История округа. Донские калмыки-казаки

Казаки-калмыки Сальского округа Области Войска Донского в 1-ю мировую войну.

Как известно, калмыки появились в пределах России в начале XVII века. Они перекочевали из Джунгарского ханства и образовали в низовьях реки Волга Калмыцкое ханство, которое укрепилось при Аюке-хане. Архивные документы свидетельствуют, что калмыков призвали на Дон местные казаки для совместной борьбы с крымскими татарами. Так, в 1642 году донские казаки обратились к своим новым соседям с предложением о совместной борьбе с крымцами за овладение Азовом. А в 1648-м калмыки впервые появились под Черкасским городком. Между калмыками и казаками был заключен оборонительный и наступательный союз, согласно которому 1000 калмыков выступили против крымцев. С этого времени между ними заключались договора и давались присяги о верной службе России.

В 1696 году Аюка-хан отпустил на Дон под Азов до трех тысяч кибиток (порядка десяти тысяч человек) для охраны пограничной линии и борьбы с азовцами. Эти калмыки обратно в Калмыцкое ханство не вернулись, остались на Дону, под Черкасском. Часть из них приняла православную веру.


В 1710 году Аюка-хан прислал дополнительно на Дон еще десять тысяч калмыков во главе с торгоутским владельцем Чиметом и дербетовским владельцем Четырем для несения охранной службы южных границ от набегов кубанцев.

Корнет Лейб-гвардии Казачьего полка Очир-Гаря Шарапов, 1861 г.

В 1723 году Петр I повелел всех кочующих по Дону калмыков оставить в казачьем сословии и больше представителей этой народности на эти земли не принимать. Таким образом, в 1731 году калмыки, перешедшие на Дон, вошли в состав населения Войска Донского и были подчинены Управлению войскового казачества. В 1745 году вся населенная Западная степь была отдана под кочевье калмыкам, причисленным к Войску Донскому. На этих землях было образовано три калмыцких улуса с хуторами и населением: Верхний, Средний и Нижний.


Корнет Токи Дакугинов. 1912 год. Станица Платовская

В 1856 году в Калмыцком округе было 13 станиц, в которых проживало 20635 человек (10098 мужчин, 10537 женщин). Лошадей числилось 31455 голов, КРС - 63766 и овец 62297 голов.

Корнет Токи Дакугинов. Станица Платовская

В 1862 году для донских калмыков ввели станичное управление, подчиненное Донскому Войску. По административному устройству калмыцкое кочевье делилось на три улуса, а 13 сотен были преобразованы в станицы.

В 1891 году по положению земельный пай на одного мужчину составлял 15 десятин, остальные земли принадлежали станичному обществу, которое при призыве казака-калмыка на военную службу обеспечивало его конем, оружием и одеждой. С 1 сентября 1891 года донские калмыки в правовом отношении были приравнены с казачеством Дона и стали строить гражданско-бытовые отношения по образцу Донского казачества. При этом прежние сотни были переименованы в станицы: Батлаевская, Бурульская, Власовская, Денисовская, Граббевская, Кутейниковская, Ново-Алексеевская, Потаповская, Платовская, Эркетинская, Чонусовская и хутора: Балдырский, Атаманский, Каменский, Потаповский и Эльмутянский.


Астраханский губернатор И.Н. Соколовский с калмыцкой знатью. 1909 год

В 1898 году донские калмыки имели окружную школу и семь станичных начальных школ. По данным на 1913 год, на территории Сальского округа без учета работающих в других округах и конных заводах проживало 30178 человек. В округе было 13 станиц и 19 калмыцких хуторов. После окончания Гражданской войны в 1920 году здесь проживало всего 10750 калмыков, т. е. население сократилось в три раза. Такое резкое сокращение численности калмыков, проживающих на Дону, за период с 1897 по 1920 годы (за 23 года) объясняется потерями казаков-калмыков на полях сражений в русско-японской (1904-1905 г.г.), Первой мировой (1914-1920 гг.) и Гражданской (1918-1920 гг.) войнах.




Подъесаул Церен Дживинов - полный Георгиевский кавалер. Казачья сотня под его командованием захватила в плен 800 австрийцев во время Первой мировой войны.

Казак Потаповской станицы Всевеликого войска Донского Бадма Мартушкин



Полковник Батор Мангатов, командир 19-го Донского казачьего полка.




Полковник, князь Данзан Тундутов-Дондуков, атаман Астраханского казачьего войска.

Офицеры Белой Добровольческой армии: полковник Гавриил Тепкин, Уланов, князь Тундутов.





Казаки 80-го Джунгарского полка под Ростовом. 1918 год.


Наран Уланов. Станица Ново-Алексеевская. Область Войска Донского

Имкенов??



Атаман донских казаков, генерал Багаевский инспектирует разрушенный большевиками калмыцкий хурул на дону. 1918 год

Казак Мушка Кутинов

Донские калмыки. 1922 год



Атаман донских казаков, генерал Багаевский на аудиенции у ламы донских калмыков. 1918 год


Атаман донских казаков генерал Багаевский на пороге калмыцкого хурула. 1918 год






Донские казаки и калмыки сходят на берег. Начало эмиграции. Остров Лемнос. Греция




В Турции с Британской армией. 1921 год Д. Уланов


Лагерь Кабакджа. Турция. 1921 год

В эмиграции.

Санжа Балданов (слева), Санжа Таргиров (справа) В эмиграции.

Константинополь. Турция. Российские белоэмигранты.


Донские калмычки в эмиграции. Турция. Снимок преположительно сделан в 1921-1923 гг.


Офицеры Белой армии в Галлиполи. Турция


Эвакуированные донские калмыки и их потомки 35 лет спустя, в DP Dom, Нью-Джерси, США

После окончания Гражданской войны в связи с образованием Калмыцкой автономной области в составе РСФСР началась работа по переселению оставшихся калмыков из Донской области на территории Калмыцкого автономного округа. Предполагалось переселить 13 тысяч человек в Больше-Дербетовский улус (ныне Городовиковский район). По состоянию на 1 января 1925 года, переселилось 8451 человек из 13 станиц Донской области.
Председатель Больше-Дербетовского улусного исполкома Харти Бадиевич Кануков в своем докладе "О переселении донских калмыков по состоянию на 1 января 1926 года" отмечал, что за три года переселилось 15171 человек из всех 13 станиц Сальского округа.
29 апреля 1929 года президиум Северо-Кавказского крайкома принял решение "О создании самостоятельного Калмыцкого района в составе Сальского округа". По сведениям на 1 апреля 1932 года в Калмыцком районе имелось 11 сельсоветов и 23 колхоза с населением 12 тысяч человек, в т. ч. калмыков 5 тысяч человек. Районный административный центр находился в станице Кутейниковской, просуществовавшей с 6 ноября 1929 года до даты депортации калмыцкого народа в Сибирь.
После возвращения из ссылки уроженцы Калмыцкого района Ростовской области в Кутейниковской соорудили памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В заложенной капсуле значатся имена более 800 воинов-калмыков, уроженцев Ростовской области, погибших за честь и независимость нашей Родины.

Относится к 1670 году. В 1694 году на донских калмыков был распространён статус казаков, выделили земли в сальских и манычских степях. Массовый приход калмыков на Дон происходил на добровольных началах, что было для тех веков редкостью. Местная войсковая старшина всегда с охотой принимала себе на службу «...добрых конников, храбростью отличных, к службе всегда готовых и ревностных и так необходимых для хозяев пастухов и коновалов, войску весьма полезных».

В 1806 году образовали Калмыцкий округ, ранее он назывался Кочевьем донских калмыков.В отношениях калмыков и Донских казаков были сложности, но связывающего элемента было намного больше, чем противоречий. Ещё в 1682 году войсковой атаман Фрол Минаев писал в Москву, «что с калмыками донские казаки живут нынче в миру и задоров меж них никаких нет».

Казаки поняли, что «учение ламаитов чуждо проповеди вражды и ненависти к последователям других религий, а калмыки сами по себе народ мягкий, чуждый фанатизма и нетерпимости». Это позволило калмыкам достаточно быстро, хотя и не без конфликтов и столкновений, вписаться в казачье сообщество. Поспособствовала и буддийская этика, которая призывала к смирению, к непротивлению злу, полагая, что зло в душе, обида умножают зло в мире.

Калмыков и донских казаков объединяло врождённое чувство гордости, они ценили достойное мнение о себе, о своей семье. Современник отмечал: «Калмыки никогда не нищенствуют, даже находясь в крайней бедности».

Повседневные контакты, заинтересованность в эффективном ведении хозяйства, развитие бытовых, межсемейных связей постепенно устраняли бывшие противостояния. Примером может служить усыновление атаманом хутора Иловлиновского станицы Атаманской Иваном Тимофеевичем Колесовым. Когда младенец-калмык из соседнего хутора остался без родителей, атаман взял его в свою семью, воспитал, дал имя Николай Колесов.

В связи с переходом на оседлый образ жизни калмыки давали хуторам новые наименования. Свидетельством уважения к религии стало возникновение названий хуторов — Хурульный (было три таких хутора).

На территории современного Дубовского района Ростовской области кочевали казачьи сотни Балдрская, Эркетеневская и Чунусовская. Сначала у них были хурульские кибитки.

В Балдрской сотне хурул был основан в 1804 году.

В юрте станицы Потаповской имелось пять калмыцких хурулов, в самой станице действовал калмыцкий храм, который носил тибетское название «Банчей-чойлин», а в просторечии назывался «Балдыр-хурул».

Хурул ст. Потаповской
Фото из кн.: Богачёв В. Очерки географии Всевеликого Войска Донского. Новочеркасск. 1919 г.

Эркетеневский храм был утверждён правительством к постройке в 1842 году, а до этой даты эркетеневцы построили маленькую кумирню, величиною около двух с половиной сажень, затем деревянный хурул. Организатором строительства нового хурула был Бакша Дамбо (Домбо-Даши) Ульянов. В возрасте 13 лет он прибыл в станицу Эркетинскую и поступил в духовную школу при хуруле. Затем служил в хуруле станицы Власовской. В 1886 году стал штатным войсковым гелюнгом Потаповской станицы, открыл при хуруле школу, а также небольшую больницу, где лечил методами тибетской медицины. В 1889-1891 годах в междуречье Дона и Волги разразилась эпидемия холеры, уносившая жизни целых поселений. Д. Ульянов врачевал людей и добивался несомненных успехов. Однако, по мнению недальновидных чиновников, врачевал незаконно, за что судили, но оправдали из-за успешности своего лечения и по показаниям пациентов.

Станицу Потаповскую разделили на две станицы — Потаповскую и Эркетинскую. Д. Ульянов совершил поездку в Петербург, где представил новый проект Эркетинского храма, Император его утвердил. Хурул был сооружён из кирпича, печи, стены и пол выложили белой кафельной плиткой, на стенах плитка с этюдами из буддийской символики. Это был не отдельно стоящий храм, а целый комплекс построек, включавших лечебный корпус, школу, столовую, жилище бакши, гелюнгов. В лечебном помещении стояли ванны, посылали в дальний путь повозки, на волах везли лечебную грязь, которую доставляли из Маныческо-Грузской санитарной станции «Вагнеровская». Уцелело одно из зданий, сейчас это жилой дом. А в 60-е годы XX века здесь находилась Эркетиновская начальная школа. Стены классов были отделаны кафельной плиткой, потолок — в лепнине, печь также покрыта кафелем.

Хурулы ст. Эркетинской, начало XX в.
Фото из кн. «Физическое и статистическое описание кочевий донских калмыков» / Сост. Н. Маслаковец. Новочеркасск, 1872

Д. Ульянов был похоронен в станице Эркетинской. В 70-е годы вели оросительный канал, местные жители станицы Андреевской обратились с просьбой к калмыцкому руководству перенести прах в Калмыкию.

Гелюнгом хурула станицы Эркетеневской был Лиджа Сармаданович Бакинов. В конце 20-х годов гелюнг долго скрывался от властей, приходил ночью к своей невестке, вдове младшего брата, за продуктами. На ночь не оставался, забирал сумку и уходил. Потом пропал. Видимо, служитель хурула уцелеть не смог.

Гелюнг Эркеневского хурула Лиджа Сармаданович Бакинов
Фото из архива Н.Ц. Худжиновой

Всего на Дону насчитывалось 14 хурулов со штатом 653 духовных лица.

В целях хозяйственного обустройства их поддержала местная власть. Высшее духовенство (бакши, гелюнги) освобождалось от службы, им выделялись земельные наделы. В станице Чунусовской 200 десятин было отдано хурульному духовенству. Более 30 лиц, принадлежащих к калмыцкому духовенству, сдавали свои паи в аренду.

Главами донского духовенства были ламы. В 1896 году институт ламы упразднили, заместителем верховного Ламы, главным духовным лицом считался Бакша-гелюнг. В калмыцких сотнях избирали три кандидата, одного из них в этом звании утверждал Наказный Донской Атаман.

Когда калмыки ходатайствовали Императору с просьбой о дозволении звания Ламы, Войсковой Атаман Н.И. Святополк-Мирский вызвал к себе всех хурульных бакшей, поставил в одну шеренгу и кричал на них: «Желаете иметь религиозного главу!? Ваш духовный, религиозный глава — окружной начальник!» Лишь в 1903 году калмыцкий народ добился права иметь высшего духовного главу, «Ламу все Донских казаков».

Калмыцкое Духовенство первоначально располагалось в Ильинской слободе, его возглавляли Бакши донских калмыков Д.Г. Гонджинов, Д. Микулинов, А. Чубанов. В станицах хурулы возглавляли: в Эркетинской бакша Б. Ушанов, гелюнг Башинов Нурзун Лиджиевич (калмыки его чаще звали Нурзун-гелюнг), в Чунусовской Н. Цебеков и старший хурульский гелюнг Э. Хохлов. Бакша хурула станицы Чунусовской Н. Цебеков умер в эмиграции.

Гелюнг Эркетеневского хурула, участник разведывательной экспедиции в Тибет в 1904 г. Бадма Чубарович Ушанов
Фото предоставлено А.А. Назаровым

Видным представителем духовенства был М.Б. Борманжинов. Его избрали бакшой Денисовского хурула, а в 1903 году Ламой все Донских калмыков. Менько Бакеревич был очень образованным человеком и крепким сельским хозяином, на отдельном зимовнике вёл дело в широких размерах, кроме паевой земли арендовал войсковой земельный участок, засевал около 400 десятин. Он перевёл на калмыцкий язык священные буддийские тексты.

После кончины в марте 1919 года ламы Менько Борманжинова обязанности багши-ламы донских калмыков исполнял Шургучи Нимгиров, он эмигрировал с частями белой армии в Турцию. Простые монахи-гелюнги оказались в числе эмигрантов, часть из них в начале 20-х годов вернулась в Россию.

Пытались обратить калмыков в православную веру, закрыли четыре хурула, в том числе и Эркетинский. Но калмыки не могли смириться с таким положением дел, ходатайствовали о восстановлении храмов. Областная Канцелярия рассмотрела вопрос и в 1897 году упразднённые хурулы открыли вновь.

Буддийская и православная конфессии сотрудничали. В 1875 году слободу Ильинскую посетил архиепископ Донской владыка Платон. Близ реки Большой Гашун его встретили заседатель калмыцкого правления П.О. Дудкин и калмыцкое духовенство.

Однако в отношениях представителей православия и буддизма было не всё так просто. Соперничество направлений в теологии заставляло вести борьбу. В начале XX века Иеромонах Гурий писал: «Прежде калмыцкое духовенство пользовалось громадным значением у калмыков, каждое слово гелюнга имело силу. Ныне замечается упадок почтения и уважения к своему духовенству, благодаря его распущенности и беззастенчивой эксплуатации тёмного народа».

Ему вторил другой современник, преподаватель Воронежской семинарии Александр Крылов: «Нравственно и умственно цивилизирующего влияния на народ со стороны жрецов ждать нельзя; потому что жрецы составляют высшую касту народа, так сказать — аристократию, которая держит народ в почтительном отдалении, и служит для него разве примером праздности, пьянства, бродяжничества и т.п., только ничуть не примером каких-либо добродетелей».
На этих примерах можно видеть уровень конкуренции идейных направлений.

Был создан Донской епархиальный комитет Православного миссионерского общества, призванный организовать миссионерскую деятельность среди калмыков. Крещёным калмыкам давали льготы от уплаты податей. Начинали сооружать православные храмы в калмыцких станицах. Для подготовки миссионеров в 1880 году в архиерейском доме слободы Ильинки открыли общину-приют для детей калмыков. Но реальных сдвигов не получилось, православные храмы и приют вскоре были закрыты.

Хурулы были центром воспитания защитников державы. В Государственном архиве Ростовской области хранится «Дело о постановке в буддийских храмах поминальных досок для увековечивания памяти воинских чинов-калмыков, погибших в войну с Японией». Департамент Духовных Дел Министерства внутренних дел разработал эскиз поминальной доски, текст и язык подписей. Надпись «За веру, Царя и Отечество» производилась на калмыцком языке, имена убитых и умерших на русском языке. Доски установили во всех хурулах калмыцких станиц Сальского округа.

В ходе Гражданской войны и в 20-е годы все хурулы подверглись разрушению. Граббевский хурул сгорел от пулемётного огня, сокровища храма были уничтожены пожаром. Служители — кто убит, кто эвакуировался за рубеж.

По прибытию красных в станицу Потаповскую были расстреляны бакша хурула Санджи (Джимба) Шагашов, гелюнги братья Яков и Намджал Бурвиновы. Хурул в 20-е годы, после уезда калмыцкого населения, пошёл на слом.

Хурул в станице Власовской сжёг местный учитель.

Судьба Беляевского хурула тоже была трагичной. Белые убили семью Абрама Давыдова, иногороднего хутора Троилинского. Он сжёг хурул. По воспоминаниям старожилов, красные использовали этот пожар как ориентир для ведения артиллерийского огня по станице Беляевской со стороны возвышенности Ергени.
В 20-е годы молебенная часть Эркетинского хурула сгорела, а лечебная осталась, в 70-е годы стены ещё стояли. Строительные материалы пошли на сооружение нового школьного здания в станице Новониколаевской.

Чунусовский хурул в те же годы разобрали на строительные материалы.

Судьба разметала служителей храмов по разным странам и городам. Бакша Граббевской станицы, бакша все Донских калмыков Зодба Бурульдинов был погребён в США, на казачьем Свято-Владимирском кладбище в городке Кесвилл штата Нью-Джерси. Там же похоронен А.И. Деникин, упокоились Терский атаман К.К. Агоев, Походный атаман генерал-майор П.Х. Попов. Здесь же могила полковника Всевеликого Войска Донского Леонтия Константиновича Дронова.

Спустя долгие годы, уже в начале XXI века, приехал из Элисты в станицу Эркетиновскую А.А. Назаров, потомок казаков-калмыков Зартыновых, Цебековых. На месте хурула — одни развалины. Лишь кое-где видны остатки кирпичной кладки, фундамента калмыцкого храма… Рядом стоит дом, в нём ранее было жильё служителей, здесь по праздникам проводились торжественные обеды.

Потомки казаков-калмыков объединились в землячество. Договорились увековечить место, где стоял Эркетеневский хурул. В июне 2013 года в станице Эркетиновской состоялось открытие Памятного знака. По калмыцкому обычаю в основание плиты положили остатки кладки старинного здания хурула. Атаман Э.Н. Манжиков и председатель Совета Эркетинских казаков-калмыков А.А. Назаров открыли памятник.

Церемония открытия Памятного знака на месте Эркетеневского хурула, 2013

Прозвучала буддийская молитва. По калмыцкому обычаю территорию хурула обошли под водительством лам.
На территории Дубовского района Ростовской области остались населённые пункты, где ранее проживали калмыки — станица Эркетиновская, хутора Адьянов, Новосальский, Холостонур. Седой ковыль горестно склоняется над останками бывших станиц Потаповской и Чунусовской, хуторов Болдырского и Худжуртинского. От их сооружений не осталось и следа

Калмыки на Донской земле с XVII до начала XX века.

Становление официальных вассально-служебных отношений с Российским государством и военной службы калмыков достаточно чётко зафиксировано в граматах и договорах калмыцких тайшей с царём Михаилом Фёдоровичем Романовым в 1618, 1623, 1630-1632ᴦ.ᴦ. В 40 - 50-х годах XVII столетия из монгольских сте­пей в Поволжье и на левобережье Задонья перекочевали племена ойратов (монголов, не принявших ислам, а исповедовавших разновидность буддизма – ламаизм), получившие название калмыков. Первоначально они часто вступали в столкновения с ногайцами и донскими казаками из-за территории и скота͵ затем стали налаживать связи и дипломати­ческие контакты. В 1648 году меж­ду калмыками и казаками был заключен оборонительный и наступательный союз против крымских татар.
Размещено на реф.рф
Уже в 1651ᴦ. отряд калмыков переправился через Дон, двинувшись в набег на владения крымского хана, упредив готовившийся татарами поход против донцов. В феврале 1661 года в донскую столицу Черкасск с дипломатической миссией от предводителя калмыков Дайчин-Тайши прибыл посол Баатыр Янгильдеев. Обменявшись подарками с войсковым атаманом Корнилой Яковлевым, послы провели пере­говоры по поводу совместных действий против крымских татар и ногайцев. Весной того же года с ответным визи­том в кочевья Дайчин-Тайши отправилось донское посоль­ство во главе с Федором Буданом и Степаном Разиным. Заключенный ими договор был выгоден не только донс­ким казакам, но Российскогому государству, ибо отныне калмыки из силы враждебной превращались в союзников России. Царь Алексей Михайлович в 1663 году одобрил союз донцов с калмыками, разрешив последним кочевать в юго-восточных пределах казачьей земли: по рекам Маныч, Сал, Иловля, Бузулук и Хопер.
Размещено на реф.рф
Для дипломатичес­ких приемов калмыков правительство вместе с казачьим жалованьем стало ежегодно присылать по двести ведер водки.

Зимой 1663 года соединœенный отряд донских казаков и калмыков совершил поход против татар, к Крымскому перешейку. Донских казаков возглавлял молодой Сте­пан Разин, а калмыков - Шогаша Мерген и Шербет Бакши. В сражении у Молочных Вод они нанесли поражение сильному татарскому отряду во главе с Сафар Казы-агой.

Несмотря на то, что калмыки (в отличие от казаков) не являлись православными, а исповедовали ламаизм, разновидность буддизма (это учение проповедовало терпимость к другим религиям), они довольно быстро вписались в культурную донскую среду, став со­юзниками донских казаков в борьбе против Блистатель­ной Порты и Крымского ханства.

С приходом к власти авторитетного степного политика Аюки-хана, число донских калмыков значительно уве­личилось. Этот правитель вел двойственную политику по отношению к Дону и России. ʼʼНе распространяясь здесь о тонкой политике Аюки-хана, - писал дореволюционный донской историк И.И. Попов, - можно только заметить, что данный хан, ...несмотря на то, что считался русским под­данным, был самым могущественным и самостоятельным из всœех повелителœей калмыков, так как во всœех своих делах всœегда поступал только по своей воле. Ловкими интригами и изворотливостью Аюка-хан сумел быть любезным и русским государям, несмотря на то, что грабил русские города и села, и крымскому хану, и Константино­полю, и всœем другим окружавшим его правителям, даже Богдо-хану китайскому и Далай-ламе тибетскому, от ко­торого он, первый изо всœех калмыцких повелителœей, по­лучил высокий титул хана. При всœех своих сношениях с разными государями, Аюка-хан соблюдал только свои соб­ственные выгодыʼʼ.

Авторитарный способ правления этого хана приводил к тому, что многие калмыцкие родовые вожди уходили от него на Дон, к казакам. Так, в 1686 году 200 калмыцких семейств попросили убежища у дон­цов и были приняты ими ʼʼв казачье сословиеʼʼ. Четыре года спустя в Черкасск прибыло 600 калмыцких воинов во главе с Батур Черкесом, получив разрешение казачьего Круга кочевать между Доном и Донцом.

После смерти Аюки-хана в 1722 году, среди калмыц­ких вождей началась борьба за власть, на вершину кото­рой поочередно входили Церен-Дондук, а затем Дондук-Омбо. С последним успешные дипломатические перегово­ры провел войсковой атаман Данила Ефремов. Это было время, когда Российская империя готовилась к решаю­щим схваткам с Турцией и Крымом, когда фельдмаршал Миних сконцентрировал на Дону армию для похода под Азов, а затем и в Крым.

Русскому правительству необхо­димо было знать, чью сторону примет в предстоящей вой­не калмыцкий правитель Дондук-Омбо, несколько десят­ков тысяч конницы которого являлись грозной по тем временам силой. Проявив незаурядные дипломатические способности, Данила Ефремов сумел склонить калмыцко­го правителя к союзу с Россией. За успешно проведенную миссию Данила Ефремов указом императрицы Анны Иоанновны от 17 марта 1738 года был назначен Донским Войс­ковым атаманом. И в последующее время дальновидный Ефремов поддерживал добрые отношения с калмыками, принимая их вождей-тайш у себя в Черкасском городке и в загородной даче на хуторе Красном.

После смерти Дондук-Омбо, его внук, Цэбэк-Дорджи, ʼʼот­кочевал с 33.000 дымовых отверстий(юрт-кибиток) народа из России в Китайʼʼ. Оставшиеся в России калмыки, ввиду своей немногочисленности и слабости, подвергавшиеся нападениям воинственных сосœедей (киргизов, горских и других народов), обратились к имперскому правительству и донским казакам с просьбой о причислении их к казачьему сословию. В 1794 году на это было получено высочайшее разрешение, и калмыки посœелились между Доном, Донцом и под Черкасском. Обладая всœеми казачь­ими правами, они имели право свободно исповедовать буд­дизм - традиционную религию своих предков. Из сильных, годных к военной службе калмыков, формировались сотни, включаемые в состав донских полков. За службу калмыки получали хлебное и денежное жалованье. Кал­мыки, по физическим данным годные к военной службе, но желавшие работать скотоводами и табунщиками, мог­ли откупиться от военной службы, внеся определœенную сумму в Войсковое правление для снаряжения вместо них на службу казаков.

Неспособные по физическим данным к военной службе калмыки составляли команды таранников - рабочих на войсковых рыбоспетных заводах, где обрабатывалось боль­шое количество рыбы-тарани.

Представители донских калмыков (а также татар) слу­жили ординарцами у наследника престола великого кня­зя Павла Петровича, будущего императора Павла Перво­го. Так, в конце апреля 1777 года ʼʼпо его светлости князя Григория Александровича Потемкина приказанию для бытия в ʼʼординарстве при его высочестве ве­ликом князе Павле Петровиче, отправить с полковником Петром Яновым... двух татар и двух калмыков, каждого с парою лошадьми; калмыки татар с сагайдаками и дро­тиками, а находящемуся в Москве старшинœе Ивану Пла­тову грамотою велœеть на кошт войсковой справить кал­мыкамлубя и лабашки и по две пары сапогʼʼ.

В 1798 году калмыки были подчинœены Войсковому гражданскому правительству, а с 1803 года ими управля­ли специальные ʼʼприставы над калмыкамиʼʼ, обязатель­но имевшие офицерские чины. Для большего контроля над неспокойным калмыцким воинством в начале прав­ления атамана М.Платова их переселили на левобережье Дона, предписав ʼʼвесной кочевать от реки Кагальника до Сала, летом по обеим Куберле и Гашуну, осœенью в окрес­тностях Манычских соленых озер, а зимой по самой Манычиʼʼ.

Наконец, в 1806 году всœе калмыцкие кочевья были разделœены окончательно на три базовых улуса: Верхний, Средний и Нижний, управлявши­хся начальником - зайсангом, часто совмещавшим светс­кую и духовную власть. Калмыки Верхнего улуса кочева­ли по реке Сал и левым его притокам, границы Среднего улуса лежали по обеим сторонам Маныча, а Нижнего - по рекам Эльбузд (Ельбузд), Ея, и Кугей Ея. Определœение за ними прав и обязанностей казачества и условий службы сами донские калмыки определили названием – ʼʼбузаавʼʼ, в смысле, вручили ружьё (оружие)ʼʼ

Улусы, в свою очередь, делились на 13 сотен-аймаков: Харьков­скую, Беляевскую, Балдырскую, Эркетинскую, Чунусовскую, Бембекинскую, Гелингякинскую, Кювютскую, Бурульскую, Бакшинскую, Бултуковскую, Батлаевскую и Намвровскую. Сотни же делились на хотоны.

В начале 19 века большая часть дербентовских калмыков откочевала в астраханские степи. В Войске Донском остались только калмыки Нижнего улуса. В 1801 году их насчитывалось 2262 души мужского пола. В 1803 к ним присоединились около 400 чугуевских и доломановских калмыков, переселившихся в область Войска Донского.

В 1806 году был образован Калмыцкий округ из кочевавших в задонских степях калмыков. Земельная площадь, определœенная под их станицы, была окружена с севера и запада казачьими и крестьянскими землями 1 и 2 Донских округов; с юга – землей, отведенной для частного конезаводства; с востока – землями калмыков Астраханской губернии. В этом же году им были дарованы всœе права и привелœегииказачьего войскового сословия. Данные акты сами калмыки определили как обретение нового почётного статуса казачества – ʼʼбузаавʼʼ (вручили ружьё , определили на государственную военную службу)

Донские калмыки-бузаавы принимали активное участие в составе сотен-аймаков и казачьих полков войне 1812 года. В авангарде казачьих полков под командованием М.И. Платова в марте 1814 года они вошли в Париж, поразив французов своим экзотическим обликом.

Отбывая за пределами Донского края нелœегкую службу наравне с казаками, донские калмыки сложили об этом цикл народных песен. Вот одна из них, записанная донским дорево­люционным историком И. И. Поповым:

ʼʼКак переправишься через Гашун,

Вспоминается своя земля и ее воды.

Как едем верхом рядами,

Чернеется впереди деревянный лагерь,

Три выстроенные рядами лагеря

Чернеются в голубоватой дымке.

Как переедем Куберле,

Дадим отдых себе и коням.

Когда переправимся через Маныч,

Заструится пот со лба.

Нас родившие отцы и матери!

Живите счастливо по законам веры.

Город Новочеркасск

Хоть и красив, но очень труден.

Выступая из Новочеркасска,

Садимся на огневую машину.

На берегу Черного моря

Стоял я на карауле;

На берегу Белого моря.

Стоял я на часах.

Долго длится зимняя ночь

И прохладна серая шинœельʼʼ.

Об эпо­хальных событиях борьбы сНаполеоном у калмыковтак же со­хранилось несколько песен.

ʼʼНа трех Манычских курганах

Собирал войско генерал Матвей,

А собранных генералом Матвеем

Инспектировал Андрей Митрич,

Отправлял на службу сотник Аля.

Как отправил нас на службу сотник Аля,

Мы ехали, печалясь о домашних.

Воду Старого Дона переехали мы с помощью наших верных коней,

А через воду Молодого Дона переправились

мы силой молитвы.

Может ли вода глубочайшей реки

Иссякнуть, входя в сыпучие пески?

Сияние восходящего солнца

Можно ли затмить ладонью руки?

Точно так же и услышав тот прекрасный приказ (о походе),

Наши сердца исполнились удовлетворениемʼʼ.

По ʼʼПоложению об управлении Войском Донскимʼʼ 1835 года,официально подтверждалось, что калмыки, наравне с казаками, теперь несли воинскую повинность. В 1859 году калмыков насчитывалось уже 21 090 душ обоего пола.

В 1882 году общее число калмыков, по отчёту органов внутренних дел ОВД, достигло 28 659 человек. Калмыки, после создания Сальского округа в 1884ᴦ. и перехода на осёдлый образ ведения хозяйства и быта͵ проживали компактно в 13 станицах на территории Сальского округа, 1 и 2-го Донского. В составе казачьих полков они отлично служили весь XIX век и до начала XX века. Отличились донские калмыки и в других войнах, которые вела Российская империя в XIX - нача­ле XX веков (до 1917 года).

Перед революцией 1917 года на территории Области Войска Донского проживало 30.200 душ калмыков. Казаки-калмыки приняли активное участие в событиях революции и гражданской войны 1917 -1920ᴦ.ᴦ. В основном калмыцкие сотни служили в составе контрреволюционной Донской армии, отдельных карательных подразделœениях, в связи с этим большая часть их эмигрировала из Крыма вместе с казаками в 1920году.

Калмыки на Донской земле с XVII до начала XX века. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Калмыки на Донской земле с XVII до начала XX века." 2017, 2018.

Донские калмыки-казаки Казаки-калмыки Сальского округа Области Войска Донского в 1-ю мировую войну. Как известно, калмыки появились в пределах России в начале XVII века. Они перекочевали из Джунгарского ханства и образовали в низовьях реки Волга Калмыцкое ханство, которое укрепилось при Аюке-хане. Архивные документы свидетельствуют, что калмыков призвали на Дон местные казаки для совместной борьбы с крымскими татарами. Так, в 1642 году донские казаки обратились к своим новым соседям с предложением о совместной борьбе с крымцами за овладение Азовом. А в 1648-м калмыки впервые появились под Черкасским городком. Между калмыками и казаками был заключен оборонительный и наступательный союз, согласно которому 1000 калмыков выступили против крымцев. С этого времени между ними заключались договора и давались присяги о верной службе России. В 1696 году Аюка-хан отпустил на Дон под Азов до трех тысяч кибиток (порядка десяти тысяч человек) для охраны пограничной линии и борьбы с азовцами. Эти калмыки обратно в Калмыцкое ханство не вернулись, остались на Дону, под Черкасском. Часть из них приняла православную веру. В 1710 году Аюка-хан прислал дополнительно на Дон еще десять тысяч калмыков во главе с торгоутским владельцем Чиметом и дербетовским владельцем Четырем для несения охранной службы южных границ от набегов кубанцев. Корнет Лейб-гвардии Казачьего полка Очир-Гаря Шарапов, 1861 г. В 1723 году Петр I повелел всех кочующих по Дону калмыков оставить в казачьем сословии и больше представителей этой народности на эти земли не принимать. Таким образом, в 1731 году калмыки, перешедшие на Дон, вошли в состав населения Войска Донского и были подчинены Управлению войскового казачества. В 1745 году вся населенная Западная степь была отдана под кочевье калмыкам, причисленным к Войску Донскому. На этих землях было образовано три калмыцких улуса с хуторами и населением: Верхний, Средний и Нижний. Корнет Токи Дакугинов. 1912 год. Станица Платовская В 1856 году в Калмыцком округе было 13 станиц, в которых проживало 20635 человек (10098 мужчин, 10537 женщин). Лошадей числилось 31455 голов, КРС - 63766 и овец 62297 голов. Корнет Токи Дакугинов. Станица Платовская В 1862 году для донских калмыков ввели станичное управление, подчиненное Донскому Войску. По административному устройству калмыцкое кочевье делилось на три улуса, а 13 сотен были преобразованы в станицы. В 1891 году по положению земельный пай на одного мужчину составлял 15 десятин, остальные земли принадлежали станичному обществу, которое при призыве казака-калмыка на военную службу обеспечивало его конем, оружием и одеждой. С 1 сентября 1891 года донские калмыки в правовом отношении были приравнены с казачеством Дона и стали строить гражданско-бытовые отношения по образцу Донского казачества. При этом прежние сотни были переименованы в станицы: Батлаевская, Бурульская, Власовская, Денисовская, Граббевская, Кутейниковская, Ново-Алексеевская, Потаповская, Платовская, Эркетинская, Чонусовская и хутора: Балдырский, Атаманский, Каменский, Потаповский и Эльмутянский. Астраханский губернатор И.Н. Соколовский с калмыцкой знатью. 1909 год В 1898 году донские калмыки имели окружную школу и семь станичных начальных школ. По данным на 1913 год, на территории Сальского округа без учета работающих в других округах и конных заводах проживало 30178 человек. В округе было 13 станиц и 19 калмыцких хуторов. После окончания Гражданской войны в 1920 году здесь проживало всего 10750 калмыков, т. е. население сократилось в три раза. Такое резкое сокращение численности калмыков, проживающих на Дону, за период с 1897 по 1920 годы (за 23 года) объясняется потерями казаков-калмыков на полях сражений в русско-японской (1904-1905 г.г.), Первой мировой (1914-1920 гг.) и Гражданской (1918-1920 гг.) войнах. Подъесаул Церен Дживинов - полный Георгиевский кавалер. Казачья сотня под его командованием захватила в плен 800 австрийцев во время Первой мировой войны. Казак Потаповской станицы Всевеликого войска Донского Бадма Мартушкин Полковник Батор Мангатов, командир 19-го Донского казачьего полка. Полковник, князь Данзан Тундутов-Дондуков, атаман Астраханского казачьего войска. Офицеры Белой Добровольческой армии: полковник Гавриил Тепкин, Уланов, князь Тундутов. Казаки 80-го Джунгарского полка под Ростовом. 1918 год. Наран Уланов. Станица Ново-Алексеевская. Область Войска Донского Имкенов?? Атаман донских казаков, генерал Багаевский инспектирует разрушенный большевиками калмыцкий хурул на дону. 1918 год Казак Мушка Кутинов Донские калмыки. 1922 год Атаман донских казаков, генерал Багаевский на аудиенции у ламы донских калмыков. 1918 год Атаман донских казаков генерал Багаевский на пороге калмыцкого хурула. 1918 год Донские казаки и калмыки сходят на берег. Начало эмиграции. Остров Лемнос. Греция В Турции с Британской армией. 1921 год Д. Уланов Лагерь Кабакджа. Турция. 1921 год В эмиграции. Санжа Балданов (слева), Санжа Таргиров (справа) В эмиграции. Константинополь. Турция. Российские белоэмигранты. Донские калмычки в эмиграции. Турция. Снимок преположительно сделан в 1921-1923 гг. Офицеры Белой армии в Галлиполи. Турция Эвакуированные донские калмыки и их потомки 35 лет спустя, в DP Dom, Нью-Джерси, США После окончания Гражданской войны в связи с образованием Калмыцкой автономной области в составе РСФСР началась работа по переселению оставшихся калмыков из Донской области на территории Калмыцкого автономного округа. Предполагалось переселить 13 тысяч человек в Больше-Дербетовский улус (ныне Городовиковский район). По состоянию на 1 января 1925 года, переселилось 8451 человек из 13 станиц Донской области. Председатель Больше-Дербетовского улусного исполкома Харти Бадиевич Кануков в своем докладе "О переселении донских калмыков по состоянию на 1 января 1926 года" отмечал, что за три года переселилось 15171 человек из всех 13 станиц Сальского округа. 29 апреля 1929 года президиум Северо-Кавказского крайкома принял решение "О создании самостоятельного Калмыцкого района в составе Сальского округа". По сведениям на 1 апреля 1932 года в Калмыцком районе имелось 11 сельсоветов и 23 колхоза с населением 12 тысяч человек, в т. ч. калмыков 5 тысяч человек. Районный административный центр находился в станице Кутейниковской, просуществовавшей с 6 ноября 1929 года до даты депортации калмыцкого народа в Сибирь. После возвращения из ссылки уроженцы Калмыцкого района Ростовской области в Кутейниковской соорудили памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В заложенной капсуле значатся имена более 800 воинов-калмыков, уроженцев Ростовской области, погибших за честь и независимость нашей Родины.

Пятьдесят лет тому назад, а точнее 52 года - 27 января 1884 года, на территории Войска Донского быль образован Сальский округ, в районе задонских степей, до того занятого калмыцким кочевьем.

Прошло более двух столетий, как калмыки добровольно вошли в состав Донского Казачества и с тех пор калмыки и казаки, объединенные общей любовью к своей свободе, к просторам Донской степи, объединенные одной идеей - защитой Родного Края, зажили одной братской жизнью; со временем калмыки приняли и имя Донского казака Сальского округа.

Здесь я позволю, хотя бы вкратце познакомить с их историческим прошлым.

Калмыки - одна из главных ветвей монгольского племени. Родина их Азия, откуда они пришли в пределы приволжских и прикаспийских степей в 1632 году, в виде независимого народа, со своей национальной властью в лице своего хана Хо-Орлека.

Название калмык произошло от турецкого слова «калмак», что значить «оставшиеся» и измененное на русский язык - «калмык».

Религия их - буддизм. Точнее, буддизм реформированный преобразователем Зонкавой, что в русском языке принято определять словом «ламаизм».

Главные их праздники: «Цаган-Сар» (белый месяц) - в феврале месяце. «Урюс» -в первый день первого весеннего месяца - есть праздник весны и «Зул» - в ноябре.

Основная часть калмыков - «ойраты», в прошлом были весьма могущественны, неоднократно бывшие победителями сильных китайцев. «Ойраты» - это собирательное имя, оно известно больше как название Союза монгольских племен: ойратов, олэтов, хошутов, торгутов, дербетов, зюнгар. Союз этот долгое время играл решающую военно-политическую роль на востоке. А затем из-за возникавших постоянных междоусобий ослабел, пришел к упадку, а в 1755 году в борьбе с Китаем племена эти были побеждены и потеряли свою самостоятельность.

Первые упоминания об установлении сношений между Донскими казаками и калмыками относятся к началу XVII века и с тех пор в истории Дона постоянно упоминается о дружеских военных договорах, о совместных походах и набегах калмыков и казаков против крымских, кубанских татар, ногайцев и прочих воинственных племен и народностей . Многие из калмыков тогда же зачислялись в казаки.

В 1710 году, в предвидении войны с Турцией, калмыцкий хан Аюка отправил на Дон 10 тысяч бойцов, которые, оставшись на Дону, целиком вошли в состав Донского Казачества. В 1729 году к войску причисляются и юртовые калмыки.

Постоянные набеги киргизов, ногайцев и закубанских татар на калмыцкие кочевья побуждают калмыков просить императора Павла I о причислении их к Донскому войску и об отправлении службы наравне с казаками. Часть их причисляется, остальные уходят в Астраханские степи.

При Атамане М. И. Платове калмыкам, кочевавшим по всей территории Дона, отводятся задонские степи, на левой (ногайской) стороне Дона. Территория Войска Донского теперь состоит из 7 округов и калмыцкого кочевья в задонской степи, они причисляются к Войску под именем Донские калмыки. Беднейшая часть калмыков причисляется к ближайшим станицам 2-го Донского округа.

Отведя земли калмыкам, Войско Донское не вмешивается во внутренний их быт и управление. Донские калмыки продолжают жить своими обычаями. Кочевье их разделяется на 3 улуса, улусы на сотни и сотни на хотоны. Каждая сотня управляется избранными из их среды сотниками и двумя выбранными судьями, которые при судопроизводстве руководствуются своим старинным обычным правом.

В 1884 г. приравнивают окончательно донских калмыков 1г казаков, вместо кочевья учреждается Сальский округ, с окружным административным центром в станице Великокяжеской. В состав вновь образованного округа входят станицы: Батлаевская, Беляевская, Нурульская, Ново-Алексеевская, Чунусовская, Эркетинская и переименованные в честь Войсковых Атаманов, принявшие новое название станицы: Власовская, Денисовская, Граббевская, Кутейниковская, Платовская и Потаповская.

Расселившись по станицам, донские калмыки стали вести оседлый образ жизни, занявшись коневодством, скотоводством и сельским хозяйством. По статистике 1897 года их числится 28,112 душ обоего пола в Сальском округе и 2 тысячи во 2-м Донском округе.

Своим упорным трудом донские калмыки достигли хороших результатов. Появляются большие хозяйства. Калмыки культивируют прекрасную и выносливую породу строевой калмыцкой лошади .

Кроме прекрасных сортов строевых лошадей, славится особая порода, красного, калмыцкого рогатого скота.

В процессе культурного и хозяйственного развити я огромную роль сыграло калмыцкое духовенство; оно было главным проводником их религиозной и культурно-общественной жизни. В станицах Сальского округа появляются народные школы, а в Великокняжеской: высшее начальное училище (городское), четырехклассное женское училище, реальное училище. В Новочеркасске нередко можно было видеть детей калмычат и калмычек в форме гимназистов-ок, реалистов, а калмыцкую молодежь - студентами-студентками и юнкерами Новочеркасского казачьего училища, по окончании которого они выходили в Донские полки.

В Вел. войну и в Освободительной казачьей борьбе они показали себя как прекрасные боевые офицеры: Полковник Магатов, командир 21 Донского каз. полка в Великую войну, сотник Мангатов, Войск. старш. Батырев, подъесаул Дакугинов, подъес. Сельдинов, сотник Бакбушов, подъес. Тенкин и др.

Многие умерли геройской смертью на полях сражений, защищая свою Родину. Полк. Мангатов, сотн. Мангатов, Войск. Ст. Батырев, полк. Дешин, подъес. Сельдинов, сотник Бакбушов, подъес. Дакугинов, хор. Сафонов, сотник Абушинов (до последней минуты, командуя 3-м Донским калмыцким полком, защищавший Новороссийск и брошенный на расправу большевикам), хор. Борманжинов, сотн. Буринов, хор. Зодьбинов, подъес. Шарманжинов, подъес Куркусов, хор. Балинов, хор. Пуртилов и др.

В начале Освободительной казачьей борьбы (начало 1918 года) Сальский округ был районом борьбы за свободу. Здесь в степях партизаны Походного Атамана ген. П . X. Попова проделали свой замечательный «Степной поход». Весь калмыцкий народ стал на защиту своих станиц и вошли в отряд ген. П . X. Попова. По очищении Сальского округа при Атамане Краснове, калмыки сформировали два полка: Зюнгарский и 3 калмыцкий (1 Донская дивизия) - постоянной армии и конную полусотню в конвой Донского Атамана. Калмыки в составе Донской Армии до самого конца боролись с большевиками. При оставлении родной земли, они целым народом, с семьями покинули свои станицы и отходили при армии до Новороссийска. Оставленные Главным командованием на берегу Новороссийского мола, большая часть их погибла, приняв от большевиков мученическую смерть.

В эмиграции сейчас донских калмыков насчитывается немного больше тысячи душ, рассеянных по разным странам, но характерным для них явлением есть то, что они оседали заграницей не рассеиваясь, а сохранили большие группы, образовав свои калмыцкие хутора и станицы, а одиночки вошли в общеказачьи организации.

При открытии в Югославии Донского кадетского корпуса (1922 г.) значительная часть детей-калмыков были зачислены в корпус, в гимназии в Праге, а также в Высшие учебные заведения Праги, Белграда и других столиц. Теперь многие из них, окончивши свои школы, работают по своей специальности. Среди молодой калмыцкой интеллигенции создались культурные центры, кружки в Праге, Белграде, Софии. Многие сотрудничают в казачьих журналах. Благодаря энергии и жертвенности в эмиграции были выпущены периодические журналы: «Ойрат» (1924), «Улан Залат» (1927-30), «Мана-Санан» н «Ковыльные Волны», издающиеся и до настоящего времени.

Существовавшая в Праге Калмыцкая Комиссия Культурных Работников успешно занималась сбором произведений калмыцкого устного творчества и выпустила несколько книг «Хонхо» на калмыцком языке.

Заметную деятельность проявляют руководители калмыцкой национальной организации «Халммак Тангачин Тук» - Ш.И. Балинов и С.Б. Балыков. Первый, помимо многочисленных статей исторического и публицистического характера, напечатанных в казачьих журналах, выпустил отдельным изданием три брошюры: «Чем было Казачество», «Чем стало Казачество» и «Наш ответ «оборонцам» и «Казачьи дела». С.Б. Балыков в разных казачьих и калмыцких журналах напечатал больше пятидесяти рассказов из калмыцкой и казачьей жизни и издал отдельную повесть «Взбаламученная степь» и приготовил к изданию историческо-бытовой роман «Честь девичья» из калмыцкой жизни.

Доктор Динара Баянова переложила на ноты около 50 калмыцких новых и старинных песен.

Но самое замечательное событие в жизни калмыцкой эмиграции - это постройка первого в Европе буддийского храма в Белграде. Донские калмыки, несмотря на свою малочисленность, путем жертвенности и энергии, по почину полк. А. А. Алексеева и Бакши Умальдинова, при ближайшем содействии духовенства и всей эмиграции, при участии и помощи владельца кирпичного завода в Белграде г. Милош Яшимовича, построили не только прекрасный храм, но и помещение для духовенства, библиотеку и школу при нем. Храм построен на окраине Белграда, где создан калмыцкий хутор Мокрый Луг и 12 декабри 1929 года торжественно освящен при многочисленном количестве собравшихся. На этом торжестве присутствовали представители сербской и казачьей общественности.

Случай этот показывает ту жертвенность и спайку, которой держатся Донские калмыки, несмотря на тяжелые условия нашей зарубежной жизни.

Этим они лишний раз доказали всем, что в Единении - сила.

Из них в истории освещены наиболее поздние походы: в 1698 г., когда 3 тыс. калмыков совместно с казаками принимали участие при взятии Азова, 1698 г. под командой Атамана Фрола Кумшацкоко (Минаева) поход на Кубань, 1770 г. - битва при Соленом и гораздо позже - поход на Дагестан (1773 г.).

Кроме многочисленных конских табунов и косяков при станицах, коневодством занимаются и на «зимовниках» (хуторах). Из них самые известные по качеству и количеству лошадей, зимовники коннозаводчиков: Бакбушова, Сельдинова, Шавелькина, Сангинова, Тенкина, Ушарова, Басанова, Бурульдунтова, Цуглинова, Басапова и др.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!