К числу ошибок допускаемых начинающими ораторами. Ошибки в публичных выступлениях

Личностное развитие" url="http://marketnotes.ru/personal-growth/meeting-mistake/">

Недавно попал на англоязычную презентацию «типичные ошибки публичного выступления» на prezi.com, и советы мне показались очень дельными. Поэтому, решил перевести и прокомментировать их (как я это понимаю, возможно автор имел в виду и другое). Итак, вот наиболее распространенные ошибки.

1. Зажатость, мало движений.

Первое, что бросается в глаза, – это зажатость докладчика: стоит, словно приклеенный к месту, руки по швам, любое движение ему дается с трудом, а то, что делает – как-то неуверенно, или медленно (чтоб никого не спугнуть) или наоборот, резко и быстро, чтоб никто не заметил.
Как я уже писал, движущиеся предметы привлекают намного больше внимания, чем неподвижные. Поэтому старайтесь ходить по сцене, махать руками, указывать на отдельные элементы или предметы в целом. В общем жизнь – движение! В том числе и на сцене.

2. Мало энергии

Нет ничего более ужасного, чем скучный и нудный докладчик. Бывает так, что и презентация красочная, и материал интересный, и длился не долго, а ощущение после него, будто из вас все соки выжили. Дело в том, что хороший докладчик должен вас заряжать энергией. А плохо – соответственно наоборот – высасывает из вас жизненную силу.
Я думаю каждый сталкивался с такой ситуацией, что после доклада хочется сразу бежать, что-то начинать делать, переосмысливать свою жизнь или работу. Значит вас хорошо зарядили.
Поэтому, если вы делаете доклад или публичное выступление – не просто перечисляйте факты, заряжайте аудиторию энергией, шлите ей посылы, убеждайте вскочить с места и прямо сейчас начать действовать!

3. Недостаточная подготовка

Несмотря на всеобщее заблуждение, даже очень хорошему и профессиональному докладчику надо обязательно нужно готовиться к каждому докладу. Особенно это касается нового выступления (по новой теме или с новым докладом). Вдвойне критично, если презентацию готовили не вы (помошник, зам, специалист…).
Крайне важно знать структуру выступления, наиболее и наименее важные моменты, что и как подчеркнуть. Если слушатели почувствуют, или хотя бы заподозрят о том, что вы первый раз в глаза видите этот доклад – доверие к вам существенно снизиться.

Ну и конечно же недостаточная подготовка снижает вашу уверенность и энергию. Для молодых и неопытных докладчиков это умножается на десять.

4. Недостаточная тренировка

Кроме того, что докладчик должен знать свой доклад, он должен потренироваться с самим выступлением. Сколько времени у него занимает все вместе? А время на вопросы остается? А если секция сместиться – сможет он ужаться на 30%? А вдвое? Что самое главное?
А если кто-то не придет и доклад придется растянуть – сможет ли?
Как управлять своим голосом, на какие моменты и как именно делать ударения? Возможно, нужно что-то продемонстрировать? Когда и как именно это сделать?
Даже если вы считаете себя классным оратором, все равно готовьтесь заранее и тренируйтесь: расскажите свой доклад хотя бы 2-3 раза самому себе (или зеркалу, друзьям, коту…).

5. Много данных, нет историй

Люди любят истории и не любят голые факты. Кроме того, подавляющее большинство людей не воспринимают данные на слух. И даже слайд на стене не сильно улучшит этот показатель. Поэтому ни в коем случае не пытайтесь построить свое выступление путем перечисление фактов или данных исследований, пускай и очень интересных. Вообще, в докладе должны быть одна главная мысль и один главный факт, а остальные, менее важные должны как бы подчеркивать его (подтверждая или наоборот с противоположным примером).
При этом, хорошо бы этот факт преподнести в виде интересной и запоминающейся (или хотя бы понятной в данной аудитории) истории, примере из жизни. Или наоборот – совершенно и абсурдно нереальной, чтоб подчеркнуть суть (зависит от ситуации).

6. Играть безопасно

Многие ораторы настолько боятся непредвиденных ситуаций, что пытаются максимально все стандартизировать и четко прописать, чуть ли не поминутно что и как. При этом не дают никакой возможности проявить творчество, как себе так и слушателям.
Многие избегают «играть» с аудиторией, поскольку считают, что в этом случае кто-то обязательно проиграет. Но это неверно. Суть данной игры не в результате, а в самом процессе: например задавать каверзные и неоднозначные вопросы (что может вызвать споры и такие же неоднозначные вопросы со стороны аудитории к выступающему), делать резкие заявления и т.д. Если избегать всех острых и скользких вопросов во время выступления – ваш доклад пройдет гладко.. и так же гладко уйдет из памяти слушателей, ни за что не зацепившись…

7. Не показать свою уязвимость

Многие любят роботов, но никто не хочет общаться с ними. Люди ценят в других людях именно их человечность. И одним из неотъемлемых черт любого человека является его «неидеальность», уязвимость, право на ошибку.
Аудитория не любит «сильно умных» докладчиков. Причем, это выражается не столько в теме доклада или терминах (люди знали тему заранее), а именно в отношении самого оратора. Если вы допускаете ошибку (оговорка, например, или там споткнулись, когда шли по сцене) – используйте этот шанс. Покажите аудитории, что вы такой же человек, как и они! Не бойтесь этого и не игнорируйте.

8. Воспринимать себя слишком серьезно

Ну тут как бы и без комментариев все понятно. Нет ничего более смешного, чем серьезный человек на сцене, который явно переоценивает свою серьезность.
Ко всему нужно относится с небольшой иронией и юмором, особенно к самому себе.

9. Слишком много материала

Так уж вышло, что наше восприятие информации весьма ограничено. Кто-то может понять и запомнить больше, кто-то меньше, но все равно, это вполне ограниченные возможности. Поэтому, не стоит перегружать ваших слушателей массой информации, тем более, если это цифры и графики.
Думаю, каждый, кто учился в ВУЗе помнит свое ощущение к конце 4 пары. А 6? Не повторяйте ту же ошибку – не издевайтесь над своей аудиторией. Как уже говорилось выше, в рамках одного доклада должны быть только одна главная мысль…Донести ее и есть ваша основная задача. Остальной материал слушатели спокойно могут забыть, но эту главную идею вашего доклада должны запомнить надолго. Запомнить и начать действовать в соответствии с ней!

10. Спешка

Ну и последняя ошибка – это постоянная спешка во время выступления. Когда вы спешите, создается впечатление что вы или не уважаете слушателей или просто не знаете доклад.
Кроме того, во время спешки вы непроизвольно комкаете слова и фразы, велика вероятность пропустить что-то важное, допустить ошибку (особенно, если доклад с цифрами).
Довольно часто, спешка является результатом плохой подготовки и тренировки.

Надеюсь, этот простой перечень поможет вам избежать наиболее распространенных ошибок при публичных выступлениях. Если вас заинтересовал этот материал – рекомендую ознакомиться со статьями: «Камасутра для ораторов » и «Как подготовить хороший доклад »

Основная цель публичного выступления — донести определенную информацию, вдохновить и дать толчок к действиям. Есть особенности, которые объединяют публику и оратора, а также улучшают взаимодействие между ними. Основная проблема новичков ораторского искусства – страх перед выступлением. Он представляет собой основную оборонную функцию организма и от него нельзя избавиться полностью. Кроме страха, есть и некоторые ошибки, которые могут допускать ораторы во время общения с аудиторией.

Требования к публичному выступлению

Чтобы минимизировать риски возникновения ошибок, нужно придерживаться основных требований к публичному выступлению:

  1. Динамичное и спланированное начало выступления. Важно продумать и возможно даже выучить начало речи. Не должно быть ошибок и запинок.
  2. Создание некоторого напряжения, позволяющего создать полемику между аудиторией и выступающим.
  3. Сдержанные эмоции. Публика должна наблюдать взволнованность и воодушевление оратора. При этом выступающий должен испытывать удовольствие (и кайф) даже от волнения.
  4. Лаконичность выступлений.
  5. Речь лучше выстроить в форме диалога. Необходимо разговаривать с публикой и наблюдать за ее реакцией, т.е. не столько выступать перед публикой, сколько общаться с ней.
  6. Речь не должна быть скучной для аудитории, увеличивайте энергетику, интонации, добавляйте эмоций.
  7. Поддержание контакта с аудиторией.

При подготовке выступления нужно выделить основную мысль обращения и обязательно донести ее до слушателей.

Завершение речи также важно, как и ее начало. Оно должно быть понятным и лаконичным. Сообщение стоит закончить красиво и эмоционально.

Ошибки ораторов

Прежде чем приступить к изучению ораторского мастерства, стоит ознакомиться с самыми распространенными ошибками выступления.

Ошибка №1: Неуверенность

Если оратор неуверен в своей речи – это сильно испортит выступление. Не рекомендуется освещать темы, в которых нет понимания. Выступающий должен хорошо разбираться в представленном докладе. Важно тщательно подготовиться к выступлению и изучить вопрос.

При наличии страхов, важно не показать их аудитории. У слушателей не должно возникнуть сомнений в компетентности и профессионализме оратора.

Ошибка №2: Оправдания

Аудитории не нужны оправдания по поводу длительной подготовке доклада или по отсутствию опыта в риторике. Ее интересует информация, которая должна быть познавательной, новой и интересной. Если начать оправдываться, аудитория может утратить доверие к выступающему. И даже если речь подготовлена хорошо и насыщена интересными фактами, ее будут слушать невнимательно. Специалисты не рекомендуют извиняться перед публикой, снимая вину за некачественный доклад.

Ошибка №3: Речь без примеров

Оживить речь и сделать ее более доходчивой помогут примеры из жизни, книг или истории, метафоры, образы и сравнения. Поэтому не стоит их недооценивать. Отличным инструментом являются и визуальные материалы. С их помощью можно лучше объяснить статистические и теоретические данные. Примеры помогают также отвлечь и даже развлечь аудиторию.

Ошибка 4: Лишние жесты и неуправляемая мимика

Начинающие ораторы часто не обращают внимание на свою мимику. А суетливые жесты и хаотичная мимика могут испортить все впечатление. Чтобы научиться контролировать процесс, следует записать выступление и посмотреть на себя со стороны. Такой способ поможет увидеть лишние движения, расширенные глаза или слишком высоко поднятые брови. Лицевые мышцы достаточно трудно поддаются контролю. Поэтому справиться с ними поможет постоянная практика.

Ошибка № 5: Выбор слов

На некоторые слова человек реагирует очень быстро и даже неосознанно. Иногда при подобном восприятии не учитывается значение предложений. Например, частицы с отрицательным значением могут вообще не восприниматься или пониматься с опозданием. Частое применение конструкций с частицей не может привести к противоположному эффекту.

Ошибка №6: Некачественная подготовка

Уверенности в ораторском мастерстве придаст хорошая подготовка. Необходимо разбираться в теме. При плохом владении тематикой доклада в тупик могут поставить вопросы аудитории. В этом случае оратор может растеряться и не завершить речь достойно. Перед выступлением нужно тщательно изучить целевую аудиторию и обязательно разработать запасной план выступления.

Особенно нужно подготовиться к новой теме. Сложности могут возникнуть, если речь готовил зам или помощник. Необходимо ознакомиться со структурой выступления и отметить самый важные и полезные моменты. Если слушатели поймут, что оратор плохо знаком с речью – доверие сразу снизится.

Недостаточная подготовка уменьшает уверенность и энергию у самого выступающего.

Ошибка №7: Монотонная речь

Даже самый увлекательный доклад на интересную тему можно испортить скучным и утомительным голосом. В такой ситуации слова сливаются в единый поток. А тон речи не позволяет понять, где границы предложений. Монотонность может спровоцировать усталость и раздражение у публики. Многие даже не сдерживают зевков.

Люди предпочитают истории и с трудом выслушивают голые факты. А многие слушатели плохо воспринимают данные на слух. Иногда даже хороший слайд не способен исправить ситуацию. Нельзя строить выступление путем перечисления исследований и фактов. В докладе рекомендуется использовать один главный факт и одну главную мысль. Остальные факты должны подчеркивать информацию. Мысль можно преподнести в виде интересной истории. Желательно выступать не дольше 15 – 20 минут. Самое большее 1 час.

Ошибка №8: Не использование пауз

Пауза может стать настоящим секретным приемом для удержания внимания аудитории. Особого внимания заслуживает длительная пауза. Стоит отметить такие особенности восприятия:

  1. Заминка в 1-2 секунды понимается, как будто докладчик забыл речь.
  2. 5 секунд – отличается театральным эффектом.
  3. Молчание на протяжении 10 секунд привлечет даже тех, кто отвлекся на мобильный телефон.

Ошибка №9: Отсутствие юмора и всезнайство

Признаком хорошего оратора является умение разбавить свою речь небольшими шутками и юмористическими отступлениями. Занудные ораторы теряют внимание своих слушателей, которые не могут уследить за нитью повествования.

Нужно учитывать, что хороший оратор должен заряжать своей энергией. Это сделает любой материал красочным и интересным. Если после доклада хочется что-то начать делать или возникает переосмысление ситуации, значит цель речи достигнута.

Плохое впечатление вызывают и напыщенные выступающие, слишком уверенные в собственной важности. Такие ораторы считают себя умнее аудитории. Не стоит забывать, что слушатели могут быть гораздо осведомленнее в определенных темах.

Ошибка №10: Суетливость

Многие начинающие ораторы начинают торопливо ходить вдоль стены или суетливо вертеть разные предметы в руках. Публика начинает следить за манипуляциями и перестает слушать доклад. По движениям выступающего можно сделать выводы об его уверенности. Постоянные перемещения свидетельствуют о подсознательном желании оратора сбежать.

Другой стороной суетливости является излишняя зажатость. Возникает ощущение, что докладчику любое движение дается с большим трудом. Следует помнить, что движущиеся предметы привлекают больше внимания.

Не стоит опасаться и вопросов от аудитории. Вопросы посередине выступления является показателем того, что доклад слушают. Стоит воспользоваться предоставленной возможностью и оживить речь. Эффективные презентации аудитория воспринимает, как разговор. При этом монолог может быть только с одной стороны. Профессионалы не рекомендуют отклоняться от дискуссии.

Как избежать ошибок

Важным моментом является подготовка речи. Иногда даже текст следует написать полностью или по крайней мере в виде тезисов (bullet points), не полагаясь только на импровизацию. Перед выступлением многие начинают волноваться, а в таком состоянии им сложно придумать что-то остроумное.

Стоит брать пример с известных ораторов. Специалист по импровизации Стив Аллен сначала переписывал шутки из сборников юмористов. Такой способ помог узнать принцип построения фраз. Важно продумать начало и завершение доклада. Многие ораторы пишут на небольших листиках первые фразы речи.

Упражнение «Репетиция»

Даже известные ораторы тренируются перед докладом. Некоторые и не по одному разу.

Репетиция должна состоять из следующих этапов:

  1. Запоминание текста. Для этого речь нужно читать вслух и заучивать. Можно не все помнить дословно. Необходимо запомнить последовательность основных мыслей.
  2. Затем следует отрепетировать речь. Важно обратить внимание на интонацию и паузы. Аудитория обращает внимание на то, как говорится текст.
  3. После этого можно приступить к отработке жестов и мимики. Стоит продумать, какие эмоции нужно передать публике, и какие эмоции в этом помогут.

В завершение необходима генеральная репетиция. При этом ее стоит провести перед небольшим количеством знакомых людей. Это могут быть родственники, соседи или близкие люди.

Внешний вид

Во время репетиции следует одеться также, как и на запланированное выступление. Стоит учитывать, что узкая одежда может сковывать движения. А слишком яркие украшения отвлекать внимание слушателей. Аксессуары в виде браслетов и часов могут создавать определенные неудобства. Одежда должна быть выглаженной и чистой. Но не стоит уделять излишнее внимание своему внешнему виду.

Во время выступления не следует фокусировать внимание на себе или своей компании. Презентация должна содержать немного информации «о себе любимых». В центре внимания должна оставаться аудитория, и ее проблемы и интересы. Это имеет значение для всех типов выступлений, а особенно для продающих.

Перед выступлением нужно просмотреть основные тезисы и связать информацию о себе с нуждами аудитории.

Неумение отвечать на вопросы может стать серьезными препятствием для освоения ораторского искусства. Необходимо продумать возможные вопросы будущей аудитории. Составить список вопросов могут помочь друзья. Можно устроить тренировочное выступление, в ходе которого можно узнать первые впечатления.

Начинающим ораторам помогут следующие советы:

  1. В докладе должно присутствовать четкое руководство к действию. Аудитории будет интересно научиться чему-то новому сразу. Применение материала имеет большое значение.
  2. Отвечать на вопросы нужно сразу, не стоит их откладывать на конец презентации.
  3. Чтобы вовлечь людей в обсуждение, можно задавать вопросы.
  4. Пища, насыщенная белками, стимулирует способности при стрессе и улучшает настроение. Поэтому нужно включить в рацион белковую еду.
  5. При волнениях надпочечники производят кортизол, подавляющий способности и действия. Чтобы уменьшить его действие, нужны физические упражнения.
  6. Перед выступлением рекомендуется продумать запасной план на случай неожиданностей.
  7. Не стоит полагаться на суеверия. Подобные домыслы лучше заменить делом. Можно проверить микрофон, повторить еще раз речь или найти подходящие точки для выступления.
  8. Выступление нужно разбавлять удивительными фактами, о которых многие и не подозревают.
  9. Важно составить структуру выступления так, чтобы была возможность повторять ключевые пункты.

Чтобы не просить людей отключить свои мобильные телефоны, лучше завоевать их внимание. Вдохновляющую и интересную презентацию люди дослушают до конца. Аудитория не обязана проявлять интерес и слушать, заставить ее слушать должен оратор. Один известный тренер по ораторскому искусству заявляет, что выступающему должен помогать специальный человек, в руках которого палка с остро заточенным концом. И он (чтобы слушатели не засыпали) должен периодически тыкать острым конца в спину слушателей – оратора)!

Публичное выступление требует определённого мастерства. Лишь в этом случае можно завоевать аудиторию и заинтересовать её своими мыслями, взглядами и суждениями. Но случатся, что ораторы допускают оплошности во время общения со слушателями. Как результат, нарушается невидимая связь с присутствующими, что приводит к отчуждение и непониманию. Ниже приведены самые распространённые ошибки публичного выступления, которые мешают выступающим добиться профессионализма в таком сложном деле как ораторское искусство.

Первая ошибка - отсутствие соответствия между содержанием речи и манерой её изложения. Тут всё упирается в искренность. Рассказывая о чём-то, нужно самому в это верить. Если же говорить о каких-то вещах неуверенным тоном, запинаясь, постоянно заглядывая в конспект, то аудитория мгновенно почувствует фальшь. Соответственно, выступление провалится в самом начале. Поэтому необходимы уверенность и убежденность даже в том случае, если вы сами сомневаетесь в достоверности и правдивости излагаемого материала.

Вторая ошибка - монотонная речь, лишённая эмоциональной составляющей. Оратор скучным безликим голосом выдаёт какую-то информацию. Слушатели начинают ёрзать на стульях, зевать, прикрывая из приличия рот ладонью, а некоторых тянет в сон. Особенно опасно такое выступление в конце рабочего дня. Аудитория может просто заснуть, что будет полным крахом для выступающего.

Публику необходимо держать в тонусе. Поэтому во время выступления необходимо менять тональность и громкость голоса. Он должен быть живым и играть всеми возможными голосовыми оттенками. Это и значительность, и напряжённость, и драматизм, и радость. Лишь в этом случае можно заинтересовать людей даже после тяжёлого рабочего дня.

Третья ошибка - игнорирование юмора во время выступления. Следует сказать, что юмор вносит элемент оживления в любой разговор. Особое же значение он имеет во время публичной речи. Тут дело в том, что люди не могут долго находиться в сосредоточенном состоянии. Внимательно слушать они способны не более 20 минут, после этого наблюдается резкое снижение концентрации внимания. Так уж устроен человеческий мозг, которому необходимо какое-то разнообразие. Таким разнообразием как раз и является небольшое юмористическое отступления. Это своеобразная разрядка, после которой слушатели опять могут сосредоточиться на главном.

Четвёртая ошибка - состояние суетливости. Есть расхожая фраза: "Не суетись под клиентом". Её обязательно нужно вспоминать тем ораторам, которые во время своей речи торопливо ходят из стороны в сторону, вертят в пальцах ручку, осуществляют какие-то другие нервные манипуляции. При такой манере поведения слушатели очень быстро начинают понимать, что докладчик неуверен в себе. Двигаться, конечно, надо, но только в спокойной и неторопливой манере. Движения и жесты должны источать уверенность. Это придаст дополнительный вес и убедительность словам.

Пятая ошибка - самоуверенность и всезнайство. Это по меньшей мере смешно считать себя самым умным и всезнающим. Среди слушателей может найтись гораздо более эрудированный человек. Поэтому проявляйте скромность, но ни в коем случае не преуменьшайте свои знания. На каверзные вопросы следует отвечать искренне и открыто. Если чего-то не знаете, то честно признайтесь в этом. А чтобы не уронить авторитет в глазах присутствующих, нужно ярко и интересно изложить ту информацию, которой владеете в совершенстве.

Седьмая ошибка - неправильная мимика. Полезно знать, что аудитория уделяет значительное внимание выражению лица оратора и сосредотачивается в основном на бровях и глазах. Если глаза широко раскрыты, то это указывает на страх и неуверенность. А поднятые брови ассоциируются с некомпетентностью. Во время выступления взгляд должен быть спокойным и слегка ироничным. Что касается бровей, то их следует удерживать в нормальном состоянии. Такое лицо выглядит вполне адекватно и вызывает не только доверие, но и симпатию.

Работайте над вышеперечисленными ошибками публичного выступления, старайтесь их не допускать, и тогда ваше ораторское мастерство заметно повысится. Как следствие, ваш авторитет станет непререкаемым, а число благодарных слушателей увеличится .

» Публичные выступления: ошибки

Публичные выступления - 10 ошибок начинающего оратора

Прежде чем приступить к постижению секретов ораторского мастерства, вы должны научиться избегать распространенных ошибок. Специалисты в области коммуникативных технологий проанализировали и сравнили поведение дилетантов и профессиональных ораторов. Используйте их советы на практике, и вы заметите, как растет ваша уверенность и самоконтроль во время публичных выступлений.

Ошибка 1: Несоответствие

Когда содержание ваших слов расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. Аудитория обладает безошибочным чутьем в отношении того, что касается настроения оратора и его самочувствия. Если вы начнете говорить «Здравствуйте, как я рад вас всех видеть....» дрожащим неуверенным голосом, нервно перебирая пальцами пуговицы на костюме - будьте уверены, у слушателей моментально появится недоверие и к сказанному вами, и к самому говорящему. Поэтому вместо «Я рад...» - радуйтесь на самом деле! Делайте все, чтобы действительно испытывать радость, выступая перед публикой. Осознанно передавайте ваше позитивное настроение слушателям. Это важно - люди в хорошем настроении легче воспринимают информацию, им хочется продолжать контакт. Если же вы не испытываете радости, не стоит лгать. Лучше честно признаться: «Сегодня великий день, поэтому я волнуюсь...» Тогда вы по крайней мере произведете впечатление честного человека, говорящего правдивые вещи.

Ошибка 2: Оправдания

Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно...» Именно так начинают свою речь многие дилетанты, пытаясь вызвать сочувствие и заранее получить индульгенцию за плохое выступление. Посыл, казалось бы, честный, но он приводит к противоположному результату. Слушатели недоумевают: «Зачем мы сюда пришли, если даже сам выступающий признает, что выступление будет плохим?».

Публика эгоистична. В ее центре внимания стоит прежде всего она сама. Поэтому с самого начала выступления на первое место поставьте её, любимую: мысли, желания и чувства вашей аудитории. Ваша цель - информировать, мотивировать или развлечь публику. Поэтому важно не то, как вы говорите и что при этом чувствуете. Важно, какую информацию аудитория при этом получает. Нужно говорить так, чтобы большая часть слушателей почувствовала: вы понимаете их стремления и желания, говорите для них и обращаетесь к каждому из них персонально. Если вы будете действовать именно так, тогда:

а) гораздо больше слушателей, чем вы думаете, просто не обратят внимание на ваше волнение или же снисходительно отнесутся к нему, потому что интересуются прежде всего собой и своими делами.

б) ваше волнение улетучивается тем скорее, чем больше внимания вы уделяете другим людям, а не собственным ощущениям.

Ошибка 3. Извинения

Эта ошибка похожа на предыдущую. Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада. «Прошу простить меня за... (мой простуженный голос, мой внешний вид, плохое качество слайдов, слишком короткое выступление, слишком длинную речь и т.д. и т.п.)». Публика - не священник и не отпустит ваши грехи. Извиняйтесь только за одно - за ваши постоянные извинения. А лучше с самого начала избегайте того, за что нужно будет просить прощения. Если действительно есть нечто, о чем вы сожалеете, просто скажите: «Я сожалею!». Но лучше всего - умение превратить недостаток в достоинство: «У меня сегодня простуженный голос, поэтому прошу вас сдвинуться и сесть ко мне поближе. Таким образом, сплотившись еще больше, мы продемонстрируем, что мы все - одна команда, работающая в тесном взаимодействии».

Ошибка 4: Глаза и брови

Вы действительно уверены, что хорошо управляете своей мимикой? Большинству новичков только кажется, что это так. На самом деле контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко. Лицевыми мышцами трудно управлять без тренировки, а загадочно-соблазнительный взгляд и широко раскрытые от страха глаза разделяют всего пара миллиметров, кардинально меняющих восприятие.

Психологические исследования показали, что области глаз оратора публика уделяет в 10-15 раз больше внимания, чем любой другой части лица. Брови - главный элемент вашей мимики, они не только указывают на эмоции, но и управляют ими. Высоко поднятые брови - признак неуверенности и некомпетентности. Обращайте внимание на свои глаза и брови. Если они будут говорить то же, что и ваши слова, публика вас полюбит. Смеющиеся глаза и прямые брови - это как раз то, что нужно. Слушать вас приятно, публика уверена в вашей компетентности. Потренируйтесь перед зеркалом, запишите собственное выступление на видео и проанализируйте его.

Ошибка 5: Подбор слов.

Мы слышим и понимаем отдельные слова прежде, чем понимаем все предложение целиком. Поэтому на значение отдельных слов мы реагируем быстрее и менее осознанно, чем на значение предложений. К тому же, отрицательные частицы воспринимаются позднее, чем остальные слова, а часто вообще не воспринимаются. Поэтому постоянное использование таких конструкций как «...не принесет убытков», «...не плохо», «...не боимся прилагать усилия», «...не хочу вызвать у вас скуку длинными статистическими выкладками» вызывают у слушателя эффект, противоположный ожиданиям оратора.

Помните: слова - это картинки в голове! Недаром в древности учителя риторики говорили своим ученикам: «Расскажи мне так, чтобы я это увидел!». Слова должны создавать нужную вам картинку в голове слушателей. Поэтому используйте только те слова, которые подкрепляют желаемую цель. Пусть до ушей слушателей долетает лишь то, что должно туда попасть. Если вы хотите создать позитивный настрой, тогда вместо «это не плохо», скажите «это хорошо». Создавайте позитивное настроение позитивными словами - ведь от настроения публики зависит очень многое!

Ошибка 6: Отсутствие юмора

Всем студентам известны лекторы-зануды. «Воздействие внешнего объекта связано, во-первых, с прогрессирующей эмансипацией когнитивных функций от примитивных аффективных структур, во-вторых, с дифференциацией самих аффективных структур, их автономизацией от базальных влечений...», - бубнит такой преподаватель битый час, не замечая, что у слушателей давно уже закипели мозги и они полностью утратили нить повествования.

Лучше информативной речи - только интересная речь! Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Благодарная публика ответит вам благосклонностью и вниманием. Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность - слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства.

Разумеется, никто не требует от вас, чтобы вы рассказывали анекдоты на траурном митинге. Но многие темы слишком важны, чтобы воспринимать их всерьез. Смех - это живительная среда для работы мозга. Высококлассные педагоги знают, что юмор и хорошее настроение только прибавляют желания учиться и делают процесс более эффективным. Смех помогает расслабиться и приводит к образованию в мозгу такой химической среды, в которой лучше происходит восприятие новой информации - это доказано нейропсихологами.

Ошибка 7: Всезнайство

Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов - ораторы напыщенные и надутые, лопающиеся от осознания собственной важности. Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются. Выкиньте из головы заблуждение, что вы знаете больше, чем все остальные вместе взятые. Даже если вы хорошо осведомлены в теме выступления, в отдельных направлениях слушатели могут знать гораздо больше вас. Не считайте аудиторию глупее вас иначе вам отплатят той же монетой. Напыщенность и всезнайство могут сыграть с вами очень злую шутку. Так, однажды всеми нелюбимому лектору по истории философии студент-психолог прилюдно задал каверзный вопрос: как следует относиться к философу Уоллесу? Преподаватель, испугавшись, что его поймают на недостатке эрудиции, долго и убедительно разъяснял затаившей дух аудитории ошибки этого философа, выдуманного студентами накануне лекции.

Чтобы не попасть в смешное положение, достаточно было просто ответить: «Нет, этот автор мне не знаком. Если вы считаете, что его учение подходит к нашей теме, прошу рассказать о нем в нескольких словах». Открыто признаваясь в своем знании или незнании, вы завоевываете еще большую симпатию аудитории. Подключайте слушателей с новой информацией к докладу, умейте оценить их знания. Этим вы убьете сразу нескольких зайцев: продемонстрируете уважение к участникам и внесете оживление в собственное выступление, дополните и обогатите его. Вы должны быть благодарны аудитории за активное участие, ведь это, как минимум, признак интереса к вашему выступлению.

Ошибка 8: Суетливость

Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо ходить от стены к стене туда-сюда, словно маятник, проделывать суетливые манипуляции с предметами (открывать-закрывать крышку кафедры, постоянно вертеть карандаш в руках и т.п.) и делать прочие ненужные движения. В итоге публика начинает следить за его перемещениями и перестает следить за темой выступления. По тому, как движется докладчик, легко понять, насколько он уверен в себе. Постоянное «хождение» во время публичного выступления не случайно. Оно выдает желание неуверенного в себе оратора сбежать. Именно так оно и воспринимается аудиторией. Этим горе-ораторам так и хочется дать совет строго по Архимеду: «Найдите же, наконец, точку опоры!»

Найдите подходящее место и займите позицию, «пустите корни». Вы можете сидеть или стоять - это зависит от длительности публичного выступления, особенностей помещения и проч. факторов. Главное, чтобы со своего места вы могли установить зрительный контакт со всей аудиторией. Не стоит «окапываться» на одном месте. Оратор, постоянно прячущийся за кафедрой и выходящий лишь в конце публичного выступления - тоже не лучший вариант. Перемещайтесь, но перемещайтесь осознанно, контролируя пространство. Различные части доклада маркируйте сменой позиции. Этим вы улучшите восприятие информации и облегчите ее запоминание. Например, вы меняете позицию при переходе от введения к основной части выступления, при выделении его ключевых частей, а потом при переходе к заключению. Когда заканчиваете доклад и начинаете отвечать на вопросы слушателей, вы снова спокойно и неторопливо перемещаетесь в пространстве в следующую точку и т.п. Таким образом вы ориентируете слушателей в структуре вашего публичного выступления и вселяете в них уверенность.

Ошибка 9: Монотонность

Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Такие публичные выступления сродни китайской пытке капающей водой: вода монотонно капает не темечко истязаемого и постепенно доводит его до сумасшествия. Все слова сливаются в однообразный поток и по тональности речи нельзя понять, где заканчивается одно предложение и начинается другое. Монотонно бубнящие зануды быстро вызывают раздражение и усталость аудитории, слушатели еле сдерживаются, чтобы не начать зевать. Напротив, искусный оратор мастерски владеет своей речью. Чтобы держать публику «в тонусе» он постоянно варьирует громкость и силу своего голоса, придавая ему живости. Когда хочет вызвать напряженность и интерес, он заговорщически затихает и произносит слова чуть медленнее. Говоря громче, он выделяет главное в своем публичном выступлении. Когда нужно, он добавляет голосу значительности и драматизма.

Обратите внимание на звучание своей речи. Выделяете ли вы голосом ключевые моменты публичного выступления, цитаты, утверждения? Повышаете ли высоту звука в конце вопроса? Изменяется ли темп речи в зависимости от ее содержания? Выражайте голосом свои чувства и вы завоюете публику! Вы предстанете уверенным, энергичным и увлеченным темой человеком.

Ошибка 10: Отсутствие пауз

Полезно помнить совет блистательной Джулии Ламберт из моэмовского «Театра»: «Главное - это умение держать паузу, лучше ее не делать, но если уж вышло - держи ее, сколько можешь». Когда нечего сказать - лучше помолчите, пока придут нужные слова. Иногда оратору необходимо время, чтобы подумать, сверится со своими записями, или же просто попить воды. А публике нужны паузы, чтобы осмыслить сказанное вами. Асы ораторского мастерства используют паузы целенаправленно, чтобы получить обратную связь от аудитории. Они активно пользуются интерпаузами , во время которых публика может обдумать сказанное, и нагнетающими обстановку интрапаузами , когда слушатели должны предугадать дальнейшее развитие повествования. Паузу можно использовать для установления визуального контакта, чтобы проконтролировать, правильно ли вас поняли; для усиления напряжения и драматизма; для возбуждения любопытства («...а что он скажет дальше?») и для многого другого. Поэтому не бойтесь делать паузы. Обычно публика воспринимает их длительность гораздо короче, чем это кажется самому докладчику.

© Материал подготовил: И. Медведев
© Psyfactor, 2006

Существует множество предпосылок для успешного выступления оратора перед публикой, но и для неудачного выступления предпосылок хватает. Поэтому педагоги ораторского мастерства Сцена Жизни хотели бы остановиться подробнее на наиболее распространенных ошибках, которые допускают ораторы (и профессиональные ораторы – не исключение), каждая из которых (подчеркиваем – каждая!) тем или иным образом связана с недостаточной подготовкой. Разберем некоторые из этих ошибок наиболее распростаненных ошибок оратора :

1. Перед тем как отправиться к месту ваше будущего выступления (доклада, презентации), важно понять, почему именно вас пригласили выступить перед членами конкретной организации. Для этого оратору необходимо собрать как можно больше информации об этой организации, о ее проблемах, с которыми сталкиваются ее члены, а также поинтересоваться, какой аудитория видит будущую презентацию (выступление).

Нескольких пятиминутных звонков и разговоров с представителем заказчика явно недостаточно оратору для того, чтобы получить всю интересующую информацию.

2. Имея представление об атмосфере предстоящего мероприятия и о том, почему именно Вас, как оратора, пригласили выступить на нем, необходимо получше узнать свою будущую аудиторию. Вам нужно раздобыть информацию о том, каковы профессиональный состав ваших будущих слушателей, уровень их доходов, характерные особенности, возрастная категория, образование, и каково предназначение конкретного мероприятия. Копните поглубже. Какой путь им пришлось проделать, чтобы добраться сюда? Знают ли они друг друга или впервые собираются в таком составе? О чем им рассказывали в прошлом на подобном мероприятии? Какие ощущения они хотели бы испытать в ходе вашего выступления, и чего они хотели бы почерпнуть.

3. Если вы выступаете с программной речью или на неком пленарном собрании (заседании) перед большой массовой аудиторией, не нужно думать об опоздавших: оратору слкдует стартовать свое выступление в строго оговоренное время.

Другое дело – когда аудитория малочисленна, оратор выступает на некой практической конференции или проводите тренинг: если вы видите, что зал еще не заполнен, пару минут нужно подождать, но не стоит слишком долго испытывать терпение тех, кто пришел вовремя и желает поскорее приступить к работе.

Значительная задержка начала презентации возможна лишь тогда, когда очевидно, что большая часть слушателей смогут добраться до места проведения мероприятия только спустя некоторое время. Когда вы получите определенный опыт выступлений в рамках различных мероприятий, то осознаете, как важно начинать свою презентацию с небольшого рассказа или упражнения, призванного растормошить аудиторию.

При этом те, кто опоздал, с удовлетворением обнаружат, что они не пропустили ничего существенного, а те, кто пришел во время, будут довольны, что презентация (выступление) началась в точно указанное время.

4. Один из худших вариантов для оратора – едва выйдя на сцену, говорить о том, что только-только оправились от болезни либо смертельно устали от свалившейся на вас в последнее время работы или утомительной поездки. Слушателей мало интересует, что с оратором произошло до того, как вы появились перед ними – их, в общем-то, и не должно это интересовать. Show must go on!

5. Уважающий себя оратор не может позволить выступать себе без микрофона даже перед малочисленной аудиторией. Мне приходилось присутствовать на выступлениях ораторов , которые полагали, что могут обойтись и без микрофона – результат был плачевным. Если вы собираетесь выступать более чем 20 минут, окажите себе и аудитории услугу – воспользуйтесь микрофоном

6. В идеале оратор должен проверить микрофон, которым он будет пользоваться, до презентации (выступления). Если по каким-то причинам у вас нет возможности удостовериться в полной исправности микрофона перед выходом на сцену, понаблюдайте за тем как работает с ним предыдущий оратор . Попытки прокашляться в микрофон так же нелепы. Как и постукивание по нему. Ораторы, которые выйдя на сцену, первым делом специально прокашливаются в микрофон, поступают как любители. Тем не менее. Этот способ проверки микрофона чрезвычайно распространен.

Почему бы оратору не проделать эту процедуру перед выступлением?

Покашливание, постукивание в микрофон является верным признаком того, что выступающий чувствует неуверенность в собственных силах, и такими своими действиями он только передает эту неуверенность всем присутствующим в зале. И главное в этом пункте: если уж вы начали свою презентацию, поздно проверять, работает ли проекционный аппарат, аппарат для показов слайдов, монитор и прочие устройства – все это надо делать верх непрофессионализма.

7. Подобрать одежду для выступления оратору желательно задолго до начала презентации. Если вы ощущаете некую неловкость, выступая в галстуке, а требования к форме одежды для предстоящего выступления не запрещают оратору выступать без галстука – не надевайте его!

Когда оратор уже выступил с энным количеством презентаций, можете проанализировать свои предпочтения относительно гардероба и его корректировки в ходе презентации. Исходя из этих предпочтений, перед следующей презентацией уделите вашему гардеробу повышенное внимание.

8. Аудитория может простить оратору заезженную шутку, но вот мелкий шрифт текста на слайде или проецируемом изображении, буквы которого едва можно различить, сидя в середине зала, и практически нельзя разглядеть из задних рядов, слушатели вам не простят никогда. Некоторые ораторы в таких случаях приносят извинения заранее: «Прошу простить меня за нечеткое изображение на этом слайде» или «Я знаю. Что шрифт здесь слишком мелкий, поэтому прочитаю вслух». Однако такие извинения вряд ли будут приняты.

9. Выходя перед аудиторией, не забывайте о том, что люди собрались для того, чтобы послушать ваше выступление, а не оценить технику чтения по бумажке. Допускается зачитывать только отрывки из книг (цитаты), статьи или документа, сложные статистические данные. Как бы здорово вы не умели читать вслух, присутствующим в зале гораздо интереснее послушать, как вы умеете говорить. Особенно характерна эта ошибка для ученых, выступающих на конференциях: многие из них просто читают свой доклад слово в слово.

10. Когда оратор ходите взад-вперед по сцене, то растрачивает свою нервную энергию и демонстрируете сидящим в зале свою взвинченность, что может негативно отразиться на презентации.

Не сомневайтесь, что любое проявление нервозности с вашей стороны (а бесцельное хождение – ее наиболее характерный признак) не остается без внимания слушателей.

11. Каждый из тех, кто приходит послушать выступление, наверняка может назвать какой-либо неприятный момент, который ему особенно не хотелось бы наблюдать в исполнении оратора . К примеру, я, как слушатель терпеть не могу, когда кто-то сопит или шмыгает носом во время выступления. Большинство ораторов , делают это по причине простуды и собственной непредусмотрительности: нужно было всего лишь захватить с собой носовой платок. Если, пребывая на сцене, вы вдруг почувствовали, что вам необходимо высморкаться или захотелось чихнуть, извинитесь, выйдете за кулисы и примите все необходимые в таком случае меры.

И только затем можно вернуться на сцену и продолжить свое выступление. Правда. После этого довольно трудно делать вид, что ничего особенного не произошло.

Поэтому в двух словах, с юмором, проясните ситуацию. Например: «Итак, теперь, когда я устранил некоторые проблемные моменты…», «Это, естественно, было не запланировано…» или «Я рад быть снова с вами!...»

Никто в жизни не застрахован от ошибок, в том числе и опытные ораторы и нам успешно удастся избежать самых распространенных ошибок и радовать вашу аудиторию яркими тренингами и выступлениями



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!