Подготовка к уроку. Анализ проведенного урока

Подготовка к урокам начинается еще до начала учебного года с изучения ФГОС, примерной образовательной программы, примерной программы по предмету. На основе этих документов учитель определяет систему фактов и понятий, изучение которых будет углубляться и уточняться по мере овладения ученика предметными и универсальными умениями, развития их как личностей. Затем он прослеживает, как эта система отражена в учебниках, какова их структура и содержание, характер изложения материала, методический аппарат. Анализ учебников даст возможность выявить взаимосвязанные уроки, их роль и место в изучаемом курсе. Тогда учитель будет давать не отдельные уроки, а систему уроков по теме и курсу в целом.

На основе нормативных документов учитель составляет рабочую программу по предмету и календарно-тематическое планирование. Эти документы позволяют учителю:

1. реализовать законы психологии усвоения: погружение в тему, углубление и конкретизация знаний, развитие умений, повторение, обобщение, систематизация.

2. В соответствии с этапами изучения новой темы можно рационально использовать разные типы и виды уроков, другие формы учебных занятий, добиваясь не простого многообразия, но оптимальной системы взаимосвязанных занятий.

3. Решается проблема сбалансированного соотношения компонентов мировой, национальной, этнической и локальной истории.

4. Реальнее разработать и воплотить программу формирования, развития и совершенствования умений, в т.ч. УУД, по этапам поднимая деятельность учеников с уровня воспроизведения и действий по образцу к творчеству.

5. Проверку знаний, контроль можно сделать системными и целенаправленными.

Календарно-тематическое планирование чаще всего создается по событийно-хронологическому принципу. Другие принципы – стадиально-региональный (горизонтальный срез в определенный период) и проблемно-тематический (ст. кл.)

При подготовке к уроку реализуются ряд функций. Гностическая предусматривает реализацию следующих этапов подготовки урока:

1. осмысление содержания учебного материала, отбор источников знаний.

2. формулирование целей урока в соответствии с целями изучения раздела и темы, курса в целом (какие умения и как формировать, какие чувства пробуждать).

3. Определение типа урока.

4. Выявление структуры урока.

Выбрав источники знаний, учитель продумывает способы их сочетания. Подготовка к новому уроку включает анализ домашнего задания предыдущего урока. Вопросы и задания рассчитаны на осмысление, углубление и систематизацию знаний. Вопросы по предыдущему материалу должны быть связаны с новой темой.

Конструирующая функция предполагает анализ особенностей состава учеников класса, определение доминирующего характера деятельности учащихся, методы работы учителя на уроке. Для каждого класса подготавливается свой материал урока.


Необходимо наполнение трех пространств содержания:

Нормативное – изложено в ФГОСе; устоявшиеся знания, однозначные, проверенные временем. Допускает передачу информации коротко и убедительно, возможен монолог учителя, сочетающийся с выполнением заданий учениками.

Диалектическое – то, что работает на развитие предмета, его преобразование; дискуссионные вопросы, по которым есть многозначность трактовок, предположений. Требует организации интерактивного обучения. Главное – принцип диалоговости.

Смысловое – обладающее личной значимостью. Личностный смысл – это осознаваемое отражение действительного отношения личности к объектам его деятельности (А.Н. Леонтьев). Необходимо отразить в содержании опыт деятельности ученика по отношению к достижениям человечества, опыт эмоционально-ценностной деятельности. Этот аспект предполагает личное творчество ученика, самосознание личного опыта, эмоционально-ценностные отношения, отношения к социальному опыту и общекультурным знаниям). Требует самостоятельного освоения с последующей презентацией для остальных.

Одна из важнейших характеристик содержания материала – информативность , что предполагает:

1) увеличение разнообразия представлений учащихся об обсуждаемом объекте;

2) снимает возникшую неопределенность или отвечает на вопросы учащихся;

3) помогает в адаптации к современной жизни;

4) дает основания для выработки стратегии собственной жизни в будущем;

5) предлагает материал для самопознания.

Учитель продумывает, как будет объяснять новое и что в это время будут делать ученики, планируется ли опрос, как и в какой части урока, составляются познавательные задания в зависимости от уровня обучаемости учеников класса, какая будет организация повторения, что и как задать на дом. Учитель заранее намечает, кого надо спросить, какие вопросы поставить. Т.о., самое главное в двух первых функциях – соотнесение методически обработанного содержания урока с адекватными приемами и средствами преподавания и учения.

Организационная функция заключается в продумывании, как начать урок (оргмомент), как мотивировать учеников нацелить к изучению нового, в какие виды работ вовлечь всех учеников, какая деятельность вызовет интерес учеников, по какому поводу будут высказываться мнения личного характера, как организовать домашнее задание.

Информативная , или излагающая функция касается учебного содержания урока: какие приемы изложения содержания будут на уроке, какие при изложении будут использоваться средства обучения. Разрабатывая содержание, учитель определяет материал (основной и дополнительный), в какой форме и объеме дать, разрабатывает приемы раскрытия нового содержания, подбирает учебные пособия к уроку.

Контрольно-учетная функция предусматривает продумывание: как будем проверять, закреплять знания, как ученики смогут высказать собственное мнение, отношение к изучаемому, как оценить знания.

Корректирующая функция подводит итог урока: правильно ли отобран материал, интересны ли и содержательны факты, существенны ли проблемы, правильна ли дидактическая цель урока и насколько она достигнута, учтены ли особенности класса, то ли выбран тип урока, методы, приемы, формы обучения, интересны ли и доступны познавательные задания, что и почему усвоено слабо. Эта функция осуществляется после каждого урока и намечаются изменения для последующей работы. В конспекте урока учитель делает краткие записи, учитывающиеся при подготовке к этому уроку в следующем году.

При подготовке к уроку осуществляется структурно-функциональный анализ содержания учебного материала (главные и неглавные факты, теоретическое и эмпирическое содержание материала).

При предварительном ознакомлении с учебным курсом учитель определяет перспективные цели изучения разделов и тем. На основе структурного анализа формулируются цели урока. Цель – мысленное предвосхищение результата деятельности. При определении целей мы исходим из общепризнанного представления о ценностях, а также общих целей обучения, зафиксированных в стандарте. Цели могут быть глобальные, рассчитанные на длительный срок, и короткие, рассчитанные на конкретный урок.

«Цели урока составляют ядро педагогического замысла, им должны быть подчинены содержание и методика урока». (Грицевский)

Поурочные цели – это комплекс кратко сформулированных образовательных, воспитательных и развивающих результатов, которые учитель планирует достичь на конкретном занятии. (Вяземский)

Образовательные цели : какие важнейшие знания формируются, что самое главное из содержания урока должен усвоить ученик; отмечаются также повторение, закрепление и углубление знаний.

Воспитательные : каков вклад урока в воспитание нравственных, эстетических качеств личности (доброта, честность и т.д.); воспитание осуществляется как в процессе познания содержания учебного материала, так и в течение учебной деятельности, а также общения учителя с учениками.

Развивающие : какие умения развиваются на основе оперирования материалом (научился составлять план, формулировать вопросы, систематизировать данные в таблицу и т.д.). К ним относят предметные и общеучебные умения и навыки, а также развитие психики (интеллекта, воли, эмоций, познавательных интересов).

Пути определения целей :

1. Планировать надо конкретные цели, вытекающие из определенного содержания учебного материала урока.

2. При планировании к целям надо подходить комплексно, рассматривать цели образования, воспитания и развития учащихся в единстве и взаимосвязи.

3. Планирование целей должно опираться на анализ основного, главного содержания темы урока (главных фактов и важнейших теоретических положений), внутрипредметных, межкурсовых и межпредметных связей.

4. Цели конкретного урока должны соотноситься с общими целями обучения истории.

5. В целевой установке необходимо отразить способы взаимосвязанной деятельности учителя и познавательной работы учащихся на уроке.

Целеполагание – процесс выявления целей учителем и учащимися, их предъявление друг другу, согласование, корректировка и последующее достижение целей.

Современная особенность – постановка диагностируемых целей.

Целеполагание – один из самых сложных и проблемных аспектов работы учителя. Во-первых, образование сегодня трактуется и как процесс, и как результат. Образовательная цель должна отражать изменения в ребенке, которые произойдут в ходе занятия. Личностные результаты чаще носят вероятностный характер и их достижение рассчитано на несколько уроков. Второе противоречие связано с отсроченностью и многих образовательных результатов, как следствие – учитель больше готов думать о процессе, а не о результате. В третьих – на уроке есть цели учителя и цели учащихся (часто ими не осознаваемые), и они часто не совпадают. Если учитель поставит перед собой цель урока, не посвящая в нее учеников и не согласуя с ними, то ученики превратятся в средство ее достижения, в материал, который преобразуют для достижения заранее спланированного учителем результата. Цели урока должны быть таковы, как будто ученик их сам себе поставил, они понятны и очевидны, с интересом и охотой усвояемы. Основные характеристики (КПД-цели): конкретность – привлекательность (побудительность)-достижимость .

Важно продумать приемы сообщения целей.

Способы постановки поурочных целей:

1) Через содержание (единицы учебной информации, которые предстоит усвоить: теории, законы, правила, идеи). Инициатива и информация на стороне учителя; от учеников ожидается лишь принятие темы.

2) Через деятельность учителя (научить, сформировать, проверить). Побуждает к деятельности только педагога. Деятельность учащихся – загадка, поэтому такая цель неинтересна ученику.

3) Через деятельность учащихся (что будем делать на уроке: писать, доказывать, спорить). Ясно, что делать, но не ясен результат, итог.

4) Через результат деятельности (научимся составлять характеристику по стереотипному плану; оценивать исторического деятеля). Такие цели содержат основания для самооценки успешности и результативности деятельности.

5) Через внутренние психические процессы (формирование чувства ответственности, воспитание толерантности). Все эти цели обозначают процесс, достижение этих целей можно отслеживать на протяжении триместра, года.

Наиболее прогрессивный – вариант № 4. Образовательная цель должна отражать изменения в ребенке, которые произойдут в процессе занятия: пережитые чувства, осознанные мотивы, обновленное видение себя, принятые идеи, проверенные умения. Комплексный подход предполагает включение в целевой блок развитие эмоционально-волевой (мотивационной), познавательно-мировоззренческой (когнитивной) и действенно-практической (поведенческой) сторон личности ребенка.

Мотивационные задачи:

Что учащийся почувствует

Чем заинтересуется

Чего захочет

Какое стремление усилит

Когнитивные задачи:

Что поймет

О чем задумается

Что осмыслит

К какому выводу придет

Поведенческие задачи:

Какие навыки закрепит

Какие умения приобретет

Какие способности и в чем усилит.

Образовательные цели– в ходе занятия учащиеся смогут

Называть определённые теории и факты,

Давать характеристики явлениям,

Формулировать основные причины событий,

Находить и показывать на карте,

Называть принципы,

Цитировать и т.п.

ЗНАНИЯ + УМЕНИЯ

Развивающие – анализировать, ранжировать, отбирать, конструировать, обсуждать, играть роль и т.п.

Воспитательные – понимать, уважать, разделять мнение, оппонировать, занимать позицию, делать выбор, уважать мнение и позицию другого и т.п.

Эффективность проведения урока зависит от умения учителя прогнозировать заданный результат, добиваться его реализации на уроке, обратной связи с учениками (единство преподавания и учения).

Конспект урока отражает педагогический замысел урока и является его моделью, сценарием, раскрывая ход урока, деятельность учителя и учащихся на всех его этапах, начиная с образовательных, развивающих и воспитательных задач и кончая подведением итогов урока. Конспект нужен для подготовки к уроку, т.к. работа над ним помогает организовать учебный материал, его логическую последовательность изложения, определить соотношение звеньев урока, уточнить формулировки и понятия. В конспекте отражаются структура, методы и приемы, средства с учетом особенностей учащихся, оснащенностью кабинета, имеющегося времени. Наибольший объем информации ученики усваивают в первой половине урока, лишь 50% - во второй. Дословная запись формулировки вопросов, текста изложения позволяет добиться свободного изложения материала на уроке.

Конспект включает название темы урока, цель, перечень оборудования, содержание учебного материала и методику его изучения.

План урока должен быть посильным для учащихся, реальным. Надо продумать, как приспособить теоретическое и методическое содержание урока к конкретному классу, какая ситуация сложилась к уроку, как стимулировать деятельность учеников, каковы их возможные достижения на уроке. Это программа управления процессом обучения. Важно определить, какой объем работы выполняют ученики на всех этапах урока, что будет делать при этом каждый ученик. План может быть составлен в виде таблицы:

Подготовленный урок желательно отрепетировать, проговорить, поупражняться в работе с картой, схемой, иллюстрациями. Т.к. вначале трудно дозировать время и излагаемый объем материала, надо продумать дополнительные вопросы и задания, если на уроке останется время. Не следует учеников отпускать с урока до звонка.

Формулировка темы урока. Длительное время темы урока формулировались на основе учебника и содержали в себе уже готовые выводы, характеристики, оценки. Заголовки надо включать в методический сценарий урока. Основные способы формулирования темы занятия:

1. Указание в названии точного времени и места действия концентрирует внимание младших школьников на хронологии и картографии, служит дополнительной опорой в усвоении дат и локализации событий.

2. Вопросительная форма заголовка сосредоточивает внимание на ведущей учебной проблеме темы, организует восприятие нового материала под определенным углом зрения, управляет формулированием вывода: Была ли неизбежна феодальная раздробленность на Руси?

3. Заголовок – траектория развития исторических процессов, помогает увидеть и осмыслить содержание урока, логику его организации, направленность исследования: От свободы для немногих к свободе для всех: вектор раскрепощения российского общества в 19 веке.

4. Заголовок -план изучения новой темы, при его анализе определяется порядок и направленность изучения темы. приучает к осмысленному восприятию информации: первые земледельцы и скотоводы. Ученики сами составляют план.

5. Заголовок- проблема со скрытым или явным противоречием в оценке факта, как и формулировки с союзом или, создают атмосферу дискуссии, побуждают увидеть альтернативы исхода событий, определять в собственном мнении: Греция или Македония?

6. Недописанные в заголовке ключевые слова создают открытость основных выводов и оценок: ?.. под предводительством Пугачева.

7. Эмоциональному, образному восприятию способствуют заголовки, заимствованные из ист. и худ. текстов, поговорки: «Откуда есть пошла земля Русская», «Нидерланды – жемчужина в короне Габсбургов».

8. Прием отстранения: По следам аргонавтов, рай, превращенный в ад: европейцы в Латинской Америке.

9. Знаки препинания: Царская семья. Расстреляли!!! Или??? Или…

План подготовки к уроку:

1. Анализ места. Значимости и содержания урока на основе программы, планирования, учебника.

2. Формулирование целей.

3. Выбор названия урока, эпиграфа.

4. Разработка этапа проверки знаний и умений:

А) какие ранее полученные знания и умения необходимо актуализировать, систематизировать и обобщить на этом этапе?

Б) Какие задания рациональнее включить в содержание проверки? (четко формулируются вопросы и задания)

В) Каковы будут требования к ним и критерии оценки?

5. Разработка промежуточного этапа, обобщающего результаты проверки и подводящего к изучению новой темы (формулируется вывод, связывающий содержание проверки с новой темой, проблемное задание, учебные задачи).

6. Составление плана изучения новой темы с приемами и средствами работы учителя и учащихся.

7. Разработка вопросов и заданий для первичного повторения и закрепления новой темы – по необходимости.

8. Разработка заданий для систематизации и обобщения нового материала.

14.4. Подготовка учителя к уроку

Подготовка учителя к уроку состоит из двух органически связанных между собой этапов: планирование системы уроков по теме и конкретизации этого планирования по каждому уроку, осмысления и составление планов отдельных уроков.

Тематическое планирование предназначено для определения оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функций учебно-воспитательного процесса в системе уроков и внеурочных занятий по данной теме или разделу учебной программы. В эту систему, в зависимости от основной дидактической цели, могут войти как уроки различных типов и видов, так и другие формы организации внеклассной и внеурочной работы учеников.

Успех тематического планирования зависит от того, насколько четко учитель представляет себе, что должны ученики прочно усвоить, с чем познакомиться, что уметь, знать и т.д. Поэтому тематическое планирование начинается с тщательного изучения учителем учебной программы по предмету, образовательных стандартов, определение основных воспитательных и развивающих задач в рамках учебного предмета в целом и по данной теме, в частности. Только в результате такой предварительной работы можно понять значение каждого "рождающегося" в тематическом плане урока. Иначе, вместо системы взаимосвязанных уроков получим случайный "набор" уроков.

Научно обоснованную схему тематического планирования предложил известный российский дидакт М.И.Махмутов, которая выглядит .

Схема тематического планирования

1. Название темы:

1) цель (общая дидактическая) урока или системы уроков;

2) тип урока (уроков);

3) общие методы обучения (репродуктивные или производительные)

4) оборудование и основные источники информации;

5) виды контрольных работ на основе системы уроков.

2. Актуализация:

1) опорные знания (понятия и факты) и способы действия;

3. Формирование новых понятий и способов действия

1) новые понятия и способы действия;

2) главные и второстепенные проблемы и типы самостоятельных работ.

4. Применение (формирование умений и навыков):

1) типы самостоятельных работ;

2) между-предметные связи.

5. Домашнее задание:

1) повторение (объем учебного материала);

2) типы самостоятельных работ.

Основой тематического планирования в данной схеме служит дидактическая структура урока, компоненты которой содержат элементы знаний (понятий) и способов действий, типа самостоятельных работ, то есть содержание и способы обучения.

Начиная планирование системы уроков по очередной темы, учитель должен четко представить которыми опорными знаниями, умениями и навыками уже владеют ученики, виды следующих связей (предметных, межпредметных) могут и должны на их основе актуализироваться. Только после этого можно разрабатывать конкретные программы работы учащихся по данной теме.

В этих программах учитель четко определяет какими основными знаниями, умениями и навыками должен овладеть ученик при изучении материала по данной теме. В программе перечисляются основные понятия и закономерности, которые вводятся в данной теме; важнейшие сведения об учебных явления, процессы, события и т.д.; характеризуются типы задач, которые ученики должны научиться решать, а также ожидаемый прирост в знаниях, умениях и навыках учащихся, что должно произойти в результате изучения темы.

Учитель планирует также формирование у учащихся умений учебно-исследовательской деятельности, намечает основные задачи воспитания ответственного отношения их к учебному материалу, к тем видам деятельности, которые будут осуществлять школьники в процессе изучения данной темы.

Именно целеустремленность учителя при осуществлении тематического планирования, конкретизация ним ближайших задач обучения и является собственно управлением процессом учебно-познавательной деятельностью учащихся в системе уроков, основой его творческого подхода к поурочного планирования структуры и содержания будущей деятельности на уроке, к определению системы и последовательности собственных действий и действий учащихся на каждом уроке. Только после определения дидактических задач к каждой теме в целом, можно начинать подготовку к каждому конкретному уроку.

В чем же заключается непосредственная подготовка учителя к уроку? Что такое поурочное планирование?

Непосредственная подготовка учителя к уроку - это планирование урока, конкретизация тематического планирования, в отношении каждого отдельно взятого урока, осмысления и составление плана и конспекта урока после того как определено основное содержание и направленность урока. План урока необходим каждому учителю, независимо от стажа, эрудиции и уровня педагогического мастерства. Создается он на основе тематического плана, содержания программы, знания учителем учеников, а также уровня их подготовки. В планировании урока и разработке технолога его проведения выделяются две взаимосвязанные части: 1) осмысление цели урока, каждого его шага; 2) запись в специальной тетради в той или иной форме плана урока.

Цель урока определяется на основе содержания материала, материальной базы школы и характера деятельности ученика с учебным материалом, который можно организовать в данной учебной ситуации. На этом этапе подготовки урока учитель на основе умственного эксперимента осуществляет прогнозирование будущего урока, "прокручивает" его во мнении, разрабатывает своеобразный сценарий собственных действий и действий учащихся в их единстве. И только после определения основного содержания и направления собственной деятельности и деятельности учащихся, учитель подбирает необходимый и достаточный материал, который должны усвоить ученики, намечает последовательность введения в оборот тех или иных понятий, будут изучаться на уроке подбирает выразительный материал, побуждать к активной мыслительной деятельности учащихся, намечает ориентиры в виде обобщенных вопросов, проблемных задач и др.

В процессе подготовки урока внимание учителя должна быть привлечено к педагогического предвидения, прогнозирования возможного поворота мысли учеников при решении конкретных учебных задач. Подготовка учителя к уроку охватывает, таким образом, не только тщательный анализ учебного материала, его структурирование в соответствии с этапами его изучения, но и возможные вопросы, ответы, суждения самих учащихся. Чем тщательнее будет осуществлен такой анализ, тем меньше вероятность встретиться с совсем неожиданными ситуациями в процессе проведения урока.

После тщательного анализа, обдумывания композиций урока учитель осуществляет запись план-конспекта урока. Опытные учителя ограничиваются короткими записями, начинающим стоит писать более развернутые планы-конспекты урока.

План урока - это начало творческого поиска, средство эффективности урока, реализация замысла учителя, почву вдохновения и талантливой импровизации. В нем отражается тема урока, класс, в котором он проводится, цель урока с конкретизацией его дидактических задач, короткий содержание материала, который изучается на уроке, определяются формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методы, средства обучения, система задач, в процессе выполнения которых будет осуществляться актуализация ранее усвоенных знаний и способов деятельности, формирование новых научных понятий и способов деятельности и их использования в различных ситуациях обучения, контроль и коррекция учебной деятельности учащихся в их поступательном движении от незнания к знанию, от неумения к умению осуществлять необходимые практические познавательные действия в процессе реализации задач урока.

В плане урока уточняется структура, определяется ориентировочная мера времени на различные виды деятельности, предусматриваются меры проверки успеваемости школьников, конкретизируются их фамилии, кого планируется опросить, проверить и тому подобное.

Успех урока зависит не только от исполнительной подготовки к нему учителя, но и от подготовки самих учащихся к работе на уроке, от того психологического настроя, с которым они приходят на урок. Подготовка учащихся к следующему уроку в системе уроков предусматривает:

¾ ознакомление учащихся с планом их работы на следующих уроках в системе уроков по теме;

¾ ориентацию учащихся на их предварительное ознакомление с отдельными разделами или темами учебника, чтение научно-популярной и художественной литературы по проблемам следующего урока, проведение наблюдений и несложных опытов, которые могут способствовать изучению нового материала.

Схема плана-конспекта урока

1. Тема программы.

2. Тема урока.

3. Цель урока:

4. Задачи: а) образовательные; б) воспитательные; в) развивающие.

5. Тип урока.

6. Вид урока.

7. Методы: а) обучение; б) обучения.

8. Материально-техническое и дидактическое оснащение урока: 1) Оборудование. 2) Приборы. 3) Инструмент (рабочий, измерительный). 4) Эталоны. 5) Заготовки, материалы. 6) Наглядные пособия. 7) Дидактический материал. 8) Технические средства обучения.

9. Между-предметные связи.

10. Передовые методы труда.

11. Литература.

Ход урока по этапам

1. Актуализация опорных знаний и мотивационных состояний.

1) Задача этапа.

2) Состав опорных задач.

3) Состав опорных умений.

4) Формирование мотивов, интереса, эмоционального настроя.

2. Формирование новых знаний и способов деятельности.

1) Задача этапа.

2) Введение новых понятий.

3) Ожидаемый прирост знаний, умений.

4) Способы побуждения.

3. Формирование новых умений и навыков.

1) Задача этапа.

2) Состав формируемых и развивающих умений.

3) Самостоятельная работа.

4) Текущий инструктаж (индивидуальный, коллективный).

4. Домашнее задание.


Подготовка к уроку.
Анализ проведенного урока*

Подготовка к уроку – важный этап работы учителя.Что значит подготовиться к уроку? На какие моменты обратить особое внимание? Что важно продумать непосредственно перед проведением урока и как потом проанализировать свою деятельность?
Материал, предлагаемый в рубрике, поможет молодому специалисту грамотно подготовиться к проведению урока, а более опытному педагогу – успешно координировать и контролировать свою наставническую работу.

Подготовка к уроку

Алгоритм действий учителя при подготовке к уроку

1. Учет особенностей учащихся класса:

    успеваемость (сильный, слабый, неоднородный, пассивный, активный и т.п.);

    отношение учащихся к предмету;

    темп работы;

    сформированность учебных умений;

    общая подготовленность учащихся;

    отношение к разным видам учебной деятельности;

    отношение к разным формам учебной работы, в том числе нестандартным;

    общая дисциплина учащихся.

2. Учет своих индивидуальных особенностей:

    тип нервной системы;

    коммуникативность;

    эмоциональность при организации учебной деятельности учащихся;

    управление восприятием нового учебного материала учащимися;

    умение преодолеть плохое настроение;

    уверенность в своих знаниях, умениях;

    наличие умений импровизации;

    умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.

3. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока:

Общие

1. Определить место урока в теме, а темы в годовом курсе, выделить общую задачу урока.

2. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методические, познакомиться с их содержанием.

4. Восстановить в памяти материал учебника, выделить опорные знания, умения и навыки.

5. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую, сформулировать и зафиксировать ее в плане.

6. Выделить главную идею урока. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, знать и уметь после урока.

7. Обозначить, какой учебный материал сообщить ученикам, в каком объеме, какими порциями; какие интересные факты, подтверждающие ведущую идею, узнают на уроке школьники.

8. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, обдумать методы ведения урока, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, а также формирования новых знаний, умений и навыков.

9. Записать предусматриваемый ход урока в план урока и представить его себе как целостное явление, как процесс, приводящий к осуществлению задуманного урока.

Частные

1. Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учениками, последовательно вести детей к намеченным целям.

2. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что если большинство учащихся чего-либо не знает, не понимает, ошибку надо искать в способах вашей организации деятельности детей.

3. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса.

4. Задания и инструктаж к ним должны даваться ясно, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.

5. Внимательно наблюдать за откликом учеников на рассказ, задание, требование. Потеря внимания – сигнал о необходимости изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.

6. Помнить, что показателями внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.

7. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длинных сентенций, «проработок» отдельных учеников.

8. Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.

9. Предъявленное требование к ученикам обязательно реализовать. Ни одно требование на уроке не следует декларировать.

10. Стимулировать учащихся задавать вопросы, поддерживать инициативу, одобрять их осведомленность.

Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя

1. Разработка системы уроков по теме или разделу.

2. Определение образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы. На основании этого идет определение учебных задач урока.

3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка.

4. Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.

5. Формулирование учебных задач урока.

6. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем.

7. Нахождение связей с другими предметами при изучении нового материала и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.

8. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока, и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.

9. Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).

10. Проверка оборудования и технических средств обучения.

11. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.

12. Предусмотрение объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленность на развитие их самостоятельности.

13. Приобретение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.

14. Составление списка учеников, знания и умения которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики домашнего задания.

15. Продумывание форм подведения итогов урока.

Примерная схема календарно-тематического плана

Общие вопросы плана: 1 – дата; 2 – номер урока по теме; 3 – тема урока; 4 – тип урока; 5 – триединая задача урока; 6 – методы обучения; 7 – повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся; 8 – виды контроля знаний и обратной связи; 9 – планируемые знания, умения и навыки, формирование которых будет происходить на уроке.

Частные вопросы, решаемые на уроке: 1 – реализация воспитательного потенциала урока;
2 – осуществляемая связь учебного материала с жизнью, с практикой; 3 – дидактические средства урока; 4 – самостоятельная работа учащихся на уроке; 5 – методы закрепления пройденного на уроке; 6 – домашнее задание (репродуктивного характера и творческое).

Примерное содержание разделов поурочного плана

I. Тема урока

1. Дидактическая цель и задачи урока.
2. Тип, структура урока.
3. Общие методы. Приемы работы учеников.
4. Средства наглядности. Источники информации, ТСО, ЭВТ.

II. Повторение опорных знаний

1. Какие ранее изученные понятия, законы надо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала.
2. Самостоятельная работа учащихся (ее объем, смысл).
3. Способы развития интереса учащихся к теме, к предмету.
4. Формы контроля за работой класса, отдельных учащихся.

III. Усвоение новых знаний

1. Новые понятия, законы и способы усвоения.
2. Что должны узнать или усвоить ученики. Познавательные учебные задачи.
3. Самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое назначение).
4. Проблемные и информационные вопросы.
5. Варианты решения проблемы.
6. Варианты закрепления изученного.

IV. Формирование умений и навыков

1. Конкретные умения и навыки для отработки.
2. Виды устных и письменных самостоятельных работ, упражнений.
3. Способы «обратной связи».
4. Фамилии учащихся, которые будут опрошены.

V. Домашнее задание

1. Что повторить и приготовить к уроку.
2. Творческая самостоятельная работа.
3. Объем и время выполнения домашнего задания (сообщить учащимся).

Планирование и конкретизация задач урока

Действия педагога

1. Ознакомление со всем возможным кругом задач образования, воспитания и развития при изучении данного предмета, данного раздела итемы данного урока. Осуществляется это путем ознакомления с программой, содержанием учебника и методическими пособиями.

2. Конкретизация задач изучения темы с учетом возрастных и других особенностей учеников данного класса, их учебной подготовленности, воспитанности и развития.

3. Выделение ряда главных задач образования, воспитания и развития школьников с учетом сравнения их значимости и имеющегося на их решение времени.

Планирование образовательно-воспитательно-развивающих задач урока

I. Образовательные задачи (какие знания, умения и навыки возможно развивать на учебном материале урока):

1. Проконтролировать степень усвоения следующих основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках.

2. Обеспечить усвоение основных задач, входящих в содержание темы урока.

3. Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу

4. Сформировать (закрепить, продолжить формирование) следующие общие учебные умения и навыки на материале этого урока.

II. Воспитательные задачи (к какому мировоззренческому выводу возможно подвести учащихся и какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале урока):

1. Содействовать в ходе урока формированию следующих мировоззренческих понятий (например: причинно-следственные связи и отношения, познаваемость мира и природы, развитие природы и др.)

2. В целях решения задач трудового обучения и воспитания.

3. Осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока изучение следующих вопросов: патриотизм, интернационализм, гуманизм, товарищество, этические нормы поведения.

4. Для решения задач эстетического воспитания.

5. В целях решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, развития работоспособности, профилактики утомления.

6. Формировать правильное отношение к природе.

III. Задачи развития учащихся (какие познавательные способности учащихся развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов):

1. В целях решения задач развития у учащихся умений выделять главное, существенное в изучаемом материале (например, обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или контрольных вопросов, формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия).

2. Для решения задачи развития у школьников самостоятельности мышления и в учебной деятельности обеспечить в ходе урока.

3. Обеспечивая развитие речи учащихся.

4. Формировать у школьников умения преодолевать трудности в учении, закалять волю; обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний.

5. Для развития у учащихся познавательного интереса.

6. В целях развития интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуации.

Подготовка к уроку непосредственно перед звонком

1. Мысленное воспроизведение основных моментов урока.
2. Воспроизведение плана урока, мысленное представление класса и отдельных учеников.
3. Стремление вызвать соответствующий эмоциональный настрой.

Создание перед уроком соответствующего эмоционального настроя

1. Мысленное воспроизведение намеченных ранее эмоциональных акцентов.
2. Стремление оттолкнуться от наиболее яркого момента в материале урока.
3. Мысленное представление ожидаемого восприятия классом или отдельным учеником.

Психологическая подготовка к уроку

1. Осознание ее необходимости.
2. Мысленное переживание предстоящего урока.
3. Выработка своего эмоционального отношения к материалу урока.
4. Использование для эмоционального освещения учебного материала личных впечатлений из жизни (встречи, случаи и т.п.).
5. Использование прочитанных книг, ассоциаций, последних событий и т.п.

Способствуют успеху урока

1. Хорошее знание материала урока.
2. Бодрое самочувствие.
3. Продуманный план урока.
4. Чувство «физической» раскованности, свободы на уроке.
5. Правильный выбор методов обучения.
6. Разнообразие методов обучения.
7. Занимательность изложения.
8. Ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу.
9. Богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя.

Затрудняют проведение урока

1. Неуверенность в своих знаниях.
2. Безразличное отношение.
3. Рыхлая композиция урока.
4. Скованность движений.
5. Неумение учащихся работать предложенными методами обучения.
6. Однообразие методов обучения.
7. Бесстрастный рассказ учителя.
8. Монотонность и сухость при изложении нового материала.

Анализ урока

Анализ урока – это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.

Этапы анализа

Этап I

1. Каковы первые впечатления?
2. Какова общая оценка урока?
3. Каково настроение (хорошее, среднее, плохое, очень плохое)?
4. Доволен ли (недоволен) учитель собой?
5. Все ли задуманное выполнено или многое не успели?
6. Доволен ли учитель учениками, или они плохо относились к учению?
7. Какова дисциплина на уроке? и др.

Этап II

1. Достигнуты ли на уроке поставленные задачи?
2. Оптимально ли протекал учебный процесс?
3. Целенаправленно ли осуществлялось обучение, воспитание и развитие учеников?
4. Формировался ли познавательный интерес школьников?
5. Достигнута ли взаимосвязь в формировании знаний, умений, навыков учащихся?
6. Соблюдались ли на уроке требования научной организации труда (экономия времени, четкость организации рабочего места учителя и учащихся, рациональность приемов деятельности школьников и др.)?
7. Как работали учащиеся на уроке (активность, работоспособность, мера их занятости, внимание, отношение к делу, ответственность, самостоятельность и др.)?
8. Удалось ли установить контакт с учащимися, благоприятен ли психологический микроклимат, не было ли безразличных учащихся?
9. Довольны ли своим поведением, стилем и методами проведения урока?
10. Что надо срочно исправить, изменить, дополнить на следующем уроке?

Основные требования к анализу урока учителем

1. Цель и задачи анализа.
2. Место разбираемого урока в системе уроков темы.
3. Знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций.
4. Умение выделить позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок.
5. Характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке.
6. Обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока.
7. Обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств.
8. Психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке.
9. Оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока.
10. Выполнение намеченных задач урока.
11. Оценка не фактов или действий, а их педагогической целесообразности.
12. Умение не только оценить этапы урока, но и показать их взаимосвязь.
13. Удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами).
14. Объективность оценки учителем результатов своего урока.
15. Намечаемые учителем меры по устранению недостатков.
16. Запись конкретных коррективов в поурочный и тематический планы по совершенствованию своего мастерства.

Алгоритм анализа учителем проведенного урока

1. Какими требованиями руководствовался?
2. Как учтена взаимосвязь уроков в теме?
3. Как учитывались особенности учащихся, в том числе сильных, слабых?
4. Как определил триединую задачу урока?
5. Как спланирована деятельность учащихся?
6. Правильно ли подобран учебный материал к уроку?
7. Каковы приемы и методы работы учителя и учащихся? Как они оправдали себя? Если нет, топочему?
8. Оправдали ли себя используемые наглядные пособия, в том числе ТСО? Какова их психолого-педагогическая ценность? Если нет, то почему?
9. Что на уроке способствовало развитию познавательных способностей, что это доказывает?
10. В чем заключалась самостоятельная работа учащихся, какова ее педагогическая ценность?
11. Что дал урок для формирования мировоззрения учащихся, для воспитания их нравственных черт, воли, характера, культуры, поведения?
12. Как был предвиден ход урока, как оправдан?
13. Какие затруднения возникли у всего класса, у отдельных учеников? Как они были преодолены? Каковы причины затруднений, пути устранения?
14. Достигнуты ли цель и задачи урока, что это доказывает? Если нет, то почему?
15. Оценка результативности урока.
16. Доволен ли учитель уроком?
17. Направления совершенствования урока.

Примерная схема анализа проведенного урока учителем

Общие сведения

1) класс;
2) дата проведения урока;
3) тема урока;
4) задачи урока.

Оборудование урока

1) какие средства обучения использованы;
2) подготовлены ли наглядные пособия и технические средства;
3) как подготовлена классная доска к уроку.

1) соответствует ли содержание программе, задачам урока;
2) проведена ли его дидактическая обработка;
3) формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;
4) с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись на уроке;
5) как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся;
6) какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;
7) как осуществлялись межпредметные связи;
8) способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.

Тип и структура урока

1) какой тип урока избран, его целесообразность;
2) место урока в системе уроков по данному разделу;
3) как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;
4) каковы этапы урока, их последовательности и логическая связь;
5) как обеспечивалась целостность и завершенность урока.

Реализация принципов обучения

1) принцип направленности обучения на комплексное решение задач;
2) в чем выразились научность обучения, связь с жизнью, с практикой;
3) как реализовался принцип доступности обучения;
4) с какой целью использовался каждый вид наглядности;
5) как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений, навыков;
6) как достигались сознательность, активность и самостоятельность учащихся, как осуществлялось руководство обучением школьников;
7) какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий);
8) как реализовалась индивидуализация и дифференциация обучения;
9) как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению.

Методы обучения

1) в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;
2) какой характер познавательной деятельности они обеспечивали;
3) какие методы способствовали активизации учения школьников;
4) как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности учащихся;
5) какова эффективность использованных методов и приемов обучения.

Организация учебной работы на уроке

1) как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;
2) как сочетались разные формы проведения урока: индивидуальная, групповая, классная;
3) осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся;
4) как организовывался контроль за деятельностью учащихся;
5) как оценивались знания и умения учащихся;
6) как учитель осуществлял развитие учащихся (развитие логического мышления, критичности мысли, умений сравнивать, делать выводы);
7) какие приемы использовал учитель для организации учащихся;
8) как учитель подводил итоги этапов и всего урока.

Система работы учителя

1) умения общей организации работы на уроке: распределение времени, логика перехода от одного этапа урока к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;
2) показ учащимся рациональных способов учебной работы;
3) определение объема учебного материала на урок;
4) поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения (демократический или авторитарный), объективность;
5) роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.

Система работы учащихся

1) организованность и активность на разных этапах урока;
2) адекватность эмоционального отклика;
3) методы и приемы работы и уровень их сформированности;
4) отношение к учителю, предмету, к уроку, к домашнему заданию;
5) уровень усвоения основных знаний и умений;
6) наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.

Общие результаты урока

1) выполнение плана урока;
2) мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока;
3) уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся:

I уровень – усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания;
II уровень – применение в аналогичной и сходной ситуации;
III уровень – применение в новой ситуации, то есть творческое;

4) общая оценка результатов и эффективности урока;
5) рекомендации по улучшению качества урока.

Подготовка учителя к уроку. Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя. Подготовку учителя к уроку схематично можно представить следующим образом.

1-й этап - изучение учебной программы. Эта часть работы выполняется в ходе подготовки к учебному году. При этом особое внимание обращают на основные цели и задачи учебного предмета в целом и на цели и задачи, стоящие перед каждой учебной темой.

Готовясь к изучению с учащимися очередной темы, учитель вновь обратится к программе, для того чтобы четко поставить перед собой цели и задачи, которые необходимо достигнуть и решить в процессе изучения темы в целом и на каждом конкретном уроке.

2-й этап - изучение методической литературы. Изучив содержание очередной учебной темы по программе, учитель просматривает соответствующие разделы стабильного учебника, методических руководств и статьи в методических журналах, собирает материал для общего плана изучения темы (тематическое планирование). Тематический план не должен быть громоздким. В нем предусматривается самое важное и существенное, а именно: разбивка учебного материала по урокам, логи-

ческая взаимосвязь материала, календарные сроки проведения уроков (по неделям).

3-й этап - изучение материала конкретного урока в стабильном учебнике. Изучая учебник, учитель мысленно соотносит характер и логику изложения в нем учебного материала с достигнутым уровнем подготовки и уровнем развития своих учеников. Особенно большое внимание он уделяет доступности изложения учебного материала, отмечает то, что в учебнике изложено просто и доступно, с тем чтобы часть материала поручить учащимся для самостоятельного изучения. Одновременно надо отметить и то, что может оказаться труднодоступным для учащихся. Особенно тщательно продумывается методика изложения этих вопросов на уроке.

4-й этап - изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока. Учитель знакомится не только с имеющимися пособиями, просматривает учебные диафильмы и кинофильмы, но и с аннотациями учебных телевизионных передач, прослушивает звуковые пособия. Особое внимание необходимо уделить учебным демонстрационным и лабораторным работам. Технику и методику их постановки учитель тщательно отрабатывает, чтобы на уроке не было неудачи. Ничто так не подрывает авторитета учителя, как неудача в постановке учебного эксперимента.

Определяя цели, непременно надо учитывать четыре возможные цели урока - усвоение знаний, привитие навыков и умений, развитие творческого опыта и воспитание. Цели следует обозначать конкретно в соответствии с темой, в зависимости от типа урока, но воспитательную надо иметь в виду всегда. Сообразно целям темы следует намечать упражнения, творческие задачи, конструируя их, если их нет в пособиях.

5-й этап - разработка плана урока. План урока - это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока. План урока составляется на основе тематического плана с учетом реального продвижения в изучении темы. В плане урока указывают: 1) тему урока; 2) цели и задачи урока;

3) структуру урока - последовательность учебных ситуаций при изложении учебного материала и проведении самостоятельной работы учащихся; 4) перечень и место учебных демонстраций;

5) время на каждый этап урока; 6) необходимое для проведения урока оборудование и учебные пособия.

Учителя математики, физики, химии, радио- и электротехники в план записывают решения задач, которые будут предложены на уроке.

При разработке плана урока учитывается степень подготовленности учащихся к сознательному усвоению намеченного содержания, к выполнению проектируемых учебных действий. Очень важно также заранее предвидеть возможные затруднения, которые могут возникнуть у учащихся, особенно у слабоуспевающих, и наметить пути их преодоления (например, наводя щий вопрос, дополнительное пояснение учителя или вызванного ученика, рисунок на доске и т. п.).

План урока не должен быть громоздким. Однако начинающему учителю целесообразно писать подробный план, а по сложным и трудным темам - краткие конспекты уроков.

Деятельность учителя на уроке. Тщательная подготовка - необходимое условие для проведения урока. Но этого мало: необходима творческая реализация намеченного плана в классе. Из всего многообразия вопросов, связанных с деятельностью учителя на уроке, остановимся только на главных: каковы функции учителя на уроке и как он эти функции должен выполнять?

Учитель прежде всего воспитатель. Поэтому надо обратить особое внимание на воспитательную функцию учителя на уроке. Воспитание - сложный, если не сказать сложнейший, процесс, процесс, происходящий в ходе обучения. Воспитать ученика невозможно путем словесных объяснений того, “что такое хорошо и что такое плохо”, путем нудных нотаций и наставлений. Воспитывающее воздействие на ученика в первую очередь оказывает личность учителя: его образованность, манеры поведения, заинтересованное отношение к делу, доброжелательное отношение к ученикам, искренность во взаимоотношениях с учащимися, умение владеть собой, строгая доброта, одежда, желание помочь ученику, умение понять ученика и т. п.

Не меньшее значение для воспитания учащихся имеет умение учителя находить в содержании учебного материала такие элементы, изложение которых будет ненавязчиво, исподволь воспитывать учеников.

Сильное воспитательное воздействие на учащихся оказывают методы и организационные формы обучения. Учебный процесс для учащихся является процессом познания и должен протекать по законам познания. То обстоятельство, что этот процесс познания организуется учителем и проходит под его руководством в специально созданных для этого условиях” не меняет его сущности. Ребенок в процессе своей учебной деятельности в своеобразной форме и в сокращенные сроки под руководством учителя повторяет для себя исторический процесс познания. Задача учителя сводится к такой организации учебной деятельности учащихся, которая обеспечила бы максимальное развивающее и воспитывающее действие на ученика.

Учитывая большую роль чувственного восприятия в формировании понятий, в преодолении формализма в знаниях учащихся, необходимо большое внимание на уроках уделять правильному осуществлению принципа наглядности.

В процессе теоретического объяснения учебного материала исключительное значение имеет продуманная логика изложения и доказательность выдвигаемых положений. Ничто так не вредит развитию и формированию гражданина и человека, как дог-

матизм в обучении. Наука, а вслед за ней и обучение не признают догматов. Наука требует доказательств, а обучение - доступных для учащихся доказательств. Кроме того, догматизм, и это главное, противоречит основным устоям советской морали. Поэтому необходимо уделить много внимания поиску доступных для учащихся доказательств истинности излагаемого.

Обучение невозможно без строгой дисциплины. Вопрос дисциплины на уроке один из первых вопросов, с которым сталкивается учитель, входя в класс. Решение этого вопроса в основном зависит от того, сумеет ли учитель заинтересовать учащихся своим предметом, сумеет ли найти верный тон в обращении с учащимися.

Для установления хорошей рабочей дисциплины необходимо глубокое знание предмета, умение четко и интересно его преподнести, заинтересованность в успехах учащихся, искренность поведения учителя в классе и его умение отличить детскую непоседливость от безобидной шалости, а безобидную шалость от дурного намерения недисциплинированного ученика. Отличить и найти соответствующую меру пресечения. На уроке нельзя быть как ни чрезмерно строгим, так и ни чрезмерно мягким. И то и другое противопоказано. Иногда достаточно только дольше обычного задержать свой взгляд на ученике, нарушившем дисциплину, а иногда следует назвать его по имени или, что строже, по фамилии.

Никогда, ни при каких обстоятельствах не следует выражать свое неудовольствие работой ученика или его поведением в обидной для него форме. Хороший учитель, нашедший деловой контакт с классом, не предпринимает видимых мер для поддержки дисциплины. Все учащиеся и сам учитель на уроке работают так, что у учеников нет ни желания, ни времени отвлечься от этой работы.

Дидактика давно показала, что скука на уроках - злейший враг учения. Теоретически все это признают, а вот на практике на уроках часто царит скука и равнодушие. Это типичные пережитки того этапа развития школы, когда безраздельно господствовала идея, что корень учения горек, а плоды его сладки. Но вся беда в том, что из горького корня учения не вырастают и сладкие плоды: знания, не подкрепленные и не согретые положительными эмоциями, оставляют человека холодным и равнодушным, не задевают за живое, быстро улетучиваются. Более того, если учение сопровождается отрицательными эмоциями, то у учеников может на всю жизнь возникнуть отвращение к учению, знаниям, науке, к самым светлым и прогрессивным идеям. А это уже очень опасно.

Ч. Дарвин в своей автобиографии вспоминал: “В течение второго года моего пребывания в Эдинбурге я посещал лекции профессора Джемсона по геологии и зоологии, но они были неимоверно скучны. Единственным результатом того впечатления,

которое они произвели на меня, было решение никогда, пока я буду жив, не читать книг по геологии и вообще не заниматься этой наукой”.

Впоследствии, когда Дарвину представилась возможность посещать интересные публичные лекции по геологии, он не ходил на них потому, что его, как он пишет, “тошнило от эдинбургских лекций”.

Эмоциональная окраска урока невозможна без специальной подготовки учителя к уроку. Урок можно дать, можно провести, но лучше исполнить, как исполняет свою роль артист на сцене! В работе учителя на уроке сливаются воедино знания предмета, профессиональное мастерство и искусство.

Большое значение для успешной работы на уроке имеет умение видеть весь класс и отдельных учеников. Учитель должен уметь подмечать самые незначительные изменения в классе и вовремя принимать необходимые меры. При этом очень важно отметить успехи учащихся. Успех хорошо успевающего ученика надо отметить спокойно и сдержанно, а успех слабоуспевающего ученика следует отметить громко, с известной долей преувеличения. И в том и в другом случае одобрение учителя является хорошим стимулом для учащихся. Большой такт надо проявлять, отмечая промахи учеников. Делать это надо, как правило, в извиняющих ученика тонах, в виде ненавязчивой подсказки, делая вид, что, с вашей точки зрения, ошибка ученика лишь досадная случайность и не более. Такой подход к успехам и промахам в работе учащихся способствует созданию в классе хорошего психологического климата.

Анализ урока. Для того чтобы быстрее и в совершенстве овладеть педагогическим мастерством, следует взять за правило тщательно продумывать каждый проведенный урок. При этом важно отметить и свои удачи и свои промахи, найти истоки и тех других, выяснить, были ли они “запрограммированы” на стадии подготовки к уроку или явились результатом работы непосредственно на уроке.

При анализе урока опасно и самобичевание и самолюбование. Необходимо спокойно восстановить в памяти ход урока и отметить в плане свои наиболее существенные выводы о его качестве.

Студент должен научиться анализировать уроки, которые проводит сам, уроки своих товарищей и уроки учителей, которые посещает.

Анализ урока должен опираться на хорошее знание задач, содержания и методики учебного предмета, на знания по теории воспитания и обучения, по психологии. Чтобы правильно проанализировать и оценить отдельно взятый урок, надо выявить его место в системе всех уроков

Успех урока во многом зависит от подготовки к нему учителя. Состоит она из предыдущего и непосредственного этапов

Предварительная подготовка к уроку

Предусматривает изучение содержания учебной программы, ее пояснительной записки, осознание целей и задач учебной дисциплины в целом и целей и задач, которые решает каждая тема. Не менее важно для учителя ля ознакомиться с учебником, учебными пособиями, со специальной педагогической и методической литературой, с опытом работы других учителей, проанализировать собственный опыт. Он должен знать, что ученики вил. Чалый по этому предмету в предыдущих классах и изучать в следующих. Для осуществления межпредметных связей ему необходимо ориентироваться в содержании смежных учебных дисциплинойлін.

Перед началом учебного года учитель распределяет время на изучение всех тем программы, определяя соответствующие календарные сроки с учетом количества недельных часов, отведенных на этот предмет учебных ьним планом и расписанием занятий. Распределенная таким образом учебная программа является календарным планом работы учителя с предмета.

В начале изучения раздела или большой темы он планирует систему уроков (тематическое планирование), что обеспечивает логику изучения содержания материала, формирование умений и навыков у учащихся. Планируя работу с конк конкретные темы, определяет ее место в системе курса время продумывает, какие новые идеи, понятия, умения, навыки необходимо сформировать у учащихся в процессе изучения этой темы, какие знания из изученных ранее разделов программы следует использовать, чтобы учащиеся хорошо поняли новый материал и включили его в систему своих знаний; к вопросу, изучались ранее, стоит вернуться, чтобы с помощью нового материала кр аще выяснить их, какие практические работы учащихся включить в план и как связать теорию с практикой, которые предусмотреть экскурсии как установить связи с другими учебными предметами, какие новые знания имеет по видомиты учитель, а какие ученики усвоят самостоятельно, какие тренировочные упражнения и творческие работы предложить учащимся; как контролировать работу и организовать самоконтроль учащихся; где, с какой целью и как приме ать варианты заданий; в каких частях работы по теме и какими средствами повлиять на эмоциональные переживания школьников; как завершить работу по теме и добиться, чтобы все учащиеся полноценно усвоили предусмотрены о. Программой знания, а также получили соответствующих умений и навичоок.

При предварительной подготовки к уроку учитель должен ознакомиться с учебниками и пособиями, пересмотреть учебные диафильмы и кинофильмы, прослушать звуковые пособия и др.. Большое внимание следует с обратить на материальное обеспечение практических и лабораторных занятий. При отсутствии необходимого оборудования его следует приобрести или изготовитьти.

Важно на этом этапе выяснить стиль преподавания в конкретном классе других учителей, ознакомиться с особенностями учащихся, их отношением к учебе, учебных предметов, учителей, помогает быстрее е ориентироваться в обстановке, находить правильные выходы из возможных ситуации.

Все это позволяет учителю продуктивнее готовиться к непосредственному конкретного урока

Непосредственная подготовка к уроку

Требует глубокого продумывания каждого его структурного элемента и может происходить в такой последовательности:

а) формулирование цели и задач урока. Цель урока касается образовательных, развивающих воспитательных аспектов. Образовательная цель заключается в том, чтобы добиться прочного усвоения знаний, формирования практических умений и нав вичок с конкретного учебного материала; развивающая - развивать речь, память, внимание, воображение мышление, наблюдательность, активность и самостоятельность учащихся, привить им способы познавательной деятельно сти и др.; воспитательная - способствовать формированию научного мировоззрения, нравственных, эстетических и других качеств личности каждого школьника, воспитанию коллектива классасу;

б) определение объема и содержания учебного материала. Обрабатывая программу, учебник и пособия, определяют ведущие положения и идеи и практический материал для их раскрытия. Следует выделить внутрипред дметни межпредметные связи, подобрать новые факты, примеры для наполнения темы новым содержанием. Этот материал должен иметь надлежащий воспитательный потенциал, способствовать формированию навыков практической работы, решения. Ивате интересы и способности учащихсяів;

в) выбор форм организации обучения. Подобрав тип урока, следует поработать над рациональной его структурой, определить продолжительность каждого элемента. Важно продумать возможность сочетания на уроке фронта альной, групповой, парной и индивидуальной работыи;

г) выбор методов и приемов обучения. Речь идет о методах, которые будут использоваться на каждом этапе урока, их сочетания, взаимно дополнения, исходя из потребностей максимального познавательной деятельности учащихся в. При этом следует учитывать: ведущие мотивы, интерес учащихся к предмету, отношение их к урокам учителя, уровень сформированности умения учиться, работоспособность, регулярность учебной работы, выполнение домашнего задания; активность на уроках, внимательность и дисциплинированность учащихся, их умение применять знания на практике; способности, потенциальные возможности каждогоо;

г) наглядно-техническое оснащение урока. Учитель определяет, какую наглядность или технические средства обучения и как будут использованы на уроке;

д) определение содержания и методики выполнения домашнего задания. Объем домашнего задания должен быть таким, чтобы не перегружать учеников. Учитель должен продумать содержание инструктажа по его выполнению;

е) составление плана-конспекта урока. Конечный результат подготовки учителя к уроку на основе тематического плана (с учетом его реальности при изучении темы). В нем указываются тему, цель и дл дания урока, его тип и структуру - последовательность учебных ситуаций во время преподавания учебного материала и самостоятельной работы учащихся, перечень и место учебных демонстраций, время на каждый этап. В года, необходимое для проведения урока оборудование и учебные пособия. Учителя математики, физики, химии записывают в план решения задач, которые будут предложены на урокеці;

есть) проверка готовности учителя к уроку. Определение мысленно степени владения содержанием учебного материала, методами и приемами его раскрытия. Следует обязательно предусмотреть трудности, которые могут возникнуть и во время урока, и способы их преодоленияя;

ж) проверка готовности учащихся к уроку. Осуществляется на организационном этапе и во время проверки выполнения учащимися домашнего задания

Для успешного ежедневного планирования необходимы: 1) учета того, какой материал является сложным для усвоения, с отдельным темам программы целесообразно иметь резервные часы за счет уплотнения доступной дл ля учащихся информации, 2) хорошие знания учеников, чтобы представлять уровень их подготовленности к овладению программой курса, 3) осмысление внутрипредметных и межпредметных связей изучаемых явлений; 4) сут ир учебного материала, что позволяет успешно формировать у учащихся мировоззрение, творческую активность и познавательную самостоятельность; 5) поиск и систематизация в материале программы информации, интересной для учеников которая активизировала внимание, способствовала воспитанию волевых усилий; 6) продумывания системы использования наглядных пособий и дополнительной информации на каждом уроке, системы практических и лабораторных работ согласно требованиям учебных программ; 7) определение системы категорий и понятий, осмысление которых является основой для овладения материалом программы (усвоения категориального аппарата для осмысления и раз вязания практических задач); 8) определение объема знаний и умений, которыми должны овладеть слабый, средний и сильный. УЧН.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!