Когда образовалась чечня. История чеченской республики

Первые чеченские государства появились в Средние века. В XIX столетии после продолжительной Кавказской войны страна стала частью Российской империи. Но и в дальнейшем история Чечни была полна противоречивых и трагических страниц.

Этногенез

Чеченский народ формировался на протяжении долгого времени. Кавказ всегда отличался этническим многообразием, поэтому даже в научной среде до сих пор не сложилось единой теории о происхождении этой нации. Чеченский язык принадлежит к Нахской ветви Нахско-дагестанской языковой семьи. Ее также называют восточнокавказской, согласно расселению древних племен, ставших первыми носителями этих наречий.

История Чечни началась с появления вайнахов (сегодня под этим термином подразумевают предков ингушей и чеченцев). В его этногенезе поучаствовали самые разные кочевые народы: скиф, индоиранцы, сарматы и т. д. Археологи приписывают к предкам чеченцев носителей колхидской и кобанской культур. Их следы разбросаны по всему Кавказу.

Древняя история

Из-за того, что история древней Чечни прошла в отсутствие централизованного государства, о событиях до самого Средневековья судить крайне сложно. Доподлинно известно только то, что в IX веке вайнахи были подчинены своими соседями, создавшими Аланское царство, а также горными аварцами. Последние в VI-XI столетиях жили в государстве Сарире со столицей в Тануси. Примечательно, что там были распространены как ислам, так и христианство. Однако история Чечни сложилась так, что чеченцы стали мусульманами (в отличие, например, от своих соседей грузинов).

В XIII веке начались монгольские нашествия. С тех пор чеченцы не покидали гор, опасаясь многочисленных орд. Согласно одной из гипотез (у нее есть и противники), тогда же было создано первое раннефеодальное государство вайнахов. Это образование просуществовало недолго и было уничтожено во время нашествия Тамерлана в конце XIV столетия.

Тейпы

На протяжении долгого времени равнинные районы у подножья Кавказских гор контролировались тюркоязычными племенами. Поэтому история Чечни всегда была связана с горами. Образ жизни ее жителей также формировался в соответствии с условиями ландшафта. В изолированных аулах, куда порой вел только один перевал, возникли тейпы. Это были территориальные образования, созданные согласно родоплеменной принадлежности.

Возникшие еще в Средние века, тейпы существуют до сих пор и остаются важным явлением для всего чеченского общества. Эти союзы создавались для защиты от агрессивных соседей. История Чечни изобилует войнами и конфликтами. В тейпах зародился обычай кровной мести. Эта традиция привнесла свои особенности в отношения между тейпами. Если разгорался конфликт между несколькими людьми, он обязательно перерастал в родовую войну вплоть до полного уничтожения противника. Такой была история Чечни с древнейших времен. существовала очень долгое время, так как тейповая система во многом подменила государство в привычном понимании этого слова.

Религия

Сведений о том, какой была древнейшая история Чечни, до наших дней практически не сохранилось. Некоторые археологические находки позволяют утверждать, что вайнахи вплоть до XI века были язычниками. Они поклонялись местному пантеону божеств. У чеченцев существовал культ природы со всеми характерными для него чертами: священными рощами, горами, деревьями и т. д. Было распространено знахарство, магия и другие эзотерические практики.

В XI-XII вв. в этом регионе Кавказа началось распространение христианства, которое шло из Грузии и Византии. Однако вскоре константинопольская империя развалилась. На место христианства пришел ислам суннитского толка. Чеченцы переняли его у соседей-кумыков и Золотой Орды. Ингуши стали мусульманами в XVI веке, а жители отдаленных горных аулов - в XVII веке. Но еще долгое время ислам не мог повлиять на общественные обычаи, которые гораздо больше основывались на национальных традициях. И только в конце XVIII века суннизм в Чечне занял примерно те же позиции, что и в арабских странах. Связано это было с тем, что религия стала важным инструментом борьбы против русской православной интервенции. Ненависть к чужакам разжигалась не только на национальной, но и на конфессиональной почве.

XVI столетие

В XVI веке чеченцы начали занимать опустевшие равнины в долине реки Терек. В то же время большая часть этого народа осталась жить в горах, приспособившись к их природным условиям. Уходившие на север искали там лучшей доли. Население естественным образом росло, а скудных ресурсов стало не хватать. Теснота и голод заставили многие тейпы обосноваться на новых землях. Колонисты строили небольшие села, которые называли по имени своего рода. Часть этой топонимики сохранилась до наших дней.

История Чечни с древнейших времен была связана с опасностью со стороны кочевников. Но в XVI столетии они стали гораздо менее могущественными. Золотая Орда распалась. Многочисленные улусы постоянно воевали друг с другом, отчего не могли установить контроль над соседями. Кроме того, именно тогда началась экспансия Русского царства. В 1560 гг. были завоеваны Казанское и Астраханское ханства. Иван Грозный стал контролировать все течение Волги, таким образом получив выход к Каспийскому морю и Кавказу. У России в горах были верные союзники в лице кабардинских князей (Иван Грозный даже женился на - дочери кабардинского правителя Темрюка).

Первые контакты с Россией

В 1567 году русские основали Терский острог. Об этом Ивана Грозного попросил Темрюк, который надеялся на помощь царя в конфликте с крымским ханом - вассалом османского султана. Местом строительства крепости стало устье реки Сунжи - притока Терека. Это было первое русское поселение, возникшее в непосредственной близости от земель чеченцев. На протяжении долгого времени именно Терский острог был плацдармом московской экспансии на Кавказе.

Колонистами выступали гребенские казаки, которые не боялись жизни на далекой чужбине и своей службой защищали интересы государя. Именно они установили прямой контакт с местными уроженцами. История народа Чечни интересовала Грозного, и он принял первое чеченское посольство, которое отправил влиятельный князь Ших-мурза Окоцкий. Он попросил покровительства у Москвы. Согласие на это дал уже сын Ивана Грозного Однако этот союз просуществовал недолго. В 1610 году Ших-мурза был убит, его наследник свержен, а княжество захвачено соседним племенем кумыков.

Чеченцы и терские казаки

Еще в 1577 году было образовано основу которого составили переселившиеся с Дона, Хопра и Волги казаки, а также православные черкесы, осетины, грузины и армяне. Последние бежали от персидской и турецкой экспансии. Многие из них обрусели. Рост казачьей массы был значительным. Этого не могла не заметить Чечня. История происхождения первых конфликтов между горцами и казаками не зафиксирована, но со временем стычки становились все более частым и обыденным явлением.

Чеченцы и другие коренные жители Кавказа устраивали набеги, чтобы захватить скот и другую полезную добычу. Нередко мирных жителей уводили в плен и позже возвращали за выкуп или делали их рабами. В ответ на это казаки также устраивали рейды в горы и грабили аулы. И тем не менее такие случаи были скорее исключением, чем правилом. Часто наступали длительные периоды мира, когда соседи торговали между собой и обзаводились родственными связями. Со временем чеченцы даже переняли у казаков некоторые особенности ведения хозяйства, а казаки, в свою очередь, стали носить одежду, очень похожую на горскую.

XVIII век

Вторая половина XVIII столетия на Северном Кавказе ознаменовалась строительством новой русской укрепленной линии. Она состояла из нескольких крепостей, куда приезжали все новые колонисты. В 1763 году был основан Моздок, затем Екатериноградская, Павловская, Марьинская, Георгиевская.

Эти форты заменили Терский острог, который чеченцам однажды даже удалось разграбить. Меж тем в 80-е годы в Чечне стало распространяться шариатское движение. Популярными стали лозунги о газавате - войне за исламскую веру.

Кавказская война

В 1829 году был создан Северо-Кавказский имамат - исламское теократическое государство на территории Чечни. В то же время у страны появился собственный национальный герой Шамиль. В 1834 году он стал имамом. Ему подчинялись Дагестан и Чечня. История возникновения и распространения его власти связана с борьбой против российской экспансии на Северном Кавказе.

Борьба с чеченцами продолжалась несколько десятилетий. На определенном этапе Кавказская война переплелась с войной против Персии, а также Крымской войной, когда против России выступили западные страны Европы. На чью помощь могла рассчитывать Чечня? История государства нохчей в XIX веке не была бы столь долгой, если бы не поддержка Османской империи. И тем не менее, несмотря на то, что султан помогал горцам, Чечня была окончательно покорена в 1859 году. Шамиль был сначала пленен, а затем жил в почетной ссылке в Калуге.

После Февральской революции чеченские банды начали нападать на окрестности Грозного и Владикавказскую железную дорогу. Осенью 1917-го с фронта Первой мировой войны на родину вернулась так называемая «туземная дивизия». Она состояла из чеченцев. Дивизия устроила настоящий бой с терскими казаками.

Скоро в Петрограде к власти пришли большевики. Их Красная гвардия вошла в Грозный уже в январе 1918 года. Часть чеченцев поддержала советскую власть, другие ушли в горы, третьи помогали белым. С февраля 1919 года Грозный находился под контролем войск Петра Врангеля и его британских союзников. И только в марте 1920-го Красная армия окончательно утвердилась в

Депортация

В 1936 году была образована новая Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая республика. Меж тем в горах оставались партизаны, которые выступали против большевиков. Последние такие банды были уничтожены в 1938 году. Однако сепаратные настроения у части жителей республики остались.

Скоро началась Великая Отечественная война, от которой пострадала и Чечня, и Россия. История борьбы с немецким наступлением на Кавказе, как и на всех остальных фронтах, отличалась сложностью для советских войск. Большие потери усугублялись появлением чеченских формирований, которые действовали против красноармейцев или даже входили в сговор с нацистами.

Это дало повод советскому руководству начать репрессии против всего народа. 23 февраля 1944 года все чеченцы и соседние ингуши, вне зависимости от отношения к СССР, были депортированы в Среднюю Азию.

Ичкерия

Чеченцы смогли вернуться на родину только в 1957 году. После распада Советского Союза в республике вновь пробудились сепаратные настроения. В 1991 году в Грозном была провозглашена Чеченская Республика Ичкерия. Некоторое время ее конфликт с федеральным центром пребывал в замороженном состоянии. В 1994 году президент России Борис Ельцин решил ввести в Чечню войска, чтобы восстановить там власть Москвы. Официально операция была названа «мерами по поддержанию конституционного порядка».

Первая Чеченская война завершилась 31 августа 1996 года, когда были подписаны Хасавюртовские соглашения. Фактически этот договор означал вывод федеральных войск из Ичкерии. Стороны договорились определить статус Чечни до 31 декабря 2001 года. С наступлением мира Ичкерия стала независимой, хотя это юридически и не признавалось Москвой.

Современность

Даже после подписания Хасавюртовских соглашений обстановка на границе с Чечней оставалась крайне неспокойной. Республика стала укрытием для экстремистов, исламистов, наемников и просто преступников. 7 августа бригада боевиков Шамиля Басаева и Хаттаба вторглась в соседний Дагестан. Экстремисты хотели создать на его территории независимое исламистское государство.

История Чечни и Дагестана очень похожа, и не только из-за географической близости, но и в связи со схожестью этнического и конфессионального составов населения. Федеральные войска начали контртеррористическую операцию. Сначала боевики были выброшены с территории Дагестана. Затем российская армия вновь вошла в Чечню. Активная боевая фаза кампании закончилась летом 2000 года, когда был очищен Грозный. После этого официально еще на протяжении 9 лет сохранялся режим контртеррористической операции. Сегодня Чечня - один из полноправных субъектов Российской Федерации.

1957 г . Возвращение чеченцев на родину.

Жизнь в республике до развала СССР

После трагических событий февраля 1944 года прошло тринадцать лет. Культ И.В.Сталина был развенчан Н.С.Хрущёвым на 20-м съезде КПСС. Выселение многих народов со своей Родины было признано неправильным и в 1957 году Правительство СССР восстановило им право жить там, где они проживали веками. Это Постановление всеми обиженными, в том числе чеченцами и ингушами было воспринято как признание той ошибки, которая была совершена руководством страны, и принесло им огромную радость. Началось возвращение домой. Но этот факт был омрачён вГрозном трагическим событием. В посёлке им. С.М.Кирова кто-то из чеченцев,вернувшихсядомой,убилдемобилизованногоматроса, русского. Его похороны превратились в демонстрацию. Похоронная процессия, пешком двигающаяся за гробом, превратилась в огромную колонну, которая, остановившись у Областного комитета партии на площади им. В. И. Ленина, начала митинг с требованием запретить чеченцам возвращение назад. С большим трудом, усилиями работников НКВД, активных членов партии, стихийный митинг удалось заглушить, и процессия двинулась к кладбищу. Но этот факт не остался бесследным и долго ещё оставался в памяти жителей города.

Депортацию тринадцати народов надо признать несправедливой. Но, присмотревшись к чеченцам, вернувшимся в 1957 году назад на родину, можно сделать вывод, что это были уже другие люди. Живя на чужбине разрозненно, среди русских, немцев, других народов,
чеченцы вынуждены были перенимать тот образ и стиль жизни, которым жили окружающие. А он сильно отличался от жизни в горах, и поэтому они как губки впитывали в себя всё самое полезное. Чеченцы и ингуши научились жить и мыслить по-русски, учились в русских школах, техникумах, институтах, работали на серьёзных промышленных предприятиях, некоторые стали занимать руководящие посты. Многие дружили с русскими семьями, перенимали методы ведения домашнего хозяйства, научились по-русски оборудовать интерьер квартиры и многому, многому другому.

А как было до выселения? Вспоминается 1937 год. 1 Мая. Все соседи нашего барака, собрались на квартире одного из рабочих, чтобы отметить этот праздник. По какой-то случайности среди гостей оказался пожилой чеченец. Для рабочей компании стол был накрыт прилично по тем временам, наряду с водкой, вином, обязательно подали жареную и варёную картошку, а к этим блюдам – селёдку, солёные огурцы и помидоры из бочек, мясо (тогда все держали различную живность), ну и, конечно: лук, чеснок, петрушку, укроп и другую зелень. Хлеб в те времена был, как правило, чёрный, на белый денег не хватало. Ели, пили, песни пели. В общем, праздновали День международной солидарности трудящихся. Увидел бы тот современный чеченец, воспитанный в изгнании и отчитавший женщину с «рязанской мордой», как гость рабочей компании в процессе трапезы, начал потихоньку рукой таскать со стола квашеную капусту и укладывать её в карман. Вероятно, она ему очень понравилась, и он решил порадовать своих родственников дома, а может, хотел показать им, что едят русские, или, может быть, по привычке решил что-нибудь карабчить (украсть, значит). Соседи по столу заметили его действия, но делали вид, что ничего не происходит. Когда же хозяин квартиры, заметил, что гость положил в карман вилку, его нервы не выдержали, и он завопил: «Э…! Э…! Когда ты таскал капусту, я терпел, но вилку! У меняих у самого мало». Пришлось незадачливому воришке расстаться с добычей. Капусту ему разрешили унести, чтобы он показал, чего «жрут» русские. До приведённого выше примера из прошлого мы вели речь о том, что вынесли из жизни вне Родины чеченцы.

Продолжим. Однажды, примерно в семидесятые годы, я совершенно случайно разговорился на автомобильной стоянке у Грозненского универмага со стоявшим рядом чеченцем. В процессе нашей беседы он неожиданно заявил: «Спасибо Сталину. Он нас там, в Казахстане, хоть жить научил». Дальше он мысль свою развивать не стал, но я его понял. Вероятно, он хотел сказать именно то, о чём я написал несколько выше.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что чеченцы и ингуши из ссылки вернулись более приспособленными для жизни в обществе с другими народами. В Грозном, в начале семидесятых годов, наконец-то, было построено здание и начал работать Чечено-Ингушский государственный университет им. Л.Н.Толстого, в который поступило много молодёжи коренной национальности. Если в кузницу кадров нефтяной промышленности, Грозненский нефтяной институт, в основном поступали только русскоязычные студенты, то после 1957 года в число студентов стали постепенно входить и чеченцы и ингуши, вернувшиеся на родину.

Поняв преимущества нефтяников перед другими профессиями, потянулись на НПЗ и буровые, местные жители из чеченцев. Так появилась, хотя и небольшая, прослойка нефтяников-чеченцев. Но в руководстве нефтяной промышленности республики пока оставались квалифицированные кадры из русских. Образованных чеченцев это стало раздражать. Об этом я уже писал выше. К 1991 году произошло перераспределение кадров и в лёгкой промышленности и в торговле. За тридцать четыре года полностью изменился контингент кадров в торговле. Теперь уже за прилавками магазинов стояло почти 90 % чеченок. Достаточно много рабочих мест на стройках, в нефтяной, нефтеперерабатывающей, металлургической и особенно в лёгкой промышленности было занято чеченцами и ингушами. Многие жители близлежащих аулов и сёл автобусами стали ездить на работу в город. Другая часть чеченцев, не найдя работы в городе и в селе, создавая строительные бригады, в основном из родственников, начали выезжать за пределы республики на заработки («на шабашку», так они называли). Выезжая на всё лето, бригадышабашников» заключали договоры с колхозами, совхозами и другими предприятиями на строительство коровников, школ, детских садов, жилья и других объектов. Закончив работу, получив заработанные деньги, строители к зиме возвращались домой, чтобы на следующий год повторить всё сначала. И так из года в год. Третья группа местных жителей стали спекулянтами (как сейчас говорят – «челноками»). Поезд Грозный-Москва очень хорошо этому способствовал. Из Москвы будущие челноки привозили современные по тому времени вещи, телевизоры, ковры и другой дефицит. Чеченцы в Грозном стали законодателями мод.

За примером далеко ходить не буду. Моя жена с 1966 по 1995 год работала в Грозненском Универмаге закройщицей женского платья и дружила со многими продавщицами-чеченками. Однажды она мне рассказала содержание беседы с молодой продавщицей. Девочка ей сказала: «Ой, тётя Эмма, Вы же нас чеченцев не знаете. Вот, например, если моя подруга купила понравившееся мне платье, то я неделю, две есть не буду, но обязательно куплю себе такое же». Видите ли, ей гордость не позволяет выглядеть хуже подруги. Таков чеченский характер.

Ко времени развала Советского союза в Чечне давно уже появилась большая прослойка чеченцев во всех областях производственной деятельности, были и инженеры, и техники, и учёные, учителя, и врачи, корче говоря, появились все профессии, необходимые для обеспечения нормального функционирования предприятий и учреждений. В нефтяной промышленности появились мастера участков, начальники установок и цехов. В нефтедобыче, особенно в Управлениях «Малгобекнефть», «Горагорскнефть», «Старогрознефть», «Октябрьнефть», число рядовых чеченцев-буровиков росло значительно быстрее, чем руководящих кадров, а это предел мечтаний многих.

Недавно, в начале 2006 года, Президент Путин в беседе с группой руководителей из Чечни, задал им вопрос: «Кто мог бы в данное время стать Президентом республики?» На заданный вопрос Президента ответил Рамзан Кадыров: «Если Вы сейчас выйдете на улицуи зададите этот вопрос любому встречному чеченцу, вы услышите единственный ответ: «Я». Вот вам портрет настоящего чеченца. Очень они любят руководящие посты.

Однажды, в 1976 году, при наборе кадров во вновь открывающийся Грозненский цирк на должность начальника охраны, состоящей из десяти человек, был принят чеченец. Одевался тот с «иголочки», по цирку ходил, нет, не ходил, а перемещался, степенно, медленно, окидывая хозяйским взором «свои владения». Порой его даже путали с самим директором цирка, кстати, тоже чеченцем, Юнусом Якубовичем Газалоевым, ставшим в последующем Заслуженным работником культуры ЧИАССР. Росло количество чеченцев и на заводе «Красный Молот». Завод расширялся, апритока русских, как в старые времена, уже не было. В этом месте мне хочется отметить, что в тот период и появилась на заводе молодая девушка-чеченка Сажи Умалатова. Начав работать ученицей сварщика, она доросла до бригадира. Её выбрали депутатом Верховного Совета СССР. Да ещё каким депутатом она стала! Вероятно, мало кто помнит, что она первая выступила с критикой политики, проводимой М.С.Горбачевым в области перестройки государства. В то время мало кто бы мог осмелиться покритиковать руководителя государства. Сейчас Сажи является руководителем одной из партий социалистической направленности.

В Чири-Юрте был построен большой цементный завод, который полностью обслуживали работники из этого и окружающих аулов. Республика встала на ноги. Первый орден Красного Знамени грозненский пролетариат получил в 1924 году за восстановление нефтяной промышленности, а в 1931 – за большие успехи, достигнутые самоотверженным трудом рабочих, грозненская нефтяная промышленность была награждена орденом Ленина, в 1942 году этим же орденом был награждён второй промысел «Малгобекнефть». А в 1971 году орденом Трудового Красного Знамени награждён НГНПЗ им. Анисимова, а орденом Октябрьской Революции «Старогрознефть» и завод «Красный Молот». Вся ЧИАССР в 1965 году была удостоена ордена Ленина, в 1972 году – ордена Октябрьской Революции и ордена Дружбы народов, а в 1982 году, награждена орденом Трудового Красного знамени. Получается, что за годы Советской власти народы, проживающие в республике и отдающие все свои силы на обеспечение еёпроцветания, в целом были награждены десятью орденами. Это даже больше, чем знаменитый Комсомол, награждённый только шестью.

«Дружба народов – это вечно цветущее дерево, корни которого уходят далеко в прошлое, но крона его распустилась после залпа «Авроры», – так сказал чеченский поэт Магомет Сулаев.

Перу ингушского поэта Салмана Озиева принадлежат строки:

«И крепнут прочной дружбы всходы

Из года в год, из века в век

В стране, где брат народ народу

И человеку человек».

За тридцать четыре года, с 1957 по 1991, республика неузнаваемо изменилась к лучшему. Кроме Грозного, появились ещё четыре города: Малгобек, Гудермес, Аргун, Назрань. Прошло бы ещё немного времени и Шали, и Ачхой Мартан, и Урус Мартан тоже превратились бы в города. По количеству жителей, они уже могут претендовать на этот статус. Грозный стал третьим по величине городом на Кавказе после Ростова и Краснодара. Он превратился в крупный промышленный и культурный центр. Из грязного, неуютного городишки, в котором в 1913 году была замощена булыжником единственная Вокзальная (Комсомольская) улица, город превратился в цветущий сад, где на улицах росли не просто деревья, а ещё и фруктовые деревья, осталось совсем мало не заасфальтированных улиц. До 1991 года город можно было с гордостью показывать всемприезжим. Не все телезрители замечают того, что сейчас, когда речь заходит о Грозном,никогда не показывают панораму улиц, города в целом, а только отдельные с трудом восстановленные после бомбёжек и обстрелов русскими, дома. Потому, что стыдно показывать то, что натворил строитель нового «капиталистического общества». Даже не хочу лишний раз напоминать его имя.

Здесь я снова повторюсь и скажу: да, я коренной житель Грозного и с ностальгией о нём вспоминаю. Ну, как можно забыть то, что до развала страны, по республике можно было свободно перемещаться, не боясь того, что кто-нибудь возьмёт тебя в плен и превратит в раба. По воскресеньям многие жители республики устремлялись на стихийные вещевые рынки в Грозном, Шалях, Урус-Мартане, Курчалое и других населённых пунктах. Там продавалось всё, от новейших автомобилей, до антикварных вещей, а продавцамии покупателями выступали лица всех национальностей.

Не опасаясь, можно было идти в лес за грибами, не потому, что чеченцы грибы не едят, а потому, что никто об опасности не думал. Моя семья, вместе с друзьями часто ездили по грибы в лес за Дуба-Юртом, в Алхазуровский лес. Однажды, мы, приехав за Ведено, наткнулись на огромную поляну, усеянную молодыми опятами. Насобирали полный багажник автомобиля. Побывал я и в знаменитом Гунибе, где в свое время был взят в плен русскими войсками Шамиль. А попал я туда по самой простой житейской надобности. Хороший мой товарищ подсказал, что в Гунибе продают самую вкусную дагестанскую картошку. «Не зная броду, сунулся в воду». По дороге из Хасавъюрта ко мне попросились пассажирами несколько чеченцев, которым надо было в Ленинаул. По карте я знал, что это по пути в Гуниб, но не предполагал, что дорога эта шла постоянно круто в гору, а автомобилисты знают, что такое ехать в гору, да ещё с полным комплектом пассажиров. Доехав до Ленинаула и высадив пассажиров, я, на первой передаче, с перегретым двигателем и подожжённым сцеплением, наконец, добрался до цели. Поплутав по горной дороге внутри аула, я купил злополучный картофель и, в надежде на то, что теперь мне ехать под гору, пустился в обратный путь. По дороге домой, думал о том, как нелегко было русским солдатам штурмовать Гуниб, и никогда в то время мне не пришла бы мысль, что потомкамстарых русских солдат через сто пятьдесят лет придётся ползать по этим неприступным скалам, выполняя волю недалёких руководителей России. А ведь ползали. Помните Карамахи и Чабанмахи в Кадорской зоне Дагестана в 1999 году? Считаю, что я достаточно привёл примеров, которые доказали, что жить в Чечне в дружбе и согласии было можно, На то нужна была только воля умных руководителей.

Чеченская республика с древних веков до XVI в.

В эпоху раннего средневековья (IV-XII вв.) чеченцам пришлось отражать экспансию Рима, Сасанидского Ирана, Арабского Халифата, Хазарского Каганата.
Часть их территории подвергалась вторжениям ирано-язычных аланов (предков осетин) в IX-XII вв., Золотой Орды в XIII-XV вв., а позже и российской империи, которая в борьбе за доминирование на Северном Кавказе, начавшейся в XVI веке, сумела вытеснить оттоманских и персидских соперников.
В переводе с чеченского языка слово «вайнах» означает «наш народ». Уже в период раннего средневековья вайнахские племена вместе с родственными народами Кавказа предпринимают попытки создания государственности.
Предки чеченцев принимали активное участие в политической жизни средневековой Грузии, Серира, Алании, Хазарии.
Постоянная угроза, исходившая от внешних врагов, способствовала специфически проходившему процессу консолидации чеченского общества.
У вайнахов дольше, чем у других народов Кавказа, сохранились институты родоплеменной, военной демократии, общинные демократические формы управления страной.
Вольные общества Чечни не терпели над собой единоличной власти, диктатуры, чеченцы отрицательно относились к преклонению перед вышестоящими, тем более к возвеличиванию их.
Превалирование чести, справедливости, равенства, коллективизма — особенность чеченского менталитета.
Россия в непосредственное соприкосновение с Северным Кавказом вступила после захвата Казанского и Астраханского ханств. Уже в 1560 г. происходит первый военный поход воеводы Ивана Черемисова на Северо-Восточный Кавказ, здесь начали возводиться русские укрепления.

Чеченская республика в XVIII -XIX вв.

Начиная с XVIII в. российская политика приобретает отчетливо выраженный характер колониальной экспансии. Захват земель и строительство линии военных укреплений и казачьих станиц ставили преграду расселению избыточного населения из чеченских гор на равнину.
Кроме того, сам характер хозяйства чеченских обществ требовал наличия вокруг свободных границ, открытых для широкого товарообмена.
Чечня традиционно вывозила хлеб, продукты животноводства и другие товары, а ограничения, вводимые российскими властями, подрывали чеченскую торговлю. Таким образом, во второй половине XVIII в.российско-чеченские отношения обостряются.
Продолжавшаяся несколько десятилетий война выдвинула в Чечне таких широко известных лидеров, как первый имам горцев Кавказа шейх Мансур (стоял во главе движения с 1785 по 1791 гг.), военный предводитель и политический деятель Бейбулат Таймиев (пик его деятельности пришелся на 20-е годы XIX в.), наибы имама Шамиля Шуаиб-мулла, Талхиг и другие. Созданное Шамилем государство — имамат — объединял самые разные народы Северо-Восточного Кавказа, но главной экономической и военной базой его была Чечня. Именно это обстоятельство и стало причиной того, что, начиная с 40-х годов, главные усилия российской кавказской армии были направлены на полное разорение Чечни.
Чрезвычайно кровопролитная для обеих сторон война на северо-востоке Кавказа завершилась в 1859 г.пленением Шамиля. Чеченцы в значительной части оказались оттесненными с равнин обратно в горы, население уменьшилось наполовину, многие переселились в Турцию. Длительная война с христианской державой укрепила влияние исламского духовенства в чеченском обществе.
Безземелье и тяжелые условия жизни были причиной неоднократных волнений в Чечне во второй половине XIX в., крупнейшим из которых было восстание 1876-1878 гг.под предводительством Алибек-хаджи Зандакского. В последующие годы главной формой протеста против колониального правления стало абреческое движение.
Одновременно в Чечне появляются новые социальные слои, возникшие как результат постепенного втягивания в общероссийский капиталистический рынок. Уже в начале XX в. чеченские нефтепромышленники очень заметны среди российских и зарубежных компаний, действующих в бурно растущем грозненском нефтепромышленном районе.
В составе российской армии появляются чеченские офицеры, в том числе и генералы, а национальные полки, укомплектованные преимущественно добровольцами, хорошо зарекомендовали себя в ряде войн, начиная с русско-турецкой войны 1876-1878 гг. и кончая первой мировой войной.

Чеченская республика в первой половине XX в.

Подавляющее большинство чеченцев с началом революционных событий 1917 г. поддержало большевиков, которые обещали горцам после завершения войны возврат земель на равнине и широкую внутреннюю автономию. Но как только на повестку дня были поставлены вопросы об отчуждении земли в пользу горцев, настроения казачьей среды в отношении советской власти стали резко враждебными. Решения местных органов советской власти спровоцировали на Тереке гражданскую войну, которая вспыхнула летом 1918 г.
23 июня 1918 г.терское казачество подняло мятеж против советской власти. В нем приняли участие не только богатые, но и трудовые слои казачества, которые защищали свою собственность — землю, свой образ жизни.
В августе 1918 г.в Грозном была сформирована Чеченская Красная армия под командованием Асланбека Шерипова. В ее рядах насчитывалось около трех тысяч человек. Именно благодаря действиям чеченских формирований белоказакам так и не удалось захватить важнейший экономический центр Северного Кавказа — город Грозный.
В 1922 г.образована Чеченская АО, в 1924 — Ингушская АО, которые в 1934 г. объединены в Чечено-Ингушскую АО (с 1936 г.— АССР). Однако обещанная чеченцам национальная автономия в условиях установившегося тоталитарного режима оказалась фикцией, а принудительная коллективизация, сопровождавшаяся массовыми репрессиями, привела к целому ряду антисоветских вооруженных выступлений в Чечне.

Чеченская республика в годы Великой Отечественной войны

1941 году началась Великая Отечественная война. Чечня, ставшая к тому времени Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республикой, не попала под оккупацию. В течение нескольких месяцев одного только 1941 года почти 30 тыс. чеченцев и ингушей отправились на фронт. Чеченцы и ингуши сражались на фронтах, участвовали в партизанской борьбе против фашистских захватчиков, нефтяная промышленность края, обеспечивая фронт бензином и смазочными материалами, работала с большим напряжением, сельское хозяйство смогло удержаться на довоенном уровне и снабжало армию продовольствием. Осенью 1942 года немецко-фашистские войска вторглись в западную часть республики, но уже в январе 1943 территория Чечено-Ингушской АССР была освобождена.
Между тем, в тылу бериевско-сталинская клика готовила расправу над народом.
23 февраля 1944 года 200 тысяч солдат и офицеров НКВД и Красной Армии провели войсковую операцию, в результате которой свыше полумиллиона чеченцев и ингушей оказались погруженными в товарные вагоны, доставившие через месяц зимней дороги несчастных пленников в Казахстан и Среднюю Азию. Холод, голод, тиф обрекли нахские народы на вымирание. Этому преступлению советского государства есть юридическое определение - геноцид. Но в отличие от фашистского геноцида сталинско-советсткий геноцид не получил осуждения, его исполнители не наказаны, последствия до сих пор не ликвидированы.
В 1944 году Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована, население насильственно выселено.

Чеченская республика в послевоенные годы

Чечено-Ингушская автономия была восстановлена в феврале 1957 г.Но возвращение к родным очагам вовсе не означало восстановления традиционного образа жизни. К тому же многие так и не смогли вернуться на прежнее место жительства: жители высокогорных районов в принудительном порядке расселялись либо по казачьим станицам, либо по старым и новым чеченским селениям на равнине.
Чеченцы оказались в большинстве своем исключенными из экономической жизни восстановленной республики: скрытая безработица охватывала до 40 % трудоспособных чеченцев. Развал советской экономической системы в начале 90-х годовлишил средств к существованию большую часть чеченского общества, что предопределило взрывной и радикальный характер «чеченского кризиса».
В сентябре 1991 г.Общенациональный конгресс чеченского народа объявил о государственном суверенитете Чеченской Республики. В 1992 г.был учрежден пост президента. Эти акты не были признаны Российской Федерацией.
В декабре 1994 — августе 1996 гг. происходили военные действия между чеченскими вооруженными формированиями и федеральными войсками, введенными в Чечню для восстановления конституционного порядка.
В 1994 г.для республики было взято новое чеченское название — Ичкерия по названию горной части (ее жителей издавна зовут ичкеринцами).

В советский период в культурной эволюции чеченцев, равно как и других этнических меньшинств СССР, произошли сложные и глу¬бокие перемены. Советская политика коренизации 1920-1930-х го¬дов, наряду с созданием этнотерриториальной автономии для чеченцев и ингушей, способствовала быстрому распространению у них грамотности и появлению интеллигенции. В борьбе за ликвидацию отсталости “национальных окраин” ранние установки большевиков предусматривали перевод образования на родной язык, что, в свою очередь, означало необходимость наличия письменности.

В 1914 г. в Чечне было 154 школы, имелся первый чеченский букварь на основе арабской графики. Школы действовали не только в Грозном - растущем центре российской нефтепромышленности, но и в некоторых горных селах. Однако среди чеченцев грамотных было менее 1%. Как отмечает исследовательница этого вопроса Зулай Хамидова, поскольку в XVIII-XIX вв. в их общественной жизни гос¬подствовал ислам, арабская письменность использовалась не только для религии, но и в делопроизводстве, официальной и частной переписке. В чеченском языке этого периода появляется значительное количество арабских слов. “Развитие чеченского языка в этот период происходило и за счет внутренних ресурсов при все более тесном взаимодействии носителей разных диалектов и говоров, что способствовало их сближению, стиранию различий между ними и выработ¬ке общих норм речевого поведения. Открытие школ, гимназий, появление новых букварей и учебников на чеченском языке способствовало зарождению учебно-иедагогической терминологии, уиотреблению языка в новой для него сфере деятельности. В этот иериод иоявляется чеченская интеллигенция”.

Необходимо было избрать основу литературного языка, т.е. осуществить оиределенный выбор из довольно большого числа разных вариантов чеченского языка (так называемых “диалектов”). Не¬большой круг образованной интеллигенции принял в этой работе активное участие. Был выбран диалект населения равнинных рай¬онов, прежде всего жителей Грозного и прилегающих к нему сел. Первоначально письменность была создана на арабской графике, и в 1921 г. появляется новый чеченский букварь. К обучению грамоте привлекались учителя мусульманских школ. Уже в 1923 г. 50 человек, начали работу ио ликвидации неграмотности в селах. За период с 1924 ио 1932 г. в “ликпунктах” были обучены грамоте 69 333 чело¬века взрослого населения, в том числе 2120 женщин-чеченок.

Очень скоро ориентации советской власти иоменялись в иользу латинской графики, чтобы, как выразился один из тогдашних лиде¬ров, А.И. Микоян, “разбить стену между европейской и мусульманской культурой”, “сблизить Заиад и Восток”. В 1925 г. принимается решение о переходе на латинскую графику и в Чечне, несмотря на сильное сопротивление мусульманского духовенства. В 1926 г. в Ленинграде был изготовлен латинский шрифт для чеченской иисьменности, с 1927 г. иервая чеченская газета “Серло” (“Свет”) стала выходить на латинской графике. В 1928 г. начала работать радиостанция на чеченском языке, а в 1929 г. создан Союз писателей Чечни. С 1930 г. в СССР вводится обязательное всеобщее начальное образование. Кампания по его внедрению развертывается и в Чечне, несмотря на такие трудности, как отдаленность и труднодоступность горных сел, глубокая религиозность населения, недостаток учителей и учебных материалов. В 1931 г. открылся первый национальный театр.

Это были годы бурного развития чеченской культуры и языкового строительства. Вышли первые учебники с исиользованием латинской графики: арифметика, чеченский язык, природоведение, книга для чтения, словари, сборники фольклора. В Грозном начал работать Институт национальной культуры, действовали два иеда- гогических, два нефтяных, два сельскохозяйственных, один медицинский техникумы, нефтяной и иедагогический институты. На национальном языке выходят рервые произведения местных писателей. После объединения в 1934 г. Чечни и Ингушетии в Чечено-Ингушскую автономную область был принят единый алфавит на основе латиницы.

Местные власти энергично осуществляли иолитику “коренизации”, и в феврале 1936 г. Областной совет принял остановление о подготовке национальных кадров, вовлечении чеченцев и ингушей в ироизводство, расрространение среди них родных языков. Документ гласил: “Игнорирование и противодействие мероприятиям по созданию национального пролетариата, коренизации госаппарата и пере¬воду делопроизводства на родной язык будут рассматриваться как контрреволюционная вылазка классового врага”. Этим же постановлением советы всех уровней должны были “довести к концу 1936 г. удельный вес чеченцев и ингушей в аппарате до 60%, разработать вопрос преподавания в сельских школах на родном языке, ввести родной язык во все школы, средние, профессиональные и высшие учебные заведения в городе; организовать курсы по подготовке работников для советского аппарата - секретарей, машинисток, бухгалтеров, счетоводов, инструкторов и т.д., организовать спецкурсы по изучению коренного языка для других национальностей, посто¬янно работающих в области и не владеющих чеченским и ингушским языками; утвердить организацию 70 школ в районах для мало¬грамотных и неграмотных работников чеченцев и ингушей на родном языке и 22 школ по изучению коренных языков для работников других национальностей; выделить на все мероприятия деньги”.

К началу 1937 г. “коренизация” аппарата была произведена на 70%! Работу и престижные назначения получили, как пишет Зулай Хамидова, “все, кто имел хоть какое-то образование и авторитет среди населения”. Они еще только приступили к своей работе, а в ночь с 31 июля на 1 августа 1937 г. по составленным НКВД спискам была проведена по всем селам и районам “генеральная операция по изъятию антисоветских элементов”. В результате 14 тыс. человек были арестованы, часть из них расстреляна, многие сосланы в концлагеря. Аресты продолжались до ноября 1938 г. Только в аппарате власти было арестовано 137 человек - почти все чеченцы и ингуши. По некоторым данным, в репрессиях 1930-х годов в Чечено-Ингу¬шетии пострадало около 200 тыс. человек.

Насколько эти данные являются точными, судить довольно трудно, но хорошо известно, что среди арестованных было много чеченцев, которые занимали престижные должности, начиная с главы правительства и кончая простыми чиновниками сельских советов. При этом происходило характерное для советского общества того времени довольно быстрое замещение репрессированных кадров (своего рода эффект стандартизированного по своим функциям советского активиста, которому был предписан четкий набор функций, позво¬лявший осуществлять массовые социальные эксперименты) и сам процесс развития чеченской культуры не был остановлен.

В 1938 г., помимо уже действовавших вузов и культурных учреждений, начали работать Национальный театр песни, музыки и пляски, музыкальная школа и музыкальный техникум. Были организо¬ваны профессиональные союзы писателей, художников, архитекто¬ров и композиторов. Открылись Музей изобразительных искусств, Дом народного творчества. Всего перед второй мировой войной в Чечено-Ингушетии издавалось 16 газет, действовало 408 школ, 5 театров, 248 библиотек и 212 изб-читален. Неграмотность была ликвидирована среди 75 % населения24. Как справедливо замечает Зулай Хамидова, “успехи культурной революции, таким образом, несмотря на террор, были грандиозны. Но, пребывая в СССР и РСФСР, Чечено-Ингушетия полностью зависела в своем развитии от изменений в идеологии и политики России, Москвы, причем зависела не только в таких вопросах, как административное устройство, но и в том, что значительно глубже, что непосредственно связано с самой национальной идентичностью - в языке. Чеченский язык ста¬новился жертвой российских перемен”.

Действительно, уже в 1938 г. в СССР принимается решение перевести все новописьменные языки на русскую графическую основу. Это решение затронуло около 70 этнических групп, включая и все народы Северного Кавказа. Переход был связан с большими трудностями. Нужно было учить новый алфавит, переиздавать все учебники, менять шрифт, упорядочивать орфографию и терминологию, осуществлять новые переводы общественно-политической, сельскохозяйственной, медицинской и технической литературы. Встала проблема издания новых учебников для чеченских и ингуш¬ских сельских школ. После этой реформы чеченский и ингушский языки и литература сохранились в школе только как предметы, а все остальные дисциплины стали преподаваться на русском языке. С этого момента начался процесс интенсивной языковой ассимиляции чеченцев в пользу русского языка. Одновременно в эти же годы были заложены основы научного изучения чеченского языка, фольк¬лора, литературоведения, которое продолжилось уже после второй мировой войны.

Извлечение из книги Тишкова В.А. "Общество в вооруженном конфликте. Этнография чеченской войны

Сегодня кое-что уже рассказано о преступлениях, совершенных чеченцами и ингушами во время Великой Отечественной войны: массовом дезертирстве, бандитизме, организации восстаний в тылу Красной Армии, помощи немецким диверсантам, наконец, о массовом предательстве со стороны местных руководящих кадров. Нельзя сказать, чтобы это было каким-то откровением — большая часть этих сведений уже публиковалась в последние годы в печати. Тем не менее, невзирая на факты, нынешние радетели "репрессированных народов" продолжают твердить о том, как бесчеловечно было карать всю нацию за преступления ее "отдельных представителей". Один из излюбленных аргументов этой публики — ссылка на "незаконность" подобного коллективного наказания.

Гуманное беззаконие товарища Сталина

Строго говоря, это действительно так: никакими советскими законами массовое выселение чеченцев и ингушей не предусматривалось. Однако давайте посмотрим, что бы вышло, вздумай власти действовать в 1944 году по закону.

Как мы уже выяснили, большинство чеченцев и ингушей призывного возраста уклонились от воинской службы или дезертировали. Что полагается в условиях военного времени за дезертирство? Расстрел или штрафная рота. Применялись ли эти меры к дезертирам других национальностей? Да, применялись. Бандитизм, организация восстаний, сотрудничество с противником во время войны также наказывались по всей строгости. Кстати, как и менее тяжкие преступления, вроде членства в антисоветской подпольной организации или хранения оружия. Далее, пособничество в совершении преступлений, укрывательство преступников, наконец, недонесение также карались Уголовным кодексом. А уж в этом были замешаны практически все взрослые чеченцы и ингуши.

Таким образом, получается, что наши обличители сталинского произвола, по сути, сожалеют о том, что несколько десятков тысяч чеченских мужчин не были на законных основаниях поставлены к стенке! Хотя, скорее всего, они просто считают, что закон писан только для русских и прочих граждан "низшего сорта", а на гордых жителей Кавказа он не распространяется. Судя по нынешним амнистиям для чеченских боевиков, а также раздающимся с завидной регулярностью призывам "решить проблему Чечни за столом переговоров" с бандитскими главарями, так оно и есть.

Итак, с точки зрения формальной законности кара, постигшая в 1944 году чеченцев и ингушей, была гораздо более мягкой, чем то, что им полагалось согласно Уголовному Кодексу. Поскольку в этом случае практически все взрослое население следовало расстрелять или отправить в лагеря. После чего из республики пришлось бы вывозить и детей — из соображений гуманности.

А с моральной точки зрения? Может, стоило "простить" народы-предатели? Только вот что при этом подумали бы миллионы семей погибших солдат, глядя на отсидевшихся в тылу чеченцев и ингушей? Ведь в то время, как оставшиеся без кормильцев русские семьи голодали, "доблестные" горцы торговали на рынках, без зазрения совести спекулируя сельхозпродуктами. Согласно агентурным данным, накануне депортации у многих чеченских и ингушских семей скопились крупные суммы денег, у некоторых — по 2—3 миллиона рублей.

Надо сказать, что и в то время у чеченцев находились "заступники". Например, будущий хрущевский генеральный прокурор и главный "реабилитатор" Р.А. Руденко, занимавший тогда скромный пост заместителя начальника Отдела по борьбе с бандитизмом НКВД СССР. Выехав 20 июня 1943 года в командировку в Чечено-Ингушетию, по возвращении он представил 15 августа 1943 г. на имя своего непосредственного начальника В.А. Дроздова доклад, где говорилось, в частности, следующее:

"Рост бандитизма надо отнести за счет таких причин как недостаточное проведение партийно-массовой и разъяснительной работы среди населения, особенно в высокогорных , районах, где много аулов и селений расположены далеко от райцентров, отсутствие агентуры, отсутствие работы с легализованными бандгруппами... допускаемые перегибы в проведении чекистско-войсковых операций, выражающиеся в массовых арестах и убийствах лиц, ранее не состоявших на оперативном учете и не имеющих компрометирующего материала. Так, с января по июнь 1943 г. было убито 213 чел., из них на оперативном учете состояли только 22 человека..." (ГАРФ. Ф.Р.-9478. Оп. 1. Д. 41. Л. 244).

Таким образом, по мнению Руденко, стрелять можно только в тех бандитов, которые состоят на учете, а с прочими — вести партийно-массовую работу. Подобное суждение вполне созвучно возмущенным воплям нынешних правозащитников в адрес российских военнослужащих, которые при зачистке очередного чеченского селения, прежде чем войти в подвал сперва кидают туда гранату, не задумываясь — а вдруг там не боевики, а мирные жители? Если же вдуматься, то из доклада Руденко следует прямо противоположный вывод — реальное количество чеченских и ингушских бандитов было в десять раз больше, чем число состоявших на оперативном учете: как известно, ядро банд составляли профессиональные абреки, к которым для участия в конкретных операциях присоединялось местное население.

В отличие от сетовавшего на "недостаточное проведение партийно-массовой и разъяснительной работы" Руденко, Сталин и Берия, родившиеся и выросшие на Кавказе, совершенно правильно понимали психологию горцев с ее принципами круговой поруки и коллективной ответственности всего рода за преступление, совершенное его членом. Потому и приняли решение о ликвидации Чечено-Ингушской АССР. Решение, обоснованность и справедливость которого вполне осознавались самими депортируемыми. Вот какие слухи циркулировали в то время среди местного населения:

"Советская власть нам не простит. В армии не служим, в колхозах не работаем, фронту не помогаем, налогов не платим, бандитизм кругом. Карачаевцев за это выселили — и нас выселят" (Витковский А. "Чечевица" или семь дней чеченской зимы 1944 года // Служба безопасности. 1996, № 1-2. С. 16.).

Операция "Чечевица"

Итак, решение о выселении чеченцев и ингушей было принято. Началась подготовка к операции, получившей кодовое название "Чечевица". Ответственным за ее осуществление был назначен комиссар госбезопасности 2-го ранга И.А. Серов, а его помощниками — комиссары госбезопасности 2-го ранга Б.З. Кобулов, С.Н. Круглов и генерал-полковник А.Н. Аполлонов, каждый из которых возглавил один из четырех оперативных секторов, на которые была разделена территория республики. Контролировал ход операции лично Л.П. Берия. В качестве предлога для ввода войск было объявлено о проведении учений в горных условиях. Сосредоточение войск на исходных позициях началось примерно за месяц до начала активной фазы операции.

В первую очередь необходимо было произвести точный учет населения. 2 декабря 1943 года Кобулов и Серов доложили из Владикавказа, что созданные для этой цели оперативно-чекистские группы приступили к работе. При этом выяснилось, что за два предыдущих месяца в республике было легализовано около 1300 бандитов, скрывавшихся в лесных и горных массивах, в том числе и "ветеран" бандитского движения Джавотхан Муртазалиев, вдохновитель ряда прошлых антисоветских выступлений, включая восстание в августе 1942 года. При этом в процессе легализации бандиты сдавали лишь незначительную часть своего оружия, остальное же припрятывали до лучших времен.

тов. Сталину

Подготовка операции по выселению чеченцев и ингушей заканчивается. После уточнения взято на учет подлежащих переселению 459 486 чел., включая проживающих в районах Дагестана, граничащих с Чечено-Ингушетией и в гор. Владикавказе.

Учитывая масштабы операции и особенность горных районов, решено выселение провести (включая посадку людей в эшелоны) в течение 8 дней, в пределах которых в первые 3 дня будет закончена операция по всей низменности и предгорным районам и частично по некоторым поселениям горных районов, с охватом свыше 300 тыс. человек.

В остальные 4 дня будут проведены выселения по всем горным районам с охватом оставшихся 150 тыс. человек.

(...) Горные районы будут блокированы заблаговременно

(...)

В частности, к выселению будут привлечены 6—7 тыс. дагестанцев, 3 тыс. осетин из колхозного и совхозного актива районов Дагестана и Северной Осетии, прилегающих к Чечено-Ингушетии, а также сельские активисты из числа русских в тех районах, где имеется русское население.

...Учитывая серьезность операции, прошу разрешить мне остаться на месте до завершения операции, хотя бы в основном, т.е. до 26—27 февраля 1944 г.

Л. Берия".

Показательный момент: для помощи в выселении привлекаются дагестанцы и осетины. Ранее для борьбы с чеченскими бандами в сопредельных районах Грузии привлекались отряды тушинцев и хевсур. Похоже, что бан-дитствующие обитатели Чечено-Ингушетии сумели настолько досадить всем окрестным народностям, что те с радостью готовы были помочь спровадить своих соседей куда-нибудь подальше.

Наконец все было готово.

"Государственный Комитет Обороны

товарищу Сталину

Для успешного проведения операции по выселению чеченцев и ингушей после Ваших указаний в дополнение к чекистско-войсковым мероприятиям проведено следующее:

1. Было доложено председателю СНК Чечено-Ингушской АССР Моллаеву о решении правительства о выселении чеченцев и ингушей и о мотивах, которые легли в основу этого решения. Моллаев после моего сообщения прослезился, но взял себя в руки и обещал выполнить все задания, которые ему будут даны в связи с выселением. (По данным НКВД, накануне жена этого "плачущего большевика" купила золотой браслет стоимостью 30 тысяч рублей. — И.П.). Затем в Грозном вместе с ним были намечены и созваны 9 руководящих работников из чеченцев и ингушей, которым и было объявлено о ходе выселения чеченцев и ингушей и причинах выселения.

...40 республиканских партийных и советских работников из чеченцев и ингушей нами прикреплены к 24 районам с задачей подобрать из местного актива по каждому населенному пункту 2—3 человека для агитации.

Была проведена беседа с наиболее влиятельными в Чечено-Ингушетии высшими духовными лицами Б. Арсановым, А.-Г. Яндаровым и А. Гайсумовым, они призывались оказать помощь через мулл и других местных авторитетов.

...Выселение начинается с рассвета 23 февраля с.г., предполагалось оцепить районы, чтобы воспрепятствовать выходу населения за территорию населенных пунктов. Население будет приглашено на сход, часть схода будет отпущена для сбора вещей, а остальная часть будет разоружена и доставлена к местам погрузки. Считаю, что операция по выселению чеченцев и ингушей будет проведена успешно.

Берия".

(ГАРФ. Ф.Р.-9401. Оп. 2. Д. 64. Л. 166)

В 2 часа ночи 23 февраля были оцеплены все населенные пункты, расставлены засады и дозоры, отключены радиотрансляционные станции и телефонная связь. В 5 часов утра мужчин созвали на сходы, где им объявили решение правительства. Тут же участников сходов разоружили, а в двери чеченских и ингушских домов в это время уже стучались опергруппы. Каждая оперативная группа, состоящая из одного оперработника и двух бойцов войск НКВД, должна была произвести выселение четырех семей.

Технология действий опергрупп была следующей. По прибытии в дом выселяемых производился обыск, в ходе которого изымалось огнестрельное и холодное оружие, валюта, антисоветская литература. Главе семьи предлагалось выдать участников созданных немцами отрядов и лиц, помогавших фашистам. Здесь же объявлялась причина выселения: "В период немецко-фашистского наступления на Северный Кавказ чеченцы и ингуши в тылу Красной Армии проявили себя антисоветски, создавали бандитские группы, убивали бойцов Красной Армии и честных советских граждан, укрывали немецких парашютистов". Затем имущество и люди — в первую очередь женщины с грудными детьми — грузились на транспортные средства и под охраной направлялись к месту сбора. С собой разрешалось брать продовольствие, мелкий бытовой и сельскохозяйственный инвентарь из расчета 100 кг на каждого человека, но не более полутонны на семью. Деньги (в том числе и полученные за счет спекуляции, что свидетельствует об излишней снисходительности властей) и бытовые драгоценности изъятию не подлежали. На каждую семью составлялось по два экземпляра учетных карточек, где отмечались все, в том числе и отсутствующие, домочадцы, обнаруженные и изъятые при обыске вещи. На сельскохозяйственное оборудование, фураж, крупный рогатый скот выдавалась квитанция для восстановления хозяйства по новому месту жительства. Оставшееся движимое и недвижимое имущество переписывалось представителями приемной комиссии. Все подозрительные лица подвергались аресту. В случае сопротивления или попыток к бегству виновные расстреливались на месте без каких-либо окриков и предупредительных выстрелов.

Телеграмма № 605] от 23.2.44 г.

"Государственный Комитет Обороны,

тов. Сталину

Сегодня, 23 февраля, на рассвете начали операцию по выселению чеченцев и ингушей. Выселение проходит нормально. Заслуживающих внимания происшествий нет. Имели место 6 случаев попытки к сопротивлению со стороны отдельных лиц, которые пресечены арестом или применением оружия. Из намеченных к изъятию в связи с операцией лиц арестовано 842 человека. На 11 час. утра вывезено из населенных пунктов 94 тыс. 741 чел., т.е. свыше 20 проц., подлежащих выселению, погружены в железнодорожные вагоны из этого числа 20 тыс. 23 человека.

Берия".

(ГАРФ. Ф.Р.-9401. Оп. 2. Д. 64. Л. 165)

Разумеется, подготовка к операции велась в условиях строжайшей секретности. Тем не менее, полностью избежать "утечки информации" не удалось. Согласно агентурным данным, поступавшим в НКВД накануне выселения, привыкшие к вялым и нерешительным действиям властей чеченцы были настроены весьма воинственно. Так, легализованный бандит Исханов Саидахмед пообещал: "При попытке меня арестовать я не сдамся живым, буду держаться сколько могу. Немцы сейчас отступают с таким расчетом, чтобы Красную Армию весной уничтожить. Надо во что бы то ни стало держаться". Житель же аула Нижний Лод Джамолдинов Шаца заявил: "Нам надо готовить народ к тому, чтобы в первый же день выселения поднять восстание" (В и т к о в с кий А. "Чечевица" или семь дней чеченской зимы 1944 года // Служба безопасности. 1996, № 1-2. С. 18).

Однако стоило властям продемонстрировать свою силу и твердость, как "воинственные горцы" послушно отправились к сборным пунктам, даже не помышляя о сопротивлении. С теми же, кто сопротивлялся, особо не церемонились:

"В Кучалойском районе при оказании вооруженного сопротивления убиты легализованные бандиты Басаев Абу Бакар и Нанагаев Хамид. У убитых изъяты: винтовка, револьвер и автомат".

"При нападении на оперативную группу в Шалинском районе убит один чеченец и тяжело ранен один. В Урус-Мар-тановском районе при попытке к бегству убито четыре человека. В Шатоевском районе при попытке к нападению на часовых убит один чеченец. Легко ранены два наших сотрудника (кинжалами)".

"При отправлении эшелона СК-241 со ст. Яны-Кургаш Ташкентской ж.д. спецпереселенец Кадыев пытался бежать из эшелона. При задержании Кадыев пытался нанести удар камнем красноармейцу Карбенко, вследствие чего было применено оружие. Выстрелом Кадыев был ранен и в больнице умер".

Неделю спустя операция, в основном, была завершена.

"Государственный Комитет Обороны

тов. Сталину

Докладываю об итогах операции по выселению чеченцев и ингушей. Выселение было начато 23 февраля в большинстве районов за исключением высокогорных населенных пунктов. По 29 февраля выселено и погружено в железнодорожные эшелоны 478479 человек, в том числе 91250 ингушей и 387 229 чеченцев. Погружено 177 эшелонов, из которых 154 эшелона уже отправлены к месту нового поселения.

Сегодня отправлен эшелон с бывшими руководящими работниками и религиозными авторитетами Чечено-Ингушетии, которые использовались при операции.

Из некоторых пунктов высокогорного Галанчожского района остались не выселенными 6 000 чеченцев в силу большого снегопада и бездорожья, вывоз и погрузка которых будет закончена в 2 дня. Операция протекала организованно и без серьезных случаев сопротивления и других инцидентов.

...Проводится проческа и лесных районов, где временно оставлены до гарнизона войск НКВД и опергруппа чекистов. За время подготовки и проведения операции арестовано 2 016 человек антисоветских элементов из числа чеченцев и ингушей. Изъято огнестрельного оружия 20 072 единицы, в том числе винтовок 4 868, пулеметов и автоматов — 479.

...Руководители партийных и советских органов Северной Осетии, Дагестана и Грузии уже приступили к работе по освоению отошедших к этим республикам новых районов.

Для обеспечения подготовки и успешного проведения операции по выселению балкарцев приняты все необходимые меры. Подготовительная работа будет закончена до 10 марта и с 15 марта будет проведено выселение балкарцев. Сегодня заканчиваем здесь работу и выезжаем на один день в Кабардино-Балкарию и оттуда в Москву.

29.02.1944г. №20.

Д. Берия".

(ГАРФ. Ф.Р.-9401. Оп. 2. Д. 64. Л. 161)

Львиная доля выселенных чеченцев и ингушей была направлена в Среднюю Азию — свыше 400 тыс. в Казахстан и свыше 80 тыс. — в Киргизию. Обращает на себя внимание количество изъятого оружия, которого с лихвой хватило бы на целую дивизию. Нетрудно догадаться, что все эти стволы предназначались отнюдь не для защиты стад от волков.

На новом месте

Если верить обличителям "преступлений тоталитаризма", выселение чеченцев и ингушей сопровождалось их массовой гибелью — во время перевозки к новому месту жительства якобы погибла чуть ли не треть, а то и половина депортируемых. Это не соответствует действительности. На самом деле, согласно документам НКВД, во время транспортировки умерло 1272 спецпереселенца (0,26% от их общего числа), еще 50 человек были убиты при сопротивлении или попытках к бегству.

Утверждения, будто эти цифры занижены, так как умерших якобы без регистрации выбрасывали из вагонов, просто несерьезны. В самом деле, поставьте себя на место начальника эшелона, который принял в исходном пункте одно количество спецпереселенцев, а доставил к месту назначения меньшее число. Ему сразу же задали бы вопрос: а где недостающие люди? Умерли, говорите? А может, сбежали? Или освобождены вами за взятку? Поэтому все случаи гибели депортируемых в пути документировались.

Ну, а что же те немногие чеченцы и ингуши, которые действительно честно воевали в рядах Красной Армии? Вопреки общепринятому мнению, они отнюдь не подвергались поголовному выселению. Многие из них освобождались от статуса спецпоселенцев, однако лишались при этом права проживания на Кавказе. Так, например, за боевые заслуги была снята с учета на спецпоселение семья командира минометной батареи капитана У.А. Оздоева, имевшего пять государственных наград. Ей разрешалось проживание в Ужгороде. Подобных случаев было множество. Не выселялись также чеченки и ингушки, состоящие в браке с лицами других национальностей.

Другой миф, касающийся депортации, связан с якобы мужественным поведением чеченских бандитов и их лидеров, сумевших избежать депортации и партизанивших чуть ли не до возвращения чеченцев из ссылки. Конечно, кто-то из чеченцев или ингушей мог все эти годы скрываться в горах. Однако даже если это и так, то вреда от них не было — сразу после выселения уровень бандитизма на территории бывшей ЧИ АССР снизился до характерного для "спокойных" регионов.

Большинство бандитских главарей были либо убиты, либо арестованы во время депортации. Дольше многих скрывался лидер Национал-социалистической партии кавказских братьев Хасан Исраилов. В ноябре 1944 года он отправил начальнику У НКВД Грозненской области В.А. Дроздову униженное и слезливое письмо:

"Здравствуйте. Дорогой Дроздов, я писал телеграммы в Москву. Прошу передать их по адресам и через Яндарова прислать мне расписки почтой с копией Вашей телеграммы. Дорогой Дроздов, я прошу Вас сделать все возможное для того, чтобы добиться из Москвы прощения за мои грехи, ибо не так велики, как рисуются. Прошу прислать мне через Яндарова копировальной бумаги 10—20 штук, доклад Сталина от 7 ноября 1944 года, военно-политические журналы и брошюры не менее 10 штук, химических карандашей 10 штук.

Дорогой Дроздов, прошу сообщить мне о судьбе Хусейна и Османа, где они, осуждены ли они или нет.

Дорогой Дроздов, я нуждаюсь в лекарстве против туберкулезной бациллы, пришли наилучшее лекарство. С приветом — писал Хасан Исраилов (Терлоев)". (ГАРФ. Ф.Р.-9479. Оп. 1. Д. 111. Л. 191об.) Однако просьба бандитского главаря осталась без ответа. 29 декабря 1944 г. Хасан Исраилов был убит в результате спецоперации.

Но, может быть, обеспечив минимальные потери чеченцев и ингушей при выселении, власти специально морили их на новом месте? Действительно, смертность спецпереселенцев там оказалась весьма высокой. Хотя, конечно, погибла не половина и не треть высланных. К 1 января 1953 года на поселении находилось 316717 чеченцев и 83 518 ингушей (В. Н. Земсков. Заключенные, спецпоселенцы, ссыльнопоселенцы, ссыльные и высланные (Ста-тистико-географический аспект) // История СССР. 1991, №5. С. 155). Таким образом, общее количество выселенных сократилось примерно на 80 тысяч человек, из которых, впрочем, часть не умерла, а была освобождена. Так, только до 1 октября 1948 года включительно было освобождено с поселения 7 тысяч человек из числа выселенных в 1943—1944 гг. с Северного Кавказа (Там же. С. 167).

Чем же была вызвана столь высокая смертность? Сознательного уничтожения чеченцев и ингушей не было. Дело в том, что сразу после войны СССР поразил жестокий голод. В этих условиях государство должно было в первую очередь заботиться о лояльных гражданах, а чеченцы и прочие поселенцы во многом оказались предоставлены сами себе. Естественно, что традиционное отсутствие трудолюбия и привычка добывать пропитание разбоем и грабежом отнюдь не способствовали их выживанию. Тем не менее, постепенно переселенцы обжились на новом месте и перепись 1959 года дает уже большую цифру чеченцев и ингушей, чем было на момент выселения: 418,8 тыс. чеченцев, 106 тыс. ингушей.

Возвращение

После смерти Сталина пришедший к власти Хрущев с упорством, достойным лучшего применения, начал разрушать все позитивное, созданное его предшественником. 9 января 1957 г. был подписан Указ Президиума ВС СССР "О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР". Согласно нему, "безвинно пострадавшие" народы не только возвращались в свои родные места — к республике дополнительно "прирезались" Наурский и Шелковский районы, никогда ранее в нее не входившие.

Вполне естественно, что чеченцы и ингуши в массовом порядке устремились на свою "историческую родину", с энтузиазмом наверстывая упущенное за время вынужденного отсутствия. Так, в первой половине 1958 года по сравнению с аналогичным периодом 1957 года количество убийств в республике возросло в 2 раза, а случаев разбоя и хулиганства, повлекших за собой тяжкие телесные повреждения, — в 3 раза.

"Дела совсем плохие, — писала одна из русских жительниц Чечни своей родственнице в Россию, — приезжают чеченцы, творят что только вздумается, бьют русских, режут, убивают, ночью поджигают дома. Народ в панике. Многие уехали, а остальные собираются" (О. Матвеев. Русский бунт в Грозном // Независимая газета. 31 марта 2001 г.). В результате чеченского террора, творимого при полном попустительстве местных властей, только в течение 1957 года из Чечено-Ингушетии выехали 113 тысяч русских, украинцев, осетин, дагестанцев и граждан других национальностей.

Русское восстание

Партийное руководство республики отгородилось от возмущенного народа кордоном милиции, которой было дано указание не допустить траурную процессию к обкому. Однако толпе вместе с гробом убитого удалось достичь своей цели. Опрокинув несколько автомашин, выставленных в качестве заграждения, демонстрация хлынула на площадь Ленина, где начался несанкционированный митинг. К 23 часам на площадь прибыли машины с солдатами местного гарнизона, которым вместе с милицией удалось рассеять толпу и задержать 41 участника беспорядков.

На следующий день с раннего утра по городу стали распространяться листовки, призывающие к возобновлению акции протеста:

"Товарищи! Вчера проносили мимо обкома гроб товарища, зарезанного чеченцами. Вместо того, чтобы принять соответствующие меры по отношению к убийцам, милиция разогнала демонстрацию рабочих и арестовала 50 человек ни в чем не повинных людей. Так давайте же бросим работу в 11 часов и пойдем в обком партии с требованием освободить товарищей!"

К полудню на площади Ленина скопилось около 10 тысяч человек. Пытаясь предотвратить дальнейшее развитие событий, власти пошли на уступки и освободили арестованных накануне. Однако это не помогло. В 15 часов группа демонстрантов захватила здание Грозненского горкома КПСС. Спустя два часа митингующие взяли штурмом и здание обкома.

Нынешние чеченофилы любят рассуждать об "опасности русского шовинизма". Однако события августа 1958 года наглядно опровергают их домыслы. Обычно во время подобных беспорядков на национальной почве счет убитых идет на десятки. Тем не менее, русские жители Грозного не унизились до чеченского погрома. В ходе событий 26—27 августа был убит только один чеченец. И вообще, несмотря на стихийность выступления, восставшие действовали на редкость организованно. В захваченном здании обкома было организовано печатание листовок. Была составлена и принята резолюция митинга:

"Учитывая проявление со стороны чечено-ингушского населения зверского отношения к народам других национальностей, выражающегося в резне, убийствах, насилии и издевательствах, трудящиеся города Грозного от имени большинства населения республики предлагают:

1. С 27 августа 1958 года переименовать Ч И АССР в Грозненскую область или же в Межнациональную советскую социалистическую республику;

2. Чечено-ингушскому населению разрешить проживать в Грозненской области не более 10% от общего количества населения;

3. Переселить передовую прогрессивную комсомольскую молодежь различных национальностей из других республик для освоения богатств Грозненской области и для развития сельского хозяйства..."

Чтобы донести свои требования до руководства страны, восставшие захватили главпочтамт, а затем, невзирая на вооруженное сопротивление охраны, — и междугородную телефонную станцию, откуда ими была организована связь с приемной Хрущева. В 23 часа группа демонстрантов с красным знаменем направилась на Грозненский вокзал и задержала отправление поезда Ростов—Баку. Люди ходили по вагонам и просили пассажиров рассказать жителям других городов о том, что происходит в Грозном. На вагонах появились надписи: "Братцы! Чеченцы и ингуши убивают русских. Местная власть поддерживает их. Солдаты стреляют по русским!"

Около полуночи на станции появились войска, но участники акции протеста забросали их камнями. Лишь применив огнестрельное оружие, толпу удалось рассеять, а поезд отправить по назначению. Одновременно войсковым подразделениям удалось навести порядок на площади у здания обкома. Даже по официальным данным, как минимум один из восставших был убит и несколько человек ранено. На следующий день начались аресты. Всего в связи с августовскими событиями было осуждено свыше 100 человек.

В дальнейшем ситуация в Чечено-Ингушетии развивалась по "косовскому сценарию". Русскоязычное население постепенно вытеснялось из республики. Закономерным же итогом хрущевского потворства чеченским бандитам стали трагические события 90-х годов...

Игорь Пыхалов



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!