Первые государственные образования в истории отечества. Возникновение Древнерусского государства

История - это наука, которая изучает прошлое во всей совокупности конкретных фактов, стремясь выявить причины и следствия происходивших событий, понять и оценить ход исторического процесса.

Можно ли познать историю? Извлекают ли люди уроки из истории? Ответы на эти вопросы крупнейшие мыслители человечества давали разные, часто противоположные. Только человек, претендующий на божественную способность постигать незыблемую, объективную истину, может претендовать на единственно верное истолкование человеческой истории. Очевидно, полное, исчерпывающее познание прошлого невозможно. Допустимо лишь приблизиться к такому знанию.

Изучение прошлого возможно по трем направлениям: история событий, история людей и история идей.

Начальный курс истории основное внимание уделяет истории событий. На страницах учебников описываются войны, революции, деятельность тех или иных правителей, т. е. прежде всего то, что связано с жизнью государства. История людей предполагает изучение прошлого через быт, духовную жизнь, психологию отдельных людей, слоев населения - как представителей национальных, социальных, религиозных и политических групп. Прошедшее можно рассматривать через призму идей, которые пытались реализовать те или иные общественно-политические течения.

Предмет истории обычно подразделяется по ряду параметров:

По времени изучения: в исторической науке утвердилось деление истории на древнюю, средних веков, новую и новейшую; следует учитывать, что эти границы условны и проведены самими историками;

По изучаемым регионам и территориям, например: история Европы, история России, история Сибири, история Москвы и т. п.;

По тематическим признакам: история политическая, экономическая, военная, культуры, науки, история какой-либо научной проблемы (например, интеллигенции, Великой Отечественной войны и т. п.).

Но при всех имеющихся возможностях изучения истории по различным направлениям и рубрикам история – как наука обладает некоторыми общими чертами и закономерностями. Прежде всего, как и почти все гуманитарные науки, история лишена возможности эксперимента. Историю нельзя обратить вспять, переделать заново. Прошлое - та реальность, которая не знает сослагательного наклонения. Можно без конца спорить, что было бы с историей России в случае отсутствия Петра I, или неудачи большевиков в ходе гражданской войны, или отстранения Сталина от руководства в конце 20-х гг., но невозможно вернуться назад и смоделировать ситуацию с учетом всех реальных факторов. Отсюда вытекает деление исторической науки на две части: факты и их объяснение, толкование.

Термин «факт» обычно воспринимается в значении установленного события, истины. Исторические факты, в зависимости от их подлинности, можно разделить на три группы:

    общепризнанные, абсолютные;

    предполагаемые, гипотетические;

    ложные, не существовавшие.

Поэтому первое требование к историку - внимательное отношение к приводимым фактам, оценка исторических источников.

Еще более сложным делом является толкование фактов. Одни и те же факты историки-профессионалы могут оценить по-разному. От чего зависит позиция ученого, читателя? Стоит запомнить понятие «дискурс». Оно включает образование, воспитание, кругозор, по­литические взгляды и даже эмоциональный тип человека. Именно дискурс определяет позицию того или иного историка при оценке и толковании фактов. Поэтому человек, изучающий историю, должен помнить, что его точка зрения не является единственной и ее нельзя навязывать другим в виде бесспорной истины. Позиция человека, действительно желающего познать прошлое, отличается целостным восприятием изучаемого материала, пониманием многогранности причин и следствий происходивших событий.

Историки-профессионалы рассматривают исторический процесс как результат сложного, противоречивого взаимодействия, взаимовлияния различных политических, экономических сил, национальных, социальных, религиозных групп населения, а также отдельных исторических личностей.

Таким образом, в историческом процессе соединяются объективные и субъективные факторы. Это означает, что элемент случайности присутствует в тех или иных событиях, но он не является определяющим для исторического развития в целом, поэтому существует проблема «альтернативности истории». Подобно тому как в физике сложение различных сил образует результирующий вектор, так и в истории взаимодействием всей суммы факторов определяется выбор того или иного конкретного исторического пути. Поэтому, особенно на тех или иных исторических перекрестках России (1917, 1924, 1991 гг. и т.д.), особую важность приобретают субъективные факторы, элементы случайности и тому подобные второстепенные явления, способные порой отклонить исторический процесс от закономерного пути развития.

Постепенно сформировались определенные принципы изучения прошлого. Они включают необходимость оценивать факты в их совокупности, строго определять степень их подлинности, анализировать факты в процессе их развития. Ученый не имеет права отбрасывать факты, противоречащие его концепции, должен, прежде всего, опираться на достоверные источники и видеть преемственность различных исторических периодов. Все это вместе взятое называется историзмом мышления. Историческое иссле­дование принципиально отличается от исторического романа. Писатель имеет право на художественный вымысел, руководствуясь принципом «не было, но могло быть». Историк соединяет достоверные факты, пытаясь постичь их внутреннюю логику, и не скрывает наличия других версий исторических событий.

История как наука имеет широкий круг вспомогательных и специальных дисциплин. Среди них можно назвать археологию (изучение истории по предметам и сооружениям прошлого главным образом путем раскопок), археографию (собирание, описание и издание рукописных, печатных и других документальных памятников), генеалогию (изучение родственных связей отдельных лиц, семей), геральдику (изучение гербов, правил их составления и описания), краеведение (изучение истории какого-либо населенного пункта или района), нумизматику (изучение истории монет и бумажных денежных знаков), униформоведение (изучение истории форменной одежды), эпиграфику (изучение надписей на камне и раз­личных изделиях) и многие другие.

Мы же более подробно остановимся на историографии и источниковедении.

Историография - одна из специальных исторических дисциплин, изучающая развитие исторических знаний и самой исторической науки. Хотя история зародилась в глубокой древности, «отцом» исторической науки считают Геродота, жившего в V в. до н. э. в Древней Греции. Хо­рошо известны сочинения историков Эллады и древнего мира: Плутарха, Светония, Тацита. В изучении истории велики заслуги таких ученых, как Т. Моммзен, А. Рамбо (XIX), М. Вебер, А. Тойнби (XX). Большое влияние на методологию изучения истории оказала «школа анналов», созданная французскими историками М. Блоком и Л. Февром в конце 20-х гг. XX в. и уделяющая главное внимание исследованию повседневной реальности и ее влияния на экономическую и духовную жизнь.

В Древней Руси изучение прошлого началось с составления летописей («лето» - год), т. е. повременных записей о происходивших событиях. В начале XII в. монах Киево-Печерского монастыря Нестор свел их в «Повесть временных лет», имевшую подзаголовок «Откуда есть пошла Русская земля». Процеcc превращения исторического знания в науку начался с конца XVII в.

В XVIII в. занимались историей люди близкие Петру I - Ф. Прокопович, П. Шафиров и другие. В. Н. Татищев попытался описать историю России с древности до Петра I. Академики Г. Байер и Г. Миллер сформулировали основы норманнской теории. Их научным противником выступил М.В. Ломоносов, положив начало антинорманнской теории.

В XIX в. всеобщий интерес к отечественной истории проявился с выходом 12 томов «Истории государства Российского», написанной Николаем Михайловичем Карамзиным. Сергей Михайлович Соловьев в 29-томной «Истории России» обратил внимание читателей на внутренние факторы исторического развития, определявшие своеобразие истории Российского государства: природно-географические условия, связанные с этим свойства национального характера и другие. Василий Осипович Ключевский в своем «Курсе русской истории» сформулировал новое видение истории России. Он тоже выделил множественность факторов, определяющих ход исторического процесса: географических, экономических, социальных, политических, этнографических и личностных. «Основным фактором нашей истории» ученый считал «переселения, колонизацию».

Внутри исторической науки к началу XX в. нарастали споры, основанные на политических, партийных, национальных расхождениях. Сформировались в основном три концептуальных направления в осмыслении прошлого: монархическое, либеральное и марксистское. Историки-монархисты (Д.И. Иловайский и др.) подчеркивали, что в силу своих огромных территорий и многоплеменного состава Русское государство должно быть самодержавным, ибо монарх - тот обруч, который скрепляет отдельные части страны. Историки-либералы (П.Н. Милюков, А.А. Кизеветтер и др.) считали, что ход исторического процесса в России должен привести к конституционной монархии, постепенному формированию правового государства. Историки-марксисты (М.Н. Покровский и другие) рассматривали историю России как смену форм эксплуатации и классовой борьбы.

После свержения самодержавия советское государство, расценивавшее историю как одно из важнейших идеологических средств, не до­пускало разноголосицы мнений, свободного сопоставления различных научных подходов. Некоторые историки (в том числе А.А. Кизеветтер) в 1922 г. были высланы из России вместе с философами, экономистами и другими деятелями русской науки.

Распространение и утверждение марксистского направления в исторической науке «как единственно верного» проводилось различными методами. Уже в 1920-1924 гг. были созданы Комиссия по изучению истории РКП(б) и Октябрьской революции (Истпарт), Институт красной профессуры, Институт Маркса-Энгельса-Ленина. Начали издаваться исторические научные журналы: «Историк-марксист», «Красный архив», «Пролетарская революция». Одновременно прекратилось издание журналов «Былое», «Голос минувшего», «Русская старина», «Русский архив». Монопольное положение в исторической науке занял М. Н. Покровский. В 1929-1930 гг. органами ОГПУ было организовано так называемое «академическое дело». Его острие было направлено против ученых-историков, отстаивающих немарксистские взгляды. Руково­дство коммунистической партии стремилось поставить убеждения и по­ступки интеллигенции под свой жесткий контроль власти, приучить ее пи­сать и говорить то, что нужно этой власти. По делу были арестованы академики С.Ф. Платонов, Е.В. Тарле, десятки профессоров.

С 1934 г. по указанию И. В. Сталина начался разгром исторической школы Покровского. Академика обвиняли в антимарксизме, прочих идеологических ошибках и других «грехах». «Библией сталинизма» стал вышедший в 1938г. «Краткий курс истории ВКП(б)». Он был объявлен «энциклопедией основных знаний в области марксизма-ленинизма» и «гениальным трудом И.В. Сталина». Исторические сведения, сообщавшиеся в нем, считались непогрешимыми, и никакие отступления от них не допускались.

Некоторое ослабление идеологических тисков наступило для историков в середине 50-х гг. Был опубликован ряд сборников неизвестных прежде документов. Но контроль КПСС над исторической наукой сохранялся в полной мере. В начале 70-х гг. последовало осуждение, со­провождавшееся снятием с занимаемых должностей историков так на­зываемого «нового направления», представители которого (П. В. Волобуев, К. Н. Тарновский) пытались более глубоко проанализировать уровень экономического развития России конца XIX - начала XX в.

Лишь с конца 80-х гг. XX в. историки России получили возможность по-настоящему творчески работать. Эта работа была основана на изучении всего комплекса источников, знакомстве с трудами зарубежных коллег, независимости суждений и праве открыто высказывать их в печати. За последние десятилетия появилось немало глубоких исследований, посвященных различным периодам истории России. Ученые все шире используют математические методы, возможности вычислительной техники для обработки данных, что позволяет делать более обоснованные выводы. Сегодня выходят такие специализированные журналы по истории России, как «Вопросы истории», «Отечественная история», «Исторический архив», «Родина», «Источник» и другие.

В мировой исторической науке подлинным уважением пользуются имена многих российских ученых. Среди них Б.А. Рыбаков, В.Л. Янин (история Древней Руси), А.А. Зимин, Р.Г. Скрынников (история Московской Руси), Н.И. Павленко, Н.Я. Эйдельман (история Российской империи), П.В. Волобуев, Б.В. Ананьин, В.И. Старцев (история России конца XIX-XX вв.) и многие другие.

Научная работа историка невозможна без источниковедческих зна­ний. Источниковедение - дисциплина, разрабатывающая теорию, ме­тодику и технику изучения исторических источников. Под историче­скими источниками принято понимать совокупность объектов, отражающих исторический процесс и свидетельствующих о прошлом человеческого общества. Среди основных групп источников можно выделить вещественные, лингвистические, изобразительные, звуковые, письменные. Главным центром хранения источников являются архивы.

После 1991 г. началась огромная работа по формированию единой системы государственных архивохранилищ, рассекречиванию документальных материалов. За последние годы множество ранее недоступных исследователям документов было опубликовано в журналах «Исторический архив», «Отечественные архивы».

Внутри архива материалы делятся на фонды, описи и дела. Фонд - собрание документов одной организации. Опись - часть фонда, охватывающая документы какого-то отдела данной организации или како­го-то временного отрезка. Каждая опись делится на дела. Дело состоит из документов, посвященных одной общей проблеме. Письменные источники делятся на документы официальные, частных лиц (письма, дневники, мемуары). Нередко работа с источником начинается с установления его авторства, времени и места его возникновения. Такая работа называется атрибуцией. Но и в случае установления подлинности текста его содер­жание подлежит критическому анализу. Документ обычно отражает пози­цию отдельного человека, группы людей, определенной политической структуры. Поэтому он может содержать приписки, ложные данные.

Таким образом, во многих проявлениях работа историка сродни труду следователя, пытающегося установить истину. Отсюда столь ценны частные источники: дневники, записные книжки, письма. Каждый из них, конечно, субъективен. Но, сравнив дневники разных людей, проанализировав по определенной методике множество писем одного периода, ученый может увидеть подлинное настроение общества, разных его слоев в те или иные моменты российской истории.

Сущест­вует большое количество теорий, предлагающих свое понимание исто­рических явлений. Рассмотрим основные положения лишь трех теорий, оказавших заметное влияние на развитие историко-философской мысли.

Первая из них - это теория общественно-экономических формаций. Ее сформулировали ученые XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс. К сожа­лению, с первых лет советской власти эта теория, вместо необходимой научной критики и развития, была объявлена непогрешимой, хотя сам К. Маркс сознавал, что некоторые страны не укладываются в предложенную модель. Согласно этой теории, история человечества есть история развития и смены общественно-экономических формаций, которые охватывают все стороны общественной жизни. Ведущим фактором исторического развития является экономика, совершенствование орудий труда. Именно орудия труда являются наиболее динамичным элементом производительных сил (люди труда, предметы труда и орудия труда). Каждой ступени развития производительных сил соответствуют опреде­ленные производственные отношения (совокупность экономических отношений между людьми в процессе производства), формирующие соци­альную структуру общества.

Анализируя историю человечества, К. Маркс и Ф. Энгельс делили ее на пять последовательно сменяющих друг друга формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и будущую стадию развития - коммунистическую. При этом они подчеркивали, что переход от одной формации к другой может осуществиться лишь путем революций. К. Маркс говорил, что «революция - это локомотив истории», «насилие - повивальная бабка истории». Эта теория рисовала историю человечества как процесс непрерывного подъема общества по лестнице, ведущей к сияющим вершинам счастья. Она, казалось, давала простые и ясные ответы на самые сложные вопросы. С этим был связан ее успех и популярность в различных странах мира.

Вместе с тем в этой теории накапливалось все больше неудобных вопросов. Если 30-40 тыс. лет назад все люди стартовали в своем развитии примерно с одной линии, почему за это время они растянулись на колоссальной дистанции? Почему вперед вырвался десяток стран Ев­ропы и Северной Америки? Почему некоторые народы практически не отошли от стартовой линии?

Попытки найти ответы на эти вопросы привели к формированию теории цивилизаций. Среди ее создателей русский ученый XIX в. Н.Я. Данилевский, английский исследователь XX в. А. Тойнби и др. Существует множество определений понятия «цивилизация». Современный ученый-историк Л. И. Семенникова определяет, например, цивилизацию как «сообщество людей, имеющих сходную ментальность, общие основополагающие духовные ценности и идеалы, а также устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике, культуре». Такой подход ставит в центр исторического процесса человека с особенностями его менталитета, сложными взаимосвязями с обществом и общество как саморазвивающуюся систему.

Ученые насчитывают от десятка до сотни цивилизаций. Каждая цивилизация проходит ряд стадий: зарождение, расцвет, разложение и гибель. Продолжительность существования цивилизации может составлять от 1 до 1,5 тыс. лет. Л. И. Семенникова предложила рассматривать три типа цивилизаций. Это природные сообщества (народы вне исторического времени), восточный и западный типы цивилизаций.

К природным сообществам относятся народы, живущие в круговороте времени так же, как жили их далекие предки. В этом случае практически нет развития. Этот тип цивилизации характеризуется гармонией человека и природы, коллективной организацией социальной жизни (род, племя), соблюдением традиций, запретом на их нарушение (табу). Но такой тип цивилизации очень хрупок.

Восточному типу цивилизации, по мнению Л. И. Семенниковой, присуще подчинение личных интересов общинным, государственным. Люди делятся на определенные группы с четко закрепленными социальными ролями, а переход из одной группы в другую невозможен. В качестве классического примера можно привести касты в Индии. Поскольку восточный тип цивилизации построен на принципах коллективизма, то ему не свойственны рыночная экономика и социально-классовая дифференциация. Верховным собственником всего выступает государство.

Общественное развитие характеризуется сильным авторитарным государством. Тип государства - деспотия, т. е. ничем не ограничен­ная власть, опирающаяся на вооруженную силу. Перед лицом владыки одинаково бесправны и «первые министры», и «последние бедняки». Это компенсируется широким развитием духовной жизни. Вера в предопре­деленность судьбы и событий (фатализм) отражает отсутствие возмож­ностей человека влиять на исторический процесс.

Ключевым звеном западного типа цивилизации является идея прогреcca, т. е. постоянного, непрерывного развития, прежде всего в сфере материальной культуры. К этому типу цивилизации Л. И. Семенникова относит античные общества Древней Греции и Рима, современные общества Европы и Северной Америки. Для данного типа цивилизации характерна идеология индивидуализма - приоритет личности, ее интересов, право самому определять свою судьбу с одновременной ответственностью за себя и свою семью. Среди основных черт западного типа цивилизации можно выделить высокий нравственный престиж труда, рынок как способ функционирования экономики и ее регулятор, частную собственность и классовую структуру общества, а также зрелые формы классовой организации (профсоюзы, партии), наличие и развитие горизонтальных, независимых от власти, связей между отдельными индивидами и ячейками общества; формирование гражданского общества, понимаемого как система добровольных объединений граждан, незави­симая от государства и противостоящая произволу отдельных его структур. Наконец, формой государства является правовая демократия, основанная на разделении властей (законодательной, исполнительной, судебной), на верховенстве закона и прав личности.

Вместе с тем этот тип цивилизации рождает свои глубокие противоречия: социально-политические конфликты, разрушение норм морали, формирование антикультуры, техногенные проблемы. Но, как показывает практика общественной жизни, человечество способно находить решение самых сложных вопросов.

Ряд ученых считает, что на основе западных ценностей происходит формирование единой мировой цивилизации. По мнению других, об общечеловеческой цивилизации говорить преждевременно. Это, скорее, мечта интеллектуальной элиты высокоразвитых стран.

Цивилизационный подход рождает также вопросы о месте России в системе мировых цивилизаций. К какому типу цивилизаций она относится? Ответы на этот вопрос даются самые различные. Одни относят Россию к западному типу цивилизаций, другие - к странам восточного типа, третьи разрабатывают евразийскую концепцию российской истории. Л. И. Семенникова предлагает рассматривать Россию как цивилизационно неоднородное общество, которое не является самостоятельной цивилизацией и не относится ни к одному из типов цивилизаций в чистом виде. Отсюда для России всегда крайне не просто стояла проблема выбора одной из альтернатив.

Развитием цивилизационного подхода стала теория этносов. Ее автор - Л.Н. Гумилев (1912-1992 гг.) сын поэтов Н.С. Гумилева и А.А. Ахматовой, чье творчество многие годы подвергалось цензуре. Сам Лев Николаевич подвергался репрессиям и долгие годы провел в сталинских лагерях. Освобожденный в 1955 г. он стал доктором географических, а позже исторических наук, создателем новой научной теории.

По мнению Л. Н. Гумилева, исторический процесс есть рождение, сосуществование и исчезновение этносов. Под этносом ученый понимает «динамическую систему, включающую не только людей, но и элементы ландшафта, культурную традицию и взаимосвязи с соседями». Примерами этносов он называет французов, шотландцев, греков, великороссов, немцев и представителей других народов. Каждый этнос «имеет свою собственную структуру и свой неповторимый стереотип поведе­ния». Этносы, в свою очередь, он делит на субэтносы. Например, в великорусском этносе можно выделить казаков, сибиряков. Несколько этносов, «одновременно возникших в определенном регионе, взаимосвязанных экономическим, идеологическим и политическим общением», образуют суперэтносы (Западная Европа, Индия, Россия и другие).

Развитие этносов определяется природно-географическими, социальными условиями, типом культуры, но, прежде всего, неким «энергетическим» фактором - пассионарностью. Энергетический фактор включает воздействие энергии космоса, солнца и естественной радиации на членов этноса. По степени восприятия энергии Л. Н. Гумилев делит этнос на «пассионариев» (люди с высоким уровнем энергетики, сверхактивные, посвятившие себя достижению той или иной цели), гармоничных особей (интеллектуально полноценные, работоспособные, но не сверхактивные, способные обходиться без пассионариев, пока не появится внешний враг) и «бродяг», «вырожденцев», т.е. группу людей с от­рицательной пассионарностью, существующих за счет этноса.

Рождение этноса ученый связывал с пассионарным толчком, превышением некоего предела численности пассионариев. По мнению Л.Н. Гумилева, например, пассионарий Чингисхан объединил племена монголов и начал завоевание соседних земель. Существование этноса длится свыше 1000 лет. За это время этнос переживает различные фазы: периоды подъема, пассионарного оскудения, инерции и постепенного умирания. «Мягкое время цивилизации», согласно Л.Н. Гумилеву, ведет к размножению людей «нетворческих и нетрудолюбивых». Столкновение этносов может приводить к различным послед­ствиям: гибели отдельных этносов, их ассимиляции или сосуществованию.

Идеи Л.Н. Гумилева получили широкое распространение. Вместе с тем критики теории этногенеза указывают на нечеткость и противоречивость ряда ее положений, на не всегда объективный подбор фактов ради создания определенной схемы.

Таким образом, существуют различные концептуальные подходы, дающие возможность в той или иной степени связать судьбы отдельных народов воедино и выстроить их в определенном порядке.

История России, причудливо соединившая историю Древней Руси, Московского царства, Российской империи, Советского Союза и посткоммунистической Российской Федерации, с их эволюционной преемственностью и вместе с тем резкими революционными переходами от одной общественной системы к другой, напоминает огромную пеструю мозаику. Здесь есть все: созидание и разрушение, взлеты величия и катастрофы падения, блестящие достижения разума и трагические ошибки, благородство и жестокость государственных деятелей. Наше прошлое необычайно разнообразно и противоречиво.

Изучение прошлого нужно не ради суда над ним, а ради более точ­ного понимания поступков, поведения людей и народов, ради использования опыта предков в дальнейшем развитии цивилизации. Будем скрупулезны при установлении подлинности фактов, вдумчивы при их сопоставлении, уважительны к нашей истории и людям, ее творившим, и одновременно непримиримы к подлости, безнравственности, насилию.

Пусть осознание уроков истории каждым из нас поможет посте­пенному совершенствованию нашего общества. Как гласит мудрость, «кто забывает историю, обрекает себя на повторение пройденных ошибок».

Государственный стандарт по истории отечественного госу- государственного устройства тех рабовладельческих и феодальных государств, ко- торые возникли на территории нашей страны до Киевской Руси. В настоящее время большая часть территорий, на кото- рых они возникали, находится за пределом государственных границ Российской Федерации, как, впрочем, и территория большей части самой Киевской Руси. Но уместно вспомнить, что в течение длительного времени эти территории входили в состав Российской империи, а затем и СССР. Можно пред- положить, что отделение части территорий от нашего государ- ства является временным, подобно тому, как это было после революции 1917 г. Изучение истории древней государственности осложняется отсутствием достаточного количества достоверных источников, к числу которых прежде всего могут быть отнесены данные археологических раскопок. Менее достоверным, но важным ис- точником являются дошедшие до нас труды древних авторов, в первую очередь греческих и арабских. Одним из первых по времени возникновения можно счи- тать рабовладельческое государство Урарту в Закавказье, поя- тысячелетии до н.э. на берегу озера Ван. В ре- Лекция 2. Государство и право Древней Руси территорией вплоть до Кавказского хребта. Завоеванное население частично обращалось в рабство, труд рабов служил основой для возве- дения ирригационных сооружений, строительства крепостей, развития земледелия. Развивались ремесла, в том числе произ- водство изделий из бронзы, оружия. Наивысшего подъема государство Урарту достигло в сере- - нархией, во главе государства стоял царь. Более подробно су- дить о его политической и правовой системе достаточно слож- но, так как источники права этого периода не сохранились. В 714 г. до н.э. ассирийский царь Саргон нанес сокруши- тельное поражений урартийцам, после которого они уже не смогли оправиться. В 585 г. до н.э. династия урартийских царей обрывается, государство Урарту распадается на отдельные части и попадает под власть Мидийского царства. К началу II тысячелетия до н.э. на историческую арену вышли скифы, которые постепенно заняли огромную террито- рию к северу от Черного и Азовского морей, от Дуная до Дона. Достаточно подробное описание скифов и их государства мож- но найти в трудах знаменитого греческого историка и географа Геродота. По его свидетельству, скифы делились на земледель- цев и кочевников. Земледельцы жили по Днепру, кочевники - к востоку от них. Геродот писал, что скифы выращивали хлеб не только для пропитания, но и на продажу, что свидетельству- ет о высокоразвитой технике земледелия. О военном могуще- них огромного войска персидского царя Дария в 513 г. до н.э. археологических дифференциация: в могилах более знатных скифов обнаружены похороненные вместе с ними рабы, кони, оружие, золотые и серебряные украшения. Скифское государство, очевидно, представляло собой огром- ную державу, состоявшую из различных народов и племен. Го- сподствовало среди них племя, именуемое Геродотом «царски- ми скифами». Во главе державы находился царь, обладавший властью и авторитетом. История государства и права России: курс лекций В IV в. до н.э. в Причерноморье появляется новый народ - сарматы или савроматы, которые делились на племена и по- степенно подчинили себе скифов. Еще одним могущественным государством на территории нашей страны являлось Хазарское царство, или Хазарский ка- ганат. Границы Хазарии были достаточно неустойчивыми, а на- селение весьма пестрым. Достаточно сказать, что значительную роль в хазарском государстве играли евреи, в результате чего правящие круги исповедовали иудаизм в отличие от большин- ства населения страны. Во главе государства стоял каган, получавший власть по на- следству. Но непосредственное управление находилось в руках его наместника - каган-бега. Чиновники назначались из чис- ла родственников кагана. Отличалась своеобразием организация суда в Хазарском ка- ганате. В столице государства Итиле, которая находилась в ни- зовьях Волги, было семь судей: два - для мусульман, два - для иудеев, два - для христиан, и один - для представителей других религий. Смешения хазар и евреев не происходило, так как евреями считались дети всех евреек (родство определялось по матери), а у хазар родство определялось по отцу. Эти разные традиции и не давали смешаться двум народам. - VIII-IX вв. н.э. - хазарам платили дань славянские племена: поляне, северяне, вятичи и радимичи. Постепенно Хазария приходит в упадок. Решающий удар каганату был нанесен кня- зем Святославом, который в 968 г. захватил Итиль и ряд других хазарских городов. В соответствии с современными данными археологии важную роль в упадке Хазарского каганата сыграл подъем уровня Каспийского моря, что привело к затоплению хазарских городов. в. н.э. к северу от Азовского моря кочевал народ бол- Лекция 2. Государство и право Древней Руси земледелием и скотоводством, активно торговало с Хазарией, Средней Ази- арабов устройство мусульманство. сочетанием не- которых развивался и феодальный уклад. Во главе государства стоял «царств»; в государстве существовали подати и торговые пошлины. Суд осуществлялся царем и его приближенными. Волжская Булга- рия была разгромлена князем Святославом во время его по- хода против хазар, а затем полностью ликвидирована в 1236 г. монголо-татарами.

Еще по теме Первые государственные образования на территории нашей страны:

  1. §3. Тестирование специальных способностей в нашей стране и за рубежом
  2. Принципы формирования территории муниципального образования
  3. 2. Образование нашей планеты: «холодная» и «горячая» гипотезы. Гравитационная дифференциация недр. Происхождение атмосферы и гидросферы.
  4. § 1. Понятие территориальной основы местного самоуправления, виды муниципальных образований, состав их территории и границы
  5. Приложение N 6 СТРАНЫ И ТЕРРИТОРИИ, ОТМЕНИВШИЕ СМЕРТНУЮ КАЗНЬ И СОХРАНЯЮЩИЕ ЕЕ (на 1 января 2008 года)
  6. § 3. Планирование застройки территории муниципального образования. Организация благоустройства, озеленения, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора

Право.

Система общезначимых правил поведения, принимаемых от имени государства, распространяет свое регулятивно-охранительное воздействие на всœех членов общества, обеспечена системой государственных границ и санкций.

1) Право регулирует и охраняет наиболее важные для абсолютного большинства членов сообщества общественные отношения. Право как система, предполагает совокупность элементов, в качестве которых выступает совокупность элементов норм права.

2) Публичность: право принимается от имени всœего общества и распространяет свое воздействие на всœех членов сообщества вне зависимости от их участия в правотворческой деятельности и внутренней психологической оценки значимости устанавливаемых правил поведения.

3)Формальная определœенность: правовые предписания выражаются в определœенных государством формах. (Формально юридические источники права(правовой обычай, юридический прецедент, нормативный договор, нормативный правовой акт ит.д.))

4) Обеспеченность системой государственных гарантий: государство, установив общепринятые правила поведения, обеспечивает их реализацию путем создания условий с наличием которых связывается наибольшая эффективность правового воздействия. Важнейшей гарантией реализации права является его обеспеченность мерам государственного принуждения.

5) Санкционированность: за нарушение требований правовых предписаний государством определяются меры юридической ответственности, предполагающие применение к нарушителям наказаний вид и размер которых определяется в законодательном порядке. Санкция может выступать в виде наказания и поощрения. Наказание идет только в соответствие с законом.

История государства и пава как учебная дисциплина. Объект истории государства и права России государство и право.

Предмет истории государства закономерности возникновения и развития государственно правовых институтов на территории нашей страны.

Методология истории государства и права (Метод - это прием или способ изучения объективной реальности получение достоверных знаний о ней): представляет собой совокупность приемов, средств, принципов и методов изучения закономерностей исторического развития отечественных государственно правовых институтов.

Методология государства и права России состоит из следующих частей:

1. Общие принципы познания:

· Объективность

· Познаваемость

· Детезменизма (взаимно обусловленности)

· Историзма

· Плюрализма

· Принцип единства теории и практики

2. Философские методы познания:

· Диалектический метод познания

· Метафизический метод познания

3. Общенаучные методы познания:

· Индукция

· Дедукция

· Герменевтика (интерпретация текстов)

4. Специальные юридические методы:

· Формально-логический (догматический)

· Сравнительно-правовой (компаративный)

· Метод обращения к другим наукам

· Сравнительно-исторический метод и т.д.

Важное значение для анализа историко-правовых явлений имеют подходы:

· Формационный подход. Критерием выделœения этапов истории является общественно-экономическая формация.

ü Первобытно общинная

ü Рабовладельческая

ü Феодальная

ü Капиталистическая (буржуазная)

ü Коммунистическая

· Цивилизационый подход критерием делœения общественных организаций является цивилизация, основанная на единстве культуры, религии, быта͵ менталитета. Арнольд Джозеф Тойнбель, Осиф Шпенггель, Николай Яковлевич Данилевский.

5. Переатизация государства и права россии

· 9-12 вв. – Древне русское государство и право

· 12-15 вв. – Период политической раздробленности

· 15-17 вв. – Московское государство и права

· н.18-с.19 вв. – Российская империя в период становления и укрепления абсолютизма.

· с.19-3 марта 1917ᴦ. – Российская империя в период буржуазных образований(1 рус. рев.9 января 1905- 3 июня 1907 гᴦ.,2 рус. рев с 23 февраля 1917 по 3марта 1917 гᴦ.)

ü 1917-1918 гᴦ. установление советской власти

ü 1918(1917)-1920(1922) гᴦ. гражданская война

ü 1921-к.1920х гᴦ. период новой экономической политики.

ü к20х - н. 60х гᴦ. период партийно-государственного социализма

ü 60е-1991 гᴦ. период кризиса социализма

· 1991- настоящее время – Российская Федерация в условиях построения правового демократического государства.

Историография ИГП (степень разработанности историко-правовых проблем)

Историография ИГП может быть разделœена на 3 периода:

1. Монархический – Василий Осипович Ключевский (1841-1911), Михаил Флегонтович Владимирский-Буданов (1838-1916) обзор истории русского права, Иван Дмитриевич Беляев (1810-1873) история русского законодательства, Николай Павлович Павлов-Сельванский (1869-1908) феодализм;

2. Советский – Южков Серофим Владимирович (1888-1952)источники государства и права России, Чистяков Олег Иванович (19..-2009)

3. Современный – Игорь Андреевич Исаев, Роланд Сергеевич Мулукаев, Юрий Петрович Титов, Олег Иванович Чистяков;

Первым профессором юриспруденции как правило считают публичного ординарного профессора юриспруденции московского университета Семена Ефимовича Десницкого (1740-1789). Важное значение в исследование историко-правовых вопросов имели работы Градовского Александра Дмитриевича (184101889), Латкина Василия Николаевича (1858-1894,5), Неволина Константина Алексеевича (1806-1873)

В 80е и 90е годы отечественными учеными осуществлена подготовка уникального труда «Российское законодательство 10-20 вв.» в 9 томах.

Государство и Право Древней Руси

Основные источники для изучения первых общественных образований являются археологические раскопки и труды путешественников их письма и воспоминания о путешествие.

Одним из первых государств было рабовладельческое государство Урарту на берегу оз. Ван (сев. Закавказье) монархия во главе стоял князь. 714г до н.э. ассирийскай царь Саргон нанес сокрушительное поражение Урарту и оно перестало существовать и 585 ᴦ.до н.э. династия урартийских царей обрывается, а государство Урарту рассыпается на части и попадает под власть Мидийского царства.

Скифы (Геродот). Οʜᴎ делились на земледельцев и кочевников.

Сарматы (Савроматы). Завоевали скифов. Во главе государство каган, реальное управление осуществлял кагонбек, чиновники назначались из родственников главы государства.

Хазарский каганат 8-9 в нашей эры, хазарам платили дань всœе славянские поемена.Столица Итиль(низовья Волги). 968 г Святослав захватывает Итиль и другие хазарские города, именно с этого периода пошел упадок Хазарского каганата.

В 6 в н.э. к северу от азовского моря кочевал народ Болгар. Образовали государство Волжская Булгария, столица город Булгар. Населœение занималось земледелием и скотоводством, и торговлей. Во главе государства стоял царь, которому подчинялись властителя 4 «царств».Разгромлена князем Святославом во время его похода против хазар, и полностью ликвидирована в 1236 г ордынцами.

Предметом изучения

Объектом изучения

1)

2) практическо-политическая

3) мировоззренческая

4) воспитательная

Крымская война 1853 – 1856гг.: причины, ход, итоги.

Причины Крымской войны.

Во время правления Николая Первого, а это почти три десятка лет, государство Российское достигло огромной мощи, как в экономическом, так и в политическом развитии. Николай начал осознавать то, что неплохо было бы продолжать расширять территориальные границы Российской империи. Как настоящий военный Николай I не мог довольствоваться только тем, что имелось. Это и стало основной причиной Крымской войны 1853-1856 гг.

Зоркий глаз императора был устремлен на Восток, помимо этого в его планы входило усилить влияние на Балканах, причиной тому было проживание там православных людей. Однако ослабление Турции не очень устраивало такие государства как Францию и Англию. И они решают объявить России войну в 1854 году. А до этого, в 1853 году – войну России объявляет Турция.

Отечественная история: предмет, объект, цель, задачи, функции

Предметом изучения Отечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития Российского государства и общества как части мирового процесса истории человечества.

Объектом изучения является история человеческого общества и человеческой деятельности в совокупности и взаимосвязи их основных сфер: экономики, социальных отношений, внутренней и внешней политики, культуры.

Цель курса Отечественной истории: изучение основных этапов истории России, ее места и роли в мировом историческом процессе.

Задачами Отечественной истории являются: изучение и обобщение опыта прошлого, выявление закономерностей развития государственных и правовых институтов, изучение тенденций развития государства и права с целью возможного прогноза развития.

Функции исторического знания:

1) познавательная, интеллектуально-развивающая – исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, выявления главных тенденций общественного развития истории и как итог – теоретического обобщения исторических фактов;

2) практическо-политическая – выявляя закономерности развития общества, помогает разработать научно обоснованный политический курс. Вместе с тем знание истории способствует формированию оптимального варианта политики по руководству массами;

3) мировоззренческая – при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это происходит потому, что история, опираясь на различные источники, дает документально точные данные о событиях прошлого. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Таким образом, знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы.

4) воспитательная – состоит в том, что знание истории активно формирует гражданские качества личности, позволяет разобраться в достоинствах и недостатках современной общественной системы.

Образование древнерусского государства. Дискуссии о возникновении государственности у восточных славян.

Как написано в знаменитой на весь мир «Повести временных лет», Рюрика с братьями призвали на княжение в Новгород в862 году. Эта дата для многих стала началом отсчета государственности Древней Руси. Варяжские князья сели на престолы в Новгороде (Рюрик), Изборске (Трувор), в Белозере (Синеус). Уже через некоторое ремя Рюрику удалось соединить воедино представленные земли под единой властью.

Олег, князь из Новгорода, в 882 году захватил Киев для объединения важнейших групп земель, а затем присоединил и остальные территории. Именно с того периода земли восточных славян объединились в большое государство. Иными словами, формирование древнерусского государства относится к 9 веку, по мнению большинства ученых.

1. История России.

Угрофинские, финские, прибалтийские и балтийские народы, чуваши жили на территории современной России. Через территорию России проходили скифы, авары, унгры, булгары, хазары, сарматы. Были и остготы, создавшие первые государственные образования.

Прародиной славян считается часть Польши, Германии, Словакии и т.д. Славянская колонизация шла на Север, Юг и Восток. На Юг - весь Балканский полуостров, северный район Греции. На Восток - по Днепру, сев. Двине, верховьям Оки.

Севернее реки Москвы кривичи, южнее - вятичи.

2. Особенности становления государственности и социально-политического развития древней Руси. I C - начало C III веков.

Германия, завоевав земли Западной Римской империи, перенимала строй, культуру. Сложились варварские государства: Франкское, Бургонское, Вестготское

и Остготское.

Феодальное общество - это прежде всего аграрное общество. Его черты: сочетание крупной землевладельческой собственности феодальной знати, мелкие простые хозяйства, корпоративная организация общества. Для Ф.О. характерно господство религии. Активное использование наследий Античности стало серьезным фактором ускоренного социально-политического и культурного развития западных стран.

Между верхним Одером и северным Днепром славяне жили единым этническим массивом, но в 6-м веке началось расселение. В итоге славяне разделились на южный, западных и восточных. Восточные славяне находились в наименее выгодном положении, поскольку постоянно подвергались набегам. Восточные славяне развивались вне античного влияния. Византийское влияние не было настолько сильным, как представлялось. Византийская империя отгораживались от славянских варваров, одновременно стремясь подчинить их себе. Но живая империя давала славянам больше, чем европейцам мертвая.

В 6-8 веках формировались племенные княжества и их союзы, т.е. протогосударства. Было 15 племенных союзов. Путь из Варяг в Греки проходил в то время через Новгород, Киев. В 9-10 веках власти киевских князей были подчинены другие восточнославянские племена. Сложилась федерация этих племен под названием Русь. Объединения требовала охрана торговых путей, внешняя торговля, охрана от набегов.

О развитии России в контексте европейской истории свидетельствовало призвание варягов на царствование на заключительном этапе становления государственности; династические браки русских князей с европейскими кланами. В 988 году произошло принятие христианства на Руси.

Древнерусское государство несло отпечаток военной демократии, развившейся из родоплеменных отношений. Военная демократия характеризуется наличием коллективной собственности на землю и мощным слоем крестьян-общинников. Частная собственность на землю появилась только в конце 10 века в качестве боярских вотчин. Вотчины носили полу рабовладельческий характер. В ней работали иноплеменники (холопы), были и зависимые слои населения. В общине все взрослые мужчины имели одинаковые права и обязанности.

Вече (народное собрание) могло сместить неугодного князя и призвать другого из рода Рюриковичей.

В бою князь был передовым воином. Отличившегося в бою ополченца могли принять в дружину.

Рыночные связи только зарождались и связывали город с ближайшей округой.

В середине 12 века угроза со стороны кочевников ослабла и Киевская Русь распалась на 15 самостоятельных княжеств. Этим ознаменовалось начало феодальной раздробленности. В каждом княжестве укрепилась какая-либо ветвь Рюриковичей.

Княжества оказались непрочными, княжеская усобицы участились. В начале 13 века насчитывалось более 50 самостоятельных княжеств. Феодальные усобицы способствовали снижению авторитета княжеской власти. Все больший вес приобретало Вече.

В середине 12 века случилось около 80 войн. Исключением из феодальной анархии были Новгородская и Псковская земли. После распада Руси из Новгорода изгнали князя и установили республику. Власть имела торгово-ремесленная верхушка - бояре. Новгород делился на концы, районы и улицы.

3. Образование единого централизованного государства. Московское царство.

В начале 12 века происходит процесс распада Киевского государства, выделяются отдельные самостоятельные княжества. Происходит усиление северо-восточных княжеств (Владимиро-Суздальское княжество с центром во Владимире; Галицко-волынское с центром в Галиче). Практически самостоятельным становится Финское княжество. Формируются Смоленское, Рязанское, Черниговское княжества.

В 1113г. после смерти кн. Мстислава произошло восстание в Киеве. Киев обратился к кн. Переяславскому по прозвищу Мономах. Впоследствии он и его брат Мстислав Тьмутараканьский взяли власть в свои руки.

1103-1111 - походы Мономаха на половецкие орды.

После смерти Мстислава, сына Мономаха, Киевская Русь распалась окончательно.

С северо-западных земель Юрий Долгорукий пошел в поход на Киев и впоследствии захватил и власть с Киевом. Его сын Андрей Боголюбский первый осознал идею объединения (убит в 1174г.).

В середине 12 века на территории современной Монголии происходит распад родовых племен, продолжавшийся 50 лет, привел к образованию государства. Темучин после провозглашения государства Монголии получил имя Чингисхан.

У Чингисхана были талантливые полководцы: Джебе (бывший ранее противником Чингисхана), Субудай Богатур (его имя впоследствии переродилось в русское богатырь).

Монгольская армия, “коньком” ведения боевых действий которой была тактика облавы, в течение 1204г. Меркитов и многих другие племена Сибири, затем обрушились на Киданий.

Примечателен тот факт, что один из полководцев Чингисхана получил улус от западной Манчжурии до того места, куда мог дойти монгольский конь.

Затем были походы монголо-татар на северный Кавказ, Иран, потом была битва на Калке. В 1223г. монголы разгромили русских князей.

Кстати, в 1221г. народный герой Игорь вошел в Киев и вырезал почти всех жителей и разграбил Киев.

Монголы использовали воинов, захваченных в плен, на самых черных работах и в качестве ударных сил в сражениях.

В 1236г. М. разгромили волжских булгар.

В 1237г. взята Москва.

К концу 1237 года М. взяли под свой контроль почти все северо-восточные княжества.

В 1239г. М захватили Чернигов, а в 1240 - Киев.

Впоследствии захвачен Краков. Под Ленником разгромлены Немецко-Чешские войска.

Затем М., не продолжая дальнейшего продвижения на Запад, повернули назад, т.к. после смерти Чингисхана развернулась борьба за власть. В этой борьбе Батый помог Мунке против Куюка.

В итоге захватнических войн монголо-татар к Золотой орде отошло Закавказье, сев Кавказ и многие др. территории.

На западе началась борьба русских и литовцев против немецкой агрессии (начиная с 1240 годов). В1268 году была последняя экспансия немецких захватчиков. Если сравнивать угрозы, исходившие от монголо-татар и от экспансии со стороны Европы, то большая опасность исходила со стороны Запада, поскольку европейские захватчики покушались не только на богатства нашей страны, но и на духовные устои, тогда как М. нужны были только богатства и свободные земли для пастбищ.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!