Мцыри описание героя. Образ Мцыри в поэме Лермонтова «Мцыри»

Молодой человек, с детства запертый в монастыре против собственной воли. Погибает вскоре после того, как ему удается сбежать.

История создания

Михаил Лермонтов работал над поэмой «Мцыри» в 1838-1839 годах. Первая публикация состоялась в 1840 году в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова» с некоторыми цензурными сокращениями. Поэма считается одним из последних образцов романтического жанра в русской литературе. Сюжет поэмы Лермонтов якобы позаимствовал из одной истории, которую слышал во время ссылки на Кавказ, куда поэта выслали в 1837 году.

Поэт путешествовал по старой Военно-Грузинской дороге, которая идет через Главный Кавказский хребет. Там, в городе Мцхета, Лермонтов разговорился с неким монахом, который поведал поэту историю собственной жизни. Монах этот происходил из семьи горцев и еще в детстве попал в плен. Генерал Алексей Ермолов вез ребенка с собой, но мальчик по дороге заболел, и генералу пришлось оставить его в монастыре на попечении братии.


Ребенок рос в монастыре, но не мог свыкнуться с новыми условиями и несколько раз пытался бежать назад в горы. После очередной попытки ребенок серьезно заболел и едва не погиб. Этот рассказ якобы настолько впечатлил Лермонтова, что тот создал по мотивам услышанной истории поэму. Действительно ли этот эпизод в жизни Лермонтова имел место, или он был выдуман ранними биографами, сейчас сказать трудно.

В поэме заметно и большое влияние фольклора грузин. К примеру, мотив битвы юноши с барсом или тигром распространен в народной грузинской поэзии. Название поэмы первоначально звучало как «Бэри», что в переводе с грузинского означало «монах». Позже автор заменил название на «Мцыри» - слово, которое означало одновременно и «послушник», и «чужеземец», что точнее отражало суть происходящего в поэме. Редактируя поэму позже, Лермонтов выкинул часть текста, вероятно, опасаясь цензуры. В этих строках Мцыри жалуется, что вместо родины Бог дал ему тюрьму.

Поэма «Мцыри»


Герой родился и рос на Кавказе в семье гордого горца. В воспоминаниях герой видит отца в образе воина, в боевой одежде и с ружьем. Шестилетним мальчиком героя взял в плен некий русский генерал и увез из родных краев. В дороге ребенок заболел, и генералу пришлось оставить мальчика в монастыре. Там ребенка удерживали насильно, и Мцыри против воли пришлось стать монахом.

Герой сохранил качества, присущие горцам, - страстную и горячую натуру, гордый характер и «могучий дух», который юноша унаследовал от предков. В детстве герой отказывался от монастырской пищи из гордости и согласен был умереть от голода. Даже ребенком герой был тверд духом, никогда не жаловался, не плакал и молча переносил болезни и трудности.


Перед смертью, исповедуясь, герой говорит, что его жизнь была полна «горьких мук». Герой вспоминает прошлое - отцовский дом и ущелье, где стоял аул, в котором жила семья Мцыри. Когда герой оказался в монастыре, один старый монах стал опекать больного мальчика из жалости. Выздоровев, герой, однако, не повеселел, а скрывался от людей, не играл и дичился.

Старый монах, который спас мальчика от смерти, надеялся, что со временем Мцыри отвыкнет от родных, забудет о прошлом и освоится в монастыре. Юноша действительно забыл лица близких и смутно помнил свое прошлое, притерпелся к монастырской жизни, начал понимать язык местных и был окрещен святым отцом, однако добром это не обернулось. Герой продолжал всю свою недолгую жизнь тосковать об утраченном и мечтать о свободе и воспринимал собственную жизнь в монастыре как пребывание в тюрьме.


Семья Мцыри продолжает жить где-то в горах Кавказа, и родители, вероятно, считают героя погибшим, ничего не зная о нынешнем положении Мцыри. Став взрослым юношей, герой дает себе слово, что непременно увидится с родными. Однажды герою подворачивается возможность сбежать из монастыря. Герой убегает ночью во время грозы, но проводит на свободе всего трое суток. За это время герой успевает встретиться с барсом, вступить в бой с ним и победить этого грозного хищника.

Во время этой короткой вылазки на волю Мцыри также встречает прекрасную молодую грузинку, за которой наблюдает издали. Девушка спускается к горной реке, чтобы набрать воды в кувшин. На грузинке бедная одежда и чадра, но голос девушки кажется Мцыри «сладко вольным». Герой видит и дом, где живет девушка, - саклю, которая «приросла к скале», и голубой дымок, который струится над плоской кровлей. Эти воспоминания умирающий из-за болезни герой считает самыми ценными в жизни.

До родных мест герой, однако, не добирается. Мцыри идет к горам, но сбивается с дороги в лесу, плутает и снова выходит к монастырю, из которого сбежал. В лесу герой заболевает, позже его, лежащего без сознания, находят монахи и относят обратно в монастырь. Парень полагает, что вскоре умрет из-за болезни, и печалится о том, что будет похоронен в чужой земле и так и не сможет увидеть родных.

Умирая, Мцыри упрекает старика-монаха, что тот прожил насыщенную жизнь в миру и ушел в монастырь лишь позже. Кроме того, старик уже слаб и сед, отвык от желаний, поэтому ему не понять юного Мцыри, который оказался в монастыре против собственной воли совсем еще ребенком и не видел жизни.

Жалость, которую монахи испытывают к Мцыри, кажется юноше позорной. При этом к старому монаху, который его выходил и опекал, герой относится с должным уважением и называет того «отцом». Сам старик тоже по-дружески относится к Мцыри и принимает у юноши исповедь, когда тот лежит при смерти.


Иллюстрация к произведению Лермонтова "Мцыри"

Больше всего герой стремится обрести утраченную свободу и мечтает вернуться туда, где жил в детстве. Мцыри просит перенести его перед смертью в сад, откуда юноше будет виден Кавказ. Дальнейшая биография героя неизвестна - Мцыри мог умереть, а мог и оправиться от болезни.

Мцыри не причинял зла людям, это незлобивый человек с чистой детской душой, однако с обитанием в монастыре жизненные ценности героя несовместимы. Помыслы Мцыри устремлены к родным краям, которые герой покинул против собственной воли. Пребывание среди монахов герой воспринимает как плен и считает, что это не жизнь. Герой тоскует по родине и тяготится одиночеством, в котором находится в монастыре, несмотря на присутствие вокруг монахов.

Мцыри мало подходит для размеренной монастырской жизни. Юноша полон «желаньем и тоской» и «бессильным и пустым жаром». Жизнь взаперти сделала некогда веселого и резвого героя угрюмым. Мцыри отвык от людей и чувствует себя среди них чужим; герою кажется, что сам он больше сродни зверю. Юноша вспоминает «чудный мир тревог и битв», где «люди вольны, как орлы». Уже много лет герой не видел родных и скучает по ним, чувствуя себя лишенным отчизны и близких.


Герой - свободолюбивая личность, и ради обретения свободы он готов рискнуть жизнью. Умирать, однако, совсем не хочется. Мцыри жалеет, что прожил так мало и не смог исполнить собственного сокровенного желания - снова увидеть родину и семью.

Несмотря на то, что вырастили героя монахи, тот стал смелым человеком, который готов один на один сразиться с диким хищником, не испытывая страха, и победить в этой схватке. Мцыри оказался славным воином, верным и скорым ударом он рассек «широкий лоб» барса, имея в качестве оружия простой сук. У героя были все шансы стать удалым горцем, если бы злая судьба не забросила Мцыри в монастырь.

Лермонтов демонстрирует душевное состояние героя через природу. Юноша сравнивается с одиноким листком, который сорвала и унесла буря. Сам герой постоянно восхищается природой Кавказа, причудливыми горными хребтами, снегами, которые горят, «как алмаз», и высью неба. Горная природа в поэме составляет оппозицию монастырю – месту заключения главного героя. Природа ассоциируется со свободой.


Кроме того, окружающий монастырь горный пейзаж по-разному воспринимается монахами и самим Мцыри. Для героя прячущиеся в тучах скалы - воплощение свободы, дом вольных людей, а монастырские кельи Мцыри воспринимает как «душные». Для монахов, напротив, природа полна опасностей. Этим противопоставлением усиливается конфликт между Мцыри и монастырем.

Цитаты

«Старик! я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас -
Зачем?.. Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать».
«Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог»

Юный послушник Мцыри, живущий в монастыре в одной из грузинских долин — главный герой одноименной романтической поэмы М.Ю. Лермонтова.

Разочарование в окружающей реальности и отсутствие людей сильных духом, Лермонтов создает свой собственный идеал, способный на настоящие поступки в нестандартных жизненных ситуациях. Ему хотелось описать сильного и мужественного человека с четкими жизненными принципами и целью, к которой он идет несмотря на все препятствия и готов отдать за неё свою жизнь.

Характеристика главного героя-монаха

Подросток оказывается в монастыре еще ребенком, здесь его оставляет проезжавший мимо русский генерал, который взял его в плен в далеком горном ауле. Мальчик всего пугается и дичится, находится в очень ослабленном физическом состоянии, но уже тогда его отличает сильная воля и огромное внутреннее достоинство. Монахи выходили его и он остался жить с ними, но его существование здесь было полно тоски и боли, он не был счастлив. Монастырские стены он считал тюрьмой и всего лишь досадным препятствием к осуществлению его цели - вернуться на Родину, в страну его предков.

Глухой ночью он совершает побег, спустя несколько дней монахи находят его израненного, истощенного, практически умирающего. И хотя они прилагают множество усилий чтобы вернуть его к жизни, выздоровление не наступает и юноша понемногу угасает. Всем кажется, что он потерял что-то настолько важное и ценное, что просто не видит смысла жить дальше. Перед смертью он открывает свою душу наставнику и перед читателем открывается его внутренний мир, который помогает лучше узнать юношу и понять причины его побега.

Имея дикий и необузданный нрав, Мцыри «дитя гор» страстно желал жизни «полной тревог», для него она была воплощением свободы, единения с окружающим миром, способом проверить свои способности и сильные стороны характера. Наделенный повышенным чувством собственного достоинства, гордый, как и все сыновья кавказского народа, бедняга мечтал попасть на свою Родину, чтобы стать там независимым и уважаемым членом общества, а не сиротой без роду и племени.

Каждый шаг, любое действие в этой новой жизни за пределами его приносили юноше только счастье и удовольствие, даже если они не всегда были простыми и радостными. И дикий восторг, и безмерное восхищение, и горькое разочарование — все они для неискушенного горца были одинаковы ценны и памятны, потому-что ничего подобного он никогда не испытывал.

Его путь не был прост и усыпан розами, его преследовали усталость, голод и отчаяние, но сила духа и стремление достичь цели помогли преодолеть все трудности и даже одержать победу над свирепым горным барсом. Истощенный голодом и измученный трудностями Мцыри, благодаря бесстрашию и горячей крови своих предков, сумел убить сытого и сильного хищника. Отравленный духом рабства мужественный и храбрый юноша возвращается в место своего заточения и умирает с мыслями о своей далекой и такой желанной Родине.

Образ главного героя в произведении

Образ главного героя Мцыри является одним из любимых у Михаила Лермонтова, в тех строках, где он описывается, чувствуется искреннее восхищение и любование ним, автору близки и понятны его сильный и стойкий моральный дух, гордый и независимый нрав. Лермонтов сочувствует судьбе главного героя, жалеет что тот не может вернуться в свой отчий дом.

Для Мцыри дни, которые он провел за монастырскими стенами - лучшие в его жизни, он ощутил вкус свободы и единство с природой. Тогда он мог рассчитывать только на себя, был частью огромного мира, который он так жаждал увидеть всю свою жизнь. Наконец то он стал самим собой и обрел ту частичку своего я, которую, как он думал, потерял навсегда. Он наконец перестал быть рабом и ощутил себя свободным человеком, имеющим прошлое и ставший хозяином своего будущего.

Создав образ Мцыри, Лермонтов таким образом откликается на сложившееся в то время положение вещей, когда в обществе всяческие мысли о свободе подавлялись и уничтожались, людям было страшно и они постепенно деградировали. На примере данного произведения автор показывает нам с одной стороны сильного и мужественного человека-бойца, с другой — всю опасность такого положения в обществе, которое в любую минуту может привести к его гибели.

/ / / Образ Мцыри в поэме Михаила Лермонтова «Мцыри»

Поэма Михаила Лермонтова « » считается одним из лучших лирических произведений в русской литературе. Работу над своим творением автор закончил в 1839 году. Прочитав это произведение, хочется отметить, что Лермонтову удалось создать невероятный образ человека, который стал символов свободной и вольной жизни.

Главным героем поэмы «Мцыри» является маленький мальчик, который был родом из одного древнего кавказского рода. Судьба главного героя была трагичной и мучительной. С ранних лет он стал пленником русского генерала. И с того времени он больше ни когда не видел отчий дом. Судьба подготовила ему массу других испытаний. Так, находясь в плену, мальчик сильно заболел. Излечить недуг главного героя взялся один старый монах. И тогда русский генерал решает бросить больного мальчика в мужском монастыре. Монаху удается вылечить мальчика. Ему дают имя Мцыри.

С этого момента Мцыри становится «пленником» мужского монастыря. Все время, которое главный герой живет в монастыре, его готовят к обряду посвящения в монашество. Мцыри начал уже забывать свою родину, традиции своих предков. Монахи учили его жить по-другому. Но только детская клятва не дает Мцыри покоя. Он пообещал себе обязательно вернуться на родину.

Лермонтов показывает нам Мцыри, как противоречивую личность. Слабый и робкий с наружи, сильный и непокорный внутри. В монастыре у Мцыри не было друзей. Он практически ни с кем не общался. Мцыри жил смутными воспоминаниями о родном доме. Мальчик мечтал вновь увидеть своего отца – могучего и сильного воина, услышать песни своих сестер. Мцыри был не тем человеком, который, приклонив колено, будет просить у господа милости. Скорее всего, из него вырос бы храбрый воин, который совершил бы немало подвигов.

И вот в один из дней, Мцыри решается на побег из монастыря. В это время на город обрушилась страшная гроза. Мцыри не последовал за остальными в укрытие, он бежал на восток, в сторону своего дома. За те три дня, которые мальчик провел на свободе, он увидел другую жизнь. Мцыри чувствовал себя частью природы и наслаждался этим. Он не предал свою детскую клятву, Мцыри шел домой. Его не остановила ни встреча с грузинской девушкой, которая очаровала его своей красотой, ни схватка с барсом, из которой Мцыри вышел победителем.

К сожалению, судьба распорядилась иначе. Израненный и изнеможенный Мцыри вышел к тому монастырю, из которого бежал три дня назад.

Перед смертью Мцыри скажет, что ни на минуту не пожалел о своем поступке, что по-настоящему ощутил жизнь только в эти три дня. Он жалел о том, что не смог осуществить свою детскую клятву. Мцыри был сломлен физически, но не духовно. Он стал символом борьбы за свободу и независимость.

) Лермонтов опять перенес действие на любимый им Кавказ. Свободной, широкой кистью рисует он девственную природу дикого Кавказа, – все пейзажи его, дневные и ночные, одинаково поразительны по яркости красок.

Герой поэмы, по происхождению горец; его, еще ребенком, привез в грузинский монастырь какой-то русский генерал, найдя его одиноким, умирающим в горах. Ребенок был слаб, пуглив и дик, но в нем жил могучий дух его отцов, – он «тихо, гордо умирал», не желая принять пищу от монахов.

Лермонтов. Мцыри. Читает Пётр Дубинский

Потом он поправился, остался в монастыре, и здесь протекло все его печальное детство: он жил «угрюмый, одинокий», не зная отца и матери, – как листок, грозой оторванный от родного стебля... Он вырос в стенах монастыря, как цветок тепличный: этот монастырь был для него тюрьмой, так как с детства неясная тоска по родной стороне волновала его беспокойное сердце.

В этом сердце никогда не умирала пламенная страсть к воле, к природе, к родным ему горцам: по его словам, эта – страсть –

Как червь во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.

Он рвался –

От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы!

Этот «пламень», с юных лет, «таясь», жил в его груди – и, наконец, «он прожег свою тюрьму» – Мцыри бежал из монастыря в горы и там провел несколько дней на свободе, – там он жил настоящей жизнью дикаря, не оторвавшегося от природы...

Монахи нашли его умирающего от голода и утомления и перенесли обратно в монастырь; перед смертью он раскрыл одному из монахов свою душу:

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил , – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

Потом Мцыри рассказывает, как в эти счастливые дни близость к природе его опьяняла – как он рад был «обняться с бурей», рукою готов был ловить молнии... Он чувствовал себя зверем:

Я сам, как зверь, был чужд людей,
И полз, и прятался, как змей.

Встретившись с барсом, он ощутил в себе зверя –

Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он,
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков.

Не только «дикое» и «звериное» природы нашло отклик в его сердце, – он сумел услышать и те хвалы в честь мирозданья, – тихие, торжественные, которые звучали в таинственных голосах природы:

Кругом меня цвел Божий сад!..
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез…

…я к земле припал,
И снова вслушиваться стал
К волшебным, странным голосам, –
Они шептались по кустам,
Как будто речь свою вели
О тайнах неба и земли.
И все природы голоса
Сливались тут; не раздался
В торжественный хваленья час
Лишь человека гордый глас.

Он «тонул» глазами и душой в глубинах синего неба, он сливался с землей, горами, барсом, змеею. Чувствуя близость своего последнего часа, он просит перенести его в сад, под цветущие акации. Вольный сын природы, он не умрет в душной темнице-келье, – он хочет заснуть в объятиях великой матери-природы!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!