Игровые технологии в работе школьного логопеда. Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста

Игровые технологии в работе логопеда

Пояснительная записка

В научной литературе предпринята классификация образовательных технологий. Существует несколько подходов. Так, один из подходов классификации образовательных технологий предпринят Н.В. Бордовской и А.А. Реан. Ученые выделяют пять видов образовательных технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые технологии.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами. Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования.

Несомненно, и в отечественной и в мировой педагогической практике накоплен багаж, который может быть использован. Это, в первую очередь, игровые технологии. Они нашли широкое применение в нашей практике. Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.

Выбор игровой технологии обосновано тем, что игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.

Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.

Данные цели привели к постановке и решении задач :

Изучить и проанализировать литературу по теме.

Изучить особенности использования игровой технологии в логопедической работе.

Создать паспорт кабинета с перечнем настольно-печатных игр и пособий.

Подобрать методические пособия по теме игровой деятельности в логопедической практике.

Постоянно обновлять и пополнять картотеку словесных игр.

Подобрать игрушки для логопедической работы.

Разработать конспекты занятий в игровой форме.

Оказывать методическую помощь воспитателям по ведению профилактической работы с использованием игр.

Оказывать консультативную помощь родителям по проведению занятий в игровой форме при выполнении заданий логопеда.

Ожидаемые результаты :

Повышение мотивации к логопедическим занятиям.

Повышение результативности коррекционно-развивающей работы.

Повышение работоспособности на занятиях по звукопроизношению, подготовки к обучению грамоте.

Подборка игрового материала: дидактических игрушек, игр, развивающих пособий для коррекционной работы.

Разработка необходимых наглядных пособий для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий в игровой форме.

Разработка консультации для родителей и педагогов по теме использования разных видов игр для развития речи.

Разработка конспектов занятий в игровой форме с детьми старшей группы (занимающихся на логопункте) по формированию фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте, обогащению и активизации словаря, формированию навыка связного высказывания.

Адоптированные конспекты занятий для детей подготовительной группы (занимающихся на логопункте) С.П. Цукановой, Л.Л. Бетц по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Подборка игрового материала для работы с «неговорящими» детьми.

Разработка пособий для проведения в игровой форме артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Подборка игровых пособий и дидактических игр по развитию психологической бары речи.

Медиатека лицензионных компьютерных программ и игр, игровых учебных презентаций для логопедической работы.

фонотека для проведения логоритмических упражнений и пальчиковой гимнастики.

Использование игровой технологии в логопедической работе

Для проведения коррекционно-развивающей работы с использованием игровых технологий на логопедическом пункте подобраны игрушки, дидактические и компьютерные игры.

Использование игрушек

Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Почти на каждое подгрупповое занятие в старшей группе «приходит гость». Это может быть динозаврик Звукоежка, медвежонок Умка, умеющий играть на барабане, ослик, играющий на балалайке, кукла, рассказывающая детям о частях тела, бельчонок, который ищет друзей, старик со старухой из сказки и др. Почти всегда эти игрушки погружают детей в какую-то сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям или приглашают их поиграть, научить тому, чему учатся сами дети. В конце занятия они благодарят их за помощь. Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учились произносить какой-либо звук, но и помогали Умке выучить его любимый звук У и т.п.

Для работы с детьми младшего дошкольного возраста с ЗРР, с ОНР 1 или 2 уровня используются сюжетно-ролевые игры. Чтобы вызвать ответные речевые реакции у неговорящего ребёнка разыгрывается какой-то сюжет с несколькими игрушками и ребёнок вовлекается в сюжетно-ролевую игру. Таким образом, отрабатываются короткие диалоги, которые могут состоять из звукоподражаний и простых слов, и можно повторить вновь появившееся слово многократно используя его в игровой ситуации.

Одна из любимых игрушек – это мяч. Он используется для проведения динамических пауз и дидактических игр. А мячи-ёжики и для массажа рук.

Игровая форма занятий

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Логопедические занятия проходят в игровой форме. В начале занятия ставится дидактическая задача в игровой форме. Например: появляется гость, приходит письмо с заданием для детей или погружение в сказочный сюжет. В процессе занятия, путём выполнения упражнений по заданию героя. Дети так же могут выполнять роли (спортсмены, путешественники, космонавты, пассажиры и др.). За успешное выполнение заданий дети могут оцениваться фишками, звёздочками и т.п., что вносит соревновательный элемент.

Очень нравятся старшим дошкольникам занятия в форме конкурса, викторины, соревнования. Но в этом случае логопеду надо продуманно отнестись к распределению детей в команды или подбора детей для выполнения различных занятий, чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал на занятии, не замыкался, не стеснялся принять участие в конкурсе. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в группе, в команде, чтобы дети поддерживали друг друга, действовали совместно, дружно.

Для индивидуальных и подгрупповых занятий используются рабочие тетради. В старшей группе - тетради Н.Э. Теремковой, в подготовительной к школе – С.П. Бец, Л.Л. Цуканой «Я учусь говорить и читать». Занимательные сюжеты, предложенные авторами пособий, очень нравятся детям. В каждой тетради есть постоянные герои, которые поддерживают игровой сюжет на протяжении всего периода обучения.

Подгрупповые логопедические занятия по подготовке к обучению грамоте проводятся в старшей и подготовительной к школе группах. Для облегчения усвоениия учебного материала изготовлены несколько дидактических пособий. В кабинете висят замки звуков, в которых постепенно поселяются девочки – гласные звуки и мальчики – согласные звуки. Для обозначения этапов занятия, последовательность выполнения упражнений, заданий изготовлено пособие «Тропинка испытаний».

Для привлечения внимания ребёнка к артикуляционной гимнастике используются рисунки к рассказу логопеда «Сказки о весёлом язычке», гимнастика со Смешариками.

Дидактические игры

Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Эти игры широко используются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактического материала используются:

Игрушки,

Реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.,

Объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).

Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:

Расширять и уточнять знания детей,

Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация),

Совершенствовать речь,

Развивать все психические процессы.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин». В таких играх воспитывается терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.

Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр - неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Виды настольно-печатных игр: лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, кубики и др.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевёртышами, игры-загадки («Какое это время года? », игры-предположения («Что было бы, если бы.? »).

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Основной компонент - дидактическая (обучающая) задача. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса.

В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение речи, широко используются дидактические игры. По каждому направлению работы подобраны игры для решения узкой коррекционной задачи. Большое внимание уделено разделу «Звукопроизношение», т.к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку. Игровая мотивация стимулирует к заинтересованности в положительном результате. С другой стороны, игровая мотивация может служить и усложнением при закреплении навыка правильного произношения, т.к. увлёкшись игровым сюжетом, ребёнок перестаёт контролировать произношение и может проиграть. Поэтому ему приходится концентрировать на двух задачах одновременно: соблюдать правила игры и контролировать правильное произношение. Некоторые игры, такие как «Электронная викторина, «Логико-малыш», позволяют ребёнку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания.

С помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи. Когда необходимо закрепить полученные навыки, дети могут самостоятельно выбрать игру, используя символическое обозначение игр.

Самые любимые детьми игры на развитие психологической базы речи. Такие игры, как «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесный мешочек» и др., используются в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизация словаря.

В кабинете есть настольно-печатные игры, которые используются с детьми разного возраста по разным направлениям логопедической работы. Некоторые игры адоптированы для работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Кабинет оснащён компьютером, который даёт возможность использовать ИКТ в логопедической работе. Самостоятельно разработаны 3 игровые презентации «Звук Ц», «Звуки С-З», «Весёлые поворята». В целях развития дыхания, чувства ритма, фонематического слуха, восприятия, произношения, связной речи, грамматического строя используются логопедический программы «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно».

Ежегодно проводятся консультации для воспитателей и родителей по использованию игр в коррекционной работе. Советы и рекомендации размещаются на сайте детского сада и сайте логопедического пункта.

Занятия для детей старшей группы с общим недоразвитием речи с использованием игровой технологии и технологии моделирования

Тема «Домашние животные осенью»

учитель - логопед

ГБДОУ детский сад №93 Калининского района Санкт-Петербурга

Программное содержание занятия:

Коррекционно – образовательные задачи:

Совершенствовать связную речь: умение составлять описательный рассказ о животном по картинкам – моделям.

Уточнять и активизировать словарный запас по лексической теме «Домашние животные».

Развивать навык слогового анализа слов; умение подбирать слово к слоговой модели.

Развивать умение подбирать названия действий и признаков к названиям животных.

Коррекционно – развивающие задачи:

Развивать психические процессы: логическое мышление, внимание, память.

Развивать общую моторику в игре с мячом.

Развивать мелкую моторику и графические навыки.

Коррекционно – воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к домашним животным.

Воспитывать коммуникативные навыки, умение выслушивать друг друга.

Материалы и оборудование:

- игрушки (пёс, коза, лошадь, корова, свинья);

- три загона для животных, построенные из кирпичей;

- слоговые модели слов: целая полоска, разделённая на две части, разделённая на три части;


Предметные картинки с изображением косточки, овощей, сена и овса;

Карточка – модель для составления описательного рассказа о животном:

Карточки на каждого ребёнка с обводками – клубочками; цветные карандаши.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Активизация словарного запаса.

Игровая технология. Игра «Угадай – ка». Логопед предлагает детям отгадать загадки:

Послушайте, о ком я вам расскажу. Если вы узнаете, кто это, поднимите руку.

Логопед называет по два действия домашних животных:

Лает, грызёт;

Блеет, пасётся;

Ржёт, скачет;

Мычит, бодает;

Хрюкает, ходит.

По этим словам дети отгадывают животное. Тот ребёнок, кто правильно назвал животное, получает игрушку, и по заданию логопеда называет другие действия:

Что ещё может делать?

2. Сообщение темы занятия. Активизация словарного запаса.

Логопед предлагает детям назвать тех, о ком отгадали загадки, одним словом.

Дети называют обобщающие слова – «домашние животные».

Логопед предлагает детям объяснить, почему их называют домашними. Дети дают объяснения: «Это домашние животные, потому что они живут у хозяина».

Логопед напоминает детям о том, что сейчас осень, когда хозяева должны подготовить для своих питомцев на зиму корм, утеплить жилища, и предлагает детям сегодня быть хозяевами для своих игрушечных животных.

Логопед спрашивает каждого ребёнка о том, какой его питомец, и дети подбирают прилагательные. Они могут называть цвет, размер животных, называть другие их качества. Логопед задаёт детям наводящие вопросы, например:

Твой пёс сторожит дом. Значит, он какой?

Ребёнок называет слово «сторожевой».

3.Развитие слогового анализа слов. Технология моделирования (модель слова).

Логопед предлагает детям расставить животных по загонам и показывает три постройки из кирпичиков. Около каждой постройки находится слоговая модель слова: целая полоска, разделённая на две или на три части. Логопед уточняет, что обозначает каждая модель: целое слово из одного слога, слово из двух слогов или из трёх слогов. Каждый ребёнок делит название животного на слоги, определяет количество слогов и размещает игрушку в соответствии со схемой слова.

4. Развитие грамматического строя речи.

Игровая технология. Игра «Накорми питомца». Логопед предлагает «хозяевам» накормить своих питомцев. Для этого нужно правильно выбрать корм для животного и рассказать о том, кому этот корм нужно дать. Логопед предлагает детям не забывать, какие они придумали слова о том, какой их питомец, и не только называть животное, которому дадут корм, но и говорить о том, какому животному.

Среди картинок с изображением разного корма для животных каждый ребёнок выбирает одну картинку и говорит, кому даст этот корм:

Я дам косточку сторожевому псу.

Я дам сено рогатой козе.

Я дам овощи розовой свинье.

Я дам овёс быстрой лошади.

Я дам сено пятнистой корове.

5. Физминутка. Развитие общей моторики.

Логопед говорит детям:

Накормили вы своих питомцев. Каждый хозяин любит своих животных, а они приносят ему пользу. Давайте будем разных животных ласково называть.


Игровая технология. Игра с мячом «Назови ласково». Дети вместе с логопедом встают в круг. Логопед называет домашнее животное и бросает мяч одному из детей. Ребёнок, поймавший мяч, называет это животное ласково и бросает мяч логопеду. Логопед называет другое животное и бросает мяч следующему ребёнку.

6. Развитие связной речи.

Дети после игры с мячом садятся на свои места. Логопед говорит о том, что каждый хозяин должен очень хорошо знать своего питомца и всегда любит о нём рассказывать.

Давайте сейчас каждый из вас придумает рассказ о своём животном. А всё рассказать по порядку поможет вам эта карточка.

Технология моделирования. Логопед показывает модель для составления рассказа о животном.

Дети рассматривают картинки, а логопед уточняет, что обозначает каждая картинка:

Сначала нужно рассказать о том, как называется ваше животное, дикое оно или домашнее. Потом нужно рассказать о том, как оно выглядит, какие есть у него части тела. Затем нужно рассказать о том, какое жилище строит ему хозяин, чем его кормит. После нужно рассказать о том, как называются детёныши этого животного. И в самом конце нужно рассказать о том, какую пользу приносит это животное.

Каждый ребёнок по модели составляет короткий рассказ об одном из животных. Логопед при необходимости помогает детям в построении фраз.

7. Развитие мелкой моторики и графических навыков.

Логопед хвалит детей за то, что они хорошо знают своих питомцев и придумали рассказы про своих животных. Затем логопед говорит:

Но у нас здесь нет одного домашнего животного, которое у многих людей живёт в квартире. Догадались вы, какое это животное?

Дети вспоминают про кошку. Логопед говорит о том, что кошки любят играть с клубочками, и предлагает нарисовать клубочки.

Логопед раздаёт детям картинки для обводки круговых линий в форме клубочка и цветные карандаши и говорит:

Клубки бывают разноцветные, поэтому вы можете выбрать любой карандаш. Начать нужно с середины и соединять все точки так, чтобы получился клубочек.

Дети берут карандаши и обводят круговые линии по точкам. Логопед следит за осанкой детей, за правильным захватом карандаша.

8. Итог занятия.

Логопед собирает рисунки детей, отмечает работу каждого ребёнка.

Затем логопед подводит итог занятия: спрашивает детей, о ком говорили сегодня, что делали; оценивает деятельность детей.

Не забывайте о том, что люди должны заботиться о домашних животных, любить и беречь их.

Игровые технологии в работе учителя-логопеда.

Заместитель заведующего по воспитательной

и методической работе, учитель-логопед

Структурное подразделение детский сад №3

«Теремок» ГБОУ СОШ с. Красный Яр

Ключевые слова: развитие ребёнка, социально-коммуникативное развитие , создание условий, игра.

С ребенком надо делать все че рез игру…

Дошкольный возраст является, пожалуй, самым важным периодом в формировании подрастающего поколения, именно в это время закладываются основы характера, раскрываются таланты, начинается формирование полноценной личности.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования . Определены новые стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет содержание программы дошкольного учреждения: « содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:

социально‑коммуникативное развитие;


познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно‑эстетическое развитие;

физическое развитие.

У педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

непосредственное общение с каждым ребёнком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей,

недирективную помощь детям , поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

3) установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях:

создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками

развитие умения детей работать в группе сверстников, решая задачи в совместно распределенной деятельности

4) построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, через:

создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, воображения, фантазии и детского творчества;

поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

оценку индивидуального развития детей в ходе наблюдения, направленного на определение педагогом эффективности собственных образовательных действий, индивидуализацию образования и оптимизацию работы с группой детей.

5) взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Для полноценного общения детей, становления гуманных отно­шений между ними недостаточно простого наличия товарищей по игровой деятельности и изобилия игрушек. Для возникновения сопережива­ния, взаимопомощи, самостоятельной организации содержательно­го общения необходима правильная, целенаправленная организа­ция детского общения.

Главная задача взрослого заключается в том, чтобы организовать успешность взаимодействия детей, т. е. их совместную предметную де­ятельность, и сформировать субъективное взаимодействие.


Переход от субъективного к собственно коммуникативному вза­имодействию становится возможным в решающей степени именно благодаря взрослому.

Одна из наиболее эффективных форм субъективного взаимо­действия детей в условиях дошкольного учреждения - совместные игры, в которых малыши действуют одновременно и одинаково.

В трудах отечественных и зарубежных ученых (, К. Кофка, М. Монтессори, Ж. Пиаже, и др.) отмечается, что игра, направленная на всестороннее развитие ребенка , - одна из основных сторон дошкольного воспитания.

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятель­ностью она используется в качестве основы формирования пра­вильной речи детей и для их полноценного развития. В игре до­школьники отображают свои представления и знания об окружаю­щем мире.

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, имеющая две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стре­миться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.

Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может использоваться при усвоении любого программного материала и проводиться на занятиях (индивидуальных и групповых) как учителем-логопедом, так и воспитателем группы.

В ходе дидактической игры создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность действовать самостоятельно в определенной ситуации или с определенными предметами, при­обретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особен­но важно для детей, имеющих речевые нарушения, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.

Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе в группах для детей, имеющих нарушения речи, определя­ется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоцио­нальным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. При отборе дидактических игр прежде всего преследуются коррекционные цели и учитываются особенности речевого разви­тия дошкольников.

Ранний и дошкольный возраст можно назвать возрастом чув­ственного познания окружающего мира. В этом периоде у детей про­исходит становление всех видов восприятия: зрительного, тактиль­но-двигательного, слухового, формируются представления о предме­тах и явлениях окружающего мира. Чувственный опыт дети приобретают в процессе широкой ориентировочно-исследователь­ской деятельности. Дошкольник, познавая мир, совершает поисковые способы ориентировки, т. е. ведущее место на ранних этапах развития ребенка занимает метод проб и ошибок, который в дальнейшем сме­няется перцептивными способами - примериванием и зрительной ориентировкой.

Метод проб является практической ориентировкой, однако он подготавливает ребенка к ориентировке, происходящей во внутреннем плане, т. е. перцептивной.

Игры и упражнения, в которых дети действуют путем проб и примеривания, развивают у них внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических действиях. В дальнейшем это совершенствует зрительное восприятие.

Для полноценного психического развития ребенка мало научить его правильно воспринимать окружающий мир, необходимо закре­пить полученные образы восприятия, сформировать на их основе представления. Этого можно добиться, предлагая ребенку вспом­нить через некоторый промежуток времени тот или иной предмет, его свойства. Однако по-настоящему четкими и подвижными пред­ставления становятся, только когда они соединяются со словом-на­званием данного предмета (качество, признак, действие). Такое слово может вызвать в памяти знакомое представление в любое время. Это и составляет важную часть коррекционной работы с детьми до­школьного возраста, имеющими речевые нарушения, у которых час­то зрительные образы существуют отдельно от слова, а слово - вне связи со зрительным образом. Поэтому трудно переоценить значе­ние правильной организации игр и упражнений, направленных на соединение образа восприятия со словом, что в дальнейшем влияет на формирование представлений и полноценной речи.

Несомненно, успешному проведению дидактических игр и уп­ражнений способствует умелое педагогическое руководство ими. Важ­ное условие в этом деле - эмоциональная сторона игры. Взрослый своим поведением, эмоциональным настроением должен вызывать у ребенка положительное отношение к игре. Здесь не обойтись без доброжелательности, благодаря которой и появляется сотрудниче­ство, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе со взрос­лым и добиваться положительного результата.

Важное условие результативного использования дидактических игр и упражнений в обучении - соблюдение последовательности в подборе дидактических игр и упражнений. Прежде всего должны повторяемость, постепенность повторения заданий.

Большое значение в коррекционной работе имеет проведение дидактических игр и упражнений, способствующих развитию слу­хового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем пространстве, создает возможность действовать по сло­весному сигналу. Игры и упражнения по развитию слухового вос­приятия создают необходимые предпосылки к формированию речи. Отличительная особенность сюжетно-ролевой игры - создание воображаемой ситуации и возникновение действий в «смысловом поле». По словам, играя, ребенок учится «сознавать свои собственные действия, осознавать, что каждая вещь имеет значение». В сюжетно-ролевой игре между детьми возникают ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению. Воспро­изведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств для обозначения предметов, действий и отношений, что создает благоприятные усло­вия для речевого развития ребенка. Задача окружающих ребенка взрослых заключается в организации руководства игрой, обеспечи­вающего максимальную актуализацию имеющихся у него возмож­ностей. Полнота развития игры, а следовательно, и ее воспитательная ценность повышаются при условии планирования воздействий пе­дагога.

Театрально-игровая деятельность: игры-драматизации; сопряженная гимнастика - театр пальчиков и языка. Основными направлениями логопедической работы в театрально-игровой деятельности являются:

Развитие культуры речи : артикуляционной моторики, фонема тического восприятия, речевого дыхания,
правильного звукопроизношения;

Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов,
эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы
речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Прекрасным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является пальчиковый театр, ко торый есть в арсенале логопедического кабинета. Самое щадящее, комфортное обучение детей - это обучение в игре. С удовольствием участвуют в обучающей игре все, даже робкие дети. Общепризнано значительное воздействие эмоциональную сферу детей сказки, которая вызывает удивление, желание познавать, развивает умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеливает на открытие нового и осознание своего опыта.

Подвижные игры помогают детям легко заучивать множество стихотворных текстов, что, несомненно, способствует развитию памяти.

Среди множества игр существуют такие, в которых необходимо сохранить выражение лица и напряжение мышц тела в таком поло­жении, в каком они были застигнуты определенным сигналом. Это игры: «Замри!», «Море волнуется...», «Стоп!». Есть и игры, где, наобо­рот, используются элементы расслабления, например: «Заводные иг­рушки», «Спящий лес», «Кот» (игры на релаксацию).

В подобных играх тренируется не только крупная, но и мимичес­кая мускулатура, важная для становления четкой речи, дикции.

Использование игровых технологий не требует обязательной организации деятельности детей в логопедическом кабинете. Создание игровой ситуации возможно и в свободной деятельности детей, во время прогулки, а также интегрировано на занятиях с воспитателем, музыкальным руководителем, воспитателем по физической культуре. Результатом применения данных игровых технологий является процент успешности освоения образовательной программы детьми с нарушениями речи, наряду с другими воспитанниками.

Список литературы:

С детьми играем – речь развиваем. Часть 1. Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 176 с. (Развитие речи шаг за шагом).

Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей логопедических групп. Авт-сост. -Воронеж: ЧП – 206 с.

Политыкина как средство развития речи детей дошкольного возраста – СПб. : «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011.-112 с.

Майер основных компонентов дошкольного образования: Практикум. – М.: ТЦ Сфера, 201с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»). (3)

Статья в журнале: Маркова ребёнка, играя дома, на даче, во время прогулки. 2013 //Воспитатель ДОУ №6. С

Ребёнок в интегрированной группе. Методические рекомендации / Под ред. .- М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека Воспитателя). (10)

Самсонова и учимся дружить. Социализация в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с. (Библиотека Воспитателя). (11)

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.


МБДОУ №22 «Синяя птица» Учитель – логопед Дунаева Н.С.

Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

К ним относятся хорошо известные технологии:

  • Технология логопедического обследования.
  • Технология коррекции звукопроизношения.
  • Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология развития интонационной стороны речи.
  • Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
  • Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
  • Технология логопедического массажа.

В своей работе я широко использую игровые технологии. Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми.

Цель данной технологии направлена на развитие следующих навыков:

  • воображения
  • внимания
  • памяти
  • мышления
  • умения сравнивать
  • сопоставлять
  • находить аналогии.

Использую следующие виды игр:

  • Дидактические
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Словесные
  • Игры на развитие психических процессов
  • Фонематического слуха и звукового анализа
  • Слоговой структуры, по обучению грамоте.

В результате работы мы добьёмся следующих результатов:

  • Повышение познавательной активности
  • формирование мотивации учебной деятельности
  • Улучшения речи и.т. д

Применение компьютерных игр, программ может стать ещё одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции её недостатков.

Программно-дидактический комплекс «Логомер 2» является принципиально новым продуктом на российском образовательном рынке. Данная инновация в коррекционном процессе сразу дала положительные результаты по работе над звукопроизношением, лексико-грамматическим строем речи, связной речью и при обучении элементам грамоты, то есть по всем направлениям работы логопеда. Это дало возможность работать над процессами высшей психической деятельности: памятью, вниманием, мышлением. Эффективно повысилось у детей желание заниматься.

Игровые задания направлены на формирование слухового восприятия навыков правильного произношения звуков родного языка, слогов, слов и умения связно говорить, самостоятельно выстраивать словосочетания, предложения. Играя, ребенок расширяет знания об окружающей действительности, увеличивает словарный запас, развивает зрительное и логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность.

Развивающие игры включают в себя следующие разделы:

  • Дыхание, воздушная струя (8игр)
  • Фонематический слух, звуко-буквенный анализ (12 игр)
  • Неречевой слух (7 игр)
  • Звукоподражание (4 игры)
  • Грамматический строй (6 игр)
  • Слоговая структура слова (5 игр)
  • Звукопроизношение (16 игр)
  • Связная речь (6 игр)
  • Моторика (3 игры)
  • Логика и внимание (9 игр)
  • Лексика (13 игр)

Для проведения занятий с детьми я подбираю задания по степени сложности, соответствующей возрасту и развитию ребенка.

Особенности программы:

развитие и коррекция речи;

все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи;

красочная графика, множество звуковых файлов;

несколько уровней сложности в каждом задании для детей с разным уровнем речеслухового развития;

Выбор игровой технологии обосновано тем, что игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 6

общеразвивающего вида ___________________________________________________________________________________________________________________

143422, Московская область, Красногорский район, с. Петрово-Дальнее, ул. Садовая

тел/факс: 561-22-75

Подготовила учитель-логопед И.Н. Смирнова

Пояснительная записка

В научной литературе предпринята классификация образовательных технологий. Существует несколько подходов. Так, один из подходов классификации образовательных технологий предпринят Н.В. Бордовской и А.А. Реан. Ученые выделяют пять видов образовательных технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые технологии.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами. Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования.

Несомненно, и в отечественной и в мировой педагогической практике накоплен багаж, который может быть использован. Это, в первую очередь, игровые технологии. Они нашли широкое применение в нашей практике. Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.

Выбор игровой технологии обосновано тем, что игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.

Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.

Данные цели привели к постановке и решении задач :

Изучить и проанализировать литературу по теме.

Изучить особенности использования игровой технологии в логопедической работе.

Создать паспорт кабинета с перечнем настольно-печатных игр и пособий.

Подобрать методические пособия по теме игровой деятельности в логопедической практике.

Постоянно обновлять и пополнять картотеку словесных игр.

Подобрать игрушки для логопедической работы.

Разработать конспекты занятий в игровой форме.

Оказывать методическую помощь воспитателям по ведению профилактической работы с использованием игр.

Оказывать консультативную помощь родителям по проведению занятий в игровой форме при выполнении заданий логопеда.

Ожидаемые результаты :

Повышение мотивации к логопедическим занятиям.

Повышение результативности коррекционно-развивающей работы.

Повышение работоспособности на занятиях по звукопроизношению, подготовки к обучению грамоте.

Подборка игрового материала: дидактических игрушек, игр, развивающих пособий для коррекционной работы.

Разработка необходимых наглядных пособий для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий в игровой форме.

Разработка консультации для родителей и педагогов по теме использования разных видов игр для развития речи.

Разработка конспектов занятий в игровой форме с детьми старшей группы (занимающихся на логопункте) по формированию фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте, обогащению и активизации словаря, формированию навыка связного высказывания.

Адоптированные конспекты занятий для детей подготовительной группы (занимающихся на логопункте) С.П. Цукановой, Л.Л. Бетц по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Подборка игрового материала для работы с «неговорящими» детьми.

Разработка пособий для проведения в игровой форме артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Подборка игровых пособий и дидактических игр по развитию психологической бары речи.

Медиатека лицензионных компьютерных программ и игр, игровых учебных презентаций для логопедической работы.

Фонотека для проведения логоритмических упражнений и пальчиковой гимнастики.

Использование игровой технологии в логопедической работе

Для проведения коррекционно-развивающей работы с использованием игровых технологий на логопедическом пункте подобраны игрушки, дидактические и компьютерные игры.

Использование игрушек

Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Почти на каждое подгрупповое занятие в старшей группе «приходит гость». Это может быть динозаврик Звукоежка, медвежонок Умка, умеющий играть на барабане, ослик, играющий на балалайке, кукла, рассказывающая детям о частях тела, бельчонок, который ищет друзей, старик со старухой из сказки и др. Почти всегда эти игрушки погружают детей в какую-то сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям или приглашают их поиграть, научить тому, чему учатся сами дети. В конце занятия они благодарят их за помощь. Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учились произносить какой-либо звук, но и помогали Умке выучить его любимый звук У и т.п.

Для работы с детьми младшего дошкольного возраста с ЗРР, с ОНР 1 или 2 уровня используются сюжетно-ролевые игры. Чтобы вызвать ответные речевые реакции у неговорящего ребёнка разыгрывается какой-то сюжет с несколькими игрушками и ребёнок вовлекается в сюжетно-ролевую игру. Таким образом, отрабатываются короткие диалоги, которые могут состоять из звукоподражаний и простых слов, и можно повторить вновь появившееся слово многократно используя его в игровой ситуации.

Одна из любимых игрушек – это мяч. Он используется для проведения динамических пауз и дидактических игр. А мячи-ёжики и для массажа рук.

Игровая форма занятий

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Логопедические занятия проходят в игровой форме. В начале занятия ставится дидактическая задача в игровой форме. Например: появляется гость, приходит письмо с заданием для детей или погружение в сказочный сюжет. В процессе занятия, путём выполнения упражнений по заданию героя. Дети так же могут выполнять роли (спортсмены, путешественники, космонавты, пассажиры и др.). За успешное выполнение заданий дети могут оцениваться фишками, звёздочками и т.п., что вносит соревновательный элемент.

Очень нравятся старшим дошкольникам занятия в форме конкурса, викторины, соревнования. Но в этом случае логопеду надо продуманно отнестись к распределению детей в команды или подбора детей для выполнения различных занятий, чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал на занятии, не замыкался, не стеснялся принять участие в конкурсе. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в группе, в команде, чтобы дети поддерживали друг друга, действовали совместно, дружно.

Для индивидуальных и подгрупповых занятий используются рабочие тетради. В старшей группе - тетради Н.Э. Теремковой, в подготовительной к школе – С.П. Бец, Л.Л. Цуканой «Я учусь говорить и читать». Занимательные сюжеты, предложенные авторами пособий, очень нравятся детям. В каждой тетради есть постоянные герои, которые поддерживают игровой сюжет на протяжении всего периода обучения.

Подгрупповые логопедические занятия по подготовке к обучению грамоте проводятся в старшей и подготовительной к школе группах. Для облегчения усвоениия учебного материала изготовлены несколько дидактических пособий. В кабинете висят замки звуков, в которых постепенно поселяются девочки – гласные звуки и мальчики – согласные звуки. Для обозначения этапов занятия, последовательность выполнения упражнений, заданий изготовлено пособие «Тропинка испытаний».

Для привлечения внимания ребёнка к артикуляционной гимнастике используются рисунки к рассказу логопеда «Сказки о весёлом язычке», гимнастика со Смешариками.

Дидактические игры

Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Эти игры широко используются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактического материала используются:

Игрушки,

Реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.,

Объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).

Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:

Расширять и уточнять знания детей,

Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация),

Совершенствовать речь,

Развивать все психические процессы.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин». В таких играх воспитывается терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.

Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр - неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Виды настольно-печатных игр: лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, кубики и др.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевёртышами, игры-загадки («Какое это время года? », игры-предположения («Что было бы, если бы.? »).

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Основной компонент - дидактическая (обучающая) задача. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса.

В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение речи, широко используются дидактические игры. По каждому направлению работы подобраны игры для решения узкой коррекционной задачи. Большое внимание уделено разделу «Звукопроизношение», т.к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку. Игровая мотивация стимулирует к заинтересованности в положительном результате. С другой стороны, игровая мотивация может служить и усложнением при закреплении навыка правильного произношения, т.к. увлёкшись игровым сюжетом, ребёнок перестаёт контролировать произношение и может проиграть. Поэтому ему приходится концентрировать на двух задачах одновременно: соблюдать правила игры и контролировать правильное произношение. Некоторые игры, такие как «Электронная викторина, «Логико-малыш», позволяют ребёнку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания.

С помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи. Когда необходимо закрепить полученные навыки, дети могут самостоятельно выбрать игру, используя символическое обозначение игр.

Самые любимые детьми игры на развитие психологической базы речи. Такие игры, как «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесный мешочек» и др., используются в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизация словаря.

В кабинете есть настольно-печатные игры, которые используются с детьми разного возраста по разным направлениям логопедической работы. Некоторые игры адоптированы для работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Кабинет оснащён компьютером, который даёт возможность использовать ИКТ в логопедической работе. Самостоятельно разработаны 3 игровые презентации «Звук Ц», «Звуки С-З», «Весёлые поворята». В целях развития дыхания, чувства ритма, фонематического слуха, восприятия, произношения, связной речи, грамматического строя используются логопедический программы «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно».

Ежегодно проводятся консультации для воспитателей и родителей по использованию игр в коррекционной работе. Советы и рекомендации размещаются на сайте детского сада и сайте логопедического пункта.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!