Логопед на логопункте в детском саду. Организация работы логопункта в доу

Работа учителя-логопеда в условиях логопункта

Важным в образовательном процессе является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников.

С целью осуществления коррекционной работы на базе ДОО функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений.

Основными задачами логопедического пункта являются:

    своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;

    определение их уровня и характера;

    устранение несложных нарушений речи;

    направление детей с тяжелыми нарушения речи и отклонениями в развитии на ГПМПЦ, для определения адекватной формы и программы обучения;

    профилактика более серьёзных нарушений речи у воспитанников, в том числе и нарушений письменной речи;

    консультативно-методическая, просветительская работа среди специалистов ДОО, родителей (законных представителей) воспитанников ДОО.

В течение учебного года на логопедическом пункте проводится работа по различным направлениям:

    организационная;

    диагностическая;

    коррекционная;

    профилактическая;

    научно-методическая;

    взаимосвязь с другими участниками коррекционного процесса.

В результате организационной работы проводится подготовка логопедического кабинета к новому учебному году (до 15 сентября): систематизируется и пополняется методический материал (по постановке и автоматизации нарушенных звуков); иллюстрированный и раздаточный материал для детей, зачисленных на логопункт (подготовлены настольные печатные игры, направленные на автоматизацию и дифференциацию звуков).

Изучаются медицинские карты детей, зачисленных на логопункт, для уточнения анамнестических данных в речевых картах (в сентябре и в течение года).

В начале года составляется график и циклограмма рабочего времени учителя-логопеда.

Диагностическая работа включает логопедическое обследование всех возрастных групп ДОО (начало и конец года), с целью постановки логопедических заключений, а также зачисления детей старших и подготовительных групп детского сада на логопункт. Среди данной группы детей в январе проводится контрольный срез речевого развития для уточнения логопедических заключений. А в мае подводятся итоги коррекционной работы среди детей, зачисленных на логопункт.

На основании проведенного логопедического обследования заполняются “протоколы обследования устной речи” на все возрастные группы ДОО. Цель протоколов – показать наличие речевого дефекта с целью постановки первичного заключения.

На логопедический пункт зачисляются дети из подготовительных и старших групп имеющие нарушения устной речи, показатели их речевого развития в процентном соотношении записываются в “протоколы мониторинга дошкольного логопункта”, а также строятся индивидуальные “графики речевого развития детей, зачисленных на логопункт”. Все протоколы оформляются в соответствии со структурой речевого нарушения дошкольников. С помощью данных протоколов можно четко проследить динамику речевого развития детей, зачисленных на логопедический пункт.

К протоколам и индивидуальным графикам мониторинга динамики речевого развития дошкольников прилагается аналитическая справка, в которой проводится сравнительный анализ обследований в начале и в конце года и выделяются несколько групп детей: норма, значительные улучшения, улучшения, без улучшений, прервали занятия. Указывается причина незначительной динамики после проведенной коррекционно-логопедической работы у группы детей, которая осталась без улучшений (например, дети редко посещали ДОО в связи с болезнью).

Наличие таких документов позволяет быстро производить подсчеты и наглядно проследить результаты логопедической работы.

Отобранных для обучения на логопедическом пункте детей учитель-логопед направляет на психолого-медико-педагогический консилиум ДОО, по итогам обследования которого принимает решение о зачислении ребенка на логопедический пункт. На каждого зачисленного ребенка дошкольного возраста учитель-логопед заполняет речевую карту в соответствии со структурой речевого нарушения:

    речевая карта для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, где подробно отмечаются особенности фонематического восприятия, слоговой структуры, звукопроизношения;

    речевая карта для детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи, где более полно раскрывается состояние словаря, грамматического строя, связной речи, особенности фонематического восприятия, слоговой структуры, звукопроизношения.

Использование таких речевых карт, позволяет проследить речевое развитие ребенка и составить индивидуальную программу развития согласно структуре речевого нарушения. В речевых картах учитель-логопед отмечает не только нарушения в речи, но и исследует сохранные речевые возможности детей. Поэтому индивидуальная программа развития составляется с учетом данных возможностей для исправления выявленных нарушений.

В индивидуальных программах развития выделяются направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные речевые и неречевые нарушения и пробелы в умениях и навыках ребенка с опорой на его сохранные речевые возможности.

Такой план позволит систематизировать занятия, повысить их эффективность и усилить коррекционную направленность, а также осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.

Индивидуальная программа развития составляется на полугодие и реализуется на индивидуальных занятиях. На каждом этапе коррекции в данную программу включаются блоки, работа по которым может продолжаться в последующем, либо заканчиваться в рамках одного периода и т.д.

Так как отсутствует программа работы с детьми в условиях логопункта, учитель-логопед опирается на методические рекомендации, и единственной формой коррекционной работы являются индивидуальные занятия, поэтому не ведется тематическое перспективное планирование групповой работы с детьми. Логопедические занятия с каждым ребенком проводятся не реже двух раз в неделю. Продолжительность занятий 15-20 минут. В “журнале учета посещаемости логопедических занятий” отмечается количество проведенных занятий в течение каждого месяца. Данный журнал отражает реальную работу учителя-логопеда с детьми, количество индивидуальных занятий соответствует циклограмме рабочего времени специалиста.

Коррекционно-развивающая работа в соответствии с логопедическими заключениями проводится непосредственно с детьми, зачисленными на логопункт, в течение всего учебного года.

На логопедический пункт зачисляются дети дошкольного возраста, посещающие ДОО и имеющие:

    фонетическое недоразвитие;

    фонетико-фонематическое недоразвитие;

    нерезко выраженное общее недоразвитие речи.

Выявленные в ходе обследования дети с тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи, алалия, дизартрия, ринолалия, заикание), с другими отклонениями в развитии (задержка психического развития, нарушения зрения, слуха, интеллекта и т. д) направляются на ПМПЦ с целью уточнения речевого заключения и решения вопроса о дальнейшем обучении в ДОО компенсирующего вида или в группах компенсирующей направленности.

Прием на логопедический пункт производится в течение учебного года по мере освобождения мест.

Так как на логопункт зачисляются дети, имеющие несложные речевые нарушения (фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, нерезко выраженное общее недоразвитие речи) важно, чтобы индивидуальная коррекционная работа включала именно те направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения.

Нарушения устной речи

Направления коррекционной работы

Фонетическое недоразвитие речи

Коррекция звукопроизношения

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Развитие фонематического восприятия

Коррекция звукопроизношения

Нерезко выраженное общее недоразвитие речи

Пополнение словаря

Совершенствование грамматического строя

Совершенствование связной речи

Развитие фонематического восприятия

Совершенствование слоговой структуры слов

Коррекция звукопроизношения

При фонетическом недоразвитии речи, фонетико-фонематическом недоразвитии речи нерезко выраженном общем недоразвитии речи коррекция звукопроизношения включает в себя следующие этапы:

I. Подготовительный;

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков;

III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Работа на подготовительном этапе направлена на:

Выработку четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков;

Развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи.

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:

1. Постановка нарушенных звуков, используя различные способы имитационный, механический, смешанный.

2. Автоматизация поставленных звуков:

1) изолированного произношения;

2) в слогах;

3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.

3. Дифференциация:

1) изолированных звуков;

2) в слогах;

3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.

Этап формирования коммуникативных умений и навыков подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи.

При фонетико-фонематическом недоразвитии речи и нерезко выраженном общем недоразвитии речи одним из важных направлений работы является развитие фонематического слуха.

Коррекционная работа включает следующие этапы:

I. Развитие слухового восприятия, внимания;

II. Развитие фонематического слуха;

III. Формирование звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слова.

На этапе развития слухового восприятия, внимания проводятся:

1) упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности;

2) воспроизведение ритмического рисунка на слух.

Этап развития фонематического слуха включает:

1) упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях;

2) упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам.

Этап формирования звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слова предполагает:

1) последовательное вычленение и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры;

2) последовательное вычленение и сочетание слогов в словах различной слоговой структуры;

3) обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов;

4) составление условно-графических схем.

При нерезко выраженном общем недоразвитии речи по мимо выше перечисленных включаются следующие направления работы:

Пополнение словаря:

1. номинативный словарь;

2. предикативный словарь;

3. словарь признаков;

4. числительные и местоимения;

5. навыки словообразования.

Совершенствование грамматического строя:

1. словоизменение;

2. согласование.

Совершенствование связной речи:

1. пересказ;

2. рассказ по серии сюжетных картин;

3. рассказ по сюжетной картине.

Планирование содержания логопедических занятий осуществляется еженедельно: описываются основные направления, по которым планируется работать на занятии, названия дидактических игр, артикуляционных упражнений, с какой целью они выполняются.

Такое планирование позволяет более наглядно отслеживать этапы, на которых завершилась работа на предыдущих занятиях и, следовательно, эффективнее проводить коррекцию.

Для работы логопедического пункта в ДОУ выделено специальное помещение, которое отвечает педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности и приспособлено для проведения индивидуальных занятий.

В логопункте имеются следующие наглядные пособия и игры:

Для формирования фонематического восприятия и навыков звукового

анализа: звуковые линейки, фишки, “Логопедическое лото”, “Звуковые часы”, “Услышь-ка”, “Волшебные узоры”.

Для формирования правильного звукопроизношения: “Лото-мозаика”, “Пирамида”, “Магазин”, “Паровозики”, “Пианино”, “Гусеница”, “Собираем чемоданы”.

Для развития мелкой моторики: “Волшебные верёвочки”, “Собери бусы”, “Шнурочки”, “Дождик”, “Дорожка”, “Украсим Ёлку”, “Сапожок”.

3.В оборудовании третьей зоны – рабочего места логопеда – входит письменный стол, стулья для взрослых, шкафы для книг, игрушек, наглядных пособий и оборудования, песочные часы, секундомер. Наглядно-дидактические пособия красочно оформлены, полифункциональны.

Следует отметить, что для эффективной работы с родителями широко использует вспомогательные наглядные средства: в каждой группе оборудованы специальные “логопедические уголки”, в раздевалках каждой возрастной группы вывешивается информация о видах и причинах речевых нарушений, задачах коррекционно-логопедической и профилактической работы с детьми, предлагаются конкретные приёмы закрепления у дошкольников правильного звукопроизношения, совершенствования грамматических средств речи, которые рекомендуется использовать в семье.

Использование наглядных средств и ТСО помогают учителю-логопеду решать

самые разнообразные задачи:

Сообщение новых знаний и закрепление уже имеющихся,

Активизация словаря детей,

Развитие воображения,

Формирование познавательных процессов,

Умение творчески перерабатывать информацию.

Занятия с применением ТСО планируются таким образом, что применение

технических средств обучения не нарушает общую длительность занятия и не приводит к переутомлению детей.

При построении занятий педагог учитывает психофизические и индивидуальные

особенности детей.

В ходе профилактической работы в сентябре и мае проводится логопедическое обследование младших и средних групп детского сада, анализ медицинских карт. Заполняются протоколы обследования, уточняются логопедические заключения и проводится индивидуальное консультирование родителей и воспитателей по результатам проведенного обследования, где даются соответствующие рекомендации.

Воспитателям, чьи дети зачислены на логопедический пункт, предлагается информация о результатах коррекционной работы на определённом этапе, тем самым, стимулируя их продолжать эту работу в группе. В свою очередь воспитатели делятся с логопедом своими наблюдениями за речью ребёнка в группе (вне логопедических занятий) на данном этапе. Корректируется программа совместных действий на неделю с каждым ребёнком.

Воспитателям, чьи дети не зачислены на логопункт, предоставляется информация с целью профилактики речевых нарушений.

Ежегодно для воспитателей и родителей воспитанников учителем-логопедом проводится тематическое консультирование.

Поскольку время коррекционных занятий с детьми в детском саду строго лимитировано, а логопедические занятия не могут включать всего лексического и грамматического материала, то взаимосвязь с участниками образовательного процесса : воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, психологом - очень актуальны.

Учитель-логопед на занятиях уделяет особое внимание коррекции звукопроизношения. Но если у ребёнка недостаточно развиты грамматический строй, словарь, связная речь, то совершенствование этих сторон речи воспитатель включает в свой план работы.

Таким образом, работа воспитателя и логопеда скоординирована: учитель-логопед подбирает для своих занятий материал, максимально приближенный к темам, изучаемым детьми на занятиях с воспитателями, а также учитывает требования программы обучения реализуемой в детском саду. Воспитатель при проведении занятий, индивидуальной работы с детьми учитывает этапы проводимой с ребёнком логопедической работы, уровни развития фонематической стороны речи ребёнка, грамматического, лексического запаса и навыки связной речи.

Учитель – логопед также рекомендует воспитателям проводить в утренние и вечерние часы комплексы артикуляционных и пальчиковых упражнений и включать в индивидуальную работу чтение стихов и загадок, выделение из текста слов с заданным звуком, звукобуквенный анализ двух-трёх слов, придумывание чистоговорок – небылиц, чистоговорок – “смешинок”.

Для успешного преодоления нарушений речи у детей важна взаимосвязь в работе логопеда с музыкальным руководителем.

Важность развития у дошкольников правильного неречевого и речевого дыхания, чувства ритма, координации движений объединяет усилия обоих специалистов.

Слушая музыку, ребёнок учится различать её динамические оттенки, определять темп, ритм, а также подчинять свои движения всем музыкальным изменениям. Таким образом, у ребёнка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что важно для развития общей моторики и является одним из этапов коррекции нарушений слоговой структуры слов.

Необходимо отметить, что учитель – логопед участвует в подборе и отработке речевого материала для праздников и развлечений, учитывая индивидуальные возможности детей.

Учитель – логопед при составлении индивидуальных перспективных планов учитывает результаты диагностики, проводимые педагогом – психологом. Совместно с ним строится дальнейшая коррекционная работа по развитию высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления). При проведении занятий педагог – психолог учитывает этапы проводимой с ребенком логопедической работы.

С узкими специалистами обсуждаются достижения детей на соответствующих занятиях (музыкальном, физкультурном) согласно этапам работы логопеда с этими детьми. Педагоги делятся с логопедом своими наблюдениями за речью детей, зачисленных на логопедический пункт, на соответствующих занятиях. Вносятся изменения в индивидуальную программу развития детей на следующий этап коррекционной работы. Благодаря такой тесной работе логопеда и всех педагогов ДОО достигаются высокие результаты в коррекции речевых недостатков у детей, а также их профилактики.

Елена Беляева
Родительское собрание «Что такое логопункт?»

Здравствуйте уважаемые родители , меня зовут ФИО. Я Являюсь учителем-логопедом в данном дошкольном учреждении. В июне 2014г я закончила Нижегородский Педагогический Университет по специальности : логопедия с дополнительной специальностью дошкольная педагогика и психология.

Хотелось бы вам рассказать, что такое логопункт .

ЧТО ТАКОЕ ЛОГОПУНКТ ?

Логопедический пункт – это место , где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в специализированную группу. На сегодняшний день не в каждом детском саду есть логопедическая группа или логопункт , где дети могут получить своевременную помощь логопеда . У нас в детском саду такая помощь оказывается, что позволяет нашему учреждению наиболее эффективно решать задачи всестороннего развития детей.

КАКИХ ДЕТЕЙ БЕРУТ НА ЛОГОПУНКТ ?

На логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными речевыми нарушениями.

На логопедические пункты берут всех детей детского сада, нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи.

В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть ребята из подготовительной группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году .

На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда , ставятся на очередь.

Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями :

1. Нарушение произношения отдельных звуков – отсутствие звуков (рыба-ыба; луна – уна, замены (рука-лука; заяц-саяц, искажения звуков (ципленок – тсыпленок)

2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – ФФНР, т. е. нарушение фонематического слуха (распознавания речевых звуков – чаще всего когда дети не слышат разницы между очень похожими звуками – дом-том; коса-коза) и нарушения звукопроизношения

ДОКУМЕНТЫ

В феврале- марте, будет проводится обследование детей средней группы, в результате которого, будут отобраны дети, которым требуется зачисление на логопункт . Для зачисления ребенка на логопункт требуется пройти осмотр врачей : стоматолога, психоневролога и отоларинголога, а так же сделать выписку из истории болезни. Для этого я вам выдаю направление, образец которого представлен на экране. Направление будет выдано в мае, сдать его в обязательном порядке всем нужно до 20 августа. Без обследования врачей, зачисление ребенка на логопункт производится не будет.

СКОЛЬКО ДЕТЕЙ ЗАЧИСЛЯЕТСЯ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПУНКТ ?

Общее количество детей для логопедической работы в течение года в детском саду составляет 25 человек. Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться. Поэтому с логопункта в детском саду дети выводятся не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. А на освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок из стоящих на очереди. Таким образом, логопункт в детском саду – это открытая и крайне подвижная система.

КАКИЕ ЗАНЯТИЯ ПРОВОДЯТЬСЯ НА ЛОГОПУНКТЕ ?

1. Групповые 2 раза в неделю.

2. Индивидуальные 2-3 раза в неделю.

Как часто проводятся с вашим ребенком индивидуальные занятия, и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 15 до 20 минут. Цель индивидуальных логопедических занятий – коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

Что нужно для занятий?

для занятий и написания домашних заданий, я прошу, чтобы у каждого ребенка была папка-скоросшиватель и тетрадь 48 листов, а так же чистый носовой платочек. (показ образцов папок и тетрадей, разъяснение)

Объяснение оформления тетрадей и папок

ЧТО ДЕЛАЕТ ЛОГОПЕД НА ЛОГОПУНКТЕ ?

В первую очередь логопед на логопедическом пункте осуществляет работу по следующим направлениям :

1. Коррекция звукопроизношения - это постановка и автоматизация звуков. (Выработка правильных движений губ, языка)

2. Формирование фонематических процессов – обучение распознаванию речевых звуков, четко на слух определять каждый звук родного языка.

Обогащение словарного запаса, формирование грамматических категорий языка являются параллельными задачами, которые решаются совместно воспитателем на занятиях по развитию речи, логопедом на групповых занятиях.

Работа над звукопроизношением осуществляется поэтапно

VI. Подготовительный этап. Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям :

– формирование точных движений языка, губ, щек;

– формирование направленной воздушной струи;

– развитие мелкой моторики рук;

– развитие фонематического слуха;

– отработка опорных звуков.

II. Этап постановки звука.

III. Этап автоматизации звука. Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука в слогах, словах и фразах. На этом этапе постепенно, последовательно поставленный звук вводится в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. (РА-РО-РУ-РЫ; РАМА,РАК,РАДУГА; Рома и Рита разрезали арбуз.)

VI. Этап дифференциации. Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает смешивать правильное произношения звука с неправильным, т. е. например ребенок до начала работы с логопедом заменял звук Р , на звук Л, он может сказать : Ехал Глека челез реку, видит Глека в реке рак. Т. Е. ребенок соскальзывает с правильной артикуляции на неправильную, тогда проводиться работа по разграничению этих звуков на слух и по артикуляции.

Убедительная просьба, когда я пишу в тетради, что идет этап автоматизации и дифференциации звука исправлять детей в свободной речи.

ПОЧЕМУ ЛОГОПЕДУ НУЖНА ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ ?

В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело . Поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей , и специалистов детского сада. Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей ! Они должны выполнять все рекомендации логопеда , регулярно посещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания, которые выдаются один раз в неделю. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью ребенка.

Взаимодействие логопеда и родителей делает коррекционный процесс более эффективным, поскольку

1. Уменьшается срок коррекции речевых нарушений

2. Более прочно закрепляются полученные навыки

3. Весь процесс коррекции проходит для ребенка легко

ЧЕМ ЛОГОПУНКТ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ?

Можно назвать несколько основных отличий :

Работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада . Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых садах и группах. Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. График работы и сетка занятий утверждается заведующим ДОУ.

В логопедической группе состав детей не меняется в течение года, на одного логопеда приходится до 16 человек, в зависимости от речевого заключения. На логопункте дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у одного логопеда занимаются до 20 человек

В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями.

-Логопед на логопункте работает в отличном от речевого сада режиме. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут, краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения.

На логопункте дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада или группы . Все это накладывает определенный отпечаток на логопедическую работу .

Что же касается программыВ логопедической группе – в коррекционную программу встроена общеразвивающая.

На логопункте – в общеразвивающую программу встроена коррекционная.

Логопедический кружок

Так же на базе нашего учреждения функционирует логопедический кружок , в котором проходят занятия с детьми стершей и подготовительной группы. В этом году занятия проходят в понедельник и четверг во второй половине дня. Здесь проходят занятия по усвоению детьми элементов грамоты. Мы постепенно проходим звуки и буквы, учимся их писать, а так же складывать в слоги, а далее в слова, различаем гласные и согласные звуки, звонкие и глухие. Учимся звуковому анализу и синтезу слов (дети самостоятельно определяют последовательность звуков в слове) .

Спасибо за внимание!

Разделы: Логопедия

Уважаемые коллеги!

До настоящего времени не существует утвержденного Министерством Образования пакета документов регламентирующего работу дошкольного логопункта. Поэтому работа наших логопунктов и их документация строится в соответствии с положением «О логопедическом пункте при ДОУ», разработанном в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, уставом Учреждения. Данное положение принято педагогическим советом и утверждено заведующей ДОУ.

Настоящее положение разработано в соответствии с Письмом Минобразования России от 14 декабря 2000 года № 2.

Положение имеет следующие разделы:

  • Общие положения.
  • Основные задачи работы логопедического пункта.
  • Организация работы логопедического пункта.
  • Руководство работой логопункта.
  • Материально-техническое обеспечение. Приложение 1 .

Документация, обеспечивающая эффективность работы дошкольного логопедического пункта.

Должностные обязанности.
В этом документе указаны общие требования, предъявляемые к специалисту дошкольного логопункта, обязанности учителя-логопеда и его права. Должностная инструкция утверждается заведующей ДОУ. Приложение 2 .

Инструкция по технике безопасности.
Содержит требования, которые необходимо выполнять учителю-логопеду при подготовке к занятию и во время его проведения для обеспечения сохранности жизни и здоровья детей.

Инструкция по охране труда.
В инструкции по охране труда обозначены основные требования по обеспечению безопасности детей и самого специалиста при проведении занятий в логопедическом кабинете.

Рабочая программа.
Нами составлены две рабочие программы: «Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей 5–6 лет», «Коррекция фонетического недоразвития речи детей 5–7 лет».

Данные рабочие программы составлены на основе:

  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (старшая группа детского сада). – М.: МГОПИ, 1993.

В программу включены следующие методики:

  • Ткаченко Т.А.
Если дошкольник плохо говорит. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005.
  • Каше Г. А.
  • Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971.
  • Фомичёва М.
  • Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989.
    • Граб Л.М. Шибаева Л.В.
    «Индивидуальное планирование коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»,
  • Шибаева Л.В.
  • «Формирование грамматических категорий».

    Рабочие программы обсуждались и были согласованы на методическом объединении учителей-логопедов г. Снежногорска, приняты на методическом совете ДОУ, утверждены заведующей ДОУ.

    Настоящие Программы включают пояснительную записку, перспективное планирование и список используемой методической литературы.

    Годовой план работы учителя-логопеда.

    Годовой план пишется по следующему алгоритму:

    • Организационно-методический блок.
    • Диагностический блок.
    • Коррекционно-педагогический блок, включающий учебно-воспитательную работу.
    • Консультационный блок.
    • Участие в работе ППМС службы сопровождения.
    • Работа по повышению квалификации.

    В каждом разделе указывается содержание и сроки работы. Приложение 3 .

    Перспективные планы проведения индивидуальных и групповых занятий.
    В планировании раскрыта работа на каждом этапе, а именно указана тема занятия, количество часов по данной теме и направления коррекционной работы.

    На индивидуальные занятия берутся дети с фонетическим дефектом не менее 3 раз в неделю в зависимости от тяжести речевого дефекта (мономорфная, полиморфная дислалия, дизартрия). С детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие, логопед планирует свои занятия из расчёта: 2 подгрупповых и 3 индивидуальных занятия в неделю.

    Работа по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи включается в планирование на этапе автоматизации звуков.

    График работы учителя-логопеда.
    Этот документ также несёт организационную функцию, т.е. помогает планировать работу на разных этапах коррекционного процесса.

    Для достижения результативности проведения коррекционных мероприятий, как с детьми-логопатами, так и с их родителями в графике работы логопеда предусмотрены 3 рабочие смены в первую половину дня и 2 смены во вторую половину дня.

    Паспорт кабинета.
    Паспорткабинетавключает перечень материалов и оборудования, необходимых для организации коррекционного процесса.

    Отчёт о результатах работы логопеда, проделанной за учебный год.
    В этом документе должна отражаться следующая информация:

    • перечень организационных мероприятий, проводимых в логопункте в течение учебного года;
    • проведённая работа с воспитателями и родителями детей, зачисленных в логопункт;
    • описание оснащения логопедического кабинета, отчёт об изготовленных и приобретенных пособиях и оборудовании;
    • описание методической работы логопеда, творческой работы по повышению уровня профессионализма;
    • участие в работе методического объединения. Приложение 4 .

    Журнал обследования устной речи детей.

    В начале учебного года учитель-логопед проводит обследование речи детей дошкольного учреждения и фиксирует результаты в журнале обследования устной речи, где записывает: фамилию, имя ребёнка, дату рождения, возрастную группу, а также указывает логопедическое заключение с перечислением нарушенных звуков. В графе «Примечание» логопед делает отметку о зачислении/отчислении, переводе ребёнка в другое учреждение. Приложение 5 .

    Приказ «О зачислении воспитанников в логопункт».
    В соответствии с приказом Управления образования администрации ЗАТО Александровск «О результатах деятельности муниципальной ПМПК г. Снежногорска по набору воспитанников ДОУ в группы компенсирующей направленности» и на основании результатов логопедического обследования руководитель учреждения издаёт приказ о зачислении воспитанников ДОУ в логопункт.

    В первую очередь зачисляются дети, обследованные городской ПМПК с тяжёлыми нарушениями речи и не зачисленные в логопедические группы города. Далее при наличии мест зачисляются дети старших и подготовительных групп, имеющие речевые нарушения. В условиях логопункта с этими детьми согласно Положению о логопедическом пункте ведётся работа по коррекции звукопроизношения и фонематических процессов. Работу по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи логопед осуществляет на этапе автоматизации поставленных звуков и в рамках ППМП службы сопровождения.

    Соглашение с родителями об условиях обслуживания детей в логопункте.
    Зачисление ребёнка в логопункт проводится с согласия родителей (законных представителей). В соглашении отражаются обязанности и ответственность заинтересованных сторон.

    Расписание занятий.
    На основании Приказа о зачислении учитель-логопед формирует группы детей и составляет расписание занятий.

    Расписание занятий помогает рационально спланировать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми, а также организовать рабочее время учителя-логопеда.

    Список детей, зачисленных в логопункт.
    В список заносится следующая информация: фамилии и имена детей, возрастные группы, логопедические заключения.

    Речевые карты.
    На каждого ребёнка, зачисленного в логопункт, на основании протокола обследования учитель-логопед заполняет речевую карту, в которой фиксирует особенности фонетико-фонематической стороны речи ребёнка, состояние лексико-грамматического строя и связной речи. В речевую карту (обязательно!) записываются ответы детей, план логопедической работы и заносятся результаты коррекции устной речи детей.

    Журнал посещения детьми логопункта.
    Оформляется в виде таблицы, в столбцах которой представлены список детей, тема логопедического занятия и дата его проведения.

    Журнал консультаций.
    Учитель-логопед ведёт учёт консультаций и фиксирует дату проведения консультации, её тему и непосредственно адресата. Приложение 6 .

    Экран звукопроизношения.
    Данный документ составляется на группу детей, зачисленных в логопункт. В документе фиксируются фамилии детей и нарушенные у них звуки.

    Экран звукопроизношения позволяет логопеду формировать подгруппы из детей со сходными нарушениями звукопроизношения. Приложение 7 .

    Тетради взаимодействия с родителями и воспитателями.
    Для успешности коррекционного процесса обязательно взаимодействие логопеда и воспитателя, логопеда и родителей (законных представителей). Для достижения этой цели создаются тетради взаимодействия с родителями и тетради взаимодействия с воспитателями.

    Вся перечисленная документация позволяет создать оптимальные условия для работы логопункта дошкольного учреждения и достижения высоких результатов в коррекционной работе с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.

    МБДОУ детского сада «Теремок»

    с. Александров- Гай Саратовской области

    Якшаинова О.Д.

    Логопедический пункт ДОУ

    Актуальные проблемы, состояние логопедической службы в ДОУ.

    В практике современного образования усиливается разрыв между реальной ситуацией возрастания потребности в коррекционно – предупредительном воздействии в раннем возрасте и существующей нормативно – правовой базой, регламентирующей деятельность логопункта ДОУ и сдерживающей оказание своевременной логопедической помощи детям

    В среднем и старшем возрасте отклонения в овладении речью усложняются, переходят в различные формы речевых нарушений. Самое большое количество детей с речевыми нарушениями выявлено в возрасте 4–5 лет, 5–6 лет. При этом помощь в рамках дошкольного логопункта получают только дети старшего возраста, а с младшими работа сводится к созданию банка данных о речевых нарушениях и консультированию родителей. Учитель-логопед в первую очередь оказывает помощь детям старшей группы, дети среднего и младшего возраста остаются без логопедической помощи.

    В связи с увеличением количества дошкольников с теми или иными нарушениями речевого развития невозможно оказание им коррекционно-педагогической помощи и только в рамках логопедических групп. Тем более возрастают роль и значение логопедических пунктов дошкольных образовательных учреждений как одного из наиболее реальных и эффективных путей обеспечения высокой речевой и социально-психологической адаптации детей с нарушениями речи к условиям школьного обучения.

    Выбор способов и форм оказания логопедической помощи напрямую связан с определением особенностей детей, образовательными запросами родителей (законных представителей), возможностями самой региональной системы образования, что в совокупности выделяет следующие формы: организации логопедического воздействия:

     Логопедические пункты в ДОУ;

     Внутригрупповая дифференциация индивидуально-педагогической работы с детьми в ходе регламентированной и нерегламентированной деятельности (работа сводится к развитию речи детей, формированию у них связного, выразительного и логического высказывания).

    Дошкольный логопедический пункт – наиболее «молодая» форма организации коррекционно-речевой помощи детям с недостатками речи. К сожалению, по данной модели организации логопедической помощи до сих пор нет ни одного нормативного документа федерального уровня. Публикации в ряде изданий, особенно в научно-методическом журнале «Логопед», помогают эффективнее решать вопросы профилактики и коррекции недостатков речи. Тем не менее, у логопедов порой возникают проблемы, требующие неординарного подхода, как к организации, так и к отбору содержания коррекционно-речевой работы.

    При анализе имеющихся к настоящему времени положений о дошкольных логопедическим пунктам по отдельным городам и областям РФ обнаруживается много расхождений и несоответствий, касающихся специфики логопедической работы с детьми дошкольного возраста. Эти расхождения и несоответствия касаются:

    Перечня видов и форм речевых недостатков, с которыми зачисляются дети;

    механизма зачисления;

    Количества одновременно занимающихся в логопункте детей;

    Перечня документации учителя-логопеда.

    Несоответствия в ряде положений вызваны главным образом тем, что за основу в них взято письмо Министерства образования России от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Формулировка названия письма дает возможность предполагать, что оно относится и к деятельности логопедического пункта ДОУ, так как детские сады являются тоже общеобразовательными учреждениями. Но данное письмо целиком и полностью определяет порядок организации деятельности только школьного логопункта, что следует из содержания письма и приложений к нему.

    Жестко регламентировать работу логопеда в данных условиях нецелесообразно, так как жесткая регламентация приведет к формальности в работе, не позволит в полной мере учитывать структуру речевого дефекта и психофизические особенности каждого ребенка; ограничит инициативу и творческий подход к решению коррекционных, организационно-методических задач логопеда.

    Какова же специфика работы на дошкольном логопункте и чем отличается работа логопеда логопункта от работы логопеда в группе для детей с нарушениями речи? Можно назвать несколько основных отличий.

    1) Работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада. Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых садах. Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. График работы и сетка занятий утверждается заведующим ДОУ.

    В отличие от специализированного ДОУ (групп), задача коррекции речи в логопункте является дополнительной. В расписании детей нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом, поэтому приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению дошкольной образовательной программы. Педагоги работают по своим планам, испытывают трудности при контроле за правильным произношением звуков, не имеют стимула в выполнении этой работы.

    2) В логопедической группе состав детей не меняется в течение года, на одного логопеда приходится до 12 человек, в зависимости от речевого заключения. На логопункте дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у одного логопеда занимаются 25 человек.

    3) В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФФНР, ОНР).

    4) Для работы логопунктов в настоящее время не существует коррекционной программы, в своей работе мы опираемся на современные технологии и разработки Филичевой Т.Б., Ушаковой О.С., Ткаченко Т.А., Грибовой.О.Е., Громовой О.Е., Соломатиной Г.Н., Коноваленко В.В и С.В. и др.

    5) Логопед на логопункте работает в отличном от речевого сада режиме. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия: кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения.

    6) Логопед на логопункте вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно. Все это накладывает определенный отпечаток на логопедическую работу.

    Поэтому очень часто приходится прибегать к формам, которые редко освещаются в специальной литературе, а именно, групповой постановке звуков.

    Еще одна применяемая форма – индивидуальные занятия в присутствии других детей. Пока один ребенок занимается с логопедом, другие играют в специально подобранные игры для развития мелкой моторики, цветовосприятия, чувства ритма и т.п. Такая форма занятий была продиктована прежде всего необходимостью экономии времени, однако затем выявились и другие её положительные стороны: большая раскрепощённость детей на занятии, возросший интерес к речи сверстников, мотивация собственной чистой речи.

    Методы и приемы, используемые во время коррекционного процесса традиционные, научно-обоснованные. Однако, несмотря на то, что основная цель работы учителя-логопеда в условиях логопедического пункта – исправление нарушений звукопроизношения, параллельно решаются задачи, связанные с формированием лексико-грамматического строя языка ребенка. Пополнение словаря происходит не только благодаря введению в него новых слов, выступающих в качестве речевого материала, уточнению их значения, но и за счет постепенно формирующихся в ходе занятий словообразовательных умений и навыков. Образно говоря, ребенок дополнительно к исправлению нарушений звукопроизношения получает инструмент для дальнейшего наращивания словарного запаса, что, в свою очередь, увеличивает возможности тренировочных упражнений.

    Общий успех коррекционного обучения в условиях логопедического пункта определяет совместная работа логопеда и родителей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. Ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 2-3 раза в неделю, поэтому её результативность зависит в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребенку возможность произносить их без подкрепления и контроля.

    Объем консультативно-методической работы учителя-логопеда в условиях логопедического пункта

    От «все 4 часа своего рабочего времени логопед работает непосредственно с детьми» до «недельная нагрузка логопеда в условиях работы на дошкольном логопедическом пункте составляет 20 часов, из которых 15-16 часов отводится на непосредственную работу с детьми, 4-5 часов – на организационно-методическую и консультативную работу с педагогами ДОУ и родителями». Поскольку частота и объём консультативной работы выявляются в процессе коррекционно-речевой работы, то в рабочем времени логопеда для этого, конечно, должно быть время, свободное от занятий с детьми.

    Перечень необходимой документации учителя-логопеда, работающего на дошкольном логопункте:

    1. Журнал первичного обследования речи и консультаций детей.

    2. Список детей, зачисленных на индивидуальные логопедические занятия.

    3. Журнал учета детей, ожидающих зачисления на индивидуальные логопедические занятия.

    4. Список детей, нуждающихся в специальных условиях воспитания и обучения.

    5. Журнал отчисления детей с индивидуальных логопедических занятий.

    6. Журнал динамического наблюдения.

    7. Перспективные и календарные планы индивидуальных и подгрупповых коррекционно-речевых занятий с детьми.

    8. Годовой план консультативно-методической работы с педколлективом ДОУ и родителями.

    9. Отчет о проделанной работе за прошедший учебный год.

    10. Речевая карта на каждого зачисленного ребенка.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!