Неопределенно-личное предложение: примеры и признаки. Примеры односоставных предложений

Главный член неопределенно-личных предложений выражается спрягаемой формой глагола множественного числа, в настоящем и будущем времени - формой третьего лица множественного числа. Основная структурная схема - Vf3pl. Другая, менее характерная форма - имя прилагательное во множественном числе в сочетании со связкой, структурная схема - cop Adj pl. Примеры: Вас просят к телефону, Победителя не судят. Здесь вас не поймут. В госпитале с ним были подчеркнуть услужливы. Синтаксическая семантика неопределенно-личных предложений - действие, состояние неопределенного субъекта. Неопределенность субъекта означает следующее: субъект в действительности существует, но говорящий представляет действие, не соотнося его с субъектом, происходит «отчуждение» действия от субъекта. При этом в реальной действительности субъект может быть вполне определенным. Например: Прощаясь, Ипполитов поцеловал ей руку. Впервые в жизни ей целовали руку. Второе предложение - неопределенно-личное, действие (известного) субъекта представлено в отвлечении от него. Внимание говорящего сосредоточено на действии, а не на его производителе, который становится неважным. Еще подобный пример: Она навстречу, как сурова! Его не видят , с ним ни слова (А.Пушкин. Евгений Онегин). Действие «не видят» имеет конкретный реальный субъект (Татьяна), но представлено в отвлечении от него.

Неопределенно-личное значение создается формой множественного числа, которая употребляется в особом грамматическом значении: не в прямом (действие нескольких субъектов), а в переносном (действие неопределенного субъекта). Ср.: Во дворе дети. Бегают, шумят. Второе предложение - двусоставное, имеющее неполную реализацию, подлежащее «дети», форма множественного числа глагола («шумят») употребляется в прямом значении. В коридоре шумят - неопределенно-личное предложение, субъект неважен, форма множественного числа глагола употребляется в переносном значении.

Парадигма неопределенно-личных предложений - полная: форма множественного числа есть в любом наклонении и времени. Ср.: В коридоре шумят. В коридоре шумели. В коридоре будут шуметь. Если бы в коридоре шумели… и т.д.

Значение неопределенного субъекта, как правило, поддерживается другими компонентами предложения - второстепенными членами, которые как бы восполняют отсутствие компонента со значением субъекта (подлежащего). В такой роли выделяется два основных типа второстепенных членов:

  • 1) Второстепенный член с обстоятельственным локальным (пространственным) значением, косвенно указывающий на субъект. Например: На работе его не любили. Из дома не отвечают. Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели. Молчали желтые и синие, В зеленых плакали и пели (А.Блок). В первом предложении обстоятельственный компонент «на работе» не только обозначает место ситуации, но и дает указание на субъект ситуации («на работе» - «те, кто с ним работал»). В последнем примере интересно сопоставить структуру и значение двух последних предложений. «Молчали желтые и синие» - предложение двусоставное, в котором подлежащие выражаются субстантивированными прилагательными в именительном падеже (грамматическая форма подлежащего). «В зеленых плакали и пели» - односоставное неопределенно-личное предложение с единственным главным членом в форме Vf pl, содержащее компонент «в зеленых» с пространственно-субъектным значением.
  • 2) Второстепенный член со значением объекта, стоящий в начале предложения - в позиции отсутствующего подлежащего. Например: Эти ягоды не едят. Нефть нашли здесь еще в девятнадцатом веке. Аксинью выдали замуж семнадцати лет. В первом предложении компонент «эти ягоды» не подлежащее, а дополнение (форма винительного падежа). Но он поставлен в начало предложения как тема высказывания, ремой которого является главный член предложения «не едят».

Существуют неопределенно-личные предложения, употребляющиеся в нераспространенном виде - как готовые лексикализованные формулы: Звонят. Стучат. Стреляют. Нетрудно заметить, что главные члены выражены здесь глаголами, обозначающими воспринимаемыми человеком звуковые проявления. Ср. также неопределенно-личное значение главных частей сложноподчиненных предложениях изъяснительного типа: Говорят, что он уже приехал, Рассказывали, что, Считают, что. Главные члены - глаголы речемыслительной деятельности.

Неопределённо-личные предложения - это односоставные бесподлежащные предложения, главный член которого выражен глаголом 3-го лица множественного числа настоящего и будущего времени, либо формы множественного числа (глаголов прошедшего времени и условного наклонения или прилагательных). Например : говорят, рассказывают, будут думать, слышали, ушли бы; (им) довольны; (ему) рады.

Когда используют неопределённо-личные предложения

Неопределённо-личные предложения используются, либо когда действующее лицо или действующие лица не так важны, либо подразумеваются в тексте выше. Акцент делается на действии , описываемом в предложении.

Например : Сейчас только и говорят о тебе и о том, куда ты подевался.

Слыхали, какой сегодня гром был во время дождя?

Вас вызывают к начальству – необходимо, чтобы вы поставили подпись.

В первом примере говорящий хочет акцентировать, что поступок его собеседника вызвал отклик у общества. Во втором говорящий интересуется, слышал ли его собеседник (или их несколько). Ему интересно, слышали ли гром или нет, а не кто именно его слышал. В третьем примере говорящий передаёт информацию третьему лицу, которое должно совершить требуемое действие. Здесь действующее лицо очевидно из контекста, поэтому не указано.

Форма 3-го лица множественного числа глагола-сказуемого не содержит информации ни о количестве деятелей, ни о степени их известности. Поэтому эта форма может выражать: 1) группу лиц : Над этой проблемой уже работают. Дома мною были довольны; 2) одно лицо : Принесли бы мне чего-нибудь. Подайте книгу, пожалуйста; 3) и одно лицо, и группу лиц : Меня внимательно выслушали. Меня встретили в аэропорту; 4) лицо известное и неизвестное : На улице, как всегда, шумят. Говорят, ты с ней виделся сегодня?

Неопределённо-личные предложения обычно распространённые, т.е. включают в свой состав второстепенные члены предложения. Как правило, их включаются две группы:

1) Обстоятельства места и времени, которые обычно косвенно характеризуют деятеля: Разве не вчера тебя привезли?

2) Прямые и косвенные дополнения, вынесенные в начало предложения: Дома уже всё знают.

Неопределённо-личные предложения также часто употребляются в диалогах. При этом обычно имеется предложение, с которым связано данное неопределённо-личное предложение, например:

Я вчера встречался с подругой.

Так это с ней я тебя видел?

Предложением как лексической единицей, его видами и особенностями занимается особый раздел языка - синтаксис, что в переводе с греческого обозначает «построение». Изучение синтаксиса и его единиц поможет обретению более грамотной, богатой речи, научит пользоваться всевозможными стилистическими средствами языка. Человек, знающий синтаксис, логично строит предложения в речи.

Понятие о предложении

Центральным предметом изучения синтаксиса является предложение. Именно этими единицами люди выражают мысли, пишут и говорят.

Отличить предложение от другой лексической единицы - словосочетания - можно по следующим признакам:

  1. Предложение является высказыванием о каком-либо предмете речи. Высказывания могут быть различными, содержать повествование, вопрос или побуждение. Приятно пахнет цветок акации. (предложение повествовательное, выражает сообщение) Что вам всем нужно для счастья? (Рождественский Р.) (предложение вопросительное, выражает вопрос) Пусть каждый день вам доброе добудет! (С. Маршак) (предложение побудительное, мотивирует к действию)
  2. Предложение - единица общения. Оно содержит в себе законченную мысль, поэтому люди разговаривают между собой предложениями.
  3. Ему присуща грамматическая основа.
  4. Предложение отличает интонационная законченность.

В русском языке предложения делятся на простые и сложные. Отличие между ними - количество в составе грамматических основ. Например: Прекрасна была земля в дивном серебряном блеске. (Н. Гоголь) Мы хотим, чтоб солнечное небо осеняло каждую страну. (В. Тушнова) . Первый пример - предложение простое, в составе одна предикативная основа: земля - подлежащее; прекрасна была - сказуемое. Второй пример - предложение сложное, в его составе две грамматические основы: первая - мы (подлежащее) хотим (сказуемое); вторая - небо (подлежащее) осеняло (сказуемое).

Односоставное предложение

Предикативная основа - один из определяющих факторов в классификации предложения. По ее составу простые предложения русского языка делятся на односоставные и двусоставные. Последние имеют в составе полную предикативную основу: подлежащее и сказуемое.

В односоставном предложении - один главный член. Сравните: Приятно пахнет акация. - Приятно пахнет акацией. Первое предложение двусоставное: подлежащее - акация , сказуемое - пахнет ; второе предложение односоставное, имеет в составе только сказуемое - пахнет .

Примеры неопределенно-личных предложений

Когда используются неопределенные личные предложения? Примеры можно взять из текстов различных стилей:

  1. Поутру пришли меня звать от имени Пугачева (А. С. Пушкин). Сказуемое пришли звать.
  2. Сказали мне: «Сегодня не надейся, Не стоит уповать на небеса». И вот опять дают задержку рейса на Одессу, Теперь обледенела полоса (В. Высоцкий). В данном примере простые неопределенно-личные предложения в составе сложного: в первой части сказуемое сказали , во второй - сказуемое дают .
  3. За любовь платят любовью (посл.). Сказуемое платят .
  4. Семьей и горох молотят (посл.). Сказуемое молотят .
  5. Судят о здоровье по тому, как радуются утру и весне (Г. Торо). Сказуемые судят, радуются.
  6. Когда обращаются к человеку в официальной обстановке - называют имя и фамилию (этикет). Сказуемые обращаются, называют.

Приведенные примеры - неопределенно-личные предложения - из литературы художественной и сводов правил. Можно назвать большое количество примеров, ведь подобные единицы помогают авторам достичь динамики повествования.

Задания и упражнения

Упражнения на тему «Односоставные предложения» могут быть различными. Например, составить неопределенно-личные предложения, найти их среди других односоставных. Также можно предложить задание поставить соответствие предложениям с одним главным членом сказуемым.

Разберем варианты:

  1. Из двусоставного предложения "Я предлагаю приступить к работе завтра" составить неопределенно-личное. (Ответ: Предлагают приступить к работе завтра).
  2. Среди представленных найти неопределенно-личное предложение. А. Писем не приходило в течение полугода. Б. Какая благодать! В. На заводе увольняют рабочих. Г. Хочу остаться один. (Правильный ответ под буквой В.)
  3. Определить, какие односоставные предложения даны в предыдущем задании. А - определенно-личное; Б - назывное; В - неопределенно-личное; Г - безличное.

Тип урока: изучение нового.
Форма урока: урок - исследование.
Цели и задачи урока: создать условия для развития языковедческой компетенции через:
- формирование понятий об неопределённо- личных предложениях и умений находить их по значению и структурным особенностям;
- отработку навыков использования данных предложений в речи;
- формирования умений систематизировать материал для создания презентации;
- развитие коммуникативных навыков, творческого мышления;
- воспитание любви к родному языку; привитие интереса к познанию.
Оборудование: Презентация (приложение к уроку), на столах учащихся листы «Моя презентация» (у каждого ученика).

Моя презентация

Ход урока

I.Организация класса.
Подготовка к восприятию.
На экране слово Презентация.
Учитель: Ребята, на экране вы видите слово презентация, скажите, как вы понимаете лексическое значение этого слова? (Высказывания детей)
Учитель: А теперь посмотрите на экран (Приложение. Презентация.), где записано это слово и его словарная статья.
Чтение учителем значения слова со слайда презентации.

II. Целеполагание:
Учитель: Сегодня у нас необычный урок – урок – презентация, я вам приготовила свою презентацию и буду учить вас делать презентацию на материале урока русского языка. У вас есть листы, на которых условно нарисованы «слайды» – прямоугольники. (Слайды – кадры фильма «Моя презентация»). За урок вы их должны будете заполнить.
Начнём работать.
На экране предложение: В дверь несмело постучали.
Учитель: Сейчас мы с вами проведём синтаксическую минутку. Давайте прочтём предложение на экране и определим его тип по строению, наличию главных членов. Какое оно? (по составу простое, по наличию главных членов – односоставное) Можете ли вы определить вид этого односоставного предложения? (Нет)
Понятно ли нам, «кто это стучали»? (Нет)
Учитель: Действующее лицо здесь мыслиться неопределённо, нечётко, неконкретно. Я вам говорю, что это неопределённо – личное предложение
Сегодня мы с вами проводим урок – исследование. Объектом нашего исследования является тема: «Неопределённо – личные предложения» Запишите тему на свой «слайд №1»
На экране появляется тема урока: «Неопределённо – личные предложения»
Учитель: У нас сегодня новая тема урока. Какие цели и задачи вы должны поставить перед собой? Подумайте и запишите на свой «слайд № 2» (Ученики пишут цели на своём «слайде»). Слово учащимся.
Учитель: Я тоже поставила цели и задачи к уроку: (Учитель читает цели со слайда своей презентации). На экране цели и задачи.
* Формирование у учащихся понятий об неопределённо–личных предложениях и умений находить их по значению и структурным особенностям.
* Отработка навыков использования учащимися данных предложений в речи.
* Развитие умений систематизировать материал для создания презентации.
Совпадают ли наши цели? Обсуждение.

III. Подготовка к восприятию темы.
1. Учитель: Проверим, как вы дома подготовили сообщение об односоставных и определённо – личных предложениях. (Учитель спрашивает домашние задание, по желанию учащихся один ученик выходит к доске и делает сообщение)
Учитель спрашивает о дополнениях, исправлениях.
2. На экране (презентация) записаны предложения:
Пройдите по городу на Неве, вглядитесь в него.
Парк давно закрыли.
Учитель: Спишите на свой «слайд № 3» с экрана презентации определённо – личное предложение. Учащиеся работают, а потом рассказывают, какое предложение выписали и почему.
I Сотворчество. Восприятие нового.
1.Учитель: сегодня на уроке вы не пассивные слушатели, а активные участники. Не забывайте об этом.
У нас на экране осталось предложение. Появляется новый слайд:
Парк давно закрыли
Чем выражен главный член? Каковы грамматические значения глагола – сказуемого? (глагол 3 лица, множественного числа, прошедшего времени). Важно ли в этом предложении подлежащее? (Нет)
Учитель: В этом предложении главное - действие
2. На экране предложение:
В деревнях и сёлах готовятся к севу.
Работаем устно. (Определяем форму глагола – сказуемого – 3 лицо, множественное число, настоящее время). Важно ли в этом предложении знать, кто готовится к севу? (Нет)
Выводы: В этом предложении тоже главным является действие.
3. На экране презентации предложение:
Завтра нам выдадут новые учебники.
(Определяем форму сказуемого – 3 лицо, множественное число, будущее время). Учитель: В данном предложении тоже главное – действие.
Делаем вместе выводы:
Какими формами выражается глагол – сказуемое в неопределённо – личных предложениях? (Ответы учащихся)
Вывод: В неопределённо – личных предложениях нет действующего лица, оно мыслится неопределённо, неконкретно. В таких предложениях не бывает подлежащего. Вот почему они так называются неопределённо-личными.
Учитель: Сейчас мы с вами заполним 4 слайд вашей «презентации», найдите его. Нам нужно заполнить 6 пункт алгоритма, написать, в какой форме употребляется глагол – сказуемое в неопределённо – личных предложениях.
4. На свой «слайд № 4» ученики записывают, в какой форме употребляется глагол – сказуемое.
Пишут.
Учитель: а теперь сверьте, правильно ли вы сделали задание?
На экране в это время – полный алгоритм.

IV. Первичное закрепление изученного.

1. Учитель: В своей презентации для изучения нового материала я предложила 3 неопределённо – личных предложения. Вам я предлагаю на своём следующем «слайде № 5» тоже записать 3 неопределённо - личных предложения, которые вы придумаете сами. Думаем работаем. (На экране в это время – алгоритм полный так и есть).
2. Проверка предыдущего задания. Исправления, дополнения.
3. Работа с поэтическим текстом.
На экране пронумерованные предложения.
Учитель: Вы видите пронумерованные предложения. Сейчас ребята, которые сидят на первом варианте, себе на черновик (с другой стороны листа «Моя презентация») запишут только цифры определённо – личных предложений, а ребята, которые сидят на втором варианте – неопределённо- личных предложений)

Учащиеся работают.

1) И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
А. С. Пушкин

2) Люблю грозу в начале мая.
Ф.И. Тютчев

3) Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий стройный вид!
А.С. Пушкин

4) И вот нашли большое поле.
М. Ю. Лермонтов

5) Брожу по набережной снова..
Ю. Друнина

Проверка: На доске появляется ответ: 2,3, 5 – определённо – личные предложения; 1, 4 – неопределённо – личные.
4. Игра – конкурс «Кто быстрее и правильнее найдёт неопределённо – личное предложение?». (Цель игры: проверить, как учащиеся научились различать определённо – личные и неопределённо – личные предложения)
Учитель медленно читает предложение, а учащиеся поднимают руку, если это неопределённо – личное, не поднимают, если это определённо- личное предложение
А). Выберите себе книгу по вкусу.
Б) В доме шумят.
В) Не из Барнаула ли будешь?
Г) Приготовьтесь к уроку!
Д) Детей учили рисованию.

5. Рефлексивный этап урока.

Учитель: Итак, подведём итоги нашей работы:
1). Возвратимся к предложению, которое мы видели вначале урока:
В дверь несмело постучали.
Теперь мы точно можем сказать, какое это предложение? Почему? Доказать. (Выступления учащихся: это неопределённо-личное предложение. Доказывают)
2). Подытожим свои знания по изученной теме. Создаём следующий свой «слайд № 6». Вы напишите, подводя итоги, одно предложение (начало предложения – на выбор). Текст своего «слайда № 6» вы можете начать так:
Экран презентации:
1. На уроке мне было…, я понял (а), что…
2. На уроке я чувствовал (а) себя…, узнал (а)…
Учитель: Выполнили ли мы цели и задачи, которые поставили в начале урока? Посмотрите на свой «слайд № 2» и ответьте на вопрос. Ответы учащихся.

V. Домашнее задание:
Учитель комментирует домашнее задание

1. На странице 108 – 109 параграф 22, упражнение 213.
2. Индивидуальное задание: Тюленеву Диме и Домрачеву Владу создать свою презентацию по «слайдам», составленным на уроке.

Неопределённо-личными называются такие предложения, в ко­торых нет подлежащего, а сказуемое обозначает действие, кото­рое совершается неопределёнными лицами.

Например: В колхозе убирают урожай,

В киоске продают газеты.

Если сказуемое в неопределённо-личном предложении выра­жено глаголом в настоящем или будущем времени, то глагол всегда стоит в форме третьего лица множественного числа, если сказуемое выражено глаголом в прошедшем времени, то глагол стоит в форме множественного числа:

Его посылают в командировку.

В магазин скоро привезут новые книги.

В нашем городе будут строить текстильный комбинат.

Его послали в командировку.

В магазин привезли новые книги.

Неопределённо-личные предложения употребляются тогда, когда главное внимание уделяется факту, событию, а кто про­изводит действие – или неизвестно, или неважно.

Действие, о котором говорится в неопределённо-личном пред­ложении, может относиться к неопределённому количеству лиц (В поле убирают хлеб. Строят новую школу. Дом ремонтируют.) или к одному неопределённому лицу (Окно закрыли, принесли письмо.).

Предложение Вас ждут может значить, что ждёт один чело­век или несколько человек.

Упражнение 3. Укажите, какие предложения являются неопределённо-личными, какие – личными.

1. В соседней комнате громко разговаривали. 2. Мы сидели за столом и зовут меня в гости. 5. В зале зааплодировали. 6. Когда опу­стился занавес, зрители зааплодировали.

Упражнение 4. Замените данные предложении неопределенно-лич­ными.

1. В этом магазине продаются книги. 2 По радио переда­вался симфонический концерт, 3. В нашем городе строится но­вый завод. 4. Школа отремонтирована к новому учебному году. 5. Магазин закрыт па учёт. 6. В клубе демонстрируется не. кинофильм.

Упражнение 5. Сравните неопределённо-личные предложения с лич­ными предложениями, в которых подлежащее выражено неопределённым местоимением кто-то. Разберите эти предложения по членам предложения.

Упражнение 6. Напишите 5-6 неопределённо-личных предложений.

Обобщённо-личные предложения.

Обобщённо-личными называются такие предложения, в кото­рых сказуемое обозначает действие, совершаемое всяким, любым лицом. Например:

Что посеешь, то и пожнёшь.

Век живи, век учись. (Поел.)

Особенно часто обобщённо-личные предложения употребляются в пословицах.

1. Сказуемое в обобщённо-личных предложениях обычно выражается глаголом во втором лице единственного числа:



Из песни не выкинешь .

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

2. Сказуемое может выражаться глаголом в повелительном наклонении.

Век живи , век учись .

Семь раз отмерь , один раз отрежь .

3. Сказуемое может выражаться глаголом в третьем лице множественного числа: В лес дров не возят .

Иногда сказуемое в обобщённо-личных предложениях выражается глаголом

в первом лице множественного числа: Что имеем – не храним , потерявши –плачем .

Обычно обобщённо-личные предложения не имеют подлежащего.

Иногда в обобщённо-личных предложениях бывает подлежа­щее, выраженное личным местоимением первого или второго лица. например:

Охотно мы дарим, что нам не надобно самим.

Упражнение 7. Укажите, какими формами глагола выражены сказуемые в обобщенно-личных предложениях. Объясните значение пословиц.

1. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь, 2. Слезами горю не поможешь. 3. Не спеши языком, торопись делом. 4. Шила в мешке не утаишь. 5. Цыплят по осени счи­тают. 6. Вчерашнего дня не воротишь. 7. Не плюй в колодец: пригодится воды напиться. 8. Любишь кататься –люби и саночки возить

Назывные и неполные предложения.

Назывными предложениями называются такие предложения, в которых имеется только одни главный член – подлежащее. В назывных только названы, о них ничего не говорится, кроме того, что они есть (существуют).

Например:

Вот и лес. Тень и тишина.

И дождь и ветер. Ночь темна.

При подлежащем в назывном предложении могут быть определения (как согласованные, так и несогласованные):



Поздняя осень. Грачи улетали. (Н)

Вершины Альп… Целая цепь крутых уступов ... (Тург.)

Назывные предложения обычно употребляются при описании. Например, описание природы в стихотворении Никитина:

Золотые нивы.

Гладь и блеск озер,

Светлые заливы,

Без конца простор.

Некоторые назывные предложения имеют указательные час­тицы вот и вон. Например: Вот лес. Вон речка.

Упражнение 8. Прочитайте предложения. Укажите назывные предложения.

1. Мороз и солнце: день чудесный! (П.)

2. Зима! Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь. (П.)

3. Вот мельница! Она уж развалилась. (П.)

5. Ясный зимний полдень. Мороз крепок. (Чех.)

6. Девятый час утра. Навстречу солнцу ползёт тёмная свин­цовая громада. (Чех.)

7. Вершины Альп... Целая цепь крутых уступов... Самая сердцевина гор... Сильный, жестокий мороз. Твёрдый искри­стый снег, Из-под снега торчат суровые глыбы обледенелых, обветренных скал. (Тург.)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!