Государственный университет циркового искусства имени румянцева. Как поступить в цирковое училище

Поступаем в цирковое училище…

Для большинства из нас цирк - это праздник. Яркие огни, веселая музыка, умные животные, смешливые клоуны… Глядя на то, с какой легкостью жонглеры, акробаты, дрессировщики выполняют трюки, многим невдомек, каких усилий, боли и нервов все это стоит. Однако тем, кого не пугает работа, кто не мыслит своей жизни без арены, надо всерьез подумать о поступлении в цирковое училище.

Люди, имеющие непосредственное отношение к цирковому искусству, говорят, что цирк - это призвание. Недаром так много уже сказано о династиях артистов, о мастерстве, которое передавалось из поколения в поколение, о детях и внуках, выросших за кулисами… Если в вашей семье такого опыта нет, а вы или ваш ребенок страстно желаете приобщиться к цирковому искусству, то для начала стоит уточнить несколько деталей.

В России сегодня существует только одно учебное заведение среднего профессионального образования, чьи выпускники имеют непосредственное отношение к цирку, - Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева. Это старейшее образовательное учреждение Москвы, воспитавшее не одно поколение цирковых и эстрадных профессионалов. Их имена стали нарицательными: М. Румянцев (Карандаш), О. Попов, Л. Енгибаров, А. Марчевский, Г. Хазанов, Е. Шифрин, Ж. Бичевская, Е. Камбурова и многие другие. За годы существования училища из его стен выпущено более пяти тысяч дипломированных специалистов всех жанров циркового и ряда жанров эстрадного искусства. Поступить в ГУЦЭИ всегда считалось очень престижным, поэтому и по сегодняшний день оказаться в числе его студентов достаточно трудно.
С раннего детства
Готовиться к поступлению в цирковое училище многие начинают задолго до подачи документов в приемную комиссию. Нередко ребята занимаются в студиях и на узкоспециализированных курсах уже с пяти лет. Обусловлено это необходимостью частых и систематических физических нагрузок, привыкнуть к которым в подростковом возрасте гораздо сложнее, нежели в раннем детстве. Именно для такого рода занятий при училище было создано подготовительное отделение, где помимо курса для абитуриентов организованы платные детские группы. Там с ребятами занимаются профессиональные высококвалифицированные педагоги. Кроме профильных предметов ученики осваивают актерское мастерство и пластику. Стоимость подготовки - от 800 руб. в месяц. Занятия в таких группах позволяют детям не только начать изучение любого из профилирующих направлений с азов (акробатика, гимнастика, жонглирование, эквилибр (на руках и проволоке), хореография), но и почувствовать себя причастным к жизни учебного заведения, погрузиться в жизнь цирка целиком, полностью посвятить себя любимому делу.

Будущие артисты эстрады изучают такие предметы, как хореография, мастерство актера, техника речи, степ. Занятия проводят три раза в неделю по всем профилирующим дисциплинам. К преимуществам подготовки при училище относится также то, что дети здесь - не просто ученики, а преподаватель - не просто учитель. Последний отвечает за жизнь и здоровье своих подопечных. Цирковое училище - это опыт, проверенный годами, ответственность, вышколенная тяжелой работой, и профессионализм, основанный на воспитании многих учеников. Однако не всегда все зависит от педагога, и родителям заранее следует подготовиться к тому, что травмы при таких занятиях могут быть очень серьезные. Увы, в связи с высокой нагрузкой при более чем интенсивных занятиях учеба в общеобразовательной школе отступает на второй план, и здесь родителям надо принять достаточно серьезное решение о том, стоит ли ребенку, который не связывает свое будущее с цирком, посвящать ему такое большое количество своего времени. К сожалению, на раннем этапе решение приходится принимать именно родителям - от этого зависит будущее их чада.
Документы
К заявлению о поступлении в Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева прилагают следующие документы:

* шесть фотокарточек 3х4 без головного убора;
* медицинскую справку;
* снимки позвоночника (грудного и поясничного отдела);
* документ о среднем (неполном среднем) образовании в подлиннике;
* справки из туберкулезного и психоневрологического диспансеров о том, что абитуриент не состоит там на учете.

Помимо вышеуказанных документов поступающим необходимо предъявить: паспорт, свидетельство о рождении, приписное свидетельство или военный билет, трудовую книжку или выписку из нее (копию), медицинский полис.
Экзамены
Всем, кто желает поступить в цирковое училище, специалисты советуют прийти в него хотя бы за несколько месяцев до приемных экзаменов. Абитуриентам назначат время собеседования с руководством учебного заведения с целью разъяснения требований отбора. За два месяца до поступления можно пройти дополнительные подготовительные курсы, стоимость которых составляет 1500 руб. Помимо основных предметов в план занятий входят лекции о творчестве крупнейших деятелей русского, российского цирка и эстрады. Предварительные консультации педагогов не только позволят вам скорректировать подготовленную программу, но и дадут советы относительно выбора репертуара и его исполнения. Вам стоит заранее определиться с тем, в каком жанре вы хотели бы далее работать: акробатики, гимнастики, жонглирования, эквилибристики, коверной и буффонадной клоунады, музыкальной эксцентрики или оригинальном жанре эстрады. Обучение в училище займет три года и десять месяцев.

Экзамен в ГУЦЭИ на отделение циркового искусства проходит в три тура, в каждом из которых абитуриенту надо проявить себя по максимуму. На первом этапе вступительных испытаний комиссия оценивает внешние сценические данные будущего артиста (лицо, фигура, физическое сложение и т. п.), а также профессиональные способности (координация движений, острота реакции, прыгучесть, пластичность, выносливость, музыкальный слух, ритмичность). На втором туре ребята проходят медицинскую комиссию, где особое внимание обращают на строение скелета и мышц абитуриента, состояние нервной системы, сердца, легких, вестибулярного аппарата и зрения. В качестве подтверждения того, что педагоги училища, занимающиеся с вашим ребенком, несут особую ответственность за жизнь и здоровье своего ученика, стоит обратить внимание на тот факт, что основными противопоказаниями для приема в ГУЦЭИ являются именно последствия травм. Далее следует рассматривать нарушения функции вестибулярного аппарата, стойкое снижение слуха, снижение остроты ipentui до 0,5, кожные долети, препятствующие значительным физическим нагрузкам и т. п. На третьем туре художественная комиссия оценивает актерские данные, фантазию, способность к творческой импровизации, владение первичными элементами акробатики и спортивной гимнастики, а также музыкальными инструментами.

Экзамен на отделение искусства эстрады также проходит в три тура. На первом этапе испытаний абитуриенту надо прочитать стихотворение (басню или отрывок из прозаического произведения), продемонстрировать танцевально-ритмические способности, уровень владения начальными элементами гимнастики и акробатики, а также музыкальным инструментом. В задание второго тура входит выполнение тестов, выявляющих фантазию, воображение, а также показ самостоятельных этюдов с включением пантомимы, танца и вокала. Третий тур - это проверка способностей абитуриента к импровизации на заданную тему, а также собеседование на тему жанров эстрадного искусства.

Абитуриентам, успешно прошедшим три тура вступительного экзамена, предстоят испытания по общеобразовательным дисциплинам. Окончившие девять классов пишут диктант (русский язык письменно), а также сдают русский язык и литературу (устно). Выпускники школ, получившие полное среднее образование, пишут сочинение на заданную тему.

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

{{currentSlide + 1}} / {{countSlides}}

Многие из нас в детстве вставали на стул и читали стихи гостям. Некоторые в юности мечтали об аплодисментах и софитах. Но из миллионов лишь сотни задумываются о карьере артиста всерьез. И только десяткам удается сделать к этой мечте хотя бы первый шаг - начать учиться быть артистами. А остальные часто всю жизнь мечтают заглянуть за кулисы. Недаром мы так любим читать интервью актеров и режиссеров, слушать театральные байки и истории о том, как создавались наши любимые фильмы.

ТАСС сделал репортаж "из-за кулис" вузов, которые готовят артистов. Наши герои сдают творческие экзамены. Кто-то из них не пройдет по конкурсу, смирится и выберет другую профессию. А кто-то выучится и попадет на сцену, чтобы сдавать экзамены перед публикой всю жизнь.

"Родители говорили: "Клоун семье

не нужен"

Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М.Н. Румянцева (Карандаша)

Аня висит на обруче под потолком - это называется "воздушное кольцо". Делает в воздухе шпагат, гнется, переворачивается вниз головой. "Достаточно!" - говорят ей экзаменаторы. "А можно еще?" - "Мы уже видим, что вы умеете делать".

У Ани на ноге повязка: на первом туре не рассчитала и вывихнула ногу. "Очень волновалась! Колени тряслись. Но в итоге на адреналине делала то, чего от себя даже не ожидала, - говорит она. - Сейчас, конечно, страшновато было выступать с травмой. А куда деваться?"

Анна занималась спортивно-бальными танцами, ходила в драматическую студию, но решила стать цирковой артисткой

Это - третий этап творческого конкурса в цирковом училище. На первых двух ребята демонстрировали физическую подготовку, импровизировали под музыку. Из 93 абитуриентов остались 40. Сегодня они должны показать полноценный номер. Кто-то висит вниз головой на канате, кто-то жонглирует, кто-то стоит на руках. Главное - показать акробатическую подготовку. "Акробатика - основа всего циркового искусства, - объясняет директор училища Валентина Савина. - На первом курсе у нас ребята пробуются во всех жанрах. Иногда приходят и говорят "я хочу это", а в процессе обучения оказывается, что лучше у него получается другое".

Большая часть абитуриентов - из регионов, и 90% из них Валентине Михайловне уже знакомы: они много ездили на фестивали и соревнования. В училище на равных условиях поступают ребята и после 9-го, и после 11-го классов: в акробатических номерах нужны артисты разного роста и комплекций.

Все ребята должны показать акробатическую подготовку: это основа циркового искусства

Александре 16 лет, из них 13 она в цирке. Она пришла на манеж совсем маленькой, но помнит, как это было. "У нас в городе есть Дом культуры с разными кружками, и мама хотела отвести меня на танцы, - рассказывает она. - А меня нигде не брали. Мы ходим по кругу, я чуть не плачу. И увидели последнюю дверь - там была цирковая студия. Мама говорит: "Ну давай попробуем". Мне уже было все равно, куда идти, я вся в слезах, хоть бы куда-нибудь взяли. Открываем дверь - и я вижу девочку с обручами".

Сейчас Саша сама работает с теми обручами, которые когда-то так ее впечатлили, а еще жонглирует ногами и работает с воздушным кольцом. Она занимается каждый день не менее четырех часов. "У артиста не может и не должно быть выходных, - уверена она. - Один выходной - и ты понимаешь, что ты ленивый и ничего не хочешь делать".

Ольга и Александра приехали из разных городов и подружились за время экзаменов

"Мама смирилась"

"Не садитесь спиной к манежу!" - строго говорит мне кто-то из ребят. На манеже сейчас никто не выступает: здесь абитуриенты ждут вызова на экзамен или отдыхают, уже выступив перед комиссией. Но поворачиваться к нему спиной все равно нельзя - это считается неуважением. Еще нельзя называть ребят "циркач" или "циркачка", только "цирковые артисты".

В ожидании вызова кто-то расспрашивает уже "отстрелявшихся", кто-то для разминки садится на шпагат, кто-то надевает на поясницу разогревающий компресс, а кто-то ложится на пол и просит походить у него по спине - говорят, очень расслабляет мышцы. Еще помогают горячий душ или ванна и сон: можно поспать днем и тренироваться весь вечер.

Кто-то разминается перед выступлением, а кто-то уже "отстрелялся" и ждет результатов

На всех ребятах похожие формы: на мальчиках - белые майки и обтягивающие шорты, на девочках - черные боди. "Подтяни, чтобы ножка казалась длиннее!" - говорит, пробегая мимо девочек, кто-то из педагогов. Вообще-то комиссии неважно, как абитуриенты выглядят: в цирке нужны не длинные ноги, а улыбка и обаяние. Улыбаться, делая шпагат или повиснув на канате головой вниз, непросто. Но абитуриентам объясняют: цирк - это радость. Если ты выступаешь без эмоций, ты не артист, а спортсмен.

Трудно улыбаться, подтягиваясь на кольцах. Но цирковые артисты должны делать это, даже шагая по канату

Абитуриенты много выступали на публике, но экзаменаторов все равно боятся: в отличие от зрителей, комиссия замечает все. "Спинка у нее не очень", "она кандидат в мастера спорта, но не артистичная", - переговариваются педагоги между собой.

Саша и Света волнуются, хотя сдают этот экзамен уже во второй раз. Они близняшки и жонглируют в паре. В прошлом году окончили 9-й класс и поступили в училище, но в итоге забрали документы: мама хотела, чтоб они отучились до конца и поступили в университет.

Здесь все понимают, что выбрали опасную работу. Но относятся к этому спокойно: говорят, можно выйти на улицу и попасть под машину, а можно много лет ходить по канату и ни разу не сорваться. У одной из близняшек перебинтована нога, на выступлении она хромала. Только тренировки здесь ни при чем: просто споткнулась и упала посреди тротуара, наложили четыре шва. "К осени буду как новенькая", - говорит она.

Саша и Света - близняшки и любят жонглировать в паре

Почти всех абитуриентов в цирк когда-то привели родители. Они не думали, что дети так увлекутся, - просто хотели, чтобы ребята не болтались без дела после школы. Кто-то, как Вероника, пошел с подругой за компанию. "Подруга в итоге бросила, а я - здесь", - смеется она.

Никита и Арина из Саратовской области живут в соседних подъездах, а скоро, возможно, будут жить в одном общежитии. Пошли в цирковую студию только потому, что в нее ходил весь двор, и гулять было не с кем. "Были моменты, когда хотелось все бросить, - рассказывает Никита. - И родители поначалу говорили: "Это несерьезно, клоун семье не нужен".

Но "несерьезной" эту работу считают только те, кто никогда ею не занимался. Профессионалы знают: даже большие способности не гарантируют успеха.

Цирковые артисты должны уметь выступать и соло, и в паре

"Я с первого тура вижу, что может получиться из абитуриента, - говорит директор училища Валентина Савина. - Но важно не только то, с чем он пришел, но и то, как он будет работать. Мы многих отчисляем после первого курса. У нас же учатся ребята из всей страны - Владивосток, Уссурийск, Челябинск… Иногда они забывают, зачем приехали в Москву, и начинают пропускать занятия". Уметь делать шпагат и жонглировать ногами - мало. Цирковые артисты постоянно гастролируют, и нужно учиться слушать и помогать друг другу - как в семье. А еще - справляться со страхом.

"Когда ты выходишь на манеж, в зале может сидеть президент, - говорит абитуриентка Оля. - Ты не должен при этом волноваться. Ты артист. Ты должен дарить улыбки".

Выступать перед экзаменаторами страшно. Но уметь справляться со страхом - одно из требований профессии

"Хотела быть хирургом, но поступаю

в ГИТИС"

Российский институт театрального искусства, факультет музыкального театра, кафедра вокального искусства

"Я очень устал. Я хочу репетировать. Я хочу танцевать, как Онегин", - написано на стене маленькой комнатки. Студенты ГИТИСа спят по 4–6 часов в сутки, каждый день готовят этюды и много учат наизусть. Абитуриенты тоже знают цену сну: большинство из них уже окончили музыкальные училища, играли в театрах и понимают, что жизнь артиста - это не шампанское под софитами. Но мечтают поступить сюда, чтобы уставать, репетировать и танцевать.

Суббота, час дня, по коридорам ходят девушки в вечерних платьях и юноши в "бабочках". Никто не требует приходить на экзамен "при параде": ребятам так удобнее самим. "Когда я так выгляжу, совершенно по-другому поется - я ощущаю себя, словно стою на сцене перед публикой", - говорит Лада, девушка в длинном черном платье с мехом.

Платье для выступления Лады (вторая слева) сшила мама

Хотя куда важнее платья - быть "в голосе". Правда, никаких особых секретов здесь нет: нужно стараться отдыхать, не пить холодного и не есть орехи и семечки. А вот сырые яйца, вопреки расхожему мнению, никто из будущих оперных певцов не пьет. Хотя Мария, например, делает "коктейль вокалиста", больше похожий на микстуру: надо настоять зерна аниса на водяной бане, а потом добавить 50 граммов коньяка и мед. "Коньяк делает связки мягкими. На следующий день расширяется диапазон, легко петь, - говорит она. - Только пить это надо дома, закутавшись, в тепличных условиях, и ни в коем случае не петь сразу после".

По всему этажу слышны арии: ребята распеваются. Тихо только в комнатке, где абитуриенты ждут выхода на экзамен - он же выход на сцену. Она похожа на коридор какой-нибудь поликлиники - примерно так же ждут очереди к врачу. "А где здесь туалет? Я успею до своего выхода? Тут заперто!" - волнуется одна из девушек. "Не паникуй", - меланхолично отвечает ей другая.

"С опытом Тамары Ильиничны Синявской достаточно услышать два-три звука, две-три ноты, чтобы понять, есть у человека потенциал или нет", - говорит Георгий Исаакян

Все абитуриенты не раз выступали на концертах, но сегодня им страшнее, чем когда-либо: петь предстоит перед профессионалами. Мастерскую набирает режиссер Георгий Исаакян, худрук Театра имени Наталии Сац, а кафедрой заведует оперная певица, народная артистка СССР Тамара Синявская. "Это человек, на которого певцы молятся, - говорит Исаакян. - Конечно, у молодого певца при виде нее подкашиваются ноги".

"Публика слушает иначе, - уверена абитуриентка Мария. - Она воспринимает человека в целом, ей важнее актерское мастерство. А экзаменаторы слышат все до мельчайших подробностей. Публику можно очаровать, и она на косяки не обратит внимания. А от экзаменатора мало что можно скрыть".

В ожидании экзамена ребята распеваются и расспрашивают тех, кто уже выступил перед комиссией

"На нервах очень многие срубаются"

Елизавета выходит на сцену - пышное голубое платье, каблуки. "Мне 20 лет, я из Симферополя, окончила музыкальное училище", - представляется она и перечисляет, что готова спеть. Обычно абитуриенты готовят несколько произведений: арию, романс, какую-нибудь народную песню - и экзаменаторы выбирают что-то одно. То есть ребята до последнего не знают, что именно будут исполнять. "У вас смелая программа", - говорит Тамара Синявская. Елизавета поет арию Марии из оперы Чайковского "Мазепа", и простому слушателю к финалу уже непонятно, чему эту девушку вообще нужно учить - кажется, что ее можно выпускать на оперную сцену прямо сейчас.

"Что вы, мне очень, очень много надо учиться! - смеется Елизавета уже после экзамена. - Я сейчас, наверное, на первой ступеньке из ста. И вообще по-настоящему занимаюсь только последний год. До этого мне не повезло с педагогом, были проблемы с голосом очень серьезные, я потеряла почти весь диапазон".

"Мне нравится образ Марии из оперы "Мазепа", - говорит Елизавета. - Она очень темпераментная"

Экзаменаторы объясняют: при поступлении важнее показать не то, что ты умеешь, а то, что ты можешь чему-то научиться. И задача комиссии - увидеть этот потенциал. "Когда человек открывает рот на сцене, он сразу должен привлечь к себе внимание, - говорит Тамара Синявская. - Может быть слышно, что он не умеет еще петь. Но ему дан богом тембр и объем голоса. А еще важны нервы. На нервах очень многие срубаются". Но, по словам Георгия Исаакяна, даже самые опытные музыканты не могут предугадать, как раскроется их ученик. И это - главная проблема творческих вузов.

Иногда абитуриент может раскрыться по-разному в течение нескольких минут - за один экзамен. Вот одна из девушек поет арию - чисто и красиво, но не завораживает. Ее прерывают и просят исполнить украинскую народную песню - и она запевает так, что после первого же куплета вся комиссия пританцовывает и напевает.

"Я вижу себя только оперным певцом. Исключительно", - говорит Петр

Из зрительного зала замечаешь не только голос, но и то, что называют фактурой - яркую внешность, обаяние, умение держаться. Петр - молодой человек под два метра ростом - выходит из-за кулисы и спотыкается на первом же шаге. "Хорошее появление!" - говорит кто-то из экзаменаторов.

Юноша как будто сразу заполняет собой всю сцену, представляется густым низким голосом, называет свой репертуар. "Так что мне спеть? "Тройку"? - спрашивает он и, не расслышав ответа, сам говорит аккомпаниатору: - По-моему, "Тройка". Русская народная песня ему идет. "Фактурный певец! - говорит Георгий Исаакян, когда молодой человек уходит. - Но для баса он еще маленький".

"Я не понял, почему выбрали эту песню - это самое простое, что было в репертуаре", - говорит мне Петр после экзамена. Его легко можно представить себе популярным актером или рок-звездой, но сам он видит себя только оперным певцом.

На экзамене Петру предложили исполнить народную песню "Тройка", хотя он уверен, что это самая простая композиция в его репертуаре

"Экзамены, которые не кончаются никогда"

Далеко не все здесь мечтали о сцене с детства. "Я хотела быть хирургом, а моя подруга мечтала петь, - говорит Татьяна. - Теперь она учится в Питере на медицинском, а я поступаю в ГИТИС… Вообще не понимаю, как так получилось и почему я сейчас здесь, а не на практике какой-нибудь!" В школьные годы Татьяна играла в театре - говорит, это было ее отдушиной. А еще была костюмером: театр был полностью "детским", школьники там делали все.

За страданиями абитуриентов на творческом конкурсе наблюдала корреспондент «Вечёрки »

ЕСТЬ В СТОЛИЦЕ училище, где экзамены сдают под музыку, а поступающие, готовясь к творческим турам, подкидывают гантели, делают стойку на одной руке и сальто-мортале.
Это Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева (Карандаша).
За страданиями абитуриентов на творческом конкурсе понаблюдала корреспондент «Вечерки ».

Надо, чтобы лица играли
Отодвинув красный бархат занавеса, попадаю на репетиционный манеж. Пятеро ребят в черных шортах до колен и белых майках сдают импровизацию под музыку. Приемная комиссия за длинным столом ухитряется следить за движениями каждого.
- Попадаем в ритм, - подбадривает педагог. - Добавляем акробатики! Старайтесь, чтобы даже лица ваши играли. Артистичные лица, а не постные!
Музыка все время меняется, и ребятам надо под нее подстраиваться. Секунду назад был степ - и уже вальс. Кто-то запросто переходит с одного ритма на другой, умудряясь вписать в танец стойку на голове, другие, бросив взгляд на соседа, «срисовывают» его движения. Но опытные экзаменаторы все подмечают.
Паренек, крайний слева, держится мастерски. Полное впечатление, что с партнершей он вальсирует. И смотрит на нее с хитрецой, и даже подмигивает - разве что комплименты не говорит. Но зазвучал рок-н-ролл - и партнерша забыта, иная мимика, иная пластика.
Стихла музыка, поклон, юноши выходят. В наступившей тишине экзаменаторы обсуждают оценки:
- Я ставлю «четыре».
- Мне он не нравится, но это, бесспорно, «пять».
- Будто никогда в жизни не двигался. А с каким лицом выступал! Это «неуд».

Традиции уже знают
Юноши и девушки (они выступали раньше) ждут результатов на основном манеже, волнуются. Не успела задать вопрос, как ребята попросили меня занять другое место: спиной к манежу не садятся. Молодцы, цирковые традиции уже знают.
Башкирия, Екатеринбург, Ижевск, Липецк… Со всей России съехались будущие гимнасты, акробаты, клоуны.
Большинство из них с детства занимались в цирковых студиях, но есть и те, кто решил попробовать «с чистого листа».
- Хотим на арену. Ждем оваций. А кто, кроме нас? - Амбиций у абитуриентов хватает.
- И больших заработков, наверное, ждете? - подкалываю я.
- Все государственные цирки, по слухам, неденежные. Но если попадется выгодный контракт в частном цирке или за границей, можно жить припеваючи.
- А риска не боитесь? - не унимаюсь я.
- Лучше жить счастливо и опасно, чем каждый день париться в офисе.
Позади уже два творческих тура ( те, кто поступает после 11-го класса, еще писали сочинение, а кто после 9-го - сдавали русский и литературу. - М. Г. ).
Во время первого тура смотрят физические данные. Кого-то просили сделать растяжку, мостик, встать на руки. Во втором туре каждый показывал «домашнюю заготовку» - свои умения.
Даша и Саша Пастернак, близняшки из Башкирии, показывали общий акробатический номер. Вместе не так страшно перед комиссией.
- А сильно «валили»? - спрашиваю.
- Кого как. Интересовались мотивацией. Одна девочка ответила: «Просто так поступаю, хочу попробовать ». Ее не взяли.
На первом туре смотрели фактуру, чтобы были поджарые.
Некоторых брали условно, говорили: за лето надо «подсушиться» - меньше есть, больше бегать. Человек по 15 девушек и ребят уже отсеяли.
- А как ваши родители на такой выбор профессии отреагировали? - интересуюсь я.
- У меня мама режиссер, поддержала, - отвечает один.
- А моя сначала за голову схватилась, - смеется другой. - Потом смирилась: «Ну, чего, - говорит, - Москва так Москва, цирк так цирк. Это твой выбор».

На заметку
Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева (Карандаша) оканчивали такие известные клоуны, как сам Карандаш (Михаил Румянцев), Юрий Куклачев, Ирина Асмус (Ириска).
Выпускники «речевого жанра» - Геннадий Хазанов, Ефим Шифрин.
Певицы - Жанна Бичевская, Елена Камбурова.
Поступать в училище можно только до 21 года.

Эксперты обнародовали шокирующую информацию: уже через 30 лет от инфекций, вызванных супербактериями, будет умирать ежегодно 10 миллионов человек.
24.04.2019 Вести.Ru Светлана Хромова Как вернуть часть уплаченных налогов при покупке квартиры или при оплате лечения В редакции газеты «Мой район» состоялась Прямая линия.
24.04.2019 Мой район Председатель Московской Федерации профсоюзов Михаил Антонцев принял участие в мероприятиях, приуроченных к 100 - летнему юбилею Профсоюзной организации МГУ и 75-летию Объединенного профсоюзного комитета МГУ.
24.04.2019 Московская Федерация профсоюзов

На сегодняшний день в России существует только одно учебное заведение, осуществляющее подготовку артистов цирка, – ГУЦЭИ имени М. Румянцева. Поступить в училище достаточно сложно, поэтому подготовку лучше начинать задолго до окончания школы.

Инструкция

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок связал свою жизнь с цирком или эстрадой, отведите его в цирковую студию или запишите на курсы при цирковом училище, на которые принимают уже с 5-ти лет. Занятия в группе позволят вашему ребенку приобрести первичные навыки по любому из профилирующих направлений (гимнастика, акробатика, эквилибристика, жонглирование, хореография).

После окончания средней или неполной средней школы ваш ребенок при достаточной подготовке может попытаться поступить в эстрадно-цирковое училище. Соберите и представьте приемной комиссии учебного заведения следующие документы:

Аттестат о среднем (неполном среднем) образовании;
- паспорт и свидетельство о рождении;
- медицинскую справку по форме 086у;
- рентген-снимки позвоночника (поясничного и грудного отдела);
- справки из психоневрологического и туберкулезного диспансеров о том, что абитуриент не числится там на учете;
- полис ОМС;
- 6 фотографий 3x4.

Помимо этих документов при повторном поступлении приемная комиссия может потребовать представить военный билет и трудовую книжку.

Вашему ребенку будет необходимо обратиться в эстрадно-цирковое училище за несколько месяцев до вступительных экзаменов для того чтобы пройти предварительное собеседование с руководителями учебного заведения и узнать требования, предъявляемые к отбору абитуриентов. Кроме того, за 2 месяца до приемных экзаменов в училище начинают работать подготовительные курсы, на которых можно под руководством опытных преподавателей скорректировать программу для поступления.

Вступительные испытания проходят в три тура. На первом этапе члены приемной комиссии оценивают сценические данные и профессиональные способности будущего артиста. На втором туре – абитуриент проходит медицинскую комиссию, на третьем – демонстрирует актерские данные, уровень способностей к импровизации, владение первичными навыками спортивной гимнастики, акробатики, музыкальными инструментами.

Даже если ваш ребенок успешно преодолел все три тура конкурса в цирковое училище, расслабляться рано, так как ему еще предстоят экзамены по общеобразовательным предметам. Абитуриенты, окончившие 9 классов, сдают русский язык (письменно и устно) и литературу (устно), 11 классов – пишут сочинение.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Все интересное

В последнее время профессия военного становиться все более и более престижной. Наблюдается постоянная динамика повышения заработной платы военным и обновление вооружения и военной техники. Многие молодые люди захотели связать свою жизнь с…

К военным учебным заведениям относятся военные академии, высшие и средние военные училища, военные институты, факультеты и военные кафедры в гражданских вузах, а также курсы подготовки и переподготовки офицерского состава. Их деятельность направлена…

Суворовское училище – мечта многих мальчишек и их родителей. Дисциплина, отличное образование и четкие перспективы в дальнейшей жизни – все это гарантировано будущим суворовцам. Однако влиться в их ряды непросто. Есть целый ряд условий для успешного…

Учеба в профессиональном училище способна дать не только востребованную и интересную рабочую специальность, но и стать для вас прекрасным стартом для получения высшего образования. Поступить в профессиональное училище можно после окончания 9-ти или…

Если вы решили связать свою дальнейшую профессию с медициной и стать медсестрой или фельдшером, вам придется проходить вступительные испытания в училище или колледже соответственного направления. При поступлении в медицинское училище абитуриенты…



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!