Менелай, царь спарты, брат агамемнона, муж елены прекрасной, похищенной парисом в трою. Мифологическая энциклопедия: Герои мифов и легенд: Менелай

Значение слова МЕНЕЛАЙ в Кратком словаре мифологии и древностей

МЕНЕЛАЙ

(Menelaus, ????"????). Сын Атрея, супруг прекрасной Елены, отец Гермионы, младший брат Агамемнона, царь Спарты. Парис (см. Парис) увез Елену, жену Менелая, и это послужило поводом к Троянской войне. Во время войны Менелай вступил в единоборство с Парисом, которого спасла Афродита, покрыв облаком. После смерти Париса, Елена вышла замуж за его брата Дейфоба, который был убит Менелаем при взятии Трои. Елена впоследствии примиряется с Менелаем, вместе с ним отплывает из Трои и, после 8-ми летнего странствования по берегам Средиземного моря, они возвращаются в Спарту, где в мире и богатстве доживают свою жизнь.

Краткий словарь мифологии и древностей. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МЕНЕЛАЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МЕНЕЛАЙ
    (2Мак 4:23) - первосвященник Иудейский во времена Маккавеев. Отнявши первосвященство у Иасона, брата Онии, он причинил Иудеям множество бедствий. Погиб …
  • МЕНЕЛАЙ
    — царь Спарты. Супруг Елены Прекрасной, дочери Леды и Зевса. Сын царя Микен Атрея и Аэропы, брат Агамемнона, женатого на …
  • МЕНЕЛАЙ
    В греческой мифологии сын Атрея и Аэропы, брат Агамемнона, После убийства Атрея Эгисфом Менелай и Агамемнон вынуждены были бежать из …
  • МЕНЕЛАЙ в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    1) Младший брат спартанского царя Агамемнона и муж Елены. В боевых действиях Троянской войны его образ малозначителен на фоне других …
  • МЕНЕЛАЙ в Лексиконе секса:
    в греч. мифологии царь Спарты, муж прекрасной Елены. Ради возвращения жены, похищенной троянцем Парисом, добился выступления объединенного греч. войска в …
  • МЕНЕЛАЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    в греческой мифологии участник Троянской войны, царь Спарты, муж Елены; организовал поход под Трою, чтобы вернуть похищенную троянцем Парисом …
  • МЕНЕЛАЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (????????) — сын Атрея, младший брат Агамемнона. Изгнанные Тиестом братья бежали из Микен в Спарту, к Тиндарею, на дочери которого, …
  • МЕНЕЛАЙ
    МЕНЕЛ́АЙ, в греч. мифологии участник Троянской войны, царь Спарты, муж Елены; организовал поход под Трою, чтобы вернуть похищенную троянцем Парисом …
  • МЕНЕЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МЕНЕЛ́АЙ Александрийский (1-2 вв.), др.- греч. математик и астроном. Тр. по сферич. геометрии и тригонометрии ("Сферика", кн. …
  • МЕНЕЛАЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (????????) ? сын Атрея, младший брат Агамемнона. Изгнанные Тиестом братья бежали из Микен в Спарту, к Тиндарею, на дочери которого, …
  • МЕНЕЛАЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • МЕНЕЛАЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в греческой мифологии участник Троянской войны, царь Спарты, муж Елены; организовал поход под Трою, чтобы вернуть похищенную троянцем Парисом Елену. …
  • БЕРИЯ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (2Мак 13:4) - Сирийский город между Иерополем и Антиохиею, в котором по приказанию Антиоха Евпатора был казнен недостойный первосвященник Менелай. …
  • 2 МАК 5
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Вторая книга Маккавейская. Глава 5 Главы: 1 2 3 4 …
  • 2 МАК 4 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Вторая книга Маккавейская. Глава 4 Главы: 1 2 3 4 …
  • 2 МАК 13 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Вторая книга Маккавейская. Глава 13 Главы: 1 2 3 4 …
  • 2 МАК 11 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Вторая книга Маккавейская. Глава 11 Главы: 1 2 3 4 …
  • ЭГИСФ в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    (Эгист) — сын Фиеста и его дочери Пелопии, бросившей ребенка. Был воспитан при дворе своего дяди Атрея, царя Микен, который …
  • ЕЛЕНА в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    — прекраснейшая из женщин. Дочь Леды и Зевса, принявшего образ лебедя, сестра Диоскуров и Клитемнестры (Кастор и Клитемнестра были детьми …
  • ГЛАВК в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    1) морское божество, сын Посейдона. Согласно мифу, был рыбаком из Анфедона в Беотии. Выпил колдовское зелье, после чего оказался в …
  • ЕЛЕНА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    В греческой мифологии спартанская царица, прекраснейшая из женщин. Отцом Елены античная традиция называет Зевса, матерью — Леду или Немесиду. В …
  • ДЕМЕТРИЙ I в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Полиоркет Царь Азии в 306-301 гг. до Р.Х. Царь Македонии в 294-287 гг. до Р.Х. Сын Антигона I Циклопа. Род. …
  • EURIPIDES в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    ЕВРИПИД третий между знаменитейшими|греческими трагиками греческими трагиками, драмы которых уцелели отчасти. Он родился по обыкновенному указанию в 480 г. до …

Елена - в греческой мифологии спартанская царица, прекраснейшая из женщин. По самой популярной версии мифа, Елена была дочерью смертной женщины Леды и бога Зевса, который явился Леде в образе прекрасного лебедя. От этого союза Леда родила яйцо, из которого появилась Елена. По другой версии мифа, Леда лишь сберегла у себя яйцо, снесённое богиней возмездия Немесидой от брака с Зевсом и найденное пастухом. Когда из яйца появилась девочка, Леда воспитала её как свою дочь. В юности Елена была похищена Тесеем и Пирифоем, однако когда они отправились в царство Аида за Персефоной, Елену освободили и вернули обратно её братья Диоскуры.

Слух о красоте Елены распространяется по Греции и сватать её приезжают несколько десятков знаменитейших героев, среди которых Одиссей , Менелай, Диомед, оба Аякса, Патрокл. Земной отец Елены Тиндарей, царь Спарты, во избежание обид среди женихов по совету Одиссея связывает всех женихов Елены клятвой оберегать в дальнейшем честь её будущего супруга. После этого мужем Елены Тиндарей выбирает Менелая. На этот выбор явно повлияло то, что Клитеместра (другая дочь Тиндарея) была замужем за братом Менелая - Агамемноном, царем Микен.

Вскоре Тиндарей уступил царскую власть в Спарте Менелаю и своей дочери Елене. В браке с Менелаем Елена родила дочь Гермиону. Безмятежная жизнь Менелая и Елены длилась около 10-ти лет, пока в Спарту не приехал троянский царевич Парис , которому Афродита обещала самую прекрасную из женщин (Елену) в награду за то, что Парис признал Афродиту прекраснейшей из богинь. Парис, пользуясь отсутствием Менелая, увозит Елену в Трою. Согласно самой популярной версии мифа, Афродита внушила Елене любовь к Парису, которой Елена не могла противиться. Была и другая версия мифа, высказанная древнегреческим поэтом Стесихором. Когда он написал песнопение о похищении Елены Парисом, то в ту же ночь ослеп. Поэт взмолился богам с просьбой об исцелении. Тогда в сновидении ему явилась Елена и сказала, что это наказание за то, что он сочинил про нее такие недобрые стихи. Стесихор сложил тогда новое песнопение - о том, что Парис увез в Трою совсем не Елену, а только призрак ее, настоящую же Елену боги перенесли в Египет, и она пребывала там, верная Менелаю, до самого конца войны. После этого Стесихор прозрел. На эту версию мифа опиралался греческий драматург Еврипид в трагедии "Елена", а из писателей нового времени, например, Генри Райдер Хаггард и Эндрю Лэнг в романе "Мечта мира ".

Прибыв в Трою, Елена своей красотой покорила сердца троянцев. Вскоре в Трою прибывают Менелай и Одиссей, чтобы вернуть Елену мирным путем, однако троянцы отказываются выдать Елену и начинается война, длившаяся 10 лет.

Pierre Delrome. Гектор , Елена и Парис. Гектор призывает Париса вступить в бой

В "Илиаде" Гомера Елена тяготится своим положением, т.к. чары Афродиты, вызвавшие любовь к Парису, уже развеялись. В 4-й песне "Одиссеи" Елена рассказывает, как во время войны она помогла Одиссею, тайно проникшему в город:

Снадобье бросив в вино и вино разнести приказавши,
Так начала говорить Елена, рожденная Зевсом:
235 "Царь Менелай Атреид, питомец Зевеса, и все вы,
Дети отважных мужей! По желанию Зевс посылает
Людям и зло и добро, ибо все для Кронида возможно.
Сидя тут в зале высоком, пируйте в весельи, беседой
Тешьтесь, а я рассказать подходящее вам бы хотела.
240 Подвигов всех Одиссея, в страданиях твердого духом,
Ни рассказать не смогу я, ни их перечислить подробно.
Но расскажу, на какое деянье дерзнул он бесстрашно
В дальнем троянском краю, где так вы, ахейцы, страдали.
Сам себе страшно позорнейшим способом тело избивши,
245 Рубищем жалким, подобно невольнику, плечи одевши,
В широкоуличный город враждебных мужей он пробрался.
Так себя скрывши, совсем он другому был мужу подобен -
Нищему, как никогда его возле судов не видали.
Образ принявши его, он прошел в Илион, подозрений
250 Не возбудивши ни в ком. Только я его сразу узнала,
Спрашивать стала, но он от ответов хитро уклонился.
Только тогда, как его я обмыла и маслом натерла,
Платьем одела и клятвой великой ему поклялася,
Что лишь тогда Одиссея троянцам я выдам, когда он
255 В стан уж вернется к себе, к ахейским судам быстролетным, -
Только тогда мне раскрыл он весь замысел хитрый ахейцев.
В городе много троянцев избив длиннолезвенной медью,
Он возвратился к ахейцам, принесши им знанье о многом.
Громко другие троянки рыдали. Но радостью полно
260 Было сердце мое: уж давно я рвалася уехать
Снова домой и скорбела о том ослепленьи, какое
Мне Афродита послала, уведши меня из отчизны,
Бросить заставив и дочку, и брачную спальню, и мужа,
Могшего духом и видом своим потягаться со всяким".

Также во время осады Трои Елена помогает Одиссею и Диомеду похитить из местного храма деревянную статую богини Афины.

Менелай после взятия Трои разыскивает Елену с мечом в руке, чтобы казнить её за измену, однако при виде Елены, сияющей прежней красотой, он выпускает меч из рук и прощает её.

В египетской версии мифа Менелай прибывает с призраком Елены в Египет, чтобы найти настоящую Елену. Призрак Елены возносится на небо, а истинная Елена возвращается к Менелаю.
После смерти Елена была перенесена на остров Левка в устье Дуная, где соединилась вечным союзом с Ахиллом (согласно одному из мифов, Елена и Ахилл встречались на Троянской равнине незадолго до смерти Ахилла). Впрочем, более правдоподобным выглядит другой миф, по которому на островах блаженных Ахилл соединился вечным союзом с Медеей. Страстная и сильная Медея гораздо более похожа на любимую когда-то Ахиллом Пентесилею , чем покорная судьбе Елена. Генри Райдер Хаггард, опираясь на сведения о встрече Одиссея и Елены в Трое, в романе "Мечта мира " навеки связывает судьбу Елены с другим героем Троянской войны - Одиссеем.

Парис — сын царя Трои Приама, брат Гектора. Это беспечный красавец, хвастливый и праздный, кото­рый, нарушив правила гостеприимства, похитил у ца­ря Менелая его жену, прекрасную Елену. Кроме кра­соты у Париса нет за душой ничего, отвагой и воин­ской доблестью он также не блещет. Ахейцы и троян­цы договариваются о том, что исход войны должен решить поединок между Менелаем и Парисом

Парис всеми силами старается избежать единоборст­ва, и только упреки брата Гектора заставляют его взяться за оружие. Поединок Парис проигрывает и спаса­ется лишь благодаря заступничеству Афродиты. Да­же Елена насмехается над таким горе-воякой, но это не смущает Париса, поскольку он и не стремится добывать воинскую славу, а видит смысл жизни лишь в служе­нии богине любви Афродите и плотских утехах. Парис ко­варен, он подкупает Антимаха для того, чтобы тот на совете троянцев высказывался против возвращения Елены Менелаю. Парис малодушен — в сражениях с гре­ческими героями он участвует только в качестве луч­ника. По сути, не Елена, а именно Парис становится при­чиной затяжной кровопролитной Троянской войны. Но боги именно ему велят победить Ахилла. Тем са­мым Гомер хочет подчеркнуть, что судьба сильнее да­же богов, поскольку может присудить победу вовсе не самому доблестному воину, сделав его своим послуш­ным орудием.

Сочинение

Сюжет «Илиады» проистекает из цикла героических сказаний о Троянской войне». Действие поэмы представляет только эпизод войны, на 10-м году; действующие лица подразумеваются уже известными. Поэтому, рассуждая о персонажах «Илиады», необходимо соотноситься не только с текстом поэмы, но и со всем циклом сказаний.

Ахилл. Центральная фигура поэмы – Ахилл, храбрейший из ахейских воинов - сын фессалийского царя Пелея и морской богини Фетиды. Он «кратковечен», ему суждена великая слава и «скорая смерть». Ахилл изображается настолько могучим героем, что враги-троянцы боятся выходить из стен города. Ахилл разгневан, что у него отбирают пленницу Брисеиду и отказывается участвовать в военных действиях. В детстве мать, богиня Фетида, старалась сделать тело Ахилла неуязвимым, и только в пятку можно было ранить его. По предсказанию жреца Каланта, поход на Трою был обречён на неудачу без участия Ахилла, и ахейцы во главе с Одиссеем призывают его на войну. В «Илиаде» мотив неуязвимости Ахилла не имеет большого значения; непобедимость Ахилла исходит из его внутренних качеств. Ахилл стремится проявить себя героем, зная, что ему суждена короткая жизнь. Столкновение с Агамемноном из-за Брисеиды едва не приводит к кровопролитию в стане ахейцев. Конец гневу Ахилла приходит только, когда он узнаёт о гибели друга Патрокла от рук троянского героя Гектора. Получив от Гефеста новые доспехи, он устремляется в бой, поражает бегущих троянцев и в решающей схватке побеждает Гектора. Однако смерть Гектора предвещает скорую гибель самого Ахилла. Тело Гектора Ахилл выдаёт троянскому царю Приаму за большой выкуп. О дальнейшей судьбе Ахилла повествует несохранившийся эпос «Эфиопиада».

Агамемнон – верховный вождь ахейцев, сын Атрея и Аэропы. «Илиада» описывает Агамемнона доблестным воином, однако не скрывает его высокомерия и неуступчивости; именно эти качества предводителя являются причиной многих бедствий для греков. Хвастовство удачным выстрелом на охоте вызывает гнев богини Артемиды, и она лишает греческий флот попутного ветра. Захватив в набегах на окрестности трои Хрисеиду, он отказываетсч вернуть её за выкуп Хрису, жрецу Аполлона, за что бог насылает на греков моровую язву. В ответ на требование Ахилла вернуть дочь отцу он отбирает у Ахилла пленницу Брисеиду, чем навлекает гнев героя. Этот эпизод составляет завязку «Илиады». Агамемнон остроумным способом испытывает верность войска: предлагает всем вернуться домой, и только после этого приступает к боевым действиям. В других источниках повествуется, что после взятия Трои Агамемнон с большой добычей и Кассандрой возвращается на родину, где его ждёт гибель.

Патрокл – соратник Ахилла. Хотя он и является одним из женихов Елены, участие его в войне больше объясняется дружбой с Ахиллом. Когда Ахилл отстранился от участия в боях и положение греков стало критическим, Патрокл убедил Ахилла разрешить ему сражаться. Облачённый в доспехи своего друга, на его колеснице, запряжённой бессмертными конями, Патрокл обратил троянцев в бегство и сразил свыше 20 троянских воинов, в том числе, знаменитого героя Сарпедона. Увлечённый боем, Патрокл забыл завет Ахилла, приказавшего ему вернуться, как только противник будет оттеснён от ахейского лагеря. Патрокл преследовал троянцев до самых стен Трои и там погиб от руки Гектора, которому помог Аполлон. В завязавшейся схватке над убитым Патроклом Гектору удалось совлечь с него доспехи, тело же Патрокла ахейцы, возглавляемые Менелаем и Аяксами, отбили и унесли в лагерь. Здесь Ахилл устроил Патроклу торжественные похороны: над погребальным костром в жертву герою было принесено 12 пленных троянских юношей.

Менелай – брат Агамемнона, спартанский царь, муж Елены. Менелай и Елена прожили безмятежно около десяти лет, после чего Елену похитил троянский царевич Парис. Тогда Менелай собрал всех бывших женихов Елены, давших клятву оберегать её честь, и отправился в поход. В единоборстве с Парисом Менелай явно берёт верх, и только вмешательство богини Афродиты спасает Париса. Вскоре Менелай был ранен Пандаром стрелой. Ещё раз Менелай проявляет доблесть, обороняя от Троянцев тело убитого Патрокла. Менелай входит в число греческих воинов, укрывавшихся в деревянном коне, и в ночь падения Трои убил троянского царевича Деифоба, ставшего мужем Елены после смерти Париса.

Елена – супруга Менелая, спартанская царица, прекраснейшая из женщин. Отец её Зевс, а мать – Немесида. Слух о красоте Елены распртостраняется настолько широко по всей Греции, что сватать девушку собираются герои всей Эллады. Мужем выбирается Менелай. Но Парис похищает Елену и бежит с ней в Трою, захватив с ней большие сокровища и много рабов. Елена в «Илиаде» явно тяготится своим положением, в ночь взятия Трои симпатия Елены на стороне греков. После падения Трои Менелай хотел убить её, но при виде жены он выпускает меч из рук и прощает её. Ахейское войско, уже готовое побить Елену камнями, увидев её, отказывается от этой мысли.

Одиссей – царь Итаки, сын Лаэрта и Антиклеи, умный, хитрый, ловкий и практичный герой. Благодаря его изобретению – деревянному коню,- погибла Троя. Он – носитель практической разумности, неустанной энергии, дальновидной способности ориентироваться в сложных обстоятельствах, умения красноречиво и убедительно говорить, искусства обхождения с людьми. Одиссей побеждает не только оружием, но словом и умом. Он отправляется вместе с Диомедом к лагерю троянцев. Одиссей бьёт и выставляет на посмешище Терсита, соблазняющего воинов, а затем произносит вдохновенную речь, возбуждающую боевой пыл войск. Он отправляется послом к Ахиллу, выступает в совете, и слова льются из его уст как снежная вьюга, так, что с ним не может состязаться ни один из смертных. Одиссей «славен копьём», «велик душой и сердцем». В стрельбе из лука его превосходит только Филоктет. Подчёркивается его «безупречность». Однако он сам признаётся царю Алкиною, что славен хитрыми измышлениями среди людей. Афина подтверждает, что в хитростях, измышлении и коварстве с Одиссеем трудно состязаться даже богу. Возвращению Одиссея на родину посвящена «Одиссея».

Аяксы –два воина в армии ахейцев. В сражении они часто находятся рядом. Аякс Оилид, царь Локриды – искусный копьеметатель и прекрасный бегун. Во время взятия Трои он совершил насилие над Кассандрой у алтаря Афины и навлёк немилость богов и гнев войска, его корабль разбился, возвращаясь из Трои, и Аякс погиб. Аякс Теламонид – двоюродный брат Ахилла, доблестный воин огромного роста и могучего телосложения. Он мечет в Гектора огромнейший камень и пробивает им щит врага. Троянцы в страхе разбегаются перед ним. Когда убит Патрокл, Аякс помогает унести с поля боя его тело. Также он защищает тело убитого Ахилла и претендует унаследовать его доспехи. Когда доспехи достаются Одиссею, оскорблённый Аякс пытается перебить ночью ахейских вождей, но Афина насылает на него безумие. Когда к Аяксу возвращается рассудок, он кончает с собой.

Гектор –сын Приама и Гекубы, главный участник войны на стороне троянцев. Он возглавляет боевые действия, сам отличаясь силой и геройством. Дважды сражается с Аяксом Теламонидом. Под руководством Гектора троянцы врываются в укреплённый лагерь ахейцев, подступают к ахейским кораблям и успеваюдт поджечь один из них. Гектору также удаётся сразить перед самыми воротами Трои Патрокла и совлечь с него доспехи Ахилла. После вступления Ахилла в бой Гектор, не взирая на мольбы родителей, остаётся с ним в поле одщин на один и погибает в поединке у Скейских ворот, предсказывая близкую гибель самому Ахиллу. Ахилл, одержимый жаждой мести за Патрокла, привязывает тело Гектора к колеснице и объезжает вокруг Трои, волоча труп сражённого противника. Но мёртвого Ахилла защищает бог Аполлон, и его не трогают птицы и звери. Боги вынуждают Ахилла выдать тело Гектора отцу Приаму, который устраивает пышные похороны.

Парис – сын Приама и Гекубы. Согласно предсказанию, он должен был стать виновником гибели Трои, и родители бросили его на горе Иде на съедение зверям. Но ребёнок уцелел и был воспитан пастухом. Богиня Афродита присудила ему стать обладателем самой красивой женщины. Парис вернулся в Трою, где был узнан сестрой – пророчицей Кассандрой и признан родителями. Он снова отправился в грецию, гостил у царя Менелая и стал виновником троянской войны, похитив жену царя Елену. Во время боевых действий Парис погиб от стрелы Филоктета.

В «Илиаде» множество других значимых персонажей, выступающих в эпизодах или на протяжении всего действия: Диомед, Эней, Пандар, Андромаха. Кроме того, события параллельно разворачиваются на Олимпе, стреди богов: в действие учавствуют Зевс, Афина, Аполлон, Гера и другие.

История Елены - красивая тайна, ускользающая в дымке тысячелетий. Год за годом, столетие за столетием древние поэты оставляли в легендах о Елене только то, что люди сами хотели от них слышать, а все, что не вписывалось в рамки красивой легенды, отбрасывалось и замалчивалось. Оставалось неизменным одно - необыкновенная красота этой женщины, сводившая с ума всех мужчин.

Правильнее было бы говорить - Елена из Спарты, ведь троянский период ее жизни составлял всего десять лет. Но так уж распорядилась судьба, что художники и поэты воспевают Елену Прекрасную, а читатели и кинозрители восторгаются Еленой Троянской.

Елена известна, прежде всего, как супруга спартанского царя Атрида Менелая, из-за обладания которой разгорелась война, погубившая древний могущественный город Трою. Вся жизнь Елены была полна экстраординарных событий. Древние источники утверждают, что Елена была чрезвычайно красива и богата. Возможно, здесь и таятся истоки всех ее несчастий. Будь Елена дочерью простого земледельца или пастуха, о ней никто и никогда бы не узнал. Но царская дочь имела и могла позволить себе все, о чем только можно было мечтать в те годы. А самое главное - она имела полную свободу, поэтому выросла гордой и независимой.

Однажды ко двору царя Тиндарея прибыл какой-то знатный чужеземец, молодой и красивый. По обычаю того времени хозяин дома обязан был уступить свою жену на ночь гостю. Радушный и гостеприимный Тиндарей, разумеется, не пошел против обычая, и Елена явилась последствием этого гостеприимства. Ребенок родился такой поразительной красоты, что слухи о нем прошли от Элиды до Малой Азии. Так как братья и сестры Елены внешностью мало чем отличались от простых смертных, красота новорожденной была признана божественной. По другой версии мифа отцом Елены был грозный Зевс, а ее мать после рождения дочери совершила самоубийство. "Земным отцом" Елены был царь Спарты Тиндарей.

Елена росла и становилась все красивее. Чтобы уберечь девушку от нежелательных случайностей, к царевне приставили специальную охрану. Елене было всего двенадцать лет, когда вместе с подругами она совершала торжественные пляски у алтаря Артемиды и ее похитил Тесей с помощью верного своего друга Пирифоя, увезя в Афины.

Братья Елены, диоскуры Кастор и Поллукс, тщетно искали сестру и уже готовы были отказаться от дальнейших поисков, когда, на их счастье, афинянин Академ сообщил им, где спрятана красавица. Молодые люди немедленно отправились освобождать сестру из плена. Освобожденная Елена по дороге домой остановилась в Микенах, у своей старшей сестры Клитемнестры, супруги "царя царей" Агамемнона. В это время она уже носила под сердцем тайный плод своей связи с Тесеем, грациозную Ифигению, впоследствии воспетую поэтами, которая и родилась в Аргосе. Елена отдала новорожденную девочку Клитемнестре, и та воспитала девочку, как собственную дочь.

Слух о прекрасной Елене распространился по Греции. Действительно, красотой вряд ли кто мог с ней сравниться. Сватать ее прибыли несколько десятков знаменитейших героев, среди которых были Одиссей, Менелай, Диомед, оба Аякса, Патрокл. Спарта, в которой правил Тиндарей, была вторым по богатству государством на полуострове Пелопоннес. А поскольку в 13 веке до нашей эры земельная собственность в Спарте была закреплена за женщинами (удел мужчин был воевать и получать военные трофеи), то царевна Елена была богатейшей невестой своей страны.

Елена вернулась в Лакедемонию как раз в тот день, когда отец хотел решить ее судьбу. Тиндарей, царь Спарты, во избежание обид среди женихов по совету Одиссея связал всех женихов Елены клятвой оберегать в дальнейшем честь ее будущего супруга. После этого мужем Елены Тиндарей выбрал Менелая. На этот выбор явно повлияло то, что Клитемнестра (старшая дочь Тиндарея) была замужем за братом Менелая - Агамемноном, царем Микен.

Цедрений говорил, что "у нее большие глаза, в которых светится необыкновенная кротость, пурпуровый ротик, сулящий самые сладкие поцелуи, и божественная грудь". Недаром же по форме ее грудей вылили чаши, предназначенные для алтарей Афродиты. Овидий говорил, что ее лицо не нуждалось ни в каких приукрашивавших средствах, к которым прибегали почти все гречанки.

По другой версии выбор был предоставлен самой Елене, и белокурый спартанец Менелай оказался счастливцем благодаря своим качествам, а не родству со знаменитым и богатым царем Агамемноном. Возможно, при выборе Елена руководствовалась тем, что Менелай был молод, красив, силен, уже известен в среде соотечественников, а также был открыт, простодушен и далеко не хитроумен. Именно это давало Елене возможность быть прекрасной и свободной женой при своем знаменитом герое-муже, который впоследствии должен был наследовать ее отцу.

Менелай и его старший брат Агамемнон были сыновьями Атрея и Аэропы. После убийства Атрея они были вынуждены бежать из Микен. Юноши нашли приют в Спарте у царя Тиндарея, который выдал замуж за Агамемнона Клитемнестру и помог ему вернуть царский трон в Микенах. К моменту сватовства Менелай был возмужалым прекрасным молодым героем, подающим большие надежды. Именно такого мужа прочил своей дочери Тиндарей, и именно такой человек показался самой Елене подходящим для замужества.

Вскоре Тиндарей уступил царскую власть в Спарте Менелаю и своей дочери Елене. В браке с Менелаем Елена родила дочь Гермиону. Безмятежная жизнь супругов длилась около десяти лет, пока в Спарту не приехал троянский царевич Парис. Увы семейное счастье оказалось под угрозой.

История о том, как троянский царевич Парис соблазнил спартанскую царицу Елену и увез ее тайно к себе в Трою, - очень популярна. Существует множество версий того, отчего красавица Елена очертя голову бросилась в объятья Париса, которого знала от силы несколько дней, и покинула своего мужа, красавца, героя, с которым они прожили почти десятилетие. Некоторые древние авторы предполагали крайнее распутство Елены, еще в раннем детстве вкусившей сладостной любви в объятиях Тесея. Именно поэтому ей ничего не стоило предпочесть новизну отношений с заезжим молодым Парисом уже надоевшей любви Менелая. Другие авторы склонны считать, что любовь между Еленой и Менелаем рассеялась. Муж предпочел жене рабынь (от которых у него родились сыновья, в будущем ставшие его наследниками), а Елена бросилась в объятья троянского царевича. Современные толкователи мифа, исторических и литературных памятников, в которых рассказывается история Елены и Менелая, предлагают свои теории. Есть даже предположение, у которого есть приверженцы, что Елена предпочитала женщин мужчинам, а бегство с Парисом давало ей шанс сменить обстановку и уйти из-под опеки мужа. Что ж, возможно, эта теория вызвана повышенным в последнее время интересом к теме гомосексуальности в обществе.

Согласно самой популярной версии мифа три богини - Гера, Афина и Афродита поспорили между собой, кто из них прекраснее. Символом победы было яблоко из райского сада. Вручить его и соответственно выбрать победительницу поручили молодому сыну троянского царя Приама - Парису. Афродита соблазнила молодого красавца обещанием, что подарит ему любовь самой прекрасной женщины на свете. Парис согласился, отдал первенство в споре Афродите и стал ожидать исполнения обещания. Самой красивой женщиной, конечно, была в то время Елена.

Боги не считались с волей людей, поэтому Афродита внушила Елене любовь к Парису, которой красавица не могла противиться. Была и другая версия мифа, высказанная древнегреческим поэтом Стесихором. Когда он написал песнопение о похищении Елены Парисом, он в ту же ночь ослеп. Поэт взмолился богам с просьбой об исцелении. Тогда в сновидении ему явилась Елена и сказала, что это наказание за то, что он сочинил про нее такие недобрые стихи. Стесихор сложил тогда новое песнопение - о том, что Парис увез в Трою совсем не Елену, а только ее призрак, настоящую же Елену боги перенесли в Египет, и она пребывала там, верная Менелаю, до самого конца войны. После этого Стесихор прозрел. На эту версию мифа опирался и греческий драматург Еврипид в трагедии "Елена".

Как бы там ни было, брак Менелая и Елены распался, Елена оказалась в Трое, оскорбленный Менелай призвал на помощь всех, кто во время сватовства к Елене поклялся защищать честь ее избранника. Войско было собрано. Любопытно, что когда греки отправлялись под Трою и уже были готовы пуститься в путь из гавани Авлиды, один из военачальников прогневал богиню Артемиду, которая потребовала принести ей в жертву Ифигению, ту самую незаконную дочь Елены, принятую Клитемнестрой и Агамемноном. В самый момент Артемида сжалилась и заменила Ифигению козой.

Когда Елену доставили в Трою, Парис смог уговорить своего отца Приама, царя Трои, разрешить жениться на ней, Елена была вынуждена подчиниться. Сначала спор между державами решено было решить поединком Менелая и Париса. В этом бою отважный и опытный Атрид почти одолел противника, но Афродита вмешалась и вновь помогла своему любимцу Парису. Военные действия стали неизбежны. Троянская война длилась десять изнурительных лет. Конечно, наивным было бы полагать, что причиной столь длительного противостояния была женщина, пусть даже такая прекрасная, как Елена. Были и политические, и экономические причины столь настойчивого желания греков одолеть непоколебимую Трою. Но Менелай все это время не переставал ревновать и любить свою супругу.

Несмотря на "любовь к Парису", за десять лет, пока Елена была женой Париса, она так и не родила ему ребенка. В "Илиаде" Гомера Елена тяготится своим положением, так как чары Афродиты, вызвавшие чувство к Парису, уже развеялись. В 4-й песне "Одиссеи" Елена рассказывает, как во время войны она помогла Одиссею, тайно проникшему в город.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!