Как стать главным врачом больницы. Должностные обязанности и задачи главного врача

Серовский фельдшер купил на деньги пациентов диплом, сбежал в Курган и стал там главврачом
Ему грозит до шести лет колонии
По поддельному диплому Владислав Федин устроился в районную больницу и лечил пациентов
В Курганской области будут судить бывшего фельдшера Серовской районной больницы Владислава Федина. Ещё год назад прокуратура узнала, что он по поддельному диплому устроился в районную больницу Курганской области главврачом, об этом писал портал 45.ru. Его бывшие деревенские пациенты из Свердловской области рассказали E1.RU, как давали ему взаймы под проценты и были уверены, что помогают в личной беде.

Как же я хвалила его: и хороший, и умный, и внимательный, прекрасный человек, - вспоминает добрым словом своего бывшего деревенского фельдшера пенсионерка Галина Казанцева. - Вам бы, говорю, врачом быть. Вот нахвалила, сглазила, он и стал врачом.

Владислав Федин работал в деревне Морозково. К нему шли с первыми жалобами, в лёгких случаях был за терапевта, мог оказать первую помощь: давление, уколы. При серьёзных жалобах - выписывал направление в Серов. Как специалист он вроде бы всех устраивал. А потом вдруг начал занимать деньги у деревенских пациентов. Пенсионерки, привыкшие верить врачу, охотно давали в долг. Тем более медик обещал выплатить проценты. Суммы для пенсионеров были немаленькие. Так Галина Казанцева заняла фельдшеру 20 тысяч. А её соседка Алла десять тысяч, у другой он занял ещё 20. Некоторые бабушки оказались грамотные - давали деньги под расписку.

Два года назад Владислав Евгеньевич ушёл в отпуск и вдруг пропал, - вспоминает Галина Константиновна. - Я ему звонила, он мне сначала говорил: «Я на курорте пока», потом рассказал, что не может выйти на работу, жена болеет, водит якобы её по врачам. А потом я уже не могла до него дозвониться. Уже тогда пошли разговоры, что жена не болеет, просто надо долг отдавать, дочери помог квартиру купить, она в городе живёт. На работе наш фельдшер так и не появился. Из соседней деревни Сотрина к нему мужик с топором приезжал, искал. Ему он тоже задолжал.

За трудовой книжкой Федин так и не приехал. Его уволили за прогулы. Некоторые из пациентов подали в суд, представив все долговые расписки. После решения суда его начали искать судебные приставы.

Но нашли сбежавшего фельдшера год спустя бывшие коллеги из Серовской больницы случайно в интернете: на сайте районной больницы села Половинское Курганской области попалась фотография, где их уволенный фельдшер сидит в окружении подчинённых в качестве главного врача. Оказывается, за год фельдшер фантастически поднялся по карьерной лестнице и стал главврачом районной больницы в Курганской области.

При этом всего лишь год назад у него был только документ о среднем образовании, с которым главным врачом его назначить не имели права. А за год закончить медицинский вуз Владислав Евгеньевич никак не мог. Серовские медики позвонили в Курган. Стали разбираться, вмешалась прокуратура.

Выяснилось, что диплом, как и запись в новой трудовой книжке, фальшивые. Согласно диплому и трудовой, Федин окончил Ивановский медицинский институт, работал терапевтом. Поначалу его и брали на должность терапевта, а потом он стал главврачом. Было возбуждено уголовное дело о подделке диплома. Недавно Федину предъявили обвинение.

Обвинение предъявлено по части третьей статьи 327 - это использование подложного документа, по части третьей статьи 159 за мошенничество с использованием служебного положения. Это касается двух случаев лечения «мёртвых душ» - то есть фиктивного оказания помощи больным, которых не было, а он получал деньги от страховых компаний, - рассказала E1.RU старший помощник прокурора по взаимодействию со СМИ Мария Мельникова. - В ближайшее время после утверждения обвинительного заключения дело будет передано в суд.

По первой статье самое серьёзное наказание - это два года лишения свободы. Но чаще всего максимальный помягче: штраф, ограничение свободы, принудительные работы. А вот за мошенничество с использованием служебного положения грозит наказание до шести лет лишения свободы. Сейчас бывший фельдшер находится под подпиской о невыезде. Деньги деревенским пациентам так и не вернул, судебные приставы пока не взыскали с него долгов.

Должностная инструкция главного врача должна быть составлена правильно и содержать в себе его права, обязанности и ответственность.

Что включить в должностную инструкцию главного врача – актуальные образцы для бюджетных организаций и частных медицинских центров в нашем материале.

Больше статей в журнале

Главное в статье

Должностная инструкция главного врача включает в себя

Должностная инструкция главного врача представляет собой перечень требований к этой должности, а также основных прав и полномочий сотрудника при исполнении своих должностных обязанностей.

  1. Требования к образованию главного врача. Главный врач должен иметь высшее образование по определённому перечню специальностей, а также действующий сертификат по организации здравоохранения.

Поскольку функции главного врача, прежде всего, управленческие, руководитель медучреждения также может иметь иное высшее образование, а также стаж работы в управленческом секторе – не менее 5 лет. Однако, должность специалиста может звучать как «главный врач» только при наличии у специалиста медицинского образования.

  1. Обязанности главного врача. Это раздел зависит от специфики работы в конкретном медучреждении. Например, должностная инструкция главного врача больницы скорой помощи и медицинского поликлинического центра будут различаться.

Обязанности главного врача поликлиники включают в себя в внутреннего трудового распорядка медучреждения, иных локальных актов медицинской организации, а также разных норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

  1. Права главного врача, установленные действующим законодательством РФ, локальными актами медучреждения и вышестоящим органом управления здравоохранением.
  2. Должностная инструкция главного врача содержит его ответственность за ее нарушение, а также несоблюдение иных обязательных норм.

Обязанности главного врача

  • осуществляет общее руководство работой медучреждения;
  • является представителем медучреждения в разных правоотношениях;
  • организует работу своих сотрудников по оказанию лечебной работы;
  • обеспечивает организацию работы всех служб медучреждения -финансовой, хозяйственной, производственной, медицинской;
  • принимает участие в аналитической работе, формулирует меры по итогам проведенного анализа работы медучреждения;
  • утверждает локальные акты медучреждения;
  • совместно с подразделениями контролирует выполнение обязательных норм, например, по охране труда и т.д.

Должностная инструкция главного врача раскрывает обязанности специалиста максимально подробно, при этом допускаются отсылочные нормы к основополагающим нормативным актам.

Независимо от того, кто назначает главных врачей на должность – Министерство здравоохранения (если это бюджетное учреждение) или учредитель (в частной медицине), любой специалист на должности должен следовать содержанию должностной инструкции и выполнять свои .

Функции главного врача

Организация деятельности главного врача включает выполнение им разнообразных функций:

  • организационная функция (организация лечебно профилактической работы);
  • контрольная функция;
  • руководящая функция;
  • представительская функция;
  • обеспечивающая функция.


Права главного врача

Назначение главного врача на должность предполагает предоставление ему определенных правовых гарантий.

Должностная инструкция главного врача включает в себя следующие его права:

  • давать медперсоналу конкретные указания и поручения;
  • запрашивать от коллектива необходимую документацию, пояснения и отчетность;
  • принимать административные решения, например, о поощрении некоторых сотрудников или о применении мер дисциплинарной ответственности в отношении них и т.д.;
  • принимать участие в мероприятиях, которые непосредственно касаются его профессиональной компетенции.

Ответственность главного врача

Должностная инструкция главного врача включает в себя , которые могут быть применены к недобросовестному специалисту:

  1. Ответственность, предусмотренная ТК РФ. Наступает в случае несоблюдения своих обязанностей, как работника медучреждения.
  2. Административная, гражданская и уголовная ответственность, в случае совершения правонарушений и преступлений, предусмотренных действующим законодательством.
  3. Гражданская ответственность за причинение материального ущерба гражданам и организациям.

Любой специалист, замещающий должность главного врача частного центра, должен знать:

  • основы законодательства РФ в сфере охраны здоровья (Конституцию РФ и другие законы);
  • санитарно-эпидемиологические нормы;
  • особенности организации деятельности медучреждения;
  • основы экономического планирования и управленческого учета;
  • медицинскую этику и психологию;
  • правила безопасности – охраны труда и т.д.

Основные обязанности главного врача стоматологической клиники позволяют ему обеспечивать безупречную работу медицинской службы.

Для этого он должен составлять расписание работы кабинетов так, чтобы организовать полную загрузку кабинетов даже во время отпусков, анализировать показатели работы клиники, смежных служб – бухгалтерии, поставщиков, транспорта.

Подробнее об обязанностях главного врача стоматологической клиники – в прикрепленном образце.

Должностная инструкция главного врача косметологической клиники

Должность главного врача стала обязательной для частных медучреждений, в том числе и для косметологических клиник после обновления законодательства о лицензировании медицинской деятельности.

Поэтому многие организации утвердили такую штатную единицу в своем штатном расписании формально.

В 2012 году в связи с изменениями порядка лицензирования медицинской деятельности, частные медицинские организации обязали ввести в штатное расписание должность главного врача.

До этих изменений в частных косметологических клиниках часто присутствовала только должность «генеральный директор».

Рассмотрим, в чем отличия обязанностей главного врача и генерального директора косметологической клиники:

Главный врач

Генеральный директор

1. Организует работу клиники с точки зрения предоставления качественных медуслуг населению.

2. Организует лечебно-профилактическую работу персонала.

3. Анализирует деятельность клиники, и на основе этого разрабатывает мероприятия по улучшению показателей работы персонала в целом.

4. Подбирает персонал, осуществляет расстановку специалистов в соответствии с их образованием и опытом работы.

5. Организует обучение сотрудников, их переподготовку и повышение квалификации.

6. Организует профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

1. Осуществляет общее руководство клиникой.

2. Организует работу клиники с точки зрения ее финансовой и хозяйственной деятельности.

3. Анализирует работу клиники и предпринимает меры по улучшению ее основных показателей.

4. Утверждает локальные акты клиники, планы, различную отчетность, бухгалтерский баланс.

5. Обеспечивает своевременную выплату положенной персоналу заработной платы.

6. Проводит планирование и прогнозирование деятельности клиники.

7. Совершенствует управленческую структуру клиники.

8. Представляет организацию во взаимоотношениях с различными органами и организациями, взаимодействует с госструктурами.

Как мы видим, в ряде случаев должностные обязанности специалистов совпадают, то есть они могут работать вместе, решая задачи, стоящие перед клиникой.

Однако, по многим направлениям заменить они друг друга не могут - у генерального директора нет медицинского образования, а главный врач не вправе распоряжаться финансами клиники.

Руководитель клиники отвечает, как за управленческие задачи, так и за организацию лечебной работы клиники.

Центральным НИИ организации и информатизации здравоохранения проведено исследование об отношении главных врачей медицинских учреждений к своей должности. Так, согласно его результатам, каждый пятый главный врач российского медучреждения смог пробиться к руководству с должности рядового врача.

В целом в российской системе здравоохранения на сегодняшний день работают 24 тысячи руководителей медицинских организаций: 13,5 тысяч человек – в стационаре, 10,7 тысяч – в поликлинике. Следовательно, как показали результаты исследования, укомплектованность руководителями медицинских учреждений составляет 88,6 %. Среди всех работников медицинского учреждения 5,2 % составляют руководители - главные врачи и их заместители. В стационарных учреждениях их больше - 6,7 % от всех врачей, в поликлинике - 4 %. Среди руководителей медицинских учреждений - 47 % мужчин и 53 % женщин, их средний возраст - 49 лет. Стаж руководящей работы больше десяти лет имеют 64 % главврачей и 47 % - их заместителей.

У 23 % главных врачей имеется высшая категория по специальности «Общественное здоровье и организация здравоохранения», у 45 % руководителей медицинских организаций есть категория по другим специальностям, сертификат специальности «Общественное здоровье и организация здравоохранения» есть у 70,3 % руководителей медучреждений. Второе высшее образование имеет каждый пятый руководитель.

Чаще всего главврачами становятся их заместители - согласно результатам исследования, подобный карьерный путь проходят примерно треть всех замов. При выборе медицинского учреждения больше половины опрошенных главврачей руководствовались интересом к работе (57 %). Главной целью - возможность дальнейшего карьерного роста - в качестве перспективы назвали 21,5 % врачей, уровень заработной платы - 17,3 %, престиж учреждения становится критерием выбора места работы для 16,4 % респондентов. Среди прочих причин выбора клиники для работы главврачи называют смену места жительства, возможность получать льготы и жилье, а также смену коллектива. Каждый пятый назвал «случайным стечением обстоятельств» свое назначение на руководящую должность, но в трети случаев (33 %) предложение о работе совпало с собственным желанием специалиста, а 10 % главврачей считают, что были недостаточно готовы руководить медицинской организацией в момент назначения.

Медицинское образование - это всегда престижно, но поступить в медвузы совсем не просто. Конкурсы растут и составляют 4-5 человек на место во всех крупных городах страны.
Медицинских вузов в России - порядка 40. А все потому, что для получения медицинской специальности необходимы клиническая и исследовательская база. А их за короткое время не создашь.
Самыми известными медицинскими вузами являются Московская медицинская академия имени Сеченова (ММА), Российский государственный медицинский университет (РГМУ) и Московский государственный стоматологический институт (МГСТИ).

Специальность врача можно получить также, закончив медицинские факультеты МГУ и РУДН. Образование здесь более академичное.
Лучшая исследовательская база у ММА. Вуз имеет клинический городок. Некоторым его клиникам свыше 100 лет. Другие вузы организуют образовательный процесс на базе лечебных учреждений города.

Учебный план медвузов предполагает изучение более 40 предметов.
В программах I и II курсов - изучение гуманитарных предметов, латыни, а также фундаментальная подготовка по биологии, анатомии, физиологии, гистологии, химии и др.
На III курсе начинается введение в клинические дисциплины. Именно в это время, студентам предоставляется возможность работать с больными людьми.
IV курс - это клиническая подготовка. Студенты изучают основы клинических знаний, знакомятся с типичными проявлениями заболеваний.
На V курсе, продолжается изучение основных клинических дисциплин - болезни нервной системы, дерматовенерология, нейрохирургия, офтальмология, педиатрия и т.д.

И, наконец, на VI курсе изучаются госпитальные клинические дисциплины. Здесь главное внимание уделяется больному. Ни для кого не секрет, что одно и то же заболевание у разных людей проявляется по-разному. Например, один человек, имея верхнюю границу кровяного давления в 140, нормально работает, а другой чувствует себя плохо.

За период учебы студенты осваивают на практике все участки работы медперсонала от санитара до помощника врача. Помощники врача ставят диагноз и предлагают схемы лечения, но последнее слово остается за специалистом. После V курса молодых людей могут направить на военные сборы, а во время эпидемий поручить участвовать в лечебно-профилактических мероприятиях.

Дипломная работа у будущего врача необычна. Выпускник ведет больных, составляет истории болезни пациентов. То есть студенты реально имеют дело с практикой, в отличие от большинства учащихся других .

Будущие российские врачи учатся 6 лет. А чтобы получить право заниматься практикой, нужно обязательно иметь сертификат, а для этого отучиться еще 1-2 года, пройдя интернатуру или ординатуру.

Интересно наблюдать за тем, как срабатывают основные диалектические законы на практике. Достаточно уметь провести ряд нужных параллелей. Ну и кое-что держать в собственной памяти: гугл и википедия - это, конечно, круто и масштабно, но ведь нужно же знать, о чём их спрашивать.

Восемьдесят два с половиной года назад перед выпускниками военных академий прозвучала фраза «Кадры решают все». Причём даже не столько как лозунг, сколько в контексте смены приоритетов: дескать, если до этого техника решала всё, то сейчас она есть, поэтому встал вопрос о том, кто будет всем этим управлять, оперировать.

Нечто подобное происходит сейчас и в медицине - во всяком случае, в медицине столичной. Я уже писал, и не раз, о том, какая, выражаясь бюрократическим языком, тут создана материально-техническая база. Начиная от корпусов больниц и заканчивая новой медтехникой, автомобилями для службы скорой помощи и вертолётами для медицины катастроф. Теперь возникает второй вопрос: кто всем этим великолепием должен рулить? А главное - как?

Помню, во время одной из наших с Оксаной поездок в Швейцарию мы беседовали с главным врачом клиники сети «Женолье» в Цюрихе. Между прочим, не имеющим медицинского образования - он просто управленец с богатым опытом. И он очень интересно выразился о себе и о коллективе докторов и медицинских сестёр в этой самой клинике: мол, вы представляете себе импрессарио прима-балерины? Его заботы, его головную боль? Так вот, у меня тут две сотни прима-балерин.

Согласен с ним: коллективом медиков управлять довольно сложно. Сказывается то, что каждый из них - это личность, которую далеко не всякий стремится растворить в коллективе. И то, что их работа, если мы говорим о действительно хороших медиках - это не столько ремесло, сколько искусство. И гильдийность на грани кастовости. И практически поголовное якобинство и неприятие чьих бы то ни было авторитетов. При этом больница или поликлиника должна работать. В довольно конфликтных условиях. И главврач, как тот самый миротворец ООН: получает по своей голубой каске и от коллектива, и от пациентов, и от вышестоящего начальства. Ну разве что зарплата как-то компенсирует эти непростые условия работы.

Я думаю, что со стороны Собянина было довольно правильным шагом создать в ушедшем году кадровый резерв управленцев от медицины. Такую своего рода ярмарку вакансий. Рано или поздно к этому решению нужно было прийти: протекционизм и клановость не особо идут на пользу делу. Поэтому в августе 2017 года стартовала программа «Лидер.Мед». Её основная цель - отобрать талантливых сотрудников, которые в дальнейшем смогут занять должности руководителей медучреждений.

Народ - а это в общей сложности 6033 человека - писал тесты, сочинения на тему «Почему я чувствую патологическую склонность к руководящей деятельности», снимал видеоролики о себе, участвовал в мозговых штурмах на темы управления, проходил отбор и отсев по большому списку параметров - и в итоге 300 человек таки отобрали в кадровый резерв Департамента здравоохранения. Нет, сразу их главврачами и заведующими отделений не сделают. Но поимеют в виду - на не столь отдалённое будущее. Опять же, теперь есть стимул для ныне рулящих главврачей: мол, если что...

Кадровый резерв для столичного здравоохранения создали по 5 направлениям. Так, в категории «Главный врач/директор медицинской организации» в список резервистов вошли 98 человек, в категории «Заместитель главного врача / директора медицинской организации» - 116 человек, в категории «Главная медицинская сестра» - 14 человек, в категории «Руководитель отделения / структурного подразделения» - 51 человек, в категории «Начальник отдела / заместитель руководителя / руководитель организации (с немедицинским образованием)» - 21 человек.

Насколько жизнеспособным и удачным будет такой кадровый резерв - покажет время. Но, на мой взгляд, уже сам факт его создания - неплохая новость. Меньше случайных людей на ключевых постах, меньше личного в процессе назначения на руководящую должность - глядишь, кое-что начнёт меняться в лучшую сторону.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!