Формирование фонематических процессов у детей необходимо осуществлять. Абота по формированию фонематических процессов у детей с нарушениями речи

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Нормальное развитие фонематических процессов имеет большое значение для процесса становления и развития речи: на его основе дети учатся выделять в речи окружающих фразы, понимать смысл слова, различать слова-паронимы, соотносить их с конкретными предметами, явлениями, действиями.

Фонематическое восприятие включает в себя: фонематический слух, фонематические представления, фонематический анализ и синтез. Прежде всего, необходимо уточнить эти понятия.

Л.С. Волкова и Е.Ф. Ахутина раскрывает понятие «фонематический слух» так - «…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова» .

Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядочение -- в «решетке фонем».

Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие» .

В словаре под редакцией В.И. Селиверстова дается следующее определение: «Фонематический слух - это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка». Это определение скорее относится к термину «фонематическое восприятие», а термин Волковой более точно раскрывает содержание данного понятия .

Далее требуется определить, что такое фонематическое восприятие. Этот термин наиболее полно раскрыт в «Логопедии» под редакцией Л.С. Волковой, где он определяется так: «специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова» . Это определение охватывает и различение фонем, и фонематический анализ, синтез и представления, т.е. всё то, что входит в структуру фонематического восприятия.

Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается:

1. определение порядка слогов и звуков в слове,

2. установление различительной роли звука,

3. выделение качественных основных характеристик звука» .

Д.Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия фонемный анализ, включающий:

1. выяснение порядка следования фонем в слове;

2. установление различительной функции фонем;

3. выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку .

В учебнике Л.С. Волковой термины фонематического анализа и синтеза определяются вместе как «умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова» . Это определение не до конца раскрывает суть этих процессов, и требует дополнения. Под фонематическим анализом мы понимаем умственные действия по анализу звуковой структуры слова - разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация. Аналогично под фонематическим синтезом мы будем понимать умственные действия по синтезу звуковой структуры слова - слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

К сожалению, определения понятия «фонематические представления» не удалось отыскать ни у одного из ученых, занимающихся данной проблемой.

Фонематические представления формируются у детей в результате наблюдений за различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения. Так складываются константные фонематические представления -- способность воспринимать каждый речевой звук в различных вариантах его звучания как тождественный себе . Фонематическое представление о звуковом составе языка формируется у ребенка на основании приобретаемой способности слышать и различать звуки (фонематический слух), выделять звуки на фоне слова, сопоставлять слова по выделенным звукам (фонематический анализ).

Фонематическое восприятие в процессе онтогенеза проходит определенные стадии своего развития.

Так, например, Е.Н. Винарская выделяет два уровня восприятия речи.

Первый уровень - фонетический (сенсомоторный) - различение звуков речи на слух и превращение их в артикуляторные образы на основе сохранности акустического и кинестетического анализа.

Второй уровень - фонологический (языковой) фонемное распрознавание речи, установление последовательности звуков и их количества .

Н.Х. Швачкин также выделил два периода в развитии детской речи. Речь первого периода - дофонемная, просодическая речь, речь второго периода - фонемная. Автор определил, что последовательность различения звуков речи идет от различения контрастных к различению все более близких звуков .

Различение оппозиционных звуков детьми происходит постепенно:

Первоначально ребенок различает наиболее грубо противопоставленные звуки - гласные и согласные, но внутри этих групп наблюдается широкая генерализация: согласные еще вовсе не различаются, а среди гласных выделяется наиболее фонетически мощный и легко артикулируемый звук [а]; ему противопоставляются все остальные гласные звуки, между собой также не дифференцируемые;

Далее происходит дифференциация «внутри» гласных - [и-у], [э-о], [и-о], [э-у]; позже остальных он начинает различать высокочастотные гласные [и-э], низкочастотные звуки [у-о]; труднее воспринимается звук [ы];

Затем формируются оппозиции «внутри» согласных: определение наличия или отсутствия согласного звука в слове как широко обобщенного звука, последующее различение сонорных - шумных; твердых - мягких; взрывных - фрикативных; глухих - звонких; свистящих - шипящих .

Позже в процессе развития фонематического восприятия ребенком усваивается дифференциация свистящих шипящих, плавных и i (й). Шипящие и свистящие звуки в речи детей появляются поздно, в силу близости по своим артикуляторным признакам, и различаются только тонкой дифференциацией движений передней части спинки языка .

Р.Е. Левина отмечает, что раньше всего устанавливается различение фонем, наиболее легких по звучанию, постепенно распространяясь на акустически более близкие звуки. Постепенно ребенок овладевает фонемами, мало отличающимися одна от другой своими акустическими свойствами (звонкие-глухие, шипящие, свистящие, Р и Л и т. д.). Путь фонетического развития речи завершается только тогда, когда все фонемы данного языка оказываются усвоенными .

А.Н. Корнев выделяет следующие стадии формирования фонематического восприятия:

1) дофонетическая стадия -- полное отсутствие дифференциации звуков окружающей речи, понимания речи и активных речевых возможностей;

2) начальный этап овладения восприятием фонем: различаются акустически наиболее контрастные фонемы и не различаются близкие по дифференциальным признакам.

Слово воспринимается глобально и опознается по общему звуковому «облику» с опорой на просодические особенности (интонационно-ритмические характеристики);

3) дети начинают слышать звуки в соответствии с их фонематическими признаками. Ребенку доступно различение между правильным и неправильным произношением. Однако неправильно произнесенное слово еще узнается;

4) правильные образы звучания фонем преобладают в восприятии, но ребенок продолжает узнавать и неправильно произнесенное слово. На этом этапе сенсорные эталоны фонематического восприятия еще нестабильны;

5) завершение развития фонематического восприятия. Ребенок слышит и говорит правильно, перестает узнавать отнесенность неправильно произнесенного слова. До этого момента фонематическое развитие ребенка в норме происходит спонтанно при наличии оптимальных условий речевого окружения. С началом обучения в школе (или еще в детском саду) он благодаря направленному обучению делает еще один шаг в развитии своего языкового сознания.

Таким образом, овладение звуковой речью, происходит на основе акустического различения фонем и установления тех фонематических отношений, которые формируются в процессе овладения речью .

Что касается дифференциальных признаков, лежащих в основе последующего усвоения звуков в акте речи, то они носят артикуляционный характер.

Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Фонематический анализ является более сложной функцией фонематической системы. Фонематический анализ включает в себя выделение звуков на фоне слова, сопоставление слов по выделенным звукам, определение количественного и последовательного звукового состава слова.

При фонематическом анализе не только узнаются и различаются слова, но и обращается внимание на звуковой состав слова. Даже при самых элементарных видах фонематического анализа происходит сравнение слов по звучанию, выделение звуков на фоне слова и т.д. В процессе онтогенеза развитие фонематического анализа осуществляются постепенно. Простые формы фонематического анализа возникают спонтанно в процессе развития устной речи в дошкольном возрасте. Сложные формы (определение количественного и последовательного звукового состава слова) формируются в процессе специального обучения.

В формировании фонематических представлений выделяется несколько периодов. На первых этапах (от одного года до трех лет) фонематические представления складываются в соответствии с собственным неправильным произношением. В процессе дальнейшего развития ребенок овладевает способностью не всегда считаться с артикуляцией звуков, т.е. речеслуховой анализатор освобождается от тормозящего влияния речедвигательного анализа.

Таким образом, развитие всех фонематических функций в процессе онтогенеза проходит определенные стадии своего развития.

В первые недели ребенка активно формируется слуховое внимание. Ребенок, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить. К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить колыбельной песней. К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами .

Одновременно с развитием слуха у ребенка появляются голосовые реакции: разнообразные звуки, различные звукосочетания и слоги. В 2-3 мес. у ребенка возникает гуление, в 3-4 мес. - лепет .

В период появления лепета ребенок повторяет видимую артикуляцию губ взрослого, пытается подражать. Многократное повторение кинестетического ощущения от определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка артикулирования .

С шестого месяца ребенок путем подражания произносит отдельные звуки, слоги, перенимает тон, темп, ритм, мелодику и интонацию речи . К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав) .

Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения . К концу первого года жизни слово становится орудием общения, когда ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку - фонемы, входящие в его состав. Далее фонематическое развитие. Н.Х Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка..

Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи, и, по мнению известных исследователей речевого слуха детей, фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным .

К четырем годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения .

Фонематические процессы у детей к пяти годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук.

К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы. В возрасте 6 лет дети говорят в общем правильно, но все же у значительного числа их имеются фонетические недочеты речи (искажения, чаще замены звуков) .

Посредством аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребенком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа или синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличие первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А.Н. Гвоздев, Н.Х. Швачкин, Г.М. Лямина, В.И. Бельтюков доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при котором дети могли бы делить слова на составляющие звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова .

Д.Б. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием .

Звуко-слоговый анализ предполагает отделение звуковой оболочки слова от значения, вычленение в ней далее неразложимых единиц и порядка их исследования, сопоставление звуковых форм слов и выяснение их сходства и различия, соотнесения последнего в значениях слов с неодинаковым фонемным составом .

А.Н. Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производиться». И действительно, самостоятельно выделить последний звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно малышу без помощи взрослых. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной .

Для нормального развития фонематического слуха необходима, в первую очередь, анатомофизиологическая сохранность, и, во-вторых - наличие здорового речевого фона. Ведь звуковая структура слова представляет собой совокупность двух процессов: с одной стороны - фонематический слух, с другой стороны - умение правильно произносить звуки. При нарушении фонематического слуха, в достаточно большой вероятности происходит нарушение произносительной функции, т. е. артикуляции. И наоборот, если нарушена возможность правильного звукопроизношения, как следствие идет нарушение фонематического слуха .

Вывод: В онтогенезе развитие и становление фонематических процессов происходит постепенно. В овладении речью главная роль принадлежит фонематическому слуху.

Фонематический слух - первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ - вторая. Ещё один фактор: фонематические процессы формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ - в более позднем возрасте. . У детей старшего дошкольного возраста фонематический слух хорошо развит, он позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы.






Фонематическое восприятие – процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков. Физиологическая основа – сложные условно- рефлекторные связи. Фонематический анализ – мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение – слова – слога – звуки) или мысленное выделение отдельных фонем, установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам. Фонематические представления – звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств. Физиологическая основа – результат деятельности не одного, а двух и более анализаторов. Фонематический синтез – мысленный процесс соединения частей в целое. Процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.


Варианты внешних дефектов в произношении звуков речи: Полное отсутствие звука Полная замена одного звука речи другим, обычно более простым по артикуляции Смешение в речи двух правильно произносимых звуков Искаженное произношение звука В этом случае он говорит «рыба» вместо «ррыба» и «лампа» вместо «ллампа». Встречается в более позднем возрасте (после 5-6 лет). Ребенок говорит «лрыба» вместо «ррыба» и «саба» вместо «шуба», однако эти замены наблюдаются в более позднем возрасте. Ребенок, умеющий правильно произносить оба звука и уже вышедший из периода «возрастного косноязычия», не всегда верно употребляет их в речи (говорит то «ррыба», то «лрыба»,). В этом случае звук не отсутствует в речи ребенка и не заменяется другим звуком – ребенок произносит именно звук Р, но произносит его искаженно.


Логопедическую работу по развитию у детей фонематического восприятия Н.А. Чевелева условно разделяет на шесть этапов: Узнавание неречевых звуков дифференциация фонем дифференциация слогов различение одинаковых слов, фраз, звуко комплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса различение слов, близких по звуковому составу развитие элементарного звукового анализа


Игры по развитию фонематического восприятия УГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ. Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма. Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. Что звучит?» - спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.


ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК. Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр. Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа мешочек, подходит к детям и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать. Педагог добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если кто- либо затрудняется ответить, воспитатель подсказывает ему.


ПОДБЕРИ ПОХОЖИЕ СЛОВА. Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.




Игра «СОСТАВЬ СЛОВО» Цель игры: развитие звукового анализа и синтеза. Задачи: -учить выделять начальный звук в слове. -учить синтезировать слова из заданных звуков. -учить составлять звуковую схему слова. -учить обозначать звук буквой. Ход игры: 1 вариант: Ребенок называет первый звук каждого слова и рисует под картинкой значок, обозначающий гласный или согласный (мягкий или твердый) звук. 2 вариант: Ребенок называет первый звук каждого слова и пишет под картинкой букву, обозначающую данный звук.


«ДИНОЗАВРИК» ЦЕЛЬ: « Развитие звуко - буквенного анализа» ЗАДАЧИ: -Учить выделять первую букву в слове. -Учить находить общую букву в словах. -Развивать зрительное внимание, мышление. ИНСТРУКЦИЯ: Проведи динозаврика к домику так, чтобы по пути ему встречались слова, начинающиеся на одну и ту же букву. Игра « ЗВУКОПУЗИКИ» ЦЕЛЬ: « Развитие фонематического слуха» ЗАДАЧИ: -Учить выделять звук на фоне слова. -Учить дифференцировать звуки, близкие по акустико-артикуляционным признакам. -Учить соотносить звук с буквой. -Развивать мышление. ИНСТРУКЦИЯ: Помоги звукопузикам поймать шарики со своим звуком.


В мире звуков (фонематика) (развиваем фонематический слух, внимание, память) Описание: Эта игра очень похожа на традиционные игры-ходилки с кубиками и фишками, где победитель тот, кто первый добрался до финиша. Но "Фонематика" - еще и развивающая игра. Ею могут пользоваться для занятий с детьми и родители, и педагоги, и логопеды. С помощью этой игры можно определить и улучшить состояние фонематического слуха у ребенка. Передвигая фишку по игровому полю и попадая на разные клетки, малыш будет получать задания: назвать начальный или конечный звук слова, которым обозначается предмет, нарисованный на карточке, подобрать рифму к тому или иному слову. Игра подойдет детям разных возрастов (от 2 до 10 лет). В правилах предложены различные варианты проведения игры для детей разных возрастных категорий. Техническое описание: Комплектность: поле, 42 карты, 84 маленьких карточки, 4 фишки, кубик, правила. Упаковка - картон, размер упаковки 33*22*2,8 см.







ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ПУТИ ИХ КОРРЕКЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Чистякова Е.В. учитель-методист, логопед высшей категории,

Управление образования администрации г.Макеевки Донецкой обл.

Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.

В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи.

Раннее понимание ребёнком слов и фраз, произносимых взрослым, строится не на восприятии их звукового состава, а на улавливании общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы. Слово на этой стадии воспринимается ребёнком как единый нерасчленённый звук, обладающий определённой ритмико-мелодической структурой. Период дофонемного развития речи длится до одного года, затем сменяется периодом фонематического развития речи.

Несформированность фонематического слуха у детей влечёт за собой трудности в формировании фонематического восприятия, без которого невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукосочетаний: звуков, слогов, слов, что явится впоследствии причиной нарушений чтения и письма.

Разница между фонематическим восприятием и звуковым анализом заключается в следующем:

    фонематическое восприятие не требует специального обучения, а звуковой анализ требует;

    фонематическое восприятие, в основе которого лежит фонематический слух - первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ - вторая.

Ещё один важный фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до 4-5лет, звуковой анализ - после 4-5 лет.

И, наконец, фонематическое восприятие - способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ - способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

Таким образом, фонематический слух является основной составляющей грамотного письма и чтения.

Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка, составляющие звуковую оболочку слова. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, развивается от рождения до 5 лет и является основой для понимания речи другого человека, контроля над собственной речью, грамотного письма в дальнейшем.

Л.С. Выготский ввел термин «фонематический слух» , в который включил 3 речевые операции:

    способность слышать есть ли данный звук в слове или нет;

    способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

    способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Признаки нарушений фонематического слуха:

    нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков);

    нарушения звуковой структуры слова, которые проявляются в ошибках звукового анализа (пропуски гласных и согласных букв, слогов; вставки букв; перестановки букв, слогов);

    нарушения дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении букв.

Д.Б. Элькониным был введен термин «фонематическое восприятие», под которым понимается способность различать отдельные звуки речи на слух и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Занимаясь поиском наиболее эффективной методики обучения детей чтению и письму, он обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха.

Детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию , которое включает в себя 3 операции:

    умение определять линейную последовательность звуков в слове;

    умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;

    осознание или подсчет количества звуков в слове.

Несформированное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – затрудняет овладение слоговым и звуко-буквенным анализом, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Если у вас возникли опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у малыша, то первоначально следует проверить физический слух ребенка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к коррекции фонематического восприятия.

Развитие фонематических процессов включает в себя:

    развитие умения услышать звук и выделить его среди других звуков, слогов, слов;

    развитие умения делить слова на звуки;

    развитие умения объединить отдельные звуки в слоги и слова;

    развитие умения сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап – узнавание и различение неречевых звуков.

Различение на слух неречевых звуков является основой развития фонематического слуха.

Игра "Угадай, что звучало". Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать - что это звучало?
Игра "Жмурки". Ребёнку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

Игра "Узнай свой голос". Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать – кто говорит.
Игра "Три медведя". Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу.

Игра "Слушай и выбирай". Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом ). Взрослый называет предмет, а ребёнок поднимает соответствующую картинку.

Игра "Верно-неверно". Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, ворота, морота). Ребёнок хлопает в ладоши, услышав правильный вариант произношения.

IV этап – дифференциация слогов .

Игра "Хлопки". Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя на слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант – ребенок самостоятельно отхлопывает количество слогов в слове.

Игра "Что лишнее?" Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа". Ребенок хлопает, услышав «лишний» слог.

V этап – дифференциация фонем.

Начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков. Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, и поиграть с ним в звуки: Детям раздают картинки с изображением поезда, девочки, птички… и объясняют: "Поезд гудит ууу; девочка плачет ааа; птичка поёт иии; комарик звенит – зззз, ветер дует – сссс". Далее взрослый произносит звук длительно, а дети поднимают соответствующие картинки, отгадывая кто (что) его издаёт.

Игра «Подними руку». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок поднимает руку, когда услышит заданную фонему. «Какой звук чаще слышим? – У Сени и у Сани в сетях сом с усами».

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребёнок на слух определяет и называет их количество.
Игра "Отгадай слово". Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (сто…, …ампа, скака…ка).

Важно отнестись к этим упражнениям серьёзно, уделив им достаточно времени и внимания, не забывая при этом, что Ваши занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.

Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова.

Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре.

Когда лучше всего формировать у детей фонематический слух? В психологии есть понятие сензитивного возраста - это период оптимальных сроков развития определённых сторон психики, во время которого развивающийся организм особенно чувствителен к определённого рода влияниям. В возрасте 4-5 лет дети наиболее восприимчивы к развитию фонематического слуха.

Уделяя должное внимание развитию фонематического слуха, как базе для развития фонематического восприятия, вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в будущем чтения и письма.

За кажущейся простотой, процесс чтения и письма весьма сложен.

Сначала ребёнок должен вычленить нужный звук из слова. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве. После чего мозг "даёт команду" руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить на письме.

Представленные нами упражнения для развития звукового анализа и синтеза, как высшей ступени развития фонематического восприятия, поспособствуют развитию грамотного письма у детей.

Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза

    Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1, 2, 3, 4?)

    Придумывание слов с определённым количеством звуков.

    Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков (Какое слово получится из этих звуков: к-о-т?)

    Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Добавь к слову «рот» звук, чтобы получилось новое слово? Крот-грот;пар-парк)

    Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом-лом-ком-Том).

    Образование из звуков данного слова возможно большего количества слов, ТРАКТОР - рак, так, от, рок, ток, кот, кто; рота, кора, торт, корт.

    Отобрать картинки, в названии которых 4-5 звуков.

    Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ан, ут.а, лу.а, б.нт.

    Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте (ш уба, уш и, кош ка).

    Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: (сам, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк).

    Выбрать из предложений слова с определённым количеством звуков, устно назвать их и записать.

    Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получить слово: па -пар, па -парк, па -паруса.

    Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на листе. К каждой букве подобрать слово, начинающееся с соответствующего звука. Слова записываются в определённой последовательности: сначала слова из 3 букв, из 4, из 5 и т.д.

    РОЗА

    УГОЛ

    ЧАША

    КАША

    АИСТ

    РУКАВ

    УЛИЦА

    ЧЕХОЛ

    КОРКА

    АСТРА

  1. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом -м ак -к от -т опор -р ука.

    Игра в кубик. Бросая кубик, придумать слово, состоящее из такого количества звуков, сколько точек выпало на его верхней грани.

    Слово-загадка. Пишется 1 буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается 2 буква и т. д.

П ………. (простокваша).

    Вписать букву в клетку: РА□, КА□А.

Данные рекомендации могут быть использованы учителями-логопедами образовательных организаций на занятиях с младшими школьниками, имеющими нарушения фонематического восприятия, учителями-дефектологами с учащимися классов коррекции. Также, их могут применять учителя начальных классов в работе по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с целью предупреждения дисграфии и дислексии.

Литература:

    Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М. Просвещение, 1991г.

    Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Дидактический материал по коррекции письменной речи. М. Книголюб, 2008г.

    Козырева Л.М. «Загадки звуков, букв, слогов».Тетрадь для логопедических занятий №1, Ярославль: Академия развития, 2006 г.

    Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М.: Просвещение, 1983г.

    Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005г.

    Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000г.

    Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1984г.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное - она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды нарушений речи преодолеваются легче и быстрее.

Основными структурными компонентами речи являются: звуковой состав, активный и пассивный словари и грамматический строй. Изучением звукового состава речи занимается фонетика. Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, развитые фонематические процессы - важный фактор успешного становления речевой системы в целом. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, вследствие чего у него нарушается звукопроизношение. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми». Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Одним из важнейших условий и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный уровень развития фонематических процессов. К фонематическим процессам относят:

Фонематический слух - способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

Фонематическое восприятие - процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков.

Фонематический анализ - мысленный процесс выделения отдельных фонем.

- Фонематический синтез - мысленный процесс соединения частей в целое.

Фонематические представления - звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.

Признаками нарушения фонематических процессов являются:

Нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков).

Нарушения звуковой структуры слова, которое проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных звуков, слогов; вставки звуков; перестановка звуков, слогов).

Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении звуков.

Преодоление нарушений фонематических процессов является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.

Основными задачами развития фонематических процессов являются следующие:

Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.

Формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.

Проблема формирования фонематического слуха у детей стала одной из актуальнейших в современной логопедии. На важность и необходимость своевременного формирования слухового внимания и фонематического слуха у детей с речевой патологией указывали многие исследователи: В.И.Бельтюков, Г.И.Жаренкова, Г.А.Каше, В.А. Ковшиков, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, А.Д.Салахова, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, М.Е.Хватцев, Г.В.Чиркина и др.

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста будет эффективно, если:

  • Подобрать дидактические игры по тематическому признаку- звук, слог, слово;
  • Строить работу согласно следующих принципов подбора дидактических игр:
    • на развитие фонематического восприятия;
    • на развитие фонематических представлений;
    • на развитие элементарных навыков фонематического анализа и синтеза.

Система игровых приёмов работы, построенной с учетом развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста, может применяться на всех этапах фронтальных и индивидуальных логопедических занятий, включая те этапы, которые обычно не используются для развития фонематического восприятия (организационный момент, артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастики, динамические паузы).

Игры по развитию фонематического восприятия у детей

1. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ

Работа над восприятием неречевых звуков начинается с работы с картинками, игрушками и их действиями:

Игра «Скажи, что ты слышишь?»

Цель : развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование : стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.

Описание игры: логопед показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Логопед за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу...). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д.)

С этой игры можно начать занятие на тему «Формирование представления о звуках». Логопед может предложить детям определить, что они слышат. Тот, кто ответит правильно, садится на свое место. Таким образом, каждый ребенок примет участие в игре.

Игра «Украсим ковёр»

Данная игра предназначена для детей 5–7 лет.

Цель игры: развитие фонематического слуха, умение определять в словах первые звуки и находить соответствующие им цветовые обозначения кружков и других геометрических фигур; обогащение словарного запаса и развитие речи.

У детей – пустые коврики (чистые листы ватмана размером 20 х15, разделённые на 12 клеток) и набор кружков 7 цветов (красный, синий, голубой, жёлтый, чёрный, белый, зелёный). Педагог предлагает детям украсить ковёр разноцветным узором из кружков. Он называет слово, а дети на первую клеточку (верхний левый квадрат) кладут тот кружок, цвет которого совпадает начальным или конечным звуком слова, который произносит педагог. Например: слово – сетка – синий круг, земляника – зелёный круг, корова – красный круг и т. д. Узор на коврике составляется по вертикали – сверху вниз или столбиками. После того, как узор на коврике составлен детьми, педагог показывает свой ковер - образец и предлагает сравнить, правильно ли составлен узор. Выигрывает тот, кто составил узор, соответствующий образцу.

Игра «В мире звуков»

Цель : развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Описание игры: логопед предлагает детям закрыть глаза и послушать, что происходит в детском саду.

Этой игрой можно закончить занятие на тему «Формирование представления о звуках». Подводя итог занятия, логопед может предложить детям эту игру, а затем спросить, как можно назвать одним словом, все, что они слышали (это звуки).

Игра «Угадай, кто кричит»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование : игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку домашних животных, магнитофон, запись голосов животных.

Описание игры : логопед показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придёт к ним в гости. Логопед включает запись с голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребёнок угадывает, кто это.

Эту игру можно предложить в организационном моменте индивидуального занятия на тему «Развитие речевого восприятия». Логопед предлагает ребенку внимательно послушать и угадать, кто пришел к нам в гости вместе с Машей.

Игра «Встречайте гостей»

Цель : развитие слухового восприятия, дифференциация звукоподражаний.

Оборудование : шапочки с ушками разных животных.

Из детей выбираются гости (три-четыре), им даются шапочки с ушками разных животных. Они уходят за ширму, поочерёдно подают звуки за ширмой, а дети угадывают, кто появится. Собравшись, гости под аплодисменты пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости.

Эту игру можно предложить во время динамической паузы на фронтальном занятии на тему «Знакомство со словом», попросив детей угадать, какие животные к ним пришли. В начале игры логопед просит детей показать, как подают голос те животные, появление которых он запланировал.

Дифференциация по способу воспроизведения

Игра «Солнце или дождик»

Цель : развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.

Оборудование : бубен.

Описание игры : логопед говорит детям, что погода хорошая, светит солнышко, и сейчас они пойдут на прогулку. В это время он звенит бубном, а дети гуляют. Затем говорит, что погода испортилась, пошёл дождь. Теперь логопед стучит в бубен и просит детей подбежать к нему, спрятаться от дождя. Логопед объясняет детям, что они должны внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

Это задание можно предложить на фронтальном или индивидуальном занятии во время динамической паузы..

Дифференциация по ритму

Игра «Кто стучится?»

Цель

Оборудование : иллюстрация к сказке «Три поросенка».

Описание игры: Логопед говорит детям, что поросенок ждет гостей – своих братьев. Один поросенок стучится в дверь так: /- /- / (логопед отстукивает ритм), второй так: /-//, а волк стучится так: //- /. Логопед предлагает внимательно послушать ритм и определить, кто стучится.

Эту игру можно предложить в основной части занятия на тему «Звуки «п», «пь». У нас в гостях поросята Пик, Пак и Пок». Логопед может попросить детей научить Пика определять по стуку, кто к нему пришел.

Игра «Капельки»

Цель : развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Оборудование : картинки с изображением ритмов в виде капель: капля – хлопок в ладоши, тире (черточка) – пауза.

Описание игры: логопед объясняет ребенку, что капельки поют свои песни по этим картинкам. Логопед показывает картинку и отхлопывает соответствующий ритм. Потом он просит ребенка послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//.

Эту игру первый раз лучше предложить в основной части индивидуального занятия. Когда дети усвоят правила игры, можно предложить в организационном моменте фронтального занятия для деления детей на команды, если запланировано проведение соревнования. Логопед может положить на столы команд карточки с изображением ритмов. Затем для каждого ребенка логопед отхлопывает ритм. Ребенок должен определить, где карточка с его ритмом и занять свое место.

Дифференциация по силе звучания

Игра «Тихо – громко!»

Цель

Оборудование : музыкальные инструменты.

Логопед играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, дети бегут. Услышав тихое звучание, идут шагом. Логопед может выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений.

Игра «Иди-беги»

Цель : развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.

Оборудование : бубен.

Описание игры: логопед стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребёнок выполняет движения: под тихий звук идёт на носочках, под громкий - шагом, под очень громкий - бежит.

Эту игру можно предложить во время динамической паузы на фронтальном или индивидуальном занятии.

2. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА

Игра «Угадай, чей голос?»

Цель

Описание игры: ребёнок поворачивается спиной к остальным детям. Один из них (до кого дотронется логопед) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его позвал.

Игра «Лягушки»

Цель:

Описание игры: дети встают в круг и произносят «Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки. Увидали комара, закричали: «Ква-ква-ква!». Один ребёнок в центре круга с завязанными глазами. Он должен определить, кто произносит «Ква-ква-ква».

Эту игру можно предложить в организационном моменте фронтального занятия на тему «Знакомство со словом», затем провести психогимнастику, предложив изобразить лягушек, которые охотятся за комарами: они притаились и замерли, поймали комара, довольны.

Игра «Улиточка»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.

Описание игры : водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает: Улиточка, улиточка, высунь-ка рога, дам тебе я сахару, кусочек пирога, угадай, кто я. Водящий отгадывает. Эту игру можно предложить в основной части фронтального занятия по развитию речевого слуха.

Игра «Угадай, кто я»

Цель : развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.

Описание игры: водящий поворачивается спиной к детям. Кто-то из детей подаёт голос заранее условленным образом (либо подражая животным, либо называя изучаемый звук). Водящий угадывает, кто произносил.

Эту игру можно предложить в основной части фронтального занятия по развитию речевого слуха.

Игра «В лесу»

Цель : развитие речевого слуха, дифференциация слов по силе голоса.

Оборудование : картинка с изображением леса, две игрушки (медведь и медвежонок).

Описание игры: логопед показывает картинку с изображением леса и говорит: «Медвежонок потерял свою маму. Он ходит по лесу и зовет ее: «Мама!».

Когда он далеко от нас, его голос слышен тихо, когда близко – громко. Послушайте и определите, далеко медвежонок или близко». Логопед произносит за ширмой слово «мама» то громко, то тихо, опять громко. Затем показывает медвежонка и от его имени просит помочь найти маму, которая зовет его: «Миша!». Логопед произносит это слово, меняя силу голоса, а дети определяют, далеко медведица или близко. В конце игры появляется медведица и благодарит ребят.
Эту игру можно предложить в начале фронтального или индивидуального занятия, ставя перед детьми игровую задачу. Можно предложить эту игру в конце занятия, «провожая домой» сказочного героя.

Игра «Бум»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слогов по силе голоса.

Оборудование : изображение двух гномов, большого и маленького.

Описание игры: логопед объясняет детям, что к ним в гости пришли два гнома Большой Бум и Маленький Бум. Большой Бум всегда поет свою любимую песенку громко: «БУМ-БУМ-БУМ», а маленький гном поет песенку тихо: «Бум-бум-бум». Логопед предлагает послушать песенки и определить, кто поет.
Эту игру можно предложить в начале фронтального или индивидуального занятия.

Игра «Ветер или ветерок?»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звуков по силе голоса.

Оборудование : картинки с изображением ветра и ветерка (деревья склонились низко и не очень низко).

Описание игры: логопед показывает по очереди картинки, объясняя, что папа-ветер поет громко: «У-У-У», а сынок-ветерок тихо: «у-у-у». Затем предлагает послушать и определить, кто поет: ветер или ветерок? Логопед произносит звук «у» то тихо, то громко.

Эту игру можно предложить после сообщения темы на фронтальном занятии «Звук [у ]и буква “У”» или в основной части идущего после него индивидуального занятия.

Игра «Хорошо»

Цель : развитие речевого слуха, дифференциация слов по интонации.

Оборудование : картинка с изображением мальчика, картинки-схемы, изображающие эмоции.

Описание игры: логопед показывает картинку с изображением мальчика и говорит, что этот малыш произносит только одно слово – хорошо. Логопед просит ребенка определить по голосу, когда мальчик радуется, когда грустит, когда удивляется, и показать соответствующую картинку.

Эту игру можно предложить в основной части фронтального или индивидуального занятия. Если игра проводится на фронтальном занятии, то лучше дать каждому ребенку по набору картинок-схем, для показа.

Игра «Узнай по интонации»

Цель : развитие речевого слуха, дифференциация междометий по интонации.

Оборудование : картинка с изображением врача, картинки-схемы, изображающие эмоции (усталый – «ух», веселый – «ах», грустный – «ох»), ширма.

Описание игры: логопед предлагает детям помочь врачу определить по настроению пациента, болеет он или здоров. Логопед за ширмой произносит междометия с разной интонацией, просит показать человека, который так сказал и определить, болен он или здоров.

Эту игру можно предложить в организационном моменте индивидуального занятия после изучения темы «Слова-признаки», проведя затем психогимнастику (изобразить усталого, веселого, грустного человека).

Игра «Кто сказал?»

Цель : развитие речевого слуха, дифференциация звуков по интонации.

Оборудование : картинки с изображением грустного, веселого, сердитого и удивленного человека.

Описание игры: логопед просит ребенка рассмотреть картинки и показать веселого, грустного, удивленного человека. Затем показывает, как каждый из них произносит по-разному слово «ах»: ах! (радостно), ах? (удивленно), ах! (сердито), ах. (печально). Затем логопед просит ребенка внимательно послушать, кто говорит, и показать картинку с изображением этого человека.

Эту игру можно предложить в организационном моменте индивидуального занятия после изучения темы «Звук [а ], буква “А”», проведя после этого психогимнастику (изобразить человека в разных эмоциональных состояниях).

Дифференциация по высоте

Игра «Угадай, кто сказал»

Цель : развитие речевого слуха, дифференциация фраз по высоте голоса.

Оборудование: картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя».

Описание игры: детей предварительно знакомят со сказкой. Логопед произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая персонажам. Дети определяют, кто так говорит. Рекомендуется нарушать последовательность персонажей, указанную в сказке.

Эту игру можно предложить в организационном моменте фронтального занятия на тему «Звуки [м], [мь]».

Игра «Малыши»

Цель

Оборудование : экран, куклы – девочка и мальчик или карточки с изображением мальчика и девочки.

Описание игры: логопед показывает картинки, читает рифмовку.

Наш малыш кричит с утра.

Уа – уа – уа –

Вот и все его слова.

Логопед объясняет, что мальчик кричит низким голосом (показывает), а девочка высоким. Логопед несколько раз произносит звуки, меняя высоту голоса и показывая соответствующие картинки. Затем логопед убирает кукол за ширму, произносит звукоподражания разным по высоте голосом. Ребенок после каждого предъявления должен сказать, кто кричал, мальчик или девочка.

Эту игру можно предложить в основной части фронтального или индивидуального занятия.

Игра «В больнице»

Цель : развитие речевого слуха, дифференциация звукоподражаний по высоте голоса.

Оборудование : картинки с изображением грустных мужчины и мальчика.

Описание игры: логопед показывает картинки и объясняет ребенку, что эти люди в больнице ждут, когда их примет врач. Мужчина вздыхает грубым голосом: ох, ох (логопед показывает), а мальчик тоненьким голоском: ох, ох.

Логопед предлагает внимательно послушать и определить, кто вздохнул.

Эту игру можно предложить в начале индивидуального занятия после изучения темы «Звук [о ], буква “О”».

Игра «Медведица и медвежонок»

Цель : развитие речевого слуха, дифференциация звуков по высоте голоса.

Оборудование: две игрушки – большой и маленький медведи, ширма.

Описание игры : логопед говорит ребенку, что к нему пришли гости и показывает игрушки. Затем читает рифмовку:

Пыхтит, как пышка, мамочка-мишка: Ы-Ы-Ы.
(произносит звук низким голосом)
Пыхтит, как пышка, и маленький мишка: ы-ы-ы.
(произносит звук высоким голосом)

Логопед убирает игрушки за ширму и просит ребенка догадаться, кто его зовет: Ы-Ы-Ы, ы-ы-ы, Ы-Ы-Ы...

Эту игру можно предложить в организационном моменте фронтального занятия «Звук [ы] и буква “ы”» или в организационном моменте индивидуального занятия, идущего после него. Если игра проводится на фронтальном занятии, ребенок после правильного ответа садится на свое место. Таким образом, каждый ребенок примет участие в игре.

Развитие речевого внимания

Игра «Будь внимателен»

Цель : развитие речевого внимания.

Логопед выполняет действия с предметами, сопровождая их речью. Иногда действия логопеда и утверждения о том, что он делает, не совпадают. Ребёнок должен обратить внимание на ошибки и исправить их.

Это задание можно предложить в основной части индивидуального занятия на тему «Слова-действия».

Игра «Слушай и выполняй»

Цель : развитие речевого внимания, развитие речевой памяти.

Логопед называет действия, которые должен выполнить ребёнок. Малыш выполняет их. (В зависимости от уровня развития ребенка от 2 до 4-5 инструкций).
Это задание можно предложить во время динамической паузы на индивидуальном занятии на тему «Слова-действия».

Игра «Кто внимательнее?»

Цель : развитие устойчивого речевого внимания.

Ход : логопед называет действия, которые должны выполнить дети. Одновременно логопед выполняет те же действия, иногда намеренно ошибаясь. Дети должны быть заранее предупреждены о том, что иногда логопед будет выполнять действия неправильно, и о том, что они должны ориентироваться только на речь логопеда.

Эту игру можно предложить во время динамической паузы на фронтальном или индивидуальном занятии, например, при изучении темы «Слова-действия».

Игра «Ригу-рагу»

Цель : развитие речевого внимания.

Описание игры: дети встают полукругом перед логопедом. Он трясет перед собой кулаками, приговаривая: «Ригу-рагу, ригу-рагу», дети повторяют его движения. Внезапно логопед выставляет пред собой указательные пальцы и мизинцы, быстро произнося: «Коза с рогами!», или, например, «Конь с рогами!». Если у названного животного есть рога, дети должны повторить движение логопеда (показать рога). Если у животного нет рогов, повторять движение не надо.

Эту игру можно использовать во время пальчиковой гимнастики на фронтальном или индивидуальном занятии, например, при изучении темы «Слова-действия».

Принятые новые Федеральные государственные образовательные стандарты направлены на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность. Для успешной реализации этих требований нужно обеспечить разностороннее развитие ребёнка с учётом его возраста и индивидуальных особенностей, а для достижения этих целей надо сформировать умение красиво и правильно говорить.

Введение
Подготовка детей к школе - важная задача педагогов дошкольных учреждений. Одним из показателей готовности детей к школьному обучению является чистая, четкая, правильная во всех отношениях речь. Однако, как показывает практика, примерно 70% детей подготовительной к школе группы имеют те или иные нарушения речи. У 25 % причиной данного нарушения является недоразвитие фонематического восприятия. По определению Т. А. Ткаченко, фонематическое восприятие - это способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
Данная проблема волновала многих педагогов (Р. Е. Левину, Р. М. Боскис, Н. Х. Швачкина, В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько, Д. Б. Эльконина, Т. А. Ткаченко и др.). Исследования в этой области показали, что первичного фонематического слуха достаточно лишь для повседневного общения, но недостаточно для овладения навыками чтения и письма. Необходимо развитие более высоких его форм. Этими высшими формами являются звуковой анализ и синтез.
Дети с ФФНР не способны к овладению звуковым анализом и синтезом слов по программе детского сада. В школе они испытывают трудности при обучении их чтению и письму. Дети с трудом запоминают буквы, медленно читают, делают ошибки при письме. Поэтому основной причиной, побудившей меня осветить данную проблему, является высокий процент детей старшего дошкольного с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Решение данной проблемы необходимо осуществлять уже в детском саду, т.к. это позволит предупредить вторичные речевые нарушения (дисграфия и дислексия), возникающие у детей во время обучения их чтению и письму в школе. Особенно остро этот вопрос встает при организации коррекционной работы с детьми с ФФНР в условиях логопедического пункта.

Теоретические основы проблемы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием и с ФФНР

1.1. Развитие фонематических процессов как основа обучения грамоте Обучение чтению и письму - сложный процесс. Он включает в себя следующие пути обучения грамоте: путь от изучения звуковых значений к буквам; путь анализа и синтеза звуковой стороны речи. В своей работе учителя начальной школы и педагоги ДУ используют звуковой аналитико-синтетический метод, рассматриваемый педагогами В. Г. Горецким, В. А. Кирюшкиным, А. Ф. Шанько, Д. Б. Элькониным и др. В основе данного метода лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. Это говорит о том, что обучение письменной речи (чтению и письму) необходимо начинать не с букв, а со звуков родного языка.
При обучении грамоте, как считают М. М. Алексеева и В. И. Яшина, дети должны уметь следующее:
1) различать четко все гласные и согласные фонемы;
2) находить гласные фонемы в словах;
3) ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы;
4) усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными.
Таким образом, чтобы освоить механизм чтения и письма, дети должны приобрести широкую ориентировку в звуковой стороне речи. Для этого необходимо большое внимание уделять развитию фонематического восприятия в детском саду. Т. А. Ткаченко дает следующее определение фонематическому восприятию. Фонематическое восприятие - это способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Как показывают исследования в этой области, первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, но недостаточно для овладения навыками чтения и письма. Необходимо развитие более высоких его форм. Этими высшими формами являются звуковой анализ и синтез.
Д. Б. Эльконин под звуковым анализом понимает способность расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове. Он указывает, что в работе над звуковым анализом слова необходимо обучать детей следующему:
- определять порядок слогов и звуков в слове;
- устанавливать различительную роль звука;
- выделять основные качественные характеристики звука.
Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует специального планомерного обучения. Это способствует, по мнению Т. А. Ткаченко, превращению речи из средства общения в объект познания.
Навык чтения формируется у ребенка только после овладения звуковым синтезом - умением соединять звуки речи в слоги и слова. По мнению Д. Б. Эльконина, чтение - есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Основным приемом при овладении чтением слова является чтение по следам анализа. При этом слог или слово после предварительного анализа складывается из букв разрезной азбуки, а затем, непосредственно за расположением слов на слоги и звуки, следует обратный процесс - соединение звуков в слоги и чтение слов по слогам. С самых первых упражнений в чтении надо стремиться к тому, чтобы ребенок читал слово по слогам. Постепенно у детей воспитывается навык одновременного восприятия двух, а позднее трех букв.
Таким образом, развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, а также развитие осознанного отношения к языку и речи, составляют одну из основных задач специальной подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста.
Итак, развитие у детей фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Одним из нарушений речи у детей дошкольного возраста, при которых оказываются неразвитыми фонематические процессы, является фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Т. Е. Егоровым было установлено, что одновременное развитие фонематического восприятия и обучение чтению и письму оказывают взаимное торможение друг на друга. Поэтому дети с ФФНР испытывают трудности в усвоении букв, медленно читают, допускают ошибки при письме.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

1) звуковой аналитико-синтетический метод является основным способом обучения детей грамоте;
2) основными предпосылками обучения детей грамоте является развитие фонематических процессов: восприятия, анализа и синтеза;
3) фонематическое восприятие не требует специального обучения, а звуковой анализ и синтез требуют;
4) фонематическое восприятие первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой - вторая;
5) фонематическое восприятие - это способность воспринимать и различать звуки речи;
6) фонематический (звуковой) анализ - это способность расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове;
7) фонематический (звуковой) синтез - это способность соединять звуки речи в слоги и слова;
8) дети с фонетико-фонематическим нарушением речи испытывают трудности при восприятии и различении звуков речи, при овладении звуковым анализом и синтезом, а это в свою очередь приводит к трудностям в школе при обучении чтению и письму.

1.2. Особенности развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и с нарушениями речи
Обучение чтению и письму сложный процесс, который требует от детей широкой ориентировки в звуковой стороне речи. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо уделять большое внимание развитию таких процессов, как фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.
Исследователи детской речи (А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтиков, Н. Х. Швачкин, Г. М. Лямина и др.) доказали, что фонематический слух развивается очень рано. Уже к двум годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка-миска). Однако эта способность у детей формируется постепенно, в процессе естественного развития. Ребенок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.
По данным Н. Х. Швачкина, к концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав). Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребенка, что и служит основой совершенствования произношения (А. Н. Гвоздев). Н. Х. Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка. По данным Р. Е. Левиной, Р. М. Боскис, Н. Х. Швачкина, в период от одного года до четырех лет развитие фонематического восприятия проходит параллельно с овладением произносительной стороной речи. Таким образом, сроком завершения формирования фонематического восприятия можно считать возраст 4 года.
Как мы уже ранее выяснили, фонематическое восприятие является первой ступенью в поступательном движении к овладению грамотой и не требует специального обучения. Фонематический анализ и синтез, наоборот, требуют специальной подготовки. По мнению Н. В. Дуровой, формирование ориентировки в звуковой действительности целесообразно начинать на пятом году жизни, когда ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонематической точности речи, к звуковым играм, к словотворчеству. Педагоги М. М. Алексеева, В. И. Яшина считают, что подготовку к обучению грамоте лучше начинать не в старших группах, а значительно раньше. Так, во второй младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами «слово», «звук».
В средней группе детей учат понимать и употреблять слова «слово», «звук» при выполнении упражнений. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Обращают их внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные). Также формируют у детей умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учат выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно (р-р-рак), громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.
В старшей группе учат: производить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласный, твердый согласный, мягкий согласный, безударный гласный, ударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины. В подготовительной к школе группе завершается работа по овладению основами грамоты. Здесь предусматривается формирование представлений о предложении из 2-4 слов, в членении простых предложений на слова с указанием их последовательности, обучение делению двухсложных слов на слоги, составлению слов из слогов, делению на слоги трехсложных слов с открытыми слогами.
Однако дети с речевыми нарушениями испытывают трудности при усвоении Программы детского сада по подготовке к обучению грамоте. К таким нарушениям относится фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
С развитием логопедической науки и практики (Р. М. Боскис, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия, Ф. А. Рау, Е. Ф. Рау, М. Е. Хватцев, Л. Ф. Чистович, Н. Х. Швачкин) стало очевидным, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р. Е. Левиной и В. К. Орфинской было установлено, что у детей с сочетаниями нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонким акустико-артикуляционными признаками.
Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается и при нарушениях речевых кинестезий, имеющих место при анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие механизмов развития произношения. Имеет значение и низкая познавательная активность ребенка в период формирования речи, ослабленное произвольное внимание.
При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности навыков звукового анализа ниже, чем при вторичном.
В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний:
- недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития;
- недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;
- при грубом фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, не может выделить их из состава слова и определить последовательность.
Низкий уровень собственно фонематического восприятия с наибольшей отчетливостью выражается в следующем:
- нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих-звонких, свистящих-шипящих, твердых-мягких, шипящих-свистящих-аффрикат и т.п.);
- неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
- затруднение при анализе звукового состава речи.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т.е. чем больше количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков.
Итак, сделаем основные выводы:
1) развитие фонематических процессов необходимо начинать в дошкольном возрасте;
2) фонематическое восприятие не требует специального обучения;
3) развитие фонематического восприятия у детей с нормальным речевым развитием начинается со 2-4 недели от начала рождения и завершается около 4 лет;
4) подготовку к овладению грамотой целесообразно начинать уже со второй младшей группы;
5) обучение детей с нормальным речевым развитием навыкам звукового анализа и синтеза происходит в старшем дошкольном возрасте;

6) дети с ФФНР не способны к овладению навыками звукового анализа и синтеза по программе детского сада и требуют специальной работы.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!