Ксенофонт афинский о политическом управлении. С.Я

Ксенофонт Афинский - видный древнегреческий политолог, один из учеников Сократа. Ксенофонт придерживался мнения, что политическому деятелю нужно быть сведущим в науке управления людьми вообще, поскольку политическое управление - вид социального управления и подчиняется общим закономерностям последнего. Поэтому Ксенофонт сформулировал ряд правил руководства людьми, следование которым, по его убеждению, поможет политическому деятелю добиться успеха. Основные из них Ксенофонт изложил в своей работе «Киропедия»:

1. Ближайшими помощниками политическому руководителю нужно брать самых квалифицированных людей в конкретных областях общественной жизни, не обращая внимания на их остальные качества, в том числе на этническую принадлежность. Однако необходимо, чтобы эти лица при испытании показали себя удовлетворяющими трем требованиям. Во-первых, они не дожидаются вызова к руководителю, а являются, стремясь обеспечить реализацию его интересов, раньше, чем их позовут. Во-вторых, не ограничиваются осуществлением приказания, а делают еще и то, что находят полезным выполнить для политического руководителя. В-третьих, им самим всегда достаточно того, что у них есть, в то время как руководителю они непрестанно стараются оказать услугу все новыми приобретениями.

2. Для привлечения к себе этих людей политическому руководителю следует одаривать их материальными и духовными благами. В случае отсутствия последних ему нужно радоваться вместе с такими подчиненными, «когда им выпадает какая-нибудь удача; проявлять сочувствие, когда с ними случается беда; ... проявлять опасения, как бы они не совершили ошибки, одновременно пытаясь предостеречь их».

3. При всяких работах политический руководитель должен быть первым в труде и в перенесении лишений.

4. Политическому руководителю нужно сделать своих ближайших помощников «более друзьями себе, чем друг другу», всячески стараясь показать им свою приветливость и в то же время немедленно реагируя на малейший случай выказывания любым из них особого рвения по исполнению работы дополнительными поощрениями и отвечая на малейшее расслабление в труде перераспределением благ тому, кто в данный момент оказался лучше.

5. Для обеспечения эффективной работы своего аппарата помощников политическому руководителю целесообразно установить порядок, при котором он выслушивает каждого из них, кто заявляет, что видел или слышал что-либо достойное внимания руководителя, и поощряет сообщившего информацию. Причем следует добиться того, чтобы все члены аппарата знали о существовании такого порядка. В этом случае политический руководитель не только будет иметь сведения обо всех готовящихся против него интригах, но и сузятся сами возможности для подобных интриг, так как все члены аппарата всегда и везде будут опасаться вести речи, неугодные руководителю.

6. Для обеспечения присутствия на совещаниях всех приглашенных целесообразно присутствующим давать самые легкие и выгодные поручения и «никогда не жаловать ничего отсутствующим».

Список литературы

1. Аристотель. Политика / Аристотель. М., 1893.

2. Аристотель. Этика / Аристотель. СПб., 1908.

3. Ксенофонт Афинский. Киропедия / Ксенофонт Афинский. М., 1977.

4. Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения / Ксенофонт Афинский. М.-Л., 1935.

5. Маковельский А.О. Древнегреческие атомисты / А.О. Маковельский. Баку, 1946.

6. Маковeльский А.О. Софисты / А.О. Маковельский. Вып. 1. Баку, 1940.

7. Маковельский А.О. Софисты / А.О. Маковельский. Вып. 2. Баку, 1941.

8. Платон. Соч. Т. 3. Ч. 1 / Платон. М., 1971.

9. Платон. Соч. Т. 3. Ч. 2 / Платон. М., 1972.

Ксенофонт — древнегреческий писатель и историк афинского происхождения, полководец и политический деятель, главное сочинение которого — «Анабасис Кира» — высоко ценилось античными риторами и оказало огромное влияние на греческую и латинскую прозу.

Родился он в Афинах около 430 до н. э., в состоятельной семье, возможно принадлежавшей к сословию всадников. Его детские и юношеские годы протекали в обстановке Пелопоннесской войны, что не помешало ему получить не только военное, но и широкое общее образование. С молодых лет сделался последователем Сократа.

Крушение могущества демократических Афин вследствие проигранной Спарте Пелопоннесской войны в 404 г. до н. э. Ксенофонт пережил уже в сознательном возрасте, и во время последовавших затем политических событий он, видимо, поддерживал реакцию. Антидемократические настроения, вероятно, и заставили его покинуть родину в 401 г. до н. э. и присоединиться в качестве частного лица к экспедиции Кира. После смерти Кира и вероломного избиения греческих военачальников персами, Ксенофонт в числе шести вновь избранных стратегов руководил арьергардом при отступлении десяти тысяч греков через вражескую землю. Вместе с греческими наемниками он проделал весь поход: наступление на Вавилон, битву при Кунаксе и отступление через Армению к Трапезунту и далее на Запад в Византий, Фракию и Пергам. В Пергаме Ксенофонт, который ещё в Месопотамии был избран одним из стратегов греческого войска, а впоследствии во Фракии фактически состоял его главнокомандующим, передал уцелевших солдат (около 5000 человек) в распоряжение Фиброна — спартанского военачальника, собиравшего войско для ведения войны с сатрапом Фарнабазом. Сам Ксенофонт вместе со спартанским царём Агесилаем отправился в Грецию.

Осуждённый в Афинах за государственную измену, как примкнувший к врагам народа спартанцам, он подвергся конфискации имущества. Это определило его дальнейшую судьбу. В Малой Азии Ксенофонт сблизился со спартанским царем Агесилаем, вместе с ним переправился в Грецию и служил под его начальством, принимая участие в битвах и походах против врагов Спарты, в том числе и против союзников Афин. Был вознаграждён спартанцами, подарившими ему имение близ элидского города Скиллунта.

Там он жил в уединении, занимаясь литературными трудами, пока спокойствие его не было нарушено борьбою фиванцев со Спартой. После битвы при Левктрах он, в 370 г. до н. э., бежал из Скиллунта и с трудом спасся в Коринфе. Отсюда он снова вступил в сношения со своею родиной, тогда соединившейся с лакедемонянами против Фив. Приговор о его изгнании был отменён, но вскоре Ксенофонт умер.


КСЕНОФОНТ

греч . Xenophon

Ксенофонт. Афинский , родился 430-425 в Афинах, умер после 355 до н.э. в Коринфе, историк и писатель, ученик Сократа, не проявивший глубокого интереса к философии. Ксенофонт вырос в среде аристократов, враждебно относившихся к афинской рабовладельческой демократии и дружественных Спарте. Не удовлетворенный политической жизнью Афин, Ксенофонт принял участие в походе Кира Младшего против Артаксеркса. После поражения Кира при Кунаксе в 401 Ксенофонт вместе со спартанским стратегом возглавил отступление греческих наемников Кира, которые, преодолев немало трудностей и опасностей, достигли Фракии. Стремясь теснее сблизиться с антидемократической Спартой, Ксенофонт в качестве соратника внушавшего ему восхищение царя Агесилая сопровождал его в кампании 394 против союзных Афинам Фив и в битве при Коронее. За это Ксенофонт был приговорен в Афинах к изгнанию и удалился в пожалованное ему спартанцами имение возле Скилла (близ Олимпии). После занятия Скилла элейцами в 370 Ксенофонт бежал в Коринф, где и умер Исторические труды: “Анабасис” ("Kyru anabasis") о походе 10 тыс. греческих наемников вглубь персидской державы и их обратном пути к Черному морю , описывая поход (с преувеличением собственных заслуг), Ксенофонт сообщает интересные географические и этнографические сведения о Малой Азии и Закавказье, “Греческая история” ("Hellenika") с 411 до битвы при Мантинее в 362-весьма далекое от Фукидида продолжение его исторического труда. Внимание Ксенофонта сосредоточено на великих личностях. Желая возвысить политическую роль Спарты, Ксенофонт передает множество малозначительные подробности ее истории, в то же время умалчивает о важных событиях жизни Афин (например, об основании 2-го Афинского морского союза). Политические сочинения: “Агесилай” ("Agesilaos")-панегирик умершему в 361 спартанскому царю, “Лакедемонская конституция” ("Lakedaimonion politeia")-восхваление конституции Ликурга, в которой Ксенофонт видел основу величия Спарты, “Киропедия”, или “Воспитание Кира” ("Kyrupaideia"), - тенденциозный педагогический роман, где Ксенофонт, с поэтической вольностью описывая жизнь Кира Старшего, излагает собственные мысли об образовании и воспитании идеального правителя. Сходная тема-искусствово быть монархом или тираном- разрабатывается в диалоге “Гиерон” ("Hieron"). Дидактические сочинения Ксенофонта посвящены экономия вопросам “О доходах” ("Peri poron")- исследование способов улучшения финансовой и налоговой систем в Афинах, “Домострой” ("Oikonomikos")- советы по рациональному ведению домашнего хозяйства, трактаты “О верховой езде” ("Peri hippikes"), “Об охоте” ("Kynegetikos", подлинность которого оспаривается), а также “О командовании конницей” ("Hipparchikos")-советы по усовершенствованию афинской кавалерии. Сократические произведения: основные среди них “Меморабилии”, или “Воспоминания о Сократе”, где в отличие от Платона , приукрашивавшего образ своего учителя и идеалистически переосмыслявшего его учение (оценка оспаривается), Ксенофонт пытается по собственным воспоминаниям представить личность Сократа-человека трезвых взглядов, гражданина и превосходного наставника-и показать его понятийно-диалектич метод обучения. “Апология” - сочинение в защиту Сократа, описывающее его поведение во время суда. В “Пире” ("Symposion") Сократ ведет приятную дружескую беседу в доме богача Каллия. Произведения Ксенофонта отличаются простотой языка и ясностью изложения. Они сохранились полностью и многократно переводились.

Ксенофонт оставил после себя множество исторических и литературных произведений. Наибольшее значение среди них имеют «Греческая история» в семи книгах, содержащая описание Пелопоннесской войны с 411 по 362 год до н.э., «Анабасис», где рассказывается о походе греческих наемников вглубь Персии и обратном пути домой.

В «Киропедии» Ксенофонт развивает взгляд на воспитание идеального правителя, а в «Лакедемонской политии» описывает государственное устройство Спарты и конституцию Ликурга. Перу Ксенофонта принадлежали и философские сочинения, посвященные жизни и деятельности своего учителя Сократа - «Воспоминания о Сократе» и «Апология Сократа».

Кроме перечисленных произведений он написал еще ряд сочинений по вопросам экономики, военного искусства, по устройству хозяйства и быта.Все произведения Ксенофонта в античном мире пользовались большой популярностью, а для историков они имеют первостепенное значение для изучения истории греческого полиса второй половины V – первой половины VI веков до н.э.

Жизнь Ксенофонта Великого

Сведения о жизни Ксенофонта необходимо искать в его собственных сочинениях, и хотя существует его биография, составленная Диогеном Лаэртским, она дает лишь немногие и часто малодостоверные факты. Отрывочность и краткость сведений не позволяет восстановить реальную биографию Ксенофонта, но основные события его жизни и деятельности вполне могут быть установлены.

Диоген Лаэртский начинает биографию Ксенофонта словами:

«Ксенофонт был сыном Грилла, афинянином, по делу - эрхийцем»

И это все о его происхождении. Ряд более поздних историков на основании косвенных источников по социальному происхождению относят Ксенофонта ко второму афинскому сословию - сословию всадников.

Но источники также подтверждают, что Ксенофонт получил традиционное аристократическое образование и воспитание, что он входил в кружок Сократа. Этот кружок был известен тем, что объединял наиболее известных представителей олигархической молодежи. Именно поэтому Ксенофонт оставался любителем и приверженцем Спарты. Если все это принять во внимание, то с большей долей вероятности можно смело утверждать, что Ксенофонт по своему происхождению принадлежал к аристократии.

Многие молодые аристократы того времени являлись учениками великого Сократа.

Мирная жизнь Ксенофонта

Его жизненный путь можно условно разделить на три периода. К первому периоду относится время от рождения до участия в военном походе Кира Младшего.

Во временном отношении наиболее продолжительным, но наименее известным, был первый период. Родился Ксенофонт в Афинах. В своем родном городе Ксенофонт получил блестящее аристократическое образование и был воспитан в духе ненависти к демократии и преклонения перед олигархическим режимом Спарты. Большое влияние на него оказало знакомство с Сократом. История сохранила рассказ о том, как Ксенофонт познакомился со своим будущим учителем.

Однажды, встретив в узком переулке Ксенофонта, Сократ загородил ему дорогу палкой, а затем спросил, где можно купить съестные припасы. Ксенофонт ответил и решил пойти дальше. Но Сократ снова преградил ему путь и спросил, где люди делаются добродетельными. На этот вопрос Ксенофонт ответить не мог. Тогда Сократ сказал ему:

«В таком случае иди за мной и учись».

Вскоре Ксенофонт вошел в кружок Сократа и, став его слушателем, вел литературные записи бесед своего учителя, которые позднее использовал при написании своих трудов.

Во время долгих бесед со своими учениками Сократ старался прежде всего привить мудрость и умение самостоятельно находить истину.

Молодость Ксенофонта пришлась на годы Пелопоннесской войны, войны между Афинами и Спартой за главенство в Греции. В эту войну был втянут практически весь мир греческих полисов. О Пелопоннесской войне потомкам поведал Фукидид, доведя описание событий до 411 года до н.э. Спустя много лет именно Ксенофонт продолжил описание дальнейших событий этой войны в «Греческой истории».

Он описывал события как очевидец, принимая участие в военных действиях, но не на командных постах. Война помогла ему приобрести боевой опыт, который пригодился в дальнейшем.

В Афинах во время войны шла ожесточенная внутриполитическая борьба, и победы той или иной партии были тесно связаны с военными удачами или поражениями. В это время происходило и формирование мировоззрения Ксенофонта. Происхождение, влияние Сократа и его кружка, участие в войне и политических событиях - все это сделало Ксенофонта ярым противником демократии.

Считая спартанское общественное устройство совершенным, он приписывал именно ему победу Спарты в войне. Нельзя сказать, что Ксенофонт не любил родину, Афины, но он никогда не смог простить афинской демократии, ее лидерам поражения в войне и гибели своего учителя Сократа, который научил его мыслить и принимать взвешенные решения.

Жестокая расправа победивших спартанцев над афинянами вынудила Ксенофонта начать военную деятельность.

Активная политическая и военная деятельность писателя

Активная военная и политическая деятельность, участие в походе греческих наемников в Персию, а также пребывание на спартанской службе.

В 401 году до н.э. Ксенофонт покинул Афины и больше никогда уже не возвращался туда. Поводом покинуть город послужило письмо, полученное от Проксена, который служил у царевича Кира Младшего. Проксен набирал войско для военной экспедиции. Он обещал Ксенофонту в случае его приезда содействовать его дружбе с Киром. Ксенофонт с радостью принял предложение, надеясь на службе у Кира получить важный опыт, который в дальнейшем мог пригодиться в карьере писателя и историка.

Зачем Кир набирал наемников, Ксенофонт даже не задумывался. Во время похода писатель начинает вести записи, которые впоследствии стали важным источником информации для историков о военных действиях Кира. Записи назывались «Анабасис Кира». Они рассказывают о неудачной экспедиции Кира Младшего и отступлении 10 000 греков. Рассказ ведётся от третьего лица, одним из персонажей является сам Ксенофонт. Очевидно, он издал это своё сочинение под псевдонимом.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!