© Marcie Gonzalez/Flickr
Мексиканский поэт и культуролог Октавио Пас однажды заметил: «Мексиканец, вместо того чтобы бояться смерти, ищет ее общества, дразнит ее, заигрывает с нею. Это его любимая игрушка и непроходящая любовь». Связь местных жителей с этой дамочкой и впрямь особенная — и лучше всего ее можно постичь, посетив ежегодный праздник под названием «День мертвых».
© Nicolas Peña/Flickr
© Nicolas Peña/Flickr
Día de los Muertos, День мертвых (вернее, два дня) празднуется 1-2 ноября. Невзирая на столь унылое название, в Мексике это едва ли не самое радостное и семейное торжество, когда живые поминают добрым словом своих покойных родственников, зазывают их души в гости, не боятся подшучивать над смертью - и даже целовать ее. Ведь мексиканская смерть, как-никак, женщина.
© Nicolas Peña/Flickr
© Nicolas Peña/Flickr
Мексиканцы нежно называют смерть La Catrina. В их воображении Ла Катрина вовсе не похожа на безобразную старуху с косой, а, напротив, напоминает своим видом разодетую в пух и прах франтиху, грациозный девичий скелет, радушно усмехающийся землякам.
© Nicolas Peña/Flickr
© Nicolas Peña/Flickr
Крещение Миктлансиуатль
День мертвых - праздник, которому насчитывается не одна сотня лет. В нем удивительным образом сплелись воедино христианские традиции с ритуалами доколумбовской Америки, сохранившимися с тех самых пор, когда две величайшие индейские цивилизации, а именно ацтеки и майя, населяли территорию современной Мексики.
© farflungistan/Flickr
© Robert Miller/Flickr
Древние ацтеки с особым размахом чествовали богиню смерти. Миктлансиуатль, а именно так звучало ее имя в те времена, изображалась весьма миловидной барышней, правда с черепом вместо лица. Облачена она всегда была в юбку из гремучих змей, которые по верованиям индейцев выступали проводниками в загробный мир.
© Russell Cardwell/Flickr
© Alexandra/Flickr
© Dan Dvorscak/Flickr
После того как испанские конкистадоры, внезапно нагрянувшие на Юкатан, взялись огнем и мечом укоренять среди аборигенов веру Христову, языческий праздник был уподоблен католическому Дню всех святых и передвинулся в календаре с середины лета на первые числа ноября. Сама же Миктлансиуатль в крещении приняла имя Ла Катрины и сменила «гремучую» юбку на пестрый наряд богатой мексиканской дуэньи. Впрочем суть праздника не претерпела изменений - мексиканцы в этот день, как и сотни лет назад, поминают своих почивших родственников, а вовсе не святых.
© Ted McGrath/Flickr
© Victoria Pickering/Flickr
Сладкие жертвоприношения
Первый день праздника, который получил название Día de los Angelitos («День ангелочков»), посвящен поминовению умерших детей, а второй - всех остальных усопших. Главным атрибутом праздника является алтарь, сооруженный родными покойника. Алтарь непременно украшается цветами — белыми, сиреневыми или огненно-рыжими бархатцами. Каждая семья старается перещеголять своих соседей в украшении алтаря. Среди обожающих похвастаться мексиканцев даже проводятся конкурсы на определение лучшей «поминальной клумбы».
© Luz Gallardo/Flickr
© Juan Carlos/Flickr
Помимо украшений цветами и ароматическими свечами, алтарь заполняется предметами, связанными с умершим, теми вещами, которые будут полезны ему в загробном мире. В ожидании гостя с того света, заботливая родня готовит ему подношения в виде украшений, памятных фотографий, сигарет и, разумеется, съедобных гостинцев. Живые верят, что в эти праздничные дни души усопших навещают тех, с кем пришлось разлучиться. Они не прочь присоединиться к развеселому семейному застолью, вот почему мексиканцы стараются угостить дорогих сердцу гостей духом их излюбленных блюд.
© Rebeca Anchondo/Flickr
© Luz Gallardo/Flickr
Если первый день праздника принято проводить в семейном кругу, то второй посвящается безудержному веселью и карнавальным шествиям. На городских площадях расцветают тысячи бархатцев, центральные улицы заполняются ряжеными - духами, жизнерадостными привидениями, скелетами, гремящими костями в такт музыке. Мексиканки разных возрастов с удовольствием примеряют на себя образ Ла Катрины - роковой красотки смерти.
© Richard Borges Díaz/Flickr
© Richard Borges Díaz/Flickr
Витрины магазинов доверху забиты миниатюрными гробиками, черепами и скелетами, сотворенными из сахара, шоколада, бумаги, картона и глины, а также другими атрибутами праздника. Эта сувенирная продукция пользуется у туристов не меньшей популярностью, нежели у самих мексиканцев. В эти дни во всей Мексике не отыскать дома, где бы не упоминалось имя безносой дуэньи.
© Cori Bonnell/Flickr
© Luis Bujan/Flickr
Кульминация праздника - посещение кладбища. Мексиканцы приносят с собой цветы и свечи, фотографии и памятные вещи покойных, любимые блюда и напитки, которые вмиг превращают кладбище из обители скорби в уютное и «живое» место. Люди ведут долгие беседы со своими усопшими родичами, устраивают пикники, поют и танцуют прямо у могил. Отовсюду слышен звон колоколов, который помогает душам умерших не заблудиться и отыскать дорогу домой.
© John Strathdee/Flickr
© John Strathdee/Flickr
Día de los Muertos - коллективная тризна, когда покойных поминают не в тот день, когда их не стало, а всех вместе, всенародно - с песнями, шутками и плясками. Все это напоминает наивную попытку утопить в коллективном веселье боль конкретного человека.
© Richard Borges Díaz/Flickr
© Richard Borges Díaz/Flickr
Преодоление страха - ключевая идея праздника, и не случайно в нем принимают участие все, от стариков, которые вот-вот окажутся в объятиях Ла Катрины, до грудных младенцев. Маленьким мексиканцам по душе разгуливать по улицам в костюмах мертвецов, уплетать за обе щеки сахарные черепа и марципановые гробики, а также в буквальном смысле держать смерть за руку.
© Richard Borges Díaz/Flickr
© Richard Borges Díaz/Flickr
В этой кажущейся «дикости» есть нечто совершенно правильное. Мексиканцы знакомятся с Ла Катриной в самом нежном возрасте, поэтому у них нет страха перед смертью, а лишь дружеские отношения с ней.
© Richard Borges Díaz/Flickr
1 комментарий
Весьма странный праздник, я даже никогда не слышал о нём. Также удивительный и можно сказать странный способ его проведения. Спасибо, теперь буду вспоминать об этом дне!
Ко мне, упыри! Ко мне,
вурдалаки!К/ф «Вий»
Если бы моя бабушка каким-нибудь чудесным образом оказалась в Мексике в первых числах ноября, она бы непереставая крестилась, думая, что оказалась в гостях у Дьявола.
1 и 2 ноября в Мексике отмечают один из самых грандиозных и красочных праздников – День Мертвых (Dia de los Muertos) . Как оказалось, именно в Оахаке и ее окрестностях он проходит с особым размахом. Тысячи туристов приезжают сюда посмотреть на торжество мертвых душ и их живых родственников. Ну а нам, живущим в Оахаке, грех было не окунуться в атмосферу праздника с головой.
У мексиканцев совершенно особое отношение к смерти. Мало того, что они ее не боятся, так еще и подшучивают частенько над этим неизбежным событием. Черепа, скелеты – неотъемлемая часть их повседневной жизни. Чего только одна колоритная стоит. Кто это, спросите вы? Катрина – это милейшая женщина-скелет в шикарной шляпке. Ее образ очень популярен в Мексике и встречается повсеместно, даже на одной из знаменитых фресок Диего Риверы.
День же Мертвых – самый настоящий апофеоз отношений мексиканцев, смерти и всяких потусторонних сил в целом.
Этот праздник уходит своими корнями еще во времена ольмеков и майя. Посвящен он памяти умерших и празднуется с большим размахом, увлекая всех жителей в единый водоворот. Никто не остается безучастным, никто не сидит дома. Считается, что в эти дни души умерших родственников посещают родной дом и их пытаются встретить с распростертыми объятиями, любовью и радостью. Никто не грустит и не печалится, да и, сказать честно, мексиканцы вообще не любят грустить ни в какие из дней. Чтобы было веселее, устраивают парады, костюмированные шествия и украшают все вокруг.
Что же получается? Выходит, что наполовину этот праздник внешне напоминает наши Пасху и Троицу, наполовину – американский Хэллоуин. С одной стороны, мексиканцы, помимо приглашения усопших в дом, толпами отправляются на кладбища, дабы почтить своих умерших родственников. Там они наводят порядок, украшают все охапками ярких цветов (одни мы называем бархатцами, другие – петушками). Плюс к этому пекут Хлеб Мертвых (Pan de Мuerto) – аналог наших пасхальных куличей. Ну, чем не Пасха? Разве что не принято грустить. Наоборот, устраиваются шумные концерты, театрализованные сценки, гулянья, в общем, все веселятся от души. Даже над могилами родственники вспоминают смешные и курьезные случаи из жизни ушедших и смеются от души.
С другой стороны, мексиканцы устраивают костюмированные карнавалы, что очень напоминает «тыквенный праздник». Место тыкв занимают черепа, а улицы заполняют толпы всевозможных страшилищ: ведьмы, колдуны, скелеты, зомби. Наряжаются все: от малых детей до преклонных лет мужчин и женщин.
Пожалуй, хватит разговоров, давайте-ка посмотрим на праздник. Если помните, официально длится он два дня, на деле растягиваясь порой на неделю.
Первого ноября мы с Андрюсиксом отправились в центр города, в сторону улицы Алькала (Calle Alcala) . Там-то и происходит все самое интересное, захватывая также центр города с площадью Сокало (Zocalo) и прилегающие улочки.
Не успев дойти до Алькалы, начали замечать всякие необычные невиданные до того штуковины. Из глубины дворов на нас смотрели яркие алтари. Подобные шедевры встречались рядом с церквями и на центральной площади. Традиционно алтари украшают черепами, цветами и любимыми кушаньями усопших, в честь которых они создаются.
На улицах стали появляться колоритные персонажи. Творили этих симпатяг здесь же, посреди улицы, с помощью нехитрого набора красок и нескольких кисточек. При желании за 200 рублей можно было превратиться в милого мертвеца, упырька или сестренку Катрины.
Детишки повсюду клянчили мелочь у прохожих и особенно усиленно и самоотверженно у туристов.
Некоторым было явно не до праздника.
Ноги сами собой привели нас на главный рынок Бенито-Хуарес (Benito Juárez) . Здесь многие продавцы и прочий персонал также перевоплотились в персонажей из потустороннего мира.
Побродив по городу, мы с Андрюсиксом отправились на центральное кладбище – Пантеон Генераль (Panteon General) . На задворках кладбища нас встретил цветочный рынок, пестрящий яркими красками.
Пантеон Генераль – старейшее кладбище во всей Оахаке, многие могилы датированы второй половиной девятнадцатого века. Шикарные надгробия и склепы делают его практически музеем.
Некоторые украшения, если честно, устрашают))
Посетителей на кладбище можно повстречать самых разных: здесь и ничем не выделяющиеся обыватели, и уже вошедшие в образ. Побывать в обители усопших может любой желающий, независимо от внешнего вида или национальной принадлежности. Туристы посещают пантеон охотно и с большим любопытством. Еще бы! Такие персонажи, да в такой обстановке!
Незадолго до того, как мы покинули кладбище, повсюду стали зажигать свечи. Говорят, что огонь свечей помогает душам мертвых найти дорогу туда, где их помнят и ждут.
День неуклонно приближался к вечеру. Стремительно темнело. Толпы гуляющих становились все плотнее, а персонажи еще забавнее. Казалось, что мы попали на выставку забавных уродцев, пытавшихся перещеголять друг друга.
Хозяева даже собак своих попытались сделать частью всеобщего веселья. Четвероногие, кажется, были довольны, щеголяя в искрящихся плащах и сбрасывая с себя островерхие шляпы.
Туристы, надо заметить, тоже не отставали, разукрашивая свои лица не менее, а может, даже более охотно, чем мексиканцы. Экзотика, однако.
Город гудел и извергал громкие звуки. То и дело поток гуляющих разрывали группы музыкантов, заполняя все вокруг немного нескладными, но заводными мелодиями.
Андрюсикс не успевал нажимать на кнопку затвора, пытаясь запечатлеть интересные типажи, в которых не было недостатка. Нам было интересно все! Подобное действо мы видели впервые. Разве что парад в честь Девы Марии Гваделупской запомнился, на который мы однажды попали в Мехико.
В центре, совсем рядом с Сокало мы увидели нечто новенькое – картины из песка, покрывавшие и перекрывавшие собою проезжую часть дороги.
К восьми-девяти вечера толпа слилась в нечто единое, покрыв Алькалу ровным шевелящимся покрывалом. Перемещаться можно было только подстроившись под общий ритм.
На силу вырвались из бушующей толпы и отправились в сторону дома, решив, что на сегодня впечатлений достаточно. Не успели подойти к нашей улице, как увидели еще один эпицентр празднества в паре минут от нашего дома, у церкви Iglesia de San Matias Jalatlaco . Здесь плясали, пели и взрывали петарды. Уснуть в тишине нам сегодня явно не грозило. В итоге так и заснули под непрекращающиеся взрывы и звуки оркестра.
Второго ноября было решено продолжить приобщение к мексиканскому колориту. Видимо, истосковались мы по нему за время путешествия по Штатам и последовавших за этим трудовых будней. С этой целью отправились в расположившийся недалеко от Оахаки городок Куилапам-де-Герреро (Cuilapam de Guerrero) . Главной нашей целью было посещение тамошнего бывшего монастыря. Я уже упоминала о нем в дневнике , возможно, еще и подробную заметку напишу с технической информацией, потому что монастырь этот оказался неожиданно интересным и атмосферным местом.
После обследования монастыря, заглянули на местное кладбище (Panteón Municipal) . Вы не думайте, мы не маньяки, просто кладбища у мексиканцев на День Мертвых очень уж нарядные и яркие.
На этом мы поставили точку в нашем знакомстве с мексиканским Днем Мертвых. Остались очень довольны, получив массу положительных эмоцией и хлебнув с излишком местного задора!
Ах, да, чуть не забыла! Всем тем, кто планирует провести второе ноября в Оахаке, советуют также посетить кладбище Panteon San Felipe , что к северу от города.Мы поленились и не поехали туда, решив, что хватит с нас подобных мест. Тем боле, что находится это кладбище весьма далеко от центра города – надо искать автобус, да еще и ехать минут пятнадать-двадцать.
Побольше вам интересных праздников, дорогие читатели!
«День Мертвых» («Dia de los Muertos») в Мексике считают одним из самых экзотичных и впечатляющих праздников на земле. В течение двух дней празднования мир "становится" с ног на голову: ночью никто не спит и все от мала до велика идут на кладбища, чтобы побыть в образе покойника.
Смерть не финал, а начало счастливой жизни
Отношение к смерти у мексиканцев принципиально иное, чем у европейцев. Здесь верят, что с приходом смерти жизнь не обрывается, но продолжается в ином мире полном счастья. Поэтому даже поминовение усопших окрашено для людей весельем: считается, что именно в "День мёртвых" самые близкие родственники способны посетить свои семьи, вспоминающие о них в этом мире.
О мексиканском дне мертвых – история праздника
Истоки данного праздника лежат в религии исконных жителей Мексики – ацтеков, тольтеков, майя и других народов. До прихода европейцев на континент, здесь были распространены практики обращения к загробным силам и воскрешения мертвых. Культ предков, например, воплощался в том, что черепа умерших членов семьи хранили в домах, пили из них ритуальные напитки по особым датам. Летом на период около 30 дней наступала череда принесения кровавых жертвоприношений, благодаря которым должно было продолжаться существование нашего мира. Покровительницей покойных в ином мире считалась богиня Миктлансиуатль.
Симбиоз католичества и языческих обрядов
Едва столкнувшись с этими обрядами, колонизаторы-испанцы были поражены: в глазах истинных христиан эти язычники в своей дикости даже не ведали, до какой степени кощунственны! По мере завоевания земель и установления на них нового порядка началось и распространение католичества, однако новая религия не сумела на корню вытеснить предыдущую: вместо этого было положено начало необычному симбиозу. Да, жертвоприношения устранили, а длительность празднований сократили всего до пары дней - однако христианская скорбь о почивших не встала на место радости, как и крест не заменил собой ярких церемониальных черепов.
Когда празднуют день мёртвых в Мексике?
Согласно сложившейся традиции, мексиканцы отмечают "День мёртвых" 1 и 2 ноября. Празднование охватывает всю страну от мала до велика. Поверье гласит, что в эти дни потусторонний мир распахивает свои двери, чтобы покойные могли встретиться со ждущими их живыми. Вот почему почившим близким готовят вкусные блюда, размещают их фото, украшают жилища яркими черепами – проводниками духов предков. Неотделимая часть праздника - образ "Катрины": скелета женщины, который одевают в красочное платье и широкополый головной убор. В ней в превращённой форме дожила до наших дней богиня смерти Миктлансиуатль.
Празднуют масштабнее, чем Рождество
Празднуют день мёртвых мексиканцы гораздо масштабнее, чем Рождество. В некоторых районах Мексики столь сильно ждут праздник, что его начало переносят на 31 октября.
Официальный праздник – никто не работает
Но именно 1 и 2 ноября – даты национального празднования на официальном уровне: они объявляются выходными, государственные учреждения не работают.
Эти два дня имеют разный смысл:
1 ноября - «День маленьких ангелов» («Día de Angelitos»), он отводится светлому вспоминанию почивших новорождённых и детей в целом.
Улыбающийся череп – символ дня мертвых в Мексике
Череп – национальный символ праздника поминовения предков. Его изображают везде: на поверхностях стен, дверей и окон, на асфальтовом покрытии, на предметах одежды. Правило одно: череп рисуют яркими красками, и он улыбается. Так выражают радость, которую покойные предки привносят в наш мир.
Череп-сувенир
Туристам и гостям в эти дни часто дарят подарки: черепок или гробик, где написано имя одариваемого. Воспринимать это надо как подарок от чистой души, потому что ими же одаривают настоящих друзей, а также родственников. Ещё один необычный образ - пирамиды из черепов, которые ацтеки называли «цомпантли»: некогда их сооружали из голов побеждённых, а теперь они часть праздника и не символизируют угрозу.
Главные наряды праздника: скелет и маска-череп
Люди на улицах переодеты в скелетов или рисуют маску-череп на своём лице. Круглые сутки открыты ярмарочные площадки, где продают мини-скелетов, керамические черепа, черепа-свечи, сладости в виде гробов и прочие сувениры. Громадного размера черепа устанавливаются на городских улицах.
Как отмечают день мёртвых в разных городах Мексики?
За прошедшие столетия в разных районах Мексики успели сложиться несколько различные традиции этого праздника. Например, в городе Оахака-де-Хуарес событие достигает масштаба карнавала, сравнимого с бразильским. В дневное время улицы пусты, тогда как с приходом ночи песнопения гитаристов-марьячи и духовые инструменты служат аккомпанементом для «танцующих скелетов». Люди в костюмах потусторонних существ и туристы смешиваются в карнавальной толпе: шествия организуются без какого-либо плана, тут и там. Кто угодно может влиться в это пёстрое месиво и бродить до рассвета 3 ноября.
Более экзотический даже по меркам мексиканцев формат праздник приобрёл в городе Помучь. Местные жители куда меньше поддались влиянию католицизма, поэтому стоят ближе к аутентичным традициям ацтеков. Когда наступает "День мёртвых", они выкапывают то, что осталось от почивших близких, очищают кости от слоя плоти, или полируют кости, обработанные в прошлые годы. По этой причине особенно чувствительным гостям из других стран не советуют посещать местные кладбища в канун праздника.
Долгая подготовка к празднованию дня мёртвых
Задолго до начала праздника в ученики школы, студенты и просто добровольцы начинают подготовку: делают костюмы скелетов, маски, куклы в рост человека; музыканты репетируют, а художники планируют, как украсить алтари.
Само украшение алтарей начинается перед праздником, потому что требуются живые цветы: знакомые нам жёлто-оранжевые бархатцы. В Мексике их именуют «цветком мертвых» - они помогают открыть проход между мирами, через которые покойные и пройдут в наш мир обратно. Алтари подобного типа устанавливают во всех домах, супермаркетах, кафе, публичных местах и т.д. Накануне праздника помимо цветов у них размещают разные фрукты, горящие свечи, тамале (особая мексиканская еда), игрушки (в память детей), алкоголь (в память взрослых). Необходимый компонент - вода: мексиканское поверье гласит, что переход в наш мир отнимает у душ много сил, восстановить которые они могут лишь простой водой и особым сладким "хлебом для мёртвых".
В жилищах приготовляют еду, любимую покойными при жизни, а также заправляют кровать: считается, что на ней отдохнёт прибывший дух. Семьи и близкие собираются в жилищах с радостным настроением и ожиданием встречи.
Возможно, вам будет интересно:
В 7 веке до н.э. началось строительство северной границы Китая, дабы защититься от внешних врагов. Сооруженная стена простиралась на тысячи километров и была названа Великой Китайской стеной. Тысячи несущих конструкций стены строились на протяжении столетий через пустыни, горы и реки. Результатом трудов стала стена протяженностью 20.000. Сегодня стену можно разделить условно на две части – туристическая, которая поддерживается в хорошем состоянии и проходит вдоль больших городов, и отдаленные участки стены, которые постепенно «съедает» природа и которые не доступны взорам туристов.
1. На многих участках Китайская стена выглядит именно подобным образом. Что является немного непривычным взору людей.
2. Эти останки стены находятся в городском округе Цзяюйгуань, провинция Ганьсу КНР, 2005 год (Greg Baker | AP)
3. Этот небольшой «забор» тоже часть Великой китайской стены, построенной во времена династии Мин (1372 г.) (Goh Chai Hin | AFP | Getty Images)
4. Остатки крепости 14-го века в Цзяюйгуане, 2009 год. (Sigismund von Dobschutz)
5.
6. Западный край Великой китайской стены неподалеку от округа Цзяюйгуан, 2007 год. (Michael Goodine)
7. Эти бесформенные холмы остатки стены в округе Иньчуань (Kim Siefert)
8. Эта часть великой стены была почти полностью уничтожена, но в 1987 году ее восстановили (Greg Baker | AP)
9. Местоположение 180 км севернее Пекина. В отличие от других участков стены, окружающих столицу и отреставрированных для туристов эта часть стены (построенная во времена династии Мин, 1368 год) оставлена в первозданном виде. (Frederic J. Brown | AFP | Getty Images)
10. Великая китайская стена западнее городского округа Иньчуань лишь отдаленно напоминает «туристическую» зону стены (Frederic J. Brown | AFP | Getty Images)
11. Горы Иньшань 1998й год. Этот 200-километровый отрезок стены построен во времена правления династии Цинь (221-207 век од н.э.) был обнаружен археологами в автономном регионе севера Китая – Внутренней Монголии. (Wang Yebiao, Xinhua | AP)
12. Старая часть Стены в уезде Лункоу, провинция Шаньдун. (Фото Kim Siefert)
13. Разрушенная стена к северо-востоку от Пекина. (Greg Baker | AP)
14.Туристическая часть стены вблизи Пекина (Saad Akhtar)
15. Участок Стены под названием «Бадалин» находится на окраине Пекина. (Liu Jin | AFP | Getty Images)
16. На фото процесс замера Великой Китайской стены, который периодически делает департамент культуры Китая. (China Photos | Getty Images)
17. Довольно хорошо сохранилась стена вблизи поселка Dongjiakou (Kim Siefert)
18. Некоторые участки Великой китайской стены в буквальном смысле поглотила природа (Kim Siefert)
19. Стена вблизи провинции Хэбэй, 2012 год. (Ed Jones | AFP | Getty Images)
20. Некоторые туристы разбивают палаточные городки прямо на стене. На фото палатки на участке «Бадалин» (Frederic J. Brown | AFP | Getty Images)
21. Слившийся с природой участок стены всего в 80 км от Пекина (David Gray | Reuters)
22. Арка в бывшей сторожевой башне. (David Gray | Reuters)
23. На некоторых горных участках стена поднимается почти вертикально вверх. Провинция Хэбэй, 2012 год. (Ed Jones | AFP | Getty Images)
24. «Туристическая» часть Великой стены недалеко от центра Пекина. (Jason Lee | Reuters)
25. Осень у Великой Китайской стены (Kim Siefert)
26. Президент США Ричард Никсон посетил Великую Китайскую стену в 1972 году. (AP)
27. Свадебная фотосессия на стене. (David Gray | Reuters)
28. Множество туристов приезжает в Пекин, чтобы прогуляться по Великой китайской стене. Часто родители берут с собой детей. Для того чтобы осуществить поездку в Китай необходимо разрешение на выезд ребенка от обоих родителей.
29. Сторожевая башня недалеко от Пекина. (Kim Siefert)
30. Арка на участке «Бадалин» и горы. (Frederic J. Brown | AFP | Getty Images)
31. Еще одно фото слияния с природой, округ Циньхуандао. (Kim Siefert)
32. Недалеко от Пекина. (Ng Han Guan | AP)
33. В честь Международного дня борьбы с наркотиками на Китайской стене проводили акцию в 2006 году. (China Photos | Getty Images)
34. Участок Великой стены Сыматай. В 1987 году был занесен в список объектов мирового наследия ЮНЕСКО. (Bobby Yip | Reuters)
35. Стена в китайской провинции Хэбэй. (Alexander F. Yuan | AP)
36. Место, где стена встречается с морем называется «Голова старого дракона» и было построена во времена правления династии Мин (1368-1644).Находится в провинции Хэбэй. (Andrew Wong | Getty Images)
Великая Китайская стена - одна из самых главных достопримечательностей Китая, символ Поднебесной, знакомый каждому иностранному туристу. Но, несмотря на то, что очертания Великой стены знакомы по многочисленными буклетам, атласам и путеводителям, историю возникновения этого чуда света знают далеко не все.
Можно с уверенностью сказать, что в мире нет ни одного цивилизованного человека, который не слышал о восьмом чуде света – Великой Китайской Стене.
Но совсем не каждый из нас имеет представление о том, что конкретно является Великой Китайской Стеной.
Нет, это не просто древняя, стратегически важная крепостная стена, длиной достигавшая 10000 километров. Стена – это Китай. Стена - это история великой цивилизации, ее культура и отношение ко всему миру.
В период правления династии Цинь (221 г. по 206 г. до Р.Х.) император Цинь Ши Хуан, известный как "объединитель земли китайской", отправил около 500 тысяч человек на возведение первой Стены.
Дело в том, что в это время происходили войны, известные как «Войны Воюющих Государств», и приходилось воздвигать оборонительные сооружения от набегов соседних княжеств.
Главная особенность строительства заключалась в том, что каждая из башен должна была быть в прямой видимости двух соседних.
Это позволяло быстро и без больших временных затрат передавать сообщения огнем и дымом.
Три участка Стены были сооружены из фиолетового мрамора. Два - находятся в городе Цзянъань, один - в горах Янышань под названием Байянъюй.
Эти части стены славятся как самые прочные и самые красивые, но, к сожалению, доступ к ним открыт не каждому туристу.
Второе название Стены – «стена плача». По легенде, которую знает каждый китайский школьник, жене рабочего, трудившегося на стройке, Мэн Цзянню во сне явился муж и сообщил, что умер от нечеловеческих нагрузок. Немедля она собралась и поехала к месту, где якобы должны находиться останки мужа. Но она там ничего не обнаружила.
Скорбящая девушка упала на колени в молитве к богам. Боги услышали ее слова, и слезы Цзянню смыли участок Стены, и она увидела тлеющий труп мужа. Похоронив его со всеми почестями, она вернулась домой.
Строительство второй Стены (династия Хань 206г. по 220до Р.Х.) связано с постоянными набегами гуннов, которые хорошенько потрудились над уничтожением сооружения. На восстановление уже третьей Стены (династия Мин 1368-1644 гг.) был отправлен целый миллион китайцев.
Последняя императорская династия Китая не нуждалась в Стене. Из-за появления пороха, она просто перестала быть актуальной, вследствие чего началось разрушение Стены временем.
Это сухие исторические выдержки. Само представление и энергетическое ощущение Великой Китайской Стены можно частично получить при соприкосновении с ней.
Оказаться рядом – это уже большое чудо.
Восхищение и ощущение собственной ничтожности переполняют человека, когда он видит Стену на расстоянии километра.
А когда поднимаешься по ступеням до «верхней» башни, переполняешься волнением и радостью, которые невозможно передать словами.
С другой стороны, проделать этот путь довольно сложно – порой лестница настолько крутая, что приходится держаться руками за верхние ступени.
Стена является символом Китая. Надпись Мао Цзе Дуна, сделанная у входа в отреставрированную часть, гласит: «Если ты не побывал на Великой Китайской Стене, ты не настоящий китаец».
Ошибочное мнение, что Стену посещают одни туристы. Очень частое бывает, что самих китайцев там больше, чем путешествующих. И оно понятно, посетить Великую Китайскую Стену – долг каждого уважающего себя китайца. Хотите почувствовать себя частью мировой культуры – приезжайте в Поднебесную!
Вокруг Пекина находятся несколько участков стены, доступных для туристов. Наиболее интересен неотреставрированный участок Сыматай.
Отреставрированные и свежевыкрашенные части Стены производят гнетущее впечатление голивудской декорации, и как то не верится, что все это стоит здесь уже не одну тысячу лет.
Из за жуткой загрязненности атмосферы над городом, в Пекине практически невозможно увидеть небо. Город наполнен всеми оттенками серого - серо-красный, серо-синий, серо-коричневый. Поэтому голубое небо над Сыматаем воспринимается почти как чудо.
Когда автобус с туристами подъезжает к Стене, его тут же берет в кольцо толпа китаянок среднего и старшего возраста. Объединяет их всех пожалуй лишь исключительное внешнее уродство и желание заработать. Поскольку китаянок явно больше чем нас, за дверью автобуса разворачивается настоящая схватка за каждого кто рискнет выйти.
Некоторое время мы не разрешаем водителю открыть двери - внешний мир, улыбающийся беззубой улыбкой пожилой китаянки, не внушает доверия. Наконец, мы выходим. Китаянки, проворно перебирая маленькими ножками, стараются поспеть за нашим широким европейским шагом. Оказывается, они - гиды, призванные облегчить и скрасить наш подъем.
Они указывают на Стену и говорят, что это Стена, а вот это башня, там река, а впереди высокая гора. Поскольку ценность подобной информации вызывает обоснованные сомнения, мы решительно отказываемся от их услуг, но женщины не обращают на это внимание, они кружат вокруг, в тщетной надежде привлечь нас своими энциклопедическими знаниями.
По мере того, как мы поднимаемся все выше и выше, уныние и разочарование все яснее проступают на их сморщенных лицах. Наконец мы поворачиваем назад. На спуске им за нами явно не поспеть, расстояние между нами все увеличивается и увеличивается, вот их уже и не видно за изгибом Стены, и лишь задорные старческие голоса, посылающие нам последние проклятия, отзываются горным эхом где-то далеко позади...