Основы педагогической деятельности сущность и специфика педагогической. Психологические основы деятельности педагога

Функции, цели педагогической деятельности имеют глубоко гуманитарную основу. Работа преподавателя базируется в первую очередь на любви к жизни, детям, миру. Неотъемлемым элементом профессии является также ответственность за качество знаний и развитие ребенка как личности. Именно преподаватели оказывают ключевое влияние на нравственные устои общественной жизни. Рассмотрим далее, что собой представляют структура и функции педагогической деятельности.

Роль преподавателя

Любые достижения в экономике государства не дадут должного эффекта, если не будут обеспечены условия, в которых будут реализовывать функции социально-педагогической деятельности. Роль преподавателя в жизни общества сложно переоценить. Если даже не принимать во внимание воспитательный аспект работы, педагоги выступают в качестве связующего звена между всеми членами общества. В этой связи преподаватель выражает общие потребности и интересы населения, знает насущные проблемы современности.

Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции

Работа преподавателя является очень специфичной. Педагогической называют особый вид полезной для общества деятельности взрослых граждан, осознанно направленной на подготовку детей к жизни в соответствии с существующими политическими, экономическими, эстетическими, нравственными и прочими целями. В рамках этой работы организуется объективный процесс воспитания. Функции социально-педагогической деятельности ориентированы на улучшение и ускорение подготовки подрастающего поколения к жизни. Это обуславливается тем, что преподаватели, реализуя поставленные перед ними задачи, используют теоретические знания и практический опыт в рамках системы специальных учреждений. Многие авторы считают выделение каждой функции профессиональной педагогической деятельности обособленно от других, сохраняя при этом их взаимосвязь. В общей системе преподавания было сформировано три компонента: коммуникативный, организаторский и конструктивный. Для реализации каждой функции педагогической деятельности педагогические умения и навыки, способности и стремления играют ключевую роль.

Общая характеристика

Конструктивные функции профессиональной педагогической деятельности распадаются на:

  1. Оперативную . Она предполагает планирование собственных действий преподавателя и поведенческих актов учащихся.
  2. Содержательную . В рамках реализации этой функции профессионально-педагогической деятельности учителя осуществляется отбор и компоновка материалов, планирование и построение всего образовательного процесса.
  3. Материальную . В рамках этого направления осуществляется проектирование учебно-методической базы всего процесса.

Организаторский аспект предусматривает выполнение комплекса действий, ориентированных на включение детей в разную работу, формирование коллектива. Особое значение имеет коммуникативная педагогическая деятельность. Функции педагогической деятельности в этом направлении ориентированы на установление целесообразных, с образовательной точки зрения, отношений преподавателя с детьми, коллегами, родителями, а также представителями общественности.

Важный момент

Виды и функции педагогической деятельности реализуются при наличии постоянной обратной связи. За счет нее преподаватель своевременно получает информацию о результатах достижения поставленных целей. В этой связи контрольно-оценочный компонент также включается в совокупность элементов, из которых формируется педагогическая деятельность. Функции педагогической деятельности реализуются преподавателями любой специальности. У каждого из них должны быть соответствующие навыки и квалификация.

Основные функции педагогической деятельности

Образовательный процесс реализуется при непосредственном подчинении задачам и целям, поставленными преподавателем. Ключевыми функциями педагогической деятельности являются:


Ключевые аспекты

Традиционно выделяют два направления, в которых осуществляется педагогическая деятельность. Функции педагогической деятельности ориентированы на преподавание и воспитание. Первое направление предполагает управление преимущественно познавательными способностями и стремлениями детей. Воспитательная деятельность ориентирована на организацию поведения учащихся. Она предполагает решение задач по гармоничному развитию личности. По большому счету, можно назвать тождественными эти понятия. Такой подход к рассмотрению соотношения этих направлений деятельности раскрывает суть тезиса о единстве образования и воспитания. Преподавание, которое осуществляется в пределах не только урока, но и любой организационной формы, имеет, как правило, четкие временные рамки, конкретную цель и варианты ее достижения. В отношении воспитания нельзя сказать того же самого. Эта работа прямо не преследует достижения целей, поскольку это невозможно в организационной форме, ограниченной временными рамками. В воспитательном процессе можно предусмотреть исключительно последовательное решение определенных задач. Они, в свою очередь, направлены на достижение В качестве ключевого критерия эффективного решения поставленных задач выступает позитивное изменение сознания детей, которое проявляется в поведении, эмоциональных реакциях, познавательной деятельности.

Культура преподавателя

Она выступает в качестве неотъемлемого элемента профессионализма педагога. Сформированность информационной культуры способствует оптимизации образовательного процесса. Обладая ею, преподаватели получают возможность:

  1. Применять новые способы и методы представления, обобщения сведений. В частности, речь об успеваемости, уровне знаний детей.
  2. Использовать больший объем материалов.
  3. Разрабатывать и применять компьютерные контролирующие и образовательные программы.
  4. Повышать квалификацию с помощью дистанционного обучения.
  5. Использовать в самообразовании современные информационные ресурсы.

От того, насколько развита информационная культура, зависит эффективность, с которой будет реализовываться функция проектирования педагогической деятельности.

Личные качества

Они выступают в качестве фундамента, на котором базируется педагогическая деятельность. Функции педагогической деятельности не могут реализовываться некомпетентными специалистами. В этой связи к преподавателям предъявляются особые требования. Первостепенную важность имеет профессиональное становление педагога. Оно оказывает влияние на уровень развития всего общества в целом. Сама личность преподавателя и его знания выступают в качестве ценностного капитала. Содержание, функции педагогической деятельности предполагают наличие определенных ориентаций, знаний, которые специалист передает детям. В этой связи преподаватель - это не только персонификатор нормативной работы, но и активный участник, реализующий свои навыки на благо общества. Чтобы полностью понять сущность, функции педагогической деятельности, человек должен пройти определенный путь. Формирование его компетентности охватывает продолжительный период.

Мастерство специалиста

Оно считается высшим уровнем педагогической деятельности. Мастерство характеризуется высокой эффективностью и творческим подходом. Проявляя его, преподаватель выполняет свою работу на уровне образцов и эталонов, проверенных на практике и изложенных в методических рекомендациях. При этом необходимо сказать, что мастерство преподавателя прямо не связано с продолжительностью его стажа. Рассмотренные выше основные функции педагогической деятельности не могут реализовываться без способности специалиста построить и привести в движение образовательный процесс. По мнению А. С. Макаренко, овладение мастерством доступно абсолютно каждому преподавателю при условии целенаправленного саморазвития. Оно формируется, несомненно, на базе практического опыта. Однако далеко не всегда он становится источником мастерства преподавателя. Им может стать только труд, сущность, цели и технология реализации которого будут осмыслены. Мастерство преподавателя представляет собой комплекс индивидуально-деловых качеств и компетенции специалиста.

Компоненты

Элементами, формирующими мастерство преподавателя, выступают:

  1. Психолого-педагогическая эрудиция.
  2. Преподавательская техника.
  3. Профессиональные способности.

Под преподавательской техникой следует понимать различные приемы индивидуального воздействия специалиста на детей. Процесс воспитания можно рассматривать с методической, социальной и других точек зрения. Общественная позиция формирует комплекс ценностей, которые специалист должен передать каждому ребенку. Для реализации этой задачи необходима особая подготовка преподавателя. Он должен уметь оперировать существующими ценностями, быть их носителем. В качестве одного из важнейших компонентов мастерства выступает умение отыскать верный тон для выражения своей оценки.

Преподавательские способности

Они представляют собой особое психическое свойство индивида, которое выражается в чувствительности к действующим требованиям образовательной системы, к специфике отражения их соответствующими учащимися, а также к вероятным способам влияния на детей для получения необходимого результата. Коммуникативные способности проявляются в способах установления взаимоотношений с каждым ребенком на основании завоевания доверия и авторитета. Их обеспечивают:

  1. Способность к идентификации, то есть отождествлению себя с детьми.
  2. Дифференцированная чувствительность к личным особенностям учеников (их склонностям, интересам, потребностям и пр.).
  3. Способность к внушению.
  4. Развитая интуиция. Она выступает как важная характеристика творческого мышления и проявляется в предвосхищении искомого результата в процессе выбора стратегии.

Одним из методов воздействия выступает внушение. Оно может быть благотворным, если направлено на возбуждение фантазии, уверенности в себе, способности преодолевать возникающие препятствия, самоутверждение через труд. Внушение может быть и разрушительным. Это проявляется в случае, если оно направлено на расслабление, унижение, неверие в собственные способности или силы либо необоснованное самолюбование.

Организаторские способности

Они необходимы любому педагогу для реализации своих функций. Организаторские навыки проявляются в чувствительности преподавателя к продуктивным и непродуктивным формам:

  • взаимодействия детей с объектами познания в ходе образовательного процесса и во внеурочное время;
  • обучения детей самоорганизации;
  • построения взаимоотношений в коллективах и группах и пр.

Компетентность

Она представляет собой способность определять соответствие между ситуацией и знанием. Компетентность состоит из комплекса взаимосвязанных качеств индивида, которые формируются относительно конкретного круга предметов и процессов, необходимых для выполнения продуктивной и качественной работы. Ключевая развития преподавателя и его деятельности, таким образом, состоит в кардинальном переосмыслении содержания педагогического процесса, форм его организации. Специалист должен обладать способностью системно, эффективно, оптимально прогнозировать и выполнять работу в образовательном пространстве с учетом собственных интересов и достижений науки. Профессионализм педагога повышается за счет увеличения компетенций. Он определяется на основе анализа образовательных событий и ситуаций. Немаловажное значение имеют и характеристики Всего их выделяют три:

  1. Репродуктивный.
  2. Адаптивный.
  3. Локально-моделирующий.

В каждом новом уровне присутствует предыдущий, претерпевший качественные изменения.

Модель компетентности

Педагогический профессионализм обладает рядом признаков. В комплексе они формируют модель компетентности. Она обеспечивает эффективную реализацию педагогических функций. К этим признакам относят:

  1. Понимание базовых основ.
  2. Умение прогнозировать явления и процессы, которые находятся в зоне видения специалиста.
  3. Включение в работу интуитивных процессов.
  4. Оригинальность и новизна деятельности, отказ от стереотипов.
  5. Компетентный подход к организации работы.

Самовоспитание

В качестве базы любого профессионализма выступают навыки, знания. Однако с течением времени они устаревают, изменяется и их оценка. В этой связи для обеспечения результативности при реализации педагогических функций необходимо постоянное повышение квалификации специалистов. При этом успешная работа на лекциях не может заменить самовоспитание и самообразование преподавателей. В настоящее время выделен ряд принципов, способствующих самостоятельному развитию компетентности педагога. К ним относят:


Общение

Оно выступает в качестве неотъемлемого элемента педагога любой специальности. Это обуславливается тем, что исключительно в общении с детьми решаются ключевые задачи образовательного и воспитательного процесса. Несмотря на то что в ходе вузовской подготовки базовые элементы изучаются достаточно фрагментарно и поверхностно, многие преподаватели-практики становятся впоследствии блестящими мастерами. Вместе с этим они строят общение, преимущественно, интуитивно, основываясь на личном опыте и здравом смысле. Между тем, существуют противоположные взгляды на сущность коммуникативной функции педагога и способы ее реализации. В соответствии с традиционным подходом, общение рассматривают как определенное воздействие, направленное на передачу детям необходимых знаний и формирование у них желаемых качеств. Согласно альтернативному подходу, приоритет отдается взаимодействию участников общения в рамках равноправного диалога и сотрудничества. Ведущие научные работники отмечают, что оба этих подхода поддаются критике, поскольку при использовании любого из них существует вероятность доведения до опасной крайности - либерального попустительства или авторитарного диктата. По мнению аналитиков, самым оптимальным будет считаться комплексный подход. Он обеспечивает возможность эффективно реализовывать педагогические функции с учетом возрастных, индивидуально-психологических, гендерных и прочих особенностей учащихся.

Заключение

Реализация педагогических функций требует не только определенных знаний от специалиста. Эффективность достижения поставленных целей зависит от многих факторов. Среди них и личные качества, и уровень компетентности, и способность к саморазвитию, самовоспитанию. Деятельность педагога весьма трудоемка, требует больших временных и умственных затрат. Реализация функций педагогической деятельности должна осуществляться по четкому плану, составленному на основании результатов диагностики с учетом особенностей детского коллектива и с использованием опыта передовых преподавателей современности.

Тема:

Тема 2: Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции.

План:

    Сущность педагогической деятельности.

    Основные виды педагогической деятельности.

    Профессиональная компетентность педагога.

    Уровни педагогической деятельности.

    Мастерство и творчество педагогической деятельности.

    Саморазвитие педагога.

Литература

    Бордовская, Н.В. Педагогика: учеб. пособие/ Н.В. Бордовская, А.А.Реан. – СПб.:Питер, 2006. – с.141 – 150.

    Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/А.С. Роботова, Т.В.Леонтьева, И. Г. Шапошникова [и др.]. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000. – Гл. 1.

    Общие сведения педагогической профессии: учеб. пособие/ авт.-сост.: И.И. Цыркун [и др.]. – Минск: Изд-во БГПУ, 2005. – 195 с.

    Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. / И.П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – с.262 – 290.

    Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика: учеб. пособие/ И.И.Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – с. 171 – 187.

    Сластенин, В.А. Педагогика/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А.Слпстенина. – М.: Изд.центр «Академия», 2002. – с.18 – 26; с. 47 – 56.

Вопрос №1

Сущность педагогической деятельности

Деятельность - с одной стороны это специфическая форма общественно-исторического бытия людей, а с другой - способ их существования и развития.

Деятельность:

1) Обеспечивает создание материальных условий жизни человека, удовлетворение естественных человеческих потребностей;

2) Становится фактором развития духовного мира человека и условием реаизации его культурных потребностей;

3) Является сферой достижения жизненных целей, успехов;

4) Создает условия для самореализации человека;

5) Является источником научного познания, самопознания;

6) Обеспечивает преобразование окружающей среды.

Деятельность человека - необходимое условие его развития в процессе которого он приобретает жизненный опыт, познает окружающую жизнь, усваивает знания, вырабатывает умения и навыки - благодаря чему развивается сам и его деятельность.

Деятельность - активная форма отношения субъекта к объекту.

Профессиональная деятельность учителя - это особый вид общественно необходимого труда взрослых, направленный на подготовку подрастающих поколений к жизни.

Педагогическая деятельность - один из видов практического искусства.

Педагогическая деятельность - целенаправленная, т.к. педагог ставит перед собой определенную цель (воспитать отзывчивость, обучить работе на швейной машинке) Вшироком смысле пед. деятельность направлена на передачу опыта подрастающим поколениям. Значит, педагогика как наука изучает особый вид деятельности по приобщению человека к жизни общества.

Пед. деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие на учащегося, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие.

Пед. деятельность возникла на заре цивилизации в ходе решения таких задач, как создание, хранение и передача подрастающим поколением умений и норм социального поведения.

Школа, училище, колледжи, являются ведущими социальными институтами, основное назначение которых - организация эффективной педагогической деятельности.

Пед.деятельность профессионально осуществляют только педагоги, а родители, производственные коллективы, общественные организации осуществляют общепедагогическую деятельность.

Профессиональная пед. деятельность осуществляется в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, ПТУ, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

Сущность пед. деятельности А.Н.Леонтьев представлял как единство цели, мотивов, действия, результата. Цель - это системообразующая характеристика.

Пед. деятельность - это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Структура пед. деятельности:

1. цель деятельности;

2. субъект деятельности (преподаватель);

3. объект-субъект деятельности (ученики);

5. способы деятельности;

6. результат деятельности.

Цель пед. деятельности.

Цель - это то, к чему стремятся. Общей стратегической целью педагогической деятельности и целью воспитания является воспитание гармонично развитой личности.

Цель педагогической деятельности разрабатывается и формируется как совокупность социальных требований каждому человеку с учетом его духовных и природных возможностей, а также тенденций общественного развития.

А.С.Макаренко цель педагогической деятельности видел в разработке и индивидуальных коррективах программы развития личности.

Целью профессиональной деятельности педагога является цель воспитания: «Личность, способная строить жизнь, достойную человека» (Педагогика под ред. П.И.Пидкасистого, стр.69).

Достижение данной цели требует от учителя высочайшего профессионализма и тонкого педагогического мастерства, и осуществляется только в деятельности, направленной на решение поставленных задач как частей цели.

Основные объекты цели пед. деятельности:

    воспитательная среда;

    деятельность воспитанников;

    воспитательный коллектив;

    индивидуальные особенности воспитанников.

Поэтому реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач как:

1) формирование воспитательной среды;

2) организация деятельности воспитанников;

3) создание воспитательного коллектива;

4) развитие индивидуальности личности.

Решение этих задач должно динамично вести к высшей цели - развитию личности в гармонии с самим собой и социумом.

Средства деятельности учителя:

    научные знания;

    в качестве «носителей» знаний выступают тексты учебников, наблюдения учащихся;

    воспитательные средства: технические

компьютерные графические и т.д.

Способы передачи опыта преподавателем: объяснение, показ (иллюстрации), совместная работа, практика (лабораторная), тренинги.

Продукт преподавательской деятельности - формируемый у ученика индивидуальный опыт в совокупности: аксиологических, нравственно-эстетических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих.

Продукт преподавательской деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий.

Результат преподавательской деятельности - развитие обучающегося (его личности, интеллектуальное совершенствование, становление его как личности, как субъекта учебной деятельности).

Результат диагностируется в сопоставлении качеств ученика в начале обучения и по его завершении во всех планах развития человека.

Деятельность педагога представляет собой непрерывный процесс решения множества задач различных типов, классов и уровней.

Чтобы пед. деятельность была успешной,

Учителю надо знать:

    психологическую структуру деятельности, закономерности ееразвития;

    природу человеческих потребностей и мотивов деятельности;

    ведущие виды деятельности человека в разные возрастные периоды.

Учителю надо уметь:

    планировать деятельность, определять объект и предмет с учетом индивидуальных особенностей, интересов и возможностей детей;

    формировать мотивацию и стимулировать деятельность;

    обеспечивать освоение детьми основных компонентов деятельности (умений планирования, самоконтроля, выполнения действий и операций (Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, иллюстрациях. М., 1999г. с. 170))

Вопрос №2

Основные виды педагогической деятельности

В процессе профессиональной деятельности учитель управляет познавательной деятельностью школьников и организует воспитательную работу (организует воспитательную среду, управляет деятельностью ребят с целью их гармоничного развития).

Преподавание и воспитательная работа - две стороны одного процесса (нельзя преподавать, не оказывая воспитательного влияния и наоборот).

Преподавание

Воспитательная работа

1. Осуществляется в рамках разных организационных форм. Имеет жесткие временные ограничения, строгоопределенную цель и варианты способов ее достижения.

1 .Осуществляется в рамках разных организационных форм. Имеет цели, не достижимые в ограниченные промежутки времени. Предусматривается лишь последовательное решение конкретных задач воспитания, ориентированных на общие цели.

2 . Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение учебных целей и задач.

2 .Важнейшим критерием эффективности воспитания являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющихся в эмоциях, чувствах, поведении и деятельности.

3. Содержание и логика обучения могут быть четко представлены в программах обучения.

3. В воспитательной работе приемлемо планирование лишь в самых общих чертах. Логику воспитательной работы учителя в каждом конкретном классе вообще невозможно зафиксировать в нормативных документах

4. Результаты учения почти однозначно определяются преподаванием.

4. Результаты воспитательной деятельности имеют вероятностный характер, т.к. педагогические воздействия преподавателя пересекаются с формирующими влияниями среды, не всегда положительными.

5. Преподавание как деятельность педагога имеет дискретный характер. Преподавание не предполагает обычно взаимодействия с учащимися в подготовительный период.

5. Воспитательная работа при отсутствии непосредственного взаимодействия с воспитанниками может оказывать определенное влияние на них. Подготовительная часть в воспитательной работе нередко более значима и продолжительна, чем основная часть.

6. Критерий эффективности деятельности учащихся в процессе преподавания – уровень усвоения знаний и умений, овладения способами решения учебно-позновательных и практических задач, интенсивность продвижения в развитии. Результаты учения легко выявляются и могут быть зафиксированы в качественно-количественных показателях.

6. В воспитательной работе сложно выделить и соотнести результаты деятельности воспитателя св выбранными критериями воспитанности. Кроме того, эти результаты трудно предвидеть, и они намного отсрочены во времени. В воспитательной работе невозможно своевременно установить обратную связь.

Психологические исследования (Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, А.И.Щербаков и др.) показывают, что в учебно-воспитательном процессе имеют место следующие взаимосвязанные виды педагогической деятельности учителя:

а) диагностическая;

б) ориентационно-прогностическая;

в) конструктивно-проектировочная;

г) организаторская;

д) информационно-объяснительная;

е) коммуникативно-стимулирующая; ж)аналитико-оценочная;

з) исследовательско-творческая.

Диагностическая - изучение учащихся и установление их развития, воспитанности. Нельзя осуществлять учебно-воспитательную работу, не зная особенностей физического, психического развития каждого учащегося, уровня его умственной и нравственной воспитанности, условий семейной жизни и воспитания и т.д. Чтобы воспитать человека во всех отношениях, надо прежде всего его знать во всех отношениях (К.Д.Ушинский «Человек как предмет воспитания»).

Ориентационно-прогностическая деятельность - умение определять направление воспитательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом

этапе воспитательной работы, прогнозировать ее результаты, т.е. то, чего конкретно хочет достигнуть учитель, какие сдвиги в формировании и развитии личности учащегося он хочет получить. Например, в классе не достает сплочения учащихся, нет необходимых коллективистских отношений или же снижается интерес к учению. На основе этого диагноза он ориентирует воспитательную работу на развитие у учащихся коллективизма или повышение интереса к учению, конкретизирует ее цели и задачи и стремится добиться укрепления товарищества в классе, взаимопомощи, более высокой активности в совместной деятельности как важнейших черт коллективистских отношений. Если речь идет о стимулировании познавательных интересов, он может сосредоточить свои усилия на придании обучению привлекательности и эмоциональности. Подобная деятельность в работе учителя осуществляется постоянно. Без нее не может обеспечиваться динамика и совершенствование целей, методов и форм воспитания и обучения.

Конструктивно-проектировочная деятельность органически связана с ориентационно-прогностической. Если, например, учитель прогнозирует укрепление коллективистских отношений между учащимися, перед ним встает задача конструирования, проектирования содержания воспитательной работы, придания ей увлекательных форм. Учителю необходимо хорошо разбираться в психологии и педагогике организации воспитательного коллектива, в формах и методах воспитания, развивать у себя творческое воображение, конструктивно-проектировочные способности, уметь планировать учебную и воспитательную работу.

Организаторская деятельность связана с вовлечением учащихся в намеченную воспитательную работу и стимулированием их активности. Для этого учителю необходимо выработать целый ряд умений. В частности, он должен уметь определять конкретные задачи по обучению и воспитанию учащихся, развивать их инициативу в планировании совместной работы, уметь распределять задания и поручения, руководить ходом той или иной деятельности. Очень важным элементом этой деятельности является также умение вдохновлять учащихся к работе, вносить в нее элементы романтики и осуществлять тактичный контроль за ее выполнением.

Информационно-объяснительная деятельность. Ее большое значение обуславливается тем, что все обучение и воспитание по существу в той или иной мере основано на информационных процессах. Овладение знаниями, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями - это важнейшее средство развития и личностного формирования учащихся. Учитель в этом случае выступает не только как организатор учебно-воспитательного процесса, но и как источник научной, мировоззренческой и нравственно-эстетической информации. Вот почему такое большое значение в процессе профессиональной подготовки учителя имеет глубокое знание того учебного предмета, который он преподает. От того как сам учитель владеет учебным материалом, зависит качество объяснения, его содержательность, логическая стройность, насыщенность яркими деталями и фактами. Эрудированный учитель знает новейшие научные идеи и умеет доходчиво доносить их до учащихся. Он хорошо владеет практической стороной знаний, что положительно сказывается на выработке у школьников умений и навыков. К сожалению, есть немало учителей, не обладающих такой подготовкой, что отрицательно сказывается на обучении и воспитании.

Коммуникативно-стимулирующая деятельность связана с тем большим влиянием учителя, которое оказывает на учеников его личное обаяние, нравственная культура, умение устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения и побуждать их своим примером к активной учебно-познавательной, трудовой и художественно-эстетической деятельности. Эта деятельность включает в себя проявление любви к детям, душевное отношение, теплоту и заботу о них, что в совокупности характеризует стиль гуманных взаимоотношений учителя с детьми в самом широком смысле этого слова.

Ничто так отрицательно не сказывается на воспитании, как сухость, черствость и казенный тон учителя в отношениях с учащимися. От такого учителя дети обычно держатся, как говорят, на расстоянии, он внушает им внутренний страх, отчужденность от него. Совсем по-иному дети относятся к тому учителю, который вникает в их потребности и интересы, умеет завоевать их доверие и уважение содержательной учебной и внеклассной работой.

Аналитико-оценочная деятельность. Сущность ее заключается в том, что учитель, осуществляя педагогический процесс, анализирует ход обучения и воспитания, выявляет в них положительные стороны и недостатки, сравнивает достигаемые результаты с теми целями и задачами, которые намечались, а также сопоставляет свою работу с опытом коллег. Аналитико-оценочная деятельность помогает учителю поддерживать так называемую обратную связь в своей работе, это значит, непрерывно сверять то, что намечалось достигнуть в обучении и воспитании учащихся и что достигнуто, и на этой основе вносить необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс, вести поиски путей его совершенствования и повышения педагогической эффективности, шире использовать передовой педагогический опыт. К сожалению, этот вид деятельности многие учителя осуществляют слабо, не стремятся видеть те недостатки в своей работе, которые имеют место, и своевременно их преодолевать. Например, ученик получил «двойку» за незнание пройденного материала. Это явный сигнал к тому, что ему необходима срочная помощь, но с такой помощью учитель медлит или совсем не думает о ней, и на следующих уроках ученик снова получает плохую оценку. А если бы он проанализировал причины обнаруженного отставания и соответствующим образом помог школьнику, на последующих занятиях последний мог бы получить хорошую оценку, что стимулировало бы его к дальнейшему улучшению успеваемости.

Наконец, исследователъско-творческая деятельность. Элементы ее есть в работе каждого учителя. Две ее стороны имеют особенно важное значение. Одна из них состоит в том, что применение педагогической теории по своему существу требует от учителя творчества. Дело в том, что педагогический и методические идеи отражают типичные учебно-воспитательные ситуации. Конкретные же условия обучения и воспитания слишком разнообразны, а иногда и неповторимы. Например, общее теоретическое положение об уважении и требовательности к учащимся как закономерность воспитания в реальном воспитательном процессе имеет множество модификаций: в одном случае важно оказать помощь ученику в работе, в другом нужно совместно с ним обсудить недостатки в его поведении, в третьем -подчеркнуть положительные поступки, в четвертом - сделать личное замечание иливнушение и т.д. Как говорится, твори, выдумывай, пробуй, как целесообразнее использовать данную закономерность, какие воспитательные приемы здесь лучше применить. И так во всей работе учителя.

Вторая сторона связана с осмыслением и творческим развитием того нового, что выходит за рамки известной теории и в той или иной мере обогащает ее.

Такова сущность и система умений и навыков по каждому из рассмотренных видов деятельности учителя.

Профессиональные функции педагога:

      воспитательная;

      гностическая;

      коммуникативная;

      исполнительская;

      исследовательская;

      конструктивная;

      организационная;

      ориентационная;

      развивающая;

      методическая;

      самосовершенствования.

Вопрос № 3

Профессиональная компетентность педагога

Основу профессиональной компетентности педагога составляют его педагогические умения.

Педагогическое умение - это совокупность последовательных действий, основанных на теоретически знаниях, педагогических способностях и направленных на решение педагогических задач.

Дадим краткую характеристику основных педагогических умений.

Аналитические умения - умения анализировать педагогические явления, теоретически их обосновывав диагностировать, формулировать приоритетные педагогические задачи и находить оптимальные способы и решения.

Прогностические умения - умения представить и сформулировать диагностируемые цели и задачи свое; деятельности, отобрать методы их достижения, предвидеть возможные отклонения при достижении результата выбрать способы их преодоления, умения мысленно проработать структуру и отдельные компоненты образо­вательного процесса, предварительно оценить затраты средств, труда и времени участников образовательной: процесса, умения прогнозировать образовательные и развивающие возможности содержания взаимодействие участников образовательного процесса, умения прогнозировать развитие личности, коллектива.

Проектировочные, или конструктивные умения - умения планировать содержание и виды деятельности участников образовательного процесса с учетом их потребностей, возможностей, особенностей, умения определять форму и структуру образовательного процесса в зависимости от сформулированных задач и особенностей участни­ков, умения определять отдельные этапы педагогического процесса и задачи, характерные для них, умения планиро­вать индивидуальную работу с учащимися, отбирать оптимальные формы, методы и средства обучения и воспита­ния, планировать развитие воспитательной среды и т. д.

Рефлексивные умения связаны с контрольно-оценочной деятельностью педагога, на­правленной на себя. (Рефлексия педагога - это деятельность по осмыслению и анализу собственной педагогической деятельности.)

Организаторские умения представлены мобилизационными, информационно-дидактиче­ скими, развивающими и ориентационными умениями.

Коммуникативные умения включают три взаимосвязанные группы: перцептивные умения, собственно умения педагогического (вербального) общения и умения (навыки) пе­дагогической техники.

Педагогическая техника (по Л. И. Рувинскому) - это комплекс умений, необходимых учителю в его деятельности для эффективного взаимодействия с людьми в любых ситуа­циях (речевые умения, пантомимика, умение управлять собой, доброжелательный, оптими­ стический настрой, элементы умений актера и режиссера).

Организаторские умения

Информационно-дидактические умения:

    доступно излагать учебный материал с учетом специфики предмета, уровня облученности учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей;

    доступно, лаконично, выразительно формулировать вопросы;

    эффективно использовать различные методы обучения ТСО(технические средства обучения), ЭВТ (электронно-вычислительная техника), средства наглядности;

    работать с печатными источниками информации, добывать ее их всевозможных источников и перерабатывать применительно к целям и задачам образовательного процесса.

Мобилизационные умения:

    привлекать к себе внимание учащихся;

    развивать у них интерес к учению;

    формировать потребность в знаниях, учебные навыки и приемы научной организации учебной деятельности;

    разумно использовать методы поощрения и наказания.

Развивающие умения:

    определять «зону ближайшего развития» отдельных учащихся, класса в целом;

    создавать специальные условия для развития познавательных процессов, воли и чувств учащихся;

    стимулировать познавательную самостоятельность и творческое мышление учащихся.

Ориентационные умения:

    формировать морально-ценностные отношения и их мировоззрение;

    формировать интерес к учебной иди профессиональной деятельности, науке и т.п.

    организовывать совместную творческую деятельность в целях воспитания социально значимых качеств личности

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Со сменой образовательной парадигмы происходит постепенное смещение центра психолого-педагогических исследований и приложений в области образования от деятельностно-центрированной к личностно-ориентированной проблематике. Деятельностный подход хорошо подходит для описания репродуктивных процессов, а личностный - для описания подлинно продуктивных, то есть творческих процессов.

Результатом любого познавательного процесса является не некоторый новый единичный образ, а модифицированный образ мира, обогащенный новыми элементами. Образ мира начинает формироваться с первых мгновений жизни человека и находится с ним, постоянно трансформируясь, до момента его смерти.

В учебной деятельности, в отличие от исследовательской, человек начинает не с рассмотрения чувственно-конкретного многообразия действительности, а с уже выделенной другими (учеными и т.д.) внутренней основы этого многообразия, т.е. идет от абстрактного к конкретному, от общего к частному.

Полноценное формирование действия требует последовательного прохождения 6 этапов, которые называются"Этапы формирования умственных действий и понятий". В наибольшей степени качество учебной деятельности зависит от способа построения ориентировочного этапа действия (ООД).

Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности. Это, прежде всего:

  • целенаправленность;
  • мотивированность;
  • предметность.

Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Н.В. Кузьмина (Кузьмина Н.В., 1990. С.13; см. аннотацию) выделяет пять уровней продуктивности педагогической деятельности:
I уровень - (минимальный) репродуктивный; педагог может и умеет рассказать другим то, что знает сам; непродуктивный.
II уровень - (низкий) адаптивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; малопродуктивный.
III уровень - (средний) локально-моделирующий; педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, умениям, навыкам по отдельным разделам курса (т.е. умеет формулировать педагогическую цель, отдавать себе отчет в искомом результате и отбирать систему и последовательность включения учащихся в учебно-воспитательную деятельность; среднепродуктивный.
IV уровень - (высокий) системно-моделирующий знания учащихся; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету в целом; продуктивный.
V уровень - (высший) системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии; высокопродуктивный (рис. 5).

Понятие Я-концепции

Я-концепция - это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности.
В психологии под самосознанием, или "Я", понимается либо процесс накопления представлений о себя, либо результат этого процесса.

В первом случае исследователя интересуют динамические аспекты самосознания :

появление и формирование самосознания,

его развитие на протяжении жизни человека,

появление и развитие самосознания человека и истории человечества и т.д.

Во втором случае рассматриваются в большей степени:

форма этого опыта,

его структура и организация,

его функции в жизнедеятельности человека.

В вопросе классификации различных сторон самосознания, или "Я"-феномена, важными являются два критерия:

Самосознание личности отражает позиции человека в различных социальных группах:

"Я" как представитель определенной профессиональной группы;

"Я" как член семьи;

"Я" как член определенных общественных организаций и т.д.

Существенным критерием классификации "Я"-феномена является точка зрения, с которой осуществляется анализ и оценка себя.

Временная точка зрения на себя:

"прошлое Я" - каким я был раньше;

"настоящее Я" - какой я сейчас;

"будущее Я" - каким я вижу себя в будущем.

С точки зрения различных ценностей:

каким я хотел бы быть сам - личные ценности;

каким меня хотели бы видеть друзья - ценности рефферентной группы.

Принятие точки зрения других из своего социального окружения - мое представление, например, о том, как меня оценивают мои коллеги по работе ("рефлексивное Я") и т.д.

Все эти различные аспекты "Я"-феномена интегрированы в личности в единое целое, в некоторую систему, состоящую из различных, иногда даже противоречивых элементов.
Различают следующие функции самосознания в жизнедеятельности человека:
1. "Я" является той точкой, той перспективой, из которой человек воспринимает и постигает мир. Причем всякое индивидуальное знание и опыт имеют субъективную окраску в том смысле, что человек соотносит это знание с собственной личностью, с собственным "Я", т.е. это мое знание, мой опыт.
2. Самосознание, "Я", выполняет регулирующую роль в жизнедеятельности человека. Поведение человека, в отличие от поведения животного, обусловлено не только ситуацией, но и тем, как человек себя воспринимает и оценивает.
Психическим механизмом формирования самосознания является рефлексия, т.е. способность человека мысленно выходить из субъективной точки зрения и подходить к себе с точки зрения других людей. Накапливая опыт восприятия себя с различных точек зрения, в различных ситуациях и интегрируя его, человек формирует свое самосознание.

Самосознание личности представляет собой сложное психическое образование. Эта сложность обусловлена:

многообразием тех ситуаций, в которые попадает человек и в которых формируется его самосознание (профессиональные, бытовые ситуации и т.п.);

многогранностью самого объекта самосознания, т.е. тех сторон, уровней и граней личности, которые становятся опытом самосознания (внешность, характер, профессиональные способности, манера поведения и т.п.).

Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Профессиональная Я-концепция личности может быть реальной и идеальной.
Понятие "реальная" отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь - представление личности о себе, о том, "какой я есть". Идеальная же Я-концепция (идеальное "Я") - это представление личности о себе в соответствии с желаниями ("каким бы я хотел быть").
Конечно, реальная и идеальная Я-концепции не только могут не совпадать: в большинстве случаев они обязательно различаются. Расхождение между реальной и идеальной Я-концепцией может приводить к различным как к негативным, так и к позитивным следствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным "Я" может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной профессиональной Я-концепции является источником профессионального самосовершенствования личности и стремления к ее развитию. Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассогласования, а также его внутриличностной интерпретацией (Пряжников Н.С., 1996; см. аннотацию).

В структуре человеческой деятельности мотивации принадлежит особое место: "сильные" и "слабые" специалисты различаются не столько по уровню интеллекта , сколько по уровню и структуре мотивации. А.А. Деркач экспериментально доказал, что от наличия в структуре мотивации творческих потребностей зависит результативность работы педагога-воспитателя. В исследовании Н.В. Тумаровой также выявлены вполне определенные различия в структуре мотивации у мастеров производственного обучения высокого и низкого уровней педагогического профессионализма. Таким образом, продуктивность педагогической деятельности во многом зависит от силы и структуры профессиональной мотивации педагога. Но не все параметры педагогической деятельности жестко зависят от уровня мотивации. Исследования А.А. Реан (Реан А.А., 1999) показывают, что не существует значимой связи между мотивацией педагога и адекватностью представлений педагога о личности учащихся. Даже те, кто получает удовлетворение от самого педагогического труда, кто осознанно выбрал профессию, кто стремится к достижению высоких результатов - даже они далеки от полностью адекватного понимания своих подопечных. Чтобы правильно понимать своих учащихся, педагогу требуются высокоразвитыерефлексивно-перцептивные способности и умения .

А.К. Байметов, узучая мотивы педагогической деятельности, все их разнообразие объединил в три группы:

1) мотивы долженствования;

2) мотивы заинтересованности и увлеченности преподаваемым предметом;

3) мотивы увлеченности общением с детьми - "любовь к детям".

По характеру доминирования этих мотивов им были выделены четыре группы учителей:

с преобладанием мотивов долженствования (43%);

с доминированием интереса к преподаваемой дисциплине (39%);

с доминированием потребности общения с детьми (11%);

без ведущего мотива (7%).

Как оказалось, последние имеют самые высокие квалификацию и авторитет. Было выявлено, что тип мотивации влияет на характер и направленность педагогических требований учителя к учащимся. Разносторонняя мотивация учителя характеризуется малым числом и гармоничностью требований к поведению учащихся и усвоению ими учебного материала. Доминирование у учителя мотива долженствования приводит к предъявлению учащимся большого количества требований не только по усвоению учебного материала, но и дисциплинарного характера. Учитель с доминированием мотива увлеченности учебным предметом в основном предъявляет требования к усвоению учебного материала. Наконец, учитель с выраженной потребностью общения с детьми на фоне малого количества требований все же предъявляет больше требований к личности учащихся (Кухарев Н.В., 1990; см. аннотацию).
Можно предполагать, что доминирование той или иной мотивации или отсутствие такового обусловлено склонностью учителей к тому или иному стилю руководства. Так, А.К. Байметов отмечает, что доминирование мотива долженствования свойственно учителям, склонным к авторитаризму, доминирование мотива общения - учителям-либералам, а отсутствие доминирования того или иного мотива - учителям, склонным к демократическому стилю руководства.
По мнению Л.С. Подымовой и В.А. Сластенина (1997) проблема мотивационной готовности, восприимчивости к педагогическим инновациям является одной из центральных в подготовке учителя, т.к. только адекватная целям инновационной деятельности мотивация обеспечит гармоническое осуществление этой деятельности и самораскрытие личности педагога.

Л.Н. Захарова (1993), уточняя виды профессиональных мотивов учителя, из обширной области факторов называет следующие:

материальные стимулы;

побуждения, связанные с самоутверждением;

профессиональные мотивы;

мотивы личностной самореализации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Сущность педагогической деятельности

2. Основные виды педагогической деятельности

3. Структура педагогической деятельности

4. Функции педагогической деятельности

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Педагог любого уровня образовательной системы является представителем наиболее массовой части гуманитарной интеллигенции. В значительной степени от него зависят судьбы образования, культуры, становление будущих поколений.

Вне педагогической деятельности трудно представить себе развитие общества и отдельного человека. Педагогическую деятельность можно рассматривать как важнейший атрибут человеческого бытия.

Вне педагогической деятельности трудно представить себе непрерывность образовательного процесса в его пространственно-временных характеристиках. «Мир во времени и пространстве поставлен под знак школы» (С. С. Аверинцев). А школа неразрывно связана с феноменами «учительство--ученичество». Сопряженность педагогической деятельности с этими отношениями также во многом определяет ее ценностные, гуманитарные по своей сути характеристики.

Педагогическая деятельность является условием преемственной связи поколений. Она «вырастает» из культуры своей эпохи, сообразна этой культуре, направлена на ее сохранение и воспроизводство. Но вместе с тем она является предпосылкой и условием дальнейшего развития культуры, возникновения в ней принципиально новых явлений. Настоящие педагоги всегда озабочены не только передачей, трансляцией имеющегося опыта, накопленных знаний, но и развитием творческого потенциала личности своих учеников, их способности и умения преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, создать условия для успешного развития тех, кто способен не только к воспроизводящей деятельности, но и к творческой. Это обусловливает особую социокультурную ценность педагогической деятельности.

1. СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В обыденном значении у слова «деятельность» есть синонимы: труд, дело, занятие. В науке деятельность рассматривается в связи с бытием человека и изучается многими областями знания: философией, психологией, историей, культурологией, педагогикой и т.д. В деятельности проявляется одно из существенных свойств человека -- быть активным. Именно это подчеркивается в философском определении деятельности как «специфически человеческой формы активного отношения к окружающему миру» Философский энциклопедический словарь. -- 4-е изд. -- М., 2003, с. 24. . Как отмечал психолог Б. Ф. Ломов, «деятельность является многомерной» Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -- М.: Академия,2004, с. 15. , поэтому существуют многочисленные классификации деятельности, в основу которых положены ее различные признаки, отражающие разнообразные стороны этого феномена. Выделяют деятельность духовную и практическую, репродуктивную (исполнительскую) и творческую, индивидуальную и коллективную и т.д. Выделены также разнообразные виды профессиональной деятельности.

Педагогическая деятельность -- это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся (детей разного возраста, учащихся школ, техникумов, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений, институтов повышения квалификации, учреждений дополнительного образования и т.д.).

Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Это общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.

Цель педагогической деятельности -- явление историческое. Она разрабатывается и формируется как отражение тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований к современному человеку с учетом его духовных и природных возможностей. В ней заключены, с одной стороны, интересы и ожидания различных социальных и этнических групп, а с другой -- потребности и стремления отдельной личности.

Большое внимание разработке проблемы целей воспитания уделял А.С.Макаренко, но ни в одной его работе нет их общих формулировок. Он всегда резко выступал против любых попыток свести определения целей воспитания к аморфным определениям типа «гармоническая личность», «человек-коммунист» и т.п. А. С. Макаренко был сторонником педагогического проектирования личности, а цель педагогической деятельности видел в программе развития личности и ее индивидуальных коррективов.

В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Цели педагогической деятельности -- явление динамическое. И логика их развития такова, что, возникая как отражение объективных тенденций общественного развития и приводя содержание, формы и методы педагогической деятельности в соответствие с потребностями общества, они складываются в развернутую программу поэтапного движения к высшей цели -- развитию личности в гармонии с самой собой и социумом Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебное пособие. - 7-е изд. - М.: Академия, 2007, с. 18-19. .

Одна из важнейших характеристик педагогической деятельности -- ее совместный характер: она обязательно предполагает педагога и того, кого он учит, воспитывает, развивает. Эта деятельность не может быть деятельностью только «для себя». Ее сущность -- в переходе деятельности «для себя» в деятельность «для другого», «для других». В этой деятельности соединяются самореализация педагога и его целенаправленное участие в изменении обучаемого (уровня его обученности, воспитанности, развития, образованности).

Профессиональная деятельность требует специального образования, т.е. овладения системой специальных знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения функций, связанных с этой профессией. Этими знаниями и умениями вы будете овладевать, изучая теоретическую и практическую педагогику, занимаясь самообразованием и самосовершенствованием, чтобы достигнуть высоких результатов деятельности, прийти к высокому уровню профессионализма.

Человек, который занимается профессионально педагогической деятельностью, может называться по-разному: воспитатель, учитель, преподаватель, педагог. Часто это зависит от учреждения, в котором он работает: воспитатель -- в детском саду, учитель -- в школе, преподаватель -- в техникуме, училище, вузе. Педагог -- скорее родовое понятие по отношению ко всем остальным.

Учат и воспитывают дома (родители, бабушки и дедушки, няни, гувернантки, репетиторы, домашние учителя), учат и воспитывают в детском саду (воспитатели, руководители кружков), учат и воспитывают в школе (учителя, классные руководители, педагоги групп продленного дня, педагоги дополнительного образования). Таким образом, уже в детстве растущий человек становится объектом педагогической деятельности очень многих людей. Но вот человек стал взрослым: поступил в техникум, училище, высшее учебное заведение, на курсы и т.д. И здесь он опять попадает в сферу педагогической деятельности, которой занимаются специально подготовленные преподаватели, педагоги.

Получив профессию, современный человек в течение жизни не раз должен будет пополнять свои знания, повышать квалификацию, менять профиль деятельности, может быть, менять по разным причинам и саму профессию. Он должен будет заниматься на различных курсах, в институтах повышения квалификации, получать новое или дополнительное образование. И опять он попадает в сферу педагогической деятельности Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебное пособие. - 7-е изд. - М.: Академия, 2007, с. 20. .

Таким образом, оказывается, что ни один человек не может прожить, не став объектом педагогической деятельности. Это необычайно нужная в любом обществе, востребованная всем ходом социокультурного, цивилизационного развития человечества деятельность, имеющая непреходящую ценность.

2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Традиционно основными видами педагогической деятельности , осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа .

Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. А преподавание - это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников. По большому счету, педагогическая и воспитательная деятельность - понятия тождественные. Такое понимание соотношения воспитательной работы и преподавания раскрывает смысл тезиса о единстве обучения и воспитания.

Обучение, раскрытию сущности и содержания которого посвящено много исследований, лишь условно, для удобства и более глубокого его познания, рассматривается изолированно от воспитания. Неслучайно педагоги, занимающиеся разработкой проблемы содержания образования (В.В.Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.), неотъемлемыми его компонентами наряду со знаниями и умениями, которыми человек овладевает в процессе обучения, считают опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Без единства преподавания и воспитательной работы реализовать названные элементы образования не представляется возможным. Выражаясь образно, целостный педагогический процесс в его содержательном аспекте - это процесс, в котором воедино слиты воспитывающее обучение и обучающее воспитание.

Выявление специфики основных видов педагогической деятельности показывает, что преподавание и воспитательная работа в их диалектическом единстве имеют место в деятельности педагога любой специальности. Например, мастер производственного обучения в системе профессионально-технического образования в процессе своей деятельности решает две основные задачи: вооружить обучающихся знаниями, умениями и навыками рационально выполнять различные операции и работы при соблюдении всех требований современной технологии производства и организации труда; подготовить такого квалифицированного рабочего, который сознательно стремился бы к повышению производительности труда, качества выполняемой работы, был бы организован, дорожил честью своего цеха, предприятия.

Точно так же, если рассмотреть круг обязанностей воспитателя группы продленного дня, можно увидеть в его деятельности и преподавание, и воспитательную работу. Положением о группах продленного дня определены задачи воспитателя: прививать учащимся любовь к труду, высокие моральные качества, привычки культурного поведения и навыки личной гигиены; регулировать режим дня воспитанников, наблюдая за своевременным приготовлением домашнего задания, оказывать им помощь в учении, в разумной организации досуга; осуществлять совместно со школьным врачом мероприятия, содействующие укреплению здоровья и физическому развитию детей; поддерживать связь с учителем, классным руководителем, с родителями воспитанников или лицами, их заменяющими. Однако, как это видно из задач, привитие привычек культурного поведения и навыков личной гигиены, например, - это уже сфера не только воспитания, но и обучения, которое требует систематических упражнений.

Итак, из многих видов деятельности школьников познавательная деятельность не замыкается только рамками обучения, которое, в свою очередь, «отягощено» воспитательными функциями. Опыт показывает, что успехов в преподавательской деятельности добиваются, прежде всего, те учителя, которые владеют педагогическим умением развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать на уроке атмосферу общего творчества, групповой ответственности и заинтересованности в успехах одноклассников. Это говорит о том, что не преподавательские умения, а умения воспитательной работы являются первичными в содержании профессиональной готовности учителя. В связи с этим профессиональная подготовка будущих учителей имеет своей целью формирование их готовности к управлению целостным педагогическим процессом Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебное пособие. - 7-е изд. - М.: Академия, 2007, с. 20-23. .

3. СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру:

1. Мотивация.

2. Педагогические цели и задачи.

3. Предмет педагогической деятельности.

4. Педагогические средства и способы решения поставленных задач.

5. Продукт и результат педагогической деятельности Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004, с. 45. .

Каждый вид деятельности имеет свой предмет, точно также и педагогическая деятельность имеет свой.

Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение учениками предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.

Средствами педагогической деятельности являются:

· научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется понятийно-терминологический аппарат учащихся;

· «носители» знаний - тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.), организованном учителем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности;

· вспомогательные средства - технические, компьютерные, графические и др.

Способами передачи социального опыта в педагогической деятельности являются:

· объяснение;

· показ (иллюстрация);

· совместная работа;

· непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая);

· тренинги и др.

Продукт педагогической деятельности - формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных сос-тавляющих. Продукт этой деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий.

Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели являются развитие обучающегося:

· его личностное совершенствование;

· интеллектуальное совершенствование;

· становление его как личности, как субъекта учебной деятельности Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология. - М.: Гардарики, 2003, с. 64. .

педагогическая деятельность воспитательная обучение

4. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ряде психолого-педагогических работ выделяются две группы педагогических функций - целеполагающие и организационно-структурные .

1. В целеполагающую группу входят следующие функции:

· ориентационная;

· развивающая;

· мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся);

· информационная.

Эта группа функций соотносится с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями человека.

2. В организационно-структурную группу входят следующие функции:

· конструктивная;

· организаторская;

· коммуникативная;

· гностическая.

Так, конструктивная функция обеспечивает:

а) отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися;

б) проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена;

в) проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися.

Организаторская функция реализуется через организацию:

а) информации в процессе сообщения ее учащимся;

б) различных видов деятельности учащихся;

в) собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися.

Коммуникативная функция предполагает:

а) установление правильных взаимоотношений с учащимися;

б) нормальные, деловые отношения с другими учителями, с администрацией школы.

Гностическая (исследовательская) функция предусматривает изучение:

б) возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей;

в) особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков Бордовская Н., Реан А. Педагогика: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008, с. 142-143. .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной мере средства массовой информации. Однако в первом случае эта деятельность -- профессиональная, а во втором -- общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек и по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием.

Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бордовская Н., Реан А. Педагогика: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008.

2. Борытко Н. М., Соловцева И. А., Байбаков А. М. Педагогика. - М.: Академия, 2007.

3. Вайндорф-Сысоева М. Е., Крившенко Л. П. Педагогика. - М.: Юрайт-Издат, 2005.

4. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология. - М.: Гардарики, 2003.

5. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004.

6. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов - н/Д, 2004.

7. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Педагогика, 2000.

8. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -- М.: Академия,2004.

9. Пидкасистый П. И. Педагогика: Учебник. - М.: Высшее образование, 2008.

10. Подласый И. П. Педагогика. - М.: ВЛАДОС, 2003.

11. Роботова А. С., Леонтьева Т. В., Шапошникова И. Г. Введение в педагогическую деятельность. - М.: Академия, 2000.

12. Сергеев И. С. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2004.

13. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебное пособие. - 7-е изд. - М.: Академия, 2007.

14. Философский энциклопедический словарь. -- 4-е изд. -- М., 2003.

15. Якунин В. А. Педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2003.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Пути решения конкретизированных задач обучения и воспитания. Структура педагогической деятельности: мотивация, цели, задачи, средства, продукт и результат. Характеристика целеполагающих и организационно-структурных функций педагогической деятельности.

    реферат , добавлен 26.10.2011

    Смысл, цели и функции педагогической деятельности, основные компоненты, составляющие ее структуру, трактовка понятия в литературе. Задача всестороннего развития всех сущностных сил человеческой личности. Понятие, структура и иерархия педагогических систем

    реферат , добавлен 16.03.2010

    Основные понятия и виды педагогической деятельности. Специфика деятельности учителя технологии в процессе обучения технологии. Понятие анализа и самоанализа педагогической деятельности. Пример разработки урока "Технология точения на токарном станке".

    дипломная работа , добавлен 24.06.2010

    Общие задачи педагогической деятельности. Оценка совместимости учебной и воспитательной деятельности учителя. Анализ профессиональных и личностных качеств педагога. Значение культуры речи в педагогической деятельности, личностно-гуманная модель общения.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2014

    Исследование факторов, способствующих совершенствованию педагогической деятельности педагога дополнительного образования. Структура педагогической деятельности. Определение уровня психологической компетентности и профессиональных установок педагога.

    реферат , добавлен 04.11.2013

    Сущность и содержание педагогической импровизации. Роль педагогической импровизации в решении педагогических задач. Понятие о педагогической интуиции. Влияние педагогического стиля деятельности на характер и эффективность педагогической импровизации.

    курсовая работа , добавлен 05.09.2012

    Сущность педагогической деятельности. Сравнительная характеристика профессионально-педагогической и общественно-педагогической деятельности. Возникновение и развитие педагогической профессии. Структура профессионально-педагогической деятельности.

    контрольная работа , добавлен 25.06.2012

    Изучение мотивации как одного из важнейших компонентов педагогической деятельности. Исследование задач и целей педагогики. Определение основных составляющих педагогической культуры. Характеристика средств и способов педагогических воздействий на учащихся.

    реферат , добавлен 03.02.2016

    Социально-педагогическая парадигма воспитательной работы как система. Образующие факторы воспитательной деятельности. Специфика проектирования воспитательной работы, сочетание нормативных и диагностических подходов. Работа с девиантными подростками.

    реферат , добавлен 16.09.2009

    Понятие и функции индивидуального стиля педагогической деятельности. Основные характеристики стиля обучения. Универсальные принципы организации эффективной учебной работы. Эмоционально-импровизационный и эмоционально-методический стили преподавания.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!