Образование в XIX веке. Новый уровень образования дал толчок в развитии искусства

Эпоха Освобождения дала сильный толчок культурному развитию России. Втягивание в рыночные отношения широких слоев крестьянства со всей остротой поставило вопрос о начальном народном образовании. Это вызвало невиданный прежде рост числа сельских и городских школ. Промышленность, транспорт и торговля предъявляли все более широкий спрос на специалистов со средним и высшим образованием. Значительно выросли ряды интеллигенции. Ее духовные запросы вызывали рост книгоиздательского дела, увеличивали тиражи газет и журналов. На этой же волне шло развитие театра, живописи, других искусств. Яркий отпечаток на них накладывал свободолюбивый дух этой эпохи.

Развитие образования . Наследием крепостной эпохи был крайне низкий уровень грамотности народа. Даже в Петербурге в конце 60-х годов доля неграмотных (за исключением детей до семи лет) составляла 44% . В Москве по переписи 1871 г. неграмотных оказалось 55% . В губернских городах их процент повышался до 60—70, в уездных — до 70—80, в деревне грамотность была редким явлением.

Положение улучшалось по мере развития земской школы. Увеличивалось количество и городских школ. Несколько позднее, с 80-х годов, стала расширяться сеть церковноприходских школ. Во многих городах действовали воскресные школы для взрослых, содержавшиеся за счет энтузиастов-просветителей.

В конце 90-х годов начальное образование в сельской местности охватило несколько миллионов учащихся. Однако высокий прирост населения осложнял задачу ликвидации неграмотности. К концу XIX в. всего лишь около четверти населения России было грамотно. В Сибири, где не было земств, грамотность составляла чуть больше 12% .

Во второй половине XIX в. обрели собственную письменность некоторые народы Поволжья (марийцы, мордва, чуващи и др.). Важную роль в ее создании сыграли православные миссионеры. Стали выходить книги на языках народов Поволжья, открылись национальные школы, появилась местная интеллигенция.

Иллюстрация. Православный миссионер

По вопросу о среднем образовании велась длительная борьба между сторонниками реального и классического направлений. Первые настаивали на расширении преподавания естественных наук и современных иностранных языков. Вторые считали необходимым сохранить ориентацию на изучение классической древности как основы европейской культуры. Верх одержали сторонники классического направления, опиравшиеся на консервативных министров народного просвещения Д. А. Толстого и И. Д. Делянова.

Основой среднего образования стала классическая гимназия, в значительной мере оторванная от запросов современной жизни. В конце XIX в. в России действовало 180 мужских гимназий. С 1862 г. появились женские гимназии . К концу века их число дошло до 142.

Только выпускники мужских гимназий имели право поступать в университеты. В 80—90-е годы правительство старалось ограничить допуск в гимназии выходцев из простого народа. Печальную известность приобрел циркуляр Делянова, в котором не рекомендовалось принимать в гимназии «детей кучеров, прачек, мелких лавочников и т.п. ».

Наряду с гимназиями существовали мужские реальные училища, ориентированные на средние слои населения. Здесь в большем объеме преподавались физика, химия, новые языки. Выпускники реальных училищ допускались к поступлению в высшие специальные учебные заведения. Реальных училищ было меньше, чем гимназий. В целом же лишь небольшая часть молодых людей, в основном из обеспеченных классов, получала среднее образование.

Александровское реальное училище (Тюмень). Конец XIX в.

Продолжался рост высшей школы. Число студентов университетов с 1862 г. до середины 90-х годов увеличилось втрое и составило 17 тыс. человек. 22 июля 1888 г. открылись двери Томского университета. Тем самым было положено начало высшего образования в Сибири.

Высшее техническое образование развивалось гораздо медленнее, чем того требовала жизнь пореформенной России, в которую стремительно вторгался технический прогресс. За 40 лет было открыто считанное число высших технических учебных заведений. В 1900 г. начал действовать Томский технологический институт.

В пореформенной России было положено начало высшему женскому образованию . В 1878 г. в Петербурге открылись Высшие женские курсы. По имени первого их директора, профессора русской истории К. Н. Бестужева-Рюмина, они получили название Бестужевских. Позднее женские курсы стали действовать в Москве и ряде других городов.

Во второй половине XIX в. дело народного просвещения в России достигло немалых успехов. Наиболее быстрыми темпами развивалось начальное образование , на которое прежде меньше обращали внимания. Развитие высшей школы тормозилось вследствие противоречивой политики правительства. Оно понимало, что страна нуждается в высокообразованных людях, но в то же время высшая школа была у него на подозрении как очаг неистребимой «крамолы ».

Самое начало XIX века характеризовалось либеральными начинаниями в области просвещения. В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения - специальный государственный орган, который стал не столько орга-ном, способствующим развитию народного образования, «сколько орга-ном надзора». При министерстве было создано Главное управление училищ, в которое вошел Янкович Ф.И.

В 1804 г. были опубликованы «Устав университетов Российской им-перии» и «Устав учебных заведений, подведомственных университе-там». В соответствии с ними вводилась новая система народного образо-вания и управления учебными заведениями.

В основу системы были положены три принципа:

Бесплатность,

Бессословность (кроме крепостных крестьян),

Преемственность учебных заведений.

Система народного образования, подчиненная министерству, включа-ла в себя:

1) Приходские училища - 1 год обучения;

2) Уездные училища - 2 года:

3) Гимназии в губерниях - 4 года;

4) Университеты - 5-7 лет.

При этом в гимназию и университеты не допускались дети кре-постных крестьян и девочки.

Россия была разделена на 6 учебных округов во главе с университетом каждый. Они возглавлялись попечителями учебных округов.

Обязанности попечителя - открытие университета или преобразо-вание на новых основах существующего руководства учебными заведе-ниями округа через ректора университета.

Ректор университета избирался профессорами на общем собрании и подчинялся попечителю. Ректор возглавлял университет и, кроме того, управлял учебными заведениями своего округа.

Директора гимназий (в каждом губернском городе), кроме непосредственного руковод-ства ими, управляли всеми школами данной губернии. Им были подчинен-ы смотрители уездных училищ, которые руководили всеми приход-скими училищами.

Таким образом, руководитель школы более высокой ступени был ад-министратором школ низших ступеней. В результате этого была создана администрация просвещения из специалистов, знающих дело.

В России были открыты следующие университеты: Московский, Виленский (Вильнюс-ский), Дерптский (Тартуский), в 1804 г. открыты Харьковский и Казан-ский, в 1816 г. - Главный педагогический институт в Петербурге (в 1819 г. преобразованный в Петербургский университет), в 1834 г. — Киевский университет. Все университеты в России существовали преимуще-ственно как светские учебные заведения. Православная церковь имела свои духовные академии: Московскую, Петербургскую, Киевскую и Ка-занскую.

Гимназия давала законченное среднее образование и готовила к по-ступлению в университет. Содержание обучения отличалось энциклопедичностью: предполагалось изучение иностранных новых и латинского языков, математики, географии и истории всеобщей и российской, есте-ственной истории, философии, политической экономии, изящных ис-кусств, технологии и коммерции. При этом в гимназии не преподавали родной язык, отечественную литературу и Закон Божий.

Уездные училища готовили учащихся к продолжению образования в гимназиях, а также к практической деятельности. В учебном плане было множество предметов - от Закона Божиего до рисования (Священная история, чтение книги о должностях человека и гражданина, география, история и т.д.). Большая загруженность учебного плана вела к большой нагрузке учи-телей и учащихся: по 6-7 часов занятий в школе ежедневно. Учителя обязаны были пользоваться только рекомендованными ми-нистерством учебниками.

Приходские училища могли открываться в губернских, уездных горо-дах и в селении при каждом церковном приходе. Они также имели две цели: готовить к обучению в уездном училище и давать детям общеобра-зовательные знания (могли учиться совместно мальчики и девочки). Предметы обучения: Закон Божий и нравоучения, чтение, письмо, первые действия арифметики.

Гимназии разделялись на классические и реальные. В «классических» готовили к поступле-нию в университеты и в другие учебные заведения, основное время отво-дилось изучению древних языков, русской словесности, новых иностран-ных языков и истории. В «реальных» готовили для службы военной и гражданской, вместо древних языков было усилено преподавание прак-тической математики, введено законоведение.

Расширялась и сеть частных учебных заведений, но правительство сознательно сдерживало их рост. В 1883 г. было запрещено открывать их в Москве и Петербурге, хотя позже они были разрешены вновь. Частные школы также находились под строгим правительственным контролем.

Начало второй половины XIX века в России характеризовалось великим реформаторским движением, всколыхнувшим общество. Вслед за реформой 1861 г. об освобождении крестьян от крепостной зависимости, намети-лись и другие реформы: судебная, земская, просветительная, образовательная. К этому вре-мени вопросы воспитания и образования стали пониматься как «важнейшие вопросы жизни».

В эти годы к педагогической теории и деятельности обращается много выдающихся людей: Пирогов Н.И. (знаменитый хирург, общественный деятель, педагог), Ушинский К.Д., Толстой Л.Н. и др. Для них это было время наиболее интенсив-ной новаторской работы. Много интересных деятелей приобщилось к проблемам педагогики и к педагогическому труду в различных губерниях России. С легкой руки Н.И. Пирогова началось оживленное обсуждение в прессе проблемы вос-питания человека и других педагогических вопросов: «Какой должна быть школа? Какова должна быть ее программа? Сословная или бессословная школа? Чему учить в школе? Как готовить учителя?», и многих других.

Главное внимание общества в это время было привлечено к народной школе, которой в империи, можно сказать, и не было. Приходские учи-лища обязаны были содержать сами крестьяне и помещики, поэтому они развивались очень слабо. Деревенских жителей по прежнему учили гра-моте дьячки, богомолки и подобные люди.

Народные училища подчинялись разным ведомствам:

Министерству государственных имуществ;

Министерству двора;

Министерству внутренних дел;

Св. Синоду (больше половины всех училищ);

Министерству народного просвещения (на него приходилось около 20% училищ).

Отмена крепостного права вызвала необходимость открытия школ для всех слоев населения: крестьян и помещиков, городских жителей. Стала оче-видной несправедливость сословной политики в области образования, огра-ничений в области женского образования. Выявилась недостаточность сред-него образования, основанного на классицизме. Стала остро осознаваться необходимость развития отече-ственной педагогической науки, возникла потребность в педагогической периодике, новых учебных книгах, разработке новых методик обучения. Подготовка учителей для разного типа школ, создание самих школ - все это были насущные проблемы середины XIX в.

В 1864 году было разработано «Положение о начальных народных училищах». Согласно ему, народные училища могли открываться различными правительствен-ными ведомствами, обществами, частными лицами, которые сами и решали вопрос о платности или бесплатности их. Цель народных училищ — «утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распро-странять первоначальные полезные знания». Предметы преподавания: Закон Божий, чтение (книги гражданские и церковные), письмо, четыре действия арифметики, церковное пение. Народные училища были в ведении уездных и губернских училищных советов.

В 1864 году был введен «Устав гимназий и прогимназий». Учреждались два типа гимназий: классические и реальные. Цель «классических» - дать общее образование, необходимое для по-ступления в университет и другие высшие специальные учебные заведения. «Реальные гимназии» не давали права поступления в университеты. Также существовали «прогимназии» - начальная ступень гимназии. Педагогические советы получили большие права: могли утверждать программы преподавания, выбирать учебники.

В 1860 году было издано «Положение о женских училищах ведомства Министерства народно-го просвещении». Устанавливалось два типа бессословных женских училищ:

I разряда - 6 лет обучения;

II разряда - 3 года обучения.

Их цель — «сообщить ученицам то религиозно-нравственное и умст-венное образование, которое должно требовать от каждой женщины, в особенности же от будущей супруги и матери семейства». Открывать их могли частные лица и общества. В учебный план женских училищ первого разряда входили: Закон Божий, русский язык, грамматика и словесность, арифметика и понятия об измерениях, география всеобщая и русская, история, начала естество-знания и физики, чистописание и рукоделие.

В 1863 году был введен «Университетский устав», предоставляющий некоторую автономию университетам - был создан Университетский совет, который руководил всей учеб-ной работой, и на котором выбирался ректор. Жесткие ограничения в деятельности университетов, уста-новленные при Николае I были частично сняты, но оставалось подчине-ние университета попечителю учебного округа и Министерству народного просвещения. Женщины в университет не допускались. В университетах было 4 факультета: историко-филологический, физи-ко-математический (с естественным отделением), юридический и меди-цинский. Открылось много новых кафедр.

«Земства», созданные в 60-х гг., получили право открытия учебных за-ведений; они же должны были заниматься их материальным обеспечением. Земства разрабатывали планы всеобщего обучения, открывали школы, проводили курсы и съезды учителей, разрабатывали новые программы и учебники, создавали учительские семинарии (перед 1917 г. около 1/3 на-чальных сельских школ были земскими). Манеры культурного человека на страницах сайта.

Образование в 17 веке в России претерпело серьезные изменения. Преобразования произошли как в системе обучения, так и в быту простых людей и литературе, живописи. Если до этого знания имели возможность получать в основном дети знатных людей у индивидуальных репетиторов, то теперь образование дается в учебных заведениях. Обучение становится доступно всем, независимо от сословной принадлежности.

Создание на Руси частных школ

На современный взгляд создаваемые заведения нельзя было в полной мере назвать школой. Образование в 17 веке в России кратко можно охарактеризовать как начальное. К тому же учителями работали духовные люди со своими правилами. За свою работу они получали вознаграждение в виде продуктов питания.

Интересны для изучения некие «азбуковники». Это сохранившиеся рукописные и печатные книги для чтения детьми, которые уже имеют начальные навыки в чтении.

Помимо непосредственно текстов для чтения, в азбуковниках были даны рекомендации для учителя - как обучить чтению, правила поведения в школе, церкви и даже дома.

Образование в 17 веке на Руси не предполагало постоянного проживания детей при школе. Ученики, как и сейчас, по утрам ходили на занятия, а днем возвращались домой. Знания были доступны всем без исключения, и богатым, и бедным, и убогим.

Печатные пособия - хорошее подспорье для обучения

Появление возможности выпускать печатные книги наилучшим образом повлияло на образование в 17 веке. Старосты в школе на каждом уроке раздавали ученикам книги для обучения.

В Москве начали печатать буквари, которые могли купить даже самые бедные слои населения. Такие книги, стоимостью всего в 1 копейку, пользовались большой популярностью.

Примечательно, что азбука, написанная дьяконом В. Бурцевым, была распродана в течение одного дня в количестве 2400 штук.

Чуть позже появляется азбука с картинками, изданная Карионом Истоминым. Эта книга построена по знакомому всем нам принципу. Каждой букве соответствует картинка, название которой начинается на данный звук.

Школы вместо индивидуальных репетироров

В середине 17 века из Киева были приглашены 30 монахов-ученых. Они должны были открыть учебное заведение при Андреевском монастыре г. Москвы. В школе стали преподавать для молодых дворян философию, риторику, греческий и латинский язык.

Во вновь открываемых учебных заведениях, помимо русской грамматики, преподавали латинский и греческий язык.

В классах обязательно выбирали старост. Они имели большой вес в коллективе и даже могли замещать учителя. Основная их обязанность заключалась в раздаче книг, назначении дежурных и контроле за дисциплиной.

Для тех, кто получал образование в 17 веке, строгая дисциплина была в основе обучения. Особенно ценилось и требовалось бережное отношение к книге и вообще ко всему имуществу, находящемуся в школе.

Помимо обязательного соблюдения порядка и идеальной чистоты, запрещалось наговаривать на товарища и обзывать их обидными словами. Так зарождалось некое подобие корпоративной солидарности.

Методики обучения в 17 веке

Если рассматривать образование в 17 веке, единая методика его полностью совпадает с нормами, действующими в школах и Греции. Основными предметами были письмо, чтение, счет, а также пение.

Помимо светского обучения, обязательными были уроки по основам религии. К тому же давались начальные знания в области свободных наук. К ним относились: грамматика, астрономия, музыка, диалектика, риторика, арифметика.

Азбуковники содержали различные стихи, которые дети учили и рассказывали наизусть. Также ученикам преподавали основы стихосложения, обучали писать письма высокопоставленным чиновникам.

Правил, написанных в азбуковниках, придерживались во всех школах, поэтому с уверенностью можно утверждать, что образование в 17 веке - единая методика преподавания, которая в дальнейшем легла в основу всего обучения.

Нюансы обучения на Руси в 17 веке

Несмотря на развитие науки, занятия в школе начинались и заканчивались словом Божьим. Да это и понятно, ведь учителями были духовные лица.

Но именно священники распространяли идею об общем образовании, всеобщей грамотности. Считалось, что знания нужны людям для понимания значимости веры и понятий о нравственности. Читать необходимо уметь главным образом для того, чтобы самостоятельно изучить и понять весь тайный смысл написанного.

Основная цель, которую преследовало образование в 17 веке в России, была воспитать нравственного человека, знающего основы христианства и владеющего навыками чтения и письма.

Интересны для изучения работы древних мыслителей. Многие работы переводились на русский язык, и о них составлялось собственное мнение. Так, в школах изучались идеи Аристотеля, «Диалектика» Дамаскина. На полях часто ставили различные пометки, что доказывает внимательное изучение книг философов.

Новый уровень образования дал толчок в развитии искусства

С повсеместным обучением грамоте стали появляться все новые жанры в литературе. Особенно большое развитие получила поэзия и стилистические рассказы. Писали множество пьес, которые ставили в придворном театре.

Живопись тоже претерпела изменения. Появился такой жанр, как светский портрет, полностью схожий с оригиналом. Наиболее известным в то время художником был Ушаков, написавший многих известных людей того времени.

С развитием математики, физики и химии появились новые технологии в оружейном ремесле, и полученные знания способствовали распространению экспедиций. В результате осваивались все новые и новые территории необъятной России.

В целом образование в 17 веке в России удовлетворяло интересы прежде всего церкви и самого государства. Вплоть до середины 18 века ученики получали знания по утвержденным методикам. Но в конце концов, условия исторического развития потребовали дальнейших видоизменений.

Аннотация: в данной статье проводится краткий анализ происходящих событий в середине XIX в., повлиявших на развитие церковно - приходских школ. Рассматриваются основные проблемы развития церковно - приходских школ.

Ключевые слова: церковно - приходская школа, земская школа, Святейший Синод, духовно- нравственное развитие, народное образование, духовенство, образовательная реформа.

Появление и развитие церковно - приходских школ во второй половине XIX века, обусловлено рядом внутриполитических событий, происходящих в тот период времени. Как показывает исторический анализ прошлого нашей страны, появление церковно - приходских школ стало началом массового народного образования в ней. Изучение этого явления является очень важным не только для педагогической науки, но и для истории нашей страны в целом. Ее появление отразилось на «народной социализации»: с одной стороны - она обучала грамоте, с другой - занималась морально - нравственным и духовным воспитанием. В первую очередь, церковно - приходская школа стала политическим механизмом регулирования внутрисоциальных проблем в стране.

Важным этапом в становлении образования в России того периода - стало зарождение народного образования в лице церковно-приходских школ. Они появились еще в дореформенный период в 1804 г. с принятием школьной реформы. Правительство не раз пыталось поручить открытие школ сельскому духовенству, опираясь при этом на практику западноевропейских стран. Еще в 1836 г. Святейшим Синодом были составлены «Правила для первоначального обучения поселенских, в том числе и раскольничьих детей». В правилах было прописано, что обучение должно осуществляться приходским духовенством . А уже в 1837 г. в Святейший Синод поступает отчет, об открытии 100 таких школ в стране. За полтора десятилетия их число существенно выросло, но после 1853 г. пошло на убыль, а позже и совсем прекратило свое существование. Только по собственной инициативе, священнослужители содержали такие школы на средства, полученные от приходов.

Прежде всего, уменьшение числа приходских школ в середине XIX в. было связано с их подчинением земству, которое вело регулярный контроль над их деятельностью. Поэтому эти школы закрывались или переходили в земское ведомство или сельское общество . К 70- м гг. XIX в. их количество сократилось практически в 5 раз, а численность таких школ не превышало и 4 тысяч по всей стране.

В середине 60 - х. гг. XIX в. народное начальное образование было представлено земскими школами и министерскими школами народного просвещения. Но для «бедного населения» оно было недоступно. Российский педагог Н.В. Чехов, говоря о земских школах, утверждал, «что не видит в ней школы для простого народа. Что она не соответствует потребностям и духу русского человека, а носит светский характер, отодвигая на задний план Закон Божий. Она распространяет вредные идеи для народа». А также, по его мнению, «светская школа развивается медленными темпами, и что неизвестно когда она сможет обеспечить весь народ образованием» .

Новый виток возрождения церковно - приходских школ был обусловлен различными событиями, происходящими в тот период в стране.

Отмена крепостного права в 1861 году привело к огромным изменениям в социально - экономической жизни страны. Но на деле вся эта реформа носила формальный характер, и положение крестьян отличалось не многим после ее принятия. Теперь они были не «крепостными», а «обязанными», от чего суть их положения особо не менялась. Это вызывало недовольство «крепостного» населения, что приводило к мощному подъему крестьянского движения. Их взглядов придерживалась и либеральная интеллигенция, которая выступала за отмену крепостничества и помещичье землевладение.

Огромное количество социально-политических проблем, вызванных отменой крепостного права, возникли для государства. Исследуя социальные проблемы, происходящие во второй половине XIX в. в стране, можно выделить основные причины, повлиявшие на их возникновение:

1.Нарастание недовольства крестьян и политические волнения, вызванные появлением либерально настроенных революционных масс.

2. Развитие промышленности и аграрного производства требовало от народа образованных и квалифицированных рабочих. Зачастую, земские школы были недосягаемы для простого народа, а большинство учебных заведений находились в городах. В деревнях практически отсутствовали какие-либо учебные заведения. Их небольшое количество не могло обеспечить всех образованием.

3. Безграмотный народ, как в образовательном, так и в духовно - нравственном смысле все чаще стал входить в сектантство, разлагая его морально.

Правительству стало понятно, что проведенные либеральные реформы наносят огромный ущерб по самодержавию. Стал вопрос о поисках конкретных задач по разрешению сложившейся ситуации.

Отправной точкой в решении данных проблем становится созыв в апреле 1879 года Особого совещания, основной задачей которого было решить вопрос борьбы с растущим молодым «революционным поколением».

На данном совещании целью и методом решения проблемы стала просветительская идея, выраженная образовательной деятельностью и духовным просвещением народа, и подчиненная под «контроль государства». Нельзя забывать, что религия во все времена выступала мощным фактором для интеграции различных социальных слоев. Акцент был сделан не на земские школы, существовавшие в тот период, т.к. эти школы еще могли нести в своей деятельности «либеральные идеи», а на церковно-приходскую школу, основанной на религиозно-нравственном учении.

Последующие созывы Комитетов министров лишь усиливали развитие церковно-приходских школ, в том числе и роли духовенства в их создании. Немалую важность во всей этой деятельности на государственном уровне сыграли такие государственные деятели как Н.П. Победоносцев, обер-прокурор Святейшего Синода, С.А. Рачинский, будучи «фанатичным идеологом» церковной школы.

Именно «государственные потрясения», происходящие в этот период и стали основополагающим фундаментом развития церковно-приходских школ, признанных юридически на государственном уровне. В связи с этим, началом их развития в 1884 году становится издание «Правил о церковно-приходских школах», в которых были закреплены положения и правила, регламентирующие основную деятельность школ практически на всем пространстве Российской Империи.

В тоже время, в развитии и становлении народного образования, осуществляемого церковно-приходскими школами, появилось множество трудностей. С одной стороны, государство было заинтересовано, в начальном массовом образовании, стремящегося повлиять на сознание народа, прививая любовь к религии и самодержавию, с другой стороны - государство, которое не оказывало практически никакой финансовой помощи в ее развитии, возлагая это бремя на плечи духовенства, меценатов и земство.

Тяжелое финансовое положение страны, у которой не было денег на проведение новой образовательной реформы должно было найти пути развития с наименьшими затратами на народное образование. Поэтому финансовые трудности по реализации образовательной реформы легли на духовенство. Предполагалось таким образом создать бесплатные учительские кадры в лице священнослужителей (священников, дьяконов, дьячков), а дополнительное финансирование получать от средств прихода, в том числе и благотворительности. Число приходов в общероссийском масштабе составляло порядка 40 тысяч. Помимо бесплатных учителей, государству не нужно было тратить средства на возведение школ, а должны они были открываться в церковных домах, или в каких-либо других бесплатных помещениях при приходах.

Закрепленная образовательная идеология, основанная на православной религии, была беспроигрышным вариантом. Ведь почти 75% народа исповедовали православие, что и послужило мощным толчком для развития такого типа школ как церковно - приходская. Стремительное ее развитие было связано не только появлением у нее народного лица, всеобщей доступности и религиозного просвещения. Немалую роль играло давление государства на духовенство по открытию церковных школ. Духовенство оказалось не готовым к таким преобразованиям, как финансово, так и организационно. Так в первом параграфе Правил «о церковно - приходских школах» указано, что школы открываются православным духовенством и приходскими священниками на местные средства прихода «.

В Правилах 1884 г. было прописаны основные источники финансирования для церковно-приходских школ. Государственная поддержка была незначительной. В 1884-86 гг. было выделено 55 тыс. рублей на всю Россию, что приблизительно составляло от 6 до 13 руб. на школу .

Итак, скудное финансирование земских школ в лице государства плюс легший на плечи «оброк» в виде обязательных отчислений на развитие церковных школ зачастую приводило к тому, что в некоторых уездах губерний земство передавало в ведение духовенства свои школы для снятия с себя обязательств по их содержанию. (сноска 2)

За пять лет с момента утверждения «Правил о церковно - приходских школах» начинается их значительный рост. С 1884-1889 гг. в государственном масштабе их число с 3 517 возросло до 17 715, а в 1893 году их количество достигло 27 000.

Кроме проблемы финансирования был еще не менее сложный вопрос в деятельности таких школ - нехватка учительного состава. Зачастую в принудительном порядке воспитанникам духовных семинариев приходилось становиться учителями в этих школах. В 90 - х. XIX в. с увеличением школ стали привлекать в качестве учителей - воспитанниц женских епархиальных училищ. Обязательной догмой в преподавании в церковно-приходских школах - было наличие церковного образования, основанное на знании Закона Божьего, т.к. основная учительская деятельность была построена на преподавании религиозного учения.

К концу 19 века церковно - приходская школа стала поистине народным образовательным учреждением. Их роль, которая в самом начале своего появления была недооценена, приобрела массовый характер. Она обладала огромной автономией, затормаживая развитие земским школам и школам народного просвещения. Увеличение управленческого аппарата, осуществляющего наблюдение за деятельностью церковно-приходских школ, привело к увеличению денежных расходов на его содержание. Так, государственное финансирование церковно - приходских школ за 20 лет увеличилось более чем в 60 раз и к 1896 году составило 3 454 645 рублей. В последующие годы эта цифра только росла .

Только с началом государственных потрясений, вызванных началом русско - японской войной и внутриполитическим кризисом, породивший революционные восстания, расходы государства на образование резко упало. Постепенно количество церковно - приходских школ стало уменьшаться и к 1917 году с приходом «новой власти» и вовсе прекратили свое существование. Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», принятый Советом Народных Комиссаров РСФСР в году стал рычагом уничтожения не только церковной школы, но и христианской идеологии, которую она несла для изучения в народные массы. Церковь была основательно отделена от государства, и началось ее открытое гонение.

Несомненно, роль и значение церковных школ в истории нашей страны огромно. Несмотря на многие трудности и проблемы, коснувшиеся развития церковно-приходской школы, она внесла неотъемлемый вклад в образование народа и является в современном мире, хорошим историческим материалом для изучения и анализа социального развития общества. Ей удалось решить множество задач: как в образовательном аспекте, так и в развитии духовно - нравственного воспитания народа. Проведенные либеральные реформы во второй половине XIX в/, несшие в себе западноевропейские ценности, отодвинули на задний план развитие традиционных устоев, в том числе и народного образования. Социально-политические изменения в стране порождали огромные пробелы в развитии общества. Мощным регулятором в социальном развитии народа и выступили церковно-приходские школы, ставшие важным преобразователем духовно-нравственного воспитания общества. Те методы и особенности образовательного процесса, которые были характерны для церковно-приходских школ, оказались эффективными и понятными для обучения народа грамоте.

На сегодняшний день, когда государством уделяется огромное внимание духовно - нравственному воспитанию общества, изучение истории народного образования является одной из приоритетных тем. Ведь не зная прошлого, трудно анализировать действительность сегодняшнего дня. А между тем, именно церковно - приходские школы были основой духовного развития личности, порождавшее любовь к окружающему нас миру и его восприятию. Они стали мощным толчком для социального развития общества XIX века.

Библиографический список:

  1. Н.В. Чехов Народное образование в России с 60 - х. годов XIX в. М., 1912.- с. 92.
  2. Н.В. Чехов Народное образование в России с 60 - х. годов XIX в. М., 1912.- с. 93.
  3. Н.В. Чехов Народное образование в России с 60 - х. годов XIX в. М., 1912.- с. 93-94.
  4. Под ред. С.А.Каменева, сост. Н.А.Желваков, М., 1936 г.- с.1.
  5. Н.В. Чехов Народное образование в России с 60 - х. годов XIX в. М., 1912.- с. 103.
  6. Белоконский, И.П. Обзор деятельности земств по народному образованию Текст. / И.П. Белоконский // Русская школа. 1890.
  7. Каптерев, П.Ф. История русской педагогии Текст. / П.Ф. Каптерев; предисл. Н.В. Бордовской; послесл. В.П. Борисенкова. СПб., 2004.
  8. Кулиев, Ф.М. Государственно-церковные отношения в Российской империи в XIX начале XX в. Текст.
  9. 142. Куломзин, А.Н. Доступность начальной школы в России Текст. / А.Н. Куломзин. С Пб., 1904.

Прародителями современных школ стали римские и греческие школы. Обеспеченные родители в Древней Греции и Риме часто посылали своих детей к знаменитым философам, чтобы те перенимал у них мудрость и знания.

Однако свои занятия философы проводили индивидуально: они приглашал ученика либо к себе домой, либо отправлялись с ними на прогулку. Со временем известные греческие ораторы начали путешествовать по городам, обучая местное население.

Именно в этот период возникла необходимость организовать специальные учреждения, в которых бы все желающие собирались слушать лекции мыслителей. Так в Древней Греции и Риме начали появляться первые школы.

Древние школы организовывались на площадях, а не в помещениях. Такие площади со временем начали называться гимназиями. Примечательным является тот факт, что в первых школах обучение письму и грамматике началось сравнительно поздно - в 300 году н.э.

До этого времени в школах проводили дискуссии, обсуждали политические и философские вопросы. В Спарте занятие в школах представляли собой военную подготовку. С раннего возраста мальчиков обучали боевым искусствам.

Школа в разные исторические периоды, ее роль и методы обучения

Существует много теорий о том, какими были причины возникновения школ в период античности. Одна из них – это то, что родители просто хотели занять своих детей каким- нибудь делом, чтобы они не мешали им работать.

Подобная теория имеет свое подтверждение, так как первыми учениками были старики и дети – нетрудоспособные категории населения. В античных школах особое внимание уделялось духовному развитию детей: их учили основам философии и религии.

В период Средневековья школы носили религиозный характер. Зачастую они открывались при монастырях и соборах. Главной дисциплиной был латинский язык, на котором проводилось богослужение. Детей учили письму и чтению.

По окончанию монастырских школ, ребенок имел возможность стать помощником священника. Дети богатых купцов часто посещали средние школы, в которых преподавалось всего семь дисциплин: грамматика, логика, геометрия, арифметика, астрономия, музыка география.

Средневековые школы славились суровыми методами обучения: к ученикам часто применялись телесные наказания, которые могли приобретать характер пытки.

С 17 века в Европе были открыты первые школы для девочек. В них маленьких учениц обучали главным на то время дисциплинам – танцам, этикету, рукоделию, литературе.

Вплоть до конца 19 века девочки не имели права поступать в высшую школу. Зачастую школы в этот период были закрытого типа с очень строгой дисциплиной.

Функции школы в обществе

Главной функцией современных школ является предоставление ребенку возможности получить образование. Однако не следует воспринимать школу исключительно как место, в котором дети познают науки, учатся читать и писать.

Благодаря школе, дети адаптируются к взрослой жизни, готовятся к выбору своей профессии. Именно в школе мы впитываем и развиваем в себе такие качества как трудолюбие, честность, ответственность, патриотизм.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!