Огэ тетрадь по русскому. Рабочая тетрадь для подготовки к огэ

Для девятиклассников сложность учебного года заключается в сдаче ОГЭ. Подготовку к нему стоит начинать заблаговременно, поэтому купить учебники 9 класс лучше весной. Летом достаточно времени и для полноценного отдыха, и для дополнительных занятий. В онлайн-магазине «Виртуальная Книга» вы можете выбрать обязательную литературу и всевозможные пособия, решебники, сборники упражнений для самостоятельных тренировок.

Сложно ли сдать ОГЭ

Главный государственный экзамен приходится сдавать всем девятиклассникам. Но не все так страшно - потребуется подтвердить свои знания только за 5-9 классы. Чтобы убедиться в отсутствии пробелов, воспользуйтесь типовыми вариантами экзаменационных заданий - по биологии, математике, русскому языку и другим предметам. Если знаний недостаточно - не переживайте, все можно успеть. Мы рады предложить вам не только учебники для 9 класса, но и все книги за прошлые годы, по которым легко изучить пропущенную тему самостоятельно. Не игнорируйте дополнительную литературу:

Сборник Перышкина по решению задач по физике;

Решебник к учебнику по геометрии Атанасян;

Тесты по химии и алгебре;

Рабочие тетради по истории Даниловой;

Диагностические работы, книги с комплектом CD-ROM, сборники упражнений по грамматике английского языка;

Пособия по всем предметам для подготовки к ОГЭ.

Преимущества онлайн-магазина учебников

Покупать учебники в обычном магазине не очень комфортно - затратив время на поездку, можно остаться без нужной покупки. В ассортименте торговой точки может не оказаться крайне необходимых книг, а стоимость имеющихся весьма ощутима для семейного бюджета. «Виртуальная Книга» предлагает совершить покупку, не вставая с любимого кресла. Учебники для реализации основных учебных программ, рабочие тетради 9 класса, методические материалы легко найти с помощью продуманной системы поиска. Благодаря скидкам и акциям, стоимость их меньше магазинных аналогов на 20-25%. Выбрав учебную литературу, можно забрать ее самостоятельно или заказать доставку. Мы будем рады видеть вас в числе наших постоянных покупателей.

обоснованность предположений, не может обольщаться, будто он до конца проник в невероятно сложное

явление -творческий процесс Врубеля-художника, чья духовная организация была не только глубокой, но и

капризно изменчивой.

1)пять: одно изъяснительное, три определительных, одно причины;

2)четыре: одно изъяснительное, два определительных, одно причины;

четыре: два изъяснительных, два определительных;

1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры,

СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.

дивизии, (2) и это обеспокоило Огаркова. Он хлестнул коня, (3) но конь, (4) видимо, (5) устал и упорно

двигался шагом, (6) заметно припадая на левую заднюю ногу. (Э.Казакевич)

2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры,

обозначающие запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.

Спутанная трава в саду полегла, (1) и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только

маленький подсолнечник у забора. Над лугами тащились из- за реки, (2) цеплялись за облетевшие ветлы

рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь. По дорогам уже нельзя было ни пройти, (3) ни проехать, (4) и

пастухи перестали гонять в луга стадо. (К.Паустовский)

3. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры,

обозначающие запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.

эвакуирован в тыл, (5) и воевать мне больше не пришлось. (В.Некрасов)

4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры,

обозначающие запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.

В этих безлюдных зеленых переулках асфальт встречался редко, (1) зато было много дощатых тротуаров. Я с

тех пор навсегда запомнил, (2) как хорошо пружинят доски под колесами. Иногда, (3) правда, (4) колеса

проваливались в щели, (5) но Сережка легко их выдергивал и вёз меня дальше...(В.Крапивин)

5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру,

СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.

Дорога бежала навстречу, (1) как бесконечная упругая лента, (2) ветви больно хлестали Морозку по лицу, (3)

а он все гнал и гнал очумевшего жеребца, (4) полный неистовой злобы, (5) обиды, (6) мщения. (А.Фадеев)

6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру,

обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.

Над полем высоко в небе, (1) словно серебряные колокольчики, (2) звенели жаворонки. В лесу заливались

пеночки, (3) зяблики, (4) соловьи... Всех птенцов и не перечесть. У некоторых птиц и голоса- то для пения нет,

(5) но и они тоже от других не отстают, (6) стараются кто как умеет. (Г.Скребицкий)

7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры,

обозначающие запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.

Несколько раз косяками над фронтом проходили немецкие бомбардировщики, (1) но, (2) если не считать

случайных бомб, (3) моряков они не тревожили. Даже мины по- прежнему рвались где- то на дороге. Только под

вечер, (4) когда длинные тени деревьев пересекли измятое поле, (5) у немцев в окопах началась возня.

Моряки приготовились, (6) ждали атаки, (7) а на нихвдруг обрушился поток слов на чистейшем русском

языке. (О.Селянкин)

8. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру,

обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.

Первая туча прошла. И надвинулась следующая, (1) хмурая, (2) лохматая,(3) стремительно кипящая. Она

загородила все небо. Ветер, (4) сильный,(5) грозовой,(6) неистово потянул из- под тучи. Снова скользнула

Поиск материалов:

Количество Ваших материалов: 0.

Добавьте 1 материал

Свидетельство
о создании электронного портфолио

Добавьте 5 материала

Секретный
подарок

Добавьте 10 материалов

Грамота за
информатизацию образования

Добавьте 12 материалов

Рецензия
на любой материал бесплатно

Добавьте 15 материалов

Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Добавьте 17 материалов

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
учени(ка/цы) _______
__________________________
1

ЗАДАНИЕ 2
ТЕМАТИКА ПО СПЕЦИФИКАЦИИ: «ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. СМЫСЛОВАЯ И
КОМПОЗИЦИОННАЯ ЦЕЛЬНОСТЬ ТЕКСТА. АНАЛИЗ ТЕКСТА»
Задание: Выбрать предложение, которое содержит информацию, необходимую при ответе на указанный в
задании вопрос.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему
Анна Федотовна не хотела отдавать ребятам документы?»
1) Это были копии, а не настоящие документы.
2) Поведение детей обидело Анну Федотовну.
3) Документы были дороги Анне Федотовне как единственная память о сыне.
4) Анна Федотовна боялась, что документы подменят.
НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

1. Текст состоит из нескольких предложений. Одно
Текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Текст имеет следующие признаки:
предложение текстом не является.

2. Смысловая цельность текста. Во-первых, текст - это высказывание на определенную тему; во-вторых,
автор реализует свой замысел, передающий его отношение к тому, о чем он сообщает, его оценку
изображаемого (основная мысль текста). В-третьих, текст имеет относительную законченность, в нем есть
начало
конец.
3. Связность текста. Она проявляется в том, что каждое последующее предложение строится на базе
предыдущего.
и

1.
2.
3.
Сожмите содержание текста в одно-два предложения.
Ответьте на указанный вопрос.
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Найдите, в каком из вариантов говорится приблизительно о том же
ЗАДАНИЯ
1. Прочитать текст, выполнить задание.
(1)Кострома встретила разливанным морем огней, помигала строгими глазами светофоров, подергала
залетевший, нарушающий полуночную тишину города автобус, покомандовала указателями: марш туда, марш
сюда - и вытолкнула к Волге.
(2)Бетонная лента моста не вздрогнула, могучие пролеты ничуть не ощутили игрушечно притряхивающийся на
стыках автобус. (3)Гирлянды лампочек высвечивали по сторонам пешеходные дорожки, низенькие перильца,
дальше темнела холодная жуткая пропасть, на дне которой взблескивала тяжелая маслянистая вода.
(4)В Заволжье дорога пошла шире, прямее, да и поля не сравнить, просторные, на сколько пробивался луч,- все
стерня и стерня, лесочки попадались изредка, но какие-то покореженные, мелкие, пробитые крест-накрест
глубокими колеями.
(5)В одном таком продуваемом, тоскливо подвывающем леске остановились. (6)Все повалили на выход,
поджимаясь и зябко ойкая. (7)Вышла и тетка Вера. (8)Ветер вздул платок, с тепла сразу передернуло,
зазнобило.
(9)Кусты были мокрые, скользкие, со всех сторон сквозило, и тетку Веру тотчас охватил страх: сейчас поедут,
(11)Распахнула, но еще много мест свободных, значит, не подошли, прохлаждаются, шофер, уронив голову на
баранку, подремывал, слышен приглушенный говорок, шуршанье газет - самое время подкрепиться.

2. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос:
«Почему испугалась тетка Вера?»
1) (6)Все повалили на выход, поджимаясь и зябко ойкая.
2) (8)Ветер вздул платок, с тепла сразу передернуло, зазнобило.
3) (9)Кусты были мокрые, скользкие, со всех сторон сквозило, и тетку Веру тотчас охватил страх: сейчас поедут,
останется тут, все, погибель!
4) (10)И она, хватаясь за ветки, рванулась к автобусу, сердце суматошно колотилось, хотела закричать, но голос
перехватило, какое-то сипенье вышло, однако ноги не отказали, вынесли ее из кювета, вот и дверки, успела,
слава богу.
2. Прочитать текст, выполнить задание
(1)Гина отпросилась у начальника в Кострому. (2)Поехали строители в облуправление, она и попросилась,
дескать, пока они там выбивают свои кирпичи да цементы, она в магазин «Оптика» заскочит, выкупит
прописанные очки.
(3)Шофер Вася не мастак рассказывать, но все управление хохотало, представив эту разыгранную в магазине
«Оптика» сцену.
(4)Рыжеватенькая девица в туго запахнутом белом халате положила на прилавок очки:
- (5)Померяйте!
(6)Гина, не торопясь, расправила дужки, зажмурилась, надела, придавила седлышко пальцем к переносью и

- (7)А что? (8)Хорошо. (9)Как раз. (10)Вижу...
(11)Взяла другие, и опять с достоинством обозрела прилавок, цветочки на подоконнике, перевела взгляд на

- (12)И эти хорошо. (13)Все вижу...
(14)Девица стояла-стояла так выжидательно, да вдруг нахмурилась, сказала грубо:
2

- (15)Чего видишь-то? (16)Видит она... (17)Это же оправа. (18)Стекол-то нет. (19)Она видит...
(20)Гинины брови поползли вверх, нижняя губа дернулась и отвисла. (21)Сняв очки задрожавшей рукой,
подержала их на расстоянии и, воровато оглянувшись, осторожно потянулась пальцем к роговому кольцу,
словно в игольное ушко целилась.
(По В. В Травкину «Экскурсия»)

«Почему девица вдруг нахмурилась и ответила Гине грубо»?
1) (6)Гина, не торопясь, расправила дужки, зажмурилась, надела, придавила седлышко пальцем к переносью и
повела по сторонам высматривающим взглядом.
- (7)А что? (8)Хорошо.
2) (11)Взяла другие, и опять с достоинством обозрела прилавок, цветочки на подоконнике, перевела взгляд на
рыжеватенькую, в упор смотрела в ее недоуменное лицо.
3) (22)Сунув палец в оправу, Гина провела им по скользкому кольцу и выпучила глаза...
4) (16)Видит она... (17)Это же оправа. (18)Стекол-то нет. (19)Она видит...
3. Прочитать текст, выполнить задание
(1)Впереди брезжил размытыми огнями Ярославль. (2)Скоро стали различимы и высокие дома с редкими,
папиросно помаргивающими красноватыми точками. (3)«Что там не спят? - думалось.- (4)Может, что
случилось? (5)Заболел кто? (6)Плачет ребенок?» (7)Какое-то беспокойство брало при виде этих затерянных в
огромных домах-клетках полуночных огней.
(8)Возле будки ГАИ, высокой и слегка нависшей над дорогой, выехали на широкое и прямое Московское шоссе,
повернули налево, огни Ярославля за спиной постепенно стушевывались, меркли.
(9)Многие уже дремали, уткнувшись кто в стенку, кто в бок соседа.
(10)Начала клевать и тетка Вера. (11)Сначала все силилась, пялила глаза через поникшие головы на дорогу, на
поля и рощи, высвечиваемые на поворотах, на дорожные знаки, загорающиеся издали золотистым жаром, на
придавленные тьмою деревни.
(12)Прибодрится, толкнет наплывающий сон, взглянет по сторонам и тут же задремлет,- клонится на грудь
голова, слипаются веки. (13)И опять вдруг вздрогнет, словно иголкой кто кольнул, заерзает, заозирается: что
там новенького на дороге? (14)А что увидишь в ночи новенького, приметного? (15)Дорога виляет среди
всхолмков, прорезает поля с неряшливо уложенными приземистыми скирдами соломы. (15)Что еще?
(16)Промелькнет сутуло шагающий полуночник- куда-то носила нелегкая,-сиротливо вспыхнет какой-то
огонек издали, может, хутор, может, станция, изредка заподмигивает приветливо встречная машина, и опять
все поля да поля.
. (19)В который уж раз, пересиливая сонливость, протерла глаза, задвигалась, прокашлялась в кулак стала
глядеть на забирающую влево дорогу.
(По В. В Травкину «Экскурсия»)
2. В каких предложениях содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос:
«Почему не смогла заснуть в дороге тетка Вера»?
1) (11)Сначала все силилась, пялила глаза через поникшие головы на дорогу, на поля и рощи, высвечиваемые на
поворотах, на дорожные знаки, загорающиеся издали золотистым жаром, на придавленные тьмою деревни.
2) (12)Прибодрится, толкнет наплывающий сон, взглянет по сторонам и тут же задремлет,- клонится на грудь
голова, слипаются веки.
3) (14)А что увидишь в ночи новенького, приметного?
4) (17)Мучительна тревожная дремота. (18)И никак не угомонишься, никак не пристроишься - и так спинушку
колет, и этак неудобно

Прочтите текст и выполните задания 2 – 15.1.

(1)Мы с мамой переехали в этот дом недавно. (2)Самое интересное здесь – двор. (3)Он большой, зелёный,
есть где играть и в мяч, и в пряталки, и в разные другие игры. (4)Ребята играли почти каждый день, особенно
летом. (5)И я постепенно перезнакомился с ними, и все мы относились друг к другу по-хорошему.
(6)Потом меня стали назначать судьёй в волейбольных встречах. (7)Судить никто не любил, все хотели
играть, а я – всегда пожалуйста: как не помочь друзьям?.. (8)А бывало, что на широком крыльце соседнего
деревянного дома мы играли в шахматы и в лото.
(9)Изредка ребята приходили ко мне домой. (10)Пластинки слушали, играли моей железной дорогой,
болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.
(11)И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей. (12)Точнее говоря, это были не
совсем голуби. (13)Я научился делать из бумаги птичек, похожих на летающие блюдца.
(14)Совсем круглых, только со складкой посередине и с треугольным клювиком. (15)Они здорово летали,
плавными широкими кругами. (16)Иногда ветер подымал их на высоту и уносил со двора.
(17)Ребята толпой гонялись за каждым голубком – кто первый схватит! (18)Чтобы не было свалки, я стал
заранее говорить, какого голубка кому посылаю.
(19)Дело в том, что каждого голубка я разрисовывал фломастерами. (20)На одном рисовал всякие узоры,
на другом – кораблики среди моря, на третьем – сказочные города, на четвёртом – цветы и бабочек. (21)И всякие
космические картинки. (22)И ещё много всего – получалось красиво.
(23)Ребятам это, конечно, нравилось, но я всё равно был среди них чужим. (24)И мне вдруг расхотелось
пускать с балкона голубков.
(25)Я сделал последнего и – сам не знаю почему – нарисовал вечернее небо, оранжевое солнце на
горизонте и дорогу, по которой идут рядом двое мальчишек.
(26)Хотя нет, я знал, почему нарисовал такое. (27)Хотелось, чтобы появился друг. (28)Не случайный, не
на час, когда забегает поиграть в шахматы или послушать Пола Маккартни, а настоящий…
(29)Я пустил голубка с балкона, и ветер подхватил и унёс его за тополя. (30)И я подумал: вот найдёт кто-
нибудь, догадается, придёт ко мне…
(По В. Крапивину)*
*Крапивин Владислав Петрович – современный писатель, журналист.

2.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос:
«Почему герой-рассказчик, несмотря ни на что, чувствовал себя среди ребят чужим?»

1)У ребят и героя-рассказчика не было ни времени, ни возможности узнать друг друга лучше.
2)Ребята постоянно принимали подарки от героя-рассказчика, ничего не давая ему взамен.
3)С ребятами у героя-рассказчика сложились приятельские, необязательные отношения, а он мечтал о
настоящей дружбе.
4)Ребята принимали героя-рассказчика в свои игры только на те роли, которые ему не нравились.

3.В каком предложении средством выразительности речи является олицетворение?

1)Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.
2)И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей.
3)Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя.
4)И я подумал: вот найдёт кто-нибудь, догадается, придёт ко мне…

4.Из предложений 24 – 25 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости /
звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
5.Из предложений 18 – 20 выпишите глагол, в котором правописание суффикса определяется
правилом: «Чтобы верно написать суффикс глагола, нужно образовать форму 1 лица единственного
числа настоящего или простого будущего времени. Если в этой форме суффикс сохраняется, то
пишется –ИВА- / -ЫВА-».

6.Замените разговорное слово СВАЛКИ в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом.
Напишите этот синоним.

7.Замените словосочетание БУМАЖНЫХ ГОЛУБЕЙ (предложение 11), построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся
словосочетание.

8.Выпишите грамматическую основу предложения 1.
9.Среди предложений 9 – 13 найдите предложение с обособленным согласованным определением.

10.В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы),
обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
Ребятам это, (1) конечно, (2) нравилось, (3) но я всё равно был среди них чужим.
11.Укажите количество грамматических основ в предложении 27. Ответ запишите цифрой.

12.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.
Судить никто не любил, (1) все хотели играть, (2) а я – всегда пожалуйста: как не помочь друзьям?.. А бывало,
(3) что на широком крыльце соседнего деревянного дома мы играли в шахматы и в лото.
13.Среди предложений 17 – 22 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным
подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14.Среди предложений 28 – 30 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями.
Напишите номер этого предложения.
ЗАДАНИЕ А3
ТЕМАТИКА ПО СПЕЦИФИКАЦИИ: «ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ. АНАЛИЗ
СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ»
Задание: опознать указанное в формулировке средство выразительности.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.
2) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не
только она, но и её душа…
3) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.
4) Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ
1.Метафора – употребление слова в переносном значении, перенос на основе сходства.
Гнездо (прямое значение) орла Дворянское гнездо (переносное значение)
2.Олицетворение - наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками.
Девочка плакала (прямое значение) Ива плакала (переносное значение)
3.Сравнение - образное выражение, в котором один предмет сравнивается с другим.
4

(наличие союзов как, словно, точно, как будто, будто НЕТ ОСНОВЫ!), (отличать от сложноподчинённого
предложения с придаточным сравнительным ЕСТЬ ОСНОВА!)
4.Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.
(Бить баклуши, сесть в лужу, работать засучив рукава)
5.Эпитет - художественное, образное определение.
Хрустальный (прямое значение) бокал Хрустальные (переносное значение) слёзы.
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
ЗАДАНИЯ
1. Вспомнить, что означает указанный в задании лингвистический термин.
2. Внимательно прочитать каждое предложение, содержащееся в выборке ответов
3. Определить, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности.
4. Выбрать правильный ответ.
1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Через несколько дней наконец-то небо нахмурилось и выпал снег. (Савин В.)
2) Слева виднелась широкая расщелина скалы, заполненная осыпью, по которой можно было забраться наверх.
(Автократов Н.)
3) Справа площадки, почти у самого леса, позади кустов черёмухи я заметил какое-то сооружение с колесом.
(Автократов Н.)
4) На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков. (Пришвин М.)
2. Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Круглый шатер из оленьих шкур натянут на шесты. (Болдырев В.)
2) Лишь изредка большая ночная птица бесшумно проносилась над головой. (Автократов Н.)
3) Круглые сутки над тундрой светило солнце. Большое, рыжее, лохматое. (Савин В.)
4) Пламя бушует и ревёт, дерево трещит и коробится, выбрасывая фонтаны искр, струи горячего дыма и
множество пылающих головешек. (Автократов Н.)
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Длинные тени, падающие от деревьев, оставляли на них причудливые узоры. (Автократов Н.)
2) У руля сидел мужчина с непокрытой головой и длинными усами, какие носят в здешних местах многие
крестьяне. (Автократов Н.)
3) Тусклое, едва различимое, светит солнце, матовое, какое-то лиловое. (Гребенюк И.)
4) Стоял крепкий мороз, снег похрустывал под ногами, будто битое стекло. (Савин В.)
4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Сквозь розовую пелену я видел чьи-то чёрные, как ночь, глаза, полные участия и тревоги. (Болдырев В.)
2) Собаки, спасаясь от смертельного холода, прорвались сквозь ущелье и неслись сломя голову вниз по белому
желобу. (Болдырев В.)
3) Раскалённые скалы, точно огромные печи, дышали жаром. (Куликов А.)
4) Вершины и склоны гор сверкали в снегах, а дорога была черной, мокрой, и колеса рассекали на ней лужи с
таким треском, будто разрывали кусок холста. (Мартьянов С.)
1) Из тумана выплыло девичье лицо, золотистое от полярного загара. (Болдырев В.)
2) Москва-река была до набережных покрыта шевелящимся одеялом тумана. (Солженицын А.)
3) Косматое нежаркое солнце садилось в леса. (Бондарев Ю.)
4) Артамонов опасался опоздать на первую лекцию и проснулся ни свет ни заря. (Арсенов Я.)
6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) И вот перед костром между деревцами в розоватом отблеске пламени появились большие белые птицы, точно
снежные комья. (Савин В.)
2) И всё-таки чувствуем себя на льду океана не в своей тарелке. (Болдырев В.)
3) Стучим топорами по голым деревьям, и они звенят, как корабельные мачты. (БолдыревВ.)
4) Ветер на лету подхватил горящую солому и остервенело швырял её тяжёлыми пригоршнями в ночную степь.
(Логвиненко И.)
7. Укажите предложение, в котором используется эпитет.
1) Чижов легко отыскал дом, в котором жил Дегтярёв: он знал маленький курортный городок, как свои пять
пальцев. (Мартьянов С.)
2) Мобильник завибрировал, заскрёбся в ящике тумбочки, как жук в спичечном коробке. (Живов В.)
3) Майское утро дышало особенной прелестью. (Черкасов А.)
4) До сих пор во сне я вижу эту замерзшую, голую и печальную долину. (Болдырев В.)
8. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Исчезла под стеной сарая лиловая туша ноздреватого сугроба. (Тендряков В.)
2) Жизнь была слишком интересной для того, чтобы ломать голову над её смыслом. (Слепухин Ю.)
3) У самого горизонта море было лиловым, тревожным, предвещающим шторм. (Мартьянов)
4) Тусклый серый свет проходил сквозь маленькие круглые иллюминаторы. (Рысс Е.)
9. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) Маяк на мысу через равные промежутки времени загорался ярко-голубым светом. (Мартьянов С.)
2) Окна в кабинете полковника светились яркими огнями. (Мартьянов С.)
3) Луч прожектора, в котором вспыхивали ночные бабочки и мотыльки, рассекал темноту, щупал море и небо,
потом снова гас, и становилось ещё темнее. (Мартьянов)
4) Глубоко внизу, словно рассыпанный бисер, искрились огоньки города. (Автократов)
10. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Дикий, торжествующий крик огласил пустынные берега. (Куликов А.)
2) До самого утра вокруг пылало небо, красные языки пламени видны были далеко в степи. (Логвиненко И.)
3) В море плавал ковш луны, в луче маяка дремали на рейде баржи, со стороны мола доносился грохот
экскаваторов и лебёдок. (Лебеденко П.)
5

4) Точно лапы погибших гигантских пауков, там и тут изгибаются высохшие распластанные корни и сучья.
(Болдырев В.)
11. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Ранние дети появляются быстро, сами собой, как отметки в дневнике, если ты пошёл в школу.
2) Но в ту пору, с которой помню, я часто, казалось, слышал: «Ты -сюрприз, ты - драгоценный подарок!»
3) Я не помню, с какого возраста я себя помню.
4) Хотя меня гораздо больше тянет в лыжный поход.
12.(1)Раздался пронзительный визг, пудель замотал головой, жук отлетел шага на два в сторону и
опять шлёпнулся на спину. (2)3рители по соседству затряслись от смеха, женщины закрылись
веерами. (По М. Твену)

6

3) олицетворение
4) гипербола
1) антитеза
2) разговорная лексика
13. (1)Тридцать ярдов дощатого забора в девять футов вышиной! (2)С ним и за сто лет не
управишься! (По М. Твену)
Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложениях.
1) метафора
2) эпитет
14. (1)3аглянув в её вспыхнувшие, широко раскрытые глаза, Том понял, что проговорился, и
замолчал, сконфузившись.
- (2)Ах, Том... так, значит, я не первая, у тебя уж была невеста? (По М. Твену)
Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложениях.
1) гипербола
2) эпитет
15. 3а окном, в жарком солнечном блеске, зеленели склоны Кардифской горы; редкие облака
парили высоко в небе, подобно большим белым птицам. (По М. Твену)
Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении.
1) антитеза
2) разговорная лексика
3) сравнительный оборот
4) гипербола
3) сравнительный оборот
4)олицетворение
3) сравнение
4) гипербола
7

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДОМАШНЯЯ РАБОТА
Задание: выполните тестовую работу.
1. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1) Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!
2) А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе,
Валерка стал кривляться, глядя на него.
3) Здоро во, юный жених!
4) Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие
особенные...
2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо,
чтобы не произвести шума, выходит на террасу.
2) Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:
– Жучка, Жучка!
3) Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.
4) Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове.
3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать
русский язык и литературу.
2) Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым,
Герценом...
3) Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки,
успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую
работу?
4) Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать.
4. В каком варианте ответа средством выразительности речи является противопоставление?
1) Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли
попасть в этот интересный мир.
2) Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина.
3) – Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.
4) Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. А когда спасают, то долго не думают…
5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней
любви и нежности.
2) И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая
висела у них дома.
3) Это моего отца убили... – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.
4) Он был рад, что мать не видит его слёз.
6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией.
2)Все двинулись к дверям, в классе оставался только Петруха Васильев, который спокойно, ни на кого не
обращая внимания, что-то писáл в тетради.
3) Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил.
4) Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.
7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.
2) До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.
3) Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы.
4) Впереди было ещё почти два года блокады...
10. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант.
2) Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт.
3) Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани.
4) Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки.
11. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые
волосики…
2) …я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги
принесла, так пусть сама и платит.
3) Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед.
4) Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.
12. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и
мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и
велела читать стихотворение.
2) У дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик –
ведомым.
3) Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.
4) Она стала листать классный журнал.
13.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки.
2) Разве в мирное время понимает человек, что такое чистые простыни?
3) Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух.
4) И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме.
14.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных
людей».
2) А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю.
3) Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится
наперегонки.
4) Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.
15.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Стиснув до побеления губы, зыркая исподлобья, Жека пытался отнять портреты, а их перебрасывали с парты
на парту, передавали по кругу – началась детская игра «А ну-ка, отними!»...
2) Тот сидел сгорбясь – локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком, – взглядом упирался в одну точку
– от всех отгорожен, замкнут, защёлкнут на замок.
3) Я видела на почтамте, как Жека отправлял толстые конверты!
движутся на север, к городу Норильску.
Прочитайте текст, выполните задания.
4) Лисапета вдруг явственно увидела, как толстые Жекины конверты, обклеенные марками, цепочкой
(1)Что делают летом мальчишки на всех улицах и дворах?(2) Читают книги, чинно беседуют о судьбах
мира? (3) Нет, они играют в футбол. (4) Наши мальчишки ничем не отличались от других, а положение у них
было даже выгоднее, потому что улицы здесь ещё только намечались и каждый пустырь мог служить
футбольным полем…
(5) Однажды в воскресенье Фёдор Михайлович повёл Боя гулять, и Антон пошёл с ними. (6) Огромный
Бой бегал, деятельно обживал новые места, но, когда они повернули за угол дома, исчез. (7)За домом был
пустырь, а на нём орава ребятишек с усердием колотила ногами по мячу. (8) В эту ораву и ворвался чёрным
ураганом ньюфаундленд.
(9) Что произвело большее впечатление: величина, скорость бега или разинутая клыкастая пасть? (10)
Как бы там ни было, в несколько секунд всех бесстрашных нападающих, несгибаемых защитников и твёрдых,
как скала, вратарей сдуло с пустыря. (11) Вопли ужаса сиренами прорезали воздух.(12)В открытых окнах
появились испуганные лица взрослых, раздались крики:
–(13) Что?.. (14) Собака?.. (15) Какая там собака!.. (16) Медведь бешеный… (17) В милицию надо
позвонить…
(18) Фёдор Михайлович нахмурился и резко скомандовал:
– (19) Бой, ко мне! (20) Дай мяч! – (21) Мяч шлёпнулся на требовательно подставленную ладонь. – (22)
Идём, хулиган.
(23) Они вышли на середину пустыря.
любит играть в футбол.
–(24) Что же вы попрятались? (25) Не бойтесь, ребята, он зря не трогает. (26) Просто он, как и вы, очень
– (27) Ну да, рассказывайте…
– (28) Вот увидите. (29) Становитесь в круг и пасуйте друг другу. 30) А главное – не бойтесь.
(31) Фёдор Михайлович поддал ногой мяч – Бой метнулся за ним. (32) Когда ньюфаундленд уже
настигал мяч, Антон отбил дальше. (33)Бой заметался по кругу. (34) Ребята старались как можно дальше отбить
мяч. (35) Они боялись и потому часто промахивались. (36) Тогда Бой бросался, захватывал мяч в пасть и,
победно вскинув голову, подняв султаном пушистый хвост, бежал по кругу.
(37) Мало-помалу футболисты успокоились, стали бить лучше. (38) Бой бросался мячу наперерез, а если
тот шёл поверху, подпрыгивал и отбивал носом.
(39) Через десять минут ребята орали и визжали, но уже не от страха, а от восторга. (40) Фёдор
Михайлович улыбался, Антон сиял: Бой победил.
(По Н.Дубову)
Николай Иванович Дубов (1910-1983) – русский советский писатель, драматург, основным
направлением творчества которого стала проза о юношестве. Для произведений («Сирота», «Беглец», «Мальчик
у моря», «Горе одному» и др.) Н.Дубова характерны достоверность, искренность и правдивость.
2.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему
появление собаки на пустыре вначале так испугало и взрослых, и ребят?»
1)
2)
3)
4)
3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1)
2)
3)
4)
Собака вела себя агрессивно, и это заставило всех почувствовать опасность.
Люди обычно боятся и избегают животных чёрной масти, связывая с ними дурные приметы.
Собака проявляла признаки бешенства, и это ужаснуло и взрослых, и ребят.
Внешность незнакомой собаки казалась угрожающей, а нрава пса окружающие ещё не знали.
Огромный Бой бегал, деятельно обживал новые места, но, когда они повернули за угол дома, исчез.
В эту ораву и ворвался чёрным ураганом ньюфаундленд.
Что произвело большее впечатление: величина, скорость бега или разинутая клыкастая пасть?
Ребята старались как можно дальше отбить мяч.
4.Из предложений 10-11 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от рядом стоящего
согласного.
5.Из предложений 36-37 выпишите слово, в котором правописание суффикса зависит от приставки.
6.Замените разговорное слово орава в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот
синоним.
7.Замените словосочетание клыкастая пасть(предложение 9), построенное на основе согласования,
синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8.Выпишите грамматическую основу предложения 17.

9.Среди предложений 8-24 найдите предложение с необособленным согласованным распространенным
определением. Напишите его номер.
10В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры,
обозначающие запятые при обращении.
Не бойтесь,1ребята,2он зря не трогает. Просто он,3как и вы,4очень любит играть в футбол.
- Ну да,5 рассказывайте…
11.Укажите количество грамматических основ в предложении 38.
12.В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-
ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной
связью.
Когда ньюфаундленд уже настигал мяч,1Антон отбил дальше. Бой заметался по кругу. Ребята
старались как можно дальше отбить мяч. Они боялись и потому часто промахивались. Тогда Бой
бросался,2 захватывал мяч в пасть и,3победно вскинув голову, 4 подняв султаном пушистый хвост,5
бежал по кругу.
13.Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение, в состав которого входят
придаточные. Напишите номер этого предложения.
14.Среди предложений 9-14 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите его номер.
однородные
ЗАДАНИЕ А4
ТЕМАТИКА ПО СПЕЦИФИКАЦИИ: «ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК»
Задание: Опознать слово с указанной в формулировке орфограммой в приставке.
Из предложения выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением.
НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ
Неизменяемые
приставки
Пишутся

одинаково
зависимости
звучания

всегда
вне

от
На –З, -С
Перед звонкими
согласными – З,
перед глухими – С
ПРЕ- и ПРИ-
Правописание зависит от лексического
значения.
ПРИ-:
РАЗ(РАС)–
РОЗ (РОС)
Написание
зависит от
ударения
Под
ударением
пишется А,
без
ударения - О

Пространственная

прибавления,


БЕЗ- (БЕС-)
ВОЗ- (ВОС-)
ВЗ- (ВС-)
ИЗ- (ИС-)
НИЗ- (НИС-)
РАЗ- (РАС-)
РОЗ- (РОС-)
ЧЕРЕЗ- (ЧЕРЕС-)
ЧРЕЗ- (ЧРЕС-)
Беззаботный
бессовестный;
разгромить-
расщедриться;
розыгрыш- роспись

О-
У-
ПО-
ПРО-
ПРА-
НА- :
ЗА- :
ОТ- (ОТО-):
ОБ-(ОБО-):
В- (ВО-):
ВЫ -
ПРЕД-:
ПЕРЕ-:
С- (СО-):
НАД-(НАДО-)
ПОД- (ПОДО-):
ДО-
Оглушаются
перед
глухими:
В-, НАД-, ПОД-, ОБ-,
ПРЕД-
Озвончаются
перед
звонкими: С-, ОТ-
Сдавать
Надпилить
обтянуть
ПОМНИ! Буква И после приставки на согласный заменяется на букву Ы, например, искать – разыскать
Замена не происходит после приставок МЕЖ-, СВЕРХ-, заимствованных приставок.
После приставок на согласный перед буквами Е, Ё, Ю, Я пишется разделительный Ъ.

близость,
1)
смежность: приморский, Приамурье;
приближения,
2)
присоединения: приклонить, привести,
привязать, пристегнуть;
3) неполноты действия: приоткрыть,
прилечь, приутихнуть;
4) доведения действия до конца, до
определенного результата: приискать,
прикончить, приглушить
(заглушить
совсем), придумать, прирезать;
5) совершения действия в собственных
интересах,
усиленного проявления
действия: приглядеться, прислушаться;
6) сопутствующего действия: припевать,
присвистывать.
ПРЕ-:
1) предельная
действия,
степень
превосходящего какую-либо меру:
преинтересный (ПРЕ-=очень)
2) ПРЕ-=ПЕРЕ
1.
2.
Выделите в слове приставку
Проанализируйте, какому правилу подчиняется правописание приставки в этом слове.
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
ЗАДАНИЯ



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!