Погибшие космонавты ссср: имена, биографии. Занимались ли когда-нибудь люди сексом в космосе? Семейное положение и награды

требования. ПОДГОТОВКА. ПЕРСПЕКТИВЫ

Если вы гражданин РФ, вам не больше 35 лет и вы умеете хранить государственные тайны - у вас есть шанс стать космонавтом.

Как это сделать?

Дождаться, когда Роскосмос и Центр подготовки космонавтов официально сообщат об очередном наборе в российский отряд (17-й набор прошел в 2017 году).

Отправить все необходимые документы начальнику ФГБУ "НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина" по адресу: 141160, Московская область, Звездный городок, с пометкой "В комиссию по отбору кандидатов в космонавты".

Успешно пройти "космическое" собеседование и вступительные тесты.

Посвятить подготовке и тренировкам не менее шести лет.

Дождаться назначения в экипаж и, собственно, полететь в космос.

Не хватает конкретики? Подробно рассказываем о том, как сделать космос своей профессией.

КАКИХ БЕРУТ В КОСМОНАВТЫ

Сегодня совсем не обязательно быть Юрием Гагариным, чтобы попасть в отряд: требования к новым наборам гораздо мягче, чем к первому.

57 лет назад космонавт должен был состоять в партии, быть опытным военным летчиком не выше 170 см и не старше 30 лет, обладать безупречным здоровьем и физической подготовкой на уровне мастера спорта.

Сегодня политические убеждения никак не влияют на результат отбора, хотя ряд "стратегических" ограничений все же присутствует. Так, путь в космос закрыт для обладателей двойного гражданства и вида на жительство на территории иностранного государства.

Что касается "компактности" первого отряда, то она связана с небольшими размерами космического корабля "Восход-1". Ограничения по росту сохранились, но в целом современные космонавты стали значительно выше. Как считают специалисты, в будущем - при разработке новых моделей космической техники - появится возможность уйти от жестких антропометрических рамок. Требования могут смягчиться уже после введения в эксплуатацию пятиместного космического корабля "Федерация".

Но пока - регламентирована даже длина ступни.

Нижней возрастной планки не установлено, но кандидат должен успеть получить высшее образование и отработать по специальности не менее трех лет. За это время человек успевает "проявить себя" с профессиональной точки зрения. "Засчитываются" только дипломы специалистов и магистров (о бакалаврах в современных требованиях ничего не сказано).

Большая часть космических программ является международной, поэтому от кандидатов также требуется знание английского языка на уровне программы неязыковых вузов. Справедливости ради стоит отметить, что в подготовку зарубежных астронавтов также входит изучение русского (в основном технических терминов).

"Профильных" вузов пока нет, но Роскосмос активно сотрудничает с МАИ, МГТУ им. Баумана и Факультетом космических исследований МГУ.

С 2012 года в РФ проводятся открытые наборы, а значит, шанс стать космонавтом есть не только у военных летчиков и сотрудников ракетно-космической отрасли. Хотя инженерные и летные специальности по-прежнему в приоритете.

Есть ли шансы у гуманитариев? Да, но не в ближайшем будущем. Пока, как подчеркивают специалисты, быстрее научить инженера или летчика вести репортаж или проводить съемку, чем профессионального журналиста или фотографа - разбираться в сложной космической технике.

Что касается уровня физической подготовки, то "космические" нормативы частично сопоставимы с нормативами ГТО для возрастной группы от 18 до 29 лет. Кандидатам нужно продемонстрировать выносливость, силу, скорость, ловкость и координацию. Пробежать 1 км за 3 минуты 35 секунд, подтянуться на перекладине не менее 14 раз или развернуться на 360 градусов во время прыжков на батуте. И это лишь малая часть программы.

Самые жесткие требования выдвигаются к здоровью потенциальных космонавтов. Проблемы, которые на Земле кажутся несущественными, под воздействием жестких космических условий могут стать фатальными.

Если вас укачивает в поездках - это проблема. В космосе, где привычные понятия верха и низа отсутствуют как таковые, нужны люди с крепким вестибулярным аппаратом.

Относительно психологии: зафиксированных требований к темпераменту нет, но, как подчеркивают медики, для долгосрочных миссий не подойдут как "чистые" меланхолики, так и ярко выраженные холерики. Космос не любит крайностей.

Юрий Маленченко, летчик-космонавт РФ, первый заместитель начальника НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина

Запас психологической прочности у тех, кого мы отбираем, достаточно высокий для того, чтобы человек мог сработаться с любым коллективом. Люди должны быть достаточно уравновешены и в первую очередь ориентированы на выполнение программы полета

Юрий Маленченко, летчик-космонавт РФ, первый заместитель начальника НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина

Также важно обладать хорошей памятью, умением удерживать внимание, способностью работать в экстремальных ситуациях и в условиях жесткого дефицита времени. И быть пунктуальным (работа в космосе расписана по часам). Поэтому не рекомендуем вам опаздывать на собеседование.

Ну и расхожая фраза про то, что, "если очень захотеть, можно в космос полететь", здесь не лишена практического смысла. Ведь одно из основных требований к будущим космонавтам - это сильная мотивация.

КАК НА ЗЕМЛЕ ГОТОВЯТ К КОСМОСУ

Начнем с того, что, пройдя отбор, вы не сразу станете космонавтом. Из "претендента в кандидаты" вас переведут просто в "кандидаты". Впереди вас ждут два года общей космической подготовки, после которой вам предстоит сдать Государственный экзамен и получить звание "космонавт-испытатель".

За ними последуют два года тренировок в группах (а это еще около 150 экзаменов, тестов и зачетов). И, если вас назначат в экипаж, еще от 18 до 24 месяцев уйдет на подготовку к первому полету по конкретной программе.

Несмотря на все романтизированные представления о профессии, большую часть времени вы будете тратить на изучение теории (от устройства звездного неба до динамики полета) и принципов работы с бортовыми системами и сложным космическим оборудованием.

Олег Кононенко,

Я до сих пор помню мнемоническое правило для запоминания и определения созвездий. Так, базовое созвездие - Лев. И мы запоминали, что Лев в зубах держит Рака, хвостом указывает на Деву, а лапой давит Чашу.

Олег Кононенко,

летчик-космонавт РФ, командир отряда космонавтов

Во время длительных тренировок у вас начнет вырабатываться набор определенных качеств. Так, профессиональная хладнокровность, помехоустойчивость и многозадачность формируются в процессе парашютной подготовки. Во время прыжка вы концентрируетесь не только на полете, но и на других заданиях, к примеру на репортаже, решении примеров или расшифровке наземных знаков. Ну и, конечно же, важно не забыть раскрыть парашют на высоте около 1200 метров. Если вы все же об этом забудете, система откроет его автоматически, но задание вам, скорее всего, не засчитают.

С полетами связана и другая сугубо космическая задача - создание невесомости. Наиболее "чистая" из возможных на Земле возникает при полете по определенной траектории, называемой "параболой Кеплера". Для этих целей в Центре подготовки космонавтов используется самолет-лаборатория Ил-76 МДК. В рамках одного "сеанса" у вас есть от 22 до 25 секунд на отработку конкретного задания. Как правило, самые простые из них нацелены на преодоление дезориентации и проверку координации. К примеру, вас могут попросить написать имя, дату или поставить подпись.

Еще один способ "воспроизвести" невесомость - перенести тренировки под воду, в Гидролабораторию.

Также будущий космонавт должен досконально изучить устройство Международной космической станции. Для этого в вашем распоряжении будет макет российского сегмента МКС в натуральную величину, который позволит ознакомиться со строением каждого модуля, провести "репетицию" орбитальных научных экспериментов и отработать различные ситуации - от штатных до аварийных. При необходимости тренировки могут проводиться в различных "скоростных" режимах: как в замедленном, так и в ускоренном темпах.

В программу также входят регулярные командировки, во время которых у вас будет возможность изучить иностранные сегменты станции, в том числе американские (NASA), европейские (EKA) и японские модули (JAXA).

Ну а дальше - на "выход". Именно так называется тренажер на основе скафандра "Орлан-М", имитирующий выход в открытый космос - в профессиональной среде считающийся наиболее сложной и опасной процедурой. И, пожалуй, именно с ней связана большая часть космических стереотипов.

Так, скафандр не надевают - в него "заходят" через специальный люк, расположенный на спине. Крышка люка одновременно является ранцем, в котором расположены основные системы жизнеобеспечения, рассчитанные на десять часов автономной работы. При этом "Орлан" не монолитен - у него есть съемные рукава и штанины (позволяющие "подогнать" скафандр под конкретный рост). Синие и красные нашивки на рукавах помогают различать находящихся в открытом космосе (как правило, все подобные работы осуществляются попарно).

Пульт управления, расположенный на груди, позволяет регулировать системы вентиляции и охлаждения скафандра, а также отслеживать жизненно важные показатели. Если вас удивляет, почему все надписи на корпусе выполнены зеркально - то это ради вашего же удобства. Прочесть их "напрямую" у вас не будет возможности (скафандр не настолько гибок), а вот сделать это при помощи небольшого зеркала, прикрепленного к рукаву, - вполне.

Нужно приложить немалые усилия, чтобы проработать в "Орлане" хотя бы несколько часов. Так, перемещение в 120-килограммовом скафандре происходит исключительно при помощи рук (ноги в космической среде вообще перестают выполнять свои привычные функции). Каждое усилие, прилагаемое для того, чтобы сжать пальцы в перчатках, сопоставимо с тренировкой с эспандером. И за время выхода в открытый космос таких "хватательных" движений нужно сделать не менее 1200.

Как правило, в реальных космических условиях после работы за пределами МКС вам может понадобиться несколько часов провести в шлюзовой камере для того, чтобы выравнять давление. На Земле к длительному пребыванию в замкнутых пространствах готовят в сурдокамере - небольшом помещении с искусственным освещением и звукоизолированными стенами. В рамках общей космической подготовки кандидат должен провести в ней около трех суток. Из них 48 часов - в режиме непрерывной деятельности, то есть абсолютно без сна.

Как подчеркивают психологи, даже если поначалу вам кажется, что вы уживчивый, терпеливый и социально адаптированный, двое суток вынужденного бодрствования "сорвут все маски".

Заключительный этап предполетной подготовки космонавтов - тренировки на центрифуге. В распоряжении Центра подготовки космонавтов находятся две: ЦФ-7 и ЦФ-18. Вопреки распространенному мнению, их размер вовсе не влияет на "интенсивность" моделируемых перегрузок.

Максимальная "мощность" перегрузки, создаваемой 18-метровой ЦФ-18, - 30 единиц. Показатель, несовместимый с жизнью. В советское время, когда требования к космонавтам были гораздо жестче, перегрузки не превышали 12 единиц. Современные тренировки проходят в более щадящем режиме - и перегрузки составляют до 8 единиц.

Что же дает разница в размерах? Как поясняют специалисты, чем длиннее плечо центрифуги, тем меньший дискомфорт испытывает ваш вестибулярный аппарат, и тренировка проходит более "плавно". Поэтому с точки зрения ощущений тренировки на относительно небольшой ЦФ-7 могут быть сложнее, чем на внушительной ЦФ-18.

Также перед тем, как отправиться в космос, вам предстоит детально изучить все составляющие полета: его теорию, динамику, процессы выведения корабля на орбиту, спуска на Землю и, конечно же, устройство самого "Союза МС". Обычно на это уходит около года.

Олег Кононенко,

летчик-космонавт РФ, командир отряда космонавтов

Что касается подготовки - когда я первый раз садился в корабль (а он уже был готов к старту и состыкован с ракетой), то поначалу, конечно, появилось чувство волнения, но когда за мной закрыли люк - возникло полное ощущение, что я нахожусь в тренажере

Олег Кононенко,

летчик-космонавт РФ, командир отряда космонавтов

Поскольку предсказать место посадки корабля не всегда возможно, вам предстоит пройти группу тренировок на "выживание" в довольно недружелюбных локациях: пустыне, горах, тайге или на открытой воде. В профессиональной среде этот этап подготовки считают экстремальным аналогом тимбилдинга.

Пожалуй, самая безобидная составляющая предполетной подготовки - это дегустация и составление космического меню. Чтобы за время полета все не "приелось", рацион рассчитан на 16 суток. Затем набор блюд повторяется. Вопреки распространенному мнению, сублимированные продукты расфасованы не в тюбики, а в небольшие пластиковые пакеты (исключение составляют только соусы и мед).

Главный вопрос: гарантирует ли все пройденное, что вы перейдете к четвертому этапу подготовки, то есть непосредственному полету в космос и оттачиванию приобретенных навыков уже за пределами Земли?

К сожалению, нет.

Так, ежегодная врачебно-экспертная комиссия может отстранить вас на любом этапе (ради вашего же блага). Ведь в ходе тренировок вы будете постоянно проверять на прочность резервные возможности собственного организма.

Юрий Маленченко, летчик-космонавт РФ, первый заместитель начальника НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина

Бывает, что человек уже готов к включению в состав экипажа, но в рамках конкретной программы для него просто нет места. Поэтому мы и выполняем наборы не на регулярной основе, а по мере необходимости. Для того, чтобы не было "лишних" космонавтов и чтобы все распределялись наиболее оптимально

Юрий Маленченко, летчик-космонавт РФ, первый заместитель начальника НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина

ЧТО ЖДЕТ ТЕХ, КТО ПРОШЕЛ ВСЕ ЭТАПЫ

Чем займутся те шесть-восемь человек, которые в итоге будут зачислены в отряд?

Если все пройдет успешно - у них появится возможность пополнить ряды летавших в космос.

По данным Международной авиационной федерации (FAI), это . В их числе первооткрыватели, исследователи и обладатели космических рекордов.

На протяжении ближайших 10 лет основное место реализации космических программ - это МКС. Считается, что "новичкам" необходимо провести на станции минимум месяц, чтобы почувствовать себя уверенно и приобрести все необходимые навыки для дальнейшей работы.

Приоритетная задача космонавтов на орбите - проведение научных исследований, которые помогут человечеству продвинуться в дальнейшем освоении космического пространства. К ним относятся биологические и медицинские эксперименты, связанные с подготовкой к дальним полетам, выращивание растений в космических условиях, тестирование новых систем жизнеобеспечения и работа с новой техникой.

Во время своего третьего полета Олег Кононенко принял участие в российско-германском эксперименте "Контур-2", в рамках которого дистанционно управлял роботом, предназначенным для исследования планет.

Олег Кононенко,

летчик-космонавт РФ, командир отряда космонавтов

Вот, допустим, полетим мы на Марс. Мы же не знаем заранее, где можно будет высадиться. Соответственно, мы опустим на поверхность планеты робота и, дистанционно управляя им, сможем выбрать место для посадки и приземлиться

Олег Кононенко,

летчик-космонавт РФ, командир отряда космонавтов

Слетать за свою карьеру на Марс, вы, скорее всего, не успеете. А вот на Луну - вполне.

Ориентировочные сроки запуска российской лунной программы - 2031 год. По мере приближения к этой дате в процесс подготовки космонавтов будут вноситься коррективы, но пока набор дисциплин стандартный.

Также вам предстоит проникнуться космическими традициями: от обязательного предполетного просмотра "Белого солнца пустыни" (на удачу) до избегания названий камней в позывных (так, у трагически погибшего космонавта Владимира Комарова был позывной "Рубин"). Впрочем, в наше время позывные - это анахронизм, и сотрудники ЦУП достаточно часто общаются с космонавтами "поименно".

К каждому юбилею исторического полёта Юрия Гагарина в газетах и интернете вновь и вновь появляются «разоблачительные» статьи, что будто бы Гагарин не был первым космонавтом. Обычно они сводятся к перечислению слухов о пилотах, которые якобы летали в космос до Гагарина, но погибли там, поэтому-де их имена засекречены. Откуда же возник миф о жертвах советской космонавтики?

Венерианский фантом

Впервые Советский Союз обвинили в умалчивании гибели космонавтов ещё до полёта Гагарина. В дневнике тогдашнего руководителя отряда космонавтов Николая Каманина есть запись, датированная 12 февраля 1961 года:

После пуска ракеты на Венеру 4 февраля многие на Западе считают, что мы неудачно запустили в космос человека; итальянцы даже будто бы «слышали» стоны и прерывистую русскую речь. Всё это совершенно беспочвенные выдумки. На самом деле мы упорно работаем над гарантированной посадкой космонавта. С моей точки зрения, мы даже излишне осторожны в этом. Полной гарантии успешного первого полёта в космос не будет никогда, а некоторая доля риска оправдывается величием задачи…

Старт 4 февраля 1961 года действительно оказался неудачным, но на борту не было никакого человека. Это была первая попытка отправить исследовательский аппарат к Венере. Ракета-носитель «Молния» вывела его в космос, однако из-за неисправности аппарат остался на околоземной орбите. Советское правительство по заведённой традиции не стало официально признавать неудачу, и в сообщении ТАСС на весь мир было объявлено об успешном запуске тяжёлого спутника и выполнении поставленных при этом научно-технических задач.

Вообще, именно неоправданная во многих случаях завеса секретности, окружавшая отечественную космическую программу, порождала массу слухов и домыслов - и не только в среде западных журналистов, но и у советских граждан.

Рождение мифа

Впрочем, вернёмся к западным журналистам. Первое сообщение, посвящённое «жертвам красного космоса», опубликовано итальянцами: в декабре 1959 года агентство «Континенталь» распространило заявление некоего высокопоставленного чешского коммуниста о том, что СССР начиная с 1957 года запускает пилотируемые баллистические ракеты. Один из пилотов по имени Алексей Ледовский якобы погиб 1 ноября 1957 года в ходе такого суборбитального запуска. Развивая тему, журналисты упоминали ещё троих «погибших космонавтов»: Сергея Шиборина (якобы погиб 1 февраля 1958 года), Андрея Миткова (якобы погиб 1 января 1959 года) и Марии Громовой (якобы погибла 1 июня 1959 года). При этом женщина-пилот якобы разбилась не в ракете, а испытывая прототип орбитального самолёта с ракетным двигателем.

В тот же период пионер ракетостроения Герман Оберт рассказывал, что слышал о пилотируемом суборбитальном запуске, который якобы состоялся на полигоне Капустин Яр в начале 1958 года и закончился гибелью пилота. Однако Оберт подчёркивал, что знает о «космической катастрофе» с чужих слов и не может ручаться за правдивость сведений.

А агентство «Континенталь» выдавало сенсацию за сенсацией. Итальянские корреспонденты рассказывали то о «лунном корабле», взорвавшемся на стартовом столе мифического сибирского космодрома «Спутникград», то о готовящемся секретном полёте двух советских пилотов… Поскольку ни одна из сенсаций не была подтверждена, сообщениям «Континенталя» перестали доверять. Но у «фабрики слухов» вскоре появились последователи.

В октябре 1959 года в журнале «Огонёк» была опубликована статья об испытателях авиационной техники. Среди них упоминались Алексей Белоконев, Иван Качур, Алексей Грачёв. Газета «Вечерняя Москва» в заметке на аналогичную тему рассказала о Геннадии Михайлове и Геннадии Заводовском. Журналист Associated Press, перепечатавшей материалы, почему-то решил, что на фотографиях в этих статьях изображены будущие советские космонавты. Поскольку впоследствии их фамилии так и не появились в «космических» сообщениях ТАСС, был сделан «логичный» вывод: эти пятеро погибли во время ранних неудачных запусков.

Настоящие Белоконов, Грачёв и Качур на фотографиях из «Огонька» (Фото: Дмитрий Бальтерманц)

Больше того, буйная фантазия журналистов так разыгралась, что для каждого из пилотов придумали отдельную подробную версию гибели. Так, после запуска 15 мая 1960 года первого корабля-спутника 1КП, прототипа «Востока», западные СМИ утверждали, что на его борту находился пилот Заводовский. Он якобы погиб из-за сбоя в системе ориентации, которая вывела корабль на более высокую орбиту.

Мифический космонавт Качур нашёл свою смерть 27 сентября 1960 года во время неудачного запуска очередного корабля-спутника, орбитальный полёт которого должен был состояться во время визита Никиты Хрущёва в Нью-Йорк. По слухам, советский лидер имел при себе модель пилотируемого космического корабля, которую должен был с триумфом показать западным журналистам, если бы полёт прошёл успешно.

Надо признать, советские дипломатические службы сами создали нездоровую атмосферу ожидания какого-то громкого события, намекнув американским журналистам, что 27 сентября произойдёт «нечто потрясающее». Разведка сообщала, что корабли слежения за космическими аппаратами заняли позиции в Атлантическом и Тихом океанах. Советский моряк, сбежавший в тот же период, подтвердил, что готовится космический запуск. Но, постучав кулаком на Генеральной Ассамблее ООН, 13 октября 1960 года Никита Хрущёв покинул Америку. Официальных заявлений от ТАСС не поступало. Разумеется, журналисты тотчас раструбили на весь мир о новой катастрофе, постигшей советскую космическую программу.

Спустя много лет стало известно, что на те дни действительно планировался запуск. Но лететь в космос должен был не человек, а 1М - первый аппарат для изучения Марса. Однако попытки отправить два идентичных аппарата хотя бы на околоземную орбиту, предпринятые 10 и 14 октября, закончились бесславно: в обоих случаях запуск сорвался из-за аварии ракеты-носителя «Молния».

Следующая «жертва космической гонки», пилот Грачёв, погиб, по утверждению западных СМИ, 15 сентября 1961 года. О его ужасной смерти поведала всё та же фабрика слухов «Континенталь». В феврале 1962 года агентство рассказало, что в сентябре 1961-го на космическом корабле «Восток-3» были запущены два советских космонавта: якобы этот старт был приурочен к XXII съезду КПСС и в ходе полёта корабль должен был облететь Луну, но вместо этого «затерялся в глубинах Вселенной».

Космонавт Ильюшин?

Владимир Сергеевич Ильюшин, сын известного авиаконструктора, - ещё одна жертва охотников за сенсациями. В 1960 году он попал в аварию, и его объявили ещё одним «догагаринским космонавтом». Сторонники теории заговора считают, что Ильюшину до конца жизни запрещали рассказывать про свой полёт в космос, потому что он якобы… приземлился на территории Китая. Более нелепого повода отказаться от космического первенства и придумать нельзя. Тем более что Ильюшин не просто не погиб - он дожил до 2010 года и дослужился до генерал-майора.

Голоса в космосе

Могила испытателя Заводовского. Как видно по датам, «погибший космонавт» умер в XXI веке на пенсии

Неудавшийся запуск венерианской станции 4 февраля 1961 года породил новую волну слухов. Тогда впервые заявили о себе братья-радиолюбители Ачилле и Джованни Юдика-Кордилья, построившие под Турином собственную радиостанцию. Они утверждали, что им удалось перехватить телеметрические радиосигналы биения человеческого сердца и прерывистое дыхание умирающего советского космонавта. Этот «инцидент» связывают с именем мифического космонавта Михайлова, якобы погибшего на орбите.

Но и это ещё не всё! В 1965 году братья-радиолюбители поведали итальянской газете сразу о трёх странных трансляциях из космоса. Первый перехват якобы состоялся 28 ноября 1960 года: радиолюбители услышали звуки морзянки и просьбу о помощи на английском языке. 16 мая 1961 года им удалось выловить в эфире сбивчивую речь русской женщины-космонавта. При третьем радиоперехвате 15 мая 1962 года были записаны переговоры троих русских пилотов (двух мужчин и женщины), погибающих в космосе. В записи сквозь треск помех можно было различить следующие фразы: «Условия ухудшаются… почему вы не отвечаете?.. скорость падает… мир никогда не узнает о нас…»

Впечатляет, не правда ли? Чтобы окончательно уверить читателя в подлинности излагаемых «фактов», итальянская газета называет имена погибших. Первой «жертвой» в этом списке был пилот Алексей Грачёв. Женщину-космонавта звали Людмила. Среди троицы, погибшей в 1962 году, почему-то называют только одного - Алексея Белоконева, о котором писал «Огонёк».

В том же году «сенсационную» информацию итальянской газеты перепечатал американский журнал Reader’s Digest. Через четыре года вышла книга «Аутопсия космонавта», написанная патологоанатомом Сэмом Стонебрейкером. В ней автор утверждал, что летал в космос на Gemini 12, чтобы получить образцы тканей мёртвых советских пилотов, покоящихся в корабле на орбите с мая 1962 года.

Вот кто действительно летал в космос до Гагарина - манекен Иван Иваныч. Чтобы его не приняли за труп космонавта, в шлем вставлялась табличка «Макет»

Что касается статьи в «Огоньке», породившую даже не миф, а целую мифологию, то известный журналист Ярослав Голованов, который расследовал истории «догагаринских космонавтов», взял интервью у самого Алексея Тимофеевича Белоконова (именно так, а не Белоконева, как принято у мифотворцев). Вот что рассказал испытатель, которого давным-давно похоронили западные фабрики слухов.

В 50-х годах, задолго до гагаринского полёта, я и мои товарищи, тогда совсем молодые ребята, - Лёша Грачёв, Геннадий Заводовский, Геннадий Михайлов, Ваня Качур, занимались наземными испытаниями авиационной аппаратуры и противоперегрузочных лётных костюмов. Кстати, тогда же были созданы и в соседней лаборатории испытывались скафандры для собачек, которые летали на высотных ракетах. Работа была трудная, но очень интересная.

Однажды к нам приехал корреспондент из журнала «Огонёк», ходил по лабораториям, беседовал с нами, а потом опубликовал репортаж «На пороге больших высот» с фотографиями (см. «Огонёк» № 42, 1959 г. - Я. Г.). Главным героем этого репортажа был Лёша Грачёв, но обо мне тоже рассказывалось, как я испытывал действие взрывной декомпрессии. Упоминался и Иван Качур. Говорилось и о высотном рекорде Владимира Ильюшина, поднявшегося тогда на 28 852 метра. Журналист немного исказил мою фамилию, назвал меня не Белоконовым, а Белоконевым.

Ну, вот с этого все и началось. Журнал New York Journal-American напечатал фальшивку, что я и мои товарищи летали до Гагарина в космос и погибли. Главный редактор “Известий” Алексей Иванович Аджубей пригласил нас с Михайловым в редакцию. Мы приехали, беседовали с журналистами, нас фотографировали. Этот снимок был опубликован в «Известиях» (27 мая 1963 г. - Я. Г.) рядом с открытым письмом Аджубея мистеру Хёрсту-младшему, хозяину того журнала, который нас отправил в космос и похоронил.

Мы и сами опубликовали ответ американцам на их статью в газете “Красная звезда” (29 мая 1963 г. - Я. Г.), в которой честно написали: «Нам не довелось подниматься в заатмосферное пространство. Мы занимаемся испытанием различной аппаратуры для высотных полётов». Во время этих испытаний никто не погиб. Геннадий Заводовский жил в Москве, работал шофёром, в «Известия» тогда не попал - был в рейсе, Лёша Грачёв работал в Рязани на заводе счётно-аналитических машин, Иван Качур жил в городке Печенежин в Ивано-Франковской области, работал воспитателем в детском доме. Позднее я участвовал в испытаниях, связанных с системами жизнеобеспечения космонавтов, и даже после полёта Гагарина был удостоен за эту работу медали «За трудовую доблесть»…

Забытые герои

Итак, в списке мифических космонавтов всё-таки попадались люди, работавшие на космическую программу, однако их подлинная жизнь заметно отличалась от журналистских фантазий.

Помимо четвёрки друзей-испытателей, вполне реальной фигурой был, например, Пётр Долгов. Западные СМИ объявили его космонавтом, погибшим во время катастрофы орбитального корабля-спутника 10 октября 1960 года (в действительности в тот день пытались запустить аппарат 1М № 1). Полковник Пётр Долгов погиб значительно позже: 1 ноября 1962 года во время прыжка с парашютом из стратостата, поднятого на высоту 25,5 километров. Когда Долгов покидал стратостат, треснул лицевой щиток гермошлема - смерть наступила мгновенно.

Парашютист-рекордсмен Пётр Долгов действительно погиб, но космос тут ни при чём

Лётчик Анохин летал на ракетоплане, а не на космическом корабле

Я привожу здесь все эти подробности не для того, чтобы поразить читателя или заставить его усомниться в известной нам истории космонавтики. Обзор слухов и мифических эпизодов нужен, чтобы показать, сколь пагубной была для репутации отечественной космической программы политика замалчивания и дезинформации. Нежелание и неумение признавать ошибки сыграли с нами злую шутку: даже когда ТАСС выступал с совершено правдивым заявлением, ему отказывались верить, выискивая противоречия или пытаясь читать «между строк».

Иногда вклад в распространение слухов вносят и сами лётчики-испытатели. Незадолго до своей смерти в 1986 году выдающийся советский лётчик Сергей Анохин обронил в интервью: «Я летал на ракете». Журналисты сразу задались вопросом: когда и на какой ракете он мог летать? Вспомнили, что Анохин с середины 1960-х возглавлял в бюро Сергея Королёва отдел, готовивший к полётам «гражданских» космонавтов. Да и сам входил в состав отряда. Не потому ли, что уже имел опыт «полётов на ракете» в начале 1950-х?.. Но на самом деле задолго до работы на бюро Анохин участвовал в испытаниях ракетоплана и крылатой ракеты и, скорее всего, имел в виду именно это.

Джеймс Оберг, один из разоблачителей этой «теории заговора»

Все слухи о советской космонавтике, мелькавшие в западной прессе начиная с середины 1960-х годов, взялся систематизировать американский эксперт по вопросам космической техники Джеймс Оберг. На основании собранного материала он написал статью «Фантомы космоса», впервые опубликованную в 1975 году. Ныне эта работа дополнена новыми материалами и выдержала множество переизданий. Имея славу убеждённого антисоветчика, Оберг тем не менее весьма скрупулёзен в отборе сведений, касающихся секретов советской космической программы, и очень осторожен в выводах. Не отрицая, что в истории советской космонавтики много «белых пятен», он делает заключение, что байки о космонавтах, погибших во время старта или на орбите, неправдоподобны. Всё это плоды фантазии, разгорячённой режимом секретности.

Реальность против мифа

Советские космонавты действительно погибали - и до полёта Гагарина, и после него. Вспомним их и склоним головы перед Валентином Бондаренко (погиб на Земле, так и не слетав в космос, 23 марта 1961 года из-за пожара на испытаниях), Владимиром Комаровым (погиб 24 апреля 1967 года из-за катастрофы при посадке корабля «Союз-1»), Георгием Добровольским, Владиславом Волковым и Виктором Пацаевым (погибли 30 июня 1971 года из-за разгерметизации спускаемого аппарата корабля «Союз-11»). Однако в истории советской космонавтики не было и нет тайных трупов.

Для циников, которые не верят документам, мемуарам и дневникам, а опираются на «логику» и «здравомыслие», приведу циничный, но абсолютно логичный довод. В условиях космической гонки не имело значения, вернётся первый космонавт на Землю или нет, - главным было объявить о своём приоритете. Поэтому, если бы на корабле-спутнике 1КП находился пилот Заводовский, как нас пытаются уверить безответственные авторы, именно Заводовский был бы объявлен первым космонавтом планеты. Разумеется, его оплакивал бы весь мир, но советский человек всё равно первым побывал бы в космосе, и это главное.

Готовность правительства СССР к любому исходу полёта подтверждают и рассекреченные документы. Я приведу здесь фрагмент записки, направленной в ЦК КПСС 30 марта 1961 года от имени лиц, занятых в космической программе:

Считаем целесообразным публикацию первого сообщения ТАСС сразу после выхода корабля-спутника на орбиту по следующим соображениям:

а) в случае необходимости это облегчит быструю организацию спасения;
б) это исключит объявление каким-либо иностранным государством космонавта разведчиком в военных целях…

А вот другой документ на ту же тему. 3 апреля ЦК КПСС принял постановление «О запуске космического корабля-спутника»:

1. Одобрить предложение <…> о запуске космического корабля-спутника “Восток-3” с космонавтом на борту.
2. Одобрить проект сообщения ТАСС о запуске космического корабля с космонавтом на борту спутника Земли и предоставить право Комиссии по запуску в случае необходимости вносить уточнения по результатам запуска, а Комиссии Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам опубликовать его.

Как решили, так и сделали. Сообщение ТАСС, посвящённое первому полёту человека в космос, прозвучало ещё до того, как Гагарин вернулся на Землю. Он мог погибнуть при спуске - и 12 апреля всё равно стало бы Днём космонавтики.

Людей, отдавших свою жизнь во благо мирового прогресса в сфере освоения космоса всего около 20 человек, сегодня мы о них и расскажем.

Их имена увековечены в пепле космического хроноса, выжжены в атмосферной памяти вселенной навсегда, многие из нас мечтали бы остаться героями для человечества, однако, мало кто хотел бы принять такую смерть, как наши герои-космонавты.

20 век стал прорывным в освоении пути к просторам Вселенной, во второй половине 20-го века, после долгих подготовок, человек, наконец-то, смог полететь в Космос. Однако была и обратная сторона такого скорого прогресса — гибель космонавтов.

Люди гибли при предполетных подготовках, при взлете космического корабля, при посадке. Всего при космических стартах, подготовках к полетам, включая погибших в слоях атмосферы космонавтов и технического персонала погибло более 350 человек, только астронавтов - около 170 человек.

Перечислим имена погибших во время работы космических кораблей космонавтов (СССР и всего мира, в частности Америки), а затем расскажем кратко историю их гибели.

Ни один космонавт не погиб непосредственно в Космосе, в основном все они погибли в атмосфере Земли, при разрушении или пожаре корабля(космонавты «Аполлона-1» погибли при подготовке к первому пилотируемому полету).

Волков, Владислав Николаевич («Союз-11»)

Добровольский, Георгий Тимофеевич («Союз-11»)

Комаров, Владимир Михайлович («Союз-1»)

Пацаев, Виктор Иванович («Союз-11»)

Андерсон, Майкл Филлип («Колумбия»)

Браун, Дэвид Макдауэлл («Колумбия»)

Гриссом, Вирджил Айвэн («Аполлон-1»)

Джарвис, Грегори Брюс («Челленджер»)

Кларк, Лорел Блэр Сэлтон («Колумбия»)

Маккул, Уильям Камерон («Колумбия»)

Макнейр, Роналд Эрвин («Челленджер»)

Маколифф, Криста («Челленджер»)

Онидзука, Эллисон («Челленджер»)

Рамон, Илан («Колумбия»)

Резник, Джудит Арлен («Челленджер»)

Скоби, Фрэнсис Ричард («Челленджер»)

Смит, Майкл Джон («Челленджер»)

Уайт, Эдвард Хиггинс («Аполлон-1»)

Хасбанд, Рик Даглас («Колумбия»)

Чавла, Калпана («Колумбия»)

Чаффи, Роджер («Аполлон-1»)

Стоит учесть, что истории гибели некоторых космонавтов мы никогда не узнаем, потому что это информация является секретной.

Катастрофа «Союз-1»

««Союз-1» - первый советский пилотируемый космический корабль (KK) серии «Союз». Запущен на орбиту 23 апреля 1967 года. На борту «Союза-1» находился один космонавт - Герой Советского Союза инженер-полковник В. М. Комаров, который погиб во время приземления спускаемого аппарата. Дублёром Комарова при подготовке к этому полёту был Ю. А. Гагарин».

«Союз-1» должен был произвести стыковку с кораблем «Союз-2» для возвращения экипажа первого корабля, однако по причине неполадок старт «Союз-2» был отменен.

После выхода на орбиту начались проблемы с работой солнечной батареи, после неудачны попыток запустить ее, корабль было решено спускать на Землю.

Но при спуске, за 7 км до земли, произошел отказ парашютной системы, корабль ударился о землю со скоростью 50 км в час, взорвались баки с пероксидом водорода, космонавт погиб мгновенно, «Союз-1» почти полностью сгорел, останки космонавта сильно обгорели так, что невозможно было определить даже фрагменты тела.

«Данная катастрофа стала первым случаем гибели человека в полёте в истории пилотируемой космонавтики».

Причины трагедии так и не были установлены до конца.

Катастрофа «Союз-11»

«Союз-11» — космический корабль, экипаж которого в составе трех космонавтов погиб в 1971 году. Причина гибели людей — разгерметизация спускаемого аппарата во время посадки корабля.

Всего через пару лет после гибели Ю. А. Гагарина (сам известный космонавт погиб при авиационной катастрофе в 1968 году), пойдя уже вроде бы по протаренной дорожке покорения космического пространства, ушли из жизни еще несколько космонавтов.

«Союз-11» должен был доставить экипаж на орбитальную станцию «Салют-1», но корабль не смог произвести стыковку из-за повреждения стыковочного узла.

Состав экипажа:

Командир: подполковник Георгий Добровольский

Бортинженер: Владислав Волков

Инженер-исследователь: Виктор Пацаев

Им было от 35 до 43 лет. Всем им посмертно присуждены награды, грамоты, ордена.

Что произошло, почему же космический корабль подвергся разгерметизации — так и не удалось установить, но скорее всего нам эту информацию не сообщат. Но жаль, что в то время наши космонавты были «подопытными кроликами», которых начали без особой надежности, охраны выпускать в Космос после собак. Впрочем, наверное, многие из тех, кто мечтали стать космонавтами понимали какую опасную профессию они выбирают.

Стыковка произошла 7 июня, расстыковка — 29 июня 1971 года. Была неудачная попытка стыковки с орбитальной станцией «Салют-1», экипаж смог перейти на борт «Салют-1», даже в течение нескольких дней пребывала на орбитальной станции, была установлена ТВ-связь, однако уже при первом заходе на станцию космонавты обратили снимание на некоторое задымление. На 11 день началось возгорание, экипаж принял решение спускаться на земле, но выявились неполадки, нарушившие ход расстыковки. Скафандры не были предусмотрены для экипажа.

29 июня в 21.25 корабль отделился от станции, но уже чуть более чем через 4 часа связь с экипажем была потеряна. Был раскрыт основной парашют, корабль приземлился в заданном районе, сработали двигатели мягкой посадки. Но поисковая группа обнаружила в 02.16 (30 июня 1971 года) бездыханные тела экипажа, реанимационные мероприятия успехов не дали.

При расследовании было установлено, что космонавты до последнего пытались ликвидировать утечку, но перепутали клапаны, боролись не за поломанный, тем временем упустили возможность спасения. Они погибли от декомпрессионной болезни — пузырьки воздуха были обнаружены при вскрытии тел даже в клапанах сердца.

Точные причины разгерметизации корабля так и не названы, точнее, не озвучены широкой публике.

В последующем инженеры и создатели космических кораблей, командиры экипажей учли многие трагические ошибки прежних неудачных полетов в Космос.

Катастрофа шаттла «Челленджер»

«Катастрофа шаттла «Челленджер» произошла 28 января 1986 года, когда космический челнок «Челленджер» в самом начале миссии STS-51L разрушился в результате взрыва внешнего топливного бака на 73-й секунде полёта, что привело к гибели всех 7 членов экипажа. Катастрофа произошла в 11:39 EST (16:39 UTC) над Атлантическим океаном близ побережья центральной части полуострова Флорида, США».

На фото экипаж корабля — слева направо: Маколифф, Джарвис, Резник, Скоби, МакНейр, Смит, Онидзука

Этого старта ждала вся Америка, миллионы очевидцев и зрителей по ТВ наблюдали пуск корабля, это было кульминационное время покорения Западом Космоса. И вот, когда произошел грандиозный старт корабля, через секунды, началось возгорание, позже взрыв, кабина шаттла отделилась от разрушенного корабля и упала на скорости 330 км в час о поверхность воды, через семь дней астронавтов найдут в отколовшейся кабине на дне океана. До последнего момента, до удара о воду, некоторые члены экипажа были живы, пытались осуществить подачу воздуха в кабину.

В видео под статьей есть отрывок прямого эфира с запуском и гибелью шаттла.

«Экипаж челнока «Челленджер» состоял из семи человек. Его состав был таким:

Командир экипажа - 46-летний Фрэнсис «Дик» Р. Скоби (англ. Francis «Dick» R. Scobee). Военный лётчик США, подполковник ВВС США, астронавт NASA.

Второй пилот - 40-летний Майкл Дж. Смит. Лётчик-испытатель, капитан ВМС США, астронавт NASA.

Научный специалист - 39-летний Эллисон С. Онидзука. Лётчик-испытатель, подполковник ВВС США, астронавт NASA.

Научный специалист - 36-летняя Джудит А. Резник. Инженер и астронавт NASA. Провела в космосе 6 дней 00 часов 56 минут.

Научный специалист - 35-летний Роналд Э. МакНейр. Физик, астронавт NASA.

Специалист по полезной нагрузке - 41-летний Грегори Б. Джарвис. Инженер и астронавт NASA.

Специалист по полезной нагрузке - 37-летняя Шэрон Криста Корриган Маколифф. Учительница из Бостона, победившая в конкурсе. Для неё это был первый полёт в космос в качестве первого участника проекта «Учитель в космосе»».

Последнее фото экипажа

Для установления причин трагедии создавали различные комиссии, однако большинство сведений были засекречены, по предположениям — причинами крушения корабля были слабое взаимодействие организационных служб, вовремя не выявленные нарушения в работе топливной системы (взрыв произошёл при старте из-за прогара стенки твердотопливного ускорителя) и даже.. теракт. Кто-то говорил о том, что взрыв шаттла был подстроен с целью нанесения удара перспективам Америки.

Катастрофа шаттла «Колумбия»

«Катастрофа шаттла «Колумбия» произошла 1 февраля 2003 года незадолго до окончания его 28-го полёта (миссия STS-107). Последний полёт космического челнока «Колумбия» начался 16 января 2003 года. Утром 1 февраля 2003 года после 16-суточного полета шаттл возвращался на Землю.

НАСА потеряло связь с кораблём примерно в 14:00 GMT (09:00 EST), за 16 минут до предполагаемой посадки на ВПП №33 Космического центра имени Джона Кеннеди во Флориде - она должна была состояться в 14:16 GMT. Очевидцами были засняты горящие обломки шаттла, летящие на высоте около 63 километров при скорости 5,6 км/с. Все 7 членов экипажа погибли».

На фото экипаж — Сверху вниз: Чавла, Хазбанд, Андерсон, Кларк, Рамон, МакКул, Браун

Шаттл «Колумбия» совершал свой очередной 16-дневный полет, который должен был закончиться посадкой на Земле, однако, как гласит основная версия следствия, произошло повреждение челнока во время старта — кусок оторвавшейся теплоизоляционной пены (покрытие предназначалось для защиты от наледи баков с кислородом и водородом) в результате удара повредил покрытие крыла, в результате чего при спуске аппарата когда происходят самые сильные нагрузки на корпус, началось перегревание аппарата и, впоследствии, разрушение.

Еще во время экспедиции шаттла инженеры не раз обращались к руководству НАСА с целью оценки повреждений, визуальному осмотру корпуса челнока с помощью спутников орбит, однако специалисты НАСА заверяли, что нет никаких опасений и рисков, челнок благополучно спуститься на Землю.

«Экипаж челнока «Колумбия» состоял из семи человек. Его состав был таким:

Командир экипажа - 45-летний Ричард «Рик» Д. Хасбанд (англ. Richard «Rick» D. Husband). Военный лётчик США, полковник ВВС США, астронавт NASA. Провёл в космосе 25 дней 17 часов 33 минуты. До «Колумбии» был командиром челнока STS-96 «Discovery».

Второй пилот - 41-летний Уильям «Уилли» К. МакКул (англ. William «Willie» C. McCool). Лётчик-испытатель, астронавт NASA. Провёл в космосе 15 дней 22 часа 20 минут.

Бортинженер - 40-летняя Калпана Чавла (англ. Kalpana Chawla). Научный сотрудник, первая женщина-астронавт NASA индийского происхождения. Провела в космосе 31 день 14 часов 54 минуты.

Специалист по полезной нагрузке - 43-летний Майкл Ф. Андерсон (англ. Michael P. Anderson). Учёный, астронавт NASA. Провёл в космосе 24 дня 18 часов 8 минут.

Специалист по зоологии - 41-летняя Лорел Б. С. Кларк (англ. Laurel B. S. Clark). Капитан ВМС США, астронавт NASA. Провела в космосе 15 дней 22 часа 20 минут.

Научный специалист (врач) - 46-летний Дэвид МакДауэлл Браун (англ. David McDowell Brown). Лётчик-испытатель, астронавт NASA. Провёл в космосе 15 дней 22 часа 20 минут.

Научный специалист - 48-летний Илан Рамон (англ. Ilan Ramon, ивр. ‏אילן רמון‏‎). Первый израильский астронавт NASA. Провёл в космосе 15 дней 22 часа 20 минут».

Спуск шаттла произошел 1 февраля 2003 года, в течение часа должна была произойти посадка на Землю.

«1 февраля 2003 года в 08:15:30 (EST) челнок «Колумбия» начал свой спуск на Землю. В 08:44 челнок начал входить в плотные слои атмосферы». Однако из-за повреждений передняя кромка левого крыла начала сильно перегреваться. С периода 08:50 корпус корабля терпит сильные тепловые нагрузки, в 08:53 от крыла стали отваливаться обломки, но экипаж был жив, еще была связь.

В 08:59:32 командир отправил последнее сообщение, прервавшееся на полуслове. В 09:00 очевидцы уже засняли взрыв шаттла, корабль развалился на множество обломков. то есть судьба экипажа была предрешена ввиду бездействия НАСА, но само разрушение и гибель людей произошли в считанные секунды.

Стоит заметить, что шаттл «Колумбия» эксплуатировался много раз, на момент гибели кораблю было 34 года (в эксплуатации у НАСА с 1979 года, первый пилотируемый полет в 1981 году), 28 раз летал в Космос, однако этот полет оказался роковым.

В самом космосе не погиб никто, в плотных слоях атмосферы и в космических кораблях - около 18 человек.

Кроме катастроф 4-х кораблей (двух российских — «Союз-1» и «Союз-11» и американских — «Колумбии» и «Челленджера»), в которых погибло 18 человек, было еще несколько катастроф при взрыве, пожаре в дополетной подготовки, одна из самых известных трагедий - пожар в атмосфере чистого кислорода при подготовке к полету «Аполлона-1», тогда погибли трое американских космонавтов, при аналогичной ситуации погиб совсем молодой космонавт СССР - Валентнн Бондаренко. Космонавты просто сгорели заживо.

Ещё один астронавт НАСА Майкл Адамс погиб при испытаниях ракетного самолёта «X-15».

Юрий Алексеевич Гагарин погиб при неудачном полете на самолете во время обычной тренировки..

Наверное, цель людей шагнувших в космос была грандиозна, и не факт, что даже зная свою судьбу - многие отреклись бы от космонавтики, но все же всегда нужно помнить какой ценой нам проложен путь к звездам…

На фото памятник погибшим космонавтам на Луне

18:51 11/12/2017

👁 2 188

Идея путешествия в космос кажется притягательной. Многие из нас мечтали стать космонавтами - или даже первыми людьми на , кто-то в детстве, а кто-то до сих пор. Кто бы не хотел дотянуться до ? И все же есть несколько фактов, которые могут заставить нас передумать, ну или хотя бы задуматься. Оказывается, космос это не только сложно и неудобно, это еще и неприятно. Перед вами десять мерзких фактов о космических путешествиях, к которым вам, возможно, придется хорошо подготовиться.

NASA не знает, что делать с астронавтами, погибшими в космосе

У NASA нет четких планов относительно того, что делать с телами космонавтов, которые умирают в космосе. По сути, NASA вообще не ожидает, что астронавты могут умереть в космосе, поэтому не указывает, как им действовать в случае смерти коллеги. Но что произойдет, если астронавт погибнет в космосе? Ведь это вполне возможно, особенно в случае длительной миссии, например, к Марсу.

Один из вариантов - отправить тело в космос. Но этот вариант не подходит, потому что ООН запрещает сброс мусора (включая тела) в космос из-за опасений, что тот может столкнуться с или загрязнить другие . Другой вариант - сохранить тело внутри космического корабля и сжечь по возвращении на . Опять же, этот вариант не подходит: он может поставить под угрозу жизнь других космонавтов. Последний вариант: если люди когда-нибудь колонизируют Марс, тело можно использовать в качестве удобрений. Правда, остается вопрос, действительно ли люди могут быть хорошим удобрением.

NASA в настоящее время работает с погребальной компанией Promesse, которая разрабатывает Body Back. Труп будет запечатываться в воздухонепроницаемом спальном мешке и крепиться к внешней стороне космического аппарата, где на него будет воздействовать холод космоса. Тело замерзнет, подвергнется вибрации и расколется на множество мелких частиц по мере движения аппарата через космос. К моменту возвращения на Землю от тела астронавта останутся лишь крошечные пылинки.

Астронавты пьют переработанную мочу

Доступ к свежей пресной воде в космосе может быть проблемным. Американские астронавты на получают большую часть воды за счет переработки и восстановления в системе, представленной в 2009 году. Как и следует из названия, система восстановления воды позволяет астронавтам восстанавливать большую часть жидкости, которую они теряют в виде пота и мочи, во время бритья или делая кофе.

Американские астронавты не просто перерабатывают собственную мочу. Они также утилизируют мочу космонавтов, потому что россияне отказались пить такую воду. По словам Лейна Картера, менеджера по водной подсистеме для МКС, переработанная вода по вкусу ничем не отличается от бутилированной.

Астронавты теряют мышечную и костную массу и преждевременно стареют

Условия микрогравитации в космосе приводят астронавтов к преждевременному старению. Кожа стареет быстрее, становится тоньше и суше, начинает зудить. Кости и мышцы также слабеют. Астронавты теряют 1% мышечной массы и 2% костной массы с каждым месяцем, проведенным в космосе. За четыре-шесть месяцев пребывания на Международной космической станции потеря составляет порядка 11% массы бедренной кости.

Даже артерии страдают. Они становятся жестче, что грозит сердечными приступами и инсультами у астронавтов. Канадец Роберт Терск страдал от слабости, хрупких костей и проблем с равновесием, проведя шесть месяцев в космосе. Он сказал, что по возвращении на Землю почувствовал себя стариком. Преждевременное старение сейчас рассматривается как один из побочных эффектов космических путешествий. И от него не скрыться, хотя космонавты могут снизить эффект, упражняясь по несколько часов в день.

Космическое путешествие может сделать бесплодным

Есть предположения, что долгосрочные космические миссии делают космонавтов бесплодными. В одном эксперименте самцов крыс подвешивали над полом на шесть недель, имитируя невесомость космического пространства, в результате чего их семенники уменьшались, как и количество сперматозоидов, эффективным образом диктуя бесплодие. Самки крыс страдали от подобной или даже худшей участи, когда их отправляли в космос. Яичники крыс переставали работать через 15 дней. К моменту возвращения на Землю ген, ответственный за производство эстрогена, работал на износ, а клетки, производящие яйцеклетки, умирали.

Космическое путешествие также связывают с потерей либидо. В одном эксперименте два самца и пять самок мышей, которых отправили в космос, отказались спариваться. Однако некоторые ученые настаивают на том, что космос никак не связан с либидо или бесплодием. Яйцеклетки рыб и лягушек, отправленные в космос, удавалось оплодотворить, хотя потомство лягушек осталось в фазе головастиков. Мужчины-космонавты также зачинали детей своим женам через несколько дней по возвращении на Землю.

С женщинами похожая ситуация. Они также беременели вскоре после возвращения из космических миссий, хотя у них был более высокий шанс выкидыша. Влияние космических путешествий на воспроизводство остается спорным и по очевидным причинам исследуется очень тяжело. NASA отказалось от попыток подсчета количества сперматозоидов у астронавтов, возвращающихся из космоса, в целях конфиденциальности.

Большинство астронавтов болеют в космосе

Несмотря на достижения в освоении космоса, «космическая болезнь» остается головной болью NASA. Больше половины всех астронавтов, посылаемых в космос, сталкиваются с тошнотой, головной болью, рвотой и общим дискомфортом. Все это причины космической болезни, также называемой синдромом космической адаптации. Из известных астронавтов, столкнувшихся с космической болезнью, можно назвать Джейка Гарна, который почувствовал симптомы еще до отлета с Земли. Когда же он вернулся, он едва мог ходить.

Космическая болезнь Гарна протекала так тяжело, что его имя стало неформальной шкалой измерения степени болезни. Астронавты оценивают тяжесть своих страданий фразами вроде , «два гарна», «три гарна» и так далее. Пока NASA ищет решения вопроса космической болезни, силами инженеров агентства было создано устройство раннего предупреждения, если астронавтам станет плохо в космосе.

Все космонавты носят подгузники

NASA кое-что упустило в конструировании первого скафандра. Оказалось, ученые забыли, что астронавтам может потребоваться сходить в туалет в скафандре. Это упущение привело к тому, что Алан Шепард, первый американец в космосе, сходил прямо под себя, пребывая в скафандре. И произошло это только после разрешения, поскольку ученые NASA опасались, что моча может привести к короткому замыканию электрических компонентов скафандра.

Чтобы предотвратить возникновение подобных сценариев в будущих миссиях, в NASA придумали устройство по типу презерватива, который астронавты надевали полностью в скафандре. По очевидным причинам, когда в космос вышли американские женщины в 1970-х годах, у них возникли проблемы, поэтому агентству пришлось разрабатывать систему по распределению мочи и кала под названием DACT. DACT использовали люди обоих полов, хотя делали его специально для женщин.

В 1988 году NASA заменило DACT на MAG - по сути, памперс для взрослых, похожий на шорты. Каждому астронавту выдают три таких MAG на каждую миссию. Один надевается во время выхода в космос, один по возвращении и третий - на всякий случай.

В космосе придется мастурбировать

Астронавты всегда рискуют получить воспаление мочеполовых путей и прочие болезни, находясь в космосе. Мужчины, вероятнее всего, окажутся с простатитом, а женщины получат инфекцию мочевыводящих путей. С 1981 по 1998 год 23 из 508 астронавтов NASA, отправленных в космос, столкнулись с проблемами с мочеиспусканием. Хотя эта статистика свидетельствует о том, что мочеполовые заболевания затрагивают лишь незначительный процент астронавтов, закрывать глаза на эти проблемы не получится, поскольку они могут привести к прекращению космического полета.

Советский Союз выяснил это самым решительным образом, когда в 1985 году космонавту Владимиру Васютину пришлось вернуться на Земля всего через два месяца из запланированных шести. Владимира мучил сильный простатит, который вызывал лихорадку, тошноту и серьезные боли при мочеиспускании.

Марджори Дженкинс, медицинский советник NASA, прояснила, что простатит может быть одним из последствий уменьшения эякуляции. Когда мужчины не эякулируют достаточно часто, бактерии могут накапливаться в предстательной железе и вызывать инфекцию.

Неизвестно, придется ли астронавтам мастурбировать во время космических полетов, но это не значит, что они этого не делали. Один российский космонавт однажды признался, что «занимается сексом с рукой», находясь в космосе. В 2012 году астронавт Рон Гаран рассказал на Reddit, что астронавты действительно получают немного «свободного времени» на Международной космической станции. Когда же его попросили разъяснить, он сказал: «Я могу говорить только за себя, но мы ведь профессионалы».

Неотложной помощи в космосе не существует

У NASA нет никакого мудреного медицинского оборудования на борту космического корабля или даже МКС. Все, что есть, это лекарства и базовое оборудование первой помощи. Астронавтов не лечат ничем, кроме пластыря и подорожника с обезболивающим. Что же делать, если астронавту станет очень плохо или вообще потребуется хирургия?

Когда такое происходит, NASA требует, чтобы астронавта отправили обратно на Землю. У NASA есть соглашение с Роскосмосом, по которому для спасения больных астронавтов с МКС запускаются экстренные . Помимо больных астронавтов, ракета вернется еще с двумя космонавтами, поскольку нужен экипаж из трех человек. Такая поездка обойдется в сотни миллионов долларов, а тяжелобольной астронавт, возможно, даже не переживет путешествие.

Если NASA проходит через все это лишь для того, чтобы забрать больного астронавта с «ближайшей» МКС, что будет, когда помощь понадобится астронавту на пути к Марсу? Национальный космический институт биомедицинских исследований (NSBRI) финансирует несколько агентств, создающих уникальное медицинское оборудование, которое сможет справиться с тяжелыми заболеваниями вроде сердечных приступов и аппендицита в космосе.

Лекарства в космосе менее эффективны

Только что мы упоминали, что медицинская помощь, доступная астронавтам в космосе, квалифицируется как первая помощь. Но даже при всем этом большинство доступных препаратов не так эффективны, как на Земле. В ходе одного исследования ученые укомплектовали первые восемь аптечек 35 разными препаратами, включая снотворное и антибиотики. Четыре аптечки были отправлены на Международную космическую станцию, а другие четыре хранили в специальной камере в Космическом центре им. Джонсона в Хьюстоне.

Спустя 28 месяцев препараты, отправленные на МКС, оказались менее эффективны, чем те, что хранились в космическом центре. Шесть препаратов, как выяснилось, также растаяли или изменили цвет. Ученые считают, что потеря эффективно связана с излишком вибрации и излучения, с которыми препараты сталкиваются в открытом космосе. Сейчас NASA снизило серьезность этой проблемы, поставляя свежие лекарства на МКС каждые шесть месяцев. В будущем же космонавтам будут давать все необходимые ингредиенты для производства лекарств в космосе.

Отравление диоксидом углерода может быть проблемой

Концентрация углекислого газа на МКС повышена. На Земле концентрация CO 2 составляет около 0,3 мм рт. ст., но может достигать 6 мм рт. ст. на МКС. Неблагоприятные побочные эффекты, такие как головные боли, раздражение и проблемы со сном, ставшие нормой среди космонавтов, - это лишь несколько последствий повышенной концентрации диоксида углерода. По сути, большинство астронавтов жалуются на головные боли в начале своих миссий.

В отличие от Земли, где углекислый газ, покидающий тело, рассеивается в воздухе, выдыхаемый астронавтами газ образует облако над их головами. На борту МКС имеются специальные вентиляторы, которые выдувают эти облака и рассеивают по объекту. Но концентрация газа все равно превышает рекомендованную. Будем надеяться, что к моменту отправки людей на Марс решение будет найдено.

2 Comments

    Если говорить о путешествиях за орбиту Земли, например, на Марс, все эти 10 препятствий станут пренебрежительно малыми по сравнению с проблемой защиты от жёсткого космического излучения. многократно превышающее “привычное” околоземное.

    1. “жёсткого космического излучения” купируется 5 мм алюминия. Опасность представляют вспышки на Солнце, но о них мы узнаем заранее и есть время для астронавтов перейти в защищенное помещение.

Ещё из

Был ли Юрий Гагарин первым человеком в космосе
Миф советской пропаганды: Гагарин не был первым в Космосе? / «Нераскрытые тайны»

По одним данным, Юрий Гагарин был вторым человеком в космосе, по другим – четвертым, а некоторые утверждают, что даже двенадцатым. В книге Рекордов Гиннесса за 1964 год первым космонавтом Земли указан Виктор Ильюшин . Другие


Именно в наши дни раскрываются данные о том, что предшествовало знаменитому полету Гагарина и, кто предшествовал. Полет 12 апреля 1961 года - это очередной миф советской пропаганды или все же неоспоримая история?
Был ли Гагарин первым в космосе? Или он стал первым, кто вернулся живым с орбиты? Почему до сих пор говорят о погибших до него космонавтах, и какие загадки первых полетов рассекречены лишь недавно? 108 минут, которые потрясли мир – чего они стоили? Ответ на эти вопросы читайте и смотрите в документальном расследовании программы «Нераскрытые тайны» телеканала «Москва Доверие».

«Нераскрытые тайны»: Был ли Юрий Гагарин первым человеком в космосе


Первый до Гагарина

10 ноября 1959 года. В США выходит газета с сенсационным материалом. В нем секретная запись переговоров главного советского конструктора Сергея Королева с космонавтом: "Земля. Давление нормальное". Через минуту тишины: "Я не слышу Вас, батареи отказали. Кислород. Товарищи, ради Бога, что сделать? Что? Я не могу. Вы понимаете? Вы понимаете?". Потом речь космонавта перешла в невнятное бормотание и исчезла совсем. По данным журналиста Аллена Хендерса, погибшего звали Александр Белоконев.

"Что касается Гагарина – нет дыма без огня. Есть некоторые факторы, которые позволяют всплывать слухам. Мы все знаем каноническую дату полета Гагарина – 12 апреля, но до его полета было пять кораблей-спутников, на которых полет корабля "Восток" отрабатывался", - сказал Вадим Лукашевич.

Андрей Симонов много лет занимается исследованием летных испытаний в нашей стране. Он признает, эксперименты в этой отрасли шли с 1953 года.


Юрий Гагарин, 1961 год


"Никто не хотел показать, представьте: первый в мире человек в космосе, и вдруг гибель. Это будет еще больший позор, чем если мы отстанем. Поэтому выверяли до мелочей, чтобы была стопроцентная гарантия успеха. Накануне полета Гагарина, Дэйли Уоркер публикует статью своего московского корреспондента. Он сообщает: "8 апреля на борту космического корабля "Россия" совершил орбитальный полет Владимир Ильюшин, летчик-испытатель, сын легендарного авиаконструктора". Именно его в Книге рекордов Гинесса за 1964 год укажут как первого космонавта планеты", - комментирует Андрей Симонов.

"Венгерский писатель Иствуд Немори написал целую книгу о том, что первым космонавтом был Виктор Ильюшин, остался жив, но был в неприглядном виде после этого неудачного приземления", - рассказал Юрий Караш.

Итальянское агентство "Контитенталь" вскоре после возвращения Гагарина публикует интервью своих ученых, братьев Ундико-Кордильо, которые поведали, что с 1957 года зафиксировали три трагедии в космосе. В своем центре прослушивания космоса они поймали радиосигналы погибающих, стоны и прерывистый сердечный ритм. Те записи существуют до сих пор.

"Первоначально было выбрано около 3000 человек. Смотрели в первую очередь на их медицинские книжки, то есть было требование практически абсолютного физического здоровья. Из них, в результате строгого отбора, было оставлено 6 человек, которые слетали по программе "Восток". На самом деле, безусловно, было отобрано больше", - добавляет Юрий Караш.

Последний неофициальный полет в зарубежной прессе значится 4 февраля 1961 года. На "Байконуре" в этот день действительно произведен запуск, но кто полетел? Почему не вернулся? Подробности много лет оставались засекреченными.

Почему погиб летчик-космонавт Бондаренко?

На Западе убеждены: Гагарин лишь отыграл роль первого космонавта, чтобы скрыть провалы.

"До полета Гагарина американцы тоже отрабатывали свой корабль "Меркурий", у них было два суборбитальных запуска, они успели запустить. В первом полетел макака-резус Сэм, а во втором – первый астронавт шимпанзе Хэм. Он полетел за два месяца до Гагарина, он поднялся на высоту 285 км вертикально. Может быть, именно поэтому Королев стал говорить, что нет смысла запускать Гагарина суборбитально, нужно сразу на полный виток. А то он бы был вторым за обезьяной. Поэтому гонка шла ноздря в ноздрю" - сказал Вадим Лукашевич.

Сегодня космонавты признают факт гибели одного из своих коллег. Это действительно произошло до Гагарина, и об этом они не любят говорить. Валентин Бондаренко был одним из любимцев первого отряда – самый молодой и веселый. Летчик-космонавт Виктор Горбатко дружил с ним, но даже он признает, что тот погиб по своей вине.

"Мы подогревали пищу и чай на обычных плитках, спиралевых. Мы протирали голову для датчиков спиртом, и у него случайно спиртовой тампон упал на плитку – он собирался ужинать. Произошло возгорание, у него было 80% ожогов, его увезли на скорой, но он прожил всего часа два-три", - вспоминает Виктор Горбатко.


Юрий Гагарин перед стартом


Гагарин не смог попрощаться с Бондаренко, его вызывают на старт. Идет битва за космос. Прежде чем отправить Юрия Гагарина в полет, его и дублера, Германа Титова, дважды привозят на космодром. Они отрабатывают до мелочей все, что можно сделать на Земле, причем по-настоящему: в скафандрах, с рапортом, с переговорами.

"Отрепетировали посадку, отрапортовали, их на лифте подняли до самого верха, до корабля. Было сделано все, кроме посадки в корабль. То есть многочисленная свита: солдаты срочной службы, стоявшие в оцеплении, видели, что космонавты отрапортовали, поехали к ракете, ракета улетела", - рассказал Вадим Лукашевич.

Вот так и рождаются слухи. Также их подогревают кухонные разговоры диссидентов, которые не доверяют властям.

"Однажды я был в Италии, там собрались те, кто доказывал, что Гагарин и Терешкова были не первыми", - вспоминает Виктор Горбатко.

Конец 70-х гг. Почти двадцать лет после полета Гагарина. Космонавты уже могут разглашать некоторые детали первых запусков. Тогда Виктор Горбатко впервые рассказывает, что Валентин Бондаренко погиб не в космосе, а в сурдокамере во время испытания. А вот те радиосигналы, что слышали братья-итальянцы, действительно были, и шли из космоса.

"На борт были взяты радиопередатчики. Просто записывали голос и смотрели как сигнал будет проходить на Землю. Там были простые позывные: "Прием!", "Как меня слышите?", и т.п. Западные летчики, услышав это, вполне могли подумать, что это говорит человек, хотя на самом деле это говорил магнитофон", - рассказал Андрей Симонов.

Испытания на людях

Так был ли космонавт номер ноль, и кто те люди, имена которых называли крупнейшие зарубежные издания? Почему в них так поверили? А Гагарин – первый, второй или двенадцатый космонавт в мире? Первое журналистское расследование появилось еще летом 1965 года.

"В американских изданиях – до Гагарина летал еще Белоконев, Ледовский, Шиборин, Гусев, Завадовский – куча фамилий приводилась. И выяснилось, что в 1959 году в журнале "Огонек" была подробная публикация, где давали интервью испытатели скафандров для летчиков, не для космонавтов. И они рассказывали, что испытывали высотные скафандры. И вот американцы взяли фамилии людей из этой группы, и выдали их за космонавтов. Но вопросы остались. Что на самом деле произошло с Владимиром Ильюшиным?" - сказал Андрей Симонов.

"Он был очень уникальный человек. Он в 1959 году установил мировой рекорд высоты полета на самолете, о нем очень много писали. И вот он в 1960 году неожиданно пропадает из виду. Все было просто: 8 июня 1960 года он попадает в автоаварию по пути из Москвы в Жуковский, и долгое время лечился. Ему в этом году присвоили звание героя Советского Союза, и он приходил на костылях на вручение. И, видимо, кто-то увидел, и пошли сплетни, что он неудачно слетал в космос. Хотя он сам всегда это опровергал" - вспоминает Симонов.


Юрий Гагарин в Большом Кремлевском дворце, 1961 год


Евгений Кирюшин тоже из тех, кого называли в числе погибших космонавтов. Его друзья услышали об этом в эфире зарубежной радиостанции.

"Кто-то случайно спросил у меня: "О! А ты живой? Я слышал, ты умер" – "Нет, говорю, живой!", - сказал Евгений Кирюшин.

Кирюшин из тех, кто делал все, чтобы космонавты не погибли. Более 20-ти лет он официально значился то простым лаборантом, то механиком при институте космической медицины. Только в начале 1990-х стало возможно вслух говорить о его работе, и он получил звание героя России.

"Скажем, взрывная декомпрессия, когда проверяли скафандр на взрыв – доли секунды проходит до полной разгерметизации, с земного давления до вакуума – три десятых секунды. Бог знает, что может случиться: может, молнию оторвет, может, шлем, а может, и голову", - пояснил Кирюшин.

Трагедий среди испытателей не счесть, двенадцатикратные перегрузки и экстренное катапультирование выдерживают не многие. Частая травма – перелом позвоночника. До последнего никто не знает, как поведет себя человек в космосе. Считается, что в состоянии невесомости он просто сойдет с ума. У Гагарина вся панель управления кораблем заблокирована. Код находится в специальном конверте, невменяемый пилот не сможет его расшифровать. До последней минуты успех полета под вопросом.

"После ВОВ Международная комиссия запретила проведение экспериментов и испытаний на людях. Но как можно развивать такую новую отрасль как космонавтика, не проводя экспериментов с людьми? Это невозможно, поэтому, несмотря на всякие международные акты, у нас была группа испытателей, которая этим занималась", - рассказал Евгений Кирюшин.

Вадим Лукашевич написал не одну книгу о космонавтике. Он считает, что американцы, распространяя слухи о советских неудачных запусках, не хотели принизить достижения страны Советов. Наоборот, их пугала такая информация. В период холодной войны они пристально следили за русскими. К заседаниям в Конгрессе США по бюджету, Пентагон даже выпускал спецброшюру "Советская военная мощь".

"Запад тогда очень мало принимал информации о Советском Союзе. Вплоть до того, что бы не сказали, откуда стартовали. Мы стартовали с Тюо Тама, а сказали, что с Байконура, а это сотни километров в сторону. И американцы узнали место старта по баллистическим расчетам, посмотрев откуда взлетела ракета. Гагарин - первый человек в космосе, но по правилам международной ассоциации, для того, чтобы зарегистрировать рекорд, он должен был взлететь в корабле, и сесть в корабле. А он на высоте 80 км катапультировался и садился на парашюте отдельно, но когда мы подавали документы на регистрацию рекорда, мы это скрыли. То есть очень многие вещи они додумывали", - сказал Вадим Лукашевич.

Гибель Ивана Ивановича

Лариса Успенская как никто знает тайны космических полетов. Многие годы она заведует архивом первого отряда космонавтов. Здесь хранятся уникальные, еще недавно закрытые документы.

"В 2011 году, когда проходили торжества, юбилейные мероприятия, проводилось массовое рассекречивание документов. Документы архива президента, государственной власти на то время и нашего ведомства были рассекречены. Недавно вневедомственная комиссия рассекретила значительный блок архивов, касающихся первых полетов космических", - рассказала Лариса Успенская.

Самые первые записи архива полета Гагарина сделаны в режиме реального времени Королевым и лично космонавтом сразу после приземления. Гагарин пишет как потерял в невесомости карандаш, как хотел пить, как корабль отклонился от курса.


Конструктор Сергей Королев и первый космонавт Юрий Гагарин, 1961 год


"Переговоры Гагарина с Землей во время полета американцы запеленговали и разбудили президента, что гонка проиграна" - сказал Вадим Лукашевич.

Между тем, за три недели до этого житель села Корша, что в Западном Казахстане, обнаружил на высокой ели человека в скафандре – он неудачно приземлился с парашютом. Новость о погибшем космонавте быстро облетела округу. Но подойти к нему близко никто не успел: приехали военные и жертва бесследно исчезла.

"Космонавтом номер ноль мы можем назвать только манекена Ивана Ивановича. Совершенно нельзя было предположить, как человеческий организм отреагирует. Те перегрузки, которым подвергались космонавты во время тренировок и испытаний на Земле не могли сравнится с тем, что будет там", - рассказала Лариса Успенская.

Официально, в космос слетали два манекена, прозванные конструкторами в шутку Иванами Ивановичами. Чтобы не пугать людей, на скафандре второго так и напишут: "Макет". Но слухи остановить уже было невозможно.

"ООН только через пятьдесят лет установила, что 12 апреля 1961 - день первого полета человека в космос", - рассказал Виктор Горбатко.

Сегодня за 1 миллион долларов каждый может отправиться в космос. Но стало ли это безопасно? Что до сих пор скрывают космонавты?

"Я волновался, конечно, но страха не было. К сожалению, предыдущий экипаж, когда мы летали на "Алмаз" (военная станция "Салют-5") паниковал, они стали принимать все более остро, что вызвало ухудшение их самочувствия, а это привело к срочной посадке. И даже какое-то время считали, что станция отравлена.

Только за кадром испытатели говорят, что риск в полетах не исчез. Это по-прежнему рулетка, поэтому они и подписывают документы о неразглашении. Их отчеты как секретные файлы хранятся годами.

"В результате каждого полета, не считая сообщений ТАСС, возникает целый комплекс документов. Например, бортовой журнал Гагарина до сих пор не опубликован. Что мы знаем о полетах после Гагарина?" - рассуждает Вадим Лукашевич.

Казалось бы, завеса тайны первых полетов открыта, и кроме собак и манекенов до Гагарина на орбите никто не бывал, но пока не будут рассекречены все документы, эти вопросы будут исследоваться вновь и вновь.

Майор Гагарин справился с заданием. Виктору Горбатко после него удалось трижды побывать в космосе, каждый раз им усложняли миссию.

"Равнины, леса, все это из космоса видно. В мой второй полет, взяв соответствующую аппаратуру, мы могли видеть человека", - вспоминает Виктор Горбатко.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!