Гунны происхождение. Гунны – народ с высоким уровнем дипломатической культуры

История гуннов очень интересная. Для славянского народа она интересна тем, что есть большая вероятность того, что гунны - это Существует целый ряд исторических документов и древних писаний, достоверно подтверждающих то, что гунны и славяне являются одним народом.

Очень важно проводить постоянные исследования нашего происхождения, так как согласно существующей истории наши далекие предки до прихода Рюрика были слабой и необразованной нацией, не имевшей культуры и традиций. Согласно утверждениям некоторых ученых, дела обстояли еще хуже, так как разобщенность древних препятствовала самостоятельному управлению своими землями. Поэтому и был призван варяг Рюрик, заложивший новую династию правителей Руси.

Впервые крупное исследование гуннской культуры провел французский историк Дегинье. Оно нашел сходство между словами «гунны» и «сюнны». Сюннами называли один из самых больших народов, который жил на территории современного Китая. Но существует и другая теория, согласно которой гунны были предками славян.

Согласно первой теории гунны - это смесь двух народов, одним из которых являются угры, а вторым - хунны. Первые жили на территории нижней Волги и Урала. Хунны же являлись могучим кочевым народом.

Отношения хуннов с Китаем

Представители этого племени на протяжении многих веков проводили завоевательную политику относительно Китая и имели достаточно активный образ жизни. Они осуществляли неожиданные налеты на провинции страны и забирали все то, что им надо было для жизни. Поджигали жилища и делали рабами жителей местных деревень. Вследствие этих набегов земли были в упадке, а над землей еще долго носился запах гари и поднятый вверх пепел.

Считалось, что хунны, а несколько позже гунны - это те, что не знают ничего о жалости и сострадании. Завоеватели стремительно покидали ограбленные поселения на своих низкорослых и выносливых конях. За один день они могли преодолевать более ста верст, вступая при этом в бой. И даже Великая китайская стена не была для хуннов серьезной преградой - они легко обходили ее и осуществляли свои набеги на земли Поднебесной.

Со временем произошло их ослабление и распад, в результате которых образовались 4 ветки. Наблюдалось более активное их теснение другими, более сильными народами. Для того чтобы выжить, северные хунны в середине 2 века направились на запад. Второй раз появились гунны на территории Казахстана в 1 веке нашей эры.

Объединение хуннов и угров

Тогда когда-то сильному и огромному племени на пути встретились угры и аланы. Со вторыми отношения у них не сложились. А вот угры дали приют скитальцам. В середине 4 века возникло государство гуннов. Приоритетное положение в нем принадлежало культуре угров, тогда как военное дело было в большей части перенято от хуннов.

В те времена аланами и парфянами практиковалась так называемая сарматская тактика боя. Копье было прикреплено к туловищу животного, поэтом в удар была вложена вся сила и могущество скачущего коня. Это была весьма эффективная тактика, противостоять которой было не под силу практически никому.

Гунны - это племена, которые придумали абсолютно противоположную тактику, менее эффективную в сравнении с сарматской. Народ гунны делал акцент больше на изнурение противника. Манера ведения боя заключалась в отсутствии каких-либо активных атак или нападений. Но в то же время они не покидали поле боя. Их воины были оснащены легким вооружением, находились на значительном расстоянии от своих противников. При этом они обстреливали врагов с луков и с помощью арканов сбрасывали всадников на землю. Таким образом они изматывали противника, лишали его сил, а затем убивали.

Начало Великого переселения народов

В результате гунны покорили аланов. Таким образом, произошло образование мощного союза племен. Но в нем хуннам принадлежали далеко не доминирующие позиции. Примерно в семидесятых годах 4 века состоялось переселение гуннов через Дон. Это происшествие стало началом нового периода истории, который в наше время называется Много людей в то время покинули свои дома, смешались с другими народами и образовали совершенно новые нации и государства. Многие историки склоняются к мысли, что гунны - это те, кто должен был внести существенные изменения в мировую географию и этнографию.

Следующие жертвы гуннов - визиготы, которые обосновались в низовьях Днестра. Их также разбили, и они были вынуждены бежать к Дунаю и обратиться за помощью к императору Валентину.

Достойное сопротивление гуннам оказали остроготы. Но их ждала безжалостная расправа гуннского царя Баламбера. Вслед за всеми этими событиями в причерноморскую степь пришел мир.

Предпосылки великих завоеваний гуннов

Мир продолжался до 430 года. Этот период известен еще и приходом на историческую сцену такого человека, как Атилла. Его непосредственно связывают с великими завоеваниями гуннов, которые имели и множество других предпосылок:

  • окончание вековой засухи;
  • резкое повышение влажности в степных районах;
  • расширение лесной и лесостепной зоны и сужение степи;
  • существенное сужение жизненного ареала степных народов, которые вели кочевой образ жизни.

Но выживать как-то надо было. А компенсацию всех этих издержек можно было ждать только от богатой и сытной Римской империи. Но в 5 веке она уже не была такой могучей державой, как двести лет назад, и гуннские племена под управлением своего предводителя Ругилы легко дошли до Рейна и даже попытались наладить дипломатические отношения с Римским государством.

История говорит о Ругиле как об очень умном и дальновидном политике, который умер в 434 году. После его смерти кандидатами на престол стали два сына Мундзука, брата правителя, - Атилла и Бледа.

Период подъема гуннов

Это было начало двадцатилетнего периода, который характеризовался небывалым подъемом гуннского народа. Молодым вождям не подходила политика тонкой дипломатии. Они хотели иметь абсолютную власть, получить которую можно было только насильственным путем. Под началом этих вождей произошло объединение множества племен, к которым относились:

  • остроготы;
  • треки;
  • герулы;
  • гепиды;
  • булгары;
  • акациры;
  • турклинги.

Под гуннскими знаменами стояли также римские и греческие воины, которые достаточно негативно относились к власти Западной римской империи, считая ее корыстной и прогнившей.

Каким был Аттила?

Внешность Атиллы не была героической. Он имел узкие плечи, невысокий рост. Так как в детстве мальчик очень много времени приводил верхом на лошадях, он имел кривые ноги. Голова была настолько большой, что едва удерживалась маленькой шеей - она все время раскачивалась на ней, как маятник.

Его худощавое лицо скорее было украшено, а не испорчено глубоко посаженными глазами, заостренным подбородком и клинообразной бородой. Атилла, вождь гуннов, был достаточно умным и решительным человеком. Он умел держать себя в руках и достигать поставленных целей.

Кроме этого он был весьма любвеобильным человеком, имеющим большое количество наложниц и жен.

Больше всего на свете он ценил золото. Поэтому покоренные народы были вынуждены оплачивать ему дань исключительно этим металлом. Это же относилось и к покоренным городам. Для гуннов драгоценные камни были обыкновенными, ничего не стоящими стекляшками. А к золоту наблюдалось совершенно противоположное отношение: этот весомый драгоценный металл имел благородный блеск и символизировал бессмертную власть и богатство.

Убийство брата и захват власти

Нашествие гуннов на Балканский полуостров осуществлялось под командованием грозного вождя с его братом Бледой. Вместе они подошли к стенам Константинополя. Во время того похода было сожжено более семи десятков городов, благодаря чему варвары сказочно обогатились. Это подняло авторитет вождей на невиданную высоту. Но предводитель гуннов желал абсолютной власти. Поэтому в 445 году он убил Бледу. С того времени начинается период его единоличного правления.

В 447 году состоялось заключение договора между гуннами и Феодосием II, который был очень унизительным для Византийской империи. Согласно ему правитель империи должен был платить каждый год дань и уступить южный берег Дуная до Сингидуна.

После прихода к власти в 450 году императора Маркиана произошло расторжение этого договора. Но Атилла не стал увязываться с ним в борьбу, ведь она могла иметь затяжной характер и происходить на тех территориях, которые варвары и так уже разграбили.

Поход в Галлию

Атилла, вождь гуннов, решил совершить поход в Галлию. В то время Западная римская империя была уже практически полностью морально разложившейся, поэтому являлась лакомой добычей. Но здесь все события начали развиваться не по плану умного и хитрого вождя.

Командовал талантливый полководец Флавий Аэций, сын германца и римлянки. На его глазах мятежными легионерами был убит отец. Полководец имел сильный и волевой характер. К тому же в далекие времена изгнания они с Атиллой дружили.

Экспансия была вызвана просьбой принцессы Гонории об обручении. Появились союзники, среди которых был король Гензерих и некоторые франкские князья.

Во время похода в Галлию было разбито и сровнено с землей королевство бургундов. Затем гунны достигли Орлеана. Но взять его им не судилось. В 451 году состоялась битва на Каталаунской равнине между гуннами и войском Аэция. Она закончилась отступлением Атиллы.

В 452 году война возобновилась вторжением варваров в Италию и взятием самой сильной крепости Аквилеи. Вся долина была ограблена. Из-за недостаточного количества войск Аэций был побежден и предложил захватчикам большой выкуп за то, что они покинут территорию Италии. Поход закончился удачно.

Славянский вопрос

После того как Атилле исполнилось пятьдесят восемь лет, его здоровье серьезно подорвалось. К тому же лекарям было не под силу вылечить своего правителя. Да и справляться с народом ему уже было не так легко, как раньше. Постоянно вспыхивающие восстания подавлялись достаточно жестоко.

Старшин сын Эллак вместе с огромным войском был отправлен на разведку в сторону славянских территорий. Правитель с большим нетерпением ждал его возвращения, так как планировалось осуществление похода и завоевание территории славян.

После возвращения сына и его рассказа об обширности и богатстве этих земель предводитель гуннов принял достаточно необычное для него решение, предложив славянским князьям дружбу и покровительство. Он планировал создание их единого государства в империи гуннов. Но славяне отказались, так как очень дорожили своей свободой. После этого Атилла решает жениться на одной из дочери князя славян и таким образом закрыть вопрос о владении землями непокорного народа. Так как отец был против такого замужества своей дочери, его казнили.

Женитьба и смерть

Свадьба, как и образ жизни предводителя, имела обычный размах. Ночью Атилла с супругой удалились в свои покои. Но на следующий день он уже не вышел. Воины были обеспокоены его столь длительным отсутствием и выбили двери покоев. Там они увидели своего правителя мертвым. Причина смерти воинственного гунна неизвестна.

Современные историки предполагают, что Атилла болел гипертонией. А наличие юной темпераментной красавицы, чрезмерного количества алкоголя и повышенного артериального давления стало той гремучей смесью, которая и спровоцировала смерть.

Существует достаточно много противоречивых сведений о погребении великого воина. История гуннов говорит о том, что место погребения Атиллы - русло большой реки, которая была временно перегорожена плотиной. Кроме тела правителя в гроб положили очень много дорогих украшений и оружия, а тело засыпали золотом. После проведения похорон русло реки было восстановлено. Всех участников похоронной процессии убили для того, чтобы избежать разглашения какой-либо информации о месте захоронения великого Атиллы. Его могилу до сих пор не нашли.

Конец гуннов

После смерти Атиллы в гуннской державе началось время упадка, так как все было основано исключительно на воле и уме ее умершего предводителя. Аналогичная ситуация была с Александром Македонским, после смерти которого полностью рассыпалась его империя. Те государственные образования, которые существуют благодаря грабежам и разбоям, к тому же не имеют никаких других экономических связей, мгновенно рушатся сразу же после уничтожения всего лишь одного связующего звена.

454 год известен тем, что произошло разъединение разношерстых племен. Это привело к тому, что племена гуннов уже не могли угрожать римлянам или грекам. Это могло быть основной причиной смерти полководца Флавия Аэция, безжалостно заколотого мечом императора Западной римской империи Валентиниана во время личной аудиенции. Об этом говорят, что император отрубил себе правую руку левой.

Результат такого поступка не заставил себя ждать, так как Аэций был практически главным борцом с варварами. Вокруг него были сплочены все оставшиеся в империи патриоты. Поэтому его смерть стала началом краха. В 455 году Рим был захвачен и разграблен королем вандалов Гензерихом и его воинством. В дальнейшем Италии как страны не существовало. Она была скорее осколками государства.

Уже более 1500 лет нет грозного вождя Атиллы, но его имя известно многим современным европейцам. Его называют «бичом Божиим», который был послан людям за то, что они не верили в Христа. Но всем нам понятно, что это далеко не так. Царем гуннов был самый обычный человек, который очень хотел повелевать огромным количеством других людей.

Его смерть - это начало заката гуннского народа. В конце 5 века племя было вынуждено перейти через Дунай и просить подданство у Византии. Им была выделена земля, «территория гуннов», и на этом история этого кочевого племени заканчивается. Начинался новый исторический этап.

Нельзя полностью опровергнуть ни одну из двух теорий происхождения гуннов. Но можно точно сказать, что это племя достаточно сильно повлияло на мировую историю.

Гунны – народ, ведущий кочевой образ жизни и происходящий от кочевых племен центральной Азии (Монголия, Северный Китай). Во второй половине четвертого века, племена гуннов стали катализатором великого переселения народов.

История: расцвет и падение

Впервые племена гуннов упоминаются в китайских источниках третьего века до нашей эры. Гунны также является первым кочевым народом, создавшим обширную империю, разделившуюся в начале первого века. Постоянные войны с Китаем и сокрушительное поражение заставило гуннов двинуться на запад.
Европейские источники впервые заговорили о гуннах во втором веке нашей эры, когда они появились у берегов Каспийского моря. Но расцвет нашествия гуннов припадает на четвертый век нашей эры. В конце четвертого века племена гуннов покоряют аланов (кочевые племена на Северном Кавказе). Следующим под ударом гуннов оказалось королевство остготов во главе с Гарманарихом. Остготам не удалось устоять под натиском, и королевство пало, сам Германарих покончил жизнь самоубийство, не в силе спасти свое королевство.
Узнав об угрозе гуннов, племена вестготов были вынуждены отступить к Фракии. В самом конце четвертого века гунны опустошили одну из римских провинций на территории Сирии и Каппадокии (Турция). Затем основная орда гуннов остановилась на территории Панонии (современная Хорватия, Венгрия). В начале пятого века гунны заключили союз с Западной Римской империей и помогали в войне против германских племен. В это же время племена гуннов постоянно совершают набеги на провинции Восточной Римской империи.
К началу пятого века гунны покорили уже большое количество племен и обложили их немалой данью, среди них были: сарматы, остготы, булгаре, гепиды и другие. Все они не только были обложены данью, но и были вынуждены участвовать на стороне гуннов в военных походах.
В 422 году гунны атакуют Восточную римскую империю (Фракию), и император Феодосий был вынужден платить гуннам дань в обмен на мир. В 445 году вождем гуннов становиться легендарный Аттила – человек, который во главе гуннов потрясет весь известный тогда мир.
Всего за два года орды гуннов захватили и разграбили около 60 городов на территории Балкан. Угроза гуннов все больше росла, и уже к 450 году они обложили данью Западную и Восточную Римские империи.
Переломным моментом в нашествии гуннов стала битва на Каталаунских полях в 451 году. Объединенное войско римлян и вестготов смогло одержать победу над ордами Аттилы. Остановить гуннов удалось только благодаря таланту Флавия Аэция. Этого римского полководца называют последним из римлян.
Флавий Аэций – великий римский военачальник, который имея в своем распоряжении небольшие отряды, отбивал атаки варваров на Западную Римскую империю несколько десятилетий. Вскоре после его убийства (императором Валентенианом) Рим был полностью разграблен, а уже через двадцать лет империя была разрушена. Флавий был лучшим генералом тех времен, и не странно, что именно он сумел остановить племена гуннов.
Проиграв Аэцию, гунны предприняли вторжение в Италию и разграбили ее, но были вынуждены отступить. Аттила умер в 453 году и его смертью воспользовались германские племена, разбившие их в битве при реке Недао. Гунны были вынуждены отступить в Причерноморские степи, дальнейшие попытки вторжения на империи им не удались.
Затем племена гуннов быстро растворились в среде кочевых племен востока, разбуженных великим переселением.

Религиозные верования гуннов

Все гунны были язычниками, и главным их божеством был Тенгри-Хан (бог грома и растений). Гунны обожествляли Солнце, огонь, воду, Луну, почитали дорогу. Сильно почитали священные деревья и приносили им в жертву лошадей. Человеческих жертвоприношений у них не было.
Гунны носили различные амулеты (из золота, серебра) в виде животных. У гуннов также были и служители культов: колдуны, шаманы, знахари, чародеи.
Во время похорон они устраивали турниры, бои на мечах, стрельбы с лука, скачки на конях. Родственники умерших в знак скорби наносили себе увечья с помощью кинжала.

Образ жизни гуннов и военное дело

Весь цивилизованный мир страшился гуннских племен и считал их воплощением варварства и страха. Никакое племя варваров не внушало такого страха в сердца римлян, как гунны. Эти племена никогда не занимались земледелием и вели кочевой способ жизни.
Римляне считали гуннов даже не людьми, а настоящими демонами. Римские историки пишут о них как о крепко сложенных воинах, с мощными руками и ногами, а их вид был действительно страшен, и порой их можно было принять за двуногих зверей.
Практически вся жизнь гуннов проходила в длительных походах, из-за этого они были вовсе не прихотливыми в пище и кулинарами их точно не следует называть. В походах они даже не употребляли вареную пищу. Не в походах еду варили в больших бронзовых котлах.
Римский историк Приск наводит интересные, но не подтвержденные больше никем сведенья. Он говорит, что гунны построили большой город из качественных бревен и досок. Также он говорит, что гунны были очень учтивым народом и всем своим гостям предлагали сначала вино, а затем и мед. При прибытии гостя они сразу вставали и наполняли его кубок.
В основе социальной организации гуннского общества была большая патриархальная семья. Приск говорит о том, что у них было многоженство. Известный европейских историк Энгельс говорит о том, что по форме государственного строя, империя гуннов представляла собой военную демократию.
Особого внимания заслуживает военное дело гуннов, так как все они были чрезвычайно воинственными и посвящали свою жизнь военных налетам и походам. В бою гунны сражались в конном строю, пехоты как таковой у них было. Только Аттила, осаждая римские города, сражался в пешем строю.
Основным оружием гуннов был короткий составной лук, и его помощью можно было вести стрельбу не только в пешем строю, но и сидя верхом на коне. Несмотря на свои малые габариты, гуннский составной лук имел очень высокую убойную силу, недооценивать ее было последней ошибкой врагов гуннов. Наконечники стрел были бронзовыми, костяными и железными.
Для устрашения к стрелам гунны прикрепляли шарики с просверленными отверстиями. При полете такие стрелы издавали сильный специфический свист. Многие античные военные, полководцы и историки называли гуннский составной лук одним из самых совершенных видов оружия этого периода.
Первым римским полководцем, ставшим использовать этот составной лук, стал известный Флавий Аэций. Этот новый вид вооружения помог ему долгое время отражать атаки варварских племен на протяжении нескольких десятилетий, а затем он разбил и гуннов под предводительством Аттилы.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод что гунны – это очень воинственное кочевое племя, пришедшее из Центральной Азии. Они стали катализатором великого переселения народов. С четвертого века нашей эры они стали представлять серьезную угрозу Римской империи. На пятый век приходиться расцвет империи гуннов. Став вождем, Аттила практически разрушил Римскую империи и содрогнул поступью своих воинов весь существующий мир. Его империя пала вскоре после его смерти, и гунны ассимилировались с другими кочевыми племенами.

Атилла в бою

Об этом этносе есть множество противоречивых мнений, которые редко пересекаются в одну точку зрения. Древние западноевропейские историки говорят одно, китайские другое, персидские сообщают третье. Гунны, племенной союз древних тюрок, являются потомками великих хуннов, и это факт, который, к сожалению, не все хотят принимать.

Хунны создали свою державу в 3 в. до н. э., когда к власти пришёл сын шаньюя Туманя — Модэ. Отец не любил своего старшего сына и старался любыми способами от него избавиться. Тумань отдал его в заложники юэчжам, а затем напал на них, чтобы те убили сына. Но Модэ смог бежать. Тумань уже не посмел убить сына после его возвращения. Отец поставил его во главе 10 000 семей. А Модэ, в свою очередь, создал жёсткую дисциплину в своём войске, после чего произвёл переворот, за которым последовала гибель Туманя, его жены и младшего брата, и он сам стал шаньюем. Грозный Модэ не церемонился со своими подчинёнными, рубил головы даже за мелкие провинности. Он создал настолько жёсткую систему ведения войны, хунны стали побеждать китайцев, у которых был двадцатикратный перевес вооруженного состава!

Такое государство, как империя Хань, было отнюдь не слабым. Об этом писал китайский историк 1 в. Сыма Цянь. Мы не будем останавливаться на подробном описании истории державы Хунну, а просто проведём короткий экскурс, а затем перейдём к основной теме, где нас интересуют уже гунны, которым, собственно говоря, я и посвятил эту тему. Хунны вели войны с восточными племенами дунху, затем с юэчжами, но самыми частыми были войны с Китаем. В периоде с 202 г. до н. э. до середины 1 в. они сдерживали агрессию сначала империи Цинь, а потом империи Хань. Но китайцы, терпевшие поражения от «свистящих стрел» храбрых хуннов (хунны делали стрелы с отверстиями на кончике, вследствие чего стрела летела со свистом и действовала на психику противника), стали использовать своих искусных дипломатов, которые подняли против хуннов окрестные племена и смогли ввязать государство в междоусобную войну. Ситуация была очень тяжёлой. Междоусобица расколола державу Хунну. Затем, как говорят историки, в степи началась вековая засуха, пустыня Гоби расширилась. То есть здесь сильно повлияла не только политическая обстановка, но и природный фактор. Теперь восточные соседи и предки монголов – сяньбийцы- стали постепенно завоевывать влияние в Великой Степи, а с хуннами они решили покончить (2 в.)

Выше описанные события разделили хуннов на четыре ветви. Южные хунны стали жить в самой северной части Китая — Ордосе и считались ядром китайской военной мощи; хунны-юебань ушли в Среднюю Азию, разделившись на племена: чуюе, чуми, чумугунь, чубань; Северные хунны продолжали сопротивляться воинственным сяньбийцам, но затягивать войну больше не могли. Обессиленные засухой, они бежали на Запад к новым землям. Последние, четвёртые, самые слабые и субпассионарные подчинились добровольно Сяньби.

Северные хунны

Путь на Запад был чрезвычайно сложным, так как за спинами уцелевших хуннов были сяньбийцы, которые преследовали беглецов. Великий историк Л.Н. Гумилёв пишет, что женщины не могли выдержать этого перехода. Уцелели только физически и духовно крепкие люди, т.е., в основном, мужчины. Но сколько их было? Ответ на этот вопрос содержится в книге Гумилёва «Тысячелетие вокруг Каспия»: «Вернёмся к демографической проблеме, которая, несмотря на всю приблизительность цифровых данных, даёт нам необходимое решение. Выше было указано, что хуннов в 1 в. до н. э. было 300 тысяч человек. За 1-2 вв. н. э. был прирост, но очень небольшой, так как хунны всё время воевали, к ним присоединились лишь китайские эмигранты — кулы». Подчёркиваю, что кулы — это эмигранты, бежавшие от произвола китайских чиновников и императора, которые считали, что найдут покой у хуннов. «Кулами», т. е. рабами, их прозвали хунны. Слившись в систему державы Хунну, кулы стали хуннским субэтносом. В 3 в. в Китае насчитывалось 30 тысяч семей, т. е. около 150 тысяч хуннов, а «малосильных» в Средней Азии около 200 тысяч (хунны-юебань). Так сколько же могло уйти на Запад? В лучшем случае — 20-30 тысяч воинов, без жён, детей и стариков, неспособных вынести отступление по чужой стране без передышек, ибо сяньбийцы преследовали хуннов и убивали оставшихся.

Эти энергичные, пассионарные люди прошли 2600 км за 1000 дней. Остановились они только на территории Урало-Волжского междуречья, где, найдя убежище и спокойную жизнь, хунны в буквальном смысле подружились с угро-финскими племенами. Известно, что многие угро-финны покинули степную зону и уплыли на север по Оби, где уже в северной части Урала встретились с малоизвестным племенем — сииртя, относившийся к некой Усть-полуйской культуре. Считалось, что сииртя — очень опасный и беспощадный народ, который нападает внезапно на пришельцев.

Очень интересно, как хунны могли взаимодействоать с уграми и финнами через такое огромное расстояние, а точнее через всю таёжную зону с юга на север? «Заметим, что все перечисленные этносы (вначале перечислются народы Поволжья. Угорские: мокша, луговые черемисы, Чудь заволоцкая; Финны: эрзя, горные черемисы, Чудь белоглазая. Чуваши-потомки гуннов, т. к.чувашский язык принадлежит к наиболее архаичным тюркским языкам) живут около Волги и её притоков или поблизости от них. Значит, именно Волга, замерзающая зимой, была дорогой угров и гуннов на север,» — пишет Л. Н. Гумилёв.

Пришедшие в новые земли хунны ни с кем не воевали 200 лет, жили мирно, составляя хунно-угро-финнский симбиоз. Как уже было сказано выше, у хуннов не хватало женщин, недостаток они и восполнили благодаря уграм. О полной ассимиляции говорить не приходится, был только симбиоз и не более. Образовался этнос гуннов, т. е. тех самых ужасных для европейцев «дикарей». Хотя, судя по тому, что за такой промежуток времени от 160 г. до 360 г. н.э. гунны не вели войн, можно судить, что римско-германские историки преувеличивали. Один из них — историк Аммиан Марцеллин , который по словам своего лазутчика, испугавшегося «страшных кочевых варваров», докладывал своему хозяину о неизвестных пришельцах.

Взгляд на Европу

Период большой резни народов. Идёт постепенный развал Западной Римской империи, возвышается Восточная Римская империя и т. д. Начнём, пожалуй, с Восточной части Европы. Здесь, в Причерноморских степях, последние скифы отстаивают свою независимость и жизнь от аланов (сарматов). Сарматы жестоко расправляются со скифами, истребив одних и вытеснив других в Крым. Бедные скифы посчитали, что Крым станет неприступной природной крепостью для врагов, но, к сожалению, события покатились не в пользу скифов. В устье Вислы высадились три отряда воинственного племени готов. Готы разделились на вестготов, гепидов и остготов.

Остготы стали завоевателями Восточно-Европейской равнины. Здесь они покорили племена антов (предков полян), венедов (тоже славян, как и антов, но являющихся самыми воинственными из славянских племён и равно пассионарными со многими германскими племенами). В будущем венеды разделятся на лютичей и бодричей, которых в Средневовье уничтожат швабские императоры), ругов (племя германское, жившее до разгрома от готов на берегах Вислы.), герулов (германское племя), а затем поголовно уничтожили последних скифов в Крыму и здесь же создали свой флот, заимствуя его у греков. Остготы создали своё сильное королевство, во главе которого стали править короли из рода Амалов (благородных), среди них особо отличился король Германарих . Они стали союзниками аланов. Позднее гунны придут, как мстители за скифов (гунны знали о скифах и их родственных саках, так как их культура произвела на гуннов большое впечатление) и освободители славянских племён от жестоких аланов и германцев, если смотреть на историю этих народов «с высоты птичего полета», как называл это Лев Николаевич.

Вестготы во главе рода Балтов (храбрых) побеждают римлян, проходят Балканы, а позже захватывают Рим. Римляне отличали готов, как агрессивных воинов с длинными копьями. Как раз эти длинные копья серьёзно помогали готам в сражениях с римскими пехотинцами-легионерами. Готы захватывают половину Европы; Франки захватывают Галлию; Вандалы проходят Западную Европу, обосновываются в Испании, где сталкиваются со свевами (затем, как мы знаем, вандалы переселяются в Африку, откуда совершают нападение на Рим, после которого город и сама империя больше не оправились, но это происходит практически в самом конце описываемого нами периода); саксы, англы, юты захватывают Британию. Теперь на арену истории Великого переселения народов (здесь описан поздний период, когда гунны уже были в Европе, но описанное выше исключать нельзя) выходят гунны…

Воинственность гуннов

Гунны не забыли своих великих предков. Сидя у костра, старейшины вели повествования своим сородичам о славе, мужестве и героизме воинов государства Хунну, где каждый помогал друг другу в сложные времена, вследствие чего они — потомки хуннов, всё-таки живы. И пришло время, когда гунны должны были сами показать, на что они способны …
Начиная с 360 г. аланы решают захватить Урало-Волжское междуречье, территорию, с которой они когда-то ушли (после ухода с этой территории, они покорили Северный Кавказ и Доно-Волжское междуречье). Здесь они и встретились с гуннами. Тяжёлая аланская кавалерия считалась непобедимой, однако мобильные гунны использовали лёгкую конницу блестящих лучников.

Война длилась 10 лет, до 370 г., но в итоге победу одержали малочисленные гунны в союзе с уграми. Но легкая ли это победа? Аланы были отлично снаряжены и вооружены. Кроме того, они имели свои крепости, что говорит об их полуоседлости. И что важнее, аланы имели сильных пассионарных союзников — готов. Тем более, под готами жили анты, гепиды, герулы, венеды, росомоны и другие племена. И всё-таки, гунны победили. Они продвинулись через Северный Кавказ к берегам Азовского моря, однако, как пишет Гумилёв, «предгорные крепости взяты не были», т. к. гунны крепостей брать еще не умели. Форсировать Дон гунны не решались, видимо из-за того, что правый берег реки был серьёзно укреплён и готы готовились к столкновению. Однако всё пошло не по их планам.

По легенде, в 371 г., на Таманском полуострове, охотившиеся гуннские всадники, увидели самку оленя и погнались за ней. Олениха вошла в воду и … перешла в Крым! Затем гунны сами перешли пролив и напали на своих врагов с тыла. Если следовать легенде, то керченский пролив тогда был настолько мелководным, что по нему можно было свободно пройти! Постепенно прорвавшись через Перекоп в степи Северного Причерноморья, гунны начали внезапную войну с остготами, которые так же, как и их союзники аланы, потерпели полное поражение. Государство Германариха пало, а освобождённые гуннами племена, ненавидевшие готов, стали охотно служить новым хозяевам. Теперь гуннское войско пополнилось иноземцами и открылся выход в Европу.

Начиная с 376 г., непримиримая часть остготов и их родичи вестготы перешли Дунай и оказались в области, подвластной римлянам. В это время в плен гуннам попал сын римского генерала Гауденция (он был германцем) и какой-то римлянки — Аэций . Он подружился тогда со своим сверстником Аттилой , и наверняка с дядей Аттилы — Ругилой и отцом — Мундзуком . Аэций позже станет для Аттилы не другом, а самым непримиримым, но достойным врагом, когда один будет возглавлять западными варварами, а другой восточными. То что касается,Ругилы, он считался очень мудрым правителем, настоящим дипломатом. Грозился напасть на Византию, которая тогда платила ему ежегодную дань, потому как император принимал к себе готов, бежавших от гуннов. Однако переговоры были нарушены из-за смерти Ругилы, тогда как границы государства гуннов уже располагаются на Рейне.

В 434 г. власть переходит к сыновьям Мундзука — Аттиле и Бледе . Уже в это время их государство превратилось в химеру, когда все подчинённые им племена жили не по отдельности, где в симбиозе этносы взаимодействуют между собой, а слились в анти-этнос, который, как считает Гумилёв, в отличие от этноса, не имеет возраста и может быть быстро разрушена, если сталкивается с молодым и энергичным этносом.

Хотелось бы немного подробнее остановиться на этом заявлении, потому, что именно оно объясняет нам столь быстрый распад гуннской империи. Химера в этногенезе является образованием, породившем смесь народов в одной массе, при этом представители своих этносов, которые вошли в химеру, теряют традиции и стереотип поведения, который раньше им был свойственен. Химера в отличие от этноса, возраста не имеет! То есть, если мы говорим «химера», то ни о какой фазе этногенеза и речи не может идти. Химеры побеждают политически и экономически, но никогда — идеологически.

Долго продержавшаяся она становится оплотом лжи, т. е. её члены используют ложь, как «modus vivendi», как принцип существования. Образуются антисистемы, т. е. религиозно-философские организации с отрицательным мироощущением. Примеры из истории: Государство Птолемеев (греки+евреи+копты), Газневидский султанат (тюрки+персы+арабы), государство Караханидов (тюрки+таджики), Фатимидский султанат (славяне+тюрки+венгры+арабы+берберы); самый достойный пример современной химеры — США. Но вернемся к гуннам 5-го столетия.

В 445 г. Аттила убивает Бледу и станет полноправным правителем своей империи. Он разрушает 70 городов на Балканском полуострове (города-крепости сами гунны брать не умели, что отмечено выше, поэтому эта роль была отведена на подвластных им славян и германцев). Сначала, в 447 г. византийский император Феодосий II заключает с Аттилой мир, а затем второй, сменивший его император Маркиан, не желавший «стоять на коленях» перед гуннами, решается порвать мир в 450 г. Интересно, что Аттила снова не идет на Византию войной, а начинает наступление на Запад, в западноримскую Галлию, современную Францию.

Здесь Аттила встречается с Аэцием, талантливейшим дипломатом и политиком, с «последним из Римлян»(титул который, впервые, присвоен ему византийским ученным Прокопием. Аэцием ), ставшим римским полководцем, возглавившим римские легионы и племена, враждебные державе Аттилы. Короче говоря, случился момент в истории, когда две племенные массы, две коалиции, бились в одном сражении — на Каталаунских полях. Сражение произошло в 451 г.

Финальное шествие

Здесь были анты, остготы, руги, герулы, алеманны, биттогуры, венеды, язиги, гепиды, мелкая часть франков (которые не доверяли Аэцию), и, конечно, сами гуннские войны. Аэций же управлял другой частью франков, вестготами, непримиримыми остготами, аланами, саксами, бургундами, рипариями, и, римскими легионами. По словам германского историка Иордана , сражение было одним из самых кровавых и зверских. Многие современные историки полагают, что сражение выиграл Аэций, однако Гумилёв считает иначе -победа не досталась никому: «Аттила отступил, Аэций его не преследовал». Полагаю, что точка зрения Гумилёва верна, ибо гунны, если бы и потерпели серьёзное поражение, то уже не стали бы наступать войной на Италию в 452 г., год спустя сечи.

И всё же, Аттила продолжил войну и взял сильнейшую крепость Аквилею, которая, кстати, была построена во 2 в. до н. э. для защиты от иллирийцев, кельтов и македонцев. Аттила разграбил Северную Италию, пока римляне не предложили завоевателю огромный выкуп, ради спасения своих жизней и ухода вождя гуннов из Италии.

В 453 г. Аттила умирает во время брачной ночи с бургундкой Ильдико (есть версия, что она его отравила). После этого гуннская империя быстро раскололась, а сами гунны были окружены в Паннонии, причём бились они уже без остготов и гепидов, т. к. последние стали изменниками и объединились против кочевников, для которых бойня в Паннонии стала могилой. Погибло около 30 тысяч гуннов и их верных союзников. Уцелевшие ушли в Причерноморье. Но и здесь их история не закончена! Вожди Денгизих и Ирник (братья погибшего в Паннонии в битве при р. Недао Эллака — сына Аттилы) сопротивлялись ещё готам, савирам, сарагурам. Алан Аспар разбил Денгизиха, а его голову отправил в Константинополь (гунны тогда были вассалами Византии). Вот именно на этом моменте история гуннского пути в несколько сотен лет и несколько тысячи километров и заканчивается.

В истории очень часто мы видим, как народы появляются, достигают пика славы и … погибают. Гунны — непредсказуемый сильный этнос, который взял элементы угорской и тюркской храбрости. Хотелось бы отметить, что гуннская империя сошла на нет лишь тогда, когда образовала химеру. Не знаю, могли бы этногенные процессые в периоде Великого Переселения идти по другому… Сегодня же в современной России есть потомки гуннов — это чуваши. И пусть они гордятся своими великими предками.

Александр Беляев, Клуб Евразийской интеграции МГИМО (У)

Список литературы:
1. Л. Н. Гумилёв. «Хунны в Азии и Европе».
2. Иностранцев К. А. «Хунну и гунны».
3. Э. Томпсон. «Гунны. Грозные воины степей».
4. Николаев В. В. «История предков чувашей».
5. Отто Дж. Маенхен-Гельфен.»Мир гуннов. Исследования их истории и культуры».

Гунны - тюркоязычный народ, союз племен, образовавшийся во II-IV вв., путём смешения разных племен Великой Евразийской Степи, Приволжья и Приуралья. В китайских источниках упоминаются как хунну или сюнну. Племенная группа алтайского типа (тюркские, монгольские, тунгусо-маньчжурские языки), вторгшаяся в 70-х годах IV в. н. э. в Восточную Европу в результате длительного продвижения к западу от границ Китая. Гунны создали огромное государство от Волги до Рейна. При полководце и правителе Аттиле пытались завоевать весь романский запад (середина 5 в.). Центр территории расселения гуннов находился в Паннонии, где позже обосновались авары, а затем - венгры. В состав гуннской монархии в середине V в. входило, помимо собственно гуннских (алтайских) племен, множество других, и в том числе германцев, алан, славян, угро-финов и др. народов.

Краткая история

По одной из версий, большое объединение гуннов (известное из китайских источников под названием «хунну» или «сюнну») в конце III века до н. э. образовалось на территории Северного Китая, со II века н. э. появилось в степях Северного Причерноморья. «Хунну», согласно китайским летописям, где-то на стыке эр начали свой медленный марш на запад. Найдено и археологическое подтверждение того, что попутно они основывали свои кочевые государства то в Северной Монголии, то ещё далее на запад. Эта информация весьма спорная и гипотетичная, не имеющая археологического подтверждения. Следов «Хунну» западнее Северного Казахстана не найдено. К тому же в IV-V веках н. э. выходцы из племенного союза «Хунну» возглавляли царственные династии в Северном Китае. В 70-х годах IV века гунны покорили аланов на Северном Кавказе, а затем разгромили государство Германариха, что послужило импульсом к Великому переселению народов. Гунны подчинили большую частьостготов (они жили в низовьях Днепра) и заставили вестготов (живших в низовьях Днестра) отступить во Фракию (в восточной части Балканского полуострова, между Эгейским, Чёрным и Мраморным морями). Затем, пройдя в 395 году через Кавказ, опустошили Сирию и Каппадокию (в Малой Азии) и около этого же времени, обосновавшись в Паннонии (римской провинции на правом берегу Дуная, ныне - территория Венгрии) и Австрии, совершали оттуда набеги на Восточную Римскую империю (по отношению к Западной Римской империи до середины V века гунны выступали как союзники в борьбе против германских племён). Покорённые племена они облагали данью и принуждали участвовать в своих военных походах.

Наибольшего территориального расширения и мощи гуннский союз племен (в него, кроме булгар, уже входили остготы, герулы, гепиды, скифы, сарматы, а также некоторые другие германские и негерманские племена) достиг при Аттиле (правил в 434-453 годах). В 451 году гунны вторглись в Галлию, и на Каталаунских полях были разбиты римлянами и их союзниками вестготами. После смерти Аттилы возникшими среди гуннов распрями воспользовались покорённые ими гепиды, возглавившие восстание германских племён против гуннов. В 455 году в битве при реке Недао в Паннонии гунны были разбиты и ушли в Причерноморье: мощный союз распался. Попытки гуннов прорваться на Балканский полуостров в 469 году потерпели неудачу. Постепенно гунны исчезли как народ, хотя их имя ещё долго встречалось в качестве общего наименования кочевников Причерноморья. По свидетельствам того же Иордана племена, входившие в состав «гуннского» союза беззастенчиво оккупировали как Западную, так и Восточную часть Римской Империи, поселившись во Фракии, Иллирии, Далматии, Паннонии, Галлии и даже на Аппенинском полуострове. Последний римский император Ромул Августул был сыном секретаря Аттилы, Ореста. Свергший его с престола, первый варварский король Рима, по Иордану «король торкилингов» Одоакр, которому историки почему-то приписывают германское происхождение, был сыном лучшего военачальника Аттилы, скира, Эдекона. Теодорих, сын сподвижника Аттилы остготского короля Теодомира, победивший Одоакра при помощи византийского императора Зенона, стал первым христианским королём готско-римского королевства.

Образ жизни

У гуннов не было постоянных жилищ, они кочевали вместе со своим скотом и не строили шалашей. Кочевали по степям, заходили в лесостепи. Совсем не занимались земледелием. Всё своё имущество, а также детей и стариков, они возили в кибитках на колёсах. Из-за лучших пастбищ они вступали в борьбу с ближними и дальними соседями, построившись клином и издавая при этом грозный завывающий крик.

Странным образом, совершенно противоположные свидетельства содержит «История готов» Приска Панийского, который посетил столицу Аттилы, и описал деревянные дома с прекрасной резьбой, в которых жили «гуннские» вельможи, и хижины местных жителей - скифов, в которых приходилось ночевать посольству в дороге. Свидетельства Приска являются полной противоположностью вымыслам Аммиана о том, что «гунны» боятся домов, будто проклятых гробниц, и только под открытым небом чувствуют себя уютно. Тот же Приск описывает, что войско «гуннов» жило в палатках.

Гунны изобрели мощный дальнобойный лук, который достигал в длину более полутора метров. Он делался составным, а для большей прочности и упругости его укрепляли накладками из кости и рогов животных. Стрелы употреблялись не только с костяными наконечниками, но с железными и бронзовыми. Делали и стрелы-свистунки, прикрепляя к ним костяные просверленные шарики, издававшие в полете устрашающий свист. Лук вкладывался в особый футляр и прикреплялся к поясу слева, а стрелы находились в колчане за спиной воина справа. «Гуннский лук», или скифский лук (scytycus arcus) - по свидетельствам римлян, самое современное и эффективное оружие античности, - считался очень ценной военной добычей у римлян. Флавий Эций, римский полководец, проживший 20 лет заложником среди гуннов, поставил скифский лук на вооружение в римской армии.

Покойников часто сжигали, полагая, что душа умершего быстрее улетит на небо, если износившееся тело будет уничтожено огнём. С покойником бросали в огонь его вооружение - меч, колчан со стрелами, лук и сбрую коня.

Римский историк Аммиан Марцеллин, «крёстный отец гуннов», так описывает их:

…все они отличаются плотными и крепкими руками и ногами, толстыми затылками и вообще столь чудовищным и страшным видом, что их можно принять за двуногих зверей или уподобить сваям, которые грубо вытёсываются при постройке мостов.

«Гунны никогда не прикрываются никакими строениями, питая к ним отвращение как к гробницам… Кочуя по горам и лесам, они с колыбели приучаются переносить холод, голод и жажду; и на чужбине они не входят в жилища за исключением крайней необходимости; у них даже не считается безопасным спать под кровлей.

…но зато, как бы приросшие к своим выносливым, но безобразным на вид лошадёнкам и иногда сидя на них по-женски, они исполняют все свои обычные дела; на них каждый из этого племени ночует и днюет… ест и пьёт и, пригнувшись к узкой шее своей скотины, погружается в глубокий чуткий сон…

В противоположность Аммиану, посол к гуннскому царю Аттиле Приск Панийский так описывает гуннов:

Переправившись через какие-то реки, мы приехали в огромное селение, в котором, как говорили, находились хоромы Аттилы, более видные, чем во всех других местах, построенные из брёвен и хорошо выстроганых досок и окружённые деревянной оградой, опоясывавшей их не в видах безопасности, а для красоты. За царскими хоромами выдавались хоромы Оногесия, также окружённые деревянной оградой; но она не была украшена башнями подобно тому, как у Аттилы. Внутри ограды было множество построек, из которых одни были из красиво прилаженых досок, покрытых резьбой, а другие - из тёсаных и выскобленых до прямизны брёвен, вставленных в деревянные круги...

Поскольку дружина у них состоит из различных варварских народов, то и дружинники, кроме своего варварского языка, перенимают друг от друга и гуннскую, и готскую, и италийскую речь. Италийскую - от частого общения с Римом

Преодолев определённый путь вместе с варварами, мы, по приказу скифов, приставленных к нам, выехали на другой путь, а тем временем Аттила остановился в каком-то городе, чтобы вступить в брак с дочкой Эски, хотя уже и имел многих жён: скифский закон разрешает многожёнство.

Каждый из присутствующих по скифской учтивости вставал и подавал нам полный кубок, затем, обняв и поцеловав выпившего, принимал кубок обратно.

Гунны и древние славяне

Прокопий Кесарийский в VI веке, описывая славян и антов, сообщает, что «по существу они не плохие люди и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы». Большинство историков толкует это свидетельство в пользу того, что часть славян была подчинена гуннами и входила в состав державы Аттилы. Распространённое некогда мнение (высказывалось, в частности, Юр. Венелиным) о том, что гунны являлись одним из славянских племён, современные историки единодушно отвергают как ошибочное.

Из русских писателей Аттилу объявляли славянским князем авторы славянофильского толка - А. Ф. Вельтман (1800-1870 гг.), в книге «Аттила и Русь VI и V в.», А. С. Хомяков (1804-1860 гг.) в незавершённой «Семирамиде»,П. Й. Шафарик (1795-1861гг) в многотомном труде «Славянские древности», А. Д. Нечволодов «Сказание о Русской земле», И. Е. Забелин (1820-1908 гг.),Д. И. Иловайский (1832-1920 гг.), Ю. И. Венелин (1802-1839 гг.), Н. В. Савельев-Ростиславич.

Возникновение и исчзновение гуннов

Происхождение и название народа

О происхождении гуннов известно благодаря китайцам, которые называли «хунну» (или «сюнну») народом, кочевавшим в степях Забайкалья и Монголии за 7 веков до Аттилы. Последние сообщения о гуннах касаются не Аттилы и даже не его сыновей, а далёкого потомка Мундо, который служил при дворе императора Юстиниана.

Версия о тюркском происхождении гуннов

Согласно гипотезе Жозефа де Гиня (Joseph de Guignes), гунны могут быть по происхождению тюрками или прототюрками. Эту версию поддержал О. Менхен-Хельфен (O. Maenchen-Helfen) в своих лингвистических исследованиях. Английский ученый Питер Хизер (Peter Heather) считает гуннов т. н. «первой группой тюрков», которая вторглась в Европу. Турецкий исследователь Кемаль Джемаль подтверждает эту версию фактами сходства названий и имен в тюркских и гуннских языках, это также подтверждается схожестью гуннской и тюркской системы управления племенами. Эту версию поддерживает также венгерский исследователь Дьюла Немет (Gyula Nemeth). Уйгурский исследователь Тургун Алмаз находит связь между гуннами и современными уйгурами в Китае

Последние оказались вогнутыми или даже разорванными в некоторых местах.

Некоторые германцы были допущены в границы Римской империи мирно на условии, что они помогут охранять имперские границы от иных «варварских» племён, надвигавшихся с востока или севера. В других случаях германцы силой проложили себе дорогу в римские провинции. Как те, кто пришел в качестве союзника императора, так и те, кто пришел как его враг, одинаково провозгласили контроль над оккупированными ими провинциями. Некоторое время каждое германское племя казалось находящимся в постоянном движении, надвигаясь далее и далее на юг и запад.

Следуя по стопам германцев, гунны расположились в Паннонии на среднем Дунае. Кампании Аттилы ударили как по Риму, так и по германцам. В этом водовороте большинство западных провинций Римской империи было постепенно поглощено различными германскими племенами, и в конце концов герул Одоакр захватил и сам Рим .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ ДНК гуннов спорный вопрос. Ген гуннов живет среди тюрков, монголов и славян

    ✪ Времена и воины. Гунны.

    ✪ Великое переселение народов. Рассказывает историк Валдис Клишанс

    ✪ Ученые впервые обнаружили 12 аномальных газовых пузырей на острове Белый

    ✪ Пермские археологи исследуют захоронения времен вторжения гуннов

    Субтитры

Влияние на историю народов

Международное значение гуннского вторжения отчасти определялось далеко идущими изменениями в положении анто -склавенских племён. Уничтожив могущество остготов, гунны предотвратили возможность германизации анто-склавен в Европе. Кроме того, остатки иранских племён в Восточной Европе также были ослаблены. Значительная часть аланов двинулась на запад, следуя исходу готов. В результате роль иранского элемента в жизни антских племён уменьшилась, в то время как склавенское и тюркское влияние возросло.

Эпоха гуннского вторжения является, таким образом, в определённом смысле периодом освобождения восточных протославян не только от готского , но также и от иранского контроля. Гунны привлекали анто-склавенские подразделения в свою армию и использовали их как вспомогательные во время своих кампаний .

Имя в форме «Гунны» введено в научный оборот в 1926 году историком К. А. Иностранцевым , чтобы отличать европейских хунну от азиатских . В сочинениях Приска Панийского , византийского дипломата, историка и писателя V века, участвовавшего в посольстве Византии к вождю гуннов Аттиле в его ставке, гунны упомянуты под именем «Унны» . Предположительно текстами Приска пользовался Иордан .

Происхождение

Господствующая гипотеза связывает гуннов с хунну (сюнну) - народом, который обитал на севере Китая , в излучине реки Хуанхэ . Он упоминается в китайских источниках с III века до н. э. , и это был первый народ, создавший в Центральной Азии обширную кочевую империю. В 48 году н. э. хунну разделились на две ветви, северную и южную. Потерпев поражение от сянби и Китая, объединение северных хунну распалось и его остатки мигрировали в западном направлении. Помимо созвучия имён на генетическую связь между гуннами и хунну Центральной Азии указывает ряд категорий материальной культуры , в особенности в сфере военного дела, характерной чертой которого было использование сложносоставного лука .

Палеогенетика

Исследование ДНК скелета элитного гунна из Музея естественной истории (г. Будапешт, Венгрия), датированного средней третью V века, показало, что он имел Y-хромосомную гаплогруппу L . Другие исследования показали - Q-M242, N, C-M130, и R1a1. Захоронения в Китае показали - Q-M3 и митохондриальную гаплогруппу D4j12

История

В европейских источниках первые упоминания о гуннах датируются II веком н. э. и относятся к региону в восточной области Прикаспия . Однако среди исследователей нет уверенности, касаются ли данные известия собственно гуннов, либо являются простым созвучием.

В 70-х годах IV века гунны покорили аланов на Северном Кавказе , а затем разгромили остготское государство Германариха .

Аттила перешёл от тактики кавалерии к осаде городов и к 447 году взял 60 городов и укреплённых пунктов на Балканах , территории современной Греции и в других провинциях Римской империи. В 451 году в битве на Каталаунских полях в Галлии продвижение гуннов на запад было остановлено объединённой армией римлян под началом полководца Аэция и Тулузского королевства вестготов . В 452 году гунны вторглись в Италию, разграбив Аквилею, Милан и ряд других городов, но затем отступили назад.

После смерти Аттилы в 453 году возникшими внутри империи распрями воспользовались покорённые гепиды , возглавившие восстание германских племён против гуннов. В 454 году в битве при реке Недао в Паннонии гунны были разбиты и вытеснены в Причерноморье. Попытки гуннов прорваться на Балканский полуостров в 469 году были тщетными .

Гунны быстро растворились в среде других народов, которые продолжали непрерывно прибывать с востока. Однако их имя ещё долго использовалось средневековыми авторами в качестве общего наименования всех кочевников Причерноморья, безотносительно к реальным связям таковых с бывшим гуннским союзом. Следующей волной Великого переселения народов стало появление племён огуров в 460-х гг. и савиров в начале VI века.

С начала VI века и до 1-й пол. VIII века на территории Прикаспийского Дагестана существовало политическое объединение, называемое в закавказских источниках «царством гуннов» («хонов»). Большая часть исследователей полагает, что под этим именем скрывается одно из племён савиров . По другой точке зрения, это союз местного кавказского происхождения . Его столицей был город Варачан , но большая часть населения сохраняла кочевой быт. Во 2-й пол. VII века его правитель носил тюркский титул эльтебер и признавал себя вассалом хазар , хотя на деле обладал большой долей самостоятельности, совершая походы в Закавказье . В 682 году глава гуннов Алп Илитвер принял посольство из Кавказской Албании во главе с епископом Исраэлем и вместе со знатью перешёл в христианство . О судьбе кавказских гуннов после начала VIII века ясных сведений нет.

Образ жизни и военное дело

Гунны внушали цивилизованному миру наибольший из всех варваров страх. Германцы были знакомы с земледелием, тогда как гунны являлись кочевниками. В этих всадниках с непривычной монголоидностью римляне видели не столько людей, сколько порождения демонов .

Приск отмечал, что скифский закон разрешает многожёнство. По-видимому, основу социальной организации составляла большая патриархальная семья. Социальный строй гуннов Европы охарактеризован Энгельсом как военная демократия. Аммиан писал: «Если случится рассуждать о серьёзных делах, они все сообща советуются ».

Гунны применяли дальнобойный лук . Лук гуннов был коротким так как стрельба велась с лошади. Лук имел обратный изгиб, благодаря чему при меньшем размере достигалась большая убойная сила лука. Лук делался составным, а для большей прочности и упругости его укрепляли накладками из костей или рогов животных. Стрелы употреблялись как с костяными, так и с железными или бронзовыми наконечниками. Иногда к стрелам прикреплялись костяные шарики, с просверленными в них отверстиями, издававшие в полёте устрашающий свист. Лук вкладывался в особый футляр и прикреплялся к поясу слева, а стрелы находились в колчане за спиной воина справа. «Гуннский лук», или «скифский лук» (scytycus arcus ) - по свидетельствам римлян, самое современное и эффективное оружие античности, - считался очень ценным трофеем у римлян. Флавий Аэций , римский полководец, проживший 20 лет заложником среди гуннов, поставил скифский лук на вооружение в римской армии.

Религия

Подробное описание верований кавказских гуннов VII века сохранилось в сочинении Мовсеса Каланкатваци . Для них было характерно обожествление солнца, луны, огня, воды; почитание «богов дорог». Священным деревьям и почитаемым богам жертвовали лошадей, кровь которых проливалась вокруг дерева, а голову и шкуру жертвенного животного вешали на сучья. Во время религиозных церемоний и похорон проходили состязания в борьбе и сражения на мечах, скачки на конях, игры и пляски. Существовал обычай нанесения себе ран и увечий в знак скорби по умершему.

См. также

Примечания

  1. Тенишев Э. Р. Гуннов язык // Языки мира: Тюркские языки. - М., 1997. - С. 52-53
  2. Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Степные империи древней Евразии. СПб: 2005. 346 с.
  3. Бернштам А. Н. Очерк истории гуннов. Л.: ЛГУ. 1951. 256 с.
  4. Гунны в БСЭ
  5. Гавритухин И. О. Гунны // БРЭ. Т. 8. М., 2007. - С. 160.
  6. База данных JPL НАСА по малым телам Солнечной системы (1452) (англ.)
  7. Г. В. Вернадский. Древняя Русь. Глава IV. Гунно-Антский период (370-558 гг.), 1943 г.
  8. Иностранцев К. А. Хунну и Гунны, (разбор теорий о происхождении народа Хунну китайских летописей, о происхождении европейских Гуннов и о взаимных отношениях этих двух народов). - Л. : Издания Ленинградского ин-та живых восточных языков им. А. С. Енукидзе, 1926. - 152+4 с.
  9. Сказания Приска Панийского (пер. С. Дестуниса) . // Ученые записки второго отделения императорской академии наук, Книга VIII. Вып. 1. СПб. 1861
  10. Иордан. О происхождении и деяниях гетов . / Вступ. статья, пер., коммент. Е. Ч. Скржинской - СПб. : Алетейя, 1997, - с. 67.
  11. Юй Тайшан . Исследование проблем истории и этнической идентичности гуннов в китайской историографии. // Китайский институт общественных наук. Научно-исследовательский институт истории.
  12. Засецкая И. П. Культура кочевников южнорусских степей в гуннскую эпоху (конец IV-V в.). СПб., 1994.С. 151-156; её же. Гунны на Западе// История татар с древнейших времен: В 7 т, Т. I: Народы степной Евразии в древности. Казань, 2002. С. 148-152
  13. Никоноров В. П., Худяков Ю. С. «Свистящие стрелы» Маодуня и «Марсов меч» Атгилы: Военное дело азиатских хунну и европейских гуннов, - СПб /Петербургское Востоковедение, 2004; М/. Филоматис, 2004.- 320 с. (Серия «Militaria Antiqua», VI). ISBN 5-85803-278-6 («Петербургское Востоковедение»)
  14. «Sir H. H. Howorth, History of the Mongols (1876-1880); 6th Congress of Orientalists, Leiden, 1883 (Actes, part iv. pp. 177-195); de Guignes, Histoire generale des Huns, des Turcs, des Mongoles, et des autres Tartares occidentaux (1756-1758)»
  15. Peter Heather, «The Huns and the End of Roman Empire in Western Europe», The English Historical Review , Vol. 110, No. 435, February 1995, p. 5.
  16. «Europe: The Origins of the Huns» , on The History Files, based on conversations with Kemal Cemal, Turkey, 2002
  17. Кызласов И. Л. Археологический взгляд на алтайскую проблему // Тунгусо-маньчжурская проблема сегодня (Первые Шавкуновские чтения). - Владивосток, 2008. - С. 71-86.
  18. Казахстанский ДНК-проект
  19. http://dienekes.blogspot.ru/2013/09/ashg-2013-abstracts.html
  20. Томпсон Э. А . Гунны. Грозные воины степей. - М., 2008. - С. 77.
  21. Гунны в Энциклопедическом словаре
  22. Артамонов М. И. История хазар. М., 2001. -С.256; Гмыря Л. Б. «Царство гуннов» (савир) в Дагестане (IV-VII вв.) М., 1980. - С. 8-12.
  23. Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа IV-Х вв. Л., 1979. - С.152. Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании: IV в. до н. э. - VII в. н. э. М.-Л., 1959. - С.193.
  24. Гуревич А. Я. , Харитонович Д. Э. История Средних веков: Учебник для средней школы. - М.: Интерпракс, 1994. - 336 с. - ISBN 5-85235-204-7 . (2-е изд. 1995)
  25. Г. С. Дестунисъ. Сказанія Приска Панийскаго. Учёныя записки второго отд. Императорской Академии Наук кн. VII , вып. I СПб 1861 отр. 11 стр. 76
  26. Боковенко Н. А., Засецкая И. П. Происхождение котлов «гуннского типа» Восточной Европы в свете проблемы хунно-гуннских связей // Петербургский Археологический Вестник. СПб. Вып. 3. 1993
  27. Бернштам А. Н. Очерк истории гуннов // Л.: ЛГУ. 1951. 256 с. https://archive.is/20130407011054/kronk.narod.ru/library/bernshtam-an-1951-11.htm
  28. Гумилёв Л. Н.  Гунны // Советская историческая энциклопедия
  29. Артамонов М. И. История хазар. М.,2001. - С. 259-264.
  30. Потапов Л. П. Алтайский шаманизм. / Отв. ред. Р. Ф. Итс. - Л.: Наука, 1991. - 320 с.

Источники

  • Аммиан Марцеллин . Римская история / Пер. Ю. А. Кулаковского , А. И. Сонни. - СПб.: Алетейя, 1996. - 576 с. - Серия «Античная библиотека. Античная история». - ISBN 5-89329-008-9
  • Дестунис Г. С. Сказания Приска Панийского. // Учёные записки 2-го отд. Императорской Академии Наук. - Кн. VII, вып. I. - СПб., 1861.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!