденции датского короля и завязали небольшую перестрелку с его охраной - после чего Дания капитулировала. В общей сложности потери немцев составили 2 человека убитыми и 10 ранеными. Датчане недосчитались 13 солдат.

, был единственной операцией такого масштаба, которая разрабатывалась верховным командованием ВМС Германии.
На захвате Дании и Норвегии - еще до того как начать операции на Западе, настаивало, прежде всего, верховное командование ВМС (ОКМ), которому в конце января 1940 года Гитлер поручил ее разработку. Операция получила название Weserubung - «Учения на Везере». Для подготовки и осуществления планов наземной операции был сформирован особый штаб XXI группы во главе с генералом Николаусом фон Фалькенхорстом.

Высадка немецких пехотинцев 1940 год, для достижения внезапности использовались трюмы торговых судов

Захват немцами Дании
Немецкие войска (170-я пехотная дивизия и 11-я стрелковая бригада) перешли немецко - датскую границу в 05:25 9 апреля 1940 года. Одновременно 198-я дивизия вышла в море на транспортах из Киля. Первая группировка быстро установила контроль над Ютландией, вторая - над Зеландией. Одновременно парашютисты захватили стратегически важные аэродромы и остров Борнхольм. Тем временем с вошедшего в порт Копегагена теплохода высадились немецкие солдаты, обложившие цитадель города.

Немецкие войска высаживаются в Норвегии, 9 апреля 1940 года операция под кодовым названием Weserübung "Учения на Везере"

Операция заняла всего два часа, и уже в 07:20 король Кристиан X отдал приказ войскам прекратить сопротивление.
высадка «Учения на Везере» стали катастрофой для кригсмарине, хотя и закончились победой Германии.

Немецкие танки Pz. Kpfw I и II на улицах Копенгагена. Апрель 1940 года

Кригсмарине задействовало в операции «Везерюбунг» почти все свои надводные силы. Немецкие корабли покинули порты, в зависимости от расстояния, которое им предстояло пройти - 3-7 апреля. Утром 9 апреля германские войска под командованием генерал Эдуарда Дитля высадились в гавани Нарвика, гарнизон которого сдался практически без сопротивления. Особых проблем не было у немцем и в Ставангере, и в Тронхейме, хотя в последнем аэродром и часть батарей удалось захватить лишь 11 апреля.

Немецкий военный корабль в бухте у норвежского города

В апреле 1940 года, Великобритания и Франция пришли на помощь Норвегии с экспедиционным отрядом. В Бергене, захват которого занял 6-8 часов, немецкие пехотинцы были вынуждены окапываться после подхода к фьорду сильной группировки британских ВМС. Также некоторые проблемы возникли в Кристиансанне, где подавить сопротивление удалось лишь к вечеру. Несколько хуже ситуация сложилась при взятии столицы Норвегии - Осло. После неожиданной потери немецким флотом тяжелого крейсера «Блюхер» вся операция оказалась под угрозой. Тем не менее норвежцы уже убедились в бесперспективности сопротивления и их командиры сдали сначала порт, а затем и город. Утром 10 апреля корабли кригсмарине вошли в порт Осло.

Французские и норвежские горнолыжные войска

Большая часть Южной Норвегии была занята к 22 апреля.
БОИ ЗА НАРВИК
Тем временем положение немецких горных егерей в Нарвике ухудшилось. Подошедшая к фьорду британская эскадра атаковала 10 апреля не ожидавшие нападения немецкие эсминцы - все десять кораблей были выведены из строя 10 и 13 апреля.

Немецкие горные егеря, считались элитными войсками до появления СС

2000 егерей 3-й горно-стрелковой дивизии оказались блокированы с моря. 14 апреля с британских кораблей под Нарвиком был высажен сильный отряд, состоящий из британских, французских и польских войск. Союзные войска при поддержке б-й норвежской дивизии почти месяц вели наступление на Нарвик. Ситуация, в которой оказался Дитль, была в целом критической, поскольку по суше добраться до них подкреплениям было слишком затруднительно.

Британские войска совершают высадку в Норвегии. Апрель - июнь 1940 года

12 мая союзные войска заняли северную часть Нарвика, а к 28 мая окончательно взяли под свой контроль весь город. Сильно потрепанные горные егеря были вынуждены уйти в сторону Вестфьорда, практически не имея перспектив на восстановление положения.
Решающую роль в завершении Норвежской кампании сыграли тяжелые поражения англо-французских войск в боях во Франции. В условиях катастрофических поражений англо-французское командование было вынуждено свернуть операцию в Норвегии и отозвать флот и войска домой.

Британские войска на пляже в Норвегии, май 1940

Британские солдаты 4-го Линкольнширского полка совершили марш 90 км (56 миль) через горы, чтобы не оказатся отрезанными, апрель 1940 г

3-8 июня была успешно осуществлена эвакуация союзного контингента из Норвегии. На британском корабле в изгнание отправился король Норвегии Хокон VII и норвежское правительство. Норвежские войска в Центральной Норвегии, которые не смогли уйти в Швецию, 2 июня сложили оружие.

Немецкий танк продвигается по улицам Лиллехаммера апрель 1940 год фото

Уинстон Черчилль «Из всех этих катастроф и замешательства вытекал один важный факт, потенциально затрагивавший весь дальнейший ход войны. В отчаянной схватке с английским военно-морским флотом немцы уничтожили собственный флот, который был им нужен для предстоящих решающих столкновений [...] К концу июня 1940 года - знаменательная дата - действующий германский флот имел не более одного крейсера, вооруженного восьмидюймовыми орудиями, два легких крейсера и четыре эсминца. Хотя многие из их поврежденных кораблей можно было, подобно нашим, отремонтировать, германский военно-морской флот уже не был фактором в решении важнейшей задачи - задачи вторжения в Англию».
Немецкое вторжение в Данию и Норвегию 1940 год важные даты

  • 3 апреля 1940 г. Выход немецкого флота в море.
  • 9 апреля 1940 г. Захват немецкими войсками Дании и высадка в Норвегии.
  • 10 апреля 1940 г. Захват германскими войсками Осло.
  • 10 апреля 1940 г. Морское сражение в районе Нарвика между немецкими и британскими кораблями.
  • 14 апреля 1940 г. Высадка англо- франко-польского контингента.
  • 28 мая 1940 г. Занятие войсками союзников Нарвика.
  • 2 июня 1940 г. Капитуляция норвежских войск в Центральной Норвегии.
  • 3-8 июня 1940 г. Эвакуация союзников из Норвегии.
  • 10 июня 1940 г. Капитуляция норвежских войск в Северной Норвегии.
  • 10 июня войска вермахта заняли Северную Норвегию и через шесть дней контролировали всю территорию страны.
  • 16 июня 1940 г. Занятие германским вермахтом всей территории Норвегии.

Вторжение в Норвегию, продвижение немецких солдат по горной тропе недалеко от г. Багн

Немецкое вторжение в Данию и Норвегию 1940 год, потери КРИГСМАРИНЕ
Операция «Учения на Везере» хотя и закончилась победой Германии, стала катастрофой для военно-морского флот а, во времена третьего рейхе "кригсмарине" официальное название ВМС. Были потоплены:

  1. тяжелый крейсер «Блюхер»
  2. легкие крейсера «Карлсруэ» и «Кенигсберг»
  3. 10 эсминцев
  4. артиллерийское учебное судно «Бруммер»
  5. 8 подводных лодок
  6. миноносец
  7. 11 транспортов и др.

Серьезные повреждения, потребовавшие многомесячного ремонта, получили линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау», карманный линкор «Лютцов», тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» и легкий крейсер «Эмден». Компенсировать эти потери Военно-морским силам было нечем.

Чарльз Толвер Пагет
Пьерс Джозеф Маккези

Николаус фон Фалькенхорст Военные потери 5800 человек

12 боевых кораблей
6 подводных лодок

6100 человек

14 боевых кораблей
8 подводных лодок

Западноевропейский театр военных действий Второй мировой войны
Атлантика Дания-Норвегия Франция Британия Дьепп Нормандия Южная Франция Линия Зигфрида Арденны Эльзас-Лотарингия Колмар Маас-Рейн Центральная Европа

Датско-Норвежская операция или Операция Везерюбунг (нем. Fall Weserübung ), также: «Учения на Везере» или «Везерские манёвры» - немецкая операция по захвату Дании (Везерюбунг-Зюйд (нем. Weserübung-Süd )) и Норвегии (Везерюбунг-Норд (нем. Weserübung-Nord )) во время Второй мировой войны .

Предыстория

Политическая обстановка

Накануне новой мировой войны скандинавы продолжали придерживаться нейтралитета . 31 мая 1939 года между Данией и Германией был заключён пакт о ненападении ; Швеция и Норвегия отвергли аналогичные предложения, не чувствуя угрозы за проливами . Посредством правительственных и частных договоров в начале войны, Великобритания смогла использовать норвежские суда общей вместимостью 2 450 000 регистровых брутто-тонн (1 650 000 из которых пришлись на танкеры) . Немцы вновь безуспешно пытались заключить договор с Норвегией, после чего последовал ряд инцидентов: захваченное «Дойчландом» американское торговое судно «Сити оф Флинт» было конфисковано в октябре в Хёугесунне ; в конце ноября норвежцы разрешили немецкому судну «Вестервальд» войти в военный порт Берген ; 7-13 декабря в норвежских водах германской подлодкой были потоплены британские или зафрахтованные британцами суда «Томас Уолтон», «Дептфорд» и «Гэродфелиа» . В январе 1940 года британский министр иностранных дел лорд Галифакс заявил, что это вынуждает Великобританию распространить ведение войны на норвежские территориальные воды . Было решено разработать план по захвату портов на норвежском побережье, в частности Нарвика , из которого можно было занять шведские рудники, а также выступить на помощь Финляндии , обороняющейся против Советского Союза . Французы , после того как к ним «прилетел» план «Гельб» , были заинтересованы в открытии второго фронта для отвлечения сил вермахта . Были созданы корпуса для отправки на Балканы и в Нарвик .

Разработка операции «Учения на Везере»

Для немцев Норвегия была как ключом к Северному морю , так и путём транзита шведской руды; на её захвате особенно настаивал главнокомандующий кригсмарине гросс-адмирал Эрих Редер . 14 декабря 1939 года командование вермахта получило задание от Гитлера исследовать возможность захвата Норвегии . Первоначально Генштаб скептически отнёсся к необходимости и возможности выполнения этой цели, однако 27 января всё же был создан отдельный штаб для разработки плана под кодовым названием «Учения на Везере» (нем. Weserübung ) . Инцидент с «Альтмарком» 15 марта ослабил позиции противников операции, и с этого момента подготовка к ней была форсирована . 24 февраля штаб 21-го корпуса под руководством генерала Николауса фон Фалькенхорста начал детальную разработку операции , а через 5 дней уже представил Гитлеру готовый проект . Принципиальной чертой плана было стремление осуществить молниеностные одновременные десанты в ключевых городах, по возможности без применения оружия . Редер посоветовал осуществить десант до 7 апреля , то есть до окончания полярной ночи . На совещании 2 апреля Гитлер назначил «днём Везер» (высадки) девятое число . Были установлены контакты с лидером малопопулярной норвежской партии «Nasjonal Samling» Видкуном Квислингом , хотя на проведении военной операции это никак не сказалось .

Вначале операция планировалась исходя из одновременного наступления на Западном фронте , поэтому для неё выделялось минимальное количество сухопутных подразделений: 3-я горнострелковая дивизия генерал-майора Эдуарда Дитля и некоторые резервные полки . Позже было решено разделить операции по времени, чтобы сохранить оперативную и политическую свободы, и поэтому северной кампании были приданы значительные силы. Первым эшелоном на норвежском побережье должны были высадиться 69-я и 169-я пехотные и 3-я горнострелковая дивизии; вторым - 181-я и 196-я; третьим - 214-я . Хотя нарушение нейтралитета ещё одной страны являлось нежелательным в политическом плане, в операцию включили также захват Дании: для снабжения «норвежского» десанта нужны были аэродромы Ютландии ; необходимо было обеспечить безопасное движение морского транспорта по датским проливам . Для Дании выделили 170-ю, 198-ю пехотные дивизии и 11-ю моторизованную бригаду .

Для операции были использованы почти все корабли военного и торгового флотов рейха . Транспортные суда планировалось разгружать в захваченных портах сразу после десантирования, поэтому суда для Нарвика должны были выйти за 6 суток «дня Везер» . Военные корабли могли выйти на 3 дня позже, так что точка невозврата начала операции наступала как раз в этот момент . Кригсмарине впервые выпало перевозить крупные сухопутные подразделения, поэтому для прикрытия десанта и атак против возможного контрдесанта были использованы субмарины . Надводный флот уже понёс значительные потери и имел теперь в наличии следующие силы: линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» , карманный линкор «Лютцов» , 2 тяжёлых и 4 лёгких крейсера, 14 эсминцев , 7 торпедных катеров .

Зоны ответственности были поделены следующим образом: группа ВМС «Восток» (адмирал Рольф Карльс) - командование на воде до Скагеррака ; группа ВМС «Запад» (генерал-адмирал Альфред Заальвахтер - командование в Северном море и норвежских водах; 21-й корпус (генерал Фалькенхорст) - в Норвегии после высадки; 31-й корпус (генерал авиации Каупиш) - действия в Дании; 10-й авиакорпус (генерал-лейтенант Гейсслер) - поддержка сухопутных и морских сил в Норвегии и Дании . При этом обе флотские группы оказались в подчинении непосредственно ОКМ, 31-й армейский корпус - 21-го корпуса, 10-й воздушный - командования ВВС .

Силы союзников

Норвегия

Восемь эсминцев 1-й десантной группы во главе с «Вильгельмом Хейдкампом» утром 9 апреля вошли в бухту Нарвика , где после переговоров потопили норвежские броненосцы береговой охраны «Эйдсвольд» и «Норге» . Эсминцы высадили в порту горнострелков; после непродолжительной беседы начальник гарнизона Нарвика, полковник Зундло, сдал город Дитлю; однако две роты 13-го пехотного полка не подчинились приказу и отошли к шведской границе . В 8:10 с эсминцев передали в штаб, что Нарвик, основная цель вторжения, захвачен .

Тонущая «Рода»

Некоторые проблемы возникли у десанта в Кристиансанне . 4-я группа состояла из лёгкого крейсера «Карлсруэ» (капитан Риве), трёх торпедных и восьми быстроходных катеров . Из-за плотного тумана только в 6:00 9 апреля Риве решился войти во фьорд, где был атакован батареей Оддерёе . По злой иронии судьбы, как раз в это время, спасаясь от британского флота, во фьорд пришёл немецкий торговый пароход «Сиэтл», пробившийся через британскую блокаду из Кюрасао ; оказавшись не вовремя в неподходящем месте, он был потоплен норвежскими батареей и эсминцем «Гиллер» . Батареи Оддерёе и Глеоддина упорно сопротивлялись под атаками люфтваффе, однако в полдень были захвачены . К 17:00 в Кристиансанне расположился 310-й немецкий пехотный полк .

Пожары в Оскарсборге после налёта люфтваффе

Парашютисты не смогли во «время Везер» высадиться в Осло-Форнебю из-за сильного зенитного огня, но штурмовая группа пехоты под прикрытием бомбардировщиков приземлилась и захватила аэропорт . В девятом часу началась посадка транспортов; после полудня пехота под командованием полковника Польмана ворвалась в Осло, который вскоре был захвачен . Небольшие немецкие силы с тревогой наблюдали за двумя норвежскими дивизиями, стоявшими у Фредрикстада и Гардермоена .

Дания

Вечером 8 апреля к датско-германской границе в Шлезвиге были стянуты 170-я пехотная дивизия и 11-я стрелковая бригада . В 5:25 9 апреля они перешли границу, датский батальон отступил . С локальными столкновениями 170-я дивизия продвигалась вглубь Ютландии , в то время как люфтваффе бомбило аэродромы, на которые скоро высадились парашютисты . 11-я бригада марш-броском быстро достигла Скагена .

190-я дивизия в ночь на 9 апреля вышла в море на транспортах из Киля и Варнемюнде . Парашютисты захватили мост между Фальстером и Зеландией , а с моря был захвачен Корсёр . Это дало возможность быстро оккупировать Зеландию; ещё один морской десант захватил Борнхольм .

Ключевым в захвате Дании практически без борьбы стало быстрое овладение столицей . Для этой цели теплоход «Ганзейский город Данциг» взял на борт 308-й пехотный полк майора Глейна, обошёл Зеландию с запада и севера, и вместе с ледоколом «Штеттин» вошёл в порт Копенгагена . Из форта Миддельгрунд увидели немецкий военный флаг на «Данциге»; комендант приказал произвести предупредительный выстрел с целью заставить суда остановиться, однако выстрел так и не раздался . «Штеттин» остановился, а «Данциг» в 5:20 причалил к пристани . Пехотинцы на велосипедах добрались до цитадели Копенгагена, где у них завязалась перестрелка со стражей замка . В 7:20 датский король Кристиан X приказал прекратить сопротивление; немецкий и датский командиры обменялись визитами вежливости . Полагая, что Германия воюет и со Швецией, один датский полковник увёл батальон через Эресунн в Хельсинборг . Уже с 9 апреля немцы задействовали для снабжения подразделений в Норвегии датские аэродромы, шоссейные и железные дороги .

Битва за Норвегию

1940:
Датско-Норвежская операция
Французская кампания
Битва за Средиземноморье
Битва за Британию
Восточно-Африканская кампания
Североафриканская кампания
Сенегальская операция
Габонская операция
Оборона Мальты
Итало-греческая война

1941:
Югославская операция
Греческая операция
Сражение у мыса Матапан
Иракская операция
Критская операция
Сирийско-Ливанская операция



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!