Математическая грамотность. Задачи по математике для развития функциональной грамотности

Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации работников образования» в соответствии с планом работы провел практико-ориентированный семинар по теме «От математической грамотности к фундаментальному математическому образованию». В работе семинара приняло участие более 60 специалистов Тамбовской области.

Целью семинара являлось повышение профессиональных компетенций учителей математики в области проектирования образовательного процесса в условиях реализации Концепции развития математического образования в РФ.

В рамках работы семинара были рассмотрены следующие вопросы:

1. Использование результатов внешней оценки учебных достижений обучающихся для повышения качества математического образования.

Были представлены результаты исследований PISA, рассмотрены задачи и материал, который используется при проведении мониторинговых исследований. Особое внимание было уделено анализу мониторинговых исследований в образовательном процессе. Живой интерес вызвал у учителей сравнение «взрослых» и «детских» способов решения одних и тех же задач, взятых из Единого национального тестирования (ЕНТ, Казахстан), аналогичного нашему ЕГЭ базового уровня, старинных задач и т.п.

2. Развитие когнитивных навыков при решении текстовых задач.

В ходе семинара рассмотрены основные проблемы решения текстовых задач, в том числе и психологические. Для решения данной проблемы разбирались основные этапы решения задач, типология текстовых задач и основные методы их решения. Рассмотрены различные подходы к решению текстовых задач и система работы с обучающимися с различными образовательными потребностями. Особое внимание было обращено на использование арифметических способов решения текстовых задач.

3. Методика работы с одаренными детьми при подготовке школьников к олимпиаде по математике.

Наибольшее внимание в работе семинара было уделено работе с одаренными детьми при подготовке к олимпиаде по математике. Александр Владимирович Шевкин, автор многочисленных изданий по олимпиадной математике и автор УМК «Математика» издательского дома «Просвещение» рассмотрел систему подготовки к олимпиаде. Он остановился на методике 5 задач, рассмотрел каким образом можно вести работу по подготовке обучающихся к олимпиадам в урочное время. Рассмотрел вопросы математической грамотности и фундаментального математического образования.

Материалы семинара:

А) 25 В) 32,5 С) 30 Д) 35 Е) 50.

2.Елена Ивановна регулярно приобретая обувь своему сыну сделала свой выбор в пользу торгового бренда «ECCO» . На распродаже весенней коллекции обуви бренда «ECCO» в торговом центре « МART» на ботинки для мальчика первоначальной стоимостью 19900 тг предложена скидка 25%, а сайт lamoda.kz предлагает скидки на всю обувь бренда «ECCO» от 15%-55% . Выясните, каким способом выгоднее приобрести ботинки.

3. В понедельник в меню школьной столовой на обед было предложено: гречневая
каша(200 гр) с котлетой (100 гр) и салат из цветной капусты (100гр), а во вторник в меню предложили печеночные оладьи (150 гр) с салатом из свеклы с черносливом (100гр). В какой день, съев обед, ты получил, суточную норму железа? В меню, какого дня необходимо добавить продуктов, содержащие железо?



А) 8 В) 16 С) 32 Д) 25 Е) 50.

6.Принесли 5 чемоданов и 5 ключей от этих чемоданов, но неизвестно, какой ключ от какого чемодана. Сколько проб придется сделать в самом худшем случае, чтобы подобрать к каждому чемодану свой ключ? Опишите свое решение.

7.На свои деньги Петя мог бы купить 8 бубликов и 7 пирожных либо 5 бубликов и 8 пирожных. Сколько он смог бы купить одних бубликов?

А) 21 В) 29 С) 30 Д) 34 Е) 28.

8. Определите, к какому дереву ближе всего находится белка, глядя на рисунок данный ниже.

А) Береза В) Миндальное дерево С) Ореховое дерево Д) Дуб Е) Ель.

9.Каждое число в треугольнике поставлено в соответствии определенной закономерности. Какое число следует поставить вместо вопросительного знака в третьем треугольнике?

А) 84 В) 209 С) 144 Д) 288 Е) 266.

10.

Определите по графику на сколько минут хватит 280 тг, если используется тариф А?

А) 80 В) 60 С) 70 Д) невозможно определить Е) 100.

11.Фигура составляется из столбиков так, как показано на рисунке. В каждом следующем столбике на 2 квадрата больше, чем в предыдущем. Сколько квадратов в двадцатом столбике

А) 20 В) 21 С) 39 Д) 40 Е) 41.

12. За какое наименьшее время можно поджарить 3 ломтика хлеба на маленькой сковороде, на которой помещается только 2 ломтика? Каждая сторона ломтика поджаривается 30 секунд. Опишите решение.


14. На конференцию приехали 100 математиков, 85 из них знают английский язык, 80 французский и 75 немецкий. Сколько математиков знают как минимум три языка?

А) 25 В) 46 С) 40 Д) 51 Е) невозможно ответить.

15. Сколько различных треугольников на рисунке?


А) 9 В) 8 С) 6 Д) 7 Е) 10.


17. На диаграмме внизу дан месячный расход Сабины. Если другие расходы Сабины составляют 36000тенге, тогда, сколько тенге она потратила на продукты?

А) 28 800тг В) 16 000тг С) 24 200тг Д) 36 000тг Е) 12 400тг.

18. Четырех кошек взвесили попарно во всех возможных комбинациях. Получились такие значения: 6кг, 7 кг, 8кг, 9 кг, 10 кг, 11кг. Найдите общий вес всех четырех кошек? Решение запишите.

19. Вера разрезала квадратную салфетку 5*5 см на два прямоугольника. Периметр одного из них равен 16см. периметр другого прямоугольника.

А) 16 В) 14 С) 18 Д) 28 Е) 30.

20.


А) 1625 тг В) 550тг С) 100 тг Д) 925 тг Е) 1050 тг.

22. Чтобы приготовить одинаковые подарки для детей купили 90 плиток шоколада, 150 яблок и 210 конфет. Какое наибольшее количество одинаковых подарков можно приготовить?

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

1. Даны выражения А= и В= Графа А

Графа В

Значение выражения А

Значение выражения В

A) A – B =1 B) A=B C) A+B=8 D) A > 2B E) A < B

2. Известно, что n – четное натуральное число. Какое из данных выражений обязательно делится на 6?

A) B) C) D) E)

3. На какое количество равных прямоугольников, длиной 4 см и шириной

3 см, можно разбить квадрат со стороной 6 см при условии, что квадрат можно разбить на части? A) 2 B) 4 C) 6 D) 3 E) 5

4. Числа в фигурах расположены в определенном порядке. Соблюдая этот порядок, определите число, которое должно быть вместо вопросительного знака

A) 106 B) 112 C) 118 D) 120 E) 102

5. Разгадайте числовой ребус и найдите N + M + P :

A) 9 B) 17 C) 8 D) 21 E) 18

6. Пильщики распиливают бревно на метровые части. Длина бревна – 5 метров. Один распил занимает полторы минуты. Сколько минут потребуется, чтобы распилить все бревно? A) 4 минут B) 7 минут C) 6 минут D) 8 минут E) 5 минут

7. Даны функции и

Графа А

Графа В

A) значение в графе В больше B) C) значение в графе В на 0,5 меньше D) E) значение в графе А на 1 больше

8. А , В, С различные цифры, если, тогда

A) 3 B) 4 C) 2 D) 1 E) 5

9. Известно, что, причем a и b - натуральные числа. Найдите.

A ) 72 B ) 61 C ) 100 D ) 94 E ) 121

A) значения в графах А и В равны

B) значение в графе В больше

C) невозможно определить

D) значение в графе А на 2 меньше

E) значение в графе А больше

11. Алия решила приготовить салат «Оливье». Для этого написала список продуктов и их количество. После исследования цен в супермаркетах составила таблицу, куда выписала диапазон цен по каждому наименованию. Определите в каком супермаркете Алие экономично сделать закуп продуктов?

Смолл

Грин

Астыкжан

Магнум

Кенмаркет

Колбаса (1 штука)

1050

980

1160

1200

1000

Соленные огурцы

(1 банка)

300

330

270

280

260

Горошек консервированный (1 банка)

180

180

175

190

170

Картофель (1 кг)

160

175

140

170

180

Яйца (10 штук)

180

200

190

160

170

A) Грин B) Магнум C) Смолл D) Астыкжан E) Кенмаркет

12. Выберите верное утверждение по приведенной ниже диаграмме.

Диаграмма. Год образования государственных природных ООТ (Особо охраняемые территории, заповедники) Казахстана

A) ООТ Барсакельмес – 1998 г.

B) Алматинский ООТ – 2004 г.

C) ООТ Каратау – 1931 г.

D) ООТ Коргалжын – 1968 г.

E) Аксу-Жабаглы образовался позже ООТ Алаколь – 1939 г.

13. Значение какого из данных выражений не кратно числу 11?

A) B) C) D) E)

14. Какой цифрой оканчивается число?

A) 2 B) 0 C) 6 D) 4 E) 8

15. Укажите выражение для вычисления площади незаштрихованной части

прямоугольника


A) B) C) D) E)

16. Сколько концов у четырех с половиной палок?

A) 10 B) 9,5 C) 4 D) 9 E) 8

17. Х - это сумма цифр наибольшего положительного двузначного числа , которое при делении на пять даёт простое число

Графа А

Графа В

Х

95

A) B) значение графы А в 5 раз больше В C) А=В-81 D) A = B E) А > B

18. По периметру школьной ограды посажены деревья. Маша и Зейнеп считают их, двигаясь навстречу друг другу, но начинают счет от разных деревьев. Поэтому дерево, которое Маша посчитала 12, Зейнеп посчитала 42. А то дерево, которое у Маши было первым, у Зейнеп было седьмым. Сколько всего деревьев?

A) 49 B) 54 C) 43 D) 46 E) 52

19. Расставьте скобки в числовом выражении, чтобы равенство стало верным:

A)

B)

C)

D)

E)

20. Вначале количество асыков у трех команд относились как 7:6:5, а в конце

их количество стало относиться как 6:5:4. С каким количеством асыков

начинала команда, выигравшая 12 асыков у другой?

A) 380

B) 240

C) 420

D) 432

E) 120



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!