Нравственные искания Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого «Война и мир

Российской Федерации - вопрос, к рассмотрению которого необходимо подходить с учетом истории формирования, становления и развития высшей школы за пределами государства. В частности, конец ХХ века стал во многом определяющим для российской национальной системы образования, поскольку в этот период происходили кардинальные перемены на всех ступенях сформировавшейся к тому моменту высшей школы.

Точки соприкосновения европейского и российского образования

Реформационный процесс был вполне закономерен и ожидаем, поскольку оптимизация политической, экономической и социальной сфер жизнедеятельности государства должна была повлечь за собой перестройки и в кругу остальных общественных отношений. Важные шаги в первую очередь должны были произойти в содержательной и методической части, а не только на идеологическом уровне. Естественно, что происходящие перемены способствовали и модернизации управленческой системы вузов, а также внесению существенных изменений в нормативно-законодательную базу.

На протяжении существования и развития России как единой современной державы европейские образовательные системы являлись образцовыми. Впервые механизм функционирования сферы образования в странах Старого Света нашел свое отражение и в отечественных высших заведениях ещё в середине 18 столетия. Этим можно объяснить нередкие проявления традиций в российских вузах, свойственных европейским школам. Схожесть проявляется и в структуре, и в тенденциях развития, и в содержательной деятельности.

Огромную роль в реформировании системы образования сыграл новый внешнеполитический процесс. Болонский образовательный курс, к принятию и которого Россия шла на протяжении многих лет, соответствует государству, воспринимаемому передовыми европейскими державами в качестве достойного равноправного партнера.

Переход на новый уровень и зарождение Болонской системы

С распадом СССР и переходом российского государства к рыночной экономике действия руководства по обеспечению внутренних и внешних потребностей страны в профессионально подготовленных кадрах стали более активными и продвигались в направлении создания коммерческих вузов. Только таким образом отечественная система высшего образования смогла бы конкурировать с другими представителями международного рынка образовательного спектра услуг.

Следует отметить, что Болонский процесс в России практически перевернул с ног на голову отечественную систему образования. До направленности на европейскую систему образовательный механизм выглядел абсолютно по-другому. Чтобы обеспечить качество профессионального образования, в стране утверждали государственные образовательные стандарты сначала первого, а затем и второго поколения. Целью установления данной стандартизации руководство страны считало создание единого образовательного пространства и установление эквивалентной равности документов об образовании с таковыми других развитых государств.

О гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования

Болонский образовательный процесс начал свое зарождение ещё с мая 1998 года. Тогда в Сорбонне было подписано многостороннее соглашение «О гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования». Декларацию, которую впоследствии стали считать вступлением к Болонскому договору, приняли министры Франции, Великобритании, Италии и Германии.

Её задачей было создание и разработка правильной действенной стратегии развития общеевропейской модели образования. Фундаментальными элементами этого договора стала цикличность обучения, применение кредитно-модульной системы.

Соглашение в Болонье

Процесс (Болонский он стал называться потому, что подписание соответствующего договора произошло в Болонье) создания нового европейского образования был направлен на гармонизацию и слияние отдельных образовательных систем каждого государства в цельное пространство высшей школы. Датой, которая дала отсчет этому важному шагу в истории мирового образования, считают 19 июня 1999 года. В тот день представители образовательной сферы и министры более чем 20 европейских держав договорились о подписании соглашения, именуемого после Болонской декларацией. 29 участниц - страны Болонского процесса - оставили договор открытым, и на данный момент к «Зоне европейского высшего образования» могут присоединиться и другие государства.

Внедрение Болонского процесса в России

Как уже упоминалось, образовательная система постсоветской России остро нуждалась в совершенствовании. В период перехода к самостоятельному независимому государству сфера высшего образования перестала отвечать современным запросам, в её развитии не просматривалась даже малейшая динамика. В полной мере не использовался потенциал богатейшего внутреннего резерва. Реформирование данной сферы помогло избавиться стране от идеологии советского тоталитаризма и внедрить в общество активно набирающий обороты во всем мире демократический процесс.

Болонский договор, подписанный Россией в 2003 году, позволил вступить российскому государству в единое пространство высшего образования Европы. Неудивительно, что с введением европейских стандартов в данной сфере научный и преподавательский состав страны разделился на два лагеря. Появились и противники, и сторонники новых позиций, но, между тем, перемены и соответствующие преобразования происходят и по сей день. Болонский процесс образования все сильнее врастает в отечественную образовательную систему.

Беспрерывно укрепляющиеся отдельные положения декларации, подписанной в Болонье, способствуют продолжению реконструкции российской образовательной системы с целью:

  • приведения её в соответствие с европейскими общественными системами высшей школы;
  • повышения уровня доступности, популярности и демократичности вузов среди местного населения;
  • повышения конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений России и уровня их профессиональной подготовки.

Первые сдвиги в системе высшего образования

Болонский процесс в России уже через несколько лет функционирования помог достигнуть заметных результатов. Основной заслугой данной системы является:

  • выстроена зона высшего образования в соответствии с европейскими стандартами, основной задачей которых является развитие мобильности учащихся с перспективой трудоустройства;
  • гарантирована конкурентоспособность каждого высшего учебного заведения в борьбе за контингент учащихся, государственное финансирование в сравнении с иными образовательными системами;
  • университеты наделены важной ролью центральных объектов-носителей правильного общественного сознания в ходе развития культурных ценностей народов Европы.

Кроме того, в течение последних лет заметно укрепились нынешние и осуществляется постепенное завоевание более высоких позиций интеллектуального, научно-технического и социально-культурного ресурса Европы, где система Болонского процесса способствует повышению престижности каждого вуза.

Подготовка России к принятию Болонского процесса

На данный момент численность государств, принявших Болонскую декларацию, продолжает расти. Сегодня реализация Болонского процесса - задача как минимум для 50 современных государств на территории Европы. Однако стоит обратить внимание и на предварительную Концепцию модернизации российского образования. Этот документ, подготовленный Министерством образования, был одобрен российским правительством и Государственным советом. Действовал этот документ до 2010 года.

Концепция являлась основополагающим направлением державной политики в образовательной сфере, при том, что не содержала ни малейшего намека на Болонскую декларацию или на другой какой-либо документ процесса. Между тем, сравнивая тексты Концепции и положений, содержащихся в Болонском процессе, найти существенные различия будет нелегко.

Так же, как оценено по достоинству высшее образование в Болонском процессе, в Концепции отмечена важность признания того, что образование является неотъемлемым фактором становления новейшего уровня экономики и общественного уклада. По сути, такому документу вполне под силу конкуренция с иными образовательными зарубежными системами.

Описание предшествующей Концепции

Признавая за российской системой образования способность конкурировать со структурами образования передовых стран, Концепция говорит о необходимости широчайшей поддержки со стороны социума, а также общественно-экономической политики, возвращение должного уровня ответственности государства, его важной роли в образовательной сфере.

Составление Концепции модернизации российского высшего образования стало подготовительным этапом в процессе вхождения российского государства в Болонскую систему. Несмотря на то что тогда это не являлось главной задачей документа, он стал определенным прологом ко вступлению страны на новый путь образовательной сферы. Среди важных установок, стоящих перед главами соответствующих ведомств, стоит упомянуть о разработанных моделях федеральных государственных образовательных стандартов квалификационных уровней «бакалавр», «магистр», касающихся спектра технических и технологических специальностей.

По сравнению с государствами, которые подписали Болонское соглашение в 1999 году, Россия имела более выгодное для себя положение. Обратившись к документам Болонского процесса только в начале 21 века, Россия уже имела возможность взять на заметку опыт европейских стран. К тому же основные принципы обучения, системы сотрудничества и контрольный механизм над осуществлением процесса были давно сформированы и даже прошли этапы проверки.

Пополнить ряды передовых государств с Болонской системой образования Россию побудила надобность организации соответствующего механизма для уверенной конкуренции с европейскими, налаженными до «автоматизма» образовательными укладами.

Позитивные перемены

Благодаря вхождению России в общеевропейское образовательное пространство, выпускники отечественных вузов получают специалистов и магистров. Все страны Болонского процесса признали такие документы в качестве единого образца, подтверждающего получение высшего образования, в том числе и приложения к диплому, принятое и ЮНЕСКО. Таким образом выпускникам российских вузов предоставляется возможность стать полноправными членами программ

Характерные черты Болонской системы в России

Из основополагающих пунктов и положений, которые привнес в российскую образовательную систему Болонский процесс, можно выделить несколько:

  • разделение системы высшего образования на два уровня: (для получения диплома бакалавра необходимо пройти 4-5-летнюю подготовку; магистры учатся 1-2 года);
  • включение в учебные рабочие планы структуры часовых кредитов, которые представляют собой комплекс лекционных, семинарных занятий и самостоятельной работы студента (только пройдя программу по каждой дисциплине, рассчитанную на определенное количество часов, можно перейти на следующий курс обучения);
  • оценивание качественной составляющей полученных знаний по мировым стандартизированным схемам;
  • возможность непрерывно продолжать обучение практически в любом в случае, например, переезда из России;
  • акцентирование внимания на проблемы общеевропейского уровня и содействие их изучению.

Преимущества для студентов

Отсюда следует, что выпускники российских университетов получат дипломы об образовании, не только подтверждающие их квалификацию в родной стране, но и будут котироваться среди работодателей по всей территории Европы. В свою очередь, иностранные студенты имеют огромные шансы трудоустроиться здесь. Кроме того, самым успешным учащимся будет предоставлена возможность прохождения обучения на протяжении семестра или года в университетах за рубежом благодаря характерным программам мобильности. Возможной стала и смена выбранной специальности при переходе, например, с бакалавриата на магистратуру.

Среди преимуществ непосредственно учебного процесса стоит назвать накопительную систему кредитов дисциплин, именно она позволит применить их для ускоренного получения второго высшего образования или углубленного изучения приоритетного иностранного языка, причем как в стенах вуза, так и в других странах.

Заключение

Развитие Болонского процесса во многом предопределялось условиями общих реформ, затрагивавших практически все жизненные сферы российского государства. Формирование установленной модели образовательной системы значительно усложняли различия двумя столь непохожими культурами обучения Высших школ: отечественной и европейской. Несовпадения можно было наблюдать во всем: в продолжительности обучения, квалификационных составляющих, направлений специальной подготовки. Отличия можно было с легкостью заметить даже в том, как организован учебный процесс.

Болонский договор, внесший кардинальные изменения в образовательную систему России, подразумевал переход к двухуровневой системе высшего образования от одноуровневой. До подписания соглашения вузы обучали студентов беспрерывно, на протяжении 5 лет. Дипломированных и высококвалифицированных профессионалов готовили на основе разработанной образовательной программы. Её дисциплинарный подход подразумевал выбор конкретной единицы измерения выполненной работы учащихся и преподавателей, которой являлся Расчет необходимого количества учебной нагрузки лежит в основе образовательных программ высшего образования.

Образ Андрея Болконского — это один из самых Сложных образов в романе «Война и мир». Сначала, по замыслу Толстого, это был просто «блестящий молодой человек», убитый в Аустерлицком сражении, затем он стал сыном старика Болконского, потом образ приобрел еще большую самостоятельность и глубину.

Попробуем проанализировать характер героя. Тип Андрея Болконского — тип человека рационального, рассудочного, склонного к постоянному самоанализу. Он наделен незаурядным умом, резким и ироничным, блестящей памятью, сильной волей. Пьер всегда удивлялся начитанности князя Андрея, его необыкновенной памяти, способности работать и учиться. Отсутствие же склонности Болконского к мечтательному философствованию тоже поражало Пьера, но в этом он видел силу князя Андрея, а не слабость.

Действительно, как замечает Н.К. Гудзий, по внутренней собранности, организованности, четкой дисциплине, сильной воле характер Болконского контрастирует с характером Пьера Безухова. Однако «сама напряженность его [князя Андрея] мысли — результат большого, хотя и скрытого темперамента, внешне сдерживаемого внутренней дисциплиной и выдержкой человека, умеющего управлять своими душевными движениями».

Отличительная черта князя Андрея — энергичность, стремление к активной деятельности. Он молод и честолюбив, мечтает о подвигах и славе. Кумиром Болконского в этот период является Наполеон. И князь Андрей едет в армию, где он может проявить себя, реализовать свои честолюбивые помыслы.

Накануне Аустерлицкого сражения Болконский весь находится во власти охвативших его мечтаний. Ему представляется, как он «твердо и ясно говорит свое мнение и Кутузову, и Вейротеру, и императорам», как все поражены «верностью его соображения, но никто не берется исполнить его, и вот он берет полк, дивизию... и один одерживает победу». Здесь в сознании героя начинается спор двух внутренних голосов.

Другой внутренний голос возражает князю Андрею, напоминая ему о смерти и страданиях. Но первый голос заглушает эти неприятные для него мысли: «Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди, — отец, сестра, жена, — самые дорогие мне люди, — но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю...».

Как отмечает Г. Б. Курляндская, наличие двух голосов во внутреннем монологе героя свидетельствует о раздвоенности, противоречивости Болконского. И на противоречивость эту Толстой указывал едва ли не с первых страниц романа.

Подчеркивая в герое безусловные достоинства, писатель наделяет князя Андрея и рядом отталкивающих черт. Нетерпимость, претензии на собственную исключительность, чувство презрения и брезгливости по отношению к окружающим, аристократическая гордость часто рождают в нем чувство превосходства над людьми.

Чувство превосходства, смешанное с презрением, Болконский испытывает по отношению к жене, штабным офицерам и солдатам, салонной аристократии. Чувство превосходства он испытывает даже общаясь с Пьером, хотя, казалось бы, искренне любит друга. Вспомним их разговор, когда Пьер, краснея, говорит о том, что он незаконный сын. «Князь Андрей добрыми глазами смотрел на него. Но во взгляде его, дружеском, ласковом, все-таки выражалось сознание своего превосходства».

В другом месте Толстой прямо пишет о том, что Болконский «огромное количество людей считал презренными и ничтожными существами». Это постоянное чувство превосходства над людьми, подпитываемое реальными способностями героя, а также складом его мышления и особенностями мировосприятия, способствовало развитию в Болконском индивидуалистических настроений.

В Аустерлицком сражении честолюбивые мечты князя Андрея о своем «Тулоне» разбиваются, едва успев сбыться. Болконскому удается предотвратить охватившую войска панику и поднять батальон в атаку, когда, с полковым знаменем в руках, он бросается вперед, призывая солдат к наступлению.

Однако в этом сражении князь Андрей получает тяжелое ранение, и жизнь открывается ему совсем по-иному. Истекая кровью на Аустерлицком поле, Болконский вдруг осознает, насколько пусты, мелки и ничтожны все его прежние желания. Мечты о славе, героическом подвиге, любви окружающих, гений Наполеона — все кажется ему суетным, далеким от истинного смысла жизни, «заключенного в огромном, бесконечном небе», которое он видит перед собой.

«Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей, — не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, — совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец». В жизни героя происходит своего рода «переворот», резко меняющий его судьбу.

Осознав мелочность честолюбивых помыслов, князь Андрей уходит в частную жизнь. Он решает больше не служить ни в армии, ни в штатской службе, в душе его — «охлаждение к жизни», в мыслях — скептицизм и безверие, в чувствах — равнодушие и безучастность.

Болконский начинает жить для своей семьи, занимаясь воспитанием Николеньки после смерти Лизы. Однако «простая жизнь дается ему со страданием, тайная ее глубина и значительность для него не открыта». И причиной этого является не только чувство собственной исключительности, неизменно присутствующее в Болконском, но и особая внутренняя сложность князя Андрея, которая передается Толстым через соотнесение мироощущения героя с образом далекого, бесконечного, голубого неба.

Как замечает С. Г. Бочаров, образ неба здесь заключает в себе многое — тут и величие, и вечность, и стремление к идеалу, и холодность, безжизненность. Оборотная сторона строгости, требовательности и нетерпимости Болконского — это стремление героя к «небесному» идеалу, жажда обрести такой идеал в земной жизни, жажда совершенства и правильности во всем. Болконский, по замечанию исследователя, не может соединить «небесное» и «земное» в своей душе, не может примириться даже с малейшим отступлением от «идеала». Грубая действительность часто оскорбляет идеалистически-возвышенное восприятие князя Андрея. Поэтому здесь возникает подспудный мотив смерти — Болконский «слишком хорош» для земной жизни.

И «постаустерлицкое состояние» героя целиком соответствует «небесной холодности и отрешенности». Пьер, приехавший в Богучарово, поражается равнодушию и скептицизму князя Андрея, его потухшему взгляду. Безухов с воодушевлением рассказывает другу о тех преобразованиях, которые он провел в имениях, но князь Андрей скептически относится к необходимости этих нововведений. Судьба крестьян его не волнует: «Ежели их бьют, секут и посылают в Сибирь, то я думаю, что им от этого нисколько не хуже. В Сибири ведет он свою ту же скотскую жизнь, а рубцы на теле заживут, и он так же счастлив, как был прежде».

Болконский доказывает Пьеру, что нужно жить для себя, не задумываясь о глобальных проблемах бытия. Пьер же убеждает друга в необходимости «жизни для всех». Но такая жизнь принесла князю Андрею лишь горечь и разочарование: желая подвига, славы и любви окружающих, он утратил веру в себя, в действенность, значительность какой-либо деятельности. «Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастие есть только отсутствие этих двух зол», — говорит Болконский Пьеру.

Пьер же считает, что душевный кризис друга — состояние временное, что сиюминутные убеждения князя Андрея далеки от истины, которая существует в мире независимо от всех человеческих заблуждений. «...Есть истина и есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить... что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно...» — убеждает он Болконского.

Слова Пьера воодушевляют князя Андрея, в душе его просыпается «что-то давно заснувшее, что-то лучшее и радостное». «Возвращению героя к жизни» помогает и его поездка в Отрадное. Здесь он встречает Наташу Ростову, слышит нечаянно ее ночной разговор с Соней. Как замечает В. Ермилов, Наташа самим существованием своим, «полнотою, избытком сосредоточенной в ней силы жизни» зовет Болконского к жизни. Именно после услышанного им ночного разговора в душе его просыпается «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд»; обновленный, преображенный дуб, напомнивший о старости, теперь вызывает в душе князя Андрея «беспричинное весеннее чувство радости», жажды деятельности и любви.

Однако здесь снова возникает мотив отчуждения героя от жизни. С Наташей, которой суждено сыграть ключевую роль в судьбе Болконского, он даже не пытается познакомиться, — так писатель подчеркивает, что «жизнь идет независимо от Андрея Болконского, сама по себе; ей, жизни, нет дела до уединившегося, отгородившегося от нее князя Андрея».

И этот мотив отчуждения от жизни, думается, связан и с несостоявшимся счастьем Болконского, с его несчастливой любовью. По Толстому, счастья достоин лишь тот человек, в котором есть для этого необходимая воля к жизни, любовь к ней, принятие ее. Все то, что дает ощущение жизненной полноты и естественной радости человеческого существования.

В Болконском же все его бессознательные порывы к жизни не могут восстановить гармоническое равновесие личностного восприятия и реального, прозаического окружающего мира. Поэтому Чувства героя здесь — это не более чем один из таких порывов его.

После поездки в Отрадное князь Андрей вновь обретает желание «жить вместе со всеми», в нем возрождается утраченная энергия, пробуждается интерес к общественной деятельности. Он едет в Петербург, чтобы принять участие в проводимых в России реформах. Его героем на этот раз является Сперанский. Став членом комиссии по составлению воинского устава, князь Андрей испытывает в Петербурге «чувство, подобное тому, какое он испытывал накануне сражения, когда его томило беспокойное любопытство и непреодолимо тянуло в высшие сферы». Сперанский кажется ему идеалом «вполне разумного и добродетельного человека», он испытывает к нему «страстное чувство восхищения, которое он когда-то испытывал к Бонапарте».

Однако, восхищаясь необыкновенным складом ума Сперанского, его энергией и упорством, князь Андрей вместе с тем неприятно поражен его холодным, зеркальным взглядом, не пропускающим к себе в душу, и слишком большим презрением к людям, которое он заметил в этом человеке.

На домашнем обеде у Сперанских князь Андрей окончательно разочаровывается в своем кумире. В домашней обстановке человек наиболее естествен — Болконскому же все жесты, позы, речи Сперанского кажутся деланными и наигранными. Тонкий звук голоса Сперанского неприятно поражает князя Андрея. И опять героя посещают мысли о ничтожности происходящего, он вспоминает свои хлопоты, искательства, формализм заседаний, где «старательно и кратко обходилось все, что касалось сущности дела». Поняв всю тщетность этой работы, бюрократизм чиновников, а главное, почувствовав, что работа не может сделать его счастливее и лучше, князь Андрей уходит с государственной службы.

В Петербурге Болконский вновь встречается с Наташей Ростовой, и эта случайная встреча на балу становится судьбоносной. «Князь Андрей, как все люди, выросшие в свете, любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа, с ее удивлением, радостью, и робостью, и даже ошибками во французском языке». В Наташе его бессознательно привлекает то, чего нет в нем самом, — простота, полнота жизни, принятие ее, непосредственность восприятия и огромная внутренняя свобода. Он чувствует в Наташе «присутствие совершенно чуждого для него, особенного мира, преисполненного каких-то неизвестных ему радостей...»

Сам Болконский никогда не был внутренне свободен — он скован общественными правилами, моральными нормами, воспринятыми душой догмами, своими идеалистическими требованиями к людям и жизни. Поэтому любовь к Наташе — самое сильное из всех чувств, испытываемых героем. Это самый большой порыв его к жизни. Однако счастью Болконского не суждено было состояться: Наташа неожиданно увлеклась Анатолем Курагиным и разорвала свои отношения с князем Андреем.

И Болконский вновь идет на военную службу. Теперь эта служба для него — спасение от личного несчастья, желание забыться в кругу новых людей и дел. «Все, что связывало его воспоминание с прошедшим, отталкивало его, и поэтому он старался в отношении этого прежнего мира только не быть несправедливым и исполнять свой долг».

Но то же чувство долга не позволяет ему оставаться безучастным к великим, грандиозным событиям. Нашествие французов на Россию для Болконского — точно такое же несчастье, как и смерть его отца, как и разрыв с Наташей. Свой долг князь Андрей видит в том, чтобы защищать родину.

Перед Бородинской битвой он разговаривает с Пьером, приехавшим на поле сражения. Болконский больше не верит в военный гений и в разумную волю отдельной личности. Вера его теперь заключается в «народном чувстве», той «скрытой теплоте патриотизма», которая объединяет всех русских солдат и дает им уверенность в победе. «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!» — говорит он Пьеру.

В бою князь Андрей получает тяжелое ранение, после чего его оперируют. Здесь герой снова ощущает близость смерти, и только теперь происходит перелом в его мировосприятии. После перенесенных страданий он чувствует «блаженство, давно не испытанное им». Сердце его наполняет незнакомое ему ранее чувство христианской любви. Он чувствует жалость и сострадание, увидев раненого, лежащего рядом Анатоля. «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, ненавидящим нас, любовь к врагам — да, та любовь, которую проповедовал бог на земле...» — все это открывается вдруг князю Андрею.

Однако всеобщая, сострадательная любовь начинает бороться в умирающем Болконском с любовью к Наташе, когда они встречаются в Мытищах, с любовью, привязывающей его к жизни. И первая любовь побеждает — вместе с ней князь Андрей «отказывается» от жизни, умирает. Таким образом, Толстой в романе противопоставляет жизнь и христианскую, всепрощающую любовь.

Таким образом, вся жизнь Андрея Болконского была проникнута стремлением к недостижимому идеалу. Таким идеалом для него оказывается всепрощение и сострадание. Обретя новое мировосприятие, он преодолевает душевную ограниченность индивидуализма и нетерпимости. Умирает он, достигнув гармонии если не с жизнью, то хотя бы с самим собой.

Мешает развитию науки и образования. Ими была подписана Сорбоннская декларация (англ. Sorbonne Joint Declaration , 1998). . Цель декларации заключается в создании общих положений по стандартизации Европейского пространства высшего образования, где мобильность следует поощрять как для студентов и выпускников, так и для повышения квалификации персонала. Кроме того, она должна была обеспечить соответствие квалификаций современным требованиям на рынке труда.

Цели Сорбонской декларации были подтверждены в 1999 году при подписании Болонской декларации , в которой 29 стран выразили свою готовность взять на себя обязательство повысить конкурентоспособность европейского пространства высшего образования, подчеркивая необходимость сохранения независимости и самостоятельности всех высших учебных учреждений. Все положения Болонской декларации были установлены как меры добровольного процесса согласования, а не как жесткие юридические обязательства.

Основные цели Болонского процесса

Основные цели Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию студентов и преподавателей рынок труда . Присоединение России

Основные положения Болонской декларации

Цель декларации - установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Декларация содержит семь ключевых положений:

  1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
  2. Введение двухциклового обучения: предварительного (undergraduate) и выпускного (graduate). Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
  3. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав её накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».
  4. Существенное развитие мобильности учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширение мобильности преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установление стандартов транснационального образования.
  5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий
  6. Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей
  7. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Присоединение к Болонскому процессу

Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:

Участники Болонского процесса

Участниками Болонского процесса являются 47 стран (2011 год) и Европейская комиссия . Таким образом, Монако , Белоруссия и Сан-Марино - единственные члены Совета Европы , не участвующие в процессе. Все страны - члены Европейского союза задействованы в процессе.

Конференции министров

В рамках Болонской декларации, раз в два года проводятся конференции министров, министры выражают свою волю посредством коммюнике.

В Пражском коммюнике , от 2001 года , число стран-членов было увеличено до 33, и там же произошло расширение целей, в условиях непрерывного образования, для повышения привлекательности и конкурентоспособности европейского пространства высшего образования. Кроме того, министры взяли на себя обязательства обеспечить дальнейшее развитие национальных квалификационных структур и качества обучения. Эта цель была дополнена положениями о непрерывном обучении, как одном из важных элементов высшего образования, которые должны быть приняты во внимание при создании новых образовательных систем. Тема общественного контроля процесса обучения также впервые была поднята в Пражском коммюнике.

Следующая конференция на уровне министров состоялась в Берлине , в 2003 году , Берлинское коммюнике увеличило число стран, участвующих в Болонском процессе до 40. Основные положения этого коммюнике рассматривают расширение целей, с точки зрения объединения связей Европейского пространства высшего образования в Европейское научное пространство (англ. European Research Area ), а также меры по содействию получения качественного обучения. Другой важный вопрос, который рассматривался в Берлинском коммюнике, создание новых структур, поддерживающих процессы инициированные в рамках двух конференций на уровне министров. На основании этого были созданы Болонская группа, Болонский Совет и Секретариат. В этом коммюнике министры также согласились, что должны быть созданы соответствующие национальные структуры в каждой из стран-участниц.

Второй организационный Болонский форум состоялся в Вене в марте 2010 года , в нём приняли участие 47 стран и восемь консультативных членов, а также третьи страны и неправительственные организации. Основными темами обсуждения были следующие вопросы: как системы высшего образования и учреждения реагируют на растущие потребности и ожидания, обеспечение баланса между сотрудничеством и конкуренцией в международном высшем образовании. Также большинство участников признали необходимость создания контактных методов для каждого из участников процесса, таких как назначение ответственных контактных лиц для каждой участвующей страны, которые будут выступать в качестве связующего звена, помогут улучшить обмен информацией и координацию совместных действий, в том числе подготовку следующего организационного Болонского форума. Также была признана необходимость способствовать и развивать глобальный диалог между студентами всех стран.

Достоинства и недостатки

Достоинства Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию , дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей , а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда . Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений - в академических обменах с университетами европейских стран .

По оценкам российских экспертов в области образования, присоединение России к Болонскому процессу может привести к временной путанице с учебными программами . Работодателей, которые учились во времена СССР , нужно информировать о том, что все современные степени высшего образования являются полноценными, но некоторые степени в большей мере предназначены для научно-педагогической деятельности в ВУЗе , например степень магистра и доктора философии. Степень специалиста в ЕС и большинстве стран, которые участвуют в Болонском процессе, отсутствует . Болонский процесс дал развитию образования в России очень много, в частности, он заставил серьёзно и критически осмыслить то, что мы имеем, и наметил определенные шаги по движению и по изменению этой системы.

Одна из серьёзных проблем интеграции российской системы образования в Болонский процесс - недостаточно полная информированность должностных лиц как о текущем положении дел в российском и европейском образовании, так и о целях Болонского процесса.

По мнению большинства российских экспертов в области высшего образования, а также ведущих российских учёных переход России на двухуровневую систему приведёт к окончательному развалу всей отечественной системы высшего образования.

См. также

Примечания

  1. «Зона европейского высшего образования»
  2. Казахстан присоединился к Болонской декларации . Vesti.kz (12 марта 2010). Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 24 июля 2010.
  3. Сорбонская декларация - The Sorbonne Declaration (англ.)
  4. Болонская декларация - The Bologna Declaration (англ.)
  5. Болонский процесс в вузах Российской Федерации
  6. Members (англ.) . About Bologna Process . The official Bologna Process website 2010-2012. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 10 марта 2011.
  7. The official Bologna Process website - Members.
  8. Пражское коммюнике - the Prague Communique (англ.)
  9. Берлинское коммюнике - The Berlin Communique (англ.)
  10. Бергенское коммюнике - The Bergen Communique (англ.)
  11. Лондонское коммюнике 2007 года - the London Communiqué (англ.)
  12. Коммюнике составленное в городе Лёвен (2009) - the Leuven/Louvain-la-Neuve Communiqué (англ.)
  13. the Budapest-Vienna Ministerial Conference (англ.)
  14. The first Bologna Policy Forum (англ.)
  15. The Second Bologna Policy Forum (англ.)
  16. В. Н. Ембулаев. Единый Государственный Экзамен (Егэ). Бакалавриат И Магистратура
  17. Альфия Булатова Лукавая болонизация // STRF.ru - 23 декабря 2008 года
  18. European Higher Education

Литература

  • Болонский процесс: проблемы и перспективы / под ред. М.М. Лебедевой . - Москва: Оргсервис-2000, 2006. - ISBN 5-98115-066-1
  • Диалог организационных культур в создании общеевропейского пространства высшего образования: Реализация принципов Болонского процесса в международных образовательных программах с участием России / С. В. Луков (руководитель), Б. Н. Гайдин, В. А. Гневашева, К. Н. Кислицын, Э. К. Погорский; Моск. гуманит. ун-т, Ин-т фундамент. и приклад. исследований; Междунар. акад. наук, Отд. гуманит. наук Рус. секции. - М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та , 2010. - 260 с. - 100 экз. - ISBN 978-5-98079-651-8
  • Реализация Болонского процесса в странах проекта Tempus (2009/2010) . - Брюссель, 2010. - Т. 2.

Ссылки

  • Новый официальный сайт (англ.)
  • Старый официальный сайт (англ.)
  • Болонский процесс на сайте Томского государственного университета
  • Растко Мочник . Зачем защищать государственное образование и здравоохранение
  • Владимир Унковски-Корица . Удар по неолиберализму - студенческие протесты 2006 года
  • Журнал «Национальные проекты» - Национальный проект в сфере образования. Болонская декларация и конкурентоспособность выпускников российской высшей школы

Герои Л.Н. Толстого очень трудно поддаются однозначному определению. Они не делятся на хороших и плохих, добрых и злых, умных и глупых, они просто живут, ищут, часто ошибаясь в своих поисках.
Князь Андрей Болконский - одна из самых ярких и самых трагических фигур романа “Война и мир”. С первого своего появления на страницах произведения и до смерти от ран в доме Ростовых жизнь Болконского подчинена своей внутренней логике.
И в военной службе, и в политической деятельности, и в свете, и, что самое странное, в любви Андрей остается одиноким и непонятым. Замкнутость и скептицизм - вот отличительные черты Андрея даже в его общении с любимыми людьми: отцом, сестрой, Пьером, Наташей. Марья говорит ему: “Ты всем хорош, Аndrе, но в тебе есть какая-то гордость мысли”. Но он далеко не человеконенавистник. Он всей душой желает найти применение своему уму и способностям, “он так всеми силами души искал одного: быть вполне хорошим...” Но его жизнь похожа не на поиски нового, а на бегство от старого. Острый ум подталкивает его к деятельности, но внутреннее ощущение стихии жизни останавливает, указывая на тщетность усилий человека. Начинания Андрея заканчиваются разочарованиями. Его искреннее желание служить родине, делу сталкивается со всеобщим безразличием.
Человек с трезвым и скептическим умом, князь Андрей не мог найти себе места в среде лживого корыстолюбия и льстивого карьеризма, царствовавших в светской и военной жизни. Его патриотизм и ответственность за дело наиболее ярко проявляются на службе у Сперанского и в войне 1812 года: “Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли “наш князь”, им гордились и его любили”. Но постепенно он приходит к выводу, что все его старания - не более чем суета.
Жизненный путь князя Андрея - это история разочарований, но одновременно и история постижения смысла жизни. Болконский постепенно избавляется от иллюзий - стремления к светской славе, военной карьере, к общественно-полезной деятельности. Он в споре с Пьером отрицает возможность преобразования даже в пределах имения. Однако сам реформирует свое хозяйство и отпускает крестьян на волю, что было по тем временам неслыханным новшеством.
Главное в натуре Андрея Болконского - честность и искренность поэтому он боится громких слов и обещаний. Лучше молчать и бездействовать, а если что-то делать, то тоже без лишних слов.
Даже со Сперанским он ведет себя настороженно, хотя в душе приветствует его начинания.
Всякие же разговоры о любви к “ближним” князь считает ханжеством. Любить следует в первую очередь себя и своих родных. А уважая себя и поступая по чести, человек неизбежно будет полезен людям, во всяком случае, не навредит им. Ответственность за других людей Андрей считает непомерным бременем, а принятие за них решений - безответственностью и самовлюбленностью.
Периоды разочарований сменяются у князя Андрея периодами счастья и духовного возрождения. Таким счастливым временем были для него бои при Аустерлице, служба в военной комиссии любовь к Наташе. Но на смену этим счастливым минутам опять приходило внутреннее опустошение и разочарование.
Один из самых важных вопросов, мучивших Андрея Болконского, был вопрос о месте человека в жизни. Он убеждается в том, что все происходит не по велению героев и вождей, а само собой, случайно или по воле рока.
Особенно ярко эта истина открылась ему накануне Бородинского сражения. Честный и откровенный перед собой, Андрей хочет такой же откровенности и ясности в ожидаемых событиях: “Ежели война теперь, так война. Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну”. Он достигает ценности жизни отдельного человека, от маршала до солдата.
Ранение и последовавшие после него предсмертные размышления переворачивают сознание Андрея. Для него проясняется то, что он всегда в себе носил, но не выпускал наружу, понимание простоты жизни и любви как главной ценности, которая делает людей людьми. Умирая, он прощает и Наташу, и Анатоля Курагина, и весь мир со всеми его недостатками.
Андрей Болконский прошел путь от честолюбивого эгоизма и гордости до самоотречения. Его жизнь - это эволюция гордыни человеческого разума, сопротивляющегося бессознательной доброте и любви, которые и составляют смысл жизни человека. Одинокий и самолюбивый герой, пусть даже очень умный и во всех отношениях положительный, по мнению Л.Н. Толстого, не может быть полезен этому миру.

Жизненные искания Андрея Болконского

/По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»/

Пятнадцать лет (тысяча восемьсот пятого - тысяча восемьсот двадцатого
) истории страны запечатлены на страницах романа «Война и мир», созданном великим гением русской литературы, Львом Николаевичем Толстым.

Прочитав это великолепное произведение, мы узнали о многих событиях огромного исторического значения: о войне против Наполеона, которую вела русская армия в союзе с Австрией в тысяча восемьсот пятого года, об
Отечественной войне тысяча восемьсот двенадцатого года, о великих полководцах Кутузове и Наполеоне, о проблемах передовой дворянской молодежи в России, представителями которой в романе является Андрей Болконский, Пьер
Безухов, Наташа Ростова и другие.

В своем сочинении я расскажу об Андрее Болконском, который является моим идеалом. Именно ему писатель предназначил тяжелую судьбу.

Впервые мы встречаемся с князем Андреем на балу у госпожи Шерер. Вот в зал входит красивый молодой человек с «определенными и сухими чертами.
Всё в его фигуре, начиная от усталого скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его женой». Мне стало понятно то, что все, кто находился в гостиной, знакомы ему, но, как писал
Толстой, надоели так, что смотреть на них и слушать их ему было скучно».

Сын генерал- аншефа, адъютант Кутузова, князь Андрей Болконский, как мне показалось, резко критически относится ко всем представителям светского общества. Его раздражают «эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество этого общества». Андрей Болконский не может удовлетвориться той блестящей и внешне разнообразной, но праздной и пустой жизнью, которой вполне довольны люди его класса. Несмотря на то, что Андрей может остаться в Петербурге, стать флигель - адъютантом, он идёт на войну.
Своё решение принять участие в войне с Наполеоном Болконский так объясняет
Пьеру: «Я иду потому, что жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне! » «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный круг, который твердой рукой разрывает Андрей Болконский. Он увозит жену к отцу в деревню, а сам отправляется в действующую армию.

Андрей мечтает о военной славе, и его героем в данный момент является знаменитый полководец Наполеон.

Л.Н. Толстой показывает Болконского участником Шенграбенского сражения. Мужественный и выдержанный, князь Андрей не боится объезжать позиции под огнем неприятеля. Только он один осмелился поехать на батарею
Тушина с приказом об отступлении и не уехал с батареи до тех пор, пока не сняты были с позиции орудия. И только он один, честный, прямой и справедливый, встал на защиту героя.

Его не покидают мечты о славе, о подвиге: «...одного этого я хочу, для одного этого я живу... что мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую».

В Аустерлицком сражении он устремляется вперед со знаменем в руках, увлекая за собой батальон отступающих солдат, но, раненный в голову, падает на поле Аустерлица.

Над ним ничего не было, кроме «высокого неба с тихо ползущими облаками».

Вдруг он видит объезжавшего после сражения по(с)ле битвы Наполеона, наслаждавшегося видом убитых и раненых, и его герой показался ему
«маленьким и ничтожным человеком.... с безучастным и счастливым от несчастья других взглядов».

В период выздоровления князь Андрей осознал ничтожество его честолюбивых замыслов и мелкого самолюбия, результатом которых было поражение русской армии и гибель многих жизней, и после Аустерлицкой кампании твёрдо решил не служить больше на военной службе. Он очень тяжело пережил это разочарование, отягощённое ещё и личным горем: смертью жены, перед которой князь Андрей считал себя виноватым.

Чтобы отделаться от действующей службы, он принял должность по сбору ополчения под начальством отца, но все свои силы отдавал воспитанию сына, стремясь убедить себя, что «это одно» только и осталось ему в жизни.
Пессимистические настроения героя Толстой раскрывает через описание его портрета. Князь Андрей изменился духовно и внешне. Его взгляд был «потухший и мертвый, «лишенный радостного и веселого блеска». В этот период для него характерны глубокий пессимизм и отсутствие веры в возможность человеческого счастья. Он приходит к выводу, что нужно жить для самого себя. Андрей
Болконский занимается благоустройством своего имения и крестьян: перечислил в вольные хлебопашцы триста человек крепостных, для остальных барщину заменил оброком, а также организовал медицинскую помощь крестьянам и заботился об их просвещении. Князь Андрей внимательно следил за всеми внешними событиями мира, много читал. Но вся эта жизнь казалась ему неинтересной, она не поглощала все его силы. Приехавшего к нему Пьера поразила происшедшая в нем перемена: во взгляде Андрея были видны
«сосредоточенность и убитость ».

Читал об Андрее Болконском я с глубокой горечью и разочарованием. Как мог этот сильный, живой, умный человек потерять веру в личную жизнь.
Нет, он должен обязательно заняться каким-то серьёзным, нужным делом, должен обязательно кого-то любить. Ведь ему всего тридцать один год, а он считает жизнь законченной! «Нет, не прав Андрей», - подумал я. И вдруг происходит встреча с Наташей в Отрадном! Её восторженность и чуткость, её детские желания и мечты возвращают его к жизни.

Поэтому совсем иные чувства рождает в его душе вид сочной зелени, покрывшей дуб, который так недавно навевал на него грустные и безнадежные мысли. Совсем недавно он обратил на него внимание. Его вид гармонировал с безнадежно- пессимистическим настроением героя и убеждал его в верности взгляда на то, что жизнь для него кончена, «что он должен доживать жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

Но, оказывается, ошибся наш герой. Нет, жизнь ещё не закончена. Он поверил в неё. У него появилось стремление заняться общественной деятельностью. Князь Андрей работает в Петербурге под руководством
Сперанского, принимает участие в проводимых им реформах, но вскоре убеждается в бесплодности своей работы в условиях существующего режима и разочаровывается в Сперанском.

К новой, счастливой жизни, полной тревог, волнения и радости, возродила князя Андрея любовь к Наташе. Первая встреча с ней в Отрадном, затем нечаянно подслушанный разговор в весеннюю лунную ночь- всё это запало в душу Андрея, как нежное и яркое впечатление. В том же поэтическом ореоле предстала перед нами Наташа и на балу в Петербурге.

Так началась любовь Наташи и Андрея. Эта любовь переродила его.
Исчезли тоска, уныние, разочарованность, презрение к жизни. Вновь возродилась вера в возможность счастья.

Но случилось так, что отец Андрея, узнав о решении своего сына жениться на Наташе, предложил ему поехать за границу на год. Вероятно, он надеялся, что в связи с этим не желанный для него брак не состоится. Андрей после помолвки с Наташей уехал, оставив её одну. Я думаю, что он совершил ошибку. Нельзя было ему оставлять Наташу. Я не буду рассказывать о том, как сложились отношения Наташи с Анатолем. Её увлечение этим недостойным её человеком князь Андрей переживал очень тяжело. Он пытался заглушить свои мучения практической деятельностью, согласился служить при штабе Кутузова в
Турции. Но это не спасло его от душевного кризиса. Он по-прежнему любит
Наташу, ценит её искренность, душевную теплоту. Это чистое и прекрасное чувство не угасло в душе Андрея до конца его жизни.

Грозные события Отечественной войны тысяча восемьсот двенадцатого года вернули князя Андрея к жизни. Им вновь овладела жажда деятельности.
Участие в общенародной защите Отечества приблизило его к народу. Вместе со своим полком он прошел тяжелый путь от западных границ до села Бородина.
Теперь смысл своей жизни он видит в служении Родине, народу.

В период Отечественной войны тысяча восемьсот двенадцатого года князь
Андрей окончательно порывает со светским обществом. Смерть от раны, полученной на поле Бородинского сражения, прервала жизненные искания
Болконского.

Мне было очень грустно читать об Андрее в конце романа, но я уверен такие люди, как он, были впоследствии членами тайных обществ в
России, деятельность которых завершилась в декабре тысяча восемьсот двадцать пятого года. И если бы князь Андрей был жив, он обязательно был бы в первых рядах защитников русского народа.

Вот уже более ста сорока лет люди восхищаются романом «Война и мир», великолепным, непревзойденным произведением. Пройдут еще годы, века, а эпопея будет волновать читателей так же, как она волнует нас сейчас. В чем же секрет такого воздействия «Войны и мира» на читателей? Почему созданные фантазией художника образы воспринимаются нами, как живые?
Ответ может быть только один: это произведение создано гениальным русским писателем, величайшим художником- реалистом.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!