, учитель-логопед, Татарстан.
Цели: учить различать звуки т-д в слогах и словах;
Автоматизировать написание букв “т” и “д” в слогах;
Развивать: зрительное и слуховое восприятие;
Слоговую структуру слова; внимание, мышление;
Артикуляционную и мелкую моторику.
Воспитывать: аккуратность в выполнении задания
Оборудование: Буквы Т, Д; зайка синий и розовый, предметные картинки к теме и для игры “4 лишний”, таблица с игрой “Каких букв больше”, сигнальные карточки.
Ход урока
1. Орг.момент
Умеют все ребятки с носочков встать на пятки.
Присесть и подтянуться, нахмуриться и улыбнуться.
Знакомство с героями – зайками: Дашей и Татошей.
Ориентация во временном пространстве.
2. Основная часть.
1) Артикуляционная гимнастика.
Широка Нева-река и улыбка широка зубки все мои видны от краёв и до десны.
Ротик широко открыт, язычок спокойно спит.
Чищу зубы/2р. И снаружи и внутри. Чищу зубы/2р. Не болели чтоб они.
Улыбаюсь, рот открыт: язычок уже стоит. К зубкам подняты края, вот и “чашечка” моя.
Широко открой свой рот язычок-назад-вперёд. Лижет “чашечка” губу и болбочет на бегу.
За зубами в бугорок бьет широкий язычок.
2) Речевая гимнастика.
Ты-ды-ты/2р. Распускаются цветы.
Та-да-та/2р. Вот какая красота.
Ду-ту-да/2р. Любоваться буду я.
3) Повторение. Игра “Каких букв больше”.
Определение количество букв Т по таблице.
Характеристика звука “т”.
Определение количества букв Д.
Характеристика звука “д”.
4) Игра “Звонкий-глухой”.
Логопед называет слоги со звуками “т” и “д”. ученики поднимают соответствующие сигнальные карточки.
5) Пальчиковая гимнастика.
Тук-тук молотком будем строить новый дом.
Кто в доме будет жить? С нами кто будет дружить?
Девочки и мальчики маленькие пальчики.
6) Игра “Раздай картинки”
Татоша и Даша принесли картинки. У Татоши слова со звуком “т”, а у Даши слова со звуком “д”. давайте посмотрим, кто какие картинки принес?
Татоша: тушь, тачка, том катушка, уточка, трава, капуста, тыква.
Даша: душ, дачка, дом, кадушка, удочка, дрова, дым, ведро.
Назовите предметные картинки, которые принес Татоша.
Назовите предметные картинки, которые принесла Даша.
Найдите слова, которые звучат одинаково.
Хоровое повторение слов парами.
7) Физ.мин.
Для начала мы с тобой вертим только головой.
Корпусов вращаем тоже это мы, конечно, можем.
А теперь мы приседаем. Мы прекрасно понимаем,
Ноги нужно нам размять
Раз-два-три-четыре-пять.
Напоследок потянулись вверх и в стороны прогнулись.
От разминки раскраснелись и на место снова сели.
8) Работа в тетради.
Запись числа в тетради. Сейчас мы будем записывать слоги. Слоги с “т” запишите в правый столбик, а с “д” - во второй столбик.
Сравнение слогов 1го и 2го столбика.
Составить слова с данными слогами.
9) Игра “4 лишний”
А) апельсин, яблоко, трактор, банан
Б) фигурист, душ, фотограф, футболист
В) тыква, собака, корова, мышка.
10) Итог у рока.
Чем занимались на уроке?
Какие звуки мы учились различать?
Назовите слова с “т”
Назовите слова с “д”
Конспект логопедического занятия
Тема: Дифференциация [т]-[д].
Цель:
Сравнение звуков [т]-[д], их дифференциация.
Задачи:
Закрепить умение выделять и различать на слух звуки [т], [д];
Развивать фонематическое восприятие и аналитико-синтетическую деятельность;
Уточнять и обогащать словарь детей;
Работать над развитием психических функций детей: памяти, внимания, слуховой памяти, мышления.
Оборудование: компьютер, «су-джок» шары, мяч, звуковые линейки, цветные фломастеры, карточки.
СЛАЙД 1
Ход занятия.
I . Организационный момент.
СЛАЙД 2
Наши ушки на макушке.
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем –
Ни минуты не теряем.
II. Основная часть .
(Щелчок мышкой)
Прежде чем начать наше занятие, нам необходимо разбудить наши пальчики, наши глазки и нашу голову.
1.Выполним массаж Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком (су-джок) в соответствии с текстом.
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Упражнение: массаж кольцом су-джок пальцев рук с перечислением дней недели: поочередное перекатывание кольца по пальцам рук. Потереть ладошки и вспомнить выходные дни недели. Сколько дней в неделе?
Назовите, какой сегодня день недели, завтрашний, вчерашний?
Какое сегодня число?
(СЛАЙД 2 – ЩЕЛЧОК МЫШИ)
Сообщение темы.
Сегодня на занятие к нам пришли гости из мультфильма. А вот кто это, вам нужно будет отгадать.
СЛАЙД 3- ЩЕЛЧОК-музыка
(СЛАЙД 3-щелчёк- появляется Том и Джерри)
Мультфильм «Том и Джерри» знают все любители этих героев. Что только с ним не происходило, в какие приключения они не попадали. На нашем занятие мы узнаем новую историю с их участием. Эти герои попали в школьный класс, где пришлось выполнять задания. Посмотрите, как они написали диктант. СЛАЙД 4
Что в этом диктанте не так?
Какие буквы перепутали наши герои?
Что же нужно сделать, чтобы они не путали буквы? (Нужно сравнить звуки.)
Какие звуки будем сегодня сравнивать? [д]-[т]
Нужно помочь Тому и Джерри научиться различать звуки [д]-[т].
Тема занятия: Звуки [д]-[т] и их буквы. СЛАЙД 5
2. Характеристика звуков.
Какой первый звук в именах героев занятия?
Том - звук [т], Джерри – звук [д].
Расскажите про звуки нашего занятия.
СЛАЙД 6
[д] – согласный, твёрдый, звонкий .
[т] – согласный, твёрдый, глухой .
Чем похожи?
Чем отличаются?
3. Развитие фонематического слуха.
Нам необходимо помочь мышонку и коту научиться различать на слух звуки.
а) Игра «ЭХО» СЛАЙД 7
Повторите слоги (с синим мячом)
Та-да-та
То-до-то
Ду-ту-ду дэ-тэ-дэ
Ата-ада-ата
Ода-ота-ота
Идо-ида-ита ату-аду-ату
б) Добавим слог -та или -да в конец слова: (с мячом)
Бе-, коф-, во- , мо-, горо-, воро-, гуся-, утя-, приро-, свобо-, добро-, полно-;
- Покажите движением руки «колокольчик», если в слоге или в слове звук [д]. -Почему?
Покажите движением руки «наушники», если в слоге или в слове звук [т]. –Почему?
СЛАЙД 8
в) Да, та, ту, ды, нда, пто, мдо, фто
(глаза закрыты, язычок прикусили)г)
птицы: аис т , ман д аринка, у т ка, яс т реб, боро д ач, крече т , т урач, д рофа, с т репе т , сул т анка, пас т ушак, т упик, ипа т ка, ав д о т ка, галс т учник, хо д улочник, д упель, т равник, с т риж, у д о д ы, ке д ровка, д убровник, пес т рогру д очка (сибирская), д роз д ы, с т раус.д) Зв. анализ (зв. линейка)
СЛАЙД 9- Определить место звука [т] (глухой).
Слова: труба (1),
стоп(2) (щелчёк) , крот(4), портфель(4),утро (2), плакат(6), самокат(7)-
[д] (звонкий).Слова: радуга(3), следы(4), друг(1), команда(6),медаль(3), ягода(4), помидор(5)
4. Связь звука с буквой.
СЛАЙД 10Скажите, чем звуки отличаются от букв?
- Звуки слышим, произносим. Буквы видим и пишем.
Какой буквой на письме обозначается звук [д]?
Сколько элементов в заглавной букве “дэ”?
Какой буквой на письме обозначается звук [т]?
Сколько элементов в заглавной букве “тэ”?
Сколько элементов в строчной букве?
Ребята, найдите на листочках буквы «те» и «де», обведите их.
(Карточка)Сколько букв нашли?
5. Физминутка СЛАЙД 11
+ гимнастика для глаз (влево-вправо, вниз-вверх, вращение головой, пишем в воздухе буквы Д и Т)6. Дифференциация в словах
Игра «пятый лишний».
Том и Джерри всё перепутали. Поможем им. Вам необходимо внимательно прочитать слова. Затем, хорошо обдумав, нужно вставить пропущенные буквы. Поэтому вам нужно быть предельно внимательным, терпеливым, сосредоточенным.
СЛАЙД 12
а) - Вставить пропущенные буквы т или д и подчеркнуть «лишнее слово»
…упло, ….оговор, пла...ок, …ружба, …жерри;
...ом, …опор, …омовой
,
…рубач, …ряпка;
…роз…ы
,
…абуре…,…рак…ор, …ор…, …омск.
СЛАЙД 13
ПРОВЕРИМВ первой строчке лишнее слово платок.
Во второй строке лишнее слово домовой, так как все слова начинаются с буквы т.
В третьей строке лишнее слово дрозды, так как в этом слове две буквы д.
СЛАЙД 14
б) -Том и Джерри очень часто ссорятся. Либо соревнуются. Но каждое их приключение заканчивается чьей-нибудь неудачей. Я предлагаю более безобидное соревнование для них, а вы им поможете.Записать слова в три столбика
3-мя цветами (к доске выходят ученики) :Парта
1, погода 2, трудно 3, трактор 4, подруга 5, стыдно 6 , туча 7, борода 8, простуда 9.СЛА
ЙД 15 Проверка (щелкать мышкой):«Т» «Т - Д» «Д»
парта трудно погода
трактор
стыдно подругатуча
простуда борода7. Дифференциация в предложении.
Два самых веселых героя виртуального мира просто обожают друг друга, хоть часто и воюют между собой. Том гоняется за Джерри, а тот шкодит время от времени. Но сегодня на них обоих возложена серьезная миссия
СЛАЙД 16
. Закончить предложения, выбирая нужное по смыслу слово из данных в скобках.1.Ветер ____________ шляпу с головы Джерри.
Том запрыгнул на _______________.
(стул, сдул)
2. Джерри любит отдыхать на ___________.
Том в ____________ увёз мусор.
(дачка, тачка)
3. У Тома в лапах ___________.
У Джерри на сердце __________.
(тоска, доска)
4.В озере плавает друг Джерри ______________ Даг.
Была в лапах у Тома на рыбалке.
(удочка, уточка)
Проверка: щелчок мыши.
Запишите любое одно предложение тремя цветами.
8. Итог занятия. СЛАЙД 17
Ну, а нам пора расстаться
И с героями Томом и Джерри прощаться.
Ребята, наше путешествие заканчивается.
Какие звуки и буквы сравнивали на занятии?
В чем сходство?
В чем различие?
– Молодцы! Вы заслужили памятные сувениры. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда были добрыми и дружными, чтобы у вас всегда было веселое радостное настроение! До свидания! До новых встреч! (Щелчок мыши).
Разделы: Начальная школа
Цели занятия:
- Формирование умения четко произносить и различать на слух особенности звучания звонких, глухих согласных [Д] – [Т], [Д’] – [Т’] в словах, предложениях. Практическое усвоение правильного написания слов с буквами Д, Т.
- Развитие фонематического анализа и синтеза.
- Обогащение лексического запаса у детей, используя темы «Птицы», «Профессии».
- Развитие слухового внимания, речеслуховой, зрительной памяти, словесно-логического мышления.
- Формирование мотивации к учению, активной мыслительной деятельности, самостоятельности, эмоционального настроя каждого ученика.
- Воспитание культуры речевого общения.
Оборудование:
- картинки;
- перфокарты;
- ребусы;
- трафареты букв Д, Т;
- звуковые кубы;
- магнитные полоски, обозначающие слоги;
- магнитные фишки с буквами Д, Т;
- желтые и черные карандаши.
Ход занятия
I. Психологический настрой (хоровое приветствие).
Всем-всем добрый день.
Заниматься нам не лень.
Будем трудиться – слушать и писать учиться.
II. Введение в тему занятия.
Послушайте внимательно и скажите, всё ли я правильно говорю:
- Ученик написал предложение в строчку и в конце поставил дочку.
В чем ошибка? Какие звуки перепутались? Как правильно? Как думаете, какие будем различать звуки и буквы?
III. Сообщение темы занятия.
IV. Сравнительная характеристика звуков [Д] и [Т].
Что общего у этих звуков? Чем они отличаются?
Докажем, что звук [Т] глухой, как темная полярная ночь. Прослушаем стихотворение и выделим повторяющийся звук. Используем звуковой куб черного цвета (картонный куб, заполненный глухо звучащими предметами), контроль рукой.
Тихо-тихо снег идет.
Белый снег, лохматый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
Почему звук [Д] звонкий? Докажем это.
Наши пальцы превратились в капли дождя и по очереди стучат по крыше (звуковой куб желтого цвета с колокольчиком внутри).
Дождик, дождик, не дожди, (дождь стучит редко – часто, медленно – быстро)
Дождик, дождик, подожди.
Выйди, выйди, солнышко, (поочередное прикосновение каждого пальца к большому)
Золотое донышко.
V. Развитие фонематических процессов с использованием лексической темы «Птицы» (игра «Внимательные уши»).
Чтобы лучше слушать, массируем уши («шапка для размышления»).
Проверю, какие у вас внимательные уши. Возьмите в левую руку букву Т, а в правую – Д. Поднимайте буквы Д, Т, когда услышите в словах соответственно звуки [Д], [Д’], [Т], [Т’]. Запоминайте слова, которые я произнесу – будем играть в цепочку слов.
- Дрофа, трясогузка, аист, лебеди, страус, дятел.
Как одним словом называются перечисленные мной предметы? Задайте друг другу вопросы о птицах. Повторите названия птиц.
VI. Физкультурная минутка.
Лебеди летят, крыльями машут.
Склонились над водой, качают головой.
Гордо и прямо умеют держаться.
Тихо, спокойно на воду садятся.
VII. Развитие зрительного гнозиса и графомоторных навыков.
Прилетел дятел – ничего не поймет. Какая буква спряталась? Обвести контуры букв (ученик у доски обводит указкой, остальные – рукой в воздухе).
На какую птицу похожа строчная буква Д?
С какой буквой не путаем букву Т?
VIII. Зашифровывание слов по картинкам (игра «Шифровальщики»).
Зашифруем слова, обозначающие профессии людей (по картинкам):
- продавец
- космонавт
- доктор
- дрессировщик
- учитель
Вспоминаем и записываем эти слова с опорой на схемы.
IX. Составление словосочетаний (игра «Паутинка»).
К словам из первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика.
X. Работа у доски ученика в качестве учителя (игра «Учитель»).
Прочитайте пары слов:
- душ – тушь
- день – тень
- доска – тоска
- плоды – плоты
Чем различаются слова в парах?
Придумайте слова, близкие по значению к слову «тоска». Составьте предложение с каждым словом.
Оценка «учителем» своей деятельности.
XI. Работа с перфокартами с последующей взаимопроверкой.
Закончить предложение, подобрав подходящее по смыслу слово из левого столбика. Списать 1-2 предложения по выбору. Подчеркнуть букву Д желтым, букву Т – черным.
XII. Отгадывание ребусов. Составление скороговорки.
Отгадать ребус, записать скороговорку по памяти.
На дворе трава, на траве дрова.
Домашнее задание: повторять скороговорку четко, сначала медленно, затем быстрее.
XIII. Коллективное составление рассказа «Зима» по опорным словам и сюжетным картинкам.
У каждого ученика конверт со словами одного цвета. Составить предложения из слов, вставить буквы Д и Т. Прочитать предложения по порядку цветов радуги. Составить рассказ по сюжетным картинкам. Работает ученик-консультант.
IX. Итог занятия.
Какие звуки и буквы учились различать? Что было трудно? Что понравилось? Что узнали нового?
Благодарю всех за работу!
Конспект логопедического занятия
«Дифференциация букв Т и П на письме »
Цель: Научиться дифференцировать буквы Т и П на письмеЗадачи:
1) Закрепление моторного навыка написания букв т и п с опорой на кинетические
ощущения;2) Развивать звукобуквенный анализ и синтез;
3) Развивать слоговой анализ и синтез;
Формировать понятия о смыслоразличительной роли букв п-т;
Развитие зрительного внимания;
Воспитать интерес к занятием.
Оборудование : Демонстрационные карточки п-т , изображения Незнайки, Мальвины, Чипполино, почтальона Печкина, «Волшебный сундучок» с буквами п, т, и, н, к из проволоки, картона, таблица для игры «Пчелка» , карточки - слова, резиновый мячик.
Ход занятия:
1)Организационный момент
Повтори правильно скороговорку:
От топота копыт
Пыль по полю летит.
2) Введение в тему
-
Какие звуки чаще всего повторяются в скороговорке?
(вывешиваю на доску, раздаю детям
)
О каких буквах мы будем говорить на занятии? Чем похожи и чем отличаются эти буквы?
-
Обрати внимание на одинаковые элементы букв
п -т:
п
— как бы., прячется в
т,
а в
т
есть добавочный элемент.
Значит, какой вывод можем сделать?
(Эти буквы имеют сходство, поэтому их легко перепутать)
3)Изучение нового
Установление связи кинема-графема
Сегодня мы вместе с героями разных сказок будем учиться различать буквы п-т. Первым к нам пришел в гости Незнайка. Как думаешь, почему его так назвали?
(многого не знает, торопится побыстрее сделать, допускает много ошибок).
Незнайка не дописывает у буквы Т одну ножку, поэтому над ним все смеются.
Мальвина, наша следующая гостья, расскажет Незнайке, как можно запомнить
написание букв п -т.
Послушаем и мы Мальвину и поучимся вместе с Незнайкой.
У буквы т - три ножки, слово три начинается на т, это трудная буква.
У буквы п - пара (две) ножек слово пара начинается на п, это простая буква.
А ты запомнили, как отличить букву п от т? «наоборот?»
Напиши пальчиком в воздухе т (раз, два, три), на столе (1-2,3).
Давай попробуем изобразить буквы п, т при помощи ниток.
Что заметили? (разные по длине).
Теперь будем учиться находить буквы п, т с закрытыми глазами.
Игра «Волшебный сундучок».
Мальвина с Незнайкой часто играют в игру «Волшебный сундучок». Сейчас и мы поиграем в эту игру:
Ты выберешь букву с завязанными глазами и узнаешь ее .
Чему учился Незнайка играя в эту игру?
Пальчиковая гимнастика.
Твои пальцы устали? Выполним гимнастику. Помассируем каждый пальчик.
Дидактическая игра «Пчелка»
Что это за звук ? (Звучит жужжание пчелы)
Верно. К нам прилетела пчелка!
Настоящая пчела - очень трудолюбивое насекомое целыми днями она работает,
собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому.
Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчелка соберет их правильно, то у нее получится слово.
Мы с тобой можем ей помочь, готов? Внимательно слушайте мои команды и записывай буквы, на которых пчела делает остановку. (1 чел. у доски)
1 -я буква Т. Дальше перелетела влево и остановилась о. вниз, вниз, влево -ч вверх -т вверх - а Какое слово у вас получилось? Почта - Какая буква в слове 1 -я? 4-я?
- Пропиши сочетание пт до конца строчки, проговаривая вслух.
Звукобуквенный анализ
Еще раз прочитаем слово: Почта
Письма, прежде чем попадут к нам, попадают на почту.
А кто разносит письма с почты? Почтальон (вывешиваю слово)
- Вспомните, кто разносит почту в деревне Простоквашино? (Печкин).
Появляется почтальон Печкин
Смотри, а нам Печкин тоже принес письмо, но открыть его сможет только когда выполним задание.
Возьми карточку.
Я буду диктовать слова, ты выписывай только буквы п, т. Если в слове обе буквы, или две одинаковые, то писать их в одной клетке. Сначала заполняете 1 -ю сторону и т.д.
ряд: пенал птичий костюм тапочки
ряд: каток капель потерял мастер
Проверим, как ты выполнил задание. (на доске карточки для проверки)
Вот теперь можем открыть конверт. Его прислал нам Чипполино. Он работал в огороде и очень устал. Он просит нас о помощи. Давайте поможем Чипполино посадить разные овощи.
Для этого нужно разделить слова на слоги и записать тот слог, в котором есть буква п или т. (понятно?)
Работаем: Помидоры, тыква, картофель, укроп, салат, капуста.
Пока мы помогали Чипполино, Незнайка тоже получил письмо и никак не может его прочитать, помоги ему. Нужно вернуть слоги на место и получите слово из двух слогов.
Разберем вместе одно такое слово: ТИ - ЛАП - какое слово? Прочитайте все слова:
ПОР-ТО ПЕЛ-ПЕ ЛО-ТЕП
Незнайка тебя благодарит за помощь.
Физминутка
Я бросаю мяч если в слове [п], то возвращай мяч, замените на [т] и наоборот, почки (точки) торт (порт) тачка(пачка) - отдохнул?
Мальвйна с Незнайкой часто играют в разведчиков, зашифровывая слова. Мы с тобой тоже сыграем в эту игру. Нужно расшифровать запись на доске.
//авлин, у///ка, лас///очка, ///игр, бегемо///, //они,
Что обозначают // черточки? /// черточки?
Как одним словом сказать? (все строчки отд.) Запишите в тетрадь названия птиц, подчеркните п, т.
Молодец! Справился с заданием. Хорошие разведчики из нас получились.
4) Обобщение изученного
Посмотри на доску, что написано на доске.
Мы не будем //у///а///ь буквы // и /// на //исьме.
5)Итог
Какие буквы учились различать?
Как же их различить?
Какие ошибки ты не будете больше делать?
Ирина Вилкина
Конспект занятия «Дифференциация звуков [д], [т]»
Тема : Звуки [д] , [т]
Цель : Формирование умения дифференцировать звуки [д] , [т];
Задачи :
Коррекционно-образовательные :
Уточнить знания обучающихся о согласных звуках Т и Д
Учить различать звуки Т и Д с опорой на разные анализаторы
Совершенствовать навык звукобуквенного анализа и синтеза
Коррекционно- развивающие :
Совершенствовать фонематический слух, восприятие и представления.
Развивать объём и концентрацию внимания
Совершенствовать мыслительные процессы (анализ синтез, обобщение. умозаключение и пр) .
Учить запоминать информацию и правильно её воспроизводить.
Научить образованию сравнительной степени прилагательных;
Развивать сенсомоторные навыки
Воспитательные :
Воспитывать самоконтроль и мотивацию к занятиям .
Учить детей взаимовыручке и взаимоподдержке.
Этапы занятия
1. Организационный этап
Дидактическая задача : обеспечение рабочей обстановки и психологической подготовки учащихся к занятию .
Приветствие.
Организация внимания.
2. Актуализация знаний, умении, навыков
Дидактическая задача : активизация познавательной деятельности учащихся. выработка полноценных движений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков Т и Д .
Игра с мячом «Назови последний звук »
(телефо-н, са-моле-т, лимо-н,.) .
Артикуляционная гимнастика
1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Трубочка.
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Улыбка - Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
5. Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
6. Голодный хомячок.
Втянуть щеки.
7. Лошадка.
8. Непослушный язычок.
Дыхательные упражнения.
Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки. «Подул зимний ветерок, полетел снежок.
Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».
Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки)
А вы умеете правильно дуть? Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок).
3. Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению.
Введение в тему.
Дидактическая задача : организация сознательной деятельности учащихся и подготовка их к сознательному усвоению нового материала.
Дифференциация звуков
Логопед дает сравнительную характеристику : звук [д] (так стучит дятел) -
согласный, звонкий; звук [т] (так стучит молоток) - согласный, глухой.
«Колокольчик- барабан» .
Дети показывают колокольчик, если услышат звук [д] и барабан , если
услышат [т]: д-т-т-д-т. ; да-ту-итдо-ты-та. Дети повторяют слогоряд : ти-та-ду; ди-да-то; ту-ту-да.
«Звук убежал » .
Дети должны добавить к слову звук [т] или звук [д] и назвать , что
получилось :. уча,. ача,. ыква,. опор,. ым.
4. Этап усвоения нового материала и новых способов действий
Дидактическая задача : обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний.
Акустико-артикуляционные характеристика звуков Т и Д
Посмотрите в зеркала, произнесите звук Т . а потом Д. Обратить внимание на положение губ, языка и на голосовые связки. Положение одинаковое или разное? Участвует ли голос при произнесении этих звуков ?
«Разложи картинки» .
На доске картинки с изображением звуков Т и Д . Дети раскладывают
картинки со звуками [д] , [т]:
помидор, ведро, одуванчик, дуб, домик («дятел» )
тыква, тарелка, астра, тополь, матрешка («молоток» )
Дидактическая игра «Составь предложение» .
Логопед предлагает детям составить
предложение по картинкам :
На огороде растут помидоры и тыква.
Физкультминутка
«Дружба» (пальчиковая гимнастика)
Дружат в нашем классе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять-
Раз, два, три, четыре, пять-
5. Закрепление в памяти учащихся знаний, умений, необходимых для самостоятельной работы
Дидактическая задача : Обеспечение усвоения знаний и способов действий.
«Мебель»
Дети рассматривают иллюстрации с изображением мебели, называют
предметы, говорят об их назначении (стол- за ним едят, стул- на нем сидят, кровать- на ней спят и т. д.) .
Логопед объясняет, как образуется сравнительная степень
прилагательных.
Дети должны изменить слова по образцу (стул мягкий, а кресло еще. мягче.
Диван широкий, а кровать еще. шире. Тумбочка высокая, а шкаф еще. выше).
6. Обобщение полученных знаний. Рефлексия.
Дидактическая задача : выявить уровень усвоения учебного материала.
Какие звуки были главными на занятии ? Это гласные или согласные звуки ? В чём их сходство? В чём различие?
Назовите слово со звуком Т . Назовите слово со звуком Д .
Дидактическая задача : дать анализ и оценку успешности обучения и достижений учащихся и наметить перспективу последующей работы.
Вы сегодня работали хорошо с заданием справились.
На следующем уроке мы будем изучать другие звуки , и наши знания нам помогут двигаться дальше.
Публикации по теме:
Конспект логопедического занятия: «Дифференциация звуков [К] - [Х]» (подготовительная группа). Цель: занятия: дифференциация согласных звуков К - Г. Задачи. Коррекционно-образовательные: - учить дифференцировать звуки.
Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению «Дифференциация звуков [Л] и [Л’]» КОНСПЕКТ подгруппового занятия по звукопроизношению Дифференциация звуков Л, ЛЬ Составила и провела Учитель – логопед ГБОУ.