Определение понятия мотив. Устойчивая и неустойчивая

Разрабатывались различными научными школами на протяжении длительного исторического времени, и на сегодняшний день сформировалось достаточно много научных подходов к объяснению этого феномена. А.Н. Леонтьев, например, считал, что мотив и мотивация в психологии представляют собой целую сферу научного интереса, в рамках которой исследуются вопросы способностей, динамики психических процессов, связанных со знаниями и их усвоением. Потому ответ на вопрос, что такое мотив, он искал в его источниках - практической деятельности. Такой подход в науке получил название когнитивного, где сознание и знания занимают центральное место.

Другие подходы исследовали мотивацию как происхождения и значения. В частности, Аткинсон разработал концепцию, согласно которой, кроме собственно знаниевого аспекта, рассматривался мотив как регулятор поведения, то есть его значимость расширялась, распространяясь практически на всю сферу социальных отношений.

В самом общем виде мотивы можно трактовать как устойчивые побудительные причины совершения человеком каких-либо поступков, действий или даже ведения определенного образа жизни. Мотивация же в этом контексте предстает как динамический процесс, который включает в себя инициализацию человеческого поведения, определение направления этого поведения, его объяснение себе и окружающим, организацию и активность, то есть степень устойчивости деятельности в соответствии с данным мотивом.

Понимание того, что такое мотив, является исходным параметром характеристики В этом проявляются его сила, частота проявления и возникновения, методы и способы реализации. Еще одно важное значение мотив как понятие приобретает при исследовании цели деятельности человека. Здесь его природа проявляется в том, что им определяется актуальность цели и степень ее осознания. Дело в том, что мотивация поведения довольно часто проявляется как осознанная и бессознательная

Чтобы более системно представить себе, что такое мотив, какие научные трактовки приняты и сформировались в науке, лучше всего показать содержание концепций, сложившихся в психологии применительно к данной проблеме.

Дала толчок к исследованию психической природы человека сначала на уровне инстинктов. Фрейд, Макдауголл, Павлов и другие стремились объяснить многие (если не все) формы человеческого поведения действием врожденных инстинктов, которые и рассматривались ими как основные мотивационные установки. Затем ограниченность такой трактовки привела к появлению поведенческой теории (бихевиористической).

Это направление в психологии наиболее четкое оформление получило в трудах Уотсона, Халла, Скиннера, в которых они попытались объяснить мотив как детерминирующий поведение, стимульно-реактивный фактор. Значительный вклад в развитие этого направления психологии и выяснение, что такое мотив и какова его природа, внесли Бернштейн и Анохин.

Во второй половине прошлого века сформировалась известная доктрина «общества всеобщего потребления», одним из теоретиков которой был У. Маслоу. Представители этой научной школы трактовали мотив как динамическое явление, развивающееся в соответствии с потребностей. Таковую они представляли следующим образом. Потребности формируются последовательно и сопровождают всю жизнь человека. Их динамика следующая: сначала возникают и развиваются физиологические (голод, жажда и пр.) потребности, затем, последовательно, потребности в безопасности, в принадлежности и любви, в уважении, в знаниях и умениях (познавательные), в самоактуализации (реализация своих целей). Параллельно с этим процессом идет процесс развития мотивационной сферы человека, которая может запаздывать по отношению к потребностям, а может и опережать ее. Этим диссонансом или гармонией, в конечном счете, и определяется в обществе.

И целью , однако потребность - это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель - результат сознательного целеполагания . Например: жажда - это потребность , вода - это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется - это цель .

Виды мотивации

Внешняя мотивация (экстринсивная) - мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация (интринсивная) - мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Положительная и отрицательная мотивация . Мотивация, основанная на положительных стимулах называется положительной. Мотивация основанная на отрицательных стимулах называется отрицательной.

Устойчивая и неустойчивая мотивация . Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, т.к. она не требует дополнительного подкрепления.

Различают два основных типа мотивации: «от» и «к», или «метод кнута и пряника». Также различают:

  • индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза
    • избегание боли
    • стремление к температурному оптимуму
    • и т. д.
  • групповые
    • забота о потомстве
    • поиск места в групповой иерархии
    • поддержание присущей данному виду структуры сообщества
    • и т. п.
  • познавательные

Мотив самоутверждения - стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус). Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности - существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться.

Мотив идентификации с другим человеком - стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей. Стремление походить на кумира - существенный мотив поведения, под влиянием которого человек развивается и совершенствуется. Идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет символического «заимствования» энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой (кумир, отец и др.). Идентифицируясь с героем, подросток становится смелее. Наличие образца, кумира, с которым стремились бы отождествлять себя молодые люди и кого пытались бы копировать, у кого бы учились жить и работать, - важное условие эффективного процесса социализации.

Мотив власти - стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность. Мотив власти занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (например руководителей различных рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими - это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия. Человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив. Менеджера к деятельности может побуждать не стремление принести пользу обществу в целом или отдельному коллективу, не чувство ответственности, т. е. не социальные мотивы, а мотив власти. В таком случае все его действия направлены на завоевание или удержание власти и составляют угрозу как для дела, так и для структуры, которую он возглавляет.

Процессуально-содержательные мотивы - побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается. Действие других социальных и личностных мотивов (власти, самоутверждения и др.) может усиливать мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности, а являются лишь внешними по отношению к ней, поэтому часто эти мотивы называют внешними, или экстринсивными. В случае же действия процессуально-содержательных мотивов человеку нравятся и побуждают к активности процесс и содержание определенной деятельности. Например, человек занимается спортом, потому что ему просто нравится проявлять свою физическую и интеллектуальную активность (смекалка и нестандартность действий в спорте также являются существенными факторами успеха). Индивида побуждают заниматься спортом процессуально-содержательные мотивы в том случае, когда вызывают удовлетворение процесс и содержание игры, а не факторы, которые не связаны со спортивной деятельностью (деньги, самоутверждение, власть и т. п.). Смысл деятельности во время актуализации процессуально-содержательных мотивов заключается в самой деятельности (процесс и содержание деятельности являются тем фактором, который побуждает человека проявлять физическую и интеллектуальную активность).

Экстринсивные (внешние) мотивы - такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия экстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например престиж или материальные факторы). Рассмотрим некоторые виды экстринсивных мотивов:

  • мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми;
  • мотивы самоопределения и самоусовершенствования;
  • стремление получить одобрение других людей;
  • стремление получить высокий социальный статус (престижная мотивация). При отсутствии интереса к деятельности (процессуально-содержательная мотивация) существует стремление к тем внешним атрибутам, которые может принести деятельность, - к отличным оценкам, к получению диплома, к славе в будущем;
  • мотивы избежания неприятностей и наказания (негативная мотивация) - побуждения, вызывающиеся осознанием некоторых неприятностей, неудобств, которые могут возникнуть в случае невыполнения деятельности.

Если в процессе деятельности экстринсивные мотивы не будут подкреплены процессуально-содержательными, т. е. интересом к содержанию и процессу деятельности, то они не обеспечат максимального эффекта. В случае действия экстринсивных мотивов привлекательна не деятельность сама по себе, а только то, что связано с ней (например, престиж, слава, материальное благополучие), а этого часто недостаточно для побуждения к деятельности.

Мотив саморазвития - стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению А. Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. Как правило, для движения вперед всегда необходима определенная смелость. Человек часто держится за прошлое, за свои достижения, покой и стабильность. Страх риска и угроза потерять все сдерживают его на пути саморазвития. Таким образом, человек часто как будто «разрывается между стремлением к движению вперед и стремлением к самосохранению и безопасности». С одной стороны, он стремится к чему-то новому, а с другой - страх перед опасностью и чем-то неизвестным, желание избежать риска сдерживают его движение вперед. А. Маслоу утверждал, что развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели. Саморазвитие, движение вперед часто сопровождаются внутриличностным конфликтом, но не являются насилием над собой. Движение вперед - это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений. Когда удается актуализировать у человека мотив саморазвития, увеличивается сила его мотивации к деятельности. Талантливые тренеры, учителя, менеджеры умеют задействовать мотив саморазвития, указывая своим ученикам (спортсменам, подчиненным) на возможность развиваться и совершенствоваться.

Мотив достижения - стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.

Мотивация достижения (и поведение, которое направлено на высокие результаты) даже у одного и того же человека не всегда одинакова и зависит от ситуации и предмета деятельности. Кто-то выбирает сложные задачи по математике, а кто-то, наоборот, ограничиваясь скромными целями в точных науках, выбирает сложные темы по литературе, стремясь достичь именно в данной области высоких результатов. Что же определяет уровень мотивации в каждой конкретной деятельности? Ученые выделяют четыре фактора:

  1. значимость достижения успеха;
  2. надежда на успех;
  3. субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха;
  4. субъективные эталоны достижения.

Просоциальные (общественно значимые) мотивы - мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом. В случае действия просоциальных мотивов происходит идентификация индивида с группой. Человек не только считает себя членом определенной социальной группы, не только отождествляется с ней, но и живет ее проблемами, интересами и целями. Личности, которая побуждается к деятельности просоциальными мотивами, присущи нормативность, лояльность к групповым стандартам, признание и защита групповых ценностей, стремление реализовать групповые цели. Ответственные люди, как правило, являются более активными, чаще и добросовестнее выполняют профессиональные обязанности. Они считают, что от их труда и усилий зависит общее дело. Менеджеру довольно важно актуализировать корпоративный дух среди своих подчиненных, поскольку без идентификации с группой (фирмой), а именно - с ее ценностями, интересами, целями достичь успеха невозможно. Общественный деятель (политик), который больше других идентифицируется со своей страной и живет ее проблемами и интересами, будет более активным в своей деятельности, будет делать все возможное ради процветания государства. Таким образом, просоциальные мотивы, связанные с идентификацией с группой, чувством долга и ответственностью, являются важными в побуждении человека к деятельности. Актуализация у субъекта деятельности этих мотивов способна вызывать его активность в достижении общественно значимых целей.

Теории мотивации

С точки зрения классификации Х. Шольца, представляется целесообразным деление теорий мотивации - в зависимости от предмета анализа - на три главных направления:

  • Теории, в основе которых лежит специфическая картина работника - эти теории исходят из определенного образа работника, его потребностей и мотивов. К ним относятся такие как «XY-теория » (автор Дуглас Мак-Грегор), теория «Z» Оучи.
  • Содержательные теории - анализируют структуру потребностей и мотивов личности и их проявление. Это теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория потребностей К. Альдерфера , теория двух факторов Ф.Герцберга .
  • Процессуальные теории - выходят за рамки отдельного индивида и изучают влияние на мотивацию различных факторов среды. К теориям этого типа относят теорию трудовой мотивации Д. Аткинсона, теорию справедливости С. Адамса, теория мотивации В. Врума, теорию Портера - Лоулера, теорию 12 факторов Ричи и Мартина…

Иерархия потребностей Маслоу

В своей работе «Мотивация и личность» () Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, или инстинктоидные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования.

Потребности в порядке их очередности:

Физиологические потребности Состоят из основных, первичных потребностей человека, иногда даже неосознанных. Иногда, в работах современных исследователей, их называют биологическими потребностями.

Потребность в безопасности После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности другого уровня, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; другие потребности).

Потребность в принадлежности и любви Человек жаждет теплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего.

Потребность в признании Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя.Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире. Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием "достижение". Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы.

Потребность в самоактуализации Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник – писать картины, а поэт – сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации. Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать. Похоже, что на этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно.

Можно назвать ряд социальных условий, необходимых для удовлетворения базовых потребностей; ненадлежащее исполнение этих условий может самым непосредственным образом воспрепятствовать удовлетворению базовых потребностей. К ним относятся познавательные и эстетические потребности.

Потребность в познании и понимании

Эстетические потребности Эстетические потребности тесно переплетены и с конативными, и с когнитивными потребностями, и потому их четкая дифференциация невозможна. Такие потребности, как потребность в порядке, в симметрии, в завершенности, в законченности, в системе, в структуре.

Потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая потребность, более высокого уровня, проявится и станет действующей. Теория А.Маслоу достаточно четко сочетается с теорией мотивационного комплекса, которая так же предполагает наличие пяти групп потребностей. Однако эти потребности между собой связаны циклическими, а не иерахическими связями по типу 5-элементной схемы в китайской философии. требуют первостепенного удовлетворения, а движение потреб- ностей идет снизу вверх (Т)- Альдерфер, в отличие от Маслоу, считает, что движение потребностей идет снизу вверх и сверху вниз (); движение вверх по уровням он назвал процессом удов- летворения потребностей, а движение вниз - фрустрацией - процессом поражения в стремлении удовлетворить потребность.

Оптимум мотивации

Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность , необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определенные разлады, т. е. эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности. Экспериментально установлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Последующее увеличение мотивации приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.

См. также

Ссылки

  • Х. Хекхаузен "Мотив и мотивация: восемь основных проблем" (Х. Хекхаузен Мотивация и деятельность. Т. 1. М.,"Педагогика" 1986. С. 33-48.)

А. Н. Леонтьев так определяет мотив: "В самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность "не знает" своего предмета, он ещё должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую деятельность функцию, то есть становится мотивом" .

Мотив – это побуждение к действию. Так, Ж. Годфруа определяет мотив как "соображение, по которому субъект должен действовать" .

Х. Хекхаузен, определяя мотив, указывает на "динамический" момент направленности действия "на определенные целевые состояния, которые независимо от их специфики всегда содержат в себе динамический момент и которые субъект стремится достичь, какие бы разнообразные средства и пути к этому ни вели" . Иначе говоря, мотив понимается как "желаемое целевое состояние в рамках отношения "индивид – среда" .

Если, анализируя потребности, человек дает ответ на вопрос, почему он действует или не действует определенным образом, то при анализе мотивов дается ответ на вопрос "зачем?" .

По мнению А. Н. Леонтьева, генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и целей. В отличие от целей, мотивы актуально не осознаются субъектом. При этом они находят свое психическое отражение в форме эмоциональной окраски действий (то есть придают действию личностный смысл).

Развитие человеческой деятельности ведет к раздвоению функций мотивов. Одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл (смыслообразующие мотивы), другие, выполняя роль побудительных факторов, лишены смыслообразующих функций (мотивы-стимулы).

Деятельность человека направляется не одним мотивом, а их совокупностью. При этом можно выделить внутренние мотивы и внешние мотивы. В основе внутренних мотивов лежат потребности человека, его эмоции, интересы. К внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации (факторы Среды). Совокупность внутренних и внешних мотивов определенным образом организуется и составляет мотивационную сферу личности. Главные отношения, характе-ризующие мотивационную сферу личности, – отношения иерархии мотивов.

А. Маслоу выстроил иерархию мотивов по степени их близости к удовлетворению витальных потребностей. В основе иерархии лежит необходимость поддерживать физиологический гомеостаз; выше – мотивы самосохранения; далее – уверенность, престижность, любовь. На вершине иерархии – познавательные и эстетические мотивы, ведущие к развитию способностей и самоактуализации личности.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Общая психология

Общая психология.. оглавление.. предмет и методы психологии необходимость обсуждения предмета психологии..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Необходимость обсуждения предмета психологии.
Представления о предмете психологии весьма расплывчаты. Зачастую психологи просто указывают на психические процессы (мышление, память, чувства и т.д.) как на предмет своего изучения. В других случа

Традиционные представления о предмете психологии.
Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения людей, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку (например, "тень", обитающая в теле и покидающая его после смерт

Явления сознания как предмет психологии.
В XVIII веке место души заняли явления сознания, то есть явления, которые человек фактически наблюдает, находит в "себе", оборачиваясь на свою "внутреннюю душевную деятельность"

Непосредственный опыт как предмет психологии.
Наибольший успех построения психологии как самостоятельной опытной науки имела первоначально программа, разработанная В.Вундтом. Уникальным предметом психологии по Вундту является непосредственный

Интенциональные акты сознания как предмет психологии.
Ф. Брентано кладет в основу своего учения такие качества сознания, как активность и объективность. Психология должна изучать не сами по себе ощущения и представления, а те акты "действия"

Поведение как предмет психологии.
Начало XX века ознаменовано появлением и развитием бихевиоризма как реакции на неудачные экспериментальные исследования "физиологической психологии". Предмет бихевиоризма, или "повед

Бессознательное как предмет психологии.
Согласно учению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения и должны быть предметом психологической науки. Фрейд соз

Процессы переработки информации и результаты этих процессов как предмет психологии.
Теории когнитивного направления акцентируют внимание на том, что знания человека не сводятся к простой сумме информации, получаемой мозгом из внешней среды или имеющейся в нем с момента рождения.

Личный опыт человека как предмет психологии.
Гуманистическая психология отходит от научной психологии, отводя главную роль личному опыту человека. Человек, по мнению гуманистических психологов, способен к самооценке и может самостоятельно нах

Развитие взглядов на предмет психологии отечественных авторов.
В начальный период становления советской психологии вопрос о ее предмете не привлекал особого внимания. После 1 Всесоюзного съезда по изучению поведения человека (1930 г.) в советской психологии ус

Структура и функции психики.
Основными функциями психики являются отражение и регулирование. Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а рег

Ощущение как начальная ступень познания.
Под ощущением понимается отражение свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. По словам Л. М. Веккера, результатом процесса ощ

Общие свойства анализаторов.
· Чрезвычайно высокая чувствительность к адекватным раздражителям. Количественной мерой чувствительности является пороговая интенсивность, то есть наименьшая интенсивность раздражителя, возд

Восприятие.
Восприятие, как и любой другой психический феномен, можно рассматривать как процесс и как результат. Восприятие делает возможным целостное отражение мира, созда

Воспрятие пространства.
Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины, а также расстояния до предметов и между ними. Восприятие формы определяется участием трех основных

Восприятие времени.
Механизм восприятия времени часто связывают с так называемыми "биологическими часами" – определенной последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в

Развитие восприятия.
Восприятие изменяется под влиянием условий жизни, то есть развивается. А. В. Запорожец считал, что формирование перцептивных действий под влиянием обучения проходит ряд этапов: I

Представление.
Представление – это процесс воспроизведения прошлых образов. Результаты представления – это вторичные образы, то есть извлеченные из памяти "первые сигналы". Представ

Характеристики представлений.
· Панорамность – выход за пределы перцептивного поля. См.: Шемякин Ф. Н. Ориентация в пространстве. //Психол. наука в СССР. – Т.I, М., 1959. · Взаимообособление фигуры от фона. См.: Ломов

Воображение.
Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. В настоящее время распространяется мнение, что воображе

Виды воображения.
Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы. Пассивное воображение – его образы возникают спонта

Мышление как процесс.
Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах: 1) формирование и усвоение понятий и 2) решение проблем. Формирование понятий – эт

Формирование умственных действий.
П. Я. Гальперин исследовал формирование умственных действий в процессе решения задачи (применительно к онтогенезу и актуальному генезу). См.: Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию ум

Характеристики мысли как результата мыслительного процесса.
Отдельной структурной единицей мысли является суждение. Речевым эквивалентом мысли служит трехчленное предложение, состоящее из подлежащего, сказуемо

Стадии развития мышления.
В становлении мышления выделяются две стадии: 1) допонятийное мышление; 2) понятийное мышление. Одновременно со становлением понятий происходит развитие операций мышления

Творческое мышление.
По мнению Дж. Гилфорда, творческое мышление характеризуется четырьмя особенностями: 1. Оригинальность, нетривиаль

Препятствия на пути творческого мышления.
1. Склонность к конформизму (желание быть похожим на других). 2. Внутренняя цензура (вызванная боязнью оказаться смешным, глупым, экстравагантным, а также боязнью возмездия со стороны друг

Память.
Память – это интегральная следовая форма отражения. Память лежит в основе любого психического процесса. Память является одной из основных форм организации психической жизни. Один из видов

Процессы памяти.
1. Запечатление начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти (где происход

Внимание.
Вниманием называется выделение, выбор актуальных, личностно значимых сигналов. Как и память, внимание относится к так называемым "сквозным" психическим процессам, так

Виды внимания.
Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании. По мнению К. К. Платонова, одной из форм непроизвольного внимания

Характеристики внимания.
Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче. Устойчивость определяется периферическими факторами, не превышает 2-3 с

Интеллект.
Существует огромное количество подходов к определению понятия "интеллект". Для большинства психологов в настоящее время это понятие ассоциируется со способностью к обучаемости по

Речь и язык.
Возникновение и развитие языка знаменует собой появление новой особой формы отражения действительности и управления ею. При помощи языка осуществляется отвлеченное мышление

Происхождение и развитие слова.
Слово как клеточка языка имеет не только аффективные корни. Выражением исключительно аффективных состояний является "язык" животных. Согласно Л. С. Выготскому и его последователям, слово

Семантическая структура и функция слова.
Основной функцией слова является аннотативная (обозначающая) функция. В психологии эту функцию слова вслед за Л. С. Выготским принято обозначать как предметную отнесенность,

Становление и развитие речи ребенка.
Усвоение речи ребенком происходит только через общение. Первая форма речи, возникающая у ребенка – это диалог, громкая внешняя речь. Затем развивается речь, сопрово

Некоторые теории речевого развития.
Интересной является гипотеза Н. Хомского, исходящая из существования глубинной грамматики. За поверхностными синтаксическими структурами, различными для разных языков, существует небольшое число гл

Эмоции.
Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражени

Эмоциональные явления.
Разные авторы предлагают различные классификации эмоциональных явлений. Р. М. Грановская выделяет среди эмоциональных явлений аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, стресс.

Эмоции и познание.
В отношении к познавательным процессам эмоции выступают не только в пассивной роли "ведомого" процесса. Эмоции являются важнейшим фактором регуляции процессов познания. Для интеллекта и э

Факторы возникновения эмоций.
На возникновение эмоций влияют следующие факторы: · индивидуальные (типологические) особенности субъекта; · фактор времени; · характер потребностей; · уровень ум

Функции эмоций.
Эмоции выполняют следующие функции: · отражательно-оценочную; · переключающую; · подкрепляющую; · компенсаторную (замещающую); · побудительную;

Теории эмоций.
Теории происхождения эмоций весьма многочисленны. Особенно интересными являются следующие: · моторная теория эмоций Джеймса-Ланге. См.: 1. Джеймс У. Психология. – Пг., 1922;

Специфика волевого регулирования.
Традиционно считается, что главное для возникновения волевого регулирования – наличие преград, препятствий при достижении цели. См.: 1. Краткий психологический словарь. /Под ред. А. В. Пет

Основные подходы к проблеме.
"Сознание, – писал В. Вундт, – заключается лишь в том, что мы вообще находим в себе какие бы то ни было психические состояния". Сознание психологически представляет собой, с

Свойства сознания.
С. Л. Рубинштейн выделяет следующие свойства сознания: · построение отношений; · познание; · переживание. Каждый акт сознания редко может быть либо только познан

Принцип единства сознания и деятельности.
Принцип единства сознания и деятельности является одним из основополагающих принципов советской психологии. Впервые он был сформулирован С. Л. Рубинштейном в 1933 году: "...Психические свой

Структура сознания.
Л. Фейербах выдвинул идею о существовании сознания для сознания и сознания для бытия. Эта идея развивалась Л.С. Выготским. А. Н. Леонтьев выделял три составляющих в структуре сознания:

Сознание и самосознание.
Самосознание, по мнению И. М. Сеченова, это отражение акта собственного сознания. Самосознание позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутре

Сознание и бессознательное.
В зоне ясного сознания находят свое отражение лишь очень немногие сигналы из внутренней и внешней среды.Осознаются в данный момент времени те объекты, которые создают препятствия для нормального пр

Проблема установки.
Особое направление в психологии представляет система взглядов грузинского психолога Д. Н. Узнадзе, его учеников и сотрудников. Это направление известно под именем теории установки. Сам фак

Поведение и деятельность.
Поведение – взаимодействие с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью. Деятельность – осмысленное, целенаправленное пове

Основы теории деятельности.
Понятие деятельности является основополагающим для концепции, разработанной А. Н. Леонтьевым. Это понятие, в силу его связи с марксистской теорией, наиболее характерно для советской психологии. Его

Определение потребностей.
Потребности – субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. Все многообразие потребностей может быть сведено к д

К вопросу о происхождении потребностей.
К. К. Платонов считает, что фило- и онтогенетически потребности возникают вместе с эмоциями. У грудного ребенка есть потребности только в еде, кислороде, тепле и покое. По мере созревания организма

Иерархия фундаментальных потребностей (по А. Маслоу).
· физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.); · потребность в безопасности (стабильность, порядок); · потребности в любви и принадлежности (семья, дружба); · по

Концепции мотивации.
Существует огромное количество концепций мотивации. Условно их можно свести к трем основным направлениям. Теория биологических побуждений. Нарушение в балансе организма ав

Понятие личности.
В психологии существует множество определений личности. Задачей данного курса является лишь введение в эту труднейшую и богатейшую проблематику. Подробное изучение темы будет рассматриваться в курс

К вопросу о структуре личности.
А. Г. Ковалев выделяет в структуре личности следующие подструктуры: · темперамент (структуру природных свойств); · направленность (систему потребностей, интересов и идеалов);

Нейротипические (нейродинамические) свойства человека.
Нейротипические свойства входят в структуру индивидных свойств. Основаниями для этого являются: 1) простота, обобщенный характер этих свойств; 2) их генетическая первичность;

Общие и парциальные (частные) свойства нервной системы.
При изучении типов высшей нервной деятельности человека нельзя забывать о том, что наряду с типологическими свойствами, характеризующими нервную систему в целом, существуют парциальные, частные тип

Темперамент.
Темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность. Он отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера. В. С. Мерлин

Способности.
По определению Б. М. Теплова, способности – это индивиду-ально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения

Общие и специальные способности.
Специальные способности – способности к определенным видам деятельности (математические способности, музыкальные способности, педагогические и т.д.). Общие

Характер.
Характер –совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.

Структура характера.
В структуре характера разные авторы выделяют различные свойства. Так, Б. Г. Ананьев считает характер выражением и условием цельности личности и к основным его свойствам относит направленно

Темы рефератов.
1. О соотношении сознания и бессознательного в психике человека. 2. Психические процессы: их взаимосвязь и взаимовлияние. 3. Обзор представлений о побудительных силах поведения че

Библиографический указатель.
1. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. – М., 1970. 2. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. //Избр. психол. труды. –

Поведение человека определяется множеством мотивов, которые способны побуждать, заинтересовывать, направлять и активизировать поведение человека.

Мотивы - это стимулы, причины, силы, страсти, вызывающие или стимулирующие активность человека, побуждающие его вести себя определенным образом.

Мотивы оказывают огромное влияние на поведение человека как личности и на его социальную роль. Они выступают в сознании человека как цель, на которую направлено в конечном счете поведение. Понимание мотивов дает ключ к объяснению поведения и организованной деятельности человека. Если у человека есть мотив, побуждающий к действию, то его энергия и усилия проявляются в гораздо большей степени, чем при отсутствии такового. Наличие мотивов или мотивация заставляет человека действовать и вести себя определенным образом. Мотивы к труду появляются, когда в распоряжении общества имеется необходимый набор благ, который соответствует потребностям человека. При этом мотивы деятельности человека могут быть экономическими и неэкономическими. Первые связаны с возможностью получить материальные выгоды, повышающие благосостояние человека. Вторые, являясь косвенными, облегчают получение, как прямых материальных выгод, так и большего свободного времени и соответствующих духовных благ.

Критерием в распределительных отношениях выступают статусные различия, которые различаются:

· по потребностям, которые человек стремится удовлетворить посредством трудовой деятельности;

· по благам, которые требуются человеку для удовлетворения своих нужд;

· по уровню цены, которую работник готов заплатить за получение необходимых благ.

Существует определенная система мотивов к труду. В нее входят мотивы: содержательности труда, его общественной полезности; статусные, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности; получения материальных благ; ориентированные на определенную интенсивность работы.

Мотивы к труду формируются до начала профессиональной трудовой деятельности. Человек усваивает ценности и нормы трудовой морали и этики, закладывающие основы его отношения к труду. Если проанализировать мотивацию как процесс, то можно выделить в нем несколько последовательных этапов.

Первый этап - возникновение потребностей. Человек ощущает, что ему чего-то не хватает. Он решает предпринять какие-то действия.

На втором этапе осуществляется поиск путей удовлетворения потребностей.

Третий этап характеризуется определением целей (направлений) действия выясняется, что именно и какими средствами можно сделать, чтобы удовлетворить потребность.

Четвертый этап - реализация действия, т. е. затрата усилия для осуществления действия, позволяющего удовлетворить потребность.

Пятый этап связан с получением вознаграждения за реализацию действий. Выполнив определенную работу, человек получает то, что поможет удовлетворить его потребность.

Шестой этап - удовлетворение потребности.

При этом человек или прекращает деятельность до возникновения новой потребности или продолжает искать новые возможности.

Вместе с тем совсем не просто выявить, какие мотивы являются ведущими в мотивационном процессе конкретного человека. Здесь необходимо понять, какие потребности инициируют данную личность. Мотивы у различных людей могут существенно отличаться друг от друга. У одних стремление к достижению результата будет очень сильным, у других оно может быть слабым. При этом один и тот же мотив будет по-разному действовать на поведение разных людей. Так, материальное вознаграждение чаще всего предполагает денежные доходы, позволяющие иметь доступ к материальным благам и услугам, нормальную социальную защищенность.

Свободное время также очень важный мотив, особенно для творческих людей, для тех, кто совмещает работу с учебой, для семейных женщин и др. С улучшением благосостояния привлекательность свободного времени увеличивается.

Одной из основных задач управления является определение мотивов деятельности каждого сотрудника и согласование этих мотивов с целями предприятия.

Мотивация - это заинтересованность человека, обоснование его желаний и стремлений. Это сочетание интеллектуальных, физиологических и психических процессов, которые в конкретных ситуациях предопределяют то, насколько решительно действует человек и в каком направлении сосредоточивается его энергия.

Введение

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности - одна из стержневых в психологии. Одной из наиболее сложных структур личности является мотивирование. Поскольку мотив всегда рассматривался как основа деятельности, его формированию посвящали свои исследования практически все ученые педагоги и психологи. Вопросам мотивации принадлежит ведущая роль во многих исследованиях.

Мотивации и мотивам посвящено большое количество монографий

Под мотивами понимаются самые различные психологические феномены: представления и идеи, чувства и переживания, потребности и влечения, побуждения и склонности, желания и хотения, привычки, мысли, чувство долга, морально-политические установки и помыслы, психические процессы, состояния и свойства личности, предметы внешнего мира, установки, условия существования. Любую причину поступка человека называют мотивом. В самом общем плане мотив - это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность.

Таким образом, взгляды на сущность мотива у психологов существенно расходятся, но исследователи едины в одном: они рассматривают мотив как какой-то один психологический феномен (но разный у разных авторов), высказывая точку зрения на мотив как на побуждение, на потребность, на цель, на намерение, на свойства личности, на состояние.

Цель исследования - раскрыть особенности формирования стереотипов и их роль в регуляции поведения личности.

Предмет исследования - механизмы формирование мотивов, и условия их развития.

Объект исследования - проблемы формирования мотивационной сферы у личности.

Задача исследования - знакомство с теоретическими материалами, по данной теме, структурирование информации, установка связей связанных с проблемами формирования мотивационной сферы личности.

Мотивация

Определение Понятий мотив и мотивация

Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае -- как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение (К. Мадсен; Ж. Годфруа, 1992), в другом случае -- как совокупность мотивов (К.К. Платонов, 1986), в третьем -- как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов, 1998), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян, 1976), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В.К. Вилюнас, 1990).

А.Н.Леонтьев в 1956 году указывал, что мотив побуждает отдельные частные действия, но в более поздних работах он утверждал, что мотивы относятся только к деятельности, а действие не имеет самостоятельного мотива. В 70-е годы А.Н. Леонтьев становится на точку зрения того, что, когда одни и те же действия становятся деятельностью, то она приобретает самостоятельный мотив. Понимание мотива А.Н.Леонтьевым как “опредмеченной потребности” указывает на определение внутреннего мотива. В то же время поведение, деятельность человека побуждаются также и внешними мотивами .

Наряду с понятиями “мотивация”, “мотив” выделяется также понятие “мотивационная сфера личности”. Под мотивационной сферой личности понимают совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности. Мотивационная сфера, или мотивация, в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому “стягиваются” такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики.

В современной психологической науке деление мотивов на внешние и внутренние считается недостаточным. Выделяются положительные и отрицательные внешние мотивы. К положительным относятся мотивы успеха, достижения, к отрицательным - мотивы избегания неудач.

Достаточно полно проблема мотивации и мотивов деятельности человека представлена в работах Е.П.Ильина. Автор рассматривает такие проблемы: побудительные мотивы активности (поведения) человека и животных; потребность как внутренний побудитель активности человека; монистические представления о сущности мотива как потребности, цели, побуждения, намерения, личностных диспозиций, состояния, формулировки, удовлетворенности; мотивация как процесс; внутреннеорганизованная и внешнеорганизованная мотивация; мотив как сложное интегральное психологическое образование; виды мотивационных образований; онтогенетические аспекты мотивации и структуры мотива; мотивация общения; мотивация и эффективность деятельности; патология и мотивация; методы изучения мотивации и мотивов.

Е.П. Ильин считает, что для деятельности и действий имеется общий мотив. “ Однако цели деятельности и каждого действия в ее составе не совпадают, хотя те и другие обусловлены смыслом деятельности как своеобразным стержнем осуществляемой программы”. Автор считает, что самостоятельные действия должны иметь мотив, так как сознательно совершаемый поступок не может быть немотивированным. Таким образом, мотивация - это сложный механизм соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности, это совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение”, а также “процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Под мотивом следует понимать “сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием (обоснованием)” .

В современной психологии это понятие рассмат-ривается двояко. Первое значение определяет мотивацию как систему факторов , детерминирующих поведение человека (мо-тивы намерения, интересы , потребности, цели). Второе зна-чение -- мотивация как характеристика процесса, стимулиру-ющая поведенческую активность. Исходя из этого, можно дать определение этому понятию.

Мотивация -- это совокупность мотивов, побуждающих к активности и определяющих ее направленность.

Мотив -- это побуждение к выполнению определенной дея-тельности, к совершению поступков, в основе которых лежат потребности человека.

Мотивы фактически формируются на основе потребностей . Так как потребности имеют сложную структуру, отличаются многообразием и различной степенью выраженности, то и формирующиеся на их основе мотивы тоже сложны по струк-туре. Любой поступок имеет в своей основе не один, а не-сколько мотивов. Поэтому само поведение иногда называют полимотивированным. При этом между различными мотива-ми могут складываться отношения как позитивного, то есть взаимоусиливающего, так и негативного характера.

Потребности человека -- это осознаваемые и неосознаваемые нужды, которые он переживает, они необходимы для жизнедея-тельности организма и развития личности.

Потребности порождают желания, стремления, эмоции, чув-ства, побуждают субъекта к активности. Имеется несколько классификаций потребностей по разным основаниям. Предла-галось делить потребности на материальные (в пище, одежде, продолжении рода и т. п.), и духовные (в музыке, дружбе, труде, в чтении книг и т. п.). А.Маслоу разработал концепцию иерар-хии мотивов, в которой все потребности делятся на 5 классов (5 иерархических уровней). В.Мак-Дуггал предлагал набор потребностей довести до 18, а польский психолог К.Обуховский -- до 120. Некоторые психологи сводят все по-требности к 7 основным видам:

1) физиологические (питание, сон, дыхание и т. д.);

2) продолжение рода (рождение, воспита-ние, защита);

3) добывание средств к существованию (жилище, пища, одежда);

4) духовные потребности (запросы );

5) обще-ние (обязанности , права, симпатии и т. д.);

6) самовыражение (в религии, спорте, искусстве, науке и пр.);

7) самоутверждение (уважение, призвание, власть и т. п.);

Мотивы, рассматриваемые в качестве диспозиций , можно разделить на виды, названия которых аналогичны названиям потребностей: органические, материальные, социальные и ду-ховные (рис. 1).

В ситуационной диспозиции в качестве внешних мотиваторов выступают стимулы .

Рис.1.

Таким образом, мы можем видеть, что в большинстве случаев авторы трактуют понятия в зависимости от теорий, которых они придерживаются, но их мнения схожи в одном, что нельзя сводить понятия «мотив» и «мотивация», так как, одно из них включает в себя совокупность других. Так мотивация - это совокупность мотивов.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!