Конспект логопед занятия звуки т д. Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков

, учитель-логопед, Татарстан.

Цели: учить различать звуки т-д в слогах и словах;

Автоматизировать написание букв “т” и “д” в слогах;

Развивать: зрительное и слуховое восприятие;

Слоговую структуру слова; внимание, мышление;

Артикуляционную и мелкую моторику.

Воспитывать: аккуратность в выполнении задания

Оборудование: Буквы Т, Д; зайка синий и розовый, предметные картинки к теме и для игры “4 лишний”, таблица с игрой “Каких букв больше”, сигнальные карточки.

Ход урока

1. Орг.момент

Умеют все ребятки с носочков встать на пятки.

Присесть и подтянуться, нахмуриться и улыбнуться.

Знакомство с героями – зайками: Дашей и Татошей.

Ориентация во временном пространстве.

2. Основная часть.

1) Артикуляционная гимнастика.

Широка Нева-река и улыбка широка зубки все мои видны от краёв и до десны.

Ротик широко открыт, язычок спокойно спит.

Чищу зубы/2р. И снаружи и внутри. Чищу зубы/2р. Не болели чтоб они.

Улыбаюсь, рот открыт: язычок уже стоит. К зубкам подняты края, вот и “чашечка” моя.

Широко открой свой рот язычок-назад-вперёд. Лижет “чашечка” губу и болбочет на бегу.

За зубами в бугорок бьет широкий язычок.

2) Речевая гимнастика.

Ты-ды-ты/2р. Распускаются цветы.

Та-да-та/2р. Вот какая красота.

Ду-ту-да/2р. Любоваться буду я.

3) Повторение. Игра “Каких букв больше”.

Определение количество букв Т по таблице.

Характеристика звука “т”.

Определение количества букв Д.

Характеристика звука “д”.

4) Игра “Звонкий-глухой”.

Логопед называет слоги со звуками “т” и “д”. ученики поднимают соответствующие сигнальные карточки.

5) Пальчиковая гимнастика.

Тук-тук молотком будем строить новый дом.

Кто в доме будет жить? С нами кто будет дружить?

Девочки и мальчики маленькие пальчики.

6) Игра “Раздай картинки”

Татоша и Даша принесли картинки. У Татоши слова со звуком “т”, а у Даши слова со звуком “д”. давайте посмотрим, кто какие картинки принес?

Татоша: тушь, тачка, том катушка, уточка, трава, капуста, тыква.

Даша: душ, дачка, дом, кадушка, удочка, дрова, дым, ведро.

Назовите предметные картинки, которые принес Татоша.

Назовите предметные картинки, которые принесла Даша.

Найдите слова, которые звучат одинаково.

Хоровое повторение слов парами.

7) Физ.мин.

Для начала мы с тобой вертим только головой.

Корпусов вращаем тоже это мы, конечно, можем.

А теперь мы приседаем. Мы прекрасно понимаем,

Ноги нужно нам размять

Раз-два-три-четыре-пять.

Напоследок потянулись вверх и в стороны прогнулись.

От разминки раскраснелись и на место снова сели.

8) Работа в тетради.

Запись числа в тетради. Сейчас мы будем записывать слоги. Слоги с “т” запишите в правый столбик, а с “д” - во второй столбик.

Сравнение слогов 1го и 2го столбика.

Составить слова с данными слогами.

9) Игра “4 лишний”

А) апельсин, яблоко, трактор, банан

Б) фигурист, душ, фотограф, футболист

В) тыква, собака, корова, мышка.

10) Итог у рока.

Чем занимались на уроке?

Какие звуки мы учились различать?

Назовите слова с “т”

Назовите слова с “д”

Конспект логопедического занятия

Тема: Дифференциация [т]-[д].

Цель:

Сравнение звуков [т]-[д], их дифференциация.

Задачи:

Закрепить умение выделять и различать на слух звуки [т], [д];

Развивать фонематическое восприятие и аналитико-синтетическую деятельность;

Уточнять и обогащать словарь детей;

Работать над развитием психических функций детей: памяти, внимания, слуховой памяти, мышления.

Оборудование: компьютер, «су-джок» шары, мяч, звуковые линейки, цветные фломастеры, карточки.

СЛАЙД 1

Ход занятия.

I . Организационный момент.

СЛАЙД 2

Наши ушки на макушке.
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем –
Ни минуты не теряем.

II. Основная часть .

(Щелчок мышкой)

Прежде чем начать наше занятие, нам необходимо разбудить наши пальчики, наши глазки и нашу голову.

1.Выполним массаж Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком (су-джок) в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Упражнение: массаж кольцом су-джок пальцев рук с перечислением дней недели: поочередное перекатывание кольца по пальцам рук. Потереть ладошки и вспомнить выходные дни недели. Сколько дней в неделе?

Назовите, какой сегодня день недели, завтрашний, вчерашний?

Какое сегодня число?

(СЛАЙД 2 – ЩЕЛЧОК МЫШИ)

Сообщение темы.

Сегодня на занятие к нам пришли гости из мультфильма. А вот кто это, вам нужно будет отгадать.

СЛАЙД 3- ЩЕЛЧОК-музыка

(СЛАЙД 3-щелчёк- появляется Том и Джерри)

Мультфильм «Том и Джерри» знают все любители этих героев. Что только с ним не происходило, в какие приключения они не попадали. На нашем занятие мы узнаем новую историю с их участием. Эти герои попали в школьный класс, где пришлось выполнять задания. Посмотрите, как они написали диктант. СЛАЙД 4

Что в этом диктанте не так?

Какие буквы перепутали наши герои?

Что же нужно сделать, чтобы они не путали буквы? (Нужно сравнить звуки.)

Какие звуки будем сегодня сравнивать? [д]-[т]

Нужно помочь Тому и Джерри научиться различать звуки [д]-[т].

Тема занятия: Звуки [д]-[т] и их буквы. СЛАЙД 5

2. Характеристика звуков.

Какой первый звук в именах героев занятия?

Том - звук [т], Джерри – звук [д].

Расскажите про звуки нашего занятия.

СЛАЙД 6

[д] – согласный, твёрдый, звонкий .

[т] – согласный, твёрдый, глухой .

Чем похожи?

Чем отличаются?

3. Развитие фонематического слуха.

Нам необходимо помочь мышонку и коту научиться различать на слух звуки.

а) Игра «ЭХО» СЛАЙД 7

Повторите слоги (с синим мячом)

Та-да-та

То-до-то

Ду-ту-ду дэ-тэ-дэ

Ата-ада-ата

Ода-ота-ота

Идо-ида-ита ату-аду-ату

б) Добавим слог -та или -да в конец слова: (с мячом)

Бе-, коф-, во- , мо-, горо-, воро-, гуся-, утя-, приро-, свобо-, добро-, полно-;

- Покажите движением руки «колокольчик», если в слоге или в слове звук [д]. -Почему?

Покажите движением руки «наушники», если в слоге или в слове звук [т]. –Почему?

СЛАЙД 8

в) Да, та, ту, ды, нда, пто, мдо, фто

(глаза закрыты, язычок прикусили)

г) птицы: аис т , ман д аринка, у т ка, яс т реб, боро д ач, крече т , т урач, д рофа, с т репе т , сул т анка, пас т ушак, т упик, ипа т ка, ав д о т ка, галс т учник, хо д улочник, д упель, т равник, с т риж, у д о д ы, ке д ровка, д убровник, пес т рогру д очка (сибирская), д роз д ы, с т раус.

д) Зв. анализ (зв. линейка) СЛАЙД 9

- Определить место звука [т] (глухой).

Слова: труба (1), стоп(2) (щелчёк) , крот(4), портфель(4),утро (2), плакат(6), самокат(7)

- [д] (звонкий).

Слова: радуга(3), следы(4), друг(1), команда(6),медаль(3), ягода(4), помидор(5)

4. Связь звука с буквой. СЛАЙД 10

Скажите, чем звуки отличаются от букв?

- Звуки слышим, произносим. Буквы видим и пишем.

Какой буквой на письме обозначается звук [д]?

Сколько элементов в заглавной букве “дэ”?

Какой буквой на письме обозначается звук [т]?

Сколько элементов в заглавной букве “тэ”?

Сколько элементов в строчной букве?

Ребята, найдите на листочках буквы «те» и «де», обведите их. (Карточка)

Сколько букв нашли?

5. Физминутка СЛАЙД 11 + гимнастика для глаз (влево-вправо, вниз-вверх, вращение головой, пишем в воздухе буквы Д и Т)

6. Дифференциация в словах

Игра «пятый лишний».

Том и Джерри всё перепутали. Поможем им. Вам необходимо внимательно прочитать слова. Затем, хорошо обдумав, нужно вставить пропущенные буквы. Поэтому вам нужно быть предельно внимательным, терпеливым, сосредоточенным.

СЛАЙД 12

а) - Вставить пропущенные буквы т или д и подчеркнуть «лишнее слово»

упло, ….оговор, пла...ок, …ружба, …жерри;
...ом, …опор, …омовой
, …рубач, …ряпка;
…роз…ы
, …абуре…,…рак…ор, …ор…, …омск.

СЛАЙД 13 ПРОВЕРИМ

В первой строчке лишнее слово платок.

Во второй строке лишнее слово домовой, так как все слова начинаются с буквы т.

В третьей строке лишнее слово дрозды, так как в этом слове две буквы д.

СЛАЙД 14 б) -Том и Джерри очень часто ссорятся. Либо соревнуются. Но каждое их приключение заканчивается чьей-нибудь неудачей. Я предлагаю более безобидное соревнование для них, а вы им поможете.

Записать слова в три столбика 3-мя цветами (к доске выходят ученики) :

Парта 1, погода 2, трудно 3, трактор 4, подруга 5, стыдно 6 , туча 7, борода 8, простуда 9.

СЛА ЙД 15 Проверка (щелкать мышкой):

«Т» «Т - Д» «Д»

парта трудно погода

трактор стыдно подруга

туча простуда борода

7. Дифференциация в предложении.

Два самых веселых героя виртуального мира просто обожают друг друга, хоть часто и воюют между собой. Том гоняется за Джерри, а тот шкодит время от времени. Но сегодня на них обоих возложена серьезная миссия

СЛАЙД 16 . Закончить предложения, выбирая нужное по смыслу слово из данных в скобках.

1.Ветер ____________ шляпу с головы Джерри.

Том запрыгнул на _______________.

(стул, сдул)

2. Джерри любит отдыхать на ___________.

Том в ____________ увёз мусор.

(дачка, тачка)

3. У Тома в лапах ___________.

У Джерри на сердце __________.

(тоска, доска)

4.В озере плавает друг Джерри ______________ Даг.

Была в лапах у Тома на рыбалке.

(удочка, уточка)

Проверка: щелчок мыши.

Запишите любое одно предложение тремя цветами.

8. Итог занятия. СЛАЙД 17

Ну, а нам пора расстаться

И с героями Томом и Джерри прощаться.

Ребята, наше путешествие заканчивается.

Какие звуки и буквы сравнивали на занятии?

В чем сходство?

В чем различие?

Молодцы! Вы заслужили памятные сувениры. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда были добрыми и дружными, чтобы у вас всегда было веселое радостное настроение! До свидания! До новых встреч! (Щелчок мыши).

Разделы: Начальная школа

Цели занятия:

  1. Формирование умения четко произносить и различать на слух особенности звучания звонких, глухих согласных [Д] – [Т], [Д’] – [Т’] в словах, предложениях. Практическое усвоение правильного написания слов с буквами Д, Т.
  2. Развитие фонематического анализа и синтеза.
  3. Обогащение лексического запаса у детей, используя темы «Птицы», «Профессии».
  4. Развитие слухового внимания, речеслуховой, зрительной памяти, словесно-логического мышления.
  5. Формирование мотивации к учению, активной мыслительной деятельности, самостоятельности, эмоционального настроя каждого ученика.
  6. Воспитание культуры речевого общения.

Оборудование:

  • картинки;
  • перфокарты;
  • ребусы;
  • трафареты букв Д, Т;
  • звуковые кубы;
  • магнитные полоски, обозначающие слоги;
  • магнитные фишки с буквами Д, Т;
  • желтые и черные карандаши.

Ход занятия

I. Психологический настрой (хоровое приветствие).

Всем-всем добрый день.
Заниматься нам не лень.
Будем трудиться – слушать и писать учиться.

II. Введение в тему занятия.

Послушайте внимательно и скажите, всё ли я правильно говорю:

  • Ученик написал предложение в строчку и в конце поставил дочку.

В чем ошибка? Какие звуки перепутались? Как правильно? Как думаете, какие будем различать звуки и буквы?

III. Сообщение темы занятия.

IV. Сравнительная характеристика звуков [Д] и [Т].

Что общего у этих звуков? Чем они отличаются?

Докажем, что звук [Т] глухой, как темная полярная ночь. Прослушаем стихотворение и выделим повторяющийся звук. Используем звуковой куб черного цвета (картонный куб, заполненный глухо звучащими предметами), контроль рукой.

Тихо-тихо снег идет.
Белый снег, лохматый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.

Почему звук [Д] звонкий? Докажем это.

Наши пальцы превратились в капли дождя и по очереди стучат по крыше (звуковой куб желтого цвета с колокольчиком внутри).

Дождик, дождик, не дожди, (дождь стучит редко – часто, медленно – быстро)
Дождик, дождик, подожди.
Выйди, выйди, солнышко, (поочередное прикосновение каждого пальца к большому)
Золотое донышко.

V. Развитие фонематических процессов с использованием лексической темы «Птицы» (игра «Внимательные уши»).

Чтобы лучше слушать, массируем уши («шапка для размышления»).

Проверю, какие у вас внимательные уши. Возьмите в левую руку букву Т, а в правую – Д. Поднимайте буквы Д, Т, когда услышите в словах соответственно звуки [Д], [Д’], [Т], [Т’]. Запоминайте слова, которые я произнесу – будем играть в цепочку слов.

  • Дрофа, трясогузка, аист, лебеди, страус, дятел.

Как одним словом называются перечисленные мной предметы? Задайте друг другу вопросы о птицах. Повторите названия птиц.

VI. Физкультурная минутка.

Лебеди летят, крыльями машут.
Склонились над водой, качают головой.
Гордо и прямо умеют держаться.
Тихо, спокойно на воду садятся.

VII. Развитие зрительного гнозиса и графомоторных навыков.

Прилетел дятел – ничего не поймет. Какая буква спряталась? Обвести контуры букв (ученик у доски обводит указкой, остальные – рукой в воздухе).

На какую птицу похожа строчная буква Д?

С какой буквой не путаем букву Т?

VIII. Зашифровывание слов по картинкам (игра «Шифровальщики»).

Зашифруем слова, обозначающие профессии людей (по картинкам):

  • продавец
  • космонавт
  • доктор
  • дрессировщик
  • учитель

Вспоминаем и записываем эти слова с опорой на схемы.

IX. Составление словосочетаний (игра «Паутинка»).

К словам из первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика.

X. Работа у доски ученика в качестве учителя (игра «Учитель»).

Прочитайте пары слов:

  • душ – тушь
  • день – тень
  • доска – тоска
  • плоды – плоты

Чем различаются слова в парах?

Придумайте слова, близкие по значению к слову «тоска». Составьте предложение с каждым словом.

Оценка «учителем» своей деятельности.

XI. Работа с перфокартами с последующей взаимопроверкой.

Закончить предложение, подобрав подходящее по смыслу слово из левого столбика. Списать 1-2 предложения по выбору. Подчеркнуть букву Д желтым, букву Т – черным.

XII. Отгадывание ребусов. Составление скороговорки.

Отгадать ребус, записать скороговорку по памяти.

На дворе трава, на траве дрова.

Домашнее задание: повторять скороговорку четко, сначала медленно, затем быстрее.

XIII. Коллективное составление рассказа «Зима» по опорным словам и сюжетным картинкам.

У каждого ученика конверт со словами одного цвета. Составить предложения из слов, вставить буквы Д и Т. Прочитать предложения по порядку цветов радуги. Составить рассказ по сюжетным картинкам. Работает ученик-консультант.

IX. Итог занятия.

Какие звуки и буквы учились различать? Что было трудно? Что понравилось? Что узнали нового?

Благодарю всех за работу!

Конспект логопедического занятия

«Дифференциация букв Т и П на письме »

Цель: Научиться дифференцировать буквы Т и П на письме

Задачи:

1) Закрепление моторного навыка написания букв т и п с опорой на кинетические ощущения;

2) Развивать звукобуквенный анализ и синтез;

3) Развивать слоговой анализ и синтез;

Формировать понятия о смыслоразличительной роли букв п-т;

Развитие зрительного внимания;

Воспитать интерес к занятием.

Оборудование : Демонстрационные карточки п-т , изображения Незнайки, Мальвины, Чипполино, почтальона Печкина, «Волшебный сундучок» с буквами п, т, и, н, к из проволоки, картона, таблица для игры «Пчелка» , карточки - слова, резиновый мячик.

Ход занятия:

1)Организационный момент

Повтори правильно скороговорку:

От топота копыт

Пыль по полю летит.

2) Введение в тему

- Какие звуки чаще всего повторяются в скороговорке?
(вывешиваю на доску, раздаю детям )

О каких буквах мы будем говорить на занятии? Чем похожи и чем отличаются эти буквы?

- Обрати внимание на одинаковые элементы букв п -т:
п — как бы., прячется в т, а в т есть добавочный элемент.
Значит, какой вывод можем сделать?

(Эти буквы имеют сходство, поэтому их легко перепутать)

3)Изучение нового

Установление связи кинема-графема

Сегодня мы вместе с героями разных сказок будем учиться различать буквы п-т. Первым к нам пришел в гости Незнайка. Как думаешь, почему его так назвали?

(многого не знает, торопится побыстрее сделать, допускает много ошибок).

Незнайка не дописывает у буквы Т одну ножку, поэтому над ним все смеются.

Мальвина, наша следующая гостья, расскажет Незнайке, как можно запомнить

написание букв п -т.

Послушаем и мы Мальвину и поучимся вместе с Незнайкой.

У буквы т - три ножки, слово три начинается на т, это трудная буква.

У буквы п - пара (две) ножек слово пара начинается на п, это простая буква.

А ты запомнили, как отличить букву п от т? «наоборот?»

Напиши пальчиком в воздухе т (раз, два, три), на столе (1-2,3).

Давай попробуем изобразить буквы п, т при помощи ниток.

Что заметили? (разные по длине).

Теперь будем учиться находить буквы п, т с закрытыми глазами.

Игра «Волшебный сундучок».

Мальвина с Незнайкой часто играют в игру «Волшебный сундучок». Сейчас и мы поиграем в эту игру:

Ты выберешь букву с завязанными глазами и узнаешь ее .

Чему учился Незнайка играя в эту игру?

Пальчиковая гимнастика.

Твои пальцы устали? Выполним гимнастику. Помассируем каждый пальчик.

Дидактическая игра «Пчелка»

Что это за звук ? (Звучит жужжание пчелы)

Верно. К нам прилетела пчелка!

Настоящая пчела - очень трудолюбивое насекомое целыми днями она работает,

собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому.

Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчелка соберет их правильно, то у нее получится слово.

Мы с тобой можем ей помочь, готов? Внимательно слушайте мои команды и записывай буквы, на которых пчела делает остановку. (1 чел. у доски)

1 -я буква Т. Дальше перелетела влево и остановилась о. вниз, вниз, влево -ч вверх -т вверх - а Какое слово у вас получилось? Почта - Какая буква в слове 1 -я? 4-я?

- Пропиши сочетание пт до конца строчки, проговаривая вслух.

Звукобуквенный анализ

Еще раз прочитаем слово: Почта

Письма, прежде чем попадут к нам, попадают на почту.

А кто разносит письма с почты? Почтальон (вывешиваю слово)

- Вспомните, кто разносит почту в деревне Простоквашино? (Печкин).

Появляется почтальон Печкин

Смотри, а нам Печкин тоже принес письмо, но открыть его сможет только когда выполним задание.

Возьми карточку.

Я буду диктовать слова, ты выписывай только буквы п, т. Если в слове обе буквы, или две одинаковые, то писать их в одной клетке. Сначала заполняете 1 -ю сторону и т.д.

ряд: пенал птичий костюм тапочки

ряд: каток капель потерял мастер

Проверим, как ты выполнил задание. (на доске карточки для проверки)

Вот теперь можем открыть конверт. Его прислал нам Чипполино. Он работал в огороде и очень устал. Он просит нас о помощи. Давайте поможем Чипполино посадить разные овощи.

Для этого нужно разделить слова на слоги и записать тот слог, в котором есть буква п или т. (понятно?)

Работаем: Помидоры, тыква, картофель, укроп, салат, капуста.

Пока мы помогали Чипполино, Незнайка тоже получил письмо и никак не может его прочитать, помоги ему. Нужно вернуть слоги на место и получите слово из двух слогов.

Разберем вместе одно такое слово: ТИ - ЛАП - какое слово? Прочитайте все слова:

ПОР-ТО ПЕЛ-ПЕ ЛО-ТЕП

Незнайка тебя благодарит за помощь.

Физминутка

Я бросаю мяч если в слове [п], то возвращай мяч, замените на [т] и наоборот, почки (точки) торт (порт) тачка(пачка) - отдохнул?

Мальвйна с Незнайкой часто играют в разведчиков, зашифровывая слова. Мы с тобой тоже сыграем в эту игру. Нужно расшифровать запись на доске.

//авлин, у///ка, лас///очка, ///игр, бегемо///, //они,

Что обозначают // черточки? /// черточки?

Как одним словом сказать? (все строчки отд.) Запишите в тетрадь названия птиц, подчеркните п, т.

Молодец! Справился с заданием. Хорошие разведчики из нас получились.

4) Обобщение изученного

Посмотри на доску, что написано на доске.

Мы не будем //у///а///ь буквы // и /// на //исьме.

5)Итог

Какие буквы учились различать?

Как же их различить?

Какие ошибки ты не будете больше делать?

Ирина Вилкина
Конспект занятия «Дифференциация звуков [д], [т]»

Тема : Звуки [д] , [т]

Цель : Формирование умения дифференцировать звуки [д] , [т];

Задачи :

Коррекционно-образовательные :

Уточнить знания обучающихся о согласных звуках Т и Д

Учить различать звуки Т и Д с опорой на разные анализаторы

Совершенствовать навык звукобуквенного анализа и синтеза

Коррекционно- развивающие :

Совершенствовать фонематический слух, восприятие и представления.

Развивать объём и концентрацию внимания

Совершенствовать мыслительные процессы (анализ синтез, обобщение. умозаключение и пр) .

Учить запоминать информацию и правильно её воспроизводить.

Научить образованию сравнительной степени прилагательных;

Развивать сенсомоторные навыки

Воспитательные :

Воспитывать самоконтроль и мотивацию к занятиям .

Учить детей взаимовыручке и взаимоподдержке.

Этапы занятия

1. Организационный этап

Дидактическая задача : обеспечение рабочей обстановки и психологической подготовки учащихся к занятию .

Приветствие.

Организация внимания.

2. Актуализация знаний, умении, навыков

Дидактическая задача : активизация познавательной деятельности учащихся. выработка полноценных движений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков Т и Д .

Игра с мячом «Назови последний звук »

(телефо-н, са-моле-т, лимо-н,.) .

Артикуляционная гимнастика

1. Улыбка.

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. Трубочка.

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3. Заборчик.

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4. Улыбка - Трубочка.

Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

5. Сытый хомячок.

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

6. Голодный хомячок.

Втянуть щеки.

7. Лошадка.

8. Непослушный язычок.

Дыхательные упражнения.

Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки. «Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки)

А вы умеете правильно дуть? Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок).

3. Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению.

Введение в тему.

Дидактическая задача : организация сознательной деятельности учащихся и подготовка их к сознательному усвоению нового материала.

Дифференциация звуков

Логопед дает сравнительную характеристику : звук [д] (так стучит дятел) -

согласный, звонкий; звук [т] (так стучит молоток) - согласный, глухой.

«Колокольчик- барабан» .

Дети показывают колокольчик, если услышат звук [д] и барабан , если

услышат [т]: д-т-т-д-т. ; да-ту-итдо-ты-та. Дети повторяют слогоряд : ти-та-ду; ди-да-то; ту-ту-да.

«Звук убежал » .

Дети должны добавить к слову звук [т] или звук [д] и назвать , что

получилось :. уча,. ача,. ыква,. опор,. ым.

4. Этап усвоения нового материала и новых способов действий

Дидактическая задача : обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний.

Акустико-артикуляционные характеристика звуков Т и Д

Посмотрите в зеркала, произнесите звук Т . а потом Д. Обратить внимание на положение губ, языка и на голосовые связки. Положение одинаковое или разное? Участвует ли голос при произнесении этих звуков ?

«Разложи картинки» .

На доске картинки с изображением звуков Т и Д . Дети раскладывают

картинки со звуками [д] , [т]:

помидор, ведро, одуванчик, дуб, домик («дятел» )

тыква, тарелка, астра, тополь, матрешка («молоток» )

Дидактическая игра «Составь предложение» .

Логопед предлагает детям составить

предложение по картинкам :

На огороде растут помидоры и тыква.

Физкультминутка

«Дружба» (пальчиковая гимнастика)

Дружат в нашем классе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять-

Раз, два, три, четыре, пять-

5. Закрепление в памяти учащихся знаний, умений, необходимых для самостоятельной работы

Дидактическая задача : Обеспечение усвоения знаний и способов действий.

«Мебель»

Дети рассматривают иллюстрации с изображением мебели, называют

предметы, говорят об их назначении (стол- за ним едят, стул- на нем сидят, кровать- на ней спят и т. д.) .

Логопед объясняет, как образуется сравнительная степень

прилагательных.

Дети должны изменить слова по образцу (стул мягкий, а кресло еще. мягче.

Диван широкий, а кровать еще. шире. Тумбочка высокая, а шкаф еще. выше).

6. Обобщение полученных знаний. Рефлексия.

Дидактическая задача : выявить уровень усвоения учебного материала.

Какие звуки были главными на занятии ? Это гласные или согласные звуки ? В чём их сходство? В чём различие?

Назовите слово со звуком Т . Назовите слово со звуком Д .

Дидактическая задача : дать анализ и оценку успешности обучения и достижений учащихся и наметить перспективу последующей работы.

Вы сегодня работали хорошо с заданием справились.

На следующем уроке мы будем изучать другие звуки , и наши знания нам помогут двигаться дальше.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия: «Дифференциация звуков [К] - [Х]» (подготовительная группа). Цель: занятия: дифференциация согласных звуков К - Г. Задачи. Коррекционно-образовательные: - учить дифференцировать звуки.

Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению «Дифференциация звуков [Л] и [Л’]» КОНСПЕКТ подгруппового занятия по звукопроизношению Дифференциация звуков Л, ЛЬ Составила и провела Учитель – логопед ГБОУ.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!