Почему земскому собору история отвела 135 лет. Первый созыв Земского собора: дата, причины, последствия

фото с сайта wikimedia.org

27 февраля 1549 года. Самый деспотичный правитель, возможно, не только в российской, но и мировой истории, проявляет демократическую инициативу – созывает орган, ставший прообразом парламента. Он объединил в себе представителей почти всех сословий и стал важным шагом на пути к централизации власти. Это был первый Земский собор Русского царства.

В дальнейшем на протяжении 135 лет он участвовал в решении важных политических вопросов, в том числе, избрании царей и определении линии престолонаследия. Так и не став настоящим парламентом западного образца, он показал самобытность российской системы управления. Опираясь на опыт земских соборов, в разные периоды последующей истории государства мыслители предлагали свои схемы управления, а об их роли в политике споры ведутся до сих пор. Как возник этот орган управления, каковы были предпосылки его учреждения, а, главное, какие функции он был призван исполнять расскажем в этой статье.

Созыв первого земского собора: дата начала российского парламентаризма

Почему корни российского парламентаризма зародились именно в 1549 году?

До этого история зарождавшегося государства знала другую форму самоуправления – вече. Именно здесь лежат начала практики решения наиболее важных вопросов на общем сходе представителей народа. Фактически вече представляло собой своеобразную версию прямой демократии. В разных формах оно существовало во многих городах, в каждом из которых действовал определенный порядок его проведения. Сначала здесь рассматривались частные дела (спорные, судебные), позже – общезначимые конкретные вопросы, в том числе, отношения с соседями. Однако эти «сходы» не были регламентированы законом и развивались на основе народного обычая. Они не обладали строгой процедурой: подсчет голосов не осуществлялся, решения принимались на основе волеизъявления путем «выкликания». Чтобы добиться принятия необходимого решения, достаточно было нанять профессиональных крикунов. В основном их услугами пользовались бояре и крупнейшие купцы. Нередко подобные собрания заканчивались массовыми потасовками, и унимать толпу приходилось архиепископу.

Первый земский собор был созван в 1549 году. Как учредительный, так и последующие соборы серьезно отличались от вече. Их деятельность была более регламентирована, они решали вопросы общегосударственного значения. Несмотря на то, что этот орган имел множество отличий от институтов сословно-представительной монархии европейских стран, именно соборы считают первым проявлением российского парламентаризма. Но в каких условиях они зародились? И почему именно Иван IV, в мировой истории известный как «Грозный», как родоначальник опричнины и источник террора в отношении всех слоев населения учредил институт, по своей сути ограничивающий абсолютную власть монарха?

Первый Земский собор 1549 года: причины и предпосылки

фото с сайта rushist.com

1538 год. Умирает Великая княгиня Московская Елена Глинская. Она была первой правительницей единого русского государства. Княгиня запомнилась своими реформами (в частности, денежной, установившей единую валюту на территории России), заключением важного мира с Польшей. Но еще более она запомнилась междоусобными противостояниями, отсутствием стабильной поддержки среди бояр и народа, а также жестокостью в отношении соперников в борьбе за государственную власть.

После смерти Елены Глинской линия престолонаследия продолжалась ее сыновьями – Иваном и Юрием. На момент смерти матери первому было 8 лет, второму 6. Поскольку взять власть в свои руки ни один из прямых наследников не мог, шефство над юными князьями установили бояре. Период между смертью Глинской и воцарением совершеннолетнего Ивана Васильевича был наполнен постоянной борьбой за лидерство.

В истории Московского княжества боярское регентство уже было. Тогда на месте маленьких мальчиков были великий князь Дмитрий и его двоюродный брат Владимир. В последствии их прозвали «Донским» и «Храбрым», но до совершеннолетия государством правило правительство, состоящее из бояр. Ситуации похожи, но опыт разный. Если в случае с князем Дмитрием бояре проявили себя настоящими управленцами и, в то же время, занимались воспитанием будущего Великого князя, то в отношении Ивана Грозного регенты проявляли значительно меньше заботы. Совершенно неудивительно, что после того, как Иван повзрослел, он стал считать боярское сословие незаконными узурпаторами своей власти.

Правление представителей царского дома сопровождалось постоянной борьбой кланов. Основные линии противостояния пролегали между Глинскими, Шуйскими, Бельскими, Воронцовыми. Люди во главе государства менялись, менялась подпись на официальных бумагах. В остальном каждое правлением сопровождалось одинаковым сценарием: переворот, смена правления, раздача чинов и поместий родственникам, гонения в отношении соперников.

Читайте также

Во времена правления Ивана Грозного только начиналось зарождение демократических институтов управления. Но в ремесленном деле равных славянским мастерам не было уже давно. Узнайте с чего начиналось ремесленное дело в Древней Руси

Самые страшный момент детства юного князя, который и стал причиной многих преобразований в эпоху Грозного, был связан с приходом к власти рода Шуйских. В ночь переворота они арестовали своих противников, в том числе тех, кто был близок к юному князю. Задержание митрополита Иосафа произошло на глазах самого мальчика, в его покоях. На главу православной церкви охотились как на обычного беглого преступника – едва ли это не оставило след на характере будущего царя.

После этой ночи установилось «шуйское царство». Оно не было продолжительным, но, очевидно, именно период их правления убедил Ивана в необходимости контроля над боярским сословием.

Декабрь 1543 года. Юный князь готов заявить о своих правах. Для этого он использует единственный известный ему способ, показанный десятки раз при дворе – жестокость и расправы. Он отдает приказ об аресте князя Шуйского. Процесс закончился не так как планировалось – до тюрьмы боярина не довели, его убили царские псари. Хотя достоверных сведений о том, что было планом нет. Возможно, приказ заключался в этом. Но даже после серьезного шага Грозного на пути к своему становлению в качестве самодержавного правителя, распри между кланами не прекратились. Изменилось только отношение к самому князю. Если раньше его игнорировали, то теперь стали проявлять внимание, выказывать знаки уважения и почтения.

16 января 1547 года. Иван Васильевич венчается на царство. В ближайшем круге царя происходят перестановки, связанные с его женитьбой и выдвижением нового боярского рода. В народе зреет недовольство отсутствием управления и произволом знати. Усугубляется противостояние нового феодального сословия и бояр. Грозный постепенно понимает, что в тех условиях, которые действовали до венчания его на царство, он постоянно будет пешкой в чужих руках. Кроме того, он должен был управлять огромной территорией, но гарантировать исполнение своих решений он не мог. Так, постепенно стала очевидной необходимость перемен.

Первый созыв Земского собора 1549 года – причины и предпосылки:

  • установление и регламентация новых порядков в управлении (признание самодержавной власти царя и возвращение порядков, существовавших в период правления Василия III);
  • создание политической опоры для самодержавной власти (объединение ведущих политических сил – феодального сословия и посадской верхушки);
  • необходимость межсословного договора о сотрудничестве;
  • разделение ответственности за проводимую политику между представителями знати;
  • народное недовольство, обострившееся на фоне Московского пожара 1547 года;
  • потребность в реформах (как следствие – необходимость поддержки разных слоев населения, а также представителей всех земель, входящих в состав государства).

Этот собор получил название «собора примирения». Он подвел неутешительные итоги правления бояр после смерти Елены Глинской. При этом, царь не винил во всех бедах исключительно бояр, он брал значительную часть ответственности на себя, в то же время давая понять, что он великодушно прощает все бесчинства и прошлые обиды в обмен на лояльность. Однако уже тогда стало понятно, что боярская власть будет существенно ограничена в пользу дворянской – отдавать бразды правления в руки одного сословия юный царь был не намерен.

Если предпосылками созыва первого Земского собора 1549 года были аспекты личностного развития царя, а также годами копившиеся противоречия в верхнем эшелоне власти, то относительно главной причины споры между историками ведутся до сих пор. Кто-то в качестве ключевого фактора выделяет грандиозный Московский пожар, в котором люди обвинили родственников Грозного – род Глинских. За ними начались гонения, осуществлялись расправы. Одни считают, что царь испугался бесчинств народа, другие видят в этом начало идеи очищения правителя от разврата и ошибок молодости: ему казалось, что пожар – это кара за грехи. Был ли это правительственный запал или Грозный просто испугался ответственности, которая оказалась в его руках – сейчас дать однозначный ответ сложно. Важно, что именно в 1549 году был созван первый в истории России Земский собор, протопарламент в условно формирующей сословно-представительной монархии.

Ограниченная монархия на российский манер

фото с сайта slavyanskaya-kultura.ru

Когда мы говорим о началах российского парламентаризма, ограничении власти, сословном представительстве и прочих вещах, типичных для западной политической практики, необходимо понимать, что все российские институты носили отпечаток самобытности и уникальности. Аналогичное верно и в отношении института земского представительства.

Этот орган стал шагом на пути к формированию новой системы управлении, которая впоследствии не однократно помогала преодолеть государственные кризисы. Так, в периоды междуцарствия и отсутствия явных претендентов на престол, именно этот орган выдвигал правителя и определял новую династию. Первым царем, избранным Земским собором, был царевич Федор, сын Ивана IV. Затем «избирательный» состав собирался еще несколько раз, нарекая на царство Бориса Годунова, Михаила Романова. Во время правления последнего соборы прекратили свою историю, но стали прообразом для формирования органов государственного управления в дальнейшем.

  1. Причины формирования.
    На Западе представительские органы формировались в ответ на произвол самодержавной власти. Как правило, их учреждение было следствием политической и социальной борьбы. В итоге противостояния сословий и самодержца, учреждался специальный политический совет, главной функцией которого было сдерживание власти монарха и представление разных интересов. Инициатива учреждения этих органов исходила от народа, а верхам оставалось лишь принять новые условия игры.
    В России все складывалось иначе. Орган учреждался самим центром, а его целью было далеко не ограничение самодержавной власти. Напротив, сословия должны были стать основой ее укрепления.
  2. Регламентация деятельности
    Если парламент западного образца имел регламентированную систему представительства, собирался через определенные промежутки времени, то в российском варианте он созывался по велению царя или по необходимости (определении новой царской ветви).
  3. Функции
    Традиционно парламент относился к законодательной ветви власти. В России эту функцию он выполнял редко. Земские соборы Ивана Грозного утвердили план реформирования страны, а также приняли новый свод законов. Однако назвать этот орган в полном смысле законодательным нельзя. Скорее, он выполнял бутафорную функцию, соглашаясь со всеми предложениями правителя.
  4. Члены Земского собора
    Как такового представительства не было. Члены протопарламента определялись не в результате общественного выбора, а призывались исходя из должности и звания.

Если подвести итог вышесказанному, то Земский собор был не законодательным, не представительским, а совещательным органом власти. Его роль укладывалась в рамки обеспечения поддержки политики, которую проводил царь. Учреждение этого органа было способом легитимации только укрепляющейся монаршей власти в рамках единого государства. Судьба первого парламента на российский манер достаточно ярко иллюстрируется окончанием его истории: первый царь, избранный Земским собором отказался от него, построив свою собственную систему управления. Начиналась эпоха Романовых.

В заключение

Первый Земский собор был созван в царствование Ивана IV и относится к самому началу периода правления молодого монарха. Казалось, что он стремится утвердить свою власть, завершить объединение земель, построить новую систему управления. Однако дальнейший процесс показал, что этот жест носил был рамочным – новый правитель преследовал свои цели, которые были далеки от организации власти по подобию западных стран. В то же время учрежденный им правительственный орган стал прообразом для последующих моделей государственного управления.

Первые земские соборы


Издревле на Руси было принято решать важные вопросы всем миром, то есть «соборно». Объединение удельных княжеств в единое централизованное государство не искоренило этой традиции.
При Иване Грозном стали собираться первые земские соборы, прототипом которых можно считать городские советы, существовавшие в крупных городах. Они созывались московским правительством для решения наиболее значимых проблем.
Официально первый Земский собор был созван в 1549 году. Уже в то время власть царя была абсолютной, и он не был обязан выслушивать участников земских соборов. Однако дальновидный Иван Грозный понимал, что благодаря соборам можно было получить сведения о реальном состоянии дел в государстве. Важно и то, что царь пользовался поддержкой бояр и дворян, которые содействовали в принятии законов ослабляющих феодальную аристократию. Это была необходимая мера для укрепления абсолютной царской власти.
Изначально в состав первых земских соборов входили только представители господствующего класса всей русской земли. При Иване Грозном соборы еще не были выборными, таковыми они стали лишь в начале 17 века.
В состав каждого земского собора входили члены Боярской думы и Освященного собора, а также земские люди. Боярская дума состояла исключительно из представителей феодальной аристократии, а Освященный собор из представителей высшего духовенства. Оба этих органа власти обязаны были присутствовать на соборе в полном составе. Земские люди формировались из представителей разных групп населения из различных местностей.
Каждый собор по традиции открывался зачитыванием вступительного письма с перечнем вопросов для обсуждения. Земские соборы были уполномочены решать вопросы внутренней политики и финансов, а также вопросы внешней политики. Право открывать собор предоставлялось царю или дьяку. После этого все участники собора удалялись на совещание. Каждому сословию было принято заседать отдельно.
Наиболее важные вопросы решались с помощью голосования, которое проводилось в «каморах» - специально отведенных для этого комнатах. Часто земский собор оканчивался совместным заседанием всех его участников, а закрывался торжественным обедом.
За время царствования Ивана Грозного на первых земских соборах было принято немало важных решений. На соборе 1549 года был принят Судебник, утвержденный уже в 1551 году. Собор 1566 года был посвящен Ливонской войне. Иван Грозный выступал за ее продолжение, и участники собора поддержали его. В 1565 году собор собрался, чтобы выслушать послание Ивана Грозного, в котором сообщалось, что царь отбыл в Александровскую слободу и оставил свое государство вследствие «изменных дел». Становится понятно, что на соборах действительно обсуждались самые разные государственные дела.
Основные решения, принимаемые на земских соборах Ивана Грозного, были направлены на укрепление абсолютной царской власти. Участники соборов чаще всего не смели противоречить царю, предпочитая во всем оказывать ему поддержку. Несмотря на это, созыв земских соборов стал значимой вехой в совершенствовании государственной системы управления.

В феврале 1549 г. по инициативе Ивана IV впервые был созван центральный сословно-представительный законосовещательный орган – Земский собор. Впоследствии (до середины XVII в.) использование земских соборов для решения важнейших государственных вопросов стало обычной практикой. Данный орган власти нельзя отождествлять с западноевропейскими сословно-представительными учреждениями (парламентами, генеральными штатами, кортесами, сеймами), так как земские соборы созывались нерегулярно, исключительно по воле государя, они не имели законодательной инициативы и, следовательно, никак не ограничивали самодержавную власть царя.

В соборе 1549 г., названном «Собором примирения», принимали участие Боярская Дума, церковные иерархи и представители дворянства. На первом же заседании государь обвинил бояр в «неправдах», злоупотреблениях и «нерадении». Бояре повинились и слезно умоляли о прощении, царь простил их и призвал всех жить в мире и согласии. В ходе Собора были приняты решения о судебной реформе, о подготовке к войне с Казанским ханством, об «устроении» местного самоуправления.

Судебник 1550 г.

В 1550 г. по решению Земского собора 1549 г. был принят новый Судебник. Он во многом повторял те положения, которые уже существовали в Судебнике Ивана III г., но учитывал накопившуюся юридическую практику и был значительно расширен.

За счет дворецких, казначеев, дьяков и всяких приказных людей расширялся состав судебной власти. Из юрисдикции бояр и наместников изымались помещики. Дворяне и купцы могли избирать специальных людей – целовальников, которые участвовали в наместничьем суде. Права наместников были урезаны также и тем, что обязанность взимания налогов переходила к выборным людям – излюбленным головам (старостам), чем подготавливалась отмена системы кормлений. Был установлен порядок подачи жалоб на наместников и волостелей. Служилые люди, являвшиеся опорой царской власти, защищались от попадания в холопство. Резко сократились и судебные привилегии удельных князей.

Новым в Судебнике было и понятие антигосударственной деятельности – «крамолы», к которой относились тяжкие уголовные преступления, заговоры, мятежи. В первых статьях этого свода законов устанавливались суровые наказания за мздоимство и умышленное неправосудие.

Касался Судебник и положения зависимых крестьян. Их прикрепление к земле усилилось, так как, несмотря на то, что право Юрьева дня сохранялось, плата за пожилое увеличивалась.

Приказная система

Начавшая формироваться при Иване III система органов центральной государственной власти, получила относительно законченный вид в середине XVI в. Ядром административного аппарата стала приказная система. В конце XV – начале XVI вв. приказами называли распоряжения, отдаваемые государем своим приближенным, – поручения «ведать» тем или иным делом. Но приказы середины XVI–XVII вв. это постоянно действующие ведомства, отвечавшие за определенные направления государственной деятельности. Первые подобного рода приказы возникли в системе дворцового управления: Казенный и Конюшенный приказы, приказ Большого Дворца и т. д. Внешней политикой занимался Посольский приказ, распределением земель среди служилых людей ведал Поместный приказ, сбором дворянского ополчения и назначением воевод – Разрядный, поимкой преступников – Разбойный и пр. Помимо отраслевых приказов, юрисдикция которых распространялась на всю страну, существовали и региональные, управлявшие определенными территориями: Новгородская Четь, Владимирский судный приказ, Казанский, Астраханский, Земский (управление Москвой) приказы и др.



Приказная администрация включала в себя приказных судей, приказных дьяков и подьячих. Приказной судья – это окольничий или боярин, поставленный царем во главе ведомства. Название этой должности указывает на то, что ее обладатель имел не только административные, но и судебные функции. Приказной дьяк – чиновник, получавший денежное, а иногда и поместное жалование, на котором лежала ответственность за организацию всей деятельности ведомства (в каждом приказе было несколько дьяков). Подьячие – это низший приказной чин, обыкновенные делопроизводители.

Стоглавый собор

В 1551 г. состоялся церковный собор (с участием светских представителей господствующего класса), выпустивший сборник своих постановлений – «Соборное уложение», состоявшее из ста глав. Поэтому и сам собор стал называться Стоглавым. Этот церковный Собор принял следующие основные решения: 1) об унификации церковных обрядов и пошлин на всей территории России; 2) о создании общерусского пантеона святых; 3) о принятии единого монастырского устава; 4) об определении норм поведения духовенства и ужесточении наказания за их нарушение; 5) о регламентации (создании канонов) церковного искусства – иконописи и книгописания; 6) об учреждении училищ для священников; 7) о методах борьбы с ересями; 8) об утверждении структуры Русской православной церкви.

Под влиянием своего духовника Сильвестра Иван IV предлагал ограничить монастырское землевладение. Однако эта идея не нашла поддержки у большинства участвовавших в Соборе. Кроме того, духовенство отныне находилось в юрисдикции церковного суда. Стоглавый собор сыграл большую роль в укреплении духовного авторитета Русской православной церкви, а Стоглав стал одним из самых важных церковно-юридических документов.

Издревле на Руси существовал обычай решать возникшие проблемы и улаживать дела всей общиной, «соборно», несмотря на то, что созыв первого Земского собора состоялся только в середине шестнадцатого столетия, в период правления страной Иваном Грозным. Существование подобных учреждений характерно для многих стран Европы, прошедших в своем развитии этап сословно-представительной монархии. Первые земские соборы возникли на территории Англии, Каталонии, Португалии. В Испании подобные совещательные учреждения именовались кортесами, в Польше - сеймами, в Германии - ландтагами.

Итак, Земский собор - это высшее учреждение сословно-представительной власти, наделенное законосовещательными функциями. Он созывался для разрешения политических и административных дел. Иными словами, это созыв представителей разных сословий для решения какого-либо дела государственной значимости. Появление подобного учреждения стало результатом окончания объединения русских земель в единое государство, усиления дворянской власти на местах. По составу входящих в него лиц русский Земский собор был приближен к западноевропейским сословным представительствам, но отличался от них наличием только совещательной функции. Европейские земские соборы обладали правом законотворчества. На Руси решения данного учреждения вступали в силу лишь после их одобрения со стороны царя и Боярской думы.

Созыв первого Земского собора на Руси был приурочен к началу реформ Ивана IV Грозного. В его состав вошло высшее духовенство, бояре, удельные князья, богатые горожане, представители дворянства из разных провинций страны. Земский собор условно состоял из двух палат. В одну из них входили бояре, казначеи, дворецкие, в другую - дворяне, военачальники. Каждый созыв Земского собора длился, как правило, не более двух дней. Трижды на нем выступал царь, после которого свое мнение по решаемому вопросу могли высказать бояре, в заключение проводилось заседание Боярской думы. Все заседания проходили строго по чинам, решения принимались в единогласном порядке.

Большое значение для политической и культурной жизни страны имел созыв первого Земского собора в феврале 1549 года, провозгласившего переход Русского государства к сословно-представительной монархии. С этого времени возрастает роль дворянства в управлении страной. В ходе созыва учреждается новый свод законов и принимается решение о создании Челобитной избы. Отныне всякий люд мог обратиться с челобитной (прошением) на имя Царя и практически сразу же получить на нее ответ. Подобным образом челобитная изба регулировала деятельность других правительственных учреждений.

Первый Земский собор, созванный на Руси, получил название «Собор примирения», параллельно с ним прошло заседание Церковного собора, рассмотревшего жизнеописание шестнадцати православных святых и установившего церковное празднование названных их именами праздников.

Созыв первого Земского собора, да и всех за ним следующих, осуществлялся специальной грамотой, в которой указывалась причина созыва и количество выборных представителей. Часто население само решало, какое количество человек должно заседать на Земском соборе. Представители отбирались на выборах, проходивших в различных городах страны в форме собраний. В данных выборах могли принимать участие лица, которые несут службу, а также исправно платят налоги в государственную казну. Выборные представители не получали жалованья за свое участие в созыве Земского собора. Более того, должны были самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым, отправляясь на подобное заседание.

Все созывы Земского собора проходили, как правило, в торжественной обстановке в Кремле. В их честь устраивалась служба в Успенском соборе. Всего на протяжении двух столетий существования данного учреждения было проведено заседание 57 Земских соборов.

Земский собор на Руси с середины XVI до конца XVII века - собрание представителей различных слоёв населения Московского государства для решения политических, экономических и административных вопросов.

Земский собор существовал в условиях сословно-представительной монархии. Последним земским собором принято считать собрание, состоявшееся в 1683-1684 годы по вопросу о «вечном мире» с Польшей.

История земских соборов

В 1549 году Иван IV созвал «Собор примирения»; впоследствии такие соборы стали называться Земскими (в противоположность соборам церковным - «освященным»). Слово «земский» могло обозначать «общегосударственный» (то есть дело «всей земли»). Распространилась практика созыва сословных совещаний, называемых «земскими соборами», лишь с XVII века.

В. О. Ключевский определял земские соборы как "особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний. В свою очередь С. Ф. Платонов считал, что земский собор - это «совет всей земли», состоящий «из трёх необходимых частей»: 1) «освященного собора русской церкви с митрополитом, позднее с патриархом во главе»; 2) боярской думы; 3) «земских людей, представляющих собой различные группы населения и различные местности государства».

Такие собрания созывались для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики Российского государства, также по делам, не терпящим отлагательства, например, разбирались вопросы войны и мира (о продолжении Ливонской войны), налогов и сборов, преимущественно для военных нужд. Судьбам политического устройства страны были посвящены земские соборы 1565 года, когда Иван Грозный уехал в Александрову слободу, особое значение имеет приговор, вынесенный земским собранием 30 июня 1611 года в «безгосударное время».

История земских соборов - это история внутреннего развития общества, эволюции государственного аппарата, формирования общественных отношений, изменения в сословном строе. В XVI веке только начинается процесс формирования данного общественного института, первоначально он не был чётко структурирован, и его компетенция не была строго определена. Практика созыва, порядок формирования, тем более, его состав земских соборов долгое время тоже не были регламентированы.

Что касается состава земских соборов, то даже в период царствования Михаила Романова, когда деятельность земских соборов была наиболее интенсивная, состав варьировался в зависимости экстренности решаемых вопросов и от самого характера вопросов.

Периодизация земских соборов

Периодизацию земских соборов можно разделить на 6 периодов:

1. История земских соборов начинается во время правления Ивана IV Грозного. Первый собор состоялся в 1549 г. Соборы, созываемые царской властью - данный период продолжается вплоть до 1584 г.

2. Начиная со смерти Ивана Грозного и вплоть до падения Шуйского (1584-1610 гг). Это время, когда складывались предпосылки гражданской войны и иностранной интервенции, начинался кризис самодержавия. Соборы выполняли функцию избрания на царство, зачастую становились орудием враждебных России сил.

3. 1610-1613 гг. Земский собор при ополчениях превращается в верховный орган власти (и законодательной, и исполнительной), решающий вопросы внутренней и внешней политики, соборное уложение. Именно в этот период времени земский собор играл наиболее важную и существенную роль в общественной жизни России.

4. 1613-1622 гг. Собор действует почти непрерывно, но уже в качестве совещательного органа при царской власти. Решает текущие административные и финансовые вопросы. Царская власть стремится опереться на земские соборы при проведении финансовых мероприятий: сбор пятинных денег, восстановление подорванного хозяйства, ликвидация последствий интервенции и предотвращении новой агрессии со стороны Польши. С 1622 года деятельность соборов прекращается до 1632 года.

5. 1632-1653 гг. Соборы собираются сравнительно редко, но для решения важных вопросов как внутренней политики: составление Уложения, восстание в Пскове, так и внешней: русско-польские, и русско-крымские отношения, присоединение Украины, вопрос об Азове. В этот период активизируются выступления сословных групп, предъявляющих требования правительству, не столько посредством земских соборов, сколько через подаваемые челобитные.

6. 1653-1684. Значение земских соборов снижается (небольшой взлёт наблюдался в 80-х годах). Последний собор в полном составе собирался в 1653 г. по вопросу о принятии Запорожского Войска в состав Московского государства.

Первым считается земский собор 1549 г., который продолжался два дня, и был созван для решения вопросов о новом царском Судебнике и о реформах «Избранной рады». В процессе собора выступал царь, бояре, позже состоялось заседание Боярской думы, принявшей положение о неподсудности (кроме как по крупным уголовным делам) боярских детей наместникам. По мнению И. Д. Беляева в первом Земском Соборе участвовали выборные от всех сословий. Царь испросил у бывших на соборе святителей благословение исправить Судебник «по старине»; затем объявил представителям общин, что по всему государству, по всем городам, пригородам, волостям и погостам и даже в частных владениях бояр и других землевладельцев должны быть избраны самими жителями старосты и целовальники, сотские и дворские; для всех областей будут написаны уставные грамоты, при помощи которых области могли бы управляться сами собой без государевых наместников и волостелей.

Также существует мнение, что это был так называемый «собор примирения» (возможно, царя с боярами или примирение между представителями различных сословия между собой).

Б. А. Романов, что земский собор состоял как бы из двух «палат»: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи, вторую - воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне. Ничего не говорится о том, из кого состояла вторая «палата»: из тех, кто оказался в то время в Москве, или из тех, кто был вызван в Москву специально. Данные об участии посадского населения в земских соборах очень сомнительны, хотя решения, принимаемые там, были зачастую очень выгодны верхушке посада. Зачастую обсуждение происходило по отдельности у бояр и окольничих, духовенства, служилых людей, то есть каждая группа по отдельности высказывала своё мнение по данному вопросу.

Самый ранний собор, о деятельности которого свидетельствует дошедшая до нас Приговорная грамота (с подписями и перечнем участников думного собора) и известия в летописи состоялся в 1566 г., где главным был вопрос о продолжении или прекращении кровопролитной Ливонской войны.

Важное место в составе земских соборов занимало духовенство, в частности земские соборы февраля - марта 1549 г. и весны 1551 г. были одновременно и церковными соборами в полном составе, а в остальных московских соборах участвовали только митрополит и высшее духовенство. Участие в соборах духовенства было призвано подчеркнуть легитимность решений принятых монархом.

Итоги. Предложения о созыве в позднейшие эпохи

Земские соборы XVI-XVII вв. не породили устойчивого сословного представительства в Московском государстве; экономика того периода была ещё недостаточно производительна для развития промышленных и торговых сословий (и в большинстве европейских стран того периода, значительно более сильных в экономическом плане, возобладал абсолютизм).

В Российской империи идея созыва земского собора предлагалась (дабы «покончить прежде всего с этой бедой, со смутой и со смутьянами») славянофилом П. Д. Голохвастовым в его письме от 10 декабря 1879 года члену Государственного совета (впоследствии обер-прокурор Святейшего Синода) К. П. Победоносцеву; письмо было передано Цесаревичем Александром Александровичем императору Александру II, который оставил отметку: «Прочёл с любопытством и нашёл много справедливого.»

В начале мая 1882 года министр внутренних дел граф Н. П. Игнатьев представил императору Александру III проект (Б. Б. Глинский писал, что проект был составлен Голохвастовым при содействии И. С. Аксакова) Высочайшего манифеста (помечен 6 мая 1882 года), предлагавший созыв земского собора одновременно с коронацией императора в Москве; проект в мае 1882 года был отвергнут Александром. Имевший тогда значительное влияние на императора Победоносцев писал Александру III в письме от 11 марта 1883 года: « Кровь стынет в жилах у русского человека при одной мысли о том, что произошло бы от осуществления проекта графа Лорис-Меликова и друзей его. Последующая фантазия гр. Игнатьева была ещё нелепее, хотя под прикрытием благовидной формы земского собора. Что сталось бы, какая вышла бы смута, когда бы собрались в Москве для обсуждения неведомого чего расписанные им представители народов и инородцев империи, объемлющей вселенную ».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!